Особенности возраста 4 5 лет родительское собрание. Пожелания в воспитании четырехлетнего ребенка. Развивающая речевая игра «разрешается - запрещается»

Родительское собрание в средней группе

Цель :

  • расширение контакта между педагогами и родителями ;

повышение педагогической культуры родителей ;

  • дать знания родителям о среднем возрасте детей и их отличительных

особенностях .

Дата проведения: 06.10.2016.

Присутствовало: 9 человек.

План проведения

1. Вступительная часть. Познакомить родителей с возрастными особенностями детей 4 - 5 лет , особенностями образовательного процесса.

2. Обозначить задачи на учебный год.

3. Решение групповых вопросов .

Ход родительского собрания

1. Вступительная часть.

Добрый вечер, уважаемые родители ! Сегодня мы с вами поговорим о том, как изменились наши дети и что характерно для их возраста .

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:
- Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых.

Этические представления. Ребенок начинает понимать чувства других людей, сопереживать.
- Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове.
- Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром.

Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка.
- Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят.

Вам как родителям важно:

Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.
- По возможности вместо запретов предлагать альтернативы. формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест.
- Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной ситуации.
- Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность.
- Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.
- Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.
- Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития.
- Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее.
- Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления, которые его интересуют.

Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

Предлагаем вам поиграть!

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ЗАДАЧИ ДОУ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД:

1. В целях охраны и обеспечения здоровья детей продолжить работу по формированию здорового образа жизни в дошкольном учреждении и семье, расширив комплекс профилактических и оздоровительных мероприятий.

2. Продолжать работу по повышению качества обучения детей, используя в образовательном процессе новую общеобразовательную программу «От рождении до школы» в дошкольных группах.

3. Способствовать повышению профессионального мастерства педагогов по формированию элементарных математических представлений дошкольников.

Внутригрупповая работа

1.

Ознакомление с кружком « Маленькие экспериментаторы»

Коллекция камней

Помочь в обогащении предметно - пространственной среды группы (оформление уголка ФЭМП и физкультурного уголка).

2. Так же хотелось бы познакомить вас с сеткой НОД и режимными моментами.

НОД проводится с понедельника по пятницу. Время проведения занятия увеличилось до 5 минут по сравнению со 2 младшей группой . Всредней группе на занятия отводится 20 минут. Перерывы между занятиями от 10 до 15 минут. В день проводится 2 занятия.

3. Выбор родительского комитета . Состав прежний.

Ваши предложения : оставить родительский комитет в том же составе, частично заменить, избрать новый.

4. Решение групповых вопросов . Награждение грамотами и благодарностями родителей за активное участие в жизни детского сада.

5. Домашнее задание.

Написать полное имя своего ребёнка, рядом с каждой буквой имени - слово, характеризующее его характер, особенности личности, способности.

Например:

О - остроумная;

Л - ласковая;

Ь - загадочная:

Г - гордая;

А - аккуратная

6.Педагогический практикум .

Большую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Что значит родительские установки? Это те словесные обращения, высказывания к ребёнку, оценка поступков ребёнка. Соответственно эти обращения, эта оценка может носить как негативный, так и положительный характер.

Поэтому наша задача избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка.

Поучимся негативные установки трансформировать в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя.

Негативные установки

Позитивные установки

Горе ты моё

Счастье ты мой, радость ты моя

Плакса-вакса

Поплачь, будет легче...

Ну, всё готов раздать...

Молодец, что делишься с другими

Ты совсем, как твой папа, мама...

Папа у нас замечательный. Мама у нас умница.

Ничего не умеешь делать

Попробуй ещё, у тебя обязательно получиться

Неряха, грязнуля

Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен

Ты обижаешь маму, я уеду от тебя к другому ребёнку

Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый

Уйди с глаз моих, встань в угол

Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе

И в кого ты такой (некрасивый..)

Как ты мне нравишься

Ничего не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу

Держи себя в руках, уважай людей

Когда же ты научишься

Я помогу тебе

Что бы ты без меня делал?

Что бы мы без тебя делали?

Уж лучше бы тебя вообще на свете не было

Какое счастье, что ты у нас есть!

Если будешь так поступать с тобой никто не захочет дружить

Как относишься к людям, так и они будут относиться к тебе

Дорогие родители! Пожалуйста, следите за своей речью и не давайте детям отрицательные установки. Если же вы всё-таки оговорились, то поспешите исправить ситуацию, заменив отрицательную установку на положительную.

7. Совместная работа.

Викторина по ПДД для родителей.

РАЗВИВАЮЩАЯ РЕЧЕВАЯ ИГРА «Разрешается - запрещается»

Всем внимание, не зевайте, на вопросы отвечайте!

И проспекты, и бульвары -
Всюду улицы шумны.
Проходи по тротуару
Только с правой стороны!
Тут шалить мешать народу
Запрещается!

Быть примерным пешеходом
Разрешается!

Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед.
Ехать «зайцем», как известно,
Запрещается!

Уступать старушке место
Разрешается!

Если ты гуляешь просто,
Все ровно вперед гляди,
Через шумный перекресток
Осторожно проходи.

Переход при красном свете
При зеленом даже детям
Разрешается!

Предлагаем вам помочь украсить макет к проекту по ПДД «Город маленьких пешеходов»

Примерная оценочная анкета после собрания «Изучение мнения родителей»

1. Ваше мнение о проведённой встрече?

Бесполезная

Едва ли полезная

Полезная

Очень полезная

2. Ваше мнение о предоставленной информации?

3. Как вы думаете, благодаря этой встрече будет ли вам проще общаться с вашим ребёнком?

4. Как часто необходимо проводить такого рода собрания?

1 раз в месяц

1 раз в квартал

1 раз в полгода

1 раз в год

Пожелания родителей

Цель: познакомить родителей с задачами воспитания детей на учебный год, психологическими и возрастными особенностями детей, выбор родительского комитета.

Задачи: в ходе собрания придти к общему мнению о соблюдении единого режима дня, а также к единому подходу к вопросам воспитания детей.

Развитие детей и их поведение на третьем году жизни определяется тем, что они приобрели в первые два года, а также условиями воспитания и задачами воспитания. Этот возраст является как бы переходным от раннего к дошкольному детству, и воспитатель, решая новые задачи с учётом возросших возможностей детей, вместе с тем сохраняет преемственность с работой в группах раннего возраста.

Организация жизни детей. Режим дня.

На третьем году жизни у детей продолжает увеличиваться длительность бодрствования. Они уже могут без утомления непрерывно бодрствовать 6-6,5 часов, что находит отражение в режиме дня. Днём дети спят один раз, примерно 2-2,5 часа. Значительно увеличивается длительность прогулки, потому что дети становятся более самостоятельными. Первая прогулка продолжается около 2 часов, вторая- 1,5 часа. В отличие от предшествующих групп с детьми третьего года жизни начинает проводиться утренняя гимнастика. Комплексы утренней гимнастики состоят из 3- 4 упражнений игрового характера.

При проведении режимных процессов, как и раньше, обязательно соблюдается принцип постепенности. Это значит, что каждый ребёнок на кормление, одевание, умывание тратит столько времени, сколько требуется ему одному, но не всей группе.

Режимные процессы занимают довольно много времени, поэтому их следует максимально использовать для развития детей: формирование речи, движений, обучения навыкам посильной самостоятельности, правилам поведения.

Дети знают названия многих предметов, с которыми встречаются в быту, с помощью воспитателя устанавливают простейшие взаимозависимости: «Руки моют мылом, чтобы они были чистыми», «Сапожки одевают потому, что прошёл дождь» и т. д.

В работе с детьми третьего года жизни надо стараться избегать употребления стереотипных фраз. Иногда воспитатели, желая, чтобы ребёнок поблагодарил, обращаются к нему с неизменной фразой: «А что надо сказать?»- вместо того чтобы предложить ему: «Поблагодари» или просто: «Скажи спасибо». Часто во время кормления многократно повторяют: «Кушайте аккуратно»,- вместо того чтобы смысл этой фразы передать разными словами. Речь воспитателя должна служить образцом для подражания детей.

В режимных процессах совершенствуются навыки приобретённые ранее. Ребёнок должен есть самостоятельно, аккуратно, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, благодарить. К трём годам он с небольшой помощью взрослого одевается и раздевается: расстёгивает пуговицы, знает порядок в одевании и раздевании. Одежда должна быть удобной, такой, чтобы ребёнок сам мог легко действовать. Проявление самостоятельности способствует: подбор мебели, расположение оборудование групповой комнаты, умывальни: низкие вешалки для полотенец, удобные шкафчики для верхней одежды и т.п.

Третий год жизни- это период активного совершенствования качества имеющихся движений. Более координированными становятся движения руки и пальцев. Дети аккуратно и самостоятельно едят, правильно держат карандаш, могут застёгивать и расстегивать пуговицы. Совершенствование ходьбы заключается в развитии координации движений рук и ног. Дети могут на ходу манипулировать предметами, кататься на велосипеде. Ребёнок согласует свои движения с внешними условиями, например меняет движение в зависимости от темпа музыки. Происходит совершенствование таких движений, как бег, лазание, бросание. Малыш много двигается, не может длительное время сохранять неподвижность, но быстро устаёт от однообразных движений. При выборе игр и упражнений необходимо учитывать возрастные особенности детей, в частности мягкость и податливость скелета, сравнительно недостаточное развитие мускулатуры, быструю утомляемость. Некоторые движения вредны детям. Нельзя предлагать им висеть на руках (что часто допускают родители), прыгать с высоты, требовать длительного повторения одних и тех же движений. Взрослый должен своевременно переключать детей от подобных движений на более спокойные игры. Воспитатель использует разнообразные средства для развития движений детей. Среди них - режимные процессы: умывание, одевание, кормление. Постоянное и частое повторение разнообразных и сложных движений, которые ребёнку приходиться выполнять во время этих процессов, делают его более ловким.

Эффективным средством развития движений является игровая деятельность. Во время игры дети проделывают самые разнообразные движения: ползают на четвереньках, изображая какое- либо животное, догоняют друг друга и т. д. На прогулке им не редко приходиться преодолевать препятствия.

Весьма важны для развития движений общеукрепляющие упражнения, которые дети выполняют на физкультурных занятиях в положении стоя, сидя, лёжа.

На третьем году жизни самостоятельность детей формируется интенсивно. «Я сам»,- говорит малыш. Если взрослые не удовлетворяют желание ребёнка к самостоятельным действиям, то часто возникают капризы, упрямство или же вредная привычка к бездеятельному состоянию, постоянному ожиданию помощи окружающих.

Самостоятельность малышей проявляется в режимных моментах, где совершенствуются навыки самообслуживания; в игре, когда ребёнок самостоятельно, без подсказки взрослого воспроизводит один- два эпизода из жизни. На занятиях дети самостоятельно придумывают и осуществляют постройку; при выполнении трудовых поручений помогают воспитателю вынести на участок игрушки, расставить тарелки с хлебом перед обедом. Самостоятельность проявляется и во время взаимоотношений между детьми. Ребёнок по своей инициативе выражает внимание к сверстникам: жалеет, оказывает помощь.

Таким образом, во всех видах деятельности и в разных жизненных ситуациях проявляется и формируется детская самостоятельность- важное и сложное качество личности. В целях успешного развития самостоятельности детей воспитатель знакомит малышей с определёнными небольшими обязанностями: например, не разбрасывать игрушки, по просьбе взрослого собирать игрушки, расставлять по местам, беречь одежду, не шуметь, когда занимается часть детей. Он обогащает малышей знаниями и умениями, необходимыми в самообслуживании, при пользовании игрушками, обращение со сверстниками и взрослыми. Следует специально создавать условия, чтобы дети могли применять свои знания, проявить самостоятельность, например одеть куклу на прогулку, завернуть себе рукава перед мытьём рук.

Обучать детей самостоятельности можно, показывая им реальные действия (мытьё рук, пользование полотенцем), а также инсценировки с игрушками (одевание и кормление куклы). При этом важна оценка, поощрение ребёнка, привлечение внимания других детей к проявлениям самостоятельности.

Формирование самостоятельности - сложный процесс. Недостаточно добиваться, чтобы дети усвоили некоторые необходимые сведения и умения, научились совместно играть, оказывать помощь друг другу. Необходимо ещё сформировать у них стремление активно действовать в соответствии с накопленными сведениями и умениями.

Речь и мышление.

Понимание речи. На протяжении третьего года жизни происходит дальнейшее обогащение смыслового содержания речи. Дети хорошо понимают взрослого, когда он говорит о том, что непосредственно его окружает, связано с их переживаниями.

Обобщенное значение для детей начинают приобретать не только слова, обозначающие качества, свойства предметов. Так на вопрос «Кто летает?» ребёнок трёх лет отвечает: «Бабочка летает, муха летает, самолёт летает». Или воспитатель говорит: «У тебя красное платьице, а где ещё ты видишь красный цвет?». Ребёнок отвечает: «Красный флажок, бантик у Люды, красные кубики, а ещё арбуз бывает красный».

Дети начинают устанавливать причинную связь отдельных, часто повторяющихся явлений, делают сравнения, умозаключения: «На улице холодно, надо надеть пальто», «Снег как сахар» и т. п.

Однако понимание речи окружающих взрослых недостаточно совершенно. Необходимо упражнять детей в различении предметов по внешнему виду, знакомить отдельно с их признаками, словесным обозначением. Детей уже нужно побуждать к группировке однородных предметов, которые можно назвать одним словом (мебель, посуда, игрушки).

Малышей учат понимать разнообразные вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Почему?», «Во что одет?», «Что везёт?», «Когда?», «Зачем?».

Ребёнок третьего года жизни уже понимает рассказ, не сопровождаемый демонстрацией предметов, иллюстраций, с интересом слушает знакомую сказку без показа иллюстраций. Он с удовольствием вспоминает о недавних событиях из его жизни, поэтому в повседневном общении с ним нужно побуждать его рассказать о празднике, прогулке и пр.

Период третьего года жизни характеризуется большой речевой активностью. Дети много говорят во время игр и занятий, сопровождая речью свои действия и часто ни к кому не обращаясь. Они задают очень много вопросов. Так развитие речи и мышления начинает оказывать большое влияние на поведение ребёнка.

В конце второго – третьего года жизни перед воспитателем стоит задача развития индивидуальной игры каждого ребёнка, что является благоприятной предпосылкой совместных игр детей в более старшем возрасте. На этом этапе важно научить детей действиям с игрушками, использованию их по назначению, нужно вызывать интерес к разным игрушкам, показывать их игровые возможности, т. е. учить способам действия с ними. Наряду с этим следует подводить детей к пониманию того, что нельзя мешать другим, когда они играют, нельзя отнимать игрушки. Необходимо формировать устойчивость игровой деятельности, умение сосредоточиться на своей игре. С целью развития и обогащения игровой деятельности надо проводить наблюдения, экскурсии, игры- занятия с куклами, содержания которых подсказывают действия с игрушками: куклу можно покормить, уложить спать, полечить. Небольшие инсценировки с куклой знакомят детей с некоторыми правилами поведения: нужно не отнимать игрушку, а попросить её; игрушку после игры следует убирать на место и т. п.

В процессе формирования игры и взаимоотношений детей следует пользоваться поощрением, привлекать их внимание к удачным действиям того или иного ребёнка (правильно собранной пирамидке, матрёшке и др.)

Индивидуальная игра организует поведение ребёнка, формирует сосредоточенную деятельность, умение действовать рядом с другими и не мешать им. Воспитателю нужно всячески оберегать индивидуальные игры детей, стараться тем или иным приёмам продлить их, не прерывая ненужными замечаниями. В индивидуальной игре есть предпосылки для возникновения коллективной игры: появляется интерес к деятельности других детей, эмоциональная отзывчивость. Например, Коля подходит к Вове, смотрит, как он нанизывает кольца на стержень пирамидки и подаёт ему два колечка.

Чтобы в процессе игры развивать положительные взаимоотношения, необходимо создавать условия, способствующие объединению детей. Это может быть общее место действия, например стол, за которым дети сидят и собирают матрёшек; одинаковые действия: все дети- малыши- «Воробышки и автомобиль» или все они птички, зайчики и т. д. Эти игры сближают детей радостью совместных действий, вызывают желание действовать так, как действуют другие, способствуют согласованности действий. Можно организовывать игры, которые объединяют детей общим предметом и общим действием с ним. Это игры типа «Прокати шарик, мячик». Игра с общей игрушкой побуждает детей вступать в общение друг с другом, они учатся действовать поочерёдно, ждать, пока действует партнёр.

Ещё больше возможностей для возникновения взаимоотношений между детьми предоставляет сюжетно- ролевая игра, например игра в парикмахера, доктора невозможна без партнёра. Дети договариваются: «Давай, я тебя подстригу», «Сначала ты меня, потом я тебя…»

Сюжетно- ролевая игра возникает не сразу. В конце второго года жизни ребёнок начинает последовательно воспроизводить несколько взаимосвязанных действий: кормит куклу, укладывает ее спать, гуляет с ней. На третьем году он уже кормит не так, как раньше, просто прикладывая ко рту куклы тарелку,- а что- то наливает в чашку, тарелку, использует ложку, моет посуду. Но действия ребёнка ещё не всегда правильно отражают их реальную последовательность. Он может одновременно лечить, кормить, катать куклу на машине. Существенный сдвиг в игре происходит к концу года, когда ребёнок наделяет куклу именем, себя называет именем взрослого, ведёт в игре разговор и от лица взрослого, и от имени куклы. Она становится для ребёнка заместителем человека. Игровые действия, совершаемые с куклой, выстраиваются в правильной последовательности.

Пример взрослых, успехи в общем развитии, и особенно в развитии речи, умение согласовывать свои действия и движения с другими детьми способствует тому, что во второй половине третьего года жизни у детей наряду с играми рядом возникают совместные игры и положительные взаимоотношения вне игры.

Однако без направляющего руководства воспитателя среди детей неизбежно будут возникать конфликты. Малыши, на длительное время предоставлены сами себе, не всегда могут найти занятие, обеспечить целесообразную смену своей деятельности, вследствие чего приходят в вялое или в возбуждённое состояние, устают от однообразных действий.

На третьем году жизни наряду с теми видами самостоятельной деятельности, которые отмечались ранее (наблюдение за окружающим, действия с предметами, игрушками, сюжетные игры), появляются новые.

Дети любят рассматривать книжки, картинки, при этом говорят, спрашивают, с интересом и вниманием слушают, что им рассказывают взрослые.

Появляется изобразительная деятельность: малыши начинают рисовать, лепить (правда, пока ещё на занятиях, организованных воспитателем).

Постепенно развивается конструктивная деятельность. Игра со строительным материалом, ребёнок не только воспроизводит показанные взрослыми постройки, но и пытается строить сам.

В этом возрасте детей привлекают трудовые действия взрослых. Они охотно выполняют их поручения. С удовольствием поливают цветы (под наблюдением воспитателя), помогают расставить стулья для занятия, поставить на стол тарелки с хлебом и т. п. Воспитание у малышей интереса к трудовым действиям, привлечение их к посильной помощи взрослым закладывает основы трудового воспитания.

При организации разных видов деятельности детей большое значение имеет оснащение группы необходимыми игрушками и пособиями. Каждый вид игрушек – следует хранить в определённом месте. Это приучает детей к организованности и порядку.

Игра для детей – радостная и активная деятельность, поэтому руководить ею надо так, чтобы не подавлять их инициативы, интереса и самостоятельности. Руководя детской игрой, воспитатель стремится формировать у детей устойчивую деятельность: вовремя предлагает необходимую для продолжения игры игрушку или атрибут, используя прямой или косвенный подсказ действий: «Твоя дочка не замёрзнет на прогулке? На улице холодно»; показывает действия с игрушками в играх- инсценировках. Важно, чтобы и на занятиях и в повседневной жизни воспитатель обращался с куклой, как с живым существом, называл её по имени, успокаивал её и жалел.

Занятия.

Мы работаем по программе «Детство». Первые две недели сентября, у нас прошла диагностика. И дети которые занимаются с яслей, конечно отличаются от новеньких. Поэтому не бойтесь давать дома детям краски, кисти. Дети должны закреплять свои умения и совершенствовать свои навыки. Так же с пластилином.

Занятия распределяются следующим образом:

По ознакомлению с окружающим миром и развитию речи- 3

Со строительным материалом- 1

Музыкальные- 2

Физкультурные- 2

Длительность занятий- 10- 15 мин., проводятся они ежедневно утром и вечером. Наряду с занятиями планируются наблюдения на прогулке за окружающим миром, подвижные и дидактические игры.

Большая часть занятий проводиться по подгруппам, в которые объединяются дети с одинаковым уровнем развития. Так организуются занятия, на которых используется новый материал, требующий обстоятельных объяснений и помощи взрослого (например, когда впервые даются разрезные картинки или новый конструктор). Небольшое число детей должно быть на занятиях, в которых соблюдается очерёдность действий. Таковы, например физкультурные занятия с гимнастическим пособием, занятия типа «лото» и по развитию речи, где одни дети своей активностью могут подавить других.

Однако на третьем году жизни возможно проведение некоторых видов занятий со всей группой, так как малыши уже освоили правила поведения (спокойно сидеть, внимательно слушать), начали согласовывать свои действия с другими детьми, речь взрослого становиться регулятором их действий. Со всей группой детей одновременно можно проводить музыкальные занятия, подвижные игры, а также показы-инсценировки, в которых малыши являются в основном зрителями.

Обучение детей третьего года жизни носит наглядно- действенный характер.

В «Программе воспитания в детском саду» определены задачи и содержание программного материала разных видов заданий по ознакомлению с окружающим и развитию речи, движений, изобразительной и конструктивной деятельности, по музыкальному воспитанию. Помимо этого, даётся перечень художественных произведений, подвижных игр, содержание музыкального репертуара, а также нормативы разных видов движений.

Занятия с детьми планируются с учётом распределения на неделю. В календарном плане точно указывается название занятия, определяется его программное содержание; желательно также отразить ход занятия, вопросы к детям, указать дидактические пособия, которые будут использоваться на нём. Каждый вид занятий с усложнениями повторяются в течение месяца.

Итог собрания:

Родительский комитет выбран, организационные вопросы решены, воспитатели ответили на вопросы интересующие родителей.

«Возрастные особенности детей 4–5 лет»

Цель :

расширение контакта между педагогами и родителями;

повышение педагогической культуры родителей;

дать знания родителям о среднем возрасте детей и их отличительных

особенностях.

Задачи :

рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет; познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный год; обновить анкетные данные семей воспитанников; научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе; активизировать работу по развитию речи детей.

План проведения

1. Вступительная часть. Поздравление родителей с началом учебного года. Вручение грамот за активное участие в жизни группы и детского сада.

2. Познакомить родителей с возрастными особенностями детей 4 – 5 лет, особенностями образовательного процесса.

3. Выбор родительского комитета.

4. Заполнение сведений о детях и родителях.

5. Решение групповых вопросов.

Ход родительского собрания

1. Вступительная часть.

Уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие. Всех поздравляем с началом учебного года.

И мы предлагаем начать наше собрание с игры «Пожелание». Правило такое: нужно представиться и сказать какое - либо пожелание рядом сидящему соседу, передавая букет из осенних листьев.

Проводится игра «Пожелание».

(Родители сидят в кругу. Начиная с воспитателей, каждому участнику необходимо представиться, передавая букет из осенних листьев и сказать рядом сидящему соседу какое-либо пожелание. Замкнуть круг пожеланий – на воспитателях.)

Вывод: Уважаемые родители! Мы, воспитатели, и вы родители – едины, и совместно мы создаем настроение нашим детям.

Уважаемые родители! Вот и закончились летние каникулы. А как вы их провели, мы сейчас узнаем с помощью шуточной игры.

Проводится шуточная игра «Как мы провели лето»

Поменяйтесь местами те, кто, ходил со своим ребенком в лес. (на рыбалку) .

Поменяйтесь местами те, кто плавал вместе с ребенком, загорал на пляже.

Поменяйтесь местами те, у чьих детей от загара сгорела спина.

Поменяйтесь местами те, кто читал детям книги.

Поменяйтесь местами те, кто купил своему ребенку мяч (или любой другой предмет для двигательной активности) .

Поменяйтесь местами те, чьи дети помогали родителям в огороде.

Поменяйтесь местами те, чей ребенок научился чему-нибудь новому и т. п.

Вывод: Мы видим, что вы все хорошо отдохнули во время летних каникул, набрались сил и готовы активно участвовать в жизни группы. И мы переходим к основным вопросам нашего собрания.

Уважаемые родители! А знаете ли вы, особенности наших детей?

Что представляют собой дети в возрасте 4-5 лет?

Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, их возрастные особенности.

Именно об этом сейчас я коротко расскажу вам.

Детям исполнилось 4 года, они перешли в старшую группу детского сада. И мы, как воспитатели, стали замечать в их поведении и деятельности ряд новых черт, проявляющихся в физическом развитии. Движения детей стали увереннее и разнообразнее.

В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому в этом возрасте необходимо наладить разумный двигательный режим, наполнив жизнь детей разнообразными подвижными играми. Если вы заметили перевозбуждение ребенка, переключите его внимание на более спокойное занятие.

В этом возрасте у детей активно проявляется общение со сверстниками. Дети охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах, более активно стремятся к познаниям, интеллектуальному общению. На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого. У детей 4 – 5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Игра продолжает оставаться основной формой организации жизни детей. Наша задача – создать возможности для вариативной игровой деятельности через соответствующую предметно-развивающую среду: разнообразные игрушки, предметы-заместители, материалы для игрового творчества, рациональное размещение игрового оборудования. Примечательной особенностью детей является фантазирование, нередко они путают вымысел и реальность. Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Дети любят играть словами, их привлекают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают и сочиняют им подобные.

Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все, же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, их возрастные особенности.

Ближе к 5 годам у детей начинают проявляться такие черты как некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие явления окружающей жизни. Любознательность, потребность самостоятельности и активности, в первую очередь, благотворно влияют на психику и поведение. Вместе с тем неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлеченность игрой и игровыми ситуациями.

Более подробно о возрастных особенностях детей 5-6 лет вы можете узнать из буклетов, которые вам предлагаем.

Родителям раздаются буклеты «Возрастные особенности детей 4-5 лет».

Уважаемые родители, а сейчас я предлагаю ознакомиться с целями и задачами воспитательно - образовательного процесса нашей группы на предстоящий учебный год, обычно в нашем детском саду разрабатываются три основных направления более расширенной работы на учебный год:

Воспитание у детей дошкольного возраста уважительного отношения к профессиональной деятельности взрослых с помощью сюжетно-ролевой игры; (расширение знаний детей о профессиях с помощью сюжетно – ролевой игры) .

Развитие у дошкольников мотивации к здоровому образу жизни через взаимодействие детского сада и семьи; (вы видите, что данные задачи подразумевают совместные мероприятия о ЗОЖ)

Формирование у детей патриотических представлений через проектную деятельность. (Проектная деятельность подразумевает работу не только с детьми, но и взаимодействия с родителями).

Так же хотелось обратить ваше внимание, что согласно ФГОС занятия проводятся в игровой форме, изучается тема в разных видах деятельности детей в течении недели согласно тематическому планированию. Время проведения занятия увеличилось до 5 минут по сравнению со средней группой. В старшей группе на занятия отводится 20 минут. В течении дня проводится 2 занятия.

1. Познавательное развитие – дети знакомятся с понятиями: «Люди – сравнение людей разного возраста и пола, разного эмоционального состояния, особенностями внешности. Разнообразие рода занятий взрослых (дети учатся узнавать и называть людей отдельных профессий) .

2. Так же знакомим детей с правилами культуры поведения, общения со взрослыми и сверстниками (называть по имени отчеству, обращаться к старшим на вы)

3. Знакомим с понятием семья и члены семьи.

4. Знакомим с понятием «Родное село» - учим называть некоторые городские объекты, транспорт, планируется выполнение аппликации и поделки на тему «Мое село»

Математическое развитие

1. В старшей группе дети знакомятся с цветом спектра, к пяти годам должны называть 2 оттенка – светло – зелёный, темно - зеленой, геометрические фигуры, воссоздавать их из частей;

2. сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, толщине, выделять признаки отличия и сходства, описывать предметы, называя 3 – 4 основных свойства предметов.

3. дети должны знать счет в пределах первого десятка.

Содействовать гармоничному физическому развитию детей;

Целесообразно развивать быстроту, скоростно – силовые качества, выносливость, гибкость, развитие координации и силы.

Соблюдение и контроль правил в подвижных играх.

Умение ориентироваться в пространстве.

Развитие умений оценивать движения детей с научной точки зрения. Дети узнают о том, что можно выполнять общеразвивающие упражнения в разном темпе, узнают основные требования к технике ловли и отбивания меча, узнают новые спортивные упражнения, в плавании – учатся задерживать дыхание, тренируя выдох в воде, попеременно двигая ногами.

В детском саду организовано дополнительное образование – это кружки. В нашей группе я буду вести кружок по развитию мелкой моторики « Нетрадиционные техники рисования» , для того, чтобы вы смогли поближе познакомиться с тем, чем мы с детьми будем заниматься в данном кружке, мы проведем на следующей неделе мастер – класс.

3. Выборы нового состава родительского комитета.

-: В этом учебном году нас ждут не только, так сказать, «трудовые будни», но и праздники – День матери, Новый Год, День Защитника Отечества, Международный Женский День и другие.

Именно для этих целей нам нужно выбрать родительский комитет, который вместе с воспитателями будет отвечать за подготовку и проведение. Они будут заниматься подарками, призами для детей, а также необходимыми атрибутами к праздникам. Огромная просьба – НЕ ОТКАЗЫВАЙТЕ В ПОМОЩИ, когда к Вам обратиться с просьбой родительский комитет. Мы делаем это для наших детей, и делаем это вместе! родительский комитет раздает поручения, ищет более выгодные возможности и отвечает за конечный результат, но прилагать усилия придётся всем нам.

Если есть желание, оставляем родительский комитет в прежнем составе:

председателем: …………………………………

заместитель председателя:………………………………….

казначеем: ………………………….

секретарем ………………………………

Председатель родительского комитета (он является представителем от группы в родительский комитет ДОУ) ;

Заместитель председателя родительского комитета (его правая рука)

Секретарь родительского собрания;

Казначей.

Вывод:

В любой команде очень важны понимание, добрые отношения, взаимопомощь и взаимоуважение. Условиями гармоничных отношений детей и родителей, детей и педагогов, педагогов и родителей является умение уступать друг другу, взаимная терпимость.

4. Заполнение анкет и обновление сведений о родителях.

5. Разное.

А теперь приступим к решению внутренних вопросов группы.

    Уважаемые родители, хотим вам напомнить о том, что за содержание и питание ребенка в детском саду необходимо оплачивать своевременно, строго до 10 числа каждого месяца.

    Если вы заболели и не привели по какой-то причине ребенка в детский сад, не забывайте предупреждать воспитателей.

    Также хотим вам напомнить: на физкультурные занятия для детей нужны белая футболка и черные шорты.

Просмотр ролика о жизни детей в детском саду.

Рассматривание с родителями других вопросов.

На этом наше родительское собрание заканчивается

Анкета для родителей

«Чего вы ждете от детского сада в этом году?»

Уважаемые родители!

Нам очень важно знать ваши настроение, переживания и ожидания от пребывания ребенка в детском саду.

Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы:

1. ФИО ребенка____________________________________________ __________________________________________________________

2. ФИО мамы, год рождения____________________________________ ____________________________________________________________

3. ФИО папы, год рождения____________________________________ ___________________________________________________________

4. Что Вас больше всего привлекает в нашем детском саду (отметьте нужное) :

близость от дома;

хорошее состояние территории и материально-техническое оснащение групп;

наличие творческого, профессионального педагогического коллектива;

хорошие отзывы других родителей;

интересные программы обучения и развития ребенка;

наличие дополнительных услуг;

хорошее питание;

ваши варианты ответа______________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________

5. Что, на Ваш взгляд, самое главное для благополучного пребывания ребенка в детском саду:

доброе отношение воспитателей к ребенку;

большое количество игрушек в группе;

хорошее здоровье ребенка;

соблюдение режима дня в детском саду и дома;

единый подход к вопросам адаптации ребенка со стороны родителей и воспитателей;

ваш вариант ответа_________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________

6. Что, на Ваш взгляд, важно знать воспитателю о Вашем ребенке?___ ________________________________________________________________________________________________________________________

7. Чему, по Вашему мнению, должен научиться ребенок в этом году?_ ________________________________________________________________________________________________________________________

8. Чему бы Вы как родители хотели научиться у воспитателей?______ ________________________________________________________________________________________________________________________

10. Часто ли Вы дома вместе с ребенком рисуете, читаете? _________ ____________________________________________________________

11. Какие консультации по вопросам воспитания и развития ребенка Вы хотели бы получить? ______________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. В каких мероприятиях детского сада Вы готовы участвовать охотнее всего:

родительские собрания;

консультации специалистов;

анкетирование по разным вопросам;

участие в конкурсах;

участие в подготовке детских праздников и развлечений;

участие в спортивных соревнованиях;

просмотр открытых занятий с детьми;

ваш вариант ответа__________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!

Конспект родительского собрания

«Возрастные особенности детей 4-5 лет»

Арутюнян Лиана Альбертовна,

воспитатель МБДОУ № 14,

г. Ярцево Смоленской обл.

План работы:

  1. Упражнение Свеча: «Что я хочу и что я жду от этого учебного года?».
  2. Игра «Наши дети взгляд со стороны».
  3. Возрастные особенности детей 4-5 лет.
  4. цели и задачи на новый учебный год.
  5. Памятка для родителей.
  6. Разное.

Цель: Привлечение родителей к вопросу воспитания культуры поведения ребенка.

Задачи :

  1. Создать условия для взаимодействия с родителями на основе доверительных отношений.
  2. Повысить психологическую и педагогическую компетентность родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми.
  3. Заинтересовать родителей полученными результатами, и переосмыслить свой взгляд воспитания ребенка.
  4. дать знания родителям о среднем возрасте детей и их отличительных особенностях.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Здравствуйте уважаемые родители! Нашу встречу хочу начать с высказывания известного педагога В.А. Сухомлинского:Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий, – это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям.

У меня в руках волшебная свеча, которая дает возможность ответить на вопрос «Что я хочу и что я жду от учебного года?» Чтобы начать упражнение предлагаю Вам встать в круг и передавать свечу по кругу, при этом отвечать на вопрос.

(Родители передают свечу и предлагают свои мнения чего они хотят от учебного года). Молодцы. Надеемся, вы немного расслабились.

Прошу всех присаживаться на стулья и предлагаю поговорить о детях, а именно посмотреть на своих детей со стороны, проанализировать их поведение с помощью вопрос и фишек. Если ребенок, выполняет, правильно кладется – красная фишка, если не всегда и не совсем – то желтая фишка, нет – синяя фишка.

Вопросы:

  1. Ребенок вежливо обращается с просьбой помочь завязать шапку, застегнуть пальто, благодарить за помощь.
  2. Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувство вины.
  3. При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «до свидания».
  4. Не показывает пальцем на окружающих, предметы.
  5. Не вмешивается в разговор без надобности, в случае срочной просьбы – извинится.
  6. Не говорит грубых слов.
  7. Говорит спокойным тоном, во время разговора смотрит на собеседника.

Рефлексия: Ответив на вопросы нужно посмотреть на фишки, и цвета помогут Вам решить, над чем нужно поработать с детьми, используя примеры, похвалу.

Уважаемые родители! А знаете ли вы, особенности наших детей? Что представляют собой дети в возрасте 4-5 лет?

Чтобы не навредить ребенку в его развитии, и раскрытию как личность, нужно выяснить, какие на этом возрастном этапе «ранимые месте» в его организме и постараться учитывать и не заглушать.

Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, их возрастные особенности.

Именно об этом сейчас я коротко расскажу вам.

Детям исполнилось 4 года, они перешли в среднюю группу детского сада. И мы, как воспитатели, стали замечать свойственные им изменения в поведении и деятельности, проявляющиеся в физическом развитии. Движения детей стали увереннее и разнообразнее.

В этом возрасте необходимо выдвигать вперед двигательный режим, наполнив жизнь детей разнообразными подвижными играми. При перевозбуждении ребенка, попробуйте переключить его внимание на более спокойное занятие. У детей активно проявляется общение со сверстниками. Дети охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах, более активно стремятся к познаниям, интеллектуальному общению.

На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого. У детей 4 – 5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Игра продолжает оставаться основной формой организации жизни детей.

Наша задача – создать возможности для вариативной игровой деятельности через соответствующую предметно-развивающую среду: разнообразные игрушки, предметы-заместители, материалы для игрового творчества, рациональное размещение игрового оборудования.

Ближе к 5 годам у детей начинают проявляться такие черты как некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие явления окружающей жизни. Любознательность, потребность самостоятельности и активности, в первую очередь, благотворно влияют на психику и поведение. Вместе с тем неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлеченность игрой и игровыми ситуациями.

Родителям раздаются буклеты «Возрастные особенности детей 4-5 лет».

Воспитатель: Уважаемые родители, а сейчас я предлагаю ознакомиться с целями и задачами воспитательно — образовательного процесса нашей группы на предстоящий учебный год, обычно в нашем детском саду разрабатываются три основных направления более расширенной работы на учебный год:

— воспитание у детей дошкольного возраста уважительного отношения к профессиональной деятельности взрослых с помощью сюжетно-ролевой игры; (расширение знаний детей о профессиях с помощью сюжетно-ролевой игры) .

— развитие у дошкольников мотивации к здоровому образу жизни через взаимодействие детского сада и семьи; (вы видите, что данные задачи подразумевают совместные мероприятия о ЗОЖ)

— формирование у детей патриотических представлений через проектную деятельность. (Проектная деятельность подразумевает работу не только с детьми, но и взаимодействия с родителями).

Так же хотелось обратить ваше внимание, что согласно ФГОС занятия проводятся в игровой форме, изучается тема в разных видах деятельности детей в течение недели согласно тематическому планированию. В средней группе на занятия отводится 20 минут. В течение дня проводится 2 занятия.

1). Познавательное развитие – дети знакомятся с понятиями: «Люди – сравнение людей разного возраста и пола, разного эмоционального состояния, особенностями внешности. Разнообразие рода занятий взрослых (дети учатся узнавать и называть людей отдельных профессий) .

Так же знакомим детей с правилами культуры поведения, общения со взрослыми и сверстниками (называть по имени отчеству, обращаться к старшим на вы).

Знакомим с понятием семья и члены семьи.

2). Математическое развитие:

В старшей группе дети знакомятся с цветом спектра, к пяти годам должны называть 2 оттенка – светло – зелёный, темно — зеленой, геометрические фигуры, воссоздавать их из частей.

Учатся сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, толщине, выделять признаки отличия и сходства, описывать предметы, называя 3 – 4 основных свойства предметов.

Дети должны знать счет в пределах первого десятка.

Необходимо содействовать гармоничному физическому развитию детей.

Целесообразно развивать быстроту, скоростно-силовые качества, выносливость, гибкость, развитие координации и силы.

Формировать умение ориентироваться в пространстве, соблюдать правила в игре.

Развитие умений оценивать движения детей с научной точки зрения. Дети узнают о том, что можно выполнять общеразвивающие упражнения в разном темпе, узнают основные требования к технике ловли и отбивания меча, узнают новые спортивные упражнения, в плавании – учатся задерживать дыхание, тренируя выдох в воде, попеременно двигая ногами.

И последний вопрос на сегодняшнее запланированное собрание, «правила для родителей». Хочу напомнить о некоторых правилах, которые помогут друг друга понимать и уважать.

Правила для родителей:

  • Прием детей осуществляется с 7.30 до 8.00 ежедневно, кроме выходных и праздничных дней. Своевременный приход в детский сад — необходимое условие правильной организации образовательного процесса.
  • В отпуск воспитанник может уходить в летний период, с сохранением места в детском саду до 75 дней. Для этого надо написать заявление на имя заведующего и произвести оплату за детский сад.
  • Все дети возвращаются с летних каникул 1 сентября текущего года со справкой об отсутствии контактов с инфекционными больными и о состоянии здоровья из поликлиники.
  • К педагогам группы, независимо от их возраста, необходимо обращаться на Вы, по имени и отчеству. Конфликтные спорные ситуации необходимо разрешать в отсутствие детей. Если вы не смогли решить какой-либо вопрос с педагогами группы, обратитесь к старшему воспитателю или заведующему.
  • Просим Вас не давать ребенку с собой в детский сад жевательную резинку, сосательные конфеты, чипсы и сухарики.
  • Настоятельно не рекомендуем одевать ребенку золотые и серебряные украшения, давать с собой дорогостоящие игрушки.
  • Педагоги готовы общаться с вами утром до 8.15 и вечером после 17:00. В другое время педагог работает с группой детей, и отвлекать его не рекомендуется

И на последок, прочту вам стихотворения, для поднятия настроения Родители-ласкатели-хвалители
Если вы родители —
Ласкатели, хвалители.
Если вы родители —
Прощатели, любители.
Если разрешатели,
Кyпители, дарители.
Тогда вы не родители,
А просто восхитители!

А если вы родители —
Ворчатели, сердители.
А если вы родители —
Рyгатели, стыдители.
Гyлять не отпyскатели,
Собакозапретители…
То знаете, родители,
Вы просто крокодители!

Общие вопросы:

  • Избрание родительского комитета
  • Фонд группы
  • Другие вопросы

Итак, уважаемые родители наше родительское собрание подходит к концу, если есть какие-то недосказанные вопросы или мысли, прошу не стесняться решать их на месте.