Моторное развитие детей младшего школьного возраста. Младший школьный возраст. моторное развитие. Срисовывание графических образцов

1.1. Анатомо-физиологическая характеристика детей младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст ребенка - это возраст, когда проходит очередной период глубоких качественных изменений всех систем организма, его совершенствование. Вместе с тем, младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. Чтобы качественно строить работу с этой категорией учащихся учителю необходимо иметь глубокие знания по анатомии, физиологии, психологии ребенка.

Анатомо-физиологические особенности младшего школьника, уровень его физического развития должны учитываться при организации педагогической работы в начальных классах. Ни в каком другом школьном возрасте учебная деятельность не стоит в такой тесной связи с состоянием здоровья и физическим развитием, как в младшем .

В 7-11 лет ребенок физически развивается относительно спокойно и равномерно. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной емкости легких идет довольно равномерно и пропорционально.

Костная система младшего школьника находится в стадии формирования: окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей не завершено и в костной системе много хрящевой ткани. Это необходимо принимать во внимание и неустанно заботиться о правильной позе, осанке, походке учащихся. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте не заканчивается полностью, в связи с этим мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны, особенно для первоклассников .

Мышцы сердца, первоначально еще слабые, быстро растут. Диаметр кровеносных сосудов относительно велик. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем с 1280 граммов (7 лет) до 1400 граммов (11 лет). Происходит функциональное совершенствование мозга - развивается аналитико-синтетическая функция коры, постепенно изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения и младшие школьники в высокой степени возбудимы .



Хотя необходимо строго соблюдать режим учения и отдыха, не переутомлять младшего школьника, однако следует иметь в виду, что его физическое развитие, как правило, позволяет ему без перенапряжения и особого утомления заниматься 3-5 часов (3-4 урока в школе и выполнение домашних заданий). Работа по существующим программам не дает оснований тревожиться за состояние здоровья младшего школьника (разумеется, при правильной организации режима), говорить о его перегрузке и переутомлении .

Спортивному руководителю, работающему с детьми младшего школьного возраста, необходимо хорошо знать их анатомо-физиологические и психологические особенности. Недостаточное знание особенностей детского организма может привести к ошибкам в методике физического воспитания и, как следствие, к перегрузке детей, нанесению ущерба их здоровью.

Детский организм не является уменьшенной копией организма взрослого человека. В каждом возрасте он отличается присущими этому возрасту особенностями, которые влияют на жизненные процессы в организме, на физическую и умственную деятельность ребенка.

Физическое развитие младших школьников отличается от развития детей среднего и особенного старшего школьного возраста.

Остановимся на анатомо-физиологических и психологических особенностях детей младшего школьного возраста. По некоторым показателям развития большой разницы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет, до 11-12 лет пропорции тела у мальчиков и девочек почти одинаковы. В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно на 4-5 см, а вес на 2-2,5 кг.

Заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется к лучшему ее форма, превращаясь в конус, обращенный основанием кверху. Благодаря этому, становится больше жизненная емкость легких. Средние данные жизненной емкости легких у мальчиков 7 лет составляет 1400 мл, у девочек 7 лет - 1200 мл. У мальчиков 12лет - 2200 мл, у девочек 12 лет - 2000 мл. Ежегодное увеличение жизненной емкости легких равно, в среднем, 160 мл у мальчиков и у девочек этого возраста .

Однако функция дыхания остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное; в выдыхаемом воздухе 2% углекислоты (против 4% у взрослого). Иными словами, дыхательный аппарат детей функционирует менее производительно. На единицу объема вентилируемого воздуха их организмом усваивается меньше кислорода (около 2%), чем у старших детей или взрослых (около 4%). Задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности, вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом (гипоксемию). В связи с этим при обучении детей физическим упражнениям необходимо строго согласовывать их дыхание с движениями тела. Обучение правильному дыханию во время упражнений является важнейшей задачей при проведении занятий с группой ребят младшего школьного возраста .

В тесной связи с дыхательной системой функционируют органы кровообращения. Система кровообращения служит поддержанию уровня тканевого обмена веществ, в том числе и газообмена. Другими словами, кровь доставляет питательные вещества и кислород ко всем клеточкам нашего организма и принимает в себя те продукты жизнедеятельности, которые необходимо вывести из организма человека. Вес сердца увеличивается с возрастом в соответствии с нарастанием веса тела. Масса сердца приближается к норме взрослого человека: 4 г на 1 кг общего веса тела. Однако пульс остается учащенным до 84-90 ударов в минуту (у взрослого 70-72 удара в мин). В связи с этим за счет ускоренного кровообращения, снабжение органов кровью оказывается почти в 2 раза большим, чем у взрослого. Высокая активность обменных процессов у детей связана и с большим количеством крови по отношению к весу тела, 9% по сравнению с 7-8% у взрослого человека .

Сердце младшего школьника лучше справляется с работой, т.к. просвет артерий в этом возрасте относительно более широкий. Кровяное давление у детей обычно несколько ниже, чем у взрослых. К 7-8 годам оно равняется 99/64 мм рт. ст., к 9-12 годам - 105/70 мм рт. ст. При предельной напряженной мышечной работе сердечные сокращения у детей значительно учащаются, превышая, как правило, 200 ударов в минуту. После соревнований, связанных с большим эмоциональным возбуждением, они учащаются еще больше - до 270 ударов в минуту. Недостатком этого возраста является легкая возбудимость сердца, в работе которого нередко наблюдается аритмия, в связи с различными внешними влияниями. Систематическая тренировка обычно приводит к совершенствованию функций сердечно-сосудистой системы, расширяет функциональные возможности детей младшего школьного возраста .

Жизнедеятельность организма, в том числе и мышечная работа, обеспечивается обменом веществ. В результате окислительных процессов распадаются углеводы, жиры и белки, возникает необходимая для функций организма энергия. Часть этой энергии идет на синтез новых тканей растущего организма детей, на «пластические» процессы. Как известно, теплоотдача происходит с поверхности тела. А так как поверхность тела детей младшего школьного возраста относительно велика по сравнению с массой, то он и отдает в окружающую среду больше тепла .

И отдача тепла, и рост, и значительная мышечная активность ребенка требует больших затрат энергии. Для таких затрат энергии необходима и большая интенсивность окислительных процессов. У младших школьников относительно невелика и способность к работе в анаэробных (без достаточного количества кислорода) условиях.

Занятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревнованиях требуют от младших ребят значительно больше энергетических затрат по сравнению со старшими школьниками и взрослыми.

В связи с этим, большие затраты на работу, относительно высокий уровень основного обмена, связанный с ростом организма, необходимо учитывать при организации занятий с младшими школьниками, помнить, что ребятам необходимо покрыть затраты энергии на «пластические» процессы, терморегуляцию и физическую работу. При систематических занятиях физическими упражнениями «пластические» процессы протекают более успешно и полноценно, в связи с этим дети гораздо лучше развиваются физически. Перед Вами учебный материал, опубликованный на сайте реф.рф

Но подобное положительное влияние на обмен веществ оказывают лишь оптимальные нагрузки. Чрезмерно тяжелая работа, или недостаточный отдых, ухудшают обмен веществ, могут замедлить рост и развитие ребенка.

Формирование органов движения - костного скелета, мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата - имеет огромное значение для роста детского организма .

Мышцы в младшем школьном возрасте еще слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки. Мышцы туловища очень слабо фиксируют позвоночник в статических позах. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью внешним воздействиям. В связи с этим осанка ребят представляется весьма неустойчивой, у них легко возникает асимметричное положение тела. В связи с этим, у младших школьников можно наблюдать искривление позвоночника в результате длительных статических напряжений.

Чаще всего сила мышц правой стороны туловища и правых конечностей в младшем школьном возрасте оказывается больше, чем сила левой стороны туловища и левых конечностей. Полная симметричность развития наблюдается довольно редко, а у некоторых детей асимметричность бывает очень резкой.

В связи с этим при занятиях физическими упражнениями нужно уделять большое внимание симметричному развитию мышц правой стороны туловища и конечностей, а также левой стороны туловища и конечностей, воспитанию правильной осанки. Симметричное развитие силы мышц туловища при занятиях различными упражнениями приводит к созданию «мышечного корсета» и предотвращает болезненное боковое искривление позвоночника. Рациональные занятия спортом всегда способствуют формированию полноценной осанки у детей .

Мышечная система у детей этого возраста способна к интенсивному развитию, что выражается в увеличении объема мышц и мышечной силы. Но это развитие происходит не само по себе, а в связи с достаточным количеством движений и мышечной работы.

К 8-9 годам заканчивается анатомическое формирование структуры головного мозга, однако, в функциональном отношении он требует еще развития. В этом возрасте постепенно формируются основные типы «замыкательной деятельности коры больших полушарий головного мозга», лежащие в основе индивидуальных психологических особенностей интеллектуальной и эмоциональной деятельности детей (типы: лабильный, инертный, тормозной, возбудимый и др.) .

Способность восприятия и наблюдения внешней действительности у детей младшего школьного возраста еще несовершенна: дети воспринимают внешние предметы и явления неточно, выделяя в них случайные признаки и особенности, почему-то привлекшие их внимание.

Особенностью внимания младших школьников является его непроизвольный характер: оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут. Напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению.

Память у младших школьников имеет наглядно-образный характер: дети лучше запоминают внешние особенности изучаемых предметов, чем их логическую смысловую сущность. Ребята этого возраста еще с трудом связывают в своей памяти отдельные части изучаемого явления, с трудом представляют себе общую структуру явления, его целостность и взаимосвязь частей. Запоминание, в основном, носит механический характер, основанный на силе впечатления или на многократном повторении акта восприятия. В связи с этим и процесс воспроизведения заученного у младших школьников, отличается неточностью, большим количеством ошибок, заученный материал недолго удерживается в памяти .

Все сказанное имеет прямое отношение и к разучиванию движений при занятиях физической культурой. Многочисленные наблюдения показывают, что младшие школьники забывают многое, что было ими изучено 1-2 месяца назад. Чтобы избежать этого, необходимо систематически, на протяжении длительного времени, повторять с детьми пройденный учебный материал.

Мышление у детей в этом возрасте также отличается наглядно-образным характером, неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связано с деятельностью воображения. Дети пока с трудом усваивают понятия, отличающиеся большой абстрактностью, так как кроме словесного выражения они не связаны с конкретной действительностью. И причина этого, главным образом, в недостаточности знаний об общих закономерностях природы и общества

Вот почему в этом возрасте мало эффективны приемы словесного объяснения, оторванные от наглядных образов сущности явлений и определяющих ее закономерностей. Наглядный метод обучения является основным в этом возрасте. Показ движений должен быть прост по своему содержанию. Следует четко выделять нужные части и основные элементы движений, закреплять восприятие с помощью слова.

Большое значение для развития функции мышления имеют игры, требующие проявления силы, ловкости, быстроты, как самих движений, так и реаᴦирования на различные обстоятельства и ситуации игры. Воспитательное значение подвижных игр велико: в процессе игровой деятельности развиваются буквально все психические функции и качества ребенка: острота ощущений и восприятия, внимание, оперативная память, воображение, мышление, социальные чувства, волевые качества

Однако такое положительное влияние достигается лишь при правильном педагогическом руководстве играми. Подвижные игры полезны и для развития способностей младших школьников регулировать свои эмоциональные состояния. Интерес к играм связан у детей с яркими эмоциональными переживаниями. Для них характерны следующие особенности эмоций: непосредственный характер, яркое внешнее выражение в мимике, движениях, возгласах. Дети этого возраста пока еще не способны скрывать свои эмоциональные состояния, они стихийно им поддаются. Эмоциональное состояние быстро меняется как по интенсивности, так и по характеру. Дети не способны контролировать и сдерживать эмоции, если это требуется обстоятельствами. Эти качества эмоциональных состояний, представленные стихийному течению, могут закрепиться и стать чертами характера. В младшем школьном возрасте формируются и воспитываются волевые качества. Как правило, они в своей волевой деятельности руководствуются лишь ближайшими целями . Они не могут пока выдвигать отдаленные цели, требующие для их достижения промежуточных действий. Но даже в этом случае у детей этого возраста часто нет выдержки, способности настойчивого действия, требуемого результата. Одни цели у них быстро сменяются другими. В связи с этим у ребят необходимо воспитывать устойчивую целеустремленность, выдержку, инициативность, самостоятельность, решительность.

Неустойчивы и черты характера младшего школьника. Особенно это относится к нравственным чертам личности ребенка. Нередко дети бывают, капризны, эгоистичны, грубы, недисциплинированны. Эти нежелательные проявления личности ребенка связаны с неправильным дошкольным воспитанием .

Специфика физических упражнений открывает большие возможности для воспитания и развития у детей необходимых волевых качеств.

Ознакомившись с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, необходимо обратить внимание на правильную организацию и построение дополнительных занятий физическими упражнениями с детьми младшего школьного возраста. Упражнения должны даваться с учетом физической подготовленности учеников. Нагрузка не должна быть чрезмерной. Занятия проводятся не более 1-2 раз в неделю с учетом того, что ребята 2 раза занимаются на уроках физкультуры. Обучение должно носить наглядный характер с простым и доходчивым объяснением .

Нужно обратить особое внимание на формирование правильной осанки

у детей и обучение правильному дыханию при выполнении физических упражнений. На занятиях широко использовать подвижные игры, как незаменимое воспитательное средство развития морально-волевых и физических качеств младшего школьника.


Физическое и моторное развитие в младшем школьном возрасте.

Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.

Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8-9 лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах.

Мышцы детей младшего школьного возраста имеет тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие.

В этом возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения.

К концу периода младшего школьного возраста объем легких составляет половину объема легких взрослого. Минутный объем дыхания возрастает с 3500 мл/мин у 7-летних детей до 4400 мл/мин у детей в возрасте 11 лет. Жизненная емкость легких возрастает с 1200 мл в 7-летнем возрасте до 2000 мл в 10-летнем.

Для практики физического воспитания показатели функциональных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок , структуры двигательных действий, методов воздействия на организм.

Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. При свободном режиме в летнее время за сутки дети 7-10 лет совершают от 12 до 16 тыс. движений. Естественная суточная активность девочек на 16-30% ниже, чем мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей доле организованных форм физического воспитания.

По сравнению с весенним и осенним периодами года зимой двигательная активность детей падает на 30-45%, а у проживающих в северных широтах и на Крайнем Севере - на 50-70%.

С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей 6-7 лет объем двигательной активности сокращается на 50%.

В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности.

Ученые установили, какой объем суточной двигательной активности необходимо обеспечить детям при выполнении ими разных видов физических упражнений.

После учебных занятий в школе дети должны не менее 1,5-2,0 часа провести на воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей (скоростные и координационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности), о чем свидетельствуют обобщенные данные отечественных и зарубежных авторов (В.Ф. Ломейко, В.И. Лях и др.).

В возрасте 7-10 лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта. А это создает условия, способствующие успешной физкультурно-спортивной ориентации детей школьного возраста, определению для каждого из них оптимального пути физического совершенствования.

Психология младшего школьного возраста

1. Физическое и моторное развитие в младшем школьном возрасте.

2. Социальная ситуация развития младшего школьника.

3. Трудности вступления в школьную жизнь. Работа учителя по их преодолению.

4. Проблема школьной дезадаптации. Причины возникновения, формы проявления, пути преодоления.

5. Психологическая характеристика учебной деятельности младшего школьника.

6. Знания, умения, навыки в составе учебной деятельности.

7. Обучаемость или восприимчивость к усвоению знаний.

8. Проблема неуспеваемости в младшем школьном возрасте: причины, проявления, пути устранения.

9. Характеристика потребностей и мотивов младшего школьника. Формирование мотивов младшего школьника в процессе учебной деятельности.

10. Роль отметки у мотивации учения младших школьников (по Ш.А. Амонашвили). Сравнительная характеристика мотивов у хорошо и слабоуспевающих детей.

11. Организация индивидуального подхода к младшему школьнику в учебно-воспитательном процессе.

12. Трудовая деятельность младшего школьника.

13. Игровая деятельность младшего школьника. Развитие социальных навыков в игровой деятельности.

14. Развитие личности младшего школьника. Типы личности. Самосознание и самооценка. Самооценка хорошо и слабоуспевающих детей.

15. Психологическая характеристика эмоционально-волевой сферы младшего школьника.

16. Характеристика темперамента младших школьников. Учет темперамента младших школьников в учебной деятельности.

17. Развитие восприятия в младшем школьном возрасте.

18. Психологическая характеристика памяти младшего школьника. Учет и развитие памяти младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

19. Особенности запоминания и воспроизведения младших школьников. Приемы развития осмысленного запоминания материала.

20. Психологическая характеристика мышления младшего школьника. Особенности мыслительных операций. Индивидуальные особенности мышления.

21. Понятийное мышление младшего школьника и стадии его развития. Резервы умственного развития младших школьников.

22. Развитие речи в младшем школьном возрасте.

23. Особенности воображения в младшем школьном возрасте. Развитие воображения младшего школьника в учебной деятельности.

24. Специфика внимания младших школьников. Развитие произвольного внимания в учебной деятельности.

25. Специфика свойств внимания младших школьников. Учет возрастных и индивидуальных особенностей внимания на уроке.

26. Индивидуальные особенности младшего школьника в познавательной и личностной сфере их проявление в учебной деятельности.

27. Индивидуальные особенности слабоуспевающих учащихся.

28. Особенности межличностных отношений со сверстниками. Мотивы социометрического выбора в младшем школьном возрасте.

29. Межличностные отношения младших школьников как фактор личного развития.

30. Особенности межличностных отношений с взрослыми в младшем школьном возрасте.

В процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста необходимо решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний.

Благодаря пластичности нервной системы двигательные навыки и умения формируются у детей сравнительно легко. Большинство движений (ползанье, ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на коньках и др.) используются детьми в обычной жизни для передвижения, что облегчает связь с окружающей средой и способствует ее познанию. Ребенок, научившись ползать, сам приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними. Дети, умеющие передвигаться на лыжах, кататься на велосипеде, лучше узнают свойства снега, ветра. При плавании дети знакомятся со свойствами воды.

Правильное выполнение физических упражнений положительно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костного аппарата. Например, ребенок, научившись правильно метать на дальность способом «из-за спины через плечо», выполняет замах и бросок с большей амплитудой движения туловища, ног, рук, что способствует лучшему развитию соответствующих мышц, связок и суставов.

Сформированные двигательные навыки и умения позволяют экономить физические силы. Если ребенок делает упражнение легко, без напряжения, то он тратит меньше нервно-мышечной энергии на его выполнение. Благодаря этому создается возможность повторять упражнение большее количество раз и более эффективно влиять на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, а также развивать качества выносливости и быстроты.

Использование прочно сформированных навыков и умений позволяет осмысливать задачи, возникающие в непредвиденных ситуациях в процессе двигательной, особенно игровой, деятельности. Так, ребенок, научившись правильно прыгать в длину с разбега, уже думает не о том, как надо прыгать через ров в игре «волк во рву», а о том, как лучше спастись от волка.

В процессе формирования навыков и умений у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции).

У детей младшего школьного возраста необходимо формировать умение сохранять правильное положение тела, когда они сидят, стоят, ходят. Правильная осанка имеет большое значение для нормальной деятельности всех внутренних органов и систем организма ребенка. Она во многом зависит от развития костно-мышечного аппарата, но это навык, который важно своевременно формировать.

Детям младшего школьного возраста нужно сообщать доступные знания, связанные с физическим воспитанием. Дети должны знать о пользе занятий, о значении физических упражнений и других средств физического воспитания (гигиенические условия, естественные факторы природы, физический труд). Важно, чтобы дети имели представление о технике физических упражнений и методике их проведения, о правильной осанке, а также знали о нормах личной и общественной гигиены. Детям следует знать название частей тела, направление движений (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево и др.), название и назначение физкультурного инвентаря, правила хранения и ухода за ним, правила ухода за одеждой и обувью и т.д.

Основными физическими качествами человека принято считать ловкость, быстроту, гибкость, силу, выносливость. При выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все двигательные качества, но преимущественное значение приобретает какое-нибудь одно из них. Например, при беге на короткие дистанции - быстрота, при беге на длинную дистанцию - выносливость, а при прыжках в длину и в высоту с разбега - сила в сочетании с быстротой.

В младшем школьном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.

Ловкость - это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями.

Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.

Ловкость развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения (бег между предметами, подъемы на лыжах на горку и спуски с нее и др.), с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур).

Быстрота - способность человека выполнять движения в наикратчайшее время.

Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройки условно-рефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты.

Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего).

Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.

Гибкость - способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении.

Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц. Гибкость развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой, в частности общеразвивающих.

У детей младшего школьного возраста опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя упражнениями на растягивание, которые могут привести к необратимым деформациям отдельных суставов (например, коленного).

Упражнения на гибкость целесообразно сначала выполнять с неполным размахом, например сделать 2-3 полунаклона, а потом уже полный наклон, 2-3 полуприседания, затем - глубокое приседание.

Сила - степень напряжения мышц при их сокращении.

Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях).

В детском саду следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание мышцам-разгибателям. Учитывая анатомно-физиологические особенности дошкольников, не следует стремиться к максимальным результатам и превышать нормы для прыжков в длину, в высоту, так как это может отрицательно повлиять на развитие костной системы, а также внутренних органов. Не рекомендуются упражнения, вызывающие задержку дыхания и большое напряжение организма.

Интенсивность выполняемых упражнений, масса предметов (мешочков с песком и др.), дозировку физической нагрузки следует повышать постепенно.

Выносливость - способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время.

Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению. Поэтому лучше всего применять разнообразные динамические упражнения, особенно на свежем воздухе: ходьбу, бег, передвижение на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание и др. Полезны также подвижные игры, которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости. Рекомендуются и прогулки (пешие, на лыжах), во время которых упражнения чередуются с отдыхом.

Главная задача методики развития двигательных качеств у детей младшего школьного возраста - обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха.

Обогащение двигательного опыта ребенка осуществляется последовательно - от одного возрастного этапа к другому. При этом особое значение имеет своевременное усвоение тех видов двигательных действий, формирование которых обусловливается возрастным и индивидуальным развитием. Задержка двигательного развития, так же как и его искусственное ускорение, неблагоприятны для общего развития ребенка младшего школьного возраста.

Всестороннее физическое развитие предполагает развитие двигательных качеств. Играя, двигаясь, ребенок становится более крепким, ловким, выносливым, уверенным в своих силах, возрастает его самостоятельность. Достигнутый уровень развития двигательных качеств, психологическая готовность к большей концентрации волевых усилий обусловливает новый виток физического развития, дальнейший рост физических возможностей детей, усвоение более сложных двигательных действий, овладение их техникой. Так постепенно достигается уровень физического совершенства, необходимый для определенного возрастного этапа.

Вместе с тем в процессе занятий физической культурой необходимо постоянно заботиться о единстве всех сторон воспитания, о приобретении детьми определенного круга знаний, их эмоциональном развитии, формировании коллективизма.

Таким образом, в методике развития физических качеств детей младшего школьного возраста должны быть слиты воедино средства, методы и приемы обучения движениям, развития физических качеств и способностей, а также нравственного, умственного, трудового и эстетического воспитания. Она основывается на принципах сознательности и активности, наглядности, доступности, учета индивидуальных возможностей детей, систематичности, постепенности повышения требований.

Игровой метод характеризуется организацией двигательной деятельности детей в соответствии с игровым сюжетом, относительно большой их свободой и самостоятельностью (в связи с чем ограничивается заданность способов действий и нагрузки), педагогическим руководством взаимоотношениями детей, высокой эмоциональностью детской деятельности. Соревновательный метод используется в играх с правилами и состязаниях для сопоставления сил участников, борющихся за возможно более высокие качественные и количественные показатели.

При развитии физических качеств младших школьников широко применяются словесный метод (рассказ, беседа, объяснение, указание, команда, распоряжение, оценка и др.) и наглядный (имитация, поддержка и помощь, использование ориентиров и др.).

В практике развития физических качеств перечисленные методы и соответствующие приемы используют в тесной взаимосвязи. Они подбираются учителем физической культуры с учетом стоящих задач, этапа обучения, возрастных особенностей и подготовленности детей, способов и характера упражнений, подвижных и спортивных игр.

Развитие двигательно-координационных способностей слабослышащих детей младшего школьного возраста средствами мини-футбола

1.2 Особенности психофизического и моторного развития слабослышащих детей младшего школьного возраста

Потеря слуха в раннем детстве приводит к отсутствию разговорной речи, что порождает различные проблемы социального характера . Для выявления степени негативного влияния снижения слуха на психофизическое развитие детей необходимо иметь представление о причинах возникновения слуховых нарушений .

Слуховые нарушения могут быть как врожденными, так и приобретенными. Чаще всего в практике встречаются приобретенные слуховые нарушения. Врожденные причины предполагают, что нарушения слуха присутствуют с рождения. Они включают наследственную тугоухость, потерю слуха внутриутробно или в момент рождения .

Генетические факторы являются причиной более 50% всех случаев врожденной тугоухости у детей. Изучению этой проблемы посвящены многочисленные зарубежные исследования .

Сегодня благодаря генетическим исследованиям известны более 37 различных генов, которые ответственны за нарушение слуха. Наследственные слуховые нарушения могут быть аутосомно-доминантными, аутосомно-рецессивными или Х-сцепленными (связанными с половой хромосомой). При аутосомно-доминантном факторе один из родителей, кто несет доминантный ген потери слуха, передает его ребенку.

В таком случае вероятность слуховых нарушений у ребенка составляет 50% . При аутосомно-рецессивном факторе, как правило, родители имеют нормальный слух, но несут рецессивный ген. В этом случае вероятность того, что ребенок будет иметь нарушения слуха, составляет 25%. .

При Х-сцепленном факторе мать несет рецессивный ген на половых хромосомах, и нарушение слуха возникает только у детей мужского пола.

Приобретенные слуховые нарушения возникают в результате повреждения нормально сформированного слухового анализатора. Причины этого многообразны. Легкая и средняя форма нарушения слуха наступают из-за поражения среднего уха, а тяжелая степень нарушения слуха возникает при поражении слухового нерва и внутреннего уха.

Последствия острых воспалительных процессов в среднем ухе занимают первое место в ряде причин слуховых нарушений у детей. Последствиями данного заболевания становятся стойкие изменения в среднем ухе, что приводит к нарушениям работы звукопроводящего аппарата и сопровождается значительным понижением слухового восприятия. Частыми причинами слуховых нарушений являются различные заболевания носоглотки, в частности, аденоидные разращения.

Причиной понижения слуха в этом случае является нарушение вентиляции среднего уха и возникающих от этого изменений в положении барабанной перепонки .

Нарушение слуха также может возникать из-за осложнений после перенесенных инфекционных заболеваний, таких, как корь, вирусный паротит, эпидемический цереброспинальный менингит, грипп, скарлатина .

Воспалительный процесс охватывает среднее и внутреннее ухо, распространяется на преддверие и полукружные каналы вестибулярного аппарата.

При совокупности благоприятных условий воспитания и обучения позднооглохшего ребенка развитие его речи, познавательных и волевых процессов приближается к нормальному. Но в очень редких случаях преодолевается своеобразие в формировании эмоциональной сферы, личностных качеств и межличностных отношений.

Особенно ярко эта совокупность причин проявляется на координационных способностях, так как они реализуются на дефектной основе сенсорных систем, участвующих в управлении движениями .

У слабослышащих школьников недостаточность слуха приводит к нарушению развития речи, а у неслышащих школьников к полному ее отсутствию что ограничивает возможности образного мышления, отражается на особенностях поведения. Для слабослышащих - это боязнь быть непонятным, для неслышащих-замкнутость, нежелание вступать в контакт.

Развитие внимания слабослышащих детей связано с увеличением зри- тельного восприятия .

Ребенок с нарушением слуха воспринимает словесную речь посредством считывания с губ, и для этого требуется сосредоточенность на лице говорящего, а при восприятии дактильной речи - сосредоточенности на положениях пальцев рук. Это возможно только при устойчивом внимании слабослышащего ребенка, поэтому дети со слуховыми нарушениями быстрее утомляются, вследствие этого увеличивается неустойчивость их внимания. Слабослышащие дети испытывают трудности в переключении внимания, им необходимо значительно большее количество времени на «врабатывание», что в конечном итоге негативно сказывается на скорости выполнения действий и увеличении количества ошибок .

Нарушение слуха сказывается также на особенностях развития психики ребенка, проявляющихся в своеобразии общения с другими людьми и всем окружающим миром в целом. Отсутствие слуха и разговорной речи сокращают объем поступающей информации и сопровождаются замедленностью и снижением мышления, памяти, внимания и всей познавательной деятельности в целом .

У слабослышащих детей часто отмечаются затруднения в формировании морально-этических понятий . Также преобладают трудности в осознании личностных качеств. Это мешает им формировать правильную самооценку и адекватно оценивать окружающих. Школьники с нарушением слуха гораздо чаще вступают в конфликты с одноклассниками в сравнении со своими практически здоровыми сверстниками. Это связано с узким полем социального взаимодействия слабослышащих детей, большой значимостью в их общении эмоционального аспекта .

На протяжении всего школьного обучения уровень внимания слабослышащих учащихся остается более низким по сравнению с практически здоровыми сверстниками .

Поражение слуха и, как следствие, нарушение в развитии речевой и познавательной деятельности приводит к появлению у детей со слуховыми нарушениями своеобразия в развитии двигательной деятельности. В многочисленных исследованиях были отмечены следующие особенности двигательной сферы слабослышащих детей:

Трудность сохранения динамического и статического равновесия;

Низкий уровень пространственной ориентировки;

Нарушения координации и неуверенность движений;

Замедленное овладение двигательными навыками;

Замедленная реакция, а также низкая скорость выполнения двигательной деятельности;

Отставание в развитии силы, гибкости, выносливости и других физических способностей, которые характеризуют физическую подготовленность;

Отклонение в развитии общей и мелкой моторики.

Все вышеперечисленные нарушения двигательной деятельности слабослышащих детей, по мнению Л.В. Шапковой, взаимосвязаны и обусловлены следующими причинами: степенью нарушений в работе вестибулярного аппарата, структурой слухового дефекта, отсутствием или недостаточностью речи, состоянием кинестетического анализатора, а также снижением объема поступающей информации.

В процессе анализа научно-методической литературы установлено, что для слабослышащих школьников характерны неустойчивые состояния вегетативной системы, нарушения моторики, утомляемость, лабильность эмоциональной сферы.

Не вызывает сомнения тот факт, что занятия физической культурой и спортом являются действенным средством коррекции психофизического состояния слабослышащих детей. Слуховые нарушения не ограничивают возможности физического развития ребенка, но требуют применения специальных методик, что позволит в конечном итоге добиться тех же результатов, что и у практически здоровых сверстников.

Влияние оздоровительной гимнастики на опорно-двигательный аппарат детей 7-9 лет

Возраст от 7 до 9 лет соответствует годам обучения в начальных классах, поэтому его принято называть младшим школьным возрастом. Этот возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Увеличение роста и веса...

Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере...

Воспитание личной физической культуры у младших школьников

Основной формой занятий физическими упражнениями в начальной школе является урок физической культуры, который строится в соответствии с общими педагогическими положениями, а также с методическими правилами физического воспитания...

Методика развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста

Как мы уже выяснили, координация движений - это двигательная способность, которая развивается посредством самих движений. И чем большим запасом двигательных навыков обладает ребенок...

Методика развития силы у детей младшего школьного возраста

1.1 Анатомические изменения ребенка младшего школьного возраста Жизнь человека - это непрерывный процесс развития. Первые шаги и дальнейшее развитие двигательной функции, первые слова и развитие речевой функции...

Особенности методики развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста

При развитии силы следует учитывать морфофункциональные возможности растущего организма, говорит в своих работе Н.А.Баева (2003). В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта...

Особенности методики развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста

Н.А.Баёва (2003) считает, что ребенок 6-10 лет - это не уменьшенная копия взрослого человека. Это возраст, когда проходит очередной период глубоких качественных изменений всех систем организма, его совершенствование...

Особенности методики развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста

Правильная постановка физического воспитания детей с первого года обучение в школе является одним из важных условий успешного обучения и воспитания учащихся. Вот пять задач...

Особенности методики развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста

Л.П.Матвеев (1991): воспитание силы может осуществляться в процессе общей физической подготовки (для укрепления и поддержания здоровья, совершенствования форм телосложения...

Особенности обучения детей младшего школьного возраста ударным техникам ног в каратэ Сетакан

Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста, занимающихся плаванием с использованием упражнений йоги

Семилетний возраст является переломным этапом в развитии ребенка. Увеличение роста и веса происходит более пропорционально. Интенсивно протекают морфологические изменения в тканях, органах, происходит их функциональное совершенствование...

Развитие двигательно-координационных способностей слабослышащих детей младшего школьного возраста средствами мини-футбола

С учетом подготовки и индивидуальных особенностей каждого ребенка с нарушением слуха, разработана методика развития пространственной ориентации у детей 9-10 лет на физкультурно-оздоровительных занятиях с элементами мини-футбола...

Развитие общих физических качеств баскетболистов младшего школьного возраста средствами специальных физических упражнений

В младшем школьном возрасте дети только начинают заниматься баскетболом вне стен школы, они только начинают осваивать основные приемы техники и тактики баскетбола. Так как баскетбол является очень атлетичной игрой...

Психомоторное развитие детей младшего школьного возраста.

То, что развитие как физическое, так и умственное тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Эта самоочевидная истина не требовала особых доказательств: больше прожил человек на свете – стал выше ростом и крепче телом, с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития . Разумеется, это соответствие справедливо лишь, в общем и целом, развитие конкретного человека может отклоняться в ту или другую сторону.

Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни, знание которых несет важную информацию для посвященных. Есть целый ряд разработок периодизации развития. Не станем вникать в теоретические тонкости выбора критерия.

Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей. Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Поскольку биологическое и духовное развитие человека тесно связано между собой, то соответствующие возрасту изменения наступают и в психической сфере. Происходит, хотя и не в таком строго порядке, как биологическое, социальное созревание, проявляется возрастная динамика духовного развития личности. Это и служит естественной основой для выделения последовательных этапов человеческого развития и составления возрастной периодизации.

Полные периодизации развития охватывают всю человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (частичные, урезанные) – только ту часть жизни и развития, которая интересует определенную научную область. Для педагогики школы наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека школьного возраста. В современной науке приняты следующие периодизации детского возраста:

Психологическая

Педагогическая

Пренатальный период

Младенчество (1 год жизни)

Период новорожденности (до 6 недель жизни)

Преддошкольный возраст (от 1 до 3 лет)

Грудной период (до 1 года)

Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет):

Ползунковый возраст (1-3 года)

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Дошкольный возраст (3 – 6 лет)

Средний дошкольный возраст (4 – 5 лет)

Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет).

Школьный возраст (6-11 лет)

Младший школьный возраст (6-10 лет)

Пубертатный период (11-15 лет)

Средний школьный возраст (10 – 15 лет)

Юношеский период (15-20 лет)

Старший школьный возраст (15-18 лет)

Нетрудно заметить, что основу педагогической периодизации составляют стадии физического и психического развития, с одной стороны, и условия, в которых протекает воспитание, - с другой.

Возраст цепко удерживает развитие и диктует свою волю. Закономерности, действующие в этой области, жестко лимитируют возможности развития.

был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом - своевременно и последовательно.

Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Дети, приходя в первый класс, практически не имеют серьезных отклонений в здоровье, но, проводя за партой и учебниками большое количество времени, их двигательная активность со временем все больше и больше уменьшается, вследствие чего развивается гиподинамия. Дети больше сидят, возникает дефицит мышечной деятельности и увеличиваются статические напряжения, кроме того возрастает необходимость усвоения и переработки разнообразной информации, а следовательно и напряжения зрительного и слухового аппарата (чтение, письмо, рисование).

Эти факторы создают предпосылки для развития у учащихся отклонений в состоянии здоровья: нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, накопление избыточной массы тела, что в свою очередь предрасполагает к различным заболеваниям сердечнососудистой и дыхательной систем, нарушению обмена веществ.

Вместе с тем в период обучения в школе происходит интенсивное развитие организма, который чутко реагирует как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на оздоровительные меры. Физические упражнения являются хорошим средством, предупреждающим нарушение осанки – сутулости, ассиметрии плеч, крыловидных лопаток, сколиозов, вызываемых слабостью мышц и длительностью однообразных статических положений. Рациональные занятия физическими упражнениями в сочетании с твердым режимом дня служат надежным профилактическим средством против многих заболеваний. Таким образом, физическая культура способствует предупреждению детского травматизма путем внедрения рациональных физических нагрузок в двигательный режим, целенаправленного обучения школьников необходимыми двигательными умениями и навыками.

В младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности систематической физической активности. Этот возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движений, освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений. Если в этот период не сосредоточить педагогические усилия на составляющие физического потенциала ребенка, то будет безвозвратно упущено самое подходящее время, самые благоприятные условия для формирования физиологической основы будущего физического состояния человека. Поэтому организация правильного тренировочного режима физических упражнений с целью обеспечения качества физической подготовки ребенка оказывается наиболее адекватной возрастным особенностям развития физического потенциала человека в этот период его жизни.

Роль уроков физической культуры заключается в содействии укрепления и сохранения здоровья, всестороннем развитии личности, в обучении основам гигиенических знаний об основах физической культуры и ЗОЖ. Уроки физической культуры также служат сменой деятельности от умственного труда.

Основная цель моей педагогической деятельности, как учителя физической культуры, направлена

§ на передачу знаний ученику;

§ на руководство процессом усвоения знаний;

§ на формирование двигательных умений и навыков.

При этом использую актуальные методы, способы, средства и такие принципы обучения, как научность, доступность, систематичность.

Основная тема моей работы «Психомоторное развитие детей младшего школьного возраста». Работая над своей темой, я использую все возможные формы, методы и средства для достижения цели.

Цель: «Воспитание здоровых, всесторонне физически развитых людей и осознанность детей занятиями физической культурой и спортом»

В процессе развития физических качеств решаю образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.

Задачи:

1.Сформировать устойчивый интерес и потребность к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

1.1. Ввести инновационные методы на уроках физической культуры.

II . Повысить уровень физической подготовленности школьников.

2.1. Повысить качество знаний, умений и навыков.

2.2. Организовать и обеспечить физкультурно-оздоровительную работу.

III . Привлечь к участию в спортивно-оздоровительных мероприятиях классных руководителей , учителей, родителей, медицинских работников.

Ожидаемые результаты:

1. Снижение заболеваемости учащихся.

2. Увеличение двигательной активности.

3. Повышение качества успеваемости.

4.Повышение интереса к занятиям физической культурой и спортом .

В процессе обучения двигательным навыкам решаются образовательные и воспитательные задачи. Решение оздоровительных задач решаю всем комплексом средств физического воспитания: правильный подбор и дозировка упражнений, оценка состояния здоровья физического развития, подготовленности детей. Рассмотрим более конкретно решение задач в физическом развитии детей младшего школьного возраста.

1. Особенности проявления психических процессов в младшем школьном возрасте.

1. Возрастные особенности эмоциональной сферы личности школьника.

Каждый школьный период характеризуется особенностями проявления эмоций и чувств, поэтому для нахождения адекватных путей педагогического воздействия учителя на школьников необходимо учитывать эти особенности.

Эмоциональная сфера младших школьников характеризуется:

1) лёгкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;

2) непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний – радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;

3) большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, весёлости, беззаботности), склонностью к кратковременным и бурным аффектам ;

4) эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учёбе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;

5) эмоции и чувства свои и других людей слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается часто неверно, также как истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников.

К третьему классу у школьников формируется чувство товарищества, коллективизма , солидарности. Проявляется восторженное отношение к героям, выдающимся спортсменам. В этом возрасте начинает формироваться любовь к Родине, чувство национальной гордости, чувство долга.

2. Возрастные особенности волевых проявлений.

С возрастом происходят изменения в выраженности разных волевых качеств, притом не всегда в лучшую сторону.

Успехи ребенка в освоении норм жизни в новых условиях формируют у него потребность в признании не только в прежних формах отношений, но и в учебной деятельности. Характер адаптации к условиям жизни в младшем школьном возрасте и отношение к ребенку со стороны семьи определяют состояние и развитие его чувства личности. В условиях чувствительной к изменению социального статуса ребенка семьи ребенок обретает новое место и внутри семейных отношений: он ученик, он ответственный человек, с ним советуются, с ним считаются.

Говоря о индивидуальных особенностях детей в первую очередь можно вспомнить о явлении акселерации , ведь уже в дошкольном возрасте около 8 % детей имеют «разброс» физиологического развития по показателям биологического возраста в 2-3 года! Педагогу особенно трудно будет работать в коллективе, где выявится подобный феномен.

Другой аспект: один ученик приходит в школу ухоженный, дома интересуются его успехами, помогают преодолеть трудности – все это создает у ребенка состояние внутренней уверенности и защищенности, с ним и учителю легче найти контакт. А у сидящего рядом может быть иная среда обитания в семье: неустроенность быта, скандалы между родителями – все это влияет на усвоение моральных и нравственных ценностей, от этого зависит его реакция на школьные события.

Помимо проблем, связанных с условиями развития ребенка в полной семье, существуют проблемы воспитания в неполной семье или усыновленного ребенка.

Ребенок изо всех сил старается преодолеть все встающие на пути преграды, ведь огромное значение для развития его личности приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с другими детьми. Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценка учителя, успехи в учебе. Именно он может помочь ребенку в его психологическом и социальном становлении. В детях заключено будущее нашей страны и мира в целом, и для учебы и для долгой дороги жизни им нужно здоровье, а в Уставе ВОЗ сказано: Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

С поступлением в школу ребенок включается в новую систему отношений; его эмоциональное благополучие, отношения с родителями уже во многом зависит от учителя: похвалит учитель ребенка – мама радуется и дарит ему любовь и ласку, а чуть провинится в школе или неудачно выполнит задание – и отношение к нему может резко измениться. В этот период учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его психическое состояние не только в классе, на уровне и в общении со сверстниками, его влияние простирается и на отношения в семье .

2. Психомоторное развитие детей

младшего школьного возраста на уроках физической культуры.

2.1.Организационно-методические указания

Важнейшим требованием современного урока является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к уча­щимся с учетом их состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей разви­тия психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических. норм.

Организация и методика проведения урока в начальной шко­ле во многом зависят от возрастных особенностей учащихся. При обучении двигательным действиям предпочтение следует отда­вать целостному методу, уделяя основное внимание овладению школой движений. При проведении занятий с учащимися I- IV классов особенно важно правильно называть упражнения, точно их демонстрировать, своевременно исправлять ошибки.

Обучение двигательным действиям и развитие физических способностей младших школьников тесно связаны между собой. Одно и то же упражнение можно использовать как для обуче­ния двигательному навыку, так и для развития координацион­ных и кондиционных способностей. Их преимущественное воз­действие на формирование двигательного навыка или на раз­витие двигательной способности определяется только методичес­кой направленностью. Умелое сочетание на уроке развития координационных, кондиционных способностей с обучением двигательным навыкам - отличительная черта хорошо органи­зованного педагогического процесса.

Младший школьный возраст - благоприятный период для развития всех координационных и кондиционных способностей. Однако особое внимание в этом возрасте следит уделять все­стороннему развитию координационных, скоростных (реакции и частоты движений), выносливости к умеренным нагрузкам, скоростно-силовых способностей.

Отличительной особенностью младших школьников является их большое желание, интерес, познавательная активность, вы­сокая эмоциональность во время занятий. Поэтому на уроках четкая организация, разумная дисциплина, основанная на точ­ном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя, должна сочетаться с предоставлением им определенной свободы и самостоятельности действий, заданиями, стимулирующими творчество и инициативность. На уроках физической культу­ры в младших классах целесообразно опираться на межпред­метные связи: с природоведением (в таких вопросах, как за­каливание, требования к одежде ученика, работе мышц, ре­жим дня и др.); с математикой (измерение длины и высоты прыжка, дальности метания, скорости и продолжительности бе­га и т. д.); музыкально-ритмическим воспитанием (занятие под музыку); изобразительным искусством (красота движений поз) и др.

Контроль и оценка в младшем школьном возрасте применя­ются таким образом, чтобы стимулировать стремление ученика к своему личному совершенствованию и самоопределению, улуч­шению результатов, повышению активности, радости от заня­тий физическими упражнениями.

Уроки физической культуры должны строиться на основе принципов демократизации, гуманизации , педагогики сотрудни­чества, в соответствии с которыми учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития детей с разным уровнем их двигатель­ных и психических способностей. На занятиях по физической культуре, уже с младшего школьного возраста, необходимо учитывать интересы и склонности детей. Учитывая большие индивидуальные различия внутри даже одного возраста, учи­тель должен стремиться предоставить учащимся разноуровне­вый по сложности и субъективной трудности усвоения матери­ал программы.

Для этого он может использовать различные ор­ганизационные формы: объединять учащихся разного возраста и параллельных классов, проводить занятия отдельно среди мальчиков и девочек.

2.2. Учёт психологических особенностей младших школьников на уроках физической культуры.

Психологические особенности учащихся 1 – 4 классов зависят от ряда причин. Начиная с 1 класса , учащиеся приступают к изучению основ наук, овладение которыми требует более высокого уровня развития воли, абстрактного мышления, управление вниманием, самостоятельности в работе. Таким образом, особенности психической деятельности, свойственные данному возрасту, формируются, прежде всего, в процессе обучения. В ходе овладения учебными предметами у младших школьников происходят сдвиги в психической сфере и уровень развития у них психических функций приближается к подростковому.

В жизни учащихся 1-4 классов большое место занимают игры, их интересы связаны преимущественно с представлениями о внешней стороне предметов и окружающего мира. Этими факторами во многом определяется течение психических процессов и поведение учащихся. Они находятся как бы во власти чувств, но чувства их ещё недостаточно дифференцированы и осознаны. Эмоциональная неустойчивость мешает им проявлять длительные волевые усилия, поэтому для них не характерны стремления к отдалённой цели. Во время уроков младших школьников больше интересует сам процесс занятий, а не цели, которые нужно достигнуть. Они любят игры, в которых проявляется смелость, ловкость, физическая сила, их увлекают различные соревнования. Смена занятий вызывает положительные эмоции, привлекает их внимание; однообразные уроки рассеивают внимание, снижают активность. У этих детей заметны изменения в отношении к окружающим, к авторитету педагога; они обращают внимание прежде всего на реакцию коллектива. Поэтому воздействие педагога оказывается более сильным, если оно опирается на мнение и поддержку коллектива. В то же время дети этого возраста ещё охотно принимают руководство старших, педагогов, взрослых.

3. Психологическая характеристика организаторской деятельности школьников в процессе занятий физической культурой.

Организаторская деятельность является разновидностью общественной деятельности. Это деятельность одного человека, обеспечивающего объединение группы людей для достижения общегрупповой цели.

Организаторская деятельность школьников является как бы продолжением руководства учителем класса. Если функция направлена на решение вопроса о том, что делать, то функция организатора – ученика – как делать.

3.1. Функции организаторской деятельности.

Выделяют четыре функции – интегративную, коммуникативную, обучения и воспитания . Интеграция означает объединение людей для решения общей задачи. Эту задачу организатор решает при помощи установления взаимосвязей, взаимоотношений и координации действий между членами группы. Следовательно, объединяя, интегрируя усилия и активность учащихся в одном направлении, организатор осуществляет и функцию коммуникации, общения.

· Условия эффективной организаторской деятельности школьников.

Среди многих условий, обусловливающих успешность осуществления школьниками организаторской деятельности, выделим главные: учет возрастных особенностей и индивидуальных возможностей, наличие у них организаторских качеств и умений, педагогическое руководство организаторской деятельностью школьников.

· Наличие у школьников организаторских качеств.

Успешное осуществление организаторской деятельности зависит от наличия у школьников определённых качеств, важнейшими из которых являются следующие:

- способность организатора глубоко и полно отражать психологию организуемой группы (межличностные отношения, психологические особенности отдельных школьников и группы в целом).

- психологический такт (умение соблюдать чувство меры во взаимоотношениях с организуемыми).

- общественная энергичность (способность организатора заряжать своей энергией, энтузиазмом других учащихся)

- склонность к организаторской деятельности.

- критичность организатора по отношению к организуемым.

- требовательность организатора (важное качество, подкрепляющее и направляющее активность организуемых.

Поскольку качества личности складываются из приобретаемых и врождённых её особенностей, правомерно ставить вопрос об организаторских способностях, которые начинают проявляться ещё в дошкольном возрасте.

3.2. Педагогическое руководство организаторской деятельностью школьников .

Первой задачей педагога является поиск и изучение актива , которому можно поручить организацию своих товарищей для выполнения общественно важных спортивных и физкультурных мероприятий. Затем возникает задача руководства этим активом. На первых порах, пока актив не проявил себя в должной мере, учитель физкультуры берет на себя функцию единоначалия . Однако в этом случае ряд элементов организаторской деятельности должен быть доверен школьникам. Доверие самостоятельно решать организаторские задачи, поддержка инициативы ребят, терпимое отношение к их ошибкам – вот тактика учителя при формировании физкультурного актива.

3.3. Формирование коллектива и воспитание в нём школьников.

С точки зрения социальной психологии, каждый учебный класс представляет собой реальную внешне организованную группу, приближающуюся по своему численному составу к малой группе. Малой группой называют такую общность людей, которая имеет общую цель, взаимодействует ради достижения этой цели и имеет относительную автономию существования. Например, у класса при занятиях физической культурой общей целью может быть победа в соревнованиях на первенство школы. Для достижения этой цели одноклассники взаимодействуют друг с другом, помогают друг другу на тренировках, оказывают поддержку друг другу на соревнованиях. Цель класса – победить на соревнованиях – хотя и является одинаковой с целью других классов, выступает по отношению к ним как антагонистическая : ведь победить может только один класс. Это обуславливает автономию в выборе путей достижения цели: разработку собственной тактики борьбы на соревнованиях, собственного режима учебно-тренировочных занятий.

3.4. Задачи учителя ФВ при формировании коллектива.

- организация и сплочение в каждом классе и в школе физкультурного актива, укрепление его авторитета

- придание коллективу школьников идейной направленности, развитие в нём критики и самокритики, формирование высокой требовательности к себе и товарищам

- превращение классных в естественную и необходимую часть общешкольного коллектива

- формирование у коллектива школьного такта, умения применять правильные формы воздействия на своих товарищей, включая и индивидуальный подход к ним

При формировании коллектива учитель сталкивается с рядом объективных и субъективных факторов, усложняющих осуществление воспитательных задач:

- различия в развитии школьников как личностей.

- наличие в классе микрогрупп.

- межличностные отношения, симпатии и антипатии.

- социальный статус школьников в классе.

3.5.Стадии развития коллектива школьников .

Развитие коллектива – это не плавный, непрерывный поступательный процесс. Оно требует преодоления противоречий, возникающих между достигнутыми и планируемыми перспективами, между коллективами и индивидуальными для отдельных школьников интересами, между потребностями школьников и возможностями их удовлетворения.

Если развитие коллектива происходит нормально, то наблюдается три стадии этого процесса.

- первоначальное сплочение

- единое общественное мнение

- инструмент индивидуального развития и воспитания.

4. Заключение.

Сложные формы психической жизни ребёнка формируются в процессе общения. Значит, общение его в наиболее систематической форме – обучение – и формирует развитие, создаёт новые психические образования, развивает высшие психические функции. Следовательно, обучение играет ведущую роль в формировании психики, а его формы лишь меняются в процессе развития.

Основной закон развития психики заключается в том, что дети созревают и развиваются лишь воспитываясь и обучаясь. Это значит, что ребёнок под руководством взрослых усваивает достижения человеческой культуры, и это определяет его движение вперёд.

Деятельность и психика так тесно взаимосвязаны, что появляется возможность анализировать психику путем изучения человеческой деятельности, в которой она формируется и раскрывается.

Школа предоставляет детям благоприятные возможности для физического и моторного развития. В программу обучения в начальной школе уроки физической культуры включены потому, что физическая активность в детстве часто закладывает прочные основы активного образа жизни во взрослости. Физическое воспитание определяет как процесс тщательно спланированных и выполняемых под руководством учителя занятий физическими упражнениями,

которые развивают двигательные способности и качества учеников. Физическое воспитание может проводиться в различных условиях – в классных комнатах, спортивных залах, на спортивных площадках.

Младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития психомоторных функций. Самостоятельность, инициативность, творческие способности как свойства личности, приобретенные на уроках физической культуры, будут способствовать в будущем овладению любыми знаниями и умениями. С целью содействия развитию младших школьников как творческих личностей рекомендуется создавать условия для их активности: предоставлять возможность выбора; создавать проблемные ситуации, из которых дети ищут выход сами; предлагать придумывать новые игры, эстафеты, мини-соревнования, упражнения для своих товарищей; вычленять главное и второстепенное в изучаемом материале; нацеливать не на результат, а на способ его достижения; находить основное в технике двигательного действия, после овладения которым легче освоить остальные детали техники движений; осмысливать, контролировать и оценивать собственные действия и действия своих товарищей, развивать учебно-познавательные мотивы.

Можно также сделать вывод о том, что применение психолого-педагогических концепций в целом, и теории учебной деятельности на уроках физической культуры в частности, будет способствовать формированию и реализации у детей потребностей и мотивов к деятельности, созданию соответствующих образцов мышления, развитию творческой личности, вносить важный вклад в развитие индивида, формировать осознанное отношение к укреплению здоровья, повысит уровень самостоятельности, самоконтроля и самооценки.

Принимая во внимание неудовлетворительное физическое состояние населения в последние 20 лет и руководствуясь заботой о здоровье нации, необходимо всячески способствовать привлечению детей к ежедневным занятиям ФК и участию в других видах физической деятельности. Поскольку 80% учащихся начальной школы занимаются физическими упражнениями на уроках физкультуры, эти занятия могут оказать существенную помощь в повышении двигательной активности детей и привить им устойчивый интерес к поддержанию хорошей физической формы. Интересы здоровья нации требуют, чтобы на уроках физкультуры учащиеся не менее 50 % времени посвящали тем видам физической деятельности, которой они могли бы заниматься в течение всей жизни, например: занятиям бегом и плаванием.

1. Аверин детей и подростков: Монография. – Санкт-Петербург, 1994 с. 3, 5, 113, 132-135.

2. , "Физическая культура в школе", 1987, № 4, № 5.

3. , «Возрастная и педагогическая психология » 1984 г. просвещение, М.

4. "Теор. и практ. физ. культ.", 1987, № 9.

5.Грейс Крайг «Психология развития» 2003, - Питер

6. Дашкевич исследования эмоций спортсменов в лабораторных условиях. М., 1976.

7.Ильин физ. воспитания, М. 1987 г. Просвещение

8. Коссов развитие младших школьников. М., 1989

9. Мухина психология: феноменология развития, детство, отрочество - 5 изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000 с. 249, 250-252, 259, 342

10. Подласый – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996 с. 114-117, 126-129.

11. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./Р 76 Гл. ред. . – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998

12. Акселерация. т. 1

Введение …………………………………………………………………… стр. 2

1. Особенности проявления психических процессов ……………….........5

1.1.Возрастные и индивидуальные особенности развития……………………5

1.2.Особенности воспитания обучаемых……………………………………….6

1.3.Отличительные особенности и проблемы…………………………………11

1.4.Помощь ребенку на этом важном этапе в семье…………………………..12

1.5.Индивидуальные особенности развития…………………………………...13

2. Психомоторное развитие детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры……………………………………………14

3. Психологическая характеристика организаторской деятельности школьников………………………………………………………………...16

4. Заключение……………………………………………………………........18