Творческое занятие с детьми. Почему детям важно и нужно заниматься творчеством. Характерные признаки занятий по искусству

Как репетитор английского языка я работаю уже много лет и готовлю своих учеников, как к вступительным, так и к выпускным экзаменам. Я могу сказать, что любой экзамен является серьезным испытанием для абитуриента, а ЕГЭ по английскому языку – это один из самых сложных экзаменов в среднеобразовательной школе. Ведь это не только выпускной, но и вступительный экзамен в институт! Поэтому к подготовке следует подходить со всей ответственностью.
Для того чтобы сдать ЕГЭ по английскому языку на высокий бал (84-100), необходимо иметь уровень знаний не ниже upper-intermediate. Именно на такой уровень необходимо ориентироваться, если ваша цель - поступить в ведущие ВУЗы Москвы.

Литературы для подготовки к единому государственному экзамену выпущено немало. В основном, это пособия с набором примерных вариантов ЕГЭ по английскому языку. Такие пособия очень полезны на последнем этапе обучения, когда у ребёнка уже сформировался определённый грамматический, лексический и разговорный уровень, многие темы программы изучены, и целью учителя остается теперь сориентировать учащегося на новую форму тестирования. Опытный педагог прекрасно понимает, что без формирования прочного теоретического фундамента базирующегося на знаниях различных компетенций, никакое натаскивание не поможет в выборе правильного ответа. Для этой цели существуют разные учебники как отечественных, так и зарубежных авторов. И те, и другие имеют свои плюсы и минусы. Поэтому в выборе учебников я всегда стараюсь воспользоваться теми заданиями, которые наиболее полезны в обучении конкретного ребёнка и могут дать лучший результат. Не забывайте, что любой опытный репетитор будет ссылаться и на свои методические пособия, разработки и идеи.

Аудирование является видом речевой деятельности, вызывающим наибольшее количество трудностей не только у тех, кто начинает изучать язык или готовиться к разнообразным видам экзаменов, но и у тех, кто оказывается в иноязычной среде и вынужден принимать самостоятельные решения. Для начала надо ответить на следующие вопросы:
1)Что такое аудирование и чем оно отличается от слушания?
2)Почему этот вид речевой деятельности вызывает наибольшее количество трудностей?
3)Как обучение аудированию связано с формированием смежных языковых и речевых навыков?
Во-первых, аудирование Listening Comprehension- это процесс восприятия и понимания речи на слух. Научить учащихся понимать речь на слух - одна из важнейших целей обучения английскому языку. В ситуациях реального общения мы сталкиваемся с аудированием, как совершенно самостоятельным видом речевой деятельности. Часто помимо восприятия речи на слух мы выполняем и другие действия: наблюдаем, говорим, пишем. Любая аудиозапись дает информацию для обсуждения, что, в свою очередь, предполагает дальнейшее развитие навыков говорения. Поэтому аудирование является средством обучения. Провести четкую грань между аудированием и говорением в данном случае просто невозможно. Даже термин « устная речь» изначально предполагает навыки аудирования.
Во-вторых, к трудностям аудирования можно отнести:
А)трудности, вызванные условиями аудирования(внешние шумы, качество записи, плохая акустика)
Б)трудности, обусловленные индивидуальными особенностями источника речи(отсутствие практики восприятия на слух речи людей противоположного пола, разного возраста, особенности дикции, темпа, паузации)
В-третьих, психологи отмечают, что при аудировании происходит внутреннее проговаривание речи. Чем четче проговаривание, тем выше уровень аудирования. Тот, кто имеет привычку внутренне проговаривать, фиксировать информацию, лучше поймет и запомнит ее. Экзамен, проверяющий восприятие английской речи на слух, представляет, пожалуй, одну из основных проблем. Причина не только в том, что аудио-кассеты не слушают на протяжении всего школьного курса (а это 11 лет), но и в том, что ученики не умеют соотносить ключевые слова в вопросах и аудио-записях и выбирают варианты ответов только потому, что эти же слова звучат в текстах, и забывают о том, что верный ответ, как правило, выражен синонимично. Плюс к этому, на любом экзамене на выполнение задания выделяется ограниченное время. Добавьте сюда естественное на экзамене волнение, и экзамен сдается хуже, чем мог бы.
Чтение, с моей точки зрения, - это раздел, вызывающий у абитуриентов наибольшие сложности. Даже если учащийся знает формат заданий, не следует забывать, что тексты для тестирования предоставляются аутентичные, и те, у кого недостаточно хорошая лексическая и грамматическая база не смогут проявить языковую интуицию, так как, задания сформулированы так, что использование синонимичного ряда может сбить ребёнка с толку. На экзамен по английскому языку выделяется ограниченное количество времени, и дети просто не успевают, спешат, плюс волнение – и опять нежелательные ошибки. Поэтому на своих уроках я особое внимание уделяю на изучение аутентичных текстов различной тематики и сложности, что непременно ведет к улучшению навыков аудирования, говорения, письма. Художественная, классическая, английская литература, предложенная для восприятия на слух и последующего обсуждения, поощряет детей к самостоятельному изучения произведения.

Грамматика и лексика - это проблема не одного или двух учеников, а беда 90 % всех, решивших сдавать ЕГЭ по английскому. В лексических же заданиях синонимичные ряды в состоянии поставить в тупик и сильных учеников. Поэтому особое внимание уделяется знанию правил орфографии и навыки их применения на основе изучаемого лексико-грамматического материала, на представление о синонимии, антонимии, лексической сочетаемости, многозначности, дальнейшее расширение объёма значений грамматических средств, изученных ранее, и знакомство с новыми грамматическими явлениями, на соблюдение существующих в английском языке норм лексической сочетаемости; я учу находить и образовывать родственные слова с использованием основных способов словообразования, распознавать принадлежность слов к частям речи по определённым признакам (артиклям, аффиксам и др.);
Письменные задания. Сюда входит написание личного письма на 140 слов, и написание эссе на заданную тему с выражением своей точки зрения (200-250 слов). В этом типе заданий важно соблюдать строгую структуру, используя аргументы, чтобы доказать свою точку зрения. Аргументы придумать нелегко и часто на разбор темы уходит много времени, эссе приходится переписывать, а каждый понимает - чем больше тем ученик разберёт, тем больше у него шансов получить высший балл.
Говорение неразрывно связано с культурологической компетенцией, смысл которой заключается в творческом усвоении и осмыслении всего ценного как в культуре собственного народа, так и в других культурах. Высоким уровнем культурологической компетенции владеет лишь незначительная часть учащихся. Для других же характерен низкий и средний уровень данной компетенции. Следовательно, необходима организация специальной работы по формированию культурологической образованности в процессе обучения, а именно, в процессе изучения иностранного языка. Для формирования данной компетенции необходима организация особой деятельности, которая позволила бы ориентироваться на взаимосвязь культуры, образования и коммуникации. Устный экзамен по английскому языку (также как и письменный) имеет свою собственную структуру. Поэтому для успешной сдачи этого вида тестирования (20 из 20) следует ее соблюдать. Безусловно, для тех, кто владеет свободным навыком говорения справиться с этой задачей значительно легче.
Необходимо отметить, что важнейшей задачей ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) является формирование универсальных (метапредметных) учебных действий, обеспечивающих школьникам, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Поэтому самой важной задачей любого учителя должно быть развитие у ученика мотивации и веры в свои силы.
Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов.

Кузнецова Татьяна Владимировна, репетитор английского языка

Боритесь со страхами внутри себя: 5 способов не дать предэкзаменационному страху испортить вам жизнь

Превращайте свои страхи в свою мудрость
У нас всех есть как позитивный, так и негативный опыт. Это естественно, но часто мы терпим неудачи в борьбе с негативным опытом — с ошибками, принесшими нам боль, — и они преследуют нас и не дают нам быть счастливыми. Мы боимся опять совершить ошибки, и это не дает нам возможности наслаждаться жизнью и поэтому мы находимся в постоянном напряжении. Чтобы достичь счастья, снизить стресс и продвинуться вперед к мечтам, нужно бороться с этими страхами. Один из самых страшных страхов, с которым нам приходится бороться, — постоянные ожидание неудачи. Когда мы не можем освободиться от негатива, который нам может принести будущее, мы допускаем его и в сегодняшнюю жизнь. Цепляясь за свой страх, мы ограничиваем свой потенциал и свое будущее. Правильное восприятие и умение осознать, что же не дает нам покоя, в том числе в отношениях с людьми, позволяет усваивать ценные уроки, которые помогают избегать серьезных промахов в будущем. Если мы способны преодолевать ошибки прошлого и забыть о них, то становимся более устойчивыми к стрессам и превратностям судьбы и осознаем, что можем справиться с ними. Но иногда мы не вполне осознаем, что же нас тревожит. Удивительно, но страхи могут воздействовать на нас и благотворно, заставляя меняться, смотреть на жизнь по-новому и более конструктивно. Умение побеждать страхи делает нас более сильными и устойчивыми к взлетам и падениям. Успешная борьба со страхами в себе определяет нашу способность быть счастливыми, самосовершенствоваться и пользоваться всем, что дает нам жизнь. И вот как это можно сделать.
1. Умейте точно определить причину своего страха.
Прежде чем вы сможете вступить в борьбу с внутренними страхами, нужно увидеть их. Не надо говорить без конца, что вы не можете справиться с проблемой, вступать в игры со своим подсознанием, впадать в уныние и нервировать окружающих. Найдите время на себя, останьтесь один на один с собой и найдите объективную причину своего страха.
2. Проявите объективность.
Назвав причину своего страха, переходите в более объективную плоскость, старайтесь мыслить более рационально. Спросите себя, что именно вызвало это переживание.
3. Смотрите в перспективу.
Напомните себе, что неудачи, боль, разочарования и другие негативные ощущения — неотъемлемая часть жизни. Но вы достаточно сильны для того, чтобы не дать своей тревоги сделать вас заложником ситуации. Подумайте о перспективе развития своих проблем. Что будет, если вы победите? Или что будет, если вы проиграете?
4. Займитесь разработкой своего маленького бизнес-плана.
Зачастую нам сложно это сделать, потому что у нас нет подобного опыта. Но задумайтесь, что мы теряем? Немного своего времени и пару листков бумаги? Возьмите тетрадь. Напишите, какая у вас проблема, стрелочкой влево укажите причину, стрелочкой или несколькими вправо укажите идеи преодоления препятствия, которое мы называем страхом. Если у вас нет идей, вы можете спросить совет у родителей или учителей. У вас, конечно, есть друзья, которые тоже испытывают эти же проблемы. Действовать вместе всегда легче.
5. Начинаем действовать.
Когда мы постоянно «цепляемся» за тревогу, то ограничиваем собственные возможности, так как избегаем рисков и новых начинаний из-за страхов. Мы мыслим категориями «Я не смогу», «Я не должен», «У меня не получится». А надо наоборот. У вас есть четкое понимание своей проблемы, и вы знаете пути ее преодоления. Вперёд и не забывайте: у вас свой бизнес-план и только от вас зависит его осуществление.

Приветствую всех и каждого! Задумывались ли вы когда-нибудь о пользе творчества? Можно ли к творчеству вообще применить такое понятие, как польза? На этот вопрос с полной уверенностью я могу дать утвердительный ответ. Творчество способно оказывать психотерапевтическое влияние и на самого автора, и на человека, воспринимающего творчество. Хотя, творчество бывает разным… Но сегодня углубляться в те или иные формы мы не будем, а будем говорить о том, какую пользу приносит творчество его создателю.

Психолог-консультант Майя Азарова.

Друзья, есть результаты исследований пожилых людей, которые проводили американские доктора. Исследование показало, что творческая деятельность продлевает жизнь людям старшего возраста, делая ее более полной и радостной. То есть, творчество приносит положительные эмоции, которые в свою очередь благотворно влияют на здоровье пожилого человека.

Наверняка многие из вас слышали о существовании такого направления психологии, как арт-терапия. По сути, арт-терапия – это метод исцеления и развития человеческой души через творчество. Арт-терапия основывается на убеждении, что человек может отражать свой внутренний мир в визуальных, музыкальных и других образах. В принципе, любое творчество, так или иначе, что-то рассказывает об авторе.

И если говорить про арт-терапию: например, человек может нарисовать свое горе, радость, или станцевать боль или победу. То есть, приемы арт-терапии помогают уменьшать эмоциональное напряжение, конструктивно «прожить» неприятные чувства и даже раскрыть в себе творческие способности, о которых человек даже и не догадывался. На самом деле, способности к творчеству есть у каждого, важно дать им возможность проявиться.

Итак, какую пользу нам может дать творческий процесс и творчество, как создание произведения искусства?

Отреагирование эмоций и осознанность

И снова о здоровье! У кого из нас не бывает негативных эмоций и переживаний? Разве вы никогда не злитесь, не печалитесь, не испытываете душевную боль? Творчество дает возможность выражать агрессивные чувства в социально приемлемой манере и освобождаться от них. Любое творчество, будь то рисование, вязание, спонтанные танцевальные движения, музыка, литература являются безопасными способами разрядки напряжения, возможностью справится со своими эмоциями. Также, с помощью творчества вы разберетесь и сделаете осознанными многие мысли, сильные чувства, которые порой атакуют нас, подобно темным силам, становясь навязчивыми. С помощью творческих инструментов вы сможете «встретиться» со своими «демонами» и в творческом процессе попрощаться с ними, или наоборот – встретиться со своими «ангелами», прекрасными чувствами, и, познакомившись с ними ближе, развить их и опираться на них в дальнейшем.

Гармонизация и выход из разных жизненных ситуаций

«Прорисовывание» своих переживаний, так же как и мыслей, помогаем гармонизации и упорядочиванию. Когда мы рисуем или пишем, наши переживания обретают форму (даже если это абстракция), цвета, фактуру, то есть мы как бы вынимаем свое переживание изнутри и создаем из этого произведение (то есть, сублимируем), которое может неожиданно оказаться чем-то прекрасным, созидательным и радующим глаз. Происходит не просто сублимация переживаний на бумагу, а еще и преображение! Были какие-то неприятные состояния, в следствии чего мы взяли и написали рассказ (сказку), и возможно, прямо в самом рассказе мы нашли решение через счастливый конец. И даже если речь в этой сказке была не лично про вашу ситуацию, но была спровоцирована ею, то у вас есть шанс посредством сказочной метафоры выйти из этой ситуации в реальной жизни. И это, дорогие друзья, тоже разновидность арт-терапии, а именно – сказкотерапия.

Новое мышление и новые способы поведения

Спонтанные лепка, рисование, движения помогают преодолеть неосознанные психологические преграды и начать действовать по-новому уже в реальной жизни, т.е. расширяет наши способы поведения, раздвигает рамки мышления.

Мощный инструмент самопознания и личностного развития

Творчество – прекрасный способ самопознания в силу того, что познание своей эмоциональной жизни (сферы) происходит через усиление внимания к собственным чувствам, особенностям личности, воображения, мышления, отношений. Творчество – это уникальный и ваш личный инструмент поиска себя, понимания себя и развития.

Повышение самооценки

Посредством самовыражения происходит повышение самооценки. Когда вы действуете в коллективе и другие признают ваш талант, когда единомышленники и поклонники наслаждаются плодами вашего творчества, ваша самооценка повышается. Конечно, чтобы не происходило обратного эффекта (понижения самооценки) важно выбрать максимально близкое по духу творчество, то, что действительно будет получаться (а не приносить мучения), и в чем вы сможете наблюдать свой рост.

Удовольствие и позитивные эмоции

Здесь все просто! Даже если вы не хотите заниматься «самокопанием» с помощью творчества и не стремитесь к решению каких-либо психологических проблем, вы можете просто наслаждаться творческим процессом, и, получая приятные эмоции, продлевать себе жизнь!

Успокаивающий эффект

Да, рисование, вязание, вышивание, игра на фортепиано способны снять повседневные стрессы и напряжение, успокоить вашу нервную систему. В современном мире это очень актуально.

Возможность прожить множество жизней

Творчество, конечно, бывает разное. В статье я не говорю о каком-то конкретном виде. Но, например, «прожить другую жизнь» можно, исполняя песню, побывав в роли актера или попробовав себя в писательстве. Только представьте себе, что можно пережить, когда вы пишете увлекательное произведение.

Качество жизни и самореализация

Если вы занимаетесь каким-то творчеством или даже разными видами творчества, ваша жизнь, несомненно, становится более яркой, наполненной смыслом. Она становится интереснее и разнообразнее. Творчество может стать для вас прекрасной самореализацией, сохраняя статус «хобби» или выходя за его пределы.

Список можно продолжить и найти много полезных аргументов, которыми наградит нас творческая деятельность. Что еще вам приходит на ум? Например… что скажете о таком «побочном эффекте» от творчества, как расширение круга интересных и полезных знакомств?

Итак, вы все еще сомневаетесь в том, что творчество так богато своими возможностями? Есть всего лишь один способ, чтобы проверить это – начать творить самому! Главное – найти «свой» вид творчества, свое дело, которое будет нравиться и лучше всего получаться.

Как правило, в довольно юном возрасте, ребенок начинает выражать свое стремление выражать впечатления, которые он получает в процессе своего взросления. Делает он это разными способами: голосом, движениями, действиями. В определенный момент необходимо предоставить малышу возможность более разнообразно выражать себя: дать ему карандаши и бумагу, пластилин или конструктор, научить использовать его. Результат творческой деятельности ребенка является прекрасным средством мониторинга и обогащения его внутреннего мира. Необходимо всячески поощрять детское творчество в той форме, в которой оно наиболее приемлемо для малыша.

Весёлая игра «Парикмахерская»

Цель игры: неважно, учится ли ваш малыш вырезать или уже виртуозно владеет ножницами, в любом случае предложите ему подобную игру: для новичков - играя учиться веселее, а для «продвинутых» - это новый забавный эксперимент!

Вам понадобятся:

  • - листы бумаги А4
  • - цветная бумага
  • - клей-карандаш

Как изготовить :

Лист А4 свернуть пополам (если делать в один слой, то бумага будет сильно загибаться из-за тяжести волос). Нарисовать лицо человечка и вырезать. Из цветной бумаги вырезать волосы, усы, бороду и приклеить к шаблонам. Обе половинки бумаги склеить (кончики волос останутся внутри) и можно приступать к делу.

Данное занятие можно усложнить, например, шаблоны изготовить вместе с ребенком или ребенку самому изготовить шаблоны при поддержке и подсказках взрослого.

Игра «Парикмахерская» развивает мелкую моторику, внимание, усидчивость, воображение.

Обязательно попробуйте и вы эту забавную вырезалочку!

Лепка из пластилина

Все родители стараются провести свой досуг с детьми с пользой. Никто не станет спорить, насколько занятие лепкой полезно для детей. Самый первый материал, с которым работают дети - это, конечно же, пластилин. Маленькие зверушки и букашки из пластилина – первое, что учатся лепить дети.

Занятия лепкой с детьми развивает мелкую моторику, развивает воображение, помогает освоить формы, запомнить цвета, развивает образное мышление, воспитывает аккуратность, точность и самостоятельность.

Говоря о лепке для самых маленьких, нужно продумать все детали, посмотреть на процесс глазами ваших детей. И начнем, пожалуй, с самого простейшего.

Уроки рисования

Уроки рисования карандашом поэтапно - это занятия, которые помогут освоить технику рисования, независимо от способностей или возраста. Рисовать – это действительно просто!

Вы только подумайте, как обрадуется ваша кроха, когда вы ей расскажете, что с сегодняшнего дня мы учимся рисовать карандашом! Почему карандашом? Начинать надо с простого. И проще всего начать именно с легких рисунков карандашом. Постепенно вы будете постигать все более сложные навыки. И, в итоге, сможете перейти к работе красками. Рисование для детей станет любимым занятием, постепенно введет малышей в удивительный мир ярких образов и любимых героев.

Занятия рисованием с малышами очень хорошо развивает воображение, образное мышление, воспитывает чувство прекрасного, самостоятельность, аккуратность, помогают в понимании природы окружающих предметов, развивает мелкую моторику.

Не знаете чем заняться с ребенком, чтобы приносило и пользу и удовольствие? Попробуйте вместе немножко по творить.

Творчество бесспорно влияет на ребенка, его развитие, умения, характер. Оно учит малыша самовыражению, помогает познать мир, увидеть его своими глазами. Ребенок, который занимается творчеством, умеет выходить за границы общепринятого, и благодаря этому преодолевает возникшие проблемы легче, ведь у него есть много вариантов их решения. Помимо этого, работая вместе, дети и родители сближаются, лучше взаимодействуют и понимают друг друга.

Каким образом творчество влияет на развитие детей?

Уже с полугода малыши могут начинать творить. Конечно же, не без помощи взрослых. Творчество в этом возрасте развивает воображение ребенка, помогает ему стать более усидчивым, улучшает мелкую моторику рук.

Малышу нужно предоставить полную свободу в творчестве, пусть рисует как хочет, чем хочет и там где ему хочется, если это, конечно, не новые обои. Полная свобода действий развивает фантазию ребенка, он чувствует себя более уверенным, самостоятельным.

Творчество помогает детям развиваться:

  • Дайте малышу краски, карандаши или фломастеры. Рисование поможет натренировать пальчики и ручки, и это очень хорошее упражнение для координации рук и глаз. В дальнейшем, такое творчество поможет ребенку лучше справляться с палочками и крючками на уроках правописания
  • Совместное рисование или другие игры, например, постройка башни, помогают детям социализироваться и научиться работать в команде
  • Во время рисования ребенок знакомится с цветами, формой. Они обращают внимание на мелкие детали, чтобы потом их правильно нарисовать, таким образом развивая наблюдательность


  • Занимаясь творчеством, дети видят и представляют необычные вещи, изменяя цвета, величину, форму чего-то привычного. Благодаря этому они могут взглянуть на мир с другой стороны
  • Если детей хвалят за успехи в творчестве, у них растет уверенность в себе и повышается самооценка
  • В паре с любым творческим процессом идет воображение, оно заставляет ребенка экспериментировать, изобретать что-то новое, благодаря этому дети получают новые навыки

Виды творчества для развития ребенка

Ребенок более чувствителен взрослого, потому что для него это все впервые, он воспринимает все иначе, ярче, эмоциональней. Он по-другому видит цвета, слышит звуки, ощущает фактуру. Поэтому ребенку нужно познавать мир через тактильные ощущения, находить выход своим эмоциям.

Бывают следующие виды творчества для детей:

  1. Рисование
  2. Пластилинография
  3. Аппликация
  4. Другие

Ниже мы рассмотрим все эти виды подробней и выясним, как же они влияют на развитие детей.

Роль рисования в развитии малыша. Инструменты для рисования

Рисование, наверное, самый известный и широко используемый вид творческой деятельности. Благодаря рисованию ребенок развивает память, учится сосредотачиваться, улучшает мелкую моторику рук, все анализирует, сравнивает, ищет отличия, рисование заставляет ребенка думать и мыслить.



В самом маленьком возрасте ребенок больше обращает внимание на качества, которыми обладает тот или иной материал, рисунки пятилетних детей уже можно понять и осмыслить, в 10 лет ребенок делает уже сюжетные рисунки.

Рисование помогает наладить и укрепить связь правого и левого полушарий мозга ребенка, поэтому оно так сильно влияет на развитие малыша.

Материалы для рисования на сегодня очень разнообразны, от мелков до всевозможных видов красок.

Рисуем красками (пальчиковые, акварельные, гуашь).

В Европе рисование красками с детьми возрастом от 6 месяцев практикуется уже более 20 лет и имеет положительные результаты.

Именно краски дают больший простор для фантазии.

  • Во-первых, ими удобней рисовать, при работе с ними не нужно прилагать усилия, как при рисовании карандашами или фломастерами
  • Во-вторых, их можно смешивать и получать новые цвета и оттенки
  • В-третьих, можно использовать разные инструменты для рисования, ребенок может выбрать наиболее понравившийся ему способ

Пальчиковые краски

Пальчиковые краски отлично подойдут самым маленьким, потому что они сделаны из безопасных материалов, и даже если ребенок оближет пальчик в краске, мамам не о чем беспокоиться. Вдобавок такие краски легко отмываются и отстирываются с одежды. Это довольно приятный бонус, потому что кроха не ограничится рисованием только на бумаге.



Более подробно об этих красках, о том как их использовать и рецепт их приготовления дома вы найдете в статье

Гуашь

Гуашь подойдет для деток немного старше, примерно с двух лет, т.к. она не настолько безопасна, как пальчиковые краски и тяжелее отстирывается. Гуашью тоже можно рисовать пальчиками, ладошками, а можно и кисточкой. Пусть ребенок для начала порисует ею, как и привычными для него пальчиковыми красками, а потом уже покажите ему как это делать кисточкой. Но учтите, до 3 лет дети не могут правильно держать кисточку и контролировать интенсивность нажатия, поэтому не требуйте от малыша слишком много, пусть осваивает.

Гуашь очень нравится деткам, т.к. обладает следующими свойствами:

  • она непрозрачная
  • хорошо растворяется в воде
  • ею можно рисовать и на холсте, и на листе бумаги, и даже по дереву
  • хорошо сохнет и после высыхания становится матовой и бархатистой
  • без запаха, поэтому подходит деткам
  • она очень плотная, с насыщенным цветом


С двух лет ребенку можно давать раскраски, только выбирайте для начала крупные рисунки с минимумом деталей. Покажите ребенку как раскрашивать, не выходя за границы. Пробуйте разные цвета.

Гуашь очень хороша тем, что можно смешивать цвета и получать новые. Это занятие должно понравиться юному исследователю.

С четырех лет рисунки ребенка уже приобретают более узнаваемые очертания и ему уже можно давать акварельные краски.

Акварель — это водорастворимая краска, поэтому водой она хорошо смывается. Нарисованные акварелью картины создают впечатление невесомости, полупрозрачности и легкости.

Чем меньше ребенок, тем меньше выбирайте цветов для работы. Для школьника вполне достаточно 12 цветов, для деток помладше и того меньше. Цвета акварельных красок можно смешивать на отдельной палитре и получать новые цвета и оттенки.



Также для работы с акварелью вам понадобятся кисти, лучше выбирать мягкие и качественные, например, сделанные из ворса пони или белки.

Объясните ребенку, что перед тем как брать новый цвет, кисточку нужно хорошо вымыть в воде, иначе цвета смешаются.

Существует специальная бумага для акварели, она отличается от обычной тем, что рисунки на ней получаются более яркие и, соответственно, живые. К тому же она не будет морщиниться от влаги.

Техники рисования красками

Разнообразных техник рисования красками очень много и все они очень интересны, вам с ребенком нужно обязательно их опробовать, ведь рисуя разными способами, при помощи разных инструментов, ребенок развивается, расширяет свой кругозор, познает новые предметы, явления и действия.

Много различных техник рисования красками вы найдете в статье

Рисуем карандашами (классические, акварельные, восковые)

Карандашами ребенку рисовать сложнее, чем пальчиками с краской, но ручки нужно развивать и давать ребенку попробовать все инструменты для рисования.

Есть несколько видов карандашей:

  • классические
  • акварельные
  • восковые

Классические карандаши

Такими карандашами рисовали и мы в детстве: цветной грифель в деревянном корпусе. Разнообразие таких карандашей сейчас в магазинах поражает: импортные и отечественного производства, наборы из 6 цветов и большие на 64 цвета и более, толстые и тонкие, круглые и трехгранные… Выбор карандашей большой, но нужно тщательно подбирать их для вашего ребенка.

  1. Деткам до 3 лет лучше выбирать карандаши трехгранные, их удобней держать и они формируют правильный захват у ребенка. К тому же такие карандаши не будут скатываться по столу на пол и не придется их постоянно поднимать
  2. Малышам лучше давать рисовать карандашами потолще, чтобы корпус был примерно 1см, тогда грифель не так часто ломался. Сильно толстые выбирать не стоит, они будут неудобны маленьким ручонкам
  3. Грифель не должен быть хрупким, чтобы не ломался постоянно от падений на пол
  4. Выбирайте мягкие карандаши, чтобы ребенку не приходилось прилагать усилий, иначе он потеряет интерес к занятию. Мягкие карандаши маркируются латинской буквой В, твердые — Н


Акварельные карандаши

Этот вид карандашей также изготавливается в деревянном корпусе, только вместо грифеля в нем находится спрессованная акварель. Получается как бы 2 в 1 — и акварельные краски и карандаши. Нарисовав таким карандашом, можно сверху провести мокрой кисточкой и получится рисунок, нарисованный краской.

  • Стержень в таких карандашах делается специальным образом, что не позволяет ему крошиться
  • Они очень мягкие и ярко рисуют, лучше классических
  • Достаточно дорогие
  • Деревянный корпус круглый или шестигранный, обычной толщины, т.е. не подходят маленьким деткам
  • Дети рисуют такими карандашами с большим удовольствием

Восковые карандаши тоже хороши для деток. Их делают из воска с добавлением пищевых красителей.



  • Они яркие, рисунки, сделанные восковыми карандашами, не выцветают со временем, не теряют насыщенность
  • Они не оставляют следы на руках, хотя не имеют защитного корпуса
  • Можно рисовать любой стороной или даже гранью
  • Легко точатся
  • Мягкие, не нужно прилагать усилий, чтобы нарисовать линию, благодаря чему хорошо подходят малышам
  • Восковые карандаши легко ложатся на бумагу, поэтому ими легко разукрашивать большие площади
  • Рисуют на многих поверхностях: бумаге, картоне, дереве, глине, можно сказать на всем, кроме глянцевой бумаги
  • Вытираются обычным ластиком
  • Бывают толстыми и трехгранными для самых маленьких

У таких карандашей есть и недостатки:

  • ими неудобно разукрашивать мелкие детали и рисовать тонкие линии
  • если они очень тонкие, то часто дети их ломают
  • некоторые фирмы оборачивают каждый карандаш в бумажную обертку, которую дети постоянно пытаются снять или погрызть

Рисуем фломастерами (классические, водорастворимые, для досок, со штампами)

Фломастеры — еще один из самых любимых инструментов для рисования у детей. Такую любовь они заслужили точными и очень яркими линиями, которые они оставляют без малейших усилий. А еще их не нужно точить.

Есть такие фломастеры, у которых колпачок сделан с вентиляцией. Проверьте, чтобы на упаковке было написано, что они отвечают стандартам BS 7272/90 . Это говорит о том, что вентиляция в колпачке пропускает более 8 литров воздуха в одну минуту, поэтому малыш не задохнется, если он застрянет в дыхательных путях, пока подоспеет медицинская помощь.



Также обратите внимание на заглушку, она не должна сниматься с корпуса в соответствии со стандартом NFS 51-205 . В таком случае малыш не сможет открыть фломастер и разобрать его.

Обратите еще внимание на чернила во фломастере, выбирайте сделанные на водной основе, без сильного запаха, желательно в составе с пищевыми красителями.

Водорастворимые фломастеры легко отмываются с кожи и многих поверхностей, поэтому хорошо подойдут маленьким деткам, которые будут разрисовывать ими все вокруг. Еще одним их преимуществом является то, что если вы забыли закрыть колпачок, достаточно опустить стержень в воду и они снова будут рисовать.

Также как и карандаши, фломастеры для малышей лучше выбирать толстые, около 1 см в диаметре и трехгранные.

Маленькие исследователи любят проверять на прочность фломастеры и вдавливать стержень во внутрь, надавливая на него. Поэтому лучше выбирать фломастеры с широким стержнем или специальной конструкцией, не позволяющей забить стержень вовнутрь. Обратите на это внимание при выборе фломастеров для вашего ребенка.

Есть еще один вид фломастеров — со штампами . У них вместо стержня печать. Работа с этим инструментов очень увлекательное занятие для детей, но до 4 лет дети еще не умеют сами аккуратно ставить печати и они смазываются, поэтому не стоит их давать малышам.



Есть еще фломастеры для досок , ими можно рисовать на специальном детском мольберте или досточке. Они, как правило, стираются сухой тряпочкой. Некоторые нужно стирать мокрой. Дети очень любят рисовать на досках, ведь рисунок всегда можно подправить или изменить, а потом вытереть и нарисовать что-то другое.



Рисуем мелками

Прогулка на улице не совместима с уроком рисования? Очень даже совместима! Возьмите с собой мелки и порисуйте с ребенком на асфальте. Мел хорошо отмывается от рук и одежды, а сколько же он принесет ребенку радости и пользы.

Поиграйте с ребенком в следующие развивающие игры:

  • обведите какой-нибудь предмет, например, ведерко или пасочку
  • полученный контур можно будет зарисовать
  • обведите тень от какого-либо предмета, человека или, например, дерева; можно это делать в разное время дня, чтобы понаблюдать, как меняется ее расположение
  • нарисуйте контур какого-либо предмет или животного точками или штрихами, пусть ребенок соединит их одной линией
  • пусть ребенок порисует на стене дома или на дереве, в общем, на любой вертикальной поверхности — это будет очень интересно ему
  • изучайте формы: нарисуйте какую-нибудь фигуру, например, круг, и попросите ребенка дорисовать детали, чтобы он превратился в конкретный предмет, например, мячик или персик
  • попробуйте порисовать мокрым мелом — малышу это точно понравится
  • нарисуйте на асфальте дорожку и попросите ребенка пройти по ней, не выходя за границы, или прокатить машинку
  • нарисуйте препятствия, пусть ребенок их обходит или перепрыгивает
  • нарисуйте кружочки, а ребенок пусть перепрыгивает с одного на другой, как зайчик
  • можно учить алфавит: написать букву и рядом нарисовать предмет или животное, которое с этой буквы начинается, для более старших деток наоборот, например, нарисовать апельсин, а ребенок пусть назовет и напишет букву А
  • для более старших деток хорошо развивает воображение и речь следующая игра: один ребенок рисует несколько предметов, а второй придумывает и рассказывает небольшой сюжет, связанный с ними


С мелом можно придумать много развивающих игр для ребенка, в том числе и на изучение формы, цвета, цифр, букв. Но главное, чтобы рисование было ребенку в удовольствие.

Работа с пластилином или тестом для лепки и ее влияние на развитие ребенка

Почти все малыши любят лепить различные фигурки. Они получают от этого не только удовольствие, но и большую пользу. Родителям нравится это занятие, потому что ребенок довольно много времени может провозиться с пластилином, он в это время не бегает туда сюда, не смотрит мультики, не делает шкоду. Но польза для ребенка от занятий лепкой намного больше, чем кажется на первый взгляд.

Польза лепки для умственного развития

  • лепка развивает мелкую моторику рук, которая благоприятно влияет на развитие речи
  • лепка помогает совладать с координацией, улучшает память и заставляет мыслить логически
  • ребенок становится более терпеливым и усидчивым
  • у детей развивается абстрактное мышление, они создают образы, задействуют свои творческие способности
  • лепка способствует одновременной работе обоих полушарий мозга, благодаря чему их связь между собой укрепляется
  • ребенок учится сравнивать оригинал с результатом своей работы, анализировать отличия и сходства
  • у детей развивается образное мышление и воображение
  • ребенок учится выполнять задуманное, идти к конечной цели, сосредотачиваться


Занятие лепкой

Польза лепки для здоровья

  • лепка хорошо отражается на нервной системе ребенка
  • как и любое другое спокойное занятие, лепка способствует улучшению сна, уменьшению раздражительности, убирает перевозбудимость
  • занимаясь лепкой, ребенок выражает свои чувства, которые могут быть не только положительными, это помогает справляться ему со своими негативными эмоциями
  • с помощью лепки можно научиться преодолевать страхи, ломая «плохие» фигурки или изменяя их, превращая в что-то положительное
  • анализируя слепленные ребенком фигурки, взрослые могут понять психологическое состояние ребенка и распознать проблемы вовремя
  • работая с пластилином, ребенок успокаивается, забывает плохие эмоции, расслабляется
  • лепка для детей выступает в роли посредника между выдуманным миром и настоящим, она помогает детям понять наш мир
  • создавая поделки, ребенок самоутверждается, верит в свои силы, ищет нестандартные решения в сложных ситуациях

Польза лепки для развития личности

  • работа с пластилином помогает показать ребенку его уникальность, выявить творческие способности и развить их
  • при занятии лепкой ребенок получает знания о различных формах и цвете, он учиться различать свойства предметов и фактуру на ощупь
  • ребенок учится экспериментировать, развивается любознательность
  • создавая поделки, дети применяют свои знания и умения, чтобы получить желаемый результат
  • работая над поделкой, ребенок тренирует свое зрительное восприятие мира, обращает внимание на детали, становится более внимательным, изучает различные объекты, их качества и свойства
  • такие занятия, как и любое творчество, влияет на эстетическое образование ребенка


Материалы для занятия лепкой

  1. Пластилин . Он подходит для детей старше 3 лет, т.к. его сложнее разминать неокрепшим ручкам. Примеры поделок, которые можно лепить с детьми, вы найдете в статье
  2. Восковой пластилин . Подходит и маленьким деткам, т.к. за счет своей восковой основы, он более мягкий и пластичный
  3. Глина для лепки. Глина хороша своей низкой стоимостью. Интересные продаются наборы для работы с глиной, например, для лепки горшочков.
  4. Паста для моделирования . Выпускается только в белом цвете и цвете терракот, поэтому после застывания ее нужно разукрашивать. Кстати, застывает она самостоятельно, запекания не требует
  5. Тесто для лепки или соленое тесто . Его можно купить готовое, а можно сделать самостоятельно. Идеально подходит для занятий лепкой с маленькими детьми, т.к. очень мягкое и безвредное. Много интересных идей для лепки с пошаговыми фото и инструкциями вы найдете в статье
  6. Масса для лепки . Приятная на ощупь, но очень дорогая. Ее лучше использовать, для мелкой работы с множеством деталей. Застывает самостоятельно за 6-8 часов


Более детальное описание каждого материала, а также советы, как научить ребенка лепить из пластилина, вы узнаете из статьи

Пластилинография

Пластилинография — это рисование на бумаге с помощью пластилина.

Прилепливая пластилин или размазывая, получаются объемные картины.

Польза для ребенка от пластилинографии объединяет пользу от рисования и лепки, т.к. ребенок применяет обе техники в своих работах. Создавая такой рисунок, ребенок учится владеть своими руками, пробует разной интенсивности нажим пальчиками, совершает ими непривычные движения, которые помогают развивать мелкую моторику рук.



Для разного возраста детей, можно предлагать разной сложности задания, от самых простых кусочков пластилина, которые имитирует дождик под тучкой, до неповторимых картин с множеством мелочей и деталей.

Польза аппликации в развитии ребенка

Аппликация — эта приклеивание чего-нибудь на какую-либо поверхность. Чаще всего дети наклеивают разноцветную бумагу на картон.

Этим видом творчества можно заниматься и с малышами. Уже с года, с помощью взрослых, ребенок может приклеивать различные элементы на бумагу или картон. Чем старше ребенок, тем меньше ему нужна помощь взрослого.

Польза от этого вида творчества, как и от других, огромна. Занимаясь такой кропотливой работой, ребенок учится терпению, развивает усидчивость, тренирует внимание, проявляет аккуратность, вырезая детали. Вырезание, нанесение клея, и само приклеивание очень хорошо развивают мелкую моторику рук ребенка.



Польза аппликации в развитии умственных способностей

  • ребенок знакомится с понятиями формы, цветом, фактурой
  • сравнивает детали и находит одинаковые
  • учит различия в величине деталей, маленькая-большая
  • проявляет воображение и творческий подход в создании своих работ
  • видит главное среди второстепенного
  • находит части целого и учится их собирать

Помимо этого ребенок получает удовлетворение от результата своей работы, учится что-то делать сам и дарить свои поделки или украшать ими дом.

  • продаются специальные наборы уже с готовыми деталями и основой
  • можно рисовать детали самостоятельно и вырезать их
  • можно еще найти схемы в интернете, распечатать их и вырезать
  • также вам еще понадобится основа, ею может быть белый или цветной картон, ватман, просто бумага, бумага с какими-нибудь рисунками или интересной фактурой
  • клей, ножницы


Последовательность действий для занятий аппликацией из бумаги

  1. Придумайте картинку или сюжет, что вы хотите получить в результате. При этом учитывайте желания ребенка и его пол
  2. Вырежьте необходимые вам детали
  3. Наклейте их на основу
  4. Оформите работу и не забудьте похвалить ребенка

Превратите занятие в игру, рассказывайте ребенку сказку, например, про колобка, и дайте малышу приклеивать персонажей на ватман по очереди. Создавая своими руками сказку, ребенок будет самоутверждаться и с удовольствием продолжать занятия аппликацией.

Крупа — безопасный природный материал для занятий с детьми. Аппликации крупами хороши тем, что не требуют особенных инструментов, нужна лишь основа, клей и крупа.

  • Крупы можно разукрашивать в разные цвета, так ребенок их будет учить
  • Крупа хорошо раздражает нервные окончания на пальчиках и способствуют развитию мелкой моторики
  • Ребенок изучает новый материал через тактильные ощущения


Есть две техники работы с крупами:

  1. Посыпание. Для этого нужно намазать клеем или приклеить двусторонний скотч на основу в нужном месте и попросить ребенка посыпать его крупой — она приклеится
  2. Вдавливание. В нужном месте на основе прилепите пластилин и вдавите в него крупу

Для разных деталей используйте разную крупу или ее цвет, например, облака сделайте из риса, а солнце из пшена.

Другие виды творчества

К другим видам можно отнести приклеивание наклеек на бумагу или картон. Это занятие очень понравится даже самым маленьким. С годика ребенку можно давать пощупать клейкую сторону, так ребенок познакомится со свойствами предмета. Покажите как снимать наклейки и как клеить. Дети могут таким образом делать открытки на праздники родственникам.

  • Сложите цветной картон пополам, в форме открытки
  • Дайте ребенку тематические наклейки, изображение на которых зависит от праздника
  • Помогите малышу отклеивать их от основы и приклеивать на картон
  • Дайте фломастер, пусть подпишет внутри пожелание
  • Открытка готова

Для маленьких деток от 1 года до 2 лучше брать объемные наклейки, они хорошо держат форму, не свернуться в неумелых ручках и малышу удобно с ними работать.

Поделки из природного материала благоприятно влияют на гармоничное развитие ребенка как личности. Ребенок учиться применять различные материалы, которые он может найти на прогулке. Это развивает внимательность, эрудицию, любознательность, творческое мышление, помогает узнать мир природы поближе.



ВИДЕО: Занятия творчеством с ребенком 2-3 лет. Интересный обучающий фильм для родителей


Пожалуй, одна из самых распространенных проблем среди мам, которые хотят заниматься со своими детьми творчеством, — это где взять интересные для ребенка идеи.

Вот 5 способов, как проходят занятия у нас.

1. Занимайтесь творчеством сами.

У ребенка могут быть свои планы, и тогда он не захочет делать то, что вы ему предлагаете. В таких случаях я делаю поделку или рисую сама, если мне сильно хочется все-таки воплотить задумку

Если вы сами не рисуете и не делаете поделок, заинтересовать, а тем более научить ребенка будет сложнее. Ему будет элементарно непонятно, как это делается.

Если же вы хотя бы время от времени что-то творите своими руками, то ребенок будет наблюдать, запоминать и повторять за вами, особенно это касается малышей.

Это мы с Сережей рисовали котов:

2. Делайте игрушки.

Делать поделку ради не так интересно, если она потом будет пылиться на полке. Другое дело, когда делаешь с ребенком игрушки.

У нас таких игрушек было и будет много. Сережкин шедевр — робот Валл-и (который, кстати, занял 1 место в конкурсе в Клубе необыкновенных родителей).

Самые элементарные игрушки из пластилина (теста, глины…) — это фигурки животных и людей, посуда и сами игрушки (кубики, пирамидки, неваляшки).

Глиняную посуду можно раскрашивать. Сережа слепил уже много шкатулок, в которых хранит свои богатства. А для Светозара мы сначала все вместе скатали шарики из застывающего теста, проткнули в них зубочисткой отверстия и сделали браслет.

Так ребенок видит, что лепить можно не просто для забавы, но и что окружающие его предметы, прежде чем мифическим образом попасть в магазин, были сделаны человеческими руками.

3. Придумывайте истории.

Сочиняйте истории на ходу, импровизируйте. Сначала это сложно, но потом идеи начинают приходить сами.

«Давай сделаем поезд? А сколько вагонов у него будет? А кто там будет ехать? Куда, зачем?..»

4. Изображайте сказки или стишки.

О, этот способ просто спас меня, когда я, устав от размышлений о необходимости раннего развития, впала в жуткий ступор и творческий кризис

Все элементарное просто! Берете любимое детское стихотворение, сказку или любую песенку — сгодится все, что придет вам на ум. А затем начинаете инсценировать с помощью игрушек, поделок, аппликаций, рисунков.

5. Каждый раз новый «эксперимент» – материалы, приемы.

Способ требует времени, чтобы найти новые идеи для экспериментов. Но детям часто бывает интересно. А если даже и не заинтересуется, поэкспериментируйте сами и посмотрите, что и как получится.

Например, недавно мы рисовали одноразовыми стаканчиками: