План-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) на тему: "Ковёр из осенних листьев". Аппликация осенний ковер: пошаговая инструкция и сюжеты для различных возрастных групп, конспект урока

Аппликация - отличный способ занять ребенка, направить его энергию в правильно русло, а также научить его новому и интересному. К тому же, делая аппликации, ребенок развивает мелкую моторику рук, учит различать цвета и формы, работать с бумагой и другими материалами. Именно поэтому в детских садах так популярны аппликации. А осенние темы дают широкий простор для фантазии, можно делать поделки из овощей и фруктов, из листьев, из любых подручных материалов, например, можно изготовить с малышами даже 2 класса аппликацию «Осенний ковер».

В данном мастер-классе представлены варианты поделок из листьев, из цветной бумаги, с которыми справятся детки в средней группе, старшей и в подготовительной группах.

Поделка из листьев

Осенью найти опавшие листья - привычное дело, стоит лишь взглянуть под ноги. Здесь можно увидеть листья различных деревьев: и клен, и дуб, и береза, и тополь. Все они расстилаются перед нами пестрым ковром. Аппликация «осенний ковер» из листьев для работы в старшей группе очень проста в своем исполнении.

Для ее изготовления нам потребуется лист картона для основания, листья различных деревьев и клей.

Выполняется такая аппликация следующим образом: детишкам предлагается сначала расположить листья на картоне так, чтобы между ними практически не оставалось свободного места. После того как листочки будут расположены, их необходимо приклеить к картону с помощью клея.

Оставшиеся пустые места можно украсить с помощью бусин, цветов или бисера, как видно на картинке.

Из цветной бумаги

Прежде чем приступить к изготовлению аппликации, сначала дети должны научиться вырезать листья из цветной бумаги. Для этого нужно показать им заранее приготовленные листья разных деревьев для наглядного примера, а также объяснить, что все листья неоднообразны.

Для изготовления аппликации из бумаги нам потребуется цветная бумага, картон для основания квадратной формы и клей-карандаш.

Бумагу подбираем осенних цветов. Это могут быть красный, оранжевый, желтый, бордовый, темно зеленый и так далее. Вырезаем из выбранной бумаги квадраты.

Размеры квадратиков зависят от размера взятого вами картона-основания. Необходимо, чтобы на картоне разместились от 9 до 16 квадратиков. Приклеиваем их к картону.

Для того чтобы вырезать листочки нужных нам форм, будем использовать шаблоны. Берем цветную бумагу для листиков, складываем вдвое, прикладываем шаблон, обводим по контуру и вырезаем. Таким образом, у нас получается листочек.

Вырезаем столько разных листочков, сколько квадратиков мы приклеили на картон, затем приклеиваем вырезанные листочки каждый в свой квадратик.

Важно помнить о том, чтобы цвета листочков и фона не сливались.

И последний штрих — рисуем фломастером прожилки на листьях. И наш осенний ковер готов!

Также можно выполнить аппликацию «Осенний ковер из бумаги» следующим образом.

Сначала предложите ребенку самому найти разные по форме и цвету листья на улице. После этого дома обведите листочки по контуру на цветной бумаге, вырежьте и наклейте на белый лист бумаги или картона в таком порядке, в котором хочется ребенку.

Так же, как и в первом варианте этой аппликации из бумаги, нужно объяснить ребенку, что листья имеют разную форму и смотрятся красиво, когда лежат ровным аккуратным ковром, поэтому приклеивать их к основанию нужно не хаотично, а найти для каждого листочка свое место. Листья можно класть друг на друга, рядом друг с другом или же оставлять свободное место для последующего декора.


Таким образом, у нас получились своеобразные конспекты занятий с детьми дошкольного возраста по аппликации. Задачами этих занятий являются развитие у ребенка интереса к декоративной аппликации, обучение детей выбирать нужные листочки в соответствии с образцом, чередовать их по цвету и форме, закрепить уже приобретенные умения подбора и приклеивания сухих листьев, а также развивать у детей творческие способности и воображение.

Итогом такого занятия становятся красивые аппликации, сделанные ручками деток, которыми можно украсить группу, дом или преподнести в качестве подарка родителям, близким или воспитателям и учителям.

План – конспект

по аппликации «Осенний ковер»

в старшей группе

(Совместная работа двух детей)

Разработал

воспитатель ГКОУ для детей – сирот

С.И. Петрова

Изобразительная деятельность

(Аппликация: «Осенний ковер». Совместная работа двух детей)

И.О.О.: «Художественно – эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

ОО «Художественно – эстетическое развитие»

1. Учить детей украшать узором из осенних ягод и листьев ковер прямоугольной формы;

2. Учить располагать части узора по углам и в середине прямоугольника, узор в центре составлять в соответствии с формой изделия (вытянутая), осознанно подбирать цвет для элементов узора, принимать во внимание и цвет ковра;

3. Закреплять приемы парного вырезывания.

ОО «Социально - коммуникативное развитие»

1. Воспитывать умение вдвоем выполнять общую работу.

ОО «Физическое развитие»

1. Развивать мелкую моторику.

Методы и приемы:

Наглядные: рассматривание картины с изображением осеннего пейзажа.

Словесные: пояснения, вопросы, ответы детей, поощрения.

Практические: упражнения разного характера.

Материалы и оборудование: сюжетная картинка с изображением яркого осеннего пейзажа, прямоугольник из бархатной бумаги, части ковра (листья, ягоды) и готовый узор для середины коврика, приклеенные с обратной стороны фланелью, полоска бумаги для показа вырезывания листьев с острым кончиком, ножницы.

У детей на двоих прямоугольный лист бумаги зеленого, коричневого, оранжевого или желтого цвета, набор полосок для листьев 3+20см и ягод 2+8 см разного цвета, среди которых одна – две не соответствуют по цвету осенней гамме (синие, серые, черные), ножницы, клей, кисточки, салфетки.

Логика образовательной деятельности

I ч. Оргмомент

Вос-ль вывешивает на доску картину с изображением осеннего пейзажа и рассказывает детям о том, что так выглядел лес в середине осени. Задает вопросы:

«Почему этот период осени называют «золотым»?» , «Почему?».

Убирает картину.

Дети рассматривают картину, любуются.

Отвечают на вопросы.

Повышается мотивация к содержанию НОД, к совместной деятельности.

II ч. Приглашение к деятельности

Сообщает о том, что сегодня они станут украшать узором осенний ковер. Объясняет, что узор для него нужно составить из осенних листьев и ягод разных кустарников.

Принимают информацию.

Пополняется опыт воспринимать информацию.

III ч. Помощь в реализации деятельности.

Задает вопросы: «Какого цвета листья вы будете вырезать для осеннего ковра?». Пред-ет подумать, прежде чем выбрать бумагу для листьев, посмотреть на цвет ковра. Листья надо вырезать такого цвета, чтобы они были хорошо заметны на ковре.

Пред-ет вспомнить, что нужно сделать, чтобы вырезать сразу несколько одинаковых частей.

Показывает, как сложить длинную полоску пополам и еще раз пополам. Из этого прямоугольника нужно вырезать лист с острым кончиком.

Пред-ет рассказать, как вырезать из короткой полоски сразу четыре ягодки.

Затем разъясняет о размещении узора на прямоугольном коврике.

Помещает на доску прямоугольный лист бархатной бумаги и прикладывает два листика и несколько ягод.

Вызывает одного ребенка и просит дальше по образцу украсить ковер.

Объясняет, что ковер можно еще украсить по середине и, чтобы узор подходил для прямоугольного ковра, середину украсим вытянутым узором.

Объясняет детям, что они по двое будут украшать один ковер. Дает время детям договариваться и распределять работу.

Убирает готовый образец.

Отвечают на вопросы.

Учатся думать.

Принимают информацию.

Рассказывают о парном вырезывании.

Слушают и наблюдают.

Рассказывают.

Слушают и наблюдают.

Один ребенок у доски выполняет узор.

Наблюдают и слушают.

Дети договариваются между собой о распределении работы.

Развивается диалогическая форма речи.

Развивается художественный вкус.

Развивается долговременная память.

Пополняется опыт воспринимать инструкцию.

Развивается умение украшать узором из осенних листьев и ягод ковер прямоугольной формы.

Развивается умение вдвоем договариваться о предстоящей работе.

IV ч. Динамическая пауза «Мы осенние листочки».

Выполняют движения в соответствии тексту стихотворения.

Удовлетворяется потребность в движении, получают заряд бодрости.

V ч. Самостоятельная деятельность детей.

В процессе работы обращает внимание на подбор цвета для элементов узора, побуждает использовать разнообразную по цвету бумагу.

Парами выполняют работу.

Развиваются умения вдвоем выполнять общую работу.

Закрепляются приемы парного вырезывания.

Развивается мелкая моторика.

VI ч. Итоги деятельности.

Пред-ет выставить работы на стенд и внимательно рассмотреть их.

Пред-ет высказаться, все ли коврики можно считать осенними.

Вместе с детьми находят узоры, придуманные по – своему, поощряет эту пару за самостоятельность в составлении узора.

Хвалит тех, которые сумели договориться об общей работе, действовали дружно, помогали друг другу.

Выставляют работы на стенд, рассматривают их.

Делятся впечатлениями, высказывают свое мнение.

Создается положительный эмоциональный фон.

Формируется умение объективно оценивать работу товарища, выбирать красивую работу и обосновывать свой выбор.

Аппликация на тему «Осенний ковер». Подготовительная группа.

Материал подготовлен Бакулиной М.В.

Воспитателем МБДОУ № 34 г. Воронеж.

Листья улетели
Вслед за птичьей стаей.
Я по рыжей осени
День за днём скучаю.

Небо загрустило,
Солнце унывает…
Жаль, что осень тёплой
Долго не бывает!

А вот такую прекрасную аппликацию можно сделать из цветной бумаги.

Аппликация - отличный способ занять ребенка, направить его энергию в правильно русло, а также научить его новому и интересному. К тому же, делая аппликации, ребенок развивает мелкую моторику рук, учит различать цвета и формы, работать с бумагой и другими материалами.

Уроки ручного труда призваны развлечь детей и развить у них творческие наклонности, показать, как из простых вещей, которые можно создать что-то прекрасное и при этом хорошо провести время.

Осень - это пора года, которая поражает богатством красок. Окружающая красота вызывает желание что-то создавать своими руками. Например, делать аппликации рисовать, лепить.

Программное содержание:

Вызвать у детей желание создать коллективную композицию из вырезанных листьев для украшения группы. Учить детей вырезать симметричные листья из бумаги, сложенной пополам. Формировать чувство цвета, композиции. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе совместной деятельности.

Материалы и оборудование:

Ватман
- цветная бумага
- шаблоны для вырезывания листьев
- простой карандаш
- ножницы
- клей – карандаш

Ход работы:

Малыши вырезают и наклеивают листики на ватман так, как им нравится, как кажется им красиво. Хорошо, чтобы листья были разных цветов, тогда аппликация получится более веселой. Воспитатель рассматривает работу, хвалит детей и вспоминает какие коврики они делали в прошлом году.

В результате совместной работы у нас получился вот такой осенний ковер, который еще долго будет украшать интерьер нашей группы.

Физкультминутка. « Листики».

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели. (присесть)

После ручной работы детям разрешается посмотреть и обсудить их работу, а Воспитатель включает музыку П.И.Чайковского “Осень” и спрашивает у детей какое у них настроение от того, что осень от них уходит.

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит детский садик
Сереньким окном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!..

Конспект занятия по аппликации «Ковер из осенних листьев»

Цель: познакомить детей с новым видом аппликации – флористикой,

продолжать знакомство с осенней природой.

Задачи:

1. Образовательные:

Учить детей выбирать нужные листочки в соответствии с собственным замыслом, чередуя по форме (цвету или размеру), равномерно располагать и наклеивать их на листе, выбранной формы.

Закрепить навыки подбора и наклеивания сухих листьев в определенном порядке;

2. Развивающие:

Развивать у детей умения композиционного построения рисунка (ориентировку в форме изображения, чувство ритма и глазомер).

Развивать творческие способности и воображение детей.

Развивать мышление, по средствам создания проблемной ситуации;

3. Воспитывающие:

Воспитывать бережное отношение к природе;

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

Воспитывать аккуратность при работе с сухим природным материалом.

Материалы: изображение дуба, клена, липы, березы; картинки осенних листьев этих деревьев.

Раздаточный материал: клей, кисточка для клея, белые листы бумаги А4, набор засушенных листьев дуба, липы, клена (по 4-5 листочков каждого вида дерева), игрушечный медведь.

Предварительная работа: экскурсия в осенний парк, сбор осенних листьев каждым ребенком и изготовления гербария.

Ход занятия:

В: Здравствуйте, дети! Посмотрите, сколько гостей сегодня к нам пришли. Давайте с ними поздороваемся. И друг друга тоже поприветствуем:

Мы веселые детишки

И девчонки, и мальчишки

Мы друг к другу повернемся

И все вместе улыбнемся.

Ребята, слышите, кто-то стучится в дверь. Ой, это к нам в гости прошел мишка. Посмотрите какой он грустный, давайте у него спросим, что случилось.

Мишка: я скоро уже собираюсь ложиться спать в свою берлогу, но боюсь замерзнуть зимой. Мне так хочется лечь на тепленький коврик, но у меня его нет.

Слайд.

Ребята, посмотрите на картинку и скажите какое время года изображено на ней. Правильно осень, поэтому у нас есть много осенних листочков. А почему вы так решили? (Ответы детей). Давайте поможем мишке и сделаем из них коврик. Посмотрите какие перед вами красивые осенние листья лежат! Мы их собрали на прогулке и засушили. Вспомните, как было красиво, какие яркие краски пестрили вокруг.

Давайте посмотрим на картинки и вспомним деревья, с которых мы собирали листочки.

Слайд.

Дидактическая игра «Скажи, какой у тебя листик»

В: Давайте сейчас поиграем с мишкой и вспомним, какой листок, какому дереву принадлежит. Воспитатель раздает детям по одному листочку с разных деревьев. Затем объясняет, что играет музыка и дети кружатся с листочками, мишка говорит название дерева и тот, у кого такой листок, подходит к нему. Игра повторяется несколько раз.

Слайд.

В: Молодцы, все справились! Садитесь. Давайте теперь еще раз расскажем мишутке как называются наши листочки. Лист с дерева дуб-дубовый, с клена-кленовый, с березы-березовый, с липы-липовый.

В: А вспомните, как листочки шуршали у вас под ногами у вас на прогулке?

Соедините ладошка и потрите их, произнесите, как шуршат листья (ш-ш-ш).

А сейчас давайте разомнем наши пальчики, чтобы они хорошо работали. Мишка тоже с нами будет играть.

Пальчиковая гимнастика «Листья»

Раз, два, три, четыре, пять, Хлопают в ладоши

Будем листья собирать:

Листья березы, листья рябины, Загибают пальцы по одному

Листики тополя, листья калины.

Листики дуба мы соберем

Маме осенний букет принесем. Хлопают в ладоши

В: Молодцы, ребята.

Слайд.

Давайте приступим к работе. Я предлагаю каждому придумать свой узор, вспомнив какой ковер у нас был под ногами в осеннем парке.

Подберите необходимые вам листья и разложите их на листе бумаги.

Почему надо очень осторожно наносить клей на засушенные листочки? (листья хрупкие).

Воспитатель предлагает приклеить листья, осторожно поднимая каждый листочек. Дети выкладывают придуманный узор на бумаге, приклеивают листья. Дети показывают свои работы друг другу, любуются ими, радуются своим достижениям.

Итог занятия:

В: Вот какие замечательные узоры у вас вышли! Давайте их сложим все вместе и у нас получится большой и теплый ковер.

Спасибо вам, ребята! Теперь я смогу всю зиму спать на ваших ковриках и не замерзну.

Осенняя листва — это прекрасный материал для творчества. Детям особенно интересно из нее что-то изготавливать, и если ваш ребенок не очень усидчивый, то обязательно попробуйте вместе с ним сделать что-то из листвы. Он однозначно увлеченно будет творить увлекательную игрушку, зверушку из того, по чему только что бегал. В нашей статье мы представим несколько мастер-классов по изготовлению аппликаций из листьев для детского сада и школы.

Аппликации обязательно делают дети в дошкольном старшем возрасте и в начальной школе, потому что этот вид изобразительного творчества развивает у деток моторику, воображение и творческое мышление. Вы со своими детьми попробуйте в домашних условиях изготовить вот такие варианты поделок из природного материала осени:

  1. Сова. Чтобы сделать такую поделку, нужно просто подобрать листочки разного цвета и соответствующей формы, а также небольшую веточку виноградной лозы, потому что на ней будет сидеть сова, которую вы изготовите. Из канцелярии подготовьте сухой клей и пластилин. Клеем вы соедините все элементы поделки, а из пластилина сделаете глаза.


  1. Осеннее дерево. Подготовьте любой декоративный картон, чтобы картинка получилась яркой, возьмите бумагу голубого цвета. Из другой канцелярии вам понадобится также коричневый пластилин, простой карандаш, чтобы сделать заготовку для дерева, сухой клей. Из природных материалов подготовьте как можно больше сухих листьев и ягоды рябины.


  1. Бабочка. Просто подберите разные листочки по форме и цвету. Обязательно найдите тонкие коричневые листья, чтобы сделать туловище бабочки. В крайнем случае желтую листву можно раскрасить акварелью нужного цвета.

Занимаясь с ребенком, очень просто придумать аппликацию. Можно предложить ему изготовить любимого мультяшного персонажа или же сделать открытку для человека, которого он сильно любит и хочет показать свои чувства к нему.

Аппликация ковер из листьев, подробно с фото

Ковер из листьев делается очень легко и просто. Любой ребенок дошкольного возраста справится с такой аппликацией в 2 счета:

  1. Сначала предложите ребенку на листе бумаги разложить листочки таким образом, чтобы между ними практически не оставалось просвета.
  2. Затем каждый листочек пусть он смажет сухим клеем и приклеит на то место, куда предполагал.
  3. Если какие-то просветы все-таки останутся, ребенку подскажите, что их можно закрасить фломастером.

Использовать в этой аппликации можно не только листья, цветы и плоды осенних деревьев тоже подойдут.

Можно сделать ковер из листьев, но не полностью покрывать бумажное полотно. Придумайте какой-то узор, нарисуйте его на бумаге, чтобы ребенку четко были видны контуры. Пусть он на места узора приклеит листочки, которые ему понравятся. Конечно, в творческом процессе ориентируйте свое чадо, чтобы картинка в итоге выглядела симметричной.

Ежик из листьев аппликация, пошагово

  1. Для начала нарисуйте ежика без иголок. Можете воспользоваться шаблоном, который мы прикрепили ниже.
  2. Разрисуйте красками или заклейте эту заготовку цветной бумагой. Четко прорисуйте нос, рот и глазки ежика.
  3. Смажьте туловище ежика клеем ПВА:

  1. Приклеивайте в хаотичном порядке листья к промазанной основе. Главное, чтобы было сходство с колючками:

Шаблон ежик для аппликации

Рыбки из листьев аппликация подробно с фото

  1. На цветной картон голубого или синего цвета (этот цвет выбираем в том случае, если хотим показать, что рыбка плавает в аквариуме) приклеиваем 1 желтый листочек, который будет изображать туловище рыбки:
  2. Из одинаковых красных листочков делаем хвостик рыбки.
  3. Отрываем небольшой кусочек от такого же красного листочка, чтобы сделать рыбке рот:

  1. От того красного листика, от которого вы оторвете часть для создания рта, оторвите еще кусочки плавников. Можно просто сложить остаток и разорвать его пополам.
  2. Из цветной бумаги сделайте глазик рыбки. Нужно сделать один кружочек белого цвета, а второй (он должен быть меньшего размера по сравнению с белым) черным.
  3. Под готовой рыбкой приклейте любую сухую траву или веточки, которые будут выполнять функцию водорослей:

Шаблон для аппликации рыбки

Павлин из листьев аппликация, пошагово с фото

  1. Возьмите 5 одинаковых желтых листьев и выложите их на картон любого цвета так, чтобы получился полукруг. Сразу же приклейте их с помощью сухого клея.
  2. Возьмите столько же красных листочков удлиненной формы и приклейте их сверху желтых по такой же схеме – полукругом.
  3. Тело павлина вырежьте из цветной бумаги. Для контраста используйте яркую синюю бумагу.
  4. Нарисуйте глаза и приклейте нос из желтой цветной бумаги:

Шаблон павлин для аппликации

Аппликация осенний букет из листьев, пошагово

  1. На декоративный картон приклейте сначала из темно-коричневых листьев основу, которая будет изображать вазу.
  2. Сверху нее в хаотичном порядке приклеивайте разноцветные листочки (чем ярче эти листья будут, тем красивее у вас получится букет).

Можно так комбинировать листочки, чтобы получались, например, ромашки. Добавьте также еще зеленые листья в такую аппликацию, чтобы букет выглядел живо и ярко.

Аппликация ваза с листьями

  1. На белом картоне или куске ватмана ориентировочно прикиньте, где будет у вас располагаться ваза.
  2. Из декоративного картона розового цвета в белый горошек (можно выбрать любой другой цвет и принт) вырежьте вазу с помощью представленного ниже шаблона.
  3. Сверху вазу приклейте листья, которые у вас есть уже в засушенном виде. Расположение листьев может быть любым.

Используйте клей ПВА или сухой клей для изготовления данной вида аппликации.

Шаблон ваза для аппликаций

Аппликация портрет осени из листьев, пошагово

  1. Для начала подготовьте все необходимое, чтобы начать работу. Вам понадобятся: лист белой бумаги с изображением головы, гербарий, клей ПВА, ножницы канцелярские с карандашами (нужен будет простой карандаш и разноцветные):

  1. Распечатайте шаблон лица (если умеете рисовать – создайте сами):

  1. Смажьте голову клеем, а затем приклейте листья. Они должны быть направлены в ту сторону, в которую по вашей задумке должны спадать волосы:

  1. Разрисуйте лицо карандашами и приклейте нос из полоски бумаги, сложенной в треугольник:

Красивые аппликации из листьев:

детский сад



1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Детское творчество из природного материала — это возможность для детей прикоснуться к чему-то прекрасному, это полезно для умственного развития. Создавайте аппликации со своим ребенком дома просто так на любую тему. В том, что проведенное таким образом время со своим чадом пойдет и вам, и ему на пользу, можете не сомневаться.

Видео: «Аппликации из листьев»