Эмоциональная связь матери и ребенка интересные факты. Магическая связь между матерью и ребенком. Связь - явление двустороннее


Мама просто знает.

«Когда я несла тебя домой из роддома, то на лестничной пло-щадке заглянула в конвертик и застыла в изумлении. Ты смотре-ла на меня таким всепроникающим и полным смысла взглядом, что с этого момента я была абсолютно уверена - ты все понима-ешь, все чувствуешь, все знаешь обо мне, доченька моя!» - так мне рассказывала моя мама, когда я, бере-менная, расспрашивала ее о своем младенчестве. После этих слов многие фрагменты из моей уже взрослой жизни сложились в одну картинку: как мама однажды позвонила мне издалека и спро-сила, как я себя чувствую. Потому что она уве-рена, что у меня температура. И у меня была, да еще какая! Когда же мне пришло время рожать, что случилось на неделю раньше установленного срока, мама находилась за сто километров на даче с сыном сестры. Мы с мужем не рассчитывали ни на какую поддержку, но она внезапно возникла на пороге и, даже не поздоровавшись, спросила: «Скорую вызвали?». Откуда ты все это знала? - пытала я ее после каждого такого случая. Мама разводила руками: просто знала - и все.

Лучший друг.

Став матерью, я неоднократно замечала, что не-кое бессловесное понимание между мной и сыном установилось как бы само собой. Если мое плохое настроение было вызвано не зависящими от ребен-ка причинами, малыш словно бы «подстраивался» под меня. Особенно это стало заметно после года. Ребенок мог подолгу сам заниматься собой, особен-но тогда, когда я была в таком состоянии, что каза-лось, все меня раздражает, и лучше меня лишний раз не трогать. Его умиротворенность была зарази-тельна - все мои беды начинали казаться не такими уж страшными. Став постарше, сын мог подойти, не говоря не слова, приласкаться ко мне и словно пере-дать часть своей неисчерпаемой детской энергии.

Бывает по-разному.

Разговаривая с другими матерями и наблюдая за их взаимоотношениями с детьми, я обратила внимание, что все они вырабатывают свои зако-ны общения. У иных все построено на нюансах, они чутко реагируют друг на друга. А некоторые матери на удивление нечувствительны к знакам, которые им подает их дитя. И бывает, чужой роди-тельнице удается раньше понять нужды малыша, чем его собственной матери.

Мы связаны.

Очевидно, что между нами и нашими детьми существует незримая нить, протянутая от сердца к сердцу. Благодаря этой природной связи между матерью и ребенком, мы почти все понима-ем без слов и тогда, когда один из собеседников еще не умеет говорить. Возможность такой связи предусмотрена природой как один из механизмов выживания, но она может быть не сформирована, подавлена или разрушена.

Малыш появился на свет. Хорошо, если в род-доме были созданы максимальные условия для ва-шего немедленного воссоединения. Но случается по-всякому, и находятся всевозможные причины, по которым мать и дитя могут быть разлучены в первые дни после встречи. Да и во время бере-менности женщины по-разному осознают свою готовность к материнству. Способность чувство-вать и предугадывать формируется постепенно, для этого нужны часы и дни.

Материнский бондинг (от английского слова bond - «связь, узы») - это часть общечеловече-ских отношений, хотя и особая часть. В отличие от связи с отцом, связь между матерью и ребенком носит в том числе и физиологический характер. Существуют сотни различных факторов, влияю-щих на формирование этой связи.

Мы знаем, что и между двумя любящими, пусть и не родными, людьми со временем налаживается незримая психологическая связь, позволяющая предугадывать мысли, настроения, чувствовать тончайшие изменения в отношениях, ощущать едва ли не чужую боль. Что говорить о матери и ребенке, чья связь поддерживается природой на гормональном уровне. Выброс гормона окситоцина, особенно усиливающегося у женщин во время грудного вскармливания, помогает наладить та-кую связь как нельзя лучше. Но и матерям, кото-рые пережили травматичные роды или не кормят грудью, этот путь, хотя и затруднен, вовсе не за-крыт.

Слушайте и услышите.

Лучший способ настроить свою собственную «линию связи» - это устранить из вашей с малы-шом жизни как излишний контроль, так и безраз-личную расхлябанность. Не нужно делать ребенка чем-то вроде своего ежедневника, а его распоря-док дня - способом организовать собственную жизнь. Согласование ваших ритмов не терпит суеты. Излишние волнения, тревоги и метания на тему «что я делаю не так», особенно если вы их сознательно в себе взращиваете, - это и есть первое проявление вашей пока еще мнимой без-ответственности. Ведь этим ненужным эмоцио-нальным шумом вы заглушаете инстинктивные и интуитивные импульсы, которые вам подает ваш организм - организм матери.

Да, ребенок - новичок в этом мире. Но ваше дитя не первый человек на земле. Так что не бес-покойтесь - он снабжен природой достаточным количеством способов, чтобы дать знать, что ему нужно именно в этот момент жизни. Главное, что-бы было кому его «выслушать».

Все свои сообщения малыш адресует мате-ри. А она может настроиться на своего ребенка, спокойно прислушиваясь к его дыханию, когда он спит рядом, держа у груди на руках во время укачивания, спокойно и внимательно относясь к естественным надобностям ребенка, не «вы-слеживая», но и не игнорируя его малейшие движения. Мама учится, часто почти на подсо-знательном уровне, по внешним, едва уловимым признакам беспокойства, по каким-то общим на двоих внутренним часам, улавливать, когда ма-лышу надо «а-а» или «пи-пи». Учится отличать плач от боли или голода, недовольного хныка-нья от скуки.

Доверьтесь себе и ребенку.

Различные материалы, которые мы можем по-черпнуть из литературы по уходу за детьми, из личного опыта других матерей, очень важны. Вос-принимайте рекомендации с доверием (если они того достойны), но и со здоровой долей критики. Которая уместна хотя бы потому, что опыт каждой матери и ребенка не только имеет общие харак-теристики (иначе какой смысл что-то обобщать и обсуждать, делать выводы!), но и индивидуальные черты. И именно эти «детали», едва заметные по-стороннему взгляду, но очевидные для чуткой матери, и делают ваши отношения с собственным ребенком уникальными.

Радуйтесь и ищите спокойствие среди своих забот. Тогда вы сможете ясно слышать тот самый голос материнской и детской привязанности друг к другу, который со временем не заглушат никакие жизненные бури.

Эмоциональная связь матери и ребенка

Психологи и психиатры выявили наличие еще одного существенного фактора - качества эмоциональной связи, существующей между матерью и ребенком. Любовь, с которой она вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику плода.

С конца третьего месяца палец плода нередко оказывается во рту. Причиной сосания пальца может стать затянувшееся грустное или тревожное состояние матери. Радость, волнение, страх или тревога влияют на ритм ее сердцебиения, кровообращение и обмен веществ: когда мать радуется, кровь разносит гормоны радости эндорфины, когда грустит или тревожится гормоны стресса катехоламины. Соответствующие ощущения (безопасности или опасности) испытывает и ребенок. Маленький зародыш, конечно, еще неосознанно воспринимает эти сигналы, однако всем своим существом уже чувствует, как к нему относятся; с радостью или тревогой, спокойствием или страхом. Отношение матери, место, которое занимает малыш в ее сердце, напрямую влияет на его рост, развитие, ощущение своего места в мире. Причем внешние стресс-факторы не влияют на малыша непосредственно, только мать, пропуская их через себя, допускает или нет их воздействие на ребенка. Сильные эмоции беременной вовсе не вредят ребенку, наоборот, гормональные перестройки, разнообразие внутренней жизни матери благотворно отражаются на развитии малыша. Хуже, если мать длительно находится во власти негативных переживаний, не может или не хочет освободиться от них.

Опрос пятисот женщин показал, что почти одна треть из них никогда не думала о вынашиваемом ребенке. У детей, которых они произвели на свет, чаще наблюдались нервные расстройства. В раннем возрасте такие дети плакали намного больше. Они также испытывали определенные трудности в процессе адаптации к окружающим и к жизни.

Таким образом, матери расплатились за незнание того факта, что питательной средой для развития являются собственные чувства и мысли, а потребность в любви возникает еще до рождения.

В июле 1983 года доктор Верни, психиатр из Торонто, организовал проведение Первого американского конгресса по пре- и перинатальному воспитанию, в работе которого участвовали многие специалисты из европейских государств и Канады. Был сделан ряд интересных сообщений о взрослых, причиной страданий которых была сохранившаяся в подсознании информация о событиях, проходивших с матерью во время беременности.

Сознательное, положительное отношение к плоду во время беременности необходимо для формирования здоровой психики ребенка.

Эмоции и окружающее человека пространство характеризуются очень тесной взаимосвязью. Несчастье, душевная боль, вызывают ощущения сжатия сердца, нехватки воздуха. Такие отрицательные эмоции, как страх, ревность, злоба, приводят к появлению чувства тяжести, плохого самочувствия и закрепощения. Радость же вызывает у матери чувство душевного комфорта, что положительно влияет на ребенка.

Музыка, поэзия, пение, искусство, природа помогают достигнуть этого состояния.

Еще в период вынашивания женщиной ребеночка их связывает тоненькая, но в тоже время очень прочная невидимая нить. Эту связь называют эмоциональная связь матери и ребенка. И чем дольше длится беременность, и становится старше еще не родившийся малыш, тем эта связь становится крепче и крепче. Ну а после того, как малыш появится на свет и почувствует мамочкины объятия, тепло ее рук и заботу, то эта взаимная связь и привязанность малыша и матери усиливается в разы. Эта связь нужна ребеночку для того, чтобы он мог правильно развивать свои способности, выражать свои эмоции, познавать окружающий его мир и непременно взрослеть.

Эмоции и развитие ребенка

Процесс познания малышом окружающего мира происходит в несколько этапов. Первый этап - это время от момента его рождения и приблизительно до двухмесячного возраста. Эмоциональная связь матери и ребенка на данном этапе укрепляется при помощи обычных прикосновений. Это происходит в то время, когда мамочка своего малыша качает на руках, купает его, кормит и ухаживает. Маленький кроха шевелится, машет ножками и ручками, постоянно меняет позы. Таким образом, посредством эмоций происходит становление физического состояния малыша, укрепляются мышцы его тела. В этот период происходит интенсивное развитие вкусовых рецепторов и обоняния малыша, которые являются на данном этапе самыми сильными двигателями прогресса в развитии ребеночка. Ведь самым главным в этом возрасте для новорожденного – это материнское молоко и ее знакомый запах.

Затем, когда малышу исполнится два месяца от рождения, начнется следующий этап его развития. В этом возрасте малыши для познания всего нового и интересного для них уже активно начинают использовать слух и зрение. Они поворачивают голову в сторону издаваемых звуков и пытаются сосредоточиться на предметах, расположенных вблизи них и на лице своей мамочки.

До шестимесячного возраста выражение боли, радости, и некоторых желаний у малышей происходит исключительно через проявление определенных эмоций. По детскому агуканию, улыбке, движению рук многие мамочки запросто понимают эмоциональное настроение и желания своего малыша. Эти реакции получили название – «комплекс оживления». Чем чаще и больше мамочка общается со своим малышом, прикасаясь к нему, тем отчетливее и ярче проявляются его эмоции.

В полугодовалом возрасте общение ребенка приобретает уже другую форму. Малыши в этом возрасте уже четко узнают свою мамочку и тянутся к ней, требуя внимания. Дети, как первооткрыватели, пытаются копировать мимику и все жесты своей мамы. Эмоциональная связь матери и ребенка в этот период особенно отчетлива. Если у мамочки хорошее настроение, то и малыш всем доволен. Мамочка начинает нервничать, и малыш начинает горько плакать. Чем старше становится ребенок, тем больше эмоций он проявляет к своей маме – целует ее, обнимает, не может с ней расстаться на долгое время. Такие реакции детей называют «поведение привязанности».

Чем крепче связь, тем сильнее эмоции

Необходимо понаблюдать за своим малышом. Его эмоциональное поведение сможет многое рассказать – доволен ли он всем, сыт ли, правильно ли вы за ним ухаживаете, а может он, даже чем-либо огорчен. Часто случается, что эмоциональная связь детей и их матерей проходит посредством взглядов. Ученые уже давно доказали, что контакт взглядов учит малышей концентрировать свое внимание.

Когда мамочка прикасается к своему малышу, он делает попытки что-то ей рассказать, издавая при этом всевозможные звуки, выражающие его эмоциональное состояние. Чаще улыбайтесь своим детям и они вырастут открытыми и эмоциональными.

Статьи по теме: Воспитание детей

Ребёнок и мама во внутриутробный период – одно целое. Но вот ребёночек рождается, и что дальше происходит? Связь остаётся, и когда ребёнок родился. Это симбиотическая связь матери и ребёнка.

От прохождения этого процесса зависит будущая жизнь ребёнка. И это не преувеличение.

Самые сложные случаи патологии личности возникают из-за поломок в системе взаимодействия «мать-ребёнок» на ранних стадиях развития. Как утверждала Маргарет Малер, корни наиболее тяжёлых психозов у детей растут из второй половины первого года и на втором году жизни.

Фазы развития личности в раннем возрасте

С какими фазами мама сталкивается в раннем возрасте?

Аутическая фаза

Её время – первый месяц жизни. Новорожденный младенец реагирует только интуитивно. Маме достаётся в это время роль «внешнего исполнительного Я» малыша. Она должна обеспечить ему помощь в отправлении физиологических механизмов.

Младенец растёт, совершенствует восприятие окружающего. Аутическую фазу сменяет симбиотическая.

Симбиотическая фаза

Мамы и младенцы сонастроены буквально на уровне нервной системы. В нервной системе происходит масса процессов, связанных у мамы и малыша через систему зеркальных нейронов – симбиотическая связь матери и ребёнка.

Так придумала природа, потому что человеческий детёныш рождается раньше, чем созревает его нервная система и мозг. Нервные клетки уже есть. Благодаря симбиотической связи матери и ребёнка возникают пути между ними, по которым побегут нервные импульсы, выстраивается окончательная архитектура мозга.

Что процесс пошёл, мать узнаёт по появлению улыбки на лице младенца и развитию «комплекса оживления», когда она к нему подходит. Симбиотическая фаза длится до 5-6 месяцев. Крайне важная фаза, о которой наша статья.

Симбиотическая связь матери и ребёнка – это эволюционный механизм выживания и передачи культуры у человеческого вида

Ребёнок начинает процесс выхода из симбиоза где-то между двумя-тремя годами. Происходит активный бурный – кризисный процесс выхода. Но это по природной программе так должно быть. Однако современные дети застревают в этом процессе. И дети, и мамы.

Причины застревания в симбиотической связи матери и ребёнка

1. Во-первых, интеллектуальное развитие современных детей идёт с опережением, даже если мы не увлекаемся методиками раннего развития. Современный ребёнок очень перегружен информацией. Поэтому его интеллектуальное развитие забирает так много энергии, что на выход из симбиотической связи матери и ребёнка, на прохождение всех её фаз энергии не хватает. Дети ведь тоже рождаются сильнее-слабее. Кто-то больше предпринимает усилий на выход из симбиоза, кто-то меньше.

2. Вторая часть симбиоза – мама. Зачастую маме трудно проходить фазы выхода из симбиоза, потому что она не проходила их со своей мамой. Мы выращены таким образом, что опыт здорового выхода из симбиотической связи матери и ребёнка мало у кого есть. У нас нет этой природной программы выхода, на которую можно опереться: я знаю, я это проходила. Сейчас мой ребёнок это проходит и это естественно, нормально.

Сказывается на мамином поведении дефицит базового опыта в своём детстве. Соответственно возникает тревога и со стороны мамочки, и со стороны малыша. То есть процессы бывают нарушены с самого начала.

Симбиотическая связь матери и ребёнка – это сонастройка именно нервной системы. Как ребёнок развивается, как он выходит в самостоятельность, осуществляет свою мотивацию? Как налаживается работа его нервной системы?

  1. Сначала вместе с мамой благодаря тому, что мама умеет регулировать (хорошо, если умеет) свои эмоции, своё возбуждение, как-то успокоиться. К этому балансу маминой нервной системы ребёнок подстраивается. Подстраивается к дыханию, сердцебиению маминому – это вместе.
  2. Дальше ребёнок учится что-то делать с опорой на маму. Со мной что-то происходит, но я нахожу точку опоры в маме.
  3. И только потом ребёнок находит точку опоры в себе и действует самостоятельно.

Фаза сепарации-индивидуализации

Отделение малыша от матери. Нарастание самостоятельности и независимости. Начинается приблизительно в возрасте 24 месяцев. Сама фаза сепарации-индивидуализации проходит в 4 этапа:

  1. Дифференциация (от 5-6 до 10 месяца жизни) – нарастание интереса малыша к окружающему миру.
  2. Упражнение (от 10 до 15 месяца жизни) – освоение ходьбы и рост любопытства. Хотя малыш физически отделён от матери двигательной активностью, но ему ещё необходима её поддержка. Мама подпитывает ребёнка эмоционально, когда он устал или испытывает упадок сил.
  3. Восстановление (от 16 по 24 месяц жизни) – кризис второго года жизни. Малыш одновременно хочет и с мамой быть, и без неё. Такие внутренние противоречия, которые он должен преодолеть. Интенсивность противоречивости потихоньку убывает, у ребёнка формируется более реалистичное восприятие себя и увеличивается автономия.
  4. Кризис «Я сам» (между 24 и 30 месяцами жизни) – всем известный кризис третьего года жизни. Нарастание самостоятельности.

Многие родители считают проявление кризиса чем-то плохим, говорят, что их детей он обошёл. Это неправильная позиция. Развитие идёт скачками: спокойные периоды сменяются кризисами с бурным течением.

Во время кризиса ребёнок поднимается на новую ступеньку развития. Поэтому надо с пониманием относиться к малышу в такие периоды. Личность должна пережить в своём развитии все предусмотренные природой этапы. Природа не терпит пустоты.

Беременность для любой женщины является периодом трансформации ее личностной, профессиональной, телесной и других представлений о себе. Вместе с тем это период прилива психофизиологических сил, которые могут и должны быть направлены на рождение здорового ребенка и личностное взросление самой женщины – будущей матери. Беременность есть естественный, требующий повышенного внимания процесс, предполагающий духовное возвышение женщины в интересах ребенка и всего общества.

Во время перинатального периода развития ребенок живет практически «одной жизнью» с матерью. Следовательно, мать и ребенок представляют собой единый организм. Позитивные материнские эмоции вызывают усиление роста плода, спокойствие и возрастание уровня сенсорного восприятия плода. Отношение матери к плоду во время беременности оставляет стойкие следы на развитии его психики. Благополучное развитие новорожденного и его благоприятное отношение к внешнему миру является основой его психического здоровья. Личность ребенка, его характер, наклонности и многое другое оформляются позднее, однако благоприятное течение перинатального периода создает предпосылки оптимального развития. Именно поэтому так необходимо в первые месяцы жизни обеспечить хороший уход, который одновременно является и средством воспитания.

Для психического здоровья ребенка необходимо, чтобы его отношения с матерью приносили взаимную радость и тепло. В развитии ребенка можно выделить две взаимосвязанных стороны:

1. Физиологическое развитие, требующее удовлетворения физиологических потребностей в пище, физическом комфорте, движениях, притоке впечатлений, необходимых для развития нервной системы. Оно обеспечивается уходом за ребенком, кормлением, организацией его окружения. Однако, как показывают исследования обеспечение физиологических потребностей необходимо, но недостаточно для развития ребенка.

2. Особенности эмоционально-личностной сферы ребенка. В современной психологии влияние культурных и индивидуальных особенностей матери на развитие ребенка считается необычайно значимым. Необходимым в развитии ребенка является участие взрослого в формировании эмоциональной сферы. Здесь гораздо больше культурных и индивидуальных вариантов развития, однако тоже есть некий общий минимум, обеспечивающий выживание ребенка как психически и физически полноценного и способного к жизни и развитию.

Особое внимание уделяется образованию тесной эмоциональной связи с матерью, которая является залогом эмоционального комфорта и обеспечивает условия для успешного развития ребенка. Функции матери состоят в эмоциональном принятии ребенка, эмоциональном выражении своей любви в процессе взаимодействия с ребенком. Термином, наиболее полно выражающим содержание и роль в развитии ребенка, скорее всего является эмоциональное благополучие . Именно эмоциональное благополучие ребенка, какими бы индивидуальными особенностями он ни обладал, дает возможность оценить успешность выполнения матерью ее функций, так как свидетельствует о положительной оценке ребенком мира и себя в этом мире в конкретных условиях своей жизни.

Чувство привязанности матери к ребенку возникает не вдруг - после его рождения, а проходит длительный путь становления, начиная с периода вынашивания беременности (а возможно и раньше) и продолжается уже после родов, в тесном контакте с ребенком.

Сначала остановимся на характере телесных ощущений и эмоциональных реакций у женщин, вынашивающих желанную беременность. Формирование этого опыта взаимодействия с плодом связано с тем, что, начиная со второй половины беременности, у всех женщин возникают естественные ощущения, непосредственно связанные с движениями формирующегося плода.

Обычно, женщины субъективно выделяют эти ощущения и сразу отличают их. Они подчеркивают их необычность, несравнимость ни с какими иными, ранее пережитыми телесными ощущениями. Описывая эти естественные ощущения женщины, обычно прибегают к чрезвычайно образным сравнениям. Это особенно выражено в первое время, пока плод еще мал. Пытаясь передать свои ощущения, беременные рассказывают, как в начале они испытывают очень смутные, слабые «толчки», «неотчетливые перемещения». Для сравнения они используют, соответствующие своему настроению, метафоры: «теплые волны», «мягкие прикосновения», «как будто слегка прикоснулся», «мягко зашевелился» и пр. Ощущения, которые испытывает беременная, обычно эмоционально окрашены в приятные тона. Беременные женщины рассказывают, как они постоянно «прислушиваются», с нетерпением «ждут» этих сигналов, наделяют их важным смыслом, как бы «медитируют» на этих ощущениях. Периодически возникающие шевеления оживляют у них поток фантазий, связанных с ребенком и будущим материнством.

В последующем, по мере роста плода, чувственный компонент этих ощущений становится более ярким, приобретает оттенок предметности. Женщины переживают «отчетливые толчки», «перевороты», «бьется», «толкается». Беременные в этот период обычно начинают трактовать поведение будущего младенца: «проснулся…», «он маму тревожит…», «шалит…» и пр. Можно видеть, как наделенная смыслом беременность воодушевляет будущую мать, создает соответствующий эмоциональный фон, которым она одухотворяет своего будущего младенца. Поэтому в их переживаниях его присутствие вызывает чувство нежности, окрашивается в теплые эмоциональные тона. Для выражения своих чувств, как правило, используются уменьшительно-ласкательные суффиксы: «мой маленький», «крошечка», «зайчик» и пр. Мысли о нем вызывают улыбку. Некоторые женщины бывают настолько захвачены, погружены в эти переживания, что в их поведении также начинают появляться черты детскости. Они становятся более чувствительными и внушаемыми, беспомощными и размягченными.

В этот период беременности обычно возникает внутренний диалог матери с ребенком. Формирующееся во время беременности особое эмоциональное состояние, способствует простаиванию образа ребенка.

Однако , в процессе развития даже самой желанной и осмысленной беременности у женщин имеются условия для возникновения целого ряда негативных изменений эмоциональной сфере. На физиологическом уровне эта тенденция связана с появлением ряда вполне естественных психофизиологических изменений в организме беременной женщины. Здесь и опасения и страхи, связанные с предстоящими родами, и неуверенность в своих способностях родить и стать «полноценной» матерью; и страх за здоровье и судьбу будущего ребенка, перед возможным ущемлением личной свободы, и наконец переживания своей телесной метаморфозы и, связанной с этим переживания своей сексуальной непривлекательности.

Оба этих противоположных психологических плана развиваются одновременно и, даже самая желанная беременность прокрашивается особым двойственным, противоречивым состоянием, в котором одновременно сосуществуют радость, оптимизм и надежда, и - настороженное ожидание, страх, и печаль. Этот двухсторонний комплекс зарождается уже на самом раннем этапе, когда женщина узнает о своей беременности.

Своего апогея двухсторонний эмоциональный фон достигает в момент деторождения. В этот момент болезненные схватки и потуги в чувственно-эмоциональном плане прокрашены радостным нетерпением, ожиданием, восторгом свершения. После родов эмоциональное состояние родильницы окрашено блаженным чувством радости, успокоения, умиротворяющей прострации. На лице сияет блаженная улыбка; женщины с восторгом всматриваются в лицо своего новорожденного ребенка.

Однако, психологическое состояние женщин в случаях желанной и нежеланной беременности значительно различаются. И центральным звеном этих различий становятся субъективные ощущения женщины, связанные с ее новым положением.

Качество телесных ощущений женщин, находится в зависимости от эмоционального настроя женщины на беременность и предстоящее материнство.

Таким образом, материнское чувство привязанности к ребенку формируется во время беременности, в том числе и благодаря новому телесному опыту. Телесно-эмоциональный комплекс беременных чрезвычайно специфичен. Он участвует в формировании привязанности не только как фактор, стимулирующий появление тех или иных фантазий будущих матерей, но и непосредственно связан с более глубинными, физиологическими аспектами этого чувства.

Уважаемые будущие мамочки, приглашаем Вас на консультации специалистов ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики», а также посетить:

Получить более подробную информацию о работе специалистов,
а так же записаться, можно по телефону: 468-500

Статью подготовила: психолог Кабинета кризисной беременности – Юлия Олеговна Мытницкая.

Хотите быть в курсе новостей Центра, расписания лекций и тренингов, узнавать о публикации новых интересных статей, присоединяйтесь к