Трудный ребенок воспитание. Трудные дети: почему они такими становятся, и как их правильно воспитать? Как исправить поведение взрывного ребенка

Хронический рецидивирующий герпес – это вирусное заболевание, встречающееся у лиц ранее болевших острыми формами герпеса. Характеризуется бессимптомным течением, которое время от времени нарушается обострениями (рецидивами). Несмотря на большую распространенность вируса, механизмы лежащие в основе реактивации данного вируса неизвестны по сей день.

Этиология (причины) хронического рецидивирующего герпеса

Возбудителем является вирус простого герпеса (Herpes Simplex Virus), который передается как контактным путем, так и воздушно капельным. Причем важно понимать, что один рас попав в организм, вирус простого герпеса уже никогда из него выйдет. Так острое герпетическое поражение со временем перетекает в хронический герпес, который время от времени дает рецидивы.

Частота рецидивов напрямую зависит от состояния иммунной системы больного и может варьировать от 3-4 раза в месяц, до 1-2 раза в год. Таким образом, рецидив хронического герпеса может провоцировать все то, что снижает иммунитет: стрессы, переохлаждение, другие вирусные инфекции, пневмония и т.д.

Согласно исследованиям ученых Колумбийского университета, вирус простого герпеса может стать предрасполагающим фактором для развития болезни Альцгеймера. В ходе исследований было доказано, что 90% процентов Альцгеймеровых бляшек в мозгу у больного содержат ДНК простого герпеса.

Симптомы хронического рецидивирующего герпеса

Клиника хронического рецидивирующего герпеса характеризуется образованием пузырьков на гиперемированной слизистой оболочке или коже. Диаметр пузырьков, как правило, составляет 1-3 мм. Локализация пузырьков может варьировать – они могут занимать практически любой участок слизистой оболочки или кожи, но у вируса простого герпеса есть «любимые» зоны. В большинстве случаев пузырьки образуются на границе красной каймы губ с кожей (herpes labialis) или под носом (herpes nasalis). Также часто встречается герпес твердого неба, спинки языка, десен и слизистой оболочки щек.

Характерно, что до образования пузырьков больного беспокоят чувство жжения или зуд, на месте будущих пузырьков. Общее состояние больного, при хроническом рецидивирующем герпесе, как правило, не ухудшается.

Пузырьки быстро вскрываются, образуя ярко красные болезненные эрозии. Со временем эрозии покрываются беловато-желтым фибринозным налетом, а затем и геморрагическими корками. Заживление происходит через 8-10 дней, без образования рубцов.

Лечение хронического рецидивирующего герпеса

Различают местное и общее лечение хронического рецидивирующего герпеса.

Местное лечение осуществляется при помощи различных препаратов, которые наносятся на пораженный участок с целью облегчить течение заболевания, или ускорить выздоровление. С этой целью применяются:

  1. Анестетики (лидокаин, пропосол) применяются для обезболивания пораженных участков (герпетические эрозии являются достаточно болезненными)
  2. Ферменты (трипсин, хемотрипсин) наносятся на эрозии, чтобы устранить фибринозный налет
  3. Средства способствующие эпителизации (каротолон, масло облепихи), применяются после устранения фибринозного налета, чтобы ускорить процесс заживления герпетических эрозий
  4. Противовирусные мази(0,5% интерфероновая мазь, 0,5% бонафтоновая мазь) применяются в течение 3-4 дней от начала заболевания

Целью общей терапии является десенсибилизация организма (димедрол, супрастин) и повышения иммунитета. С целью повышения иммунитета назначают витамины: особенно витамин C, и иммунокорректоры.

Также применяются противорецидивные средства, такие как бонафтон и интерферон. Кроме того больным хроническим рецидивирующим герпесом показана высококалорийная диета с обильным питьем.

dental-area.com

Хронический рецидивирующий герпес (herpes chronicus recidivans)

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Это наиболее частая форма эндогенной инфекции, вызываемой вирусом простого герпеса. Появляется в любом возрасте у людей, ранее инфицированных вирусом простого герпеса и имеющих противовирусные антитела. В патогенезе рецидивирующего герпеса основная роль принадлежит факторам, снижающим иммунитет: переохлаждение, вирусные инфекции, пневмония, хронические стрессы, тяжелые общие заболевания (лейкоз, рак и др.). У женщин обострение хронического герпеса часто связано с менструальным циклом.

К местным факторам, способствующим возникновению обострения, следует отнести травму слизистой оболочки рта, повышенную инсоляцию, высушивание красной каймы губ. Рецидивы могут возникать с различной частотой, в разное время года и не имеют сезонности. У некоторых больных рецидивы возникают 1-2 раза в год, у других 3-4 раза в месяц. В редких случаях заболевание приобретает перманентный характер, когда одни высыпания еще не разрешились, а другие уже появляются.

По сравнению с острым герпетическим стоматитом интенсивность и продолжительность клинических проявлений хронического рецидивирующего герпеса менее выражены. Рецидивы герпетической инфекции характеризуются высыпаниями одиночных или групп пузырьков диаметром 1-3 мм на гиперемированной слизистой оболочке. Процесс обычно начинается с чувства жжения, зуда, иногда легкой болезненности на месте будущих высыпаний. Затем появляются легкая гиперемия и отечность слизистой оболочки, а позже - мелкие сгруппированные пузырьки. Они очень быстро вскрываются, в результате чего образуются яркокрасные болезненные эрозии неправильной формы с мелкофестончатыми очертаниями за счет слияния пузырьков и отдельными мелкими эрозиями вокруг. Эрозии затем покрываются беложелтым фибринозным налетом, на крайной кайме губ и коже - геморрагическими корками. Заживление происходит на 8-10й день без образования рубца.

Локализация герпетических высыпаний обычно определяется местом внедрения вируса в кожу или слизистую оболочку. Пузырьки могут располагаться на любых участках слизистой оболочки рта, но чаще они появляются на красной кайме губ в области границы с кожей (hepres labialis), передних отделах твердого неба, спинке языка, деснах, щеках, крыльях носа (hepres nasalis), реже - на коже ягодиц, в области крестца, на бедрах. Рецидивирующий герпес чаще всего локализуется в тех участках слизистой оболочки рта, где наблюдается процесс физиологического ороговения. При повторной локализации герпеса на одном и том же месте говорят о фиксированном герпесе. Иногда возникновение пузырьков сопровождается увеличением поднижнечелюстных и подъязычных лимфатических язлов.

Хронический рецидивирующий герпес необходимо дифференцировать от:

    рецидивирующего афтозного стоматита;

    аллергического стоматита;

    стрептококкового импетиго.

Дифференциальная диагностика основывается на особенностях клинической картины хронического рецидивирующего герпеса, а также на данных цитологических исследований содержимого пузырьков и соскоба из области эрозий, образовавшихся после вскрытия пузырьков в первые 2-3 дня заболевания.

В препаратах обнаруживают гигантские многоядерные клетки. Применяют также вирусологический метод исследования.

Проводят комплексное лечение: на разных этапах заболевания применяют этиотропное и патогенетическое лечение, которое, с одной стороны, направлено на подавление возбудителя, а с другой - на повышение иммунной реактивности организма.

При выборе лечения следует учитывать стадию заболевания: при рецидиве рекомендуется назначать противовирусные химиопрепараты - интерферон и его индукторы, дезоксирибонуклеазу, левамизол и др. В период ремиссии хронического рецидивирующего герпеса применяют иммуномодуляторы, пирогенал, герпетическую вакцину.

Противовирусные химиопрепараты назначают в первые часы и дни после появления высыпаний. Использование ацикловира по 0,2 г 5 раз в день в течение 5 дней при рецидивах хронического герпеса сокращает сроки обострения заболевания и уменьшает болезненные ощущения в областях поражения.

Назначают также бонафтон внутрь по 150 мг в сутки в течение 5-7 дней. Одновременно можно использовать 0,5 % бонафтоновую мазь.

Можно использовать и другие противовирусные препараты: алпизарин, риодоксол, хелепин, теброфен, флореналь, мегосин, метисазон.

Интерферон и его индукторы (госсипол, мегасин) применяют при рецидивах хронической герпетической инфекции. Наиболее эффективно их действие в продромальный период и при появлении первых признаков рецидивов. Хорошее интерфероногенное действие оказывает дибазол, который назначают по 0,01 г 2 раза в день в течение месяца.

Местно используют противовирусные мази с первых дней рецидива, лейкоцитарный интерферон, раствор которого в виде аппликаций наносят на область поражения 5-6 раз в день.

Эффективна лазерная терапия (гелийнеоновый, инфракрасный лазеры).

Внутрь обычно назначают большие дозы аскорбиновой кислоты.

Несколько меньший терапевтический эффект оказывает дезоксирибонуклеаза (ДНКаза), которую вводят внутримышечно по 10-25 мг, предварительно растворив порошок в дистиллированной воде или изотоническом растворе натрия хлорида. Инъекции делают через день; на курс 6-10 инъекций.

При нарушениях системы иммунитета эффективны курсы иммунокорригирующей терапии. Вводят Тактивин по 50 мкг подкожно через день, на курс 5-8 инъекций. Аналогичный препарат тимоптин вводят подкожно по 100 мкг, на курс 4-5 инъекций с интервалами между введениями 4 дня.

Левамизол (декарис) благоприятно действует на течение рецидивирующих форм простого герпеса, сокращая продолжительность рецидивов, удлиняя периоды ремиссии и уменьшая болезненность высыпаний. Назначают препарат по 50-150 мг в первые 3 дня каждой недели с перерывами между курсами 5-6 дней; всего 2-4 курса.

С целью профилактики обострений при часто рецидивирующих формах герпеса больным, у которых проводимое ранее лечение оказалось малоэффективным, назначают герпетическую вакцину. Препарат вводят в межрецидивный период внутрикожно по 0,3 мл в области сгибательной поверхности одного из предплечий. Первые 5 инъекций делают с интервалом 3-4 дня, последующие пять - после двухнедельного перерыва (1 раз в 5-7 дней). Это основной курс лечения, который составляет 10 инъекций. После его окончания, через 3-6 мес, проводят 1-2 цикла ревакцинации, каждый из которых состоит из 5 инъекций (интервал между инъекциями 7-14 дней). Интервал между циклами лечения - 6-8 мес. В течение последующих 2 лет проводят по 1 циклу ревакцинации (по 5 инъекций каждые 8-12 мес). В месте введения препарата спустя 18-24 ч развивается локальная реакция в виде эритемы диаметром 2-5 см с папулой в центре, сопровождающаяся жжением. Во время вакцинации возможно обострение рецидивирующего герпеса. В этом случае делают перерыв в лечении на 2-3 дня. Противопоказаниями к лечению вакциной являются поражения паренхиматозных органов, сахарный диабет, гипертоническая болезнь II-III степени, острые инфекции и аллергические заболевания, болезни сердца в стадии декомпенсации, беременность.

В межрецидивный период вводят внутримышечно гаммаглобулин - по 3 мл в сутки с интервалом в 3-4 дня, на курс 6 инъекций; интервал между курсами 2 мес.

Необходимо тщательное обследование больных рецидивирующим герпесом для выявления и устранения очагов хронической инфекции в организме, в том числе и в полости рта (периодонтит, пародонтит, тонзиллит, гайморит и др.). Устраняют местные факторы, способствующие возникновению рецидивов (хроническая травма, сухость губ, хронические трещины губ).

Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Хронического рецидивирующего герпеса (herpes chronicus recidivans), ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику: Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

У Вас? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно. Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом. Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой. Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию в разделе Вся медицина. Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Eurolab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

Если Вас интересуют еще какие-нибудь виды болезней и группы заболеваний человека или у Вас есть какие-либо другие вопросы и предложения – напишите нам, мы обязательно постараемся Вам помочь.

www.eurolab.ua

Хронический герпес: симптомы и лечение

Хронический рецидивирующий герпес считается одной из наиболее распространённых форм эндогенной инфекции. Термин «эндогенный» применим в том случае, когда инфекционный процесс провоцируется возбудителем, уже достаточно долго находящимся в организме. Научно доказанный факт: если вы хоть раз переболели герпесом, то теперь всю жизнь будете носителем этого вируса. И при определённых условиях хроническая форма герпеса переходит в рецидив – повторное обострение заболевания.

В основном при рецидиве хронического герпеса наблюдается умеренная клиническая картина без резко выраженных характерных симптомов, по сравнению с первичными проявлениями болезни.

Механизмы и причины рецидива

Большинство из нас заражается герпесом в ещё молодом возрасте, становясь пожизненным носителем этого вируса. После того, он попал в организм, развивается первичный инфекционный процесс в виде лабиального или генитального герпеса. Несмотря на выраженность клинических симптомов и проведения эффективного лечения, первичная инфекция заканчивается тем, что у пациента остаётся хроническая форма герпеса, которая при определённых условиях может заново проявиться.

Сначала вирус поражает слизистые оболочки, в которых активно размножается. Далее направляется в ганглии, где как бы «залегает на дно». В нервных клетках вирус становится недоступным для полноценного иммунного ответа. Обострение хронической формы герпеса и развитие повторных проявлений болезни происходит при таких факторах, как:

  1. Снижение защитных сил организма.
  2. Психоэмоциональный стресс.
  3. Различные заболевания.
  4. Тяжёлый физический труд, приводящий к истощению.
  5. Недоедание.
  6. Переохлаждение.

Избегая провоцирующих факторов, можно добиться достаточно стойкой и длительной ремиссии, при которой вирус будет находиться в неактивной форме.

Клиническая картина

Для хронической рецидивирующей формы герпеса характерны периодические обострения заболевания, которые сопровождаются типичными симптомами: сыпью в виде пузырьков, зудом кожи, достаточно болезненными ощущениями в области высыпаний и подъёмом температуры. Кроме того, стоит отметить, что нередко встречаются и бессимптомные формы заболевания, когда практически не наблюдается каких-либо клинических проявлений.

Рецидив лабиального герпеса

Согласно клинической статистике, лабиальный герпес считается одной из самых часто встречаемых вирусных болезней, уступая, пожалуй, лишь ОРВИ и гриппу. Какие клинические симптомы будут характерны при рецидиве хронической формы этого заболевания:

  • Сначала наблюдаются предвестники инфекционного процесса в виде ощущения боли, жжения, зуда в районе губ. Также может отмечаться покраснение кожи вокруг рта.
  • В области, где ощущались зуд, жжение, неприятный дискомфорт и болезненные ощущения, возникает сыпь.
  • Типичным симптомом для лабиального герпеса будет обнаружение на губах несколько весьма болезненных прозрачных пузырьков, которые постепенно увеличиваются в размерах. Со временем пузырьки теряют прозрачность и становятся матовыми.
  • Жидкость в них приобретает беловато-жёлтый цвет.
  • Через несколько дней пузырьки лопаются, образуя болезненные язвы.
  • Спустя ещё несколько дней на месте язв формируются корочки, при повреждении которых возможно появления поверхностного кровотечения и довольно-таки болезненных ощущений.

Рецидив генитального герпеса

Клиническая картина обострения хронической формы заболевания начинается с появления на месте будущей сыпи боли, чувства жжения и зуда. Болезненные ощущения могут распространяться на поясницу и ягодицы. Нередко наблюдается подъём температуры, повышенная утомляемость, слабость и т. д. Спустя некоторое время пациент замечает характерную сыпь в виде пузырьков, которая может располагаться на наружных половых органах, бёдрах, ягодицах, около анального отверстия.

Проходит ещё несколько дней и пузырьки лопаются. На их месте формируются болезненные язвы. Примерно через неделю они заживают, не оставляя видимых повреждений на коже и слизистых. Возможные варианты течения рецидива хронической формы генитального герпеса:

  1. Классический. Наблюдается у 20% пациентов. Характерна типичная клиническая картина со всеми симптомами боли, жжения, зуда, сыпи и т. д. Как правило, этот вариант течения успешно диагностируется и назначается соответствующее лечение.
  2. Атипичный. Фиксируется около в 60% случаев. Клиническая картина будет достаточно стёртой и неясной. Отсутствие характерных симптомов довольно-таки длительное время не позволяет поставить правильный диагноз. Больные могут лечить трещины анального отверстия, эрозии влагалища, обострения кандидоза или цистита, радикулиты, но только не герпес.
  3. Менструальный. Считается одной из самых редких форм этой вирусной инфекции. Обострения возникают обычно в конце месячных. Всему виной повышенный уровень прогестерона, способствующий снижению иммунитета. Сыпь обнаруживается на гениталиях, ягодицах, внутренней поверхности бёдер.

Частота обострений хронической рецидивирующей формы герпеса может быть различной. У некоторых пациентов возобновление заболевания наблюдается чуть ли не каждую неделю. У других же возможно примерно раз в год или ещё реже. Способствовать развитию повторов герпетической инфекции могут пониженный иммунитет, психоэмоциональный стрессовые ситуации, недостаточное питание, половые отношения с партнёром, у которого имеется характерная сыпь на гениталиях, и т. д.

Лечение рецидива хронической формы герпеса позволяет существенно сократить длительность заболевания и выраженность клинических симптомов.

Рецидив при беременности

Возобновление герпетической инфекции во время беременности чревато серьёзными последствиями для плода. Вирус может спровоцировать появления серьёзных пороков развития, в частности нервной системы. Чтобы не допустить рождения ребёнка с тяжёлой патологией, особое внимание уделяют своевременной диагностике вирусной инфекции у беременных женщин. В каких случаях необходимо прибегнуть к лабораторным методам исследования:

  • Если будущая мама ни разу не болела этим вирусным заболеванием, то у неё отсутствует иммунитет. Применяют иммуноферментный анализ (ИФА) для выявления специфических антител к вирусу во всех периодах беременности без исключения.
  • Если наблюдается рецидив с характерными клиническими симптомами. При подтверждении герпетической инфекции решается вопрос о дальнейшем ведении беременности. Лечащий врач подробно объясняет женщине о возможных рисках для плода. В таких случаях категорически недопустимо игнорирование заболевания или самостоятельное лечение любыми лекарственными средствами, включая народными.

Лечение

Общий подход к лечению рецидива хронической формы герпеса применяется тот же, что и при первичном заболевании. Основными лекарственными препаратами от этой инфекции считаются противовирусные средства. В настоящее время активно применяют следующие виды противовирусных препаратов:

  • Ацикловир.
  • Виролекс.
  • Зовиракс.
  • Фамцикловир.

Длительность терапии, включая дозу и кратность приёма, должен определять только врач-специалист. Самостоятельное лечение зачастую приводит к нежелательным результатам и серьёзным последствиям. Особый подход требуют пациенты, имеющие тяжёлые проблемы с иммунитетом, функционированием почек, печени, эндокринными железами и др.

Кроме того, успешно задействуют в лечении рецидивов хронических форм герпеса противовирусные препараты для местного применения. Как правило, пользуются различными мазями, гелями или кремами (Ацикловир, Виролекс, Герпевир, Зовиракс, Панавир) для обработки поражённых вирусной инфекцией участков кожи.

Если вы решили воспользоваться народными средствами (например, облепиховое масло, прополис и др.), то лучше сначала проконсультируйтесь со своим лечащим врачом, чтобы не навредить основному лечению и не привести к ухудшению текущего состояния здоровья. Сразу стоит отметить, что не следует применять любые спиртосодержащие препараты для обработки язв и лопнувших пузырьков, поскольку это может спровоцировать развитие ожога. Будьте предельно осторожны с различного рода компрессами и примочками на поражённые области кожи. В большинстве случаев стандартных лекарственных мазей и кремов оказывается вполне достаточно.

При выраженных болях, причиняющих серьёзный дискомфорт, можно принять анальгетические или обезболивающие лекарства. Обычно используют Анальгин, Пенталгин, Нурофен и др.

К сожалению, полностью уничтожить вирус не представляется возможным. Всегда сохраняется риск возникновения повторных обострений.

Профилактика

На сегодняшний день специфическая профилактика рецидивов хронической герпетической инфекции пока отсутствует. Тем не менее следя за состоянием иммунитета и избегая провоцирующих факторов, вы сможете минимизировать риск развития повторных обострений заболевания. Кроме того, что ещё рекомендуется делать:

  • Хорошо вымывайте руки после прикосновения к высыпаниям.
  • Не целуйтесь и не вступайте в интимную связь с партнёром, у которого вы подозреваете герпес.
  • Не занимайтесь сексом с малознакомым партнёром без использования презерватива.
  • Никогда не пользуйтесь чужими гигиеническими и косметическими средствами.
  • Старайтесь свести к минимуму контакт с людьми и их вещами (полотенце, посуда и др.), у которых все признаки герпетической инфекции.
  • Во избежание присоединения бактериальной инфекции не пытайтесь самостоятельно удалять сыпь или подсохшие корочки.
  • Не желательно переохлаждение или перегревание.

Частые физические переутомления или стресс также пагубно сказываются на состоянии вашего иммунитета. При появлении первых признаков любой, даже незначительной, инфекции рекомендуется обращаться к врачу.

dokozha.ru

Рецидивирующий герпес: причины, симптомы и лечение

По статистике вирусный герпес имеется примерно девяносто процентов населения. При этом он может долгое время находиться в неактивном состоянии и никак себя не проявлять. Но при ослабленности иммунной функции возникают первые симптомы. Почему проявляется рецидиврующий герпес и как его преодолеть?

Причины частых рецидивов герпеса

Как правило, рецидивирующих герпес чаще встречается у людей с сильно ослабленной иммунной функцией. В эту группу можно отнести маленьких детей, беременных и кормящих женщин и пациентов с иммунодефицитом.

Если человек жалуется на частые рецидивы герпеса, причины могут скрываться:

  • в постоянных стрессовых ситуациях;
  • в физическом и умственном переутомлении;
  • в периоде перед началом месячных;
  • в половом акте или любом другом химическом или механическом воздействии на кожный покров, который располагается вокруг половых органов;
  • в иммунодефицитном состоянии, которое имеет экстрагенитальный или генитальный характер;
  • в имении у больного дополнительных заболеваний;
  • в нехватке витаминов и минералов;
  • в перегревании или переохлаждении;
  • в резком изменении климата;
  • в регулярных простудных болезнях.

Обострение герпеса может произойти и по другим причинам. К немаловажным факторам принято относить:

Все вышеперечисленные причины ведут к ослаблению иммунной функции. А чтобы преодолеть рецидив герпеса, необходимо задуматься об укреплении защитных сил.

Классификация рецидивирующего герпеса

После перенесенного в первый раз генитального герпеса болезнь периодически встречается у пятидесяти-шестидесяти процентов населения. Исходя из этого частые рецидивы герпеса принято подразделять на три формы:

  • облегченную. Заболевание возникает не больше трех раз за год;
  • среднюю. Болезнь может проявляться от четырёх до шести раз за год;
  • тяжелую. Обострение генитального герпеса может возникать ежемесячно, при течении болезни бывает разным.

Также частые рецидивы генитального герпеса имеют разное течение. Сюда относят:

  1. атипичное микросимптоматическое или субклиническое течение. Симптоматика присутствует, но не сильно беспокоит больного. Может наблюдаться зуд, а вместо пузырьков образуются трещинки;
  2. атипичное макросимптоматическое течение. Признаки выражаются сильно, но не в полную силу. Пациент жалуется на зуд и болевое чувство. При этом образования отсутствуют или имеют небольшой размер, что не мешает больному;
  3. абортивное течение. Встречается у тех пациентов, которые раньше проводили противовирусную терапию или ставили вакцину;
  4. бессимптомное течение. Этот вид болезни считается самым опасным, как симптоматика отсутствует, но при этом пациент продолжает вести половую жизни и заражать других.

Герпес хронической формы

Хронический герпес от острой формы отличается тем, что признаки у него менее выражены. Часто рецидивы доходят до шести раз и больше.

Толчком развития данной формы может стать все что угодно: перемена климата, начало месячных, возникновение простуды, неправильное питание или строгая диета. Все эти факторы ведут к ослабленности иммунной функции.

Чаще всего хронический герпес выскакивает в области гениталий. Заболевание может характеризоваться образованием небольших водянистых пузырьков. Передаваться такая форма болезни может не только во время полового акта, но и через бытовой путь при использовании общим полотенцем, мочалкой. Вирус на половые органы может попасть и в результате посещения общественных бань, саун и туалетов.

Опасность хронического герпеса заключается в том, что с каждым разом его все сложнее лечить. Приходиться прибегать к новым методам лечения.

Симптомы рецидивирующего герпеса

Очень часто в практике встречаются два основных вида рецидивирующего герпеса. Встречается он на губах и половых органах. Повторный герпес на губах сначала характеризуется появлением болезненного покалывания в области губ, зудом и жжением. Нередко возникает покраснение и отечность тканей.

Через несколько часов или суток на пораженной области при отсутствии лечении появляются пузырьки небольшого размера. Внутри них находится бесцветная жидкость, которая постепенно мутнеет.

Когда образования лопаются, на их месте проявляются язвочки, которые покрываются корочкой. При снятии человек будет испытывать сильную боль. Но делать этого нельзя, так как инфекция сможет проникнуть в ранку снова.

Рецидив генитального герпеса также начинается с симптомов-предвестников. За несколько дней до проявления высыпаний больного начинают беспокоить болезненные ощущения в области половых органов, зуд и жжение. Через несколько часов возникает отечность гениталий. Болевое чувство можно отдавать в мошонку, поясничную или ягодичную область. Нередко наблюдается повышение температурных показателей.

Потом хронический рецидивирующий герпес набирает все большую силу. На кожном покрове половых органов появляются пузырьки, внутри которых располагается жидкость. Самым неприятным моментом является вскрытие и образование язвочек.

Рецидивирующий генитальный герпес длится от девяти до двенадцати дней. При этом сыпь может покрывать не только половые органы, но и область ануса, бедра и ягодица. Могут быть поражены шейка матки и мочеиспускательный канал.

Диагностирование рецидиврующего герпеса и его лечение

Хронический рецидивирующий герпес отличить от первоначальной формы достаточно трудно. Выяснить это можно только при опросе больного, ведь симптоматика с каждым разом становится все смазанной и не такой ярко выраженной.

Для подтверждения наличия вируса больного попросят пройти обследование, куда входит ПЦР-анализ, иммуноферментный анализ и культуральный способ. Лечение рецидивирующего герпеса ничем не отличается от первоначальной формы. Пациенты выписывают противогерпесное средство, в состав которого входит ацикловир. Если наблюдается хронический рецидивирующий герпес, то принимать препарат следует по двести миллиграммов через каждые четыре-шесть часов. Длительность лечебного курса составляет пять дней.

Также лечение хронического герпеса включает проведение противовирусной терапии. Пациенту назначаются препараты в виде Циклоферона, Кагоцела и Арбидола. Длительность такого лечебного курса составляет пять дней.

Кроме таблеток больному выписывают гель или мазь. Если хронический рецидивирующий герпес располагается на губах, то подойдет мазь Ацикловир или Зовиракс. Препарат нужно наносить при помощи ватной палочки, после чего тщательно умывать руки.

Если хронический рецидивирующий герпес выскакивает в генитальной области, то для лечения можно использовать гель Панавир. Он имеет растительное происхождение. Если герпес рецидивирует, то необходимо прибегнуть средствам, в состав которых входит цинк.

Появление рецидивирующего герпеса во время беременности

Рецидивирующий герпес на этапе вынашивания несет огромную опасность для будущего малыша. На начальных этапах беременности могут развиться пороки в нервной системе и внутренних органах. Такие дети могут родиться с параличом, умственной отсталостью. В дальнейшем после года у ребенка могут обнаружить гидроцефалию, атрофию зрительного нерва.

На последних этапах беременности герпес также опасен. Во время родовой деятельности он может передаться малышу. Нередко у женщин наблюдается слабая родовая деятельность, осложнения в послеродовом периоде, кровотечения.

Поэтому будущей маме необходимо проводить более тщательную диагностику и серьезное лечение. Чтобы этого избежать, женщине стоит заранее позаботиться о своем здоровье. Нужно сдать все анализы на скрытые инфекции, выявить хронические патологии. Потом пролечиться и заняться укреплением иммунной функции.

После этого нужно укрепить иммунную функцию и исключить все причины, которые могут привести к герпесной инфекции. После зачатия нужно наблюдаться у лечащего врача и как можно чаще сдавать анализы.

Профилактика рецидивирующего герпеса

Если герпес возникает часто, то необходимо задумать об укреплении иммунной функции и соблюдении профилактических мероприятий. Для этого нужно придерживаться нескольких рекомендаций.

  1. Почаще мыть руки, лицо и область половых органов с мылом. Лучше всего использовать антибактериальные средства или специальные препараты для интимной гигиены. Мытье рук нужно осуществлять каждый раз после улицы и еды. Гигиену половых органов стоит проводить два раза в день - утром и вечером.
  2. Каждый человек должен иметь свое личное полотенце и мочалку, особенно, это касается тех, кто регулярно страдает рецидивами. Принадлежности нужно стирать в горячей воды при температуре шестьдесят градусов.
  3. Во время обострения запрещается заниматься сексом и целоваться. Это поможет избежать заражения партнера, количество рецидивов и прогрессирование.
  4. Отказаться от пагубных привычек в виде курения и потребления спиртного. Это ведет к понижению иммунной функцию.
  5. Если имеются другие заболевания хронического или острого характера, необходимо их хорошо пролечить. При этом два-три раза в год должен осуществляться осмотр пациента у доктора для контролирования состояния больного.

После очередного рецидива стоит задуматься об укреплении иммунной функции. Для этого нужно провести иммуномодулирующую терапию. Пациенту назначают пропивать курсами витаминные комплексы, иммуностимулирующие средства на основе интерферона.

Также необходимо обратить внимание на физические нагрузки. Они должны быть умеренными. Два-три раза в неделю нужно посещать спортивный зал или заняться каким-либо видом спортом. В утренние часы необходимо делать зарядку и выпивать стакан воды.

Особое внимание стоит уделить питанию при частых рецидивах герпеса. Зачастую именно этот фактор и влияет на постоянную болезнь. Не стоит соблюдать сильно строгую диету. Пища должна быть богата жирами, белками, витаминами и минералами.

Из рациона стоит полностью исключить жирные, жареные и острые блюда. Ограничиться в потреблении сладостей в виде конфет, тортов и пирожных. Исключаются хлебобулочные и мучные изделия.

Упор стоит сделать на овощные и фруктовые блюда, которые богаты витамином С. Сюда относят киви, апельсины, грейпфрут, картофель, капусту. Не стоит забывать о мясных и рыбных блюдах, их нужно чередовать. Рыба и мясо должны быть нежирных сортов.

Полностью устранить вирус из организма не получится, но можно сделать, что предотвратить его активирование.

Пожалуй, термин «трудный ребенок» известен практически каждому родителю и, уж тем более, педагогу, про таких детей не только пишут в книжках, но и даже снимают фильмы и ставят сценки, ведь они – настоящее наказание для своих близких, а, может быть, и нет?

Некоторые мамы или папы обреченно вздыхают, мол, «что поделать, трудный ребенок», и все сразу становится ясным, таким родителям даже хочется посочувствовать, ведь дети, охарактеризованные подобным термином, приносят им немало хлопот и забот.

С такими ребятами, в каком бы возрасте они не находились, довольно трудно найти контакт, они абсолютно не желают делать то, что им говорят, как бы их не пытались убеждать родители или педагоги. Иногда, в самые трудные и пиковые ситуации, у взрослых просто опускаются руки, появляется желание сдаться, пойти на поводу у своего чада, лишь бы только оно перестало капризничать и проказничать.

Поверьте, к каждому, даже самому трудному ребенку, можно найти индивидуальный подход, так сказать, ключик к сердцу, после подбора которого, ваши отношения начнут заметно улучшаться, а бывший сорванец предстанет перед вами совершенно в ином, положительном свете.

Надо сказать, что воспитывать таких деток – дело действительно непростое, иногда требующее профессиональных педагогических и даже иногда психологических приемов, которые, кстати, будет нелишним почерпнуть в соответствующей литературе. Как воспитывать таких детей, зачастую интересуются уставшие родители, даже не задумываясь, что, во многом, в «трудности» собственного ребенка они виноваты сами.

От чего зависит формирование «трудной» личности?

Формирование личности ребенка, во многом, зависит непосредственно от окружения, в котором он растет и развивается, а именно от обстановки в семье. Если все, что малыш видит вокруг себя – это постоянные ссоры, алкогольные или табачные зловония, то он вряд ли сможет нормально учиться, чувствовать себя и стремиться к чему-то лучшему.

Многие качества ребенка, а, впоследствии, и взрослого человека, закладываются именно с самых малых лет и, кстати, именно родителями. Для любого ребенка очень важно, чтобы в семье царили добропорядочные отношения, ему важно чувствовать себя комфортно и защищенно, ощущая постоянную поддержку и доверие со стороны родителей. Именно такие, на первый взгляд, простые истины, способны заложить в ребенке правильную основу, которая поможет ему в дальнейшем придерживаться правильного курса.

Интересным является тот факт, что зачастую дети, которых многие привыкли именовать термином «трудные», не являются таковыми, за маской злостного пакостника, которого мама уже устала ругать за каждую провинность, кроется любознательный и, где-то не в меру, подвижный малыш.

Эти дети пытаются больше получить от окружающего мира, узнать и, так сказать, все «испробовать» на себе, а огромное количество запретов, которые для них устанавливают заботливые родители, способны еще больше сбивать их с правильной мысли. От переизбытка информации, согласно которой «нельзя делать то и это, и вот это», они начинают путаться и, в итоге, все равно что-то проворачивают по-своему, уже ожидая наказания со стороны старших. А вы пробовали когда-нибудь больше разрешать?

Для кого-то из родителей подобная мысль прозвучит как дикость, но задумайтесь, много ли толку от ваших запретов? Ведь проказник все равно, выждав время, проворачивал все по-своему, стоило вам только отвернуться. Если вы задумываетесь, как помочь себе и своему чаду, то просто попробуйте разрешить ему то, что до этого категорически запрещали.

Не стоит бояться, что ребенок быстро привыкнет к отсутствию каких-либо запретов, как раз-таки это исключит ситуации, когда трудное чадо пыталось делать вам наперекор, только лишь потому, что ему много запрещалось.

Не исключено, что после снятия запретов наступит период «успеть максимально все», пока запреты снова не вступили в силу, так сказать, «оторваться по полной». Это придется переждать, и когда чадо поймет, что ваши новые отношения не строятся исключительно на запретах и наказаниях, его пылкость постепенно угаснет.

Многим родителям очень трудно изменить систему собственного поведения, ведь они считают, что вседозволенность ни к чему хорошему еще не приводила. Вседозволенность да, а вот ненавязчивый контроль над определенными поступками, в которых ребенку предоставляется право выбора – чаще всего, дает свои положительные результаты, пускай, иногда и не сразу.

Очень часто в психологии приводится такой пример: когда родители случайно узнают, что их ребенок начал баловаться сигаретами, они, естественно, устраивают скандал с разносом всех полетов, который зачастую так ни к чему и не приводит.

А некоторые, возможно, более мудрые родители, предлагают своему ребенку пачку сигарет прямо дома. Объясняют весь вред, показывают наглядные примеры и так далее. Удивительно, но, в большинстве случаев, после подобных предложений со стороны родителей, дети пересматривают свое отношение к сигаретам.

И так практически на любом примере, независимо от возраста. Иногда, даже важно, чтобы ребенок сам обжегся и, уже на своих ошибках, смог выстроить логическую цепочку правильных поступков. Родительское же внимание должно быть сконцентрировано не на том, чтобы уберечь свое любимое, пусть и капризное чадо, от всех ошибок, а, наблюдая, как бы со стороны, минимизировать их масштабность.

Очень многие родители, в погоне за какими-то трудными психологическими приемами, теряют очень важный момент воспитания любого ребенка – это умение общаться с ним.

Доказано, что время, проведенное именно с родителями, максимально благоприятно сказывается на развитии и становлении маленькой личности.

Общение должно присутствовать везде и всегда – на прогулке в парке, по дороге домой, за домашними делами или во время прочтения книги. Чем больше ребенок будет ощущать родительскую заботу, ласку и любовь, тем у него в дальнейшем больше шансов вырасти здоровой личностью, как эмоционально, так и психологически.

Чтобы между родителем и ребенком возникала привязанность и уважение, они должны проводить, как можно больше, времени вместе. Впоследствии, вам будет намного проще достучаться до своего малыша, показать ему, где он не прав и где ему следовало бы поступать иначе.

Кстати, не забывайте показывать своему чаду собственные эмоции, если вам что-то не нравится, не обязательно хвататься за ремень, рукоприкладство вообще не панацея, попробуйте объяснить в спокойном и рассудительном тоне, что конкретно вам не по душе. Есть еще один интересный прием в воспитании – это просьба.

Попробуйте договориться с ребенком о конкретной ситуации, попросите его, чтобы он поступил по-вашему, обязательно объясните, почему так будет лучше, а не иначе. И, последнее, что нельзя забывать – это дисциплина, без нее все-таки никак, ведь проказнику всегда интересно, где же ее грань.

Трудный ребенок. Как быть?

Как воспитывать импульсивного, возбудимого ребенка, готового устроить скандал по самому невинному поводу, и при этом не чувствовать себя «самой ужасной матерью на свете» и не сходить с ума от каждой очередной выходки своего чада?

Чаще всего, все начинается как обычно - маленький, умилительно сопящий конверт, перевязанный ленточкой, оказывается в своей кроватке, и в очередь к нему выстраиваются заботливые родственники. Странные вещи происходят чуть позже. Младенец, которому природой назначено мирно спать двадцать часов в сутки, вместо этого днем и ночью кричит, требует внимания и не слазит с рук. Измученные и издерганные родители отправляются к невропатологу, который говорит что-то о последствиях гипоксии и синдроме гипервозбудимости. Лечебный массаж и легкие седативные препараты, лишь немного улучшают обстановку. Тем, кому повезло больше - забывают об этих проблемах вместе с окончанием младенческого периода, и истории о бессонных ночах переходят в разряд семейных легенд. Но не все дети так удачно компенсируются и перерастают свои проблемы. Некоторые из них и в более старшем возрасте остаются очень возбудимыми, плаксивыми и требовательными. А иногда, так начинают вести себя и те дети, которые в младенчестве казались очень спокойными, кричали тихо и слабо, и очень уставали во время кормления.

«Пограничные» дети - за шаг до благополучия

«Как только не называли мою дочь - манипуляторшей и притворщицей, ребенком с ужасным характером и дурной наследственностью, гиперактивной, капризной, невротизированной и даже «одержимой». Совершенно непонятные перепады настроения, тотальное непослушание, сплошные истерики, отказы и протесты - сопровождали весь ее дошкольный возраст. Стало легче только после первого класса. Если бы у меня не было ее старшего брата - покладистого, рассудительного и спокойного парня, я бы чувствовала себя самой ужасной мамой на свете и полным ничтожеством не умеющим справляться с собственным ребенком» - призналась как-то в беседе мама Ольги - двадцатилетней умницы, красавицы и почти спортсменки.

Минимальная мозговая дисфункция (ММД), пренатальная энцефалопатия (ПЭП), вегетососудистая дистония (ВСД), и прочие странные аббревиатуры могут быть записаны или не записаны в карточке ребенка. Но независимо от этого и так понятно - общаться с ребенком может быть очень непросто, да и его самому тяжело с самим собой: что-то беспокоит, что-то мешает нормально развиваться, воспринимать и адекватно реагировать на события и поступки окружающих. В любом случае, такое поведение основано на нарушении работы нервной системы, различной степени - от самой легкой до довольно тяжелой, проявляющейся в нарушении моторики, задержке речевого развития, поведенческих проблемах, которые выражаются в протестных реакциях, истериках, бурном и активном нежелании выполнять любые правила. Такие дети - действительно, развиваются иначе, чем их более нейроблагополучные (новомодное словечко из слэнга зарубежных коллег) сверстники.

Поэтому, те родители, которым выпал нелегкий жребий растить и воспитывать маленькую вредину - должны всегда помнить о том, что тяжелый характер и «невоспитанность» их ребенка, чаще всего, имеет вполне объяснимую нейрофизиологическую основу. Ведь «плохой характер» или «взрывной темперамент» не появляются из воздуха. Все это закономерное следствие незначительных нарушений мозговой деятельности, причин возникновения которых, помимо генетической предрасположенности в наше экологически неблагополучное время может быть миллион. И если нам не приходит в голову ругать ребенка с плохим зрением за то, что он не может прочитать страницу текста, написанного мелкими буквами, то также следует относиться и к ребенку с нарушением поведения.

И в этом случае, очень важно не столько победить или даже «поломать» непростой характер ребенка, сколько помочь ему адаптироваться и к своим собственным особенностям и к требованиям общества.

Путь в никуда

Любой ребенок растет и развивается, и по мере этого, его нервная система крепнет, процессы возбуждения и торможения становятся более сбалансированными, а его поведение - более адекватным и уравновешенным. Как правило, это происходит в период с 7 до 12 лет. Однако, очень часто происходит так, что к этому возрасту ребенок, имеющие в раннем детстве «тяжелый характер» и поведенческие проблемы приходит с психикой, покалеченной всеми возможными доморощенными педагогическими концепциями, которые чаще всего сводятся к одному - физическому наказанию.

«Я ее один раз так отлупила, что у меня аж рука заболела. Вмиг перестала сладости выпрашивать!» - гордо заявляет на детской площадке мама двухлетней девочки, раздавая «воспитательные» советы. И многие, наслушавшись рассказов о таких «действенных» способах начинают срочно пополнять свой арсенал воспитательных средств. Вот только не у всех детей это проходит без серьезных последствий. «А как еще?!» - удивленно хлопая глазами, заявляет мама пятилетнего мальчика, страдающего от обширных тиков и заиканий. Глубоко вздохнув, психологу приходится в тысячапервый раз объяснять, что наказывая его за «дурацкие кривляния» она только усугубляет проблему, ведь нервная система ребенка и так еле-еле справляется с нагрузкой, а тут еще фактор постоянного страха и дополнительного напряжения.

А сколько скандалов и разногласий возникают между супругами, которые никак не могут согласовать свои позиции по поводу воспитания своего чада с непростым характером! «Это ты его избаловала, на голову сел и ноги свесил!»- кричит папа и хватается за ремень. «Это из-за тебя он такой, потому что отца не видит, то на работе, то на рыбалке!» - парирует мать. «Вырастили малолетнего преступника, по нему тюрьма плачет!» - авторитетно заявляет бабушка. И вся эта безобразная сцена проходит под аккомпанемент воя нашкодившего отпрыска.

Разумеется, последствия такого воспитания очень плачевны - одни дети, выплескивают свою агрессию на все что движется, другие - ищут понимания и утешения на улице, третьи - быстро учатся манипулировать взрослыми и превращаются в домашних тиранов, четвертые - зажимаются, начинают болеть и чахнуть.

Все это специалисты называют вторичными патопсихологическими проявлениями. Они и являются теми самыми «наслоениями», которые появились вследствие даже не столько обычных родительских ошибок воспитания (с кем не бывает), сколько из-за тотального неуважения и неприятия личности ребенка. Нервная система уже в состоянии выдерживать нагрузки, которые предъявляет современному ребенку жизнь, а психологически он уже сломан, подавлен и не способен не то что к продуктивной учебе или работе, а даже к более-менее конструктивному диалогу.

Так, к своим восьми годам, Витя - сын высокоинтеллектуальных и успешных родителей, помимо своего «родного» диагноза «задержка психического развития», был крайне невротизирован очень высокими требованиями родителей, которые, несмотря на советы специалистов, отдали сына в престижную гимназию, с программой которой он не справлялся. Энурез и энкопрез, повышенная тревожность, страхи, нервные тики, писчий спазм - все это было только видимой частью айсберга всех проблем мальчика. Родительские и школьные требования оказались непосильной ношей для его неокрепшей нервной системы. Мозг Вити, вместо того, чтобы спокойно «дозревать» и компенсировать последствия преждевременных родов, был вынужден работать с двойной нагрузкой. А если бы амбициозные мама и папа позволили ребенку развиваться в собственном темпе, много гулять, свободно играть на свежем воздухе, большинства этих проблем можно было бы избежать. Но, к сожалению, таких детей очень много.

Спокойствие, только спокойствие!

Однако, среди детей с минимальной мозговой дисфункцией, есть категория очень возбудимых, и даже агрессивных малышей, склонных к истерикам и негативизму.

«Ему все крушить и ломать, нет, чтобы сказку послушать, порисовать» - вздыхает мать такого забияки. «Вчера в луже валялся, не хотел с улицы уходить, сегодня еле-еле увела его от ларька с игрушками. Он плевался, кусался, орал так, что люди оборачивались и пальцами показывал. На горке толкнул девочку, в малыша запустил ведерком. Я просто боюсь с ним на улицу выходить».

И хотя, каждая такая мама, искренне верит, что ее ребенок «самый ужасный и невоспитанный» - подобные жалобы звучат довольно часто. И если в семье завелся «маленький монстр», пожалуй, не остается ничего другого, как спокойно, терпеливо уверенно и настойчиво учить тому, чему обычно детей не учат - раз за разом объяснять, что посторонним взрослым говорят "вы", что когда все дети в саду делают аппликации, нужно заниматься тем же, что нельзя открыв рот и забыв обо всем идти следом за тетенькой с огромным сенбернаром на поводке.

И конечно, придется забыть о неспешных беседах с другими мамами о новых моделях памперсов и преимуществах соков в баночках, в то время как их дети мирно играют в песочнице.

А для того, чтобы выработать в себе это спокойствие и уверенность, родителям придется научиться очень многому - не реагировать на комментарии окружающих, по поводу поведения ребенка, забыть о своих родительских амбициях и мечтах по поводу всюдууспевающего-суперпокладистого отличника, легко выигрывающего международные конкурсы по музыке, литературе и дзюдо. И отказаться от поездок к строгой бабушке, которая запрещает прикасаться к ее вещам и считает что «приличные дети должны говорить шепотом». И смириться с тем, что тройка - вполне нормальная оценка. Ведь здоровье действительно дороже.

В общем, даже самым юным мамам и папам придется стать мудрее и взрослее, если им выпало воспитывать «трудновоспитуемого» ребенка. И если ребенок истеричен и возбудим, взрослым придется стать вдвое спокойнее - «за себя и за того парня».

А еще родители ребенка, имеющего отклонения в развитии, должны постараться выяснить, что в поведении ребенка является проявлением болезни, а что - уже успевшими сформироваться негативными паттернами поведения, над исправлением которых нужно работать особенно настойчиво. Так, к примеру, рассеянность, которая так раздражает родителей, может быть проявлением дефицита внимания. И ругать, а тем более наказывать ребенка, регулярно забывающего игрушки в детском саду, как минимум, неконструктивно.В то же время, плаксивость и истеричность, может быть как следствием проблем со здоровьем, так и удачно подобранных маленьким манипулятором «отмычек» к сердцу родителей. Поэтому информированность о том, что происходит с ребенком, что можно исправить, а что необходимо просто принять как данность, очень важна.

Что такое слово «сам»?

Ещеодной трудностью, с которой приходится сталкиваться родителям «пограничных» детей является отсутствие у них явного желания делать что-то самостоятельно. И в то время, как его сверстники во время кризиса трех лет, активно борются с заботливыми мамами, бабушками и нянями за свое право надевать колготки, застегивать пуговицы и орудовать ложкой, детей с отклонениями в развитии все это не интересует. Они предпочитают жить так, как им комфортно - пусть мама завязывает шнурки, а бабушка кормит кашей. Не спешат они и приучатся к горшку. Это происходит оттого, что формирование социального «я» у них происходит с задержкой. А это в свою очередь, приводит к тому, что потребности в преодолении трудностей (чтобы убедится в том, что "я могу", как это часто бывает в норме) у таких детей почти нет. Внутренняя мотивация достижения снижена, желание получить одобрение взрослых тоже. Это делает воспитание такого ребенка действительно сложной задачей.

Ребенок, будто всем своим поведением провоцирует взрослых к тотальному контролю. Он неловок и несамостоятелен и родителям приходится многое делать за него. Однако, со временем, это имеет очень негативные последствия. Ребенок становится более тревожным (ведь он много не знает и не умеет, без мамы этот мир кажется ему враждебным), мнительным (ведь постоянные одергивания и замечания не позволяют сформироваться уверенности в себе), инфантильным (ведь с каждым месяцем расстояние между тем, что может и умеет он и его сверстники - растет). Помимо этого, гиперопека не позволяет ребенку практиковаться в умении планировать свои действия, в произвольной регуляции своих движений и душевных порывов, в самоконтроле и внимательности.

Получается замкнутый круг - с одной стороны ребенок не имеет особого желания развивать именно те качества, которые и так у него отстают в развитии, с другой - родители, своей чрезмерной заботой и контролем, не позволяют ему это делать. И надо сказать, очень упорно, не позволяют ребенку взрослеть и развиваться, путая заботу с гиперопекой. Мотивы такого поведения родителей очень просты - гораздо удобнее иметь дело с ребенком, который полностью зависит от взрослого. Таким ребенком проще управлять. Он больше нуждается в опеке взрослых, что позволяет им испытывать чувство своей собственной значимости и восстребованности. Но потребность матери, а иногда и отца, подольше сохранить симбиотическую связь с чадом, оборачивается для него катастрофой. Разрыв между желаниями, потребностями и возможностями подрастающего человека увеличивается с каждым месяцем, а умения, навыки и простой жизненный опыт, которые уже есть у сверстников, у такого ребенка отсутствуют. Вместе с ним растет, формируется и крепнет его комплекс неполноценности.

Прочь из замкнутого круга

Поэтому от родителей требуется обеспечить физическую безопасность ребенка, но заставить себя перестать беспокоится за чистоту в квартире и сохранность не самых ценных вещей, . Ребенок должен сам ощутить на деле действия своих поступков - что разлитый на пол сладкий чай, если его не вытереть, противно липнет, что забытый на столе кусок хлеба очень быстро зачерствеет и станет невкусным, что заброшенную неизвестно куда шапку придется долго искать перед прогулкой. Единственное условие - устранять последствия своей невнимательности или неосторожности ребенок должен сам. Поэтому, прежде, чем бросаться с криками «осторожно, разольешь!» на помощь чаду, неуклюже пытающемуся налить лимонад из большой бутылки, стоит задуматься - а может, ему нужны эти ошибки? Разлил - вытер за собой, насорил - убрал. Об этих несложных правилах вполне можно договориться. Однако очень часто родители не придают значения этим очень простым на словах, но очень непростым на деле вещам.

Ведь, в норме, маленький человек должен сам стремиться разрывать пуповину, связывающую его с матерью. Если этого не происходит, родителям нужно спокойно и ненавязчиво стимулировать ребенка к выполнению самостоятельных действий. Ставить его в ситуации, когда он будет вынужден принимать самостоятельные решения и делать что-то для самообслуживания.

Так, к примеру, одной маме шестилетнего мальчика, который наотрез отказывался одеваться сам, приходилось выдумывать ситуации, когда она ждала сына во дворе, а мальчик должен был одеться, закрыть дверь и спуститься во двор, чтобы пойти с ней в магазин «за подарком».

В другой ситуации, когда восьмилетняя девочка рано просыпалась и будила мать, чтобы та накормила ее завтраком, папа девочки научил ее делать бутерброды и объяснил на какой полке холодильника будут лежать продукты для ее утренних трапез. И хотя мама поначалу сопротивлялась (так как она считала своим священным материнским долгом «накормить малышку»), уже через несколько дней это позволило всей семье вздохнуть с облегчением. Девочка могла позаботиться о себе и не будить никого во время своих утренних трапез, за что потом получала свою долю внимания от благодарных выспавшихся родителей.

И арсенал подобных родительских хитростей должен быть очень велик. Что делать, если уж пришлось воспитывать нестандартного ребенка, стандартные методы здесь могут быть бесполезны. Зато можно каждый день придумывать новые гениальные психологические приемы, для воспитания несговорчивого чада.

Однако, прежде, конечно же стоит обучить несложным алгоритмам действий - прежде чем выйти из дома, нужно проверить выключены ли все бытовые приборы, взять ключи на полочке и закрыть дверь на замок. Для того, чтобы эта ситуация была возможна и опыт удался, предварительно следует разбивать все эти действия на более мелкие операции - научить ребенка открывать и закрывать ключом дверь, выбирать одежду по погоде, выключать бытовую технику.
Если всего этого не делать, ребенок, конечно же, тоже будет расти и развиваться. При условии нормального интеллекта, который всегда выступает как очень значимый ресурс развития, многие эти проблемы исчезнут. Однако ребенок будет расти с ощущением своей неполноценности и инаковости (которую, к сожалению, и упорными занятиями не всегда удается преодолеть) и менее приспособлен к посещению детского сада, а потом и школы.

Сдерживающий фактор

Еще один очень важный шаг к гармонизации не только развития ребенка, но и отношений в семье - установление границ (состоящие из запретов и разрешений) и согласованных правил. Дети, нуждаются в ощущении безопасности, а дети с отклонениями в развитии - особенно. Им нелегко справляться с собственными аффектами, поэтому мир вокруг них должен быть понятен, стабилен и структурирован. И если сегодня мама разрешает то, что вчера она категорически запрещала, а папа запрещает то, что разрешал позавчера этот мир кажется очень нестабильным, а взрослые - крайне ненадежными существами. И это вызывает у ребенка потребность каждый раз проверять эти границы, на прочность, и желание манипулировать взрослыми. Поэтому, в семье должен существовать свод никогда-низачто-ненарушаемых правил, которые должны быть хорошо известны ребенку. Чтобы правила работали, их не должно быть много лучше 5, а максимум 7-8.

Относительно всех прочих больших и мелких, глобальных и локальных конфликтов и конфликтиков всегда можно договориться. И именно это слово «договариваться» должно лежать в основе воспитания ребенка с трудным характером. В своей замечательной книге «Взрывной ребенок», ее автор американский психиатр Росс Грин, предлагает подход к воспитанию детей с нарушениями поведения, который называется «метод совместного принятия решений». Он заключается в том, что родители вполне благожелательно и спокойно предлагают ребенку самому найти компромиссное решение, для выхода из сложной ситуации.

Наряду с развитием самостоятельности, формирования ответственности за свои поступки, такой подход, значительно облегчает жизнь родителям трудного ребенка.


Редких родителей не выводит порой из себя ребенок. Однако некоторые дети кажутся неуправляемыми от природы и плохое поведение для них – норма.

ХОРОШИЕ РОДИТЕЛИ

Строптивость, капризы, ничем необъяснимое упрямство таких детей могут вызывать у родителей не только приступ гнева, но иногда и враждебности. При одной только мысли о подобном отношении к собственному ребенку у любящих родителей появляется чувство ужаса. Но это нормальная реакция и с этим можно справиться. Во-первых, абсолютно недопустимо думать и тем более говорить вслух, что вы не любите своего ребенка. А прежде чем помочь своему чаду изменить поведение, родители должны отбросить эмоции, чтобы четко увидеть стоящую перед ними конкретную проблему. По большому счету, все родители в той или иной степени испытывают двойственное чувство к своим детям – хотя большинство из них боится даже признаться себе в этом. Произнести вслух, что ваш ребенок недостоин любви – равнозначно признанию своей родительской несостоятельности, считают американские психологи. "Это то же самое, что получить неудовлетворительную оценку в своей родительской зачетной книжке”, – заявляет Джейн Григ, специалист по вопросам семьи и брака из Нью-Йорка. Родителям трудно привыкнуть к мысли, что их можно вывести из себя. Всех с детства учат, что неумение владеть своими отрицательными эмоциями – это плохо. Поэтому каждый раз после вспышки гнева вы испытываете чувство вины. Но, когда дети плохо себя ведут, открыто не повинуются и игнорируют вас, очень трудно поверить, что они делают это не специально. Когда ребенку 4 года, вы можете дать более или менее разумное объяснение его упрямству ("он еще не понимает”). Но когда ему 14, вы абсолютно уверены, что он уже все понимает или, по крайней мере, должен понимать. "Я видела многих обиженных, подавленных и растерянных родителей, – говорит Нэнси Самалин, руководитель Центра работы с родителями в Нью-Йорке. – Они уверены, что дети умышленно их раздражают, перечат им и спорят”. Конечно, если плохое поведение ребенка вы принимаете на свой счет, строить с ним отношения становится очень трудно. И чем он старше, тем сложнее это сделать.

Постоянные неудачи и переживания родителей по этому поводу могут стать причиной страха, что вся ответственность за возникшие с ребенком проблемы целиком лежит на них. Многие отцы, однако, предпочитают всю вину за антисоциальное поведение ребенка переложить на мать. "У большинства из нас, еще до того как мы станем родителями, уже имеются определенные представления о том, какими мы будем родителями и как мы будем воспитывать своего ребенка, – говорит врач Мелани Кацман, специалист из медицинского центра в Нью-Йорке. – А когда ребенок не оправдывает наших ожиданий, разрушается наше чувство родительской ответственности”. Специалисты считают, что для решения проблемы родители должны поставить себя на место своих детей. Потребуется много времени, чтобы сделать даже незначительный шаг вперед в изменении поведения трудного ребенка.

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК – ЛИЧНОСТЬ

"Понимая умом, многие родители с трудом осознают это эмоционально, – говорит врач Роберт Музыкантов, психолог из больницы Линден Оукс, штат Иллинойс. – У них естественное желание защитить свое чадо и им трудно признать тот факт, что у ребенка могут возникнуть проблемы, в решении которых они не в состоянии ему помочь. А ведь иногда надо просто отойти в сторону и не вмешиваться в его дела”. Вспомните хотя бы время, когда ребенок только родился. Всегда ли вам удавалось прекратить его плач? Легко ли было вам заставить его съесть кашу? И сейчас вы не сможете запереть его в комнате, чтобы заставить делать уроки. Пока поведение ребенка не противоречит закону или действительно не становится опасным для его здоровья, лучше просто наблюдать за естественным развитием событий.

ПРОЯВЛЯЙТЕ СВОИ ЧУВСТВА В ТАКОЙ ФОРМЕ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК ХОТЕЛ ИХ ПРИНИМАТЬ

Дайте понять ребенку, что несмотря на его плохой поступок или дерзкое поведение, вы все равно его любите. Как бы вам ни хотелось уломать ребенка и заставить его сесть за учебники, как бы вы ни негодовали по поводу отказа помочь вам что-либо сделать, помните – реальные перемены в его поведении возможны лишь в том случае, если вы найдете в нем единомышленника. Называя его глупым и ленивым или требуя: "Пора повзрослеть и вести себя соответственно возрасту”, – вы тем самым вызываете в нем чувство обиды и унижения, что еще больше усложняет ваши отношения. Старайтесь, выражая свое негодование его поведением, не принижать человеческое достоинство и самолюбие ребенка. Вы никогда не завоюете его уважения и доверия обвинениями или наказаниями. И если вы критикуете ребенка за несносный характер, а не за плохое поведение, он займет глухую оборону и с ним будет еще труднее договориться.

НЕ БОЙТЕСЬ ОГРАНИЧИВАТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ

Однако признание того, что ваш ребенок самостоятельный человек, отнюдь не означает, что ему все дозволено. Вам необходимо четко сформулировать свои пожелания, правила поведения и неукоснительно придерживаться их, не впадая в излишнюю строгость. Когда ваш капризный 5-летний ребенок на практике определяет границы дозволенного, вы проявляете благоразумие; проявляйте такую же дипломатичность со строптивым 15-летним подростком, который не хочет открывать учебник. Если вы будете слишком сильно давить на него, дерзкий ребенок и впредь не захочет вам повиноваться. Вы также не продвинетесь вперед, если будете требовать от него, чтобы он обещал никогда больше не курить и не пить. Намного действеннее дать ему понять, почему вы не одобряете эти его привычки. Правила должны быть жесткими и последствия за их нарушения четко сформулированными. Найдите способы обсудить со своим ребенком варианты решения всех возникающих проблем и последствия, которые его ждут в случае непослушания: "Ты задумывался о том, что произойдет, если будешь прогуливать уроки? Классный руководитель сказала, что тебя временно могут отстранить от учебы и все лето тебе придется сдавать зачеты и экзамены. А в результате ты не сможешь совершить уже запланированную поездку”. Вне всяких сомнений некоторые ваши указания должны выполняться без обсуждения, особенно когда это касается вопросов безопасности.

Объясните детям, что если они откажутся вас слушаться, вы будете вынуждены контролировать их поведение, как это делают с маленькими детьми.

НАУЧИТЕ ДЕТЕЙ СПРАВЛЯТЬСЯ СО СВОИМИ ТРУДНОСТЯМИ

Дети не всегда умеют объяснить, что их волнует и тревожит. Их поведение – иногда единственный способ выразить свои чувства. Поэтому родители должны постоянно пытаться определить причины того или иного поступка ребенка. Плохое поведение может быть также попыткой преодолеть какую-то стрессовую ситуацию. Родителям следует устранить причину детских переживаний и научить ребенка преодолевать трудности. Как только вы определите причины плохого поведения, вы получите благоприятную возможность помочь ребенку понять себя и свои чувства. Однако помните, что ваши пожелания должны высказываться не в негативной, а в позитивной форме. Не говорите ребенку, что он не должен это делать, скажите лучше, как бы вы хотели, чтобы он себя вел. Будьте терпеливы и ставьте перед ним небольшие и достижимые цели. Поведение не меняется в одночасье. Если у вашего ребенка за целый день было не пять вспышек раздражения, как обычно, а всего две – это уже большой прогресс. Когда вы чувствуете, что не можете самостоятельно справиться с поведением ребенка, без колебаний обратитесь за помощью к специалистам. Опытный психолог поможет вам и вашему ребенку разобраться в своих чувствах и подскажет, как прийти к взаимопониманию.

МОЖЕТ БЫТЬ, ПРОБЛЕМА В ВАС?

Иногда причиной конфликта с ребенком могут оказаться ваши проблемы. Обратите внимание на свое эмоциональное состояние. Может быть, у вас какие-то сложности на работе или вы поругались с близким человеком? А может быть, наблюдая как ваш ребенок постепенно становится независимой личностью, вы чувствуете себя менее нужным ему? В этом случае беседы с другими родителями, учителями в школе или специалистами могут развеять ваши тревоги и подсказать решение проблемы.

С КАЖДЫМ РАЗОМ ВСЕ ЛУЧШЕ И ЛУЧШЕ

Вместо того, чтобы при каждой неудаче выражать свое недовольство и тревогу, попытайтесь увидеть в ребенке прилежного маленького человека, которому вы хотите помочь найти себя. Можно также пересмотреть надежды, которые вы возлагали на своего ребенка, чтобы не впадать постоянно в отчаяние. Вы должны понять для себя, что несмотря на неприятие поведения вашего ребенка, вы продолжаете его любить.

ГОВОРЯ "НЕТ”, ДЕРЖИТЕ СЛОВО

Все родители знают, что дисциплина должна быть всегда и во всем. Однако об этом принципе легко забывают, когда сталкиваются с отпором со стороны непослушного ребенка. Вот несколько советов управления детьми, которые огрызаются.

* Отделяйте проблему от личности ребенка. Прежде чем добиться взаимопонимания, ребенок должен знать, что вам не нравится его поступок, а не он сам. Вы можете сказать что-то типа: "Я люблю тебя, но ненавижу, когда ты мне лжешь”.

* Твердо и спокойно скажите ребенку, чту вы считаете недопустимым в его поведении и каким вы хотели бы его видеть.

* Когда ребенок постоянно отказывается что-то делать, спорит с вами или меняет тему разговора, используйте технику заезженной пластинки – повторяйте свой приказ или предупреждение снова и снова.

* Пытайтесь решать проблемы в духе сотрудничества. Прежде всего сформулируйте основные правила. Выделите определенное время для обсуждения спорных вопросов. Договоритесь относиться друг к другу с уважением. Это значит, что во время разговора нельзя ни кричать, ни иронизировать, ни отвечать грубостями. Далее договоритесь, что в течение определенного времени – скажем, пяти минут – вы можете высказать друг другу все. Когда рассказал один, другой должен повторить все его или ее претензии, чтобы быть уверенным, что они правильно услышаны и осознаны.Затем обсудите сообща пути их решения, по очереди перечисляя все возможные варианты.

* Вы в чем-нибудь пришли к согласию? Пошли ли вы оба на взаимные уступки, чтобы достигнуть компромисса? Практически все дети – 4 им года или 14 – готовы к сотрудничеству, когда их понимают и ведут с ними диалог.

Если ваш отпрыск не поддается контролю – не отчаивайтесь. Вы тем не менее можете оказывать на него влияние. Для этого нужно, чтобы родители видели в своем ребенке потенциального союзника, а не противника.

Трудными считаются дети, обладающие неблагоприятными чертами характера, которые значительно затрудняют их социальную адаптацию и развитие. Также трудным ребенком считается нервный малыш, которому свойственны чрезмерная возбудимость, раздражительность , плохой сон, плаксивость и впечатлительность. Нервозность также предполагает невропатию и невроз , к ней относят и психосоматическое неблагополучие, то есть заболевания внутренних органов, вызванные тягостными переживаниями. Однако не каждый трудный ребенок становится таковым из-за врожденной нервозности.

С психологической точки зрения, нервный очень трудный ребенок скорее таковым рождается, нежели становится из-за неправильного воспитания или сложной жизненной ситуации. Тогда как трудный ребенок, у которого нет проблем с нервозностью, скорее таковым становится из-за ошибок в воспитании, нежели таковым рождается.

Существует множество форм детской нервозности, также как и причин, по которым она возникает. За помощью к невропатологам и психиатрам одинаково обращаются, как родители, у детей которых наблюдается нервоз, так и родители детей со сложным характером. И в том, и в другом случае, воспитание ребенка значительно осложняется, именно поэтому родители не могут с ними справиться самостоятельно и обращаются за помощью к специалистам.

Трудный ребенок: причины

Нередко ребенок уже рождается нервным или трудным. Это происходит, потому как в оплодотворенной яйцеклетке встречаются два генетических кода, включающих, как сложные генетические линии предков, так и информацию о здоровье или болезнях родителей. В самой оплодотворенной яйцеклетке формируются, как способности, возможности, таланты, задатки и норма развития ребенка, так и отклонения от нее и врожденные патологии.

Внутриутробное развитие плода может быть как благополучным, и даже при негативной генетической предрасположенности позитивно повлиять на формирование личности малыша, так и дефектным, из-за которого изначально нормально развивающийся плод в итоге рождается трудным ребенком. Влияние оказывают и роды, ведь они могут быть нормальными, а могут быть и патологическими, то есть протекать с различными осложнениями, которые оставляют свой отпечаток на развитии новорожденного.

Воспитание любого ребенка требует здравого смысла от родителей и индивидуального подхода, а воспитание очень трудного ребенка требует к тому же еще и постоянного решения множества специфических индивидуальных задач , а также специальных знаний.

Перечень потенциальных причин, по которым ребенок может родиться трудным, либо таковым стать, включает:

  • Неполноценность плода или детородных органов женщины;
  • Осложненное протекание беременности или родов;
  • Чрезвычайно высокие требования, предъявляемые родителями к ребенку;
  • Слишком жесткое воспитание, постоянные ограничения или запреты, исходящие от родителей;
  • Эмоциональная неуравновешенность родителей или их склонность к пагубным привычкам (алкоголизм, наркомания);
  • Неблагоприятная атмосфера в семье;
  • Смерть одного или обоих родителей;
  • Затянувшаяся послеродовая депрессия матери.

Трудный ребенок: последствия

Трудный ребенок – это снижение работоспособности, изнуряющая усталость, плохое настроение, бессонные ночи, а также нервоз и депрессии у родителей. Зачастую первенец, оказавшийся трудным ребенком, становится единственным в семье, так как родители попросту боятся появления в семье еще одного такого же малыша. Постоянные проблемы, возникающие в период активного роста и развития такого ребенка, вызывают у родителей либо тревожную любовь, либо полное неприятие, неосознанную агрессию и отверженность по отношению к нему. И первое, и второе усугубляют и без того сложное положение, а малыш со временем превращается в очень трудного ребенка.

Сейчас трудный ребенок является наиболее частой причиной, по которой разрываются даже самые прочные браки. Так происходит, потому что его воспитание становится источником постоянных ссор и раздора в семье, родители зачастую обвиняют друг друга, тем самым делая жизнь в семье невыносимой.

Без квалифицированной помощи и единого подхода в воспитании уже сейчас трудный ребенок попадает в зону потенциального риска , ведь со временем он превращается в трудного подростка, а затем в неуравновешенную личность, склонную к правонарушениям, злоупотреблению алкоголя и наркотиков.

Как повлиять на трудного ребенка?

Итак, появление трудного ребенка в семье требует от родителей немалых усилий и терпения, правильного подхода в воспитании и квалифицированной помощи.

Во-первых, несмотря на строптивость и упрямство малыша, родителям нельзя думать, а тем более произносить вслух, что ребенок не достоин их любви. Проявление явных негативных эмоций или агрессии со стороны родителей навредит и без того трудному ребенку. Очень важно давать малышу понять, что, несмотря на все проступки или дерзкое поведение, родители очень его любят.

Во-вторых, нельзя принижать достоинство и самолюбие ребенка. Постоянная критика со стороны родителей может привести к открытой враждебности, он будет занимать позицию обороны и всячески сопротивляться попыткам мамы или папы договориться.

В-третьих, проявление любви к трудному ребенку ни в коем случае не означает, что такому малышу все дозволено. Родители должны четко разграничить в сознании ребенка, что делать позволено, а какое поведение неукоснительно ведет к наказанию и порицанию. Очень важно сохранять объективность, не наказывать ребенка без причины и не давить на него.

Существует небольшая уловка, которая способна усмирить даже самого строптивого трудного ребенка, возраст которого приходиться на 8-12 лет. Ребенку нужно объяснить, что при непослушании родители будут вынуждены контролировать каждый его шаг и относиться к нему, как к пятилетнему.

Зачастую плохое поведение для ребенка является единственным способом проявить свои волнения и тревоги, либо оно может быть попыткой преодолеть случившуюся стрессовую ситуацию. В особенности это касается детей, оказавшихся в приемных семьях. Приемный трудный ребенок может быть очень жестким и невыносимым, тем самым защищаясь от внешнего мира и проявляя свои переживания. Смерть родителей или длительное проживание в приюте являются сильным стрессом для ребенка. Сироты зачастую «уходят в себя», не подчиняются никаким правилам и сопротивляются любому проявлению заботы. Такому ребенку сложно довериться новым людям и поверить в то, что о нем действительно хотят заботиться. Родителям приемного трудного ребенка очень важно регулярно проявлять чуткость, такт, заботу и нежность, только так постепенно «лед тронется», и ребенок научится доверять окружающему миру.

Быть родителем трудного ребенка – непростая задача, однако зачастую причины ненормального поведения таких детей кроются в самих родителях. Очень важно разобраться, почему ребенок ведет себя так или иначе, не отчаиваться и, прежде всего, видеть в своем чаде союзника, а не противника.