Проблема родителя и взрослого ребенка или Почему дети не любят родителей? Системно-векторная психология. Почему меня не любят мои родители


Ах, как это было бы прекрасно – если бы все дети всегда любили своих родителей. К сожалению, это невозможно. Несмотря на колоссальный родительский вклад (времени, сил, денег, здоровья), взрослые дети часто не любят своих родителей, но почему?

Есть три естественных возраста нелюбви, пока дети не выросли. Это тот самый “кризис трех лет” (родители могут услышать даже леденящее кровь и заставляющее застыть в ужасе “Я тебя ненавизю!”). Это подростковый период (“родители меня никогда не поймут!”). И это первая сильная любовь (“вот Вася меня любит по-настоящему, а родители только требуют!”).

Но вырастая, далеко не все дети начинают понимать своих родителей и ценить их родительский вклад. Почему?

Может, это временно?

В целом ситуация может быть и временной. “Особо вредными” и совсем не любящими взрослые дети становятся, когда:

  1. Получают любовь от партнера.
    Выясняется, что любить – это вот это. И это. И еще много чего, что родители не делали. Слезы бессилия и ненависти душат по ночам. Злость подкатывает к горлу, когда мама опять звонит и пристает, а отец поучает и требует.
  2. Приходят в терапию.
    Это нормальная и естественная нелюбовь, когда надо оттолкнуться от родительского опыта. Могу только искренне посочувствовать всем мамам и папам, чей недавно послушный ребенок вдруг “испортился”.
  3. Когда наступает “больная любовь”.
    Плохие отношения зачастую затягивают, как наркотики. Но чем больше мама с папой настаивают – “он(а) же тебя не любит!” – тем больше агрессии “огребают” в ответ.

Все эти три случая (и еще некоторые, например, когда ребенок отвергает предложенный родителями сценарий жизни) отличаются тем, что нелюбовь проходит. Приходит время, и дитя начинает само налаживать мосты. Чаще звонить. Приезжать не по требованию и не за деньгами. Помогает, в т.ч. в не интересных ему делах.

То есть, задача родителя – прожить этот период. Переждать, перетерпеть, заняться своим. Просто знать, что это пройдет – как насморк. Если лечить – всего за семь дней, а если нет – то аж за целую неделю.

Пять причин взрослой нелюбви детей к родителям

Основные проблемы, которые приводят к нелюбви, довольно просты. Это:

  • испорченное детство;
  • морализаторство и навязывание сценария;
  • манипуляции;
  • зашкаливают эмоции;
  • критика.

Испорченное детство

Понятно, что все родители растят детей как могут. Да и условия бывают разные. Но попробуйте заглянуть в детство конкретного ребенка. Было ли там хотя бы в семье хорошо? Тепло, уютно? Получал ли он понимание, внимание, интерес к себе, безопасную среду для развития?

Обычно плохим отношением и нелюбовью дети невольно “наказывают” родителей, возвращают им то, что в детстве приходилось сдерживать. Ребенок максимально зависит от своего родителя, и пока не уйдет из дома, вынужден “есть, что дают”. А это порой очень сложно переносимые вещи. Например:

  • наказания без причины;
  • физическое насилие;
  • обвинения (“ты мимо отца ходила, хвостом крутила, вот он тебя и насиловал”);
  • отсутствие безопасности (пьяные родители, сумасшедший дедушка, дядя-уголовник).

Все бы ничего, но благодарить и любить родителей просто нечем. Внутри не насобиралось кувшинчика

Рецепт : попробуйте понемногу в разумной и подходящей форме давать детям то, чего им не досталось по причине испорченного детства.

Морализаторство и навязывание сценария

Кто же привьет нормы морали детям, как не их родители? Сожалею, но если дети выросли (и прошли подростковый “бунт” благополучно, т.е. хорошо), то вы опоздали. В подростковом возрасте задача ребенка – отвергнуть нормы и требования родителя, посмотреть, какие ценности ему важны. Если же вы навязываете “будь директором школы” сыну или “жду внуков, минимум двоих!!” дочери в 20-30-40 лет, то большой привет.

Скорее всего, крепкие люди будут сопротивляться. У них уже своя мораль.

А слабые (послабее) будут подчиняться. Соглашаться. На виду. А делать – все равно по-своему.

И в глубине души ненавидеть родителя – за чрезмерное вмешательство и “наезд” на границы.

Как жить детям – решать только им. И они совсем не обязаны любить каждую “какулю” своих родителей. Брать под козырек, сэр, йес, сэр – и бежать исполнять сценарий, прописанный родителями.

Конечно, любви морализаторство и указания не вызывают.

Манипуляции

К сожалению, чем старше становятся люди, тем они упертее и упорнее в своих привычках общения. И если в среднем возрасте родители делали очаровательные “манипуляшки”, то к зрелому возрасту они перерастают в грубые, слишком заметные и неприятные манипуляции:

  • У меня из-за тебя сердце разрывается!
  • Если ты сейчас же не приедешь и не (сделаешь, привезешь) – ты будешь плохим. Ты уже плохой, что не метнулся кабанчиком.
  • Ты меня не ценишь, не слышишь, не любишь.

В итоге эти манипуляции на страхе, стыде или вине (ущербе родителю) приводят к тому, что любви в сердце взрослого ребенка уже не остается. Она стирается неаккуратным, неэкологичным поведением. Если каждый раз в душе наср*но, то о какой любви может идти речь?

Пример: – Ты должна ездить ко мне в больницу!

Мама, ты хотела бы, чтоб я приезжала из-под палки, потому что должна, или потому что люблю тебя и хочу к тебе приехать?

Надо понимать, что требования и хитрые манипуляции возникают в том месте, где родитель не уверен в любви своего ребенка. И соглашается (требует) хотя бы внешних проявлений. Хочет додумать, что “это они меня любят, поэтому ездят”. Хотя сам же выбил скалками, чтобы ездили. Виной, стыдом и страхом.

Зашкаливают эмоции

Это очень сложная ситуация, когда во время общения у обеих сторон зашкаливают эмоции. В таких ситуациях злость (= ненависть, = ярость) выступает средством сохранения границ. Она как бы говорит: надо отодвинуться, а то мы поубиваем друг друга.

Как правило, эмоции “шкалит” у тех детей и взрослых родителей, у которых есть глубокий конфликт. Давняя ссора, гора обид и взаимных претензий. Это токсическая среда, в которой любви просто нет места. Ее вытесняют более сильные чувства.

Что делать : разбираться с собственными “тупиками”. И взрослому ребенку, и родителю.

Что искать:

  • несбывшиеся мечты и ожидания;
  • большой родительский вклад (больше, чем родитель мог);
  • нелюбовь бабушек и дедушек к папе или маме;
  • семейный сценарий.

Критика

“Кто ж ему правду скажет, как не любящий родитель?!” – говорит родитель.

“А нафига мне такая правда?!” – возмущается взрослый ребенок.

К сожалению, взрослые дети часто все еще хотят тепла, одобрения, поддержки. Собственно, для этого и существуют родственные отношения. Это та “сеть”, которая в идеале должна бы поддерживать в сложных ситуациях.

Часто бывает наоборот. Мама или папа (или оба родителя) берут на себя роль судей и критиков. На поверхности они выдают мотив: позаботиться о ребенке, сказать ему правду, направить, удержать от соблазна, “чужую беду руками разведу”, “я лучше знаю”, “воспользуйся моим опытом”.

В глубине часто лежат стыд родителей за детей (они не такие, какими мы хотели их… эммм.. сделать), вина (я не все додал(а), я плохая мать, я был плохим отцом в детстве).

Со стороны детей критика от родителя (от которого хотелось хороших семейных отношений, уютной “гавани”) воспринимается как отвержение.

А на отвержение может быть одна реакция – взаимно отвергнуть .

Если повзрослевшее дитё покорно ест и ест эту критику, то ищите потом:

  • плохие отношения в его/ее паре;
  • психосоматику;
  • лишний вес;
  • зависимости.

Так что если родитель критикует, а взрослые дети его не любят, стараются лишний раз не общаться, то это не только закономерно, но и отчасти – более здорово, если бы дети соглашались принимать критику.

Что делать:

  • переходить на я-сообщения (мне плохо, мне тяжело видеть, я переживаю, когда ты);
  • фильтровать базар;
  • смотреть, а не критика ли это собственных “неприемлемых” качеств.

Вы не испытываете особенной радости от общения с родителями? Это не порок. Не думайте, что Вы исключение. Это абсолютно нормальное человеческое чувство – мы, взрослые дети, не обожаем своих родителей так, как это было в детстве.

"Надоели предки.."

Когда яблоня не понимает яблоко

Все люди, начиная с подросткового возраста, переживают смешанные чувства отторжения родителей. Мы хотим быть свободными и это желание доходит порой прямо таки до ненависти к людям, которые подарили нам жизнь . Конечно, мы благодарны им. Конечно, мы понимаем, что обязаны им. Конечно, мы любим их. Но…

«Не знаю почему, но я ненавижу свою мать. Я всегда очень любила ее, а теперь не могу справиться с этим чувством. Я ненавижу даже не мать, а свою обязанность к ней ехать. Так сложилось, что с 16 лет я живу далеко от нее, но каждый год в отпуск я навещала ее на 2-3 недели и очень любила эти поездки. Сейчас мне уже 50 лет, маме – 75. Она не может долго быть одна и я вынуждена очень часто бывать у нее. Пока я вдалеке от нее, я очень сочувствую ей, ее старости и немощности, но как только приезжаю к ней, у меня прямо проблемы с психикой начинаются – я бешусь от каждого слова, которое она мне говорит, меня бесит ее поведение .

Т о есть она ничего плохого не делает, например, просто жалеет меня или советует, что как лучше сделать, а я прямо в душе вся переворачиваюсь. Прямо жестокость какая то проявляется внутри. Неужели и мои дети ненавидят меня так же, как я ненавижу свою маму? Мне страшно от этого чувства, мне страшно, что я ненавижу свою собственную мать, но я ничего не могу с этим сделать. Потом, уезжая, я много плачу из-за того, что кричала на нее. Мне очень стыдно за себя и свое поведение. Но во время пребывания у нее, я не могу сдержаться. Что за зло живет во мне? Как от этого избавится? Как вновь полюбить маму?»

"Я научилась договариваться со своим ребёнком.."

Те чувства, которые испытывает этот человек к своей матери, - никакое не зло. Это абсолютно нормальные человеческие эмоции, которые так же испытывают тысячи других людей. Откуда же берется такое отношение?

Детство – подростковый возраст – взрослая жизнь

Когда ребенок маленький, он очень зависим от своих родителей. Они дают ему еду, кров, одежду. Они отдают ему свою заботу. Все это ребенок с радостью и беззаботностью принимает. Более того, для любого ребенка его родители – самые замечательные люди на свете . Даже если мама алкоголичка, ребенок любит ее и думает, что она добра к нему, что она самая красивая и самая нежная.

Даже если папа наркоман, он кажется ребенку самым сильным и мужественным на свете. Что уже говорить о нормальных родителях. Маленькие дети очень любят гордиться друг перед другом своими родителями. Это и есть детство. Время, когда мы беззаботно получаем то, что нам дают, и безумно рады этому, мы в восторге от этого.

"Нынешнее поколение детей имеет колоссальный объём психического и требует особенного отношения к себе.."

Но детство не длится вечно, дальше наступает переходный возраст. Это на самом деле самый сложный период в жизни человека. И не только из-за полового созревание, еще и потому, что человек в этот период становится взрослым, то есть полноценным, отдельным членом общества. Он так же как и родители должен уже не получать, а отдавать – делать то, что делают все взрослые люди. Это собственно и есть то, что отличает ребенка и взрослого

Дети – это потребители (они получают), а взрослые – отдают. И от этой отдачи себя ребенку получают удовольстви е. Связь с родителями в пубертате теряется. Та нитка, которая связывала нас с мамой, то природное ощущение защиты от нее, просто исчезает. Поэтому взрослый человек ощущает свою мать, по природе, как чужого человека. Мы готовы создавать свою семью, начать работать и жить в социуме. Мы готовы отдавать.

У родителей, вернее у матерей, связь с ребенком остается навсегда, и невзирая на то, сколько ему лет, 5 или 40, для матери ребенок остается ребенком. И она так же хочет отдать ему все, что у нее есть, невзирая на то, что ребенок вырос и не нуждается в этом. В подростковом возрасте мы переживаем целую бурю эмоций от того, что вынуждены зависеть от родителей, хотя по природе своей уже не хотим этого . В будущем, во взрослой жизни, это желание быть свободным уже не будет так ярко выражаться, как в подростковом возрасте. Не потому, что мы станем менее агрессивны к родителям, а просто потому что у нас больше прав и свобод – мы взрослые и с этим не поспоришь.

Чтобы более точно оценить масштаб непонимания между родителями и детьми, добавьте сюда ещё целую плеяду поведенческих особенностей, связанных с тонкостями полового созревания современного ребёнка. Когда на первый план становятся ранее неизведанные вещи.

Взрослый человек не просто не испытывает никакой физической привязанности к родителю, он кроме того не желает быть зависим от него. По простому говоря, не желает уже получать от него, как было это в детстве. Но родителю это неведомо – он искренне продолжает отдавать, удивляясь, что случилось с его ребенком.

Конечно, у нас есть социальные и культурные ограничения, которые нам говорят о том, что мы должны почитать родителей, любить их и заботиться о них. И мы это делаем, но не по законам природы. И соответственно, как и совершенно чужих людей, так и родителей мы можем ненавидеть, презирать, и вообще испытывать весь спектр человеческих чувств к ним. У некоторых уход за родителями превращается в настоящую муку, которая отравляет жизнь и не дает спокойно дышать . И в большей степени даже не из-за самой обязанности ухода, а от осознания того, что любви к родителю нет...


Дети совершенно не обязаны заставлять себя любить своих родителей так, как это было в детстве. Более того, у детей это в принципе не получится. Не осуждайте себя, Вы ни в чем не виноваты. Вместо этого постарайтесь выстроить с родителями такие же отношения, как и с чужими, но в тоже время близкими Вам людьми, например, друзьями.

Которые не любят своих родителей? Такие темы не принято обсуждать в обществе, но мы решились и не прогадали: обсуждалась она активно и серьезно.

Чтобы расставить точки в детско-родительских отношениях, мы решили поговорить с психологом Павлом Зыгмантовичем о родителях, которые не любят своих детей. И это не плохо.

Вернемся к крестьянам. Дети нужны были как страховка, при этом их жизнь ценилась слабо. А уж психологическое благополучие вообще не рассматривалось. В Речи Посполитой, в Российской империи постоянно был голод. Тогда не было задачи, чтобы прямо все было хорошо. Выжил - отлично. До весны дожили - хорошо. Есть что посеять - прекрасно. Уровень притязаний был в районе щиколоток, а сейчас он выше головы. Отсюда у родителей начинаются психологические затруднения.

Ведь родители любят так, как у них это сформировалось. Здесь играет роль личностный вклад, опыт из детства, свое отношение к родителям. Некоторые родители спокойно относятся к детям, некоторые их действительно не любят. Потому что любить ребенка - это дополнительный труд. И не у всех этот механизм умиления работает так хорошо, как хотелось бы.

Удивляться нелюбви некоторых родителей к детям можно, только если вообще ничего не знать о природе человека и жить в фантазиях про инстинкты материнства.

Ребенок крайне требователен к вниманию, и поэтому сейчас идет очень жесткий конфликт. Раньше развлечений было достаточно мало. Смешно сказать: в 1970-е годы даже уборка могла быть развлечением.

Человеку нужно структурировать свое время, просто так сидеть и скучать он долго не может. Сейчас у нас есть facebook, и там можно сидеть годами. Есть телевизор. Раньше ребенок кроме всего прочего был неплохим средством структурирования времени. Это была маленькая игрушка в расширенном смысле слова.

А сейчас ребенок отвлекает от возможности съездить в Вильнюс на выходные или не дает потратить деньги на то, чтобы покататься в Силичах, потому что надо купить пеленок, подгузников. И оказывается, что человек не знает, что с ребенком делать. Все не так весело, как ожидалось, так он еще и ограничивает.

При такой важности свободы для современного человека все это вкупе дает очень серьезный эффект отторжения. Раньше, напомню, ребенка не требовалось вот так любить. Дать ему пинка было за милую душу. А теперь все по-другому.

Когда одного ребенка любят больше, чем другого

Нельзя сказать, что есть какая-то одна причина, по которой одних детей любят, а других нет. Это очень разнообразный феномен. Такое случается, потому что кто-то из детей более удобен.

Например, кто-то больше соответствует ожиданиям родителей: папа хотел, чтобы дети стали боксерами, и из трех сыновей только один пошел по стопам отца, второй занялся вязанием, а третий - библиотекарь. И вот эти двое какие-то «неправильные мужики», а первый «очень хороший».

Такое встречается в неполных семьях или даже в полных, но конфликтных, когда в ребенке, особенно противоположного пола, один родитель замечает какие-то ненавистные ему проявления другого родителя. Например, отец мальчика всегда ерошил себе волосы определенным способом. Мальчик делает то же самое, и маму это бесит. Она ненавидит ребенка, потому что он похож на папу, а папа - козел. А дочку, например, любит, потому что она похожа на нее.

Люди очень сложные существа, и сводить все к одной причине не получится. Есть масса причин, и это очень индивидуально.

Что в таких ситуациях делать нелюбимым детям

Детям - ничего. Все, что они могут сделать, - это искать другого значимого взрослого.

Есть так называемое «Гавайское исследование» (Эмми Вернер и Рут Смит, 2001 год), которое проводили на протяжении сорока лет. Анализировали поведение около тысячи человек, причем начали это делать еще до их рождения, и на семьи тоже смотрели. Оказалось, что по большому счету на маленького ребенка влияет один фактор, который определяет его нормальную или ненормальную социализацию. Не издевательства сверстников, не ураганы, не потери, не изнасилования, не избиения - а эмоциональная близость со старшим.

То есть если есть какой-то старший брат, мать, отчим, тренер, рыбак на пирсе, вообще не важно кто - для ребенка этого вполне достаточно. Если этот человек его принимает, поддерживает, эмоционально с ним близок и ребенок с ним чувствует себя хорошо, этого достаточно, чтобы он вполне себе прекрасно жил. Психика детей очень пластична. Чтобы искалечить психику ребенка, надо очень постараться.

Когда события перманентные, например ребенка в школе постоянно травят, то вот это может привести к каким-то проблемам и часто приводит, но не всегда. А если это какая-то разовая акция, где-то что-то случилось, такое, скорее всего, не оставит вообще никакого следа. Потому что идея об удивительной хрупкости человека не подтверждается вообще ничем.

Есть такая вещь - посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Этому, по самым широким подсчетам, подвержено всего 15% взрослого населения. Нормально, когда у тебя перед глазами взорвалась бомба, а ты уже через три дня решил посмотреть новую серию «Шерлока». А ПТСР - это когда событие преследует человека, нарушает его привычную жизнь и не позволяет вернуться к ней даже через несколько лет.

Наша психика гораздо прочнее, чем кажется. Иначе мы бы не выжили.

Тем не менее все-таки стоит призывать родителя быть осторожнее с детьми. Хотя и здесь нет однозначного решения. Ведь, с одной стороны, это разумно, а другой - мы приводим родителя в постоянное состояние самообвинения: я что-то не так сделала, я отказал ребенку, он два часа плакал, и это для него травма.

Нет, ребенок это переживет и переработает. Особенно если родитель не будет в него тыкать пальцем и говорить, что ты вот два часа плакал - ты плакса.

Есть социальная программа в США Big Brothers Big Sisters, она очень старая. У нас когда-то тоже была. Она очень простая: ребенку из детдома от команды волонтеров назначается «сестра» или «брат» старше на 5-6 лет. И они по определенным правилам встречаются 2-3 раза в неделю и ходят куда-нибудь. Желательно, чтобы они не развлекаться ходили, а что-нибудь делали вместе.

Например, такой старший брат может взять ребенка к себе в мастерскую, если работает где-то, а сестра может отвести девочку к стоматологу. Уже эта программа чудеснейшим образом социализирует ребенка, хотя по факту мы имеем всего 8 часов общения в неделю. Это не значит, что они постоянно обнимаются. Чуть-чуть тепла и ласки, и не обязательно делать из этого традицию. И этого достаточно.

Как об этом разговаривать с родителями

Здесь мы сталкиваемся с социально приемлемыми ответами. Даже анонимно мы не можем исключить, что человек в своих глазах хочет выглядеть хорошим. И он пишет, что да, я люблю своих детей.

Это как исследование измен: невозможно установить, сколько на самом деле люди друг другу изменяют. Только если каждому в глаз вживить видеокамеру. Технически мы это пока не реализуем. То же самое с родителями. Нужно решить главную задачу - что значит «любят». Например, родитель никогда не врет - это любит или нет? Всегда покупает игрушки - любит или нет?

Нопопробовать поговорить с родителями стоит. Здесь два направления. С одной стороны, нужно искать значимого старшего, с которым может быть хороший эмоциональный контакт. А второе - идти к родителям и строить с ними отношения. В конце концов, есть не только любовь и эмоциональная близость, но и действия, которые можно совершать, и для этого не обязательно быть близкими - например, поздравить с днем рождения, помочь по хозяйству и т.д. Не обязательно испытывать любовь.

Что точно стоит делать, так это не рассказывать себе, что я теперь такой несчастный, потому что меня не любят родители. Это бесполезно и контрпродуктивно.

Мой коллега Сергей Шишков говорит, что никогда не поздно иметь счастливое детство и никогда не поздно испортить себе детство. Здесь надо понимать еще одну базовую штуку: дети всегда ждут больше, чем родители в принципе могут им дать.

Любой ребенок может сказать, что его недостаточно любили, потому что родители не всегда делали полностью то, чего хочет ребенок. То же самое, кстати, и в супружеских отношениях. Исходя из этого всех можно считать недолюбленными.

Получается простая вещь: если человек во взрослом возрасте начинает считать, что его не любили, он драматизирует все это. А если он думает: ну да, мама была со мной холодна, но она меня вырастила, выкормила - ну и слава богу, спасибо тебе, мама, - то у него все в жизни будет хорошо.

Какие-то теплые, идеальные отношения с родителями - это достаточно редкая штука, и я не уверен, что ее легко создать так, как хотелось бы. Это большая работа с обеих сторон, но сначала, конечно, с родительской, потому что они взрослее. Но сколько людей совершают такую работу?

Многие люди говорят, что любят своих детей. А то, что они делают, - кормят, поят, одевают. Всё. Это тоже форма любви - тот максимум, который они могут дать.

Что родители все-таки должны детям

Все, что прописано в законе. В Кодексе о браке и семье, который говорит, что жестокое обращение с детьми запрещено, что обязателен надлежащий уход за ними и так далее. Все, что не прописано в законе, - это по желанию.

Конечно, здорово, если бы родитель был в меру опекающий и в меру свободный, в меру ласковый и в меру требовательный. Нет идеальных людей. Абсолютно про любого родителя можно сказать, что он плохой.

Если мы говорим с позиции, что родитель должен, то формируем у него чувство вины. Это шаткая позиция. Когда я говорю, что нужно делать все по закону, а остальное - как хочешь, то родитель может нехорошо себя вести по отношению к ребенку.

Но если мы говорим: «Эй, родитель, ты должен любить ребенка», то это создает классическую проблему работающей женщины, у которой при этом есть семья, особенно если ребенку 2-3 года. Она живет в постоянном чувстве вины. И хорошо ли ей будет, если мы говорим, что ты должна заниматься детьми, потому что от женщины зависит атмосфера в доме?

Многие переживают это очень тяжело. И это тяжелое переживание создали мы, убеждая родителя, что он (она) что-то должен. Фактически мы создаем основание для чувства вины. А стоит ли так делать? Большой вопрос, не думаю, что на него есть хороший и простой ответ.

Фото: сайт.

Родители должны любить своих детей, воспитывать их и заботиться о них. Они должны помогать детям развиваться и становиться самостоятельными людьми. К сожалению, некоторые родители довольно плохо обращаются со своими детьми, отнимая у них тепло и заботу, а то и вовсе отказываясь от них. Больно чувствовать, что родители вас не любят, и эта боль может быть не только эмоциональной, но и физической. Лучший способ справиться с этим – принять тот факт, что вы не можете изменить других людей, просто сконцентрируйтесь на себе.

Шаги

Подумайте о путях решения этой проблемы

    Поговорите об этом с хорошим другом или с членом семьи. Иногда человеку становится легче, когда он просто поговорит с кем-нибудь о своей проблеме. Поговорите с кем-нибудь из родных или друзей о том, что происходит у вас в семье.

    • Например, можно попробовать поговорить с близким другом о том, как поступают ваши родители, что вы при этом чувствуете. Найдите человека, с которым вам хорошо и комфортно, который не отвернется от вас. Расскажите этому человеку о том, что вы бы сказали родителям.
    • Постарайтесь не стать эмоционально зависимым от этого человека, просто поговорите с ним, когда вам нужно будет высказаться. Если вы вдруг ловите себя на том, что уже который раз звоните ему, будьте осторожны, чтобы не стать зависимым от этого человека. Если вы чувствуете, что все больше и больше зависите от других людей, поговорите с школьным психологом.
  1. Найдите себе наставника. Наставник поможет вам в принятии важных решений в вашей жизни, научит вас тому, чему не могут (или не хотят) научить вас родители. Можно найти наставника, который поможет вам освоить школьные дисциплины, поможет разобраться в сложных ситуациях или преуспеть на работе. Подумайте, есть ли в вашей жизни надежный ответственный взрослый человек, который мог бы стать вашим наставником. Например, это может быть тренер, учитель, начальник?

    • Если ваш начальник или спортивный тренер предлагает вам помощь, еще раз подумайте, может ли этот человек стать вашим наставником. На самом деле, вы можете попросить помощи у кого-то сами. Скажите: «Я восхищена тем, чего вы добились! Надеюсь тоже когда-нибудь так же преуспеть в жизни и достичь вашего уровня. Но я не знаю, с чего начать. Не могли бы вы научить меня?»
    • Старайтесь не становиться слишком зависимым от своего наставника. Имейте в виду, наставник все равно не сможет заменить вам родителей, поэтому не стоит ждать от этого человека родительской опеки. Наставник – это человек, который может помочь вам достичь ваших целей касательно учебы, работы или какой-то другой сферы вашей жизни.
  2. Поговорите с психотерапевтом или школьным психологом. Не так просто смириться с поведением своих родителей, поэтому, вполне возможно, вам придется обратиться к психологу или психотерапевту. Специалист поможет вам разобраться в себе и выработать защитные механизмы, с помощью которых вы будете чувствовать себя намного лучше.

    • Если в вашей школе есть психолог, обязательно узнайте, можете ли вы записаться к нему на прием, чтобы обсудить этот вопрос. Если вы смущаетесь или не знаете, как начать этот разговор, поговорите сначала с преподавателем, которому вы доверяете.
    • Спросите своих родителей, можно ли вам записаться к психотерапевту. Скажите: «В последнее время я столкнулся (столкнулась) с неприятной ситуацией, мне нужно поговорить об этом со специалистом. Помогите мне, пожалуйста, найти хорошего психотерапевта».
    • Имейте в виду, если ваши родители обижают вас, школьный психолог или психотерапевт будут обязаны сообщить об этом.
  3. Не поддавайтесь искушению сравнить отношение родителей к вам и вашим сестрам/братьям. Если вам кажется, что родители относятся к вашему брату лучше, чем к вам, это не обязательно значит, что кого-то из вас они любят больше. Скорее всего, есть причина, по которой в данный период времени они относятся к вашему брату более внимательно. Чаще всего это интуитивное поведение, поэтому ваши родители могут даже не осознавать, что относятся к вам по-разному.

    Постарайтесь не принимать это на свой счет. Иногда бывает трудно принять критику и ругательства в свой адрес от близких людей, которые должны любить вас, даже если вы прекрасно понимаете, что они говорят неправду. Помните, что слова и поведение ваших родителей больше относится к ним, а не к вам.

    • В следующий раз, когда кто-то из ваших родителей скажет или сделает вам что-то нехорошее, скажите себе: «Я хороший человек, я ценю себя. Мои родители просто пытаются справиться со своими проблемами, поэтому так поступают/говорят».
  4. Будьте добры к себе. Некоторые дети, столкнувшиеся с плохим обращением родителей, начинают плохо относиться к самим себе, например, они пытаются причинить себе боль, начинают употреблять алкоголь и наркотики, терпят неудачи в учебе. Помните, что все это не улучшит ваше состояние. Вместо того, чтобы поддаваться такому искушению, начните заботиться о себе и любить себя, например:

    • Занимайтесь спортом несколько дней в неделю.
    • Не курите и не употребляйте алкоголь и наркотики .
  5. Замените негативные мысли на позитивные . Люди, которые растут в неблагоприятной обстановке, обычно склонны к негативным мыслям о себе, которые могут понизить самооценку. Чтобы научиться мыслить о себе и своей жизни позитивно, постарайтесь заменить негативные мысли положительными.

    • Например, если вы постоянно повторяете себе что-то, что сказали вам родители (например: «ты глупый(ая), если не можешь понять деление чисел»), постарайтесь заменить эту мысль (скажите: «да, деление столбиком – сложная задача для меня, но я смогу научиться этому, если буду стараться»).
  6. Напишите себе шпаргалку положительных мыслей. Это поможет вам сразу же обнаружить негативные мысли, которые снижают вашу самооценку и заменить их позитивными мыслями. Итак, для начала начертите таблицу с четырьмя столбцами.

    • В первом столбце напишите список негативных мыслей. Например, туда могут относиться такие мысли: «Я не умею принимать решения» или «Я не очень умный».
    • Во втором столбце напишите, почему вы считаете, что все это правда. Ваши родители подталкивают вас на такие мысли, или вы сами чувствуете себя так?
    • В третьей колонке напишите о том, чего вам стоит это негативное убеждение (каких эмоций и проблем в личной жизни). Возможно, вы в депрессии, замкнуты в себе, боитесь пробовать новое и потерпеть неудачу, боитесь доверять людям и сближаться с ними и так далее. Список должен быть кратким, но конкретно отражать то, что вы упускаете, позволяя себе верить в то, что эти утверждения правдивы.
    • В последней колонке перепишите эту мысль так, чтобы она стала положительной. Например, вы можете изменить утверждение о своем интеллекте, написав: «Я умный и способный человек, я многого добился благодаря своим знаниям»
  7. Чаще выходите из дома. Начните интересную и полную хороших впечатлений жизнь за пределами своего дома, чтобы почувствовать себя счастливым человеком, даже если в семейной жизни у вас не все так гладко. Подумайте, какими способами вы могли бы внести какой-то вклад в общественную жизнь. Если у вас активная социальная жизнь, ваша самооценка и уверенность в себе повысятся намного быстрее, ведь вы будете сосредоточены на счастье и развитии.

    • Станьте волонтером в какой-нибудь организации в своем районе. Найдите работу, которая вам понравится, или вступите в какой-нибудь клуб по интересам или спортивную секцию.

    Следите за своим здоровьем

    1. Обязательно сообщите, если родители подвергают вас физическому или сексуальному насилию. Если родители обижают вас, немедленно обратитесь за помощью. Поговорите об этом с преподавателем, с врачом, школьным психологом или обратитесь в полицию или в органы опеки и попечительства. Чем дольше вы подвергаетесь насилию, тем труднее вам потом будет восстановить свою психику. Не позволяйте людям (даже близким) оскорблять вас и применять физическую силу. Постарайтесь как можно скорее от них отстраниться.

      Если можно, порвите отношения с теми, кто вас обижает. Если вы можете разорвать отношения с родителями, которые подвергают вас насилию, так и сделайте. Конечно, трудно перестать общаться с кем-то, о ком вы заботились, особенно с близким человеком, но ваша основная задача в том, чтобы заботиться о себе. Не вините себя за необходимость разорвать отношения с родителем (родителями), если вы чувствуете, что это лучший выход из положения.

      Не поддавайтесь искушению отстраниться от сверстников и других взрослых. Возможно, вы думаете, что сможете избежать боли, которую могут причинить люди, если просто порвете с ними отношения, но помните, что людям нужно общение, чтобы добиться успеха. Дети, которые растут без родительской любви или заботы кого-то из взрослых, реже добиваются успеха в жизни, реже бывают счастливыми, чаще других болеют. Чаще общайтесь с друзьями и близкими, проводите с ними как можно больше времени, будьте открыты и дружелюбны с новыми знакомыми и заслуживающими доверия взрослыми.

    2. Научитесь быть независимым . Если родители не справляются с вашим воспитанием и не могут научить вас быть самостоятельным после окончания средней школы, попросите об этом другого взрослого, которому вы доверяете, чтобы он подготовил вас к «реальному миру».

      • Научитесь распределять бюджет , пользоваться стиральной машиной , включать водонагреватель в своей квартире.
      • Оцените свои расходы на самостоятельную жизнь и подумайте, что вам нужно для начала. Найдите работу и экономьте , чтобы оплатить залог на собственную квартиру и самую необходимую мебель.
      • Не забрасывайте учебу, несмотря на семейные проблемы, чтобы у вас была возможность поступить в колледж. Попросите школьного психолога помочь вам найти колледж с возможностью обучения на бюджетном месте.

    Подумайте, плохо ли относятся к вам родители

    1. Понаблюдайте, как ваши родители реагируют на ваши успехи и достижения. Одним из признаков плохого отношения родителей к вам является тот факт, что они не признают ваши достижения в разных сферах. Это значит, что либо ваши родители отказываются понять, что вы чего-то смогли достичь, либо они просто не считают ваши успехи значимыми. Некоторые родители могут даже высмеивать ваши достижения.

      • Например, если вам удалось получить хорошую оценку на экзамене, родители должны вас поздравить и похвалить. Родители, которые относятся к вам плохо, проигнорируют ваше сообщение, сменят тему и получат удовольствие из-за того, что вы почувствуете себя глупым, они могут просто сказать: «Ну и что? Это просто тест».
    2. Подумайте, какие методы контроля над вами используют ваши родители. Вполне нормально, когда родители просто хотят направить вас, но если родители контролируют ваше поведение – это переходит границы. Например, их контроль может касаться принятия небольших решений, а может доходить до того, что они будут контролировать то, в какую школу или колледж вы будете ходить. Если вам кажется, что родители слишком сильно контролируют ваши решения и ваше поведение, значит, они относятся к вам плохо.

      • Например, родители, которые доверяют вам принимать решения самостоятельно, могут начать задавать вопросы о том, в какой колледж вы хотите поступить и почему. Родители, которые пытаются контролировать ваше поведение и все ваши решения, сами скажут вам, в какой колледж вы должны поступить.
    3. Обратите внимание на отсутствие эмоциональной связи между вами. Родители, у которых с детьми прекрасные отношения, поддерживают эмоциональную связь, зрительный контакт, они улыбаются друг другу и обнимают друг друга. Если родители плохо к вам относятся, они не станут вести себя так, как описано выше.

      • Например, если родители поддерживают эмоциональную связь с ребенком, они будут поддерживать его, когда он расстроен. Если же у родителя и ребенка нет эмоциональной связи, то родитель скорее начнет кричать на ребенка или игнорировать его, когда он плачет.
    4. Подумайте, есть ли границы в общении между вами и вашими родителями. Границы очень важны в отношениях ребенка и родителей. Если у вас разумные границы в общении, у вас не будет чувства, будто вы и ваши родители проживаете одну жизнь.

      • Например, родители должны говорить вам слова поддержки, которые помогут вам успокоиться и поднимут вашу самооценку. Но вы определенно будете чувствовать себя плохо, если родители будут говорить вам: «Ты ничего не стоишь!», «Терпеть не могу находиться с тобой в одной комнате!»
      • Некоторые родители сегодня будут с вами добрыми и хорошими, а завтра вдруг резко станут раздражительными и злыми. Но имейте в виду, что все это лишь словесные оскорбления, если родители не причиняют вам физический вред.
    5. Научитесь распознавать самовлюбленное поведение. Родители, которые концентрируют внимание лишь на себе, не замечают своих детей, поэтому не могут ответственно к ним относиться. Если родители постоянно игнорируют вас или замечают вас только тогда, когда вы делаете что-то, чем они могут похвастаться перед своими друзьями – это определенно признак самовлюбленного поведения.

      • Например, родители должны поддерживать ваши интересы. Тем не менее, самовлюбленные родители поддержат ваши интересы только в том случае, если они принесут им какую-то пользу. Например, если у них будет возможность похвастаться перед своими друзьями, что их ребенок получает стипендию, хотя, на самом деле, они даже не поинтересовались вашими успехами на учебе и ни разу вас не похвалили.
      • У некоторых родителей может быть расстройство личности. Человек, страдающий расстройством личности, отказывается принять на себя ответственность, подвержен постоянному самооправданию, у него постоянное чувство, что он всегда прав, он не способен на глубокие эмоции. Родитель с расстройством личности может относиться к своему ребенку, как к бремени или препятствию на пути к личным целям. Обычно такие родители контролируют своих детей, манипулируя их эмоциями. К тому же, люди с расстройством личности часто оскорбляют своих детей и даже могут поставить под угрозу его личное благополучие.
    6. Подумайте о том, играли ли вы когда-нибудь роль родителя? Некоторые родители еще слишком молодые, либо у них есть какие-то другие проблемы (например, наркотическая зависимость), из-за чего им трудно выполнять свои обязанности и быть хорошими родителями для своего ребенка, из-за этого ребенок часто берет на себя родительские обязанности. Подумайте, приходилось ли вам брать на себя родительские обязанности, потому что родители были не в состоянии (или не хотели) позаботиться о вас или о ваших братьях/сестрах. Например, в эти обязанности может входить приготовление пищи, уборка, уход за другими детьми.

      • Часто родители поручают вам приготовление пищи и уборку дома для того, чтобы научить вас ответственности. Но если родители относятся к вам плохо, они поручат вам одному целую кучу дел, чтобы не выполнять свои обязанности самостоятельно. Например, родитель, который не хочет сам готовить или убирать, может постоянно уклоняться от этих обязанностей, перекладывая их на кого-то из своих детей и поручая ему заниматься всем и сразу: и готовкой, и уборкой.

Физическое и психологическое насилие

Чаще всего перестают любить родителей дети, к которым те плохо относились. Физическое и психологическое насилие может привести к агрессии и ненависти со стороны ребенка. В случае с психологическим насилием большинство родителей даже не замечает, что наносит вред ребенку, и не понимает, за что ребенок на них обижается. Не всегда родители могут понять, какие их слова остаются незамеченными, а какие заставляют ребенка чувствовать боль. В таком случае ситуацию надо разрешать как можно скорее — родителям стоит признать свою вину и поговорить с ребенком, иначе это скажется на дальнейшем доверии в семье.
Насилие со стороны родителей и крайнее недоверие со стороны ребенка могут привести к серьезным психологическим проблемам у всех членов семьи. Детям, пережившим такие отношения, часто в будущем тяжело выстраивать собственные.

Гиперопека

Другая проблема — гиперопека. Если вы очень сильно беспокоитесь за своего ребенка, следите за каждым его шагом и завязываете ему шнурки вплоть до совершеннолетия, ваш ребенок вряд ли будет вам благодарен, вступив во взрослую жизнь. Такие дети очень часто начинают винить родителей во всех своих неудачах, так как они не подготавливают детей ко взрослой жизни, и те становятся несамостоятельными. Но у гиперопеки есть и другой, не менее плачевный исход: дети начинают пытаться вырваться из родительского гнезда, как только осознают, что их сверстникам дают гораздо больше свободы.
У этих детей, к счастью, есть шанс встать на ноги — они так ждут взрослой жизни и независимости от родителей, что чаще всего достаточно хорошо подготовлены к большинству ситуаций. Но, наконец-то получив эту свободу, дети обычно так боятся вернуться к прежнему течению событий, что рвут все связи с родителями. Уехать и ограничиться двумя звонками в год не выход. Нереализованная любовь никуда не денется, и обиды удастся лишь немного приглушить. Бороться с гиперопекой тоже нужно самим родителям. Осознать, что ребенок в какой-то момент должен стать самостоятельным взрослым человеком, трудно, но придется, если вы хотите сохранить хорошие отношения с ним.

Замкнутый круг

Даже уже выросшему ребенку хочется чувствовать заботу, а не выслушивать лишь требования и нотации. Неприятие со стороны родителей провоцирует бунтарское поведение у подростков и скандалы в семье. Все вопросы всегда должны решаться обоюдно.
Конечно, лучше всего не допускать появления в семье подобных проблем. Ведь вернуть доверие собственных детей очень трудно. Дети, которые понимают, что не могут доверять своим родителям, очень расстроены: родители — самые близкие люди, и понимать, что они тебя фактически предали, очень тяжело. Да и осознавать, что ты никак не можешь полюбить людей, подаривших тебе жизнь, тоже непросто — ребенок чувствует огромную вину за это.
Даже если вы считаете, что в этой проблеме нет ничего серьезного, есть одно «но»: из-за неправильных отношений в семье из таких детей вырастают нелюбящие родители. И получается замкнутый круг недостатка любви, идущий из поколения в поколение.