Консультации по музыкальному воспитанию детском саду. Консультация для родителей«Музыкальное воспитание детей в семье. Консультация для родителей «Задачи музыкального воспитания в детском саду

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей , знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности , формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса . На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

6. Развивать творческое отношение к музыке , прежде всего, в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания , прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др. В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности , способствовать общему развитию .

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально-слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей , подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей . Большое значение имеет то окружение , в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления .

Детский сад и семья два главных коллектива , ответственных за развитие и воспитание ребенка. В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Начинаем работать с детьми в возрасте от двух и провожаем их в школу. На этом этапе пути продолжительностью в пять лет ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности . Учим детей слушать, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах .

Прежде всего, слушая музыку , прививаем любовь к высокохудожественным произведениям музыки (образцы классической и народной музыки), приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музык, и т.о. у ребенка расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни.

В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения.

В детском саду дети учатся выразительно, ритмично, красиво танцевать . Выражать в танце свои чувства и эмоции. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать очень полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем.

Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в школе. Для этого используются прогрессивные методы, которые позволяют развивать память, мышление и воображение с раннего возраста. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток отвечающих за интеллект человека, влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма направленные на физическое оздоровление. Поэтому на музыкальных занятиях мы тщательно отбираем музыкальный материал.

Музыка - становится средством воспитания , когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир более многостороне. И мы, взрослые, помогаем детям увидеть красоту в природе, в труде, учим волноваться и радоваться. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка.

Консультацию для вас подготовила музыкальный руководитель
Гуськова Юлия Валерьевна

Музыкальное воспитание детей в семье

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей по музыкальному воспитанию. Ниже текст консультации, а далее фото. как её можно оформить.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
Консультация для родителей
Как воспитывать музыкальное восприятие у ребёнка в семье? Как пробудить у него интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, умение не только слышать, но и слушать?
К сожалению многие родители еще считают, что забота о музыкальном воспитании правомерна по отношению одаренных детей, проявляющих самостоятельное влечение к музыке, а если ребёнок не испытывает интереса к ней, то и приобщать его к музыке совсем необязательно.
Но, каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет, каждый нормальный, здоровый ребёнок всегда эмоционально реагирует на неё. К тому же главным является не само по себе обучение музыке, а воздействие музыкой на общее развитие и духовный мир ребёнка.

Для формирования музыкального восприятия необходимо отвести специальное время для знакомства с музыкой и песней. Нельзя забывать и о роли личного примера взрослых, который выражается в их собственном отношении к музыке.
Чем больше и чаще дети слушают музыку и песню, тем ближе и понятнее становятся для них музыкальные образы. Музыка становится их постоянным спутником в жизни. Дети учатся понимать и любить музыку.
Чем раньше ребёнка приобщают к музыке, тем успешнее идёт его развитие в музыкальном отношении. Дети, посещающие детский сад увлечённо занимаются пением, слушают музыку на музыкальных занятиях.
Родители должны интересоваться, чему учат ребёнка на музыкальных занятиях в детском саду. Важно вызывать у него желание и дома петь те песни, которые он учил в детском саду. В семье наиболее доступным средством приобщения детей к музыкальному искусству является слушание музыки, которое развивает у ребёнка эмоциональную отзывчивость, вырабатывает художественный вкус, способствует формированию эстетических идеалов, помогает понимать прекрасное в жизни. В ребёнке будет воспитан культурный уровень в том случае, если музыка рано входит в его жизнь, если ребёнок с малых лет «встречается» с песней, инструментальной музыкой. Если в семье любят и понимают музыку и такое же отношение к ней стараются передать и ребёнку, тогда и он начинает понимать и любить её.
Самым доступным средством является аудиозапись. Слушая запись, дети учатся различать характер музыкальных произведений, у них накапливается багаж музыкальных впечатлений.
Нельзя давать сразу много произведений для слушания, а также принуждать ребёнка помимо его воли слушать музыку. Это вызывает сопротивление и нежелание слушать музыку.
Большие возможности в эстетическом воспитании детей, в приобщении их к музыке дают радио и телевидение. По радио организуются циклы музыкальных передач, концерты для детей. В результате слушания этих передач у детей расширяется кругозор, накапливается репертуар любимых песен, пьес, исполнение которых в радиопередачах выразительное и художественное. Дети с удовольствием слушают такие радиопередачи. Это понятно: они доступны, интересны своим содержанием, динамичностью, яркостью, образностью. Но слушание радиопередач трудно тем, что не подкрепляется зрительными образами, фантазии, помогающей осмыслить музыку. Поэтому для маленького слушателя надо создать обстановку, помогающую ему сосредоточиться, не отвлекать его разговорами, шумом, дополнительными пояснениями. Пусть вслушивается, сосредотачивается, вдумывается.
Дети с удовольствием смотрят телевизионные передачи, встречаясь с любимыми сказками, со сказочными героями, куклами любимых игрушек.
Голубой экран позволяет ребёнку познакомиться со многими событиями, явлениями окружающей жизни, с людьми труда, героями. Большое познавательное значение для детей имеют такие передачи, в которых дети слышат рассказ о композиторе, о музыке и музыкальных инструментах, о характере музыкальных произведений, в которых дети знакомятся с элементарными средствами музыкальной выразительности. Это способствует музыкальному развитию ребёнка. Во время этих передач нужно помочь ребёнку понять трудное, повторить то, что он не расслышал или недопонял.
Телепередачи требуют воспитания в детях культуры и умения смотреть и слушать. Просмотр передач должен быть специально организованным, а не служить фоном к еде, игре и другим занятиям. Это не может быть «между прочим» - такой просмотр приносит только вред: вырабатывается привычка рассеянного внимания, снижается интерес к музыке, пропадает желание слушать её, тем более слушать до конца. И главное – много и часто проводить время у телевизора недопустимо. Это вредно для здоровья, перенасыщает ребёнка впечатлениями, приучает его к поверхностному восприятию.
Зато глубоко осмысленные передачи готовят детей к посещению музыкальных театров, а позднее – когда они станут школьниками – лекториев детской филармонии. Уже с детьми дошкольного возраста можно посещать музыкально-танцевальные спектакли коллектива «Задумка», сказки в постановке «Театра Оперы и Балета», «Драматического театра».

Елена Кондратенко
Работа с родителями по музыкальному воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ

Создание единого пространства для гармоничного развития личности ребенка между семьей и дошкольным образовательным учреждением, является приоритетной задачей в системе дошкольного образования .

В соответствии с требованиями ФГОС , родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ. Поэтому, вопрос о совместной работе детского сада и семьи по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников , особенно актуален на современном этапе. Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться при условии непосредственного взаимодействия педагогов дошкольного учреждения и семьи . Очень важно, с первых дней посещения ребёнком детского сада, установить контакт с родителями , чтобы и в семье, так же, как и в ДОУ, были созданы благоприятные условия для музыкального развития и воспитания дошкольника . Педагогически грамотные родители понимают важность музыкального воспитания в развитии ребенка , и стремятся обогатить эмоциональными впечатлениями, расширить его музыкальный опыт , посещая с ним концерты и музыкальные спектакли . Стараются заинтересовать ребенка занятиями музыкой в кружках , студиях, музыкальной школе . Поиск форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей , является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников .

Музыкальное искусство , непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка постоянный спутник человека в его жизни. Она, по выражению Стендаля, - является единственным искусством, проникающим в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживание его дум. Многие писатели, композиторы, музыковеды неоднократно подчёркивали, что работу по музыкально-эстетическому воспитанию надо вести систематически, что оно должно входить составной частью в ту деятельность, которую ведут педагоги по воспитанию гармонически развитого человека. В этом процессе особенно большое значение имеет музыкальная работа с детьми . Музыка близка эмоциональной натуре ребёнка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие , богаче становятся переживания. Воспитывая всесторонне развитую личность - физически совершенную, духовно и нравственно богатую, нельзя не уделять должного внимания музыкальному воспитанию детей , формированию у них интереса и любви к музыке . Вызванные в детстве, они оказывают большое влияние на дальнейшее музыкальное развитие человека , формируют хороший музыкальный вкус .

Музыка - величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Музыка способна вдохновить , зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти.

Задачи и содержание музыкального воспитания определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания . Общеизвестно, что такими целями являются : приобщение детей к деятельности в области искусства; воспитание любви к музыке и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения ; развитие музыкальных способностей и формирование творческой активности личности. Воздействуя на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает её преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.

С раннего детства музыка способствует развитию в ребенке интеллекта, ощущений правды и красоты жизни, воспитанию добрых чувств , расширению кругозора, формированию его духовного мира и творческого потенциала. Ребенок открывает для себя музыку как удивительное чудо, которое может рассказать ему о многом : о красоте природы, о красоте человека, его переживаниях, чувствах, мыслях…

Выбор музыкальных произведений , который ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта его семьи , их общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей , формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать классическую музыку . Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны слушать и народную музыку , которая тесно связана с языком, традициями, обычаями, духовной культурой. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, он, естественно, проникается песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно почувствовать и красоту классической музыки , накопить опыт ее восприятия , различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов , научиться воспринимать и старинную , и современную музыку . Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия . Это должны быть небольшие произведения с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой.

Семья может помочь детям полюбить и понять хорошую музыку , с ранних лет приобщая их к музыкальной культуре . Прежде всего, необходимо создать такие условия , которые наилучшим образом формировали бы художественный вкус ребенка. Домашняя фонотека, личный пример, совместное слушание музыкальных сказок или детских пьес, посещение концертов не только дадут возможность привлечь внимание ребенка к музыке , но и сблизят его с родителями духовно .

Основным источником информации для родителей по музыкально-эстетическому воспитанию ребенка- дошкольника является ДОУ .

Сотрудничество ДОУ и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы педагогов , предполагающее, прежде всего, всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребёнка .

Семья рассматривается, как начальная структура членов общества, связанных между собой родственными отношениями, совместно живущих и несущих друг за друга моральную ответственность. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу , действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.

Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребёнку и организацию совместной деятельности, изучение ребёнка в семье и в детском саду с помощью специальных методик и составления программ его развития.

Характер взаимодействия педагога с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия. Надо ориентироваться на потребности и запросы родителей , особенности семейного воспитания .

Основные формы работы с семьёй - групповые и индивидуальные.

К индивидуальным формам работы относятся беседы с родителями и консультации по вопросам воспитания ребёнка .

К групповым формам работы , и наиболее эффективным в последнее время, относится – родительское собрание , которое претерпело изменения в структуре и содержании. Существенное значение для взаимодействия имеет стиль общения педагога на родительских собраниях . Монолог на собрании должен звучать реже, чем диалог с родителями , в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения возникающих проблем. Каждое родительское собрание требует от педагога тщательной подготовки, создания своего рода «сценария» , программы, для того, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности и участии родителей .

Активными формами взаимодействия могут быть : конференции по обмену опытом семейного воспитания ; вечера вопросов и ответов; диспуты; встречи с педагогами, администрацией, специалистами (медиками, психологами, юристами) .

Содержание и формы взаимодействия между семьей и ДОУ определяются в процессе планирования совместной деятельности родителей и детей в начале учебного года. Одной из главных задач педагога - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей , созданию комфортных условий для ребёнка в семье , формированию навыков их совместной деятельности и общения.

С этой целью целесообразно проводить в детском саду «Праздник семьи» , конкурс «Семья года» , соревнования с участием бабушек и внучек, мам и дочерей, отцов и сыновей, выставки семейных творческих работ . Могут проводиться совместные творческие встречи, с рассказами о семейных традициях, увлечениях, знаний родословной своей семьи. Педагогу важно создавать ситуации для воспитания уважительного отношения у детей к своим родителям и другим членам семьи.

Взаимодействие ДОУ и семьи по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников заключается в том , что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и способностей. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия для формирования у ребёнка творческой активности, самостоятельности, способности к самовыражению.

Необходимо проводить консультации, семинары, анкетирование с целью музыкального просвещения родителей , по темам : «Музыкальное воспитание в семье » , «Родителям о музыкальном воспитании » , «Советы и рекомендации по музыкальному воспитанию » , «Как слушать музыку с ребёнком » . На консультациях и в личных беседах, в доступной форме, родителям надо рассказывать о том, какое значение имеет музыкальное искусство в интеллектуальном и нравственно-эстетическом развитии и воспитании ребенка . Каждое собрание, консультация, индивидуальная беседа требует от педагога тщательной подготовки - определения темы и содержания выступления. Должны приводятся примеры деятельности ребенка на музыкальных занятиях , предлагаться рекомендации родителям , основанные на методической литературе по .

Таким образом, задача педагогов ДОУ при взаимодействии с семьей состоит в том, что бы объяснить, что музыкальное воспитание в дошкольном учреждении не только способствует развитию музыкальных способностей , но и всесторонне развивает ребенка, а родители могут при этом активно помогать.

Работа по вовлечению родителей в процесс музыкального воспитания , может проводиться, по следующим направлениям :

1. Организационное :

Вводное родительское собрание ; анкетирование;

2. Информационное :

Папки-передвижки; (знакомят родителей с информацией о том , чему можно научить ребёнка в определённом возрасте при систематическом посещении музыкальных занятий в детском саду)

Перечень музыкальных произведений по слушанию;

Информационно - аналитический стенд содержащий информацию касающуюся

работы музыкального зала , расписание музыкальных занятий ; - информация о программах по музыкальному воспитанию , используемых в детском саду; -перечень рекомендуемой литературы по музыкальному воспитанию ; -материал об особенностях эмоционального мира дошкольника ; - фотографии занятий и выступлений.

3. Консультативное :

Консультации (индивидуальные, групповые) ;

Тематические консультации;

Организация «круглых столов» с целью распространения семейного опыта;

4. Практико-ориентированное :

Посещение музыкальной НОД в рамках «Дня открытых дверей» ;

- мастер-классы :

(приобретение родителями практических навыков по использованию дыхательной гимнастики, артикуляционной гимнастики, логоритмике);

- занятия-практикумы :

(знакомство родителей с детским музыкальным репертуаром , обучение совместному музицированию с детьми);

Совместные праздники и развлечения, музыкальные гостиные .

(формирование культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми).

Родители являются полноправными участники таких действ – от идеи до воплощения : - обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника; - разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью , придумывание сказок, историй; -подготовка отдельных номеров;

Пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита;

Помощь в оформлении музыкального зала ;

Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.

Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие проблемы по музыкальному воспитанию дошкольников .

Данные анкетирования по итогам года говорят о том, что проводимая работа позволяет повысить уровень компетентности родителей в музыкальном воспитании детей и сделать их активными участниками педагогического процесса.

Таким образом, при активном взаимодействии детского сада и семьи в работе по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников показывает , что она становится наиболее эффективной. В результате, наблюдается увеличение числа родителей , принимающих участие в мероприятиях и занимающих активную позицию в воспитании и развитии ребенка . Повышается компетентность родителей в вопросах эстетического воспитания , а так же повышается уровень доверия родителей к ДОУ . Происходит осознание родителями своей роли полноправного участника образовательного процесса, понимание своей значимости в эстетическом развитии и воспитании ребенка .

Литература :

1. Давыдова И. А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями // 1 сентября . 2013. – 17с- 20с.

2. Зацепина М. Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности - М .: Творческий центр, 2010. – 25с - 28с.

3. Радынова О. П. Музыкальное воспитание в семье - М .: Просвещение, 1994. – 55с – 67с.

4. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми . - СПб.: Речь, 2005. – 19с.

5. Глебова С. В Детский сад – семья : аспекты взаимодействия. – Воронеж : 2007. – 111с.

6. Елжова Н. В. Работа с детьми и родителями в ДОУ . – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 282с.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие наобщееразвитиемалыша: формируетсяэмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Очень важно, чтобыужевраннемвозрастерядомсребенком оказался взрослый, которыйсмог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития воспитания ребенка раннего возраста,втомчислеимузыкального, создаются в семье. Это зависит от врожденных музыкальных задатков, образа жизни семьи, ее традиций,отношениякмузыкеимузыкальнойдеятельности,отобщей культуры…

Первичным, ведущим видом музыкальной деятельности детей является восприятие музыки. Этот вид деятельности доступен ребенку с момента рождения. Колыбельная песня матери - первоезнакомство с музыкой. Отсутствие музыкальных впечатлений делает невозможным усвоение музыкального языка.

Младенецрождаетсяспрактически неразвитымзрительныманализатором, но он уже способен различать многие звукиинеобычайночуткореагировать на них.Первые реакции на звуки довольно примитивны: вздрагивание, моргание, плач, замирание. Постепенно развивается внимание к звуку, способность к локализации источника звука. Значительно медленнее развивается у детей звуковысотный слух.

Чувство ритма заложено в каждом ребенке, но чувству музыкиможно и обучить. Нужно слушать вместе с ребенком любую музыку, а также детские и колыбельные песенки. Следует поощрять внем желание танцевать, маршировать, прихлопывать в ладоши, поощрять также желание играть на музыкальных инструментах. Первыминструментомможетбытьодин из ударных, а таковым можетслужитьвсе, начиная от сковородки и заканчивая бубном.

С.Лупан в своей книге «Поверь в свое дитя» призывает родителей : «Пойте!» Если родители стесняются своего пения, лучше делать это только в присутствии малыша. Следует петь детские песни, для того чтобы ребенок усвоилсерию простых мелодий и научился их воспроизводить, нужно петь и «взрослые» песни.

Дети могут чувствовать музыку ничуть не хуже взрослых. Правда, им не будут понятны все слова. Но ведь взрослые, слушая иностранную музыку, тоже не понимают слов.

Нужно записывать на кассеты, дискиразную музыку (хорошегокачества), называть имена исполнителей, обращать внимание ребенкана красоту человеческого голоса, его неповторимость.

Для музыкального развития в семье используют следующие педагогические методы:

v Наглядно-слуховой метод - основной.

Если ребенок растет в семье,где звучит не только развлекательная, но и классическая и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности.

v Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. Он предполагает показ детям книг с репродукциями картин, знакомствомалышей с народными традициями, обрядами.

v Словесный метод тоже важен. Краткие беседы о музыке, реплики-взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие. Во время слушания взрослый может обратитьвнимание ребенка на смену настроений, на изменениявзвучании.

v Практический метод (обучение игре на детских музыкальных инструментах, пениюмузыкально- ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.

1. Пусть в вашем доме царит дух любви и уважения к музыке.

2. Постигайте музыку вместе с ребенком, удивляйтесь, огорчайтесь, радуйтесь вместе с ним, когда музыка звучит.

3. Пусть музыка будет желанным и почетным гостем в вашем доме.

4. Пусть у ребенка будет много звучащих игрушек: барабанчиков, дудочек, металлофонов. Из них можно организовать семейные оркестры, поощрять «игру в музыку».

5. Приучайте детей к внимательному слушанию музыки, просто таквключенный телевизор – враг музыкального воспитания. Музыка воздействует только в том случае если ее слушать.

6. Отнеситесь к музыкальной стороне развития своего ребенка со всей серьезностью, и вы обнаружите, что добились очень многого во всем, что связано с его правильным воспитанием.

7. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.

8. Не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать. Или если и возникают подобные желания, то пение на ваш взгляд, кажется далеко от совершенства, а движения смешны и неуклюжи.

Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

9. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение не желаемого тормоза.

10. Не прикрепляйте вашему ребенку ярлык «немузыкальный», если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить .











Памятка для родителей «Как слушать музыку с ребенком?»

Как долго?

Внимание ребенка 3-4 лет к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течении 1-2,5 минут, а с небольшими перерывами в звучании между пьесами – в течении 5-7 минут. Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его физического состояния.

Как?

Заранее приготовьте магнитофон и кассету. Найдите на кассете пьесу, которую будете слушать. Определите силу звука. Музыка не должна звучать громко! Предупредите членов семьи, чтобы было тихо и чтобы в комнату во время звучания музыки не входили. Пригласите ребенка слушать музыку, можно позвать также и кого-то из членов семьи. И дети, и взрослые слушают музыку сидя.

Когда?

Выберите удобное для ребенка и взрослого время в течение дня (когда ребенок не увлечен игрой, не возбужден приходом кого-либо в дом, хорошо себя чувствует). Лучше всего – после завтрака или дневного сна.

Вторая кассета для детей составляется из песен, которые они поют на музыкальных занятиях. Если сделать запись в середине января, получится 6-7 песен. Одну и ту же песню запишите дважды: первый раз в исполнении только музыкального руководителя или вместе с детьми, второй раз – запись «минус один», т.е. только музыкальный аккомпанемент. Таким образом, ребенок получает возможность послушать песню и петь так, как ему захочется: в ансамбле (первый вариант), либо самостоятельно (второй вариант).

Необходимо, чтобы взрослые терпеливо и бережно поддерживали интересы ребенка к «его кассетам».

Слушать записи песен и подпевать ребенок может стоя, сидя, играя. Родители говорят, что дети, подпевая, часто усаживают в ряд свои игрушки (кукол, мишек) или рассматривают книги.

В начале апреля на кассеты записывают песни, которые дети пели с января. Родителям надо сохранять эти записи, не стирать их. Дети и в следующем году часто просят послушать свои песни.

Родители на детских утренниках – не только гости, но и участники. Дети приглашают их на парную пляску, вместе с ребятами они поют песни, участвуют в играх, а весной уже можно ставить маленькие инсценировки с участием не только ребенка, но и его родителей. В этом случае музыкальный руководитель уже проводит индивидуальные репетиции отдельно с каждым из родителей в удобное для него время, причем в отсутствие детей. Взрослых необходимо научить читать выразительно текст, разыгрывать сценку.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Музыкотерапия и ее влияние на человека

Музыкотерапия может быть пассивной и активной. Активная – человек сам играет на каком либо инструменте, поет, пассивная – сеансы прослушивания музыки.

В Московском институте традиционной медицины разработаны и активно применяются музыкальные программы: «антистрессовая», «бронхиальная астма», «язвенная болезнь желудка», «гипертония».

Одна из форм музыкальной терапии – активные вокальные упражнения.

Установлено, что во время пения возникает особая вибрация внутренних органов. С одной стороны, она помогает диагностике, с другой – активизирует функции дыхания и кровообращения.

В Тамбове проводились исследования влияния музыки на улучшение работы сердца и мозга, в течении которого музыка помогает нормализовать сердечный ритм. Приборы зафиксировали явную активизацию головного мозга.

Максимальный эффект производит духовная музыка, колокольный звон, следствием этот является нормализация сна, снижения уровня тревожности, улучшения памяти и работоспособности.

Доктор медицинских наук, профессор Сергей Ваганович Шушарджан (одновременно и оперный певец) проводил исследования на опухолевых клетках. Подопытные культуры помещали в пространство между наушниками и подвергали воздействию 4 программ: классическая музыка, эстрадно – симфоническая, рок – музыка и средневековые духовные песнопения. Самый сильный эффект оказали духовные песнопения.

Колокольный звон влияет на работу кровеносных и лимфатических систем человека, известны опыты лечения психических заболеваний. Колокольный звон «убивает» микробы и бактерии (влияние ультразвука).

Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором воздействует на общее состояние всего организма, вызывая реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

МУЗЫКА НА КУХНЕ

Даже кухонная посуда може т быть музыкальным инструментом!

· Начнем с обыкновенныхложек, лучше взять деревянные и ударять ими в нужном ритме о ладонь.

· Из кастрюли, вверх которой туго обтянут плотным полиэтиленом, получится барабан.

· Еще можно по алюминиевым кастрюлькам и ковшикам бить ложкой. Если не колотить, что есть силы, то получится отличный музыкальны инструмент.

· Если Вам понравилось, то попробуйте и исполните народную песню «Светит месяц» в сопровождении таких «музыкальных инструментов», как

стаканы

терки

тарелки

Это сообщение было написано Пятница, Сентябрь 13th, 2013 в 19:21 в разделе , . Вы можете получать сообщения подписавшись на ленту. Вы можете

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие малыша: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Очень важно, чтобы уже в раннем возрасте рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Это зависит от врожденных музыкальных задатков, образа жизни семьи, ее традиций, отношения к музыке и музыкальной деятельности, от общей культуры…

Первичным, ведущим видом музыкальной деятельности детей является восприятие музыки. Этот вид деятельности доступен ребенку с момента рождения. Колыбельная песня матери - первое знакомство с музыкой. Отсутствие музыкальных впечатлений делает невозможным усвоение музыкального языка.

Младенец рождается с практически неразвитым зрительным анализатором, но он уже способен различать многие звуки и необычайно чутко реагировать на них. Первые реакции на звуки довольно примитивны: вздрагивание, моргание, плач, замирание. Постепенно развивается внимание к звуку, способность к локализации источника звука. Значительно медленнее развивается у детей звуковысотный слух.

Чувство ритма заложено в каждом ребенке, но чувству музыки можно и обучить. Нужно слушать вместе с ребенком любую музыку, а также детские и колыбельные песенки. Следует поощрять в нем желание танцевать, маршировать, прихлопывать в ладоши, поощрять также желание играть на музыкальных инструментах. Первым инструментом может быть один из ударных, а таковым может служить все, начиная от сковородки и заканчивая бубном.

С.Лупан в своей книге «Поверь в свое дитя» призывает родителей : «Пойте!» Если родители стесняются своего пения, лучше делать это только в присутствии малыша. Следует петь детские песни, для того чтобы ребенок усвоил серию простых мелодий и научился их воспроизводить, нужно петь и «взрослые» песни.

Дети могут чувствовать музыку ничуть не хуже взрослых. Правда, им не будут понятны все слова. Но ведь взрослые, слушая иностранную музыку, тоже не понимают слов.

Нужно записывать на кассеты, диски разную музыку (хорошего качества), называть имена исполнителей, обращать внимание ребенка на красоту человеческого голоса, его неповторимость.

Для музыкального развития в семье используют следующие педагогические методы:

  1. Наглядно-слуховой метод - основной.

Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная, но и классическая и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности.

  1. Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. Он предполагает показ детям книг с репродукциями картин, знакомство малышей с народными традициями, обрядами.
  1. Словесный метод тоже важен. Краткие беседы о музыке, реплики-взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения в звучании.
  2. Практический метод (обучение игре на детских музыкальных инструментах, пению музыкально- ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.

1. Пусть в вашем доме царит дух любви и уважения к музыке.

2. Постигайте музыку вместе с ребенком, удивляйтесь, огорчайтесь, радуйтесь вместе с ним, когда музыка звучит.

3. Пусть музыка будет желанным и почетным гостем в вашем доме.

4. Пусть у ребенка будет много звучащих игрушек: барабанчиков, дудочек, металлофонов. Из них можно организовать семейные оркестры, поощрять «игру в музыку».

5. Приучайте детей к внимательному слушанию музыки, просто так включенный телевизор – враг музыкального воспитания. Музыка воздействует только в том случае если ее слушать.

6. Отнеситесь к музыкальной стороне развития своего ребенка со всей серьезностью, и вы обнаружите, что добились очень многого во всем, что связано с его правильным воспитанием.

7. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.

8. Не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать. Или если и возникают подобные желания, то пение на ваш взгляд, кажется далеко от совершенства, а движения смешны и неуклюжи.

Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

9. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение не желаемого тормоза.

10. Не прикрепляйте вашему ребенку ярлык «немузыкальный», если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить .

Предварительный просмотр:

Дети и музыка: слушать или нет?

Вот в чем загвоздка!

Сегодня мы попробуем разобраться и ответить на крайне непростой, а порою и просто противоречивый вопрос - нужно ли слушать детям музыку, а если нужно, то какую?

Каждый человек понимает, что музыка играет в нашей жизни очень немалую роль. Она помогает человеку и в работе, и в отдыхе, музыка способствует как релаксации, так и стимулирует активную деятельность.

Основными музыкальными характеристиками являются мелодичность и тембр, а также темп и громкость звучания.

Каждая нота имеет свой частотный диапазон. Каждая мелодия, каждая песня - это последовательность звуков определенной частоты. Именно сочетание (набор) определенных частот способен влиять на человеческую психику совершенно по-разному.

Музыка способна вызывать у человека те или иные психические переживания и эмоции. Современная музыка к тому же использует очень большой набор музыкальный инструментов, которые влияют на восприятие человеком музыкального произведения.

Какой должна быть детская музыка?

Теперь мы и подошли непосредственно к вопросу влияния музыки на детей - на воспитание их духовных качеств посредством влияния музыки на детскую психику. Музыка давно проникла во все сферы воспитания и развития детей, а соответственно роль ее трудно переоценить.

Мультфильмы, детское кино, детские театральные спектакли и представления, детские песни - все это просто немыслимо без музыки. Но музыка как любой другой продукт, учитывая ее разнообразие, не может быть одинаково полезна маленькому человечку. И тут возникает справедливый вопрос - какую же музыку детям слушать необходимо, а какая музыка способна навредить? Да, это не ошибка! К сожалению, музыка может навредить! И только вы можете помочь вашему ребенку избежать этого!

Как знакомить детей с музыкой?

Есть несколько простых правил, следуя которым вы обязательно избежите проблем, а соответственно ваш малыш будет в полном порядке.

1. Ставьте детям как можно чаще классическую музыку. Многочисленные эксперименты показали, что под музыку таких композиторов как Моцарт, Вивальди, Бетховен дети успокаиваются, хорошо засыпают!

2 . Отбирайте музыкальные произведения с мелодичным и легким звучанием, без ярко выраженных ударных партий, так как они способны зомбирующе действовать на психику.

3 . Минимум низких частот. Соблюдайте это правило, так как, давно известно, что низкочастотные звуки способны влиять на психическое состояние человека не самым лучшим образом, тем более на психику ребенка.

4 . Не включайте музыку громко! Если пренебречь этим правилом, ребенок может стать нервным, будет плохо спать, капризничать, ухудшится аппетит. Громкий звук травмирует нежную детскую нервную систему, а это может иметь крайне печальные последствия в будущем.

5 . Ни в коем случае не позволяйте ребенку слушать музыку в наушниках! Слуховой аппарат устроен таким образом, что громкий звук наушников воздействует непосредственно на мозг человека, вызывая микросострясения. "Звуковой шок" может иметь неприятные последствия даже для взрослого человека, а для ребенка тем более!

6 . Не ставьте детям тяжелый рок и его разновидности, рейв, транс и клубную музыку - именно она способна нанести непоправимый урон детской психике!!!

7 . Как можно чаще ставьте детям детские песни, пойте их вместе с ними.

8 . При подборе музыкальный произведения для детей нужно учитывать время суток, когда ребенок будет слушать музыку. Если с утра можно ставить детские песни более зажигательные, бодрые и быстрые, то к вечеру настоятельно рекомендуем прослушивать медленные детские песенки и мелодии, постепенно переходя к колыбельным.

9 . Прослушивание музыки у детей до 3-х лет должно занимать не более часа в сутки. После 3-х лет, можно постепенно увеличивать время прослушивания музыкальный произведений. Не забывайте ставить музыку, когда делаете с детьми зарядку или занимаетесь с ними физическими упражнениями.

10 . Ходите с детьми на детские спектакли, в цирк, смотрите мультфильмы и детские фильмы, разучивайте и пойте с ними детские песни.

Музыка в развитии детей

Часто родители задают вопрос о целесообразности своего решения "отдать" ребенка в музыкальную школу . Здесь все зависит, прежде всего, от конкретного ребенка. К сожалению, есть много случаев, когда малыш занимался музыкой не по своей воле, а лишь по настоянию родителей и по окончании музыкальной школы ни разу не подошел к инструменту. Но есть множество и совершенно обратных примеров.

Подчас в возрасте 6-7 лет малыш еще не знает точно, чем он хочет заниматься. Можно попробовать выяснить его предпочтения. Сходите вместе на концерт классической музыки. Дома или по дороге домой обсудите с ребенком, увиденное и услышанное, спросите его, какой инструмент понравился больше всего, на каком бы он хотел научиться играть?

Попробовать увлечь музыкой можно, но если вы увидите, что вашему сыну или дочери перестали приносить радость занятия в музыкальной школе, лучше что-то предпринять.

Еще хотелось бы напомнить всем родителям, что музыка окружает нас в самые разные моменты наши жизни.

Учите малыша слышать ее, обращайте внимание на эмоциональную окраску того или иного произведения, маршируйте с малышом под ритмичную музыку, кружитесь под звуки вальса.

Научите сына или дочь слышать "музыку леса" - журчание ручья, шелест листьев, стрекотание кузнечиков.

Обращая внимание малыша на подобные "мелочи", вы учите его душевной чуткости и пониманию, наполняете его душу и сердце эмоциями.

Предварительный просмотр:

Зачем Вашему ребенку нужна музыка?

Уважаемые родители, сегодня мы вместе с вами попытаемся ответить на вопросы:

1.Зачем нужна музыка Вашему ребенку?

2.Почему музыка необходима детям в раннем возрасте?

3.Зачем надо заниматься всем детям дошкольного возраста музыкой? Что это дает?!

Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка.

Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать - вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой.

Занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка.

В дальнейшем ему легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию.

Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации.

Пение и музыка:

  1. развивают воображение, и способность выражать мысли словами, музыкой, танцами и жестами
  1. приятный способ развития памяти (многократные ненавязчивые повторения );
  1. обогащение словаря ребенка;
  1. развитие способности последовательного изложения фактов, событий, явлений ;
  1. тренировка более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ученика ;
  1. развитие навыка чтения: пение помогает понять ритмический строй языка ;
  1. песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений .
  1. правильное дыхание при пении развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме, что, в свою очередь, дает оздоровительный эффект
  1. пение в группах развивает способность работы в команде.

Музыка дает ребенку ощущение счастья , а также музыка влияет на интенсивность обменных процессов, работу сердечнососудистой системы, на повышение тонуса головного мозга и кровообращения.

Пение помогает в лечении многих хронических заболеваний.

Медики заметили, что пение способствует улучшению состояния больных с заболеваниями позвоночника и суставов. Практика именно группового пения активно внедряется в программу лечения и профилактики заболеваний.

Здоровье и развитие мозга.

Игра на музыкальных инструментах способствует развитию мозга через мелкую моторику пальцев рук, так как на кончиках пальцев сосредоточены нервные окончания всех внутренних органов организма.

Учеными биофизиками отмечено удивительное влияние акустических волн классической музыки на здоровье человека.

Во всем мире с помощью хорового пения успешно лечат детей от заикания, болезней органов дыхания, укрепляют сердечную мышцу.

Хоровое пение является эффективным средством для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

Что дети приобретают через занятия музыкой:

  1. Воспитание характера без риска и травм;
  2. Развитие математических способностей;
  3. Развитие навыков общения;
  4. Развитие структурного мышления;
  5. Развитие эмоциональности и чувственности (только эмоциональные люди не способны на жестокие поступки );
  6. Выявление новых черт характера;
  7. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «Цезарей», умеющих делать много дел сразу.

Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту.

Отсюда вывод: не упускать время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка.

Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции.

А положительные эмоции – это внутреннее благополучие малыша, его душевное и физическое здоровье.

И наша цель : доставлять музыкальными занятиями удовольствие детям и занимаясь с ними музыкой, делать их жизнь лучше и счастливее!