Отчего потеет ребенок грудной. Почему потеет грудной ребенок. Потение ребенка во сне как нормальный физиологический процесс

Девятимесячный малыш уже активно и самостоятельно передвигается по комнате, общается со взрослыми и даже выражает отношение к происходящему. Тело крохи готовится к первым шагам. В этом возрасте укрепляются мышцы бедер и плеч, развивается координация. Дети уже не спят и не лежат в кроватке большую часть времени, как это было раньше. В данной статье мы узнаем, что должен уметь ребенок в 9 месяцев.

Физиологическое развитие, вес и рост

Как мы уже сказали, у ребенка укрепляется мускулатура, мышцы и связки, развивается вестибулярный аппарат, координация и умение ориентироваться в пространстве. Кроме прочего, у малыша улучшается слуховое восприятие. Теперь услышанные звуки он может сопоставить с знаниями. Кроха активно показывает эмоции, в том числе радость, огорчение, печаль, обиду, злость и так далее.

У многих деток начинают прорезываться вторые резцы, сначала сверху, а затем внизу. Но не переживайте, если они еще не проявились, так как зубки могут начать расти только к годику. Одновременно с этим развивается челюсть, и ребенок постепенно учится жевать.

В процессе девятого месяца масса тела малыша увеличивается примерно на 0,5 кг, а рост – на полтора сантиметра. При этом можно заменить снижение темпа повышения веса, так как малыш более активно двигается. В среднем рост младенца составляет 70-72 сантиметра. При этом ребенок должен весить примерно 8-9 кг.

Что умеет ребенок в 9 месяцев

Развитие ребенка в 9 месяцев отличается тем, что он понимает большинство фраз обращенных к нему, Он может выполнить легкие действия и просьбы. Малыш ищет и находит спрятанные предметы, указывает на называемые вещи и так далее.

Ребенок понимает и выполняет просьбы “возьми”, “дай”. Он узнает и реагирует на знакомые звуки или мелодии, любит танцевать и может пританцовывать или кивать в такт музыки.

Детки в данном возрасте уверенно ползают на четвереньках, могут легко встать на ножки без опоры, а при помощи поддержки может самостоятельно стоять, даже пробует делать первые шаги и переступать ножками.

Малыш садится из положения лежа и ложиться из положения сидя, слезать с дивана, кресла или кровати и забираться обратно. Он может вставать и ходить внутри кроватки или манежа, держась за бортики. А непоседы пытаются даже приседать.

Развиваются чувства и эмоции. Малыш расстраивается, когда не получается что-либо сделать самостоятельно. Он понимает похвалу и запреты, злится и реагирует на слова “нет” и “нельзя”. Кроха активно лепечет, говорит несложные слоги и короткие слова, при этом детская речь эмоционально окрашена.

Хорошо развита моторика. Кроха может брать и удерживать вещи в обеих руках, хватать предметы щипками двумя-тремя пальцами. Одной рукой он уже умеет держать ложку, а двумя – кружку, пытается самостоятельно пить из чашки. Он способен открыть и закрыть дверцы шкафа, выдвинуть и задвинуть ящик в столе.

Детки в этом возрасте играют с игрушками по назначению. Катают машинки, строят пирамидку, бросают мяч и так далее. Малыш может самостоятельно играть без взрослых и занять сам себя минут на двадцать. Учитывайте, что кто-то развивается быстрее, у кого-то способности и умения появляются позже. Для каждого ребенка характерно индивидуальное развитие.

Но каждый девятимесячный малыш обязательно должен уметь сидеть и удерживать равновесие в сидячем положении, переворачиваться и ползать в разные стороны на четвереньках. Он должен повторять слоги за взрослым и пытаться пить из детской кружки. Если малыш этого не умеет, не проявляет никаких эмоций, следует обратиться к специалисту.

Игры, занятия и упражнения

Ребенку девяти месяцев нужно позволить развивать самостоятельность. Давайте крохе ложку или кружку, пусть он выбирает игрушку, с которой хочет играть. Пусть попытается снять одежду, умыться. Предоставьте ребенку место для ползания. При этом следите за чистотой и безопасностью помещения.

  • Для развития детской моторики используйте фасоль или горох, небольшие камушки, пуговицы. Насыпьте предметы в емкость или на поднос, пусть кроха трогает их. Очень полезно пересыпать подобные изделия ложкой или совочком, а также переливать воду из стаканчика в стаканчик;
  • Для лепки используйте соленое тесто или пластилин. Достаточно одного кусочка. Слепите шарик или колбаску. Также можно начинать использовать пальчиковые краски. Здесь тоже достаточно одной баночки. В процессе игр не давайте больше двух-трех игрушек или предметов для творчества и развития за раз. Иначе ребенок не сможет сосредоточиться;
  • Играйте в ладушки , катайте мячик, устраивайте ползание с препятствиями, прячьте игрушки и просите найти. Кстати, можно перевернуть предметы и подождать, пока малыш не поймет, что здесь не так;
  • Называйте малышу по имени, а не используйте местоимения, так как они не понятны крохе. Не говорите “ты”, “он” или “я”, а говорите “Таня (имя ребенка), принеси кубик”, “Мама готовит кушать”, “Папа пришел с работы”, “Таня с бабушкой пойдет гулять” и так далее;
  • Ежедневно уделяйте время чтению. Рассматривайте картинки, читайте короткие истории, рассказы и сказки;
  • Разговаривайте с малышом постоянно, пойте песенки и разучивайте потешки. Отвечайте на лепет крохи и поддерживайте разговор, используйте простые слова и выражения, говорите понятно и четко, не быстро.

При психологическом развитии крайне важен эмоциональный и телесный контакт с родителями. Ласково разговаривайте с малышом, целуйте и обнимайте, хвалите и уделяйте достаточное количество времени. Носите кроху на руках даже, если он уже ползает или пытается ходить. Это оказывает положительное влияние на малыша.

Детки растут более спокойными и уверенными в себе, эмоционально и психически устойчивыми. Они меньше стесняются и меньше капризничают, легче привыкают к новому окружению и находят друзей, проще переносят разлуку с мамой и стресс.

Для физического развития выполняйте массаж и приседания, легкую зарядку. Тренируйте ходьбу с поддержкой, разгибайте и сгибайте ножки, ручки, пальчики грудничка. Каждое упражнение выполняют не дольше 15 минут, иначе кроха потеряет интерес.

Физическое и психическое развитие

За девятый месяц масса тела ребенка в среднем увеличиться на 500 г. Если малыш родился с массой тела 3,2-3,5 кг, то сейчас он будет весить 9-9,5 кг.

Ребенок продолжает изучать пространство. Его интересует все: почему шкаф заканчивается именно на этом повороте, двери двигаются (открываются и закрываются), диван стоит в центре комнаты неподвижно и т.д. Самая увлекательная игра малыша – ползание вокруг кресла, стульчика или кухонного стола. И в этом нет ничего удивительного - ему, как и вам, нужно неоднократно повторять одно и тоже действие, чтобы чему-то научиться и остановиться, выбрав правильное решение.

Деткам в этом возрасте очень нравиться игра «Большой-большой!». Знакомый человек (мама, папа, бабушка, дедушка) спрашивает у малыша: «Какой Егорушка большой?» или «Какой Егорушка большой вырастет?». Ребенок с радостью отвечает на вопрос и поднимает две ручки вверх, показывает, какой большой он вырастет.

Еще малыши любят играться в прятки. Например, ребенок прячется за дверью, за шторой или за диваном и ждет, пока кто-то не спросит: «А где же наша Верочка?», после услышанного вопроса, малыш показывается с того места, где прятался.

На девятом месяце детки не только умеют хорошо сидеть, они сами могут лечь с положения сидя и сесть с положения лежа. Ручки малыша хорошо окрепли. Теперь, если ребенок захочет встать, то для этого эму понадобятся манеж, диван, кресло, то есть то, за что можно держаться руками. Эти упражнения он может делать много раз, но стоять длительное время на ножках ему еще тяжело, поэтом малыш отпускает поддержку и падает, затем снова поднимается.

Бывает такая ситуация, что ребенок держится за край манежа и поднимается на ножки, а потом начинает плакать. Что же происходит? Ответ простой - малыш научился подниматься на ножки, но пока не умеет самостоятельно присесть, поэтому, не зная, что делать, он боится и плачет. Родители должны помочь ребенку присесть, со временем он научится это делать сам и у малыша появится еще одна интересная игра.

В этом месяце продолжается развитие речи. В его «словарике» еще не много слов, но к ним добавляются новые, коротенькие словечки, обозначающие любимых людей или действия: «дада», «ам», «дай», «мама», «баба», «папа» и т.д. Самое интересное, что у каждого малыша свой «словарик». Ребенок может попробовать моделировать свой голос, разговаривать тихо, шепотом или громко. При этом он очень любит копировать вас, интонацию вашего голоса. Ведь это маленький человечек, который безгранично вас любит.

Можно выделить две самых главных задачи в воспитания ребенка 9 месяцев:

  • развитие язык;
  • формирование целеустремленных движений.

Когда вы общаетесь с ребенком, разговариваете, рассказываете стишки, старайтесь, чтобы малыш пробовал повторять за вами определенные звуки, слоги.

В этот период у малыша ярко выражена наблюдательность и реакция подражания - он смотрит на родителей и хочет делать как они. Рекомендуем использовать возможности вашего ребенка для обучения его новым, более сложным действиям. Научите ребенка доставать игрушки из шкафчика, складывать игрушки в ведерко, нажимать на клавиши пианино, толкать мячик или крутить детскую карусельку.

Учите вашего карапуза переходить от предмета к предмету, на короткое время оставляйте его без поддержки.

Продолжайте приучать малыша кушать с ложки, пить с чашки и засыпать без укачивания.

Для того, что бы ваш ребенок научился ходить как можно раньше, вы должны обеспечить его необходимыми условиями - выделите малышу отдельную комнату или часть огражденного пола с ковриком.

Общение с ребенком очень важно в этом возрасте. Предлагайте малышу развивающие музыкальные игрушки, карусельку, мягкие кубики, мячики разных размеров без мелких деталей и острых углов. В этом месяце обратите внимание на следственно-причинные игрушки: мячик, который котится, если его толкнуть; детское пианино издает разные звуки, если нажимать на клавиши и т.д.

Набор игрушек рекомендуется дополнить музыкальными игрушками (детский телефон, микрофон, детское пианино и т.д.), мячиками (разных размеров и расцветки), машинками (можно с привязанной ниточкой), куклами (тканевые, пластмассовые), разнообразными игрушечными животными. В «игрушечном наборе»уже должны быть шарики, ведерка с игрушками внутри, посуда, кольца (разных цветов и размеров), различные погремушки с ручками, резиновые игрушки разных цветов, «грызунчики» (с охлаждающим гелем).

Предлагая ребенку новые игрушки, обязательно, обращайте внимание на возрастной диапазон, то есть для детей какого возраста предназначена игрушка, на отсутствие в игрушке острых углов и мелких деталей. Дети - большие экспериментаторы и исследователи своего тела. Исключите все игрушки с мелкими деталями, для того, чтобы они не попали в носик, ушко или в дыхательные пути ребенка.

В конце девятого месяца необходимо посетить педиатра. Он взвесит ребенка, измеряет его рост, сделает оценку психофизического развития, а также напомнит какую прививку необходимо сделать в этом месяце.

Если же масса тела превышает границу 9,5 кг, значит у малыша паратрофия, то есть лишний вес. Родители, наверное, очень радуются, что их малыш такой пухленький как «пампушечка», но у современной медицины есть свой ответ на этот вопрос. Научными исследованиями доказано, что паратрофия - это состояние, которое отвечает за нарушение обмена веществ, предшествует появлению эндокринных заболеваний, способствует ослаблению иммунитета. У детей с большим весом, болезни имеют частый и продолжительный характер. Самыми распространенными являются респираторные, кишечные и вирусные инфекции, пневмония, запоры, анемия, опрелости.

Поэтому, если ребенок уже приобрел такое состояние, с целью предупреждения осложнений, необходимо обязательно проконсультироваться с врачом-педиатром, который, посоветует, как правильно подкорректировать дневной рацион малыша какие продукты лучше исключить или заменить определенный процент калорийной еды овощными блюдами и фруктами. Самой распространенной причиной проявления паратрофии у детей это присутствие большого количества углеводов, которые малыш получает с едой и недостача в рационе ребенка мяса, сыра, желтков.

Нужно обговорить с педиатром проблему профилактики бытовых травм, то есть все ли методы безопасности вы учли и максимально защитили малыша от неприятных ситуаций, знаете ли вы как правильно оказать первую помощь сыну или дочке в определенной ситуации и т.д.

В ванной не допустимо чтобы на полу стоял стиральный порошок, хлорка, всевозможные моющие средства и на ванной не должно находиться мыло, зубная паста, шампунь и т.д. Интерес ребенка предвидеть нельзя, он безграничен, поэтому не испытывайте судьбу и спрячьте все химические средства, в то место, где ребенок их точно не найдет. Не забывайте - бытовая химия является потенциальной опасностью для ребенка. Не являются исключением и медицинские аптечки, которые зачастую находятся на нижних полочках или в легко открываемых тумбочках. Очень жаль, но каждый месяц в детские больницы поступают детки с химическими и медикаментозными отравлениями, иногда в крайне тяжелом состоянии.

Покажите ребенку, что означает слово «Горячее!». Возьмите малыша на руки и на большом расстоянии расположите его ручку над плитой, чтобы он почувствовал сильное тепло - ребенок отдернет ручку. Потом сами поставьте руку над плитой, и забрав ее, скажите «Горячее!». Таким образом, у малыша будет формироваться рефлекс на «горячее». Если вы вдвоем с ребенком готовите обед на кухне, контролируйте себя каждую минуту: горячую чашку, кастрюлю с кипятком, закипевший чайник, электроприборы, острые ножи, вилки, соль и т.д. отодвигайте подальше от края стола. Защитите вашего ребенка от неприятных последствий из-за вашей невнимательности.

Проверьте, все ли розетки, которые расположены низко, закрыты заглушками, нет ли рядом тяжелых, стеклянных, острых предметов, которые представляют опасность для ребенка.

Навыки и достижения

Достижения вашего ребенка в 9 месяцев:

  • на протяжении месяца вес ребенка увеличивается на 450-500 г;
  • рост увеличивается на 1,5-2 см.

Сенсорно-моторные навыки:

  • малыш может взять игрушку двумя ручками и приблизить ее к себе;
  • одной ручкой берет маленькие предметы, а большие – двумя;
  • может играться двумя игрушками в обеих руках;
  • ребенок может ползать с предметом в одной руке;
  • умеет хлопать в ладошки;
  • малыш может стоять с маминой помощью;
  • ребенок может разворачиваться назад, когда ползает.

Интеллектуальные навыки:

  • малыш может играться в игры: «Где ты?», «Большой, большой»;
  • не любит не интересные игры, в которых повторяется простые действия;
  • запоминает игру, в которую играли день назад;
  • может исполнять не сложную просьбу;
  • может сказать «мама», «папа», «баба», «дай», «ам»;
  • боится объемного пространства и высоты.

Социальные навыки:

  • малыш любит играться возле родителей;
  • копирует поведение и эмоции других детей. Если «компания» плачет, малыш может поддержать друзей и плакать громче всех;
  • выбирает игрушки для игры очень внимательно, с настроением;
  • может имитировать чей-то смех, кашель или чихания;
  • ребенок может проявлять инициативу к началу новой игры;
  • малыш может «сконцентрироваться» и повторить «на бис», то, что его попросят.

Режим дня

Режим дня ребенка остается без изменений: сон-кормление-игры-сон-кормление и т.д. Сохраняется два дневных сна по 2-2,5 часа, один сон на свежем воздухе. Ночной сон 11-11,5 часов.

Температура воздуха в комнате ребенка должна поддерживаться на уровне 20°С. Как и раньше, комнату регулярно проветривайте

Гуляйте с ребенком на улице три раза в день при температуре воздуха от -15°С до +30°С. Летом длительность прогулки составляет 3-3,5 часа, а зимой - 2-,2,5 часа. Не забывайте: для вашего малыша очень полезен сон на свежем воздухе.

Днем ребенок спит два раза, может быть один дневной сон, но более продолжительный. Определить точное время засыпания ребенка нельзя, потому что у каждого малыша свой индивидуальный режим дня. Продолжительность дневного сна около 2-2,5 часов.

В этом месяце ночной сон становиться более глубоким и длительность его увеличивается до 10-12 часов. У родителей появляется возможность немножко поспать.

Ваш ребеночек уже подрос, и вы можете купать его через день. Температура воды для купания 34°С, длительность ванны 10 минут. Температура воздуха в комнате составляет 21°С. После гигиеничной ванны малыша нужно облить водой, температура которой на один градус ниже, то есть 33°С.

Купание малыша перед сном превратите в настоящее, долгожданное событие. Разрешите карапузу плескаться, играться, «плавать». И ребенок, и родители, получат много приятных впечатлений и удовольствия.

Ночью детки могут раскрываться, но не нужно беспокоиться и устраивать ночное дежурство папы возле кроватки. Оденьте ребенку на ночь колготки или пижамку и носочки на ночь. Побеспокойтесь о том чтобы, простынь хорошо ложилась на матрасик и не могла запутать малыша. Лучше всего купить или пошить специальную простынь-мешок, которая одевается на матрасик и хорошо на нем держится за счет боковых резиночек, тогда ничто не нарушит крепкий сон вашего малыша. Ребенок до года обязательно должен спать на твердом матрасе и без подушки.

Вечером, укладывая ребенка спать, спойте ему колыбельную песенку, погладьте тихонечко по головке, и каждое утро встречайте малыша улыбкой и нежными словами. Тогда у малыша не будет проблем с ночным сном, а утром он будет просыпаться в отличном настроении, потому что рядом будит самый родной и дорогой человек - мама.

Не забывайте каждый день проводить закаливающие процедуры: воздушные ванны, влажные обтирания. Занимайтесь с ребенком гимнастикой, делайте массаж. В комплекс массажа и гимнастики входят такие упражнения как движения руками по кругу; сгибание и разгибание ног вместе и попеременно; массаж спины; упражнения, стимулирующие к ползанью; сгибание и разгибание рук попеременно, держась за пальцы; скользящие шаги; приседания, удерживаясь за кольца; массаж живота; поднимание выпрямленных ног. Комплекс массажа и гимнастики делайте каждый день по 5-7 раз каждое упражнение на протяжении 10 минут.

Воздушные ванны можно проводить два раза в день при температуре воздуха в комнате +18-19°С, на улице - 22-22°С, примерно 30 минут. Можно делать кратковременные воздушные ванны по 5-6 минут, когда переодеваете малыша.

Влажные обтирания нужно делать один раз в день после воздушных ванн.

Питание ребенка

Особое внимание нужно обратить на рациональное питание малыша и согласовать с врачом сроки введения новых продуктов (блюд). Чтобы каждый день в его меню присутствовали такие блюда как молочная кашка, овощные пюре, молотое мясо, желток, творожок, свежие соки и фруктовые пюре, и конечно, мамино молочко или молочная высокоадаптированная смесь. В меню ребенка будут появляться новые продукты питания, поэтому необходимо получить консультацию врача относительно проявлений аллергии на определенные продукты.

Малыш кушает пять раз в день. Часы кормления: 6.00; 10.00; 14.00; 18.00; 22.00.

Девять месяцев - именно столько времени малыш провел у мамы в животике, и еще столько же прожил как маленький человечек. Теперь он приобретает все большую самостоятельность. И, хотя кроха по-прежнему зависит от своих родителей, он уже не настолько беспомощен, как раньше.

Настало время обратить особое внимание на развитие его личности. Он умеет ладить с окружающими, уважать себя и других. Давайте проследим, как проходит развитие ребенка в 9 месяцев.

Физические параметры

Малыш уже неплохо окреп физически. Вес за месяц увеличится еще на 0,5 кг, да и рост добавит к своим показателям пару сантиметров. Поэтому параметры выглядят следующим образом:

  1. Вес ребенка в 9 месяцев составит около 9000-9200 гр.
  2. Рост - приблизительно 74 см (± 2 см).

Кроха к достижению этого возраста осваивает навыки вставания из положения сидя. Он учится управлять своим телом, координируя движения ног во время ползаний, подтягиваясь, где надо, с помощью ручек.

Нередко 9 месячный ребенок уже имеет 2 или 4 зуба. По крайней мере, к этому времени они должны пробиться. Так что, если малыш постоянно капризничает, плохо ест, загляните ему в ротик. Возможно, вас ожидает сюрприз.

Сон

На ночной сон в этом возрасте отводится по 10-12 часов, а также остается два дневных по два часа. Очень хорошо, если ребенок засыпает в одно и то же время, особенно это касается дневного отдыха. Насколько возможно, приучайте кроху к самостоятельному засыпанию, без качаний или кормлений. Так ему будет легче уснуть, если он пробуждается в течение ночи.

Детский сон может прерываться из-за боязни малыша потерять маму . Обычно, когда он начинает ночью плакать, то просто переживает, что потерял ее. Скорее всего, кроха успокоится, как только мама подойдет к нему. Иногда ребенок плохо засыпает из-за перевозбуждения, перенасыщенности дневных событий. Если вы установили, что это и есть причина плохого сна, следует ограничить эмоциональную активность в течение дня.

Основные навыки

  1. Кроха без посторонней помощи встает у опоры. Держась за стену, неуверенно ходит, а в ходунках даже бегает, то радостно подпрыгивая, то приседая.
  2. Самостоятельно садится. Правда, выглядит это довольно смешно, словно он падает на попу. Сидя, умеет дотягиваться до лежащего недалеко предмета, игрушки, чтобы потом с интересом заняться ею.
  3. Мелкая моторика рук становится все более совершенной. Теперь кроха умеет брать маленькие детали пальчиками. Наглядно подобные умения можно увидеть, когда карапуз, сидя под обеденным столом, подбирает крошки на полу.
  4. У малыша довольно крепкий захват руки. Если он взял что-то в свои ручонки, придется постараться, чтобы отнять. Карапуз еще сильнее сожмет кулачки и даже оттолкнет вас.
  5. Малыш неплохо ползает. Правда, не все дети одинаково справляются с этим заданием. Кому-то легко ползать в любом направлении, а кто-то двигается только вперед или назад. Одни сразу встают на четвереньки, другие долгое время ползают по-пластунски.
  6. Ребенок вполне может участвовать в повседневных делах. Например, одевая его на улицу, попросите сжать пальчики в кулачок и просунуть в рукав. Пусть после прогулки он сам снимает носки, предварительно развязанную шапку. Во время водных процедур кроха может помыть ручки и личико.

Тут присели, там встаем. Да, я целеустремлен!

Питание

В возрасте 9-ти месяцев питание смешанное. С одной стороны, мама и дальше кормит грудью (или смесью), с другой - активно вводятся новые продукты в качестве прикорма. Режим питания включает обычно 5 кормлений, а интервал между ними увеличивается до 3,5-4 часов.

Если на 8-м месяце малыш еще не познакомился с рыбными блюдами, пора это сделать. Однако из-за высокоаллергенности продукта вводить его следует с осторожностью, маленькой порцией. Предпочтительней белая рыба: минтай, хек, треска.

Понемножку можно переходить на мелкоизмельченную пищу, чтобы развивать жевательные мышцы. Банан или персик позволительно дать в виде небольших кусочков, конечно, под присмотром взрослого.

Могут начаться первые капризы, связанные с переборчивостью в еде. Некоторые блюда кроха решительно отвергает, отворачиваясь от еды и сцепляя рот. События иногда развиваются таким образом, что внезапно он отказывается от любого прикорма и ничего не хочет, кроме грудного молока. Паниковать не стоит. Попробуйте почаще есть всей семьей в его присутствии, демонстрируя всем своим видом, как это вкусно. Обычно подобная хитрость срабатывает, и реакция не заставляет себя долго ждать.

Психоэмоциональное развитие

  1. У ребенка достаточно большой пассивный набор слов, и теперь он все чаще упражняется в произношении не только слогов, но и отдельных слов: «папа», «мама», «дай», «ну-ну». При этом речь эмоционально окрашена.
  2. Активно просит жестами и «мычанием» вещь, которую хочет взять в руки.
  3. Выполняет несложные просьбы подать что-либо, найти и показать нужную игрушку. Утвердительно или отрицательно кивает головой, когда его спрашивают о чем-нибудь.
  4. Оживляется, слыша свое имя. Он понимает, что обращаются к нему.
  5. Любимое действие в отношении игрушек - бросать и наблюдать за траекторией падения, бить одну о другую, прислушиваясь к получающимся звукам, вкладывать один предмет в другой.
  6. Ребенок сейчас - маленький подражайка взрослых. Он повторяет действия и моделирует поведение, которое «подсмотрел» у мамы или папы. Поэтому дети так любят изображать разговор по телефону, кормить кукол, протирать тряпкой или кухонным полотенцем полы.
  7. Интересуется своими ровесниками. Позволяйте ему поиграть с другими детьми на площадке и понаблюдайте за их общением. Выглядит очень забавно.


Дети - маленькие повторюшки

Меры безопасности

Ваш малыш, почувствовав силу, будет стремиться покорять одну высоту за другой. Самое время подумать о безопасности спального места - детской кроватки. Близится час, когда маленький шалунишка попробует самостоятельно выбраться «из заточения», что чревато падениями с высоты. Совет: опустите бортики кроватки или ее дно, если такая возможность предусмотрена.

Проверьте, нет ли в доме неустойчивых стульев, стоят ли заглушки на розетках. А как с безопасностью на кухне? Советуем готовить на дальних комфорках, а ручки сковородок поворачивать к плите.

Помогаем развиваться

  1. Вместе постройте высокую башню из кубиков. Хотя малыш еще не может сделать этого сам, он с удовольствием будет подавать вам «строительные элементы». Научите кроху собирать пирамидку.
  2. А чем не игрушка туалетная бумага! Ведь ее можно разматывать, рвать на мелкие кусочки, комкать. Надолго отвлечет ребенка и простой отрезок скотча, приклеенный к ладошке.
  3. Самое время познакомиться с красками. Существуют специальные варианты под названием «пальчиковые краски». Они безопасны, нетоксичны и хорошо отстирываются. Некоторые занимаются подобным творчеством прямо в ванной, разрисовывая настенную плитку.
  4. В ванной также малыши любят наливать и переливать воду из одной емкости в другую.
  5. Как идея, можно в коробочку собрать кусочки ткани, разной по фактуре, регулярно пополняя ассортимент новыми экземплярами. Так карапуз развивает тактильные ощущения.
  6. Игры в «Сорока-ворона», «Ладушки» все так же актуальны. Они развивают координацию, чувство такта.
  7. Пойте малышу песенки, танцуйте вальс, кружа его на руках. То, что приносит удовольствие вам, понравится и ему.
  8. На кухне поиграйте с крупами, предложив крохе отыскать в миске с манкой спрятанную игрушку.

Не скупитесь на общение со своим ребенком, играйте с ним, помагая гармонично развиваться. Ставьте цели и достигайте их. Для родителей большое счастье видеть, как растет, а значит, взрослеет их малыш.

Что умеет ребенок в 9 месяцев?

Ребенок в 9 месяцев все время повторяет слоги, перебирая гласные и согласные, аукает, вскрикивает, временами заливается смехом. И на своем собственном языке комментирует происходящее вокруг. Некоторые младенцы «привязывают» слоги к маме с папой (ма-ма-ма-ам) и к любимым игрушкам (зя-зя-зя – зайчик и т.п.).

Эмоции ребенка с каждым днем все богаче. Чаще всего кроха удивлен или рад, чем-то заинтересован, но временами не скрывает гнев, отвращение, печаль, страх. Он может быть плаксивым, обиженным, боязливым, особенно, если мама постоянно на взводе, а, в общем, уравновешен, спокоен и доставляет минимум хлопот.

Малыш ярко проявляет недовольство, направленное на ваши конкретные действия: например, карапузу может не нравиться, когда вы вытираете ему носик или стрижете ногти. Он будет отворачиваться, отталкивать вашу руку, протестующе мычать и вертеть головой.

Не игнорируйте эти «уловки» и не ругайте за них сына или дочку. Задумайтесь: возможно, что-то в ваших действиях причиняет крохе боль, и это следует исправить. Если же действие необходимо продолжать, примите негативные эмоции любимого чада, скажите, что понимаете, что ему больно, неприятно, что он не хочет, но ничего не поделаешь – надо.

Кстати, обращайте особое внимание на действительную необходимость манипуляций, особенно медицинских, вызывающих у малыша негативную реакцию. Например, укрепляющий массаж вы можете делать сами (при отсутствии у ребенка серьезного заболевания), если карапуз не нашел «общего языка» с медсестрой. Как показывает практика, негативные эмоции зачастую сводят на «нет» всю пользу от таких манипуляций.

Не оставляйте без внимания просьбы малыша, особенно когда он плачет. Оторвитесь от телефонного разговора, возьмите ребенка на руки, поцелуйте, обнимите, успокойте, а затем продолжите беседу.

Запоминаем и повторяем

Теперь ребенок внимательно следит за вашими действиями, запоминает их, может достать вещь, спрятанную на его глазах в карман. Хорошо помнит, где вы носите интересные для него предметы, и пытается их достать. Например, зная, что у бабушки на шее висит интересный медальон, будет карабкаться к ней на колени и тянуть за цепочку. Или полезет в карман папиного пиджака за мобильником…

Малыш с удовольствием будет рвать и мять бумагу. Выделите ему старые газеты или журналы, попутно объяснив, что книги рвать ни в коем случае нельзя. Чтобы это не получилось «нечаянно», давайте крохе для самостоятельной игры и «чтения» только толстые картонные книги. Тонкие страницы он не сможет переворачивать сам и порвет просто потому, что пальцы еще недостаточно послушны.

Для тренировки пальчиков, предложите ребенку пересыпать орехи, пуговицы, камушки, фасоль, постепенно переходя на более мелкие предметы. Учите пересыпать не только пальчиками, но и разными ложками, маленьким совочком.

Покажите крохе, как переливать воду из одного пластикового стаканчика в другой, зачерпывать воду ложкой из миски и наливать в чашечку. Все это будет развивать мелкую моторику и сослужит прекрасную службу в плане обучения самостоятельной еде.

В 9 месяцев ребенок уже может начинать учиться одеваться. Точнее, раздеваться. Научите его стаскивать носочек, снимать шапочку, вынимать руку из рукава расстегнутой кофточки или курточки. Просите протягивать вам нужную ручку или ножку, подставлять голову, сжимать ручку в кулачок, когда просовывает ее в рукав. Чем раньше вы научите этому малыша, тем легче ему будет в дальнейшем овладевать навыками самообслуживания.

Стоя или сидя в ванной, кроха может мыть личико и ручки. Девочки часто повторяют «подмывающие» движения мамы – похвалите юную чистюлю! Старайтесь, чтобы малыш «наравне со всеми» участвовал в делах семьи, чаще оказывался за общим столом – на вашем примере он будет учиться себя вести, общаться с другими людьми.

Знакомство с телом

Помогите крохе познакомиться со своим телом! Именно на это направлены приведенные ниже игры. Не забывайте, что от родителей малыш учится, как надо относиться к своему телу, его потребностям, позывам, сигналам. Если ребенка приучают уважать свое тело, слушать его, этот навык остается на всю жизнь.

Если же родители в угоду своим нуждам, страхам или привычкам дают малышу понять, что его тело «глупое» и «неправильное» (посредством насильственного кормления, навязывания своего ритма и распорядка дня, несвоевременными высаживаниями на горшок, купаниями , запретами на активное движение и т.п.), ребенка ожидают сложности в построении дальнейших гармоничных отношений с самим собой.

Играя с малышом, важно, чтобы ему было интересно. Основное условие формирования этого интереса – эмоциональная вовлеченность мамы, ей должно быть смешно и весело. Ведь игра – не нудная обязанность!

Дарики-комарики
  • Дарики-дарики,
  • Ай да комарики! (хлопаем в ладоши),
  • ЗЗЗЗЗ (логопедическое проговаривание звука З!)
  • Вились-вились, (пальчики сложены в щепотки, производим круговые движения кистями)
  • Крошке в носик (можно называть любые части тела)
  • Вдруг вцепились.

Когда малыш подрос и научился хорошо бегать – особенно если он непоседа – эту игру можно превратить в салки-догонялки: комарики догоняют и кусают ребенка.

Хлопотушки
  • Хлопотушки - хлопотушки, (хлопаем в ладоши)
  • Закрывай скорее ушки (глазки, щечки, коленки и другие части тела, которые вы сейчас «учите») – закрываем уши ладошками.

Пока ребенок маленький, не стоит называть больше 3-4 за одну игру. Если малыш хочет продолжения игры, повторяйте те же самые, но в другой последовательности. А в другой раз прибавьте еще что-то одно.

Игра-будилка (засыпалка) на знакомство с частями лица и головы
  • С добрым утром глазки,
  • Вы проснулись?
  • С добрым утром носик,
  • Ты проснулся? – и далее все части, которые вы «учите».
  • С добрым утром, (имя ребенка)
  • Ты проснулся!
  • Доброй ночи, глазки,
  • Засыпайте! и т.д.
  • Доброй ночи, (имя ребенка)
  • Засыпай-ка!

Лепим и рисуем

С 9 месяцев можно начинать игры, которые затем перейдут в лепку, аппликацию, рисование. Покажите малышу, как можно возить мелками или фломастерами по большому листу бумаги. Окуная пальчики ребенка в специальные нетоксичные краски, дайте крохе возможность размазывать из по листу, куску ткани или собственному телу (если вы беспокоитесь за чистоту своего дома, играйте с красками в ванной – и с кафеля, и с самого художника их можно будет сразу смыть теплым душем).

Сделайте лепешку из любого теста или глины и, посадив карапуза себе на колени, втыкайте в нее фигурные макаронины, фасоль, орешки, камешки: малыш будет с удовольствием их выковыривать. Отвинчивать крышки, складывать в кастрюльку порезанные для супа овощи, поднимать с пола и складывать на стульчик или в специальную коробочку спички, зубочистки или фасолины, перебирать крупные пуговицы, бросать в корзиночку грецкие орехи или ватные шарики – все эти занятия прекрасно развивают пальчики и очень увлекают малышей, особенно если мама подает пример.

Малышу исполнилось 9 месяцев, а это значит, что он станет проявлять все больше самостоятельности, инициативы и будет сам принимать решения в своих играх. Задача родителей в это время — обеспечить независимость младенца и его безопасность.


Физиологические параметры в 9 месяцев

  1. В норме рост будет 71-73 см. Ничего страшного, если малыш не попадает в этот диапазон, это — средний показатель. Но если рост ребенка значительно меньше, то стоит обратиться с этим вопросом к педиатру.
  2. Вес мальчиков в 9 месяцев составит 9,3-9,9 кг, а вес девочек — 8,8-9,8 кг. С прошлого месяца прибавка будет составлять около 500-700 гр.
  3. Окружность головы — 45,3-46,3 см, груди — 46,7-47,9 см.
  4. Зубы. Уже начинают появляться верхние крайние резцы.

Что умеет ребенок в 9 месяцев

  1. Понимать слова «нет» и «нельзя».
  2. Улавливать интонации, значения слов и понятий.
  3. Различать объем, вес, цвет, размеры и форму игрушек.
  4. Отзываться, если позвать его по имени.
  5. Запоминать названия разных вещей и смотреть в их сторону, если вы их называете.
  6. Если вы их спрячете, то он с интересом начнет их отыскивать.
  7. Теперь ему больше нравится возиться с игрушками, когда он сидит.
  8. Комплексные движения теперь не проблема для малыша — он с легкостью может собрать маленькие предметы двумя пальчиками (указательным и большим).
  9. Махать ручкой «пока-пока» или давать ее по просьбе.
  10. Если на пути его ползания окажется подушка или другой невысокий предмет, то малыш сможет залезть сверху.
  11. Делает первые попытки стоять самостоятельно, не опираясь на что-либо.
  12. Держась за перила кроватки, может переступать ножками, двигаясь бочком.

Чем хорош манеж?

Если ваш ребенок чрезмерно активен, а у вас много неотложных дел, в самый раз будет приобрести переносной манеж. В нем найдется место для малыша, чтобы ползать, да и вы всегда сможете приглядывать за своим чадом.

Манеж хорош тем, что не нужно покупать многочисленные заглушки на розетки, насадки на острые углы мебели. Тем более что не всегда в наших силах предсказать, где может таиться опасность.

Манеж должен быть легким, если вы хотите его переносить из комнаты в комнату. Кстати, в одном помещении вы сможете ставить его в разные места — так ребенок не заскучает от однообразия.

Прекрасным решением станет манеж, который можно сложить , если в нем нет необходимости.

Но, даже если малыш находится за «заборчиком», все равно нужен пристальный надзор за ним, так как ребенок может научиться передвигать манеж, куда ему заблагорассудится. А это уже может быть чревато негативными последствиями.


Распорядок дня

Сон

Малыш также продолжает спать ночью по 10 часов, дневной сон станет двухразовым — по 1,5-2 часа.Не бойтесь оставлять на ночь открытой форточку — если ребенок по-настоящему замерзнет, то он даст вам об этом знать. Если он крепко спит, значит, все нормально. А свежий воздух способствует лучшему кровообращению и хорошей работе мозга. Таким образом, малыш еще и закалится, и у него сформируется прекрасный иммунитет. Если ребенок раскрывается во время сна, то это может значить, что ему жарко. Но вот он проснулся и заплакал от холода, значит, переверните его спать на живот, тогда ему не так легко будет сбросить с себя одеяльце. До года матрас должен оставаться твердым, а подушку лучше не использовать.

Питание

Питание также остается пятиразовым — в 6:00, 10:00, 14:00, 18:00 и 22:00.

  1. Первое и последние кормления также составляет грудное молоко или молочная смесь по 200 мл.
  2. На второе кормление можно давать каши из различных круп, половинку желтка и фруктовый сок.
  3. В рацион уже входит мясной бульон с сухариком и мясное пюре на обед . Добавьте к этому овощное пюре и сок.
  4. На ужин полезно кормить малыша творогом, кефиром и фруктовым пюре. Так пища не будет очень тяжелой на ночь, и малыш будет хорошо засыпать. Общий объем пищи не должен составлять более литра или 1000 граммов в день.
  5. Последнее кормление в 22:00 не обязательно — если ребенок отказывается кушать, то не стоит проявлять насилия.

Каши не протирайте, просто хорошо их разварите. Это будет полезно для ребенка, так как научит его правильно жевать и проглатывать еду. Тем более что зубов у него стало больше, и с этой задачей он уже легко справится.

Мясные блюда смешивайте с овощными, если ребенок отказывается есть мясо в чистом виде. Консистенция у этого кушанья должна быть также крупитчатой, и она получится такой, если вы пропустите мясо дважды через мясорубку.

Свежий воздух

Не забывайте, как полезно для вашего малыша прогуливаться на свежем воздухе. По длительности такая прогулка может занимать 3-4 часа летом, а зимой — 2-3 часа. Старайтесь выводить свое чадо на улицу как можно чаще — до трех раз в день.

Не забывайте одевать ребенка в соответствии с погодой, и периодически проверяйте температуру его ступней под одеялком.

Купание

С девяти месяцев уже можно купать через день. Продолжительность водной процедуры остается 8-10 минут, а температуру воды можно немного снизить — до 35 С. Во время ополаскивания не забывайте о положительном эффекте закаливания, поливайте малыша водой с температурой 33 С. Не превращайте ванну для ребенка в испытание — купите ему резиновых уточек, наливайте в воду побольше пены для ванны, можно даже дуть в процессе мыльные пузыри. Позвольте ребенку наслаждаться процессом, играться и плескаться. Сделайте все, чтобы купание стало настоящей радостью.

Гимнастика

  1. Гимнастика должна быть ежедневным занятием для малыша. С 9 месяцев включите в нее несколько новых упражнений.
  2. Повороты туловища в положении сидя. Покажите ребенку его игрушку, а затем медленно отводите ее в сторону, так, чтобы ребенок начал скручиваться набок. Делайте это упражнение на каждую сторону по 4 раза.
  3. Берите малыша за руки и ходите с ним по комнате, будет достаточно трех подходов по минуте.
  4. Ребенок сидит в кроватке или манеже, поманите его игрушкой сверху, побуждая его встать, держась за перила. Повторите 3 раза.
  5. Если ваш малыш уже уверенно стоит на своих двоих, то можете попробовать поиграть с ним в мяч. Просто берете мячик в свои руки и подносите малышу с разных сторон так, чтобы он активно двигался и забирал у вас игрушку.


Игры и общение

Развитие мелкой моторики

В 9 месяцев малыш уже обладает «щипковым» захватом, то есть умеет брать предметы двумя и тремя пальцами. И как раз самое время, чтобы начать развивать мелкую моторику ребенка.

Начать можно с простых игр

Собрать орешки, горошинки или маленькие пуговички. Рассыпьте их на игровом коврике, и покажите ребенку, как их собирать и складывать в баночку или другую посуду. Лучше сидеть напротив малыша и внимательно наблюдать, чтобы мелкие предметы попадали куда надо, а не малютке в ротик.

Разрывание бумаги . Опять же, начните со своего примера, малышей часто очень воодушевляет такой вид дурачащегося взрослого. Это обычное на вид занятие научит ребенка более умело орудовать своими руками и пальчиками.

Перелистывание страниц в книге. Для малыша в 9 месяцев это занятие с простой книгой будет очень сложным, так что начать стоит с детских книжек, в которых картонные толстые страницы.

Рисование пальчиками. Купите специальные краски для рисования по телу, обязательно смотрите, чтобы они не были токсичными. Окуните пальцы малыша в разные краски и проведите ими по бумаге. Малыш тут же поймет, в чем толк и продолжит самостоятельно столь увлекательное занятие.

Срывание стикеров. Наклейте на шкаф в детской множество стикеров разных цветов. Научите малыша срывать их, ведь, чтобы захватить тонкий лист, ребенку придется изрядно постараться.

Перебирание бусинок . Дайте малышу поиграть с вашим украшением - перебирание маленьких жемчужинок благотворно скажется на развитии мелкой моторики.

Пирамидки. Купите малышу игру, суть которой заключается в выстраивании одного предмета на другой или вкладывания одного в другой. Такое занятие не только улучшит координацию движений ребенка, но и даст ему представление о разных формах и размерах предметов.

Формирование правильного произношения

Иногда родители допускают ошибку — они сюсюкают с малышом, мямлят. А когда ребенок произносит какое-то слово неправильно, то повторяют за ним. Этого нужно избегать.

Обязательно произносите слова четко и тщательно выговаривайте !

Если ребенок не выговаривает какое-то слово, то вам после каждой его ошибки нужно повторить это же слово с правильным произношением и ударением, иначе малыш запомнит неправильный вариант. А, как всем известно, переучивать намного труднее, чем обучать.

Запрещающие слова

Используйте возможность ребенка запоминать слова-запреты. Слово «нельзя» нужно говорить строго и предупреждающе.

Так же для обучения ребенка чистоте можно выделить подобное слово-запрет, например «фу-фу».