Культурные особенности воспитания. Культура и воспитание. Семья-это очаг культуры

21 педагогических проблем). Гуманистическая позиция признает ребёнка главной ценностью, признает его права, его способности и его права на саморазвитие, признает субъект-субъектные отношения. Поэтому в свете идей гуманизации воспитание является целенаправленным процессом развития человека, который осваивает культуру в определенных социально- экономических условиях. Поэтому ребёнок выступает как объект и субъект культуры. Воспитание в своем широком смысле охватывает не только прикладную часть воспитания, но и связано с обучением, которое дает знания о ценностях мира, ведет к возникновению личностного субъективного смысла деятельности ребёнка. Поэтому здесь говорят о "воспитывающем обучении" и "обучающем воспитании", так как источники воспитания находятся в окружающем мире и в самом человеке. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ: - воспитание детерминировано культурой общества; - воспитание и обучение - это два взаимосвязанных, взаимопроникающих, взаимозависимых процессов с главенствующей ролью воспитания; - эффективность воспитания зависит от активности самого человека, от того насколько он включен в самовоспитание; - эффективность и результативность воспитание зависят от гармоничных связей всех его структурных элементов: целей, содержание, методов, форм, средств ребёнка и самого педагога. 2. Сущность гуманистического воспитания. Воспитание- это элемент культуры, имеет все признаки национальной культуры, поэтому культура общества является первым источником воспитания. Вторым источник воспитания выступает культура каждой отдельной личности. Третий источник - это способность человека к саморазвитию. Возможности развития человека заложены природой. Развитие психики человека происходит на основе физиологического развития (если мозг не развивается, то и мышление стоит на месте), средством развития и условиями являются социальные отношения в обществе (стихийный фактор) и целенаправленные воздействия (воспитание), которые либо ускоряют, либо замедляют развитие личности в течение всей жизни. Саморазвитие человека зависти от его потребностей и мотивации, поэтому воспитание должно обеспечивать положительные мотивы в преодолении нарастающих трудностей. Положительная « Я - концепция личности», положительная мотивация, самооценка - все это является основой целенаправленного самовоспитания. В процессе воспитания человек овладевает культурой общества, её духовными ценностями. Внешняя социальная деятельность переходит во внутреннюю структуру личности, этот процесс называется интериоризацией. 22 Противоположный процесс перехода внутренней психической деятельности во внешнее поведение человека, называется экстериоризацией. Эти два процесса образуют познавательную деятельность человека. Поэтому ребенок не только усваивает культуру, но и обогащает её. Воспитание творит культуру личности. В детском возрасте формируется базовая культура личности, которые включают в себя элементы тех отношений, в которые вступает человек в процессе жизни. Эта культура знаний, способов деятельности, чувств, ценностей и идеалов, творческих действий и т.д. Состав культуры. Базовая культура личности создается под действием различных видов воспитания: - нравственного воспитания; - эстетического; - умственного; - физического; - трудового. Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Образованность человека является неотъемлемой частью его базовой культуры, а система педагогических знаний, технологий, воззрений, традиций образует педагогическую культуру нации. Ядром культуры личности является её духовность. Это духовное развитие связано с интеллектуальным и эмоциональным развитием, где отражаются нравственные и общечеловеческие ценности. Гуманизация учебно-воспитательного процесса в школе - связана с созданием условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребёнка; это задача всего педагогического коллектива, которая зависит от педагогического мышления учителя, его овладения гуманистическими методиками и технологиями учебно- воспитательного процесса, которые должны вовлекать детей в процессы саморазвития, самовоспитания и самореализации. Требования к уровню развития духовно-нравственной, познавательной, коммуникативной, эстетической, трудовой, физической сторон культуры личности младшего школьника, представлены в таблице: 23 Базовыми компонентами воспитания являются (по Е.В. Бондаревской): 1) Воспитание свободной личности (высокий уровень самосознания; гражданственность; чувство собственного достоинства, самоуважения; самодисциплина, честность, ориентирование в духовных ценностях жизни; самостоятельность в принятии решения и ответственность; свободный выбор содержания жизнедеятельности); 2) Воспитание гуманной личности (милосердие, доброта; способность к состраданию, сопереживанию, альтруизм; терпимость, доброжелательность, скромность, готовность оказывать помощь близким и дальним; стремление к миру, добрососедству, понимание ценности человеческой жизни); 3) Воспитание духовной личности (потребность в познании и самопознании, в красоте, в рефлексии, общении, поиске смысла жизни; автономия внутреннего мира, целостность); 4) Воспитание творческой личности (развитые способности; потребность в преобразующей деятельности; знания, умения, навыки, развитый интеллект; интуиция; жизнетворчество); 24 5) Воспитание практичной личности (знание основ экономики; трудолюбие, хозяйственность; компьютерная грамотность; владение языками мира; знание народных, религиозных обычаев; здоровый образ жизни, физическая закалка; эстетический вкус, хорошие минеры; обустройство дома, обеспечение благосостояния семьи). ЛЕКЦИЯ № 7. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК СИСТЕМА. ПЛАН: 1. Воспитательный процесс, цель и сущность. 2. Структурные элементы воспитания. 3. Воспитательная технология. 1. Воспитательный процесс, цель и сущность. Объектом в педагогической науке является воспитание как реальная действительность. Воспитание осуществляется в рамках педагогической системы. Педагогическая система - это теоретическая модель воспитания с элементами: 1. цель; 2. содержание; 3. формы, методы, средства; 4. воспитанник; 5. воспитатель. В педагогической системе объектами научного исследования выступают: 1. Образовательная система страны, региона, области, деятельность любого учебно-воспитательного учреждения. 2. Отдельные формы обучения и воспитания, деятельность любого учителя или ученика. ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ - она дается обществом и государством. В этой цели представлено наиболее полное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ - это совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению их в индивидуальный мир личности; содержание воспитания - это культура общества, которая становиться культурой личности: - внутренней (духовной); - внешней (культура общения, поведения, внешнего вида); - способностями человека, его самоопределением, саморазвитием и самореализации). 25 ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ – это внешнее выражение процесса воспитания. По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы воспитания делятся на: - массовые формы; - кружковая – групповая (коллективная); - индивидуальная. СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ – это, то с помощью чего осуществляется воспитание, то есть полный набор явлений и объектов окружающего мира (для достижения духовной и материальной культуры своего народа и народов мира). Средствами воспитания выступают различные виды деятельности (игра, учеба, труд, общение), а также ведущий тип деятельности в каждом возрастном этапе, различные артефакты (технические средства обучения, инвентарь, книги и так далее). В нашей гуманистической педагогике главным принципом является любовь и уважение к ребёнку как к активному субъекту воспитания и развития. В багаже воспитания имеется большое разнообразие методов воспитания, то есть содержание воспитания состоит из методов воспитания. МЕТОД - путь, средство достижения цели. Каждый метод состоит из приемов. В каждом учебнике дается своя классификация принципов, методов, средств и форм воспитания. Н.И. Болдырев и Н.К. Гончаров выделяют 3 группы методов воспитания: - методы убеждений; - методы упражнений; - методы поощрения и наказания. В.М. Коротов и Б.Т. Лихачев выделил 3 группы методов воспитания: - организация деятельности коллектива; - методы убеждения; - методы стимулирования. Т.А. Ильина, В.П. Огородников называют 3 группы методов воспитания: - методы убеждения (разъяснения, убеждения, требования, дискуссии); - методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование); - методы стимулирования поведения (оценка, похвала, поощрение, наказание). Г.И. Щукина также выделяет 3 группы методов воспитания: - методы воздействия на сознание, чувства и волю (беседа, пример, убеждения); - методы организации опыта общественного поведения (требования, упражнения, общественное мнение, приучение, поручение, создание воспитательной ситуации); - методы регулирования, коррекции и стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, оценка и наказание). 26 В.А. Сластенин выделил 4 группы методов воспитания: - методы формирования сознания личности; - методы организации деятельности, общения, опыта общественного поведения; - методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения; - методы контроля, самоконтроля, самооценки. Новое время вызвало к жизни новые методы воспитания: - мозговой штурм; - импровизация; - открытый диалог; - коллективная оценка и самооценка; - анализ, самоанализ и так далее. 2. Структурные элементы воспитания. ВОСПИТАНИЕ - это целенаправленный процесс развития личности, представляет собой систему взаимосвязанных элементов, на выбор которых влияет личность воспитанников. Именно ребёнок является первопричиной определения целей, содержания, форм, методов и средств воспитания. При этом воспитание может иметь самые различные результаты (например, два близнеца в семье). Ребёнок может также выпасть из процесса воспитания. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - это целостный учебно- воспитательный процесс, который характеризуется совместной деятельностью учителя и учащихся при помощи содержания воспитания и методов его освоения. В этом процессе должны быть установлены субъект- субъектные отношения на основе педагогики сотрудничества. В традиционной педагогике существует условное разделение учебного и воспитательного процесса, где создаются условия для самореализации педагогов и воспитанников. В гуманистической педагогике существуют ориентация школьников на самовоспитания, самообразование, саморазвитие, самореализацию. В основе этой цели лежит личностно-ориентированное образование. Здесь воспитанник признается полноправным партнером в условиях педагогики сотрудничества. Данный подход реализуется гуманистической педагогикой. Гуманизация учебно-воспитательного процесса в школе требует следующих условий: - безоговорочное принятие ребенка; - устойчиво положительное отношение к нему; - проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом ребенке; - осознание и признание права личности быть не похожим на других; - предоставлять право на свободу выбора; -оценка не личности ребёнка, а его поступков; - владение способности чувствовать каждого ребёнка (эмпатия); - смотреть на проблему глазами конкретного ребёнка и с его позиций; 27 - учитывать индивидуальные психические и личностные особенности ребёнка (тип нервной деятельности, темперамент, мышление, направленность и др.). Мастерство педагога состоит в том, чтобы грамотно анализировать любую педагогическую ситуацию и решать возникающие педагогические задачи с учётом главной цели воспитания. При этом педагог должен владеть технологией воспитательного процесса (технология воспитания включает в себя последовательность методов, средств, форм, организации воспитания). 2. Воспитательная технология. Педагогическая технология – это система действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса. Принято выделять технологии обучения и технологии воспитания. Впервые идею технологизации воспитания выдвинул А.С. Макаренко. Он был противником стихийности воспитания и предложил «технику создания нового человека». Воспитательная технология - совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Иными словами, воспитательная технология описывает систему методов и приемов, направленных на решение типовых педагогических задач (технология коллективного планирования, технология педагогической диагностики, технология установления контакта со школьниками и проч.). Для создания и реализации воспитательной технологии может использоваться обобщенная схема алгоритма функционирования. Она охватывает несколько этапов воспитания: ориентировки (формирования представления о воспитательных целях); исполнения (реализации методов, приемов и средств воспитания в предусмотренной последовательности), контроля и корректировки. В каждой воспитательной технологии также используется алгоритм управления, который представляет собой систему правил слежения, контроля и коррекции ее функционирования для достижения поставленной цели. Для достижения каждой из обозначенных целей воспитания применяется строго определенный алгоритм управления воспитательной деятельностью педагогов. Это позволяет не только оценивать успешность процесса воспитания, но и заранее проектировать процессы с заданной эффективностью. Отдельной задачей формирования воспитательной технологии выступает отбор и оптимальный выбор методов, приемов и средств воспитательного взаимодействия. Именно они определяют специфику каждой из них и должны отражать существующие условия педагогической деятельности, личностные особенности педагога и его педагогический опыт. Наиболее ответственной задачей воспитательной технологии является вопрос описания и диагностики личностных качеств человека. В этих целях 28 на всех стадиях воспитательного процесса может использоваться избранная концепция психологической структуры личности (например, психические процессы, образования и свойства). Но сами качества необходимо интерпретировать в соответствующих диагностических понятиях, которые должны соответствовать ряду условий. Наиболее важными из них являются однозначная определенность, обеспечивающая четкую дифференциацию (обособление) конкретного качества от других; наличие соответствующего инструментария для выявления оцениваемого качества в процессе диагностики; возможности определения различных уровней сформированности и качества по достоверной шкале личностных измерений. В настоящее время выделяют следующие технологии воспитания: технологию организации коллективных творческих дел (КТД), игровую технологию (организация длительных педагогических игр); технологию групповых форм работы (философические, психологические, этические занятия, разработанные Н.Е. Щурковой), суггестотехнологию. Технологии воспитания классифицируют: 1. По философской основе: - материалистические; - прагматические; - гуманистические; - антропософские. 2. По научной концепции: - поведенческие; - деятельностные; - интериоризаторские, - нейролингвистического программирования. 3. По категории объекта: - индивидуальные; - групповые; - коллективные; - массовые. Признаки воспитательных технологий: технология разрабатывается на конкретный педагогический замысел и в основе ее лежит определенная методологическая позиция автора; технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата; технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся с учетом принципа индивидуализации и дифференциации, диалогического общения; элементы педагогической технологии должны гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками; органической частью педагогических технологий являются диагностические процедуры. 29 Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты: Диагностирование, Целеполагание, Проектирование, Конструирование, Организационно – деятельностный компонент, Контрольно – управленческий компонент. ЛЕКЦИЯ 8. КОЛЛЕКТИВ И ЛИЧНОСТЬ. ПЛАН: 1. Понятие о коллективе. 2. Структура детского коллектива. 3. Стадии развития коллектива. 4. Принципы развития коллектива. 5. Развитие личности в коллективе. 6. Методика воспитательной работы. 1. Понятие о коллективе. Коллектив - это организационная форма объединения людей на основе определенной общественно значимой деятельности, является сложным социальным образованием, живым социальным организмом. Признаки коллектива (по А.С.Макаренко): а) совместная устремленность к социально значимым целям деятельности; б) совместная деятельность членов коллектива; в) отношения взаимной ответственности между членами коллектива; г) организация органов самоуправления; д) коллектив - часть общества, связан с другими коллективами. 30 В коллективе должен быть руководитель, должны быть определенные обязанности у каждого члена коллектива. Главным признаком коллектива является налаженность, прочность и действенность деловых отношений, а также ответственная зависимость между людьми. В коллективе устанавливаются различные отношения: - деловые, официальные (контроль, взаимная ответственность, взаимозависимость); - неофициальные (заинтересованность, внимание); - межличностные (любовь, симпатия, интерес, неприязнь). 2. Структура детского коллектива. Существует формальная и неформальная структуры коллектива. Формальная структура составляет первичные коллективы (классы) с общими интересами и совместной деятельностью. Любой школьник может являться одновременно членом разных коллективов. Неформальная структура объединений создается по интересам на основе общения, дружбы и т.д. Таких неформальных объединений в коллективе может быть несколько, и их положение там различно (одна группа может быть лидером в определенном виде деятельности, другая - в другом). Эти группы не устойчивы по своему составу, могут распадаться: отдельные члены коллектива могут выходить или включаться в любую понравившуюся группу, также быть членом нескольких микрогрупп. В начальных классах встречаются дети, которые не входят ни в одну из микрогрупп. Учителю необходимо выявить причины отторжения ребенка от детей и помочь ему включиться в одну из микрогрупп. 3. Стадии развития коллектива. Динамика развития ученического коллектива (этапы) по А.С.Макаренко Коллектив формируется через ряд этапов, или стадий (А.С. Макаренко). Весь этот процесс зависит от степени участия учителя в предъявлении

Какими качествами он должен обладать? Над ответами на эти вопросы размышляет Б.М. Бим-Бад в своем тексте. В нем автор поднимает социально значимую проблему воспитания культуры человека.

Писатель, рассуждая по данной теме, обращается к своим личным наблюдениям. Автор считает, что каждому из нас важно «обладать благородной русской душой, полной лучших качеств». Ведь только человек, великодушный, мужественный, добрый, милосердный, способен добиться поставленных целей и проявить себя как культурная личность.

Педагог призывает читателей избавиться «от дурных манер и наклонностей», потому что они препятствуют саморазвитию, мешают самовыражению. Воспитание, основанное на нравственных принципах, позволит людям добиться значительных успехов в жизни.

Нельзя не согласиться с точкой зрения писателя, потому что культура человека, его воспитание, являются главными показателями личностных качеств каждого, в соответствии с которыми люди ведут себя в обществе.

Тема воспитания неоднократно привлекала внимание многих писателей. Так, известный публицист Д.

Лихачев в одной из своих статей цикла «Письма о добром и прекрасном» призывает читателей быть великодушными и благородными. Автор отмечает важное правило, регулирующее поведение людей в обществе, - необходимость уважительного отношения к окружающим. Воспитанный человек, по мнению писателя, не способен совершать дурные поступки, поэтому нужно всем нам обращать внимание на свое культурное развитие.

Ярким примером воспитания душевных качеств человека может служить героиня романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н. Толстого - Наташа Ростова. Девушка воспитывалась в атмосфере любви и взаимопонимания, что позволило ей стать отзывчивой, искренней, честной и бескорыстной. Широта ее души проявилась в сложной ситуации с подводами для раненых, когда девушка проявила настойчивость и уговорила родителей оставить свое имущество. Ростова является примером человека благородного воспитания, с четкими нравственными ориентирами.

Таким образом, важно воспитывать в человеке культуру мышления и поведения, что обеспечит путь к успеху в жизни.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-06-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Иногда, находясь в общественных местах, мы видим детей, которые, не обращая внимания на окружающих, делают то, что им хочется. Это не говорит о их некультурности и отсутствии стыда. Просто они еще не усвоили для себя границы дозволенного и недозволенного.

Усвоение «правильного поведения» начинается в раннем возрасте и становится более осознанным к 6 - 7 годам, но это происходит при условии, что родители с пеленок устанавливают для своего ребенка нормы поведения, сознательно учат малыша пользоваться вежливыми словами и вести себя культурно.

Ребенок развивается постепенно. Поэтому каждому возрасту соответствуют свои требования в обучении навыкам культурного поведения.

Примерно к двум годам ребенок может произнести «здравствуй» и «спасибо». Лексикон трехлетнего ребенка уже должен содержать слова «пожалуйста», «извини», до свидания». Кроме того, малыш должен знать, когда применяются эти слова, и уметь правильно их употребить.

После 4 лет ребенок будет пытаться оценить поведение других с точки зрения усвоенных им этических норм. Например, когда кто-то поступил не лучшим образом, ребенок может спросить у родителей: правильно ли он осудил это поведение? И если взрослый подтвердит его правоту, то следование этой норме будет закрепляться в поведении ребенка.

К 6 - 7 годам ему будет важно, что подумают о нем окружающие, поэтому он будет стараться произвести хорошее впечатление, осознанно применяя усвоенные нормы вежливости.

Как же помочь крохе разобраться в многообразии правил взрослого мира и усвоить нормы поведения? Как сделать это наиболее эффективно?

Прежде всего нужно помнить, что правилам вежливости и культуры, которые приняты в обществе, необходимо обучать малыша, начиная с самого детства, буквально с младенчества. Ребенок быстро их усвоит, если будет видеть, что так общаются между собой и с ним его родные.

В игре с любимыми игрушками используйте вежливые слова и показывайте малышу, как надо разговаривать.

Важно привить ребенку уважение к людям, понимание разницы в общении со сверстниками и теми, кто старше. Научите своего ребенка вежливому обращению к старшим. Постарайтесь научить ребенка высушивать других до конца. Объясните малышу, что нельзя перебивать разговор старших. Если в транспорт зашел пожилой человек, уступите место и объясните, что пожилых людей необходимо уважать, к тому же все люди становятся старенькими и им тоже когда-то будут уступать место. Обратите внимание своего ребенка на то, что в гостях без разрешения ничего нельзя трогать и надо спрашивать у хозяев дома, если ему хочется посмотреть какую-то вещь. Посоветуйте ребенку обращаться за «подсказкой» к родителям, когда он оказывается в затруднительном положении и не знает, как себя вести в какой-то ситуации.

Обучая ребенка вежливости, вы должны быть последовательны. Когда поведение ребенка то осуждается, то «спускается на тормозах», у него не формируется четкой границы дозволенного. Обязательно отмечайте похвалой те случаи, когда он поступил правильно. Если вы считаете нужным сделать ребенку замечание незамедлительно, то никогда не отчитывайте ребенка на людях. Дети к этому чрезвычайно чувствительны. Отведите малыша в сторону и все объясните.

Для того, чтобы ребенку было легче усвоить понятия «хорошо» и «плохо», почаще играйте с ним в сюжетные игры. Игра — это один из лучших способов показать малышу эффективные способы общения и разрешения различных проблем.

Читайте ребенку сказки, в которых подчеркивается ценность вежливости. Например, у Ш. Перро есть замечательная сказка про двух сестер, одна из которых была вежливой, а вторая грубой. Можно придумать сказку или историю специально, чтобы проиллюстрировать ту или иную форму вежливого поведения. Эти сказки должны быть простые и достаточно короткие. Важно, чтобы в истории были не только отрицательные проявления, но и правильные поступки, одобряемые ребенком, и он научится оценивать, что хорошо, а что плохо.

Также тему культурного поведения можно рассмотреть в мультфильмах и в детских фильмах. Обсуждайте с ребенком сказочных и мультипликационных героев, обращая его внимание на этические моменты.

Не забывайте о том, что пример родителей является одной из главных направляющих. Учтите, что ребенок как губка впитывает в себя то, как ведут себя его родители в повседневной жизни. Показывайте малышу на собственном примере хорошие манеры: в поведении за столом, в гостях, в кинотеатре, в кафе, в отношениях с родственниками и посторонними. Прививая своему ребенку с детства правила хорошего тона, вы окажете ему неоценимую услугу, тем самым сформировав его характер, заложив в него правильные ценности и научив располагать к себе окружающих.

Понятие "культура" имеет массу определений. Чаще всего мы понимаем под этим словом определенные нормы поведения, принятые в обществе, и систему мировоззрения того или иного народа. Культурное воспитание детей приобщает их к тем ценностям, которые накопило человечество за тысячи лет цивилизации.

Воспитание культуры у детей и подростков

Культурный ребенок – предмет мечтаний каждого родителя. Действительно, что может быть лучше, чем малыш, умеющий вести себя в обществе, соблюдающий все принятые нормы вежливости в общении, владеющий правильной речью. Воспитание культуры у детей и подростков – это задача семьи. Детский сад и школа играют только второстепенную роль. Поведение ребенка строится на подражании, а образцом обычно являются родители. Чем выше культурный уровень у мамы и папы, тем большего можно ожидать и от ребенка.

Главная цель воспитания культуры у детей – это развитие уважения к себе и окружающим. Уже на первом году жизни малыш знакомится с взаимоотношениями членов семьи. Важно ежедневно демонстрировать правильные примеры для подражания. Как проявляется уважение к окружающим на бытовом уровне? Чему надо учить ребенка? Во-первых, всячески показывайте, что чужое мнение имеет значение, что каждого надо пытаться выслушать и понять даже в непростых ситуациях. Во-вторых, приучите малыша ценить чужой труд. В-третьих, проявляйте взаимную вежливость. Спокойная приветливая речь в кругу семьи учит ребенка правильному общению с окружающими.

Воспитание культуры у детей включает и знакомство с этикетом. Соблюдение правил этикета помогает избежать неловких ситуаций в дальнейшем. Азы может освоить даже дошкольник. Здороваться при встрече, употреблять слова вежливости ("спасибо", "пожалуйста"), не перебивать собеседника, использовать приветливую улыбку легко обучится любой малыш 4-6 лет.

Воспитание культуры у детей проходит по-разному в разных странах. Нормы поведения могут сильно отличаться, из-за этого существует так много отличий. Но всегда прослеживается и общая черта всех культурных систем – искрение взаимоуважение членов общества. Именно эту основу культуры необходимо воспитывать у детей.

Культурное воспитание детей

Культура как мировоззрение, как накопленные обществом духовные ценности тоже необходима ребенку. Гармоничная личность всегда ориентируется на вечные ценности, а не на сиюминутные увлечения и желания. Культурное воспитание детей приобщает их к прекрасному, дает нравственные ориентиры. Родители должны демонстрировать приверженность вечным ценностям. Не стоит обманывать ребенка, тем более что это трудновыполнимо. Если для родителей на первом месте стоят материальные блага и эгоистические потребности, то и у детей такие ценности будут наиважнейшими. Лучше пытаться изменится в хорошую сторону, чтобы дать ребенку правильный взгляд на жизнь.

Воспитание культуры у детей раньше было невозможно без религии. В настоящее время многие придерживаются атеистических взглядов. Исследования демонстрируют, что нравственность и мораль не зависит от веры в высшие силы. Однако культурное воспитание детей в рамках традиционных религиозных мировоззрений является прочным фундаментом для развития цельной личности.

Воспитание детей искусством

Искусство является неотъемлемой частью человеческого общества. Культурное наследие каждого народа огромно. Дети особенно чувствительны к искусству. Многие мамы начинают приобщать малыша к поэзии, классической музыке еще во время беременности. Воспитание детей искусством имеет большой успех. Однажды увидев красоту в произведениях, малыш начинает видеть прекрасное в окружающем мире.

Исходно ребенок не умеет выбирать достойные произведения искусства. Чтобы привить хороший вкус ребенку, уделите ему максимум внимания. Воспитание детей искусством подразумевает не только совместный просмотр фильмов, картин, чтение книг , походы в театр и филармонию, поездки к памятникам архитектуры. Важным моментом является обсуждение произведений с родителями и другими взрослыми.

Такие важнейшие понятия, как «культурный человек», «культура личности» на сегодняшний день, практически, не разработаны в научной литературе. Причина – в многообразии подходов к определению сущности понятия «культура». В зависимости от того, какой смысл мы вкладываем в это понятие, меняется и содержание понятия «культура личности».

На сегодняшний день существует не менее 1 000 определений понятия «культура».

Слово «культура» есть почти во всех языках народов мира. Оно означает возделывание, изменение, улучшение, производимое человеком в процессе целесообразной деятельности. В культуре сочетаются традиции и новаторство, устойчивость и изменчивость, образующие непрерывный процесс исторической преемственности, сохранения культурного наследия и творческого обновления. В культуре действуют творческие союзы и ассоциации, многочисленные социальные институты, музеи и библиотеки, учреждения культуры и организации досуга, способствующие развитию культуры.

Главное назначение культуры – постоянно содействовать духовному развитию человека, всемерному раскрытию его талантов, дарований и способностей.

По словам А.И. Кравченко, в повседневной жизни понятие культуры употребляется «как минимум в трех значениях. Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей). Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодежи, культура рабочего класса и др.). В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений («культурный человек» в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство»). Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры».

С.В. Константинова полагает, что «самой простой и в то же время всеобъемлющей является следующая дефиниция (определение): «Культура» - это все, созданное человеком, - ибо животные не имеют культуры. Культура – продукт исключительно человеческой деятельности».

По мнению С.Н.Жарова, «Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура – это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе».

Американский социолог Нейл Смелзер говорит: «Культура – это набор ценностей, представлений о мире и кодов поведения, общих для людей одного стиля жизни».

Английским этнографом Э.Тейлором было дано следующее определение: «Культура - это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества».

Наиболее интересное определение культуры, на наш взгляд, дает В.А.Мамедова: «Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определенной группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы».

Понятие «человек» отражает и биологические, и социальные свойства индивида. Понятие «личность» отражает только социальные свойства и качества человека, которые сформировались в процессе его общественной жизни.

Личность, по мнению Леонтьева, – это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, сформирование которой происходит в онтогенезе.

Личность, есть основной носитель культуры. Все более крупные культурные объединения (культура общества, нации, региона и т.п.) являются производными от культуры личности.

При определении культуры личности Г.Н. Оботурова выделяет следующее: «профессиональная ценность как полное творческое овладение своей деятельностью, этическая - осознанное следование принципам и нормам поведения, мировоззренческая - социально-политический, философский, экономический стиль мышления, эстетическая - ориентация на лучшие подлинно художественные ценности, физическая - осознанно здоровый образ жизни».

А.Б.Есин утверждает, что «Хотя основной субъект культуры – это личность, но формирование культурного сознания происходит в обществе под влиянием социальных (в широком смысле) факторов».

«Человек как социальное существо развивается по законам природы и воспитывается с учетом потребностей определенной социальной среды, общества, индивида (К. Магер, X. Мискес, М.А. Галагузова, А.В Мудрик, Б.Т. Лихачев и др.)».

Культура личности не только результат воздействия культуры общества, но и источник ее развития. Именно на уровне индивидуальной культуры осуществляется рождение новых идей, взглядов, подходов, ценностных представлений и норм. И лишь получив определенное закрепление (материализацию в той или иной форме) и распространение в обществе, это новое становится достоянием культуры общества. В этом постоянном противоречии, основанном на несовпадении культуры личности и общества, и заложен источник движения и развития культуры.

Культура личности в системе той или иной общественной группы складывается в значительной мере стихийно: человек с детства подражает старшим, приучается выполнять определенные правила поведения, усваивает основополагающие для данной культуры понятия; т.е. обретает ту ценностную систему, которая характерна для культуры данного социума. Этот процесс обеспечивает воспроизводство той или иной культуры, ее преемственность: так на протяжении веков складывалась, например, культура русского дворянского офицерства, культура русского крестьянства, и шире – русская культура в целом. Но для того чтобы личность овладела культурой, необходимо достаточно последовательное воздействие на нее с самого раннего возраста. И здесь мы встречаемся с одним из важнейших феноменов культуры – с институтом воспитания.

В разных социокультурных ситуациях процесс воспитания приобретает разные формы. Например, для стихийного складывания культуры характерно и стихийное воспитание: личность формируют не столько систематическим и рассчитанным воздействием, сколько конкретным примером, теми или иными замечаниями по разным поводам (например, учат снимать шапку, входя в церковь, или не перебивать старших, или без напоминаний выполнять свои обязанности по хозяйству и т.п.). Семья, как социокультурная среда, оказывает значительное воздействие на будущий социокультурный мир ребенка. Слушая разговоры старших (в которых обязательно сказывается и проявляется ценностная система, свойственная данной культуре), ребенок также обретает необходимые элементы культуры, и прежде всего ее основу – эмоционально-ценностную ориентацию. Разумеется, такое воспитание нельзя назвать совершенно бессознательным, ведь всякий воспитывающий так или иначе держит в уме тот набор культурно-психологических свойств, которые он хочет видеть в воспитаннике, но и вполне системным и целенаправленным его тоже не назовешь.

Вообще в литературе очень много примеров подобного воспитания: у того же Пушкина это и семейство Лариных, и Евгений Онегин; у Гоголя – Чичиков, Манилов; у Тургенева – Рудин; у Гончарова – Обломов и т.п.

В социально-педагогическом плане исключительно важным фактором в качестве среды воспитания является «улица», существенно влияющая на формирующуюся личность.

Однако в обществе существует и система направленного формирования культуры и управления ею. Здесь проявляется воспитание второго рода: сознательное и направленное воздействие на отдельную личность и общество в целом, формирование ценностной системы и управление культурой.