Зимняя обувь своими руками мужская. Как сделать туфли своими руками? Пошаговый мастер-класс. Тапочки-шлепанцы с подошвой

Первым делом следует определиться именно с обувью – потому что подбирать материал для голенища придется под ее оттенок. Лучше всего брать материал достаточно эластичный, но в то же время не тянущийся, рекомендую кожзаменитель (далее по тексту - кожзам) на тканевой основе (флис и т.д.), толщиной не менее 1 мм. Повторюсь – ни в коем случае не стрейч, чем хуже тянется кожзам – тем лучше, однако неэластичные материалы вроде кожзама для обивки дверей также не стоит брать, если, конечно, этого не требует модель.
Итак, для имитации ботфорт вам потребуется:
Собственно обувь
Кожзам (другой материал)
Клеевая на бязи (не флизелин! Именно клеевая на ткани, не стрейч)
Бязь или тик – плотная хлопчатобумажная ткань (для придания голенищу необходимой плотности и жесткости)
Застежка-молния (железная, не пластиковая – того же типа, что и на обычной обуви. Не связывайтесь с пластмассовыми «тракторами», если в том нет нужды – они деформируют края изделия)
Кнопки, крючки – для фиксации голенища на обуви
Для тренировочных-примерочных выкроек (макет) – плотная нетянущаяся ткань, ватман – для построения выкройки.
Опционально – пуговицы и прочее украшательство.
Отметки на кожзаме можно делать обычной ручкой – следы чернил легко удаляются жидкостью для снятия лака.

Построение выкройки. Если вы девушка – вам повезло. Если вы парень – значит, вам придется повозиться чуть дольше. Но в любом случае, облегчить работу помогут сапоги-чулки, они же сапоги-стрейч, или даже обычные сапоги, плотно облегающие ногу. Переснимаете с них общий контур и на основе его строите макет, учитывая свои родные размеры.
Размеры, которые вам понадобятся:
Обхват щиколотки
Обхват икры
Высота голенища=длина изделия
Ширина голенища – в зависимости от модели
Если сапоги с отворотами – то, соответственно, длина отворота, ширина отворота по верху=ширина изделия. Длина изделия в таком случае=его высота+высота отворота.

Подгоняете макет по ноге - чтобы плотно сидело, нигде ни жало, не морщилось и – внимание! – беспроблемно состыковывалось с верхом собственно обуви. В идеале, нижний край голенища должен доходить до щиколотки. По возможности, швы на голенище должны совпадать со швами на обуви.
Выкройка может быть нескольких типов. Простейший вариант – с застежкой сзади (одинокий сапог на фото справа), голенище состоит из двух деталей (внешняя и внутренняя), «левоногость-правоногость» роли не играет. Вариант с застежкой сбоку (три детали – внутренняя и две внешних) отнимает больше времени, поскольку требует более тщательной подгонки на левую и правую ногу соответственно. Если вы шьете «ботфорты» с отворотами, у вас увеличивается количество деталей (+отворот соответственно).
После того, как макет стал соответствовать вашим представлениям о прекрасном, на его основе можно делать выкройку на ватмане. Грубо говоря, обрезаете лишнее (швы) и обводите по контуру. После чего переносите выкройку на клеевую – БЕЗ ПРИПУСКОВ НА ШВЫ, только по контуру. Вылезаете, приклеиваете деталь на ткань, после чего вырезаете – уже с припусками. Сметываете по контуру клеевой. Т.е. получается, что непроклееная часть ткани идет на припуски. Разутюживаете припуски, смотрите, хорошо ли основа голенища сидит на ноге. В случае необходимости – корректируете и основу, и выкройку. Затем выкраиваете верх голенища – из кожзама, с припусками на швы. Сшиваете. Швы на кожзаме разутюживать нельзя, поэтому следует расправить припуски и аккуратно сцепить их с флисом или другим материалом основы кожзама (цепляете иглой з волокна так, чтобы снаружи, с лицевой стороны изделия не было никаких следов), после чего совместить со швами основы голенища. Т.е. вы складываете основу и верх изнаночными слоями друг к другу, берете иголку с ниткой и небольшими стежками соединяете припуски основы и припуски верха ИЗНУТРИ, чтобы снаружи не оставалось следов. После того, как вы соединили верх и основу, можно браться за обработку краев. Подгибаете края, сметываете, прошиваете на руках – как правило, обычные швейные машинки не справляются с задачей. Затем вшиваете замок, также вручную. Чтобы голенище никуда не сползало и не перекручивалось, пришиваете кнопки к нему – и к обуви, также можно пришить голенище из трех частей с застежкой сбоку к обуви. Отстрочку лучше делать толстой иглой-«цыганкой» и капроновой нитью (хвосты нити заплавляем спичкой или зажигалкой, иначе развяжется).
Пока что идея такова: выкраивается макет голенища, выкраивается макет обтяжки обуви, совмещаются, сапог натягивается на обувь, на подошву крепятся на эпоксидный клей припуски, сверху приклеивается вторая подошва. Для нее лучше брать сапожную резину (продается в сапожных мастерских или магазинах для сапожников).

Обувь ручной работы пользуется большим спросом благодаря качеству и долговечности – обычно ручной работы основано на натуральных материалах, требует более высокие требования к качеству готовой продукции. Соответственно, цена на обувь, сшитую вручную, будет выше в сравнении с изделиями, сшитыми на автоматизированном производстве.

Фирмы обуви ручного производства

Даже в век максимальной автоматизации обувь, изготовленная вручную, не является чем-то диковинным. Классические английские производства, которые высоко ценятся во всем мире:

  • Loake;

Они выпускают обувь из натуральной кожи и замши, сшитую на ручном производстве. Этапов производства при этом значительно больше, чем при массовом автоматизированном изготовлении. Пара может изготавливаться в течение месяца, в зависимости от типа материала и сложности формы.

Что касается форм и конструкций, наиболее популярными ботинками в ручном исполнении являются:

Они отличаются по типу шнуровки. Оксфорды имеют закрытую шнуровку, скрытую передней частью ботинка. Боковые части пришивают клинообразно, возможна перфорация.




Дерби же, напротив, имеют открытую шнуровку, а боковые части нашивают поверх передней части таким образом, чтобы при развязывании шнуровки ботинок свободно расходился. Дерби также может иметь перфорацию и считается наиболее универсальной обувью для любого случая.

Всю структуру обуви разделяют на верхнюю и нижнюю часть. В составе верхней части состоят такие элементы:

  • Носок – закрывает пальцы ног, выдерживает наибольшие механические нагрузки при носке.
  • Союзка – закрывает тыльную часть стопы и соединяет носок, язычок и берцы.
  • Берцы – закрывают голеностопный сустав, их пришивают к союзке.
  • Люверс – верхняя часть обуви, предназначенная для отверстий или крючков шнуровки.
  • Задник – защищает пятку и стопу, фиксирует пятку, изготавливается из жесткой кожи.
  • Язычок – покрывает верхнюю часть ступни, пришивается к союзке.
  • Стелька – соединяет верхнюю и нижнюю части.

В составе нижней части изделия:

  • Подошва – сшивается по контуру с верхней частью, делится на подметки, геленок, рант и наполнитель.
  • Каблук – приподнимает пятку и крепится к подошве, верхний слой может быть каучуковым.
  • Набойка – защищает каблук от протирания.
  • Рант – связующий элемент между деталями.
  • Защитные вставки – предотвращают истирание нижнего слоя каблука.
  • Наполнитель – заполняет пространство под стелькой, повышает комфорт при эксплуатации.
  • Супинатор – деревянная или металлическая деталь, закрепляемая между подошвой и стелькой.

Знание конструкции обуви позволяет изготовить каждую деталь более качественно, в соответствии с ее предназначением.

Этапы изготовления

Для изготовления обуви своими руками понадобится немало времени, но сам процесс несложный и зависит, в основном, от правильности замеров и качества исходных материалов. Весь процесс можно разделить на девять этапов.

Без этого этапа не обходится пошив обуви по индивидуальному заказу, то же касается и одежды. Снятие мерок осуществляется, главным образом, для замера параметров будущей колодки.

Подготовив по меркам колодку, шьют предварительный макет. Для его создания шьют по готовой колодке из тонкой натуральной кожи. Здесь же следует определиться, какой вид будет у модели, как располагаются швы, имеется ли рисунок или перфорация.




Заготовка для будущей пары ботинок вырезается из листа натуральной замши или кожи. Важно оставлять небольшой попуск на сжатие и шов – строго по контуру замеров вырезать нельзя, иначе обувь будет мала как минимум на размер.

Стадия обметки

Сшитые по выкройкам верхние части будущей пары ботинок соединяют вместе. Это трудоемкая часть работы, поскольку при обметке верхней части ботинок может потребоваться обтачивание кожи, подравнивание края, его подкрашивание.

Натягивание заготовки

На этом этапе уже готова колодка для будущей пары ботинок, а также верхняя ее часть. Теперь эту верхнюю часть в прямом смысле натягивают встык на ранее подготовленную колодку. На этом этапе наиболее важным шагом является укладка стельки, так как от правильности ее укладки зависит удобство при эксплуатации обуви.

Нашивка ранта

Рантом называют тонкую кожаную полоску, соединяющую все части ботинка, уже натянутые на колодку. Это изобретение принадлежит Чарльзу Гудиеру – благодаря его технологии, обувь может быть расшита по местам соединения рантом и починена в случае, например, потрескавшейся колодки, подошвы.

Подошва может быть выполнена из разных материалов – их следует заранее уточнить у заказчика, подсказав ему наиболее подходящий вариант к желаемой паре. Часто делают кожаные или каучуковые подошвы.

Пришитые подошвы укрепляются небольшими гвоздиками – мастера используют их для прямоты и надежности каблука. Последний набирают из толстой кожи в несколько слоев.

Окрашивание подошвы

После пришивания подошвы и набивания каблука необходимо окрасить их необходимым цветом – выбор цвета зависит от тона ботинок. При подсыхании нанесенной краски, подушка полируется для нанесения фирменной маркировки мастера.

Полирование

Ручное изготовление ботинок заканчивается самым важным этапом – полированием и доведением до идеального состояния готовой пары. После полирования получается ровная, упругая, идеально вычищенная пара с прочными соединениями.

Здравствуйте.
Меня зовут Чеглок, я расскажу вам как можно сшить себе ботинки/сапоги с верхом из одной детали.
Вам понадобится:
-тонкая кожа на верх обуви- от 1 до 2 мм, по вкусу,
-толстая кожа (чепрак) на подошву- от 2 до 6 мм,
— ручки-линейки-карандаши-резинки в ассортименте,
-швейный гибкий метр,
-шило,
-иголки-нитки,
-ножницы,
-клей Момент, или подобный.

Первым делом нужно снять мерки с ноги. Мерки обязательно снимаются в носках, или в чем там еще вы хотите носить обувь. Схема снятия мерок:

Потом вырежьте из бумаги выкройку для будущей подошвы. Для простоты можно обвести обычную обувь или стельку.


Далее, с использованием остальных полученных размеров строим выкройку верха:

Есть еще один размер- периметр подошвы. Он должен совпадать верхним размером.
Чтобы немножко усилить передний край нам понадобится еще одна деталь. Чтобы получить ее выкройку нужно обвести тот край выкройки верха, где могла бы располагаться шнуровка. Получим следующее:

Теперь нужно вырезать детали из кожи. Обратите внимание на следующие вещи:
— сапоги у нас правый и левый, а потому нужно будет перевернуть выкройку, после того как обвели ее один раз;
-выкройки- без отступов, отступы нужно будет учесть уже на коже. Для подошвы- 2-3мм, для верха- 5 мм.
— проверить все на несколько раз.

Теперь берем шило и пробивает отверстия в подошве через 3-6 мм. Чаще на носках и пятках, на боках можно пореже.


Такие же отверстия пробиваем в верхней части.
Далее берем две иглы, нитку попрочнее, да еще и сложенную вдвое. Если нитка льняная (ура реконструкторам), то ее надо натереть воском, либо опустить в растопленный воск всю катушку.
Начинать удобнее от носка или от пятки, обязательно четко вымерять эти точки.


Затягивайте нитку от души, почти до предела. Простейший шов такой:

Есть более надежные, сложные и историчные швы. Называются «тачные». Кому интересно- почитайте, информация доступная.
Узелки лучше прятать между слоями- так они не будут мешать ни ноге, ни приклеиванию подошвы.
Когда низ пришит, сшивается боковой шов. Затем пришивается усиление поверх основного куска.


В процессе периодически примеряйте получающуюся обувку, дабы проверить на возможные ошибки.
Следующий этап- завязки. Можно сделать ремешки с пряжками, можно шнуровку, а проще всего- завязочки. Вырезается тонкая длинная полосочка из кожи, в голенище делаются вертикальные прорези, в которые она вставляется следующим образом:


Чтобы определить место, где стоит делать завязочки нужно просто завязать их поверх надетого сапога, и сместить туда, где будет удобно. А уже потом резать там прорези.
Осталось всего ничего- приклеить второй слой подошвы.
Вырежьте еще две подошвы, только с запасом не 2-3 мм, а 5-7.

Опять не забудьте про правую и левую. Возьмите клей, который у вас есть, и действуйте согласно инструкции. Запас увеличен с той целью, что ровно-ровно приклеить все равно не удастся, так что проще потом подрезать.
Когда высохнет клей- подрежьте.

Итак, первым делом строим стельку.

Начинаем с контура ступни. Ставим ногу на бумажку и обводим ее.

После этого нам желательно подумать, какой формы обувь мы хотим. На рис. 1 показан удлиненный, тупой, слегка скругленный носок. Обувь практически всегда длиннее стопы, потому что форма носка не соответствует форме пальцев.

В остальном повторяем контур за тремя исключениями, в которых наша стелька будет уже ноги:

1. Большой палец;

2. "Пучки" (самое широкое место ноги, в котором она изгибается);

3. Подъем (самое узкое место ноги).

Почему? Либо поверьте мне на слово, либо скажу, что в первых двух местах кожа просто потянется, а в подъеме форма ступни такова, что уходит под углом внутрь.

Длина стельки показана на рис. 2. Спереди она выступает за стопу, сзади чуть-чуть не доходит до конца.

Строим верх. Для этого промеряем ширину стопы в нескольких местах - W1, W2, W3 (показаны приблизительно, можно промерять больше мест) (рис. 3). Удобнее всего мерять гибким портновским сантиметром, но можно и веревочкой.

По результатам промеров сооружаем форму, показанную на рис. 4. С формой вам наверняка придется помучиться, подбирая методом тыка и экстраполируя - в качестве помощи можно воспользоваться выкройками, которые я уже давала.

Также промеряем высоту задника h.

Внешняя длина О1 и внутренняя длина О2 верха должны точно совпадать с длиной внешнего и внутреннего контура стельки (рис. 4).

Вырез строим также на глаз, предварительно померяв желаемую глубину от носка в направлении подъема.

В процессе работы прикладывайте бумажные выкройки на ногу - это даст вам общее представление о том, в правильном ли направлении вы двигаетесь.

Мы получили базовую выкройку (рис. 5). На этой основе можно построить выкройку ботинок (рис. 6) или сапог (рис. 7). Для сапог аналогично W1...W3 замеряем ширину голенища в нескольких местах, с учетом застежки.

Стелька подошвы будет повторять форму затяжной стельки, но на 1-2 мм шире.

Всегда полезно рассмотреть готовую обувь. Если вы строите, например, ботинки на куклу - пропорции отдельных деталей можно просто "передрать" с готового изделия с учетом масштаба.

Я люблю делать плотно сидящую по ноге обувь, особенно помня о том, что натуральная кожа растягивается. Кроме того, меня умиляют такие натуралистические детали, как проступающий рельеф пальцев и т.д.)) Если ваши вкусы совпадают с моими - уменьшайте выкройку верха по ширине на пару миллиметров. Стельку при этом не кантовать - как построили, так и должно быть!

Если нравится обувь более жесткой формы - делайте чуть более свободную выкройку. Кожу верха в таком случае полезно посадить на подкладку.

Некоторое время назад я вывешивал это описание у себя в журнале.
Вот, делюсь.. 8))

Оговорюсь сразу - я не профессиональный обувщик - 100% самоучка.
С удовольствием отвечу на Ваши вопросы.

У Вас в голове родился образ будущей модели...

Ноя. 1, 2006 | 07:53 pm

Самый первый этап - прорисовка задумки на бумаге.
Хотя зачастую - колодка сама подсказывает интересные решения.

Вот её мы и берём в руки. Это потрясающее ощущение!
Плавные обтекаемые линии завораживают и уносят фантазию за.. Хм.. Извините, увлёкся.. 8)

Чаще, я обтягиваю колодку тканью, но можно обклеить малярным скотчем.
Это нужно для того, чтобы нанести модельные линии на колодку (сама она делается из полиэтилена - не особо

порисуешь..).
Снимаем обтяжку и разрезаем её. Получилось нечто подобное выкройкам.
И вот теперь - переносим всё это добро на плотную бумагу. Прибавляем припуски на накладные швы, припуски на

затяжку (это те края верха, что подворачиваются под стельку и именно к ним клеется\пришивается подошва).

Берём лучшую кожу, испанскую\итальянскую\корейскую - наша, отечественная, хорошего качества попадается

крайне редко.
Переносим лекала на кожу. При необходимости "дублируем" детали тонкой подкладочной кожей - приклеивая её с

оборотной стороны с небольшими припусками, по 5-7 мм. Выполняем декоротивную отстрочку обувными нитками -

кручёный капрон или нейлон с влагостойкой пропиткой, припуски обрезаются в край.

Изготовление верха не требует особых навыков - всё как и при шитье сумок, может, разве что размеры не

привычны - детальки маленькие и,
естественно - зеркально-парные.
Поставили пряжечки, клёпочки и, о чудо! - верх готов.

Есть такой хитрый материал - кожкартон. Делается он из отходов кожевенного производства. Измельчённые

обрезки кожи смешиваются с клеевой основой и пресуется, как обычный картон. Материал прочный, влагостойкий.
Из него делают подпяточники, мыски и стельки для затяжки.

Вот и наша задача - вырезаем по форме следа колодки стельки. Край надо оконтовать той же кожей, что и верх.
Крепим их к следу колодки маленькими гвоздиками и промазываем клеем.

Особое слово о клее. Чаще всего используется "Наирит" или "Рапид".
Как показала практика - итальянский наиритовый - лучше.
Средняя стоимость - 100 руб.\литр

Промазываем клеем и припуски на затяжку у верха наших босоножек.
Клей высушиваем полностью - от 30 до 60 мин.,
ибо он работает в "горячюю" - т.е. перед склеиванием детали надо прогреть до 80-90*.
Накладываем заготовку на колодку, при необходимости фиксируем её гвоздиками в тех местах, где оставшиеся

дырочки не будут видны.
Специальными клещами (я использую обычные электромонтажные узконосые кусачки) затягиваем припуски на

заранее закреплённую стельку.
Образовавшиеся складки прибиваем гвоздями, излишки складок срезаем ножом. Оставляем на пару часов - для

схватывания клея.

Обтягиваем кожей каблук. Развёртка делается очень просто - мелом проходим по краям каблука - сверху

(широкая площадка для крепления к подошве) и снизу (место под набойку) и потом прокатываем им по коже.

Сшиваем без припуска - получается конус - "чулочек" - натягиваем его на каблук, сверху и снизу припуски

клеем, а всю поверхность "обжигаем" над огнём (можно зажигалкой или над газом) - кожа садится и плотно

облегает пластик.

Собираем всё это дело вместе.
Но прежде всего - вынимаем ВСЕ гвозди, которыми мы крепили заготовку.
К затянутой заготовке на клей крепим супинатор. Это такая железка для придания жёсткости пяточной части

обуви и чтоб каблук не "уходил" назад.
Первый признак - если у вас "болтается" каблук - сломался или плохо закреплён супинатор. Шилом прокалываем

стельку через отверстия в супинаторе - они нам понадобятся при креплении каблука.

Теперь подошва.
Я делаю её только из кожи. Использую толстый чепрак - 4-5 мм.
Ах да! Рант! Эти босоножки с рантом. Рант - это декоротивная оконтовка между верхом и подошвой. Рант

делается вкруговую или, как в нашем случае - только в передней и боковых частях - при наклеивании мы его

как бы "уводим"под свод стопы. Приклеиваем его. А вот теперь делаем шаблон для кожанной подошвы. По сути -

копия первой стелки (затяжной) но с припуском для ранта. Обязательно шкурим все поверхности кожи перед

промазыванием клеем.
Проклеили, высушили, нагрели, очень сильно прижали. Если требуется сделать подошву толще - наклеиваем добор

В размер передней части обуви - от мыса до свода стопы.
Для повышения прочности - прошиваем все слои суровыми нитками - и стельку, на которую мы затягивали верх, и

кожанные подмётки. Шило плюс обувной крючок.
Теперь приклеиваем профилактику - готовая пластина из высокотехнологичного полимера. Я использую

итальянскую, знаменитой фирмы "VIBRAM".
Излишки обрезаются ножом и весь боковой срез подошвы шкурится. Я это делаю вручную, в мастерских - на

шлифовальных машинах и отделочных фрезах.

Крепим на клей каблук. На стельку, с внутренней стороны клеим подпяточную металлическую пластину. Отверстия

на ней совмещаем с ранее наколотыми отверстиями в стельке. Тоненьким свёрлышком засверливаемся в каблук и

заворачиваем туда стальные калёные шканты (или шурупы, но только не строительные чёрные - они слабые).

Таким образом мы жёстко связали каблук с подошвой и супинатором.

Осталось сделать верхнюю декоративную стельку.
Вырезаем её из кожкартона и обтягиваем той же кожей, что и верх.
Вклеиваем её на место и радуемся своему творению!

Если обувь закрытая - в процессе сборки и посадки заготовки на колодку пяточная и носочная части

укрепляются "подпяточником" и "носком", соответственно. Служат они для того, что бы обувь держала форму и

не стаптывалась. Производятся эти штуки из формованного кожкартона.

Так же можно найти фактически любую готовую подошву, как мужскую, так и женскую - от спортивных фасонов до

классики.

Вывод - практически ЛЮБУЮ модель обуви можно сделать самому.
Дерзайте! 8)