Детские стишки для детей 3. Приемы и средства произвольного запоминания стишков. Идёт коза рогатая

Святки - колядки в детском саду. Сценарий

Новогоднее развлечение «Святки - колядки» для детей старшего дошкольного возраста

Гук Наталья Витальевна. Музыкальный руководитель МБДОУ д/с№18 "Счастливое детство" Краснодарского края.Тбилисского района с.Ванновское.

Описание материала: данный материал будет полезен музыкальным руководителям ДОУ, воспитателям, педагогам дополнительного образования.
Цель: расширить знания детей о русских народных традициях.
Задачи:
- Познакомить детей с историей возникновения и традициями праздника «Рождество Христово» и «Рождественскими Святками».
-Поддерживать интерес к истокам русской национальной культуры;
-Прививать любовь и уважение к традициям свой страны.

Колдовское, волшебное время.
В святочные вечера открываются врата в добрую семейную жизнь.

(На сцене темно. Мужики и бабы смотрят на небо и переговариваются.)
1-й: А зачем все в небо смотрят?
2-й: Ждем появления первой звезды.
3-й: Пойдемте домой, очень кушать хочется.
4-й: Так ведь пост Рождественский, нельзя есть до появления первой звезды.
1-й: А почему?
2-й: Звезда знак подает, что Христос родился, пост окончен, начались святки.
(Появляется звезда. Все обнимаются, целуются, поздравляют друг друга.)
3-й: С Рождеством Христовым! Приглашаю, есть кутью!
4-й: С чем кутья?
1-й: У нас с маком, разведенным подслащенной водой. А у вас?
2-й: А у нас кутья с медом. А у вас?
3-й: А у нас овсяной кисель.
4-й: Тоже не плохо!
Все: Дай Боже, в добром здравии эти святки провести и на тот год дождаться!
(Мужики и бабы уходят в хаты. Выходят дети, поют.)
Песня «Каждый год на Рождество»
1. В этот день великий к нам пришел Христос
И веру свою светлую нам он всем принес.
2. Он с добром и кротостью, входит в каждый дом,
Где с надеждой новою мы его все ждем.
3. Я открою двери, он ко мне придет
И меня, я верю, к свету приведет.
Ведущая: Все на святки, все на святки приходите-ка, ребятки!
И овсень, и коляда будут вместе с вами. Да?
Дети 1: Это что такое святки?
Ведущая: Вы не слышали ребятки? Что ж придется рассказать
И, конечно, показать.
1-й: Святки – это двухнедельные новогодние празднества, которые исстари отмечали наши предки.
2-й: Новый год во все времена и для всех народов значил обновление мира. Это пора взаимных угощений, веселья, радости.
3-й: В святки дня прибыло на курину ногу.
4-й: Зима на мороз, а мужик за праздники.
5-й: Самым веселым на святках было колядование или колядки и гадания.
А начинались они в рождественский сочельник, то есть в ночь с 6 на 7 января. Вот примерно как это было.

(Деревенская горница. На скамье хозяин с хозяйкой и дети. Ряженые, с пением коляды, идут через зал.)

Песня «Ай, во боре, во боре»
1. Ай, во боре, во боре стоит сосенка на горе.

2. Ехал сударь по бору, срубил сосенку одну
На дощечки распилил и мосточки замостил.
3. Мост сукном он укрывал и гвоздями прибивал.
Ой, овсень, ой, коляда приходите к нам сюда.
4. Кому ж ехать по мосту к нам в родную сторону?
Ой, овсень, ой, коляда Новый год идет сюда.

Младший сын: (выбегает из дома, посмотрел по сторонам, бежит к матери)
- Матушка, колядовщики пришли! Звать?
Хозяйка: Сядь на место, сядь.
Колядники: Хозяева, овсень кликать?
Хозяйка: Не кличьте, расходитесь по домам, ничего я вам не дам.
Колядники: У Федула жена, очень жадная была.
У ней, шуба не зашита, и рубаха не помыта.
Да и муж не дюж – лентяй, неуклюж!
Золовушка -- неудаха, не ткачиха и не пряха.
Деверек – картинка в голове мякинка! Ха-ха-ха!
(Собираются уходить.)
Хозяин: Что вы, что вы? Оставайтесь! Чем хотите угощайтесь!
Что придумала, жена? Ишь какая сатана!
(Колядовщики возвращаются к хате.)
1-й колядовщик: Скок на крылечко, бряк во колечко, дома ли хозяйка?
Хозяйка: Просим в избу. Красному гостю – красное место!
2-й колядовщик: Ехал было мимо, да заглянул до дыма.
Хозяйка: Нежданный гость лучше жданных двух.
Хозяин: Что есть в печи все на стол мечи.
Хозяйка: (уставляет стол) Пироги, печенье для вашего угощенья!
Колядники: Всех поздравляем с Рождеством!
Желаем успехов, радости, здоровья!
(бросают в хозяев зерном, поют)
Сею, вею, повеваю, я пшеницей посыпаю.
Счастья, радости желаю.
Сею, вею, повеваю, овес, ячьмень посыпаю,
С Новым годом поздравляю!
(Идут к другому дому с песней.)

Песня «Коляда»

Коляда, коляда, где ты раньше была?
Я, у поле ночевала, теперь к вам пришла!

1-й колядовщик: На крылечко и в сенец прибыл месяц овсенец.
2-й колядовщик: Дома ли дома хозяйка дома?
Вместе: Желаем счастья, здоровья дому сему!
Дома ли дома хозяйка дома?
(в ответ тишина, запыхавшись, прибегает хозяйка дома)
Хозяйка: Ой, ребята! Уж я бежала, бежала. На улице темень, ничего не видно. А почему вы в избу не заходите?
Колядовщики: Там закрыто.
Хозяйка: Как закрыто? Кто там закрылся? Что за шутки?
(Раздается шум, звуки бубна, дудки, трещотки. К дому приближаются ряженые: мужик, пес, петух, медведь.)
Хозяйка: А, ряженые! Здравствуйте! Куда путь держите?
Мужик: Идем шутить, народ веселить, песни петь, да Христа славить.
Хозяйка: Айда ко мне! Дам вам чего душе угодно! Ведь на Рождество чем больше отдашь, тем больше получишь, веселее год пройдет.
Ах, бедная я бедная, забыла, в избе кто-то заперся!
Мужик: Не беда, знать нас поджидают.
Ребята, начинай колядовать. (поют)

Песня «Коляда»


Тетенька, добренька, пирожка дай сдобненька.
Не режь, не ломай, целиком подавай
Двоим, троим, мы давно стоим.
Печка-то как топится, пирожка-то хочется.
Открывайте сундучок, подавайте пятачок.

Петух: (грозно) Ну-ка я попробую!
Глухая тетеря, открывай ворота, подавай пирога.
Изломаю весь порог, коль не дашь пирог!
(обиженно бормочет)
Не открывают, ни в грош не ставят колядовщиков.
Мужик: Грех-то какой, не принять ряженых.
Пес: (подбегает к двери) Фу, фу, да тут нечистой силой пахнет.
Хозяйка: (хватается за голову)
Ах, как я запамятовала. Под Рождество вся нечисть подымается, на шабаш собирается. Не то, что избу, крынку нельзя оставить открытой. Всяка дрянь себе место ищет, что пусто, то и ее. Надо было избу пуще глаза стеречь!
Медведь: Давай-ка, под дверью что-нибудь поставим, хоть ящик.
(Ставят ящик, дверь приоткрывается и высовывается рука, пытается ухватить, что поставили, а хватает воздух, высовывается голова Бабы Яги, Петух хватает ее за нос.)
Баба Яга: Караул! Из дома выселяют! Буду жаловаться! (вырывается, убегает) Все равно в дом никому не войти. Мои девочки не откроют.
Колядовщики: (поют)
Песня «Коляда»

Коляда, коляда накануне Рождества.
Коляда пришла – Рождество принесла.
Коляда, коляда, горе не беда.
Вот пришла коляда на селе праздник родства.
Коляда, коляда на печи стоит еда
Каша гречневая, голова свиная.
Коляда, коляда в небе уж взошла звезда.
К нам катит на святки, подпалила пятки.
Коляда, коляда нам подай пирог сюда.
Сладко закусили, хозяев не честили.

(Хозяйка раздает всем конфеты)
Ряженые: А мы по старославянски можем, слушайте. (поют)

Рождество твое, Христе Боже, возсия миру свет разума. Дева Днесь!
Присусщственного рождает, ангелы с пастырями словословят…

(За дверями, при этих словах, начинается вой, крик, беготня, и все стихает. Двери распахиваются.)
Петух: В избе никого, что за диво? Э, вся нечисть пропала. Эк ее пробрало!
Хозяйка: Знать хорошие колядки пели! Ну, пора и честь знать.
Колядовщики: (поют)

Песня «Пора гостям с двора»

Пора, пора гостям с двора, пора, пора гостям с двора,
Время убираться, время убираться.

(Все, и ряженые, и колядовщики уходят, им навстречу идут ряженые с Козой, поют)

Песня «Мы не сами идем»

Мы не сами идем, мы козу ведем,
Где коза ходит -- там жито родит.
Где коза хвостом – там жито кустом,
Где коза рогом – там жито стогом.

(Коза брыкается, прыгает на всех.)
1-й: Что нам за коза попалась?
2-й: Нет нам с нею сладу!
3-й: Что нам с нею делать?
4-й: (валит козу на пол)
Ведущий: Ой, наша коза заболела, лежит, совсем не встает.
Как нам ее лечить-вылечить?
4-й: Нашей козе не много надо: решето пирогов, сковородку блинов, полпуда колбаски, чтоб открыла глазки, три куска сала, чтоб она встала. Ну, угостите нашу козочку! (кормят, помогают козе встать)
Ведущий: Вот наша козочка встала, она больше не будет пугать народ.

(Под музыку «Мы не сами идем» ряженые уходят.)

Ведущий: Но, на святки свои порядки, обряды, обычаи да колядки. Сказочное время и приметы сбываются!
Сядешь за стол между двух братьев или сестер – значит, вскоре женишься.
Наденешь обновку – много таких будет.
Святки были временем гаданий. Начиная год, человек стремился узнать, что его ожидает в будущем. Формы гадания были разные.
Раз, в крещенский вечерок, девицы гадали
За ворота башмачок сняв с ноги, бросали.
Снег пололи, под окном слушали, кормили
Сытным курицу зерном, ярый воск топили.
В чашу, с чистою водой, клали перстень золотой,
Серьги изумрудны. Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад песенки подблюдны.

Гадания.


1.Разложить предметы на столе: хлеб, бутылка, зеркало, нож, соль.
Гадающему завязывают глаза и подводят к столу. Правой рукой он должен взять предмет.
Нож – невеста скандалистка.
Хлеб – богатая.
Бутылка – пьяница.
Соль – вредная.
Зеркало – модница.
2.Берут сито с зерном и мешают в нем кольца: медное, серебряное, золотое, с камнем. Если вынимают горсть с зерном без кольца – перемен не будет. Медное – в бедную семью. Серебряное – за простого парня. С камешком – за барина. Золотое – за купца.
3.В таз с водой девушки опускают деревянные ложки, меченые и болтают воду. Чья ложка отойдет от края таза, та выйдет замуж в этом году.

Игра «Чугунок на ухвате»
Наполненный водой чугунок брать ухватом и пронести вокруг зала не пролив воду.

Ведущий: Как уберечься от мороза? (Поплясать)
Вот и мы сейчас с вами попляшем и споем.

Песня «Прощание с Новым годом»

1. Споем простую песенку, о том, как старый год
Уходит тихо в прошлое, а новый настает.
2. И радостно, и грустно нам прощаться навсегда,
Но время нас уносит вдаль, как талая вода.
3. Бегут навстречу новые, веселые деньки,
Сулят нам много радости на елках огоньки.

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

Центр развития ребёнка детский сад №7

«Колядки на святки»

составила музыкальный руководитель

Качуровская Елена Юрьевна.

г. Курганинск 2017г.

«Колядки на святки»

Цели:

Знакомство с традициями кубанского казачества, с особенностями фольклора, сочетающего русскую и украинскую культуры.

Приобщение к культуре предков, сохранение и распространение традиций кубанских казаков.

Уметь находить общее и особенное в элементах фольклора русского, украинского народов и кубанских казаков.

Действующие лица: Ведущий, Зима, Лиса, Медведь, Дед Мороз, Снегурочка, Коза, Солоха, Чёрт - взрослые;

Дети-2 Чёртика, ряженые.

Оборудование: костюмы для колядовщиков (рубахи, сарафаны, маски), сундук с атрибутами для ряженья (маски зверей, платки, и т.п.), шумовые инструменты (бубны,ложки и т.п.), мешки для колядующих, корзинка с гостинцами для хозяев, гостинцы (фрукты, печенье, пряники, конфеты), музыкальное сопровождение, стол, убранство стола(пирожки, конфеты), предметы быта и утвари казачьей хаты, мешок без дна для игры с чёртиками, 2 подушки для взбивания, две палки, домик Д.М, кувшин, простыня-сугроб.

Предварительная работа: заучивание колядок, стихи для детей, рассказы воспитателя детям о рождестве, о гаданиях, о колядках, показ презентаций: Рождество, Святки, Крещение.

Ход развлечения:

Ведущий : Поздравляем! Пришли святки

От Рождества и до Крещенья

Заводят люди все колядки,

Дома наполнены весельем!

Ребячий звонкий смех звучит,

А сердце радостно стучит!

В душе особенный настрой

Отметить праздник наш святой!

Дети : Ну а что такое святки?

Вед : Так послушайте, ребятки!

Стихи детей:

1. Праздник этот самый длинный

Он веселый и старинный

Наши прабабушки и прадедушки,

Веселились две недели,

От Рождества и до Крещенья

Приготовив угощенье.

2. Пели разные колядки

По дворам ходили в святки

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Ведущий: Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас. (Звучит волшебная музыка)

Ведущий: Вот так чудо - чудеса, видно сказка началась! Вот и попали мы в сказочный зимний лес. Только снежинки в воздухе кружатся, да мороз потрескивает.

Эй, ребята, выходите!

Хороводы заводите!

Руку дай скорее, друг,

Ждет нас всех веселый круг!

Вокруг ёлки.

(из-за двери слышен звон бубенчиков)

Ведущий : Т-с-с! К нам, кажется, кто-то едет?! (все дети поворачиваются на звон бубенчиков).

Вот и я – Зимушка-Зима! Здравствуйте, ребята! Вот и пришла я опять к вам в гости! Рады вы мне?

Дети: Да!

Зима: И я рада вас видеть всех, рада, что вы веселые и дружные! Я поздравляю вас с праздником! (достает из сумки конфетти и горох, обсыпает ребят и приговаривает)

Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

Ведущая: Зимушка, а это что у тебя? (показывает на два пуховика).

Зима: А это мои волшебные пуховички, если их сильно взбивать, то по всей земле будет идти снег. И чем сильнее взбиваешь, тем сильнее снег идет.

Ведущая: Зимушка, а можно ребята тоже попробуют взбить твои пуховики, ведь они очень любят снег?!

Зима: Конечно! А ну-ка, принимайтесь за дело!

Игра: «Взбей пуховики»

(играют две команды: кто сильнее и быстрее ударяет по пуховикам, тот и выигрывает)

Зима (в конце игры обсыпает всех конфетти): Ай-да, помошники, ай-да, веселые ребята!

Вон сколько снега выбили из моих пуховичков! Давайте в снежки поиграем!

«Игра в снежки»

Зима: Иду-у-у! Мне пора, ребята. Веселитесь, встречайте праздник, а я поспешу к другим детям (весело машет рукой и уходит).

Ведущая: Вот и попали мы в сказочный зимний лес.

Как на горке - Дети поднимают руки.

Снег, снег. - Встряхивают кистями рук.

И под горкой - Опускают руки, слегка наклонившись вперед.

Снег, снег. - Встряхивают кистями.

Как на елке - Соединяют прямые ладони над головой под острым углом («макушка елки»).

Снег, снег. - Встряхивают кистями рук над головой.

И под елкой - Плавно водят руками вправо-влево, опустив их.

Снег, снег. - Встряхивают кистями.

А под снегом спит медведь. - Кладут две ладошки под щеку.

Тише. Тише. Не шуметь. - Грозят указательным пальцем.

Ведущий: Отойдем, ребята, от берлоги. Не будем тревожить Мишку. (Дети на цыпочках садятся на места).

В зал входит Лиса: Здравствуйте, ребята! Что это вы так тихо сидите? Я пришла Медведя разбудить. Он и так весь новогодний праздник проспал. (Подходит к сугробу.)

Мишка, просыпайся! Мишка, поднимайся!

Ничего не слышит Мишка. Помогите мне, детишки!

Спит, не слышит ничего. Будем мы будить его.

Подойдём, ребята, к Мишке. Сладко спит наш шалунишка.

(Дети подходят к Медведю, укрытому простыней-сугробом).

Игра «Догонялки»

Мы в ладоши громко хлопнем - Хлопают. Раз, два, три!

И ногами так притопнем - Топают. Раз, два, три!

Просыпайся, Мишка,-Грозят пальцем.Мишка-шалунишка,

Из берлоги вылезай и ребяток догоняй!

Мишка сбрасывает с себя простыню и догоняет детей. Они убегают на места.

Медведь: Вы зачем меня подняли, Мишке выспаться не дали?

Лиса: Миша, наступили святки. В деревнях идут колядки.

Медведь. Колядки? Это что такое?

Лиса: Колядки - это веселые забавы, угощения.

Медведь: Угощение - это хорошо!

Медведь: Коляду встречайте, нас с Лисою угощайте!

Ведущая: Не плясали и не пели, угощенья захотели!

Пойдёмте лучше с нами, мы вас колядовать научим. (Все идут змейкой под весёлую колядку)

Ведущая: Вот и домик виднеется… (из окошка появляется Дед Мороз)

Дед Мороз: Кто это так славно поет? А-это вы, ребята! Я к вам в гости собирался, а вы сами пришли, и как раз вовремя. Внученька, Снегурочка, иди сюда, к нам гости пришли. (Снегурочка не выходит).

Дед Мороз: Ребята, видно, не слышит меня Снегурочка, помогите ее позвать.

Дети: Снегурочка! Снегурочка!

Снегурочка: Иду! Иду! (выходит из домика к детям).

Щедрый вечер, добрый вечер!

Добрым людям на здоровье!

И хочу я вас, ребята,

Тоже в гости пригласить,

В нашей сказке погостить!

Дед Мороз: Ну а я хочу играть

Быстрых, ловких выбирать!

Игра «Заморожу»

(Из-за двери раздаются звуки шумового оркестра. В зал заходят ряженные: Василий ведёт Козу на длинной веревке. Один из детей «везет» санки с мешком. За ними крадутся два чертика.

Василий: Можно Козе войти в ваш дом поскакать?

Дети: Можно!

Василий: Станьте в круг пошире, я Козу веду!

Где Коза ходит, - там жито родит!

ПЕСНЯ «ГДЕ КОЗА ХОДИТ» укр.нар.мелодия

(Коза ходит в кругу, взбрыкивает, останавливается, выполняет в соответствии с текстом движения: то топочет, то наклонив голову, показывает рога, то помахивает хвостиком)

Василий: Подойди поближе, поклонись пониже Хозяину с Хозяйкой. (Коза подходит к Деду Морозу и Снегурочке, кланяется)

Снегурочка: Ай-да, Козочка-Коза, давайте её погладим (дети все подходят и гладят Козу. А Чертики подкрадываются к мешку, хотят его унести, берут, начинают тащить).

Снегурочка: Ой, ребята, смотрите, Чертики пробрались на наш праздник! (Ловит их, но они увертываются)

Ребята, помогите мне их поймать! (дети быстро образуют круг, проводится игра)

И Г Р А «НЕ ВЫПУСТИМ!»

Ведущая: Насилу поймали. А ну-ка, залезайте в мешок!

(мешок без дна, Чертики залезают и убегают из мешка. Пока сажают второго, первый встает перед ведущей и так несколько раз)

Ведущая: Да что ж это такое? Сколько же Чертиков у нас на празднике?

Дед Мороз: А я вот сейчас наведу порядок! (Стучит 3 раза посохом, Черти останавливаются и обращаются к детям)

Чертики: Вы не бойтесь чертей!

Чертик с вами подобрел!

Я - Сашка, а это – Тарас,

Колядуют сегодня у вас!

(Чертики смеются, снимают маски и убегают к детям)

Коза: (выходит в центр зала, топает и громко говорит

Ой, как топну я ногою,

Как наставлю острый рог,

Где мешок мой с колядою?

Я возьму себе пирог!

Дед Мороз: Умница Коза, Большущие глаза! Самое время раздавать подарки. Ну-ка, помогай мне, Коза!

Дед Мороз: Щедрый вечер, добрый вечер!

Добрым людям на здоровье!

Счастья и здоровья всем!

Девочка: Воробушек летит,

Хвостиком вертит,

А вы, люди, знайте,

Столы застилайте,

Гостей принимайте,

Рождество встречайте!

Ведущая: Вот и настал долгожданный вечер, да не простой, а щедрый. Люди в домах зажигают свечи, готовят угощения, запевают веселые песни, желают друг другу здоровья и счастья. Давайте и мы с вами пойдем к хаткам и споем щедровку. До свидания Снегурочка и Дед Мороз! (Ряженые идут, взявшись за руки, змейкой по залу и поют).

Ведущая. Пойдем колядовать к Солохе.

(дети подходят к домику, стучат в оконце).

Ряженые: Коляда – моляда, прикатила молода!

Ты пришла на двор, Новый год принесла!

Раз, два, три, четыре, пять – коляда пошла гулять!

Выходи хозяин, выходи хозяйка!

Принимай гостей со всех волостей!

Никто не отвечает.

Ведущий. Может, крепко спит Солоха?

Кто тут орет,

Спать не дает?

Все. Это мы - колядовщики!

Солоха. И охота вам в этакий мороз с теплой печки вставать, петь да колядовать?

Колядующие (хулят говорком). Ну не будет у вас удачи.

Одна была корова - и та не здорова,

один был петух - и тот хлопотух,

одна была кобыла - и та бога забыла.

Вдруг из-за домика вылетает веник.

Солоха: (руки в боки). Это ещё что за шутки?

Солоха. Я вот тебе дам пирожка! Ух! Нечистая сила! (Грозит кулаком).

Из домика вылетает башмак.

Ах так! Ну, терпенье моё лопнуло, уж не Чёртушко -ли там схоронился? На наше угощенье подивился? (Идёт в домик, вытаскивает из него Черта за ухо.) Вот вам и добрый молодец с хвостом да рожками.

Чёрт: Я бежал да запыхался,

Дыму с печки надышался,

К вам на силушку добрался.

Уж как я рад, уж как рад,

Что увидел вас, ребят!

Веселиться я люблю,

Все вставайте на игру,

Ко мне кто в лапы попадёт,

Тот со мной гулять пойдёт!

Игра с Чертом в ловишки.

Ой, какие вкусненькие, да аппетитные, съем я вас может на обед, а может на ужин.

Солоха: Кышь, кышь, нечистая сила, не хочешь с нами в дружбе жить, убирайся к себе в лес! Кышь! Кышь! Кышь!

Чёрт: Не выгоняйте меня, а давайте погадаем, и в горшочек мы заглянем.

«Гадание на горшке»

Дети водят хоровод: Горшочек, горшочек

Скажи нам дружочек,

Что сбудется, станется?

Плохое пусть останется.

Чёрт достаёт полотенце.

Полотенце! Далеко расстелается…Ждёт тебя дорога, путешествие.

Достают булку.

Булка! Мышь в горнице бежит,

Каравай в дом тащит.

В твоём доме достаток будет.

Достают - кольцо.

Колечко! Сейте муку, пеките пироги

К тебе гости будут, ко мне – женихи

Достают - ленту.

Лента к богатству, к прибыли.

Достают - пуговицу.

Пуговица! Жить тебе в большой семье счастливой жизнью. Всего одно гадание осталось.

Вбегает Баба-Яга:

И мне погадайте! Я тоже счастья хочу! (достаёт веточку из горшка) Что это? Растолкуйте!

Чёрт: Видно к новому помелу!

Баба-Яга: (огорчённо) А колечка нет?

Чёрт: Так кто же тебя замуж возьмёт? Тебе сколько лет?

Баба-Яга: Ах так! Ах вот вы как? (разгоняет помелом)

Попляшете вы у меня. Кто смелый?

Игра «Бабкина метёлка»

Ведущая: А теперь давайте мы поиграем с Бабой-Ягой в особую игру.

Игра «Хвост Бабы Яги»

Ведущая: Что-то мы с нечистой силой заигрались, Да и забыли, зачем пришли! Чем вы нас хозяюшка одарите?

Колядовщики:

Денег мешок или каши горшок?

Кувшин молока или кусок пирога?

Копеечки на конфеточки?

Кто подаст пирога, тому двор живота.

А кто не даст копейки – завалим все лазейки.

А кто не даст лепёшки – завалим все окошки.

Кто не даст хлеба – уведём деда.

Кто не даст пирога – уведём корову за рога.

Кто не даст ветчины – тем расколем чугуны.

Хозяева дают детям сладости в корзинки

Солоха: Спасибо вам, гости дорогие, что пришли меня поздравить. Вот и угощение готово! (Показывает на стол) Дети хвалят хозяев:

Кто нам дал пирога – тому рожь густа.

Кто нам дал мяска – тому двор живота.

А ХОЗЯЙКЕ ДОРОГОЙ – НАШ ПОКЛОН ЗЕМНОЙ!

Ряженые исполняют заключительный хоровод: хозяева стоят в центре круга, ряженые осыпают их зерном и приговаривают с Ведущим:

Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

Счастья будет вам горой!

Урожая воз большой!

С Новым годом, с новым счастьем

хозяин с хозяюшкой!

Жить вам вместе лет до двести!

Как пошла Коляда

Вдоль по улице гулять,

Вдоль по улице гулять,

С Новым годом поздравлять!

Коляда, Коляда,

Где ты раньше была?

Девочка:

Я в поле ночевала,

Теперь к вам пришла.

Полно в сказке нам бывать,

Пойдем на улицу гулять!

Под весёлую колядку все выходят из зала. Праздник заканчивается.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

Центр развития ребёнка детский сад №7

«Колядки на святки»

составила музыкальный руководитель

Качуровская Елена Юрьевна.

г. Курганинск 2017г.

Сценарий театрализованного представления «Колядки на святки»

Цели:

Знакомство с традициями кубанского казачества, с особенностями фольклора, сочетающего русскую и украинскую культуры.

Приобщение к культуре предков, сохранение и распространение традиций кубанских казаков.

Уметь находить общее и особенное в элементах фольклора русского, украинского народов и кубанских казаков.

Действующие лица: Ведущий, Зима, Лиса, Медведь, Дед Мороз, Снегурочка, Коза, Солоха, Чёрт - взрослые;

Дети-2 Чёртика, ряженые.

Оборудование: костюмы для колядовщиков (рубахи, сарафаны, маски), сундук с атрибутами для ряженья (маски зверей, платки, и т.п.), шумовые инструменты (бубны,ложки и т.п.), мешки для колядующих, корзинка с гостинцами для хозяев, гостинцы (фрукты, печенье, пряники, конфеты), музыкальное сопровождение, стол, убранство стола(пирожки, конфеты), предметы быта и утвари казачьей хаты, мешок без дна для игры с чёртиками, 2 подушки для взбивания, две палки, домик Д.М, кувшин, простыня-сугроб.

Предварительная работа: заучивание колядок, стихи для детей, рассказы воспитателя детям о рождестве, о гаданиях, о колядках, показ презентаций: Рождество, Святки, Крещение.

Ход развлечения:

Ведущий : Поздравляем! Пришли святки

От Рождества и до Крещенья

Заводят люди все колядки,

Дома наполнены весельем!

Ребячий звонкий смех звучит,

А сердце радостно стучит!

В душе особенный настрой

Отметить праздник наш святой!

Дети : Ну а что такое святки?

Вед : Так послушайте, ребятки!

Стихи детей:

1. Праздник этот самый длинный

Он веселый и старинный

Наши прабабушки и прадедушки,

Веселились две недели,

От Рождества и до Крещенья

Приготовив угощенье.

2. Пели разные колядки

По дворам ходили в святки

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Ведущий: Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас. (Звучит волшебная музыка)

Ведущий: Вот так чудо - чудеса, видно сказка началась! Вот и попали мы в сказочный зимний лес. Только снежинки в воздухе кружатся, да мороз потрескивает.

Эй, ребята, выходите!

Хороводы заводите!

Руку дай скорее, друг,

Ждет нас всех веселый круг!

Дети исполняют песню «В лесу родилась ёлочка» вокруг ёлки.

(из-за двери слышен звон бубенчиков)

Ведущий : Т-с-с! К нам, кажется, кто-то едет?! (все дети поворачиваются на звон бубенчиков).

В зал входит Зима, становится в круг:

Вот и я – Зимушка-Зима! Здравствуйте, ребята! Вот и пришла я опять к вам в гости! Рады вы мне?

Дети: Да!

Зима: И я рада вас видеть всех, рада, что вы веселые и дружные! Я поздравляю вас с праздником! (достает из сумки конфетти и горох, обсыпает ребят и приговаривает)

Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

Ведущая: Зимушка, а это что у тебя? (показывает на два пуховика).

Зима: А это мои волшебные пуховички, если их сильно взбивать, то по всей земле будет идти снег. И чем сильнее взбиваешь, тем сильнее снег идет.

Ведущая: Зимушка, а можно ребята тоже попробуют взбить твои пуховики, ведь они очень любят снег?!

Зима: Конечно! А ну-ка, принимайтесь за дело!

Игра: «Взбей пуховики»

(играют две команды: кто сильнее и быстрее ударяет по пуховикам, тот и выигрывает)

Зима (в конце игры обсыпает всех конфетти): Ай-да, помошники, ай-да, веселые ребята!

Вон сколько снега выбили из моих пуховичков! Давайте в снежки поиграем!

«Игра в снежки»

Зима: Иду-у-у! Мне пора, ребята. Веселитесь, встречайте праздник, а я поспешу к другим детям (весело машет рукой и уходит) .

Ведущая: Вот и попали мы в сказочный зимний лес. Давайте поиграем в игру «Как на горке».

Как на горке - Дети поднимают руки.

Снег, снег. - Встряхивают кистями рук.

И под горкой - Опускают руки, слегка наклонившись вперед.

Снег, снег. - Встряхивают кистями.

Как на елке - Соединяют прямые ладони над головой под острым углом («макушка елки»).

Снег, снег. - Встряхивают кистями рук над головой.

И под елкой - Плавно водят руками вправо-влево, опустив их.

Снег, снег. - Встряхивают кистями.

А под снегом спит медведь. - Кладут две ладошки под щеку.

Тише. Тише. Не шуметь. - Грозят указательным пальцем.

Ведущий: Отойдем, ребята, от берлоги. Не будем тревожить Мишку. (Дети на цыпочках садятся на места).

В зал входит Лиса: Здравствуйте, ребята! Что это вы так тихо сидите? Я пришла Медведя разбудить. Он и так весь новогодний праздник проспал. (Подходит к сугробу.)

Мишка, просыпайся! Мишка, поднимайся!

Ничего не слышит Мишка. Помогите мне, детишки!

Спит, не слышит ничего. Будем мы будить его.

Подойдём, ребята, к Мишке. Сладко спит наш шалунишка.

(Дети подходят к Медведю, укрытому простыней-сугробом).

Игра «Догонялки»

Мы в ладоши громко хлопнем - Хлопают. Раз, два, три!

И ногами так притопнем - Топают. Раз, два, три!

Просыпайся, Мишка,-Грозят пальцем.Мишка-шалунишка,

Из берлоги вылезай и ребяток догоняй!

Мишка сбрасывает с себя простыню и догоняет детей. Они убегают на места.

Медведь: Вы зачем меня подняли, Мишке выспаться не дали?

Лиса: Миша, наступили святки. В деревнях идут колядки.

Медведь. Колядки? Это что такое?

Лиса: Колядки - это веселые забавы, угощения.

Медведь: Угощение - это хорошо!

Медведь: Коляду встречайте, нас с Лисою угощайте!

Ведущая: Не плясали и не пели, угощенья захотели!

Пойдёмте лучше с нами, мы вас колядовать научим. (Все идут змейкой под весёлую колядку)

Ведущая: Вот и домик виднеется… (из окошка появляется Дед Мороз)

Дед Мороз: Кто это так славно поет? А-это вы, ребята! Я к вам в гости собирался, а вы сами пришли, и как раз вовремя. Внученька, Снегурочка, иди сюда, к нам гости пришли. (Снегурочка не выходит).

Дед Мороз: Ребята, видно, не слышит меня Снегурочка, помогите ее позвать.

Дети: Снегурочка! Снегурочка!

Снегурочка: Иду! Иду! (выходит из домика к детям).

Щедрый вечер, добрый вечер!

Добрым людям на здоровье!

И хочу я вас, ребята,

Тоже в гости пригласить,

В нашей сказке погостить!

Дед Мороз: Ну а я хочу играть

Быстрых, ловких выбирать!

Игра «Заморожу» После игры дети садятся на свои места.

(Из-за двери раздаются звуки шумового оркестра. В зал заходят ряженные: Василий ведёт Козу на длинной веревке. Один из детей «везет» санки с мешком. За ними крадутся два чертика.

Василий: Можно Козе войти в ваш дом поскакать?

Дети: Можно!

Василий: Станьте в круг пошире, я Козу веду!

Где Коза ходит, - там жито родит!

ПЕСНЯ «ГДЕ КОЗА ХОДИТ» укр.нар.мелодия

(Коза ходит в кругу, взбрыкивает, останавливается, выполняет в соответствии с текстом движения: то топочет, то наклонив голову, показывает рога, то помахивает хвостиком)

Василий: Подойди поближе, поклонись пониже Хозяину с Хозяйкой. (Коза подходит к Деду Морозу и Снегурочке, кланяется)

Снегурочка: Ай-да, Козочка-Коза, давайте её погладим (дети все подходят и гладят Козу. А Чертики подкрадываются к мешку, хотят его унести, берут, начинают тащить).

Снегурочка: Ой, ребята, смотрите, Чертики пробрались на наш праздник! (Ловит их, но они увертываются)

Ребята, помогите мне их поймать! (дети быстро образуют круг, проводится игра)

И Г Р А «НЕ ВЫПУСТИМ!»

Ведущая: Насилу поймали. А ну-ка, залезайте в мешок!

(мешок без дна, Чертики залезают и убегают из мешка. Пока сажают второго, первый встает перед ведущей и так несколько раз)

Ведущая: Да что ж это такое? Сколько же Чертиков у нас на празднике?

Дед Мороз: А я вот сейчас наведу порядок! (Стучит 3 раза посохом, Черти останавливаются и обращаются к детям)

Чертики: Вы не бойтесь чертей!

Чертик с вами подобрел!

Я - Сашка, а это – Тарас,

Колядуют сегодня у вас!

(Чертики смеются, снимают маски и убегают к детям)

Коза: (выходит в центр зала, топает и громко говорит

Ой, как топну я ногою,

Как наставлю острый рог,

Где мешок мой с колядою?

Я возьму себе пирог!

Дед Мороз: Умница Коза, Большущие глаза! Самое время раздавать подарки. Ну-ка, помогай мне, Коза!

Дед Мороз: Щедрый вечер, добрый вечер!

Добрым людям на здоровье!

Счастья и здоровья всем!

Девочка: Воробушек летит,

Хвостиком вертит,

А вы, люди, знайте,

Столы застилайте,

Гостей принимайте,

Рождество встречайте!

Ведущая: Вот и настал долгожданный вечер, да не простой, а щедрый. Люди в домах зажигают свечи, готовят угощения, запевают веселые песни, желают друг другу здоровья и счастья. Давайте и мы с вами пойдем к хаткам и споем щедровку. До свидания Снегурочка и Дед Мороз! (Ряженые идут, взявшись за руки, змейкой по залу и поют).

Ведущая. Пойдем колядовать к Солохе.

(дети подходят к домику, стучат в оконце).

Ряженые: Коляда – моляда, прикатила молода!

Ты пришла на двор, Новый год принесла!

Раз, два, три, четыре, пять – коляда пошла гулять!

Выходи хозяин, выходи хозяйка!

Принимай гостей со всех волостей!

Никто не отвечает.

Ведущий. Может, крепко спит Солоха?

Выходит Солоха, зевает и потягивается: Кто тут орет,

Спать не дает?

Все. Это мы - колядовщики!

Солоха. И охота вам в этакий мороз с теплой печки вставать, петь да колядовать?

Колядующие (хулят говорком). Ну не будет у вас удачи.

Одна была корова - и та не здорова,

один был петух - и тот хлопотух,

одна была кобыла - и та бога забыла.

Вдруг из-за домика вылетает веник.

Солоха: (руки в боки). Это ещё что за шутки?

Солоха. Я вот тебе дам пирожка! Ух! Нечистая сила! (Грозит кулаком).

Из домика вылетает башмак.

Ах так! Ну, терпенье моё лопнуло, уж не Чёртушко -ли там схоронился? На наше угощенье подивился? (Идёт в домик, вытаскивает из него Черта за ухо.) Вот вам и добрый молодец с хвостом да рожками.

Чёрт: Я бежал да запыхался,

Дыму с печки надышался,

К вам на силушку добрался.

Уж как я рад, уж как рад,

Что увидел вас, ребят!

Веселиться я люблю,

Все вставайте на игру,

Ко мне кто в лапы попадёт,

Тот со мной гулять пойдёт!

Игра с Чертом в ловишки.

Ой, какие вкусненькие, да аппетитные, съем я вас может на обед, а может на ужин.

Солоха: Кышь, кышь, нечистая сила, не хочешь с нами в дружбе жить, убирайся к себе в лес! Кышь! Кышь! Кышь!

Чёрт: Не выгоняйте меня, а давайте погадаем, и в горшочек мы заглянем.

«Гадание на горшке»

Дети водят хоровод: Горшочек, горшочек

Скажи нам дружочек,

Что сбудется, станется?

Плохое пусть останется.

Чёрт достаёт полотенце.

Полотенце! Далеко расстелается…Ждёт тебя дорога, путешествие.

Достают булку.

Булка! Мышь в горнице бежит,

Каравай в дом тащит.

В твоём доме достаток будет.

Достают - кольцо.

Колечко! Сейте муку, пеките пироги

К тебе гости будут, ко мне – женихи

Достают - ленту.

Лента к богатству, к прибыли.

Достают - пуговицу.

Пуговица! Жить тебе в большой семье счастливой жизнью. Всего одно гадание осталось.

Вбегает Баба-Яга:

И мне погадайте! Я тоже счастья хочу! (достаёт веточку из горшка) Что это? Растолкуйте!

Чёрт: Видно к новому помелу!

Баба-Яга: (огорчённо) А колечка нет?

Чёрт: Так кто же тебя замуж возьмёт? Тебе сколько лет?

Баба-Яга: Ах так! Ах вот вы как? (разгоняет помелом)

Попляшете вы у меня. Кто смелый?

Игра «Бабкина метёлка»

Ведущая: А теперь давайте мы поиграем с Бабой-Ягой в особую игру.

Игра «Хвост Бабы Яги»

Ведущая: Что-то мы с нечистой силой заигрались, Да и забыли, зачем пришли! Чем вы нас хозяюшка одарите?

Колядовщики:

Денег мешок или каши горшок?

Кувшин молока или кусок пирога?

Копеечки на конфеточки?

Кто подаст пирога, тому двор живота.

А кто не даст копейки – завалим все лазейки.

А кто не даст лепёшки – завалим все окошки.

Кто не даст хлеба – уведём деда.

Кто не даст пирога – уведём корову за рога.

Кто не даст ветчины – тем расколем чугуны.

Хозяева дают детям сладости в корзинки

Солоха: Спасибо вам, гости дорогие, что пришли меня поздравить. Вот и угощение готово! (Показывает на стол) Дети хвалят хозяев:

Кто нам дал пирога – тому рожь густа.

Кто нам дал мяска – тому двор живота.

А ХОЗЯЙКЕ ДОРОГОЙ – НАШ ПОКЛОН ЗЕМНОЙ!

Ряженые исполняют заключительный хоровод: хозяева стоят в центре круга, ряженые осыпают их зерном и приговаривают с Ведущим:

Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

Счастья будет вам горой!

Урожая воз большой!

С Новым годом, с новым счастьем

хозяин с хозяюшкой!

Жить вам вместе лет до двести!

Как пошла Коляда

Вдоль по улице гулять,

Вдоль по улице гулять,

С Новым годом поздравлять!

Коляда, Коляда,

Где ты раньше была?

Девочка:

Я в поле ночевала,

Теперь к вам пришла.

Полно в сказке нам бывать,

Пойдем на улицу гулять!

Под весёлую колядку все выходят из зала. Праздник заканчивается.


Идёт бычок, качается

Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

Как на нашем на лугу

Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу,
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.

Андрей-воробей

Андрей-воробей,
Не гоняй голубей,
Гоняй галочек
Из-под палочек.
Не клюй песок,
Не тупи носок!

Мишка косолапый

Мишка косолапый
По лесу идет,
Шишки собирает,
Песенку поёт.
Вдруг упала шишка -
Прямо мишке в лоб!
Мишка рассердился
И ногою - топ!

Идёт коза рогатая

Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая.
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьёт -
Забодает, забодает!

Идёт коза рогатая

Идёт коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто маму не слушает?
Кто кашу не кушает?
Кто отцу не помогает?
Забодает! Забодает! Забодает!

Балалайка, балалайка!

Балалайка, балалайка!
Ну-ка, песенку сыграй-ка!
Топ-топ-топотушки,
Пляшет зайка у ворот,
Ходят ушки на макушке,
Глазки смотрят в огород.

Ладушки, ладушки

Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки!
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб да ложки!
Ой, ладушки-ладушки
Ой, ладушки-ладушки,
Испечём оладушки!
На окно поставим,
Остывать заставим.
А остынут - поедим
И воробушкам дадим.

Если в доме нет сластей

Если в доме нет сластей,
Не зови к себе гостей,
Веселиться невозможно
Без конфет и без пирожных.
Подарил мне папа льва!
Подарил мне папа льва!
Ох, и струсил я сперва!
Я два дня его боялся,
А на третий - он сломался!

Водичка, водичка

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Еду-еду к бабе, к деду

Еду-еду
К бабе, к деду
На лошадке
В красной шапке,
По ровной дороженьке
На одной ноженьке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом вдруг... в яму
Бух!

Наша деточка в дому

Наша деточка в дому,
Что оладушек в меду:
Сладка да румяна,
Не найдёшь изъяна!

К нам пришел Дед Мороз
Будем веселиться,
Будем петь и плясать,
С музыкой кружиться.

Елочка, ты елка,
Елка просто диво,
Посмотрите сами,
Как она красива!

Праздник мы встречаем.
Елку наряжаем,
Вешаем игрушки.
Шарики, хлопушки.

Елочка, елочка,
Вот она какая,
Стойная, красивая,
Яркая, большая.

Дед Мороз танцует с нами,
Веселит сегодня всех,
И под елкой раздаются
Прибаутки, шутки, смех!

Елку в праздник нарядили
Весело до слез!
Кто подарки нам приносит?
Это Дед Мороз!

Я веселый Дед Мороз,
К вам пришел сегодня,
Я подарки вам принес
В праздник новогодний!
Крикнем громко все УРА!
Подарки раздавать пора!

Засверкай огнями, елка,
Нас на праздник позови,
Все желания исполни,
Все мечты осуществи!

Краснощёкий и плечистый
Добрый дедушка Мороз!
Всё украсил в снег пушистый
И подарочки принёс!

Кто пришел?
Что принес?
Знаем мы:
Дед Мороз,
Дед седой,
С бородой,
Он наш гость дорогой.
Он нам елку зажжет,
С нами песни споет.

Он к бровям моим прирос,
Он залез мне в валенки.
Говорят, он - Дед Мороз,
А шалит, как маленький.

Праздник мы встречаем,
Елку наряжаем,
Вешаем игрушки,
Шарики, хлопушки.

За окном снежинок стая,
Тоже водит хоровод.
Попрощавшись с годом старым,
Мы встречаем Новый год.

Дед Мороз прислал нам елку,
Огоньки на ней зажег.
И блестят на ней иголки,
А на веточках – снежок!

Из-под ёлочки мохнатой
Машет лис пушистой лапой:
«Вот он – Дедушка Мороз!
Он и снег с собой принёс!»

Мама елку украшала,
Аня маме помогала;
Подавала ей игрушки:
Звезды, шарики, хлопушки.

Елка наряжается –
Праздник приближается.
Новый год у ворот,
Ребятишек елка ждет.

Выбрал папа елочку
Самую пушистую.
Елочка так пахнет –
Мама сразу ахнет!

Скоро, скоро Новый год!
Скоро Дед Мороз придёт.
Он подарки нам разносит
И стихи читать нас просит.

Дети водят хоровод,
Хлопают в ладоши.
Здравствуй, здравствуй.
Новый год! Ты такой хороший!

Скоро Дед Мороз придет,
Нам подарки принесет,
Яблоки, конфеты,
Дед Мороз, ну где ты?

Дед Мороз идёт на праздник
В красной шубе, в валенках,
Он несёт с собой подарки
Для детишек маленьких!

Новый год – карнавал,
Серпантин-яркий свет,
Даже взрослым прислал
Он из детства привет!

Та-та, два кота
Два пушистых хвоста,
Серый кот в чулане, все усы в сметане,
Рыжий кот полез в подвал
И мышонка там поймал.

А-ту-ту,
А-ту-ту,
Пять зубов у нас во рту.
А годок пройдет,
Будет полон рот.
Попадет морковь на зуб –
Хруп-хруп,
Хруп-хруп!
Попадет капустка,
И ей не будет спуска.
И в орехах знаем толк –
Щелк, щелк!
Щелк, щелк!

Вот лягушка на дорожке.
У нее озябли ножки.
Значит,ей нужны
Теплые штаны,
Суконные,зеленые
В крапинку!

По тропинке по лесной
Ежик шел к себе домой,
Вез корзину яблок красных
И грибочков разных,разных.
Это все к зиме припас
Еж хозяйственный у нас.

Мышка в кружечке зеленой
Наварила каши пшеной.
Ребятишек дюжина
Ожидает ужина.
Всем по ложечке досталось-
Ни крупинки не осталось!

Едет едет паровоз
Две трубы и сто колес
Две трубы и сто колес
Машинист лозматый пес.

Валенки-валенки,
Невелички-маленьки,
На резвые ножки
Нашему Сережки.

Ай ту-ту-ту-ту-ту-ту
Не вари кашу круту,
Вари жиденьку,
Корми Митеньку.

Колокольчик голубой
Поклонился головой
Колокольчики цветы очень вежливы,
А ты?

Кто мяукнул у дверей?
Открывайте поскорей
Киске холодно зимой
Хочет кисонька домой.

ХЛЮП-ХЛЮП

Хлюп-хлюп ручками,
полон мыла таз.
Ты не трогай, Машенька,
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает,
А водичка пенится,
Машенька помоется,
Причешется, оденется

ВСЕ СПЯТ

Жучка тявкнула во сне,
Хвостиком вильнула.
Котик, серенький коток,
Спит у ножки стула.
В мягком кресле у окна
Бабушка уснула.
Мишка тоже стал зевать.
Не пора ли Маше спать?

Я купила кошке
новые сапожки
расчисала ей усы
сшила новые трусы
только как их одевать?
хвостик некуда девать!

Что у хрюшки Мани
Спрятано в кармане?
Спрятано там мыльце,
Чтоб умыть им рыльце.

Этот пальчик в лес пошел
Этот пальчик гриб нашел
Этот пальчик чистить стал
Этот пальчик жарить стал
Этот пальчик взял и съел
От того и потолстел.

Заучивание стихов наизусть с детьми дошкольного возраста – это одно из направлений развития ума, нравственности, эстетического восприятия поэзии. Стихи воздействуют на малыша силой образов, упругостью ритма, мелодичностью, увлекают его в страну звуков.

При изучении детьми стихов необходимо добиваться следующих задач:

  • оживлять внимание и интерес ребенка к произведению;
  • вызывать желание запомнить его;
  • помогать в осмыслении сложных моментов;
  • оказывать поддержку в запоминании;
  • учить ребенка выразительной декламации.

Существует несколько методов заучивания стихов по типу восприятия, их описание в таблице.

Название метода Какие средства используются
Визуальный метод Используются наглядные пособия: картинки, детские рисунки, мнемонические таблицы, игрушки.
Слуховой метод Слухо-речевая опора на рифму, многократное повторение стиха, припоминание, интонационная выразительность.
Двигательный метод Сопровождение заучивания движениями, жестами, мимикой, использование пальчиковых игр.
Логический метод Пересказ стишка своими словами, при повторном пересказе включение авторских слов, разъяснение сложных для понимания фразеологических оборотов.

Способы разучивания стихотворений с детьми разного возраста имеют отличительные особенности. Разберем подробную методику.

В среднем ребенок этого возраста способен выучить 2-3 стишка в месяц. Более развитые дети могут выучить больше. Малыши в 2 года быстрей заучивают стишки с большим количеством существительных и глаголов, с конкретными образами и динамичным развитием.

Правила выбора стишков для детей этой возрастной группы следующие:

  • малый объем стиха и короткие строки;
  • простой и четкий ритм;
  • простые и понятные малышу образы;
  • отсутствие описаний и созерцания;
  • яркая динамичность действия.

Прислушиваясь к звучанию стихов, дети должны легко представлять их содержание в виде картинки-образа. Это могут быть стихи про игрушки, детей, животных, понятные по смыслу, простые и доступные для детского восприятия. По величине они не более четверостишия, с веселым, танцующим ритмом, четкими, хорошо запоминающимися рифмами и присутствием игровых действий.

Все эти особенности значительно облегчают малышам процесс запоминания, малый объем стихов не сложен для многократного повторения, обыгрывание действий добавляют интерес, привлекают внимание двухлетнего ребенка.

Всеми этими свойствами обладают народные прибаутки: «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Кошкин дом», «Гуси-гуси» и многие другие. Они по форме, языку и содержанию соответствуют критериям, предъявляемым к поэзии для малышей этого возраста.

Помимо подбора по психологическим особенностям возраста ребенка, существует еще подбор по типу его эмоциональности. То есть стишок должен соответствовать типу темперамента малыша.

Например, подвижным детям подойдут для заучивания стихи с веселым ритмом, детям спокойного темперамента – неторопливые, плавные четверостишия. А большим скромникам понравится побывать на месте главного героя стиха, услышать, как их собственное имя произносится другими детьми.

Особое внимание надо проявить к ребенку, плохо воспринимающему рифму и слог. В старшем возрасте с этой его особенностью вряд ли будут считаться. Поэтому на раннем этапе развития надо помочь малышу тщательным подбором стишков, которые вызовут у него эмоциональный отклик.

Последовательность разучивания стишков с малышами

Процесс запоминания стихов не прост: воспитатель должен хорошо ориентироваться в том, какими способностями обладает ребенок. Один усваивает все быстро и прочно, другой медленно, а забывает быстро, третьему ребенку необходимо проговорить стишок вслух.

Методика запоминания стихов похожа на обучение пересказу, ребенок точно также учится воспроизвести прослушанный текст. Последовательность заучивания следующая.

  1. Подготовительная беседа с ребенком, настраивающая на восприятие поэтического слова. В ней нужно затронуть эмоционально-образную память малыша: рассмотреть игрушку, рисунок, предмет, созвучный теме стихов.
  2. Далее выразительно продекламировать стих, повторяя его 4-5 раз и разъясняя его смысл в целом и отдельные трудные для понимания места.
  3. Затем детям предлагается повторить четверостишие целиком, причем сначала это делает более способный малыш. Чтобы дети могли выразить свою индивидуальность, необходимо исключить проговаривание стихов хором.
  4. На следующем этапе занятия стишок повторяет ребенок с более слабой памятью. Педагог может подсказывать слова, подбадривать малыша жестами, словами, разрешает договаривать строчку другим детям.
  5. Малышам этого возраста трудно долго сидеть неподвижно на одном месте, поэтому прочтение стиха должно сопровождаться игровым действием. Например, под слова колыбельной ребенок укачивает куклу, под стишок про лошадку имитирует езду верхом, стих «Флажок» можно сопровождать движением с флажками.
  6. Чтобы многократное повторение не наскучило детям, следует использовать игровые моменты. Например, предложить одному ребенку встать за ширму и угадать, кто читает стишок, или попросить малыша помочь выучить потешку незадачливому Петрушке.
  7. В конце занятия лучше вызвать ребенка, выразительно читающего стих. Для поддержания внимания малышей только что выученный стишок предлагается рассказать любимой игрушке: зайчику, мишке, кукле.
  8. Выученные четверостишия можно прочитать на семейном или детском празднике, это станет завершающим этапом в разучивании стихотворения.

Видео -стихи классиков с 2-х лет

Замечено, что дети запоминают стих после 8-10 раз повторения, но на разных занятиях, причем форма повторения должна меняться. Можно читать стишок по ролям, предлагать детям применять его в игре, прочитать на празднике.

Приемы и средства произвольного запоминания стишков

Психологи различают произвольный и непроизвольный способ запоминания. Не произвольное запоминание происходит без усилий воли ребенка, в процессе игры или занятия, направленного на другие цели. Произвольный способ требует определенной умственной работы малыша.

Этому необходимо учить, так как двухлетний ребенок еще не умеет прилагать усилия для запоминания. Для этого применяется прием повторения и припоминания.

1. Повторение. Для разучивания потешки малыша просят обратиться к солнышку со словами: «Солнышко-солнышко, загляни в окошечко!» Сначала потешку произносит взрослый, потом предлагает ребенку ее повторить. Нужно обязательно ободрить малыша словами: «Как быстро ты запомнил стишок!»

2. Припоминание. В следующий раз можно попросить ребенка: «Давай вспомним, как мы солнышко звали?» Если малыш вспомнил, обязательно похвалите его, если затрудняется, подскажите слова.

Видео — как правильно учить стихи. Стихи с движением.

Чтобы развивать у маленьких детей навык повторения и припоминания, необходимо всегда поощрять их усилия. Ведь иногда случается, что дети не хотят повторять и запоминать стихи. Для активизации этих навыков используются следующие средства:

  • стишок должен иметь эмоциональный отклик у детей, нравиться им, его персонажи должны полюбиться, чтобы дети с радостью ждали встречи с ним;
  • эмоциональная эмпатия с воспитателем может побудить детей выполнять его задание, чтобы порадовать его, получить от него одобрение.

Для создания такого атмосферы выразительно читайте стихи, передавая свои истинные чувства, расположите детей к абсолютному доверию, выказывая доброжелательное, справедливое отношение к ним. Дети, особенно застенчивые и робкие, нуждаются в искренней заинтересованности воспитателя в их успешном развитии. Им нужна убежденность, что у них все получится, которую транслирует им взрослый.

В стишке малыша всегда привлекает мелодичность и ритмичность, часто только этот факт заставляет его стараться запомнить полюбившийся стишок. Чтобы малыш смог увидеть связь жизненных явлений и слов стихотворения, нужно указать ему на это.

Начинается теплый дождь, и воспитатель вместе с малышами радостно приговаривает: «Дождик, дождик, кап да кап, ты не капай часто так!»

Подул ветерок и раскачал ветви деревьев, обратите внимание детей на это, прочитав с ними стишок: «Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо». Стишок для лучшего запоминания можно сопроводить движениями рук.

Стихи предпочтительней заучивать в хорошем позитивном настроении. Бывает, что ребенку просто хорошо от доброй внимательности взрослого. Заученный в этот момент стишок становится «якорем» прекрасного настроения и надолго врежется в память малыша.

Заучивание стихов с помощью мнемонических таблиц и пальчиковых игр

Прекрасным подспорьем в заучивании стихов служат мнемонические таблицы. С их помощью дети задействуют для запоминания зрительную память и могут последовательно рассказывать стишок, опираясь на картинки – подсказки.

Еще интереснее, когда картинки рисуются прямо на глазах у детей, содержание стишка оживает. Дети постарше могут и сами принять участие в раскрашивании картинок или создании своих стихотворных образов. Приведем примеры удачных мнемонических таблиц:


Очень эффективным является способ запоминания потешек с помощью пальчиковой гимнастики.

Строчки стихов Сопровождающие жесты и движения
1 Жил зайчишка – длинные ушки.
Заморозил носик зайка на опушке.

Заморозил носик – заморозил хвостик

И поехал зайчик греться к деткам в гости.

Сложить кулачок, отставить ушки – указательный и средний пальчики.
Сжать и разжать пальцы обеих рук, потереть кончик носа.

Сжать и разжать пальчики обеих рук, погладить спинку.

Покрутить воображаемый руль, поклониться друг другу.

2 Свежая водичка Моет Тане личико,
Сашеньке – ладошки,Пальчики – Сережке.
Моющие движения. Погладить щечки.Потереть ладошки.
Помассировать каждый пальчик,

Как бы «снимая» перчатки.

3 Ежик маленький замерз, в клубочек свернулся.Солнышко пригрело – ежик развернулся! Сжать пальчики в кулачок (ежик спрятал иголочки).
Выпрямить пальчики (ежик развернул свои колючки).

Заучивание стишков вносит неоценимый вклад в развитие малыша: расширяет его кругозор, укрепляет память, обогащает словарный запас, формирует речь, учит выразительности, правильному произношению, владению дыханием и правильной расстановке смысловых ударений.

Детская литература предлагает огромное множество замечательных стихов, которые понравятся даже самым маленьким детям . Стихи Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Агнии Барто, Сергея Михалкова, а также Некрасова и Пушкина прекрасно воспринимаются и легко запоминаются,учат деток любви и добру. Малышам подойдут маленькие,совсем короткие стишки , а вот детям постарше - с более глубоким содержанием. Сказки Пушкина можно читать детям уже с 3-4 лет. Длинные сказки лучше разбивать на части. Можно читать одну часть перед отходом ко сну и начинать день строчками из Пушкина. Длинные сказки могут утомлять детей , а читая частями, они будут приносить детям радость. Сегодня на семейных интернет сайтах без проблем можно найти замечательные детские стихи - маленькие,на несколько строк или четверостишия ,например,о маме,о папе,лесных зверушках,сможет выучить наизусть даже четырёхлетний малыш.

Прежде, чем начать заучивать стихотворение с детьми , взрослый, кто будет это делать, должен сначала сам прочитать его выразительно. Лучше всего, если он будет знать это стихотворение наизусть.
Если в тексте есть незнакомые или непонятные слова, нужно объяснить их ребенку. Далее прочитать стихотворение еще раз, разделяя его на маленькие смысловые отрывки.
После прочтения необходимо рассказать ребенку об авторе. Такой подход к заучиванию стихотворения приучает ребенка к культуре и облегчает сам процесс заучивания. Ниже вы найдете красивые детские стихи о маме,белочке,про ёжика и другие маленькие стишки ,которые обязательно понравятся маленькому ребёнку.

Можно попробовать одно и то же маленькое стихотворение читать ребенку в течение нескольких дней подряд. Благодаря этому ребенок сможет легко запомнить текст. И потом, если он вдруг начнет капризничать, стоит только прочесть ему любимое детское стихотворение, как настроение его изменится. Он станет улыбаться и будет повторять вместе с взрослым строки, которые уже запомнил, при этом забудет о своем плохом настроении. Только читать маленькие стихи детям нужно увлеченно, показывая свой истинный интерес. Если вы устали или у вас сейчас нет на это время, лучше перенесите знакомство с поэзией на другой раз.

Можно также показать иллюстрации к стихотворению, пока ребенок будет их рассматривать, можно еще раз прочесть стихотворение. У ребенка, таким образом, будет формироваться единый образ произведения. Лишь после проведения предварительного этапа, можно приступать к самому заучиванию стихотворения.
Любимые стихи для самых маленьких привлекают внимание ребенка и не утомляют его.

Хотим представить вашему вниманию замечательные маленькие детские стихи для самых маленьких карапузов ,которые помогут родителям лучше познакомить своих малышей с окружающим миром в стихотворной форме.

****
ГРУШКА

Грушка-грушка - высоко!
К ней добраться нелегко;
Вся поспела - погляди!
Грушка-грушка - упади.

(Кирилл Авдеенко)

****
ПОПУГАЙ

Попугай-попугай
Весело танцует,
Попугай-попугай
Пляшет и балует;
Попугай-попугай
Опрокинул чашку,
Попугай-попугай
Съел из блюдца кашку!

(Кирилл Авдеенко)

****
ХРЮШКИ

Хрюшки-хрюшки недовольны:
- Хрю-хрю-хрю!- кричат-кричат,
- Не хотим носы такие!
Лишь две дырочки торчат.

(Кирилл Авдеенко)

*****
ЩЁЧКИ

Щёчки, щёчки, щёчки,
Ямочки, комочки;
Целый день до ночки
Улыбайтесь щёчки!

(Кирилл Авдеенко)

***
МОРКОВКА

В огороде шум-шум-шум,
Зайка-зайка: хрум-хрум-хрум,
Прыг-прыг-прыг по пням, по пням,
Съел морковку - ням-ням-ням!

(Кирилл Авдеенко)

****
КОЗЛИК

Козлик-козлик:
-Ме-ме-ме!
Я учусь считать в уме!
Cколько будет два плюс пять?...
Ме-ме-ме, забыл опять!
Очень мама огорчится!
Ме-ме-ме - бегу учиться.

(Кирилл Авдеенко)

****
СУПЧИК

Супчик ели,
Супчик ели,
Поскорей бы супчик съели!
Много кушать?
Ну так что ж,
Ай да супчик! Ай хорош!

(Кирилл Авдеенко)

****
ЧЕРНИКА

Мы чернику соберём
В папин день рожденья;
Сварим папе поскорей
Вкусное варенье!
Скажет папа: "Молодцы!
Всем подарки - леденцы".

(Кирилл Авдеенко)

****
МЯСКО

Мы гуляем, мы гуляем!
Погуляем - поглядим,
Аппетит как нагуляем
Мяско вкусное съедим.

(Кирилл Авдеенко)

****
КЛУБНИЧКА

Высоко кричит синичка:
"Ой, как выросла клубничка!
Нужно быстренько срывать -
Полетела деток звать!"

(Кирилл Авдеенко)

****
КУРЫ-КУРЫ

Куры-куры: "Ко-ко-ко!
Мы снесли яички;
Ку-ку-кушайте, ко-ко,
Детки-невелички!"

(Кирилл Авдеенко)

Большинство детей очень любят праздники, утренники в детском саду. На этих мероприятиях, как правило, читают много детских стихов и детям очень нравится, когда воспитательница доверяет им прочесть перед всеми гостями. Некоторые малыши стесняются выступать перед взрослой публикой, забывают строчки из стихов, взрослым нужно поддержать их. Учить стихотворение вместе с малышом нужно заранее, чтобы у него было достаточно времени запомнить его. Сама подготовка к празднику станет прекрасным стимулом для ребенка учить стихи , особенно, если раньше он такого не делал.

Детские стихи для самых маленьких детишек. Эти простые маленькие стишки ребёнок сможет выучить наизусть за короткий промежуток времени.
Следующая статья: