Как бороться с агрессией у ребенка, что делать родителям: советы психолога по коррекции агрессивного поведения. Родительское собрание на тему "Как вести себя с агрессивным ребенком? Причины детской агрессивности"

По статистике, с жалобами на агрессивное поведение ребёнка к психологам обращаются чаще всего. Давайте разберёмся в деталях детской агрессивности: какое именно поведение считать агрессивным и откуда берётся его источник? Читайте о том, что делать, если ребёнок агрессивный: причины агрессивности, рекомендации родителям, корректирующие поведение игры.

Агрессия и возрастные кризисы

Какие проявления поведения ребёнка указывают на наличие проблемы агрессивности?

Понаблюдайте за своим ребёнком: какие проявления его поведения указывают на наличие агрессивности? Он вспыльчив и частенько вступает в драку со сверстниками, может замахнуться на маму и бабушку (или запросто ударить их), швыряет и ломает различные предметы, кричит и угрожает, ругается, может обидеть животное. Всё это – признаки агрессивности. Однако это ещё не причина прицепить ребёнку ярлык «агрессивный».

Такая черта характера как агрессивность присуща далеко не большому количеству детей. Чаще всего за внешне агрессивным поведением могут скрываться много разных причин.

Агрессия , в первую очередь, - это реакция на конкретную ситуацию, чаще всего на неблагоприятную для ребёнка. Если родители не отнесутся внимательно к таким ситуациям и не смогут адекватно воспринять их, то всплески агрессии могут закрепиться в характере ребёнка, превратившись в устойчивую черту.

«Совет. Не воспринимайте агрессивное поведение ребёнка трагедией. Помните, что такое поведение чаще всего появляется в периоды возрастных кризисов (кризис 3 лет, кризис 6-7 лет, подростковый кризис 13-14 лет). А это значит, что это скоро пройдёт».

Проявления агрессивности связаны с возрастными кризисами

Гнев или злость – основа агрессивного поведения. Это важно понимать. Когда ребёнок проявляет агрессию в каком-либо виде, задайте себе вопрос: испытывает ли н при этом гнев? Определить это достаточно просто: по сжатым кулакам, напряжённому выражению лица, стиснутым зубам.

Агрессивность ребёнка 2-3 лет нельзя сравнивать с жестокостью, хотя вам может и показаться, что ребёнок жестоко ведёт себя, отрывая лапки кузнечику или ударяя маму мягкой игрушкой по голове. Малыш ещё не понимает, что это жестоко. Он ещё толком не знает, что такие действия могут причинить боль. Крохе нужно просто объяснить, что это больно. Если ваш малыш схватил вас за волосы, то скажите ему «Мне больно» и уберите его руку. Если малыш упал и заплакал, объясните: «Ты ударился, поэтому тебе больно. Я помогу тебе» и пожалейте его.

«Появляясь на свет, кроха ещё не знает, что можно делать, а что нельзя. Нужно с ранних лет прививать социальные нормы и правила поведения, рассказывать о том, как нельзя поступать. К примеру, нельзя бить людей и животных».

Агрессивность дошкольников (4-5 лет) проявляется по-своему. В группе детского сада обычно демонстрируют агрессию 1-2 воспитанника, причём происходит это неожиданно. Кого-то из детей кто-то бьёт по голове деревянным кубиком, кого-то толкают с лестницы, кому-то разрушают игрушечный замок. Насилие дошкольников носит необдуманный, непреднамеренный характер, а больше – спонтанный. Дети дошкольного возраста ещё не понимают и не признают свою жестокость, не могут оценить степень причинения боли.

Младшим школьникам (6-9 лет) и подросткам (13-15 лет) присуща групповая агрессия.

К основным причинам агрессивного поведения школьников относятся:

  • демонстрация физического превосходства
  • стремление возвыситься за счёт грубости, силы, унижения кого-то
  • сохранение личного достоинства
  • месть за унижение, оскорбление
  • борьбу ученика за высокий статус
  • эмоциональная неустойчивость
  • низкий уровень самоконтроля
  • просмотр сцен насилия и эротики в фильмах
  • общение в «плохой» компании
  • неблагополучная атмосфера в семье.

Агрессивность подростков может проявляться, если её не откорректировали в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Агрессивное поведение у подростков - частое явление

Причины детского гнева

Основные причины детского гнева, агрессивного поведения :

  • Семья и окружение ребёнка влияют на наличие его агрессивных наклонностей.
  • Зов ребёнка о помощи, горе, ощущение несчастья.
  • Врождённая склонность к насилию и разрушению.
  • Неврологический диагноз (поражение нервной системы).

Дети, у которых причинами агрессивности являются вышеописанные причины, нужно воспитывать более усердно, тщательно объясняя последствия их действий. Иногда не обойтись и без помощи специалиста (психотерапевта, психиатра), особенно для детей, которые проявляют разное неадекватное поведение или склонны сознательно причинять боль людям и животным. Такие проявления могут быть симптомами психических заболеваний (психопатии, шизофрении, эпилепсии).

Обратите внимание на факторы, усиливающие агрессию детей

Помните, что усиливать агрессивность и жестокость могут :

  1. Просмотр фильмов ужасов, сцен насилия.
  2. Жестокие компьютерные игры.
  3. Жестокое отношение родителей (если родители бьют, равнодушно относятся).
  4. Внутренне ощущение несчастья, непонимание родственниками и обществом.

Что делать с агрессивным поведением?

Реагируйте на агрессию, чтобы предотвратить закрепление подобного поведения как черты характера

Реагируйте немедленно

Если ребёнок поступил некрасиво – скажите ему об этом сразу, без промедления. Отведите его в сторону и объясните ему связь между его поведением и последствиями. Расскажите, что если он хулиганит или кусается, то, например, испортит праздник. Даже если сами сердитесь, постарайтесь не повышать голос на ребёнка, не ругать за непослушание и ни в коем случае не бить. Эти меры хоть и не заставят его стремительно поменяться, зато благодаря им он сможет понять, что вербальная и физическая агрессия допустимы далеко не всегда. Покажите хороший пример сами, взяв себя в руки и спокойно отведя ребёнка в сторону.

Следуйте плану

Реагируйте на агрессивное поведение всегда одинаково. Ведя себя предсказуемо («Ты снова дерёшься, поэтому поиграй-ка пока один»), маленький хулиган привыкнет к этому быстро. Он поймёт, что плохое поведение не добавит ему радости. А это осознание - первый шаг к самоконтролю.

Всегда обсуждайте

Когда ребёнок угомонится, обсудите произошедший случай. Лучше сделать это через полчаса-час: когда он уже пришёл в себя, но ещё не забыл о происшествии. Пусть малыш пояснит, что стало причиной вспышки гнева («Коля, почему ты поссорился с Костей?»). Объясните, что иногда сердиться – это совершенно нормально, однако нельзя драться. Можно научить ребёнка ещё одному способу преодоления гнева: просто уйти на какое-то время от ситуации или человека, которые приносят ему недовольство. В это время стоит обдумать своё поведение и найти верный выход из ситуации.

«Совет. Преодолеть гнев помогут специальные терапевтические сказки, которые можно придумать вместе».

Учите быть ответственным

Научите ребёнка правилу: разбил, сломал, разбросал – надо всё привести в порядок. Если сломал игрушку – помогите ему её починить. Если накрошил печеньем или рассыпал кубики – объясните, что нужно за собой убрать. Не наказывайте, а просто объясните ребёнку связь между агрессивным поведением и его последствиями.

«Совет. Научите ребёнка извиняться за своё недостойное поведение».

Замечайте хорошее поведение ребёнка

Награждайте ребёнка своим вниманием, одобрением, если он ведёт себя хорошо (особенно, если раньше поведение ребёнка отнюдь не блистало).
Например, если ребёнок больше не решает с помощью кулаков конфликт на детской площадке или уступает покататься на качелях другому ребёнку. Говорите, что вы гордитесь своим ребёнком и объясняйте, почему: «Ты хорошо поступил – именно так и делают воспитанные дети».

Ф ильтруйте, что смотрит по ТВ ваш ребёнок

Де допускайте длительно просмотра ребёнком всех подряд телепередач, мультфильмов и фильмов. Далеко не все из них безобидны: многие из них наполнены драками, криками, сценами жестокости, угрозами. Если вы увидели с ребёнком нечто подобное на экране, обсудите: «Мне кажется, этот персонаж на очень прилично себя ведёт. Ты видел, как он ударил щенка? Так поступать нельзя, верно?».

Следите, в какие компьютерные игры играет ребёнок

Ни маленьким детям, ни подросткам не пойдут на пользу компьютерные игры, наполненные сценами насилия, уродливыми персонажами, мрачным сюжетом. Предложите им другие, более яркие интересные виртуальные разработки.

«Совет. Если видите, что ваш ребёнок склонен к агрессии, частенько ведёт себя не так, как другие дети, а приступы агрессии не удаётся унять – не стесняйтесь обращаться к специалисту – психологу, психотерапевту или психиатру. Не приняв меры вовремя, можно ожидать сложностей в учёбе, общении и становлении личности».

Корректирующие игры

Игротерапия – великолепный способ коррекции поведения. Какие игры могут помочь агрессивному ребёнку?

Игра «Игрушка в кулаке»

Пусть ребёнок закроет глаза. Положите ему в руку какую-то игрушку. Теперь пусть он сильно-сильно сожмёт кулак и подержит так какое-то время. А потом раскроет руку и посмотрит на игрушку. Эта игра снимет напряжение ребёнка и переключит его на положительные эмоции.

Игра «Мешочек гнева»

Заведите так называемый «мешочек гнева». Для этого понадобится простой воздушный шарик, куда нужно насыпать муку, песок либо какую-то мели любую мелкую крупу (где-то полстакана). Завяжите получившийся мешочек. Покажите ребёнку новую игрушку, объяснив, что «мешочек гнева» можно использовать при каждом случае, когда на кого-то сердишься. Его можно бросать, бить о стену или о стол. Так ребёнок будет выражать свои агрессивные эмоции.

Внимательные родители могут сделать многое для профилактики и коррекции агрессивного поведения детей

Что могут сделать родители агрессивного ребёнка в первую очередь?

  1. Признать его чувства, а также не утаивать свои. Делая это, вы научите ребёнка рассказывать, о чём он переживает, в чём нуждается.
  2. Научить выражать агрессию приемлемыми способами (см. игры).
  3. Завести правила поведения в семье и требовать их соблюдать.
  4. Попросить всех членов семьи воспитывать ребёнка в соответствии с единой тактикой.
  5. Любить ребёнка, помогая ему стать хорошим.
  6. Демонстрировать собственный положительный пример.
  7. Предложить ребёнку альтернативные способы выхода энергии (спорт, активные игры).
  8. Не перегружать ребёнка занятиями.

Любовь, внимательное и терпеливое отношение к ребёнку, позитивное поведение родителей способны делать чудеса – направить агрессию ребёнка в другое русло, научить его быть добрым и выдержанным.

Агрессивное поведение и упрямство не только вид негативного и враждебного расстройства социальных взаимосвязей, но и отстаивание своего права на защиту от вмешательства или оскорбления со стороны других. Упрямый и агрессивный ребенок обычно склонен вступать в ссоры с взрослыми, часто пренебрегающими его достоинством, ругающими его, склонными с легкостью давать волю гневу или агрессии. Что делать, если у вас агрессивный ребенок, расскажет наш психолог.

Что делать, если ребенок агрессивный?

Очень важно, чтобы психотерапевт уделял больше внимания работе с родителями, так как их поведение оказывает прямое влияние на детей. Все участники терапевтического процесса должны понимать цель лечения и свое собственное мнение направлять на достижение лучших результатов.

Специалисты единодушны в том, что асоциальные расстройства, в том числе и если ребенок агрессивный, чаще возникает в семьях, где поведение родителей не знает границ. Оппозиционное поведение распространено также среди гиперактивных детей. В этих случаях успешное лечение гиперактивности, как правило, снимает и другие поведенческие проблемы.

В отношении детей, чье оппозиционное поведение не связано с гиперактивностью, основой лечения является терапевтическая работа с ребенком и его семьей. Родители должны обучиться вести себя правильно и понимать, что следует отказаться от негативных выводов в отношении детей, протестующих против грубого поведения родителей.

Большинство агрессивных детей, по всей вероятности, убеждены, что их поведение приемлемо и эффективно. Маленькие дети постоянно испытывают свое окружение действием, так как не могут четко выразить свои намерения в словах. Если это им разрешается, они выражают свое раздражение, разбрасывая игрушки или бросая их в товарищей по игре, которые отвечают им тем же. Дети мягкие и нерешительные по натуре, глубоко воспринимают поучения взрослых и при повторении подобной ситуации прекращают поддерживать агрессивное поведение других детей.

Особенно вредна непоследовательная реакция на агрессию ребенка, которая иногда наказывается, а иногда игнорируется. Дети не могут понять смысл столь противоречивого поведения взрослых. Возникающее в таких случаях разочарование может в дальнейшем привести к агрессивному поведению.

Как вести себя в момент приступа агрессии ребенка

Чтобы справиться с агрессией ребенка, необходимо налаживать и сохранять контакт с ним. Зрительный контакт - важное лекарство, благодаря которому вы даете своему ребенку любовь. При зрительном контакте вы благосклонно глядите на малыша, а ребёнок глядит на вас.

Визуальный контакт с ним легкий и обычный, как например, когда вы смотрите на младенца, который в ответ вам улыбается. Правда, он может быть очень сложным.

Когда ваш ребёнок злится на вас и шумно выражает собственную ярость, а у вас проблемы и вы ощущаете что еще капля – и ваше терпение лопнет, то и мыслить не захочется о том, чтоб с любовью глядеть ему в глаза. Но сделать это нужно из-за себя и ребёнка. Так как это чрезвычайно тяжело, во время возмущенных вспышек ребёнка вам нужно будет разговаривать с собой. То есть успокаивать себя.

Это, несомненно, поможет не утратить самоконтроль, даже в состояние злости. Когда вы в разгневанном состоянии, тяжело уверить себя в этом. Однако, это единый метод обучить его управлять собственной яростью. Этот беседа с собой вам, несомненно, поможет наладить дружественный визуальный контакт с ним в этот тяжелый, принципиальный момент.

Невзирая на действия агрессивного ребенка, контакт действительно работает. Если ваш ребёнок безжалостно глядит на вас, то вы, может быть, захотите увести взор. Но избегая контакта взором, вы лишь увеличите его ярость.

Конечно, ни в коем случае, не изливайте свою злость на него. Детки воспринимают это посильнее чем душевную или физическую боль.

Физический контакт

Когда агрессивный ребёнок не хочет входить в визуальный контакт, то есть ещё физический. Изучения демонстрируют, что немногие детки имеют довольно много таких контактов, которые способны пополнять его эмоциональность. Когда всем отлично и славно, то он воспринимается и детками и родителями как заслуга. В тяжкие дни физический контакт становится спасением.

Когда ребенок разгневан, он так поглощен своими мыслями, что утрачивает ориентацию и не соображает, что происходит вокруг. В такие периоды ласковые, лёгкие, скорые прикосновения помогают. Правда, если агрессивный ребенок ещё разгневан на вас, то лучше обойтись без физического контакта, пока он не упокоится.

Любому ребенку необходимо уделять время. Причем уделять ему очень много времени, чтобы он знал, что он самый важный человек для вас во всем мире. Чтобы справиться с гневом ребенка, нужно для начала знать, какой он сам. А потом уже применять характерные способы.

«Моей дочке четыре с половиной года. В последние несколько недель я стала замечать ее агрессивное поведение (в детском саду укусила и ущипнула девочку, да и сама часто приходит в синяках). Дома мы поговорили об этом, а через пару дней все повторилось снова.

Когда начинаешь ей объяснять, что это нехорошо, закрывает уши руками, и говорит: «Хватит, я все поняла», - но потом все начинается снова. Ребенок агрессивный, упрямый, часто делает вид, что не слышит, когда я ее зову или что-то прошу сделать.

Еще в раннем детстве проявляла независимость и самостоятельность, сейчас же надевает только то, что выберет сама. Гиперактивна, ни минуты на месте и ни минуты тишины, хотя это и не плохо. Но очень беспокоит ее агрессия и упрямство, как с этим справиться, именно справиться, а не бороться. Мы пробовали, но ничего не помогает, становится еще хуже... Лала Григориадис».

Что делать, если у вас агрессивный ребенок, отвечает психолог Елена Порываева:

Умение постоять за себя, в общем-то, полезно детишкам, в том числе и девочкам; однако вы описываете несколько иное поведение - в первую очередь достаточно неадекватное. К примеру, вы говорите, что девочка приходит из садика в синяках - и не делает из этого никаких выводов, продолжая поступать точно так же.

Значит, есть какой-то стимул, который провоцирует и даже заставляет ее так себя вести. Не забывайте, что дети являются своеобразным барометром погоды в доме, то есть зеркалом, отражающим взаимоотношения в семье, в первую очередь между значимыми взрослыми.

В вашем случае девочка неконтактна даже по отношению к родителям - когда ей пытаются что-то сказать, зажимает уши и т. д. Агрессивный ребенок при этом не может спокойно посидеть, потому что... Обратите внимание на свое поведение... Поинтересуйтесь, может быть что-то провоцирует вашу дочку на такое поведение в детском саду...

С детской агрессией встречается в те или иные периоды развития ребенка большинство родителей. И зачастую теряются, как вести себя в этих ситуациях.

Главное правило - во всех случаях необходимо действовать с искренней любовью, уважением и пониманием того, что любая агрессия почти всегда связана с непроработанными .

Личный пример

Не стоит оскорблять ребенка, унижать его, запугивать, применять физические наказания. Ребенок впитывает все, что вы делаете и говорите, вы подаете пример, как обращаться с агрессией.

Если с рождения родители запрещают ребенку выражать агрессию (например, ругают, говорят «Не кричи! Не злись!»), он усвоит, что злиться - плохо, попытается ничего не чувствовать. Но при этом он видит, что родители сами кричат друг на друга, на него или применяют физическую силу. То есть действия родителей расходятся с их словами.

Этот внутренний конфликт приведет лишь к новой напряженности, подавлению чувств, неискренности, депрессиям или враждебности. Поэтому если вы хотите, чтобы ребенок безопасно выражал свои чувства, обратите внимание, какой он получает пример от своего окружения. Если у вас сложности с контролем своей агрессии или с выдерживаем агрессии своего ребенка, то, возможно, стоит обратиться к психологу.

Учим реагировать правильно

Всегда важно вовремя отреагировать эмоцию, то есть дать выход ее энергии, а не подавлять. Нужно научить ребенка, как ее отреагировать социально приемлемым путем.

Часто дети проявляют агрессию физически просто потому, что не знают, что можно выражать негативные чувства по-другому. Перевод чувств ребенка из действия в слова позволит ему узнать, что о них можно говорить, а не обязательно сразу драться.

Ребенок постепенно освоит язык чувств, и ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен, зол, а не пытаться привлечь ваше внимание своим ужасным поведением. Дайте ему понять без чтений нравоучений, что он может рассказывать о своих переживаниях, а вы готовы его слушать.

Научите ребенка выражать чувства разными способами, например можно порвать бумагу, скомкать газету, побить специально заведенную для этого «злую подушку», покусать и покричать в нее. Злость можно рисовать, лепить, можно устроить войну между игрушками или покидать со всей силы в угол мягкие мячики. Можно написать все слова, что хочется высказать.

Если ребенок дерется

Если ребенок кричит, пытается вас ударить, обнимите его, крепко прижмите к себе. Постепенно он успокоится, со временем ему будет требоваться для этого все меньше времени. Позже вы сможете сказать ему, что готовы его выслушать, когда ему плохо.

Покажите, к чему приведет в дальнейшем такое поведение, причем желательно порассуждать вместе с ребенком. Например, объясните, что даже если сейчас он отобрал игрушку у ребенка, то потом дети не захотят с ним играть.

Беседуйте с ребенком о проступке без свидетелей, старайтесь использовать меньше эмоциональных слов («стыдно» и др.).

Обучите ребенка разным способам выхода из конфликтных ситуаций, придумайте их вместе с ним, пусть малыш зарисует возможные пути, проиграйте вместе сценки, сочините сказки, где главный герой ведет себя достойно и заслуживает похвалу.

Агрессия - под контролем

Предоставьте ребенку возможности для эмоциональной разрядки в спорте. Внимательно контролируйте передачи, которые смотрит ваш ребенок по телевизору, ограничивайте просмотры передач с насилием (включая новости и жестокие мультфильмы).

Конечно, ребенок должен знать, что в мире существует не только добро и счастье, но у него не должно создаваться впечатление, что делать кому-то больно - это норма и признак силы и «крутизны». Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им.

Чтобы избежать излишней агрессии, стоит подробно объяснять ребенку, почему вы ему запрещаете делать что-то, чаще искренно говорить ему о своей любви. Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять, чего от них ждут.

И конечно, не забывайте хвалить своего умницу за его успешные действия! Вам следует сосредоточить усилия на формировании желательного поведения, а не на искоренении нежелательного. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: «Мне нравится, как ты поступил». Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими.

Клинический психолог Анастасия Кондюрина

Детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов:

1. ухудшением социальных условий жизни детей;
2. кризисом семейного воспитания;
3. невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей;
4. увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка.

6. Сохранение положительной репутации ребенка.

Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

Публично минимизировать вину подростка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
- не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;
- предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Важное условие воспитания "контролируемой агрессии" у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

Нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание - это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.);

Пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
- внушение спокойствия невербальными средствами;
- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
- использование юмора;
- признание чувств ребенка.

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

Типы агрессии у детей и способы построения отношений.

1. Гиперактивно-агрессивный ребенок.

Двигательно расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываясь в семье по типу "кумира" или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными. Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе и игровые ситуации с правилами. Стимулируйте умение у детей признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослому и живому миру.

2. Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок.

Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение. Помогите ребенку разрядить психическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре, поколотите что-нибудь. И стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.

3. Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением.

Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так: вы редко занимаетесь и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение. Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.

4. Агрессивно-боязливый ребенок.

Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты ребенка от мнимой угрозы, "нападения". Работайте со страхами, моделируйте, т. е. создавайте опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее, при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного.

5. Агрессивно-бесчувственный ребенок.

Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка , а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка.

Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется, говорит обидные слова, грубо обращается с животными, и при этом ему трудно понять, что другому, т. е. обиженному, плохо или больно.

Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалейте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь.

Если это не помогает, приучайте ребенка нести ответственность, - "отрабатывать" за свое агрессивное поведение ("А теперь иди извинись", - "погладь по голове", - "пожми руку", - "предложи игрушку обиженному тобой ребенку" и т. п.).

Родители, столкнувшиеся с агрессивным поведением своих детишек, часто впадают в панику. Вопрос, который чаще всего их волнует: «Что делать, как реагировать, когда дитя начинает истерически орать, падает на пол, бьется, кусается»? Для этого нужно постараться понять причины агрессии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Детская агрессия: как вести себя родителям?»

Агрессия - это нормальное проявление детской психики, которое в раннем возрасте практически неконтролируемо и связано с взрослением малыша и становлением его как личности.

Причинами детской агрессии может быть что угодно и родителям особенно важно уметь в них разбираться, чтобы агрессивность не стала привычкой.

Психологи выделяют две основные группы причин детской агрессии - внутренние и внешние.

К внутренним относят особенности темперамента и нервной системы, личностные черты, к внешним - условия конкретной ситуации, влияние социума и окружающей среды.

Попробуем систематизировать самые распространённые причины, которые вызывают агрессию:

Физическое наказание.

Ребёнок всегда будет желать вам отомстить, если вы его шлёпнули или накричали за плохое поведение (через крики, укусы, протесты). Ведь глупо пытаться отучить детей от агрессивного поведения с помощью самой агрессии. Потом ребёнок, естественно, будет переносить такую модель поведения и на других.

Стресс и усталость.

Часто причиной агрессии является физический дискомфорт, переутомление или сильные переживания. И дети «выпускают пар», расшвыривая игрушки, топая ногами, падая на пол, крича.

Ограничение физической активности.

Проводя большую часть времени в ограниченном пространстве, когда детям запрещается бегать, играть в подвижные игры, прыгать, нельзя избежать естественной ответной реакции на ограничение двигательной свободы.

Cтили воспитания в семье.

При строгих наказаниях детей за любое проявление агрессивности, дети скрывают свои эмоции в родительском присутствии, но это не гарантирует отсутствия эмоций в иных ситуациях. И наоборот, причиной агрессивности может быть и родительская чрезмерная уступчивость, неуверенность, а иногда и беспомощность во взаимоотношениях, когда дети не могут чувствовать себя в полной безопасности. Дети могут использовать непослушание и агрессию, чтобы привлекать к себе внимание близких.

При усталости, голоде, испуге, ограничении свободы, психологическом давлении ребёнок может «вспыхнуть» в одну секунду.

Агрессия у ребенка выражается по-разному:

Он дерется,
-кусается,
-бьет родителей,
-говорит обидные или грубые слова
-причиняет боль себе – бьется об пол головой, кусает себя, царапает,
-он не идет на компромисс с друзьями, ни в чем никому не уступает,
-он любит отрицательных героев (Кащея, Бабу-Ягу), старается им подражать, не замечает положительных героев.

Что делать с детской агрессией?

Что в таких ситуации могут сделать родители, чтобы контролировать формирующиеся «бессознательное Я» ребёнка; как можно избавиться от детской агрессии?

Нельзя сознательно отрицать факт наличия у ваших детей агрессивных наклонностей. Если внутри вашего малыша родился «злобный динозаврик», то надо попытаться его усмирить. Вообще, в педагогике и психологии существует множество воспитательных приёмов при отрицательном поведении детей.

Прежде всего, вы должны дать ребёнку понять, что любите его всегда, чтобы он ни делал, что вы понимаете его чувства, что принимаете его даже тогда, когда у него не получается справиться с собой и когда он дерётся, или портит в гневе окружающие вещи.

Можно даже проговорить: «Я понимаю, почему ты сердишься (обижен). Я бы тоже сердилась из-за этого. Но давай вместе разберёмся (помиримся) и т.д.» Иногда даже такая реплика поможет ребёнку овладеть собой. Дайте ребёнку понять, что с ним все в порядке, что «мама поможет!», «мама рядом!». Но при этом вы также можете гневаться, показывать свою обиду, но только цивилизованно, подавая пример.

Для того, чтобы помочь ребёнку избавиться от нежелательных форм поведения, научите его выражать свои эмоции. Каждый раз, сдерживая свои агрессивные эмоции, ваш малыш «загоняет» их внутрь. Установите с ребёнком зрительный контакт, спокойно посмотрите на него и дайте ему выговориться. При этом выясните причину агрессии и устраните её в кратчайшие сроки. После этого объясните, как можно выразить злые эмоции по-другому - в позитивной форме, подайте положительный пример, образец зрелого поведения. Кстати, старайтесь не прикасаться к детям в минуты раздражения, они не должны ничего почувствовать.

Попробуйте перенести негативные чувства на неопасные объекты - подушки, каучуковые шарики, резиновые игрушки, кусок мягкого бревна, мишень с дротиком, «стаканчик для крика», спортивный инвентарь и др. Пусть ребёнок направляет гнев не на людей, а переносит его на неодушевленные предметы, выплескивая его в игровой форме. Этот способ особенно полезен для робких, неуверенных в себе детей, но недопустим для чрезмерно открытых.

Необходимо учитывать недопустимость частых запрещений и не допускать срыва деятельности ребенка. Вы не сможете запрещать детям что-то всю жизнь, ваши авторитарные методы воспитания особенно ярко проявятся в подростковом возрасте. Лучше с ранних лет заложить в детях механизм самовоспитания и самоконтроля, пусть у детей войдёт в привычку анализ собственных поступков с точки зрения хорошо - плохо, воспринимая плохие поступки как проявления слабости. Кроме того, если постоянно запрещать, можно развить в детях комплекс неполноценности и отбить всякое желание заниматься какой-либо самостоятельной работой.

Научите ребёнка в момент агрессии улыбаться и расслабляться. Поговорите с ним о том, какими злыми и некрасивыми «бяками» становятся люди в порыве гнева. - Можете научить его снимать агрессию с помощью битвы подушками, можете выбрать мягкую игрушку и назвать её смешным именем «Бу-Бу», и сказать, что нельзя драться, но есть Бу-Бу, который любит поиграть в «толкалки».

Чтобы направить агрессию ребенка в нужное русло и дать ей выплеснуться, психологи советуют играть в определенные игры, где это негативное поведение может быть управляемым. В эти игры могут играть и родители, и сами дети в садике. Чем большим количеством времени вы располагаете, тем лучше: малыш первое время будет подолгу заигрываться в «Салют» и «Упрямого барашка».

«Обзывалки»

Мама и ребенок встают друг напротив друга и кидают друг другу мяч. Когда ребенок кидает, он может назвать маму «обидным» словом, которое на самом деле разрешено, например, «Ты капуста!» - «А ты помидор!» и т.д.

Предложите ребенку выбить пыль из подушки. Пусть он колотит ее, кричит.

«Борьба на подушках»

Включите веселую музыку, возьмите в руки подушки и слегка подеритесь ими. Но родители четко должны установить правила – не бить руками, не кричать обидные слова. Если правила нарушаются, игра останавливается.

«Снежки»

Предложите ребенку комкать листы бумаги и бросать ими друг в друга.

Ребенок рвет бумагу и с силой бросает ее вверх. Потом все вместе убирают мусор с пола.

«Мячик, катись!»

Теннисный мячик кладется на ровную поверхность. Ребенку предлагают сдуть его, чтобы он прокатился по заданной траектории. Игры с участием дыхательных элементов психологи считают самыми эффективными.

«Ураган»

Сядьте напротив малыша и предложите ему вас сдуть. Пусть он наберет в легкие побольше воздуха и как следует дует на вас – мама при этом делает вид, что сопротивляется потокам воздуха.

«Упрямый барашек»

Малыш ложится на пол и с силой выпрямляет ноги, в воздух или бьет ими об пол. На каждый удар он может говорить «Нет!».

«Футбол»

Ребенок и взрослый играют в футбол подушкой. Ее можно отнимать, пинать, бросать – главное, соблюдать все правила.

Делайте малышу «сказочный массаж», рассказывая какую-то сказку или историю из жизни и одновременно похлопывая его по спинке.

Дайте ребёнку лист бумаги и предложите нарисовать «закорючки». По силе нажатия на карандаш и степени «размашистости» вы увидите, как постепенно напряжение исчезнет. После этого можете «яростно» разорвать вместе «злую» бумагу.

Вообще каждый родитель волен сам выбирать стиль воспитания своих детей, ведь все дети уникальны. Главное - это ваше желание воспитать детей хорошими и добрыми и ваш творческий подход. И запомните, там, где есть любовь - там нет места агрессивности. Любви вам и терпения!