Картотека "коммуникативные танцы для детей дошкольного возраста". Коммуникативные танцы для дошкольников

Светлана Серебренникова
Методическое пособие «Коммуникативные игры-танцы в музыкальном развитии детей»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Аюна»

Методическое пособие «Подвижные коммуникативные игры-танцы в музыкальном развитии детей »

Музыкальный руководитель : Серебренникова Светлана Михайловна

«Организация положительной эмоциональной обстановки создает благоприятный климат, способствует развитию эмоционально - волевой сферы детей , вызывает у них чувство удовольствия и побуждает к общению, формируя интересы и потребности» Б. Т. Лихачев

Аннотация

Данные методическое пособие разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта, опыта А. И. Буренниной и авторской педагогической методики Данная работа может оказать помощь педагогам – практикам, организаторам воспитательной работы с детьми для совместных игр-танцев детей с родителями или детей разного возраста на праздниках или развлечениях (дошкольники, учащиеся младших классов) Данное методическое пособие рассматривает вопросы

Введение

Актуальность

1.1. Особенности развития коммуникативной деятельности у детей

1.2. Показатели развития коммуникативной

1.3. Использование коммуникативных

Заключение

Список литературы

Введение

Эпоха глобальных перемен, пришедшая на смену относительной стабильности как в сферах экономики и идеологии, так и в более тонких сферах нравственности и морали, вынужденно создают новый тип более пластичного и гибкого человека. В процессе адаптации к современному миру и современным отношениям рождается необходимость развития творчески активной личности, принимающей на себя определенные социальные роли, вступающей в различные социальные отношения, и реализующей в своей коммуникативной деятельности положительные эмоционально-волевые качества.

Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психологических функций. Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребёнок не только познаёт другого человека (взрослого или сверстника, но и самого себя.

Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребёнка, в том числе в его коммуникативном развитии . В детском саду коммуникативное развитие осуществляется во всех видах детской деятельности : коммуникативной , познавательной, продуктивной, двигательной, музыкально – художественной .

Музыкальная деятельность даёт возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного детства. Большое влияние на становление данной сферы оказывает развитие нравственно – эмоционального мира ребёнка, ведь музыка – искусство , обращённое к душе человека, что даёт возможность эффективно использовать её в коммуникативном развитии детей .

Особая роль в программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.)

Актуальность

Возрастает также внимание педагогов к проблеме развития творческих

способностей ребенка в различных областях деятельности. В этих условиях

мы расширяем поиск эффективных форм работы с детьми. В наше время

все больше детей с неадекватной самооценкой, ребенок зажат (или

расторможен) и, как следствие, проблемы с общением. Поэтому педагогам

следует заботиться о развитии его социально - эмоциональном

воспитании дошкольников, о формировании у детей таких качеств , как

коммуникабельность , активность, самостоятельность, инициатива.

В этой связи актуальным является поиск методик , направленных на

создание у ребенка системы психологических установок для решения

проблем, возникающих в процессе его взаимодействия с окружающим

Основной проблемой, с которой сталкивается нормально развивающийся ребенок уже в раннем возрасте, является проблема установления взаимоотношений со сверстниками, со значимыми для него взрослыми людьми. Решение ее осуществляется в общении, которое становится важным каналом получения информации о внешнем мире и основой, на которой строится здание всей последующей жизни личности. Общение является важнейшим фактором и неотъемлемым условием нормального психического развития ребенка (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Р. С. Буре, Л. Н. Галигузова, А. В. Запорожец, Е. Г. Злобина, М. И. Лисина, Т. А. Репина, З. С. Целенко, и др.). Поэтому с такой тщательностью подбираются меры воспитательного воздействия и обучения, но и они не могут предотвратить столкновение ребенка с конфликтами и проблемами современного общества. Большие резервы в деле приобщения детей к миру духовной красоты скрыты в коммуникативной музыкально –игровой деятельности с ее радостной эмоциональностью, образностью, моторной активностью, коллективностью участия, развитием творческой инициативы, разнообразными воспитательными и творческими возможностями. Музыкальные игры занимают достаточно много времени, поэтому их целесообразнее использовать в досуговой деятельности старших дошкольников и школьников. Данный подход к означенной проблеме способствует реализации следующих педагогических функций музыкально -игровой деятельности :

Познавательной;

коммуникативной ;

Рекреационной;

Компенсаторной;

Креативной;

Эстетической.

Иначе говоря, музыкальные игры в досуговой деятельности дают детям одновременно возможность развлечения , развития личности и отдыха . Коммуникативная музыкальная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сферы.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития сложных коммуникативных связей детей , умений общаться не только с отдельными детьми, но и с коллективом сверстников, со взрослыми, в соответствии с социально одобряемыми нормами поведения.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основные формы поведения и общения, складывается детский коллектив, законы существования которого требуют более развитой системы коммуникативных навыков . В данном случае коммуникативные игры –танцы и творческой деятельности детей этого возраста . Среди всех видов деятельности музыкальная игра - самый уникальный вид деятельности детей дошкольного возраста.

Цель настоящей работы :

Теоретическое обоснование проблемы развития музыкальной коммуникативной деятельности детей , осуществление связи теории с практикой на музыкальных занятиях и в досуговой деятельности. Формирование активного творческого восприятия музыки у детей через способность получения наслаждение от контакта с музыкой , игрой,

совместных действий сверстников, воспитывая доброжелательность и умение быть коммуникабельным .

Глава 1. Теоретические аспекты развития музыкальной коммуникативной деятельности детей

1.1. Особенности музыкальной коммуникативной деятельности у детей

Коммуникативная музыкально – игровая деятельность тесно связана со всеми видами музыкальной деятельности : восприятием музыки , исполнительством, и творчеством. В процессе музыкально - игровой деятельности детском сознании возникают естественные закономерности ассоциации музыки с другими видами искусства, а также с самой жизнью, которые формируют эстетический взгляд и формируют культуру ребенка. Это является доказательством огромных педагогических возможностей музыкально-игровых методик . Фактически они дают ребенку ключ к восприятию, постижению образного мира, что является важной предпосылкой к формированию интегративных качеств личности, а следовательно действительно развитого во всех отношениях человека. Поэтому все виды игр предлагаемых в данном пособии являются дидактическими, так как они представляют собой часть методики музыкального воспитания как педагогической науки и опираются на следующие принципы : единство воспитательных, обучающих, развивающих целей и задач , психологическая комфортность, научная обоснованность и практическая применимость, интеграции образовательных областей, «минимакса» (разноуровневое музыкальное развитие детей - в соответствии со своими природными возможностями).

Важной особенностью коммуникативных танцев-игр , является простота исполнения, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания. Коммуникативные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу

В этих танцах- играх, есть игровые сюжеты, что еще больше облегчает их запоминание. Есть еще одно важное направление подобного материала– это коррекционная работа с детьми. Поскольку данный материал является доступным, привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать и в коррекционную работу с детьми имеющими различные патологии развития (т. к. у детей с проблемами развитии нарушена эмоциональная сфера). Выявленные особенности предметно-практического взаимодействия дошкольников в музыкальной коммуникативной игре могут рассматриваться как диагностические. Она дает возможность одновременного выявления уровня развития музыкальных способностей и уровня социально – психологического развития ребенка . Простая фабула позволяет ребенку выстраивать свой вариант развития сюжета игры , что поддерживает на высоком уровне интерес к игре и высокую активность играющих. Музыкальная игра-общение равных . Отмеченные особенности музыкальной коммуникативной игры , как и игры в целом придают ей особенное педагогической значение. Она –

Фактор развития ребенка ;

способ приобщения ребенка к миру музыкальной и общей культуры ;

Щадящая форма обучения ребенка жизненно важным для него основам общения;

Мягкая коррекция воспитанности ребенка и незаметное вовлечение его в ценностную политру человеческих отношений;

Деликатное диагностирование социально – психологического и музыкального уровня развития ребенка ;

способ формирования гуманистической атмосферы в детском коллективе;

способ подарить ребенку радость и эстетическое наслаждение от игры .

1.2. Показатели развития коммуникативной компетенции в детском возрасте.

Коммуникативные игры - это игры с использованием музыки , основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. А по сути это - синтез музыки с речью , движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребёнка. К ним относится практически весь детский фольклор - частушки, потешки, прибаутки. Это может быть и обычная сюжетно-ролевая игра, но - с включением песенок, танцев, шутливых выразительных действий участников. Основанные на методах и приёмах , найденных немецким композитором и педагогом Карлом Орфом, музыкальные коммуникативные игры (Орф-педагогика) успешно развивают принципы игровой народной педагогики. А главное - они помогают социальному и духовно-нравственному развитию детей .

В коммуникативных танцах - играх (помимо развития музыкального слуха , выразительности движений, ориентировки в пространстве) могут быть реализованы следующие направления воспитательной работы :

развитие динамической стороны общения : легкости вступления в контакт : инициативности, готовности к общению;

развитии эмпатии , сочуствия к партнеру; эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

развитие позитивного самоощушения, что связанно с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущения собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Основным показателем использования в практике коммуникативных игр является желание детей играть , танцевать, общаться с музыкой , радость и удовольствие, которое они получают от совместной деятельности в процессе игры .

1.3. Использование коммуникативных танцев-игр в педагогической практике

Коммуникативные игры производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и нормализации социального климата в группе, в детском коллективе. Использовать их можно в самых разнообразных формах работы с детьми и на праздниках, а на развлечениях и при непосредственной образовательной деятельности :

это танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше сыграет, спляшет)

их с успехом можно использовать для совместных игр-танцев с родителями. Это особенно актуально для настоящего времени, поскольку совместные праздники и развлечения с родителями стали проводится повсеместно. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах и играх вместе с детьми.

этот материал может быть использован на праздниках, где собраны дети разных возрастов.

Движения и фигуры в танцах и плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что ещё больше облегчают их запоминание. Можно сказать, что основные ключи к организации детских досугов – это три «И» - Интеграция, Игра, Импровизация. Коммуникативные знания , умения, навыки я развиваются у детей во всех видах музыкальной деятельности , через использования следующие методы : наблюдение, естественный эксперимент, беседа, тестирование, анкетирование.

Для успешного выполнения работы применяются различные формы организации деятельности детей (совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей , совместная деятельность с семьёй).

На музыкальных занятиях и в досуговой деятельности для развития коммуникативных умений и навыков используются хороводы, народные круговые танцы, игры приветствия , коммуникативные телесные и контактные игры , народные хороводные игры .

В пении и песенном творчестве полезны приёмы, развивающие умение слушать товарища и подстраивать свой голос под его пение, такие, как пение по очереди, пение в небольшых ансамблях, с солистами, творческие задания («Придумай и спой песенку» , «Закончи мелодию» , дидактические игры «Передай звук по цепочке» , «Весёлый бубен» .

Музыкальные коммуникативные игры

Музыкальные коммуникативные

Танцы со сменой партнёров

Несложные фольклорные танцы со сменой партнёров можно рассматривать как одну из форм . Такие танцы есть в фольклоре разных народов. Движения и фигуры в них очень простые, несложные для запоминания даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что ещё более облегчает их запоминание. В качестве коммуникативных упражнений эти простые танцы весьма полезны.

Изучение психологами межличностных отношений детей показало , что в детском коллективе есть так называемые звёзды, а также «пренебрегаемые» и «изолированные» . Причины такого разделения бывают разными, последствия - порой весьма печальны для ребёнка. Дети с высокой популярностью, «звёзды» , могут зазнаться, стать излишне самоуверенными. Тогда как «пренебрегаемые» и «изолированные» испытывают эмоциональный голод, обиду, становятся замкнутыми, отчуждёнными, эгоцентричными людьми.

Танцы-игры со сменой партнёров снимают эти барьеры и искусственные ярлыки, создавая для всех равные условия общения. Дети с заниженной самооценкой в таких танцах чувствуют себя полноправными членами коллектива. Дети, которые лидируют в группе и привыкли пренебрегать «тихонями» и «задирами» , открывают для себя, что они вовсе не плохие, а такие же, как все.

В основе танцевальных сюжетов - образы дружелюбия, партнёрской поддержки, одобрения друг друга в ситуации коллективного взаимодействия. Фигуры танцев - это в основном естественные жесты и движения, которые в житейском обиходе выражают доброжелательное, открытое отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт танцующих ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и в целом нормализации социального микроклимата в детском коллективе.

Напомним, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, и все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот исключает процесс оценивания, раскрепощает ребёнка и наделяет самостоятельным смыслом его участие в танце-игре.

Детство – время активного формирования социально-психологических основ личности, приобщения к человеческой культуре, воспроизводства социального опыта. Усвоение ребёнком норм общения, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы, умение принимать и любить себя, доброжелательно относиться к окружающему миру – факторы, определяющие его дальнейшую судьбу, возможность в будущем чувствовать себя успешным и достойным членом общества, полнее реализовать себя.

Отечественной педагогикой и психологией признано, что сферой социального творчества ребёнка, где закладываются основы для его полноценного социального общения, является совместная игра с другими детьми.

Участие в совместных с другими детьми играх закладывает у ребёнка основы для полноценного социального общения, умения понимать других людей и себя. Игра – выверенный веками, народным опытом фактор социализации личности, коммуникативного развития детей .

Серьёзной проблемой в условиях современного города является постепенная потеря традиций, не только фольклорной, но и совместной детской игры вообще . Современные компьютерные игры нацеливают детей на игру ради выигрыша , дезорганизуют их в границах дозволенного и недозволенного, развивают стремление к доминированию, самоутверждению любой ценой, и, таким образом, имеют асоциальную направленность.

Коммуникативное развитие детей , посредством музыкально- коммуникативных , фольклорных игр, возрождение игровой практики в ДОУ - особая задача.

Один из оптимальных путей решения основной задачи - творческое развитие музыкально- коммуникативным играм как к воспитательному средству, социализирующему и развивающему личность ребёнка . При организации коммуникативных музыкальных игр , направленных на развитие социальных качеств ребёнка, необходимо учитывать особенности музыкального развития детей на различных возрастных этапах, а именно – физиологические особенности детского голоса, физические, двигательно-координационные способности ребёнка .

Судьбы игр не одинаковы. Одни из них исчезают, теряя свое былое значение, другие трансформируются в современные варианты, развиваются . К сожалению, многие фольклорные игры теряют привлекательность для современных детей , хотя и широко внедряются в ДОУ. Под руководством воспитателя дети играют в них охотно, но за стены ДОУ не выносят. Радио, телевидение, современная музыкальная среда вытесняют фольклорные образы. Для педагога в этой ситуации особой задачей является возрождение игровой практики в ДОУ. Один из оптимальных путей решения этой задачи – творческое развитие принципов народной педагогики, обращение к музыкальным коммуникативным играм как воспитательному средству, социализирующему и развивающему личность ребенка .

Детские игры основаны на простых движениях : шаг, ходьба, бег, легкие прыжки, приседания, хлопки, притопы, покачивания с ноги на ногу. Основная фигура, в границах которой развертываются детские игры – круг , движения диктуются текстами песенок и связаны с изображением их персонажей – птиц, животных – в прибаутках или самих частей тела.

Одной из ведущих задач детских фольклорных игр является развитие коммуникативных навыков ребенка , обогащение возможностей его социального общения. В этом смысле детский игровой фольклор раскрывает механизмы реализации социально-адаптационного потенциала искусства.

Так, фольклорные игры подсказывают нам , что ребенок к четырехлетнему возрасту способен научиться переходить от состояния напряжения и возбуждения к расслаблению и успокоению с помощью соответствующих действий : широких потягивающих движений всем телом, плавных, волнообразных движений руками, временного пребывания в статической позе – «замирания» . Игры научают ребенка этому полезному качеству саморегуляции и контроля за своим состоянием. Многие из них предусматривают развитие у детей тактильных ощущений : познание силы прикосновений, их возможностей в регуляции собственного эмоционального состояния и налаживании доброжелательных контактов с окружающими.

Своеобразными тренингами на преодоление микростресса являются игры , в которых догоняют, ловят, «пятнают» . Игр подобного рода много : «Гори, гори, ясно» , «Кривой петух» , «Бубен, бубен – долгий нос» , «У медведя во бору» и др. Почти все эти игры сопровождаются несложными распевами и интонационно- выразительными приговорами, которые помогают организовать игру ритмически, а также задают игровые движения.

В процессе обыгрывания фольклорных песенок с помощью выразительных движений дети учатся соотносить эмоциональную окрашенность интонации с ритмикой и пластикой своего тела. Опора на этот прием, подсказанный народной педагогикой, поможет развить выразительность речевой интонации, явится основой для формирования эмоциональной культуры, навыков невербальной коммуникации .

В будущем это откроет возможность ребенку к полноценному социальному общению, самореализации и успешности в жизни. Произведения детского игрового фольклора с этой точки зрения представляются сферой социального творчества ребенка, фактором социализации личности.

Мониторинг развития коммуникативных качеств у детей старшего возраста

Направления по развитию у детей навыков общения :

Развитие динамической стороны общения;

Легкость вступления в контакт;

Инициативность;

Стремление готовности к общению;

Развитие эмпатии ;

Сочувствие партнеру;

Эмоциональность и выразительность невербальных средств общения;

Развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущения собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки

Нестеренко Наталья Игоревна Музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад компенсирующего вида №1» г. Балаково Саратовской обл.

В настоящее время встречается всё больше детей с неадекватной самооценкой, ребёнок зажат, либо расторможен, вследствие чего возникают проблемы с общением. Поэтому педагогам следует заботиться о социально-эмоциональном развитии дошкольников, о формировании таких качеств, как: коммуникабельность, активность, самостоятельность, инициативность. Освоение ребёнком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Дошкольный возраст это важнейший этап в развитии личности. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, ребёнок учится жить рядом с другими, старается учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным. Основной целью в работе с детьми является формирование у ребёнка активного творческого восприятия музыки, способности получать наслаждение от контакта с музыкой, игрой, совместных действий сверстников, воспитывая доброжелательность и умение быть коммуникабельным. Этому способствуют музыкальные коммуникативные игры.

Музыкальные коммуникативные игры - это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств, развития чувства ритма, звуковысотного слуха, диатонического слуха, вокального и танцевального творчества детей. Через коммуникативные музыкальные танцы - игры эффективно реализуются следующие задачи:

  1. Развитие динамической стороны общения: лёгкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению со сверстниками.
  2. Развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.
  3. Уверенность в себе.

Коммуникативные танцы - игры это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, соревнования (кто лучше пляшет) и т. д. Происхождение этого материала связано с фольклором разных народов. Впоследствии использование подобных плясок при проведении досугов с детьми и взрослыми породило множество вариаций.

В работе с детьми можно использовать следующие коммуникативные игры: Игра-знакомство «Мы сегодня собрались, ты кто?» - данная игра позволяет успешно адаптироваться ребёнку в группе. Например, во время игры дети стоят в кругу и поют «Мы сегодня, мы сегодня, мы сегодня собрались» , один ребенок в это время - ведущий идёт по кругу, по окончании музыкальной фразы подходит к ребёнку и поёт: «Ты кто?» , ребенок-участник поёт своё имя. Ведущий встаёт на место отвечавшего ребёнка, тот становится ведущим, идёт по кругу, игра продолжается. «Игры-фантазии» направлены на развитие воображения детей в процессе восприятия музыкальных произведений, умение согласовывать свои действия в парах, группах. Например, во время игры «Нарисуй музыку» детям предлагают выразить свои чувства, мысли, ощущения, возникшие под впечатлением услышанной музыки и придумать сюжетную картину к ней в паре или в группе из 3-5 человек. Дети договариваются в процессе придумывания и выстраивания общей сюжетной линии, выражают свои музыкальные впечатления в рисунках. Можно оформить выставку детских творческих работ «Мы рисуем музыку» . «Игры-массажи» построены на тактильных ощущениях, исполняются в парах, дети договариваются, кто первый делает массаж под музыку. Игры на развитие танцевального и вокального творчества («Зеркало» , танец - игра «Если нравится тебе, то делай так!» , «Придумай песенку воробья» и др.) побуждают детей к совместному придумыванию танцевальных композиций, несложных музыкальных мелодий.

Наиболее популярной формой коммуникативных музыкальных игр являются танцы со сменой партнеров, которые встречаются в фольклоре разных народов. Движения и фигуры в них очень простые, доступные для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание. Ценность танцев со сменой партнеров в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в детской группе. Коммуникативные танцы: «Приглашение» , «Вот и поздоровались» , «Потанцуй со мной, дружок» , «У меня, у тебя» , полька «Ну и до свидания!» «Лавата» , «Танцуем с мамой» , «Музыкальный паровозик» другие. Это несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации, направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнерами и группой. В этих танцах развивается легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению.

Ценность и польза коммуникативных танцев - игр очевидна. Использовать их можно и нужно в самых разнообразных формах работы с детьми − и на НОД, и на праздниках, и на развлечениях. Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития.

Особенно актуально использовать коммуникативные танцы - игры при проведении совместных праздников с родителями, где родители не только гости, но и активные исполнители.

Министерство образования и науки РФ

ГПО ВПО «Московский институт открытого образования»

Педагогический Университет «Первое сентября»

Итоговая аттестационная работа

на тему:

«Использование коммуникативных игр и коммуникативных танцев в музыкальном воспитании дошкольников»

Выполнила:

Тищенко Ирина Васильевна.

Руководитель:

Рокитянская Т.А.

Заслуженный учитель РФ

г. Москва, 2016

Содержание

Введение……………………………………………………..................................3

I Коммуникативная игра …………………..………….. …………..…………..3

1.1. …………………………3

1.2. Виды коммуникативных игр ………………………………………………7

1.3. ………… …11

1.4. Приемы работы……………………………………………………………13

II Коммуникативные танцы ………………………………………………… 14

2.1. Особенности коммуникативных танцев для детей………………………15

2.2.Происхождение коммуникативных игр ……………………………… …16

Заключение………………………………………………………………………16

Список литературы……………………..…………………………………… …18

Введение

Музыкальные переживания детей, их реакция на звуки выражаются, прежде всего, двигательно. Ритму и танцам нельзя научиться без движения, именно через образ и движение, через образно-двигательную систему ребенка мы вводим его в мир ритма, в ритмическую музыкальную грамоту.

Мне посчастливилось попасть на курсы повышения квалификации по теме: «Образно-двигательная музыкальная грамота» под руководством заслуженного учителя РФ Рокитянской Татьяны Анатольевны. Много лет занимаясь музыкальным воспитанием и обучением детей, была очень рада знакомству и сотрудничеству с человеком-легендой Татьяной Анатольевной, которая подарила нам целостную систему воспитания музыкой «Каждый ребенок– музыкант», где раскрывается и развивается музыкальность заложенная в каждом ребенке без исключения, где музыка становиться неотъемлимой частью его жизни, средством самовыражения и общения.

Коммуникативная игра

Каждая коммуникативная игра – это маленькое «живое» произведение, которое создаётся здесь и сейчас. Но это и не театр – т.к. здесь нет зрителей – все актёры, как в жизни. Процессы игровой коммуникации, характеризуются, высокой эмоциональной окрашенностью процесса межличностного взаимодействия, и стимулируют развитие уровня духовной коммуникации.

Алгоритм проведения коммуникативной игры

Алгоритм проведения коммуникативной и речевой ритмической игры прост и сложен одновременно, так как в нём «готового» рецепта. Содержание игры всегда зависит от уровня развития коммуникативных навыков и готовности к сотрудничеству.

«Текст»

Предварительно объяснив правила игры, которые изложены выше, выразительно произносится отдельное слово или текст, играющие повторяют за ним. Огромное значение имеет эмоциональное отношение к Слову самого говорящего. Чувственный опыт дошкольника не очень богат, поэтому взрослый сознательно раскрывает перед ним веер эмоциональных состояний человека, прибегая к словесному языку чувств. В играх слова и фразы можно произнести: радостно, празднично, бодро, бойко, живо, игриво; энергично, решительно, смело, гордо, уверенно, с достоинством; таинственно, странно, причудливо, загадочно, замысловато; порывисто, пылко, пламенно, с жаром, кипуче, бурно, запальчиво; величественно, победно, пламенно, пышно, шумно, восторженно; тяжело, мощно, неуклюже, угловато, напряженно, неловко; спокойно, мирно, просто, светло, добродушно и т.д.

Текст можно произнести высоко и низко, с восходящими и нисходящими интонациями; громко и тихо, усиливая и ослабляя силу звука; чередуя высокое и низкое, тихое и громкое звучание. Можно произносить в быстром и медленном темпе; с паузами; плавно, отрывисто и т.д. и т.п.

«Звуковые жесты»

Текст сопровождается различными звуковыми жестами – хлопками, шлепками, щелчками пальцев и т.п., которые быстро и произвольно меняются, что позволяет придать игре высокую динамичность. «Свои» движения и жесты, по очереди придумывает каждый участник (не повторяясь), тогда как остальные должны успеть повторить за ним. Позднее вместо звуковых жестов, если возникнет такая потребность, могут быть использованы различные шумовые инструменты.

«Действующие лица». Ведущий предлагает всем вместе произнести слово или текст от имени разных персонажей. Например: слово «молоко» произносили высоко и тоненько, как поет маленькая птичка; тяжело и громоздко, как огромный басит Великан; медленно и плавно, как молочная река несет свои величавые белые волны или «кипуче», как кастрюля с кипящим молоком. Пыталось «говорить» даже металлическое ведро, в которое налили парного молока… Важно, что различные «герои» могут находиться в разных эмоциональных состояниях, что у них очень разные характеры. От этого звучание слова очень сильно меняется, а его множественное повторение не покажется скучным и однообразным. Такой «повтор без повторения» помогает всем довольно быстро усвоить даже сложный текст и в дальнейшем обыгрывать его с лёгкостью.

«Пространство». Необходимо задействовать реальное и воображаемое пространство, сопряжённое с содержанием текста. Например, можно представить, что плаваем и ныряем в молочной реке с кисельными берегами. А вот молоко удивительным образом превратилось в белоснежную шляпу на нашей голове. Можно покататься на облаке, которое появилось, когда у мамы выкипело всё – всё молоко…

В коммуникативной игре «Пяточки» детям нужно сначала поздороваться пятками: ласково, сердито, чуть касаясь друг друга, любезно кланяясь друг другу, с сильным нажимом…Затем и пальцы рук, могут «приветствовать» друг друга по-разному. Демонстрируется, как соединяются различные пальцы на двух руках, например: мизинец и большой, указательный и безымянный и т.п., дети сначала повторяют на своих руках, а затем выполняют упражнение в парах, ориентируясь на правую или левую руку ведущего. Задание усложняется ускорением смены пальцев, различными сигналами, после которых контакт необходимо прекратить. Например: на слово ведущего: «Новая пара», играющие должны быстро найти другого партнера и соединить пальцы правой и левой рук так, как показывает педагог. Когда игра усвоена, нужно придумать свой, оригинальный способ «поприветствовать» друг друга, придумывать свои варианты.

«Диалоги»

Очень важным «шагом» в развитии коммуникативной игры является переход к диалогам. Как правило, группа делится на подгруппы. Вариантов может быть бесконечное множество. Например, считалка «Где ты, сон?» («Где ты, Сон? – Дома. Кто с тобой? – Дрёма. Рядом кто? Угомон. Кто не спит, выйди вон!»), в результате «диалогового» осмысления может превратиться в увлекательную историю.

В дремучем лесу, на высоком дереве сидел старый Филин и горевал. Много-много дней назад он потерял свой Сон и теперь никак не мог уснуть. Филин ужасно устал. Он вздыхал и спрашивал: - «Где ты, Сон? Где ты, Сон?». И вдруг слышит старый Филин, как темный куст зашевелился и тягучим, убаюкивающим голосом отвечает ему Сон:- «Дома, дома…». Филин снова спросил, а Сон ответил. Филин чуть громче спросил, а Сон очень тихо пробормотал: - «Дома, дома…». Летела мимо Сорока – Стрекотуха, удивилась, что Сон разговаривает, и тоже спросила …(каждый раз текст повторяется). Участники группы включаются в игру. Они сначала все вместе говорят от имени Филина, Сороки, Сна. Дальше диалог может проходить между взрослыми и детьми, между группой и одним ребенком, двумя и тремя детьми поочередно и т.п.

«Ритмические диалоги».

Это особая форма групповой коммуникации. В данном случае, хорошо усвоенный текст, проговаривается «про себя». Руководитель начинает хлопками (или, как – то иначе) ритмизировать текст. Например, он «озвучивает» первую строчку, а остальные участники группы должны продолжить в том же ритме вторую строчку. Третью строчку снова – руководитель, а последнюю – один из членов группы, подгруппа или вся группа. Можно поменять ритмический рисунок и «в режиме диалога» продолжить игру.

Например, скороговорка «Шел Егор через двор, нёс топор чинить забор» м.б. разыграна следующим образом. Детям объясняют, что Егор внимательный, заботливый, трудолюбивый, узнал, что у бабушки Федоры забор покосился-повалился, решил отремонтировать. Дети идут по кругу, каждый несёт воображаемый топор, (кто на весу, кто на плечах…) и произносят слова: «Шел Егор через двор, нес топор чинить забор. Дети изображают, как шел Егор (тяжелой поступью, большими шагами, торопился). Как Егор нёс топор (топорик легонький, острый, тяжеленный…). Спозаранку Егор поднялся, топор вместо гимнастической палки взял, идет, по дороге зарядку делает.

Виды коммуникативных игр

Приветствия

Игры-приветствия привлекательны для играющих. Например, в игре «На вокзале», могут принять участие две группы детей: «провожающие» и «уезжающие» или «встречающие» и «прибывающие». Заранее участники групп выбирают пару или нескольких партнеров, договариваются, кто какую роль будет выполнять (бабушки, мамы, друга, зарубежных гостей, сказочных героев…). При «встрече» всем необходимо «проявлять» свои чувства по-разному: маму – обнять, друга – похлопать по плечу, а с «иностранцами» – поздороваться очень корректно.

«Здравствуйте». Дети улыбаются, смотрят друг другу в глаза: здороваются пальчиками, ладошками, локтями, носами...

«Ой, здравствуйте!». Гуляют свободно по залу, по сигналу ведущего или с окончанием музыки останавливаются и здороваются разными способами с теми, кто находится рядом.

«Иностранцы». Придумывают свои собственные приветствия "иностранные", "инопланетные".

«Хоровод». По кругу идут друг за другом, напевая слова: Мы заводим, мы заводим, Мы заводим хоровод... (р.н.п."Ах, вы, сени")

Затем поворачиваются друг к другу и поют: "Здравствуй!", выбирая, как поздороваться: мизинчиками, большим пальцем, тыльной стороной ладони... Ведущий поет: "Здра-а-авствуй", затягивая ударный слог или пропевая его быстро. Дети должны прореагировать на их окончание звучания.

Игра «Встречные поезда» проводится в двух концентрических кругах. Участники «паровозиком» движутся в противоположных направлениях под музыку. По окончании музыки «выглядывают в окошко» («окно» образуется соединением рук), приветстуют пассажиров встречного поезда (здесь уместно вспомнить упражнение «Пальцы здороваются по-разному»). Можно помахать шляпой, послать «воздушный поцелуй», или сообщить какую-то важную новость. Затем участники игры должны придумать свои варианты приветствий. Чтобы в парах «встречались» разные дети, нужно использовать музыку с различными по длине фразами. Интересно проходит игра, когда вагоны «соединены» каким-нибудь необычным способом, например: легким касанием указательных пальцев, руками, согнутыми в локтях и т.п..

"Поезд"(вариант). Под сюжетную музыку, н-р: "Голубой вагон" В. Шаинского, два "состава" двигаются по двум направлениям. Сделав круг, дети останавливаются в центре зала. Здесь станция с любым подходящим названием: "Приветная", "Поклонная", "Сними шляпу"... Дети из встречных поездов протягивают друг другу руки, приподнимают воображаемые головные уборы, кланяются, машут руками...

«Встреча». Парами дети встают по кругу, образуя два концентрических круга. Под любую русскую народную музыку идут хороводным шагом в противоположных направлениях. На окончании музыкальной фразы здороваются (вариант приветствия выбирают сами) с тем, кто остановился напротив. Для того, чтобы пары менялись, можно предложить игровой вариант: внимательно слушать музыку, она может внезапно остановиться и нужно прореагировать.

«Волшебная поляна». На волшебной поляне, где все растения, животные, предметы живые и говорящие, дети превращаются в плакучую иву, журчащий ручей скрипучий пень, стройную березу, шелковую траву... Ведущий ходит по поляне и здоровается с детьми. Дети отвечают, стараясь передать игровой образ. В дальнейшем, роль ведущего могут выполнять дети.

"Музыкальные приветы". Дети пропевают свои приветствия по одному, пропевают и дополняют их звуковыми жестами, пропевают и ритмично подыгрывают на шумовых инструментах.

«Настроение». Дети здороваются в различных настроениях...

"Кто поздоровался?" Один из детей стоит в центре круга с закрытыми глазами. Кто-то из детей говорит или поет: "Здравствуй, Ваня!". Водящий подходит к тому, кто по его мнению, с ним поздоровался и пожимает ему руку.

"Дети и взрослые". Одни дети превращаются во взрослых, другие - остаются детьми. Нужно показать как "не нужно здороваться" и детям, и взрослым.

"На дорожке приветствий". Дети идут друг за другом и "цепочкой" называют, не повторяясь, слова приветствий, если слов «не осталось», тогда повторяют названное, но произносят его или с новой интонацией, или в другом настроении, или с каким-то жестом...

"Придумай приветствие " для любимой игрушки, для мамы, когда она придет в садик, для бабушки, для маленького-маленького ребенка...

Игры с именами

Потенциальные возможности для развития коммуникативных навыков несут в себе коммуникативные и речевые игры с именами. Играющим предлагается по очереди проговорить с разными интонациями или пропеть свое имя – большое или маленькое. Имя можно пропеть, проговорить, прохлопать, сопровождать различными звуковыми жестами.

Многолетняя практика показывает, какое восхищение и удивление всегда вызывает эта незамысловатая игра.. А ведь здесь кроется какая – то тайна. Вспомним народные заклички. Обращение к Природе «по имени» через её проявления – Ветер, Дождь, Солнце…(«Радуга – дуга, не давай дождя, давай Солнышка – колоколнышка!»), всегда наполняло особым энергетическим смыслом человеческое существование. Мы не одни, мы являемся частью Матери Природы, мы общаемся с ней, в каждом нашем имени тоже есть её сила и смысл. Постепенно участники игры накапливают способы проговаривания и пропевания своего имени и, помня о том, что нужно создать свой вариант, отличный от других, начинают исполнять собственные «маленькие арии» с огромным желанием. Здесь, впрочем, как и в других заданиях, удовлетворяется и потребность в самовыражении.

Надо видеть, как блестят глаза у участников игры, когда они, выполняя, казалось бы, простые задания, создавали свои собственные «маленькие произведения»! Именно в этот момент каждый становится Творцом!

Ритмические игры. Игры со Словом.

Разновидностью коммуникативной игры является речевая ритмическая игра, которая проводится по тем же правилам, что и коммуникативная игра, но имеет свои особенности. Преимущественно это игра со Словом. Очень важно научить человека произносить (пропевать, ритмизировать) одно и

то же Слово с всевозможными интонациями, оттенками, осмысляя его заново, находя в нём тончайшие оттенки.

Вся система отношений в семье, семейной коммуникации строится на Его Величестве Слове! Словом можно ранить и даже убить, Словом можно возвеличить и возвысить…В игре Слово можно произнести удивленно и восхищенно, с вопросом и с угрозой, затаенно и жизнеутверждающе! Говорить можно высоким или низким голосом, тихо или громко, медленно или быстро. Кроме того, Слово произносится от имени какого-либо героя, который находится в определенном настроении или состоянии. Руководитель постепенно расширяет спектр выразительных средств, как бы «раскручивает по спирали». Сначала он сам демонстрирует, как может звучать слово, затем предлагает участникам произносить его, в различных вариациях, «не повторяясь».

К примеру, обыгрывая считалку «Заяц Егорка» руководитель предлагает всем сначала позвать кого-то на помощь зайке, который, «свалился в озёрко». Играющие «хором» проговаривая текст считалки: сначала медленно (так зовёт на помощь огромный медведь или лось), затем могут позвать ежи, совы, мышки… Постепенно текст проговаривается всё быстрее, выразительнее, тише (зовут на помощь бабочки, божьи коровки…). Текс сопровождается жестами.

Потом каждый по цепочке придумывает свой способ «призыва о помощи». Одновременно решается несколько задач: участники группового взаимодействия должны прислушиваться друг к другу, согласовывать свои действия и варианты ответов с товарищами, сдерживать себя в ожидании возможности высказаться, и, вместе с тем, находить оригинальные способы для самовыражения.

Правила и принципы организации коммуникативных игр.

Технология коммуникативных игр, проста и сложна одновременно, так как в ней нет «готового» рецепта. Содержание игры всегда зависит от уровня развития коммуникативных навыков у самого руководителя группы, владения им способами художественно – творческой деятельности, готовности к сотрудничеству.

Невозможно просто «прочитать» правила и провести коммуникативную игру: синкретическая «многомерная» информация передаётся как соционормативный опыт – «из уст – в уста». (Автор программы обучался на семинарах В.А. Жилина – одного из учеников К. Орфа). Вместе с тем, для реализации Программы, была попытка сделать это.

Правило 1. Круг. Принцип – «Глаза в глаза»: все стоят лицом друг к другу, где все члены группы видят друг друга.

Правило2 . Разминка. Принцип – «Постепенное вхождение». Обязательно необходимо создать условия «вхождения» в ситуацию общения. Эти задания должны быть простыми, доступными, интересными. Здесь уместна шутка, интрига, неожиданное предложение. Например, поздороваться носочками ног, мизинцами.

Правило 3. Цепочка. Принцип – «Все-общение». Важным является условие, что в игре обязательно участвуют все дети, выполняя задания по «цепочке» или по «выбору», друг за другом. Правило обговаривается заранее. Это «объективный закон игры», к которому постепенно привыкают все. Этот закон «освобождает» руководителя группы от необходимости выбирать, кто будет выполнять задание, позволяет изначально «скромным» выразить себя, а излишне активным – помогает сдерживать свои «порывы».

Правило 4. Вариации. Принцип – «Креативность». Многократно и постоянно варьируются различные средства выразительности (интонационные, мимические, ритмические и т.п.). Обязательно учитываются ситуации, события, которые происходят с детьми в течение дня, в момент проведения игр.

Правило 5 . Не повторяй! Принцип – «Преодоление». Условие игры заключается в требовании: «не повторять за другими!». Дети должны находить свои варианты ответов, стремясь «преодолеть образец», стараясь не подражать руководителю и товарищам.

Правило 6. Фольклор. Принцип «Преемственность». Важнейшей особенностью коммуникативной игры является то, что она строится, как правило, на малых формах русского фольклора – величайшей традиционной ценности! (Материалом служат загадки, пословицы, поговорки, потешки, заклички и т.д.).

Правило 7. Создавай ритм. Принцип – «Ритмичность». В речевой ритмической игре основой объединения группы является ритмическая пульсация. «Закон ритма правит всем!» Ритм – это, с одной стороны, форма организации игры, а с другой – безграничные возможности для творческой самореализации каждого её участника. Одних только ритмических приветствий можно придумать столько, что не хватит никакого времени их выслушать, а если ритмический рисунок придумывать, сочетая хлопки, шлепки, притопы и т.п., то каждый может создать целый «ритмический проект»!

Приемы работы

«Обогащение». В коммуникативных, интонационных, речевых, ритмических играх, в этюдах - детям предлагаются задания, в которых они должны проявить свое собственное личное отношение к окружающим, используя различные комбинации средств эмоциональной выразительности.

Предварительно детям дается некоторый "багаж" способов игры:

а) - темп - (медленно, с ускорением, умеренно)... ритм (различные ритмические рисунки)

б) - с разнообразными рисунками ("показателями") в динамике (тихо, громко); качестве (шепотом,"в нос"); высоте звука; ("скрипучим", таинственным, высоким голосом, низким)

в) - с варьированием интонаций (нисходящие, восходящие, восклицательные, вопросительные)

г) - с использованием всевозможных "звуковых жестов" (хлопки, щелчки, притопы...их сочетания, ритмизация,)

д) - с погружением в разные эмоциональные настроения в сочетании с вышеизложенными приемами

е) - с делением детей на подгруппы (А, Б,В) и "солистов"(С-1,С-2, С3) и "конструирование" различных сочетаний их взаимодействия (С1-А-С2-Б-С3-В); (С1-С2-А-С3-Б3...и т.д.)

"Дирижер".

Ведущий (или ребенок) произносит текст, сопровождая его различными звуковыми жестами, одновременно общаясь с детьми глазами, кивком головы, он "приглашает" к участию в игре ту или иную подгруппу.

Дирижер придумывает различные сочетания задания в речевых ритмических играх. Этот же прием используется в играх типа "Зеркало", "Эхо", "Повторялка"...

«Создание художественного образа».

а) детям предлагают превратиться в различных героев, персонажей, которые обладая определенными чертами характера (злой Бармалей, добрая бабушка) могут находиться в различных настроениях, эмоциональных состояниях (Злой Бармалей - радуется, добрая бабушка - сердится).

б) прием "оживления". Дети превращаются в предметы,которые могут обладать свойствами живой природы (Веселый Колпачок, Озорная Клякса, грустный Звоночек) или наделять явления природы человеческими качествами (тетушка Радуга, Волшебница, поющий Пень)

в) "групповые проекты". Героев наделенных всевозможными Добродетелями" или "пороками" помещают в ситуации, выход из которых должны найти "реальные" дети, маленькие "творцы", "созидатели".

Прием «извлечения».

В каждом конкретном тексте, в сочетании слов, их значении находят возможности для варьирования выразительных средств.

Например: текст - "Дождик лей, лей, лей!/ На меня и на людей"

Произносит лягушка, выбившаяся из сил, которая давно ждет дождя.

Дождик очень мелкий, мелкий - так произносится и закличка

Дождь капает сверху вниз, в тексте нисходящие интонации, с сопровождением соответствующих жестов

Дождь усиливается, затихает....произносится со свободной ритмизацией с усилением и "затиханием" темпа, динамики, звучания, ритмической пульсации...

Дети обращаются к дождю, к природе, но каждый просит "по - своему". Кто раскрывает ладони, кто складывает на груди руки, устремляя взгляд в небо, кто прыгает по лужам. Главное - все радуются.

Коммуникативные танцы

Занятия музыкой, пением, танцами, помогают ребенку найти душевное равновесие, развивают коммуникабельность. Особое, пристальное внимание уделяется развитию и укреплению ритмической системы ребенка, что является залогом его успешной учебной деятельности. В процессе музыкального воспитания у детей развиваются музыкальные и творческие способности посредством различных видов музыкальной деятельности. Среди этого разнообразия материала коммуникативные танцы- игры занимают особое место.

В коммуникативных танцах (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:

    развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

    развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

    развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей

    значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Коммуникативный танец, это танец с простыми, легкими, игровыми компонентами, и вызывает у детей массу положительных эмоций, что способствует развитию не только музыкально-ритмических способностей, но и коммуникативных навыков.

Особенности коммуникативных танцев

Во-первых, это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше пляшет) и т. д. Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.

Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.

Происхождение коммуникативных танцев

Происхождение коммуникативных танцев связано с фольклором разных народов. Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

Это также авторские танцы на известные мелодии, на которых воспитывались многие поколения дошкольников. Удобные по темпо- ритму, с четкими фразами, эти мелодии удобны в качестве музыкального сопровождения для ритмических движений. Каждый танец имеет свой особый игровой образ, свою направленность и конкретные игровые задания.

Примеры коммуникативных танцев: « Здравствуйте!», «До свидания!»,

«Танцуем с мамой», « Поиграем веселей», «Веселые дети», « Озорные козлики», « Ручеек», пляска «Приглашение», «Веселые пары», «Светит месяц», «Вальс друзей», «Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся»

Заключение

В работе по музыкально-ритмическому воспитанию детей нужен разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, парные танцы, сюжетные пляски и т. д. Среди всего этого многообразия материала коммуникативные танцы-игры занимают особое место, поскольку они и развивают, и развлекают. И если следовать формуле, что «учиться надо весело...», то лучшего материала для занятий с детьми просто не придумаешь. Их можно сгруппировать и выстроить в системе определенных моделей, как например:

    игры на внимание («Танец-игра с игрушками», «Бинго», и др.)

    игры на перестроение («Веселые дети», «Игра с перестроениями» др.);

    игры со сменой партнера («Веселые пары», «Озорные козлики», и др.);

    сюжетные танцы-игры («Сапожники», «Танец с гусеницей» и т. д.).

В подобных танцах-играх есть возможность формировать двигательные навыки, закреплять некоторые более сложные движения, которые не сразу у всех детей получаются. В игровой форме эти движения постепенно и незаметно для ребенка усваиваются. Таким образом, идет постепенное развитие двигательных способностей детей.

Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их можно в самых разнообразных формах работы с детьми (и не только с детьми) - и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях, а также для совместных игр-танцев детей с родителями, это особенно актуально для настоящего времени, поскольку совместные праздники и развлечения с родителями стали проводиться практически повсеместно. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах и играх вместе с детьми.

Одно из важных направлений использования подобного материала - это коррекционная работа с детьми. Он является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать и в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития (как правило, у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера). Особый ребенок, как правило, страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат (или излишне расторможен), у него неадекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении. В несложных, но веселых и подвижных танцах-играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них все получается, от возможности себя выразить, проявить, получить приз, и т. д. Все это дает прекрасный эффект в коррекции развития особых детей.

Целью музыкального воспитания дошкольного образования– является подведение ребенка к восприятию музыки, показать как можно взаимодействовать с музыкой, подготовить к дальнейшей активной музыкальной деятельности которую предусматривает программа «Каждый ребенок- музыкант!».

Список использованной литературы:

    Рокитянская Т.А. Ритм. Воспитание ритмического чувства. М. 2000 г.

    Рокитянская.Т.А. Воспитание звуком музыкальные занятия от3до9лет.М.2015г.

    РыбакЕ.В. Вместе. Методика организации коммуникативных игр 2012г

    Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей 2004г

    Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуск 4. 2002г.

    «Развеселый разговор» (Музыкальные скороговорки) М. 1994г.

    Хороводы, музыкальные игры. С.-Петербург 1999г.

    Школа русского фольклора. М. 1994г..

    Дыкман Л. Гармоничный ребенок. С.-Петербург 1999г.

    Вюнш. Формирование ребенка посредством музыки. М. 1995.

    Науменко Г. Детский музыкальный фольклор. Москва 1999г.

    Науменко Г. «Жаворонушки» вып 1-5, Москва 1977-87.

    Науменко Г. «Березовая карусель» Москва 1980.

    Науменко Г. «Фольклорная азбука» Москва 1996.

    Зимина А. Народные игры с пением. Практическое пособие. М. 2000г.

    Мельникова Л., Зимина А. Детский музыкальный фольклор. М. 2000г

    Вихарева Г.Ф.Играем с малышами:- Логоритмические игры для детей 2004г

    2005г

    Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмическиеупражнения итанцы 2000г.

    Суворова Т.И. Спортивные олимпийские танцы для детей (в 2-х частях) 2002г

Коммуникативные танцы для дошкольников

Общение является важным условием психологического развития человека, формирования его личности, его социализации. В детский сад поступают дети с разным уровнем подготовки. Некоторые из них не имеют опыта общения со сверстниками. Есть дети, которые имеют такой опыт, но у них не устранены элементы эгоцентризма, поэтому они неохотно вступают в процесс общения. Трудности также возникают при взаимодействии девочек и мальчиков - многие не хотят вставать в пару. Коммуникативный танец - благодатный в решении проблемы старших дошкольников со сверстниками, ведь каждый ребенок становится партнером другого.

В ряде исследований убедительно показано, что в дошкольном возрасте происходит явная детей по их положению в группе: одни дети уже в 4-5 лет становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие - не пользуются особой популярностью - либо отвергаются, либо остаются незамеченными. Опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное . Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, имеет исключительное значение. Анализируя качества и способности наиболее коммуникабельных детей, можно понять, что привлекает дошкольников друг в друге и что позволяет ребенку завоевать расположение сверстников. Ведь именно те дети, которые уверенны в себе, свободно могут общаться с окружающими их людьми.

Общение со сверстниками происходит в различных видах деятельности детей, в том числе и музыкальной. Особым потенциалом для развития навыков невербального общения обладают музыкальные занятия. В процессе музыкально-ритмического обучения дети могут научиться понимать намерения другого ребенка, узнавать по жестам о его готовности вступить в контакт, по позе – об эмоциональном настрое.

В педагогике музыкального образования вопросами, связанными с использованием элементов невербального общения в танцах, занимались, Й. Вуйтак, К. Орф, А. Остертаг, . К. Орф отмечал необходимость подбора к музыке соответствующих настроению танцевальных движений. Й. Вуйтак считал, что танец является социальной деятельностью, поэтому он способствует социализации детей. Все авторы, рассматривавшие те или иные пути введения детей в танцевальное творчество, отмечали: в этом процессе у детей развиваются определенные

коммуникативные умения, необходимые для общения друг с другом, взрослым. Очевидно, поэтому в методике музыкально-ритмического воспитания детей появился термин «коммуникативный танец», который, по мнению, является художественной деятельностью, включающей комплекс определенных танцевальных упражнений, направленных на установление общения между детьми.

Несмотря на то, что все авторы подчеркивали такую важную составляющую музыкально-ритмической деятельности детей, как установление положительных отношений средствами невербального общения, коммуникативный танец недостаточно используется в практике дошкольных учреждений.

Невербальное общение и танец имеют много общих элементов: невербальные сигналы и знаки, пространственно-временную структуру, установление и регуляцию .

Невербальные средства общения в танце не только облегчают взаимодействие и взаимопонимание партнеров, но и являются средствами художественной выразительности. Поэтому стало возможным появление в педагогике музыкального образования понятия «коммуникативный танец» (,) .

Для исполнения коммуникативного танца не требуется специальной подготовки, и, следовательно, он доступен любому ребенку при введении его в процесс музыкально-ритмической деятельности.

В этих танцах развивается динамическая сторона общения - легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению. Они также развивают эмпатию и сочувствие к партнеру, способствуют эмоциональности и выразительности невербальных средств общения. Выкрики приветствия и одобрения не только поднимают настроение танцующих, но и помогают точно выполнять движения.

Компоненты коммуникативного танца просты: шаг, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение. Танцуя, дети внимательно прислушиваются к различным элементам музыкальной структуры. Поскольку музыка повторяется много раз, дети легко осознают ее форму и могут предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть.

Танец способствует визуальному развитию чувства формы: различные части иллюстрируют различное движение. Взаимодействие с другими танцовщиками помогает ребенку ориентироваться в пространстве и выстраивать интересные геометрические образования: движения по кругу вперед или боком, параллельные линии, мельницу, квадраты, змейки. Разучивая танцы, дети познают себя, сверстников, знакомятся с культурой различных стран и открывают для себя разнообразие национальных характеров и традиций.

Коммуникативные танцы можно использовать в различных формах работы с детьми: на музыкальных занятиях, на праздниках, в свободной деятельности. Ведь их разучивание не занимает много времени, так как танцевальные движения просты и повторяются несколько раз, но обязательно с новым партнером. Можно предложить некоторым участникам исполнить танца на шумовых и ударных инструментах

Ценность коммуникативных танцев также и в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в детской группе.

Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребёнка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

Такой вид деятельности возможен там, где все присутствующие являются не только участниками, но и создателями танцевального действия. Особенно актуально это при проведении совместных праздников и развлечений для детей и их родителей.

Общение и опыт взаимодействия со сверстниками очень важны для процесса развития детей. Коммуникативный танец может стать одним из средств развития навыков общения старших дошкольников.

Картотека

«Коммуникативные танцы для детей дошкольного возраста

ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА

Для группы детей 5-7 лет Музыкальное сопровождение - литовская народная мелодия

Задачи: развитие слухового и зрительного внимания, координации движений, чувства ритма, ориентировки в пространстве, общительности.

Реквизит: бутафорская гармошка.

И. п. - дети стоят парами по кругу.

1 фигура Музыка А. Бег по кругу в парах.

Музыка В. Дети поворачиваются лицом друг к другу. Девочки держатся за юбочку, слегка разводя в стороны ее концы, у мальчиков руки за спиной.

1 фраза. На счет «раз-и-два» - 2 раза ударить носком правой ноги о пол, затем 3 притопа на месте.

2фраза - то же левой ногой, затем 3 притопа на месте.

3фраза - 3 хлопка справа от головы, затем то же слева.

4фраза - кружение в парах (руки «лодочкой»).

Повторение музыки - повторение хлопков справа и слева, а затем мальчики делают жест «до свидания», а девочки перебегают к другому партнеру (по линии танца).

2-4 фигуры

Повторение движений 1 фигуры, только на последние такты 4 фигуры дети становятся в общий круг, а в центр круга заходит Гармонист (в руках - бутафорская гармошка).

Музыка А. Дети бегут по кругу, взявшись за руки, а Гармонист «играет», стоя в центре круга.

Музыка В. Дети выполняют движения 1 фигуры, только лицом в центр круга. Вместо кружения подбегают к центру.

На повторение музыки повторяют хлопки и отбегают от центра, Гармонист становится в общий круг.

Музыка А. Дети бегут «змейкой» вперед на зрителя за Гармонистом.

Музыка В. Дети останавливаются шеренгами лицом к зрителям.

Повторяют движения соответственно музыке. После хлопков кружатся на месте по одному, в конце поворачиваются к зрителям и поднимают руки вверх.

ИГРА С ПЕРЕСТРОЕНИЯМИ

Для детей 6-8 лет Музыкальное сопровождение- мелодия песни «Веселый путешественник»

Реквизит: флажок или специальный дирижерский жезл, которым дирижируют военным оркестром.

Задачи: формирование навыков перестроения в пространстве зала, навыков координации движений рук и ног при ходьбе, развитие ритмического слуха, воспитание внимания, быстроты реакции, самостоятельности.

В игре принимает участие группа детей (16-24 чел.). Каждый знает свою пару. Ребенок, который остался без пары, становится ведущим (Дирижером). В руках у Ведущего флажок, которым он размахивает в такт музыке (импровизация движений).

Ведущий, стоя у центральной стены зала, марширует на месте и размахивает флажком в такт музыке. Остальные дети строятся в две шеренги вдоль боковых стен зала, каждый напротив своей пары. (Рис. 1).

2-3-я фразы - повторение движений на 1-й фразы (всего 3 шага вперед).

4-я фраза - отбегают назад.

Повторение музыки В

1-я фраза - все делают энергичный шаг вперед и продолжают маршировать на месте.

2-я фраза - то же.

3-4-я фразы - подходят друг к другу и становятся парами по центру зала (если зал узкий, дети успеют поменяться местами или покружиться).

Дети расходятся парами на круг (пара направо, пара налево). (Рис. 2).

На последнюю фразу - кружение в парах (шагом) и к концу стать лицом друг к другу на расстоянии нескольких шагов. Ведущий становится в центр круга и продолжает дирижировать.

Повторение движений в соответствии с музыкой в парах по кругу. На последнюю фразу на повторение музыки В меняются местами (шагом). Ведущий, стоящий в центре круга, меняет ритм движений (импровизирует).

Дети идут парами по кругу. Ведущий идет внутри круга противоходом. (Рис. 3).

Повторение движений 2 фигуры.

Дети идут по кругу противоходом (стоящие во внутреннем кругу - против линии танца, а стоящие во внешнем кругу - по линии танца). Ведущий выходит за круг и идет вдоль круга против линии танца. (Рис. 4).

Повторение движений 2 фигуры. На последнюю фразу все перестраиваются в общий круг. Ведущий становится в круг.

Заключение

Ведущий на сильную долю передает флажок стоящему по кругу справа, после этого сам уходит из круга и садится на место. Далее каждый ребенок, у которого в руках оказывается флажок, выполняет то же самое. Тот, у кого с окончанием музыки оказывается в руках флажок, становится ведущим (либо выигрывает приз - игровое окончание, аналогичное танцу «Ручеек с платочком»). (Рис. 5).

рис5.

танцы со сменой партнера («Озорные пары», «Счастливые гномики»

ВЕСЕЛЫЕ ПАРЫ

Для детей 5-8 лет Музыкальное сопровождение - мелодия песни «Четыре таракана и сверчок»

Задачи : развивать слуховое внимание, чувство ритма, способность различать части музыки, ориентировку в пространстве. В пляске участвует 16-24 ребенка.

На вступление дети становятся в общий круг (каждый возле своей пары).

Музыка А. Дети, держась за руки, бегут по кругу. (Рис. 1).

рис1.

1-я фраза - на сильную долю все делают хлопок в ладоши, на слабую долю разводят руки в стороны и хлопают в ладоши соседей (всего 4 раза).

2-я фраза - держась за руки, делают 4 приставных шага вправо.

3-я фраза - повторение движений 1-й фразы.

4-я фраза - 4 приставных шага влево.

5-я фраза - на пружинке качают соединенными руками вниз-вверх.

6-я фраза - опираясь на носки, переводят пятки вправо-влево, слегка приседая, двигая тазом вправо-влево. Руки, согнутые в локтях, двигаются противоходом (твистовое движение).

  1. Музыка А. Дети бегут за ведущими по двум кругам. (Рис. 2). На проигрыш останавливаются и поворачиваются лицом к центру (подравняться в кругах).

рис2

Дети бегут за ведущими в четырех кругах (ориентируясь по углам зала). (Рис. 3).

рис3

На проигрыш останавливаются лицом к центру кругов (ногами слегка пружинят в такт музыке).

Музыка В - повторение движений 1 фигуры.

Дети бегут парами по кругу. (Рис. 4).

рис4

На проигрыш останавливаются лицом друг к другу (мальчик стоит спиной в круг, девочка - лицом).

1-я фраза - хлопки в ладоши друг к другу (любой вариант).

2-я фраза - меняются местами, двигаясь вправо приставным шагом (более простой вариант - кружение в парах шагом).

3-4-я фразы - повторение движений.

5-я фраза - попеременно тянут к себе соединенные руки (как «пила»).

6-я фраза - повторение движений 1 фигуры.

Музыка А - дети бегут врассыпную по одному, к концу музыки А находят любого партнера и становятся с ним в пару. (Рис. 5).

рис5

Музыка Б. Повторение движений 4 фигуры.

Дети бегут врассыпную по одному.

Заключение

1-й вариант - обнимаются.

2-й вариант- садятся на пол, дрыгают ножками, в конце - ложатся на пол, руки в стороны, расслабляющие движения руками и ногами, в конце -лежать и не двигаться (отдыхают)

Приложение 3 - сюжетные танцы-игры («Сапожники»,

АЙ-ДА САПОЖНИКИ!

Для детей 6-8 лет

Музыкальное сопровождение - мелодия песни «Веселый пастушок»

Задачи: развитие чувства ритма, внимания, ловкости и четкости движений, ориентировки в пространстве, воспитание коммуникативных навыков.

Реквизиты: стульчики по количеству участвующих девочек, которые стоят по кругу спинкой к центру.

Вступление

Дети выходят парами: мальчик (Сапожник) и девочка.

Мальчик подводит девочку к стульчику, девочка присаживается, положив правую ногу на левую, а мальчик опускается на одно колено* перед девочкой. Двумя руками как бы держит молоток.

Мальчик имитирует 3 удара молотком по правому каблучку, на счет «четыре» девочка перекладывает левую ногу на правую. На повторение музыки мальчик «ударяет молоточком» по левому каблучку (с другой стороны). На счет «четыре» девочки и мальчики встают.

И. п. - дети стоят парами лицом друг к другу и держась за руки («лодочкой»).

фраза - 2 раза ударяют каблуком правой ноги о пол, затем 3 притопа.

фраза - то же левой ногой.

фраза - кружатся шагом.

фраза - девочка снова садится на свой стульчик, жестом провожает мальчика, который в это время переходит к другой девочке (по линии танца).

2-6 фигуры - повторение движений 1 фигуры

Гуляют парами в свободных направлениях и уходят на места. Мальчики уносят стульчики на место, с поклоном прощаются с девочками.

ПОИГРАЕМ ВЕСЕЛЕЙ!

Для детей 6-8 лет

Музыкальное сопровождение - р. н. м. «Тень-тень, потетенъ»

Задачи: развитие слухового внимания, умения слышать музыкальные фразы. Участвует вся группа. Ведущий - взрослый или ребенок.

Реквизиты: 10 карточек с изображением музыкальных инструментов, колокольчик.

Вступление

Дети строятся в 4 шеренги вдоль стен зала. Руки переплетают «корзиночкой».

1-я фраза - дети, стоящие в 1-й шеренге, идут к противоположной шеренге (6 шагов), в конце фразы делают 3 притопа, в этот момент кланяются - кивок головой. (Рис. 1).

2-я фраза - дети, стоящие в 1-й шеренге, идут спиной назад (возвращаются на свои места), в конце фразы также делают 3 притопа на месте.

3-8-я фразы - те же движения повторяют дети, стоящие в других шеренгах.

Проигрыш

Дети идут и перестраиваются в общий круг, берутся за руки. В этот момент в центр круга входит Ведущий. У Ведущего в руках 10 карточек с изображением народных музыкальных инструментов (балалайка, ложки, гармошка, дудочка, дрова, трещотка, бубенцы и др.). В этот же момент Ведущий передает одному из детей, стоящих в общем круге, колокольчик.

И. и. Дети стоят в общем кругу. В центре - Ведущий.

Ведущий показывает карточку с музыкальным инструментом, и остальные дети, стоящие в кругу, имитируют движениями игру на данном инструменте. Ведущий меняет карточку с каждой новой фразой (соответственно меняются и движения: 10 фраз - 10 инструментов).

В это время ребенок с колокольчиком бежит за кругом (Рис. 2) и с концом фразы останавливается позади другого ребенка, позвонив колокольчиком у него за спиной.

Затем дети меняются местами. Теперь другой ребенок бежит с колокольчиком за кругом и также с окончанием музыкальной фразы останавливается позади кого-либо из детей. Так происходит до окончания всей музыки. В самом конце, на замедление, ребенок с колокольчиком забегает в центр круга и звенит колокольчиком.

«РУЧЕЕК» С ПЛАТОЧКОМ

Для детей 6-8 лет. Музыкальное сопровождение - р. н. м. «Гори, гори ясно»

Задачи: развитие слухового внимания, чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы, ориентировки в пространстве. Воспитание коммуникативных навыков - умение выбрать партнера.

Реквизит: яркий платочек.

Вступление - дети становятся в пары по центру зала, соединенные руки поднимают вверх. У Ведущего (у которого нет пары) в руках платочек. Ведущий становится сзади всех. (Рис. 1).

рис.1

Ведущий начинает игру в «Ручеек» - проходит между парами и выбирает себе пару, передавая платочек тому, кто остался без пары. Эти движения повторяются до конца музыкальной части.

Отыгрыш - перестраиваются в круг (дети расходятся направо и налево - рис. 2).

Рис 2 рис3.

Затем идут по кругу.

1-2 фразы - дети идут по линии танца пружинящим шагом. (Рис. 3).

3-4 фразы - идут в другую сторону.

5 фраза - идут за ведущим, у которого в руках платочек, закручивая спираль. (Рис. 4).

Рис 4. Рис.5

6 фраза - поворачиваются в другую сторону и раскручивают спираль, становясь снова в круг.

Отыгрыш - ведущий передает вправо по кругу платочек (из правой руки в правую руку соседа, стоящего справа, мягко, с легким поклоном). Тот, кто передал платочек, спокойным шагом выходит из круга и идет на место. (Рис. 5). Так происходит передача платочка по кругу (на каждый счет), и дети постепенно расходятся на места. Тот, у кого после окончания музыки останется в руках платочек - победитель, который получает приз или становится Ведущим при повторении игры.

ПЛЯСКА «ПРИГЛАШЕНИЕ»

Для детей 5-8 лет « Музыкальное сопровождение - мелодия песни «Два цыпленка»

Участвует вся группа детей.

Задачи: развитие слухового внимания, самостоятельности, ориентировки в пространстве, чувства ритма, навыков невербального общения, культуры поведения.

И. п.: дети стоят в двух шеренгах вдоль боковых стен зала, держась за руки (руки внизу).

Вступление

1-я фраза - дети, стоящие в 1-й шеренге, делают 2 шага навстречу к другой шеренге, затем 3 притопа. (Рис. 1).

2-я фраза - то же назад (спиной).

3-4-я фразы - эти же движения выполняют дети, стоящие во 2-й шеренге.

1-я фраза. Ведущий ребенок из 1-й шеренги бежит к детям, стоящим во 2-й шеренге, и в конце фразы приглашает на танец кого-либо из детей (мальчик - девочку и наоборот).

2-я фраза - дети парой отбегают в центр зала.

Повторение 2-й фразы - дети кружатся либо выполняют любые плясовые движения (хлопки, пружинки и т. д.).

1-я фраза. Дети из первой пары бегут вдоль обеих шеренг и приглашают других детей.

2-я фраза - повторение движений 1-й части, только уже танцуют две пары.

Движения повторяются, пока не будут приглашены на танец все дети (16 человек).

1-2-я фразы - дети бегут по кругу парами и становятся в общий круг (те дети, которых не успели пригласить, тоже бегут за остальными и становятся в общий круг в пары). (Рис. 2).

рис.2

Повторение 2-й фразы - кружение в парах (любой вариант кружения - по выбору педагога или детей).

1-2-я фразы - мальчики поворачиваются лицом в круг и, стоя на месте, имитируют игру на гармошках. Девочки на 1-ю фразу двигаются топающим шагом (руки «полочкой») в центр крута. На 2-ю фразу также возвращаются на места (топающим шагом, повернувшись лицом к мальчикам).

На повторение музыки - кружатся в парах.

1-я фраза - мальчики двигаются в центр круга топающим шагом (руки на поясе).

2-я фраза - мальчики также возвращаются на места (повернувшись лицом к девочкам).

В это время девочки стоят, повернувшись лицом к центру, и на пружинки выполняют полуобороты вправо и влево (руки «полочкой»). На повторение музыки - кружение в парах.

Заключение - выполняются те же движения, как и на вступление, только в общем кругу по направлению к центру и назад - 2 раза. (Рис. 3).

Рис. 3