Основные причины появления трудных детей и подростков. Откуда берутся «трудные дети»

Советские психологи и многие современные зарубежные ученые отрицают решающее влияние на поведение «трудных» детей генетического фактора, наследственной отягощенности их сознания и действий. Природные предпосылки определенных особенностей психики, конечно, имеются. Но действуют они не прямо, а через социальные факторы. Между тем немалое количество учителей считают, что это не так. Они связывают появление «трудных» детей с дурной наследственностью. Подобные утверждения свидетельствуют о недостаточной педагогической грамотности и умелости таких учителей, нежелании серьезно разобраться и затратить побольше времени на «трудного» школьника.

Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников в неправильных отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Действительно, нередко бывает, что ученик плохо учится из-за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к наиболее нежелательным изменениям в сознании и поведении такого ученика.

Здесь мы не будем указывать всех причин, вызывающих трудности в воспитании. Полезнее конкретизировать сказанное выше при анализе определенных категорий «трудных» учащихся.

Типизация «трудных» детей и подростков.

Психологи и педагоги предложили несколько систем типизации трудных детей. Почти все они относятся к детям более позднего возраста, когда трудный ребёнок становится асоциальным подростком. Одна из наиболее разработанных систем принадлежит профессору А.И. Кочетову. Он выделяет такие типы трудных детей:

1. дети с нарушениями в сфере общения

2. дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией (с повышенной возбудимостью, острой реакцией или, наоборот, пассивные, равнодушные)

3. дети с недостатками умственного развития

4. дети с неправильным развитием волевых качеств (упрямые, безвольные, капризные, своевольные, недисциплинированные, неорганизованные) Там же.С.7..

Из трудных детей формируются асоциальные подростки, которых профессор психологии М.С. Неймарк характеризует так:

1. циники; вожаки асоциальных групп со сложившейся аморальной системой взглядов и потребностей; нарушают порядок и правила по убеждению и считают себя правыми; сознательно противопоставляют себя обществу.

2. неустойчивые, не имеют твёрдых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств; их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации; подвержены дурному влиянию, не способны ему противостоять.

3. подростки и старшие школьники, которых толкают на асоциальные поступки сильные личные непосредственные потребности при наличии очень слабых тормозов; непосредственные потребности (в зрелищах, вкусной еде, нередко - табаке, вине и т.д.) оказываются у них сильнее, чем их нравственные чувства и намерения, и удовлетворяются недозволенным образом.

4. аффективные дети, переживающие постоянное чувство обиды на основе мнения о том, что их недооценивают, ущемляют, не признают, что к ним несправедливы.

5. Основными признаками ненормальности поведения трудных детей Д.Футер (1929) считает склонность к праздношатанию - бродяжничество, лживость, образование шаек с вожаками, агрессивность Социология молодёжи. / Ю.Г.Волков, В.И. Добреньков, Ф.Г. Кадария и др.-Ростов - на Дону,2002. С. 481.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «трудные дети» очень ёмкое, и дать ему точное определение достаточно сложно.

Основные причины возникновения трудного поведения.

В конце 19- начале 20 вв. учёными было проведено множество исследований, с целью установить причины отклонения поведения детей и подростков от нормы. В итоге появились различные теории. Которые можно условно разделить на две группы:

1. биологические причины

2. психологические причины Социология молодёжи. / Ю.Г.Волков, В.И. Добреньков, Ф.Г. Кадария и др.-Ростов - на Дону,2002. С. 480.

Так, например, авторы биологических теорий, такие как итальянский врач Цезаре Ломброзо или американец Уильям Шелдон считали, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Даже конституция тела человека определяет черты характера. Учёные выделили три типа человеческой фигуры:

1. Эндоморф - человек умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом - такому человеку свойственны общительность, умение ладить с людьми.

2. Мезоморф - тело человека отличается силой и стройностью - он отличается склонностью к беспокойству, активен и не слишком чувствителен.

3. Эктоморф - отличается тонкостью и хрупкостью тела - склонен к самоанализу, наделён повышенной чувствительностью и нервозностью.

Хотя подобные биологические теории были популярны в начале 20 века, другие концепции их постепенно вытесняли. Сторонники психологической трактовки связывали девиантное и делинквентное поведение с психологическими чертами (неустойчивостью психики, нарушением психологического равновесия и т.п.). Были получены данные о том, что некоторые умственные расстройства, особенно шизофрения, могут быть обусловлены генетической предрасположенностью. Кроме того, некоторые биологические особенности могут оказывать влияние на психику личности. Например, если мальчика дразнят за низкий рост, его ответная реакция может быть направлена против общества и выразится в девиантном поведении. Но в таких случаях биологические факторы лишь косвенно способствуют девиации, сочетаясь с психологическими Там же С.481..

К середине 20 века стали появляться теории, дающие социологическое объяснение девиантному поведению детей. Впервые развёрнутую социологическую теорию разработал Э.Дюркгейм. Он ввёл понятие аномия, т.е. дезорганизация общества, отсутствие ценностей, нарушение порядка в отношениях между людьми.

Впоследствии социологическую теорию развивали Р.Мертон, Р.Линтон, У.Миллер, Г.Беккер. В настоящее время эта теория является наиболее популярной в объяснении причин девиантного и делинквентного поведения детей Там же С.482..

На самом деле, по мнению современных социологов, психологов и педагогов, никаких специальных причин возникновения у детей асоциального поведения искать не нужно, их нет. Они в нашей ежедневной жизни, в примерах поведения взрослых. Причины неудовлетворённости детским поведением взрослые должны искать в себе, в своих поступках, которые преподносятся как образцы поведения.

Дети копировали, и всегда будут копировать взрослых. Так они входят в жизнь и развиваются, перенимая всё без разбору. Отличать плохое от хорошего они ещё не умеют.

Современная жизнь изобилует асоциальным, т.е. не согласующимися с требованиями общества и моральными нормами, поведением взрослых. Постоянно имея перед глазами такие «образцы», дети впитывают их как нечто совершенно естественное. Они часто не понимают, почему учитель требует от них быть вежливыми, не сквернословить, не курить; в их реальной жизни подобные нормы отсутствуют. Потому так сложно корректировать асоциальное поведение детей Кащенко В.П. Асоциальное поведение школьника// вопросы психологии.- 2003.-№5. С.43.

Причин, по которым ребёнок делается трудным, а потом асоциальным, достаточно. Например, А.И.Кочетов выделял следующие причины:

· Возросшая напряженность жизни, повышенная тревожность большинства людей: многие склонны к пересмотру норм поведения, их упрощению, поведение большинства становится всё менее цивилизованным.

· Школьная напряженность, выражающаяся в увеличении объёмов и интенсивности занятий, повышении темпов.

· Большое давление на неокрепшие умы и нервы школьников вызывает рассогласовывание между тем, что ребёнок видит в реальной жизни, и тем, чему его учат, что от него требуют в школе.

· Широкий спектр возможных недостатков морального воспитания - от непонимания моральных норм до нежелания с ними считаться.

· Интеллектуальная неразвитость, душевная чёрствость, эмоциональная глухота значительной части детей

· Неблагоприятная наследственность

· Дефекты самооценки, завышение её, нежелание признавать объективные оценки и с ними считаться

· Неустойчивость нервных процессов в условиях, благоприятных для возникновения отклоняющегося поведения

· Отсутствие волевой саморегуляции (импульсивность, расторможенность, несдержанность)

· Асоциальное поведение родителей (пьянство, драки, наркомания, преступный образ жизни и т.п.)

· Полное безразличие к ребёнку или, наоборот, чрезмерный контроль со стороны взрослых

· Подстрекательство взрослых, втягивание малолетних в группы асоциального поведения

· Неблагополучное течение кризисных периодов развития ребёнка, бунт против ограничения самостоятельности

· Замедленные темпы умственного, социального и морального развития

· Педагогическая запущенность Там же. С.45.

Педагогическая запущенность - это часть общей социальной запущенности. Если поставить вопрос так: виноваты ли только семья и школа в асоциальном поведении детей, то ответ будет отрицательный; виновато общество, не предоставляющие возможностей для нормального функционирования социальных институтов.

Трудные дети - это всегда запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их поведения. В категорию трудных попадают школьники, выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, у которых не сложились правильные отношения с учителем, которые не нашли своего места в коллективе и социально приемлемых способов в нём утвердится.

К трудным относятся и недисциплинированные школьники. Их бурная активность, кипучая энергия порой не находят разумного выхода и проявляются в шалостях, озорстве, нарушениях дисциплины. Дурной пример товарищей, праздность, безделье, безнадзорность благоприятствуют развитию недисциплированности. Для её преодоления необходимо переключать активность и энергию детей на интересные увлекательные дела, направлять их инициативу в правильное русло.

Если ребёнок работает не в полную силу, ленится, лодырничает - он тоже трудный. У нормальных и здоровых школьников должно быть нормальное стремление, потребность, привычка к труду Там же. С.47..

С. Невская и И.Невский объясняют отклонения в поведении детей и подростков следующими группами факторов:

· Педагогической запущенностью, когда ребёнок ведёт себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия необходимых знаний, умений, навыков.

· Социальной запущенностью, т.е. испорченностью неправильным воспитанием.

· Глубоким психологическим дискомфортом, вызванным негативным психологическим микроклиматом в семье, неуспехами в учёбе, несложившимися взаимоотношениями в классе, грубым или жестоким отношением к нему со стороны родителей, старших.

· Отклонениями в состоянии психического и физического здоровья, возрастными кризами.

· Незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием лично значимых жизненных планов и целей, безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды Хрестоматия по педагогике.: Учебное пособие для усащихся педагогических университетов, институтов и колледжей в 2 частях. Часть 2/ О.П.Морозова. Барнаул,1999. С. 138.

Социальная и педагогическая запущенность детей развивается на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих, родителей, учителей, общественности. Это равнодушие дети глубоко переживают как своё одиночество, ненужность, заброшенность, отверженность. Возникает чувство протеста по отношению ко всему миру, взрослым, коллективу. Ребёнок ищет новые формы самоутверждения, и обычно выбирает те, которые являются неэтичными и даже противоправными.

Во всех этих случаях наносится вред не только обществу, но и личности, её формированию. Очень часто человек остаётся ущербным всю жизнь Там же. С.139.

Таким образом, самый общий и краткий анализ характера отклонений в поведении детей и подростов позволяет выделить следующие этапы развития:

1. неодобряемое поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей и подростков, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством и т.д.

2. порицаемое поведение, вызывающее более или менее резкое осуждение окружающих, педагогов, родителей.

3. Девиантное поведение, основу которого составляют нравственно отрицательные проявления и проступки (нечестность, лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность, кражи и др.)

4. делинквентное, или предпреступное, поведение, которое несёт в себе зачатки криминального и деструктивного поведения - эпизодические умышленные нарушения норм и требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе: хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения.

5. противоправное, или преступное, поведение, основу которого составляют различные правонарушения и преступления

6. деструктивное, или экстремальное, поведение, основу которого составляют действия и поступки, наносящие непоправимый ущерб личности - систематическое употребление спиртных напитков, токсических и наркотических средств и др. Там же. С. 139.

Из вышеприведённых фактов можно сделать вывод, что помимо биологических и психологических теорий существуют и социальные теории, которые достаточно правдиво разъясняют причины появления «трудных» детей. Прежде всего, указывают социологи, семья воспитывает ребёнка: уделяет ему достаточно внимания, или попустительски относится к нему.

Пребывая в семье с раннего детства, подросток подвержен многостороннему влиянию со стороны родителей, а также других членов семьи. Неблагоприятные условия семейного воспитания накладывают отпечаток на формирование личностных качеств, соответствующим образом сказываются на характере подростка.

· Исследования неблагополучных семей позволяют определить основные причины педагогической запущенности подростков:

1) грубое, неуважительное, пренебрежительное отношение к детям со стороны родителей и взрослых членов семьи;

2) отсутствие требований к детям со стороны родителей;

3) несоблюдение единства требований к подростку со стороны отца и матери;

4) нарушение меры в поощрении;

5) нарушение меры в наказании;

6) нездоровая нравственная атмосфера семьи;

7) пребывание подростка в позиции иждивенца, в атмосфере ничегонеделанья;

8) злоупотребление родителей прямыми назойливыми назиданиями;

9) безнадзорность (объективная и субъективная);

10) избалованность, изнеженность детей,

11) нездоровый образ жизни родителей;

12) дурной пример родителей Плоткин М. М.Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей// Педагогика.- 2000.- №1. С.19

· Исходя из типичных ошибок семейного воспитания, возможно выделение четырех условных групп трудных детей:

1. Дети, выросшие в условиях грубости, жестокости, несправедливости.

2 Безнадзорные дети (дети, предоставленные сами себе, родители не имеют возможности контролировать поведение и учебу учащихся в силу общественной и трудовой занятости или не хотят отвечать за воспитание сыновей и дочерей).

3. Избалованные, изнеженные дети (дети, получившие чрезмерную дозу любви матери, отца, превратившиеся в семье в объект любования и всепрощения, чаще всего они пребывают в условиях ничегонеделанья).

4. Дети развращенные дурным примером взрослых (родители ведут нечестный, аморальный образ жизни, что соответствующим образом сказывается на формировании личностных качеств подростка) Там же. С. 20..

Неблагоприятные условия семейного воспитания являются первоочередной причиной девиантного и делинквентного поведения детей. Если взять во внимание и тот факт, что в современном обществе очень велико количество неблагополучных семей, то можно сделать вывод и об огромной численности «трудных» детей. Причём отношение к ним в нашем обществе не всегда является критическим, а среди сверстников «трудные» дети практически никогда не встречают открытого осуждения. Почему это происходит?

По мнению многих современных психологов и социологов, наше общество само подталкивает детей и подростков к девиантному и делинквентному поведению. Рассмотрим следующие факты.

Одним из средств массового воспитания, массовой культуры являются средства массовой информации - СМИ. Фильмы, газетные статьи, радиопередачи формируют представление ребёнка о том, что является модным, современным, увлекательным. И зачастую СМИ романтизируют девиантное поведение, т.е. те, которые должны воспитывать «лиц девиантного поведения», наоборот способствуют увеличению их численности.

В качестве примера можно привести теле репертуар только одного дня нашего телевидения: "Любовь со смертью" (о похождениях молодой некрофилки), "Колдовская любовь" (сочетание черной магии и "тяжелой" эротики), "Космическая морская пехота" (о "крутых" американских парнях, наводящих "американский порядок" в космических просторах), "Главная цель" (о повадках, приемах и зверствах американской мафии - учебное пособие для доморощенных российских бандитов), "Бандитский Петербург" (поделка уже отечественных мастеров экрана, фильм, изобилующий перестрелками, поножовщиной, трупами и кровью). А чего стоят блоки телевизионных новостей, где все та же кровь и те же трупы и катастрофы. На современном отечественном телевидении у Запада позаимствовано все: "Поле чудес" и диснеевские мультфильмы, американское шоу с русским названием "Добрый вечер с Игорем Угольниковым" и "Дог-шоу", каналы MTV и СТС «Социальная сфера Москвы в оценках населения столицы». http: // www.mos.ru

В августе-декабре 2004 г. Единым научно-методическим центром Комитета по культуре Правительства Москвы совместно с Институтом социально-политических исследований РАН проведено социологическое исследование "Молодежь Москвы о средствах массовой информации". В нем участвовали 754 человека. Среди них - учащиеся школ и колледжей, студенты. На вопрос о том, из каких источников они получают наиболее интересную, полезную информацию о жизни молодежи, ответы распределились следующим образом.

Источники информации о жизни молодежи (Здесь и далее в % от числа опрошенных) Там же.

Как видно из приведенных данных, на первом месте оказалось телевидение.

В ходе исследования был также задан вопрос, сколько времени уделяют подростки тем или иным информационно-культурным источникам. Лидирующие места заняли телевидение и радио, а в "арьергарде" оказались книги.

Сколько времени Вы уделяете: Там же..

К лидерам, формирующим мнение, представления и запросы подростков можно отнести популярных артистов и певцов, музыкальные группы, спортивных кумиров и модельеров, газетных, журнальных, телевизионных и ведущих и т. п. На страницах печатных изданий, по молодежному радио и телевидению можно зачастую услышать горделивые признания рок-звезд и кинокумиров о том, какие наркотики они употребляют и как это "круто", как это способствует творческому процессу, обогащает духовный мир, обостряет чувства. А после этого исполняется "хит сезона" - песня о наркотических галлюцинациях и любовном экстазе. Иносказания, недоговоренности, намеки, логические цепочки, кодовые слова, жаргон наркоманов, анекдоты, шутки на эту тему - все это стало обычным явлением на телевидении, радио, в прессе. Все это работает на пропаганду наркотиков, на вовлечение в эту губительную воронку мальчиков и девочек с самого раннего возраста, на интересы и прибыли наркомафии Там же..

Во многих печатных и электронных средствах массовой информации, ориентированных на молодежную аудиторию, значительная часть печатных площадей, эфирного времени предоставляется откровенной или скрытой пропаганде и рекламе спиртных напитков, сигарет. Реклама всех сортов пива буквально заполонила все СМИ. Результатом этого является рост детского и молодежного алкоголизма. Особенно быстрыми темпами растет, так называемый, пивной алкоголизм в подростково-молодежной среде Там же..

Таким образом многие современные СМИ способствуют воспитанию у подрастающего поколения интереса к преступности, алкоголизму, наркомании, т.е. различным формам девиации.

· экологических (неблагоприятная обитания)

· медицинских (болезни, отклонения в развитии, алкоголизм, наркомания и т. д.)

· психологических (конфликтность отношений в группах, социальная и педагогическая запущенность, деформированность мотивации)

· криминогенных (влияние преступных групп) и др.

Девиантное поведение- это поступки (действия индивида), не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе.

Делинквентное поведение – это , выходящее за пределы несоответствия социокультурным нормам и ожиданиям в противоправных действий. Делинквентность – это психическая готовность к правонарушению, повторяющиеся асоциальные по своей направленности поступки и действия, формирование отрицательно ориентированных личностных установок.

Дезадаптация – это несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации – школьного обучения, т. е. нарушение успеваемости, поведения, межличностных взаимодействий учащегося в общеобразовательной школе.

Антиобщественное поведение – 3 вида:

· аморальное – нарушение норм морали и правил человеческого общения;

· противоправное – не уголовно наказуемое правонарушение;

· преступное – нарушение уголовно-правовых норм.

Ранней профилактике подлежат первых два вида.

Трудновоспитуемость предполагает ту или иную степень сопротивления ребенка целенаправленным педагогическим воздействиям, его неспособность или нежелание адекватно реагировать на них. Трудновоспитуемость может быть вызвана самыми различными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психического и социального развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики учащихся, затрудняющие их социальную адаптацию, учебных программ и социальных норм.

ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ «ТРУДНЫХ ДЕТЕЙ»

Отечественные психологи выделяют такие особенности личности трудных подростков как лживость, аффективность, конфликтность, слабоволие, грубость, безответственность, агрессивность и т. п. Результаты изучения мотивационной сферы трудных подростков свидетельствуют, что почти половина совершаемых ими правонарушений связана с удовлетворением примитивных потребностей или со стремлением ценой добиться определенного, удовлетворяющего подростка положения в микрогруппе, показать перед товарищами свою смелость, решительность и т. д.

Сопротивляемость педагогическим воздействиям, свойственная трудным подросткам, может быть обусловлена не только особенностями личности подростка, но и может быть связана с учителем как субъектом педагогического воздействия, с особенностями его взаимодействия с учащимися.

Обычно педагог, стремясь найти наиболее эффективные методы воздействия на учащегося, собирает обширную информацию о нем, включающую разнообразные сведения, зачастую не отражающие те , которые являются причиной существующих отклонений. Педагогическое на ученика осуществляется по методу проб и ошибок, что приводит к излишней затрате сил, а иногда и к прямо противоположному эффекту.

Существуют типичные педагогические ошибке в работе с трудными подростками:

· грубость, проявляющиеся в поведении ученика, могут быть ложными. На самом деле эти черты характера на присущи ребенку. Это похоже на те проявления поведения , которые являются реакцией на неумелые воспитательные воздействия. Кроме того, эти формы поведения могут быть лишь маской, за которой скрывается истинное отношение ученика.

· Специфика труда педагога такова, что учитель довольно часто склоняется к признанию «нормальным» поведение ученика, который ничем не выделяется из общего фона. Яркое проявление индивидуальности подростка может иногда вызвать конфликтные отношения с учителем. Учителю нельзя также забывать, что многие так называемые шалости подростка часто свидетельствуют не об укоренившейся в нем недисциплинированности, а являются выражением его активных попыток самопроверки и самовоспитания.

· Очень часто отрицательное поведение подростка является следствием игнорирования воспитателем такой его возрастной особенности как чувство взрослости, которое выражается в стремлении подростка к признанию его самостоятельности, к удовлетворению потребности в самоутверждении, к попыткам негативными средствами завоевать себе достойное место в коллективе.

· Субъективизм учителя, пристрастное отношение к ученику. Оценки учителя оказывают существенное влияние на формирование личности ученика, влияют на взаимоотношения детей в классе, на их взаимооценку. Выражающую степень популярности ученика в коллективе. Особенно остро переживают несправедливую оценку, предвзятое отношение к себе учителя. Позиция «трудного», которая закрепилась за учащимся, с которой он почти примирился, распространяется на все ситуации, с которыми он встречается, а главное мешает ему определить свои действительные возможности. Чрезвычайно опасно для развития личности, соглашается с отведенной ему в коллективе позицией неполноценного, второсортного, если он этому не сопротивляется, если эта позиция оказывается для приемлемой и привычной. Основная роль в возникновении и становлении этой позиции принадлежит внушающим воздействиям взрослых. Когда ребенку из дня в день говорят, что он ленивый, . Он постепенно начинает привыкать к тому, что он такой и есть.

· Причиной сопротивления педагогическим воздействиям могут быть также противоречия, возникающие в системе «учитель- » в ходе УВП. Между учителем и учеником в связи с этим возникает «смысловой барьер». Это такое явление, когда ребенок хорошо понимая и умея то, что требует от него учитель, не принимает эти требования и упорно их не выполняет. Характерным признаком всякого смыслового барьера является требования. Причины возникновения смыслового барьера могут быть следующие:

Непонимание взрослыми истинных мотивов поведения ребенка, реагирование на результат его деятельности. В результате учитель неадекватно реагирует на действия ученика, что вызывает протест и неудовольствие последнего.

Слишком однообразное и длительное применение одних и тех же воспитательных приемов и средств. Особенно часто это бывает при назойливых словесных воздействиях: нотациях, выговорах, внушениях.

В связи с отрицательной эмоциональной реакцией ученика на неправильное, по его мнению, поведение учителя по отношению к нему: заниженную оценку его успеваемости, незаслуженное наказание, а тем более оскорбление и его достоинства.

В связи со сложившемся у сверстников негативного мнения об этом

педагоге.

Во многом смысловой барьер возникает из-за недостаточного понимания ученика и непродуманных педагогических воздействий. Это требует изменения поведения учителя по отношению к данному ученику, изменения методов и приемов УВР.

Наряду с педагогическими ошибками, оказывающими влияние на формирование личности трудных , необходимо указывать на недостатки семейного воспитания. (это тема следующего семинара).

Факторы появления трудных подростков:

1. Важным фактором формирования асоциальной личности является господствующая система норм и ценностей общества, когда личные достоинства человека измеряются количеством имеющихся у него денег. Презрение молодежи к таким социальным ценностям как , справедливость, честность, становится фактором, провоцирующим правонарушение.

2. Акселерация, причиной которой является диспропорция между физическим развитием и некоторыми сторонами физического созревании. Процесс акселерации, с одной стороны, и недостатки школьного и семейного воспитания, с другой, приводят к неблагоприятным изменениям сфер общения подростка. Свободное общение приобретает доминирующую роль, возникают социально опасные связи. В связи с этим обостряется актуальность рациональной организации свободного времени подростка.

3. Снижение значимости классного коллектива и учителей.

4. Позиция взрослых на возможные неизбежные ошибки подростков в поведении. В большинстве случаев такая ошибочна и неадекватна. Дело в том, что подростки ищут свою дорогу в жизни методом проб и ошибок. Они экспериментируют вне зависимости от того, позитивен такой опыт или негативен. Взрослые не признают за подростком права на ошибку. Любые действия подростка признаются как окончательно принятая им . Изменение подростком линии поведения характеризуется излишне категорично: либо как исправление, либо как хулиганство, а не как . Тем самым подросток лишается права выбора вариантов собственного поведения. Эта грубая часто приводит к тому, что подросток, раз начав реализовывать какую-либо негативную форму поведения, чувствует обязанным продолжать ее реализацию, поскольку взрослые из его микросоциального окружения признали эту форму окончательной.

Синонимы аномального поведения: девиантное, делинквентное, диссоциальное, дезадаптивное.

В соответствии с Международной классификацией психических и поведенческих расстройств (МБК-10) аномальное поведение рассматривается современной клинической психиатрией как болезнь – поведенческое и эмоциональное расстройство, начинающееся в детском и подростковом возрасте.

Разработанная под эгидой ВОЗ диагностическая система кодирования психических болезней детского и подросткового возраста рассматривает 5 групп факторов, способствующих формированию болезни:

1) клинический психиатрический синдром (н-р, синдром гиперкинезии);

2) отставания в развитии (н-р, ЗПР, ЗРР);

3) уровень интеллекта;

4) органические заболевания (МДМ);

5) аномальные психосоциальные условия (н-р, наличие психически больных членов семьи).

Среди психосоциальных факторов, вызывающих стресс и способствующих развитию обострений того или иного заболевания. По шкале тяжести можно разделить на следующие группы:

отсутствие стресса. Никакие события не могут рассматриваться как острый стресс, способный вызвать заболевания. стресс: переход в другую школу, с другом; хронический – в условиях перенаселения (

«Как помочь трудному ребенку?»

Непослушных детей, а тем более детей, "отбившихся от рук", принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены и т.п. На самом же деле, в число "трудных" обычно попадают дети не "худшие", а особенно чувствительные и ранимые . Они "сходят с рельсов" под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые.
Отсюда следует вывод, что "трудный" ребенок нуждается только в помощи - и ни в коем случае не в критике и наказаниях.

Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Это на поверхности кажется, что он "просто не слушается", "просто не желает понять ", а на самом деле причина иная. И, как правило, она эмоциональная, а не рациональная. Больше того, она не осознается ни взрослым, ни самим ребенком.

Психологи выделили четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей.

Первая - борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит способ его получить - непослушание. Взрослые так и сыплют замечания... Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.

Вторая причина - борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое требование "я сам" двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Но им становится особенно трудно, когда с ними общаются, в основном, в форме указаний, замечаний и опасений. Взрослые считают, что так они прививают детям правильные привычки, приучают их к порядку, предупреждают ошибки, вообще - воспитывают.

Это необходимо, но весь вопрос в том, КАК это делать. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. Воспитатель сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения для ребенка - отстоять право самому решать свои дела, и, вообще, показать, что он личность. И не важно, что его решение подчас не очень удачно, даже ошибочно. Зато оно свое, а это - главное!

Третья причина - желание отомстить. Дети часто бывают обижены на взрослых. Причины могут быть очень разные: учительница более внимательна к отличникам, родители более внимательны к младшему, развод родителей, ребенка отлучили от семьи (положили в больницу, послали к бабушке), родители постоянно ссорятся, учитель постоянно делает несправедливые замечания и т.д.

Много и единичных поводов для обиды: невыполненное обещание, резкое замечание, несправедливое наказание...

И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности - все те же протесты, непослушание, неуспеваемость. Смысл "плохого" поведения в этом случае можно выразить так: "Вы сделали мне плохо - пусть и вам будет тоже плохо!.."

Наконец, четвертая причина - потеря веры в собственный успех. Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба; в другом случае неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома и т.д.

Подобное "смещение неблагополучия" происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он, вообще, теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: "Нечего стараться, все равно ничего не получится". Это - в душе, а внешним поведением он показывает: "Мне все равно", "И пусть плохой", "И буду плохой!"

Согласитесь, что стремления трудных детей вполне положительны и закономерны и выражают естественную потребность в тепле и внимании, потребность в признании и уважении его личности, чувство справедливости, желание успеха. Беда "трудных" детей в том, что они, во-первых, остро страдают от нереализации этих потребностей и, во-вторых, от попыток восполнить эту нехватку способами, которые ничего не восполняют.

Почему же они так "неразумны"? Да потому, что не знают , как это сделать иначе! И поэтому всякое серьезное нарушение поведения ребенка - это сигнал о помощи . Своим поведением он говорит нам: "Мне плохо! Помогите мне!"

Задача понять причину, на первый взгляд, непростая. Ведь разные причины внешне проявляются одинаково. Например, плохая учеба может быть связана и с желанием привлечь внимание, и с нежеланием подчиняться чужой воле, и с попытками "отплатить" родителям, и с потерей веры в свои силы. И все же выявить истинную причину плохого поведения довольно просто, хотя способ может показаться весьма странным - нужно обратить внимание на собственные чувства.

Посмотрите, отметьте, какая эмоциональная реакция возникает у вас самих при повторном непослушании ребенка. При разных причинах эта реакция разная. Вот такой удивительный факт, что переживания взрослых - это своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребенка.

Если ребенок борется за внимание, то и дело досаждая своими выходками, то у нас возникает раздражение .

Если подоплека - противостояние воле воспитателя, то у последнего возникает гнев .

Если скрытая причина - месть, то ответное чувство у нас - обида .

Наконец, при глубинном переживании ребенком своего неблагополучия мы оказываемся во власти чувства безнадежности , а порой и отчаяния .

Как мы видим, чувства разные, и вполне можно понять, какое именно подходит к конкретному случаю. Что же делать дальше?

Первый и общий ответ на него такой - постараться не реагировать привычным образом, то есть так, как уже ждет от вас ребенок. Дело в том, что в подобных случаях образуется порочный круг. Чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается, что его усилия достигли цели, и он возобновляет их с новой энергией. Значит, наша задача - перестать реагировать прежними способами и тем самым разорвать заколдованный круг.

Конечно, сделать это нелегко. Эмоциям не прикажешь, они включаются почти автоматически, особенно когда конфликты застарелые, "со стажем". И все же изменить характер общения можно! Можно остановить если не эмоцию, то, по крайней мере, все, что за ней следует: замечания и наказующие действия. Если в следующий момент вам удастся уяснить, что именно вы почувствовали, то нетрудно будет разгадать и проблему ребенка: с чем, против чего или от чего он "воевал". А уж после этого гораздо легче перейти с позиции воздействия, исправления на позицию помощи, взаимодействия. Помощь в каждом случае, конечно, будет разная.

Если идет борьба за внимание , необходимо найти способ показать ребенку ваше положительное внимание к нему . Делать это лучше в относительно спокойные моменты, когда никто никому не досаждает и никто ни на кого не рассержен. Например, это могут быть совместные занятия, игры, прогулки, заслуженная похвала и т.п. Стоит попробовать, и вы увидите, почувствуете, какой благодарностью отзовется ребенок.

Что же касается его привычных "выходок", то их лучше всего оставлять без внимания. Через некоторое время ребенок обнаружит, что они не действуют, да и надобность в них, благодаря вашему положительному вниманию, отпадет.

Упаси бог вообще игнорировать этого ребенка. В таком случае сформируется асоциальный в своем поведении человек.

Если источник конфликтов - борьба за самоутверждение , то следует, наоборот, уменьшить контроль за делами ребенка. Мы уже говорили, как важно для детей накапливать опыт собственных решений и даже неудач. В переходный период налаживания ваших отношений воздерживайтесь от таких требований, которые, по вашему опыту, он скорее всего не выполнит. Напротив, очень помогает то, что может быть названо "методом подстройки" - вы не оспариваете решение, к которому он пришел, а договариваетесь с ним о деталях и условиях его выполнения. Но больше всего поможет избавиться от излишнего давления и диктата понимание, что упрямство и своеволие ребенка - это лишь раздражающая вас форма мольбы: "Позволь же мне, наконец, жить своим умом". Помните, что прожить чужую жизнь - задача неблагодарная.

Если вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо, конечно, постараться ее устранить.

Самая трудная ситуация - у отчаявшегося взрослого и разуверившегося в своих силах ребенка (подростка). Разумное поведение воспитателя в этом случае - перестать требовать "полагающегося" поведения. Стоит "сбросить на ноль" свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может и к чему-то даже очень способен. Но пока он у вас такой, какой есть. Найдите доступный для него уровень задач. Это ваш исходный плацдарм, с которого вы можете начать двигаться вперед. Делайте с ним что-нибудь вместе, сам выбраться из тупика он не может. При этом нельзя допускать в его адрес никакой критики!

Ищите любой повод, чтобы его поощрить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховать его, избавлять от крупных провалов. Вы заметите и почувствуете, что первые же успехи окрылят вашего ребенка.

Помните, что бесполезно ждать, что ваши старания наладить мир и дисциплину в семье или в классе приведут к успеху в первый же день. Путь предстоит долгий и трудный , он потребует от вас немалого терпения. Вы, наверное, заметили, что главные усилия надо направить на то, чтобы осознавать свои отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду, отчаяния) и переключать их на конструктивные действия. Да, в каком-то смысле придется менять себя. Но это - единственный путь воспитания.

И последнее, что очень важно знать. Вначале, при первых ваших попытках улучшить взаимоотношения, ребенок может усилить свое плохое поведение! Он может не сразу поверить в искренность ваших намерений и будет проверять их. Так что придется выдержать и это серьезное испытание.

Организация психологической помощи

1. Изучение психологического своеобразия "трудных" подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.

2. Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т. д.

3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

4. Индивидуальные беседы с "трудными" детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими.

5. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.

6. Оказание психологической помощи родителям "трудного" школьника.

Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества,

контролировать его поведение и занятия в свободное время.(Пойми меня)

Организация свободного времени "трудных" школьников

Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема "трудных" детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у "трудного" вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день - до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение "трудного" рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели.

1. Изучение интересов и способностей детей.

2. Вовлечение "трудных" в кружки, секции, общественно полезную деятельность, движение милосердия.

3. Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.

4. Изучение участия "трудных" в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации интересов.

5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества "трудных" и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.

6. Определение одним из главных направлений работы территориального социально-педагогического центра и школьных воспитательных центров на работу с "трудными" детьми.

7. Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, сезонных оздоровительно-досуговых школьных лагерей и групп продленного дня.

Условия действенности приемов работе с «трудными» учащимися

(по Верцинской)

Волевое качество, которое развивается в результате соответствия приема педагогическому условию:

1. Мобилизация внутренних сил на выполнение задания.

Сплоченность коллектива и высокий уровень организации его деятельности.

Самодисциплина.

2. Активизация волевой установки.

Единство перспективных линий развития коллектива и личности.

Целеустремленность.

3. Стимулирование усилий на немедленное выполнение заданий.

Сознательная дисциплина в коллективе, четкая последовательность учебных заданий и общественных поручений.

Самодисциплина.

4. Одобрение первых успехов деятельности.

Обеспечение успеха в деятельности на основе применения положи-

тельных качеств, сил и способностей подростка.

Уверенность в себе.

5. Уважение самолюбия.

Атмосфера эмоционального комфорта в коллективе.

Требовательность к себе.

6. Подчеркивание неизбежности выполнения задания.

Строгая система контроля в отчетности.

Добросовестность.

7. Предупреждение ошибок путем стимулирования самоконтроля.

Педагогический образец, положительный пример правильного выполнения задания, поручения.

Самоконтроль.

Дифференцированно - групповой подход в процессе обучения.

В процессе контроля за подготовкой «трудных» учащихся рекомендуется:

Создание атмосферы доброжелательности при опросе ученика;

Снижение темпа опроса, разрешение больше времени готовиться у доски, делать предварительные записки;

Дать ученику примерный план ответа, наводящие контрольные вопросы, помогающие последовательно излагать знания;

Дать наглядные пособия, схемы, планы, помогающие изложить суть вопроса и явления, понятия, закона и т.д.;

Стимулировать оценкой, подбадриванием, записью в дневнике.

Возбудить интерес к усвоению темы (приведение аналогии, показ применения изученного материала в жизни);

Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлечение сильных учащихся для разъяснения в случае затруднений;

Привлечение слабоуспевающих в качестве помощников при показе опытов, наглядных пособий (плакатов, схем, демонстрация), помогающих уяснить суть объясняемого материала, облегчающих переход от наглядно-образного мышления к понятийно - абстрактному;

Привлечение слабоуспевающих к высказыванию предположений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказываниям сильных учеников.

В ходе самостоятельной работы на уроке рекомендуется:

Дать на начальной стадии ряд заданий, более простых, менее вариантных, аналогичных ранее выполненным;

Разбивка задания на разные этапы, выделение в сложных заданиях более простых и т.д.;

Указание на аналогичное задание, выполненное ранее;

Указание на необходимость актуализировать то или иное действие, формулу, закон, правило, определение;

Указание приема или способа выполнения задания;

Инструктирование о более рациональных путях выполнения заданий, о требованиях к выполнению работы;

Стимулирование самостоятельных действий, указание на успехи деятельности;

Более тщательный контроль за деятельностью слабоуспевающих, указание на ошибки, проверка их исправления.

При организации самостоятельной работы вне класса рекомендуется:

Выбор более рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа;

Более подробное объяснение порядка выполнения задания;

Предположение о возможных затруднениях;

Дать карточки - консультации, помогающие восполнить пробелы в знаниях, карточки с направляющим планом действий;

Дать задание по повторению материала, который потребуется для лучшего усвоения новой темы;

В необходимых случаях составление индивидуального плана на ликвидации пробелов в знаниях и умениях: (задание, срок выполнения, контрольный вопрос).

И родителей беспокоит, в каком возрасте возникают первые трудности в воспитании детей и как с ними справиться…

Трудные дети действительно характеризуются плохим поведением и неумением контролировать себя, - говорит психолог Марианна Винокурова. - Они не отвечают за свои действия, зачастую совершая необдуманные и импульсивные поступки, легко возбудимые и вспыльчивые, довольно трудно идут на контакт со взрослыми, не признавая даже явных авторитетов. Кроме того, трудные дети нередко отличаются своей дерзостью, жестокостью и мстительностью. Они часто провоцируют драки, не желая идти на уступки или просто пытаясь продемонстрировать свое превосходство над более слабыми сверстниками.

Психологи давно заметили, что «трудные дети» недополучали в раннем детстве главного – искренней любви и внимания взрослых. Даже те из них, кто родились и росли в благополучных внешне семьях, были хорошо одеты и сыты, имели дорогие игрушки, испытывая недостаток общения с родителями, вырастали резкими, импульсивными, грубыми, неуживчивыми, с недоверием относились к окружающим. В подростковом возрасте именно дети этой «категории» чаще других совершают побеги из дома, вливаются в «плохие компании», попадают на учет в детскую комнату милиции. Через некоторое время возврат к нормальной системе ценностей для кого-то из них становится почти невозможным.

Каких детей называют «трудными»?

тех, кто испытывает сложности в общении со сверстниками и взрослыми;

детей с неадекватными проявлениями эмоций: чересчур буйных или, напротив, апатичных;

слабохарактерных, с недостатками волевых качеств, недисциплинированных;

с задержками в психическом и умственном развитии.

Мнение специалиста: "Трудный ребенок – не врожденный порок личности, а результат неправильного воспитания. Иными словами, ответственны за это именно взрослые, своими непродуманными действиями сформировавшие у детей асоциальное поведение"

Трудными не рождаются

Понятие «трудные дети» обсуждается на каждом шагу. Стоит только прислушаться: на детской площадке, в телеэфире, на родительских собраниях, в кругу семьи. Родителями, педагогами и в особенности психологами.

Считается, что трудные дети – это дети с нарушенной психикой. Малыши рождаются здоровыми. Но в силу обстоятельств, связанных с условиями жизни и неправильным воспитанием, в детском саду или в начальных классах школы они начинают замыкаться в себе, отдаляются от родителей, воспитателей и учителей. Нередко у таких детей начинает развиваться синдром дефицита внимания с гиперактивностью, сопровождающийся невнимательностью, импульсивностью, неспособностью концентрироваться, а также периодически повторяющимися истериками и приступами гнева. Все это приводит к появлению проблем в школе, непониманию со стороны родителей и конфликтам с педагогами. Поэтому работа психолога с трудными детьми очень важна.

Трудные дети могут иметь различные сложности, некоторые испытывают проблемы в общении, некоторые характеризуются повышенной возбудимостью и даже агрессивностью, некоторые, наоборот, являются пассивными, слабохарактерными и безвольными. Некоторые же отстают от сверстников в умственном развитии.

Воспитание трудных детей отличается от обычного. Сами подростки своим грубым поведением препятствуют полноценному образованию. Такие дети резко выделяются индивидуальными особенностями, учесть которые зачастую может только спецшкола для трудных детей.

Преподаватели обычной школы просто-напросто не справляются с явным неуважением к себе, открытой ненавистью к учебе, постоянными конфликтами в классе, которые провоцируют бесшабашные невоспитанные дети. И в результате многие из таких детей впоследствии становятся на путь правонарушений, алкоголизма или наркомании, ломая собственную жизнь. Чаще всего трудные дети частенько не отличаются особыми умственными способностями, имеют проблемы с освоением даже самых элементарных понятий и правил.

Они нуждаются в особой помощи

Некоторые родители, не желая «открывать» себе глаза на ситуацию, говорят: «Наша любовь, воспитание и внимание поможет ребенку стать, как все». Да, любовь порой творит чудеса. Но полагать, что одно лишь воспитание и особое внимание со стороны родителей может помочь в данной ситуации, - ошибка.

Светлана Софронова, педиатр:

Очень часто психические отклонения у детей в переходном возрасте являются последствием перенесенных травм головы, тяжелых нейроинфекций, которые значительно ослабляют иммунитет ребенка, или минимальной мозговой дисфункции. Могут сказаться последствия алкогольной интоксикации плода во время беременности. Так вот одним из таких возможных последствий безответственного поведения будущей мамы, которая злоупотребляла алкоголем, будучи в положении, как раз и является умственная отсталость ребенка и проблемы с психикой, которые начинают проявляться в подростковом возрасте на фоне гормональной перестройки организма. Поэтому, если родители начинают замечать признаки психического расстройства у ребенка, что меняется его поведение, он перестает контролировать собственные эмоции и все это сопровождается понижением успеваемости в школе, срочно нужно бежать невропатологу или детскому психиатру. Помощь трудным детям должна быть своевременной. После тщательного обследования специалист сможет либо подтвердить, либо опровергнуть опасения родителей. Он же назначит лечение, без которого все педагогические методики влияния на такого ребенка не дадут никакого результата.

Трудные дети или трудные родители?

Иногда после обследования оказывается, что никакой патологии у ребенка нет, а его плохое поведение – лишь результат неправильного воспитания и недостаточного внимания со стороны родителей. Психолог утверждает: чаще всего одной из главных причин является неблагоприятный микроклимат в семье, постоянные ссоры родителей, которые не могут договориться по вопросам воспитания ребенка, выдвигая ему абсолютно противоположные требования.

Допустим, мама хочет вырастить экономиста, а папа – футболиста. И за постоянной руганью никому даже в голову не приходит, что ребенок увлекается музыкой, но не может реализовать свой талант, боится родителей и вдобавок чувствует себя виноватым во всех бедах. На его глазах рушится его собственная семья, ломается его личная жизнь, и естественно, все это отражается на его поведении и успеваемости.

А иногда причиной плохого поведения являются… учителя, которые изначально выдвигают завышенные требования к ребенку, постоянно ставят плохие оценки и тем самым отбивают всю тягу к учебе. Даже мотивируя это тем, что ребенок может лучше, просто ленится, и его нужно подтолкнуть, разбудить азарт, «хорошую» злость.

– Да, некоторых детей это подзадоривает, но для особо чувствительных такой провал в самом начале учебы оказывается фатальным. Ребенок начинает искать другие сферы применения своей энергии. Хорошо, если он ударяется в спорт, но нередко такие дети попадают в дурные компании, начинают курить, употреблять алкоголь, наркотики, пропадать из дому. И все из-за неправильных действий взрослых, не сумевших вовремя найти подход к тонкой и ранимой детской душе.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

Как вести себя с особенным ребенком

Не разговаривайте с ребенком в приказном тоне, потому что любое указание он воспримет как давление. Постарайтесь поговорить с ним и подвести его к самостоятельному принятию правильного решения.

Используйте сильные стороны его личности, чтобы чаще говорить ему слова похвалы и поддержки. Не акцентируйте внимание на отрицательных качествах. Побуждайте проявлять лучшие черты характера. Вскоре поведение начнет меняться в лучшую сторону.

Сохраняйте спокойствие и доброжелательность, не срывайтесь и не будьте слишком строгими. Ребенок не сразу перестроится, многие поступки будут даваться ему с трудом, хотя бы на первых порах. Наберитесь терпения.

Покажите ребенку, что вы в него верите. У многих особенных детей со временем формируется комплекс: в детском коллективе их чаще всего объявляют виновниками происшествий, даже если зачинщиками были не они. Не продолжайте эту порочную практику.

Откажитесь от телесных наказаний: будьте мудрыми и гибкими.

Не угрожайте ребенку: это только усилит конфронтацию. Говоря с ним в тоне запретов и угроз, вы спровоцируете его неповиновение. Старайтесь договариваться.

Пытайтесь понять причины его гнева, чтобы в дальнейшем помочь ему справляться с негативными эмоциями.