Морально этические проблемы суррогатного материнства. Правовые и этические проблемы суррогатного материнства в россии. Правовые проблемы со стороны суррогатной матери

Суррогатное материнство – это та из проблем, что относится к числу не столько медицинских, сколько этических и правовых. И мнений здесь может быть много, я изложу свое.
Известно – 47% пар бездетны, из них больше трети не могут иметь ребенка по причине бесплодия. В разных случаях решение проблемы может быть различным: если женщина не может забеременеть, но в состоянии выносить ребенка – то применяется ЭКО. Мужское бесплодие тоже лечится. Случаи, в которых единственным решением может стать суррогатное материнство – это те, в которых женщина лишена возможности выносить и родить ребенка (заболевания или отсутствие матки после ампутации, привычные выкидыши, не поддающиеся никаким видам лечения, тяжелые соматические заболевания сердца, почек, печени, при которых и беременеть, и рожать опасно для жизни мамы). Для таких пар остается выбор – усыновить совершенно чужого ребенка, с чужими генами или родить своего генетически с помощью суррогатной мамы.
Конечно, суррогатное материнство включает в себя как этические, так и юридические проблемы. Паре, решившейся на такой шаг, лучше участвовать в государственной программе, которые существуют так же, как и «банки» женщин, желающих стать суррогатной мамой. Однако большинство людей в целях дешевизны или сохранения тайны происхождения ребенка пользуются услугами случайных людей или непроверенных организаций, что нередко ставит их права на ребенка и многое другое под сомнение.
Говорить о том, морально ли суррогатное материнство на коммерческой основе, не будем – здесь каждый может привести и «за», и «против». В большинстве европейских государств коммерческое материнство запрещено, там женщине возмещают лишь непосредственные затраты, связанные с беременностью и родами. У нас, учитывая низкий уровень жизни многих, думаю, решение проблемы суррогатного материнства на платной основе правильно. Ментальность вряд ли позволит нам оказывать такую сложную «услугу» просто так, раз даже пересадка органов у многих вызывает вопросы. В Европе люди дают разрешение на пересадку органов своих родственников, да еще потом общаются с реципиентами, дружат с ними! К тому же, в отличие от большинства стран, у нас запрещено материнство бабушек, распространенное во всем мире – когда мать в возрасте 45-55 лет вынашивает ребенка бесплодной дочери. У нас же суррогатная мать не может быть старше 35 лет – согласитесь, бабушек такого возраста нет. Любой родившийся ребенок, каким бы путем он не появился на свет – благо для страны и счастье для семьи, и об этом надо думать, прежде чем осуждать женщину, решившую заработать деньги. Суррогатное материнство – не самый аморальный вид заработка, не бандитизм, не взятки и не рэкет! Чаще всего женщина с помощью такого дохода решает какую-то неотложную свою проблему – лечение близких, обретение, наконец, своего жилья и рождение собственного ребенка, на которого появились деньги.
Сразу надо сказать, что ГОСУДАРСТВЕННЫЕ программы исключают суррогатное материнство для тех, кто может выносить и родить ребенка сам по состоянию здоровья – это пресекает разговоры об олигархах, обзаводящихся потомством таким образом. Хотя в частном порядке все возможно, но и олигархам хочется, чтобы их детей вынашивали их же жены, а не чужие тети.
Есть пробелы и в законодательстве, делающие суррогатных матерей иногда мишенью шантажа и преступлений. По закону записать родителями ребенка его биологических родителей можно только с согласия суррогатной мамы, что дает лазейку для вымогательств с ее стороны, например, квартиры или сумм, превышающих оговоренные. Также необходим закон, ограждающий законных родителей от посягательств со стороны суррогатной мамы, когда она пытается насильно забрать ребенка, уже зарегистрированного, после получения гонорара, объясняя тем, что «передумала». В таком случае родители рискуют остаться без ребенка и без денег – суд вполне может оставить ребенка с родившей его женщиной. Возможна и обратная ситуация – ребенок родился с патологией и его не хотят забирать биологические родители, отказываясь и платить тоже, а мама рискует остаться с чужим больным ребенком и без денег. Так что, как видите, проблемы суррогатного материнства в нашей стране пока что далеки от разрешения. Здесь надо все разумно решать, не поддаваясь соблазну запретить и так избавиться от проблемы.
Мысли же о том, что ребенку может что-то передаться от суррогатной мамы – плохой характер, болезни, поскольку ее кровь течет в его сосудах – это с точки зрения физиологии полная ерунда, кровь матери нигде не соприкасается с кровью ребенка и его как внешние, так и физиологические данные определяются только генетически.

Эта репродуктивная технология вызывает этические проблемы и бурные споры даже, по-видимому, в большей степени, чем метод ЭКО.

Первый успешный случай суррогатного материнства зарегистрирован в 1981 г. в США. Хотя сама идея этого метода довольно древняя: есть сведения, что еще в Античности были случаи рождения женщиной ребенка для другой семьи.

Суррогатное материнство, как правило, используется при бесплодии семейной нары. Сущность этого метода состоит в том, что яйцеклетка одной женщины оплодотворяется искусственным путем, а полученный эмбрион подсаживается другой женщине, которая его вынашивает, рожает и передаст семейной паре. При этом одна женщина называется донором (или генетической матерью), а другая (вынашивающая ребенка) – суррогатной матерью.

Возможно и так называемое частичное суррогатное материнство, когда женщина – суррогатная мать одновременно выступает и донором яйцеклетки. В этом случае она же является и генетическим родителем.

К основным моральным проблемам, связанным с суррогатным материнством, относятся следующие.

  • 1. Разрушение целостности семейных отношений. Суррогатное материнство становится все более доступным и массовым, что не может не вызвать озабоченность с точки зрения традиционных представлений о семье и семейных ценностях.
  • 2. Проблема установления материнства и права матери. В различных странах этот вопрос регулируется по-разному. Имеется немало случаев, когда суррогатная мать отказывалась возвращать ребенка в семейную пару. Действительно, ситуация, когда у ребенка сразу две матери, создает острые конфликты. С помощью правового регулирования стремятся разрешить или хотя бы смягчить эту проблему.
  • 3. Общее количество родителей. Теоретически, если использовать донорство половых клеток, возможно наличие максимально пяти родителей у ребенка(!). Это женщина-донор, мужчина-донор, суррогатная мать и семейная пара – заказчик (социальные родители). Очевидно, что это совершенно экстраординарная ситуация.
  • 4. Суррогатное материнство даст возможность стать матерью в неограниченно пожилом возрасте. Это подрывает все традиционные понятия

о материнстве вообще, а также создает угрозу правам ребенка, так как вряд ли естественный уход и забота о ребенке возможны при наличии престарелой матери.

  • 5. Коммерциализация деторождения ведет к тому, что суррогатная мать, вынашивая ребенка за вознаграждение, становится товаром, женщиной – инкубатором.
  • 6. Моральные и психологические проблемы ребенка – они могут быть довольно острыми, если он узнает о своем происхождении.

В ряде стран (например, в Германии, Австрии, Франции) суррогатное материнство запрещено. Международные этические рекомендации комитета СЕ по биоэтике и искусственным методам деторождения состоят в том, чтобы ограничить суррогатное материнство и применять его только по обоснованным показаниям. Права суррогатной матери должны быть защищены (в частности, ей должно быть обеспечено право оставить ребенка себе). Этически неприемлемой считается практика коммерческого суррогатного материнства.

В России разрешено суррогатное материнство, в том числе за вознаграждение. Суррогатной матерью может быть женщина в возрасте 20–30 лет (в том числе замужняя), имеющая не менее одного здорового собственного ребенка и медицинское заключение о состоянии здоровья. Суррогатная мать не может быть одновременно донором яйцеклетки (т.е. запрещено так называемое частичное суррогатное материнство).

Статус родителей после родов методом суррогатного материнства в нашей стране определяется так. Согласно Семейному кодексу РФ. в качестве родителей регистрируются лица, состоящие в браке и давшие согласие на имплантацию эмбриона суррогатной матери, но только с ее согласия. После совершения записи суррогатная мать не вправе оспаривать материнство.

Поскольку суррогатное материнство создает сложные юридические проблемы, то все более важную роль в их решении играет сегодня составление тщательно продуманных договоров и квалифицированная адвокатская помощь.

Противники суррогатного материнства и других вспомогательных репродуктивных технологий утверждают, что в случае бесплодия всегда имеется альтернатива применению этих методов: ведь в детских домах много детей без родителей, которые ждут усыновления (удочерения) и мечтают о нормальной семейной жизни в домашних условиях с любящими родителями.

Можно считать, что у каждой передовой технологии, которую преподносит нам этот мир – есть свои сторонники и ярые противники. Так и в случае репродуктивного материнства – помимо недоработанной правовой базы, в битве схлестнулись морально-этические аспекты этого метода борьбы с бесплодием. Нельзя сказать, что одна сторона явно уступает в аргументах другой, довольно веские факты приводят и одна и другая стороны. Постараемся детальнее раскрыть, что же таится за суррогатным материнством помимо благих намерений и появлением новой репродуктивной технологии.

Возникают ситуации, в которых семейная пара прибегает к помощи собственных родственников, в целях использования их в качестве суррогатной матери. Это может быть бабушка, сестра, тетя, вообще – из близкого кровного рода. Первая проблема, с которой сталкивается семья в подобной ситуации, имеет такое понятие как – «нарушение семейной идентификации», что означает возникновение личностного кризиса в семье посредством смешивания отношений, ведь если собственная мать рожает женщине ребенка, как остальным членам семьи к этому относится? Считается, что первые месяцы после рождения новорожденный тесно связан с матерью, а именно суррогатной матерью, даже если биологически это не так.

Так же дела обстоят и с конфиденциальностью насчет суррогатного материнства(), вернее факта беременности, который невозможно скрыть перед окружением близких людей. Многие участницы суррогатного материнства делятся с психологом о том, как трудно хранить в тайне, и порой избегать общества, дабы сохранить новость об участии в программе.

Но даже если со стороны сурмамы может не возникнуть подобных проблем, они легко могут появиться у генетических родителей. Страх, переживания, одолевающие супружескую пару на протяжении всей беременности, приводят к нарушениям психического здоровья. Первым в дело вступает материнский инстинкт у бесплодной женщины, которая была вынуждена обратится за помощью к суррогатной маме, рано или поздно начинает терзать себя мыслями о возможном отказе передачи ребенка после рождения, о том, что она полюбит его и пожелает оставить себе, или в течение беременности каким то образом повлияет на состояние плода, причинив ему вред.

И спустя годы это чувство не покидает женщину, или супружескую пару. На подсознательном уровне родители пытаются выискивать различные сходства ребенка с суррогатной матерью, все негативные стороны характера, которые проявляет ребенок – списывать на генетику именно сурмамы а, не учитывая свое собственное воспитание.

Человеческая взаимопомощь уходит на второй план, уступая место деньгам, зачастую у женщин возникает мысль о хорошем заработке, работе, а не решительности для такого шага из соображений о благом поступке на радость бесплодной паре, упуская все нюансы влияния беременности на собственное здоровье и здоровье малыша

О коммерческой стороне репродуктивного материнства мы говорили ранее, но стоит напомнить, что с каждым годом данная программа якобы выносить ребенка с благой целью все больше напоминает процесс «купли-продажи», ценным товаром которого может являться сам новорожденный малыш.

Сам ущерб, наносимый суррогатной матери во время беременности – нельзя обойти стороной. Во-первых, организм подвергается колоссальным изменением, что не всегда есть хорошо, процесс беременности длительный, а значит, последствия ее носят такой же характер. Ведь не зря статистика показывает высокий процент возникновения токсикоза на ранних сроках именно у суррогатных матерей, так как внедрение чужеродного эмбриона, его прикрепление и дальнейшее развитие влияет на работу организма женщины. Случается даже, что попытки искусственного оплодотворения (ЭКО) не всегда результативны после одного раза и женщине приходится пройти через ряд диагностических процедур еще и еще.

Встречаются некоторые состоятельные семейные пары, которые берут в услужение плохо социально состоятельных женщин в суррогатные мамы, которые из-за отчаяния соглашаются на любую денежную сумму за то что бы рожать ребенка чужим людям

Сточки зрения активисток феминистических движений, суррматеринство в скором времени послужит неким толчком для эксплуатирования женской половины населения, путем отступления человека от духовенства и нравственности считают церковные служащие, утверждая, что суррогатное материнство служит для отступления от гуманистического начала общественности.

В конце концов, даже отвергая все вышеперечисленные проблемы, для самой суррогатной матери на протяжении беременности, а это около 9 месяцев, такой поступок может стать большой психологической проблемой в момент рождения малыша, так как все таинство беременности эта невидимая связь матери с малышом наносит колоссальный удар по любой здравомыслящей женщине.

Суррогатное материнство и его нормативные проблемы

В продолжение темы хотелось бы указать на явные недоработки в сфере нормативноправового регулирования вопроса суррогатного материнства. По сей день, многим известно, что генетические родители не могут быть полностью защищенными от мошенничества или простого отказа суррогатной матери давать право на регистрацию ребенка бесплодной супружеской паре. Например, Россия – страна, где путем долгих судебных разбирательств, опираясь на Семейный кодекс, суррогатная мать может добиться сохранить за собой право на опеку над ребенком которого выносила для семьи, заключив перед этим официальный договор. Рассматривать это дело будут длительное время, но зачастую в пользу сурмамы. Поэтому будущим родителям остается полагаться лишь на добросовестность и порядочность суррогатной матери.

Ни в одном документе не указаны действия и законы, направленные на решение проблемы, когда при рождении ребенка выясняется наличие какой либо патологии или заболевании, возникает риск отказа генетических родителей от ребенка. Или в случаях когда вместо одного рождается несколько детей, но тут зачастую будущие родители снисходительно относятся, и даже радуются двойному прибавлению в семье. Но тем не менее эти, и еще множество нюансов до сих пор лежат на поверхности общественности и предпринять четкую стандартизацию в законодательстве, для регулирования всех вопросов касательных суррогатного материнства – увы, но видимо невозможно.

Суррогатное материнствоправославие

На сегодняшний день неизменной является только отрицательная позиция Российской Православной Церкви, которая старается затрагивать и поднимать эту тему все чаще(). Дело в том что, в соответствующих документах, касаемые церкви указывается негативное отношение к суррогатному материнству, и вот почему – она не считает деторождение единственной и главной целью в браке, а всего лишь плодом желания супружеской пары. И если случается такое, что ни при каких условиях, консервативных методах или хирургическим вмешательством победить бесплодие невозможно, то супругам необходимо просто смириться со своей участью в этой жизни, либо молиться, что бы Бог придал им силы для скорейшего излечения, на худой конец – усыновить ребенка из детского приюта. Все остальные пути к появлению ребенка Церковь к сожалению – осуждает. Есть ли ?

В виде исключения в документах так же отмечается применение процедуры экстракорпорального оплодотворения при абсолютных показаниях бесплодия, для этого необходимо, что бы пара состояла в официальном браке и была повенчана. Такая вспомогательная репродуктивная технология как – донорство яйцеклеток, криоконсервация и т.д. считаются непосильным грехом.

Отдельный вопрос касается крещения новорожденного ребенка в Русской Православной Церкви. Ведь малыш вовсе не считается виновником манипуляций проведенных цивилизованным обществом, и не несут ответственности за грехи родителей своих. Поэтому детям, рожденным «из пробирки» не отказывают в крещении. Вот некоторые нюансы, с которыми можно столкнуться при желании крестить ребенка:

  • в ситуациях, когда новорожденному угрожает смертельная опасность – процессия крещения проводится вне зависимости от условий, при которых он появился на свет.
  • только после покаяния будущих родителей и суррогатной матери в содеянном, пообещав нести христианской воспитание новорожденного допускаются к крещению.
  • если супружеская пара категорически отказывается покаяться, и сознательно идут против законов Православной Церкви, они лишаются права крестить ребенка, вплоть до его совершеннолетия, когда он сможет самостоятельно выбирать вероисповедание.

Отношение церкви к суррогатному материнству.

Вот такими убеждениями оперирует Православная Церковь, когда заходит вопрос о суррогатном материнстве:

  • в силе с активистами феминистических движений, РПЦ считает, что после согласия на суррогатное материнство женщина теряет свое достоинство и просто становится неким хранилищем, инкубатором для вынашивания детей, превращаясь в неодушевленный предмет который всячески используют.
  • сурматеринство попирает священность материнства природного.
  • нарушает главный принцип Божьей заповеди – о появлении человека, его целей и смысла на этой земле.
  • необратимо нарушает брачный союз.
  • нарушает некую таинственную связь между ребенком и суррогатной матерью.
  • лишает еще не рожденного ребенка права на полноценную семью, когда к репродуктивному материнству обращаются одинокие мужчины, женщины, лица нетрадиционной ориентации.
  • способствует халатному отношению суррогатной матери и будущим родителям к новорожденному путем искусственного оплодотворения.
  • нарушает духовную и телесную целостность сурмамы или родителей.

Суррогатное материнство -это грех или нет?

Хочется сказать, что в любом случае выбор остается только за супружеской парой или женщиной, которая соглашается стать суррогатной матерью, несмотря на все осуждения из вне.

Но по убеждениям РПЦ – если женщина получает ребенка путем программы суррогатного материнства, счастливой, на их счет, она никогда не станет. И какими бы громкими словами о жертвенной любви не пыталась бы прикрыться этот репродуктивный метод борьбы с бесплодием, он прежде всего был, есть и будет – чисто коммерческой услугой, ведь предоставляя такую «помощь» специалисты и клиники получают крупные денежные суммы. Деньги ради денег.

Предметом, центром этого метода, и результатом его действия является – ребенок, который становится неким товаром, без какого либо права на выбор.

И поддержание мира будет сохраняться лишь в том случае, когда будут сохраняться человеческие ценности и духовные принципы, которые нельзя купить или продать. Ведь человеческая жизнь, жизнь новорожденного является главной ценностью в этом мире.

Необходимо всего лишь, заглянуть поглубже, дабы усмотреть истинную причину появлений мужского или женского бесплодия. Беспорядочная половая жизнь, частые аборты или перенесенные заболевания передаваемые половым путем – наряду с суррогатным материнством является страшным грехом. А когда все это приобретает масштабный характер проявлений, то и бесплодие предотвратить становится сложнее.

Неужели нельзя обратить свою любовь и заботу ребенку из приюта, который уже существует на этом свете, и нуждается в той самой родительской защите? Тем самым обретая некий Божий подарок, если завести детей естественным путем у супругов не получается.

Тем более, что суррогатное материнство репродуктивная технология, которая открывает возможности для ныне популярных нетрадиционных браков – завести ребенка, имея скрытый умысел и нарушая все природные и Божьи законы. Это один из самых страшных грехов, по мнению Церкви. Ведь сколько зарегистрировано случаев усыновления зарубежными парами нетрадиционной ориентации, детей, рожденных от суррогатных матерей и последующим насилием в такой семье.

Но вместо того что бы попытаться покаяться перед Богом, встать на путь истинный, исправляться духовно и физически, люди просто отдают предпочтение легкому пути решения проблемы. Просто заказать, выложить крупную сумму денег и получить на руки ребенка без лишних хлопот.

Суррогатное материнство – технология, которая затрагивает не только медицину, но и многие сферы общественной жизни – этику, нравственность, религию, право. Однозначного отношения к этой теме быть не может: слишком она сложная и противоречивая. Неудивительно, что проблемы суррогатного материнства, несмотря на его легальное существование в России и других странах, горячо обсуждаются на самых разных уровнях.

Этические проблемы, связанные с ВРТ, в том числе и с суррогатным материнством, – один из наиболее спорных вопросов биоэтики. Аргументы в защиту своей позиции есть как у сторонников технологии, так и у ее противников.

Аргументы «за»

  • Для семьи, в которой женщина страдает необратимым бесплодием, суррогатное материнство – без преувеличения, единственный способ иметь детей. С этой точки зрения этот процесс является не коммерциализацией деторождения, а актом помощи, за который, к тому же, сурмама получает компенсацию.

Более того, эта технология позволяет продлить род даже в случае смерти генетических родителей. Широко известен, например, случай Натальи Климовой, которая использовала замороженную сперму своего умершего от рака сына, донорскую яйцеклетку и сурмаму для появления на свет своего внука.

  • Об эксплуатации женщины говорить некорректно, поскольку один из базовых принципов участия в программе – добровольное желание.
  • Статистика доказывает, что демографическая ситуация ухудшается, а мир стремительно стареет. Так, по прогнозам ООН, к середине XXI века число людей в возрасте старше 60 лет станет больше, чем количество детей до 15 лет. Одновременно увеличивается и количество бесплодных пар. Суррогатное материнство в значительно степени способствует решению демографической проблемы.

Аргументы «против»

Суррогатное материнство — единственная возможность стать родителями для необратимо бесплодных пар
  1. Суррогатное материнство низводит роль матери до функции инкубатора, причем коммерческого, который эксплуатируется с целью получения выгоды. Противники метода приводят в качестве доводов и международные законодательные акты – например, статьи Конвенции о защите прав человека, Конвенции о ликвидации дискриминации женщин.
  2. В основе метода – позиционирование ребенка не как самостоятельной личности, а как объекта сделки (несмотря на то, что предметом является не ребенок, а процесс имплантации и вынашивания).
  3. Суррогатное материнство – нарушение права ребенка на семейную идентичность, поскольку доказано, что в младенчестве он имеет прочную психофизиологическую связь с женщиной, вынашивавшей и рожавшей его.
  4. Методика представляет собой угрозу для здоровья сурмамы – как физического, так и психического. Осложнения возможны не только по причине сильного воздействия гормональными средствами, но и потому, что женщина вынашивает генетически чужеродный плод, а потому реакции отторжения усиливаются.
  5. По мнению некоторых перинатальных психологов, психические отклонения возможны у ребенка, поскольку он получает генетическое наследие от двух родителей, но в то же время питание и кровь во внутриутробный период – от другой женщины.
  6. Суррогатное материнство влияет на психику родителей, которые, возможно, будут искать у ребенка сходство с сурмамой, особенно в подростковом возрасте, когда возникают сложности во взаимоотношениях.
  7. Бизнес на суррогатном материнстве в выступлениях общественных деятелей нередко приравнивается к торговле детьми.

Отношение религиозных организаций

Поскольку описываемая технология затрагивает не только медицинские проблемы, но и нравственные, и даже философские, отношение к ней формулируют и различные религиозные организации.

  1. Православная церковь резко осуждает метод, даже при отсутствии коммерческой составляющей, о чем сказано в Основах социальной концепции РПЦ. В этом документе указывается, что суррогатное материнство разрушает духовную целостность личности и наносит ущерб физическому здоровью.
  2. В целом мнение православной церкви соответствует и взгляду католичества . Правда, если священник РПЦ может отказать в крещении ребенку, родившемуся в результате этой программы, то католики не столь категоричны, хотя в целом технология резко осуждается.
  3. В исламе запрещенной является любая связь, кроме связи мужа и жены. Так, ЭКО разрешается только в том случае, если используется генетический материал законных супругов, а не доноров. Поскольку суррогатное материнство предполагает использование услуг третьей стороны, то оно запрещается.
  4. Позиция иудаизма другая: осуждаются только внебрачные связи, но никак не альтернативные способы произведения на свет потомства. Однако указывается, что обращение к этому методу возможно только в крайнем случае, когда испробованы все другие способы. Более того, в Торе рассказывается история Рахели, жены Яакова, которая, отчаявшись родить ребенка, обратилась за помощью к другой женщине.

Позиция Европейского общества репродукции

По рекомендациям ESHRE, суррогатное материнство должно быть некоммерческим

Чтобы снизить градус общественных споров, Европейское общество репродукции человека сформулировало основные этические принципы, касающиеся суррогатного материнства.

  • Единственно возможной его формой должна быть некоммерческая, альтруистическая помощь бездетным семьям. При этом они должны компенсировать расходы на медицинскую помощь, медикаменты и прочие.
  • Участие в программе осуществляется исключительно добровольно и осознанно.
  • Сурмама должна понимать моральную ответственность и во время беременности взять на себя заботу о ребенке. В равной степени за него ответственны и потенциальные родители. Обязательства вступают в силу с момента подписания договора.
  • Прерывание беременности оправданно лишь в том случае, если для него существуют медицинские показания.
  • При выборе способа родов сурмама обязана руководствоваться в первую очередь интересами ребенка.
  • Ребенок имеет полное право знать, каким образом он был рожден.

Проблемы правового регулирования суррогатного материнства

После принятия в 2011 году закона «Об охране здоровья граждан в РФ» правовой статус суррогатного материнства получил законодательное оформление. Одно из главных достоинств этого документа – закрепление на законодательном уровне понятий, которые используются в сфере ВРТ. Тем не менее, российское , касающееся описываемой проблемы, является несовершенным. Критику обычно вызывают следующие его пробелы:

  1. Нет единого мнения о природе договора. Одни исследователи считают, что его следует относить к группе ничтожных сделок, поскольку он нарушает основы нравственности. Другие придерживаются мнения, что он не может быть отнесен к категории гражданско-правовых договоров и, следовательно, применение гражданского законодательства, регулирующего договорные отношения, невозможно.
  2. Определение суррогатного материнства как метода лечения бесплодия не до конца понятно, поскольку не соответствует семантическому значению слова «лечение», ведь после применения этого метода бесплодие не проходит.
  3. Не отражена главная цель процедуры – передача новорожденного генетическим родителям. Необходимость получения согласия от сурмамы ставит под сомнение силу договора, который был заключен с заказчиками.
  4. Очень часто в договор включается пункт, согласно которому заказчики вправе отказаться от ребенка, если он родится больным. В этом случае бесправной оказывается родившая его женщина (если иное не прописано в договоре и если ей не удастся доказать отсутствие в случившемся своей вины): ребенок остается у нее, поэтому она должна возместить заказчикам расходы.
  5. Очевидно, что существует некоторое противоречие теории и практики суррогатного материнства. Например, неясно положение одиноких отцов, которые пользуются услугами сурмам с использованием донорских яйцеклеток. В законе такие ситуации не описываются, но на практике суды все чаще выносят решения в пользу одиноких отцов.

Первым таким случаем стало решение Бабушкинского суда Москвы в 2010 году, согласно которому районный ЗАГС был обязан зарегистрировать ребенка, родившегося у сурмамы для одинокого мужчины.

Дебаты об этичности суррогатного материнства

Сегодня на государственном уровне рассматривается вопрос о существенных ограничениях в реализации технологии суррогатного материнства. Например, звучат предложения запретить ее использование для одиноких женщин и мужчин, а также запретить коммерческие договоры. Предполагается, что выносить ребенка для бездетной пары сможет только родственница (с документально подтвержденным родством) на безвозмездной основе. Будут ли они приняты – покажет время. Как бы то ни было, на сегодняшний день суррогатное материнство – единственная возможность для необратимо бесплодных пар стать родителями.

Суррогатное материнство - тема сложная и неоднозначная. Несмотря на то что в России оно не запрещено, об этом говорить как-то стесняются, поскольку вопросов эта репродуктивная технология вызывает больше, чем дает ответов. О плюсах и минусах суррогатного материнства мы расскажем в этом материале.


Что это такое?

Суррогатное материнство - официально признанная вспомогательная репродуктивная технология, которая позволяет парам с тотальным женским бесплодием или полной невозможностью выносить чадо иметь родного генетически «своего» ребенка. Раньше пары, в которых женщина не могла стать мамой по медицинским показаниям или ввиду врожденных или приобретенных аномалий развития органов репродуктивной системы (матки, влагалища, яичников), имели только два выхода - взять ребенка из детского дома или прожить жизнь без детей вообще.

Суррогатное материнство, которое по сути известно со времен Плутарха, но получившее «второе дыхание» только в 1980 году, дает шанс бесплодной паре иметь ребенка, родного по крови и генам. Помимо семейных пар, «заказчиками» суррогатных мам становятся одинокие женщины с грубыми патологиями матки или другими диагнозами, которые с беременностью и родами абсолютно несовместимы, а также одиноким мужчинам, которые «дозрели» до осознанного отцовства.

Оплодотворение происходит методом ЭКО. Врачи получают яйцеклетку женщины, сперматозоиды мужчины. Проводится оплодотворение в лаборатории, после нескольких суток культивирования зародыши переносятся в полость матки суррогатной мамы - здоровой, прошедшей необходимые обследования женщины репродуктивного возраста.

Именно она вынашивает и производит на свет малыша (или малышей), но они не являются ей родными. После родов женщина обязуется отдать рожденного младенца его биологическим родителям.



Для ЭКО в рамках программы суррогатного материнства могут быть использованы и донорские половые клетки - одинокий мужчина может воспользоваться ооцитами из криобанка, а одинокая женщина - донорской спермой. Однако сама суррогатная мать не имеет ни законодательного, ни морального права давать собственные яйцеклетки для оплодотворения, ведь в этом случае ребенок будет для нее биологически родным, а это может осложнить исход - сурмама откажется отдать кроху, привяжется к нему.

По рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения, термин «суррогатная мать» заменен на «гестационный курьер». Это более логично и правильно, поскольку мать у новорожденного может быть только одна - его биологическая мама, которая будет его растить и воспитывать.


Стать гестационным курьером очень непросто - требования к здоровью женщины предъявляются очень высокие. Помимо того, что она должны быть здоровой, у нее должны быть собственные дети. Найти такую женщину для вынашивания ребенка бесплодным парам и одиноким россиянам и россиянкам бывает также непросто: несмотря на обилие репродуктивных агентств, клиник, имеющих собственные базы данных сурмам, специальных форумов и сообществ в интернете, хороший, ответственный и порядочный гестационный курьер сегодня - настоящая находка.

Гестационный курьер «работает» на платной основе. Размер гонорара никем и никак не регламентируется и зависит от договоренности кандидатки с биологическими родителями.

И тем, кто хочет воспользоваться услугами гестационного курьера, и тем, кто задумывается о «карьере» сурмамы, следует тщательно взвесить все «за» и «против», плюсы и минусы, поскольку это решение может иметь серьезные последствия.



Преимущества

Бесспорно, гестационные курьеры нужны и полезны: множество пар и одиноких мужчин и женщин получают долгожданный и выстраданный шанс стать родителями. Потребность иметь и растить собственных детей заложена в каждого из нас на генетическом уровне, это нормальное требование цивилизационного процесса. И порой сурмама - действительно единственный выход из ситуации.

Минздрав России четко указывает показания к такой вспомогательной репродуктивной технологии: это отсутствие матки, пороки ее развития, посттравматические изменения, а также большой перечень заболеваний и состояний, при которых женщина не может вынашивать самостоятельно из-за большого риска собственной гибели. Одиноким мужчинам показания не требуются.

Сегодня около 17-20% семей в России страдают бесплодием. Из них примерно половине требуется репродуктивная помощь. Без гестационного курьера, по статистике, не справиться примерно 5-7% таких семей.

Раньше с диагнозом «беспллодие» и синей печатью поперек справки женщину просто отправили бы домой. Сегодня у нее есть шанс. Если она примет решение, что суррогатное материнство для нее вполне приемлемо, она сможет иметь здорового, крепкого собственного ребенка.


Для самих суррогатных матерей договор об оказании услуг бесплодной паре - способ поправить собственное тяжелое материальное положение. Услуги в среднем по России стоят от 1 до 3 миллионов рублей, а это может быть новая квартира, если женщине с ребенком негде жить, или нужно срочно решить вопрос с дорогостоящим лечением кого-то из родственников. Ситуации бывают разные. Замужние женщины с согласия супруга тоже становятся сурмами, и, поверьте, у каждой из них есть очень веские причины для принятия такого решения.

У вас может возникнуть вопрос, почему же в обществе сложилось преимущественно негативное мнение о суррогатном материнстве, ведь всем сторонам от него только польза. Наверное, спор сторонников и противников этой вспомогательной репродуктивной технологии не закончится никогда, ведь и те, и другие приводят очень веские доводы в пользу своего мнения. Если бы была возможность положить их на чаши весов, с огромной долей вероятности весы остались бы в равновесии. Поэтому решение о вступлении в программу сурматеринства одинаково сложное и для гестационных курьеров, и для их «заказчиков».


Недостатки

И сурмамы, и будущие биологические родители еще на стадии принятия решения сталкиваются с этическими проблемами. Чаще всего признаться родственникам и друзьям о том, что паре необходима помощь чужой и посторонней женщины, им стыдно. Многие биологические матери симулируют беременность, носят специальные накладки на живот, чтобы все окружающие, даже родные люди, и подумать не могли, какой ценой досталось это счастье - быть мамой.

Биоэтика не разрешает лечащему врачу разглашать эту тайну когда-либо и кому-либо . О большом секрете знают только трое - муж, жена и женщина-гестационный курьер. Однако человеческий фактор нельзя не учитывать, утечки информации все-таки следует опасаться.

Тем, кто хочет стать родителями, нужно держать ухо востро - в Интернете есть немало мошенниц, которые берут предоплату и исчезают. Также нередко биологические родители могут столкнуться с фактами манипуляции: женщина, забеременев, начинает шантажировать своих «заказчиков» тем, что сделает аборт или начнет курить и пить алкоголь, если ей не увеличат гонорар или не выполнят каких-то иных условий. Иногда может получиться так, что женщина откажется отдавать ребенка после родов, поскольку привыкнет к нему за долгие девять месяцев.



Биородителям может попасться женщина, имеющая проблемы со здоровьем и предоставившая поддельные медицинские справки, в этом случае здоровье малыша также окажется под угрозой. Безответственная сурмама может отказаться или забыть вовремя принимать медикаменты, назначенные врачом, будет пропускать визиты в консультацию, не станет придерживаться диеты и правильного питания во время беременности. В общем, перечень возможных проблем очень большой.

Сама женщина-гестационный курьер также может стать жертвой недобропорядочных «заказчиков». Ей могут не заплатить после родов, отказаться оплачивать какие-либо непредвиденные расходы, связанные с беременностью, если они не оговорены условиями контракта. Супруги, являющиеся биологическими родителями, могут развестись в тот момент, когда для них вынашивают кроху, и тогда ребенок станет жертвой семейных разборок или от него вообще откажутся. Перед суррогатной мамой встанет вопрос, что же делать с крохой и кто ей теперь заплатит.

Отношение «заказчиков» к «исполнительнице» не всегда бывает корректным и адекватным. Не так уж редко встречаются биородители, которые хотят контролировать каждый шаг гестационного курьера, устанавливают камеры видеонаблюдения везде, включая ванну и туалет, не разрешают свободно покидать дом, чтобы сходить куда-то по своим личным делам. Эти действия, естественно, оправданы страхами, что сурмама нарушит условия контракта и навредит малышу. Не каждая пара в этой ситуации может вовремя остановиться и понять, где проходит граница разумного, где заканчиваются их права и начинается свобода другого человека.



Отношения гестационного курьера и биородителей должны регулироваться договором, в котором следует оговорить все до мелочей, предусмотреть все ситуации, чтобы интересы двух сторон были максимально учтены и устраивали всех. Такую работу лучше поручить специалистам - юристам агентств, которые оказывают посредничество между сурмамами и «заказчиками», или юристам клиник, в которых наблюдаются пары. Но даже очень точный и грамотный договор не гарантирует, что все пройдет гладко и ни на одном из этапов не возникнет каких-либо сложностей и недопонимания.

Еще один неоднозначный момент - рассказывать ли ребенку, когда он подрастет, как он появился на свет. Биоэтика запрещает это и врачам, и гестационному курьеру. Но утечка информации может быть, к тому же некоторые родители считают своим моральным долгом рассказать выросшему чаду эту семейную тайну.

Психологи считают, что такая правда может вызвать проблемы с самоидентификацией у человека, особенно если этот человек еще не достиг совершеннолетия или только едва переступил этот возрастной рубеж.


Моральные вопросы

Добиться благословения или одобрения священнослужителей почти всех религий на суррогатное материнство, скорее всего, не получится. В большинстве верований эта репродуктивная технология жестко порицается и отвергается как аморальная. Супруги, которые хотят иметь ребенка любой ценой, нарушают основное правило любой веры - с терпением и смирением принимать данное Всевышним.

Православие считает, что супруги, которые отказываются принять свое бесплодие как данность, уже нарушают Закон Божий. Однако отношение Церкви к ЭКО в целом более лояльное, но только при условии, что для получения зародышей врачи будут использовать половые клетки жены и мужа. Донорский материал, сурматеринство - методы, которые, по мнению православных священников, нарушают великое таинство христианского брака, а также полностью обесценивают материнство, превращая его в коммерческую сделку. Ребенок в этом случае становится предметом купли-продажи, а человеческая жизнь - бесценная, именно так гласит главный фундаментальный принцип РПЦ.


С православными священниками полностью согласны и почитатели ислама. Ни один мулла не даст своего благословения супругам, которые сообщат о своем желании нанять сурмать для рождения потомства. Мусульманки, которые сами хотят стать гестационными курьерами - большая редкость, поскольку наказание за такой грех в исламе существенное - от женщины может отвернуться вся семья, друзья и родственники.

Католичество полностью запрещает все репродуктивные вспомогательные технологии, будь то ЭКО, ИКСИ, внутриматочная инсеминация или суррогатное материнство.

Иудаизм более терпим к гестационным курьерам, правда, в Израиле никогда не проведут протокол ЭКО, если сурмама относится к числу родственниц (что в России вовсе не запрещено). Страна, в которой ЭКО полностью оплачивается государством, где поддерживаются любые репродуктивные методики, жестко ограничивает родственные «услуги», ведь раввины считают это кровосмешением, что является тяжелым проступком.

Самое терпимое отношение к гестационным курьерам демонстрирует только буддизм, поскольку его почитатели считают, что самое главное – чтобы все были счастливы, и если сурраготное материнство - единственный способ достичь этого счастья, то почему бы и нет.


Душевный кризис могут переживать и биологические родители младенца, поскольку женщин в таких парах мучает чувство вины за то, что родила кроху не она, а другая, мужья же в этой ситуации чувствуют себя несколько неловко.


Противники сурматеринства выдвигают следующие аргументы: сама программа противоречит законам природы, она насилует души всех участников, и последствия могут быть самыми неожиданными. К сожалению, нередко случаются разводы. После успешного окончания лечебного курса, выписки с шарами и цветами из родильного дома биологические родители через некоторое время расстаются, поскольку тайна, которую они носят, оказывается слишком тяжелой, а душевный груз - слишком неподъемным.

Семьи гестационных курьеров, если у женщины есть муж, получив необходимую сумму денег за рождение крохи, тоже в большинстве случаев распадаются. Большинство мужчин, даже если участие супруги в программе было подтверждено их согласием, так и не могут принять в глубине души тот факт, что жена вообще согласилась на это. Начинаются конфликты, все чаще следуют упреки, в результате - развод.


Выводы

Если вы стоите перед непростым выбором - согласиться ли на участие в программе, хорошо подумайте, готовы ли вы к возможным рискам, а также изменениям, которые необязательно будут иметь счастливый финал. Во многом, наверное, правы священнослужители, которые указывают на такие важные аспекты человеческой жизни, как голос совести. Держать ответ каждому из участников программы суррогатного материнства предстоит в первую очередь перед самим собой.

Недопустимость нарушения таинства и интимности союза двоих сложно оспаривать. Те, кто яростно пытались это делать, очень скоро понимают, как они заблуждались. С этой точки зрения, паре проще, как им советуют в большинстве случаев, взять ребенка из детского дома, малыша, оставшегося без родителей или кроху-отказника. Совесть будет легкой и спокойной. Но и желание иметь родных детей также оспорить невозможно.

Принимая решение, которое однозначно изменит вашу жизнь, не торопитесь, подумайте, разложите все «по полочкам». А решив, действуйте без сомнений. Любое решение - только ваше.