Почему для тебя важен друг. Что дает дружба? Образец для подражания

О том, что Сергий Радонежский посвятит свою жизнь служению Богу, было решено еще до его рождения. Родители дали ему имя Варфоломей. С раннего детства он проявлял свою принадлежность к Высшим силам, например, в дни поста он отказывался от молока. После смерти родителей он постригся в монахи и назвался Сергием. Он считал, что его главная миссия – помогать людям. Молитвы святому используют верующие уже не один десяток лет. Они помогают людям справиться с разными проблемами и получить веру в себя.

В чем помогает молитва Сергею Радонежскому?

Огромное количество людей со всего мира приходит к мощам святого, чтобы попросить о помощи в разных ситуациях. В домашних условиях можно молиться перед иконой Сергия Радонежского. Читают молитву Сергию Радонежскому о помощи, чтобы усмирить свою гордыню, поскольку именно она считается одним из самых тяжелых грехов. Священнослужители говорят о том, что к Сергию можно обращаться с разными проблемами. Человек получается благодатный совет и наставления, а еще он помогает излечиться от разных заболеваний. Родители и сами ученики молятся Радонежскому об успехах в учебе.

Перед тем, как читать молитву преподобному Сергию Радонежскому рекомендуется сходить в и попросить благословение у священнослужителя. В церковной лавке приобретите свечу, икону, а еще возьмите святую воду и просфору. Дома перед образом зажгите свечу, преклоните колени и читайте молитву. Учтите, что на помощь могут рассчитывать только люди, которые усердно работают и делают многое, чтобы достичь желаемого. Если есть нечистые помыслы и дурные мысли, не стоит читать молитвы, поскольку желаемое не осуществится.

Молитва Сергию Радонежскому о помощи в учебе

С первого класса уже можно определить детей, которым учеба дается легко, а также тех для кого, это настоящая каторга. В таком случае родители могут помочь своему чаду изменить отношение к обучению и начать достигать определенных результатов. Кстати, Сергий Радонежский сам не любил в детстве читать, но искренняя молитва Богу изменила его отношение к обучению. Молитва помогает не только школьникам, но и студентам. Читать молитвенный текст может как ученик, так и его родители:

«О преподобне и богоносне отче наш Сергие! Воззри на нас (имена) милостивно и, к земли приверженных, возведи к высоте небесней. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки Бога молитвами твоими. Испроси предстательством твоим всякий дар всем и коемуждо благопотребен и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь».

Молитва Сергию Радонежскому о помощи в работе

Если человек хочет найти хорошее место работы, которое бы не только давало прибыль, но и приносило удовольствие. Искренне молитвенное обращение позволит получить силы и невидимую поддержку для достижения желаемого. Молитва звучит так:

«О небеснаго гражданине Иерусалима, Преподобне отче Сергие! Воззри на нас милостиво и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе, на Небеси; мы на земли, низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехами своими и беззакониями; но к тебе, яко нам сродному, прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Свойственно есть тебе, отче наш, благоутробие и человеколюбие: на земли живущу, не о своем токмо спасении бысть тебе попечение, но и о всех к тебе притекающих. Наставления твоя быша трость книжника скорописца, на сердце каждаго глаголы жизни начертавающая. Не телесныя токмо врачевал еси болезни, но паче душевных врач изящный явился еси, и вся твоя святая жизнь бысть зерцало всякия добродетели. Аще толик был еси, святче Божий, на земли: колик ныне еси, на Небеси! Ты днесь предстоиши Престолу Света Неприступнаго, и в нем, яко в зерцале, зриши вся наша нужды и прошения; ты водворяешися вкупе со Ангелы, о единем грешнице кающемся радующимися. И человеколюбие Божие есть неистощимо, и твое к Нему дерзновение много: не престани о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством твоим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением Креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Аще бо и недостойни есмы толикаго отца и ходатая, но ты, подражатель быв человеколюбия Божия, сотвори ны достойны чрез обращение от злых дел к благому житию. Вся Богопросвещенная Россия, твоими чудесы исполненная и милостями облагодетельствованная, исповедает тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем вспомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Веруем, яко духом нам соприсутствуеши. Идеже бо есть Господь, якоже слово Его учит нас, тамо и слуга Его будет. Ты верный еси раб Господень, и Богу везде сущу, ты в Нем еси, и Он в тебе есть, паче же и телом с нами еси. Се нетленныя и живоносныя твоя мощи, яко сокровище безценное, вручи нам чудес Бог. Предстояще им, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременну в нуждах наших помощь. Укрепи нас, малодушных, и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. Паству же твою духовную, тобою собранную, не престани управляти жезлом духовныя мудросте: подвизающимся помоги, разслабленныя возстави, споспеши иго Христово несть во благодушии и терпении, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженная недра Авраамова, идеже ты радостно по трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.»

Избраннии чудотворцы и предивнии угодницы Господни, Сергия великого Церкви Российстей даровавшии, преподобнии Кирилле и Марие, обители Хотьковския заступницы! Пение похвальное вам приносяще, молим вы усердно: яко имущии дерзновение ко Господу, предстательством вашим от всяких бед нас свободите и наследники Царствия Небеснаго нас соделайте, да зовем вам радостно: Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом молитвенницы. (Кондак 1 Акафиста преподобным Кириллу и Марии)

В трех километрах от Ростова Великого, на левом берегу реки Ишни, расположилась древняя обитель во имя Святой Живоначальной Троицы - Варницкий монастырь. Благочестивые наши предки построили его, желая увековечить в памяти грядущих поколений место, где родился великий подвижник земли Русской - преподобный Сергий Радонежский.
В начале XIV века здесь было имение его родителей - благородных и знатных бояр Кирилла и Марии. Боярин Кирилл состоял на службе у ростовских удельных князей и не раз, как доверенный и близкий человек, сопровождал их в опасных путешествиях в Орду. Суете городской жизни и княжеского двора супруги предпочитали тихое сельское уединение в своем поместье. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными крестьянскими трудами.

Преподобный Епифаний Премудрый, составитель первого Жития святого Сергия Радонежского, говорит, что Кирилл и Мария были люди благородные и благоверные, «Божии угодники, праведные пред Богом и людьми и всякими добродетелями полны и украшены». Строгие блюстители всех церковных уставов, они любили храм Божий, молитву и особенно заботились о делах милосердия: помогали бедным, принимали странников, творили милостыню. Этому учили они и детей своих.

Подробных сведений о жизни этой блаженной четы до нас не дошло, но мы можем вслед за митрополитом Платоном (Левшиным) сказать, что «самый происшедший от них плод показал лучше всяких красноречивых похвал доброту благословенного древа. Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели!»

Супруги имели уже сына Стефана, когда Господь даровал им другого сына - Варфоломея, будущего основателя Троицкой Лавры, красу Православной Церкви и несокрушимую опору родной земли. Задолго до его рождения дивный промысл Божий дал о нем знамение, как о великом избраннике Господнем и святой отрасли благословенного корня.

В один из воскресных дней, когда Мария молилась в храме на Божественной литургии, младенец трижды громко прокричал у нее во чреве. Все изумлялись такому чуду, а святая мать с тех пор стала особенно внимательна к своему духовному состоянию. Часто удаляясь от людских взоров, она со слезами горячо молилась о будущей судьбе своего ребенка. До его рождения Мария пребывала в строгом посте и сердечной молитве, и так дитя как бы предочищалось и освящалось еще до появления на свет. Праведные супруги, видя на себе великую милость Божию и желая быть достойными ее, дали обещание: если родится мальчик, посвятить его на служение Господу.

3 мая 1314 года в доме боярина Кирилла была великая радость: Бог даровал Марии сына. В сороковой день по рождении родители принесли младенца в церковь для крещения. Благоговейный иерей Михаил нарек ему имя Варфоломей, что значит «сын радости», в честь святого апостола Варфоломея. Священник, осененный Божественным Духом, произнес знаменательные слова о том, что ребенок будет «сосудом избранным Бога, обителью и слугой Святой Троицы».

Родители стали замечать в новорожденном нечто необыкновенное: когда матери случалось насыщаться мясной пищей, младенец не брал сосцов ее. То же повторялось по средам и пятницам. Сначала думали, что ребенок нездоров, но не нашли в нем никаких признаков болезни - напротив, он был всегда весел и радостен. Мария вскоре поняла, что дитя, наученное воздержанию еще во чреве, и по рождении как будто требует от матери поста. Тогда она стала еще строже поститься и совсем оставила мясную пищу.

Когда Варфоломею исполнилось семь лет, родители отдали сына учиться грамоте. Вместе с ним обучались и два его брата: старший - Стефан и младший - Петр. Братья учились успешно, а Варфоломей далеко отставал от них. Учитель наказывал его, родители увещевали, сам он много молился со слезами, испрашивая у Господа вразумления, но грамота никак не давалась мальчику. «Было же это, - замечает блаженный Епифаний, - по промыслу Божию, чтобы он научился книгам от Бога, а не от людей».

Однажды отец послал Варфоломея искать пропавших жеребят. В поле, под сенью высокого дуба, увидел он ангелоподобного старца-черноризца, саном пресвитера, и поведал ему свое сердечное горе. Старец сотворил прилежную молитву, а затем дал отроку часть святой просфоры «в знамение благодати Божией и разумения Святого Писания». Зная, с какой радостью и любовью принимают родители странников, мальчик упросил таинственного инока посетить их дом.
С честью встретили гостя праведные Кирилл и Мария и предложили ему радушное угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел Варфоломею прочесть псалмы. Тот стал отказываться, зная свое неумение, но инок дал ему в руки книгу и наказал читать слово Божие без сомнения. И случилось удивительное: отрок, получив благословение, начал стройно и внятно стихословить Псалтирь!.. После этого святой гость вкусил предложенной ему трапезы, благословил гостеприимных хозяев и пророчески возвестил, что сын их «будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к уразумению Божественных заповедей». Благочестивые супруги проводили старца до ворот, но вдруг он стал невидим. Кирилл и Мария, недоумевая, решили, что посетил их Ангел Божий… Глубоко хранили они в благоговейных сердцах слова небесного посланника.

А отрок между тем, возрастая летами, возрастал и в благочестии. Постепенно росло в нем желание иноческого подвига. Но не в Ростовской земле суждено было воссиять этому дивному светильнику. По промыслу Божию боярин Кирилл со всем своим семейством переселился в пределы Московского княжества, в село Радонеж, получив здесь поместье. Но сам он, по старости, уже не мог служить, и потому обязанность эту принял на себя его старший сын Стефан, который еще в Ростове женился. Младший сын Петр также избрал для себя супружескую жизнь.
Варфоломей же всей душой стремился к жизни подвижнической. Помышляя о суете всего земного, он стал просить у отца и матери благословения на иноческий путь. «Помедли, чадо, - отвечали ему родители, - ведь мы стары и немощны, и позаботиться о нас некому. Хорошо, что ты печешься, как угодить Богу: это намерение благое. Только послужи нам немного, проводи нас в могилу, тогда и свое желание исполнишь». И благодатный сын повиновался. Он прилагал все свое старание, чтобы упокоить святых родителей в старости и заслужить их благословение и молитвы.

Какой поучительный пример и родительского благоразумия, и сыновнего послушания! Кирилл и Мария не старались угасить в сыне его божественное желание, но только указывали ему на свои нужды, а втайне, вероятно, хотели дать ему время испытать себя и утвердиться в святом намерении. А благоразумный юноша, зная высоту и достоинство монашеского призвания, с кротостью взирал на заповедь Божию: «Чти отца и матерь» (Мф. 15, 4) и соглашался ждать, до времени смирив свое сердечное стремление, чтобы сохранить повиновение родителям и наследовать их благословение.

С течением времени дух иночества сообщился от сына родителям: под конец своей многоскорбной жизни Кирилл и Мария пожелали и сами, по благочестивому обычаю древности, воспринять на себя ангельский образ. В трех верстах от Радонежа находился Покровский Хотьков монастырь, который в то время состоял из двух отделений - для старцев и стариц. В эту обитель и направили свои стопы праведные Кирилл и Мария, чтобы здесь провести остаток дней своих в подвиге покаяния и приготовлении к вечной жизни.
Почти в то же время скончалась супруга их старшего сына Стефана - Анна, оставив двух малолетних сыновей - Климента и Иоанна, который впоследствии стал Феодором, святителем Ростовским. Похоронив жену в Покровском монастыре, Стефан не пожелал уже возвращаться в мир. Поручив детей своих брату Петру, он остался в Хотькове, чтобы принять монашество и послужить своим немощным родителям.


Будучи в преклонных летах, схимники-бояре недолго потрудились в своем новом звании: в 1337 году они мирно отошли ко Господу. Перед своей кончиной святые родители благословили Варфоломея на иноческий подвиг иконами Божией Матери «Одигитрия» и святителя Николая Чудотворца. Дети почтили их слезами сыновней любви и погребли под сенью той же Хотьковской обители, которая с этого времени сделалась усыпальницей Сергиева рода. Здесь же со временем был похоронен и младший сын преподобных Кирилла и Марии - Петр, с супругой Екатериной.
Отдавая последний долг сыновней любви, Варфоломей неотлучно провел в Покровском монастыре сорок дней, пока совершалось установленное Церковью поминовение новопреставленных. Свою молитву он соединял с делами милосердия: каждый день кормил странников и раздавал милостыню нищим. Передав оставшееся после родителей наследство младшему брату Петру, преподобный юноша устремился к духовным подвигам.

Оставаться в Хотькове у него не было намерения - его душа жаждала безмолвия пустыни. Вместе со старшим братом Стефаном они покидают гостеприимную обитель Хотьковскую и в десяти верстах от нее, в густом первобытном лесу, на возвышенности Маковец, ставят себе убогую келию, а рядом с ней малую церковь во имя Живоначальной Троицы. Здесь Варфоломей был пострижен в монашество с именем Сергий, а на месте скромной пустыньки впоследствии суждено было Богом процвести великой и славной Лавре.

Свято-Троицкая Лавра во все времена являлась излюбленным местом паломничества многочисленных богомольцев, которые прибегали к молитвенному предстательству великого Заступника Русской земли - авве Сергию. Существует предание, что преподобный Сергий заповедал, прежде чем идти к нему в Троицкую обитель, зайти в Покровский монастырь и помолиться о упокоении его родителей. В «Троицких листках» XIX века так описывается этот трогательный старинный обычай: «Чтобы угодник Божий услышал молитву, чтобы милостиво принял пришельца под своим благодатным покровом, сей пришелец сначала идет поклониться на могилке его праведных родителей, чтобы явиться к благодатному сыну от дорогой ему могилы как бы с напутствием от самих праведных родителей».





Почитание схимонаха Кирилла и схимонахини Марии.

Почитание схимонаха Кирилла и схимонахини Марии началось сразу после преставления их великого сына. «Свидетельства церковного предания об их святости многочисленны, они восходят еще к XVI веку. Уже в Лицевом житии святого Сергия родители его изображены с нимбами». У мощей их, неизменно покоящихся в Покровском соборе Хотькова монастыря, непрестанно читали Псалтирь и служили панихиды. Летопись Покровской обители приводит множество свидетельств исцелений от тяжких недугов по заступничеству родителей преподобного Сергия. Трижды их святыми молитвами Хотьков монастырь был избавлен от моровой язвы и холеры во время эпидемий 1771, 1848 и 1871 годов. В 1771 году, во время смертоносной язвы, была составлена молитва схимонаху Кириллу и схимонахине Марии для чтения на «Славах» неусыпаемой Псалтири у их гробницы; ее читали несколько месяцев, и обитель не пострадала.

В XIX столетии почитание праведных Кирилла и Марии распространилось по всей России. Их имена были занесены в списки местночтимых святых подвижников благочестия Северо-Восточной Руси, на что указывают месяцесловы того времени. О почитании преподобных свидетельствует и повествование из летописи Серафимо-Дивеевского монастыря (глава XII), где говорится, что среди икон, которые преподобный Серафим Саровский в разное время прислал в благословение основанной им Дивеевской обители, был средней величины образ Радонежского чудотворца Сергия и образ его блаженных родителей - преподобных Кирилла и Марии.

Для верующих людей всегда было ощутимым духовное общение преподобного Сергия с его святыми родителями - смиренными схимниками, которых он похоронил в Хотьковской обители; по народному преданию, к месту их упокоения он нередко хаживал при жизни из своей лесной пустыни. И в Лавре, и в Хотькове богомольцы покупали образки, на которых святой Сергий изображен молящимся у гроба своих родителей с кадилом в руке. Это память о его сыновней любви к отцу и матери, которым он смиренно и преданно послужил до их блаженной кончины.

В 1922 году Хотьков монастырь был закрыт, и много лет в нем царило запустение. Но и в разоренную обитель люди Божий приходили просить помощи и заступления у преподобных. Почитание праведных Кирилла и Марии, вера в святость и силу их молитв были глубоко засвидетельствованы в сознании нашего народа. В сердцах верующих людей никогда не угасала надежда на возрождение святыни.

В 1981 году было установлено празднование Собора Радонежских святых, в сонме которых прославлены схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, и молитва им помещена в июльской Минее.
1992 год стал знаменательным для Покровского Хотькова монастыря. 3 апреля 1992 года, в год празднования 600-летия со дня преставления преподобного Сергия, совершилось общецерковное прославление преподобных Кирилла и Марии. Канонизация достойно увенчала шестивековое почитание родителей великого подвижника, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.

Сень над мощами прп Кирилла и Марии. Покровский Хотьков монастырь.

В том же 1992 году было принято решение Священного Синода о восстановлении монашеской жизни в Покровской обители. В соборе Покрова Пресвятой Богородицы покоится главная святыня монастыря - мощи преподобных Кирилла и Марии, родителей великого Сергия.
В наше время сила заступничества святых родителей преподобного Сергия вновь стала явной во многих чудотворениях, происходящих по молитве к ним, а также от их мощей. По словам профессора Московской Духовной академии архимандрита Матфея (Мормыля),
«на гробнице преподобных Кирилла и Марии, находящейся в Покровском монастыре, засвидетельствованы многочисленные исцеления младенцев, родители которых обращались к святым с молитвой».

Высок подвиг преподобных Кирилла и Марии. Эта святая чета явилась благочестивым корнем, давшим Русской земле и всему миру многие прекрасные и угодные Богу плоды, но особенно дивный - Сергия великого, печальника и молитвенника о душах наших. Прославленные Церковью за свою богоугодную жизнь и за подвиг доброго честного супружества, они по своем успении встали на небесное служение - быть покровителями семейной жизни, научая нас христианскому устроению жизненного пути. Множество боголюбивых паломников идет в Хотьков монастырь к раке с чудотворными мощами достохвальной четы за родительским благословением, изливая перед преподобными свои скорби и радости, испрашивая помощи, утешения, исцеления. Восстановление благочестивой семьи, освященной, проникнутой духовными традициями - путь к возрождению нашего Отечества.
Почтим благодарной памятью праведных родителей Игумена земли Русской, прибегая к их предстательству с горячей верой, надеждой и теплым прошением: «Усердно молите Господа низпослати нам дух любве и смиренномудрия, да в мире и единомыслии прославим Троицу Единосущную».

Память преподобных Кирилла и Марии совершается 18 января, 28 сентября, и 6 июля (в составе Собора Радонежских святых) по старому стилю, а также в четверток седмицы мытаря и фарисея.

По изданию: «Акафист преподобным Кириллу и Марии, Радонежским чудотворцам, с житием. – Покровский Хотьков монастырь, 2014.- 56с.»

Тропа́рь, глас 3-й:

Блаже́нств Христо́вых прича́стницы, честна́го супру́жества и попе́чения о ча́дех до́брый о́бразе, пра́веднии Кири́лле и Мари́е, плод благоче́стия, Се́ргия преподо́бнаго, нам яви́вшии, с ним же усе́рдно моли́те Го́спода низпосла́ти нам дух любве́ и смиренному́дрия, да в ми́ре и единомы́слии просла́вим Тро́ицу Единосу́щную

Конда́к, глас 4-й

Днесь, ве́рнии, соше́дшеся, восхва́лим дво́ицу блаже́нную, благове́рнаго Кири́лла и Мари́ю добронра́вную, ти́и бо мо́лятся вку́пе с возлю́бленным сы́ном свои́м, преподо́бным Се́ргием, ко Еди́ному во Святе́й Тро́ице Бо́гу, Оте́чество на́ше в правове́рии утверди́ти, до́мы ми́ром огради́ти, ю́ныя от напа́стей и собла́знов изба́вити, ста́рость укрепи́ти и спасти́ ду́ши на́ша.

Молитва преподобным Кириллу и Марии, родителям преподобного Сергия Радонежского.

О раби́ Бо́жии, преподо́бнии Кири́лле и Мари́е! А́ще и сконча́ли есте́ вре́менную жизнь свою́ те́лом, но ду́хом не отступа́ете от нас, руково́дствуете же ны ко Христу́ Бо́гу, наставля́ете ше́ствовати по за́поведем Госпо́дним и носи́ти крест свой и после́довати Влады́це на́шему. Вы, преподо́бнии, вку́пе с преподо́бным и богоно́сным отце́м на́шим Се́ргием, ва́шим возлю́бленным сы́ном, име́ете дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу на́шему и ко Святе́й Его́ Богома́тери. Бу́дите моли́твенницы и хода́таи о нас, недосто́йных, жи́тельствующих во святе́й оби́тели ва́шей, ей же вы и нача́льницы. Бу́дите помо́щницы и засту́пницы Бо́гом со́бранней дружи́не сей, да жи́тельствующии на ме́сте сем и приходя́щий с ве́рою, ва́шими моли́твами сохраня́еми, невреди́ми от бесо́в и от челове́к злых пребу́дем, сла́вяще Святу́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Когда люди заключают брак , в жизнь каждого из них входит не только муж или жена , но и круг их друзей . Иногда это знакомство проходит легко и оборачивается приятным общением в течение долгих лет ; а иногда друзья мужа или жены становятся настоящим искушением и источником проблем в семье . Как разобраться , кто друг , а кто нет , рассказывает психолог Ирина Скворцова .

— Почему дружба так важна для людей? Откуда эта потребность, ведь есть родители, родственники, жены, мужья, дети, зачем человеку нужны близкие отношения с чужими людьми?

В тех, кого мы называем своими друзьями, мы ищем одновременно и свое отражение, и продолжение своего «Я» в мире. Друг является мостиком между моим внутренним миром и бескрайним миром вне меня, в дружбе мы нарабатываем опыт со-переживания, со-бытия, инакости и понимания.

С друзьями мы пытаемся разделить радости и горести жизненного пути, они наши современники. Из окружающего мира мы воспринимаем и принимаем в «свой мир» тех, кто, как нам кажется, может восполнить нашу нужду в понимании, безопасности, знаниях и впечатлениях, уверенности в себе. Дружеские отношения дополняют супружеские, родительские, родственные, подчеркивая наши индивидуальные черты. Знакомых мы знаем, с приятелями нам приятно, а настоящие друзья - те, кто разделяет наши ценности, сожалеет о наших слабостях и готов, как друзья расслабленного, «раскрыть кровлю дома», чтобы принести нас к Спасителю. Дружить и любить во Христе - значит учиться уважать и признавать различия, соблюдать личностные границы другого, его непознаваемость, а также трезво осознавать собственные ограничения.

- Как отличить настоящего друга от лицемера? На что важно обращать внимание?

Святитель Тихон Задонский писал, что дружбы не бывает без подозрений, ибо совершенной любви среди людей нет. Чтобы не разочароваться, надо не очаровываться.

К сожалению, большинство эмоционально насыщенных отношений произрастает из неразрешенных внутренних и межличностных конфликтов детских лет. Чувства и ожидания из прошлого опыта переносятся в настоящее и, подобно туману, скрывают от нас личность другого, искажают восприятие его слов и поступков. Такого рода «ошибки восприятия» легко распознать по неуместности и силе испытываемых (вполне искренне) и демонстрируемых (в случае манипуляции) чувств. В интересах семьи следует насторожиться, если в дружеских отношениях проявляется готовность пойти на неоправданные риски и траты, в том числе - времени; крайняя доверчивость, восторги, затем - обиды, бурные ссоры, примирения и т.д. Свт. Тихон предупреждал, что не стоит «знаться дружески ни с кем, пока как следует не познаешь, подлинно ли добрый человек, а не лицемер тот, с которым хочешь знаться, да не раскаешься потом…».

А как узнать «как следует»? «От плодов их познаете их», - отвечает словами Господа Свт. Тихон. Понаблюдайте за собой, за своими чувствами - плохо ли, хорошо ли вам с супругом внутри семьи во время и после общения с разными людьми, которые зовутся вашими друзьями? Не только избегание ссор и несогласий приносят в семейный дом добрые друзья, но и после их ухода почувствуется преумножение любви, примирение и прощение, тихая радость. Искренний друг не возбудит в супругах взаимного недовольства и подозрений, не отвлечет родителей от воспитания детей, не займет время хозяев в ущерб их хозяйству. Смотрите на дела, а не на слова. Давно знакомый человек может нагружать вас своими заботами, то есть использовать вас в своих интересах, а чужой - облегчить ваше бремя и оказать дружескую поддержку. Если это так, значит, вы нуждаетесь в первом человеке эмоционально, сохраняете «дружбу» ради собственных иллюзий.

Муж и жена знакомят друг друга со своими друзьями. Как быть, если это два непересекающихся круга, с разными интересами? Общаться по очереди то с друзьями мужа, то с друзьями жены? Или пусть каждый по отдельности общается со своими друзьями?

Как правило, с друзьями знакомятся до свадьбы, и это влияет на принятие решения о браке. Наблюдая круг друзей человека, можно представить, что ему приятно, интересно, в чем он эмоционально нуждается. Создавая семью, мы вынуждены корректировать свои представления и привычки под требования новой реальности. Интересы семьи как целого выше, чем индивидуальные интересы супругов, - эта задача решается в каждой паре своими способами, требует усилий и времени.

Встречи с друзьями и родственниками имеют различные поводы. Развлечения - дело добровольное, и участие во встрече только одного из супругов возможно при взаимном доверии. Другое дело - встречи по поводу важных событий. Это могут быть свадьбы, похороны, рождение ребенка, юбилеи, новоселье, повышение по службе. В таких случаях важно вместе с супругом спланировать визит по времени, одеться по случаю, удобно и по погоде, не быть голодными, иметь при себе деньги. Запастись терпением и быть во все­оружии - значит попытаться предусмотреть и предотвратить неловкие ситуации и ссоры. Договоритесь о том, сколько вы будете в гостях или как завершите праздник, как сообщите друг другу, что пора уходить или провожать гостей. Главная задача - мирно провести встречу. Даже если кто-то из супругов не получит от нее большого удовольствия.

Если кто-то из семьи замечает, что друг начинает оказывать негативное влияние на супруга или супругу? Как действовать другому?

Негативное - в том смысле, что друг, как вам кажется, поощряет саморазрушительное или греховное поведение супруга? В соответствии с семейной иерархией муж может даже запретить жене общение с подругой, жена же может действовать через молитву и призывы к доброй воле, христианскому самосознанию мужа. Остерегайтесь осуждать третьего, ведь сердце человека только Бог видит, постарайтесь показать супругу разницу между его поступками, совершенными самостоятельно или за компанию с друзьями.

В психологии семейных отношений «драматические треугольники» описываются через распределение между близкими людьми образов-ролей: «преследователь» - критикует и манипулирует, «жертва» - беспомощна, «спасатель» - спешит на помощь. Такие «треугольники» образуются по повторяющимся схемам с разными людьми «по запросу» из семьи. Семья - живая система и обращается к окружающему миру, когда есть необходимость снять напряженность от неудовлетворенной потребности в чем-то или для оздоровления внутренней атмосферы семьи. Задача членов семьи - обнаружить внутри себя те слабости и нужды, которые удовлетворяются третьими лицами, и духовно «залечить» их или перетерпеть.

У мужа много друзей-холостяков, они соответствующим образом проводят время. Как вести себя жене - вмешиваться, не вмешиваться?

Холостой образ жизни не обязательно связан со злоупотреблениями, иногда «мальчишники» и «девичники» - возможность для взрослых людей побыть в комфортном пространстве общения. Добровольность и осознанность совместных целей в семье позволяет избежать подмены супружеских чувств родительской опекой, детской привязанностью и перекладыванием ответственности. Супругам надо обсудить между собой, чего ждать от встречи с друзьями-приятелями, на какое время она рассчитана, как это повлияет на семейные планы. Сила позиции женатого мужчины и замужней женщины против свободы холостых в том, что супругов ждут дома, в них нуждаются, их взрослая жизнь уже сложилась. Подчеркивайте свою нужду в супруге, его важность в доме и семейных делах, и тогда «узы» брака будут предметом гордости.

- Стоит ли обращаться к друзьям за советом, например, как лучше поступить в той или иной ситуации?

Супругам надо взять за правило никогда ничем не дискредитировать, не ставить в неловкое положение друг друга и детей перед третьими лицами, даже близкими друзьями. Жалобы, смешные, но унижающие истории, требования разрешить личный спор не должны адресоваться друзьям и родственникам. Семья - одно целое, домашняя Церковь, для благополучия которой необходимо взаимное доверие и чувство без­опасности - что не дается даром, а доказывается каждым днем жизни. Людям свойственно делать простые выводы, основываясь на житейском опыте, безответственно давать необдуманные советы и, хуже того, обсуждать потом увиденное и услышанное в вашей семье. Поэтому берегите друг друга, доброе имя семьи, надейтесь на помощь Божию, а не на людскую.

Можно ли впускать новых знакомых в семью? Нужно ли быть осторожным? Чем это может грозить для семьи? На что важно обращать внимание?

Впуская новых людей в свою жизнь, знакомьтесь - интересуйтесь человеком, наблюдайте за собой - как вы себя ощущаете рядом с новым знакомым. В семье хорошо иметь опыт различной степени гостеприимства, открытости, вовлеченности в совместные дела для знакомых различной степени близости. Вежливо предупреждайте новых знакомых о ваших границах и правилах.

При тесном общении - по месту работы и жительства, может пригодиться знание динамики развития отношений. После первого тесного межличностного контакта первые месяцы проходят благополучно, на взаимно позитивных эмоциях. Примерно на третьем месяце мы осваиваемся с новым человеком, теперь возможны первые недоразумения - обнаружение неприятных сторон характера, разногласий. К полугоду отношений накапливается взаимная неприязнь, разочарования, претензии: держитесь - грядет буря. Неосознаваемая цель почти любого конфликта - углубление знакомства, узнавание границ другого, и в случае примирения сторон установятся более доверительные и уважительные отношения. Переживая такого рода кризисы каждые полгода, на четвертом году общения можно поздравить друг друга - первый круг проверок «для знакомства» завершился.

Бывает, что после свадьбы образуется новый, общий круг друзей. Как в таком случае лучше выстраивать отношения со старыми друзьями?

Будем помнить: дружеское общение - дело добровольное. Познакомить людей между собой - правило хорошего тона, а возникнет ли взаимная симпатия, желание встречаться - ваши знакомые решат сами.

Для взращивания здоровых эмоциональных отношений друзьям и супругам важно видеть совместный путь во времени: беречь общие воспоминания, ценить историю отношений; творчески, с пользой тратить время друг друга; иметь общие планы, надежды. Новый круг знакомых - круг возможных друзей, кандидатов на дружбу, время расставит все по местам.

Выбирая, с кем проводить свободное время, помните об ответственности перед вашими детьми. Друзья родителей - очень важные люди в жизни ребенка, он понимает, что в отличие от родственников друзей выбирают. И потому, глядя на них, можно понять, какие люди близки и нравятся маме и папе. Друг отца или подруга матери могут стать примером для подражания, авторитетом, способным устоять даже в период подростковых исканий.

Почему так происходит, что некоторые друзья, которых ты считал близкими долгое время, отходят от тебя, когда ты женишься или выходишь замуж?

Друзья детства и юности - соучастники и свидетели нашей жизни, но мы меняемся, все более осознанно выбирая и реализуя, с кем быть, что делать. Расставания и охлаждение дружеского общения неизбежны, если расходятся пути - не совпадают больше интересы, идеалы, трудно понять друг друга. Старые друзья могут претендовать на особое отношение, ревновать, завидовать, соперничать явно или испытывать негативные чувства неосознанно. Если меняется поведение ваших друзей и родственников после вашей свадьбы - это нормально. Необходимо время, чтобы все признали существование новой системы - вашей семьи с новыми границами, иерархией и правилами поведения. Истинные друзья будут оберегать и поддерживать новую семью.

Если у супругов происходят ссоры из-за поступков или поведения друзей, означает ли это, что семье следует перестать с ними общаться?

Решение такого серьезного вопроса требует сугубо индивидуального подхода. Можно отметить некоторые общие заблуждения. Защищая любимого или друга, мы часто говорим: «Я принимаю его таким, какой он есть». Но этого мало, для дружбы лучше - «я в него верю». Позаботьтесь о своих друзьях как о взрослых людях, имеющих свободу выбора, пробуждайте в них надежду и веру. Особенно опасно некритичное принятие, то есть неосознанное поощрение поведения, которое отвергается нами как недостойное, запретное. Это сигнал о нашем стремлении к тому же. Зная людей, свт. Тихон Задонский утверждал, что не бывает тесного общения «смиренного с гордым, трезвенного с пьяницей, целомудренного с нечистым, щедрого и милостивого со сребролюбцем, хищником и жестосердым, но один от другого уклоняется и всякий ищет то, что любит».

Часто с людьми, которые начали воцерковляться, близкие друзья затевают манипулятивную игру «Скажите-ка мне вот что». Об этом говорит основатель трансакционного анализа в психологии Эрик Берн. Появляется псевдозаинтересованность в вопросах веры и духовной жизни, звучат просьбы «помочь разобраться, чтобы поверить». Если верующие супруги окажутся втянуты в такого рода игру, то все их ответы будут расценены как неубедительные, отвечающие почувствуют смятение и возмущение, и это потом отразится на семейных отношениях.

Еще два способа поссорить супругов из-за дружеской или детской ревности: игры «Гость-растяпа» и «А ну-ка, подеритесь!». В первом случае можно наблюдать, как «друг» «нечаянно» вновь и вновь обижает членов семьи или портит их имущество. Поскольку он каждый раз извиняется, то получает шанс на новую пакость. По сути, являясь заложником детских комплексов, человек неосознанно ссорит своих родителей, а в реальности испытывает терпение супругов, провоцируя конфликт между ними. Э. Берн предлагает антитезис такой манипуляции - перечислите реальный урон, нанесенный семье, и попросите «друга» не извиняться более. Заметим, что в России люди всегда были построже: «За нечаянно - бьют отчаянно» - гласит пословица.

Провокационная манипуляция «А ну-ка, подеритесь!» всегда обнаруживается по результату - супруги или друзья забываются и предаются соперничеству, зависти и пр. Итак, «дружба - не дружба, но горшая вражда, если внешним образом только является, а в сердце не имеет места», - предостерегает нас от самообмана свт. Тихон Задонский.

Горечь утраты взаимопонимания может быть пересилена надеждой, молитва за любимого в прошлом друга может помочь изменить и его путь. Сам святитель, будучи обманут близким знакомым, принял его письмо с извинениями и просьбами о встрече, послал ему свое благословение, прощение, но лично принимать отказался: «Хотел ты ко мне явиться, а с каким духом, неизвестно. Бог сердце твое знает». И снова призывает нас с благоговением хранить в себе христианский дух и почтение к образу Божию в другом: «Однако ж никого не презирай, не гнушайся, но всех по-христиански люби и почитай, и никого не осуждай: ибо не знаешь, что у человека внутри».

Важнейшее правило для супругов - беречь «дух мирный» внутри себя и в доме, а в случае недоразумений и слишком «горячих» отношений с третьими лицами взять за правило прежде помолиться в душе своей. «Возложи на Господа заботы твои, тревогу твою, доверься Ему, и Он поможет, поддержит тебя».

Такое интересное явление, как дружба, знакомо каждому из нас. Дружба возможно между детьми, подростками и взрослыми.

Но что же это такое и почему дружба так важна для всех людей? Дружбу можно определить как отношения между людьми, которые основаны на взаимной привязанности, общности мировоззрения и интересов, а также духовной близости.

Но всегда ли понятие дружбы воспринималось так?

Понимание дружбы в разные исторические эпохи

Если рассматривать дружбу как социально-историческое явление, то невозможно не обратить внимание на то, как развивался идеал этого явления на протяжении многих исторических эпох.

Сами слова «дружба» и «друг» тесно переплетаются с понятием товарищества, родства и любви. Известно, что в самом начале развития цивилизации дружба воспринималась как родство, как породнение.

Широко было распространено понятие «воинской дружбы», а зачастую знаменитые греческие мыслители воспринимали дружбу, как приобретенное качество души и причисляли ее к одной из важнейших привязанностей для человека. А Аристотель даже выделял три вида дружбы.

о времена Средневековья дружба воспринималась несколько по-другому. Тогда большинство видов социальных отношений зависели от сословия человека, а не от особенностей характера.

В период развития капитализма восприятие дружбы тоже во многом зависело от положения человека, но влияние этого проявлялось по-другому. С дальнейшим развитием человечества дружба была возрождена в античной трактовке, дружба стала отображать подлинные человеческие отношения.

Но товарно-денежные отношения, которые для многих людей стали основой всего, оказывали влияние на восприятие любого вида социальных отношений человека. А в конце 18 века стали активно разрастаться кружки молодых писателей и поэтов, между которыми образовывалась тесная дружба, которая основывалась на общих идеалах и творчестве.

Причем развитие гуманистических традиций было присуще поэтам и писателям разных стран – кружок Шиллера, братья Гримм, братья Шлегели). Восприятие дружбы, как тесной и нерушимой душевной связи было обусловлено историческими обстоятельствами – патриархальность Средневековья уже исчерпала себя, а буржуазный мир еще не успел сформироваться.

И несмотря на то, что большинство гуманистов смотрели на дружбу, как на способ воплощения своих романтических идеалов свободы.

Роль дружбы на всех этапах человеческой жизни

Дружба необходима на всех этапах человеческой жизни, так как ни один человек не может обойтись без близких, которые смогли бы помочь ему в трудную минуту, поддержать его или разделить с ним радость.

В детстве дружба помогает узнавать новое об окружающем мире и учит нас тому, что все люди обладают разными характерами и привычками. Общаясь со своими сверстниками, дети развиваются как личность. Многие примеры истинной дружбы демонстрируют, что самая крепкая дружба начинается в детстве.

Но не только в детстве может начаться истинная дружба. Чем взрослее мы становимся, тем более устойчивыми становятся наши жизненные ценности.

В разделе на вопрос Почему дружба важна для людей?Что объединяет друзей?Примеры истинной дружбы?Почему разлука с ним переживается как горе? заданный автором Особый лучший ответ это Почему дружба важна для людей?
Люди хотят делиться знаниями, эмоциями, душевной теплотой и помогать дркг другк.
Что объединяет друзей?
Общие интересы или общие вопросы.
Это интересы и увлечения, могут быть и шахматы, и вышивка, и котики, и учёба... Общая работа. Стиль жизни даже. Диапазон огромен
Иногда сближают общие переживания
Примеры истинной дружбы?
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит.. .
Дружили многие видные деятели и талантливые люди,
они оставили свои высказывания:
Без истинной дружбы жизнь - ничто.
Цицерон
И с другом и с врагом ты должен быть хорош!
Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь.
Обидишь друга - наживешь врага ты,
Врага обнимешь - друга обретешь.
Омар Хайям
Привязанность может обойтись без взаимности, но дружба - никогда.
Руссо Ж.
В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу - все равно что лишить мир солнечного света.
Цицерон
Знать меру следует во всем, везде. Знать меру надо в дружбе и вражде.
Саади
Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, чтобы он не нуждался в друге.
Сенека
Ни водой, ни огнем мы не пользуемся так часто, как дружбой.
Цицерон
Твой истинный друг, кто укажет в пути Препятствия все и поможет пройти. Льстецов причислять опасайся к друзьям. Тот истинный друг твой, кто честен и прям.
Саади
Иметь общие желания и общие отвращения - именно в том состоит прочная дружба.
Саллюстий
Настоящий друг везде
Верен, в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит, Ты не спишь - он спать не может,
И во всем, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
Да, по действиям несходны
Верный друг и льстец негодный.
Шекспир У.
Друга долго ищут, с трудом находят и трудно его сохранить.
Публий
Дружат Игорь Крутой и Ирина Аллегрова, их сближает музыка
Почему разлука с ним переживается как горе?
Не хватает поддержки, хочется быть рядом...

Ответ от Допрос [гуру]
Когда тебе нужна помощь ты обращаешься за ней к другу. Когда тебе весело и охота веселиться ты так же обращаешься к дуруг. И ваш друг так же в такие же ситуации делает так же. У меня с моей лучшей подругой полное взаимопонимание мы с ней 12 лет дружим с полуслова друг друга понимаем ей ненадо долго объяснять что творится у меня на душе она все видит по глазам и я так же. Разлука переживается очень плохо так как она в России а я в Казахстане.