Экспериментальное исследование процесса воспитания экологической культуры у дошкольников. Диагностика экологической воспитанности детей материал на тему Диагностика детей старшей группы по экологическому воспитанию

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Диагностика экологических знаний дошкольников

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. В работе по приоритетному направлению – экологическому образованию дошкольников была выбрана программа С. Н. Николаевой «Юный эколог».

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста – в соответствии с концепцией автора этой программы – предполагает, во – первых, формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам; во – вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т. е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить с учётом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным объектам. Эти два направления неразрывны: Чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определённые знания о живой и неживой природе.

Цель экологического развития дошкольников – формирование элементарных экологических знаний, здорового образа жизни, мышления и поведения.

Реализация цели происходит через решение нескольких задач.

1.Задачи оздоровительной направленности.

2.Задачи образовательной направленности.

3.Задачи воспитательной направленности.

4.Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями.

5.Задачи по формированию эстетических суждений о природе в процессе участия в продуктивных видах деятельности .


Критерии сформированности экологических знаний.

· Знания о мире животных;

· Знания о растительном мире;

· Знания о неживой природе;

· Знания о временах года;

· Отношение к миру природы.

Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников проводятся индивидуально с каждым ребёнком.

ЗАДАНИЕ №1

Цель: определить уровень знания характерных особенностей представителей животных.

Оборудование: три карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес и пейзаж жарких стран); на второй изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей небо и луг. Карточки с изображением животных, детёныши домашних животных, птиц, насекомых (соответственно каждому возрасту).

Инструкция к применению.

Вы показываете ребёнку первую карту, из всех карточек предлагаете выбрать животных и разместить их на карте с учётом места их проживания.

Затем предлагаете ребёнку вторую карту, из оставшихся карточек выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.

После этого предлагаете третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.

Если остались какие – нибудь карточки можно предложить ребёнку ещё раз подумать и разместить их на одной из карт. Старших детей спрашиваем, по каким признакам он разместил животных на картах.

После того как ребёнок справится с заданием, младшим дошкольникам показываем карточки с изображением детёнышей домашних животных и предлагаем найти им маму. Вопросы к детям: Как называется животное и детёныш? Как называется птица, насекомое? Старшим дошкольникам предложить выбрать 2 изображения животных, три насекомых, три птиц, а затем ответить на вопросы в соответствии с выбранными карточками. Как называется животное (птица, насекомое)? Что ты можешь рассказать о нём? Твоё отношение к ним.

Высокий уровень: ребёнок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор. Соотносит представителей фауны со средой обитания. Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.

Средний уровень: ребёнок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. В основном соотносит представителей фауны со средой обитания. На поставленные вопросы отвечает, но иногда допускает неточности в ответах.

Уровень ниже среднего: ребёнок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном не верно.

ЗАДАНИЕ №2

Цель: определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование: Комнатные растения рекомендованные программой, соответствующие возрасту детей, лейка для полива комнатных растений , распылитель воды, палочка для рыхления, тряпочка, поддон; картинки с изображением деревьев (хвойных и лиственных), кустарников, ягод, грибов, цветов (сада и леса).

Инструкция к проведению.

Вы называете комнатные растения, предлагаете показать их.

Младшим дошкольникам, с помощью бабочки, предлагаете показать стебель, листья, цветы. Покажи, как поливают комнатные растения.

Старшим: Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений? Как правильно ухаживать за комнатными растениями? Покажи, как правильно это делать (на примере одного растения). Для чего нужны людям комнатные растения? Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?


Затем предлагаете детям изображения деревьев, кустарников, ягод, грибов, цветов.

Младшие дошкольники находят дерево, называют его, с помощью птички находят ствол, ветви, листочки.

Старшие: а) сначала выбирают деревья, потом кустарники (тополь, сирень, берёза);

б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);

в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберёзовик, клубника);

г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень: ребёнок самостоятельно называет различные виды растений: деревья, кустарники, цветы. Без труда выделяет группы предлагаемых растений, различает строение растений. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними (малыши с помощью взрослого). Проявляет эмоциональный интерес.

Средний уровень: р ебёнок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений. В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Практические умения и навыки сформированы недостаточно. Проявляет интерес.

Уровень ниже среднего: ребёнок затрудняется называть виды растений. Не всегда может выделять группы предлагаемых растений. Затрудняется рассказать, как правильно ухаживать за комнатными растениями. В практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому.

ЗАДАНИЕ №3

Цель: определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Оборудование: баночки с водой, песком (для малышей), глиной, камнями (добавляем старшим).

Инструкция к проведению.

Предлагаете определить содержимое баночек. После того как ребёнок назовёт объект неживой природы, предложить ответить на вопросы. Какие свойства песка ты знаешь? Где и для чего человек использует песок? Какие свойства воды ты знаешь? Где и для чего человек использует воду? Какие свойства глины ты знаешь? Где и для чего человек использует её? Какие свойства камней ты знаешь? Где и для чего человек использует их?

Оценка результатов проверки.

Высокий уровень: ребёнок без труда определяет содержимое баночек. Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы. При ответах проявляет фантазию.

Средний уровень: ребёнок в основном правильно определяет содержимое баночек. Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.

Уровень ниже среднего: ребёнок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек. Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они нужны.

ЗАДАНИЕ №4

Цель: определить уровень знания времён года.

Оборудование: для малышей иллюстрации и изображением времён года, для старших альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.

Инструкция к проведению.

Малышам предложить рассмотреть картинки и назвать времена года.

Старшим задаёте вопросы: Какое время года тебе нравится больше всего и почему? Нарисуй картинку, где будет изображено это время года. Назови время года, которое наступит после твоего любимого времени года, скажи, что последует за ним, и т. д.? Предлагаете ответить на вопрос: Когда это бывает?

Светит яркое солнце, дети купаются в реке.

Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.

С деревьев опадают литья, птицы улетают в тёплые края.

На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень: ребёнок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности. Знает характерные признаки каждого времени года. По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года.

Средний уровень: ребёнок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности. В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки. В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года.

Уровень ниже среднего: ребёнок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности. Не знает характерных признаков разных времён года. В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года.

ЗАДАНИЕ №5

Цель: определить уровень отношения к миру природы.

Инструкция к проведению.

Малышам предлагаем две картинки с изображением собаки и кошки. Вопросы: Какое животное тебе больше нравится? Есть у тебя дома такие животные? Что ты с ним делаешь? (будешь делать) Что можно делать с кошкой (собакой), а что нельзя? Как мы ухаживаем за комнатными растениями?

Вопросы к старшим: «Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)?» Если у ребёнка нет домашних животных, спрашиваете: «Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?».

«Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в группе (если они есть)?» Если в группе их нет, спрашиваете: «Если бы в группе были рыбки, попугайчики и хомячки, как бы ты стал ухаживать за ними?»

Что ты вместе с взрослым можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?

Как мы можем помочь зимующим птицам?

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень: ребёнок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

Средний уровень: ребёнок отвечает на поставленные вопросы. В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

Уровень ниже среднего: ребёнок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Не понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.


Уровни сформированности экологических знаний

(примерная таблица)

Фамилия, имя ребёнка

Знания о животных, птицах и насекомых

Знания о растительном мире

Знания о неживой природе

Знания о временах года

Отношения к миру природы

Общая оценка

Иванов Ваня

Петрова Маша

Сидоров Петя

Елизавета Иштыкова
Диагностический материал для выявления сформированности экологической культуры детей дошкольного возраста

В данном пособии предложен методический материал для проведения диагностики знаний по выявлению уровней и показателей . Данные диагностики направлены на выявление у детей экологического сознания и отношения к природе. Диагностический материал предложен в вариативных формах.

Данное методическое пособие предназначено для воспитателей и родителей.

Уровни и показатели сформированности экологической культуры детей дошкольного возраста

Низкий уровень знаний - неустойчивые представления о некоторых особенностях живого - существенных и несущественных. Относят к живому животных существенным признакам и несущественным признакам. Не относятся растения к живому по сходным : с живым признакам.

Средний уровень знаний - Знают наиболее существенные признаки живого (движение, питание, рост) . По ним относят к живому большинство животных и растений. Называют разные признаки у животных и растений.

Высокий уровень знаний - Знают большинство существенных признаков живого, правильно относят животных и растения к живому. Знания о живом носят обобщенный характер : характеризуют свою группу живого в целом.

2. Отношение

Низкий уровень отношений - Слабые эмоциональные проявления или вообще отсутствуют. Интереса нет или он ситуативен. Наблюдает по предложению взрослого. Быстро переходит от одного к другому.

Средний уровень отношений - настойчивость в проявлении интереса, его избирательность, ситуативность : интересуют лишь знакомые животные. Отношения проявляют эмоционально, стремятся деятельно выразить отношение по предложению взрослого. Удовлетворяют свои потребности в общении в общении с живым в деятельности, в получении эмоционального удовольствия.

Высокий уровень отношений - сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями. Интерес к познанию живого проявляют сочувствие к попавшим в беду, стремятся самостоятельно помочь проявляя осознанность, правильно определяют состояние объекта, устанавливают необходимые связи. Стремятся удовлетворить потребности живого организма. Проявляют гуманные чувства к живому.

Диагностика сформированности экологической культуры

Задания по ознакомлению с природой

Занятие № 1.

Направлено на выявление уровня овладения действием моделирования (построения : модели зависимости строения растения от факторов неживой природы).

МАТЕРИАЛ .

6 наборов карточек с условными обозначениями факторов неживой природы (воды и тепла) : два набора - «много» воды - жарко; два набора -«много» воды - холодно; два набора - «мало» воды - жарко; 12 картонных стрелочек : карточки с условными обозначениями частей растения :

корень - стержневой (6 шт., мочковатый (6 шт.)

стебель - обычный (6 шт., утолщенный (6 шт.) ;

лист - крупный (6 шт., обычный (6 шт., колючка (6 шт.) ;

ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ.

В занятии участвуют 6 детей . Дети и воспитатель садятся вокруг стола, на котором разложены карточки с условными обозначениями частей растений. Взрослый создает игровую ситуацию. Детям предлагается заселить новые планеты растениями. «Условия жизни» на планете находятся в специальных конвертах, которые раздаются детям (любой из указанных в «Материале » наборов карточек с условными обозначениями факторов неживой природы и 2 стрелки). Детям : предлагается рассмотреть свои наборы карточек и назвать, «какие условия на их планетах» .

Далее воспитатель обращает внимание детей на карточки с условными обозначениями частей растений (корень, стебель, лист, разложенные на столе. Взрослый предлагает выбрать нужные карточки и составить из них такое растение, которое сможет жить в условиях данной планеты.

Показатель - построение модели зависимости строения растений от факторов неживой природы.

Низкий уровень - дети правильно подбирают лишь одну карточку с условным обозначением части растения,

Средний уровень - дети правильно подбирают все 3 карточки с условными обозначениями частей растения, но не могут самостоятельно построить модель.

Высокий уровень - дети самостоятельно подбирают все карточки с условными обозначениями частей растения и строят модель.

Занятие №2.

Направлено на определение уровня овладения знаниями о связях и взаимозависимостях в экосистемах (лес, луг, пруд, город) . Проводится в конце учебного г ода.

МАТЕРИАЛ .

Пейзажные картины с изображением различных экосистем (лес, луг, пруд, город) ; наборы картинок растений и животных указанных; экосистем (по 3-4 картинки растений и по 3-4 картинки животных каждой экосистемы) : леса (ель, орешник, мхи, ягоды; медведь, белка, дятел, муравьи) ; луга (ромашка, клевер, тысячелистник, пырей;

перепел, мышь, бабочка, кузнечик); пруда (водоросли, рогоз, кувшинка, лилия; утка, карп, лягушка, комар) ; города (тополь, ясень, сирень, подорожник; собака, ворона, голубь, муха) .

ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ. В занятии участвуют 8 детей . Дети и воспитатель располагаются на ковре. Взрослый по очереди показывает детям пейзажи леса, луга, пруда, картину

города; дети называют соответствующие картинам экосистемы. Далее воспитатель раскладывает на ковре картинки с изображением различных растений и животных. Взрослый просит детей разбиться на пары (по желанию) ; каждой паре предлагается, договорившись между собой, выбрать какой-либо пейзаж и найти картинки тех растений и животных, которые могут жить в данной экосистеме.

В каждой паре детей один ребенок может подбирать все растения, другой - всех животных. По окончании работы дети рассказывают об обитателях того или иного сообщества (один ребенок в паре - о растениях, другой - о животных, приводят примеры взаимосвязей в экосистемах.

Первый показатель - знание растений и животных экосистемы.

Низкий уровень - дети подбирают лишь 1-2 картинки растений и животных, названия которых не знают.

Средний уровень - дети подбирают по 2-3 картинки растений и 2-3 картинки животных, знают почти все названия (допускается 1 ошибка) .

Высокий уровень - дети подбирают все имеющиеся картинки растений и животных, знают все названия.

Второй показатель - способность устанавливать некоторые взаимосвязи в экосистеме.

Низкий уровень - дети не могут привести ни одного примера взаимосвязей, помощь взрослого не приводит к улучшению результата.

Средний уровень - дети приводят 1-2 примера взаимосвязей (допускаются наводящие вопросы взрослого) .

Высокий уровень - дети самостоятельно приводят 2-3 примера взаимосвязей в экосистеме.

Задания, направленные на выявление уровня сформированное представлений и понятий о природе.

1. Как ты думаешь, что относится к живой (неживой) природе? Чем отличается живая природа от неживой?

2. Выяснить понимание детьми слова «животное» . Каких животных, ты знаешь?

А) умение классифицировать животных по группам (насекомые, рыбы, звери; птицы, дикие и домашние; травоядные и хищные и др.). Например, назвать животное (по картинке) и дать пояснение;

Б) умение определить условия жизни животных : где живет, чем питается, как передвигается; умение устанавливать связь между внешним строением, образом : жизни и средой обитания (вода, земля и т. д., характером движения и органами передвижения, средой обитания (например, где живут рыбы, могут ли они обитать на суше и, что помогает рыбам жить и передвигаться в воде);

В) умение определить изменения образа жизни животного от сезонных явлений природы (как зимуют, чем питаются, как спасаются от врагов) .

3. Выяснить понимание детьми слова «растение» (какие растения тебе известны) ; знание условий, необходимых для роста и развития растений (что нужно для роста растений) и сезонной жизни растений.

Умение классифицировать растения по месту их произрастания (что и где растет : на лугу, в поле, лесу и т. д.) . (Использование картины с сознательно допущенными ошибками : водные растения в лесу, лесные растения - на лугу и т. п.). Найти ошибку и дать пояснения.

4. Какое время года сейчас? Почему ты так считаешь? (Назвать признаки данного сезона, характерные изменения, происходящие в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей). Назови признаки наступления осени. Какое время года было до нее и какое наступит после? Чем отличается осень от лета и зимы? (Использование иллюстраций разных времен года. Предложить детям назвать картину и дать объяснения, разложить по порядку картины, изображающие различные времена года). Критерии оценки ответов учащихся. Каждое задание оценивается отдельно (задание № 2 содержит три взаимосвязанных вопроса, за ответ на каждый из них выставляется собственная оценка : задание № 3 состоит из 2-х частей, которые также оцениваются самостоятельно). Таким образом, за выполнение 4-х заданий ребенок получает 7 оценок по четырех балльной шкале.

1 балл (низкий уровень) - нет ответа или затрудняется ответить на вопрос. С помощью наводящих, дополнительных вопросов ребенок перечисляет отдельные признаки предметов или явлений природы.

1 балла (средний уровень) - имеется определенный объем фактических знаний, ребенок умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет ярко выраженные особенности объектов природы, указывает на общую приспособленность живых существ к среде обитания без выделения приспособительных признаков.

2 балла (уровень выше среднего) - владение достаточно полными знаниями о предметах и явлениях природы, ребенок выделяет существенные признаки явлений или объектов природы, мотивирует свои суждения, устанавливает связи между предметами и явлениями природы, часто указывает на одну конкретную зависимость приспособленноеги к среде обитания.

3 балла (высокий уровень) - знания носят обобщенный, системный характер, ребенок может сформулировать выводы , устанавливает причины явлений и разнообразные закономерные связи, существующие в природе (иногда цепи зависимости) .

После выполнения заданий баллы, полученные ребенком суммируются, а полученный результат позволяет судить об уровне сформированности представлений и понятий о природе, о готовности ребенка к обучению в школе :

От 7 до 12 баллов - низкий уровень;

От 13 до 17 баллов - средний уровень;

От 1.8 до 23 баллов - выше среднего уровня;

От 24 до 28 баллов - высокий уровень.

отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов уголка природы; не умеет выделять существенное в объекте (явлении, не способен к установлению связей и зависимостей.

Качественная диагностика

Цель качественной диагностики - отметить изменения в поведении ребенка и мотивации его поступков, развитии эмоциональной сферы, активизации познавательного процесса. Для проведения такой диагностики воспитатели , педагог- эколог должны регулярно вести записи наблюдений за детьми в детском саду и отмечать высказывания родителей. Они могут быть зафиксированы в свободной форме. Качественная диагностика помогает воспитателю заполнить на детей карты экологической воспитанности .

Форма для записей воспитателя может быть разной : можно заносить отдельные высказывания детей в толстую тетрадь (своеобразный «Дневник наблюдений» , выделив заранее разделы : «Поведение» (в групповом помещении, на прогулке, в живом уголке, «Высказывания» и т. п. В этом случае в каждом разделе будет отражена информация о разных детях. Еще вариант : результаты наблюдений фиксируются отдельно для каждого ребенка (отдельные странички с фамилиями детей в тетради или карточки на каждого из них). Для облегчения работы можно записывать высказывания детей на магнитофон или видеомагнитофон.

Карта экологической воспитанности

Естественно, перечисленные виды диагностики не отражают все разнообразие, однако можно утверждать, что наиболее объективные результаты возможны при условии длительных наблюдений за ребенком и комплексном подходе (сочетание количественной и качественной диагностики , диагностирование ребенка в процессе разнообразных видов деятельности, а не только опросов). На основе такой разносторонней и длительной диагностики воспитатели смогут заполнить «Карту экологической воспитанности ребенка» , которая составлена нами по типу карт показателей развития, включенных в «Карту развития ребенка 6-7 лет» (JT .А. Парамонова и др.) . В карте в той или иной степени отражены знания, представления ребенка об окружающем мире, его отношение к нему, эмоциональное восприятие природы, имеющиеся навыки экологически грамотного и безопасного поведения, деятельностный аспект поведения. Заполнять карту нужно аналогично другим картам такого же типа : утвердительный ответ педагога фиксируется галочкой, если данные неопределенные - знак вопроса, если результат ниже возрастных возможностей - ставится флажок (авторы «Карты индивидуального развития.» предлагают рассматривать такой флажок как сигнал неблагополучия). Обсудить карту целесообразно с экологом , психологом и родителями. Ниже приводится проект «Карты экологической воспитанности ребенка 6-7 лет» . Автор будет благодарен читателям за все высказанные замечания и предложения.

Карта экологической воспитанности ребенка 6-7 лет

ФИО___ДОУ №___

Проявляет познавательный интерес к объектам природы, любознательность

Проявляет желание общаться с природой, наблюдать за природными явлениями, объектами природы___

Имеет представления о взаимосвязях в природе (обозначает причину - следствие, последовательность явлений) ___

Понимает и обосновывает необходимость уважительного, бережного отношения ко всем объектам природы (не делит животных на «вредных» и «полезных» и т. п.)___

Умеет выразить свое отношение к природе через музыку, изобразитель-ную деятельность (образное восприятие природы, рассказ, сказку___

Знает ряд названий природных объектов своего ближайшего окружения и их отличительные признаки___

Понимает существование связи между своим здоровьем и состоянием

окружающей среды ___

Имеет навыки экологически грамотного поведения в природе (во время отдыха в лесу, на реке и т. п.) ___

Имеет навыки экологически грамотного поведения в быту (закрывает кран, выключает свет и т. п.) ___

Имеет навыки экологически безопасного поведения (где можно играть и отдыхать, а где - нельзя) ___

Может прогнозировать некоторые последствия своих действий по отно-шению к окружающей среде

Пытается ограничивать свои желания и потребности, если они могут

нанести вред окружающей среде

Проявляет инициативу и желание участвовать в практической деятель-ности (по уходу за растениями, животными, уборке мусора, посадке деревьев, подкормке птиц)

Диагностика знаний детей о природных объектах

1. Какие деревья ты видел на экологической тропе ? (Назвать основные виды деревьев : сосна, ель, береза, дуб, клен) .

2. Какие кустарники ты видел? (Ива, ольха серая, черемуха, малина) .

3. Какие травянистые растения ты видел? (Мать-и-мачеха, одуванчик, подорожник, плаун, папоротник, крапива двудомная, ветреница, тысячелистник, купальница, кипрей (иван-чай, кислица) .

4. Какие из них лекарственные? (Сосна, береза, ольха серая, малина, мать-и-мачеха, одуванчик, подорожник, крапива двудомная, плаун, папоротник, тысячелистник, кипрей).

5. Какие ядовитые растения ты видел на экологической тропе ? (Печеночница, ветреница, купальница) .

6. Каких насекомых ты наблюдал на экологической тропе ? (Муравьи, бабочки, лесной клоп, кузнечик, майский жук) .

7. Каких птиц ты заметил на экологической тропе ? (Трясогузка, поползень, утки, дятел, грачи, синицы, воробьи, скворцы, пеночки, клесты, вороны).

8. Каких зверей ты видел? (Белки) .

9. Какие ландшафты ты встречал? Выбери на картинках. (Берег реки, холм, луг, лес, заболоченный участок) .

10. Отражение знаний в рисунке. (Высокий уровень - на рисунке изображены все объекты; средний уровень - на рисунке изображены только наиболее яркие объекты : высокие деревья, цветущие растения, река; низкий уровень - на рисунке изображены 1--2 объекта).

11. Отражение в речевой деятельности. Задание : расскажи, что ты видел на экологической тропе (по схеме) . (Высокий уровень - рассказ полный, обо всех объектах; средний уровень - рассказ о самых ярких, запоминающихся объектах; низкий уровень - перечисление объектов без подробного описания).

12. Самостоятельное ориентирование на экологической тропе . Задание : составь маршрут на панно.

Другие формы диагностики

Игры. Пример : игра в мяч по типу «Съедобное - несъедобное» с целью диагностики усвоения материала по теме «Живая и неживая при-рода» . Педагог бросает ребенку мяч, называя объекты живой или неживой природы. Если объект относится к живой природе, ребенок ловит мяч, если к неживой - отбрасывает. Второй воспитатель фиксирует результаты. На прогулке педагог продолжает игру по этой же теме : предлагает детям найти как можно больше объектов живой и неживой природы. Другой вариант : воспитатель называет слово, дети должны определить, обозначает ли оно объект природы (если да, они прыгают, если нет - замирают на месте) . При этом взрослый делает обманные движения.

Сочинение сказок. Педагог предлагает дошкольникам сочинить сказку , определяя заранее тематику повествования и отмечая, насколько полно дети отражают в сказке пройденный материал . Диагностика может включать разные варианты. Например, педагог начинает сказку, дети - продолжают. Например, по теме «Ветер» .

«Жили-были два брата-ветра. Один из них был злым и колючим, его звали. (имя придумывают дети, а второй - ласковым и добрым по имени. Злой ветер срывал с людей шляпы, с домов - крыши, переворачивал корабли в море и был очень доволен своей работой. А младший брат, добрый ветер.».

Задание : продолжить сказку.

Еще вариант : один ребенок (или воспитатель) начинает сказку, ос-тальные продолжают по очереди, произнося одну - две фразы. Такие сказки (рассказы) можно сочинять и во время экскурсий. Например, вы стоите с детьми возле кротовой норы и предлагаете им сочинить сказку о кроте, который здесь обитает. Первый ребенок говорит : «Жил-был крот» . Второй : «Он был черный, толстый и слепой» . Третий : «Однажды крот решил отправиться в путешествие» и т. п.

Рассказы с ошибками. Педагог предлагает детям рассказы, сказки с ошибками. Они должны внимательно прослушать тексты и найти как можно больше неточностей, объяснить свою точку зрения. Вот пример рассказа с ошибками известного путешественника барона Мюнхгаузена.

«Однажды мы плыли по океану на парусном корабле. Стояла тихая, безветренная погода, и наш замечательный корабль на всех парусах летел к далеким таинственным берегам».

Рассказы с вопросами. Составляются рассказы с вопросами, при ответе на которые дети используют полученную на занятиях информацию. Пример по теме «Летающие семена» .

«Однажды Катя с мамой гуляли по улице и любовались плывущими облаками. И вдруг Катя закричала : "Мама, мама, смотри, на крыше двухэтажного дома вырос одуванчик! Кто его там посадил?"»

Вопросы ребятам : Кто, действительно, посадил одуванчик на крыше? Как он туда мог попасть? Может быть, его вырастил Карлсон? Какие еще растения могли бы забраться так высоко? (Дошкольники вспоминают материал о семенах , распространяемых ветром.)

Рисунки. 1. Рисунки с однозначным заданием (на знание и понимание материала ) . Выполняя задания такого типа, дети раскрашивают кон-турные изображения. Например, на листе бумаги изображены растения суши и водоемов. Задание : раскрасить только водные. Другой вариант : ребенку предлагаются картинки с изображением ветреной и безветренной погоды. Раскрасить нужно только те из них, на которых нет признаков ветра. Дошкольники также получают задания, обозначенные с помощью различных знаков. Так, на одном из рисунков они должны дорисовать верхнюю часть дерева в наклоненном состоянии, учитывая направление ветра (оно было показано на листе с помощью стрелки) . Еще вариант : среди предложенных картинок дети выбирают сюжеты природоохранного содержания и отмечают их значками определенного цвета. Для таких целей используются и перфокарты.

2. Творческие рисунки помогают прежде всего определить эмоцио-нальное отношение ребенка к природе, его способность выражать чувства через изобразительное искусство (пример : выбор красок для определения «настроения» чистой и грязной реки, дерева в разную погоду и т. п.).

Обсуждение литературных произведений. Задания сказочных персонажей. Известно, что дошкольники с удовольствием выполняют просьбы различных сказочных персонажей. Так, часть диагностики можно проводить на экологической тропинке , оформив задания как пожелания хозяина этой тропинки - Боровичка.

Другие творческие задания. Для детей старшего возраста с высоким уровнем умственного развития можно предложить ряд особых заданий. Чтобы выполнить их, они должны воспользоваться уже полученной информацией, но не просто воспроизвести, а применить творчески. Вот примеры таких заданий по блоку занятий «Воздух» .

1. Ветер - известный шутник. Но мало кто знает, что он умеет делать флаги. Конечно, это не настоящие знамена с полотнищами, а особые, природные флаги. Где их можно увидеть? Если забраться высоко

Высоко в горы, почти у самых вершин можно обнаружить удивительные деревья : все ветки у них с одной стороны. Издалека кажется, что кто- то расставил на склоне горы флаги. Это - работа ветра. Как ему удается превратить обычное дерево в дерево-флаг?

2. Однажды ученые приплыли на небольшой остров и стали изучать обитающих на нем животных. Они были очень удивлены, что большин-ство насекомых (стрекоз, жуков) почти не умеют летать, зато хорошо ползают. Оказалось, что крылья им не нужны. Сначала ученые недоумевали, но потом решили : во всем виноват ветер. Дело в том, что на острове постоянно дуют сильные ветры : с утра до ночи и с ночи до утра. Возможно, они решили поселиться на этом острове. Почему стрекозы и жуки на этом острове почти не летают, а ползают по земле?

Литература. Воспитатель подбирает соответствующие тематике рассказы, стихи и составляет к ним комплекс вопросов (на усвоение знаний, развитие образного мышления и т. п.) .

Диагностирование поведения ребенка и его отношения к природе.

Создание проблемных ситуаций как форма диагностики уже используется в экологическом образовании . При таком подходе взрослый целенаправленно, не ставя ребенка в известность, создает определенную ситуацию и наблюдает за его поведением. Важно не ограничиться фиксацией наблюдений, а выяснить хотя бы некоторые причины несоответствия между «словом и делом» .

Экологическая культура имеет отчётливые внешние проявления, а именно: ценностное отношение к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Для того чтобы ребенок мог осознанно и правильно относиться к объектам природы, он должен обладать элементарными экологическими знаниями, характерными для данного возраста. Экологические знания - это, прежде всего, знания о взаимосвязи между растениями и животными и средой их обитания; между людьми, животными и растениями, а также способами использования природных ресурсов. Обязательным компонентом процесса формирования экологической культуры являются знания и умения, а конечным результатом - соответствующее отношение к окружающему миру. Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильное представление часто служит причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожение ими лягушек, ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе.

Целью экспериментального исследования стало выявление уровня сформированности у детей старшей группе экологической культуры и определение эффективности созданных условий и проведенных мероприятий на формирующем этапе эксперименте.

Эксперимент проходил в три этапа:

констатирующий эксперимент;

формирующий эксперимент;

контрольный эксперимент;

Приступая к констатирующему эксперименту, следует отметить, что экологическая культура имеет отчётливые внешние проявления, а именно: ценностное отношение к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Ценностное отношение к природе базируется на элементарных знаниях, которые и обозначают мотивы поступков и поведение дошкольников. Обязательным компонентом процесса формирования экологической культуры являются знания и умения, а конечным результатом - соответствующее осознанное правильное отношение к окружающему миру.

Констатирующий эксперимент проводился на базе МБДОУ " Одуванчик" г. Волгодонска, с 06.02.2012 по 05.03.2012г.

Экспериментальную и контрольную группы составляли дети старшей группы, в количестве 22 человек.

Условия проведения: в нормальной обстановке в дневное время.

Целью констатирующего эксперимента было выявление показателей воспитания экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

1. формирование осознанно-правильного отношения к природным объектам;

2. ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.

Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным объектам.

Критерии сформированности экологических знаний:

правильное отношение к живой природе;

знания о растительном мире;

знания о мире животных;

Контрольное задание для определения экологически правильного отношения дошкольников к природным объектам

Задание 1. Экологическое отношение к миру природы (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.

Инструкция к проведению:

Педагог предлагает ответить на следующие вопросы.

1. Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)? Ели у ребенка нет домашних животных, спрашивайте: "Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?"

2. Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском саду?

3. Что ты вместе с взрослыми можешь делать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?

4. Как мы можем помочь зимующим птицам?

Высокий уровень (3 балла)

* Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы.

* Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.

* Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

* Без труда выражает свое отношение к проблеме.

Средний уровень (2балла)

* Ребенок отвечает на поставленные вопросы.

* В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.

* Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

* Может выразить свое отношение к проблеме.

Низкий уровень (1 балл)

* Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы.

* Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.

* Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

* Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.

В результате выполненных заданий наибольшее количество баллов, которое мог бы набрать составляет 9 баллов.

Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний старших дошкольников о живой природе

Задание 2. Определение уровня знания детей о характерных особенностях животных, птиц и насекомых.

(проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель: Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование: Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.

Инструкция к проведению:

Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.

Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.

Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.

Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.

После того как ребенок справился с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.

Как называется животное (птица, насекомое)?

Что ты можешь рассказать о нем?

Твое отношение к ним.

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (3 балла)

* Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор.

* Соотносит представителей фауны со средой обитания.

* Знает характерные признаки.

* Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.

Средний уровень (2 балла)

* Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам.

* В основном соотносит представителей фауны со средой обитания.

* Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах.

* На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

* Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Низкий уровень (1 балл)

* Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам.

* Не всегда аргументирует свой выбор.

* Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания.

* Затрудняется назвать характерные признаки.

* На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно.

* Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Задание 3. Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель: Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование: Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.

Инструкция к проведению:

Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.

Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?

Как правильно ухаживать за комнатными растениями?

Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).

Для чего людям нужны комнатные растения?

Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?

Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:

а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);

б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);

в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);

г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (3 балла)

* Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы.

* Без труда выделяет группы предлагаемых растений.

Средний уровень (2 балла)

* Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов.

* В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор.

* Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.

* Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.

* Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.

* Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Низкий уровень (1 балл)

* Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы.

* Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор.

* Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.

* Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы.

* В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.

Уровни сформированности экологических знаний.

Высокий уровень (9-8 баллов). Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам: звери, птицы и насекомые. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным (птицам и насекомым). Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира. Знает об изменении образа жизни животных по сезонам.

Ребенок классифицирует растения по видам: деревья, кустарники и цветы. Знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Средний уровень (7-5 баллов). Ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам: звери, птицы и насекомые. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным (птицам и насекомым). В основном знает, как нужно ухаживать за животными и обитателями уголка природы. В основном знает об изменении образа жизни животных по сезонам. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира.

Ребенок в основном классифицирует растения по видам: деревья, кустарники и цветы. Иногда не может знать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями. В основном сформированы практические умения и навыки ухода за комнатными растениями. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Низкий уровень (4-3 балла).

Ребенок допускает частые ошибки в названии представителей животного мира и разделяет их по видам: звери, птицы и насекомые. Допускает значительные ошибки при разделении их по видам: звери, птицы и насекомые. Не может аргументировать свой выбор. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания. Затрудняется назвать их характерные признаки. Проявляет слабый интерес и эмоционально не выражает свое отношение к животным (птицам и насекомым).Не знает, как нужно ухаживать за животными и обитателями уголка природы. Не знает об изменении образа жизни животных по сезонам. Затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально не выражает свое отношение к представителям животного мира.

Ребенок не может классифицировать растения по видам: деревья, кустарники и цветы. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями. У него не сформированы практические умения и навыки ухода за комнатными растениями.

Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группах представлены в Таблице 1, Таблице 2.

1. Дошкольники экспериментальной группы в целом показали низкий уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения детей к живой природе, а дети контрольной группы показали средний уровень сформированности соответственно 5,62 и 6,54 балла.

2. Уровень знания дошкольников о мире животных в экспериментальной группе ниже чем в контрольной группе, соответственно 1,91и 2,09 балла.

3. Уровень знания о растительном мире и уровень экологически правильного отношения к миру живой природы у дошкольников экспериментальной группы ниже, чем у дошкольников контрольной группы соответственно на 1,90 и 2,27 баллов

4. Уровень отношения к миру природы в экспериментальной группе ниже, чем у дошкольников контрольной группы, соответственно 1,81 и 2,18 балла.

Наиболее затруднительным в обеих группах оказался вопрос об особенностях жизни животных и растений в разное время года. Дети не имеют представления об изменениях, которые происходят с живым природным миром в природе. Лишь некоторые воспитанники сказали, что летом на деревьях есть листья, а зимой они голые. Более глубоких познаний об изменениях в живой природе дети не показали.

Результаты констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах отражен в диаграмме (Приложение 10, Рис.1)

Методика

диагностики экологических знаний детей дошкольного возраста

(по программе «Тропинка в природу» - В.В. Смирнова, Н.И. Балуева,

Г.М. Парфёнова)

Диагностические карты по экологии и практический материал к ним

РАЗДЕЛ 1

Карта 1

Цель: выявить, кого и что дети относят к живому и неживому.

Летают самолёт и птица;

Ходят робот и человек;

Плавают рыба и корабль и т.д.;

Карта 2

Цель: выявить знания детей о особенностях внешнего строения живых организмов и функциях конкретного органа.

«Что есть у птиц, человека, зверя, дерева, комнатного растения и т.д.?»

Карта 3

Цель: выявить знания детей об основных потребностях живых организмов в тепле, воздухе, пище, месте обитания.

Вопрос: «Что нужно человеку (собаке, кошке, дереву, цветку и т.д.), чтобы жить?»

Карта 4

Цель: выявить знания детей о том, что могут чувствовать отдельные живые организмы.

«Как чувствует себя девочка (птичка и т.д.)?»

«Почему она (он, оно) оказалась в таком состоянии?»

«Что нужно сделать, чтобы помочь девочке (птичке, дереву и т.д.)?»

Карта 5

Цель: выявить умение детей ценить жизненные проявления каждого индивида природы.

«Чем различаются дети, цветы, яблоки?»

«Чем они похожи?»

РАЗДЕЛ 2

Карта 1

Цель: выявить знания детей о приспособленности строения и поведения живых организмов к условиям определённой среды.

«Люди придумали слово «приспособление». Что оно означает? Каким словом его можно заменить?»

«Где может жить птица, яблоня, рыба и т.д.?»

«А может ли рыба жить на воздухе?»

«Почему не может?»

Карта 2

Цель: выявить знания детей о приспособленности живых организмов к изменению среды по сезонам.

«Как приспособился заяц (медведь, человек, дерево и т.д.) жить зимой?»

«Как приспособился жить человек (волк, лиса, куст) жить летом?»

Карта 3

Цель: выявить знания детей о приспособленности живых организмов к суточным изменениям в природе.

Вопрос: «Как приспособились звери, птицы, человек, растения и т.д. к разным частям суток (конкретно)?»

РАЗДЕЛ 3

Карта 1 (см. карту 1, раздела 1)

Цель: выяснить знания дошкольников о том, кто может иметь детей.

Карта 2

Цель: выявить знания детей о том, как появляются на свет растения, животные, человек.

«Как появляются новые растения?»

«Как появляются маленькие птенцы?»

«Откуда берутся щенки и котята?»

«Как рождаются маленькие рыбки?»

«Как появляется ребёнок у человека?»

Карта 3

Цель: выявить знания детей о росте и развитии живых организмов.

Задание: разложи картинки так, чтобы было видно, как растёт и развивается растение, птица, зверь, человек, насекомое, рыба.

Дополнительные вопросы к карточкам:

«Может ли это маленькое растение… жить без родителей?»

«Как заботятся родители о своём малыше?»

«Сколько малышей может родиться у … за один раз?»

«Что бы ты хотел узнать о том, как рождается человек?»

Стадии развития некоторых живых организмов:

Гусеница – Куколка – Бабочка.

Яйцо – Птенец – Птица.

Икра – Малёк – Рыба.

Примеры использования диагностических карт

при проведении диагностики

Для проведения диагностики по экологии первый замер делается в сентябре, второй – в мае.

Оценка за каждый правильный ответ «+», за неправильный «-«

РАЗДЕЛ 1, Карта 1 «Живое – неживое»

Подобрать 10 картинок.

Средний возраст: 6 картинок с изображением живых объектов, 4 картинки – неживых объектов.

Вопросы и задания:

«Назови, что нарисовано на этих картинках»

«Выбери те картинки, где нарисовано живое»

«почему ты решил, что это живое?»

Если ребёнок молчит, взять, например, собаку и спросить, почему она живая

Старшая группа:

Вопросы и задания:

«Назови, что нарисовано на картинках»

«Разложи картинки на живое и неживое»

«Почему ты решил, что это живое?»

«Почему ты решил, что это неживое?»

РАЗДЕЛ 2, Карта 2 – «Внешнее строение животных и растений»

Подбираются картинки с изображением хорошо знакомых животных и растений, можно из живого уголка. Материал должен соответствовать возрасту и пройденному материалу за год.

«Кто это?»

«Что это за растение? Как оно называется?»

«Как ты узнал, что это морская свинка?»

«Расскажи, что ты знаешь о морской свинке?»

РАЗДЕЛ 1, Карта 3 – «Потребности»

1. Выкладываются картинки с изображением модулей:

Тепло – костёр

Солнце – свет

Земля – место обитания

Тарелка – пища

Дом, гнездо – место пребывания (где можно жить)

Капельки – вода

Пузырьки – воздух

Костёр – заштриховано тепло

«Почему ты думаешь, что здесь заштриховано тепло?»

(Рядом с костром тепло)

«Солнце это свет. Почему?» И т.д.

2. Выкладываем картинки, на которых нарисованы человек, цветок, птица, собака.

Вопросы и задания:

«Что нарисовано на картинках?»

«Выбери, что нужно птице для жизни»

«Что нужно растению, чтобы оно чувствовало себя хорошо?»

«Что нужно собаке, чтобы она могла жить?»

«Что нужно человеку, чтобы жить?»

3. В подготовительной группе модули не показываются. Используются картинки с изображением человека, цветка, птицы, собаки (возможен другой набор картинок).

Вопросы те же, что и в предыдущем пункте.

Дети подготовительной группы должны давать обобщённый ответ: что нужно для всех живых организмов (это соответствует высокому уровню).

Оформление результатов диагностики

1. Подготовить протоколы для каждого ребёнка, отметить фамилию, имя, возраст, номер, дату проведения диагностики, группу.

Пример протокола:

Фамилия, имя ребёнка______________________________________________

№________ Возраст______________________________

Дата проведения диагностики________________________

Группа________________________________________

2. Подсчитывается:

  • Количество объектов, отнесённых к живому;
  • Количество выделенных существенных признаков.

Данные заносятся в таблицу, например, по результатам диагностики «Живое – неживое» (раздел 1, карта 1):

3. По результатам данных графы «Ответы детей» заполняем таблицу:

Движение

Развитие

В каждую графу заносится цифра, соответствующая тому, сколько детей выделило данный существенный признак живого, например питание, рост и т.д.

4. По количеству существенных признаков, выделенных каждым ребёнком, заполняется таблица:

Аналогично проводится анализ диагностики по другим разделам, в конце выводится «Уровень знаний детей о живом». Например (в %):

Потребности

Средние данные

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Низкий уровень

Низкий уровень

Характеристика уровней экологических знаний детей

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Неустойчивые представления о некоторых особенностях живого – существенных и несущественных. Относят к живому животных по существенным и несущественным признакам. Не относят растения к живому. Относят неживое по сходным с живым признаками.

Знают наиболее существенные признаки живого (движение, питание, рост). По ним относят к живому большинство животных и растений. Называют разные признаки у животных и растений.

Знают большинство существенных признаков живого. Правильно относят животных и растения к живому. Знания о живом носят обобщённый характер: характеризуют всю группу животных в целом.

Диагностика практических умений

Полив

1. Создание желания.

Три варианта:

  • Познавательная мотивация: хочешь полить, чтобы узнать, как они будут себя чувствовать? Если ребёнок соглашается, идём дальше.
  • Если у ребёнка не появилось желание, используем практическое приглашение к деятельности: я поливаю, хочешь помочь мне?
  • Если ребёнок снова не соглашается, то используем игровой персонаж: мишка не умеет, ему надо помочь.

2. Задание детям. Выбор растения.

Старшая группа: подбери растение, которое нужно полить.

Младшая группа: выбери растение, которое хочет пить.

Для младшего возраста подбираем растение с яркими характерными признаками (сухая земля, увядшие листья). Задаём вопрос: «Как ты узнал, что растение хочет пить?»

3. Выбор средства труда.

Вопрос: «Где взять воду?»

Для детей младшего возраста необходимо приготовить лейки с водой и без воды. Для детей старшего возраста - лейку и ведро с водой.

Вопрос: «Почему нельзя брать воду из-под крана?»

4. Мера полива.

  • Начинай поливать; когда польёшь, скажешь «всё» или «нет».
  • Покажи мишке, как нужно правильно поливать, когда польёшь, скажешь «всё»

Лейку надо держать двумя руками, носик должен упираться в край горшка.

Правильный полив – постепенно.

Неправильный полив – сверху и под корень.

Вопрос: «Как ты узнал, что полив закончен?» (Если вода вышла на поддон)

5. Единство цели и мотива.

«Что ты хотел сделать?»

«Что получилось?» (Хотел помочь растению, полил…)

Отмечается:

  • Достигли или нет результата;
  • Количество ошибок.

Ответы и действия фиксируются в таблице:

Диагностика отношения к объектам природы

Диагностика проводится в заранее подготовленном месте, например в уголке природы, где расставляются красивые игрушки, раскладываются книги, в центр помещается растение, которое нуждается в поливе.

Дети приглашаются по 2-3 человека.

Задание: «Пока я буду, занята, вы, ребята, можете позаниматься сами»

Смотрим и фиксируем действия и речь детей.

Обработка результатов: осуществляется по группам.

Обработка диагностических данных

Полив

Показатели

Средняя группа

Подготовительная группа

Констатирую-щая диагностика

Контрольная диагностика

Констатирую-щая диагностика

Контрольная диагностика

1. Принятие цели, достижение результата (по поливу)

2. Выбор растения:

правильно

неправильно

3. Обоснование выбора:

правильно

неправильно

4. Выбор инструментов и материалов:

правильно

неправильно

5. Трудовые действия:

правильно

неправильно

6. Мера полива:

Отношение

Показатели

Средняя группа

Подготовительная группа

Констатирую-щая диагностика

Контрольная диагностика

Констатирую-щая диагностика

Контрольная диагностика

Отношения (реальные)

1. Равнодушие

к животным

к растениям

2. Неустойчивый интерес (быстро всё посмотрели)

к животным

к растениям

3. Устойчивый интерес

к животным

к растениям

4. Позитивные поступки (оказали помощь, поговорили ласково, погладили)

5. Отрицательные поступки (пугают, будят, дразнят)

Уровни развития практических умений и отношений

Полив

Низкий: не достигают результатов, допускают много ошибок, неправильно выбирают предметы, неправильно обосновывают несущественные признаки, неправильно выбирают воду для полива, неправильные трудовые действия, не знают меры полива.

Средний: достигают результата с помощью взрослого, неправильно выбирают воду или не знают меры полива.

Высокий: достигают результата самостоятельно и качественно.

Отношение к объектам природы

Низкий: равнодушие, негативные поступки.

Средний: неустойчивый интерес.

Высокий: устойчивый интерес, задают вопросы, совершают позитивные поступки.

Характеристика уровней развития практических умений и отношений

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Слабые эмоциональные проявления или вообще отсутствуют. Интереса нет или он ситуативен. Наблюдает по предложению взрослого. Быстро переходит от одного объекта к другому

Неустойчивость в проявлении интереса, его избирательность, ситуативность: интересуют лишь знакомые животные. Отношение проявляют эмоционально, стремятся деятельно выразить отношение по предложению взрослого. Удовлетворяют свои потребности в общении с живым в деятельности, в получении эмоционального удовольствия

Сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями. Интерес к познанию живого. Проявляют сочувствие к попавшим в беду, стремятся самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильно определяют состояние объекта, устанавливают необходимые связи. Стремятся удовлетворить потребности живого организма. Проявляют гуманные чувства к живому

В трудовом процессе могут выполнить лишь трудовые действия. Качество труда низкое. Не достигают результата

Трудовой процесс по уходу за живым организмом выполняют с небольшой помощью взрослого. Достигают результата

Самостоятельно и качественно выполняют знакомые трудовые процессы

анна соколова
Диагностика по выявлению уровня сформированности экологических представлений у детей старшей группы

Задание № 1

Цель : ребенка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребенок представления о потребностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни.

Материал : 7-8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов , созданных человеком : растение, животные (птица, насекомое, зверь, рыба, солнце, автомобиль, самолет.

Ход проведения : взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки и выбрать объекты живой природы. После этого взрослый задает вопросы :

Как ты догадался, что все это живое?

Почему ты считаешь, что живой?

Что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?

Инструкция : «Рассмотри картинки и выбери объекты живой природы. Как ты догадался, что все это живое? Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой? Что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?».

Критерии оценки :

3 балла – ребенок с интересом выполняет задание, правильно называет все объекты живой природы, может объяснить свой выбор, рассказать, что тому или иному объекту необходимо для жизни.

2 балла – ребенок допускает 1-2 ошибки в назывании объектов живой природы, затрудняется ответить на вопросы об условиях, необходимых им для жизни.

1 балл – ребенок допускает 3 и более ошибки в назывании объектов живой природы, не может ответить на вопросы об условиях, необходимых им для жизни.

Задание № 2

Цель : выявить уровень сформированности представлений о диких животных и их повадках (медведь, лиса, волк, заяц, белка, еж) .

Материал : иллюстрация леса; карточки с изображением диких животных (белка, лиса, заяц, медведь, волк, еж) .

Ход проведения : взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки. Затем дает вопросы :

Как называют зверей, которые живут в лесу? (Дикие звери.)

Посмотри, лес пустой, давай поиграем в игру «Засели лес» – заселим его животными.

Расскажи, что ты знаешь о каждом из них.

Ребенок поочередно «заселяет» в лес животных, отвечая на вопросы взрослого об их жизни в лесу и повадках :

Чем питается белка? (Грибами, орехами.)

Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям? Что ей помогает спасаться от врагов? Что защищает от холода? (Зимняя шуба, пушистый хвост) .

Чем питается заяц? Как он спасается от врагов? (Путает следы, меняет окраску) .

Что помогает ему выдержать холод?

Почему волка и лису называют хищниками? Что им помогает охотиться за животными?

Как ведут себя волки во время охоты? (Волки собираются в стаи, вместе охотятся по ночам, могут подолгу гнаться за добычей).

Как охотится лиса? (Лиса незаметно подкрадывается, подкарауливает, заметает следы) .

Чем питается медведь? Что делают медведи в зимнюю пору? (Впадают в спячку) . Что помогает медведю не питаться всю зиму? (Запас жира) .

Какие еще животные впадают в спячку? (Ежи.) Чем питается еж? Как спасается от врагов и что помогает ему в этом? (Сворачивается клубком, иголки) .

Инструкция : «Рассмотри картинки. Как называют зверей, которые живут в лесу? Посмотри, лес пустой, давай поиграем в игру «Засели лес» – заселим его животными. Расскажи, что ты знаешь о каждом из них. Чем питается белка? Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям? Что ей помогает спасаться от врагов? Что защищает от холода? Чем питается заяц? Как он спасается от врагов? Что помогает ему выдержать холод? Почему волка и лису называют хищниками? Что им помогает охотиться за животными? Как ведут себя волки во время охоты? Как охотится лиса? Чем питается медведь? Что делают медведи в зимнюю пору? Что помогает медведю не питаться всю зиму? Какие еще животные впадают в спячку? Чем питается еж? Как спасается от врагов и что помогает ему в этом?».

Критерии оценки :

3 балла – ребенок с интересом выполняет задание, правильно отвечает на все вопросы взрослого о жизни диких животных.

2 балла – ребенок имеет представление о повадках диких животных, не на все вопросы может ответить.

1 балл – ребенок имеет очень слабые представления о повадках диких животных.

Задание № 3

Цель : выявить уровень сформированности представлений о зимующих птицах .

Материал : иллюстрация с изображением кормушки (с прорезями) на фоне зимнего пейзажа; карточки с изображением зимующих (синица, воробей, ворона, снегирь, сорока) и перелетных птиц (ласточка, скворец) .

Ход проведения : взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку, уточняет, какое на ней изображено время года. Затем задает вопрос :

Как можно назвать птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

Дает задание найти и поместить на кормушку зимующих птиц; просит рассказать, какие птицы прилетели к кормушке.

Инструкция : «Рассмотри картинку. Какое на ней изображено время года? Как можно назвать птиц, которые остаются зимовать? Найди и помести на кормушку зимующих птиц. Расскажи, какие птицы прилетели к кормушке».

Критерии оценки :

3 балла – ребенок без помощи взрослого находит и называет 5 зимующих птиц.

2 балла – ребенок самостоятельно находит и называет 3-4 зимующие птицы.

1 балл – ребенок называет 1-2 птицы, затрудняется в классификации птиц (зимующих и перелетных) .

Задание № 4

Цель : выявить уровень сформированности представлений о растениях ближайшего окружения : деревьях, кустарниках и травянистых растениях.

Материал : большая карта с изображением тополя, шиповника, подснежника. Маленькие карточки с изображением деревьев : березы, ели, сосны и рябины. Карточка с изображением кустарника – сирени . Карточки с изображением травянистых растений : одуванчика, колокольчика, ромашки, подорожника. Кукла Незнайка.

Ход проведения : Взрослый сообщает ребенку, что Незнайка случайно перепутал все карточки с изображением растений и не может их правильно разложить. Предлагает ребенку помочь Незнайке разложить карточки в нужном порядке. На большой карте вокруг тополя нужно разложить карточки с изображением деревьев; около шиповника положить карточку с изображением кустарника ; вокруг подснежника разложить карточки с изображением травянистых растений. Взрослый спрашивает, почему ребенок именно так расположил карточки.

Инструкция : «Незнайка случайно перепутал все карточки с изображением растений и не может их правильно разложить. Давай поможем Незнайке разложить карточки в нужном порядке. На большой карте вокруг тополя нужно разложить карточки с изображением деревьев; около шиповника положить карточку с изображением кустарника ; вокруг подснежника разложить карточки с изображением травянистых растений. Карточки с изображением каких растений ты расположил вокруг тополя? Как назвать их одним словом? Какую карточку ты расположил рядом шиповником? Что это? Карточки с изображением каких растений ты расположил вокруг подснежника? Это все что?».

Критерии оценки :

3 балла – ребенок правильно группирует представленные изображения растений; знает их названия и характерные признаки.

2 балла – ребенок допускает незначительные ошибки при группировке изображенных растений. Не всегда аргументирует свой выбор. Знает характерные признаки растений, но иногда допускает неточности в ответах. Не всегда может точно сформулировать ответ на вопрос .

1 балл – ребенок допускает ошибки при группировке изображенных растений. Затрудняется назвать их характерные признаки.

Задание № 5

Цель : выявить уровень сформированности представлений о способах размножения растений.

Материал : карточки с изображением деревьев (ель, дуб, клен, береза, сосна) ; картинки с плодами этих деревьев (еловая шишка, желудь, крылатка клена, березовая сережка, сосновая шишка); комнатные растения или их иллюстрации (хлорофитум, бальзамин, фиалка) .

Ход проведения : взрослый предлагает ребенку рассмотреть карточки и подобрать к каждому дереву нужную картинку с плодами. Затем просит ребенка назвать, какие деревья он узнал. Предлагает ребенку рассмотреть комнатные растения и назвать их. Дает задание : «На столе ты видишь одну фиалку, что нужно сделать, чтобы было много фиалок? Вспомни известные тебе способы размножения растений» (черенками, усами и др.)

Инструкция : «Рассмотри карточки и подбери к каждому дереву нужную картинку с плодами. Какие деревья ты узнал? Рассмотри комнатные растения и назови их. На столе ты видишь одну фиалку, что нужно сделать, чтобы было много фиалок? Вспомни известные тебе способы размножения растений».

Критерии оценки :

3 балла – ребенок самостоятельно подбирает к деревьям плоды. Называет правильно комнатные растения и способы их размножения.

2 балла – ребенок называет деревья, имеет представления о способах размножения, но допускает ошибки при подборе плодов и способах размножения комнатных растений.

1 балл – ребенок называет правильно 1-2 дерева, затрудняется в соотношении их с семенами. О способах размножения растений не имеет представления .

Задание № 6

Цель : выявить уровень сформированности представлений о представителях класса пресмыкающихся. (Тело ящерицы покрыто жесткими роговыми чешуйками. У ящерицы четыре короткие лапки. Она хорошо бегает. Слышимых звуков не издает. Живет на суше. На зиму прячется в землю, в норы, там спит. Приносит пользу, уничтожая вредных насекомых. У черепахи тело покрыто твердым панцирем. Сверху он выпуклый, а снизу плоский. У нее также четыре лапы. Зажатое в панцирь тело черепахи тяжелое и неповоротливое. В панцирь она прячет голову, ноги и хвост, когда грозит опасность).

Материал : картинки с изображением ящерицы, черепахи.

Ход проведения : Взрослый предлагает назвать животных , изображенных на картинках, затем просит описать их внешний вид, способ передвижения, особенности жизнедеятельности.

Инструкция : «Назови животных, изображенных на картинках, опиши их внешний вид, способ передвижения, особенности жизнедеятельности».

Критерии оценки :

3 балла – ребенок правильно называет каждое животное, достаточно содержательно описывает их внешний вид и особенности жизнедеятельности.

2 балла – ребенок правильно называет каждое животное, с помощью взрослого описывает их внешний вид, затрудняется в описании особенностей жизнедеятельности этих животных.

1 балл – ребенок не отвечает на вопросы взрослого.

Задание № 7

Цель : выявить уровень сформированности представлений о насекомых .

Материал : картинки с изображением насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка, стрекоза, комар, пчела, муха) .

Ход проведения : взрослый показывает ребенку картинку с изображением насекомого и задает вопросы : назови, кто это; как это насекомое выглядит, передвигается, чем питается. Просит рассказать об особенностях жизнедеятельности каждого насекомого.

Инструкция : «Рассмотри картинку. Назови, кто это; как это насекомое выглядит, передвигается, чем питается. Что ты еще можешь рассказать о бабочке (мухе, пчеле) ».

Критерии оценки :

3 балла – ребенок правильно называет всех насекомых; может описать внешний вид каждого; имеет представления об их способах передвижения и питании; может рассказать об особенностях жизнедеятельности каждого.

2 балла – ребенок называет 3 – 4 вида насекомых; отвечает на вопросы с помощью взрослого.

1 балл – ребенок называет 2 и менее вида насекомых.

Задание № 8

Цель : выявить уровень сформированности представлений об изменениях в природе в разные времена года.

Материал : картинки из серии «Времена года» .

Ход проведения : взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки и разложить их по - порядку, начиная с зимы. Затем проводит беседу с использованием картинок :

Назови время года, которое изображено на картинке,

Почему ты так решил?

Что происходит в природе весной?

Какие изменения происходят с наступлением лета?

Что происходит зимой с деревьями?

Когда созревают овощи, фрукты, ягоды?

Инструкция : «Рассмотри картинки и разложи их по - порядку, начиная с зимы. Назови время года, которое изображено на картинке. Почему ты так решил? Что происходит в природе весной? Какие изменения происходят с наступлением лета? Что происходит зимой с деревьями? Когда созревают овощи, фрукты, ягоды?».

Критерии оценки :

3 балла – ребенок быстро и в правильной последовательности раскладывает картинки с изображением времен года, отвечает на вопросы, рассуждает, не боится высказывать свое мнение.

2 балла – ребенок затрудняется при ответах на вопросы, требуется помощь взрослого.

1 балл – ребенок не отвечает на вопросы.

Задание № 9

Цель : выявить уровень сформированности представлений о частях суток , их последовательности.

Материал : сюжетные картинки, где изображены разные виды деятельности детей , следующие друг за другом на протяжении дня : уборка постели, гимнастика, умывание, завтрак, занятие и т. д.

Ход проведения : ребенку предлагают рассмотреть картинки и разложить их по порядку, начиная с утра.

Инструкция : «Рассмотри картинки. Разложи их по порядку, начиная с утра. Назови одним словом утро, день, вечер, ночь. (Сутки.) »

Критерии оценки :

3 балла – ребенок справился с заданием, безошибочно ответил на все вопросы.

2 балла – ребенок безошибочно разложил картинки в соответствии с временем суток, но обобщающее слово назвать затрудняется.

1 балл – ребенок не справился с заданиями даже после наводящих вопросов.

Задание № 10

Цель : выявить уровень сформированности представлений о растениях и животных Республики Коми.

Материал : предметные картинки с изображением растений и животных, которые можно встретить в Республике Коми и не растущих и не обитающих там (береза, одуванчик, мать-и-мачеха, пальма, верблюд, волк, медведь, тигр, лев).

Ход проведения : ребенку предлагают рассмотреть картинки и назвать растения и животных, которые можно встретить в природе родного края и те, которые растут и обитают в условиях другого климата.

Инструкция : «Рассмотри картинки. Назови растения и животных, которые можно встретить в природе родного края и те, которые растут и обитают в условиях другого климата».

Критерии оценки :

3 балла – ребенок имеет представления о природе родного края, правильно классифицирует растения и животных. Определяет растения и животных , нехарактерные для климата родного края. Объясняет выбор.

2 балла – ребенок при классификации растений, животных родного края допускает неточности, не всегда может обосновать свой выбор.

1 балл – ребенок допускает большое количество ошибок, свой выбор не обосновывает.

Задание № 11

Цель : выявить уровень сформированности представлений о том , что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.

Материал : диск со стрелкой в центре (по типу циферблата, в середине которого изображение природы, а по краям знаки, символизирующие положительное (кормушка для птиц, скворечник, посадка деревьев и т. д.) и отрицательное (сломанная ветка, сачок для бабочки и т. д.) поведение человека в природе.

Ход проведения : ребенку предлагают поиграть в игру . Ребенок должен, перемещая стрелку, рассказать о помощи человека природе и о его вредном воздействии на природу.

Инструкция : «Давай мы с тобой поиграем в игру «Что такое хорошо, а что такое плохо» . Перемещай стрелку и расскажи о помощи человека природе и о его вредном воздействии на природу».

Критерии оценки :

3 балла – ребенок анализирует поведение человека в природе, делает выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.

2 балла – ребенок имеет представление о правильном поведении человека в природе, но не всегда может объяснить вред, который причиняет человек природе.

1 балл – ребенок не проявляет интереса и самостоятельности при выполнении задания, затрудняется делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.