Как приучить детей к порядку личный опыт. Как помочь ребенку выстроить правильное отношение к порядку. Будьте нацелены на результат

Многие родители задаются вопросом, как заставить ребенка убрать игрушки и навести порядок в своей комнате. Чаще всего взрослые рассказывают детям дошкольного возраста истории про сказочных персонажей, которые забирают вещи и игрушки, разбросанные по дому, а детей постарше лишают чего-либо приятного за непослушание.

Существуют ли действенные способы привлечь ребенка к домашним делам, не прибегая к страшилкам и наказаниям? Например, в Израиле отец, расстроенный тем, что его сыновья предпочитают компьютерные «стрелялки» помощи по дому, отвез их на «экскурсию» в лагерь беженцев в Восточном Иерусалиме. Увидев последствия войны, мальчики отказались от компьютерных игр и стали больше ценить чистоту и уют родного дома. А родители юной американки, увлеченной соцсетями, забрали у нее на две недели телефон, и все это время выкладывали в ее аккаунт свои шуточные фотографии, на которых они убирают в ее комнате. Девочке стало настолько стыдно за «глупых предков», что она удалила все страницы в социальных сетях.

Разбросанные игрушки довольно часто становятся причиной конфликтов между родителями и детьми. Но стоит ли ссориться из-за такой ерунды? Попробуйте сделать процесс уборки приятным и веселым событием для всей семьи, тогда просьба убрать игрушки будет вызывать у малыша только приятные ассоциации и не станет обременяющей рутиной. Кроме того, совсем не сложно сделать процесс уборки естественной привычкой в характере ребенка.

Для начала немного теории

В жизни каждого ребенка случается сенситивный период восприятия порядка. Это то время, когда малыш маниакально настаивает на том, чтобы дверь в шкафу была закрыта, чтобы игрушки были сложены в определенном порядке и чтобы на него надели ту пижаму, в которой он привык спать. Этот период довольно короткий – он длится примерно с 1,5 до 3 лет и наиболее интенсивно появляется именно в возрасте от 2,5 до 3.

Двух-трехлетние дети чувствуют себя комфортно от того, что находят привычные вещи в тех местах, где они их оставили. В голове ребенка формируется восприятие порядка мира вокруг – он узнает о том, что каждый предмет имеет свое предназначение и свое место. На кухне мы едим, в спальне – спим, в ванной – моемся. Шкаф нужен для хранения одежды, а холодильник – для хранения продуктов. Выходя на улицу, мы надеваем обувь, а заходя в дом – снимаем. Все эти знания кажутся нам естественными сейчас, но когда мы были маленькими детьми, должно было пройти определенное время, чтобы хаотичный мир вещей обрел структуру и порядок в голове каждого из нас. Чем привычнее и наиболее предсказуема окружающая действительность, тем увереннее ребенок перешагнет на следующую ступень своего развития. Осознание порядка дает детям чувство безопасности, а родителям – шанс превратить детское стремление к порядку в хорошую привычку. С игрушками все так же, как и с ботинками, которые мы оставляем у порога – у них тоже есть свое место – на полке.

Как-то раз я заглянула в комнату сына моей приятельницы и ужаснулась. Грязная одежда была разбросана по полу, несвежие носки были распиханы повсюду: под кроватью, за компьютером, на книжных полках. На столе — пустая банка из-под варенья и несметное количество пакетиков от конфет, чипсов и попкорна. Под кроватью валялись использованные полотенца, стены украшали ободранные выцветшие постеры...

Очень часто беспорядок в доме приводит к серьезным семейным разногласиям. В ходе одного неофициального исследования выяснилось, что большинство ссор между родителями и детьми происходит вовсе не из-за плохого поведения или прогулов в школе. Главной причиной являются беспорядок в комнате ребенка и его нежелание там убирать.

Родители реагируют на такое поведение ребенка слишком агрессивно: запугивают, стыдят своих детей, не понимая, что подросток просто не замечает беспорядка. Он не нуждается в чистоте.

Не так давно учены доказали, что причина такого отношения к своему жилищу имеет биологические корни. Изучения с помощью томографии в Институте психических заболеваний показали, что у подростка лобовая часть, отвечающая за распределение последовательности действий, внимание, организованность, находится в развитии почти до 18-19 лет. Так что, проблема заключается не в том, что дети не хотят наводить порядок, а в том, что не знают, как это сделать.

Ну или хотя бы им нужна чья-то помощь. Мы поговорили с тремя женщинами, которые нашли свой собственный подход к данной проблеме. Они смогли приучить своих детей к порядку. Затем мы поинтересовались у профессиональных психологов об эффективности предложенных методов. Вот что мы выяснили.

Соедините уборку и чтение книг

Евгения, мама 10-летнего мальчика, читает сыну книгу, в то время как они убираются в комнате. "Так мы прочитали всего "Гарри Поттера" и "Властелина Колец", — говорит Евгения. — Я сделала это открытие, еще когда сын ходил в садик. Теперь он любит не только чистоту, но и чтение книг, что очень важно". Если ребенок прекращал уборку и просто слушал, Евгения тоже останавливалась и не продолжала историю до тех пор, пока сын снова не брался за дело. Теперь, когда ее мальчик занят помимо уроков еще кучей дел (футбол, баскетбол и рисование), они наводят порядок в комнате только по выходным.

Почему это работает

Евгения не только создала благоприятную обстановку для уборки комнаты, она еще и участвовала в самом процессе. Для детей присутствие родителей в любой ситуации очень важно. Им нужны помощь, поддержка взрослого. Используя такой метод, вы сотрудничаете со своим ребенком. Евгения не навязывала сыну уборку, она не хотела превратить это в наказание. Наоборот, у него появился стимул к наведению порядка в своей комнате. Если ваш ребенок уже вырос из того возраста, когда ему можно читать, попробуйте ставить его любимых исполнителей, пока сын (дочь) убирается в комнате, советует наш психолог.

Все должно лежать на своих местах

Александра решила вместе со своими дочерями (5 и 11 лет) найти для каждого предмета в их комнате свое определенное место. На это ее вдохновила книга "Организация вашего пространства".

Оказывается, дело не втом, что дети не хотят навести порядок в своей комнате. Они просто не знают, как это делать, или им как минимум необходима ваша поддержка.

"Мы собрали в детской все вещи (игрушки, тетрадки, книжки, одежду, статуэтки и т. д.), сложили их в коробки, поставили на середину комнаты и по очереди нашли определенное место для каждого предмета, предварительно рассортировав их по категориям, — рассказывает Александра. — Перед этим я купила много ящиков, каждый мы вместе с дочерями подписали (например, "Мягкие игрушки" или "Конструкторы") и сложили туда соответствующие вещи.

Нам не только удалось разобраться в детской, но я еще узнала кучу интересных вещей про своих девочек. Например, моя старшая дочь обожает красивые кошелечки (были 4-5 маленьких сумочек, с которыми она никак не могла расстаться). Таким образом, появилась коробка с надписью: "Сумочки и кошельки".

Позже дочки пристрастились к тому, чтобы подписывать каждую вещь, особенно им нравилось писать разноцветными маркерами. "Возможно, такой способ помогает детям раскрыть свои желания и пристрастия", — предположила Александра.

Конечно, в комнате девочек не всегда идеальный порядок. Но теперь уборка дается гораздо легче, потому что они знают быстрый и проверенный способ.

Почему это работает

Если вы определите для каждой вещи свое место, то это гарантирует то, что хотя бы половина вещей будет убрана. Иногда ребенку просто некуда складывать вещи, поэтому они валяются на полу и под кроватью. Ребенок обязательно должен знать, куда ему класть грязное белье, ему также необходимы ящики для игрушек и полки для книг.

Планируя детскую, вы должны учесть все вышеперечисленное. Но не забудьте, что малыш нуждается в пространстве — не стоит загромождать его мебелью. Вместо того чтобы ругать и заставлять детей убираться в своей комнате, предложите им вместе разобраться и выбросить старое, чтобы потом заново создать интерьер. Если ребенок согласен, обратите внимание на то, что он больше любит: раскладывать вещи по коробкам, подписывать ящики или он быстро устает от уборки.

Некоторые дети долго не могут привыкнуть к новым обязанностям. Не стоит давить на детей и заставлять убираться — это только ухудшит обстановку. "Я была удивлена, когда узнала, что многие подростки , особенно мальчики, хранят старые мягкие игрушки и машинки под подушками и в других потаенных местах своих комнат", — говорит детский психолог Марина Оськина. Подростковый период — очень сложный для любого ребенка, порой ему просто необходимы родительская поддержка и понимание.

Помогите ребенку приспособиться к рутинной жизни

Анна разработала целую систему, по которой дети могли бы выполнять свои домашние обязанности. У Анны два сына (13 и 15 лет). "Всякий ребенок и взрослый могут осваивать один и тот же материал абсолютно разными способами, — рассказывает Анна. — Однажды я, наконец, осознала, что каждый из моих сыновей нуждается в индивидуальных инструкциях по выполнению одного и того же задания, будь то уборка комнаты или домашняя работа".

Эта мысль пришла ей, когда одному из мальчиков было 10 лет, а второму 12. "Моему младшему сыну стоило только сказать: "Уберись в комнате", — и он тут же это делал, его просто нужно было направить. На старшего же не действовало ничего: ни крики, ни уговоры. Тогда я поняла: для выполнения задания ему надо установить последовательность действий. Когда я разделяла работу по пунктам, он легко справлялся с задачей". Анна начала с того, что попросила его отобрать те журналы, которые можно выкинуть, и те, которые он бы хотел оставить. После этого предложила ему каждый день делать что-нибудь по дому: в понедельник собрать в комнате грязное белье, во вторник сложить ненужные вещи в коробку и т. д.

"Мой старший сын хочет стать бизнесменом, так что мы пошли в магазин — посмотреть, как обустроен офисный кабинет, какие аксессуары можно было бы приобрести". А младший сын Анны присмотрел себе множество разноцветных ящиков и коробок, в которые он будет складывать свои игрушки и конструкторы "Лего".

"К концу недели в детской все равно царит беспорядок, — говорит Анна, — но я больше не переживаю по этому поводу, потому что уверена — теперь мои мальчики знают, как действовать".

Почему это работает

Каждый родитель должен понимать потребности своего ребенка. "Раньше я тоже постоянно ругала своего ребенка за беспорядок в комнате, — рассказывает психолог Марина Оськина. — Но однажды я увидела, как он читает книжки на полу книжного магазина. Он брал книгу, прочитывал одну главу, затем брал другую, прочитывал главу из нее от начала до конца и ставил на место. После этого случая я поняла, что для меня беспорядок значит вовсе не то же самое, что для моего сына — просто его мир состоит из других, отличных от моего, вещей. Мы договорились с ним, что единственное правило, которое нужно выполнять — не хранить испортившуюся еду в комнате, остальное — на его усмотрение".

Терпение и понимание могут принести достойные результаты. Только на своем личном опыте ребенок может понять, насколько важно организовывать свое время и пространство.

И, наконец, поймите, что никто не идеален! Заметьте: двое из родителей, которые рассказали нам свои истории, признают, что комнаты их детей и по сей день частенько находятся в полном беспорядке. Фраза, которую должен усвоить каждый родитель: "Твоя комната сводит меня с ума, но я все равно тебя люблю". Помните, что ребенку нужна ваша помощь, он не может приучиться убирать свою комнату, если вы ему не подадите пример. А самое главное, не забывайте, беспорядок — это не причина для ссоры. Любите и берегите друг друга.

Обсуждение

Я говорю своему старшему, не помоешь за собой тарелку, будешь с нее обедать, потом ужинать. А если не хочет за собой убирать, говорю, что завтра буду готовить еду только себе. Пока он верит, посмотрим, что дальше будет)

Чтобы ребенку убирать было удобно - должны быть подходящие по размеру предметы мебели. Например, малышу удобней убирать игрушки и вещи в невысокий комод.

Я хочу научить своего брата к порядку. Ему 11 лет. Он, что бы я ни делала, отказывается убирать за собой.
Посаветуйте пожалуйста что-нибудь.

24.06.2013 23:23:41, Залина

К сожалению, родители мне самой не внушили, что должен быть порядок. Моя мама - эдакая "Коробочка" или "Плюшкин". Везде в доме были залежи чего-то нужного, что может пригодиться.
А у мужа была совершенно противоположная ситуация. Мне в начале совместного проживания стало неудобно, когда он начал аккуратно делать мне замечания. Пришлось поменять отношение, многого, если честно, я просто не замечала.
Теперь сыну (7 лет) я стараюсь показать плюсы порядка, что это просто приятно, очень удобно, когда можно быстро найти все, что нужно. Уборку делаем вместе, распределив обязанности, помогая друг другу.

такое ощущение, что на нашего 13 летнего пацана все уловки из этой статьи НИКАК не возымеют никакого действия

я давно смирилась с беспорядком в комнате ребенка:) не разрешаю только копить еду и грязное белье, с пола тоже все к ночи должно быть убрано.. в общем, детю беспорядок фиолетов, а если мне не нравится - то я и навожу порядок, правда пол он сам моет:) будет по-старше, вообще в его комнату ходить не буду, сама знаю, иногда вот такой бардак снаружи позволяет организовать "порядок" в голове, ничего, вырастет, перестанет быть "неряшкой", я же перестала почти:)

Ой, какя фигня! Все эти ритуальные танцы. Отчего, меня никогда в жизни не заставляли убираться, даже наоборот (лучше уроки делай, хотя я их и так делала, или музыкой занимайся), ногя почему-то лет с 10 убирала как миниуи свою комнату, а летом - весь дом ежеденвно (4 комнаты на 2-х этажах+ большая кухня). А моя дочь-подросток не только не желает убрать, но и меня упрекает: "зачем ты убираешь, в доме ДОЛЖНО БЫТЬ грязно!"

В комнатах у детей по-прежнему беспорядок, но мам это больше не беспокоит - это мне одной напоминает известный анекдот?

Статьи интересные, я мама троих студентов-1.2 и 4 курс.Убраться в своих комнатах недопросишься, но когда я сама начинаю убираться, естественно, они помогают.Думала, что только мои такие ленивые, оказывается, они просто не видят беспорядка.Получается я интуитивно правильно поступала. Спасибо за статью.

О том,что для ребенка куча игрушек на полу не беспорядок я догадалась давно:)) но надо же как-то ходить в комнате,значит приходится убирать. У моих старших детей много ящиков, каждый из них предназначен для определенного типа игрушек и ребята прекрасно знают что где должно лежать,но до пределенного "уровня захломленности" комнаты я их прошу разобрать только вещи и учебники. Каждый ребенок берет свои брюки,кофту ит.д., складывает и убирает в шкаф,таким образом через 5-7 минут в комнате практически порядок. А полностью всё убираю я сама,когда дети на занятиях, кстати,они каждый раз замечают,что в комнате чисто и просторно:)) так что они видят кАк должно быть и я надеюсь,со временем научатся наводить порядок самостоятельно.

> "Как-то раз я заглянула в комнату сына моей приятельницы и ужаснулась."
А Вы не заглядывайте в чужие комнаты, не критикуйте детей знакомых, а воспитывайте своих.

Когда мне было 12-14 лет, единственным беспорядочным местом был стул с одеждой. Там висело эдакое кубло из 2-3 штанов, 2 юбок, 5-6 свитеров, 4 рубашек, 2 колготок, пара маек и т.д. Мама сначала просила разобрать несколько дней, а потом забегала в комнату и скидывала все на пол. Приходилось убирать.... Но меня это не злило, потому что мама предупреждала, что сейчас скинет, и с дивным воинствующим видом скидывала. Было забавно. Кстати, не только мне, но и маме. А вообще отношение к порядку закладывается в детстве. Меня в возрасте 2-4 лет очень сильно мурыжили порядком. А мужа - нет. Это наглядно видно по нашей квартире и отношению к вещам. Ну и если приехать к его и моим родителям и зайти в наши комнаты....

01.06.2008 07:07:58, марья

Прочитала первые несколько абзацев. Я ф шоки:((В России нет института психических заболеваний, Национальный институт психических заболеваний, говорят, есть в Америке, но из статьи нельзя понять, как авторы знакомились с их исследованиями:) А "лобовых" частей нет ни у подростков, ни у взрослых, люди же не автомобили, это у тех лобовые стекла. У людей лобные доли должны быть:)
Дальше читать не смогла.

Мне кажется что ребенка заставить навести порядок в комнате намного проще чем, например, мужа. А сидеть и читать книгу пока сын наводит порядок-это вообще утопия. Совет подходит только для неработающих женщин с одним ребенком и железными нервами

Комментировать статью "Как приучить ребенка к порядку? "

Как приучить детей помогать маме. Имеются две дочки - 4 и 5 лет. Т.е.вот "убрать игрушки" для мамы - это глобальное нужное великое дело приучения к порядку. "Убрать игрушки" для ребенка - бессмысленное действие, т.к.через каких-то несколько часов их опять доставать.

Обсуждение

создавала подобную тему в "подростках". мне там конкретно прочистили мозг (в хорошем смысле этого слова). много думала потом на эту тему...

никого ни к чему теперь не приучаю, не заставляю и т.п... ПРОШУ помочь. и сильно благодарю, когда соглашаются и помогают.

Где-то как-то прочитала, что детей очень сложно приучить (легко и непринужденно) к вещам, которые кажутся детям бессмысленными.
Т.е.вот "убрать игрушки" для мамы - это глобальное нужное великое дело приучения к порядку.
"Убрать игрушки" для ребенка - бессмысленное действие, т.к.через каких-то несколько часов их опять доставать.

Там говорилось, что ребенку нужна какая-то понятная мотивация для его действий. И мамино желание порядка - это не то.

Кстати, именно с помощью в убирании игрушек у нас хуже всего было.
Мотивацию нашла кошка. Т.е."убери игрушки, надо, чтобы был порядок" - у нас вызывало скандал. Потому что кому нужен этот "порядок" для ребенка не понятно.
"Убери игрушки, а то их утащит и съест кошка" (а она действительно это делает) - прекрасно работает.

Ну вот так и во всем.
Помочь приготовить еду - ребенку очень интересно, с удовольствием помогает. Здесь мотивация - интересно самому ребенку.
Надо помочь навести порядок - ищем мотивацию (учим своим примером и т.д., у кого что работает), потому что мамино "надо" в данном случае ребенку не надо:)

А "налить себе воды", это, по-моему, из другой оперы, это не про помощь.

"Комната, в которой живут дети, метко названа СЫНАРНИК". Имеем двух пацанов 5 и 7 лет. Купила в Икее специальный стеллаж с коробами, все рассортировала. Хочу приучить к порядку, но где играл, там и оставил.

Обсуждение

никак. днем собирают вместе с няней, вечером я или никто.
в комнате сына - периодически ору, чтоб убрал с пола, заставляю пылесосить раз в неделю.
больше ничего не делаю вобщем-то))) но у моих анамнез отсутствия тяги к порядку. поэтому забила:)

А когда 5-7 лет было, каждый вечер брала швабру, выметала все на середину комнаты, каждый разбирал свое и клал на место. Что не разобрали, выбрасывала. Как-то у нас это буднично происходило. Без угроз и слез. Иногда разбирать свое подскакивали чуть ли не к мосоропроводу, правда:) Но тут уже закон - что в пакет попало, то не отдам.

Как говорит одна бабушка: «В доме, где есть дети, чисто бывает только в вазочке для конфет». Но стоит ли мириться с бесконечным хаосом из разбросанных игрушек, штанишек, недоеденных печенок…? Или все-таки будет лучше, если малыш уберет за собой сам? Для начала, следует отметить, что начинать приучение к порядку следует в возрасте 1-1,5 года. Привлекать ребенка к более сложному домашнему труду можно, когда ему будет 2-3 года. В этой статье я подобрала для Вас 10 советов, которые помогут Вам...

Обсуждение

уборка на время (или кто быстрее), конкурс на лучшую уборку
аххааа... мой без боя уступит мне сразу, и будет смотреть как я убираюсь. на самом деле единственное что помогает поддерживать порядок это железное правило что у КАЖДОЙ вещи своё место! обувь в обувнице, штаны на полке, игрушки в корзине итд. соблюдать неукоснительно. и переключаясь от одной деятельности к другой, снача за собой убрать. порисовал? сначала убери, а потом доставая конструктор. хочешь гулять? сначала уберись в комнате, пото одевайся, потом пойдём. уйти гулять разбросав игрушки и не собрав их-нонсенс.

Поржала:-) Проходили три раза, сейчас на четвёртой стадии. Старшенькие не просто "раскидывают, как раскдывали", а " ноге ступить некуда".
На самом деле дисциплинирует только необходимость. Например в лагере у них самые примерные тумбочки-кровати. Т.е. придёт время, будут прибираться. А пока "мама есть". Это, конечно не о том, что приучать не надо. А о том, что б родители были готовы к тому, что результаты будут позже. Значительно:-)

Безусловно, в воспитании ребёнка важна роль как матери, так и отца. Именно отец должен показать сыну как должен вести себя настоящий мужчина, а дочь направить на правильный путь в выборе партнёра в будущем. Но это всё в общем. Ниже хотелось бы затронуть роль отца в воспитании дочери подробнее. Не стоит отгораживаться от дочери. Самой распространённо ошибкой в поведении отца является уход на второй план в воспитании девочки. Это, прежде всего, связано с тем, что они разных полов. По мнению...

Про приучать к порядку в тетрадях. Общее развитие. Образование детей. Чему ребенка это научит? На мой взгляд - писать покороче и словами попроще, чтобы вероятность ошибок меньше была.

Обсуждение

Это же элементарный глазомер развивают.
Взрослый отступит сам "на глаз", а мелкому как объяснить то? Вот они и считают клетки. Неужели проблема запомнить, что тут две, тут три отступить,
В черчении аналогично ооооочень строго чертят рамку, эту таблицу в низу...а казалось бы зачем??? Ну чертеж отмахал от руки, а рабочий пусть разббирает как деталь сделать, ведь чертежи для этого.
Двое вырслине так давно из началки. Я вот никогда и не знала, гже и скол о о ступать. От них требовали. Дети выполняли. Я в подроности не вдаюсь.
Я работала рослежний год с пятиклассниками. Мамадарагая а не тетради. Тк в пятом уже никто клетки не считает, а учителя говорят просто написать классная работа. И как видно, от кого ребенок пришел. Кого дрессировали в началке, спокойно отступают нужное расстояние, чтобы отделялась одна работа от другой, и красную строку нормальную делают и заголовки по цен ру умудряются расподожить. А когдо не дрессировали.... в тех тетрадях ничего не найти. Ни номера, ни где дз, ни где кр, ни классная... у меня нет требований к клеточкам. Но, я не шерлок холмс, я не буду искать с лупой дз и ответ к задаче.

Если ребенок с диагнозом, разговор отдельный. Но то, что он п шет должно быть читаемо. Безграмотным писатель не должен быть ни когда. И есть хорошее правило, не знаешь как написать, перефразируй, ну или узнай как правильно.
Но нам всегда ставили две оценки. Причем за сочинения. За текст в литру, аза грамотность в русский.

У меня сейчас 8-классник пожинает плоды своего пофигисткского отношения к порядку: когда нужно делать длинные примеры по алгебре (на сокращение дробей), то очень полезно писать так, чтобы было понятно, где и что написано, в первую очередь ему самому. Он правда до сих пор не понимает, при чем здесь аккуратность, но отчего же он тогда не видит САМ в своем примере. где тут что можно преобразовать и сократить? Ни двойки в 1 кл, ни мой вынос мозга в течении 7 лет ничем не помог. Старшая как-то сама научилась аккуратности примерно начиная с 8 кл. (у них в началке вообще учительница этим не заморачивалась), а к10-11 кл поняла наконец, что от нее требуется в заданиях по математике и что оказывается, когда получается решать, то от этого ловится кайф. сейчас даже говорит. что жалеет. что не выбрала учебу, связанную с математикой.
А за сочинения и проч. творческие работы обычно всегда ставилось 2 оценки: 1-я- за содержание, вторая - за грамотность. И таки нет ничего хорошего даже в супер сочинении, написанном с грамматическими ошибками.

Мои знакомые очень метко называют комнату своего ребенка «сынарник». И их очень волнует вопрос: «Как приучить ребенка к порядку?» Натолкнувшись на статью «Как приучить ребенка к порядку. Откуда берутся грязнули?», я поняла ― это то, что нужно моим знакомым. Системно-векторная психология изучает бессознательное человека, его врожденные особенности и желания. Эти свойства заданы нам с рождения, но не развиты. Природа дает нам время на развитие этих свойств до пубертата включительно...

Все родители знают, что ребёнок в доме это не только радость и счастье, но и разбросанные вещи по квартире, игрушки, бумажки и фантики за всеми диванами и кроватями. И как это ни печально, убирать всё это приходится маме. Если мама не работает, то у неё есть время на приборку, ну а если работает, то какой выход? Выход один - приучить ребёнка к порядку, уборке и самостоятельности. Это требует больших усилий, но результат того стоит, ведь в дальнейшем ребёнку придётся этому обучиться. И чем...

Мам - пап, я загадку придумал, - кричит наш ребёнок: "В огороде стоит, лохматое и к солнцу тянется. Что это?" Мы - хором: - Подсолнух! - А вот и нет. Чучело! Мы дружно хохочем. А потом вдруг подумалось: как полезно нам, взрослым, вслушиваться в детские фразы. И не только лишь потому, что они так забавны. В них - иная точка отсчёта и иное восприятие мира, и наших поступков, и отношений между людьми. Они помогают нам прочувствовать-осознать, как сильно отличается взгляд малыша от нашего...

Любящая мама от души балует дочь: тряпочки-туфельки-дорогостоящая программа во время отдыха-ремонт без необходиимости, но по дочкиному желанию и т. п. С ее точки зрения все нормально. Но вот у папы душа не на месте: он опасается, что с таким подходом дочке будет трудно в жизни. Участники дискуссии закономерно разделились на тех, кто за баловство и тех, кто против. [ссылка-1] А может ли тут вообще быть "правильная" или "неправильная" точка зрения? Или все сугубо индивидуально? Лично я...

Обсуждение

Я внимательно прочитала мамин вопрос. Конечно, информации недостаточно, чтобы рассмотреть ситуацию всесторонне. Но в целом картина складывается примерно следующая: мама и девочка живут, что называется, и радуются жизни. Девочка учится, много занимается дополнительно. И все это происходит с радостью, у довольствием.

Между мамой и ребенком, насколько я поняла – полный контакт. Никаких нареканий по учебе или поведению. Полная гармония. Мама искренне радуется за ребенка и со своей стороны старается дать то, что может. И опять – с радостью, с удовольствием. Мама пишет, что «привыкла с детства на себе экономить», поэтому дочке хочет дать все самое лучшее, тем более что возможности позволяют. Довольно часто родители стараются дать детям то, что когда-то недополучили в детстве – любовь, внимание, заботу, образование, материальное обеспечение и т.д. и т.п.

Из письма чувствуется, что мама активно развивает в своей дочери такое качество, как женственность. Девочка учится танцам, музыке, рисованию. Мама приучает ее красиво и со вкусом одеваться, причем самостоятельно выбирать себе одежду, предметы интерьера в своей комнате, то есть приучает выбирать и нести ответственность за собственный выбор. Все вроде бы в порядке. Девочка не требует с истериками от родителей «все больших и больших доз», а воспринимает происходящее скорее с радостью и благодарностью. Тогда в чем же проблема?

Происходящим недоволен папа. А ведь именно он, насколько я поняла из дискуссии, обеспечивает благосостояние семьи. Но вот чего именно опасается папа, не совсем понятно. Папа говорит следующее: «Балуешь ты ее. Аппетиты-то растут. В дальнейшем у нее могут быть проблемы с таким подходом к жизни». К сожалению, из данной фразы сделать какие-либо выводы о том, чего же на самом деле боится папа, довольно сложно.

Несмотря на то, что мама звучит достаточно уверенно в отношении того, что делает, тема все-таки была ею заявлена, более того, уже практически целую неделю мама буквально «доказывает» на страницах сайта свою правоту окружающим. А ведь когда мы доказываем что-то другим, мы доказываем это прежде всего себе. Когда мы в чем-то уверены, у нас нет необходимости доказывать это. Мы просто знаем и точка! Более того, муж – это отражение жены. В данном случае ваш муж вслух выражает ваши собственные сомнения по данному поводу, какие-то внутренние страхи и опасения. А вот какие именно страхи, в этом и нужно разобраться.

Возможно, эти страхи связаны с ребенком (что «у нее вырастут аппетиты» и т.д.), а, возможно, они с ребенком вообще никак не связаны.

Вы пишете, что «бизнес вообще, а бизнес в России особенно – штука такая, что деньги сегодня есть, а завтра – нет». Может это и есть истинная причина ваших сомнений? Может, вы опасаетесь, что, приучая ребенка к хорошей комфортной жизни, ни в чем ей не отказывая, вы приучаете ее к определенному уровню, к определенному стилю жизни. Но при этом благосостояние может в любой момент закончиться, а ребенок уже привык к «хорошему». И что делать тогда? Здесь важно разобраться в истинных причинах ваших сомнений, чего вы на самом деле боитесь.

Для этого нужно сесть в спокойной обстановке и спросить себя – чего я боюсь, что меня смущает в данном вопросе. Почему я заявила эту тему? Что хотела узнать? У вас нет необходимости спрашивать окружающих, тем более, что они не знают всех подробностей вашей семейной ситуации. Все ответы уже есть у вас внутри. Доверяйте себе! Просто спросите себя, в чем я сомневаюсь, чего опасаюсь?

Если вы боитесь, что ваше благосостояние может когда-нибудь закончиться, немедленно уберите эти мысли из своего сознания. Ведь то, о чем мы активно думаем, чего опасаемся, то и притягиваем к себе. Смело идите вперед. Я прочитала о счастливой, гармоничной семье с хорошим материальным достатком. От вас и только от вас зависит, сохранится ли это благополучие в будущем! Но обязательно поработайте со своими сомнениями!

Спасибо за интересную тему!

Татьяна Горчакова.

Многие родители встречаются с проблемой беспорядка в детской комнате. Чтобы приучить малыша к порядку, нужно придерживаться определенных правил. Не нужно кричать на ребенка и обзывать его неряшливым. Уясните для себя раз и навсегда то, что неряшливость малыша – это не его качество данное природой, а ваше упущение, которое нужно просто исправить. На своем личном примере учите ребенка складывать все вещи по своим местам. Не нужно думать, что если ребенок еще мал, то его пока рано и...

Вам надо без воплей/капризов усадить малыша на горшок, и удержать его там, и что ещё актуальнее, дождаться счастливой минуты, когда он сделает кое-что. А он не желает! Что делать вам? Не воевать, а играть. Перевести процесс приучения к горшку в сказочно-игровой. Поскольку мир для ребенка живой, и всё-всё-всё (с его точки зрения) умеет двигаться и говорить, то и с предметами обихода запросто могут случиться всяческие истории. Даже с такими прозаическими как горшок, с которым малыш никак не...

На вопросы читателей отвечает педиатр ВОПРОС Подскажите, пожалуйста, нашему малышу 10 месяцев, буквально пару дней назад он научился выплевывать изо рта еду. Сначала я думала, что это признак того, что он наелся, но теперь он съедает 2-3 ложки еды и начинает плеваться. Приходиться разводить смесь в бутылочке. Хотя бутылочку я даю только ночью, а днем мы всегда кормимся с ложки. Зубов у него нет. В чем может быть дело? Это просто забава ребенка? Или что-то другое? ОТВЕТ Татьяна Семенычева...

А начать нужно как всегда с себя. Не секрет, что маленький человечек, словно губка, впитывает в себя все, что происходит вокруг. И основное влияние в первые годы жизни на него, конечно же, оказывает семья. Для того чтобы ребенок понимал, что такое порядок , он должен наблюдать его изо дня в день . И для начала давайте разберемся, что мы будем понимать под словом «порядок». Для этого стоит просто окинуть взглядом квартиру после генеральной уборки: чистый пол, блестящие зеркала и сияющая сантехника; стройные ряды книг и аккуратные стопки бумаг; посуда вымыта, одежда в шкафу, игрушки в коробках, пыль отсутствует и все на своих местах. Ну а для того, чтобы порядок «был» - его нужно поддерживать. А это значит – регулярно убирать вещи, мыть посуду после еды, чистить обувь и вешать одежду в шкаф. Желательно, чтобы стремление содержать свой дом в чистоте и аккуратности исходило в равной степени ото всех членов семейства, и носило систематический характер. В этой ситуации малышу будет легче усвоить подобного рода правила, со временем он начнет воспринимать домашние обязанности, как сами собой разумеющиеся. Однако, для достижения заветной цели этого недостаточно.

Совместная деятельность

Приучение к порядку с самого раннего детства должно происходить в процессе совместной деятельности ребенка и взрослого . Не стоит тешить себя надеждой, что однажды ваше сокровище, вдруг ни с того ни с сего, воспылает страстью к чистоте. С другой стороны, если неустанно твердить ему: «Ты должен убраться!», «Убери игрушки!», «Ты – будущая хозяйка! Ты должна помогать маме!», «Как тебе не стыдно?», «Ты меня не любишь, если бы любил – вымыл бы посуду!» и т.п., у ребенка не только выработается стойкая неприязнь к уборке в частности и к порядку вообще, но он также рискует заполучить на свою голову увесистый комплекс вины, который будет сопровождать его всю оставшуюся жизнь. А это, в свою очередь, уже серьезная психологическая проблема. К тому же, наблюдая за вами и понимая, что уборка - это привилегия взрослых, ребенок может элементарно испугаться того, что он не справится со столь ответственным поручением, когда однажды ему предложат убрать самостоятельно собственные вещи. Именно поэтому необходимо помогать малышу, поддерживать его на пути освоения все новых и новых навыков. И лишь после того, как вы поймете, что малыш уже достаточно хорошо справляется с порученными ему делами, можно постепенно перекладывать ответственность за них на его хрупкие плечики. Часто родители допускают следующую ошибку: «Ты должен сам убирать свои игрушки!» - говорят они малышу. Но если мама или папа ни разу не показали как это делается, не попробовали вместе с ребенком сложить их в коробку, то как же тогда малыш поймет, что от него требуется? Нельзя забывать, что наши детки – существа в высшей степени консервативные, все новое и неизвестное их как правило пугает и настораживает. Ребенок приходит в незнакомый мир, и единственный доступный ему способ познания – это наблюдение за тем, как ведем себя мы – взрослые. Подражание является основой социального поведения ребенка . Это означает, что малышу необходимо показывать, как и что нужно делать и как можно подробнее пытаться объяснять свои действия. Многие родители скажут: «Но ведь он же совсем маленький! Все равно ничего не понимает!» Но поверьте, если вы на минуту отвлечетесь от детских песенок и потешек, а с серьезностью физика-ядерщика попытаетесь рассказать ему, откуда берется пыль, внимание даже полугодовалой крохи вам гарантировано. К тому же это станет отличной гимнастикой для вашего воображения и тренировкой на будущее – кто знает, возможно, через пару лет вы получите в лоб тот же самый вопрос?! Ваш карапуз рассыпал что-нибудь или пролил? Не ругайте его, он наверняка сделал это не специально. Вместо этого объясните, что мусору на полу не место, покажите ему веник, дайте за него подержаться, растолкуйте - для чего он нужен, или позвольте вместе с вами повозить по полу мокрой тряпкой – ведь это такое удовольствие! Расскажите, почему вы складываете разбросанную по дому одежду на полки в гардероб и зачем убираете разложенные на кухонном полу кастрюли, сковородки и половники обратно в шкаф, или что за странная штуковина - утюг. Разумеется, подобные «светские беседы» не научат вашего малютку в одночасье стирать, подметать и гладить, однако они позволят ему воспринимать заботы по дому как неотъемлемую часть повседневной жизни, область, доступную и понятную не только «Всемогущим Взрослым», но и ему тоже. К тому же, давно известно, что чем раньше мы начинаем общаться с малышами, чем богаче и насыщеннее это общение, тем благоприятнее это сказывается на дальнейшем развитии маленького человека. Начав вместе с малышом убирать его разбросанные игрушки, вы однажды заметите, что у него неплохо получаться. Тогда попробуйте под каким-либо предлогом ненадолго отлучиться и понаблюдайте за ребенком. Если кроха не растерялся и продолжает заниматься совместно начатым делом, значит он уже вполне готов к тому, чтобы уборка игрушек стала его полноценной обязанностью. Ваша задача теперь заключается в том, чтобы постепенно и незаметно для малыша отстраниться от этого занятия. И когда, наконец, он от начала и до конца уберет свои игрушки – похвалите его, подчеркните, какой он стал самостоятельный и взрослый. Торжественно объявите ему, что отныне это его почетная обязанность.

Когда начать?

Родителей конечно волнует вопрос о том, когда же лучше всего начинать приучать ребенка к порядку? Вы можете понемногу заниматься с малышом уже с того момента, как он научился хорошо сидеть и совершать простейшие манипуляции с предметами: удерживать погремушку, разглядывать ее, перекладывать из одной ладошки в другую. То есть уже в 7-9 месяцев . Сядьте рядом с ним. Вооружитесь коробкой и несколькими небольшими предметами, удобными для захвата маленькой детской ручкой. Покажите малышу, как это здорово и весело – бросать их в коробку. Желательно, чтобы выбранные вами игрушки были хорошо знакомы ребенку. Это будет способствовать концентрации внимания на самом процессе игры, а не на предметах. Пока еще малыш не способен активно участвовать в уборке, пусть каждый вечер становится свидетелем того, как его игрушки убираете вы. Не торопясь показывайте ему, как и что вы делаете, при этом, комментируя каждое свое действие, повторяя ключевые слова, такие как «убираю», «порядок», «игрушки», «ящик» и т.д. В педагогической психологии существует единая схема, которую принято использовать при обучении ребенка тому или иному умению. Сначала нужно объяснить малышу, что вы от него хотите, затем – продемонтстрировать действие на собственном примере, после чего проделать то же самое вместе с ним. Обучение можно считать успешным, когда ребенок сам, без посторонней помощи справится с заданием. Остается лишь закрепить полученный навык. Можно настоятельно рекомендовать этот алгоритм поведения родителям, желающим приучить свое чадо к порядку и чистоте. Приблизительно к концу первого года жизни у малыша появляется интерес к складыванию и доставанию различных предметов. Этот период и можно считать оптимальным для того, чтобы перейти к активной фазе приучения ребенка к порядку. Попробуйте вместе с ним собрать разбросанные на полу игрушки в коробку, сложить в стопку газеты и журналы. Первый день рождения уже позади, и вот кроха уже вовсю топает ножками! Как вам первые пешие прогулки на свежем воздухе? Вернулись домой – не забудьте вытереть ноги! Кстати, это отличный повод, для покупки нового красочного коврика! В полтора года или чуть раньше малыш несомненно придет в восторг, если вы позволите ему выбросить что-нибудь в мусорное ведро считавшееся доселе неприкосновенным. Правда, необходимо будет учесть два момента: во-первых, чтобы доверенный ребенку «мусор» не оказался для него чересчур привлекательным; во-вторых, проследить, чтобы малыш не воспринял это ответственное поручение как зеленый свет для обратных действий – ведь в мусорном ведре наверняка таится множество соблазнов! Регулировать действия малыша в подобной ситуации, как и во многих других, вам поможет интонация: например, как только ребенок опустил в ведро ненужный обрывок газеты – щедро похвалите его, обнимите, погладьте по головке; однако, если его хитрые глазки заблестели, а ручки потянулись обратно – строго скажите, что так поступать нельзя, мягко, но настойчиво отведите его в сторону. Используйте простые слова-антонимы «хорошо»/«плохо», «можно»/«нельзя». Покажите, что вы недовольны. К полутора годам вы можете научить малыша относить свои мокрые штанишки в ванную или доставать из стиральной машинки выстиранное белье. Как раз от таких милых и забавных мелочей в конечном счете и будет зависеть то, насколько опрятным вырастет ваш ребенок . Покажите, крохе, где должна лежать его одежда, и каждый раз, возвращаясь с прогулки, обращайте на это его внимание. Желательно, чтобы отведенное под детские вещи место было доступно для малыша – это может быть нижняя полка гардероба, низкая тумбочка или ящик комода. Предложите крохе самостоятельно убрать свою одежду, если он недоуменно смотрит на вас – покажите, как это надо сделать. Для начала продемонстрируйте сами, а затем, вложив кофту в ладошки малыша, проделайте весь путь заново вместе с ним, направляя и комментируя каждое его движение. В два года ребенок уже способен не просто убирать вещи на свои места, но и, например, складывать свою одежду или развешивать ее на детском стульчике. В этом возрасте вы также можете доверить ему мытье своей тарелочки и кружки. Большинство детей любят возиться в воде, и вашему малышу это занятие наверняка придется по вкусу. Для этого поставьте его на скамеечку или невысокую табуретку, вооружитесь губкой, подберите подходящую посуду – она должна быть небьющейся и удобной для захвата маленькой детской ручкой, и – вперед! Принцип здесь тот же – сначала необходимо объяснить что к чему, затем показать как это делать на своем примере, после чего выполнить тоже самое совместно с малышом, не забывая при этом комментировать ваши действия. В 2,5 года маленький помощник вытрет пыль и польет из лейки комнатные растения, а если нечаянно прольет воду на пол, то самостоятельно возьмет тряпку и вытрет лужу. Мечта, скажете вы? Нет, вполне реальная действительность! Просто не бойтесь привлекать ребенка к работе по дому, дайте ему почувствовать, что без него вам никак не обойтись. Нелегкий период приучения к горшку уже позади? Отлично! Тогда попытайтесь научить малыша этот самый горшок за собой убирать! Ну а дальнейший путь вам подскажет собственная фантазия! Наблюдайте, экспериментируйте и ваши старания не окажутся бесплодны. Если раньше кроха с интересом наблюдал за вами, то теперь настал черед понаблюдать за ним. Вы заметите, что малыш начинает проявлять первые признаки самостоятельности, он становится более активным, инициативным и настойчивым. И лучший способ познакомить его с уборкой, это сделать ее интересной для малыша. А что еще может заинтересовать маленького ребенка , если не предложенная вами увлекательная игра?

Как сделать уборку интересной?

С помощью игры можно не только приучить ребенка к порядку, но и выстроить целую систему воспитания. Не зря выдающийся русский психолог Даниил Борисович Эльконин придавал игре важнейшее значение в развитии ребенка и считал ее началом собственных интеллектуальных форм видения и понимания мира. Замените нудные ежевечерние уговоры убрать игрушки на волшебную историю о том, как мишка, зайка и слон отправляются в далекое путешествие – на дно «Большой Коробки», а машинки спешат наперегонки под кровать, чтобы помочь выбраться оттуда заблудившемуся кубику. Если ваше чадо еще слишком мало, и подобного рода истории его пока не увлекают – устройте семейное состязание в меткости на скорость; конкурс «Кто быстрее» или «Чья игрушка громче упадет». Годовалому малышу вполне может подойти такое развлечение. Победитель, само собой разумеется, получает приз. Если ребенок постарше решил проявить самостоятельность и уже тащит со стула вашу блузку, чтобы старательно размазать по полу раздавленный помидор, не спешите падать в обморок и постарайтесь не срываться на крик. От души похвалите его – ведь он действительно молодец - и спокойно предложите для продолжения этого увлекательного занятия более подходящую тряпочку. Зачастую хочется в такой ситуации сказать: «Отойди! Я сама вытру!». Но прежде чем произнести эти слова, поставьте себя на место малыша: захочется ли вам после таких слов снова взяться за дело? Возможно, стоит давать ребенку не слишком сложные поручения. Ведь ваш карапуз растет и набирается важности – он уже почти как взрослый, поэтому может протереть пыль, полить цветы, отправить белье в стиральную машинку. В таком ответственном деле, как привитие крохе любви к порядку, необходимо понять одно: сама по себе уборка – дело скучное и неинтересное. Ведь малыш не получает удовлетворения от вымытой тарелки или от аккуратно сложенного в коробку конструктора; ему в первую очередь важна положительная оценка его действий, одобрение со стороны взрослых и подтверждение своей «хорошести». Потешьте лишний раз его самолюбие, скажите какой он молодец. Маленький человек еще слишком неуверенно чувствует себя в совершенно незнакомом ему мире и постоянно нуждается в нашей поддержке и одобрении. Не бойтесь избаловать ребенка щедрой похвалой даже за незначительное достижение! Поверьте, вы не останетесь без ответа: он обязательно запомнит и постарается порадовать вас в следующий раз. Не будет баловством, если кроха за прилежно выполненную работу получит небольшое вознаграждение. Ну и конечно, немаловажную роль играют любовь и понимание. Помните о том, что малышу пока очень трудно управлять своим вниманием – поэтому пусть ваши занятия не превышают нескольких минут. Впоследствии лучшим ориентиром для вас станет сам малыш: если вы заметили, что ваши действия заинтересовали его – продлите игру настолько, насколько это возможно. Если у ребенка плохое настроение, или, напротив, он слишком возбужден, находится под впечатлением какого-либо яркого события – лучше оставить его в покое, и отсрочить уборку. Большинству родителей знакомы целые города и государства, которые маленькие архитекторы возводят в течение нескольких часов, а то и дней. Здесь несомненно стоит проявить должное уважение к творчеству малыша – даже если «Космическая Страна» больше напоминает «Космический Бардак». В подобной ситуации стоит заранее обговорить место, которое может быть отведено «под постройки». Вообще, с самого начала самостоятельной жизни вашего малыша возьмите себе за правило уважать его территорию и независимость. Если у крохи есть своя комната, или хотя бы свой уголок – не стоит производить там генеральную уборку без его ведома. Пусть этот совет может показаться абсурдным в отношении годовалого малыша, но поверьте, не нужно им пренебрегать. Наверняка опытным родителям знакомы грандиозные скандалы с детьми-школьниками из-за несанкционированной уборки на письменном столе или в комнате. Маленький человечек, как и каждый из нас, нуждается в капельке одиночества, небольшой области внутреннего и внешнего пространства, где он сможет почувствовать себя полноправным хозяином – не лишайте его этого удовольствия! Если же вы, дорогие родители, перепробовали все мыслимые и немыслимые способы превращения вашего поросенка и неряхи в аккуратного и опрятного малыша, и труды ваши оказались бесплодны – не отчаивайтесь. В конце концов, очень многие из нас приходят к осознанному желанию порядка лишь с обретением собственной семьи. Вспомните о том, что большинство талантливых и гениальных людей отличались катастрофической неприспособленностью к быту. Ведь несмотря ни на что, ваш малыш – самый необыкновенный и самый лучший ребенок на свете!

Основные ошибки

  • Даже если все члены вашей семьи отличаются завидной аккуратностью и чистоплотностью, не следует надеяться, что ваш малыш уже с рождения окажется чистюлей.
  • Многие родители придерживаются мнения о том, что уборка – это естественная обязанность каждого члена семьи, и не считают нужным поощрять ребенка за помощь по дому. Это неверно, на этапе приучения малыша к порядку похвала должна являться одним из важнейших элементов ваших действий.
  • Одна из самых распространенных ошибок – это попытка заставить ребенка убираться. Для того чтобы воспитать в малыше любовь к порядку, нужно его заинтересовать.
  • Не стоит наказывать ребенка за отказ убрать за собой игрушки или вымыть посуду. Лучше пойти на хитрость и в свою очередь «отказаться» читать книжку на ночь, или играть с ним.
  • Не пытайтесь научить малыша всему сразу. Постепенное и поэтапное овладение новыми умениями будет гораздо эффективнее.

Разбросанные по всей комнате игрушки, скомканная одежда, висящая на стульях, спинке кровати, гора тетрадей и книг на столе вперемешку с ручками, фломастерами…

Как приучить ребенка поддерживать порядок и возможно ли это сделать?

Правила для родителей

1. Следует начать с себя. Дети копируют поведение и привычки родителей. И если родители сами не любят убираться, требовать от ребенка чистоплотности бесполезно. Приучать малыша к порядку следует с ранних лет. Даже в 2-3 года ребенок в состоянии с помощью мамы убрать игрушки с пола. Важно показать ему, как это делается, превратив уборку в веселую игру.

2. Поощрять инициативу, проявляемую ребенком. Если малыш хочет подержать пылесос или помыть посуду - дать ему эту возможность и обязательно потом похвалить. Важно на этом этапе не отбить желание. Не беда, что придется всё потом переделывать

3. Если у малыша слишком много игрушек, следует убрать лишние в шкаф, оставив несколько самых любимых, затем через некоторое время поменять их местами. Чем меньше количество игрушек, тем проще поддерживать порядок. Маленькому ребенку легче убирать всё в одно место.

4. Для ребенка 6-7 лет следует продумать систему хранения вещей. Сейчас в магазинах огромный выбор всевозможных разноцветных пластмассовых ящиков, комодов, корзинок, которые не только сделают процесс уборки удобным и понятным, но и украсят детскую комнату. Ребенок должен знать, что, например, кубики и конструктор должны лежать в одном ящике, игрушечная посуда в другом, мягкие игрушки в корзине. Можно к ящикам для наглядности прикрепить наклейки.

4. Распределить в семье домашние обязанности. Тогда у ребенка не будет возникать вопросов, почему, например, протирать подоконники от пыли должен именно он, а не папа. Оказывая родителям посильную помощь в наведении чистоты, дети учатся ценить и уважать чужой труд.

5. Не наказывать малыша за неубранные игрушки. Детям свойственно всё забывать. В первое время следует чаще напоминать ребенку о его обязанностях, но не в коем случае не делать работу за ребенка. Вместе - да, за него - нет!

Родителям школьников

В школьном возрасте к игрушкам добавятся карандаши, ручки, тетради. Следует внушить школьнику, что порядок на столе ученика - необходимость. Сложно будет сосредоточиться на выполнении домашнего задания, когда нужного предмета не окажется под рукой. Сделал уроки - обязательно привел в порядок рабочее место.