Разработайте сценарий одного из народных праздников масленица. «Масленица». Фольклорный праздник для детей старшей группы. Ну кто нас покатает

«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать»

А.Б.Салтыков

Каждый ребенок уже в раннем возрасте должен прикоснуться живительному источнику народной мудрости – фольклору, чтобы вырасти нравственно здоровым.

В современных условиях естественное течение процесса народного творчества нарушено, прервана традиция преемственности поколений в области народной культуры.

На сегодняшний день вопрос воспитания детей средствами народной педагогики стоит необычайно остро, поскольку фольклор является ценнейшим дидактическим материалом в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Обучение детей фольклору должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности – музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства и прикладного творчества.

В настоящее время специалистами, занимающимися вопросами народной музыкальной педагогики накоплен определенный методический материал и практический опыт, посвященные разработке отдельных вопросов работы с детским фольклорным ансамблем. К сожалению, в школах основной акцент делают на иностранные языки, вместо введения и поддержания таких предметов как: родной язык, родная культура, родная история, краеведение и т.д.

Веками народ в своем искусстве – в песнях, сказках, былинах, народных празднествах, танцах и предметах быта – стремился в художественной форме выразить свое понимание жизни, природы мира. В этом и раскрывается самобытность культуры. Русское народное искусство является частью многогранной духовной жизни народа, оно также прочно лежит в фундаменте, на котором основана вся русская национальная культура. Очень важно воспитывать молодежь через приобщение его к народному творчеству высокое чувство любви к живому миру, умение восхищаться его бесконечным многообразием и красотой постигать законы его строения, звучания и формообразования.

Фольклор – в переводе «народная мудрость».

Настоящая кладезь фольклора – это наши бабушки, только они могут рассказать какие раньше носили сарафаны, головные уборы, какие песни пели и как танцевали. Оказывается, наши с вами предки ничего не делали просто так, каждое слово, движение, жест имело свое значение и символику. Это простые символы: солнце, воздух, земля и вода, присутствовали буквально во всем, в одежде, в орудиях труда и быта, песнях и т.д. Даже вышивка на рукаве женской рубахе, могла рассказать нам из какой она семьи, (бедной или богатой) есть ли дети, или же она вдова.

В костюмах были только те цвета, которые были в природе: много зеленого, красного, желтого и синего, темные цвета носили редко. Люди стремились слиться с природой, а не противоречить ей.

Все это мне рассказала мне моя бабушка и со временем я стала интересоваться этим серьезно.

Когда я училась в школе параллельно я ходила в школу традиционной народной культуры. Это школа существует несколько лет, и она полностью основана на изучении народной культуры: обряды, песни, быт наших предков.

После школы я поступила в Ульяновское музыкальное училище на хоровое дирижерское отделение. После окончания поняла, что изучение родной народной культуры стало для меня делом всей моей жизни. Так я поступила в Самарскую Академию Культуры и Искусства на народное отделение. Сейчас я на 3 курсе и у меня уже свой детский коллектив, который существует 2 года при ЦДТ.

Фольклорный ансамбль «Ладушки» на данный момент участники почти всех конкурсов проводимых в нашем городе и желанные гости в школах и детских садах.

Дети, которые ходят в ансамбль не только поют, играют на народных инструментах, танцуют, но и участвуют в различных сценках, которые они сами ставят, обрядах и мероприятиях проводимые школой и центром. За эти 2 года ребята научились ценить, а самое главное гордиться своей страной, культурой и традициями.

На занятиях дети сталкиваются с такими понятиями как: устность, традиции, обряд, хоровод, кадриль и др. Не говоря уже о терминах, с которыми им приходится сталкиваться на каждом уроке, изучая и познавая с интересом все больше о своем народе и о родной культуре.

Детское пение – сложный психофизический процесс. Требования, предъявляемые к певческому голосу детей, должны быть строго согласованы с их анатомо-физиологическими особенностями. Детский голосовой аппарат отличается от взрослого своей нежностью и хрупкостью. Все органы, участвующие в процессе голосообразования, растут и развиваются неравномерно. Окончательное формирование носоглотки и придаточных пазух завершается к 14 годам. В период роста необходимо особенно бережно обращаться с голосом, следить за его качественными изменениями, разумно распределять нагрузку на голосовой аппарат.

Дети хотят, как можно больше узнать обо всем и задают различные вопросы. Ребятам необходимо знать, почему при пении нужно стоять прямо и что такое «диафрагма». Мне как руководителю наградой служит интерес детей, я с удовольствием отвечаю на все вопросы. Ведь в ансамбле ребята по собственной инициативе и всегда с удовольствием занимаются и с сожалением, что урок кончался, уходят домой. За 2 года дети сдружились и стали настоящем ансамблем. Ребята стали больше обращать внимание на окружающий нас мир природы, интересоваться архитектурными памятниками и с удовольствием ходят в музей народного творчества.

Постигая народное искусство, дети приобщаются к производительному труду, помогают родителям и бабушкам, сами создают материальные и культурные ценности.

Бережное отношение к народным певческим традициям оживляет интерес, привлекает внимание детей и молодежи к истории и культуре родного края и своего народа.

Введение

«Кончилась твоя власть, Зима!

  • Весна на пороге.»

(Характеристика и сценарий праздника.)

Масленица – это древнейший языческий праздник прощания с зимой и зазывание живительных сил природы – богини Живы и Ярилы – солнца, чтобы они помогли удачно посеять, чтобы уродились хлеба, травы, размножались дикие лесные и полевые звери и птицы. Это последняя перед Великим Постом неделя, и называется она по церковной традиции Сырной или Сырноустной, в народе же – Маслиницей. Это название относительно новое, старинное название забылось. Даже церковь на дни Масленицы (1 неделю) устанавливает полупост: разрешаются молочные блюда, яйца, рыба, но запрещается мясо. Поэтому, в последнее перед Масленицей воскресение, называемое мясным, «тесть зазывает зятя – есть барана».

В Европе тоже отмечаются проводы зимы, и называется этот праздник – Карнавал. Отголоски Масленицы слышны в современном женском празднике – Восьмое марта, который по срокам приходится на тоже время.

Каждый день праздника имеет свое название и несет свою смысловую нагрузку.

Понедельник – «Встреча». С утра вздымают снежные катальные горки, устраивают качели, балаганы, столы с яствами, на сани усаживают соломенную куклу в сарафане, подпоясанную кушаком – Масленицу, на другие сани усаживают столб с вертящимся колесом – символом Солнца. Санный поезд, запряженный ряжеными, проезжает по улицам зазывая всех на праздник. Во всех домах начинают печь блины. С понедельника начинаются кулачные бои, но в основном резвились дети.

Вторник – «Заигрыш». С утра все наряжаются, зазывают покататься на горках, поесть блинов, танцуют. В этот день гуляет молодежь. Хлопцы высматривают невест, девицы украдкой поглядывают на суженых. Принимают гостей, встречают их у ворот или на крыльце.

Среда – «Лакомка». Тещи приглашают своих зятьев на блины, зятья приносят подарки и расписные пряники. Собираются родственники.

Четверг – «Широкий четверток». Масленичный разгул: катание на санях, театральные представления, кулачные бои, взятие снежных крепостей. Пьют пиво и поют песни.

Пятница – «Тещины вечерки». Теперь зятья угощают своих тещь блинами. Зять обязан лично с вечера пригласить тещу.

Суббота – «Золовкины посиделки». Гостей принимает невестка.

Воскресение – «Прощеный день». Торжественно сжигают соломенную куклу в знак победы жизни над смертью; пепел развевают по полю, чтобы придать силу посеву, будующему урожаю. Вечером прощают друг друга со словами «Прости меня, помилуй, буде в чем виноват перед тобою». Прощение заключается поцелуем. В этот день прощаются все обиды и оскорбления, ведь встречать весну необходимо с чистой совестью. Во время прощания поют прощальные выкрики. Преобладает грусть, печаль, и обычно они (песни) значительно продолжительные.

Пояснительная записка

Праздник – душа народа. Без праздника немыслима жизнь. Чем сложнее и противоречивее окружающая жизнь, тем необходимее праздники как потребность в положительных эмоциях, потребность быть вместе, как повод встретиться и даже помириться. Праздник нужен как тот понедельник, с которого мы обязательно начнем жить по-новому.

Для детей и школьников праздник – тот допинг, который позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, отдохнуть от серости будничных дней.

Он нужен детям как вид их удивительного творчества, как одна из форм их духовного и национального самовыражения.

Народное творчество или фольклор – необъятный, бездонный клад тысячелетней мудрости и красоты. Приобщить современных детей к сокровищам устной, художественной, прикладной культуры – нелегкая задача, решить которую мы должны как можно доступнее и понятнее детям. Мы предлагаем в форме игры, праздника, ярмарки.

Сценарий «Проводы масленицы» включает в себя различные виды игр, викторин, соревнований и др.

Каждому виду игр предшествует, естественно, подготовительный период для участников и организаторов. Им и адресованы данные рекомендации, которые помогут в подготовке и проведении сценария предназначенного для школьников 1 – 5 классы.

Так как на сегодняшний день проблемы возрождения русской национальной культуры стоит необычайно остро, главной целью мероприятия мы ставим перед собой следующим образом: восстановить утраченные традиции праздников и обрядов, а также приобщить детей и их родителей к истокам, русской национальной культуры.

Сценарий рассчитан на 4-ех ведущих, главные действующие лица в сценарии это: скоморох, кот-баюн, масленица и ворон. Фольклорный ансамбль, в данном сценарии детский фольклорный ансамбль ЦДТ «Ладушки» и конечно же какой праздник без гостей, т.е. все кто пришел на праздник (учащиеся с родителями).

Сценарий может проводиться в клубе, в школе, на улице.

Мы предлагаем сначала в школе, а затем (сжигание масленицы) на улице.

В сценарии могут принимать участие все желающие, не только дерти. В празднике задействованы все виды и формы игр это: эстафеты для самых маленьких участников, конкурсы и поединки для ребят постарше, специальные шуточные конкурсы отдельно для мам и пап, есть также викторины для всех гостей нашего праздника.

Народность праздника в том, что он, развлекая, поучает.

СЦЕНАРИЙ:

«ПРОВОДЫ МАСЛЕННИЦЫ».

Действующие лица:

Скоморох

Ворон

Кот-баюн

Масленица

В середине зала стоит Масленица в сарафане, веселый скоморох в кафтане, мудрый ворон в красных сапогах и кот. Все они встречают гостей.

Скоморох: Ай люли, тарара!

Посреди стоит гора.

Сидит ворон на дубу,

И играет во трубу.

Ворон в красных сапогах, (показывает на ворона, как бы представляет его)

В позолоченых серьгах.

Эй, сбегайся, народ,

Кот-баюн к вам идет (показывает на кота)

Будем мы блинки кушать –

Будем играть,

Песни петь

И баечки слушать!

Скоморох: Ну а я скоморох

Веселый шут.

Всех разыграю,

Всех рассмешу!

(запевает песню)

«Мы давно блинов не ели,

Мы блинчиков захотели»

(подпевают дети)

(выходит Масленица и выносит блины, угощая всех ими)

Масленица: Угощайтесь гости дорогие, блиночки сладкие, горячие.

Кот: Да, да, очень вкусные блинчики у нашей Масленицы.

(все угощаются блинами)

Ворон: Ну, Масленица, последняя неделя была твоя. Пора уступить дорогу весне.

Масленица: Ребята! А зачем нам весна, да лето. Разве нам плохо было зимой! Новый год, подарки, снеговики.

Скоморох: А на самом деле, ребята, зачем нам лето, каникулы? Мы же любим учиться! Мне лично хорошо! Не надо мне лето. А вам?

(ребята отвечают хором «Нет надо, мы лето хотим!»)

Кот: Да, я лето люблю, сметана, молочко, на солнышке погреться.

Ворон: Полно зимушка зимовать – весна идет, уступай дорогу!

(водят хоровод, поют песню с детьми «Вот уж зимушка проходит»)

Скоморох: А теперь проводы зимы отметим веселыми играми.

Кот: (считая ребят) Зайчик белый, куда бегал?

  • на болото.

Что работал?

  • лыко драл.

Куда клал?

  • под пенек, в уголок.

Кто ж украл?

  • наверное он,

Пусть за это выйдет вон.

(на ком заканчивается считалка, тот становится «Зайчиком», и идет в середину круга, а остальные ходят вокруг него, и поют «Заинька в хоровод, серенький в хоровод», но «Зайчик» постоянно пытается уловить момент, и выбежать из круга. Но его не пускают. Если же он все таки выбегает из круга, то на его место становится тот, кто его поймает)

Скоморох : А ну-ка ребята, повторяй за мной.

(звучит любая музыка, Скоморох делает движение, а ребята за ним повторяют)

Скоморох: Ух, ты умаялся я, что то. А вот кот у нас засиделся.Ну- ка поди сюда.(Скоморох с вороном завязывают коту глаза и он играет с детьми в жмурки, Дети хлопают, а он их ловит).

Масленица: Ребята а вы знаете, что такое загадки? Загадка – мудреный вопрос. Загадка развивает в человеке догадливость и сообразительность. Ну-ка догадайтесь и сообразите, что я вам сейчас загадаю?

1. Краса-жар птица днём появляется,

Ночью улетает, темноту оставляет.

(Солнце.)

2. Меж двух светил в середине я один.

(Нос.)

3. Два брюшка и четыре ушка.

(Подушка.)

4. Три братца пошли купаться.

Двое ккупаються, один на берегу валяеться.

Искупались вышли, да на третьем повисли.

(Вёдра и коромысло.)

  1. В брюхе баня,

В носу решето,

На голове пупок,

Всего одна рука, да и та на спине.

(Чайник.)

Скоморох: Ну с этим заданием вы справились, а со следующим?

Давайте я вас научу скоморошичьим забавам.

(Начинается блок игр.)

  1. «Сороконожка».

Кот и ворон набирают себе по одной команде (любое кол-во человек). Ребята выстраиваются друг за другом и присидают на корточк, держа соседа за плечи.

По сигналу команды должны оббежать препятствие, не задев его и не растеряв по дороге участников. Кто выполнит все условия та команда и победила.

  1. «Юла».

Участвуют двое человек (по одному из команды). Ребята встают на против друг друга на расстоянии 5-6 метров. На их талию привязывается веревка. На середине этой верёвке устанавливается пометка (красная лента). По сигналу участники начинают наматывать верёвку себе на талию. Кто быстрей окажется в центре (у

пометки), тот и выиграл.

  1. «Круг почёта».

Из этой же верёвки образуется круг на полу. Вызываются два мальчика. Они встают в круг напротив друг друга. Им завязываются сзади руки. Ребята должны стоя на одной ножке и с завязанными руками бороться за право остаться в кругу почёта. Но! Бороться они должны только плечами. Кто выталкает противника за круг, тот и победитель.

  1. «Бояре».

Две команды (число не ограничено) строятся напротив друг друга, положив руки на плечи соседей. Одна стенка идет навстречу другой стенке и поет «Бояре а мы к вам пришли». Бояре после слов «подавайте невесту навсегда» выхватывают понравившуюся девушку и уходят. Потом меняются.

Масленица: А я знаю игры и для мам и для пап.

Выходят две мамы и садятся друг напротив друга им даются блины или каша. Они по команде начинают есть кто быстрее и больше всех съест тот и выиграл.

Масленица: Что дорогие мамы? А каково детям которым вы говорите обязательно доесть кашу до конца. – Ну а сейчас мы пап на смелость и ловкость проверим.

Двое мужчин становятся на противоположные лавочки и им дается по мешку набитому мягкими тряпками, и к томуже им завязывают глаза. Кто победит противника. А сам останется на месте, тот и выиграл.

Скоморох: Ну что Масленица давай прощаться до следующего года. Ну а мы в конце праздника обратимся друг к другу со словами «Прости меня уж если виноват чем перед тобою» В этот день нужно простить все обиды и оскорбления.

Скоморох: Ой прости меня Котушка-коток за то что ты без порток. Ох простиж меня и Ворон, что (оттягивая его) костюмчик новый. И вы простите меня люди добрые, коль что не так вышло. До свидания Масленица.

Все провожают Масленицу и поют песню «Ты прощай наша Масленица».

Кот: А теперь все на улицу баб крушить, с горок кататься, чтобы холодная морозная зима поскорее уступила свое место весне красной, доброй и теплой. (все выходят на улицу).


Масленица - это языческий праздник, один из немногих сохранившихся в нашей жизни. Гуляния в Масленицу были популярны всегда. Достаточно вспомнить, что в каждом городе, более того, в каждом богатом поместье, выделялись постоянные места для масленичных гуляний. И назывались они соответственно - Масляный луг. Даже члены императорской фамилии в дни народных праздников включались в шумные и яркие народные забавы.

С тех пор в нашей стране произошло немало перемен, традиции устраивать массовые гуляния по поводу проводов Зимы (объединенных с празднованием Масленицей), на площадях и в парках городов и сел, изменились, но сохранились. А вот устраивать в домашнем или дружеском кругу, увы, способны уже немногие, чаще всего, ограничиваемся блинными трапезами. Предлагаемый нами сценарий праздника Масленицы «Гуляй, народ - Масленица у ворот!» универсальный, не требующий дорогостоящего реквизита и привлечения большого коллектива профессиональных артистов, он может стать основой как для программы небольшого гуляния, так и для проведения вечера отдыха в кругу родных, друзей или коллег (в этом случае, в качестве ведущих выступит инициативная группа). Можно такой провести и в школе, и в детском саду, при активном участии в нем родителей. Необходимое музыкальное оформление сценария прилагается.

Сценарий праздника Масленицы и встречи Весны

Реквизит:

Коробок или небольшой сокс (неупругий мяч) для игры в Коробочку

Канат или достаточно плотная и толстая веревка для игры в Скакалку

Санки-ледянки с веревками для Саночных гонок

Действующие лица:

1-й Скоморох

2-й Скоморох

Забава

Зима

Весна

Зачин праздника

Звучит фонограмма - трек 1 на выход скоморохов.

1-й Скоморох: Дорогие господа!

Отложите все дела,

2-й Скоморох: Веселиться всем пора

Масленица к нам пришла!

1-й Скоморох: Девчонки-непоседы,

Да деды-домоседы!

2-й Скоморох: Мальчишки неугомонные,

И мамочки проворные,

1-й Скоморох: Солидные отцы

И безусые юнцы,

2-й Скоморох: Девушки красивые,

Да бабушки сметливые.

1-й Скоморох: Встретим душевно

И совсем несмышленых,

2-й Скоморох: А еще холостых и семейных,

Жизнью умудренных!

1-й Скоморох: Веселым - задора добавим,

Печальных - смеяться заставим!

2-й Скоморох: Мимо не проходите,

К нам скорей идите!

1-й Скоморох: Эй, солидный дядька,

Ты на нас поглядь-ка.

2-й Скоморох: Брось сурьезны мысли,

Тучей, прям, нависли!

1-й Скоморох: Подходи, стряхни заботы,

Праздник нынче, петь охота!

2-й Скоморох: А вот Матрена Дормидонтовна идет,

Полные сумки с базара несет.

1-й Скоморох: Тетка Матрена, бросай кутули,

Внуков в охапку, да к нам, слышь, рули.

2-й Скоморох: Ой, глянь-ка, какой господин важный.

И вид у него авантажный!

2-й Скоморох: Эй, дядя, поворачивай сюда оглобли.

Подходи к нам, да рюмку хлопни!

1-й Скоморох: Ой, а там какая краля!

Мы на нашем подворье таких не видали!

2-й Скоморох: Теперь спать, есть не буду,

Пока номер мобильника ее не добуду.

Появляется Забава.

Забава: Ну, скоморохи, вы и болтливы!

Народ, уж, озяб, да и у вас носы, как сливы!

Хватит болтать, праздник пора начинать!

1-й Скоморох (обиженно): Ты, Забава, не мели, что попало.

Тебе это не пристало.

2-й Скоморох: Зря обижаешь, кума,

Всех разогреем, хватит ума!

1-й Скоморох: Девицы румяные,

Парнишки забавные,

2-й Скоморох: Седые и молодые,

Незнакомые и родные,

1-й Скоморох: В круг, пожалуйте, скорей

И потопайте громчей!

2-й Скоморох: Даром музыка гремит?

Всем плясать давно велит!

Большой хоровод - звучит трек 2

Скоморохи помогают образовать круг из зрителей и ведут хоровод, задавая направление, темп. В центре круга Забава, которая в соответствии со словами песни показывает, какие движения нужно выполнять.

1-й Скоморох: Ай, да славный хоровод!

Разогрелся, что ль, народ?

2-й Скоморох: Солнце припекает,

Щечки расцветают!

"Гуляй, народ - Масленица у ворот!" Игровой блок 1

Забава : Пишут в наших умных книжках:

Знали раньше ребятишки,

Как играли и плясали,

Масленицу провожали.

Ну, а наши непоседы

Знают, как гуляли деды?

Что молчите, сорванцы?

Помогайте-ка, отцы!

Проводится конкурс "Что мы знаем о Масленице"

1-й Скоморох: Кто такая Масленица?

2-й Скоморох: Что это за чудо-юдо такое?

Гости отвечают. За содержательные ответы можно давать небольшие призы. Или (если людей будет много) тех, кто дал хороший ответ приглашают на сцену (в центр круга). Позже из них можно создать команды для дальнейших состязаний.

Забава: И вы все правы: Масленица - праздник прощания с зимой и встреча Весны. И этот уходит своими корнями в праславянские времена. Считалось, что обряды, проводимые в Масленицу, помогают Весне одолеть Зиму. Следующий вопрос Вам может показаться сложным, но если вы вспомните, что делают на масленичных гуляньях, то легко ответите на него. Итак, какими обрядами наши предки помогали Весне справиться с зимой?

Гости отвечают. Правильные ответы: Взятие Снежного городка; Кулачные бои; Сжигание чучела Зимы; Песни веснянки; Блины

1-й Скоморох: А, что это мы, Забава все разговоры говорим? Я бы тоже не прочь Весне делом помочь!

2-й Скоморох: И мне зима надоела, скорее бы уж тепло прилетело!

1-й и 2-й Скоморох: Пора зиму прогонять, Весну встречать!

Зима: Кто это тут меня вспоминает?

Кто прогнать обещает?

Мое время еще не пришло,

А за дерзость вашу не пущу к вам тепло!

Скоморохи ежатся, пытаются спрятаться за Забаву .

Зима: Разве я не радовала вас морозом,

Кто нынче не ходил с красным носом?

Разве снегом я Землю не украшала,

Или на санках вас всех не катала?

Мне только свистнуть стоит -

Налетят метели, и ваш праздник расстроят!

Скоморохи выталкивают друг друга из-за Забавы . Тот, кто оказался впереди, выкатывает грудь колесом, бросает реплику и снова прячется за Забаву (или пытаются затеряться в толпе).

1-й Скоморох: Так мы и испугались!

2-й Скоморох: Да и на санках давно уж накатались!

1-й Скоморох: Ты лучше беду не кликай, нас больше, так что сиди и не пикай!

2-й Скоморох: От нашего пыла и жара недалеко до пожара!

Мы сейчас, как затопаем, да в ладоши захлопаем!

1-й Скоморох: Сразу растаешь! Ишь ты, ругаешься...

2-й Скоморох: Как разойдемся, сама испугаешься!

Зима: Кому зима мила? Поднимай руки, детвора!

Ах так, надоела? Тогда вызываю вас на бой,

Стенка на стенку в снежки всей гурьбой.

Вот это будет моя поддержка (показывает на народ в круге или на сцене),

Посмотрим еще, кто верх одержит!

Гости произвольно делятся на две команды. На одной стороне играют 1-й Скоморох и Забава , на другой - 2-й Скоморох и Зима .

Игра в снежки .

Во время игры в снежки звучит трек 3 "Игра в снежки"

Забава: Всё! Музыка кончилась, а победила дружба. Не возражаешь, Зимушка?

Зима: Да, не возражаю, конечно. Все показали себя молодцами. И скажу вам по секрету, что я и сама уже устала. Время-то мое длинное и не простое: темное и холодное. Самой солнышка хочется.

Забава: А пойдем со мной, я тебя чаем напою, да блинами угощу.

Зима: Ладно, ваша взяла. Уступлю «лыжню» Весне. Только не сразу, не надейтесь. У меня еще дела остались важные.

Забава: Вот и хорошо, вот и ладушки. Ты же и сама знаешь, что всему свое время. А договориться всегда можно.

Зима (слегка ворчливо): Ладно, ладно, помирились уже. Пусть народ веселится, а я пойду отдохну немного. Силы уже не те, что в декабре. Уговорила, языкастая, веди меня чаевничать.

Забава, улыбаясь : Пойдем, пойдем. Самовар пыхтит, блины стынут. (Обращаясь к Скоморохам): А вы пока народ развлекайте, мерзнуть не давайте. Мороз не велик, да стоять не велит!

"Гуляй, народ - Масленица у ворот!" Игровой блок 2

1-й Скоморох: Что ж, друзья, начнем сначала,

Встали снова все в кружок.

1-й Скоморох собирает круг, и сам встает вместе со всеми.

2-й Скоморох: Вот смотрите, коробок (если будете играть с ледышкой, - есть ледок),

Бью ногой, лови, дружок!

2-й Скоморох пробивает пас 1-му Скомороху . Тот отбивает.

1-й Скоморох: Скушал? Думал промахнусь?

Я же крут! (гордо выпячивает грудь)

2-й Скоморох (уворачиваясь от коробка): Надутый гусь!

Ты, дружочек, счас попал,

И теперь водящим стал!

Чтоб досады не доставила, объясняю правила.

2-й Скоморох объясняет правила игры в Коробочку

Игра "Коробочка"

Играющие встают в круг и берутся за руки. Водящий в центре круга старается пнуть коробочку (льдинку или кусок затвердевшего снега) так, чтобы она покатилась и задела чью-либо ногу. Стоящие в кругу стараются избежать соприкосновения с ней, подпрыгивают, уворачиваются, но при этом они не должны выходить из круга и расцеплять руки.

Если коробочка задела чью-то ногу, то ее обладатель становится водящим, а его предшественник встает в круг.

Проводится Игра в Коробочку.

Во время игры звучит трек 4 "Игра в коробочку"

1-й Скоморох: Друзья мои, скажу вам честно,

Давно мне не было так интересно!

2-й Скоморох: То ли еще будет! Коробок попинали,

А попрыгать теперь не пора ли?

1-й Скоморох: Это ты на скакалку намекаешь?

2-й Скоморох: На нее, на нее - правильно смекаешь!

Достает скакалку. Появляется Забава.

Забава: Вовремя я подоспела,

Какое тут веселое затевается дело!

А ну, Скоморохи, крутите веревку,

А мы будем прыгать весело и ловко.

Скоморохи крутят скакалку, Забава прыгает, все вместе считают.

1-й Скоморох: Все поняли? Подбегай, кто смелый.

2-й Скоморох: Да не робей, не сложное это дело!

Проводится игра Скакалки.

Звучит трек 5 "Игра скакалки"

Скоморохи крутят скакалку, а желающие подбегают и прыгают. Остальные считают сколько прыжков сделал очередной участник. Ведущие могут менять темп и опускать или поднимать скакалку.

Игра "Саночные гонки"

1-й Скоморох: А сейчас старинная забава у нас:

На лошадках по снегу придется проехать.

2-й Скоморох: Вот это, класс!!!

Скоморохи приглашают отцов маленьких детей поучаствовать в конкурсе.

Забава (выбирает маленьких детишек): Где тут лихие ездоки?

(показывает на отобранных отцов) Застоялись уже рысаки!

1-й Скоморох: Коней запрягайте скорей,

2-й Скоморох: Да на старт выезжайте быстрей!

От старта до финиша рысаки (папы) везут на санках-ледянках ездоков - детей. Побеждает первый, кто пересечет финишную черту (ленту).

Проводится первенство Саночные гонки

Звучит трек 6 - песня Утесова "Только глянет над Москвою утро вешнее"

Забава: А теперь будем загадки отгадывать!

1-й Скоморох: Нет, лучше канат перетягивать!

Да вот где взять канат?

2-й Скоморох: Это ты-то не знаешь, пригожая?

1-й Скоморох: Есть прекрасная замена - Потяг.

2-й Скоморох: А состязаться мы будем так:

Игра "Потяг"

Две команды, равные по числу участников и силе, выстраиваются в шеренги и сцепляются согнутыми в локтях руками, образуя цепочки. В начале цепочек становятся самые сильные игроки - "Заводные". В центре игровой площадки чертят черту, которая будет границей. Подводят цепочки своих команд к границе, "заводные" берут друг друга под руки и с помощью команды пытаются перетянуть через границу противников на свою сторону. Побеждает команда, которая сможет перетянуть за черту не меньше трех игроков команды соперников.

Во время игры звучит трек 7 Игра потяг

Забава: Наигрались? Развлеклись?

Не напрасно собрались!

Притомились ребятенки,

1-й Скоморох: Что ты? Глянь, горят глазенки!

2-й Скоморох: Все еще играть хотят!

Забава: Нет, пора игру прервать,

Всем давно пора обедать.

Скоморохи хором: И блинов нам всем отведать!

Звучит русская трек 8 - народная песня Блины

Блинная пауза

Гости приглашаются к столам, на которых пыхтят самовары и румянятся блины. Если вечеринка дачная, домашняя, то можно и в доме блинов отведать.

Пока гости угощаются блинами и греются чаем, Ведущие (Забава и Скоморохи) могут провести Викторину "Масляная неделя"

Викторина "Масленая неделя"

1. Сколько длится Масленица? (Неделю)

2. Как называются дни Масляной недели?

(Понедельник - Встреча, или Встреча Масленицы;

Вторник - Заигрыш;

Среда - Лакомка;

Четверг - Разгуляй;

Пятница - Тещины вечерки;

Суббота - Золовкины посиделки;

Воскресенье - Прощенное воскресенье)

3. Продолжи пословицу:

Сколько блинов напечешь... (столько солнечных дней привлечешь)

Пришел зять... (где сметаны взять?)

Блин не клин - (брюха не расколет)

Блин не сноп - (на вилы не наколешь)

Блины и поцелуи (счета не любят)

Где блины - (тут и мы!)

В Прощенный день - как на Пасху (все целуются!)

Как на масленой неделе (в потолок блины летели)

Масленица без блинов, (как именины без пирогов)

Это Масленица идет, (блины да мед несет)

Не все коту Масленица, (будет и Великий пост)

Масленица объедуха, (деньгам приберуха)

4. Как еще называли Масленицу?

(Объедухой

Сырной седмицей

Блинницей

Кривошейкой

Блинщиной,

Блиноедкой

Прожорной неделей

Широкой масленицей,

честной,

Целовальницей,

Кривой неделей,

веселой, Боярыней Масленицей,

Молочницей,

Масленкой,

Маслоедом,

Обманухой,

Пышкой,

Затейницей,

Обжорой,

Ясочкой,

Перепелочкой,

Лакомкой)

Для победителей этого непростого конкурса (2-4 человека) можно устроить дополнительное состязание на личное первенство Веселый молочник.

Конкурс "Веселый молочник"

Реквизит:

- пластиковые стаканчики со сметаной или густым йогуртом по количеству участников

- шарфы или ленты по количеству участников

Участникам связывают за спиной руки, и предлагают съесть сметану из пластикового стаканчика.

"Гуляй, народ - Масленица у ворот!" Игровой блок 3

Забава: Наелись? Отогрелись?

1-й Скоморох: Разморило? (зевает) Захотелось спать?

2-й Скоморох: Ну уж, дудки! А кто будет Весну звать?

Забава: Собирайся народ, вставай в хоровод!

1-й Скоморох: Зиму провожаем,

2-й Скоморох: Весну встречаем!

Звучит трек 9 Весну звали

Забава и Скоморохи ведут хоровод: в одну сторону, в другую; широкий круг - узкий (по типу игры "Каравай"), на словах "а мы ждем весну и солнышка" можно разорвать круг и ведущий начинает водить цепочку, закручивая улитку, которую потом раскручивает уже последний в цепочке.

На последних словах песни появляется Весна.

Весна: Проспала я что ли?

Ждет народ и солнца вволю...

Как вы звонко пели,

Как мои капели.

Забава: Хороводы мы водили,

И тебя, Весна, будили.

1-й Скоморох: Ждали с нетерпением

Твоего явления.

1-й Скоморох: Нам зима наскучила,

Холодом замучила!

Весна: Солнышко пригреет,

Землю отогреет,

Мне чуть-чуть окрепнуть надо...

Как же видеть вас я рада!

Между своими репликами ведущие (Забава и Скоморохи) выстраивают собравшихся парами в "Ручеек".

Забава: К нам иди скорее,

Тебя мы отогреем!

1-й Скоморох: Выстроились парами здесь совсем недаром мы.

2-й Скоморох: Это первый твой ручей. Ну, открой его скорей!

Проводится игра

Игра "Ручеек"

Звучит Трек 10 Игра Ручеек [

1-й Скоморох: Попрощались мы с Зимой

И с Весной идем домой.

2-й Скоморох: Скоро реки зажурчат

Скоро птицы прилетят!

Весна: Отогреется земля

Зацветут леса, поля!

А когда прольются грозы,

Заблагоухают розы.

Забава: Все, друзья, пора прощаться.

По домам всем разъезжаться.

С праздником всех поздравляем,

Сценарий фольклорного праздника "Широкая Масленица"

Разработка педагога дополнительного образования МБОУ « Гимназия № 83», г. Ижевск,

Шиляевой Ирины Геннадьевны.

Цель: привить интерес к русской культуре; развить выразительную, образную речь и творческие способности детей.

Продолжительность мероприятия : 1 час.

Аудитория : дошкольники, начальная школа

Ведущие : младшая группа ансамбля «Золотые гусельки» (1 год обучения), руководитель ансамбля.

Музыкальный ряд: заклички, масленичные песни, народные игры, веснянки, хороводные песни.

Оборудование и реквизит: аккордеон, блины (картонные), кегли, мячи, корзины, веник

Место проведения: улица

Список литературы:

    Аникина В. Русский фольклор. – М.: Худож. Лит., 1986 .

    Буенок А.Г. «Народные забавы и игры»

    Ермолаев С. Д. «Русская народная песня для детей», С.- П. ,изд-во « Пресс»,1991.

    Загоруля Г. А., Мазурик А. М. “ Путешествие в мир фольклора”. – Ханты-Мансийск: ГУИПП “ Полиграфист

    Круглов Ю. Г. «Русские обрядовые песни» , Москва, «Просвещение», 1989.

6. Сайты по народному творчеству

    Чудакова Н.«Праздники для детей и взрослых», Москва, 2000.

Ход праздника:

Скоморох:

Расходись, честной народ,
Скоморох сюда идёт!
Шире рот открой.
Не зевай,
Ко мне подлетай.

Поиграем, пообщаемся.

Блины покушаем,
Весёлые шутки послушаем!

(Приложение.1.Песня»Перед весной»)

Скоморошина 1:

Слушай сто объявлений:
Предлагаю масленицу встречать.
Петь, плясать, одним словом, не скучать.

Скоморошина 2:

Весну встретим, зиму проводим,
В хороводе с ними походим!

Скоморошина 3:

На Масленицу сегодня,
железный закон, хмурым
и угрюмым вход воспрещен!

Скоморох:

Масленица – один из самых любимых праздников русского народа, самый весёлый, разгульный. Масленицу называли честной, широкой, весёлой.

Скоморошина 1:

В старину, Масленицу
праздновали семь дней,
каждый имел свой обряд.
Первый день – встреча,

Второй- заигрыш,

Третий -лакомка,

Четвёртый- широкий четверг

Пятый- тёщины посиделки,

Шестой- золовкины посиделки
А седьмой – проводы.

Пели, блины ели,
Плясали, друг друга прощали.
Весело зиму провожали.

Скоморошина 2:

Поживей, честной народ,
Становись-ка в хоровод.

Предлагаю всем кричать,
масленицу в гости звать!

(Приложение 1.Песня «Маслена неделька»)

Скоморошина 3:

А давайте все вместе будем Масленницу в гости звать! Повторяйте за мной!

Душа ль ты моя, Масленица,
Приезжай к нам в гости,

На широкий двор,
На горах кататься,
В блинах поваляться!

(Приложение 1.Песня «Едет масленица дорогая»)

Скоморох:

Здравствуй, Масленица, гостья дорогая!

Давно ждем тебя, поджидаем,

без тебя игры не начинаем!

Масленица:

Доброго здоровьица, народ честной!

Давай гулять, Маленицу отмечать!

Подходи ко мне,не зевай,к нам подлетай
Здесь на лево потеха,
На право забава,
А прямо веселье кипит через край!

Скоморошина 1:

Что с ногами не пойму,
В право, в лево носятся,
не стоят они на месте,
так в игру и просятся.

(приложение 1.,игра «К нам коза пришла»)

Ну-ка, детки ребятня,
здесь у нас пройдёт игра,
засиделись, что-то с лишком,
поиграем-ка в ловушки.

(приложение 2.,игра «Вороны и воробьи»)

(приложение 2., игра «Зима и весна»)

(приложение 2.,игра «Всадники»)

Скоморошина 2:

Раным-рано куры у нас запели,
Про весну красную возвестили!

Пора заклички запевать,

Чтобы весну встречать!

Скоморошина 3:

Принято было на Масленицу из теста жаворонков печь, класть их на ладони. Ребятня, с самой высокой горы, кликала с жаворонками весну.

Давайте и мы позовем весну.

(приложение 1. Закличка «Ой, жаворонки», «»Жавоонки»)

Скоморошина 1:

Ох на славу веселились,

Пора и честь знать!

Масленицу провожать!

Скоморох:
Прощай, прощай Масленица!
Наступает весенний пост.
Дадут нам редьки хвост.
А мы редьку не берём,
Кота за уши дерём.

Скоморошина 1:

Веселились мы и шутили,
Вместе зиму проводили
Маслена неделя,
быстро пролетела.

(приложение 1, песня «Мы Масленую дожидали»)

(Сжигаем чучело)

Приложение 1. Песни.

Текст песни «Маслена неделька»

1.Как на Масленой неделе санки с горочки летели

Дуня с горки катится, на ней бардово платьице.

Припев,2 раза: Маслена, маслена неделька

Не допрядена осталась, а у нас куделька

2.Шарик Жучку взял под ручку, стали польку танцевать.

Обормотик –черный носик, стал на дудочке играть.

Припев, 2 раза

3. Всю неделю хороводы, бубенцы звенели!

Поздравляем от души с Масленой неделей!

Припев, 2 раза

Приложение 2. Народные игры.

« Вороны и воробьи»
Играющие делятся на 2 команды. Одни - "вороны", другие - "воробьи". Ведущий говорит: "Вороны!", и "вороны" ловят "воробьев". По команде: "Воробьи!", "воробьи" ловят "ворон".

«Зима и весна»

Перетягвание каната. С одной стороны «Зима», с другой «Весна».
Дети делятся на команды и перетягивают канат. Можно предложить ребятам взяться за канат, стоя к противнику спинами.

«Всадники»
На площадке выставляются кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто уронит меньше кеглей.

«К нам коза пришла»

Выбираются 2 человека для «ворот». Остальные участники становятся «паровозиком».» Паровозик пробегает под воротами. На слова «а самого маленького оставила» ловят того кто,оказался в воротцах.

Игра до тех пор, пока не останется 2 участника паровозика.

Слова, под которые двигается паровозик:

К нам коза пришла, Масленицу привела

По закаменью, по зараменью.

Сама прошла, всех детей провела,

А самого маленького оставила.

Неонила Бердникова

«Как на масленой неделе в потолок блины летели!»

фольклорный праздник для детей старшей группы.

Цели:

Расширение знаний детей о народных традициях и обычаях.

Пробуждение интереса к народным традициям.

Воспитание культуры взаимоотношений детей на духовных и нравственных традициях своего народа.

Развивать и обогащать речь детей, воображение и фантазию;

Звучит фонограмма русской народной песни, в зал входят дети с инструментами в руках (деревянные ложки, трещотки, бубны, коробочки и т. д.).

Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие!

Веселье Вам да радости!

Давно мы вас поджидаем

Праздник без Вас не начинаем

Хозяин. У нас для каждого найдется

И словечко и местечко.

Удобно ли Вам гости дорогие

Всем ли видно?

Всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Гости. Гостям то, известное дело, хватило места

Да не тесновато ли хозяевам?

Хозяин. В тесноте, да не в обиде.

Дети. Где тесней, там веселей.

Хозяин. Народ собирается,

Праздник начинается!

Хозяйка. А какой же нынче праздник?

Знает хоть один проказник?

Дети. Масленица!

Хозяин. Верно, Масленица!

Не английский, не французский,

Масленица – праздник русский!

Будем петь мы и плясать,

В игры русские играть!

Хозяйка. Становись, честной народ!

Ждет нас русский хоровод!

Дети исполняют русский народный хоровод «Мы Масленицу дожидали».

В зал входит воспитатель в костюме Зимы.

Зима. Что за шум здесь, что за гам?

Кто устроил тарарам?

Ну-ка, быстро собирайтесь

И из зала убирайтесь!

Нечего здесь песни петь,

Надо по домам сидеть!

Хозяин. Вот так гостья появилась!

И чего ты разозлилась?

Зима. Не гостья я, хозяйка тут!

Меня все Зимушкой зовут.

Хозяйка. Эх, ты, Зимушка – Зима!

Все дороги замела!

Все дороги, все пути –

Не проехать, не пройти!

Хозяин. Хватит реки льдом ковать,

Лес морозить, птиц пугать! Масленицу провожаем, значит и тебе, Зима, конец! Весна на пороге!

Зима. Как это конец? Моя власть! Моё время!

Никуда я не уйду!

Как задую, замету!

Позову в детсад пургу,

Я вас всех прогнать смогу!

Если уж на то пошло,

Мое время не пришло!

А за наглость, в наказание,

Вам устрою испытание!

1 ребенок. Зима бела,

Нам с собою принесла:

Морозы трескучие,

Снега сыпучие,

Ветры завьюжные,

Метели дружные,

Масленку, колядку,

День с курину пятку.

Зима. Ах, противные детишки!

Что вы дразните меня!

Позову сейчас мороз,

Заморожу щеки, нос!

Хозяйка. Ты напрасно не сердись,

Лучше с нами веселись.

Потанцуем мы с тобой,

Потом проводим на покой.

Зима. Не знаю даже, как и быть…

Люблю я хоровод водить.

Ладно! За руки беритесь,

В хороводе закружитесь!

Дети исполняют хоровод «Вдоль по улице метелица метет».

Зима. Ох, оттаяла душа!

Больно песня хороша!

На прощанье вам скажу:

Хоть надолго ухожу,

Вы меня не забывайте,

Словом добрым вспоминайте!

Ведь детишкам всем порой

Очень весело зимой!

Что ж, пожалуй, мне пора…

До свиданья, детвора!

Зимушка уходит, взмахнув на прощанье рукой.

Хозяин. Вот и проводили мы Зиму!

Пришла пора с Масленицей веселиться!

Под веселую народную мелодию скоморохи вносят соломенное чучело Масленицы.

Хозяйка. Вот и Масленица пришла и веселье завела!

Её мы встретим песнями,

Стихами интересными.

Ну-ка, дети, не зевайте,

Масленицу восхваляйте!

2 ребенок. Душа ль ты моя, Масленица,

Приезжай к нам на широкий двор

На горках покататься,

В блинах поваляться!

3 ребенок. А мы Масленицу ожидали,

Киселя с молоком не хлебали.

Вот и Масленица во двор въезжает,

Широкая во двор въезжает,

Все на кониках вороных,

Все на саночках расписных!

4 ребенок. Ай, да, Масленица - кривошейка!

Встретим тебя хорошенько!

Сыром, маслом да яйцом,

Да румяным калачом,

Песней, пляской, да весельем,

Да хорошим угощеньем!

5 ребенок. Наша Масленица дорогая,

Ненадолго к нам пришла.

Думали, на семь недель,

Оказалось – на семь дней!

Хозяин. Ребята, а что вы знаете о Масленице?

Дети по очереди рассказывают:

Масленица бывает в конце февраля – начале марта. На Масленицу все объедаются, потому, что сразу после Масленицы наступает Великий пост. Масленица возвещает, что зиме пришел конец, весна на пороге. Народ на Руси всегда отмечал праздник Масленицы шутками, играми, плясками, кулачными боями и сытыми застольями.

Масленица начинается в понедельник. Этот день называется встреча. В этот день устраивали и раскатывали снежные горки.

Вторник – заигрыш. С этого дня начинались игры и развлечения.

Среда – лакомка. В этот день стараются съесть больше сладостей.

Четверг – разгул. Этот день самый веселый.

Пятница – тёщины вечера (папы идут в гости на блины к маминым мамам, нашим бабушкам).

Суббота – золовкины посиделки. За столом собирается вся семья, пьют, едят, веселятся.

Воскресение называют прощеным днем. В этот день прощают все обиды, забывают ссоры, признают свои ошибки, мирятся.

Воскресенье – проводы Масленицы.

Хозяйка. Молодцы! Все о Масленице знаете!

А в какие игры вы русские играете?

6 ребенок. Много разных игр есть,

Все их трудно перечесть.

Нам играть, друзья, не лень,

Мы б играли целый день!

7 ребенок. Мороз, мороз,

Через тын перерос,

Не велит мороз стоять,

Велит детям поиграть!

Хозяин. Так давайте в «Горелки» играть!

Веселой игрою весну зазывать!


Проводится игра «Горелки».

Хозяин. Если дружно взять канат,

Потянуть вперед – назад,

И сказать всем вместе: Эх!

Победит, пожалуй, смех!


Игра «Перетягивание каната»

Игра «Богатырские схватки»

На полу 2 обруча, это так называемое «толкалище».

Участники игры выходят попарно. Задача: вытолкнуть соперника из круга (упираясь ладонями в ладони противника; упираясь лбом в лоб противника; упираясь спиной в спину соперника; упираясь грудью в грудь противника; стоя на одной ноге и упираясь в плечо противника) .


Хозяин. Ко мне подходи,

Да друзей приводи!

Не проходи мимо нас –

Быстрая карусель

Закружится сейчас!

Кому делать нечего,

Катайтесь хоть до вечера!


Проводится игра «Карусель».

После игры дети садятся на места.

Хозяйка. Гости, будьте все здоровы

Вот блины мои готовы!

Хозяин. Дорогие гости! Угощайтесь на здоровье!


Дети угощаются блинами.


Хозяйка. Надо проститься с Масленицей и по старинному русскому обычаю сжечь её чучело на костре.

Хозяин. Загорись, костер, унеси Зиму.

Зажигай, огонь, растопи снега.

Сжигают чучело на улице. Дети наблюдают в окно.

Все. Ты прощай, прощай, наша Масленица!

Цель: знакомство с традиционным народным праздником "Масленица".

  • Приобщение детей к народному творчеству, народным обычаям традициям русского народа.
  • Формирование представлений об особенностях народного праздника "Масленица"; о характере народных игр.
  • .Развитие воображения и фантазии, через продуктивную творческую деятельность; совершенствование навыков группового взаимодействия.
  • Ознакомление с творчеством художников, отражающих в своих работах народные традиции.

Воспитание эстетического отношения к народному фольклору.

Возраст и количество участников: 8- 13 лет; 25 - 30 человек

Подготовительный период:

Приглашения. Приглашения на праздник для детей можно сделать в форме куклы, разрисовать которую будет не трудно. Сделать надпись "Пришла Масленица - отворяй ворота". Так же подойдут для приглашений праздничные открытки и фотографии, самое главное, чтобы их содержание соответствовало теме "Масленица".

Призы готовят заранее. Например, в качестве призов подойдут кулинарные книжечки с рецептами блинов.

Оформление помещения. Огромное значение в эстетическом воспитании детей имеет оформление помещения, где будет проходить праздник. Попробуйте сами (или привлеките художника) нарисовать исторические картинки с изображением празднования Масленицы на Руси и украсьте этими картинками помещение. Можно развесить плакаты со следующими поговорками: "Блин добр не один", "Блин брюху не порча", "Блин не клин брюха не расколет", "На горах покататься, в блинах поваляться", "Без блина не Масленица, без пирога не именинник".

С детьми следует заранее выучить русскую народную песню "Блины" (запись А. Абрамского), частушки (прил.1). Заранее придумать и подготовить атрибуты для выступления (платки, юбки и т.п.). И самое главное на столе для чаепития должны быть блины! Привлеките родителей для выпечки блинов.

Оборудование и материалы:

Стол и стулья (для творческого задания); стенд для мини - выставки изготовленных во время мероприятия работ; магнитная доска для демонстрации иллюстраций и фотографий

Призы, жетоны; картины В.И.Сурикова "Взятие снежного городка".

Листы с нарисованной крестовиной (прил.2) по числу мини - групп: обрезки ткани, бумага, ножницы, клей.

Наборы карточек с пословицами (прил.2);2 ленты (игра "Три ноги"); 4 ведёрка, шарики или сшитые из ткани снежки; обруч или мел (игра "Петушиный бой"), бумага (для записок), ручки, конверт, спички (только у педагога); мешочки с крупами (пшённая, манная, гречневая, перловая, горох).

Музыкальное оформление: записи народных песен и мелодий. Фонограмма песни "Блины", частушки.

Сценарный план:

Введение. Рассказ о символике праздника

Конкурс пословиц и поговорок о Масленице

Творческое задание: изготовить аппликацию - чучело "Масленицы

Конкурс "Испеки блины"

Игра "Золотые ворота"

Конкурс "Определи крупу"

Игра "Петушиный бой"

Игра "Три ноги"

Игра "Снежки"

Конверт с записками

Хоровод, частушки

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит весёлая народная музыка. Участники мероприятия рассаживаются за столы на свободные места.

Ведущий: Кажется, совсем недавно мы встречали Новый год, радовались рождественским праздникам и русской зиме с ее белыми снегами, санками, играми, сильными трескучими морозами. Но вот появилось солнце яркое, веселое, длиннее стал день, и мы понимаем, что скоро наступит весна.

Зима силу теряет, чуете?
Тёплые дни наступают
Пора зимушку провожать
Весну - красну встречать.

Еще у древних славян был многодневный праздник, знаменовавший собой проводы зимы. Из далеких языческих времен пришла к нам Масленица, честная Масленица, широкая Масленица. Любили на Руси Масленицу - праздник озорной, веселый, отчаянный.

Наша Масленица годовая,
Она гостинка дорогая,
Она пешею к нам не ходит,
Все на комоньях разъезжает,
Чтобы кони были вороные,
Чтобы слуги были молодые!
Про Масленицу говорили:
Душа ты наша Масленица!
Сахарны твои уста,
Сладка твоя речь!
Приезжай к нам в блинах поваляться,
Сердцем потешиться!

Масленица несла свет и радость скорой весны.Ее повсюду ожидали с большим нетерпеньем. В народе говорили: ""Хоть с себя заложить, а Масленицу проводить". Считалось, что если плохо отпраздновать ее, то придется жить в горькой нужде. Масленицу называют широкая. Как вы думаете почему? Масленица была самым весёлым и разгульным праздником. Длился праздник целую неделю! Ярмарки, уличные игры, скоморохи, пляски, песни. За это и величали в народе широкой Масленицей!

Имя свое Масленица получила от обильной и масляной еды, которой полагалось угощаться всю неделю. По народным поверьям необходимо было помочь солнцу победить злую морозную зиму, и любимой на Масленице едой были блины круглые, румяные, с пылу, с жару, похожие на лик солнца. Обжорство - самая примечательная черта праздника. Это должно символизировать сытую жизнь в течение года.

Масленицу величаем
И чего ей только не обещаем:
Реки сметаны,
Горы блинов,
Лишь бы скорей приехала она
Честная, веселая, широкая боярыня

Во многих семьях блины начинают печь с понедельника. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись большие во всю сковородку, тонкие, легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра и т.д. Масляный блин - символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровых людей. Как в пословице говорится: "Без блинов не Масленица". "Блин красив и горяч, как горячее всё прогревающее солнце".

Конкурс пословиц и поговорок о блинах и Масленице

(дети делятся на две команды, за каждый правильный ответ команда получает жетон).

А сколько пословиц и поговорок сложил народ о блинах и Масленице! Сейчас мы проверим, знаете ли вы их. Каждая команда получает по два набора карточек (прил.2). На одних начало пословицы или поговорки, на других конец. Ваша задача правильно все это соединить. Кто справится с заданием первым, тот и победит.

Ведущий: Масленицу начинаем отмечать с понедельника. Ей устаивали встречу. Каждый день Масленицы имеет свое название.

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.

Понедельник - "Встреча", гостей встречали и Масленицу тоже. Ребята скатывались с гор на салазках, кричали: "Приехала Масленица! Приехала Масленица!"Девушки приносили на гору с собой блины, клали их на голову, когда пели песни о Масленице.

Девочки поют русскую народную песню "Блины".

Ведущий: Из тряпок и соломы делали фигуру с длинной косой, одетую в женский наряд. В руках у фигуры помазок и блин - символы Масленицы (дети делятся на небольшие подгруппы по 4 - 5 человек). Детям выдаются листы с нарисованной крестовиной (прил.2).

Творческое задание: с помощью материалов, находящихся на столе изготовить чучело Масленицы в технике аппликация (во время выполнения практической работы звучит народная музыка). Выполненные работы вывешиваются на ширму, проводится анализ наиболее интересных работ.

Физкульт. Минутка (выполняется в парах).

Брынцы - брынцы, (ладушки)
Пеките блинцы!
(хлопки ладонь о ладонь - горизонтально)
Мажьте масленее
(поглаживают друг другу ладони)
Будьте повкуснее!
Трын - трынца, (ладушки)
Подайте блинца!
(протягивают руки вверх ладонями)

Ведущий: Дети в этот день обходили дома, поздравляли с наступлением Масленицы и выпрашивали блин.

Тин-тинка,
Подай блинка,
Оладышка -прибавышка,
Масляный кусок!
Тетушка, не скупися,
Масляным кусочком поделися!

Давайте и мы с вами попробуем "испечь блины".

Игра "Испеки блины".

Дети делятся на две команды. Каждая команда получает "сковородки" (теннисные ракетки), "блины" (вырезанные из бумаги или пластинки).

Ведущий: Ваша задача добежать до финиша со "сковородкой" и "блином" в руках так, чтобы "блин" не упал, и там положить "блин" в тарелку, не прикасаясь к нему руками. Если "блин" упал, участник выбывает из игры. Та команда, которая быстрее и без потерь "испечет" все "блины" считается победительницей.

Ведущий: Вторник - "Заигрыш".

"ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них - награда:
Сдобный и румяный масленичный блин

В этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами. С утра девушки и парни приглашали друг друга покататься на горках. Здесь парни высматривали невест, а девушки поглядывали украдкой на суженых.

Есть старая русская игра "Золотые ворота", в нее-то мы и поиграем.

Проводится игра "Золотые ворота".

Половина участников игры встают в круг лицом к центру, подняв вверх сцепленные руки. Через эти "ворота" пробегает цепочка остальных игроков, взявшись за руки. При этом они обегают каждого из стоящих змейкой.

Стоящие произносят:

Золотые ворота пропускают не всегда:

Первый раз прощается,
Второй - запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

На последней фразе опускают руки. Те, кто остался внутри круга, встают в него, увеличивая число "ворот". Не пойманные, восстанавливают цепочку и снова бегут. Два-три игрока, которых не поймали, считаются победителями. Запрещается останавливаться перед "воротами", боясь быть пойманными, нельзя расцеплять руки, нельзя заранее опускать руки (закрывать "ворота").

Ведущий:

Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники - всё им удаётся.
Пироги и блинчики - всё на стол мечи!

Среда - "Лакомка", готовили самые вкусные блюда и, конечно же, блины. Самым главным событием в этот день было посещение зятьями тещи, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир, если зять был по душе, разумеется

Конкурс "Определи крупу".

А сейчас я приглашаю представительниц от каждой команды двух (можно 4) девочек.Пришла ваша очередь показать себя.

На столе перед каждой участницей стоят мешочки с крупами: пшенка, горох, гречка, манка, перловка и т.д. Необходимо с завязанными глазами, не развязывая мешочка, определить, какая крупа находится в каждом мешочке. Победительницы получают призы

Ведущий:

А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек - суженых своих.

"Разгуляй", "Перелом" - так называют четверг.

Чтобы помочь солнцу, катались на лошадях "по солнышку" (по часовой стрелке),исполняя различные обрядовые песни. Парни и девушки катались с горок в санях (демонстрация картины). Сани по этому случаю украшались цветными лоскутами, увешивали, бубенчиками. На лошадей, надевались расписные дуги. Парни демонстрировали свою удаль, лихо, запрыгивая в несущиеся сани. Главное мужское дело в этот день - оборона и взятие снежного городка. Как это проходило?

На реке взрослые и дети строили из снега и льда крепость с башнями, стенами и воротами. Внутри крепости помещалась "стража". Потом конные и пешие атаковали крепость: пешие лезли по ледяным стенам, а конные пытались прорваться через ворота. Стража крепости оборонялась метлами. После окончания боя победители и побеждённые вместе шли пировать.

А на картине какого художника запечатлен именно этот старинный русский обряд? Показ картины. (Ответ: В.И. Суриков "Взятие снежного городка".(ответившему правильно - приз).

Ведущий: Вот и я сейчас вызываю на бой добрых молодцев, чтоб померились они силой своей.

Проводится игра: "Петушиный бой".

От каждой команды выбирается по одному представителю. Рисуется круг, в который становятся два участника. Левой рукой нужно держать свою левую ногу, а правым плечом вытолкнуть противника из круга.

Ведущий:

ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

"Тещины вечерки" наступали в пятницу. Зятья приглашали тещу на блины. Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей".

Ну а сейчас прошу подойти ко мне по одной паре от каждой команды. Девушка соответственно-"теща", юноша - "зять". Посмотрим, как у нас "теща" с "зятем" дружно живут.

Проводится игра "Три ноги".

Каждой паре связываются вместе ноги - правую ногу одного с левой ногой другого. Пара на трех ногах должна пробежать отмеченную дистанцию. Кто первый, тот и победитель. Объяснить детям понятия зять, золовка, тёща.

Ведущий:

Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!

Суббота - "Золовкины посиделки". В этот день молодая невестка; приглашала родню мужа к себе в гости Больше всего внимания и почестей оказывалось молодоженам. Традиция требует, чтобы они, нарядные, выезжали "на люди" в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, торжественно под песни скатывались с горы. А для ребятишек продолжались масленичные забавы: катание с горок, игра в снежки, катание на лошадях.

Игра "Снежки"

Дети делятся на 2 команды. Каждая команда получает по ведёрку с шарами (или снежками из ткани). На небольшом расстоянии от команд ставятся пустые ведёрки. Даётся задание попасть снежком в пустое ведёрко. Команда, набравшая большее количество снежков считается победительницей. (За каждый снежок команда получает жетон.)

Ведущий:

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

Завершало Масленицу воскресенье - "Прощеный день". Родственники и друзья шли друг к другу с "повиновением", просили прощения за огорчения и обиды. Самым главным в этот день было восстановление хороших, добрых отношений. В воскресенье старались доесть все состряпанное на неделе. Угощали в этот день нищих, ходили на кладбище, оставляли на могилах блины и поклонялись праху родных ".

С утра ребятишки собирали дрова для костра жечь Масленицу.

Ельник, березник
На чистый понедельник!
Уж то ли дрова - Осиновы дрова,
Березовы дрова!Подавайте их сюда
На Масленицу, на горельщицу!

В воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по улицам до темноты с песнями, с шумом, а поздно вечером подъезжала к приготовленному костру. У масленичного костра собиралось всегда много народу. С Масленицей прощались и в шутку, и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли: "Масленица, прощай! На тот год опять приезжай!"Мы катались с горы от зари до зари, А сегодня в воскресенье. Наше кончилось веселье!

Ведущий: Но мы не будем сжигать наших маслениц, они очень красивые получились.

Предлагаю написать записки с перечислением плохих дел, от которых хотели бы избавиться и сожжем их, чтобы наши плохие дела ушли, улетели вместе с дымом, и на их место пришли хорошие (дети пишут записки, складываем их в конверт).

Сжечь записки можно в любое время: после мероприятия, сразу после запечатывания конверта.

Прощай-прощай, Масленица, Ты прощай, прощай, широкая!

Ты пришла с добром, с хмельным пивом, вином, с блинами, пирогами, с оладьями.

А мы всю Масленицу прокатали, Дорогую свою потеряли.

Думали, будет она семь годков, А она погостила всего семь деньков!

Ведущий: Как у наших у ворот собирается народ. Собирается народ и ведёт свой хоровод. (Дети собираются в хоровод).

Ведущий: Жаль с Масленицей расставаться, да делать нечего. Пришла пора её провожать. Проводим?

Дети: Проводим!!

Ведущий: Ну, так повторяйте за мной. (Дети повторяют слова за ведущим).

Масленица - кривошейка
Нас кормила хорошенько
В масле мы каталися,
Блинами объедалися.
Под конец нас провела.
В закоулок завела
В закоулке Редькин хвост.
Впереди - Великий пост.
Масленица, прощай!
Быть назад не обещай!
Ляжет скатертью дорога
Вдаль от нашего порога.

В центр хоровода выходят девочки и поют частушки (прил.3).

Ведущий: А теперь все приглашаются на чаепитие. Настало самое время угоститься традиционным кушаньем Масленицы блинами.

Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать

Все участники и гости уходят на чаепитие.

Во время чаепития можно загадать загадки (прил.3)

Заключительная часть

После мероприятия можно оформить мини - выставку "Масленица", с творческими работами учащихся, а также оформить газету "Наши посиделки" (прил.4).

Список литературы.

  1. Александровская М. Масленичные забавы // Дошкольное образование - 2008. -№3.
  2. "Клубный репертуар" №45-46/2006г, ноябрь
  3. Панкеев И.А. "Русские праздники", М., 1998г.
  4. "Энциклопедия детских праздников", М., Пилигрим., 1999г.
  5. "Дошкольное образование", №3 2008г.
  6. "Обруч" №1/2008г., январь.
  7. Сборник"Частушки",библиотека русского фольклора,М, 1990г.
  8. Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды: Ч. 1 /Под ред. А. Г. Кифишина. - М.: Сов. Россия, 1990.-160с.