План работы школы для родителей в доу. Дома и в детском саду ребенок должен быть окружен. Как узнать, готов ли ребёнок идти в школу

ПОЛОЖЕНИЕ О «ШКОЛЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о «Школе для родителей» разработано для МДОУ «Детский сад № 18 общеразвивающего вида» города Артема (далее ДОУ) и направлено на реализацию Международной конвенции о правах ребенка, ст. 43 Конституции РФ, закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.98 г., № 124-ФЗ, 18 Закона РФ «Об образовании».

1.2. « Школа для родителей» создана с целью установления и активизации сотрудничества детс-кого сада и семьи в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста.

1.3. «Школа для родителей» осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования, уставом ДОУ, настоящим Положением и другими локальными актами ДОУ.

1.4. Участниками «Школы для родителей» являются: родители (законные представители) детей дошкольного возраста, педагоги, старшая медсестра ДОУ и специалисты организаций, взаимодействующих с ДОУ.

1.5. Основными принципами работы «Школы для родителей» являются доб-ровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.

1.6. Заседания «Школы для родителей» проводятся ежеквартально.

2. Основные направления деятельности «Школы для родителей»

2.1. Оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) детей дошкольного возраста.

2.2. Пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

2.3. Повышение уровня педагогической грамотности родителей.

2.4. Популяризация деятельности ДОУ среди населения микрорайона.

3. Права и обязанности участников «Школы для родителей»

3.1. Родители (законные представители) имеют право:

· на получение квалифицированной консультативной помощи по уходу за ребенком, проблемам воспитания, развития и адаптации ребенка в ДОУ;

· на получение практической помощи в организации занятий с деть-ми дома;

· на высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей.

3.2. ДОУ имеет право:

· на изучение и распространение положительного опыта семейно-го воспитания;

· на внесение корректировки в план работы «Школы для родителей» в зависимости от возникающих проблем, интересов и запросов родителей.

3.3. ДОУ обязано:

· организовывать работу «Школы для родителей» в соответствии с планом, утвержденным заведующим ДОУ и учетом интересов и потребно-стей родителей;

· предоставлять квалифицированную консультативную и практичес-кую помощь родителям.

4. Организация деятельности «Школы для родителей»

4.1. Работа «Школы для родителей» осуществляется на базе ДОУ.

4.2. Планирование работы осуществляется по результатам опроса родителей (за-конных представителей).

4.3. На итоговом заседании «Школы для родителей» обсуждаются результа-ты работы и ее эффективность.

4.4. Формы организации работы «Школы для родителей»:

· ежемесячная газета для родителей;

· круглый стол,

· анкетирование, опросы,

Каждый педагог детского сада заинтересован в том, чтобы родители были увлечены вопросами воспитания детей. Тем более, что без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, неполноценен. Основной формой педагогического просвещения родителей в детском саду является родительское собрание, которое в детском саду проводится ежеквартально. Но, только встречаясь с родителями на собраниях, по утрам и вечерам во время приема и ухода детей домой, родителям недостаточно отводится времени воспитателями, для полноценных бесед по оказанию помощи в вопросах воспитания детей. Ведь большей части родителей так необходима квалифицированная помощь.

По этому поводу, в детском саду № 4 “Светлячок” была успешно организована работа Школы для молодых родителей, которая проводится один раз в квартал, помимо запланированных мероприятий с родителями. В ходе заседаний школы для молодых родителей, в спокойной обстановке обсуждались и освещались именно те темы, которые были предложены родителями. Особенно, они касались кризисных моментов периодов развития ребенка. На заседаниях Школы для молодых родителей приглашаются психологи отделения социальной помощи семье и детям, которая функционирует при управлении социальной защиты в г. Азнакаево, специалисты города из центральной районной больницы, специалисты, которые могут оказать помощь в воспитании детей, и с которыми родители хотели бы встретиться, и т.д.

В ходе работы Школы молодых родителей, коллектив детского сада представляет для родителей материалы в виде советов по воспитанию: проводятся беседы, анкетирования, тестирования, изготовляются буклеты, памятки для родителей, и т.д. (Приложение 1 , Приложение 2 , Приложение 3 , Приложение 4) И, конечно же, в конце каждого заседания школы молодых родителей, проводится анализ проведенного заседания, анкетирование родителей, с целью изучения результата психолого-педагогической помощи родителям. Мы - выслушиваем мнение родителей, по поводу проведенного заседания, - предлагаем родителям написать анонимные высказывания по поводу темы проведенной беседы, для дальнейшего обсуждения. (Приложение 5)

Анализируя заинтересованность родителей к таким мероприятиям, можно сказать, что психолого-педагогическая помощь в решении проблем воспитания детей необходима не только молодым родителям, воспитывающим первого ребенка, но даже и тем, кто уже имеет двух или троих детей.

Отвечая на вопросы анкеты, н/р: “Что нового Вы узнали из этой беседы, в Школе для молодых родителей, на тему...?”, многие отвечают: “...много интересного и полезного, о том, что детям необходимо уделять больше внимания, о том, что только родители являются главным примером для своих детей”. Некоторые родители даже делают для себя вывод, что, воспитывая первого ребенка, упустили многое, и, постараются наверстать с помощью квалифицированных специалистов и своей любовью к детям.

Из всего этого, хочется сделать вывод, что такие мероприятия для родителей дают возможность понимать, что в каждый период развития ребенка он может приобрести “психологические ценности”, которые будут с ним всю последующую жизнь.

Помимо работы с семьями детей, посещающих наш детский сад, мы работаем и с детьми, не посещающими детский сад, проживающих в микрорайоне детского сада. Периодически они приглашаются на развлечения и праздники, так же и в Школу молодых родителей. Так же наши родители приводят своих сестер, соседей и знакомых.

Материал для представления родителям на заседаниях Школы для молодых родителей мы берем из публикаций журнала “Дошкольное воспитание”, “Обруч”, “Дошкольная педагогика”, “Воспитатель”, “Дошкольное образование”, и т.д. Используем педагогическую литературу, направленную на воспитание детей дошкольного возраста, литературу по психологии, и т.д.

Теперь, я хочу представить вашему вниманию, несколько материалов, которые мы представляли на заседаниях школы молодых родителей. Материалы, которые я сейчас представлю, мы предлагаем родителям, которые впервые начинают посещать Школу для молодых родителей. Во-первых, конечно же, это адаптация ребенка к детскому саду.

“Малыш идет в детский сад”

Сегодня на законодательном уровне родителям предоставлена возможность до трех лет воспитывать малыша дома. Однако, когда ребенку исполняется 1 год, большинство мам начинают задумываться о выходе на работу.

Всем известно, что ребенка, впервые пришедшего в детский сад, в период адаптации подстерегает много трудностей. Это проявляется в истериках при разлуке с родителями, временной потере аппетита, отсутствии навыков опрятности и т.д., что несомненно влияет на социально-эмоциональное и познавательное развитие малыша, а также может привести к более серьезным проблемам. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно действовать с игрушками. Впервые попав в детский сад, они быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Для них – это привычное занятие. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются к взрослому, любят решать вместе с ним предметные задачи, собирать конструктор.

И в отношениях с другими детьми группы новички ведут себя по-разному: одни сторонятся, плачут при их приближении, другие с удовольствием играют с ними, делятся игрушками. Неумение общаться с другими детьми еще больше отягощает сложность адаптационного периода.

Установлено, что дети, которые испытывают трудности в привыкании к детскому саду, чаще всего имеют у себя дома преимущественно эмоциональные контакты с взрослыми. С ними играют мало, при играх не слишком активизируют инициативу, самостоятельность малышей. Среди таких детей много избалованных. В детском саду, где воспитатели не могут уделять им такого внимания, как в семье, они чувствуют себя неуютно, одиноко.

Как же помочь ребенку адаптироваться в детском саду? Прежде всего, родителям нужно хорошо осознать, что без совместной работы с воспитателями здесь не обойтись. Папы и мамы новичка должны заранее предупредить воспитателя о его приходе. Воспитатели, в свою очередь, желая облегчить переход ребенка в новые условия жизни, а также и свою работу с группой детей, заранее знакомятся со своим будущим воспитанником: выясняют особенности его развития, домашний режим, способы кормления, отхода его ко сну, любимые занятия. Желательно, чтобы в первые дни малыш брал в группу свою любимую игрушку. В группе предусмотрен щадящий режим вхождения ребенка в детский коллектив. Количество часов, проводимых малышом в детском саду, увеличивают постепенно, в течение первой недели - не более трех часов в день. Если в первые дни ребенку трудно расставаться с мамой, желательно ее присутствие в группе. Но если на это болезненно реагируют другие дети в группе, тогда разрешается ребенку носить с собой фотографию матери. Только при хорошем эмоциональном состоянии малыша время пребывания в новом коллективе увеличивается.

Как правило, все дети, впервые поступающие в детский сад, на 5-7 день заболевают острой респираторной инфекцией. Поэтому воспитатели детского сада рекомендуют родителям сделать перерыв в посещении ребенком дошкольного учреждения с четвертого по десятый день. Лучше предупредить заболевание, так как прогнозировать его тяжесть и возможные отклонения достаточно трудно.

В период адаптации детей к детскому саду, родителям рекомендуется создать условия для спокойного отдыха ребенка дома. В это время не стоит его водить в гости в шумные компании, а также принимать у себя слишком много друзей. Малыш в этот период слишком перегружен впечатлениями, следует пощадить его нервную систему.

В этот период отмечается постепенное совершенствование всех функциональных возможностей организма ребенка. Однако дети раннего возраста еще очень ранимы и восприимчивы к различным заболеваниям, в том числе к нарушениям питания. Малыш в этом возрасте легко подвержен любым воздействиям окружающей среды. У детей раннего возраста продолжается созревание и дифференцировка костной и мышечной тканей, усложняются и совершенствуются двигательные умения. Увеличивается переваривающая способность желудочно-кишечного тракта. Все это позволяет вводить в рацион ребенка более разнообразные по ассортименту продукты. Однако восприимчивость ребенка раннего возраста к различным нарушениям пищевого режима остается высокой.

В детском саду № 4 “Светлячок” предусмотрен щадящий режим вхождения ребенка в детский коллектив. Количество часов, проводимых малышом в детском саду, увеличивают постепенно, в течение первой недели – не более трех часов в день. Только при хорошем эмоциональном состоянии малыша время пребывания в новом коллективе увеличивается.

Детский сад № 4 “Светлячок” работает под ведомством Отдела образования, для детей с туберкулезной интоксикацией. Наш детский сад посещают дети поствакцинные, виражные, тубинфицированные, в основном это дети, со II группой здоровья. В ДОУ укомплектовано 6 групп детей cо второй группы раннего возраста до подготовительной к школе группы.

Наш коллектив работает по программам: базовой М.А.Васильевой, по программе М.Ю.Змановского, которая называется “Здоровый дошкольник”. Эта программа направлена на оздоровление детей с туберкулезной интоксикацией, и согласно этой программе в детском саду обусловлен специальный режим:

  • 3-4 разовые прогулки;
  • 5-ти разовое питание;
  • питьевой режим, как в теплое время года, так и в холодное время (ежедневно в 10.00 часов – дети употребляют напиток или натуральный сок). По возможности 2 раза в неделю напиток или сок заменяем кумысом из кобылиного или козьего молока.
  • ежедневно поливитамины;
  • ежедневно в меню присутствуют салаты (самые разнообразные);
  • по вторникам и четвергам в меню включаем разнообразные фрукты;
  • по средам – русская кухня;
  • по пятницам – татарская кухня;
  • 1-2 раза в неделю в меню включаем мясные блюда на ужин;

Нормы питания детей в нашем ДОУ предусмотрены выше, чем в других детских садах города

Азнакаево Республики Татарстан, специально для детей с туберкулезной интоксикацией. У нас в детском саду применяется кумысолечение. Виражные дети, посещающие ДОУ получают химиопрофилактическое лечение тубазидом в течение 3-х месяцев под строгим наблюдением врача-фтизиатра и старшей медицинской сестры. И, очень важно, в период лечения таких детей, чтобы они получали полноценное питание. После лечения дети снимаются с учета. Но ежегодно все дети подвергаются манту.

Хочу еще представить тему для обсуждения с родителями, которая, обсуждалась на одном из заседаний Школы для молодых родителей и является очень актуальной для нынешних родителей, воспитывающих детей:

“Как общаться со своим ребенком”

Человек приобретает человеческую сущность в сообществе людей. Только заботливое и мудрое внимание любящего окружения способно привить культурные потребности и опыт их удовлетворения “человеческим образом”. Не случайно становление личности и постепенное вовлечение ребенка в жизнь взрослых назвали образованием – образованием человека. Главную роль в этом процессе, безусловно, играют родители ребенка. Это они - “родители” привели его в этот мир - они и несут ответственность за то, каким он станет. И приходя в детский сад, родители, доверяют своего ребенка, надеясь на компетентность педагога. И вот перед педагогом – воспитателем детского сада встает задача создания благоприятного микроклимата для каждого ребенка. Труд воспитателя – нелегкое и кропотливое дело, каждый день не похож на другой, трудно предсказать, каким придет в группу малыш из дома. Но на своем отрезке воспитательного процесса придется развивать и дальше приобретенные уже положительные качества и постепенно затушевывать, избавлять ребенка от вредных привычек и черт характера.

В длинной цепи формирования морального и физического облика человека - детсадовский период не единственный, но он начальный. Именно здесь закладывается все, что впоследствии будет развиваться. Поэтому очень важно, какой уклад, образ жизни у ребенка в семье. Воспитание в детском саду Вашего ребенка, непременно, зависит от Вас, уважаемые родители.

Общепризнанно, что следующие компоненты эффективного общения взрослых с детьми являются необходимыми:

Контакт глаз. Это прямой взгляд в глаза другому человеку. Большинство людей неосознанно использует его как основное средство передачи своих чувств, в том числе и любви, особенно к детям. Ребенок использует контакт глаз со взрослыми для эмоциональной подпитки. (Кстати, избегание контакта глаз служит одним из первых признаков эмоционального неблагополучия ребенка). Ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребенка, укрепляет в нем чувство безопасности и уверенности в себе. Часто бывает, что взрослые используют контакт глаз, только когда упрекают ребенка, ругают, настаивают на своем. В результате на фоне внешней покорности и послушания у ребенка может развиться депрессия и невроз. Очень важно знать о действенности этого контакта, как созидательного, так и разрушительного.

Физический контакт. Речь идет о любом физическом контакте: прикосновение к руке ребенка, поглаживание по голове, легкое объятие и т.п. В каждодневном общении ребенок должен обязательно чувствовать такие нежные прикосновения. Эта форма общения должна быть естественной, но не быть демонстративной и чрезмерной. Тогда ребенок будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой, и с другими. Ему будет легко общаться с людьми и, следовательно, он будет пользоваться симпатией, у него будет положительная самооценка. Можно сказать, что соответствующий возрасту постоянный физический контакт – это эффективный способ заполнить “эмоциональный резервуар” ребенка и помочь ему развиваться наилучшим образом.

Пристальное внимание. Ребенок должен чувствовать неподдельный интерес к нему со стороны родителей, заботливую сосредоточенность, готовность прийти на помощь в нужный момент.

Пристальное внимание жизненно важная, насущная потребность каждого ребенка. Не получая достаточно пристального внимания, ребенок испытывает беспокойство: он мало что значит, все на свете важнее его. В результате ребенок не чувствует себя в безопасности, нарушается его психическое и эмоциональное развитие. Такой ребенок обычно более замкнут, чем остальные дети, ему труднее общаться со сверстниками. Он хуже справляется с любой конфликтной ситуацией. В детском саду он часто демонстрирует крайне зависимое поведение от воспитателя детского сада и других взрослых, с которыми общается. Некоторые дети в таких обстоятельствах компенсируют дефицит внимания крайней назойливостью и навязчивостью.

Дисциплина. Предполагается, что уверенный в любви и поддержке со стороны взрослых ребенок должен уметь подчиняться определенному алгоритму деятельности, соблюдать принятые на себя обязательства. Важно, чтобы родители понимали, что “наказание” и “дисциплина” суть не одно и то же. Наказание предполагает, что в системе отношений со взрослым у ребенка не был выбран четкий алгоритм взаимной ответственности.

Рассмотрим наиболее типичные стили ошибочного воспитания:

Эмоциональное неприятие ребенка.

При неприятии все в ребенке вызывает у взрослого досаду: и ест не так, и плачет слишком много, и т.д. Неприятие всегда приводит к формированию у ребенка неуверенности в себе: если ребенка не любят собственные родители, у него не может быть уверенности в собственных силах. В конце концов, у ребенка возникает ответное неприятие родителей, которое может быть перенесено на других взрослых. В характере ребенка формируются черты неустойчивости, негативизма, демонстративности. При слабом темпераменте формируется полная зависимость от других людей.

Гиперсоциальное воспитание.

При этом стиле осознанного неприятия нет, но и учета особенностей ребенка тоже нет. Он должен следовать в своем развитии жесткой родительской программе в соответствии с “идеальными” в настоящее время предписаниями ученых или модой. В результате у ребенка может сформироваться комплекс неполноценности, постоянного несоответствия родительским ожиданиям, что приводит к формированию тревожно-мнительного характера.

Тревожно-мнительное воспитание.

Ребенка исступленно любят, и такая любовь превращается в страх потерять его. Часто данный тип воспитания наблюдается в семьях с единственным ребенком, ослабленным или поздно появившимся. Ребенка не отпускают гулять, не разрешают играть со сверстниками, в результате все этапы социализации он проходит со значительным отставанием и испытывает выраженные трудности адаптации к новым ситуациям, в частности к детскому саду.

Эгоцентрическое воспитание.

При данном типе воспитания ребенок растет при полном отсутствии хоть какой-то дисциплины. Все его желания удовлетворяются немедленно. Он кумир всей семьи, и ему все можно. В результате ребенок не приучен принимать и понимать интересы других людей, произвольный контроль у него резко снижен. Он не может ждать своей очереди, малейшие преграды воспринимает агрессивно. В коллективе уживается с трудом. Могут возникнуть демонстративные реакции по мере роста неуверенности в себе.

Внешние источники угрозы психологической безопасности ребенка

  1. Манипулирование детьми;
  2. Индивидуально-личностные особенности персонала;
  3. Межличностные отношения детей в группе;
  4. Враждебность окружающей среды;
  5. Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений, отсутствие режима проветривания;
  6. Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки;
  7. Нерациональное и скудное питание, его однообразие и плохая организация;
  8. Неправильная организация;
  9. Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе;
  10. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском коллективе.
  11. Неблагоприятные погодные условия;
  12. Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда.

Внутренние источники угрозы психологической безопасности ребенка

  1. Привычки негативного поведения в результате неправильного воспитания в семье;
  2. Осознание ребенком своей неуспешности на фоне других детей;
  3. Отсутствие автономности;
  4. Индивидуально-личностные особенности ребенка;
  5. Патология физического развития.

Общим источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т.е. вводит в заблуждение, в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например, убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.

Признаки психоэмоционального напряжения у детей (если не наблюдались ранее)

  1. Трудность засыпания и беспокойный сон;
  2. Усталость после нагрузки, которая совсем недавно ребенка не утомляла;
  3. Беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность;
  4. Рассеянность, невнимательность;
  5. Беспокойство, непоседливость;
  6. Отсутствие уверенности в себе, которое выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;
  7. Проявление упрямства;
  8. Постоянно сосет палец, жует что-нибудь, слишком жадно, без разбора, ест, заглатывая при этом пищу (иногда наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);
  9. Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой комнате, не находя себе занятия);
  10. Игра с половыми органами;
  11. Подергивание плечами, качание головой, дрожание рук;
  12. Снижение массы тела или, напротив, проявление симптомов ожирения;
  13. Повышенная тревожность;
  14. Дневное и ночное недержание мочи, которого ранее не наблюдалось.

В ходе заседаний Школы для молодых родителей в МДОУ № 4 “Светлячок” заведующая, старший воспитатель, специалисты детского сада, приглашенные специалисты из других заинтересованных организаций города Азнакаево Республики Татарстан, психолог отвечают на возникшие вопросы родителей, дают некоторые консультации, советы.

Психологические заповеди воспитания детей для родителей

  1. Если вы не видите немедленного результата – хорошего или плохого, - будьте терпеливы и наблюдайте. (Дипак Чопра)

Психологические заповеди воспитания

  1. Никогда не принимайся за воспитание в плохом настроении. Спокойствие, расположенность к общению, правильный тон – вот залог успеха.
  2. Ясно определи для себя, чего ты хочешь от ребенка, а также узнай, что он сам думает по этому поводу.
  3. Предоставь возможную самостоятельность ребенку. Окажи помощь, а не подменяй действия детей своими.
  4. Не подсказывай готового решения, а показывай возможные пути к нему.
  5. Не пропусти момента, когда ребенок достиг первого успеха.
  6. Делай своевременные замечания.
  7. Оценивай поступок, а не личность.

Психологические заповеди педагога

  1. Откажись от стереотипов и принимай человека таким, какой он есть.
  2. Верь, что в каждом человеке заложен источник позитивного развития и роста.
  3. Учись отделять отдельные поступки человека от его целостной личности.
  4. Не оценивай, не суди, избегай прямых советов и нравоучений.
  5. Старайся понять другого человека, развивай в себе эмпатическое слушание.
  6. Будь самим собой, не стесняйся выражать свои чувства, но делай это в неоскорбительной для других форме.
  7. Овладевай знаниями, умениями, которые помогут тебе быть уверенным в своей профессиональной компетентности: “Делай как должно. И пусть будет что будет”.
  8. Не допускай унижения своего личного и профессионального достоинства.
  9. Развивай в себе навыки сотрудничества, диалогического общения с другими людьми, независимо от их возраста, опыта, социального положения и профессионального статуса.
  10. Не сжигай сегодняшнюю энергию, переживая прошлую беду или предполагаемую: “День спасения человека – сегодня!”

Введение............................................................................................................. 3

1. Теоретические подходы к проблеме взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей............................................................ 7

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия ДОУ с семьей....................................................................................................... 7

1.2. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения........................................................................... 9

2. Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи 12

3. Условия развития взаимодействия родителей и ребенка раннего возраста 17

3.1. Анализ программ обучения родителей навыкам эффективного взаимодействия с ребенком............................................................................................................ 17

3.2. Условия, необходимые для развития взаимодействия родителей и ребенка раннего возраста............................................................................................... 23

4. Анализ влияния выделенных условий на развитие взаимодействия детского сада и семьи.................................................................................................................. 27

4.1. Материал и методы исследования........................................................... 27

4.2. Результаты экспериментального исследования взаимодействия детского сада и семьи.................................................................................................................. 28

Заключение........................................................................................................ 40

Список литературы........................................................................................... 43

Приложение....................................................................................................... 47

Во второй половине нашего столетия в западной психологии произошел значительный рост исследований, посвященных проблемам воспитания и развития ребенка в семье. Среди причин обращения к этой проблеме развитие демократических отношений в обществе, проникновение идей равноправия в систему семейных отношений, неэффективности директивных отношений в семье.

Актуальность курсовой работы. Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями, кризисом института семьи. Смена идеологических ориентиров или их отсутствие создают трудности, с которыми приходятся сталкиваться современным родителям. Родителям не хватает элементарной психологической грамотности для разрешения своих проблем . Поэтому часто наблюдается искажение детско-родительских отношений либо в сторону тревожности и гиперопеки либо отстраненности от ребенка, переложение воспитательных функций на образовательные учреждения, развивающие центры, растет показатель социального сиротства.

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

В современном обществе при наличии большого количества развивающих, досуговых центров для детей, открытым доступом к образовательным услугам педагогов, психологов с одной стороны, и занятостью родителей, дефицитом времени для воспитания ребенка, потерей значимости института семейного воспитания с другой, остро стоит проблема ответственного родительства. Часто современные родители, желая для ребенка разностороннего развития, раннего обучения для его дальнейшей успешности в жизни, с самого раннего детства насыщают будни ребенка многочисленными занятиями, посещением школ раннего развития, занятиями со специалистами, тем самым, ограничивая ребенка в общении с ними. С самого раннего детства, приводя ребенка в подобные центры, родители обращаются к специалистам с запросом изменения нежелательных качеств и формирования желательных, сами же нивелируют собственную значимость в подобных вопросах, ссылаясь на отсутствие психологического, педагогического образования.

А ведь именно родители составляют первую общественную среду ребенка, являются основными воспитателями, от позиции которых во многом зависит развитие ребенка.

В нашей стране существовала система родительских лекториев, где родители получали знания о том, как растить детей. Но, как правило, в них было больше лозунгов, чем конкретных знаний о том, как эти правильные слова реализовать. «Любите своего ребенка, принимайте его таким, какой он есть, уделяйте ему время», но никто не объяснял, как это все делать.

В условиях отсутствия системы родительского образования, воспитывая ребенка, родители используют свой личный опыт, транслируют на детей те методы воспитания, которые когда-то применялись к ним. Когда началась для нашей страны «эпоха перемен», многие оказались в ситуации кризиса своей жизненной компетентности. Стабильность сменилась постоянной неопределенностью, коллективная ответственность – индивидуальной, смена идеологических ориентиров размыла представления о хорошем и плохом, правильном и не правильном. Каждый приспосабливался как может. Пока взрослые были заняты своей адаптацией, дети оказались без опоры на взрослую модель успешной жизненной стратегии. Жизнь меняется стремительно. Мир переживает информационный взрыв. Старые стратегии воспитания оказываются неэффективными, а новым нигде не учат .

С уходом производительного труда из семьи, облегчением процесса ведения домашнего хозяйства, происходит снижение совместной деятельности родителей и детей . В современном мире наблюдается разрыв между поколениями, многие семья нуклеарные. Это осложняет процесс воспитания молодого поколения, так как они не видят в своих семьях модель взаимодействия родителей и детей (на примере своих родителей, дедушек и бабушек).

Также российские родители склонны перекладывать ответственность за воспитание и развитие собственного ребенка на социальные институты. Ведь в наследство от советских времен многим досталось понимание школы, как важнейшего воспитательного и образовательного ресурса в жизни человека. Учебная и досуговая деятельность ребенка во многих семьях часто ставится во главу угла, тем самым родители склонны винить в проблемах и неудачах ребенка самого ребенка или тех специалистов, которые с ним работают.

Исходя из описанных выше обстоятельств, возникает необходимость специальной организации обучения родителей, создания условий для развития их отношения к детям, которое будет способствовать не только созданию психологического комфорта в семье, но и развитию ребенка.

Цель курсовой работы - исследование влияния специально созданных условий на развитие взаимодействия родителя и ребенка раннего возраста,

Задачи курсового исследования :

Описание особенностей взаимодействия родителей и ребенка в раннем возрасте

Выделение компетентностей, которыми должен обладать родитель для эффективного взаимодействия с ребенком раннего возраста

Анализ существующих программ обучения родителей навыкам эффективного взаимодействия ДОУ с семьёй

Выделение условий, способствующих развитию взаимодействия родителей и ребенка на этапе раннего детства в ДОУ

Анализ влияния выделенных условий на развитие детско-родительских отношений

Объект: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Предмет: условия, способствующие взаимодействию ДОУ и родителей ребенка в раннем возрасте

Гипотеза – создание условий:

Взаимодействие родителей и специалиста,

Организация совместных действий родителя и ребенка,

Создание развивающей среды,

способствует развитию взаимодействия родителя и ребенка раннего возраста.

Методы исследования :

Теоретический анализ философской, психологической, педагогической, искусствоведческой литературы;

Педагогический эксперимент; разработка, апробация и внедрение экспериментально-вариативной программы;

Анализ процесса обучения;

Анализ результатов исследования, полученных в специально организованных условиях

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. .

В противоположность им, социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения «ячейки» с «отсталыми» традициями и обычаями.

После установления в России советской власти дошкольное воспитание стало делом государственной важности. Детские сады и ясли создавались по всей стране с целью воспитания членов социалистического общества - общества нового типа .

СКОРО В ШКОЛУ

Подготовка к школе

"... психологическая готовность к школе -

это как снежный ком. Все о ней слышали,

а что это такое, толком никто не представляет.

Вот с арифметикой или чтением все

теперь принято прямо с пеленок.

Что же представляет собой

загадочная психологическая

готовность к школе?.."

До школы ребенок тоже обучается, НО только другими методами, чем в школе:

Используется игровой метод;

Другая нагрузка во временном плане (это не 4-5 уроков по 40 минут);

Другие требования (его не будут заставлять продолжать дело, если он устал);

Другая форма организации деятельности (дошкольники не сидят за партами большую часть дня, а имеют возможность походить, поиграть, посидеть на полу и др.).

Как же принимать решение о начале обучения в школе?

1. Не забывайте, что помимо биологического есть и психологический возраст ребенка, который может существенно отличаться от него как в меньшую, так и в большую стороны.

2. Необходимо знать о специфике школы, в которую вы хотели бы его отдать. Вполне возможно, что ребенок совершенно готов к учебе в общеобразовательной школе, но еще не является достаточно зрелым для языковой (математической и др.) школы, в которую вы его определили.

Психологическая готовность к школе ("школьная зрелость") - комплексный показатель развития у ребенка школьно-необходимых функций, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального развития и без чрезмерного напряжения справляться с учебой. Готовность к школе - это широкое понятие, которое включает в себя ряд компонентов:

Интеллектуальная готовность ребенка к школе предполагает наличие развитого кругозора, универсальных предпосылок учебной деятельности, необходимых умений и навыков в области учебной деятельности.

Личностно-социальная готовность включает в себя формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - школьника; развитие у детей коммуникативных умений и потребности в общении, умение взаимодействовать в коллективе.

Эмоционально-волевая готовность - определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя. Важный признак готовности к школе - делать не то, что хочу, но и то, что надо.

Мотивационная готовность - наличие учебной мотивации, стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже утомительные задания. Учебная мотивация складывается у "будущего школьника" при наличии выраженной познавательной потребности и умении доводить начатое дело до конца.

Определить, готов ли Ваш ребенок к школе могут специалисты - педиатры, психологи, педагоги.

Что означает понятие «готовность ребёнка к школе»?

Представьте готовность вашего ребенка к школе в виде цветка. Для того чтобы он распустился, нужны крепкие корни. Корни - это хороший уровень развития памяти, внимания, воображения, логического мышления, волевых качеств. Почва - среда, в которой развивается малыш. Питание цветок получает через листья - уровень психического развития и уровень саморегуляции. Эти две составляющие имеют просто огромное значение для успешного усвоения учебного материала.

Довольно часто встречаются родители, чьи дети не могут сконцентрировать внимание на учебных заданиях, не способны слушать учителя. Мамы отмечают: в начале учебного года малыш с радостью шел в школу, а спустя некоторое время желание учиться пропадало. Ребенок становился вялым, болезненным или, наоборот, превращался в маленького деспота и драчуна. И даже если раньше первоклашка умел достаточно хорошо читать, успеваемость в целом существенно снижались, по сравнению с детьми, хуже подготовленными к школе.

Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.

Детские психологи выделяют несколько критериев готовности ребёнка к школе.

Физическая готовность. Обучение в школе связано с большими физическими и психологическими нагрузками. Заполняя медицинскую карту ребёнка перед поступлением в школу, вы легко сможете сориентироваться в данном вопросе и получить консультацию у врачей-специалистов. Если у ребёнка есть серьёзные проблемы со здоровьем и вам рекомендованы специальные формы обучения или специальная школа, не пренебрегайте советами врачей.

Интеллектуальная готовность. Она включает в себя багаж знаний ребёнка, наличие у него специальных умений и навыков (умение сравнивать, обобщать, воспроизводить данный образец; развитие мелкой моторики; концентрация внимания и др.). Интеллектуальная готовность - это не только умение читать и писать, но и развитие речи (умение ответить на вопрос, задать вопрос, пересказать текст), умение рассуждать и мыслить логически.

Социальная готовность. Это потребность ребёнка в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Психологическая готовность. С этой точки зрения готовым к школьному обучению является ребёнок, которого школа привлекает не только внешней стороной (замечательный ранец, красивая ученическая форма), но и возможностью получать новые знания и умения. Ребёнок, готовый к школе, желает учиться и потому, что ему хочется занять определённую позицию в обществе, открывающую доступ в мир взрослых, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома

Как узнать, готов ли ребёнок идти в школу?

Школьными психологами разработаны специальные методики, позволяющие определить уровень готовности ребёнка к школе. Обратитесь за помощью к психологу, работающему в детском саду, который посещает ваш ребёнок.

Попробуйте ответить («да» или «нет») на вопросы данного теста. Он поможет вам понять, готов ли ваш ребёнок к школе.

1. Может ли ваш ребёнок заниматься самостоятельно каким-нибудь делом, требующим сосредоточенности в течение 25-30 минут (например, собирать конструктор или пазлы)?

2. Говорит ли ваш ребёнок, что он хочет идти в школу, потому что там он узнает много нового и интересного, найдёт новых друзей?

3. Может ли ваш ребёнок самостоятельно составить рассказ по картинке, включающий в себя не менее 5 предложений?

4. Знает ли ваш ребёнок наизусть несколько стихотворений?

5. Верно ли, что ваш ребёнок в присутствии незнакомых людей ведёт себя непринуждённо, не стесняется?

6. Умеет ли ваш ребёнок изменять имя существительное по числам (например: рама - рамы, ухо - уши, человек - люди, ребёнок - дети)?

9. Может ли ваш ребёнок решать примеры на сложение и вычитание в пределах десяти?

10. Сможет ли ваш ребёнок точно повторить предложение (например: «Зайчик, вспрыгни на пенёк»)?

11. Любит ли ваш ребёнок раскрашивать картинки, рисовать, лепить из пластилина?

12. Умеет ли ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликацию)?

13. Может ли ваш ребёнок обобщать понятия (например, назвать одним словом, а именно: мебель) стол, диван, стул, кресло)?

14. Может ли ваш ребёнок сравнить два предмета, то есть назвать сходство и различия между ними (например, ручка и карандаш, дерево и кустарник)?

15. Знает ли ваш ребёнок названия времён года, месяцев, дней недели, их последовательность?

16. Может ли ваш ребёнок понять и точно выполнить словесные инструкции?

Если вы утвердительно ответили на 15-16 вопросов, можете считать, что ваш ребёнок вполне готов к школе. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если они возникнут, будут легко преодолимы.

Если вы утвердительно ответили на 9-13 вопросов, значит ваш ребёнок многому научился. Содержание же вопросов, на которые вы ответили отрицательно, подскажет вам темы дальнейших занятий.

Если вы утвердительно ответили на 8 (и менее) вопросов, значит вам следует, во-первых, почитать специальную литературу, во-вторых, постараться уделять больше времени занятиям с ребёнком, в-третьих, обратиться за помощью к специалистам.

Как правильно подготовить ребёнка к школе?

Раньше готовым к школе считался ребёнок, обладающий определённым запасом знаний. Сейчас психологи и педагоги утверждают, что знания - это не цель, а средство развития ребёнка. Главное - это не само знание, а умение им пользоваться, самостоятельно его добывать, анализировать. Поэтому самым важным элементом подготовки ребёнка к школе является формирование умения учиться. Учите ребёнка сознательно подчинять свои действия общему правилу (например, читать книгу сидя, соблюдая расстояние от глаз до книги 25-30 см), внимательно слушать говорящего и точно выполнять данное задание, проявлять самостоятельность, инициативу, творчество в любом виде деятельности.

Расширяйте и углубляйте представления ребёнка об окружающем мире. Если вы не будете отмахиваться от возникающих у ребёнка вопросов, не будете отгораживать его от окружающей взрослой жизни - подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения.

Развивайте устную речь будущего школьника. Как можно чаще читайте своему ребёнку детскую литературу; беседуйте с ним о прочитанных произведениях; чаще просите ребёнка пересказать только что услышанную им сказку или рассказать о том, что интересного он увидел во время прогулки.

Чаще превращайте повседневные просьбы в развивающие задания. Например, для лучшего ориентирования ребёнка в пространстве эффективны следующие задания:

- Подай, пожалуйста, чашку, которая стоит справа от тарелки.

- Найди на верхней полке третью книгу, считая справа налево.

- Скажи, что находится в комнате за комодом, между стулом и диваном, за телевизором.

Развивайте мелкую моторику с помощью лепки, рисования, штриховки, конструирования из различных деталей. Чем лучше развита рука, тем легче ребёнку научиться писать, тем быстрее развивается его интеллект.

Приучайте будущего первоклассника к школьному режиму - рано ложиться спать и рано вставать. Прививайте ему привычку соблюдать элементарные санитарно-гигиенические навыки: пользоваться общественным туалетом; мыть руки перед едой и др. Учите его самостоятельно одеваться, аккуратно складывать свои вещи, соблюдать порядок.

Воспитывайте у ребёнка позитивное отношение к школе. Попробуйте создать «благоприятную обстановку» вокруг школьной жизни, где будут новые друзья, мудрая учительница и целый набор новых впечатлений и эмоций. Никогда не запугивайте ребёнка школой: «Вот пойдёшь в школу, там быстро тебя воспитают!»

Чтобы у ребёнка возникло ощущение, что он вступает в новую полосу жизни, кардинально измените его жизнь: сделайте перестановку в комнате ребёнка, придумайте ему новые обязанности по дому и т. п.

Развивать умственные способности через овладение дей­ствиями замещения и наглядного моделирования в раз­личных видах деятельности.

Учить составлять группу из отдельных предметов.

Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.

Учить классифицировать предметы и обобщать их по харак­терным признакам или назначению.

Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.

Учить сравнивать предметы.

Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.

Развивать быстроту мышления через дидактические игры.

Побуждать делать самостоятельные выводы.

Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.

Создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.

Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т.д.).

Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.

Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения.

Учить выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.

Способствовать переходу к решению задач в уме.

Игры и упражнения для развития мышления

«Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.

«Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.

«Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению.

«Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.

«Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжелый - легкий», «сильный - слабый», «твердый - мягкий и др.

«Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.

♦ Загадки.

Развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания.

Обучать культуре запоминания.

Учить вспоминать последовательность событий.

Учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы.

Учить использовать образ как средство развития произвольной памяти.

Учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.

Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.

Игры и упражнения для развития памяти

«Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию.

«Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребенок в течение 15 мин рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.

«Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок - повторяет и т.д.

«Что ты видел в отпуске?» Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях.

«Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; а ребенок должен ее найти.

«Что ты ел на обед?» Ребенок должен перечислить все, что ел на обед.

«Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.

«Нарисуй такой же». Ребенок рисует на листе бумаги какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать такой же предмет.

«Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.

«Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен повторить его.

«Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать.

«Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.

Данные методы не требуют специальной подготовки. Достаточно быть внимательным к детям и иметь время для занятий и игр с ними.

Развивать слуховое внимание с помощью дидактических игр.

Часто менять формы деятельности.

Использовать на занятиях элементы игры.

Приучать проговаривать инструкцию игры несколько раз.

Почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное.

Учить сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.

Учить управлять вниманием в соответствии с целью.

Учить сосредоточиваться на известной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь.

Создавать средства-стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.

Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.

Игры и упражнения, способствующие развитию внимания

«Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».

Игры-головоломки.

♦ Загадки.

«Найди отличия».

«Найди два одинаковых предмета».

«Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.

«Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!».

«Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы; а ребенок указывает, что изменилось.

«Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 мин должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.

«Карлики и великаны». Ребенок должен выслушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимание на его действия.

  • Печать
  • E-mail
Подробности Опубликовано: 25.04.2012 16:11 Просмотров: 1724

Уважаемые родители!

Образовательный портал "МААМ"

Уважаемые мамы и папы,

бабушки и дедушки!



Уважаемые родители!

Предлагаем Вашему вниманию интересные материалы для занятий с детьми.

Если Ваш ребенок любит конструировать, мастерить, строить из подручных, бросовых материалов или деталей конструктора, то здесь: Образовательный портал "МААМ" (памятка для родителей "Играем в лего дома") Вы можете найти занимательные игры, увлекательные задания, творческие задумки и помочь своему малышу реализовать, возможно, конструкторский талант! Обратите внимание и на эту интересную статью - Сайт для добросовестных родителей "Быть мамой" (развивающий конструктор для детей своими руками)

Уважаемые мамы и папы,

бабушки и дедушки!

В жизни Вашего малыша произошло важное событие, он пошел в детский сад. Это очень сложный и эмоционально насыщенный этап не только для ребенка, но и для Вас.
Сейчас, как никогда, Вы должны запастись терпением и вниманием по отношению к малышу. Расставание с близкими, общение с новыми и незнакомыми взрослыми, большое количество детей, новые блюда, игрушки, обстановка, правила – это лишь тот небольшой перечень новшеств, с которым столкнулся Ваш малыш. Ко всему этому он должен привыкнуть или иными словами адаптироваться.
Важную роль в этом процессе играют родители. Предлагаем Вашему вниманию психолого-педагогические рекомендации, которые непременно окажутся полезными для Вас:

  • Постарайтесь постепенно переходить на «режим» детского сада, даже если малыш остался дома, то время подъема, приема пищи, дневного сна должно соответствовать режимным моментам в детском саду.
  • Дорога в детский сад должна быть приятной для малыша, выходите с запасом во времени, ведите приятные беседы, наблюдайте за природой.
  • Не затягивайте процесс прощания, долгие объятия и поцелуи провоцируют детские слезы.
  • Ребенок должен почувствовать уверенность в Вашем поведении, в правильности того, что детский сад необходим.
  • Не обманывайте малыша, говоря ему: «Я тебя сейчас заберу». Объясняйте: « Ты покушаешь, поиграешь с детьми, а потом я тебя заберу».
  • Не огорчайтесь и не ругайте малыша за то, что он может первое время не кушать в саду. Но постарайтесь и не встречать его с «мешком сладостей». Захватите с собой сок, а придя домой покормите ребенка как обычно.
  • В присутствии ребенка с гордостью и ярко выраженным позитивом сообщайте знакомым: «А мы пошли в детский сад!» Малыш должен почувствовать свою значимость и определенную взрослость и Вашу эмоциональную поддержку.
  • Не провоцируйте ребенка вопросами в присутствии посторонних: «Тебе нравится в саду? Ты хочешь ходить в садик?» Побеседуйте с ним наедине, в спокойной обстановке конкретно спрашивая, что тебе нравится, а что нет.
  • Рассказывайте ребенку о своих, только позитивных, воспоминаниях о детском саде, своем детстве.
  • Постарайтесь в присутствии ребенка не обсуждать свои опасения и недовольства детским садом, смысл ребенок может и не понять, а эмоциональная окраска ему будет вполне ясна.
  • Слезы во время утреннего расставания с родителями практически не являются индикатором уровня адаптации к детскому саду. Для Вас гораздо важнее психосоматические параметры состояния ребенка, а именно: сон, аппетит, уровень возбудимости.
  • Первое время постарайтесь, как можно больше времени проводить с ребенком. Прогулки лучше планировать в безлюдных тихих местах, найдите в себе силы играть с ребенком в те игры, в которые хочет играть он, а не Вы.
  • Объясните, что воспитатели придут ему на помощь в любой ситуации, что если он захотел пить, потерял игрушку или «намочил» штанишки надо сразу сказать об этом воспитателю.
  • Беседуйте с воспитателями, задавайте вопросы всем специалистам детского сада, мы с радостью придем на помощь к Вам и Вашим детям.

Удачи Вам, терпения и взаимопонимания в сложном, но приятном процессе – воспитании малышей.

Адаптация ребенка к детскому саду

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) все дети проходят через адаптационный период.
Адаптация – от лат. «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях (физиологическом, социальном, психологическом). Адаптивные возможности ребенка ограничены, поэтому приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита и может привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Как будет проходить адаптация ребенка зависит от его состояния здоровья, возраста, уровня развития, умения общаться со взрослыми и сверстниками, играть, бытовых навыков, приближенности домашнего режима к режиму ДОУ.

Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации?

  • По возможности расширять его круг общения, помочь преодолеть страх перед незнакомыми людьми: обращать внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.
  • Помочь разобраться в игрушках: использовать показ действий с ними, сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в совместную игру.
  • Развивать подражательность в действиях ребенка: «полетаем, как воробушки, попрыгаем, как зайчики».
  • Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.
  • Не допускать высказываний сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в ДОУ. Некоторые родители видят, ребенок не достаточно самостоятелен в группе (например, не приучен к горшку), они пугаются и перестают водить его в ДОУ. Это происходит оттого, что они не готовы «оторвать ребенка от себя».
  • Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

Условия уверенности и спокойствия ребенка – это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.

К моменту поступления в ДОУ ребенок должен уметь:

  • самостоятельно садиться на стул;
  • самостоятельно пить из чашки;
  • пользоваться ложкой;
  • активно участвовать в одевании, умывании.

Ребенок справится с изменениями в его жизни!
Задача родителей в это время – быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми, радоваться при встрече с ним, обнимать как можно чаще, говорить приветливые фразы:
«мы по тебе соскучились», «нам хорошо с тобой».

"Можно" и "нельзя" в жизни ребенка

Первые правила входят в жизнь ребенка со словом «нельзя»: нельзя трогать, брать, делать. Нельзя колоть себя булавкой, трогать огонь – будет больно тебе; нельзя толкать другого, ломать его вещи – будет больно (физически или психологически) другому. Некоторые «нельзя» меняются по мере взросления ребенка: малышу нельзя трогать ножницы, а дошкольнику - можно.
Запреты необходимы, чтобы сделать возможным сосуществование множества людей, с их разными, иногда противоречивыми желаниями. По большому счету нельзя то, что причиняет вред (психологический или физический) самому человеку или его окружению, все остальное – можно.
Правила о «правилах»
Порой ребенок не понимает слово «нельзя» и из-за этого определенный этап его детства превращается для него в череду неприятностей. Чтобы этот период прошел в жизни семьи относительно спокойно, рекомендуется соблюдать несколько правил.

  • В жизни каждого ребенка должны быть правила (ограничения, требования, запреты).
  • Правил не должно быть слишком много (это те «нельзя», которые опасны для жизни и здоровья ребенка).
  • Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (например, детям больше, чем взрослым, нужно двигаться, исследовать предметы, пробовать свои силы).
  • Правила должны быть согласованы взрослыми между собой (если мама запрещает, а папа разрешает, то ничего не получится).
  • Интонация, в которой сообщается запрет, должна быть дружественной, а не повелительной.
  • Правила должны выполняться всегда, независимо от настроения взрослых.

Как обучить ребенка реагировать на ограничения?
Обучать этому надо как можно раньше. Как только ребенок пытается совершить то, что «нельзя» (например, покрутить на газовой плите краники), взрослый отдаляет ребенка от запретного и, глядя ребенку в глаза, говорит строго «нельзя».
Если в дошкольный период ребенок растет в атмосфере вседозволенности, его желания и действия не встречают разумных ограничений, то у него не формируется важнейшая способность – способность самому (произвольно) управлять своим поведением. Есть понятие «хочу». А понятие «надо» отвергается. Для таких детей начало школьного обучения – очень сильный стресс, когда ребенок сталкивается с запретами за пределами семьи. Вседозволенность возникает тогда, когда дети чувствуют: родители не в силах настоять на своем. Правила должны иметь четкие границы. Некоторые правила ребенок будет усваивать быстро, другие же потребуют больше времени. Если что-то не сразу получается, запаситесь терпением. Нужно помногу раз повторять одно и то же, прежде чем ребенок вырастет приспособленным к жизни человеком.

Чем более конкретны «можно» и «нельзя»,
тем проще ребенку понять, чего вы от него хотите!

«ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК»

Гиперактивных детей нельзя не заметить. Они, как ртуть, постоянно в движении, они бегают, вертятся, натыкаются на вещи, опрокидывают их. Это дети, которые не могут адекватно приспособиться к реальной жизни и поэтому воспринимаются своим ближайшим окружением как объект постоянной заботы и источник беспокойств. Причиной неприятностей становится поведение, отклоняющееся от принятых норм. Гиперактивность (или синдром дефицита внимания) в детском возрасте проявляется трудностями в поведении и учебе, нарушениями в общении.

На что следует обратить внимание родителям?

  • Активность ребенка является чрезмерно высокой по сравнению с ожидаемой реакцией на ситуацию, имеет раннее начало (до 6 лет), обнаруживается более чем в одной ситуации (не только в детском саду, но и дома, на улице и т.д.).
  • Очень слабая концентрация внимания. Ребенок бросает одно дело и тут же начинает другое без доведения начатого до конца.
  • Повышенный травматизм и тенденция «влипать» в истории и неприятности.
  • Неумение приспособиться к дисциплинарным требованиям детского учреждения.
  • Быстрая, «захлебывающаяся» речь.
  • Любые стойкие нарушения сна.

Что делать родителям дошкольника, если он гиперактивный?
1. Проконсультироваться со специалистами (невропатологом и психологом).
2. Знать и помнить, что ребенок не хочет сделать ничего плохого, у него просто не получается.
3. Регулировать жизнь ребенка. Гипердинамическому ребенку, как воздух, нужен жесткий режим дня.
4. Выработать правила поведения ребенка в группе детского сада и дома, просить его вслух проговаривать эти правила.
5. Разработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.
6. Заранее договориться с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т. д. Сообщение об истечении времени не взрослым, а заранее заведенным будильником будет способствовать снижению недовольства ребенка.
7. Поддержать, а не ограничивать подвижность ребенка. Полезными могут оказаться занятия в кружках и секциях, в структуру занятий которых входит движение в большом количестве (но чрезмерные нагрузки серьезного спорта гипердинамическим дошкольникам категорически противопоказаны).
8. Обучать ребенка через игру:

  • концентрировать внимание;
  • доводить начатое до конца;
  • снимать мышечное напряжение;
  • контролировать свои движения и эмоции.

Помните о том, что гиперактивность может удерживаться с помощью разумного контроля взрослых!

«НАКАЗЫВАЯ, ПОДУМАЙ: ЗАЧЕМ?»

  • Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.

Более того, наказание должно быть полезным. Однако наказывающий часто забывает подумать…

  • Если есть сомнение, наказывать или не наказывать,- не наказывайте.

Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и доверчивы. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!

  • За один раз – одно.

Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одному за каждый. Салат из наказаний – блюдо не для детской души!

  • Наказание – не за счет любви.

Что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.

  • Срок давности.

Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Некоторые чересчур последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.

  • Наказан – прощен.

Инцидент исчерпан. Страница перевернута. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!

  • Без унижения.

Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы не справедливы, наказание подействует только в обратную сторону.

  • Ребенок не должен бояться наказания.

Не наказания он должен страшиться, а нашего огорчения.

«При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь!» (В. Леви.)

«НЕУВЕРЕННЫЕ ДЕТИ»

Ваш ребенок плохо приспособлен к жизни, не стремится самостоятельно найти выход из жизненной ситуации, хочет получить готовые ответы без собственных усилий? Узнаете? Да - это примерный портрет социально неуверенного человека. Его главная проблема не в том, что он не может взаимодействовать с окружающими (с социумом), а в том что он не может гармонично взаимодействовать с самим собой! Такой ребенок в любой ситуации находит непреодолимые препятствия. Они оказываются неразрешимы для него, а его поведение неадекватно.

Портрет социально неуверенного ребенка:

  • говорит тихо, невнятно, делая большие паузы, или громко и сбивчиво;
  • необщительный,отказывается общаться с незнакомыми людьми;
  • часто плаксив, апатичен;
  • трудно выражает словами, что чувствует;
  • не может (или с трудом) называет себя по имени, ласково;
  • малоподвижен, старается быть незаметным;
  • мимика либо вялая, либо «буря эмоций»;
  • отводит глаза, не выдерживает взгляда;
  • играет в одиночестве;
  • трудно расстается с родителями или родственниками;
  • не может высказать свое мнение, не может сказать «нет»;
  • проявляет беспомощность в трудных ситуациях.

Социально неуверенным детям трудно приспособиться в группе детского сада. Как правило, они имеют проблемы и в школьном коллективе. Позднее проблема будет сопровождать его и во взрослой жизни. Если ребенок неуспешен в общении, в решении каких-либо конфликтов или трудных ситуаций, нельзя говорить о здоровом ребенке как в психическом, так и в физическом смысле.
Для решения проблем адаптации ребенка в коллективе, для повышения его уверенности в собственных силах необходимо, чтобы ребенок находился в атмосфере любви и понимания. Ему необходимо иметь о себе положительное представление. Это состояние, когда ребенок:

  • чувствует собственную значимость;
  • испытывает уверенность при выполнении какого-либо дела;
  • убежден, что нравится другим людям.

Чтобы помочь ребенку, необходимо укреплять его уверенность в себе . Нужно понять и принять индивидуальность ребенка, его личностные особенности. Ребенок должен знать, что он неповторим и самобытен.

Поддержите ребенка, создайте положительный психологический климат, окружите его заботой и вниманием! Помните, если ребенок доверяет себе, его поведение при решении трудных ситуаций будет уверенным и адекватным. Нужно видеть, слышать и чувствовать ребенка, и тогда он испытает необходимость
и радость от общения с другими детьми!

«ТЕМПЕРАМЕНТ РЕБЕНКА»

Если вы наблюдали за детьми, то наверняка замечали, что одни дети по большей части спокойны, в то время как другие часто плачут и раздражаются, одни тепло реагируют на незнакомых людей, а другие кажутся очень стеснительными.
Устойчивый рисунок настроения и стиль поведения ребенка называют темпераментом.
Различия в эмоциях и стиле поведения уже очевидны в первые несколько недель после рождения и остаются значимыми на протяжении всей жизни.
Темперамент имеет три основных свойства - эмоциональность, активность и общительность.
Свойства темперамента врожденные, но зачастую они зависят от окружения, в котором развивается ребенок.
Темперамент – основа поведения ребенка
Родители, не зная об особенностях темперамента, беспокоятся, а нет ли в поведении ребенка каких–либо нарушений? Знание поведенческих проявлений различных типов темпераментов поможет родителям избежать ошибок в воспитании.
Еще в Древней Греции были обозначены четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.
Дети – холерики

Являются активными, подвижными и общительными. Ребенок всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск и приключения. Такие дети любят много говорить, быстро вступают в контакт с другими взрослыми и детьми. Подвержены быстрой смене настроения: их радость может мгновенно перейти в беспокойство и раздражительность, а печальное состояние - вдруг обратиться в невиданную активность. Нередко они бывают несдержанными и агрессивными, особенно если родители их не понимают. С таким ребенком в играх желательно предусмотреть возможность его проигрыша и показать, что часто, прежде чем сделать, надо подумать. Ругать и наказывать ребенка лучше после того, как он успокоился, объясняя последствия его поступка.
Дети – сангвиники

Такой ребенок верток и подвижен. Слезы появляются мгновенно, но он быстро утешается. Родителей беспокоит рассеянность, неаккуратность, но ребенок все же приятен в общении, заводила, выдумщик. В играх любит лазать, ползать, бегать. Быть «непостоянным» - не порок, а свойство этого темперамента. Такие дети миролюбивы, не помнят зла, добры и нежадны. Удерживать внимание ребенок может научиться с помощью взрослого, который отдает ему много времени в совместных занятиях; необходимо предлагать ему игры, требующие точности и сдержанности.
Дети – меланхолики

Часто бывают задумчивыми и грустными. Если такой ребенок расстроится, то плачет долго и горько. С трудом включается в игры других детей, но с теми, кого любит, открыт и доверчив. Часто рассуждает «как маленький взрослый». Любит уединяться, не играет в «грубые» игры. Любит тепло, боится спорта. Такой ребенок требует много заботы и любящего понимания. У ребенка должен быть в семье человек, которому он мог бы полностью довериться. В совместных занятиях с участием ребенка-меланхолика лучше не использовать соревновательные игры.
Дети – флегматики

Медлительный молчун, спокойный. Любит несколько игрушек, мало двигается, любит порядок, тщательно складывает игрушки, одежду. Пьет только из своей чашки, ест только своей ложкой. Если что-то не так, может добиваться своего с почти холерической энергией. Разговаривает медленно, с паузами, терпеть не может игры, где надо проявлять быстроту, сноровку. Это «надежный» ребенок, послушный и пунктуальный. Запоминает информацию, новые правила медленно, но надолго и редко ошибается. У такого ребенка надо постепенно развивать активность и подвижность, включая игры с малой, потом средней, а потом высокой подвижностью; учитывать низкий темп выполнения заданий.
Темперамент ребенка лучше не переделывать, а изучать, учитывать в выборе игр для него и в общении с ним. Важно помнить: темперамент – прежде всего данное природой, а природа, как известно, редко ошибается.

У каждого ребенка есть свой запас качеств и свойств, помогающих сохранить ему свою индивидуальность и неповторимость!

«КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ?»

Чтобы не допускать разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно поддерживать его чувство самоценности. Как мы, родители, можем это делать?

  • Безусловно принимать его.
  • Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
  • Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными они ни были. Раз они у него возникли - значит для этого есть основания.
  • Бывать (читать, играть) вместе.
  • Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
  • Помогать, когда просит.
  • Позволять ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий или своего бездействия (конечно, если это не угрожает его жизни или здоровью). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
  • Делиться своими чувствами - это выражение доверия.

Если ребенок вызвал у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите о своем переживании, а не о нем, не о его плохом поведении. Говорите о своих чувствах ребенку (например, «Мне не нравится, когда дети хнычут…», «Я огорчена…», «Мне трудно…» и т. п.).

  • Соразмерять собственные ожидания с возможностями ребенка.
  • Устанавливать правила.

В жизни каждого ребенка обязательно должны быть правила (ограничения, запреты, требования).

  • Правил не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Родительские наказы не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (например, детям больше, чем взрослым, нужно двигаться, исследовать предметы, пробовать свои силы).
  • Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно–разъяснительным, чем повелительным.
  • Правила должны быть согласованы взрослыми между собой.
  • Наказывать ребенка лучше лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
  • Использовать в повседневном общении приветливые фразы (например, «Мне хорошо с тобой», «Я по тебе соскучилась», «Давай (посидим, поделаем) вместе», «Ты, конечно, справишься»).
  • Обнимать не менее 8 раз в день.

Удачи вам и душевного благополучия!

«КРИЗИС 3-Х ЛЕТ»

"Кризис 3-х лет"

В жизни ребенка существуют особые периоды – так называемые кризисы возрастного развития. Кризис 3 лет (граница между ранним и дошкольным детством) - один из наиболее трудных, когда ребенок из очаровательного карапуза превращается в самостоятельного и независимого человечка. «Трудность» в том, что ребенок начинает отделять себя от близких взрослых, претендовать на равноправие со взрослыми, проявляя при этом строптивость. А взрослые, настаивая на своем, проявляют не меньшее упрямство.

Что характерно для поведения ребенка в период кризиса 3 лет?
Негативизм. Стремление сделать наоборот, прямо противоположно тому, что ему сказали. На первый взгляд кажется, что так ведет себя непослушный ребенок любого возраста. Но при обычном непослушании он чего-то не делает потому, что это ему делать не хочется (чистить зубы, ложиться спать). Если предложить ему другое интересное занятие, он тут же согласится. При негативизме события развиваются иначе. Ребенок отвечает на просьбу взрослого отказом даже в том случае, если минуту назад он сам желал сделать именно это. Негативизм адресуется непосредственно конкретному человеку. Главное для ребенка – сделать не так, как просит именно этот взрослый.
Упрямство.
Когда ребенок настаивает на чем-либо не потому, что ему этого очень хочется, а только потому, что он так сказал и требует, чтобы с его мнением считались. Например, ребенка зовут домой, а он заявляет, что будет продолжать кататься на велосипеде, чем бы его ни соблазняли.
Строптивость.
В отличие от негативизма направлена не на человека, а против обычного образа жизни, против тех правил, которые были в жизни ребенка до 3 лет. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают и делают другие.
Своеволие.
Ребенок все хочет делать сам, начинает проявлять самостоятельность: он кричит, что сам завяжет себе шнурки, сам нальет в тарелку суп, сам перейдет через дорогу (причем зачастую он не умеет этого делать).
Обесценивание.
Что обесценивается в глазах ребенка? То что было привычно и дорого: старые привязанности к вещам, людям, игрушкам. Ребенок может отбросить или сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя.
Деспотизм.
Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими взрослыми, добиваясь исполнения любого своего желания, диктуя взрослым, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет.

Как реагировать взрослым на проявления кризиса?

  • Взрослому не стоит вставать на позицию «кто кого». Это приведет только к усилению напряжения и, возможно, к истерике ребенка.
  • Рекомендуем поддерживать и хвалить ребенка за старание и инициативность, и быть при этом искренним.
  • Не стоит бранить ребенка, обещая его наказать. Лучше научить его, как исправить ситуацию, или сделать это вместе с ним.
  • Исправляя ошибки ребенка, нужно делать это тактично, чтобы недостаток выглядел бы исправимым.
  • Можно позволить ребенку действовать самостоятельно, если это не опасно для его жизни и здоровья.
  • Не стоит добиваться подчинения ребенка любой ценой. Лучше отвлечь, уговорить его.

Кризис будет протекать остро только в том случае, если взрослые не захотят замечать изменений, происходящих в ребенке.

Общение с ребенком в период кризиса – это искусство.
Главное – вовремя понять и помочь ребенку, потому что мы ему нужны как никогда. И даже если в этот момент он не такой мягкий и податливый, как бы нам хотелось, а иногда колючий и ершистый,
лучшее, что можем сделать мы, взрослые,-

принять его таким, какой он есть и … любить его!

«ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ»

"Детская агрессивность"

Агрессия – активная форма выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение вреда или ущерба живому или неживому объекту.
Человек рождается с инстинктом свободы. Ее ущемление, ограничение вызывает гнев (субъективно этопереживается как прилив сил и уверенности, импульс к действию). Если оставлять безнаказанными проявления враждебности других людей к вам, то это может привести к страданию, саморазрушению. Умеренный гнев позволит выступить в свою защиту, а умеренная агрессивность является необходимым компонентом лидерства.
Агрессию надо делить на биологически необходимую, которая поддерживает жизнь, и разрушительную, враждебную.
Проявления агрессии встречаются у многих детей дошкольного возраста. Чаще всего причиной является введение взрослым ограничений и запретов, которые не позволяют ребенку осуществить свое желание. А также если родители не объясняют своим детям понятия «можно – нельзя», «хорошо – плохо» и в силу возрастной «невозможности» дошкольника полностью контролировать свои действия.
Существует ряд причин, которые могут повлиять на закрепление у детей агрессивной модели поведения - нарушения со стороны центральной нервной системы (в этом случае необходимо обязательное наблюдение у специалистов) и влияние социального окружения (семья, другие дети, средства массовой информации).
В дошкольном возрасте на проявление агрессии самое большое влияние оказывает семейное воспитание ребенка
.

Как семейное воспитание
влияет на появление детской агрессивности?

  • Родители часто проявляют физическую или вербальную агрессию по отношению к ребенку. И как следствие, он, подражая родителям, часто конфликтует, дерется, применяет силовой способ решения уже собственных проблем.
  • Родители применяют слишком суровые, несоотносимые с проступком наказания. И как следствие, появление у ребенка защитной агрессивности.
  • Родители не обращают внимания на агрессивное поведение, вспыльчивость ребенка, не контролируют его поведение. И как следствие, вседозволенность, проявление агрессивности в дальнейшем как устойчивой поведенческой черты.
  • Родители запрещают любые формы проявления детского гнева. И как следствие, подавление своих эмоций может привести к эмоциональным расстройствам.
  • Родители проявляют агрессию по отношению к окружающим в присутствии ребенка. И как следствие, агрессия к «обидчикам»: у ребенка закрепляется уверенность, что окружающие люди являются виновниками всех его бед.

Помните: у агрессивных родителей, как правило, вырастают агрессивные дети!

Как выражать агрессию в социально приемлемой форме?
Негативные чувства – такое же естественное явление, как и положительные. И также требуют своего выражения. Не следует подавлять гнев ребенка, нужно помочь ему овладеть способами выражения негативных чувств, приемлемыми для общества. Существуют безобидные способы снятия гнева. Можно бить подушку; рвать газету; громко кричать; сдавливать пластилин; выразить злость в танце; надуть шарик, «пинать» его, а затем лопнуть; нарисовать злость.

  • Все вводимые вами запреты должны высказываться в тактичной и спокойной форме.
  • Дайте возможность ребенку выплескивать свой гнев, смещайте его на неопасные объекты.
  • Старайтесь не допускать при ребенке вспышек вашего собственного гнева.
  • Если вы все же в гневе – старайтесь не прикасаться к ребенку, лучше уйдите в другую комнату.
  • Наказывайте ребенка только за конкретные проступки, наказания не должны унижать.
  • Не стесняйтесь лишний раз пожалеть, приласкать ребенка, он должен чувствовать, что вы любите и принимаете его.

Лучший способ контроля и предотвращения агрессии –
показывать ребенку личный пример уравновешенного,
сдержанного поведения!