Развитие мелкой моторики ребенка. Как развивать мелкую моторику у детей разных лет? Рисование на муке

Трехмесячный малыш вдруг замечает свои ручки. Он смотрит, как двигается одна из них, потом другая, затем пытается тянуть обе ручки к предмету, привлекшему внимание. Вскоре малыш пробует зацепить одной рукой пальчики на второй и, наконец, возьмется за предмет каждой ручкой по очереди.

Программа развития мелкой моторики

Постепенно детские пальчики приспосабливаются хватать подвешенные рядом игрушки. Медленно, но верно дистанция сокращается: младенец достает и ощупывает игрушку, висящую прямо над его рукой, затем – над грудью, и наконец – сбоку от него.

Малыш пробует схватить игрушки, лежа на животе. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, ибо наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать.

Без специальных упражнений тут не обойтись. Одни «познакомят» левую ручку с правой, другие позволят активно манипулировать, например, с собственными ножками. Играя, карапуз развивает двигательную активность, зрительно-моторную координацию, а также координацию тела. Но прежде несколько важных правил:

  • Тренируйтесь с малышом ежедневно (по возможности 2-3 раза в день). Упражнение занимает 2-3 минуты.
  • Малыша должен радовать и сам процесс, и игрушки. Хвалите малыша. ведь он так старался, тянулся, хватался. Ребенка надо непременно поощрить!
  • Игрушки должны быть чистыми: овладев приемом «захват», кроха постарается сразу отправить добычу в рот.
  • Выбирайте разные по объему предметы, чтобы одни можно было обхватить ладошкой; другие – удержать всеми пальцами одной руки; третьи – взять только двумя-тремя пальчиками.
  • Разные по форме игрушки позволят малышу вовремя научиться раскрывать ладонь, поворачивать кисть, группируя пальцы, чтобы удерживать предметы.

Мелкая моторика в 3-4 месяца

Упражнение на развитие мелкой моторики : 1

Малыш сводит обе ручки по средней линии. Захватывает одну ручку другой.

Пальчиковые игры «Веселые ручки»

Задача: стимулировать у малыша желание дотянуться руками к своему и маминому лицу, а также попытки захватить одну ручку другой.

Объекты: мамино лицо, яркий цветной носочек, браслет из бусин.

Условия: ребенок лежит на спинке.

Занятие 1: весело декламируйте потешку и выполняйте нужные действия:

  • Ручки, ручки, не скучайте!

Обхватите ручки в локтях, слегка потрясите, чтобы расслабить пальчики.

  • Где вы были? Отвечайте!

Перед лицом малыша сводите и разводите его ручки, держа их за локотки.

  • Посидели дома?

Похлопайте раскрытыми детскими ладошками щечки малыша, дотроньтесь до головы: пусть ощупает свое лицо.

  • И пошли к знакомым!

Проделайте ручками ребенка те же упражнения с вашим лицом.

Занятие 2: наденьте на детскую ручку яркий носочек или браслет из бусин. И – начинайте игру со слов веселой потешки:

  • Ручка, ручка, где была?

Приподнимите локоток, чтобы малыш смог увидеть носочек или браслет.

  • Спрятаться от нас смогла?

Поводите ручку с предметом перед глазами ребенка, пусть понаблюдает.

  • Мы тебя сейчас найдем!

После этих слов не спешите продолжать, пусть малыш попробует ухватиться за браслет свободной рукой.

  • И играть скорей пойдем!

Если это произошло, ваши слова будут радостным заключением игры, если же нет – сами подтолкните вторую ручку ребенка к браслету.

Совет: не забывайте надевать браслет на ручки малыша поочередно.

Результат: ребенок активно тянет ручки вверх, сводит их по центру тела, захватывает одну ручку другой.

Упражнение на развитие мелкой моторики : 2

Малыш захватывает рукой свою ножку.

Пальчиковые игры «Ручки и ножки»

Задача: стимулировать у малыша желание дотронуться руками до ножек.

Игрушки: яркий носочек с бубенчиком.

Условия: малыш лежит на спинке.

Занятие: наденьте на детскую ножку носочек и запевайте потешку.

  • Ручки-ножки, не скучайте!

Соедините стопы ребенка, чтобы он мог рассмотреть свои ножки.

  • Где вы были? Отвечайте!

Сводите и разводите стопы так, чтобы позванивал бубенчик на носочке.

  • Поиграть вам хочется?

Направьте противоположную ручку ребенка к ноге с носочком.

  • Так пора знакомиться!

Помогите карапузу схватить носочек.

Советы: надевайте носочек на правую и левую ножку, помогая малышу схватить противоположной рукой; щекочите ножки ребенка, помогайте ему ощупывать пальчики руками.

Результат: малыш активно захватывает правую ногу левой рукой, и наоборот.

Мелкая моторика в 4-4,5 месяца

Упражнение на развитие мелкой моторики: 3

Малыш рукой захватывает круглые и квадратные предметы.

Пальчиковые игры «Колобки и пеньки»

Задача: вызвать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы круглой и квадратной формы.

Игрушки: кубики с гранью 4 см и шарики (по три штуки).

Условия: малыш лежит на животе (под грудью у него валик).

Занятие 1: положите перед ребенком шарик и весело скажите:

  • Колобок, колобок,
  • Отчего ты одинок?
  • Тесто бабушка месила,
  • На один всего хватило!

Малыш взял шарик? Положите перед ним еще один и продолжите:

  • Нет, хватило теста ей!
  • Вот второй!
  • Так веселей.

Малыш взял шарик? Положите третий:

  • Вот и третий колобок!
  • До чего румяный бок!

Следите чтобы ребенок распределял пальчики по всей поверхности шарика.

Занятие 2: положите перед малышом в ряд три шарика, а между нами кубик и начните словами:

  • Колобочки-колобки,
  • Пенек один, а вас-то три!

Малыш потянется к «пеньку». Распределите пальчики по уголкам кубика – так легче его ухватить. Затем предлагайте поочередно оставшиеся шарики.

Занятие 3: вновь положите три шара и кубик (с края). Что бы ни выбрал малыш, помогите захватить это правильно. Предлагайте оставшиеся фигуры.

Занятие 4: выкладывайте шарики и кубики поочередно, наблюдайте, как малыш делает захват, помогайте ему удобно распределить пальчики:

  • Вот веселый колобок!
  • Вот стоит в лесу пенек!
  • А теперь еще пенек!
  • А теперь вновь колобок! И т.д.

Совет: чередуйте объемные предметы с плоскими.

Результат: малыш тянется к предмету двумя руками (кисти раскрыты), захватывает его пальцами, поворачивает.

Упражнение на развитие мелкой моторики: 4

Малыш хватает прямоугольные и треугольные фигуры.

Пальчиковые игры «Домики для гномиков»

Задача: вызвать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы, а также манипулировать ими.

Игрушки: прямоугольные деревянные брусочки и конусы, по три фигуры каждого вида.

Условия: малыш лежит на животе (под грудь можно подложить валик).

Занятие 1: положите перед малышом брусочек и скажите:

  • Будем-будем строить дом,
  • Чтоб просторно было в нем!
  • Нам бруски с тобой нужны,
  • Вот такие, погляди!

Он взял фигурку? Положите еще один брусочек и продолжите потешку:

  • Раз брусок, да два брусок,
  • Дом не низок, не высок!

Наверняка малыш оставит первый брусок ради второго. Теперь положите третий брусок и закончите игру:

  • Ну а если третий взять,
  • Крепче станет он стоять!

Важно, чтобы малыш, захватывая брусок, распределял пальцы по углам.

Занятие 2: положите перед ребенком три бруска и один конус (он в центре) и вновь «стройте дом»:

  • Три брусочка у нас были,
  • Ну и крышу не забыли!

Малыш потянется к «крыше». Помогите ему равномерно распределить пальцы по поверхности конуса. Предлагайте поочередно оставшиеся фигуры.

Занятие 3: снова положите перед ребенком три бруска и один конус (он с края). Понаблюдайте, что выберет малыш, помогите захватить предмет правильно. Затем предлагайте ему поочередно оставшиеся фигуры.

Занятие 4: выкладывайте перед ребенком бруски и конусы поочередно, наблюдайте, как малыш берет их, вовремя помогайте ему удобно распределить пальчики по поверхности фигуры:

  • Вот бруски для домиков,
  • Домиков для гномиков.
  • Крыши есть для домиков,
  • Чтобы жили гномики!

Совет: чередуйте объемные предметы с плоскими фигурами.

Результат: малыш тянется к увиденному предмету (кисти рук раскрыты), заранее готовит руку, чтобы удобнее захватить фигуру, захватывает ее всеми пальцами, поворачивает ее в руке.

Мелкая моторика в 4,5-5 месяцев

Упражнение на развитие мелкой моторики: 5

Надавливаем пальчиками на поверхность игрушки.

Пальчиковые игры «Пианист»

Задача: стимулировать у ребенка попытку нажимать на клавиши инструмента, пока не удастся извлечь звук.

Игрушки: игрушечное пианино.

Условия: малыш лежит на животе, перед ним – музыкальный инструмент (под грудь положите валик).

Занятие: сначала поиграйте с клавишами сами. Затем дайте малышу возможность понажимать пальчиками на клавиши, постучать по ним ладошкой.

  • Вот какой у нас артист,
  • Знаменитый пианист!
  • Заиграет он сейчас,
  • Пустит всех в веселый пляс!

Советы: помогите ребенку «заиграть» обеими руками сразу; разожмите детские пальчики и проведите вдоль клавиш в обе стороны.

Результат: малыш нажимает пальцами обеих рук на клавиши или ударяет по ним ладошками, извлекая звуки.

Мелкая моторика в 5-6 месяцев

Упражнение на развитие мелкой моторики: 6

Ребенок перекладывает игрушки из одной руки в другую.

Пальчиковые игры «Мячик»

Задача: стимулировать у малыша желание перекладывать предмет.

Игрушки: шарик диаметром 3 см.

Условия: малыш лежит на животе.

Занятие 1: протяните младенцу шарик. Он взял его? Начинайте потешку:

  • Вот такой прыгучий мяч!

Сожмите слегка руку ребенка с шариком, потрясите ею.

  • Он готов пуститься вскачь!

Слегка потяните игрушку, чтобы рука малыша испытала мышечное усилие.

  • Так и просится играть!

Потеребите игрушку в руке ребенка, побуждая отдать шарик.

  • Трудно будет удержать!

Переложите игрушку в другую руку карапуза или направьте мячик к ней.

  • Мячик прыгал и скакал,
  • В руки снова к нам попал!

Обрадуйтесь тому, что игрушка вновь оказалась у ребенка.

Занятие 2: начало прежнее, изменения в ходе игры появляются со слов:

  • Так и просится играть!

Детской рукой с шариком коснитесь пальчиков свободной руки.

  • Трудно будет удержать!

Продолжайте касаться игрушкой пальчиков. Если они сжаты, расправьте их.

  • Мячик прыгал и скакал,
  • В руки к мамочке попал!

Мягко возьмите шарик из рук ребенка.

Советы: игру можно повторять, увеличивая число «попаданий» в разные ручки; чередуйте предметы, которыми вы касаетесь пальчиков малыша, формируя навык отдавать разные вещи; организуйте «развивающие ситуации», побуждая малыша одной рукой достать игрушку, а другой играть с ней.

Результат: малыш (лежа на животике или сидя) перекладывает игрушку в руках, отдает ее по просьбе взрослого.

Все мамы слышали о важности развития мелкой моторики рук у детей, но не все понимают, что это такое и какие манипуляции необходимо производить для того, чтобы ребенок нормально развивался. В данной статье мы рассмотрим особенности развития мелкой моторики у детей, а также основные способы развития в виде упражнений и игр.

Мелкая моторика: что это такое

Мелкой моторикой называют способность к воспроизведению точных движений кистей и пальцев для осуществления как простых, так и более сложных задач, необходимых в обычной жизни. Мелкая моторика заключается не только в простых движениях и жестах, но также включает в себя такие способности, как письмо и рисование, учиться которым необходимо достаточно длительное время.

Процесс развития мелкой моторики начинается сразу же после рождения. Изначально малыш долго всматривается в свои руки, со временем пытается понять, для чего они нужны, и постепенно порывается ими управлять.

Пытаться схватить предметы и удерживать их малыш начинает ладонью, со временем осваивая пальчики. Выделяют связь мелкой моторики с нервной системой младенца, развитие навыков связывают со зрением, памятью, вниманием и восприятием.

Знаете ли вы? Учеными был доказан факт зависимости развития мелкой моторики и речи. Этому есть вполне простое объяснение. Центры, отвечающие за речь и моторику, располагаются в мозгу малыша совсем рядом, поэтому, когда постоянно стимулируется моторный центр, в активность приходит и речевой.


Поэтому польза развития моторики заключается в быстром освоении речи. Если развивать моторику с раннего детства, это в дальнейшем повлияет на ловкость, аккуратность почерка и скорость реакции.

То, насколько были приложены усилия для развития мелкой моторики в детстве, позволит сформировать общее мнение о том, насколько ребенок готов к школе, насколько развито его логическое мышление, как он запоминает информацию, может ли концентрироваться, правильно и четко говорить.

Особенности развития мелкой моторики у детей

Каждому периоду жизни ребенка, начиная с 1 года и до 5 лет, соответствуют свои характерные особенности развития мелкой моторики. Для того чтобы понимать, правильно ли происходит процесс развития и необходимость в корректировке навыков, рекомендуется обратить внимание на приблизительные нормы для каждого возраста.

До 1 года

В период до 4 месяцев малыш пытается научиться справляться с движениями рук, дотягиваться до предметов, которые ему интересны, может отодвигать большой палец на 90 градусов. В таком возрасте ребенок одинаково контролирует как правую, так и левую руку.

У ребенка может быть ярко выраженный рефлекс захватывания чего-либо рукой, но данный процесс происходит неосознанно. Начиная с годовалого возраста, малыш начинает лучше контролировать руки.

Ранее сложные задачи, для выполнения которых задействовались обе руки, теперь даются ему более легко, для их выполнения необходима только одна рука. К примеру, он уже может вполне осознанно схватить игрушку одной рукой, причем чем старше ребенок становится, тем более мелкие игрушки его привлекают.

Важно! К годовалому возрасту в разы возрастает риск обструкции дыхательных путей, так как ребенок старается попробовать все на «зуб», а особенный интерес у него вызывают мелкие детали.

В возрасте 1 года малыши могут перекладывать игрушки из руки в руку, пинают мячик, пытаются переворачивать страницы в книжке.

До 2 лет

Руки ребенку в таком возрасте нужны уже только для того, чтобы играть, так как держаться ими, чтобы ровно сидеть, или удерживаться за опору во время хождения больше не нужно. До 1,5 лет детки также одинаково пользуются обеими руками, а ближе к двум годам определяют доминантную.

Двигать пальчиками ребенок может уже достаточно хорошо, большим пальцем пытается лопать пузыри, рисует, захватывая карандаш всей рукой, может брать кубик сверху пятью пальцами. К двум годам у малыша просыпается интерес к рисованию, но рисует он в основном кружочки, со временем у него начинают получаться вертикальные и горизонтальные линии.


До 3 лет

В этом периоде жизни малыша ребенок уже хорошо контролирует туловище и выполняемые движения, для совершения необходимых задач активно пользуется кистью и пальчиками, последние становятся еще более послушными. Ребенок для захватывания кубика пользуется уже не пятью, а тремя пальчиками.

После двухлетнего возраста манера рисования меняется, он держит карандаш перпендикулярно листу, у него хорошо получается рисовать круги, линии, пытается сложить из них какой-то рисунок.

К трем годам ребенок уже может использовать ножницы и разрезать лист бумаги на несколько частей. Большой интерес у малыша вызывают игры в песке, он уже способен аккуратно насыпать его в ведерко, лепить куличики.

До 4 лет

В этом возрасте малыш в процессе работы использует обе руки, к примеру, основной рисует, вспомогательной придерживает листик. Малыш пытается рисовать более сложные рисунки, может перерисовывать простейшие фигурки, которые увидел в книжке, у него получаются практически ровные вертикальные и горизонтальные линии.
Ему удается лучше справляться с ножницами - резать по нарисованным линиям. Малыш может строить небольшие башни из 3-5 кубиков. В этот период ребенок уже уверено пользуется пальчиками, может взять указательным и большим пальцами мелкую крошку или бусинку со стола.

До 5 лет

Выполнение необходимых движений осуществляется уже исключительно кистью, ребенок отлично раскрашивает рисунки, не выходит за контур, ножницами ребенок пользуется уже достаточно уверено, может без труда вырезать простые геометрические фигуры.

К 5-летнему возрасту ребенок уже уверено удерживает карандаш, как взрослый - тремя пальцами, это является признаком готовности к освоению письменных навыков, рисунки становятся более понятными, ребенок уже достаточно хорошо рисует людей, деревья, тучки, солнышко и другие простые элементы.

Особое место в данном возрасте занимает конструктор и пазлы. Если раньше соединять элементы в одну картинку не совсем получалось, к пяти годам ребенок уже может сложить небольшую картинку самостоятельно.

Как развивать мелкую моторику рук: упражнения и игры

Чтобы развить мелкую моторику, для деток разного возраста были придуманы специальные упражнения и игры, рассмотрим их подробнее.

Маленькие детки не могут выполнять упражнения самостоятельно или играть в игры, чтобы развивать мелкую моторику, поэтому им рекомендуют делать массаж ладошек и пальчиков.

  1. Изначально массируют каждый пальчик, начиная с мизинца. Производите движения от кончика пальца до ладони, тщательно массируя каждый сустав.
  2. Затем уделите внимание подушечкам пальцев, произведите массаж, слегка прижимая каждую подушечку.
  3. Далее выполняется массаж ладошек круговыми движениями указательного пальца.
  4. После этого ладонь малыша необходимо расположить в своей руке и большим пальцем производить легкие надавливающие движения в центр детской ладошки.
  5. Для выполнения следующих массажных движений необходимо использовать кольцевой спиральный массажер. Его надевают на кончик пальца малыша и выполняют движения вниз-вверх. Так поступают с каждым пальчиком.
  6. Для выполнения заключительного этапа используют массажные щетки, которыми проводят по ладоням ребенка.

Игра «Ладушки»

Старой, но не утратившей своей популярности является детская игра «Ладушки». Эту увлекательную потешку используют во время игры в ладоши, которая позволяет учить малышей держать пальчики ровно, производить хлопки ладошками, развивая тем самым мелкую моторику рук.

Играть в «Ладушки» достаточно просто. В процессе игры необходимо приговаривать: Ладушки, ладушки! (выпрямить пальчики малыша) Где были? (соединить ладошки ребенка легким хлопком) У бабушки! (разъединить ладошки) Что ели? (произвести легкий хлопок ладошками) Кашку! (разъединить ладошки) Что пили? (снова легкий хлопок в ладоши) Бражку! (разъединить ладошки) Полетели-полетели-полетели, (теперь произвести движения руками малыша, имитируя взмахи крыльями) На головку сели! (раскрытыми ладошками малыша коснуться его головы)

После года малыша можно учить перелистывать страницы в книгах и журналах. Выбирайте для этого книги с плотными станицами, чтобы облегчить процесс перелистывания для неопытных детских рук.
Благодаря таким упражнениям малыш старается задействовать два пальчика (большой и указательный), соединяя которые происходит хорошее развитие мелкой моторики.

Деткам постарше можно предложить игру в конструктор. Такая игра подходит деткам с 2-летнего возраста и старше, конструктор отличается размером элементов, наличием дополнительных деталей, фигурок. Выбирая конструктор для самых маленьких, необходимо обращать внимание на то, чтобы элементы легко соединялись и разъединялись, а их размер был большой.

Деткам постарше, наоборот, интересно собирать более мелкие детали, очень популярными и интересными являются наборы определенной тематики, созданные по мотиву мультиков или сказок, с наличием красочных фигурок и декоративных элементов.

Наличие множества элементов в конструкторе, которые необходимо соединять между собой, создавая разнообразные композиции, отлично развивает мелкую моторику ребенка, позволяет развивать память, пространственное видение, абстрактное и образное мышление.

Лепить из пластилина можно начиная с 2 лет. Для этого в продаже существует множество видов детского пластилина, различающегося по составу, цене и возрастной категории. Для самых маленьких можно приобрести тесто-пластилин, которое безвредно для здоровья даже в случае его проглатывания. Для экономии средств можно сделать домашний пластилин из соленого теста.

Для его приготовления необходимо использовать:

  • холодную воду - 1 стакан;
  • соль - 1 стакан;
  • растительное масло - 2 ч. л.;
  • пищевой краситель - на кончике ножа;
  • муку - 3 стакана;
  • кукурузный крахмал - 2 ст. л.
Процесс приготовления:
  1. В глубокой миске смешивают жидкие компоненты и соль до однородности.
  2. Постепенно добавляя крахмал и муку, довести смесь до густой консистенции, пригодной для лепки.

Хранить готовое тесто необходимо в плотно закрытом контейнере. Лепка хорошо тренирует мелкую моторику, благодаря тому что малыш учится отщипывать небольшие кусочки пластилина, скатывать их в шарики, трубочки, соединять между собой. Таким образом, максимально тренируются и напрягаются как пальчики, так и ладошки.

Кинетический песок

Кинетический песок является современным и достаточно популярным средством для развития мелкой моторики малыша. Он представляет собой массу, напоминающую влажный речной песок, позволяющий лепить куличи и строить замки или скатывать в шарики, жгутики, как обычный пластилин.

Кинетический песок относят к экологически чистому и безопасному материалу, он очень приятный на ощупь, с ним легко работать даже самым маленьким деткам.

Знаете ли вы? Кинетический песок является современным изобретением, впервые его произвели в Швеции, в продажу продукт поступил в 2013 году и оказался настолько популярным, что уже спустя 3 месяца на него обратили внимание и начали закупать зарубежные магазины детских товаров .


Рисовать, для того чтобы развивать мелкую моторику, можно, начиная с раннего возраста. Для самых маленьких существуют специальные безопасные пальчиковые краски, которыми можно разукрашивать рисунки или создавать шедевры самостоятельно.

Также в продаже представлен широкий ассортимент раскрасок, где пальчиковыми красками прорисовываются отдельные элементы рисунка, что очень хорошо развивает пальчики и ладошки.

Детки постарше могут раскрашивать картинки карандашами, фломастерами или красками. Для того чтобы разукрасить картинку, не выходя за контур рисунка, необходимо прикладывать немалые усилия, параллельно тренируя мелкую моторику.

Игра с бусами

Бусы разного размера и формы обязательно заинтересуют ребенка, особенно интересно будет деткам до 2 лет. Бусы можно надевать себе на шею, таким образом, малышу будет еще интереснее, а перебирая каждую бусинку пальцами, будет происходить развитие мелкой моторики.

Деткам постарше можно предложить сделать бусы самостоятельно. Для этого подготовьте ребенку самодельные или приобретенные бусины и нитку, на которую ребенок будет их нанизывать. Из бусин можно выкладывать дорожки, приклеивать их к бумаге, создавать картины, что будет не только развивать мелкую моторику, но и воображение.

Игры с крупами

Для развития мелкой моторики очень хорошо подходят игры с крупой. В качестве основного компонента игры можно использовать любую крупу, которая есть в доме, желательно использовать несколько видов, чтобы ребенок почувствовал пальчиками разные формы и размеры зернышек и крупинок.

Важно! Играя с крупами, ребенок из любопытства может попробовать зернышки или даже засунуть их в нос, поэтому будьте особенно внимательны и следите за малышом в процессе игры.


С крупой можно играть в разные игры. Маленьким деткам можно предложить пересыпать крупу из одной ладошки в другую, спрятать в емкости с крупой мелкую игрушку, чтобы ребенок ее нашел, насыпать ровным плотным слоем на столе мелкую крупу и порисовать пальчиками.

Деткам постарше можно предложить сделать аппликацию из разной крупы; соединить несколько круп между собой и предложить отсортировать каждую крупу в отдельную миску.

Собирать мозаики можно детям с 2 лет, им предлагают игры с большими элементами, которые нельзя проглотить, и малышу удобно держать их в руке. Мозаики позволяют тренировать не только мелкую моторику, но и воображение, когда малыш стремится создать какую-либо картинку с помощью родителей.

Деткам после 3 лет предлагают мозаики с более мелкими элементами, которые позволяют создавать большие композиции.

Пальчиковые игры

Под пальчиковой игрой подразумевают инсценировку рифмованной истории или сказки с помощью пальцев рук. Начинать играть в пальчиковые игры можно деткам с 1 года, используя только одну руку, повторить движения родительской руки под силу уже 2-летним деткам.

С 3-летнего возраста вовлекать в игру можно уже обе руки малыша и понемногу усложнить задачу, научив сменять одно движение рук другим.

Такие игры хорошо развивают мелкую моторику и готовят кисти и пальцы ребенка к письму и рисованию. Кисти рук становятся более подвижными, гибкими, исчезает скованность, что в будущем станет хорошей основой в процессе обучения письму.

Закручивание крышек

Отличным упражнением для развития мелкой моторики является закручивание и раскручивание крышек. Как правило, малышам очень нравится играть с бутылками, поэтому научите ребенка раскручивать и закручивать бутылки.

Видео: игра «закрути крышку» Для того чтобы ребенку было легко справиться с поставленным заданием, предоставьте им маленькие бутылки с небольшими крышками, которые помещаются в маленькой руке.

Начинать заниматься развитием детской моторики необходимо с раннего возраста. Как только малыш начинает удерживать в руках предметы, рекомендуют предлагать ему игрушки разной формы и текстуры.

Если предлагаемые игры или упражнения не вызывают у ребенка интерес, их всегда можно заменить другими более интересными развивающими занятиями. Если ребенку не нравятся те игры, которые вы предлагаете, в магазине всегда можно найти более красочные и интересные варианты либо проявить фантазию и сделать самостоятельно игрушки не хуже.

Также рекомендуют не оставлять малыша наедине с игрой, рассказывайте, что и как нужно делать, объясняйте, поддерживайте, если что-то не получается, и заинтересовывайте. Если вы покажете малышу, как увлекательно заниматься с вами, то в скором времени он обязательно проявит интерес к игре.

Видео: идеи для развития мелкой моторики

Важно! Если вы предлагаете ребенку какую-либо игру, приобретенную в магазине, обязательно смотрите на возрастные ограничения, которые указаны на упаковке, для того чтобы исключить возможность проглатывания некоторых элементов или возникновения других опасных для жизни малыша ситуаций.

Таким образом, развитию мелкой моторики у детей необходимо уделять особое внимание и начинать заниматься с малышом уже с раннего возраста. Существует множество игр, упражнений и других увлекательных занятий, которые можно выбрать в соответствии с возрастом, предпочтениями и возможностями малыша.

Современные родители начинают заниматься развитием ребёнка буквально с первых дней его жизни. Педиатры и психологи рекомендуют уделять особое внимание мелкой моторике, так как она напрямую связана с формированием речи. Производители игрушек давно подхватили эту идею и воплотили её в жизнь, выпуская многочисленные развивающие игрушки. Но многие из них можно сделать своими руками.

Почему нужно развивать мелкую моторику

Многие знают о необходимости развития мелкой моторики детей с раннего возраста. Однако не все понимают, для чего это нужно и что представляют собой такие занятия.

Мелкой моторикой называется способность выполнять точные действия кистями рук и пальцами. Она скоординирована работой нервной, мышечной, костной и зрительной систем. Её развитие начинается в первые месяцы жизни ребёнка с разглядывания собственных пальчиков и ручек. Затем малыш постепенно учится овладевать ими, беря игрушки. Моторные навыки положительно сказываются на ловкости рук, формировании будущего почерка у школьника, на скорости реакции.

Установлено, что уровень развития речи ребёнка напрямую зависит от степени сформированности движений пальцев рук. В мозге человека центры, ответственные за речь и моторные навыки, расположены рядом. Таким образом, при стимулировании одного участка активизируется и другой.

Игрушки своими руками для развития мелкой моторики у детей

Полки детских магазинов предлагают широкий ассортимент развивающих пособий. Не секрет, что их стоимость достаточно высока. Для заинтересованных мам не составит труда сделать игрушки для мелкой моторики своими руками. А главной останется уникальность - ведь они будут выполнены с огромной нежностью.

Сенсорные мешочки

Сшить сенсорные мешочки своими руками совсем несложно. Понадобится плотная ткань разных расцветок и фактур и наполнитель, в качестве которого можно использовать:

  • макароны (спиральки, ракушки, бантики, трубочки);
  • крупы (пшено, гречка, перловка, рис, овёс);
  • муку и крахмал;
  • бобовые (фасоль, горох, соя, бобы, кукуруза);
  • конфетки;
  • орехи;
  • природные материалы (жёлуди, каштаны, ракушки, камешки);
  • ластики разных форм;
  • вату или синтепон;
  • пуговицы и бусины.

Макаронные изделия разных размеров и форм - оригинальный и безопасный наполнитель для сенсорных мешочков

Правила безопасности

Природные материалы перед использованием нужно промыть и тщательно высушить, а игрушки с пищевыми продуктами обязательно хранить в сухом месте - макароны и крупы боятся влаги. Мешочки должны быть сшиты или завязаны таким образом, чтобы малыш не при каких обстоятельствах не смог достать их содержимое.

Видео: как сделать сенсорные подушечки своими руками

Фотогалерея: самодельные сенсорные мешочки

Такие мешочки легко сделать самостоятельно даже без швейной машины Наполнитель можно вложить не только в ткань: для этого подойдут плотные воздушные шары Тактильное восприятие можно развивать не только с помощью наполнителя, но и используя ткани разных фактур Мешочки могут быть разных цветов и размеров

Сенсорный кубик

Такая игрушка представляет собой куб, на гранях которого расположены объёмные предметы разных форм и оттенков или аппликации из всевозможных материалов.

Сенсорный кубик стимулирует малыша совершать разные действия: тянуть, трогать, дёргать, перебирать пальчиками

Как сделать куб для развития мелкой моторики

Для того чтобы сделать сенсорный кубик своими руками, понадобятся:

  • небольшие кусочки ткани разных фактур и цветов;
  • синтепон или поролон в качестве наполнителя;
  • флизелин;
  • декоративные элементы (пуговицы, ленточки, верёвочки, колечки, остатки ткани, термонаклейки);
  • нитки;
  • утюг;
  • швейная машина.

Из лоскутков ткани (это могут быть хлопок, шёлк, бархат и другие) нужно вырезать 6 квадратов с одинаковыми по размеру гранями.

Лучше, если все грани кубика будут сделаны из разных по фактуре и цвету тканей

Из флизелина нужно вырезать квадраты со стороной на 1–1,5 см меньше, чем из ткани. Флизелиновые заготовки накладываются на тканевые и проглаживаются утюгом - обе детали склеятся, получат жёсткую структуру и будут хорошо держать форму.

Флизелиновая основа придаст заготовкам прочность и жёсткость

Каждый квадрат оформляется в соответствии с идеей: это могут быть фигурки зверей и птиц, геометрические фигуры из меха или фетра, термонаклейки, пуговицы, замочки и многое другое.

На каждую грань кубика пришиваются декоративные элементы

Когда оформление закончено, нужно сшить 4 квадрата в одну полоску.

Четыре грани куба сшиваются в одну линию

К одному из квадратов сверху и снизу пришиваются две оставшиеся заготовки.

К одному из квадратов с разных сторон пришиваются оставшиеся грани

Швы делаются по контуру флизелиновых граней, после чего закрепляются. Далее, развёртка сшивается таким образом, чтобы получился кубик.

Все грани сшиваются таким образом, чтобы получился кубик

На последней грани в уголке нужно оставить небольшое отверстие и через него аккуратно вывернуть кубик. Игрушка наполняется поролоном или синтепоном и прошивается потайным швом. Вместе с наполнителем в кубик также можно поместить шуршащую бумагу или колокольчик.

Каждая грань сенсорного кубика оформлена по-своему и вызывает разные тактильные ощущения

Видео: как сделать развивающий кубик своими руками

Тактильная подушка

Сенсорные (тактильные) подушки подходят для малышей от 2–3 месяцев до 3 лет. Всё зависит от набора тех элементов, которые на неё помещены. Для самых маленьких подойдёт небольшое количество простых материалов. Перед тем как давать такую игрушку ребёнку, нужно убедиться, что все элементы прочно закреплены: если кроха потянет один из них в рот, он не должен оторваться.

Для детей от 1 года можно подобрать и пришить более разнообразные и сложные развивающие предметы: замочки-молнии, пуговки, шнуровки, липучки, бантики и верёвочки, которые можно завязывать и дёргать. Сделать такую игрушку можно, используя уже готовую подушку и сшив для неё наволочку с декоративными элементами.

Фотогалерея: сенсорные подушки разных форм

Такая подушка подойдет малышам с 2–3 месяцев. Для изображения на каждом из квадратов можно использовать разную по фактуре ткань Такая подушка подойдет для детей от 1 года. На ней представлены более сложные элементы: пуговицы, ленточки, бантики, липучки, замочек Такая черепашка имеет несколько граней, на каждой из которых помещены разные развивающие элементы: карабин, шнуровка, пуговицы. Она подойдёт детям от двух лет

Подушка для развития мелкой моторики своими руками

Сшить такую подушку можно дома.

Игрушка-самоделка принесёт много радостных минут и маме, и малышу

Для её изготовления понадобятся:

  • ткань - зелёная (53×30 см) и голубая (83×20 см);
  • флизелин (53×50 см);
  • ткань для задней стороны (50×55 см);
  • фетр разных цветов и нитки мулине в тон;
  • молния длиной 50 см;
  • липучка, пуговки, тесьма, ленточки, шляпная резинка;
  • ватман, бумага, карандаш;
  • ножницы;
  • нитки, иголки и булавки для шитья;
  • подушка 45×50 см.

Перед тем как приступить к шитью, нужно сделать эскиз будущей подушки в натуральную величину. Для этого можно использовать трафареты.

Эскиз, выполненный на бумаге, должен быть в натуральную величину

Ткань голубого цвета разрезается на две полоски (первая - 30×20 см для кармашка, вторая - 53×20 см для основы). Кусок зелёной ткани и голубой лоскут, заготовленный для основы, по размерам дублируются флизелином. Отрез для кармашка складывается пополам.

Из голубой ткани будет выполнена часть основы, а также кармашек

Из жёлтого фетра и лент соединяется солнышко: круг диаметром 10 см и 7–8 полосок по 10 см в длину каждая.

Из жёлтого фетра и лент делается солнышко

Фетровое солнышко со сложенными пополам лучами-лентами крепится булавками к голубой ткани, приготовленной для кармашка.

Лучи выкладываются и крепятся булавками в виде петелек

Детали сшиваются на швейной машине или вручную маленькими аккуратными стежками.

С помощью машинного шва солнышко пришивается к заготовке-кармашку

Элементы основной части (голубой и зелёной) и кармашка соединяются вместе.

Основа из зелёной ткани располагается снизу, из голубой - сверху. В верхний левый угол прикладывается кармашек с солнышком

Затем соединяются булавками основа и подложки из флизелина, после чего сшиваются.

Основа соединяется с флизелином и сшивается

Из фетра вырезаются элементы с нарисованного эскиза.

«Фетровые волны» соединяются между собой. Для каждой рыбки нужно две детали (можно разного цвета) и резинка длиной 10–15 см

Резинки с завязанными на кончиках узелками помещаются между элементами рыбок и сшиваются. Волны выкладываются на основу (отступив от краёв 1–1,5 см для припусков на швы).

Волны и рыбки прикладываются к основе

Разноцветные рыбки помещаются между волнами и фиксируются. Элементы реки сшиваются сначала внизу, потом по всему периметру.

Рыбки помещаются между волнами

Следующий элемент - дерево. Для каждого из них нужно две заготовки кроны, один ствол и несколько яблок или груш. Детали сшиваются между собой, при этом фрукты располагаются внутри между двумя кронами, а ствол остаётся сверху.

Фрукты прячутся внутри дерева, чтобы у малыша была возможность их найти

Заготовка для железной дороги делается из серого фетра. Её размер 53х5 см.

Полоску из серого фетра нужно сложить пополам и вырезать поперёк небольшие полоски, не доходя 5 мм до края

Железная дорога помещается на зелёную полянку, на которой уже есть река и деревья.

Все детали пришиваются к основе

Для изготовления паровоза и вагончика также понадобится по два элемента. Лицевые детали оформляются с помощью фетра разных расцветок (колёса, окошки, труба). Детали сшиваются сверху. На задний край паровозика крепится небольшая пуговица, а на вагончик - маленькая петля из ленточки. Через незашитый край продевается тесёмка длиной 50 см, на концах которой завязываются узелки. Конструкция располагается на железной дороге и фиксируется.

Между лицевой и изнаночной деталями паровозика продевается тесьма, благодаря которой поезд сможет ездить

Из голубого фетра делаются облака - также по два элемента. Через них, как сквозь паровозик, пропускается тесьма, концы которой пришиваются к голубой части основы.

Благодаря тесьме облака смогут плыть по небу

Из фетра разных цветов вырезаются цветочки, для серединки которых используется липучка, и помещаются на зелёную полянку рядом с речкой. Шов делается по краю липучки, а лепестки остаются свободными.

Цветы пришиваются к основе по периметру серидинки-липучки, лепестки остаются свободными

По примеру рыбок делаются бабочка и пчела. На обратную сторону каждой фигурки пришиваются липучка - так насекомые смогут садиться на цветы.

Пчела и бабочка делаются по такому же принципу, что и рыбки, только к их обратной стороне пришивается липучка

В середину куска ткани, которая была выбрана для задней стороны наволочки, вшивается замок.

К задней части наволочки пришивается замок-молния

Передняя и задняя части наволочки складываются лицевыми сторонами внутрь и сшиваются по периметру, оставляя припуски на швы (1–1,5 см с каждой стороны).

Припуски на швы можно обработать на оверлоке или прошить зигзагом

По желанию можно сделать фигурки зверей, которые будут кататься в поезде. Мордочки им можно нарисовать маркером.

В паровозик можно поместить пассажиров - например, зайчика и мишку

Наволочка готова. Малыш может играть с ней, помещая зверей в вагончик, катая поезд по рельсам, сажая насекомых на цветы, ища фрукты на деревьях.

Тестопластика

Эффективно способствует развитию двигательной способности пальчиков лепка. Пластилин, с которым все родители знакомы с детства, давать годовалому малышу опасно, ведь он всё пробует на вкус. На помощь приходит обыкновенное тесто. Его можно самостоятельно приготовить из безопасных компонентов.

Рецепт теста для лепки

Для него понадобятся соль мелкого помола и вода (по одной части), мука (2 части).

  1. Соединить соль и муку в глубокой чаше, добавить воду.
  2. Хорошо перемешать.
  3. Вымесить массу до консистенции мягкого пластилина.

Если после приготовления тесто прилипает к рукам, можно добавить к нему соль и муку (соблюдая пропорцию). В случае получения крошливой текстуры, достаточно увеличить количество воды.
Если малыш любит лепить, можно сразу сделать много теста. Хранить его нужно в холодильнике, отщипывая «рабочие» кусочки по мере надобности. Но долго хранить такой материал не следует - со временем тесто теряет эластичность. Для детей постарше можно в процессе приготовления добавить пищевой краситель. После высыхания фигурки из теста становятся твёрдыми и прочными. Их можно раскрашивать и использовать для игр.

Фотогалерея: фигурки из теста, сделанного своими руками

Слепить такую корзину можно вместе с малышом - это увлекательное, творческое и полезное занятие
Из теста можно слепить фигурки любимых животных ребёнка Высохшие поделки можно раскрашивать акриловыми красками Из фигурок можно составлять целые картины и использовать их для оформления детской комнаты

Разборные элементы

Очень хорошо развивает моторику игра с мелкими деталями.

Пальтишки из фетра

Все крупные детали на таких образцах (карманы, рукава и даже воротник) съёмные. Ребёнок сам сможет создавать интересные модели, комбинируя цвета. Такие игрушки подойдут для малышей с двух лет.

У этих разноцветных маленьких пальто все детали съёмные - их можно менять местами и комбинировать

Когда малыш начнёт проявлять интерес к цифрам, можно предложить ему математические шнурочки. Они не только хорошо развивают мелкую моторику, но и помогают выучить счёт.

Оригинальные шнурочки с бусинками помогут малышу научиться считать

Видео: дидактические игры со шурками

Шнуровка

Такие приспособления отлично подходят для совершенствования двигательной активности пальчиков и ручек. Ведь разноцветную верёвочку нужно не просто взять - она должна попасть в маленькое отверстие.

Простую шнуровку можно сделать из любой безопасной поверхности: деревянной дощечки, пластиковой крышки или обычного плотного картона. На них с помощью нагретой на свечке отвёртки или шилом нужно в произвольном порядке проделать отверстия диаметром 5 мм.

Для самодельной шнуровки подойдёт обычная пластмассовая баночка или крышка

Ещё более простой способ занять ребёнка шнуровкой - использовать дуршлаг.

Для шнуровки можно использовать обыкновенный дуршлаг, просто добавив к нему несколько разноцветных шнурков

Более сложные шнуровки можно выполнить в виде любых форм. Для этого понадобится чуть больше времени, фантазии и материала.

Сегодня каждый родитель знает, насколько важно развитие мелкой моторики рук у детей для полноценного формирования личности. Это не только развитие руки и ее функций, но и совершенствование процессов мышления, речи. Специалистами подмечено: при плохой развитости руки наблюдается задержка речевого развития, что влечет за собой замедление процессов внимания, памяти, восприятия, отражается на становлении интеллекта. Понимая всю необходимость формирования моторики рук у дошколят, тем не менее, родители не всегда обращают внимание на этот факт. В результате при переходе в школу некоторые дошкольники имеют явно выраженные речевые и моторные нарушения: плохую артикуляцию, невнятную дикцию, плохую подвижность руки, что влияет на успешность овладения чтением и письмом. Вот почему важно знать, как развивать мелкую моторику у ребенка.

Младенчество - важный этап в развитии моторики пальцев

Для того чтобы правильно организовать домашние занятия, родителям необходимо иметь элементарные представления о том, что такое мелкая моторика и об этапах ее формирования. Все, у кого есть малыши, замечали, что у младенца очень хорошо развит хватательный рефлекс. Если грудничок схватится за палец взрослого, то держится так цепко, что его можно легко приподнимать. Поэтому работу с мелкими мышцами руки полезно начинать с самого рождения. Уже месячный младенец рассматривает ручки, тянет их в рот, а в 3-х месяца сжимает и разжимает кулачок. Пока ненадолго (до 15 секунд), но достаточно уверенно держит в руке удобную игрушку - погремушку. Полугодовалый ребенок проявляет активный интерес к предметам, тянется к ним, стараясь удержать в руках и манипулировать.

Достижения младенца к концу первого года

  • умеет захватывать предметы;
  • удерживает их в руках некоторое время;
  • активно манипулирует с игрушками (одно - два действия);
  • хлопает в ладошки;
  • повторяет движения ручками за взрослым.

Наставления родителям

  1. В каждый период бодрствования упражняйте кроху в моторике рук.
  2. Побуждайте выполнять разнообразные движения ручками, пальчиками, ладошками, кулачками.
  3. Выкладывая грудничка на живот, располагайте на небольшом расстоянии доступные игрушки (все требования к подбору игрушек обязательно соблюдать: безопасность, гигиену, возрастные ограничения).
  4. В местах бодрствования крохи размещайте предметы, которые можно захватывать пальчиками и манипулировать (брать, бросать, сжимать).
  5. Обязательно проводите специальные упражнения для развития мелкой моторики, которые помогут ребенку развить точность и ловкость движений.

Развиваем моторику у грудничков!

Самые благодатные упражнения для крохи - , основанные на народном творчестве. Потешки, песенки, пестушки, сопровождающие игровые действия, всегда привлекают малышей и побуждают их к многократным повторениям за взрослым.

«Солнышко ‒ колоколнышко»

Игра ‒ массаж. Родитель ласково поглаживает ладошки ребенка, побуждая его работать пальчиками: то сжимать, то разжимать. Помогает зафиксировать действия грудничка погремушкой, которую тот должен сжимать в кулачке. Кулачок - солнышко, пальчики - лучики:

Солнышко - солнышко,
Красное колоколнышко,
Выйди поскорее, будь к нам подобрее!

«Ладушки»

Популярная народная игра для маленьких деток, которая доступна даже младенцу. Взрослый берет ручки крохи в свои ладони и, легко похлопывая детскими ладошками, произносит:

Ладушки - ладушки,
Где были? - У бабушки!
‒ Что ели? - Кашку,
Разбили чашку, хлоп!

«Тяни - тяни»

В подобном действии хорошо развивается мелкая моторика рук, мышечная сила. Взрослый вкладывает свои пальцы в ладошки ребенка, чтобы тот крепко ухватился за них. Затем, побуждая грудничка к подтягиванию, взрослый слегка тянет ручки крохи вперед, приговаривая:

Тяни холсты,
Холсты просты!
Тяни, тяни, потягивай,
Поперек, поперек, перекладывай!

Подобных игр ‒ упражнений много в арсенале народной педагогики, хорошо известны "Мальчик - пальчик", "Сорока - белобока", "Этот пальчик - дедушка...".

Важно: родителям надо стараться, чтобы тренировка ручек крохи шла постоянно, усложнять игры с учетом изменений, происходящих в психическом и физическом развитии малыша.

Игрушки для мелкой моторики

Специальные игрушки для развития мелкой моторики - неотъемлемая часть игрового уголка детей. Они выполняют не только свою непосредственную функцию - развивать мелкие мышцы руки, но и воздействуют на общее психическое развитие малыша. Поэтому родителям необходимо тщательно приобретать игрушки для грудничков, которые облегчат организацию специальных занятий и одновременно развлекут кроху. К наиболее популярным игрушкам относятся:

  • развивающие (сенсорные) коврики;
  • пластиковые и деревянные погремушки с ручками разной толщины и длины;
  • музыкальные игрушки с различными клавишами и кнопками;
  • предметы со шнуровкой;
  • слингобусы, напоминающие погремушки (хорошо закрепленные на веревочке пластиковые, вязаные или деревянные бусины разной формы и цвета);
  • игрушки - сортеры (например, «Логический кубик», «Домик с ключами»).

Многие из перечисленных игрушек заботливые родители могут сделать сами.

Важно: игрушка для мелкой моторики должна быть безопасна, вести за собой развитие малыша, побуждать его к самостоятельности.

Как развить мелкую моторику в раннем возрасте?

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) - самый благодатный период для развития руки и речевой активности. Он характерен тем, что рука становится одним из главных инструментов в познании окружающего мира. Чтобы познакомиться с предметом, крохе надо обязательно его потрогать, пощупать, начать взаимодействовать с ним. А взрослому правильно назвать предмет, рассказать о форме, цвете, назначении. Поэтому активность родителей в обучении малыша просто необходима. При правильном развитии детки производят много действий рукой, которые затем совершенствуются в дошкольном возрасте:

  • учатся играть с мелкими игрушками;
  • манипулируют с предметами (от 2 до 3 - 4 действий: катать, бросать, ставить друг на друга, заворачивать);
  • пытаются застегивать пуговицы;
  • шнуровать ботиночки;
  • переливают воду из емкости в емкость;
  • самостоятельно едят ложкой;
  • выполняют гигиенические процедуры (умывание, чистку зубов, вытирание рук и пальцев).

Существует много игр и упражнений, как современных, так и классических, которые идеально подходят для развития мелкой моторики.

Важно: родителям нужно отбирать игры, соответствующие возрасту ребенка и уровню его развития на данном этапе, так как параллельно с моторикой совершенствуются память, внимание, мышление, речь, формируется интеллект.

Игры для малышей

«Волшебный мешочек»

Классическое упражнение хорошо тренирует мелкую моторику, сенсорные ощущения, речь и мышление. Взрослый готовит яркий мешочек, в который складывает небольшие предметы из различных материалов: деревянные, пластмассовые, матерчатые и др. Малыш на ощупь находит предмет, взрослый просит назвать его. Затем разглядывает вместе с крохой, спрашивает: как он называется предмет, из чего сделан, как с ним можно играть.

«Волшебная картинка»

Так же как и предыдущее упражнение, игра направлена на формирование моторики, сенсорики, развивает воображение. Взрослый предлагает крохе различной длины и цвета шнурочки, из которых можно выкладывать фигурки. Хорошо, если родитель вместе с ребенком выложит целую картинку: знакомый пейзаж, игрушки, животные, посуду. Малыш может строить различные формы: круги, овалы, треугольники, дорожки.

«Подарок кукле»

В предметной игре взрослый побуждает ребенка многократно действовать с однородными элементами (пластмассовыми или деревянными бусинами), тренируя мелкие мышцы руки, развивая воображение, речь. Ребенок должен нанизывать на толстый шнурок крупные бусины. Монотонное упражнение скрашивается интересным сюжетом: «подарим бусы кукле на день рождения».

Кухня - место для моторики!

В раннем возрасте детишки любят играть там, куда вход им закрыт. Многие мамы боятся допускать ребятишек на кухню, беспокоясь за безопасность ребенка. Но кухня может стать местом не только для приготовления пищи, но и местом тренировки детей. Подготовив безопасное пространство и необходимые предметы, родители могут организовать игры, которые хорошо содействуют развитию мелкой моторики:

  • манипулирование крупами, фасолью (пересыпание из одной пластиковой баночки в другую, счет фасолин, рисование на крупе);
  • лепка из теста;
  • переливание воды из одного сосуда в другой (игра в «кораблики»);
  • мытье пластмассовой посуды;
  • манипулирование с салфетками, бумажными полотенцами (смять, как снежок; разорвать, как снежинки);
  • раскладывание чайных ложек;
  • закрывание и открывание пластиковых контейнеров.

Заботливая мама всегда найдет возможность использовать подручные средства для развития своего малыша!

Развитие моторики у дошколят

В дошкольном возрасте развитие мелкой моторики идет в опоре на навыки и умения, которые были заложены в предыдущих возрастных периодах. У дошкольника активно развиваются наглядно-действенное и наглядно-образное виды мышления, определяющие общее развитие и формирование моторики. В этом плане используются способы развития руки:

  • специальные занятия (лепка, аппликация, рисование, конструирование);
  • игры и упражнения, направленные на развитие мелких движений, доведенных до автоматизма.

Родителей не должно беспокоить отсутствие педагогического опыта, просто надо выбрать доступные средства для домашнего обучения. Главное, занятия на мелкую моторику должны быть регулярными, идти по принципу - от простого к сложному, с учетом полученного детьми опыта. Чтобы скрасить монотонность некоторых упражнений, целесообразно вводить игровые, соревновательные элементы. Из наиболее популярных способов для дома подойдут:

Пальчиковая гимнастика

Средство для совершенствования мелких мышц, позволяет подготовить руку ребенка к дальнейшему овладению письмом, штриховкой, навыками рисования. Если гимнастику проводить регулярно, она станет привычной для малыша, и он может выполнять упражнения самостоятельно.

Важно: перед гимнастикой обязательно проводится легкий массаж пальчиков (поглаживание, сгибание - разгибание) для того, чтобы разогреть мышцы и повысить тонус.

Вот как могут выглядеть упражнения пальчиковой гимнастики!

«Колечко»

  • Ребенок соединяет по очереди каждый пальчик с большим пальцем, образуя «колечко» и приговаривая: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!»
  • Можно изменять темп, начиная медленно, затем убыстряя движения пальчиками: «Раз, два, три, четыре, пять! Будем пальчики считать!»
  • После освоения упражнения в разном темпе, можно предложить выполнять движения двумя руками.

«Игра на рояле»

Для такого упражнения готовится бумажная клавиатура, на которой «играет» ребенок: каждый пальчик опускается на свою клавишу. Действие начинается с медленного темпа, постепенно переходя на более активный. После того, как ребенок освоит упражнение левой и правой рукой, можно тренировать обе руки одновременно.

«Рисуем восьмерки»

Поочередно левой и правой рукой дошкольник рисует в воздухе восьмерку, приговаривая: «У восьмерки два кольца без начала и конца!» В заключении идет синхронное рисование руками.

«Барабанщик»

Ребенок подушечками пальцев стучит по столу, изображая барабанщика: «Барабанщик очень рад, барабанит, барабанит полтора часа подряд!» Подобные упражнения взрослый может сам придумать для занятий с ребенком или найти в специальной литературе. Главное, начинать разминку надо с простых действий, постепенно переходя к более сложным, не забывая синхронно тренировать обе руки.

Штриховка и раскрашивание

Достаточно трудное занятие для дошколят, но очень полезное, помогающее подготовить ребенка к школе. Дети, с которыми не проводилась подобная работа, испытывают трудности при закрашивании рисунков: выходят за пределы контуров, при раскрашивании объемных изображений быстро устают и теряют интерес, закрашивание проводится хаотично. Упражнение в штриховке поможет избежать многих проблем в школьном обучении.

Для штриховки и раскрашивания можно приобрести специальные прописи с контурами предметов или самим сделать рисунки. Главное, что должны знать дети - штриховать предмет нужно в одном направлении, например, только слева направо или сверху вниз. Штриховые линии ложатся плотно друг к другу, от этого рисунок получается аккуратным.

Важно: родителям надо помнить, что сначала детям предлагаются небольшие по объему рисунки. Постепенно изображение увеличивается в размерах, дополняется деталями. Во время работы необходимо делать отдых пальчикам, проводя гимнастику.

Конструкторы, пазлы, мозаика

Игры с конструктором, выкладывание мозаичных картин и собирание пазлов являются хорошей тренировкой для мелкой моторики детей. Сейчас представлено много разнообразных конструкторов: деревянные, металлические, пластмассовые. Особо любимым детками стал конструктор типа Лего. При приобретении нужно учитывать возраст ребенка и степень его подготовленности к тому или иному виду конструктора. Например, малышу нужен пластмассовый конструктор довольно крупных форм с небольшим количеством деталей. Иначе не справившись со сборкой игрушки, ребенок потеряет к ней интерес. Чтобы этого не произошло, родителю на первых порах надо разобраться вместе с дошколенком в деталях и инструкциях. Старшим детям можно приобретать конструктор с более разнообразным количеством деталей, который поможет развивать логическое и пространственное мышление, например, «Город», «Дорога», «Замок». Но и для них важно участие взрослого.

Такой же подход требуется к приобретению пазлов, мозаики, которые сейчас представлены в большом разнообразии.

Занятия с бумагой

Действия с бумагой является отличным средством на развитие мелкой моторики у детей, воображения, творческого мышления. Можно предложить детям заниматься оригами, аппликацией, плетением из бумаги и другими поделками, которые увлекут ребенка и создадут условия для развития моторики пальцев.

Важно: чтобы дошколенок не потерял интерес к творчеству, а вместе с ним возможность тренировки руки, взрослый должен сам хорошо овладеть азами бумажного искусства.

Развиваем мелкую моторику при помощи театра

Отличным средством для развития мелкой моторики и речевого развития является увлечение дошкольников театром. Театр теней и пальчиковый театр помимо своей основной функции могут позабавить ребятишек, стать отличным семейным досугом. Фигурки для пальчикового театра лучше сделать вместе с дошколенком, подобрав персонаж на каждый пальчик. Для этих целей используется бумажные колпачки, вязаные шапочки, на которых изображаются герои постановок. На первых порах лучше разыгрывать сценки знакомых сказок, в которых много диалогов: «Три поросенка», «Лиса и заяц», «Теремок». По мере овладения ребенком навыка управления пальчиками, можно обратиться к любимым мультфильмам.

Движением рук и пальцев под специальным освещением можно разыграть театр теней. Это довольно сложные действия для детей, к которым надо готовиться постепенно. Взрослый, прежде всего, сам должен овладеть приемами показа действующих героев, чтобы потом передать знания ребенку. Поначалу это будут простые изображения, которые легко составляются пальчиками: зайчик, собака, птица. Затем можно разыгрывать целые сценки. Для поддержания интереса к действию используется художественное слово: народные потешки, стихи современных авторов и классиков.

К концу дошкольного возраста ребенок должен овладеть следующими навыками на моторику рук:

  • правильно держать карандаш, кисточку, ножницы;
  • завязывать и развязывать шнурки, застегивать пуговицы, молнию на одежде;
  • пользоваться всеми столовыми приборами;
  • самостоятельно массажировать пальцы;
  • проводить разные линии, не отрывая карандаш от бумаги;
  • штриховать изображения, не выходя за контур;
  • манипулировать с мелкими предметами и деталями.