Рисование зайки во 2 младшей группе. План-конспект занятия по рисованию (младшая группа) на тему: Конспект занятия по рисованию в первой младшей группе «Зайка в гости к нам пришел». Материалы и оборудование

Конспект непосредственной образовательной деятельности нетрадиционная техника рисования с применением здоровьесберегающих технологий

с использованием ИКТ во второй младшей группе

Ибраева Лилия Рафаильевна,

воспитатель

МБДОУ детский сад "Северное сияние"

Сургутского района, п. Нижнесортымский

Цель: закрепление знаний и представлений детей об изменении окраса зайца в зимний период,освоение техники рисования тычком полужесткой кистью

Задачи:

Образовательные

  • Упражнять в технике рисования тычком полужесткой кистью.(когда ставите задачу, продумывайте, через что вы её проверите)
  • Закреплять знания детей о жизни диких животных зимой

Развивающие

  • Развивать мелкую моторику рук и пальцев, через пальчиковую гимнастику и рисование способом тычка.
  • Обогащать словарь детей и развивать умение описывать животного используя прилагательные шубка белая, пушистая, теплая, мягкая, уши длинные, хвост короткий, глаза черные, черный нос.
  • Умение пользоваться кисточкой, рисовать способам тычка, держа кисточку вертикально, делать тычки внутри контура.
  • Умение отвечать на наводящие вопросы по теме.
  • Развивать органы дыхания, укреплять здоровье

Воспитательные

  • Воспитывать у детей доброе отношение к игровым персонажам, вызывать желание помогать им.
  • Воспитывать доброе отношение к лесным жителям.
  • Способствовать проявлению самостоятельности, уверенности, аккуратности в работе с красками.
  • Воспитывать чувство радости к результату своего труда.

Формирование интегративных качеств:

  • любознательный, активный;(несколько слов конкретно к вашей НОД, взять из программы по своему возрасту)
  • эмоционально отзывчивый;
  • овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • способный решать интеллектуальные и личностные задачи;
  • овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;
  • имеющий первичные представления о природе

Интегрируемые образовательные

области

«Познание» и «Художественное творчество» - доминирующие образовательные области

«Коммуникация»

«Социализация»

«Чтение художественной литературы»

«Физическая культура»

«Музыка»

Виды деятельности детей

Познавательно-исследовательская

Коммуникативная

Двигательная

Продуктивная

Музыкально-художественная

Методы

Приемы

  • словесный
  • игровой
  • наглядный
  • практический
  • Речевое сопровождение деятельности
  • похвала
  • указание
  • наводящие вопросы
  • показ
  • уточняющие вопросы
  • художественное слово
  • сравнение
  • слайдовый показ
  • рассматривание

Форма проведения непосредственно образовательной деятельности

  • проблемно- игровая ситуация
  • физминутка
  • дыхательная гимнастика
  • ситуативный разговор
  • рассматривание
  • чтение
  • создание готового образа
  • музыкально-дидактическая игра

Материалы и оборудование

  • музыкальное сопровождение НОД
  • слайдовая презентация «Шубка для зайчика» презентация.pptx (2.13 МБ)
  • краски (гуашь)
  • кисти с жесткой щетиной
  • бумага тонированная с силуэтом зайца
  • шапочки для зайцев
  • тарелочки под краску

Программное обеспечение

  • Примерная основная общеобразовательная программа «Детство» (под ред. Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайловой 2011г.);
  • Microsoft office Power Point 2007г.

Аппаратное обеспечение

  • Мультимедийный проектор;
  • экран;
  • ноутбук;
  • синтезатор

Формы организации детской деятельности на разных этапах

  • Фронтальная, коллективная;
  • индивидуальная;

Предварительная работа

Работа с детьми:

  • Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных.
  • Игры с игрушками животных
  • Загадывание и разгадывание загадок.
  • Беседы о диких животных.
  • Д/игра «Кто, как зимует?», «Кто, где живет?»
  • П/игра «Зайка беленький сидит».

Подготовка воспитателя :

  • подбор слайдов по теме;
  • изготовление шапочек для зайчат;
  • подбор музыкального сопровождения;
  • разработка конспекта непосредственно образовательной деятельности;
  • подготовка аппаратного обеспечения;
  • изготовление шаблонов.

Ход занятия:

В : Ребята, сегодня нам пришло письмо. СЛАЙД № 2

Давайте скорей его прочитаем. СЛАЙД № 3

«Из зимнего леса вам пишем, друзья,

Нам в шубках таких оставаться нельзя.

На помощь мы ждем вас давно-

Ведь снегом уже все замело!»

СЛАЙД №4

В: Ребята, в лесу кто-то остался без зимней шубки и нуждается в нашей помощи.

Поможем? (ответы детей) Только нам надо одеться теплее, ведь в лесу зимой холодно, морозно.

Речь с движением: : «Зимняя прогулка». (М. Борисенко, Н. Лукина.)

Очень холодно зимой,

(Дети скрещивают руки на груди и легко похлопывают ладонями по плечам )

Но мы пойдём гулять с тобой.

(«Пробегают» указательными и средними пальчиками по бёдрам; если дети стоят, то ходьба на месте )

Я надену шубку,

(Проводят ладонями от плеч по груди вниз)

Я надену шапку,

(Двумя руками поглаживают голову)

Я надену шарфик.

(Поглаживают шею одной ладонью, другой ладонью)

А потом красивые,

Тёплые, пушистые

Крошки – рукавички

На ручки натяну.

(Поглаживая по очереди руки, как бы надевая рукавицы)

И хотя я маленькая,

У меня есть валенки.

(Выставляют на пятку сначала одну ногу, затем другую)

В: А теперь закроем глаза, а на счет три откроем.(дети закрывают глаза, считают)

- Раз, два,три и мы в лесу!

СЛАЙД № 5

Что вы видите вокруг? (снег)

А какой бывает снег? (белый, холодный, пушистый,колкий, мягкий)

Тихо в лесу, никого не видать, только следы на снегу. Ребята, вы догодались кто звал нас на помощь? (ответы детей)

Дыхательная гимнастика:

Упражнение « В лесу»: Сделав вдох, на выдохе произнесить "Ау ". Менять интонацию и громкость и поворачиваться то влево, то вправо. Повторить 5-6раз.

СЛАЙД № 6

В : Это зайцы просили нас о помощи. Что вы знаете о зайце? Какую шубку носит заяц летом? А зимой? На улице зима, все покрыто белым снегом. А зайцы в своей серой шубке выделяются на белом снегу. Что будет с ними, если они не поменяют окраску? (ответы детей)

В: Давайте поможем им, а то лиса их поймает и съест! Что мы можем сделать, чтобы спасти зайчат? (ответы детей, хвалю и выбираю самые оригинальные)

Приглашаю пройти к столам. Рассматривание образца, предлагаю пальцем обвести контур рисунка. (У зайца шубка белая, теплая, пушистая, мягкая, уши длинные, хвост короткий, черные глаза, нос).

В : «Кисточку возьмём вот так! (руку ставим на локоть, кисточку держим

как карандаш)

Это просто, ну пустяк!

Вниз-вверх, вправо-влево и кругом (рука двигается, согласно словам)

Рука, чтоб двигалась бегом!

Тычок мы делаем раз-раз,

Мы разучим его враз!»

Объясняю последовательность работы. Нужно взять жесткую кисточку, набрать немного краски (на самый кончик) и, держа кисть вертикально (прямо), делать тычки внутри контура. В воду кисточку не опускаем. Вода нам нужна только для того, чтобы помыть кисточки после рисования!

Предлагаю приступить к работе. Напоминаю, как надо правильно сидеть за столом.

Провожу индивидуальную работу по формированию технических навыков.

По окончании рисования рассматриваем работы, хвалю детей.

СЛАЙД № 7 Выходит Лиса: Поменяли шубки зайки

Разбежались по лужайке.

Шубки белые у всех!

То ли зайки – то ли снег?!

В: ребята, давайте поиграем с Лисичкой в игру «Зайчики и лиса».

Музыкально-дидактическая игра: Слова и музыка М. Картушиной

«ЗАЙЧИКИ И ЛИСИЧКА»

(Дети сидят на корточках, руки сложенны как «заячьи лапки»)

1. Мы - зайчики, мы - белые, (Качают головой вправо-влево.)

Под елочкой сидим,

И ушками мы слушаем, (Поворачивают голову вправо-влево.)

И глазками глядим:

Не слышно ли лисички, (Встают и грозят указательным пальчиком одной руки.)

Не видно ли плутовки,

Чтоб спрятаться зайчатам (Грозят указательным пальчиком другой руки.)

В сугробе очень ловко.

2. Послушайте, зайчишки, (Приставляют ладошку к уху «прислушиваются»)

Лиса спешит сюда.

В сугроб скорей, братишки, (Садятся на корточки)

Не то придет беда!

Идет лиса-красавица, (Выходит «лисичка» и гуляет вокруг «зайчиков»)

Хвостом метет снежок.

Искать зайчат ей нравится: -

Найду я вас, Прыг, Скок! (Говорит и грозит пальчиком.)

Не видать нигде зайчат, (Разводит руки в стороны.)

Только хвостики торчат!(«Лисичка» хлопает в ладоши, «зайчики» убегают на места)

В: Ну, лисичка, нашла ты зайчат?

Лиса: Сейчас найду. (рассматривает детские работы) А где же они? Ну вот, опять не удалось поймать зайчат. (растроенная уходит) СЛАЙД № 8

В: Ребята, сегодня мы помогли тем, кто нуждался в нашей помощи.

Что мы рисовали? Каким способом?

Лисичка не нашла зайчат. СЛАЙД №9

Вам понравилась наша прогулка в лес? Если понравилась, давайте мы друг другу улыбнемся и подарим хорошее настроение. Ведь хорошее настроение помогает нам быть здоровыми, бодрыми и веселыми.

Используемая литература:

Примерная основная общеобразовательная программа «Детство» (под ред. Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайловой 2011г.);

Рисование с детьми дошкольного возраста (под.ред. Р.Г.Казаковой, 2005г)

«Свидетельство о публикации» Серия А № 0001934 отправлено 11 июня 2013 г. квитанция № 62502659111484

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Главная цель изобразительной деятельности в дошкольном учреждении - научить малышей отражать в рисунке жизненные впечатления. Мир диких и домашних животных с самого раннего детства привлекает ребенка, Ведь, это живые существа со своим характерным внешним обликом, поведением, характером. Иногда с ними даже можно даже поиграть. Трехлетние дети с интересом пытаются изображать разнообразных зверьков, хотя вначале их больше увлекает сам процесс рисования, нежели результат.

Специфика рисования животных во второй младшей группе ДОУ

Организованное приобщение детей к художественному творчеству начинается со второй младшей группы, поскольку одни дети начинают посещение детского сада с ясельной группы, а другие приходят туда только в три года.

Задачи обучения малышей в данной группе не слишком масштабны: основная цель - заинтересовать ребят самим процессом рисования. Они с радостью открывают для себя, что карандаш оставляет след на бумаге. Постепенно воспитатель учит дошкольников замечать сходство между штрихами, линиями и окружающими предметами.

Под руководством педагога со временем у детей возникает потребность не просто проводить линии карандашом и кистью, а что-либо изображать. Вначале это примитивные точки и штрихи, затем появляются зигзаги, очертания и, наконец, простейшие формы.

Воспитатель постоянно обращает внимание малышей на красоту окружающих объектов и предметов - небо с облаками, разноцветные листья, падающие на землю, красивые снежинки, сверкающие на варежке. Особый объект наблюдения - животные, которых дети могут видеть во время прогулки, у многих есть домашние питомцы. Развивающая среда группы обязательно включает в себя картинки и плакаты с их изображением. Все это будет дополнительным стимулом для рисования.

Трехлетние дети закрепляют знание базовых цветов и знакомятся с некоторыми оттенками (серый, розовый, голубой). При рисовании педагог постоянно акцентирует внимание на соответствие подобранной краски реальному цвету предмета или объекта.

Ребята учатся не просто рисовать линии, а перекрещивать их - при этом получаются различные предметы (заборчик, дорожка, платочек в клеточку и пр.). Кроме того, в этом возрасте дети осваивают вращательное движение - таким способом можно нарисовать разноцветные клубочки для кошечки.

Воспитатель подводит ребят к рисованию предметов разной формы. Например, это примитивный зайчик, голову, туловище, лапки и хвостик которого можно изобразить в виде кругов разного размера, а ушки в виде овалов (воспитатель объясняет малышам, что овал - это вытянутый кружок).

Схема для младшей группы

Отметим, что в младшей группе дети еще не способны изобразить животное реалистично. Зачастую рисунки юных художников содержат мало смысла. Задача воспитателя на данном этапе - учить малышей называть предметы и объекты, устанавливать связь между процессом рисования и его результатом.

Изображение животных в этом возрасте - это, как правило, раскрашивание шаблонов, силуэтов, которые предлагает педагог. Это делается с помощью различных традиционных и нетрадиционных (тычком, пальчиком) техник. Еще один вид работы - дорисовывание предмета (например, хвостика у кошки или собачки, колючек у ежика, полосок у зебры и т.д.).

В процессе обучения педагог использует такие методы, как поэтапное объяснение с обязательной демонстрацией рисования на доске. Образец в данной возрастной группе имеет первостепенное значение - малыши не смогут без него изобразить тот или иной предмет. Отметим, что рисунок воспитателя, даже предназначенный для самых маленьких детей, должен быть на достойном эстетическом уровне, не упрощенном до схемы. Образ должен соответствовать реальному предмету или объекту.

Важное значение имеет и индивидуальная работа с детьми. Воспитатель учитывает уровень психического развития малышей (ведь, некоторые из них, особенно, мальчики, в этом возрасте, еще не обладают связной речью) и в соответствии с этим выстраивает работу. В ходе самостоятельной продуктивной деятельности детей педагог постоянно подходит к ребятам и направляет их.

Следует отметить, что рисование животных - это довольно сложный процесс, хотя, несомненно, и очень интересный. И использование в работе только лишь традиционных техник не позволит малышам в полной мере раскрыть свои художественные способности, воображение и фантазию. Поэтому представляется целесообразным включать в занятия с анималистической тематикой элементы нетрадиционного рисования. Например, мохнатую шерстку котенка оптимально передать с помощью тычка полусухой кистью, а белую шубку зайчика можно красиво нарисовать пальчиком.

Используемые материалы и основа

На занятиях рисованием большое значение имеет основа, о которой заранее должен позаботиться воспитатель. Как правило, это обычные литы бумаги формата А4. При рисовании красками основа обязательно тонируется воспитателем в пастельные тона. Если детям предстоит работать с готовым контуром, то он также должен быть затонирован.

Иногда задача дошкольников на занятии - раскрасить не контур, а дополнить раскрашенный рисунок деталями. Например, воспитатель рисует на основе зеленые елочки с белочкой, а задачи детей - нарисовать шишки на дереве. Другой вариант - нарисованный и раскрашенный ежик, на спинке которого ребята изображают красные и желтые яблочки.

Другой вариант работы - раскрашивание или дополнение деталями шаблона в виде какого-то животного. В этом случае педагог заранее делает заготовки (их также можно тонировать, если детям предстоит работа с красками).

Что касается разновидности красок, то в младшей группе обычно используется гуашь, а не акварель. Рисунок в этом случае получается более ярким. Детям не нужно прикладывать много усилий, чтобы получить насыщенный цвет - достаточно просто окунуть смоченную водой кисточку в баночку с краской.

Также ребятам можно предложить карандаши длят рисования на анималистические темы. Это актуально, если дети сами рисуют силуэт животного. Фломастерами в этом возрасте злоупотреблять не стоит, поскольку по сравнению с карандашами, они не дают должного развития мелкой моторики.

Техники и приёмы рисования, которые нужно использовать при рисовании животных

Ключевая цель воспитателя в ходе занятий по изобразительной деятельности в младшей группе - научить малышей правильно обращаться с основными инструментами - кистью и карандашом. Дети должны усвоить, что держать их нужно не всем кулачком, а только пальцами, причем не слишком близко к основанию и не слишком далеко. Нужно отметить, что часто одного показа недостаточно: многие дошкольники не могут воспроизвести нужное положение кисточки или карандаша. В этом случае очень эффективен прием вкладывания инструмента в руку и нужная постановка пальчиков. Ребенок должен почувствовать предмет в своей руке.

Кроме того, воспитатель следит, чтобы малыш не напрягал слишком сильно мышцы и не сжимал пальцы - детская ручка в процессе рисования должна двигаться свободно.

Еще один важный аспект - дети должны учиться набирать краску на кисть: для этого нужно аккуратно обмакнуть ее всем ворсов в баночку, снять лишнюю краску об ее край. Ребята должны усвоить, что перед тем, как набирать краску другого цвета, следует тщательно промыть инструмент и осушить его с помощью салфетки или мягкой тряпочки.

Используемые дополнительные виды изобразительной деятельности, уместность индивидуального подхода

Чтобы дополнительно заинтересовать воспитанников младшей группы процессом рисования животных, воспитатель может включать в занятие дополнительные виды изобразительной деятельности. Например, глазки животному можно вылепить из пластилина - маленькие шарики ребенок вдавливает на нарисованную мордочку котенка, ежика или зайчика. Таким же образом можно слепить забавный объемный носик.

Что касается аппликативных деталей, то их заранее подготавливает воспитатель. Например, малышам предлагается зеленая елочка, но которой они должны нарисовать шишки и наклеить белочку. Другой вариант - изобразить колючки на спинке ежика и наклеить на него бумажные яблочки. Такая разноплановая работа, без сомнения, вызовет у детей интерес.

Таким способом можно индивидуализировать задания по сложности в соответствии с уровнем развития детей. Малышам, которые хорошо и быстро справляются с основным заданием, можно предложить дополнительную работу - изобразить солнышко (или вылепить его из пластилина). Раскрашенному котенку можно нарисовать коврик.

Конкретные варианты композиций (в том числе коллективных) в рамках темы

Рисование животных и предметов, связанных с этой тематикой, целесообразно предлагать малышам младшей группы после изучения соответствующих тем на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Кроме того, такая работа может быть связана с развитием речи - выполняться после прочтения сказок, стихотворений, потешек на данную тему. Например, после знакомства со сказкой «Три медведя» или «Маша и медведь» дети могут нарисовать Косолапого Мишку или избушку медведей.

Чтение детям потешки «Сидит белка на тележке…» станет поводом нарисовать эту рыжую пушистую красавицу (композиция «Белочка», «Орешки для белки», Шишки для белочки»). А после прочтения воспитателем потешки Кисонька-мурысенька» ребята с энтузиазмом нарисуют кошку (как вариация «Котенок», «Клубочки для котят»).

Предложим также следующие варианты работы на анималистическую тему: «Ежик», «Иголки для ежика», «Оденем ежика» (малыши изображают на силуэте иголки), «Яблоки для ежика» (раскрашенному ежику дорисовываются яблочки на спинке), «Зайчик», «Морковка для зайчика» (силуэту зайца добавляются недостающие детали, например, уши, хвостик и «вкладывается» в лапы морковка), «Зебра» (дорисовываются полоски на всем теле).

Что касается коллективной работы, то в младшей группе она предлагается детям относительно редко. Как вариант - воспитатель рисует на основе большого ежика, а малыши по очереди рисуют ему на спинке яблочки, выбирая их цвет самостоятельно (красные, желтые или зеленые).

Варианты мотивирующего начала занятия: рассматривание игрушек, картинок, беседа по вопросам, сказка, потешка, стихотворение о животных и прочее

Воспитанники младшей группы еще практически не отделяют занятие от игровой деятельности. Поэтому чтобы максимально заинтересовать ребенка изобразительной деятельностью, воспитатель должен продумать яркое эмоциональное начало занятия, из которого будет происходить мотивация для рисования. Идеальный вариант, если мотивация идет из сказочного сюжета. Сказка - это всегда ожидание волшебства. Когда «оживают» игрушки или знакомые предметы, дети воспринимают это живо и эмоционально. Положительные эмоции вызывают у них желание рисовать.

Замечательный прием, который всегда безотказно действует на детей, - просьба о помощи, с которой обращается персонаж (игрушка). Дети, как правило, бывают очень довольны, что могут помочь герою, осознают свою значимость.

Также хорошо работает прием, который можно обозначить, как «научи меня». Он основан на стремлении малыша ощутить себя знающим и умеющим. Например, воспитатель сообщает детям, что кошка хочет поиграть с клубочком, но не знает, как его нарисовать. Или бельчонок хочет найти в лесу шишку, но не знает, как она выглядит.

Рассмотрим подробнее конкретные примеры мотивирующего начала занятий по рисованию на анималистические темы. Воспитатель сообщает ребятам, что она умеет творить чудеса и может превратить их в маленьких котят, а сама она станет мамой-кошкой. Дети показывают, где у котят ушки, глазки, носик, какие у них усы. Затем педагог просит малышей помяукать, походить мягко и неслышно, как кошечки. После этого детям предлагается нарисовать котенку пушистую шерстку, ведь, скоро наступит зима и без теплой шубки будет холодно.

Воспитатель предлагает малышам превратиться в маленьких котят

На другом занятии (лучше провести его зимой) к ребятам приходит игрушечный медведь. Воспитатель удивляется, почем он не спит у себя в берлоге. Оказывается, мишка проснулся и не может заснуть. А поиграть ему не с кем. Он просит детей нарисовать ему мохнатых друзей.

Тему еще одного занятия, связанного с медведем, – «Любимая полянка». В группу снова приходит игрушечный мишка. Воспитатель рассказывает, что у него в лесу, в избушке, есть мебель (диван, кресло, столик, стульчики). Идет обсуждение на тему: для чего нужна мебель и из чего ее делают. Педагог предлагает сделать мишке подарок - нарисовать для его домика картину – «Любимая полянка».

Мягкая игрушка

В гости к ребятам может прийти белочка, которая очень расстроена - ее напугали собаки. Убегая от них, она растеряла все шишки. А ведь, белочка несла их своим сестричкам. Воспитатель предлагает ей посидеть отдохнуть, а дети тем временем нарисуют шишки для белочки (раскрасят силуэт белочки и нарисуют рядом с ней шишку), чтобы она могла угостить всех своих друзей в лесу.

Мягкая игрушка

Можно провести занятие на тему Зебра» (малыши будут рисовать характерные полоски на силуэте этого животного). Мотивация к такой работе может быть следующая: перед детьми появляется доктор Айболит. Он сообщает, что прилетел из Африки, где случилась беда - после волшебного дождя все полоски у зебр смылись и животные стали белыми. Помочь этому могут только ребята - раскрасить зебр. Такое занятие может иметь еще и дополнительное познавательное значение - воспитатель предлагает дошкольникам сравнить зебру и лошадку.

Отметим, что игрушку, которая используется для сюрпризного момента, детям захочется поближе посмотреть, потрогать руками. Воспитатель должен предоставить им такую возможность.

Что касается рисования зебры, то можно начать его с чтения малышам забавной сказки. В «Сказке про то, как зебра стала полосатой» (автор Ирис Ревю) повествуется, что давным-давно у этого животного не было никаких полосок. Шкура у зебры была просто светлой. Но ей не нравился такой наряд. Она грустила и не знала, у кого бы попросить краски. Солнышко пожалело ее, но у него была только лишь желтая краска. Оно стало посылать зебре свои лучики - на этих местах возникали желтые полоски. Когда же наступила ночь, желтые полоски почернели и остались такими навсегда. И зебре такой наряд очень даже понравился.

После знакомства со сказкой педагог закрепляет ее содержание вопросами и подводит малышей к пониманию главной идеи произведения - желания, даже самые невероятные, могут сбываться. Всегда нужно верить в свою мечту, и тогда она может осуществиться. После этого детям предлагаются силуэты зебр, и они, как и солнышко, исполняют их желание - раскрашивают черными полосками.

Данное фото можно использовать в качестве иллюстрации к сказке Ирис Ревю

Для рисования каждого животного при желании можно подобрать соответствующую сказку. Например, перед изображением ежика стоит прочитать детям белорусскую народную сказку «Пых».

Иллюстрация к белорусской народной сказке

Мотивацию также можно почерпнуть из стихотворений. Например, знаменитые строки А. Барто «Уронили мишку на пол» или «Мишка косолапый по лесу идет…» А. Усачева.

В соответствии с темой занятия подбираются физкульминутки, которые очень любят дети младшего дошкольного возраста. Приведем следующие примеры:

«Зайчики»

«Как у нашей кошки»

«Медведь по лесу бродит»

Рисование во второй младшей группе домашних и диких животных: конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Зинченко И. «Пушистый котёнок»
(рисование тычком)

Образовательные задачи : познакомить с техникой рисования тычком с использованием сухой кисти, учить передавать отличительные особенности котенка.
Развивающие задачи : развивать творческие способности, усидчивость, аккуратность при работе с гуашевыми красками.
Воспитательные задачи : воспитывать интерес и бережное отношение к животным, умение замечать красоту окружающего мира, желание помочь ближнему.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: игрушечная кошка.
Раздаточный материал: листы белой бумаги с контурным изображением котенка согласно количеству детей, гуашь (черный, коричневый, серый и оранжевый цвет), стаканчики-непроливайки, кисточки с жесткой щетиной, подставки под них.
Ход занятия:
В группу к ребятам приходит игрушечная кошечка. Дети рассматривают ее, любуются ее белой пушистой шерсткой, гладят.
Воспитатель предлагает ребятам самим превратиться в маленьких котят и проводит с ними физкультминутку:

  • Котя - котенька - коток, /ходьба на носочках с
    Котя - серенький лобок. вытянутыми лапками/
    Хвостик пушистый, /поворот вокруг себя/
    Глазок золотистый. /прямыми ладошками прикрыть глаза/
    Как у котика-кота /ходьба на носочках/
    Шубка очень хороша. /руки в стороны/
    Как у котика усы /показать длинные усы/
    Удивительной красы.
    Спинка серенькая, /выпрямили спинку/
    Грудка беленькая, /дотронуться до груди/
    Лапки крепкие, /сжать кулачки/
    Когти цепкие. /поймать мышку/

Котята снова «превращаются» в детей. Кошечка обращается к ним с просьбой: нарисовать ее котятам мохнатую шерстку, чтобы им не было холодно зимой.
Педагог сообщает малышам, что рисовать они будут жесткой кисточкой, предлагает взять ее в руки, потрогать. Кисть нужно держать вертикально, ближе к «юбочке». Детям предоставляется право выбрать окраску своего котенка - серую, рыжую или черную.
Воспитатель демонстрирует на доске процесс рисования шерстки на готовом силуэте котенка.


Выставка работ. Кошечка очень довольна (теперь котятки зимой не замерзнут) и говорит ребятам «спасибо».

Иванова Э. «А у зебры есть полосочки везде»
(рисование гуашью)

К ребятам приезжает доктор Айболит и приглашает их в жаркие страны. Дет отгадывают загадки про африканских животных:

  • Он высокий, угадали,
  • И не раз мы называли.
  • Пятнышки большие на нем есть,
  • И узнает каждый его здесь.
  • У этой лошадки
  • Одёжка в полоску.
  • Похожа одёжка её
  • На матроску.

Затем ребята закрывают глазка, садятся на ковер-самолет (обычный ковер) и
«летят» в Африку. На доске вывешены картинки с изображением животных.
Проводится физкульминутка «Зебра полосатая»

  • Я - зебра полосатая, (Проводим правой и левой рукой по туловищу.)
  • Скачу, скачу, скачу! (Подскоки.)
  • В саванне я с копытами
  • Стучу, стучу, стучу! (Топаем ногами.)
  • Жую траву сухую я, (Наклоны головы вниз.)
  • А после много пью. (Ладонь делаем ковшиком и подносим ко рту.)
  • Лягаю разных хищников (Правой и левой ногой совершаем попеременные
  • движения назад.)
  • И отдыхаю, сплю. (Закрываем глаза и кладем руки под щеку.)

Доктор Айболит обращает внимание, что зебра на картинке без полосок - их смыл волшебный дождь. А помочь зебре могут только ребята - нарисовать ей новые черные полосочки.

Педагог демонстрирует приемы изображения полосок.
Самостоятельная деятельность детей.
Выход из сказки: дошкольники с Айболитом снова садятся на ковер-самолет и прилетают в группу. Айболит прощается с ними.

Марченко О.И. «Оденем ежика»
(рисование фломастером)

В гости к малышам приходит ежик из леса. Воспитатель беседует с детьми, спрашивает, кто из ребят видел живого ежа, зачем ему нужны колючки.
Проводится физкульминутка «Ежик и барабан»

  • С барабаном ходит ежик, - Маршировать по кругу, изображая руками игру на барабане.
    Бум-бум-бум!
    Целый день играет ежик,
    Бум-бум-бум!
    С барабаном за плечами - Ходьба по кругу, руки за спину.
    Бум-бум-бум!
    Ежик в сад забрел случайно,
    Бум-бум-бум!
    Очень яблоки любил он, - То одной, то другой рукой поднести ко рту воображаемое яблоко.
    Бум-бум-бум!
    Барабан в саду забыл он- Остановиться, развести руки.
    Бум-бум-бум!
    Ночью яблоки срывались - Попрыгать на месте, руки на поясе
    Бум-бум-бум!
    И удары раздавались - Попрыгать на месте, хлопая в ладоши.
    Бум-бум-бум!
    Зайцы здорово струхнули - Сделать «ушки» из ладошек
    Бум-бум-бум!
    Глаз до зорьки не сомкнули - Медленно присесть и посидеть, закрыв глаза руками.
    Бум-бум-бум!

Педагог предлагает детям «одеть ежика» - нарисовать на его спинке иголки с помощью фломастера. Демонстрирует процесс изображения.
Дети рисуют самостоятельно, а затем рассматривают рисунки друг друга.

Алексеева Ф.Ш. «Ушастый заяц»
Воспитатель предлагает малышам отправиться в зимний лес на лыжах. Дети имитируют процесс надевания лыж и идут. На снегу (бумаге, которая лежит на полу) они замечают чьи-то следы. С помощью педагога ребята определяют, что они принадлежат лисице, зайчику, волку и птичкам.
Дети отгадывают загадку про зайца. Появляется грустный зайчик, о шепчет воспитателю на ушко, что ему скучно одному играть. Педагог и дети предлагают нарисовать ему множество друзей.
Обговаривается, какого цвета у этого животного шубка зимой, какие у него есть части тела.
Воспитатель показывает детям процесс рисования зайца белой краской с помощью жесткой кисточки. Изображение начинается с самой большой части - туловища, затем рисуется голова, ушки, хвостик, лапки. Дети догадываются, что не хватает глазок, носика и усов - их нужно нарисовать обычной кисточкой.
Проводится физкульминутка «Зайцы»
  • Скачут, скачут во лесочке
    Зайцы - серые клубочки
    Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.
    Прыг - скок, прыг - скок –
    Встал зайчонок на пенек
    Прыжки вперед - назад
    Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
    Раз! Шагают все на месте. Шагают
    Два! Руками машут вместе. Машут руками
    Три! Присели, дружно встали. Приседание
    Все за ушком почесали. Выполняют движение
    На четыре потянулись. Потянулись
    Пять! Прогнулись и нагнулись. Наклоны
    Шесть! Все встали снова в ряд,
    Зашагали как отряд. Шагают

Дети рисуют самостоятельно. Зайчик очень сильно радуется, что обрел новых друзей, и прощается с малышами.
Выход из сказочной ситуации - дети снова «надевают» лыжи и возвращаются из леса в группу.

Примеры готовых работ воспитанников детского сада с комментариями

Использование различных техник (привычных и нетрадиционных) развивает творческую фантазию детей и мелкую моторику. Работы получаются разнообразными и оригинальными. Так, рисование тычком с помощью жесткой кисти идеально передает мохнатую шкуру медведя (рисунок «Мишка косолапый»), переливающуюся на зименм фоне белоснежную шубку зайчика («Зайчишка беленький» и пушистую шерстку кошки («Рыжий кот»).

На высоком уровне выполнены работы «Мишутка» - фигуру медведя воспитанники младшей группы изображали самостоятельно с помощью только простого карандаша. Мелкая штриховка по контуру передает структуру шкуры медведя. Вполне реалистично нарисована мордочка зверя.

При выполнении композиции «Котенок» дети самостоятельно выбирали цвет животного. На фоне многочисленных рыжих домашних питомцев очень эффектно смотрится черный котенок.

Аккуратно нарисованы шишки на рисунках «Шишечки для белочки» (малыши дополняли изображение елки и белочки.

Конспект ООД во 2 младшей группе

Рисование красками «Заборчик для зайчика»

Цель : учить детей рисовать заборчик , состоящий из сочетания длинных и коротких линий. Закреплять умение проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии всем ворсом кисточки без отрыва от альбомного листа сверху вниз и слева направо. Учить пересказывать сказку, опираясь на изображения героев. Развивать речь, мышление детей. Воспитывать заботливое и внимательное отношение к зайчику , желание ему помочь.

Предварительная работа: чтение сказки «Заюшкина избушка», обыгрывание сказки с помощью картинок на фланелеграфе.

Демонстрационный материал : мольберт, картинки - герои сказки "Заюшкина избушка" (заяц, лиса, собака, волк, медведь и петух). Игрушка лиса.

Раздаточный материал : 1/2 альбомного листа с наклеенным зайцем в домике, гуашь , кисть, баночка с водой, салфетка для кисточки.

Ход занятия :

Воспитатель: Ребята, отгадайте, о какой сказке эта загадка?

В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок.

Дети: «Заюшкина избушка».

Затем воспитатель предлагает вспомнить сказку, опираясь на картинки героев, используя фланелеграф.

Проводится пальчиковая игра «Жил-был зайчик»

Жил был зайчик (хлопают в ладоши)

Длинные ушки (три пальца в кулак, указательный и средний - ушки).

Отморозил зайчик (сжимают и разжимают пальцы обеих рук)

Носик на опушке ( трут нос).

Отморозил носик (сжимают и разжимают пальцы обеих рук),

Отморозил хвостик (гладят кобчик)

И поехал греться (крутят руль)

К ребятишкам в гости.

Там тепло и тихо (разжимают кулаки обеих рук),

Волка нет (хлопают в ладоши),

И дают морковку на обед ( поглаживают живот ладонью ведущей руки по часовой стрелке).

Воспитатель: Ребята давайте поможем зайчику , чтобы лиса больше не забралась к нему в избушку. Чем можно огородить домик, чтобы лиса не смогла к нему подойти?

Дети: Забором.

Воспитатель: А каким должен быть забор: высоким или низким? Длинным или коротким?

Мы с вами нарисуем заборчик, используя кисточку и гуашь.

Сначала проведем две длинные линии слева направо. Обмакнув ворсинки кисточки в гуашь, мы будем вести кисточку всем ворсом от домика до края листа. Затем, вновь набрав гуашь, проведем много коротких линий сверху вниз. Так заборчик получится крепким и надежным.

Дети рисуют 2 длинные горизонтальные линии, а затем перпендикулярно к ним короткие линии - штакетины.

После того, как дети закончат рисовать, приходит лиса и говорит, что ей теперь не получится пробраться к домику зайчика. Она решает уйти в другую сказку.

Конспект открытого занятия по рисованию нетрадиционными способами во второй младшей группе «Пушистый зайчик»

Конспект занятия по рисованию

во второй младшей группе

Подготовила: Орлова Т.В

Тема: «Пушистый зайчик»

Программное содержание:

Продолжать формировать у детей умение рисовать предметы круглой формы от пятна;

Продолжать формировать умение сочетать несколько однородных форм разных по размеру, объединять их, согласно замыслу;

Закрепить умение правильно держать кисточку;

Знать и называть белый цвет;

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционным способом.

Материалы к занятию: тонированные листы (А5) по числу детей, кисти для клея, клей ПВА, манка, игрушка – зайчик.

Ход занятия:

1. Игровая мотивация.

Здравствуйте ребята! Угадайте, кто к нам пришёл?

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Грызёт морковку.

(Это зайчик)

Правильно! Это наш пушистый зайчик!

2. Рассматривание белого пушистого зайчика.

Посмотрите, какой зайчик?

Красивый

Пушистый

Из каких частей он состоит?

Туловище - большой кружочек, голова – маленький кружочек, длинные ушки, короткий хвост – точечка.

А ещё он весёлый. Почему? (Потому что пришел к нам в гости)

Да, и мне кажется, что он любит, когда вокруг него много друзей. Давайте вместе нарисуем ему друзей – таких же зайчиков и тоже пушистых.

3. Показ действий.

Подходите все к столу. Я покажу, как можно нарисовать пушистого зайца.

Дети подходят к отдельно стоящему столу. Воспитатель показывает последовательность действий.

Сначала рисуем зайчика. Как?

Сначала рисуем большой кружочек: ставим точечку и раскручиваем её.

Потом сбоку рисуем ещё один кружок, маленький: так же ставим точечку, раскручиваем – нарисовали кружок поменьше. Это голова.

Ушки – два штриха, хвостик – точечка.

Теперь возьмём крупу и сделаем зайчика пушистым. Делаем аккуратно, чтобы получились красивые зайчики. Насыпаем крупу, накрываем белым листочком, прижимаем ладошками, ссыпаем крупу обратно в тарелочку. Вот какой белый, пушистый зайка получился. Глазик, носик – и готово!

Садитесь на свои места.

Дети садятся на места.

4. Пальчиковая гимнастика.

Но прежде чем будем рисовать, разомнем пальчики.

Сидит зайка косой

Под высокой сосной.

Под другою сосной

Сидит зайка другой.

5. Руководство действиями.

Раз мы рисуем кисточкой, вспомним советы Королевы Кисточки:

Кисточку держим тремя пальцами;

Держим за железным наконечником;

Лишнюю капельку снимаем о край.

В руки кисточки возьмём, рисовать сейчас начнём.

Нарисуйте кружочек в воздухе, на бумаге сухой кисточкой.

6. Самостоятельная работа детей.

7. Итог занятия.

Смотрите ребята, сколько друзей зайчику мы нарисовали. Он очень рад и благодарит вас за то, что вы помогли ему обрести новых друзей.

А давайте поиграем в игру «Зайка, заинька сидит».

Конспект разработан для детей II младшей группы с учётом ФГОС. В игровой форме ребята закрепляют знания о жизни диких животных в зимнее время и осваивают технику рисования тычком жёсткой кисти. Материал рекомендован воспитателям ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Конспект непосредственной образовательной деятельности.

Нетрадиционная техника рисования во второй младшей группе

Тема «Зайчик»

Цель: закрепление знаний и представлений детей об изменении окраса зайца в зимний период, освоение техники рисования тычком полужесткой кистью

Задачи:

Образовательные:

  • Упражнять в технике рисования тычком полужесткой кистью.
  • Закреплять знания детей о жизни диких животных зимой.

Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику рук и пальцев, через пальчиковую гимнастику и рисование способом тычка.
  • Обогащать словарь детей и развивать умение описывать животного используя прилагательные.
  • Умение пользоваться кисточкой, рисовать способам тычка, держа кисточку вертикально, делать тычки внутри контура.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей доброе отношение к игровым персонажам, вызывать желание помогать им.
  • Воспитывать доброе отношение к лесным жителям.
  • Способствовать проявлению самостоятельности, уверенности, аккуратности в работе с красками.
  • Воспитывать чувство радости к результату своего труда.

Интегрируемые образовательные области: «Познание»,«Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура».

Материалы и оборудование:

  • слайдовая презентация «Зайчик»
  • краски (гуашь)
  • кисти с жесткой щетиной
  • бумага тонированная с силуэтом зайца
  • тарелочки под краску

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных.
  • Игры с игрушками животных
  • Загадывание и разгадывание загадок.
  • Беседы о диких животных.
  • Д/игра «Кто, как зимует?», «Кто, где живет?»
  • П/игра «Зайка беленький сидит».

Ход НОД:

1.Организационный момент.

Психогимнастика «Назови себя ласково».

2.Воспитатель: «Ой! Что за хатка невеличка?

Из овчинки рукавичка!

Плачет кто-то.

Слышу я!

Не помочь ли, нам, друзья?»

В.: – «Кто же может плакать там?» (Ответы детей)

(Из рукавички достается зайчик.)

В.: – «Ребята, кто это?

Давайте спросим, почему он плачет?»

Зайчонок: – «Я маленький, я еще глупенький, много не знаю, часто забываю, маму не слушался, убежал от нее и заблудился. Пожалуйста, помогите мне найти мою маму.»

В.: –«Ребята, хотите помочь зайчонку? Как же нам это сделать?»

(Ответы детей...)

В.: –«Присаживайтесь на подушечки.» (Дети садятся)

В.: –«Где зайчонок со своей мамой живут?» (Ответы детей...)

В.: «Мои милые друзья,

Вам секрет открою я:

У каждого зверя, зверька и зверюшки

В лесу есть своя под небом избушка.»

(Выставляется картина, с изображением зимнего леса и «домами» животных.

В.: - Да, у каждого есть дом, всем тепло, уютно в нем, да еще если мамочка рядом!

- «А кто у зайчонка мама?»

- «Расскажите, какая она: белая или серая?

А уши короткие?

А хвост тоже длинный?»

Давайте заглянем в «домики» животных, поищем маму зайчонка.

Дети открывают «домики» и находят зайчиху.

Зайчик.: – «Да, да! Это она! Вот спасибо, побегу!»

3. Пальчиковая гимнастика «Зайка»

Скачет зайка маленький показываем зайку

Около завалинки. Показываем «лавочку» складывая руки перед собой

Быстро скачет зайка показываем зайку

Ты его поймай-ка покрутить кистями рук

Мчится без оглядки хлопаем в ладоши

Лишь сверкают пятки

Мчится что есть духу руки сцепляем в замок и шевелим пальцами

Хвост короче уха ударяем кулачками друг о друга

Живо угадай-ка: хлопаем в ладоши

Кто же это?

Зайка. показываем зайку

Зайчик прыг, зайчик скок, показываем зайку. Сгибаем и разгибаем пальчики.

Спрятался он под кусток. Кулачок обнимаем ладошкой. Прячем.

Под кусточком – молчком, грозим пальчиком

Только ушки торчком. показываем зайку

В: -Какие вы умницы,помогли зайчику найти свою маму. А чтобы ему было с кем поиграть, предлагаю нарисовать зайчат – друзей.

4.Воспитатель предлагает нарисовать шубку методом тычка.

Дети сначала обводят контур зайчика пальцем, затем выполняют тычки кисточкой с жесткой щетиной без краски по контуру. Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части, кисточка ставится вертикально листу бумаги и сверху опускается вниз, ритмично повторяются движения. Предложит детям начать самостоятельно рисовать тычками. Сначала по контуру, делая тычки рядом друг с другом, не оставляя промежутка между тычками. Затем произвольными тычками закрашивать поверхность внутри контура зайца. Теперь, немножко подождем, когда высохнет шубка, что бы нарисовать глазки и носик зайке. А пока краска сохнет, мы поиграем. Выходите из-за своих столов.