Психическое здоровье – база полноценного развития

Учитель-логопед МБДОУ д/с № 8 «Сказка» г. Минеральные Воды
Шестакова Светлана Александровна
Оригинал статьи в формате MS Word скачать

Важнейшим элементом среды, определяющим характер развития человека, выступает свобода . До недавнего времени это сложное явление в педагогике, в психологии никак не рассматривалось. Потребность в свободе специалисты называют одной из исходных человеческих потребностей. Свобода , на обыденном языке, предполагает ослабление управления, ослабление контроля и давления и предоставление человеку ответственности за свой выбор, возможности реализовать свой творческий потенциал. Иными словами свобода подразумевает, что кто – то сам контролирует свои выбор, решения, действия. Ощущение, что внешние факторы играют незначительную роль в поведении человека. Обстоятельства, которые создают для ребенка ощущения бессилия, пустоты и беспомощности, способствуют развитию у него жестокости и садизма. К таким обстоятельствам Фромм относит все, что вызывает страх. Напомним, страх – это эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула. Это может быть "авторитарное" наказание, оно "не имеет строгой формы" и не связано с тем или иным проступком, а произвольно определяется по усмотрению "власть имущего". В зависимости от индивидуальных особенностей страх перед наказанием может стать доминирующим мотивом в жизни ребенка, что приводит к утрате им чувства собственного достоинства.

Другое важное обстоятельство, приводящее к утрате жизненных сил, может быть связано с ситуацией душевного обнищания – ребенок живет в безрадостной атмосфере черствости и душевной глухоты. Отсутствие эмоционального тепла, участия, любви вызывает чувство отчаяния и полного бессилия, которое может стать причиной его жестокости.

Немаловажным фактором, вызывающим нарушения личностного развития, являются характер, ценности, нормы, ориентиры, смыслы той социальной группы (семья, школа), частью которого является ребенок.

Карен Хорни (известная американская психоаналитик) в своих аспектах полагает, что в развитии личности человека доминирует влияние социального окружения. Главное понятие К. Хорни – "основная тревога", которая понимается, как "чувство изоляции и беспомощности ребенка в потенциально враждебном мире". Это чувство небезопасности может быть порождением многих вредных факторов: безразличия, недостатка уважения к индивидуальным потребностям ребенка, недостатка теплоты, понимания, слишком большого восхищения или его полного отсутствия, понуждения принимать чью-то сторону в родительских ссорах, слишком большой или наоборот слишком малой ответственности, изоляция от других людей (детей), несправедливости, невыполнения обещаний и многое другое.

Эти факторы становятся основой развития тревоги ребенка. Чтобы преодолеть это состояние, может прибегнуть к разным стратегиям. Он может становится враждебным и хотеть расплатится с теми, кто отвергал его или плохо относился к нему. А может быть наоборот послушным, смирным, чтобы вернуть к себе расположение и вернуть потерянную любовь. Чтобы компенсировать чувство неполноценности у ребенка может развиваться неадекватный, нереалистический образ самого себя. Он может подкупить других или пользоваться угрозами, чтобы получить уважение и любовь. Он может "застрять" на жалости к себе, чтобы вызывать сочувствие. Ребенок может искать власти над другими. Любая из этих стратегий характеризуется наличием конфликта, который при нормальном развитии решается естественным, или неестественным, иррациональным способом, при нарушении развитии (агрессия, замкнутость, недисциплинарность).

Проблемам развития ребенка, эмоциональным нарушениям, нарушениям поведения посвящается множество работ отечественных и зарубежных ученых (А.И. Захаров, М. Раттер, А.Е. Личко и др.). Собранный фактический материал позволяет понять механизмы и причины нарушений.

Нарушения в развитии ребенка связаны с неблагоприятными событиями в детстве ребенка.Это семейные конфликты, недостаток эмоционального тепла, любви, отзывчивости. Отношения в семье значимы не только в детстве, но и в более поздние периоды жизни, дефицит общении, деформация значимых отношений личности, образующих целостную систему, обусловливают развитие личности по невротическому типу (В. Н, Мясищев).

Потребность в эмоциональном общении с окружающими, с родителями особенно актуально в детстве. К 4 – 5 г. эмоциональное развитие ребенка достигает своего максимума. Нарушение эмоционального контакта с родителями и прежде всего с матерью, вызывают значительные психологические проблемы в развитии ребенка. Так, основой невроза является недостаток искренних, доверительных - теплых и непосредственно – эмоциональных отношений родителей с детьми. Отсутствие эмоциональной поддержки, любви признания в семье вызывает у ребенка страх одиночества, ощущение изолированности, забитости и ненужности. Острая потребность в признании – это одновременно и потребность в самоутверждении. Ребенок нуждается в раскрытии своего Я, поддержке и любящем отношении. Недостаточность любви может компенсироваться страхами, капризами. Отсюда формируется замкнутость, недоверие к окружающим.

Американский психотерапевт К. Роджерс на основании значительного клинического опыта пришел к убеждению, что в соц. Окружении содержатся условия для формирования "полноценно функционирующего человека". Психически здоровый человек, который способен слышать себя, переживая то, что в нем происходит. Он способен осознавать свои чувства и жить ими не прибегая к защитным реакциям. Самое главное – создание таких человеческих взаимоотношений, которые конкретный человек мог бы использовать для своего личностного развития .

Роджерсом выделяется 2 потребности:

· В позитивном отношении

· Самоотношении

Первая возникает вследствие любви и заботы о ребенке, вторая формируется при положительном отношении окружения.

Оценки со стороны окружающих, особенно в детстве могут искажать внутренние переживания человека. Ребенок на основе положительных или отрицательных оценок его поведения взрослыми старается быть тем, что он есть. Внешние оценки ведут к искажению самоотношений ребенка, что ведет к искажению "Я" (замкнутость, агрессия, конфликтность, тревожность, нарушение общения)

И чтобы этого избежать Роджерсом был разработан метод психотерапии – клиентцентрированной терапии . Основа – создание помогающих отношений, которые актуализируют у человека способность к самоизменению и саморазвитию. Этот метод применим ко всем отношениям с людьми. Создание терапевтических, помогающих отношений возможно при реализации 3 важных условий:

1. откровенность, искренность, правдивость отношений с человеком.

2. Безусловное принятие человека. Принятие предполагает не только уважение и теплые чувства, но и веру в положительные изменения в человеке, в его развитии. Ребенок нуждается в положительном отношении к себе. Взрослые же стремятся оценивать, одобрять или неодобрять чувства и поведение ребенка. Чтобы быть хорошим ребенок стремится подстраиваться к оценке взрослого, что приводит к искажению "Я – концепции", и к дальнейшей незрелости человека, который ориентируется только на внешние оценки. Безусловное принятие ребенка не означает отсутствие ограничений, дисциплины и отрицательных отношений к его поступку. Однако они должны высказываться не в виде отрицательной оценке личности человека, а в виде субъективных отношений к данному "здесь" и "теперь" событию.

Необходимо, безусловно, принимать не только других, но и себя. Это означает восприятие себя таким образом, что все твои качества нормальны и ни одно из них не является более стоящим, чем другое, т.е. если человек ценит только свои достоинства, оцененные или одобренные другими, появляется тревога, ухудшается психическое здоровье.

3. Эмпатическое понимание (эмпатия – это сопереживание, эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого). Оно включает в себя проникновение в чувства и мысли человека, умение видеть проблему с его позиций, встать на его место. Это понимание вместе с человеком, а не понимание о нем.

Модели поведения значимых людей (родители, учителя, кумиры) становятся основой поведения не только приобретения привычек, но и выработки способов разрешения конфликтов, жизненных проблем. Особенно важны модели родительских поведений (ребенок приобретает стиль реагирования аналогичный родительскому). То же характерно для межличностных отношений. Дети осваивают те же отношения, которые наблюдают в семье (родители учат правилам, а сами их не соблюдают). Вместе с тем дети не всегда принимают модели поведения и взгляды родителей. И это зависит от других людей и от отношений с родителями. Если отношения плохие или дети видят, что поведение родителей приводит лишь к новым трудностями неудачам, они могут отвергать родительские нормы.

Дисциплинарные требования , характер наказаний и поощрений не менее важны для "хорошего" или "плохого" поведения. Пагубно то положение, когда ребенок привыкает ориентироваться на внешний контроль – у него отсутствует собственная система ценностей, с помощью которой он может регулировать свое поведение вне зависимости от поощрений или наказаний со стороны других людей. Поэтому надо обсуждать с ребенком мотивы поступков и привлекать его к выработке внутрисемейных норм поведения.

Жестокие ограничения и гиперопека также негативно сказываются на ребенке. Основательная характеристика последствия этого фактора для становления характера дана известным рус. педагогом, психологом, врачом – П. Ф. Лесгафтом.

Разлука с родителями , жизнь в дали от семьи, потеря одного из родителей, ссоры в семье могут стать причиной нарушения поведения и эмоц. расстройств, детских неврозов (дет. психиатр А. И. Захаров)

Асоциальное, криминальное поведение родителей приводит к формированию нарушения поведений у детей (ссоры, драки, отчужденность создают атмосферу, в которой с большей вероятностью возникает нарушение поведения, особенно у мальчиков). Часто агрессивное поведение родителей становится моделью поведения для ребенка

Скудность, монотонность окружающей среды, ее ограниченность может приводить к глубоким задержкам психического развития ребенка, тормозить его интеллектуальное развитие и вызывать нарушение поведения.

Организация: Детcкий сад №1

Населенный пункт: Воронежская область, пгт Грибановский

Сегодня общество и государство перед современным детским садом ставит множество задач. Одной из них является – полноценное развитие личности ребенка. Но достичь выполнения этой задачи без взаимодействия с семьей – невозможно. Да и детскому саду, сегодня, трудно обойтись без поддержки родителей, без их участия. В свою очередь, полноценное развитие ребенка, правильное и хорошее его воспитание возможно лишь при тесном сотрудничестве родителей с образовательной организацией. Из практики видно, что вовлечение семьи в воспитательно – образовательный процесс способствует улучшению эмоционального самочувствия детей, обогащению воспитательного опыта родителей и повышению родительско – педагогической компетенции.

Каждый педагог должен начинать свою работу с налаживания доверительных отношений с родителями. Только совместными усилиями можно воспитать человека, который имеет жажду к знаниям, умеет радоваться жизни и сочувствовать другому, человека, который может всё!

Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности воспитателей, родителей и детей. При этом целью, как для семьи, так и для общества, должно быть развитие личности ребёнка.

Существует немало форм организации и проведения совместного досуга воспитателя и родителей. Одной из таких форм является проведение в детском саду конкурсов, развлечений совместно с родителями. Организация совместных мероприятий – хорошее направление деятельности для работы с родителями. Когда родители видят, как и чем живет ребенок в группе, то они, начинают лучше понимать своего ребенка, видят проблемы, с которыми он сталкивается, замечают и гордятся его успехами. Все эти нюансы в повседневной жизни в домашнем быту не видны. Современная жизнь превратилась в постоянную спешку, в «погоню», внимание родителей акцентировано на том, где и как заработать как можно больше денег. После тяжелого рабочего дня, они хотят посидеть в тишине и спокойствии, и немного отдохнуть и отвлечься от насущных проблем. Тем самым почти полностью исключая возможность к совместному благоприятному времяпровождению со своим ребенком. Они не хотят вместе с ребенком рисовать, конструировать и мастерить, читать книги, смотреть мультфильмы. А вместо этого отводят своих детей в кружки, вместо того, чтобы побыть с ними вместе, узнать об их интересах и переживаниях. Из этого вытекает другая проблема - дети не видят, какими знаниями, умениями и навыками обладают их родители. Наша задача, как педагога, грамотно и интересно организовать совместное дело для детей и родителей. Обязательным условием организации таких встреч должно быть то, чтобы дети и родители ушли с мероприятия с хорошим настроением.

При организации досуга вместе с родителями всегда можно предоставить такую возможность как совместное решение логических задач или выполнение задания, требующего выработки совместной тактики. При таком варианте у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаться друг у друга интересным навыкам. А так же у родителей есть возможность увидеть своего ребенка в другой стороны, порадоваться его успехами и помочь выйти из сложной ситуации.

В каждом детском саду традиционно отмечают Праздник Осени, День Матери, Новый год, 8 Марта, Праздник Лета. Но жизнь детей в саду становится интересней, если организовывать праздники, на которые родителей приглашают не только в качестве зрителей, но и в качестве участников.

В нашем детском саду хорошей традицией стало проведение детско-родительских праздников. Сценарии составляем так, что родители становятся непосредственными участниками праздника. Родители у нас исполняют разные роли: они были и Карлсонами и Дедами Морозами, и «Мамой – Козой» и многими другими. Наши родители охотно принимают участие в различных, инсценировках, в математических КВН, соревнованиях, как по – одиночки, так и семьями. Они на праздниках читают стихи, поют песни, танцуют, играют на музыкальных инструмента. Так же мы активно привлекаем родителей к оформлению зала, фотографированию детей, видеосъемке всех мероприятий. На наш взгляд – это и есть сотрудничество с родителями через совместную деятельность.

Семья и детский сад – два воспитательных аспекта в жизни ребенка, каждый из которых по-своему социализирует его, но только в сочетании друг с другом они создают наилучшие условия для полноценного развития личности ребенка, его вхождения в большой мир – мир взрослых отношений.

В результате такого сотрудничества, постепенно уходят недопонимание и недоверие родителей. Возникает взаимопонимание детско- родительских взаимоотношений и положительное взаимодействие родителей и воспитателей. Но это очень долгий, сложный процесс, требующий терпения и сил для достижения поставленной цели.

Математический КВН между мамами и детьми в подготовительной к школе группе.

Программное содержание: развивать желание детей соревноваться со взрослыми; логическое мышление детей; умение решать логические и математические задачи закрепить знание детьми состава числа 10; воспитывать умение работать сообща.

Оборудование: маски с цифрами, «чудесный коробок» с геометрическими фигурами; куб с цифрами; чайный домик; 3куклы; коврик с семью полянками; бутафорские пряники; музыкальный центр.

Ход.

Воспитатель. Здравствуйте дорогие мамы, здравствуйте ребята. Сегодня наша встреча обещает быть очень интересной. Я предлагаю вам с вашими детьми сыграть в математический КВН. А кто знает, что обозначают буквы КВН? (ответы).

Тема нашего КВН «И прекрасна и сильна Математики страна». В КВН сегодня участвуют две команды: команда «Мамы» и команда «Дети».

КВН, как вы уже сказали, это клуб весёлых и находчивых, значит вы сегодня не должны скучать. Будьте внимательными, находчивыми и отвечайте на все вопросы. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать медали.

А оценивать ваши ответы будет наше компетентное жюри:

Заведующий детским садом, заместитель по учебно- воспитательной работе старший воспитатель.

Ну что ж друзья. У нас сегодня

Особый, необычный день

Мы приготовили весёлый

И интересный КВН

И чтобы этот КВН

По душе пришёлся всем,

Показать надо знания прочные,

Быть весёлыми и находчивыми.

Воспитатель. А как вы думаете, зачем нужно человеку знать математику?

Команда «Дети». Без счёта не будет на улице света,

Без счёта не может подняться ракета.

Команда «Мамы». Без счёта письмо не найдёт адресата,

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Воспитатель. Давайте совершим необыкновенное путешествие в мир занимательных вопросов и задач-загадок.

Внимание! Внимание!

Узнаем мы сейчас,

Что каждая команда

Подготовила для нас.

Математическая разминка.

Каждой команде предлагается отгадать математические загадки.

Математические загадки для команды «Дети».

  1. На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок.

Прибежал ещё один

И уселся рядом с ним.

Сколько стало щенят? (двое)

2 .Под кустами у реки

Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать-

  1. В снег упал Серёжка,

А за ним Алёшка.

А за ним Иринка,

А за ней Маринка,

А потом упал Игнат,

Сколько было всех ребят? (пять)

А теперь задачки-шутки для команды «Мамы».

1 Шесть весёлых поросят

У корытца в ряд стоят.

Тут один улёгся спать,

Поросят осталось...(пять)

2. Ёжик по лесу шёл,

На обед грибы нашёл:

Два под берёзой,

Один у осины.

Сколько их будет в плетёной корзине? (три)

  1. Я рисую кошкин дом:

Три окошка, дверь с крыльцом,

На верху ещё окно,

Чтобы не было темно.

Посчитай окошки

В домике у кошки, (четыре)

Воспитатель. Следующий конкурс «Собери 10».

По моей команде каждая команда должна образовать пары из своих цифр так, чтобы в сумме получилась цифра 10. Выиграет та команда, которая быстро и правильно справиться с заданием.

Воспитатель. Следующий конкурс «Домашнее задание».

Я вам предлагаю вспомнить пословицы, в которых упоминаются числа.

1. 0дин ум хорошо, а два лучше.

2. 3а двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

3. Старый друг, лучше новых двух.

4. Семь бед - один ответ.

5. Семеро одного не ждут.

6. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

7. Не имей сто рублей,а имей сто друзей.

8. Доброе дело два века живёт.

Воспитатель. Следующий конкурс «Чудесный коробок».

Каждый участник из каждой команды по очереди будет подходить к столу, просовывать руки в коробок, на ощупь узнавать геометрическую фигуру, называть её, а потом нам показывает и называет её цвет. А жюри будет проверять правильность вашего ответа.

Воспитатель. Следующий конкурс «А ну-ка посчитай-ка».

Члены каждой команды должны встать в круг, держась за руки. Когда зазвучит музыка, вы должны будите побежать по кругу. Как только музыка остановиться, я назову какое ни будь число, например 3, а вы должны встать в круг по трое. Потом игра продолжиться, но с другим числом.

Воспитатель. Следующее задание «Логические задачки».

Мы сейчас узнаем, какая из команд лучше решает логические задачки.

1. На грядке сидят шесть воробьёв. К ним подлетели ещё два. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько осталось воробьёв на грядке? (Ни одного. А если бы не было кота? 6+2=8)

2. Стоит в поле дуб. На дубе две ветки. На каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок? (Яблоки на дубе не растут. А если бы это была яблоня-3+3=6).

3. Что за цифра акробатка?

Если на голову встанет,

Ровно на три меньше станет? (Шесть)

4. Повезло опять Егорке

У реки сидит не зря: Два карасика в ведёрке

И четыре пескаря.

Но, смотрите, у ведёрка

Появился хитрый кот.

Сколько рыб домой Егорка

На уху всем принесёт? (Ни одной).

Воспитатель. Следующее задание «Назови своих соседей».

Давайте сейчас встанем и поиграем в игру «Назови своих соседей». У меня есть вот такой куб с цифрами. Я буду вам его бросать, а вы должны назвать соседей того числа, которое будет написано на стороне. Если вы правильно справитесь с заданием, то за него вы тоже получите медаль.

Воспитатель. Последнее задание - игра «Полянка» (разбиение на множества).

Пряники русские сладкие, мятные,

К чаю ароматному угощенье знатное!

После всех тяжелых заданий так приятно чай попить (приглашает по 3 участника каждой команды пройти к чайному домику).

Чтоб чайку у нас попить, Вам придётся стол накрыть

Для Катюшки, для Андрюшки, для любой моей подружки. Чтоб они сначала пряников поели.

Перед участниками каждой команды на полу лежит коврик с семью полянками, на три из которых сажают куклу - Катюшку, куклу - Андрюшку, куклу – Танюшку. Полянки между куклами и в центре коврика остаются свободными. В красивой коробке лежат бутафорские пряники, отличающиеся друг от друга формой (круглые, квадратные, трапециевидные, пятиугольные), величиной (большие, маленькие),количеством украшающих бусинок (одна, две). Участникам каждой команды предлагают выбрать по одному «прянику» и раздать их куклам: Катюшке - большие, Андрюшке -трапециевидные, Танюшке - с двумя бусинками.

Беседа по вопросам: Какие пряники дадим всем куклам? (Большие, трапециевидные, с двумя бусинками).

Какие пряники дадим Катюшке и Андрюшке, но не дадим Танюшке? (большие, трапециевидные, не с двумя бусинками).

Какие пряники дадим Андрюшке и Танюшке, но не дадим Катюшке? (трапециевидные, но не большие).

Какие пряники дадим Катюшке и Танюшке, но не дадим Андрюшке? (большие, с двумя бусинками,но не трапециевидные).

Какие пряники дадим только Катюшке? (большие, не трапециевидные, не с двумя бусинками).

Какие пряники дадим только Андрюшке? (с двумя бусинками, небольшие, не трапециевидные).

Какие пряники не дадим никому? Не большие, не трапециевидные, не с двумя бусинками).

Воспитатель. А теперь слово жюри.

Жюри: Молодцы обе команды. Мы сосчитали ваши медальки и у жюри сомнений не осталось. Сегодня победила дружба!

Спасибо всем игрокам за хорошую и интересную игру.

Литература:

  1. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики.- М., 2000.
  2. Математика от трёх до семи/ Учебное математическое пособие для воспитателей детских садов.-М, 2001.
  3. Новосёлова С. А. Игра дошкольника.- М, 1999.
  4. Попова В.И. Игра помогает учиться// Начальная школа, 1997,№5.
  5. Тихомирова J1. Ф. Развитие логического мышления детей. -СП., 2004.
  6. Аникеева Н. Б. Воспитание игрой.-М.,1987.
  7. Михайлова 3. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников./М. Просвещение, 1985.

8. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред.

Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-3-е изд., испр. и доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-368 с.

Анна Сиркина
Презентация: «Значение игры для разностороннего и полноценного развития ребенка»

Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка . Игровая деятельность - естественная потребность ребенка , в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к труду, она может стать одним из активных методов обучения и воспитания.

Игры детей характеризуются следующими особенностями : 1. Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей. 2. Отличительной особенностью игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. 3. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей. 4. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности . 5. Игра есть оперирование знаниями, средство уточнения и обогащения, путь упражнений, а значит и развитие познавательных и нравственных способностей и сил ребенка . 6. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. 7. Разносторонне развивая детей , сама игра тоже изменяется и развивается .

Ролевые игры .

Ролевая игра имеет определенное значение для развития воображения . Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том , что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретаются основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащиеся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Пальчиковые игры .

Пальчиковые игры являются одними из самых важных в развитии ребенка . Благодаря им дети быстрее знакомятся с окружающим миром, учатся писать и рисовать, осваивают азы математики, обучаясь счету, осознают понятия «выше» , «ниже» , «сверху» , «снизу» , «справа» , «слева» . Такой вид игр незаменим для развития мелкой моторики , воображения, тренировки памяти и, конечно, речи. Благодаря пальчиковым играм пальцы и кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Подвижные игры .

У детей огромное количество энергии, им необходимо постоянно двигаться. Малыши развиваются , познавая мир, приобретая двигательные навыки и рефлексы. Для того чтобы выплеснуть накопившуюся энергию, детям дошкольного и младшего школьного возраста необходимы подвижные игры , которые, помимо прочего, стимулируют кровообращение, укрепляют сердечно- сосудистую систему, повышают активность головного мозга, снимают нервное напряжение, повышают способность к концентрации и т. д.

Дидактические игры .

Развивающие (дидактические) игры помогают детям с помощью взрослого или самостоятельно развивать свои интеллектуальные и творческие способности, а также уже имеющиеся коммуникативные навыки.

Игры- конкурсы .

Игры -конкурсы великолепно подходят для проведения детского досуга. Подобные игры дадут ребятам не только радость и смех, но и станут полезными для развития многих способностей , которые пригодятся во взрослой жизни.

Игра развивает и радует ребёнка , делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение , фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения истина, что подоплека особенности закладывается в раннем детстве, следовательно, воспитывать малыша необходимо от рождения. Первые три года жизни ученые выделяют в особый период - период раннего детства, что обусловлено существенными качественными и психофизиологическими особенностями детей этого возраста. В период раннего детства происходит становление и развитие детей во всех психических процессах - восприятия, памяти, наглядно-действенного мышления, речи, воображения и т.д. Малыш получает представление об окружающих предметах, начинает ориентироваться в их форме и величине.

Признавая приоритет семейного воспитания, государство предоставило матери возможность воспитывать ребенка до трех лет дома. Однако, как показала жизнь, далеко не все семьи смогли воспользоваться такой возможностью для полноценного развития своих детей.

Нужно понимать, что основные направления работы дошкольного учреждения с наименьшими - это обеспечить эмоциональный комфорт, создать внутренние предпосылки для дальнейшего психического и личностного развития детей, оказать квалифицированную помощь родителям в воспитании и обучении детей. Поэтому для малышей в детских садах должны быть созданы определенные условия, специфический режим, а содержание и методы воспитания должны быть отличны от тех, которые используются на последующих возрастных этапах.

С первых дней новорожденный ребенок требует от взрослого ласкового, приветливого внимания, ласкового отношения к себе. Начиная с двухнедельного возраста ребенка, нужно заботиться о развитии у него зрения, слуха и положительных эмоций. Для этого во время гигиенического ухода, подготовки к кормлению и активного бодрствования надо ласково разговаривать с ребенком, проговаривать все действия, которые выполняет взрослый, называть, предметы, но не слишком эмоционально. Нежное отношение к ребенку - главное условие формирования положительного отношения его к людям с первых недель жизни. Малыш еще не осознает, но чувствует свою значимость для близких, а это и есть основа его активности.

Первая реакция на действия взрослого (ритмичный стук, разговор, осязание) является предпосылкой к общению, которое выражается сосредоточенностью и зрительным поиском. В первые дни жизни это основная реакция ребенка на обращение взрослого. В конце первого месяца младенец начинает улыбаться взрослому. Психологи утверждают, что улыбка является первой социальной реакцией ребенка, сообщает взрослому о приятном ощущении его присутствия.

Очень важно заметить и поддержать эту социальную реакцию ребенка на взрослого. Активное, эмоциональное общение взрослого с ребенком побуждает к рождению первых социальных контактов младенца.

Улыбка как проявление позитивных эмоций появляется позже от плача - при зрительном сосредоточении на предмете или в ответ на ласковые слова и улыбку взрослого. Впоследствии у ребенка (второй-третий месяц жизни) вырабатывается особая эмоционально-двигательная реакция - комплекс оживления: сосредоточенный взгляд на лицо взрослого, оживленные движения руками и ногами, тихие звуки. Это проявление первой социальной потребности ребенка в общении со взрослым.

В четыре - пять месяцев ребенок начинает отличать своих от чужих, к своим проявляет радость, к чужим – негативное отношение. Сразу после рождения резко изменяется форма взаимодействия организма ребенка и среды. Чрезвычайно быстро происходят изменения в деятельности различных систем, органов и организма в целом в течении нескольких дней, даже часов после рождения. От скорости этих адаптивных изменений и преобразований, возникающих в организме новорожденного ребенка в связи с переходом в существенно новые условия среды, зависит степень физиологической полноценности и развития в постнатальном периоде.

Через две - пять недель после рождения, движения обоих глаз становятся хорошо согласованными, координированными, развивается реакция сосредоточенности, которая проявляется в остановке взгляда на предмете и прекращении в этот момент всех двигательных и голосовых реакций, а в три - пять месяцев появляется способность фиксировать взгляд на предмете в поле зрения.

Дети рано начинают различать цвета. Уже в три месяца можно выработать условный рефлекс на некоторые цвета (желтый, красный, зеленый), а с шести месяцев - на все цвета. Первые реакции на звук у новорожденного ребенка имеют характер ориентирующих рефлексов и проявляются в закрывании глаз, открывании рта, в разных мимических движениях. Малыши могут различать звуки одинаковой интенсивности, но разные по тембру и высоте. Разнородные звуки дети начинают различать из двух - трех месяцев, позже точность различения увеличивается. Функциональное развитие слухового анализатора длится до шести - семи лет.

В течение первых месяцев жизни ребенка органы зрения и слуха быстро совершенствуются, что обусловлено развитием нервной системы, особенно головного мозга. Развитие детей проходит очень интенсивно.

Ребенок начинает задерживать взгляд на неподвижных предметах, следить глазами за движением предметов, реагировать на нерезкие звуки и голос взрослых. На зрительные и слуховые раздражители возникает кратковременная задержка движений головы, рук, ног, прекращается плач - происходит зрительное и слуховое сосредоточение. Итак, совершенствуются реакции на внешние раздражители.

Зрение и слух развиваются быстрее, чем движения. Источником зрительных и слуховых впечатлений, необходимых для нормального развития нервной системы и органов чувств ребенка, является взрослый человек, который активизирует ее ориентировочные реакции. Правильное воспитание обуславливает переход ребенка от ее непосредственного общения со взрослым в совместной деятельности, в которой взрослый руководит действиями ребенка. Большое значение при этом имеет способность ребенка подражать действиям взрослых. Действия ребенка, которыми он овладевает под руководством взрослого, составляют основу для его психического развития.

С чего же начинать учить ребенка? Как его воспитывать? Анализ теоретических и экспериментальных исследований, анализ методик развивающего обучения свидетельствуют о том, что чем раньше начинать обучать малыша, тем выше будет интеллектуальное развитие ребенка в дошкольном возрасте.

Лучшие учителя для малыша - это его родители. Далеко не все они понимают, что умственное развитие детей зависит от их участия в воспитании и обучении. От семейного воспитания зависят и эмоциональные переживания ребенка, формируются ощущения. Малыш учится воспринимать окружающий мир, запоминать предметы, действия, ориентироваться в пространстве, выполнять умственные и практические действия, конечно, учится правильно разговаривать.

Полноценное развитие детей, обеспечивается в процессе его активной деятельности:
- Первый год - эмоциональное общение;

Второй год - предметная деятельность;

Третий год - игровая деятельность.

Начиная с двух-трех недельного возраста ребенка, нужно заботиться о развитии у него зрения, слуха и положительных эмоций. Родители должны знакомить малыша с теми предметами, которые его окружают, с игрушками разных цветов и разной формы. При этом надо стараться сосредоточить взгляд ребенка на предмете. Если взрослый держит младенца, вертикально на руках, то необходимо сосредоточить его взгляд на своем лице. Это способствует выработке у ребенка умения удерживать голову и развития зрительных реакций в вертикальном положении.

В возрасте двух с половиной - трех до пяти - шести месяцев продолжают развиваться органы зрения и слуха, вырабатывается умение находить источник звука, реагировать на присутствие взрослых, агукать, брать игрушки из рук взрослых. Ребенок начинает различать предметы, их цвет и форму, интонацию речи взрослых, у него формируются действия с предметами и активные движения.

Исследованиями было доказано, что, начиная с трех лет, младенца можно знакомить с буквами, цифрами, различными предметами, игрушками. При этом ученые рекомендуют использовать наглядный материал: игрушки, математические наборы, комплекты алфавита, рисунки предметов, картины художников, кассеты с классической и современной детской музыкой. Занятия с дидактическим материалом следует проводить три раза в день во время бодрствования ребенка. Для занятия взрослый выбирает такое время, когда младенец чувствует себя хорошо и может заниматься. Надо найти для малыша удобное место. Взрослый показывает перед глазами ребенка один предмет, громко называет его и побуждает ребенка смотреть на него. Это нужно делать очень быстро и заканчивать эмоциональной проявлением радости и похвалой ребенка. Такие занятия занимают 1-2 минуты.

Через пять дней один предмет или одно изображение предмета на картинке (растения, животные, написанные слова и др.) взрослый заменяет на новый предмет или его изображение. Быстрая замена взрослым одного предмета другим побуждает ребенка запоминать сам предмет и его название. Учеными доказано, что малыш лучше «фотографирует» предметы, которые быстро перемещаются перед его глазами. Если ребенку становится неинтересно, то виноват взрослый, слишком медлительный в своих действиях. Главное, чтобы взрослому и ребенку было интересно, и занятия приносили удовольствие. А когда нет удовольствия, то надо немедленно прекращать такие занятия. Основным методом на таких занятиях выступает игра. Взрослый играет с ребенком и в процессе игры знакомит его с новым материалом.

Обучение - это игра, которую нужно остановить раньше, чем устанет ребенок. Таким образом, предлагает проводить уроки живописи и знакомить малыша с художниками и их картинами. По такой методике можно рекомендовать родителям и воспитателям обучать детей родному языку, математике, знакомить с элементами географии, истории, биологии.

При правильной организации воспитания и обучения ребенка с первых дней жизни у малыша возникает любознательность, постепенно он овладевает простыми способами действий с предметами, начинает действовать на основе представлений. Большое значение приобретает общение взрослого с ребенком.

Взрослый активно разговаривает с малышом. Потребность в общении является основой для развития речи. После трех месяцев ребенок в хорошем настроении подает звуки гуление, в четырехмесячном возрасте младенец часто подражает ритм звуков воспроизводимых взрослым. Во втором полугодии многое лепечет, пытается повторить склады, произнесенные взрослым. Лепет способствует постепенному совершенствованию голосового аппарата. Вещание развивается на основе зрительного восприятия. Когда взрослый спрашивает у ребенка о каком-то предмете, то это вызывает у него ориентировочную реакцию, и он показывает этот предмет. В результате многократных повторений возникает связь между произнесенным словом и предметом, на который указывают. К концу первого года жизни возникает связь между названием предмета и самим предметом. Это и есть начальная форма понимания речи. Ребенок ищет предмет, чтобы продолжить общение со взрослым. Такое общение, когда младенец понимает речь взрослого, приносит ему большую радость. Причем сначала ребенок, только смотрит на предмет, позже - тянется к нему, а затем - представляет этот предмет взрослому или указывает на него.

Ребенок вместе со взрослым участвует в несложных учебных и подвижных играх. Взрослый учит выполнять игровые действия, постоянно поощряет его, хвалит. Итак, в конце первого года жизни дети уже выполняют действия, основанные на простых связях между предметами и их свойствами, производятся первоначальные представления об окружающем мире и возникают элементарные формы восприятия и мышления.

На втором году жизни ребенок учится произносить отдельные слова, объединять по два, а потом и по три слова, образуя простейшие комбинации слов, которые иногда имеют характер предложений. Малыш начинает произносить новые слова только после многократного повторения их взрослым. Ребенок учится запоминать маленькие стишки, сказки и пытается их рассказывать. Взрослый должен постоянно поддерживать интерес и желание к восприятию художественных произведений.

В первые три года у ребенка развиваются все функции языка, а с ним и мышления. Язык становится средством общения со взрослыми и детьми, средством познания. С его помощью ребенок сравнивает, устанавливает сходство, делает обобщения, элементарные условия, выводы.

Систематические занятия по родному языку, сенсорного воспитания, физической культуры, музыки позволяют ребенку ознакомиться с окружающим миром и постепенно войти в активную жизнь в нем.

Анализ теоретических и экспериментальных исследований дает возможность выделить принципы, которыми надо руководствоваться педагогам и родителям в воспитании и обучении детей раннего возраста:

Лучшие учителя для малыша - это родители;

Обучение - это игра, которую надо останавливать раньше, чем устанет ребенок;

Не надо проверять своего ребенка;

Любознательность поддерживается быстротой и новизной;

Не следует принуждать ребенка к обучению.

Следовательно, от того, насколько успешно будут реализовываться эти принципы, будет зависеть развитие детей. Своевременное начатое и правильно осуществляемое воспитание и обучения детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития независимо от того, где растет и воспитывается ребенок, в семье или в детском саду.

Можно ли полноценно развить ребенка-дошкольника в домашних условиях? «Да!» - утверждают родители. «Да!» - подтверждают детские психологи. «Да!» - не сомневаются производители детских развивающих пособий.

«Не бывает неразвитых детей - бывают ленивые родители», - говорят они все.

При желании быть неленивым родителем и заниматься с ребенком различных игр и игрушек, развивающих пособий и книжек в достатке можно найти в любом книжном или другом специализированном магазине. Однако чтобы не выбрасывать деньги просто на красивые обложки, попробуем составить и систематизировать список того, что потребуется вам дома для занятий с ребенком, чтобы он чувствовал себя ничуть не хуже соседа, посещающего две развивающие школы и три кружка.

Система Монтессори против кубиков Зайцева: когда главный - ребенок

Не стоит путать систему Монтессори с бездействием: она требует немало сил, а не просто сидения мамы на диване, пока малышня ползает вокруг ее юбки. Система Монтессори во главу угла ставит личность и индивидуальные способности и возможности ребенка. Малыш занимается и развивается почти все время. Но дидактический материал, продолжительность занятий и их интенсивность определяет только он сам в соответствии со своим внутренним состоянием на данный промежуток времени.

Больше узнать о системе Монтессори заинтересованные в развитии своих чад родители смогут при помощи специальных пособий, а также воспользовавшись услугами специалистов, в этой системе работающих.

«Удивительное дело, - говорят они. - Сегодня многие дети рано учат алфавит и знают английские слова, но имеют проблемы с простейшими навыками самообслуживания: не могут вытереть себе попу или застегнуть пуговицы. А система Монтессори - это и воспитание, и приобретение многих навыков в том числе».

Пособия и игры: развиваемся по всем правилам

На самом деле, львиная доля успеха в плане развивающих занятий с ребенком в тех играх, в которые играет ваш малыш, и в тех книжках/пособиях, что лежат у него на столе. Лишь потом к ним присоединяются педагогические способности мамы или чуткость и терпеливость бабушки, способной в десятый раз вырезать из газеты букву «М», ожидая, пока ребенок ее запомнит, а не порвет или потеряет.

Настольные игры: для развития и удовольствия

Хорошо провести время в компании маленьких друзей или взрослых родственников, параллельно развиваясь, можно, используя простые настольные игры. Пожалуй, это наиболее мягкое с точки зрения нагрузки развивающее занятие, которым одинаково успешно могут заниматься трехлетки и взрослые дети, уже заканчивающие школу.

Единственное: важно подобрать правильные игры в соответствии с возрастом. И останется только пожинать плоды, глядя, как быстро ваше чадо начнет ориентироваться в многоходовых комбинациях, цифрах и логических действиях. К слову, детские психологи уже давно пришли к выводу, что дети, которые играли в настольные игры в дошкольном возрасте, гораздо легче адаптируются к школе, «быстрее соображают» и легче справляются с трудностями, встречающимися им на пути. А с 7-8 лет настольные игры и вовсе становятся главными играми ребенка дома, в ходе которых он, первоклассник или подросток, расслабляется, а также непринужденно общается с соперником - будь то сосед по парте или мама/ папа.

Канцтовары и прочее-прочее-прочее

Кроме перечисленных выше групп товаров, родителям для полноценных занятий с малышами понадобятся такие простые вещи, как карандаши, фломастеры, раскраски, тетрадки, книжки с наклейками и просто интересные и красочные книги, которые родители смогут читать своим чадам по вечерам.

Это стул - на нем сидят, это стол - за ним ед ят

Собираясь максимальное время уделить дома развитию своего ребенка, не забывайте и о таком естественном атрибуте, как детская мебель. Ее также необходимо подбирать и периодически обновлять в соответствии с ростом ребенка.

Улица. Там тоже развивают…

Говоря о развитии детей, нельзя забывать и о физическом развитии. Ребенок по определению не может долго сидеть за партой перед стопкой учебников и тетрадок и самозабвенно часами решать задачки. Более того, для полноценного умственного развития детям просто необходима полноценная физическая разрядка.

Где ее взять? Для жителей многоэтажек в мегаполисе выход кроется в прогулках на детских площадках и спортивных секциях, а те, кому посчастливилось жить в частном доме, или те, кто проводит часть года на даче вместе с детьми, вполне могут организовать у себя уголок физической активности в двух метрах от порога.

Театры, выставки, журналы

Домашнее развитие ребенка - это не только методики и пособия, но также творческое начало и воспитание искусством. С детьми можно и нужно ходить в театры и на выставки, посещать разные культурные мероприятия, проходящие в вашем городе. А еще - покупать детские журналы или подписываться на них. Вы удивитесь, сколько интересного и познавательного могут содержать в себе двадцать страниц журнала.

Просто игрушки

И еще один немаловажный момент. Занимаясь развитием ребенка, не руководствуйтесь исключительно родительскими амбициями и модой. Детство должно оставаться детством, а не сплошным образовательным процессом. И игрушки в нем должны быть не только развивающими, но и самыми обычными - милыми и добрыми.