Нужно ли давать ли воду новорожденному — как, когда, какую? Важное решение: допаивать новорождённого или нет. Как поить новорождённых: советы и рекомендации. Нужно ли новорождённых поить водой: заблуждения и действительность. «Мой ребенок иногда успокаива

Мир ребенка

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос... Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер. В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами. Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке. В то время как большинство рефлексрв, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его. Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину. Еще одно важное различие у новорожденных -- уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие -- более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный. Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны. Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпе- нию родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо. Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями. Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, от-ворочивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным. До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов. Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди. Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать. Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества -- время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния. Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть. Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать. Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его. Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход. Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок. Положить ребенка в подвесной домашний гама-чок и тихонько покачать. Покатать ребенка в машине. Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слыщат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -- колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок. До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли -- родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения. Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами -- улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка -- свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями. Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой. Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша -- пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем. В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дета нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным. Меняйте положение ребенка Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Детский календарь Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость. Не бойтесь избаловать ребенка Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз. Обращайтесь с малышом бережно Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Повседневные дела

Время кормления Сохраняйте хорошее настроение Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка. Протяните руку и дотроньтесь Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать. Купание Первые ванночки Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце. Общение через прикосновения После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа. Пеленание/одевание Поцелуи в животик Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь. Разденьте ребенка Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло. Время отдыха Включите ребенку радио Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его. Запишите на пленку шум стиральной машины Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть. Дайте малышу музыкальную игрушку Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса. Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть. Используйте пустышку Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ. Прогулка в коляске Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть. Игра теней Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу -- мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов. Пеленки и мягкие подушки За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Нужно ли поить грудничка водой? На этот счет существует огромное количество мнений. Одни врачи утверждают, что малыша необходимо «допаивать», предлагая ему несколько чайных ложек между кормлениями. Другие эксперты, наоборот, говорят о том, что грудному ребенку не нужно давать воду до шестимесячного возраста. Однако существуют некоторые рекомендации, позволяющие разобраться, нужна все-таки вашему ребенку вода или нет.

Из этой статьи вы узнаете:

Некоторые педиатры уверяют мамочку, что если она будет поить новорожденного водой, то ее молоко просто-напросто пропадет. Однако как показывают исследования, данная теория ошибочна.

В первые 28 дней своей жизни ребенок абсолютно не нуждается в воде, поскольку получает необходимое количество жидкости вместе с материнским молоком. Но по прошествии этого срока поить ребеночка водой просто обязательно.

Нельзя забывать о том, что материнское молоко уже само по себе более, чем на 80% состоит из воды. Но, к сожалению, полностью утолить жажду малыша с помощью молока невозможно. А ведь симптомы жажды достаточно тяжело переносятся и взрослым человеком, не говоря уже о маленьком ребенке!

Что же касается малышей, взращиваемых на искусственном питании, то дополнительное потребление жидкости им просто необходимо. Рекомендуемая норма потребления ребенком воды составляет около 60 мл в день. Вода для грудничка должна быть комнатной температуры или чуть теплее.

С месячного возраста ребенок пытается как можно больше двигаться, чем усиливает потоотделение своего организма. В связи с этим потеря жидкости неизбежна, поэтому восполнять ее просто необходимо.

Большинство родителей совершает одну и ту же распространенную ошибку. Они очень сильно переживают за качество жидкости, которой они поят своего ребенка. Поэтому перед тем как напоить ребенка, они ее кипятят. Однако кипяченая вода не поможет избавиться ребенку от жажды, а также наполнить организм необходимыми для здоровья микроэлементами — они разрушаются при термической обработке. В связи с этим ни в коем случае не кипятите воду перед тем как дать ее малышу.

Поить ребенка следует тщательно профильтрованной или специализированной бутилированной детской водой.

Бытует мнение, что вода может вызвать у новорожденного дисбактериоз. Но современная медицина доказала, что эта информация неверна. Поэтому не стоит бояться, что жидкость может навредить вашей крохе.

Решать, давать ли воду новорожденному или нет, конечно же, только его родителям. Но большинство педиатров считают, что она для грудничка жизненно необходима.

Когда давать воду малышу

Еще один спорный вопрос – когда давать воду грудничку? Здесь также существует несколько мнений. Одни считают, что жидкость можно дать попробовать ребенку только с годовалого возраста, другие не видят ничего страшного в том, чтобы начать поить ребенка после месяца жизни. Ответ прост: поить ребенка следует с 25-30 дней от его рождения. Ведь именно с этого возраста ему перестает хватать молока для утоления жажды.

Итак, при каких обстоятельствах обязательно необходимо давать воду малышу?

  • Чтобы избежать обезвоживания организма, давайте ее малышу в особо жаркие дни, а также зимой во время сезона отопления.
  • Следите за потоотделением ребенка, если оно повышено – дайте крохе чуть больше жидкости.
  • Воду необходимо давать при симптомах простуды, а также во время повышенной температуры у малыша. Скорее всего, он откажется от употребления грудного молока, поэтому утолить его жажду с помощью воды просто обязательно.
  • Если у малыша диарея, то спасти его от обезвоживания поможет только очищенная вода.
  • Если у ребенка обнаружилась желтуха, то с помощью воды избавиться от заболевания будет гораздо проще.

Большинство педиатров советуют молодым мамам давать воду малышам ночью. По их мнению, это поможет отучить ребенка от требования ночных кормлений. Он будет пить воду, успокаиваться и сразу засыпать. В конце концов, малыш вообще перестанет просыпаться по ночам. Однако не забывайте, что иногда ребенок не спит из-за нехватки внимания, поэтому родители обязательно должны проявлять свое тепло и заботу.

Ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах не поите новорожденного водой против его воли. Если малышу не нужна жидкость и он не хочет пить, то он обязательно начнет кричать и плакать. Если же малыш нуждается в воде, то вы сразу же поймете это по его поведению и внешнему виду.

Сколько давать воды грудничку

Несомненно, детям обязательно нужна вода. Однако в таком маленьком возрасте они не могут определить, сколько именно жидкости им нужно потреблять. Поэтому родители обязательно должны учитывать дозировку . Если же мама с папой не будут этого делать, то в скором времени ребенок может отказаться от употребления грудного молока, выпивая воды больше нормы и наполняя ей свой желудок. Это приведет к тому, что малыш просто потеряет аппетит, а ведь в молоке содержится огромное количество витаминов, необходимых для роста и развития крохи.

Дневная норма потребления воды малышом не должна превышать более 60 мл. Не давайте малышу более 20 мл. за один раз, чтобы не перегрузить почки и мочевыводящие органы грудничка. Лучше всего поить ребенка с помощью ложечки, тогда родителям будет проще проконтролировать дневную дозу.

Допаивание ребенка водой

Допаивать ребенка просто необходимо, особенно в жаркую погоду. Для таких целей не забывайте всегда носить с собой небольшую бутылочку.

Чтобы малыш не выпил больше нормы, родители обязательно должны следить за дозировкой. Если родители определили, что ребенку необходимо попить между кормлениями, то количество жидкости не должно превышать 20-30 мл.

Ни в коем случае не поите ребенка перед тем, как приложить его к груди. Ведь так он выпьет меньше молока, что приведет к потери жизненно важных витаминов и микроэлементов.

Какую воду давать грудничку

Для новорожденных лучше всего использовать специальную детскую бутилированную воду. Такая вода тщательно очищена, она негазированная и полностью подходит для поения ребенка.

Помимо того, готовить еду для ребенка (супы, каши и т.д.) следует на той же воде. Детская вода уж точно не навредит грудничку.

Что касается воды из-под крана, то применять ее нужно с особой осторожностью, а предпочтительнее будет, все-таки, отказаться от ее использования. Дело в том, что в ней содержатся различные микроорганизмы и болезнетворные микробы, которые способны навредить организму малыша.

Однако если у вас дома имеется фильтр глубокой очистки, то за здоровье крохи можно не переживать. Такая вода для ребенка полезна и безопасна.

Особо полезной для здоровья считается талая вода. Для того чтобы ее приготовить, налейте в миску или кастрюлю очищенную холодную воду и поставьте ее в морозилку. Когда вода полностью замерзнет, вытащите ее из морозилки и поставьте в теплое место. Талая вода очень благотворно влияет на организм.

Не следует давать крохе слишком холодную или, наоборот, горячую воду. Следите за тем, чтобы температура жидкости, предлагаемой малышу, не превышала 23 — 25 градусов по Цельсию.

Малышам, не достигшим годовалого возраста, ни в коем случае не давайте жидкость с газом. Она может спровоцировать раздражение кишечника, что особо тяжело переносится детьми в таком возрасте.

Некоторые родители подслащивают воду для грудничка, добавляя в нее сахар. Однако это не приводит ни к чему хорошему. Сладкая вода в таком возрасте способна полностью нарушить обмен веществ, а также спровоцировать появление кариеса, даже если малыш еще не обзавелся зубами.

Как узнать, что вашему малышу не хватает воды

Существует ряд симптомов, которые позволяют понять, что ребеночку не хватает жидкости, а именно:

  • вялость, апатичность малыша;
  • сухость слизистых;
  • западание родничка;
  • недостаточное мочеиспускание (менее шести раз в сутки);
  • резкий запах мочи;
  • изменение цвета мочи.

Данные признаки свидетельствуют об обезвоживании организма малыша. Если симптомы недостатка жидкости обнаружены, то почаще прикладывайте малыша к груди. Между кормлениями допаивайте ребенка, давая ему не более 20 мл за один раз. Такие простые манипуляции помогут привести водный баланс в организме ребенка в норму.

И наконец о том, как поить водой грудничков. Здесь есть несколько вариантов:

  • Ложечка. Это специальные ложки с формой, подходящей для детского ротика;
  • Шприц. Впрыскивайте капли в рот малыша — пусть это сопровождается и элементами игры, чтобы ребенок не испугался;
  • Начиная с 5-6 месяцев можно использовать специальные поильники, которые малыш сможет сам сможет удерживать ручками (есть так называемые «непроливайки»);
  • Бутылочка. Производители предлагают большой их ассортимент. Но не все крохи любят пить из бутылочки, им хочется попробовать что-то еще.

Вода для новорожденных (грудничков) — важное условие их нормального роста и развития.

Через 5-7 дней после рождения крохи маму с малышом выписывают из роддома. В первые несколько дней после выписки вас посетят на дому медсестра и педиатр. Они осмотрят новорожденного, расскажут о том, что и как следует делать в первый месяц жизни ребенка . Но если остались вопросы - обязательно задавайте!

Прививки

В первые 12 часов жизни в роддоме малышу делают прививку против вирусного гепатита, а через 3-7 дней - против туберкулеза (БЦЖ).

Вес

За первый месяц жизни ребенок вырастает в среднем на 3 см, а вес увеличивается на 600 грамм. Это уже после того, как малыш потерял вес после родов.

Потеря веса после родов происходит из-за того, что перестраивается кровеносная система, начинают работу почки, пищеварительная система и так далее. Приблизительно 10 дней организм ребенка осваивается, а только потом малыш начинает набирать вес.

Многие мамы тщательно следят за весом ребенка, взвешивая его до кормления и после, строго следят за прибавкой веса и показателями таблиц. Но на самом деле излишняя щепетильность иногда и во вред.

Все таблицы - это усредненные данные, гнаться за которыми вовсе не нужно. Голодный ребенок обязательно даст вам знать о своем желании подкрепиться.


Кормление

Грудное молоко - лучшее питание для новорожденного, тем более в первый месяц жизни. Оно служит не только едой, но и питьем. Потому никакой необходимости в докорме нет как минимум до 6 месяцев, если грудного молока у мамы достаточно.

Новорожденный насыщается обычно через 15 минут энергичного сосания. За это время он успевает скушать 60-70 граммов молока (это почти пятая часть веса малыша!). Не рекомендуется держать ребенка у груди больше 25-30 минут.

Если малыш проспал кормление, не будите его . И не тормошите кроху, если он уснул во время кормления. Помните, что перекормить новорожденного даже хуже, чем не докормить, так как с большими объемами пищи маленький желудочек справляется с трудом.

Старайтесь приучать ребенка делать ночной перерыв в кормлении на 5-6 часов. Это не только позволит отдохнуть вам в ночные часы, но и поможет сформировать правильный режим сна и бодрствования малыша.

Сон

Первую недельку своей новой жизни вне маминого животика ребенок, как правило, почти все время спит (до 20 часов в сутки). Спит новорожденный на спинке в позе лягушки, раскинув согнутые в коленях ножки, в локтях - ручки. Во сне малыш может вздрагивать и дергать ручками-ножками - это совершенно нормально!

Обычно новорожденный просыпается каждые 2-3 часа, чтобы покушать, но некоторые сони могут дремать даже во время еды. Если новорожденный сыт и чувствует себя комфортно, то во время бодрствования он болтает ручками и ножками.


Осязание

Малыш реагирует на жару и на холод пока еще одинаково: начинает активно двигаться. Если ребенок замерзает, то его активность начинает снижаться. Принимая воздушные ванны, ориентируйтесь на движения малыша: пока ребенок активен, - ему приятно, как только он замедляет движения, - кроха замерзает.

Брать новорожденного на руки нужно правильно: так, чтобы тело малыша ложилось вам на руку, ваш локоть был под головой крохи, а второй рукой придерживайте ножки ребенка. Нельзя брать малыша за руки или так, чтобы головка ребенка не имела опоры.

Малышу нужны ваши прикосновения для осознания своего тела, потому чаще гладьте кроху. Разговаривая с ребенком и поглаживая его, вы развиваете в нем желание к общению.

Обоняние

Ребенок уже в первый месяц жизни различает запахи. Если запахи очень явные, то, скорее всего, кроха зажмурится или даже чихнет, несмотря на то, что запах может быть вполне приятным.

Если капнуть на язычок крохе что-то сладенькое (например, вам прописали сладкое лекарство), то он будет причмокивать, а если горькое, то малютка скривится.


Слух

Первую неделю жизни малыш не очень хорошо слышит, потому вовсе не обязательно ходить на цыпочках по квартире. Слуховой нерв новорожденного все еще развивается.

Но от резкого и громкого звука, конечно, новорожденный пугается, вздрагивает, морщится, пытается повернуться к источнику звука и даже может заплакать.

Зрение

Малыш отлично различает свет и темноту. От яркого света кроха жмурится, даже если у него закрыты веки. Зрение новорожденного еще не умеет перестраиваться на близкие и дальние предметы в первый месяц жизни.

Идеальное расстояние - 25-30 см. Исходя из этих рекомендаций, вешайте игрушки на детскую кроватку, тем самым развивая любознательность ребенка.

В конце первого месяца жизни малыш начнет осознанно смотреть на взрослого, подошедшего к нему, а возможно, даже наградит вас своей очаровательной беззубой улыбкой.


УХОД

  1. После еды нужно поднимать ребенка и некоторое время держать в вертикальном положении, чтобы заглатываемый при сосании воздух вышел.
  2. Чтобы предотвратить или облегчить вздутие животика (этим страдают все новорожденные, так как пищеварительная система крохи настраиваться работать в новых условиях), гладьте животик ребенка по часовой стрелке или, положив на животик, гладьте спинку. Если этого недостаточно, давайте малышу укропную водичку или специальные лекарства. Если пупочек выпирает при крике ребенка, проконсультируйтесь с педиатром, это может быть пупочная грыжа.
  3. Обрабатывайте пуповину зеленкой , она не должна покраснеть или опухнуть. Корочка от пупочной ранки должна отвалиться через две недели после рождения.
  4. Кожа новорожденного очень нежная и требует тщательного ухода. Обмывайте малыша после испражнений, обрабатывайте кожу детским кремом, присыпкой.
  5. Купайте ребенка каждый день перед сном в настое ромашки, зверобоя или светло-розовом растворе марганцовки.
  6. Постоянно меняйте положение новорожденного во сне. Нельзя, чтобы он спал все время на одном боку или только на спине, так как из-за все еще мягкого черепа головка ребенка может деформироваться.
  7. Гуляйте на свежем воздухе.
  8. Старайтесь делать все процедуры в одно и то же время , чтобы сформировать режим дня малыша.

Если ребенок плачет, не паникуйте, а выясните причину плача . Это могут быть:

  • грязные пеленки
  • голод или жажда
  • вздутие животика
  • крохе может быть жарко
  • малыш требует вашего внимания

Большая часть действий новорожденного - это рефлексы . Ребенок еще не умеет осознанно реагировать на раздражители, контролировать свои действия, но об этом за него позаботилась природа с помощью врожденных рефлексов.



Малыш умеет (рефлексы новорожденного):

  • Поисковый рефлекс (Кассмауля). Если погладить щечку, малыш повернет головку на касание.
  • Хоботковый рефлекс. Если быстро коснуться губок малыша, он тут же свернет их трубочкой и вытянет вперед.
  • Сосательный рефлекс. Если дать ребенку соску или грудь, малыш ритмично сосет.
  • Хватательный рефлекс. Если дать новорожденному свой палец в крохотную ручку, то малыш сожмет его.
  • Рефлекс опоры и автоматической походки. Если держать ребенка вертикально, опустив ножки на твердую поверхность, то он даже сделает несколько шагов.
  • Защитный рефлекс. Если положить малютку на животик, он повернет головку, чтобы можно было дышать.
  • Рефлекс Моро. При громком неожиданном звуке ребенок разведет ручки в разные стороны, а потом вернет их обратно.
  • Рефлекс Галанта. Если провести пальцем вдоль позвоночника новорожденного, то малыш выгнется дугой, при этом разогнув ножку в тазобедренном суставе.
  • Рефлекс ползания (Бауэра). Лежа на животике, малыш имитирует ползание, если надавить на стопы.
  • Ладонно-ротовой рефлекс (Бабкина). Если надавить на ладошку карапуза, он откроет ротик и повернет голову.

Многие из этих рефлексов к 3-4 месяцам угасают. Но наличие данных рефлексов в первый месяц жизни ребенка говорит о правильном развитии центральной нервной системы новорожденного.

Однако не стоит паниковать, если вдруг малыш не желает демонстрировать все рефлексы. Возможно, ребенок просто хочет спать и вместо ожидаемой реакции отвечает плачем.

К концу первого месяца жизни ребенок освоится в новых условиях: он ясно будет фокусировать на вас взгляд, реагировать на ваш голос и даже издавать какие-то звуки в ответ. И самый приятный бонус - четырехнедельный малыш уже умеет улыбаться!

Расскажите как вел себя ваш малыш в первый месяц жизни? Как часто вы его кормили, купали?

Существует ряд причин, в соответствии с которыми грудничку давать воду не нужно. Надо ли новорожденному давать пить воду? Ответ на этот вопрос зависит от того, на каком вскармливании находится ребенок. Если на искусственном или на смешанном вскармливании, ответ да, давать. Новорожденные дети могут выпивать воды до 100 мл в сутки (в общей сложности) . Это нормально. Ненормально лишать ребенка воды, если он просит (сухие губки, кривит ротик, ищет что-то, но от груди отказывается). Вода для новорожденных является основным жизнедеятельным компонентом, способным не только удалить жажду, но и обеспечить нормальную работу всего организма. Поэтому вопрос о допаивании грудного ребенка, нужна ли вода грудничку, сколько и когда давать воды. Давайте попробуем разобраться, нужно и можно ли давать воду новорожденным? Если у вас есть старшие дети, то вы уже наверняка знаете, что обезвоживание крайне опасно, причем тем больше, чем младше ребенок. Как правило, такие сомнения по поводу того, можно ли давать воду новорожденным, появляются у молодых мам в жаркую погоду, либо когда малыш находится на искусственном вскармливании. Кипячённую или специальную детскую бутилированную, Фруто-няню или Агушу. Лучше из бутылок, т.к кипячёная вода - мёртвая, из неё всё при кипении выводится, и из бутылок которая она с минералами.

Существует очень много вопросов у молодых мамочек, один из них в том, что нужна ли вода новорожденным на грудном вскармливании, и если да, то сколько и в каких обстоятельствах. Проблема довольно актуальна.

Ответить на вопрос, нужна ли грудникам вода, достаточно просто. Всего лишь попробуем мысленно вернуться пусть даже на сотню лет назад. И подумаем, много ли матерей всегда располагают достаточно чистой (видимо, кипяченой) водой, чтобы дать ее младенцу без риска для его здоровья? Многие тысячи лет человеческой эволюции малыши первых месяцев жизни не получали воды, потому что это означало прямую опасность для их жизни. То есть для человека как для биологического вида несвойственно допаивание маленьких детей. Как, впрочем, и для других млекопитающих – воду детеныши начинают получать тогда, когда начинают есть ту же еду, что и родители.

Если говорить не только о здравом смысле, но и о медицинских обоснованиях, то Всемирная Организация Здравоохранения, как и последние указания Минздрава РФ, предлагают не давать дополнительного питья детям на грудном вскармливании без специальных медицинских показаний, примерно до шести месяцев . Почему же?

Опасность первая – недоедание. Желудок крохи – размером с его кулачок, и он способен принять и переработать ограниченное количество поступающего питания (в первый месяц жизни это 1/5 - 1/6 часть массы тела в сутки). А особенность нервной системы новорожденного такова, что вода у него вызывает ложное чувство насыщения. Поэтому маме важно понимать: если ее ребенок выпил 100 мл воды – значит, он не получил 100 мл молока. При этом от молока зависят рост и развитие ребенка, а вода не приносит ему абсолютно никакой пользы.

Опасность вторая – уменьшение выработки молока. Молоко вырабатывается в ответ на сосание ребенка, то есть сколько малыш сосал грудь – столько молока впоследствии и прибудет. Если же мама дала ребенку воды, то он будет меньше сосать грудь. Особенно опасны в этом плане ночные допаивания ребенка водой, потому что во время ночных кормлений стимулируется выработка гормона пролактина, увеличивающая дневную выработку молока. Это означает, что малыш, который кормится маминой грудью ночью, тем самым обеспечивает себе необходимое количество молока днем. И если «доброжелатели» советуют маме «обмануть ребенка водичкой, чтобы ночью не беспокоил» - подумайте, что ребенка-то, может, и удастся обмануть, но вот природную систему выработки молока – не обманешь…

Опасность третья – нарушение естественного баланса в пищеварительной системе ребенка. Ребенок рождается со стерильным кишечником, и примерно до полугода идет активное засевание его полезной микрофлорой . Материнское молоко помогает формировать и поддерживать естественный баланс бактерий пищеварительной системы, а все, что малыш в это время жизни получает помимо материнского молока – ухудшает этот баланс. И если практика допаивания становится постоянной, то очень часто у ребенка обнаруживается перевес вредной микрофлоры над полезной - то самое явление, которое наши медики обычно называют дисбактериозом. Исследования, которые специально проводила Всемирная Организация Здравоохранения, показывают, что большинство детей, вскормленных исключительно грудью в течение первых 6 месяцев, здоровы и хорошо растут. А дети, которые в дополнение к грудному молоку получали воду или чай, болели расстройствами кишечника в три раза чаще, чем малыши на полном грудном вскармливании… Нужен ли вам такой риск?

Опасность четвертая – вероятность отказа от груди. Воду дают, как правило, из бутылки с соской, что нередко приводит малышей к «путанице сосков» - то есть отказу сосать материнскую грудь в пользу бутылки.

Давайте теперь рассмотрим аргументы тех, кто настаивает на необходимости давать крохе воду.

«Вода помогает ликвидации младенческой желтухи»

Желтуху вызывает билирубин, который является жирорастворимым ферментом. Не водорастворимым, а жирорастворимым. То есть с водой из организма не выводится, а выводится именно с молозивом и впоследствии с молоком, которые, в отличие от воды, содержат в оптимальной пропорции необходимые ребенку жиры.

«Молоко – это такая же еда, как, например, каша. Голод надо удовлетворять едой, а жажду – питьём. Иначе ребенок получает лишние калории!»

Вообще-то консистенция молока и каши совершенно различна. Молоко на 85-90% состоит из воды. Если бы взрослые постоянно питались столь же жидкой пищей, то предположений о том, что ее необходимо разжижать ещё больше, у них бы не возникало… Кроме того, до определенного возраста маленький ребенок вообще не делает различий между голодом и жаждой. Именно поэтому, как уже говорилось, вода создает у него чувство ложного насыщения, вытесняя материнское молоко. Смещаем акценты: поскольку получение воды не является биологически оправданным, то правильно говорить не о том, что малыш на исключительно грудном вскармливании получает «лишние калории», а о том, что ребенок, которого допаивают водой, необходимых ему калорий лишается.

«Воду нужно давать, если на улице жарко, а в комнате сухой воздух»

Действительно, летом допаивание аргументируют жарой, а зимой – сухостью воздуха в натопленном помещении. Однако по всему миру проводилось множество исследований в сухих и жарких странах (например, в Индии при температуре 35-40°C и влажности от 10 до 35%; в Пакистане при температуре 27.4-40.7° C и влажности от 24 до 77%; в тропиках при температуре от 4 до 41°C и влажности от 9 до 60%), которые однозначно показали, что дети, которым давали только грудь, страдали от обезвоживания меньше, чем те, что кормились только материнским молоком. Дело в том, что материнское молоко содержит в себе оптимальную концентрацию всех необходимых ребенку солей и минеральных веществ – к слову, если взрослый человек страдает от обезвоживания, ему тоже рекомендуется восстанавливать баланс влаги не простой водой, а раствором специально подобранных солей… Так что, если мама считает, что ребенку жарко – его надо не допаивать водой, а легче одевать и хорошо проветривать комнату! Малыш, который хочет пить, будет просто чаще просить мамину грудь. В сильную жару можно обтирать тельце ребенка прохладной водой, а комнатный воздух сделает менее сухим пароувлажнитель или простой пульверизатор, но и в этом случае вода желательна снаружи, а не внутри детского организма…

«Если ребенок болен, без воды не обойтись – она восстановит баланс влаги, поможет выведению вирусов с мочой, и в ней можно растворять лекарства»

В перечисленном нет ни одной функции, с которой материнское молоко не справлялось бы лучше воды. То же лекарство, которое ребенок изо всех сил будет стараться выплюнуть разведенным в воде, он куда более благосклонно примет со сцеженным материнским молоком, которое еще и лучшему усвоению поможет.

«Мой ребенок иногда успокаивается только получив бутылочку с водой»

Ключевое слово здесь – «бутылочку». По множеству разных причин ребенку иногда хочется что-то пососать, но не мамину грудь. Два самых простых и безвредных способа успокоить малыша, которому именно сейчас недостаточно маминой груди – дать пососать чисто вымытый палец или просто укачать на сон, потому что чаще всего так ведут себя уставшие от дневных впечатлений дети перед засыпанием.

«Всем хочется пить, и дети не исключение!»

Существует множество продуктов, которые спокойно едят взрослые, но которые вызовут большие проблемы у малышей, потому что их пищеварительная система еще недостаточно зрелая. Попытка кормить ребенка, ориентируясь на потребности взрослого желудка, привела бы к тяжелым последствиям. Большинство грудничков сами отказываются пить воду, которую им предлагают, и начинают утолять ею жажду только после 9-12 месяцев.

Можно ли новорожденному пить воду? Каждая мама хочет, чтобы ребенок рос здоровым и крепким. Поэтому не удивительно, что еще до появления младенца женщины перечитывают много книг и статей, касающихся правильного ухода за малышом. Один вопросов, которым задаются молодые мамы — нужно ли новорожденному давать пить воду и если да, то с какого возраста и в каких количествах ?

Ответ на этот вопрос зависит от возраста новорожденного и способа его кормления. Так, детям от одного дня до одного месяца воду лучше не давать. Связано это с тем, что кишечник малыша еще не заселен полезной микрофлорой и не способен противостоять вредным бактериям, присутствующим в воде. Употребление новорожденным до 1 месяца воды в отдельных случаях приводит к дисбактериозу — перевесу вредной микрофлоры кишечника над полезной. Малышу, не достигшему 1 месяца, воду нельзя давать, независимо от способа кормления. Исключение составляют те случаи, когда по мнению педиатров новорожденный нуждается в дополнительной жидкости.

Нужна ли вода новорожденному при грудном вскармливании

Взрослому человеку сложно понять, чем является материнское молоко для младенца – едой или питьем? Это и приводит к тому, что у молодых мам возникает вопрос, нужна ли вода новорожденному при грудном вскармливании? Однозначный ответ – нет! Дело в том, что материнское молоко на 85% состоит из воды и на 15% из питательных веществ, среди которых белки, витамины, минералы и жиры. Таким образом, для новорожденного от 1 дня и до 6 месяцев грудное молоко — одновременно и еда и питье. Если кормящая мать дает малышу воду, то она рискует подвергнуть себя и ребенка ряду опасностей:

  • уменьшению выработки материнским организмом суточного количества молока пропорционально количеству выпитой ребенком воды;
  • недополучению новорожденным полезных веществ, содержащихся в грудном молоке. Ведь желудочек у ребенка маленький и, если он полон воды, то от молока ребенок откажется;
  • полному исчезновению молока у кормящей матери;
  • нарушению способности усваивать новорожденным питательные вещества из грудного молока;
  • полному отказу малыша от грудного молока. Поскольку воду часто дают из бутылочки с соской, извлекать жидкость из которой намного легче, чем из маминой груди, ребенок скорее всего выберет соску. При этом неважно, чем наполнена бутылочка, ведь новорожденные дети еще не способны различать чувства голода и жажды;
  • появлению у малыша водной интоксикации, причиной которой является снижение уровня натрия в организме.

Даже в жаркую погоду нет необходимости поить малыша, которому не исполнилось 6 месяцев, водой. Однако важно учесть, что летом ребенок теряет больше влаги, поэтому к груди его следует прикладывать чаще, чем, зимой. То же касается и периодов, когда новорожденный болеет. Грудное молоко способствует восстановлению баланса влаги в организме младенца и помогает выведению вирусов. Поэтому нет никакой необходимости поить малыша, питающегося материнским молоком, водой.

Задача родителей новорожденного – сделать так, чтобы его не пришлось допаивать.

Новорожденные на искусственном и смешанном вскармливании: нужно ли поить их водой?

Малышам, которые с первых дней жизни питаются искусственными смесями, необходимо давать воду уже со второго месяца жизни. Связано это с тем, что в составе смесей для новорожденных, содержится больше белка по сравнению с материнским молоком. Соответственно «искусственная еда» более питательная для малыша, чем грудное молоко. В данном случае употребление новорожденным воды поможет ему избежать запоров и болей в животике.
Что касается малышей, которые питаются и материнским молоком, и смесями одновременно, то им воду следует предлагать, а не давать в обязательном порядке. Так, если у новорожденного жажда, то он выпьет предложенную ему воду, а если откажется – значит в его организме жидкости достаточно.

Какой должна быть вода для новорожденного?

Новорожденных поят только специальной водой, предназначенной для этого возраста. Найти воду можно в аптеках или магазинах, где продается детское питание. На емкостях с водой для малышей указывают возраст 0+ . Лучше покупать такую воду в стеклянных бутылках или емкостях из поликарбоната.

У многих молодых мам возникает вопрос, почему нельзя поить малыша водой, которую они покупают в магазинах для себя? Ответ очень прост – к воде для новорожденных выдвигаются более высокие требования, чем к той, которая предназначена для взрослых. Хранить воду для новорожденного следует в холодильнике и не дольше суток с момента открытия.

Когда и в каких количествах давать воду новорожденному?

Давать воду новорожденному следует черед 10-15 минут после кормления, а также в перерывах между «приемами пищи». Ни в коем случае нельзя давать малышу воду непосредственно перед кормлением. Что касается количества воды, которое можно давать новорожденному, то здесь все зависит от возраста. Так, малышу 1 месяца, питающемуся смесями достаточно 2-3 чайных ложек воды несколько раз в сутки. Постепенно количество воды увеличивают, учитывая потребности новорожденного, но до 6 месяцев суточная норма воды для малыша не должна превышать 100 мл. Ребенку, которому исполнилось 6 месяцев и до 1 года можно давать 125-150 мл воды в сутки. При этом поить малыша после 6 месяцев обязательно. В этот период в рационе новорожденного появляется твердая пища, а значит должна присутствовать и дополнительная жидкость.