Прически на выпускной в начальной школе. Самые красивые прически на выпускной: фото выпускных причесок для настоящих принцесс. Выбирая обычные короны, продумайте, как их зафиксировать

Как уже упоминалось выше, значение труда в развитии личности общепризнанно. В чем конкретно состоит развивающая роль труда, какие ее особенности выступают как главные условия развития психики человека?

Возможности для этого развития содержаться уже в самих орудиях, предметах и результатах труда. В орудиях труда, кроме назначения, воплощены познанные человеком явления, законы, свойства и условия существования предметов. Условия труда тоже должны быть познаны человеком. Предмет, орудие и условия труда являются богатейшим источником знаний о существенной части окружающей действительности. Эти знания являются основным звеном в мировоззрении человека.

Для успешного осуществления трудовой деятельности требуется участие всей личности индивидуума: его психических процессов, состояний и свойств. С помощью психических процессов, например, человек ориентируется в условиях труда, формирует цель, контролирует ход деятельности. Высокие требования к человеку предъявляют социальные условия труда. В различных детских трудовых объединениях труд носит коллективный характер и его осуществление связано с включением школьника в широкую и сложную систему производственных, нравственных и других отношений.

Включение учащегося в коллективный труд способствует усвоению им названных отношений, превращению их из внешних во внутренние. Это происходит под влиянием господствующих норм поведения, общественного мнения, организации взаимопомощи и взаимной требовательности и действия таких социально-психологических феноменов, как внутригрупповая внушаемость, соревновательность.

Важной производной этих социально-психологических факторов является формирование ответственности за результаты труда коллектива, Исследования показали, что большинство старшеклассников - членов бригад готовы отвечать за результаты труда своего звена.

Большое требование к человеку предъявляют результаты труда. Таким образом, требования предмета, орудий, условий и результатов труда являются важнейшим условием развития психики человека в процессе трудовой деятельности.

Вторым условием развития психики человека пол влиянием труда является целесообразная деятельность самого субъекта. Преобразуя предмет труда, создавая общественно ценные продукты, он преобразует себя. Для более полного использования развивающих возможностей труда они должны быть дополнены деятельностью старших - обучением и воспитанием.

Деятельность воспитателя является третьим условием развития психики в процессе труда.

Во все видах труда формируется важное качество личности, как практичность. Человек с этим качеством свободно ориентируется на производстве и в быту. Участвуя в коллективном труде индивид познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может. Дети, как показали психологические исследования, плохо знают себя, свои возможности, свое положение в коллективно. Н в результате трудовой деятельности происходят существенные изменения. Прежде всего изменяется его отношение к себе, а затем и отношение коллектива и педагогов.

В психологии накоплено много фактов, показывающих, что трудовая деятельность побуждается тем, на сколько высоки результаты ее результаты. С этим связано формирование таких мотивов как личностная значимость труда, сознание его общественной значимости, притязания на более высокий уровень достижений в труде.

Труд играет большое значение в развитии способностей учащегося. Способности развиваются, главным образом, в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возраста - в игре, в младшем и среднем школьных возраста - в учении, в юношеском - в профессионально-трудовой подготовке.

Формирование способностей осуществляется в той или иной деятельности. В процессе труда, например, распределение внимания становится более широким, а его переключение более быстрым.

Велика роль труда в развитии мышления. По мере овладевания трудовыми навыками развиваются его новые формы: техническое, практическое, логические.

В процессе труда и общения с другими членами трудового коллектива происходит развитие чувств.

Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение школьника. Работа в коллективе развивает социализацию личности ребенка, развитие способностей, чувств и мышления делает личность ребенка более гармоничной. Следовательно, труд является важнейшим фактором, влияющим на развитие личности ребенка.

Очень важным моментом в системе трудового воспитания является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей.

Решение многих вопросов трудового воспитания подрастающего поколения существенно зависит от правильного понимания функций, целей и психологического содержания детского труда.

Труд школьника имеет свою специфику. Прежде всего труд учащихся отличается от труда взрослых тем ради чего он организован. Детский труд организовывается прежде всего с воспитательными целями.

Труд в обществе, как правило, носит коллективный характер, поэтому от каждого участника требуется умение взаимодействовать. Следовательно, школьники должны включаться в общественное производство. Подготовить ребенка к труду - это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.

Формирование у школьника психологической готовности к труду происходит в таких видах деятельности как: игра, учение, бытовой и производительный труд, техническое творчество.

Как показывают наблюдения выпускники учебных заведений практически и психологически не готовы к участию в производственному труду. Главное, чтобы труд учащихся был непосредственно связан с производством. Школьники должны выполнять посильные заказы производства.

Благодаря такому подходу у учащихся труд приобретет более высокое значение, создаются условия для формирования общественно ценных мотивов деятельности.

Так как этот вид деятельности не тождественен ни учебной деятельности, ни трудовой деятельности взрослых то мы условно выделяем ее как учебно-трудовую. В старших классах этот вид деятельности должен являться ведущей. С этой целью в старших классах программой предусмотрено профессиональное трудовое обучение. Ребенок, после окончания школы, уже может иметь специальность, что дает ему предпосылки для быстрой адаптации на производстве.

Формирование личности в процессе труда происходит не само собой, а лишь при определенной организации труда школьников.

Под организацией труда понимается его упорядочивание, придание ему планомерности. Организация детского труда должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и закономерности их развития. В процессе труда осуществляется, эстетическое и физическое.

Такую организацию труда призван обеспечить педагог. От него требуется быть примером, изучать сильные и слабые стороны своих учеников, организовывать деятельность и многое другое.

«ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ»

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1. Сущность воспитательного процесса………………………………….5

2. Трудовое воспитание …………………………………………………10

3. Психологические особенности трудовой деятельности

школьников……………………………………………………………....11

4.Вовлечение школьников в трудовое самовоспитание….……………13

Заключение………………………………………………………………..15

Список литературы……………………………………………………….16

Введение.

В настоящее время перед нашим обществом стоит великая цель воспитания новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни.

Из этой цели возникают следующие задачи:

1)Выявление сущности личности

2)Изучение появления различных сторон личности, особенности протекания психических процессов, особенности психического состояния, психологические свойства личности

3) Познать законы формирования личности.

Определить воспитание можно как воздействие на человека, но для развития целостной личности важно понимать воспитание как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей. Воспитание в таком понимании направленно на выработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем. Что требует от обращения человека " внутрь себя ", к своим истокам. Воспитание есть поиск личностью (самостоятельно и с помощью наставника) способа построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе. Тогда цель воспитания в ее широком понимании будет ориентироваться на формирование у личности рефлекторного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соответствии с жизнью других людей.

Воспитание развитой личности неотделимо от мира культуры. У каждого человека есть понимание значимости культуры.

Формирование личности происходит на основе всех аспектов: физического, нравственного, умственного, аскетического воспитания, а так же трудового. Вся эта работа начинается еще в младшем дошкольном периоде и продолжается всю человеческую жизнь. Отсюда целью моей курсовой работы является рассмотрение трудового воспитания как одного из важнейших аспектов развития личности .

1. Сущность воспитательного процесса.

" Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности "

В. А. Сухомлинский.

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место, в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.

Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.

И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. "Воспитывать - это значит направлять развитие субъективного мира человека", с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Как указывал Л.С. Выготский, "учитель с научной точки зрения - только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником".

Такой подход к построению процесса воспитания - как активного целенаправленного формирования личности - согласуется с нашей методологической установкой на оценку роли общества и места генотипа растущего человека в становлении его личности.

Особую роль в воспитании играет искусство, которое в эмоционально-образной форме отражает различные виды человеческой деятельности и развивает способность творчески преобразовывать мир и самого себя.

Просветительская ориентация в педагогике уступила место более реалистичной, хотя никто не отрицал важность нравственного просвещения и знания как такового в процессе духовного развития личности.

Однако нравственное формирование личности не равно нравственному просвещению. Установлено, что ценностно-ориентированная внутренняя позиция ребенка возникает не как итог некоторых "педагогических воздействий" или даже их системы, а в результате организации общественной практики, в которую он включен. Однако организация общественной практики воспитания личности ребенка может быть ориентирована двояко. Один тип направлен на воспроизведение уже сложившегося социального характера. Такому типу организации соответствует приспособление педагогического процесса под уже достигнутый уровень психического развития ребенка. Подобная организация воспитания ни в коей мере не соответствует целям построения гуманного общества, поскольку здесь требуется решение задачи преобразования сознания человека.

В связи с этим, отечественные ученые и педагоги-практики исходят из того, что воспитание (в том числе и обучение) не может плестись "в хвосте детского развития", ориентируясь на его вчерашний день, а должно соответствовать "завтрашнему дню детского развития". В этом тезисе четко отражается принцип подхода к психическому развитию личности как к управляемому процессу, который способен создавать новые структуры личностных ценностей растущих людей.

Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит, что в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке.

Формирование такой гуманистической направленности личности проходит несколько этапов.

Так, для младших школьников носителями общественных ценностей и идеалов выступают отдельные люди - отец, мать, учитель; для подростков в их число входят также и сверстники; наконец, старший школьник воспринимает идеалы и ценности достаточно обобщенно, может не связывать их с конкретными носителями (людьми или микросоциальными организациями). Соответственно система воспитания должна строиться с учетом возрастных особенностей.

Она должна также быть ориентированной на "завтрашний день" развития детей, что предполагает включение ребенка, подростка, юноши в систему взаимосвязанных генетически преемственных и сменяющих друг друга ведущих деятельностей. Внутри каждой из них возникают особые образования, каждая из них вносит свой специфический вклад в формирование мотивационно-потребностной сферы личности. В то же время развитие мотивационно-потребностной сферы происходит не только по пути включенных в нее новых образований, но и через дифференциацию и иерархизацию ранее возникших мотивов деятельности. Наиболее развитой структурой мотивационно-потребностной сферы обладает личность с общественной направленностью мотивов.

Другая важнейшая задача воспитания растущих людей - это формирование их устойчивых учебно-познавательных интересов. Полноценное воспитание предполагает развитие у детей познавательной потребности, которая направлена не только на содержание школьных учебных предметов, но и на всю окружающую их действительность. Ребенок должен на своем личном опыте убедиться, что мир познаваем, что человек, т.е. он сам, может открывать законы, управляющие окружающим миром, предсказывать события и проверять, произойдут ли они на самом деле, находить единую скрытую основу, казалось бы разнородных явлений. Эта радость познания, радость собственного творчества превращает первоначальное любопытство в любознательность, присущую ребенку, делает ее более устойчивой. Любознательность потом конкретизируется, сосредотачиваясь на той или иной области действительности, т.е. начинает относиться к тому или иному учебному предмету (циклу предметов - естественно-научному, гуманитарному и т.д.).

Психолог А.Ф.Лазурецкий первым разработал и применил для изучения личности естественный эксперимент. Он считал, что личность ребенка, отношение его к людям, природе, работе, самому себе, можно исследовать исключительно в естественных условиях в процессе труда.

Педагогика Я.А.Каменского природно-своеобразный характер: "В обучении необходимо исходить из законов природы, взрослых особенностей развития человека ".

Томас Мор внес идею о воспитании молодого поколения в соединении обучения с трудом.

Франсуа Рабле стремился дать образование во время экскурсий и прогулок. Обращал внимание на самостоятельное мышление, творчество и активность. Можно сделать вывод, что еще в феодальном обществе выступали за полноценное физическое, нравственное и эстетическое воспитание.

К.Д.Ушинский считал, что чем моложе ребенок, тем больше его восприимчивость к воспитанию, а вместе с тем то, что в детстве заложено, то крайне трудно разрушить.

Такого же мнения придерживались Л.Н.Толстой и выдающийся советский педагог А.С.Макаренко.

Можно сделать вывод, что чем раньше начнет всесторонне развиваться личность ребенка, тем быстрее и продуктивнее получится результат

2 Трудовое воспитание

Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние физического и умственного труда: умны, образованный, культурный человек любой труд делает более творческим, более радостным. Поэтому очень важным условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и самого коллектива, Сухомлинский считал физический труд обязательным для всех.

Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А.Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра.

Сущность гармонического развития личности Сухомлинский видит в неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания - нравственного, эстетического, интеллектуального, физического. К этому выводу Василий Александрович пришел благодаря собственному труду.

3. Психологические особенности трудовой деятельности школьников.

Решение многих вопросов трудового воспитания подрастающего поколения существенно зависит от правильного понимания функций, целей и психологического содержания детского труда.

Труд школьника имеет свою специфику. Прежде всего труд учащихся отличается от труда взрослых тем ради чего он организован. Детский труд организовывается прежде всего с воспитательными целями.

Труд в обществе, как правило, носит коллективный характер, поэтому от каждого участника требуется умение взаимодействовать. Следовательно, школьники должны включаться в общественное производство. Подготовить ребенка к труду- это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.

Формирование у школьника психологической готовности к труду происходит в таких видах деятельности как: игра, учение, бытовой и производительный труд, техническое творчество.

Как показывают наблюдения выпускники учебных заведений практически и психологически не готовы к участию в производственному труду. С целью лучшей адаптации школьников на производстве необходимо восстанавливать и развивать систему У.П.К., причем, непосредственно на производстве. Главное, чтобы что бы труд учащихся был непосредственно связан с производством. Школьники должны выполнять посильные заказы производства.

Благодаря такому подходу у учащихся труд приобретет более высокое значение, создаются условия для формирования общественно ценных мотивов деятельности.

Так как этот вид деятельности не тождественен ни учебной деятельности, ни трудовой деятельности взрослых то мы условно выделяем ее как учебно-трудовую. Ребенок, после окончания школы, уже может иметь специальность, что дает ему предпосылки для быстрой адаптации на производства

4. Вовлечение школьников в трудовое самовоспитание.

Активное участие самого школьника в учении, труде, а также в преобразовании своей личности- важнейшая цель обучения и воспитания.

В статье “ Психологическая наука и дело воспитания” С. Л. Рубинштейн писал: “ Педагогический процесс, как деятельность учителя формирует развивающуюся личность ребенка в меру того, как педагог руководит деятельностью ребенка, а не подменяет ее”. Формирование личности происходит, главным образом, в процессе собственной деятельности, его собственных поступков.

Учет роли самого ребенка в формировании его личности необходимо еще потому, что у него есть свои потребности, стремления, интересы. Несовпадение планов взрослых и детей объясняет трудности в воспитании. Поэтому, основная задача педагога состоит в том, чтобы роль самовоспитания в формировании была как можно большей.

Оптимальным периодом для самовоспитания является старший школьный возраст, когда у детей своего рода “расположенность к самовоспитанию”. В этом возрасте перед ребенком встает ряд жизненно важных вопросов: “Кем быть?”, “Куда пойти?” и другие, происходит переоценка ценностей. Ребенок готов изменять себя, готов к самовоспитанию.

Одним из видов самовоспитания является профессиональное самовоспитание. Это стремление юношей и девушек к усовершенствованию своей пригодности к той или иной профессии.

Как показали исследования психологов, представление у школьников о будущей профессии очень смутное: слабы представления о трудностях, социальной значимости. Важной предпосылкой самовоспитания является адекватное оценка своего соответствия требованиям профессии. В этом учащиеся испытывают трудности потому, что у некоторых не сформирована самооценка способностей и своей профессиональной пригодности.

Чтобы ученики правильно оценивали свои способности необходимо проводить психологические факультативы, на которых рассказывать учащимся как выбирается профессия, какую роль в этом играют интересы, склонности и способности человека, о критериях оценки своих возможностей, о роли и способах самовоспитания.

Заключение

Итак, подводя итог данной работы, можно сделать следующий вывод, что трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе. Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую роль играет в старшем школьном возрасте. Учитель должен поддержать и направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания. Под влиянием этого интереса будет развиваться самопознание. Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Труд является равнозначным предметом программы обучения. Правда в последнее время в большинстве школ труд находится в упадке. Это связано как с общей социально-экономической ситуацией, так и с общим развитием социума. В связи с этим трудовое обучение требует коренной перестройки. Труд должен взять на себя более широкую функцию, чем подготовка детей к работе на производстве, но не исключая ее. В этом я вижу будущее трудового воспитания.

Список литературы.

    Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.

    Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. - М., 1986.

    Педагогика Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988.

    Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. - 1972

Трудовое воспитание в современной школе стремительно перемещается в разряд архаизмов. Даже уроки труда сейчас гордо именуются «Технология». Дети должны получать разносторонние теоретические знания, а после школы их ждет иностранный язык, бассейн, спортивные секции и занятия с репетиторами. Ведь ребенок обязан поступить в престижный вуз и получить от жизни все самое лучшее. Так думают многие родители, работая с утра до ночи, чтобы обеспечить своему чаду достойное место под солнцем, при этом они совершенно забывают о важности трудового воспитания.

Создается впечатление, что и существующая система образования, и многочисленные борцы за права детей полностью солидарны с этим мнением – культом успешности. Все знают, что нужно ставить цели, но вот труд – главный инструмент их достижения, не рассматривается как важнейшая человеческая ценность и непременная составляющая гармоничной личности.

Цели и проблемы трудового воспитания в современной школе. Эксплуатация или благо?

Проблемы трудового воспитания чаще всего зарождаются в семье, и несправедливо огульно обвинять школу во всех грехах. Современный напряженный ритм жизни, стремление к материальным благам, иногда избыточным, оставляет все меньше времени для спокойного общения с детьми, совместных занятий простыми, но от этого не менее важными, повседневными делами. Утверждение «я сам», непоколебимое в своей уверенности, не получает поддержки, одобрения, а в результате ребенок теряет инициативность и с легкостью пользуется плодами чужого труда.

Но вот малыш пошел в школу. Он стал частью большого коллектива и начинает жить по другим законам. А это подразумевает наличие определенных обязанностей, самостоятельности и умения выполнять порой рутинную, но необходимую работу. Именно с этого и начинается школьное трудовое воспитание.

Все мы с вами помним и классные дежурства, и уборку школьной территории, и субботники, а некоторые даже обязательный сбор макулатуры, металлолома, трудовые сельскохозяйственные десанты. Вот, казалось бы, пришла пора исправить родительские ошибки, но не все так просто.

Правозащитники, ратуя за права ребенка, слегка перегнули палку, и любой детский труд по действующему законодательству считается эксплуатацией. Теперь на то, чтобы помыть полы в классе или прополоть грядку на пришкольном участке требуется разрешение родителей. Нет согласия – принуждать нельзя. А к чему придет это общество потребителей и любителей всего готового? Как гласит японская мудрость, если родители трудятся, а дети отдыхают, то внуки будут просить милостыню.

На этом проблемы трудового воспитания в современной школе, связанные с уважением к работе, как основной человеческой ценности, желанием не бояться трудностей и доводить начатое дело до конца, не заканчиваются. О каких полезных навыках и любви к труду может идти речь, если расписанием предусмотрено 1 или 2 урока технологии в неделю? И на них зачастую дети изучают теорию трудовой деятельности, но только практика может породить полезную привычку избегать праздности.

Трудовое воспитание в школе подрастающего поколения должно иметь приоритетное значение. Цель школы не только научить читать, писать и бегло разбираться в основных дисциплинах, но и выпустить из своих стен гармоничную личность, готовую к самостоятельной жизни, способную приносить пользу людям, а не удовлетворять свои потребности за чужой счет.

Радость и смысл простых действий: трудовое воспитание в начальной школе

Задача и цель трудового воспитания начальной школы – заложить основу, прочный фундамент, на котором дети будут возводить здание своей жизни. А что получится – небоскреб или ветхий домик на песке, во многом зависит от способности ценить труд окружающих людей и свой собственный, умения радоваться успехам и не бояться любой работы, какой бы сложной она не казалась.

Сочетание этих качеств и есть трудолюбие, а чтобы его развить, нужна мотивация и поощрение. Если дети не уверены в своих силах и думают, что все у них получается плохо, то любая деятельность будет вызывать скуку и раздражение. Но искреннее восхищение и помощь там, где она действительно нужна, способны творить чудеса, пробуждая таланты и радость от простых ежедневных обязанностей.

Желания полить цветок (чтобы не завял), накормить питомцев в живом уголке (ведь у них нет ловких рук, чтобы себя обслужить), создавать вокруг себя порядок (а не плодить хаос) не возникают сами по себе, а вырабатываются многократным повторением и осознанием пользы своего труда. Выполняя эти действия в коллективе под руководством чуткого педагога, ребенок начинает понимать, что это не его личный тяжкий удел и повинность, а возможность сделать окружающий мир лучше.

В воспитании творческого труда важно, чтобы школьник видел весь процесс от начала до конечного результата. На уроках технологии, из-за нехватки времени, дети часто приступают к работе по готовым шаблонам и не успевают завершить поделку. Это приводит к потере интереса и смысла работы. Пока наша система образования не изменит отношение к трудовому воспитанию в начальной школе, часть задач должны принять на свои усталые плечи родители.

Цель, усилие, результат – трудовое воспитание в средней школе

Средняя школа – это мир подростков, которые живут не на другой планете и не в иллюзорной действительности, а потому цель трудового воспитания в средней школе стоит далеко не на последнем месте. Рыночные отношения подсказывают, что результат их труда должен быть весомым и ощутимым не только в моральном, но иногда и в материальном плане. Не стоит ставить денежный эквивалент во главу угла, но неплохо, если дети смогут получать вознаграждение за свою работу. Ведь тратить то, что не заработано легко, когда собственная «трудовая копейка» будет цениться на вес золота, и поможет осознать, что ничего в мире не достается просто так.

Задача педагогов на этом этапе – научить делать работу качественно. Ведь никому не нравится, когда приобретенная вещь разваливается на глазах, костюм сшит криво, а обед, который собирались съесть с аппетитом, непригоден в пищу. Имеют значение все моменты, от организации рабочего места до его уборки, бережное отношение к инструментам и материалам, соблюдение правил и техники безопасности. Но самое важное в трудовом воспитании – это привить мысль, что нужно пройти через некоторое усилие , проделать, иногда значительную, часть рутинной работы, чтобы получить действительно достойный результат.

1.2 Трудовое воспитание школьников

1.2.1 Система трудового воспитания учащихся

Важнейшими звеньями системы трудового воспитания учащихся являются:

1. Формирование сознания того, что труд - источник благосостояния человека, что каждый человек должен трудиться и любить труд. К. Д. Ушинский призывал воспитателей зажечь у детей жажду серьезного труда. В условиях социалистического общества недостаточно одного сознания необходимости труда. Нужно приучить детей трудиться не только для себя, но и для общей пользы, глубоко уважать людей труда, бережно относиться к вещам, которые созданы трудом взрослых.

2. Формирование сознания необходимости трудиться дополняется выработкой привычки к труду. Если у детей не будет этой привычки, они оставят начатое дело при первых же затруднениях. Строителям социалистического общества нужно обладать большой настойчивостью, чтобы при всех условиях доводить начатое дело до конца.

3. Всякий труд возможен лишь при наличии у детей трудовых умений и навыков. Поэтому в систему трудового воспитания входит формирование и закрепление таких умений и навыков. Большое значение в труде имеют такие качества, как сноровка, трудовая смекалка. Развитие этих качеств у учащихся крайне необходимо для каждого человека.

4. Труд в нашем обществе требует от каждого глубоких знаний и высокой культуры его организации. Надо приобретать необходимые знания и навыки соблюдения культуры труда: содержать в порядке рабочее место, инструменты, уметь правильно расположить все необходимое для работы.

5. В современном обществе инструменты, машины, оборудование являются государственной собственностью. Бережное отношение к этой собственности является необходимым качеством советского человека и должно стать важным звеном трудового воспитания подрастающего поколения.

6. Большое значение имеет также воспитание у учащихся творческого отношения к труду. Такое отношение к труду может сформироваться лишь в том случае, если человек относится к работе с любовью, понимает ее пользу и необходимость, если труд является для него основным содержанием жизни. Если дети будут бояться работы, будут стремиться как можно скорее отделаться от нее, то в этом случае не может быть и речи о формировании у них творческого отношения к своему труду. Поэтому воспитание любви к труду - одна из важнейших задач трудового воспитания детей.

7. В процессе трудового воспитания необходимо добиваться формирования навыков коллективизма у детей. Совместное трудовое усилие, работа в коллективе могут создать правильное отношение людей друг к другу.

В воспитании учащихся следует поощрять различные коллективные формы труда, развивать чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи между учащимися. В результате такой постановки трудового воспитания и может быть создано правильное отношение к товарищу. Если ученик сам будет отдавать все силы обществу, он не будет терпеть рядом с собой тунеядца, он решительно выступит против лентяев и бездельников.

8. Исключительно велика роль трудового воспитания в профессиональной ориентации молодого поколения. В соответствии с правом на выбор профессии средняя школа призвана создавать учащимся условия для выбора профессии к моменту окончания обучения. В процессе трудового воспитания необходимо шире знакомить молодежь с различными видами труда и формировать склонности к определенным видам знаний и практической деятельности.

1.2.2 Основы и пути трудового воспитания учащихся

Уже сравнительно давно проблема трудового воспитания детей является одной из центральных в педагогике. По мере расширения масштабов образования и возрастания роли научных знаний в формировании личности вновь встал вопрос о соединении обучения с трудом. Многие передовые педагоги прошлого, придавая большое значение вовлечению детей в трудовую деятельность, призывали бережно относиться к детскому организму, не перегружать детей трудовыми заданиями, советовали использовать в трудовом воспитании такие виды труда, которые могли бы содействовать расширению кругозора детей, помогали бы им лучше, успешнее овладевать научными знаниями. Постепенно в педагогике на основе практики трудового воспитания детей были сформулированы законы и правила организации детского труда. Их содержание было значительно обогащено практикой трудового воспитания школы. Рассмотрим некоторые законы и правила организации труда детей, разработанные педагогикой.

Труд, как правило, завершается вещественным результатом; однако в одном случае создаются необходимые продукты или предметы, в другом - безделушки. Учителю важно это иметь в виду и строить свою работу так, чтобы каждое трудовое задание завершалось полезным и возможно более осязаемым результатом для общества и самого работающего.

Именно поэтому многие школы в своих мастерских производят несложные, но необходимые для школы, семьи, шефов вещи. Такой серьезный труд увлекает ребят, организует и дисциплинирует их.

Ведущее значение в системе трудового воспитания в школе имеет коллективный труд. В организации коллективного труда детей решаются многие задачи воспитания. Только в совместном, педагогически правильно организованном труде может сложиться настоящий коллектив. Дети любят работать сообща. Коллективный труд создает дополнительные мощные стимулы к повышению прилежания и изобретательности. В коллективном труде дети очень быстро усваивают ряд важных норм:

Работа начинается в определенный час, и опаздывать к началу работы нельзя;

Плохая работа не будет принята; старательность и изобретательность будут поощрены; тому, чего не умеешь сам, научит товарищ, что не осилишь один, легко сделать вместе.

Но коллективность труда не означает его обезличенности. Правильно организованный коллективный труд требует максимального внимания и определения трудового задания каждому трудящемуся (бригаде, группе) и отдельному воспитаннику. При такой дисциплине труда ученик лучше осознает свою связь с коллективом через его собственный труд. Поэтому трудовая деятельность детей должна носить преимущественно коллективный характер. В коллективном труде ребенок приобретает многие полезные навыки общественной жизни.

Всякий труд требует от человека затраты определенной энергии и усилий. Детский организм находится в стадии постоянного развития, мускульная и нервная система ребенка еще не вполне развита и склонна к быстрому утомлению. Получив непосильное трудовое задание, ребенок даже при максимальной затрате сил оказывается не в состоянии его выполнить и не испытывает удовлетворения от труда. Иногда ему удается достичь результата ценой огромной перегрузки. Ни в том, ни в другом случае у детей не появляется стремление приниматься за работу вновь. Ясно, что перегрузка детей в трудовой деятельности не только не содействует развитию трудолюбия у ребенка, а наоборот, вызывает отвращение к труду.

Однако это не значит, что как только ребенок заявит о своей усталости, нужно освобождать его от работы. Легкая усталость от труда не вредна, а полезна. Она заставляет с уважением относиться к труду других людей.

Приступая к работе, человек стремится узнать, чем закончится его труд. Знание цели предстоящей работы в большей степени необходимо при организации детского труда. Поэтому нужно поручать детям такую работу, цель которой понятна, доступна и желанна.

Учебный труд занимает большую часть времени детей, поэтому оказывает огромное влияние на их воспитание. Роль обучения в трудовом воспитании детей надо рассматривать как источник приобретения определенных знаний о значении труда в жизни человека, о характере труда в нашем обществе, о нравственном облике тружеников советского общества и формирования определенных черт характера, трудовых умений и навыков в самом процессе организации учебного труда.

Школьные учебники знакомят детей с различными видами труда людей. Учащиеся получают представление о характере труда в различные времена года, о труде пионеров, школьников, о том, как они участвуют в общем деле строительства нового общества. Школьники получают представление о характере труда в условиях крепостнического и буржуазного общества, а также о свободном и героическом труде советского народа. Правильная постановка преподавания является важной предпосылкой формирования твердых убеждений в том, что наша Родина стала ведущей индустриальной державой, добилась огромных научно-технических достижений благодаря самоотверженному труду миллионов людей.

Таким образом, содержание учебников дает богатый материал для формирования первоначальных убеждений о роли труда, его характере в нашем обществе, о значении труда советских людей в преобразовании природы и условий жизни. Задача учителя - правильно использовать этот материал.

Большее значение имеет продуманная организация учебного труда. На этом основании можно утверждать, что законы и правила организации детского труда в одинаковой степени относятся и к учебному труду. Как и любой вид труда, учение сопровождается затратой физических сил и умственных. Если утомление вовремя не будет снято, оно приведет к расстройству здоровья и вызовет у ученика отвращение к умственной работе.

Так как умственный труд тяжел, то ребенок стремится завершить данную работу как можно быстрее. Учет этой особенности требует от учителя необходимости точнее определять характер задания и приучать ребенка к самоконтролю.

Большое значение имеет правильный режим умственного труда школьников. Учение должно быть ритмическим, без значительных перерывов, возобновляться после некоторого отдыха или других занятий.

Воспитание на уроках труда. Разнообразные задачи трудового воспитания осуществляются на уроках труда. Учебным планом предусмотрены два урока труда в неделю, и если они будут заполнены интересными и полезными делами, правильно организованы, то их роль в трудовом воспитании школьников будет велика.

Сама организация уроков - важное средство трудового воспитания учащихся. Лучшие учителя добиваются этого различными путями. Одним из них является организованное начало урока. У некоторых учителей и до сих пор бытует представление, что урок труда какой-то особенный и дети могут нарушать дисциплину. Поэтому часто в начале урока учащиеся долго не приступают к работе, переходят с места на место, громко разговаривают и смеются. Такое поведение детей и является как раз следствием неверного понимания учителем специфики уроков труда. Особенность этих уроков состоит не в характере поведения учащихся, а в характере их деятельности.

В остальном урок труда сохраняет все признаки обычного школьного урока, поэтому и начинается он у лучших учителей при абсолютном внимании и организованности детей. Учитель ставит цель предстоящей работы, дает необходимые разъяснения и инструктаж и после этого разрешает детям приступить к работе.

Сама работа в зависимости от подхода учителя к урокам труда может быть организована по-разному. Этот урок может стать школой воспитания коллективизма, если учитель будет чаще практиковать изготовление коллективных изделий. При такой организации работы дети сообща обсуждают план изготовления вещи, во время ее выполнения они вступают в отношения взаимозависимости, накапливают опыт правильных отношений с товарищами, совместного труда по общему плану.

Практика трудового воспитания последних лет убедительно показала возможность использования элементов соревнования на уроках труда.

Таким образом, от человеческого труда, от степени участия в общем труде зависит успех любого дела. Поэтому главнейшим показателем оценки поведения человека в современных условиях является его отношение к труду на общую пользу. Но это качество не может быть сформировано само по себе, оно складывается в процессе трудового воспитания.


ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ И ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ТРУДОВОМ ОБУЧЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «ТЕХНОЛОГИЯ ШВЕЙНОНГО ПРОИЗВОДСТВА» 9 КЛАСС)

Коль скоро школа не только учит, читать, писать и вообще быть человеком умным и всесторонне развитым, а ещё и занимается социализацией ребёнка, нельзя забывать про один из аспектов этой самой социализации – трудовое воспитание. Можно много и неконструктивно рассуждать на тему, что современные дети к труду не приучены, и никакими лишними обязанностями не обременены. Да, спорить трудно, что слова «трудовой десант» не у всех школьников сегодня вызовут тот самый энтузиазм, что в своё время был присущ пионерам и комсомольцам. Но всё же трудовое воспитание было и должно быть сегодня одним из приоритетных направлений школы и подход к нему должен быть сколь серьёзным, столь и интересным.

Задачи трудового воспитания

Труд является, пожалуй, одним из главных средств развития психики и нравственных установок личности. Нельзя говорить о всестороннем развитии личности, если ребёнок отвлечёно от труда. Трудовое воспитание в школе предполагает следующие задачи:

  • Формирование у школьников позитивной установки по отношению к труду, и восприятие труда как одной из высших ценностей в жизни;
  • Воспитание трудолюбия, чувства долга и ответственности, целеустремлённости и предприимчивости, честности;
  • Развитие потребности в творческом труде и стремления реализовывать свои знания на практике;
  • Формирование основ умственного и физического труда;
  • Вооружение школьников разнообразными умениями и навыками.

Виды труда

У трудового воспитания есть содержательная основа, которая в себя включает два вида труда – учебный труд и общественно-полезный.

Учебный труд предполагает умственный и физический. Умственный труд требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости, целеустремлённости. Если ребёнок привык к умственному труду, это отразится и на положительном опыте физического труда.

Физический труд в школьной программе представлен в работе учащихся в учебных мастерских и на пришкольном участке.

Общественно-полезный труд организуется в интересах каждого ученика и всего школьного коллектива. Это и труд по самообслуживанию в школе и дома, бытовой труд дома, уход за школьными насаждениями, летний труд на полях и в стройотрядах, тимуровскую работу.

Стоит сказать и про производительный труд, который является начальным этапом производственных отношений и направлен на создание материальных ценностей.

Конкретные мероприятия

В той или иной степени вышеперечисленные мероприятия знакомы всем и каждый имеет некоторые представления по их организации. Но, без сомнений, современный подход к трудовым десантам должен немного преображать привычные формы и привлекать ребят оригинальностью и новизной. Конечно, мы никогда не уйдём от дежурства в классе, от работы на пришкольном участке. Согласитесь, их трудно преобразить, но внести изюминку можно. Достаточно устроить конкурс на лучшего дежурного месяца или мотивировать ребят каким-то бонусом внутри школьной системы, и интерес ребят к этим мероприятиям возрастёт.

Есть немало школ, где трудовое воспитание поставлено во главу угла. Естественно, большинство из них находится в сельской местности. Разумным выглядит создание трудовых отрядов на базе каждого класса или параллели, и за этими самыми отрядами закреплены вполне определённые трудовые обязанности. К примеру, один отряд отвечает за уборку памятника павшим воинам (такие ведь есть практически в каждом посёлке), другой отряд ухаживает за небольшой пришкольной аллеей, третьи – берут шефство над цветником. Задания можно разнообразить, не ограничивая их только физическим трудом. Творческий труд тоже стоит стимулировать, устраивать раз в полгода ярмарки творческих работ учеников.

Профессиональные пробы

Яркий и позитивный опыт современного трудового воспитания. Суть профессиональных проб заключается в том, что ребята выпускных классов «примеряют» на себя некоторые профессии. Они могут провести несколько часов на предприятии (если школа договорилась с его представителями), постоять вместе с настоящим продавцом за прилавком магазина, провести урок у малышей и т.д. В этом деле школа должна заручиться поддержкой родителей, которые и должны стать проводниками в мир профессий и помочь получить ребятам ценный опыт.

Показательный пример

Творческий труд наиболее позитивно воспринимается школьниками, практически каждый хочет создать красивую интересную вещь своими руками. Чтобы стимулировать их активность, нужно периодически устраивать выставки творческих работ. Например, ко дню Матери организовать выставку «Золотые руки мамы», которая будет состоять из предметов рукоделия и творческих экспериментов мам.

Во время субботников и экологических десантов учителя не должны стоять в стороне, их пример является главенствующим для ребят.

Почему так незаслуженно забыты старые добрые мероприятия по сбору макулатуры? Есть школы, которые устраивают внутренние соревнования по сбору макулатуры и класс-победитель награждается, к примеру, персональным компьютером. Конечно, речь не идёт о новой, специально приобретённой по этому случаю, вычислительной технике, но всё же для классов это сильная мотивация.

Работа с родителями

Без неё никуда. Не заручившись их поддержкой, работа будет односторонней. Дети будут противопоставлять дом, где у них немного обязанностей, школе, где их «заставляют» грядки полоть и пыль вытирать.

Трудовому воспитанию можно посвящать родительские собрания, организовывать встречи в рамках родительского клуба. Ведь многие мамы и папы имеют ложное представление о трудовом воспитании ребёнка и преуменьшают его роль. Кто-то считает, что третьеклассник не должен уметь подметать пол и максимум его возможностей – вынести мусор. Школа может и должна рассказать родителям об истинном положении дел и объяснить, как ребята могут трудиться в семье.

Если школа и родители будут действовать в тандеме, можно говорить о реальности достижения целей.

Без назиданий

Единственный конструктивный метод помочь ребятам полюбить труд и чувствовать свою потребность в нём – отсутствие формализма в организации трудовых мероприятий и творческих подход. Труд – это не обуза и не наказание, это возможность реализовать свои способности и ознаменовать день ещё одним полезным делом. И эти слова должен знать и понимать каждый школьник.