Каменный резной алтарь помог разобраться в династических связях государств майя. Алтарь в православной церкви Заклинание при помощи свечей и кристаллов кварца

Магия кристаллов
Кристаллы и камни являются дарами Богини и Бога. Они священные, магические инструменты, которые могут быть использованы для усиления ритуалов и магии. Здесь я хочу сказать несколько слов об этом виде земной магии.

Подготовка круга

Магический круг может быть выложен кристаллами и камнями, либо травами.
Начиная и заканчивая на Севере, выкладывайте 7, 9, 21 и 40 кварцевых кристаллов любого размера по кругу внутри ограничительной веревки или прямо на ней. Если ритуал связан с обычной духовной и магической работой, кристаллы кладутся лицевой поверхностью наружу. Если же проводится защитный ритуал, кристаллы следует класть лицевой поверхностью внутрь.
Если вы используете свечи, чтобы обозначать стороны света в магическом круге - вместо камней обложите каждую свечу следующими минералами:

СЕВЕР - агат, изумруд, гагат, оливин, соль, черный турмалин.
ВОСТОК - королевский топаз, цитрин, слюда, пемза.
ЮГ - амбра, обсидиан, родохрозит, рубин, лава, гранат.
ЗАПАД - аквамарин, халцедон, жадеит, ляпис-лазурь, лунный камень.

Каменный алтарь

Чтобы сделать такой алтарь, разыщите на дне сухой речки или на берегу моря несколько гладких плоских камней.
Алтарь делается отдельно из трех больших камней. Два поменьше кладутся в основание, а самый большой и плоский надо положить сверху, он и образует сам алтарь. Левый камень основания представляет Богиню. Это может быть обыкновенный обкатанный рекой голыш, камень с дырой (куриный бог) или кварцевая кристаллическая сфера - в общем любой, связанный с Богиней камень из нижеприведенных.
Правый камень основания представляет Бога. Символизировать его может кварцевый кристалл, обломок вулканической лавы или длинный толстый камень в форме булавы, то есть любой камень, символизирующий Бога из нижеприведенных.
Между этими камнями кладется маленький камень. На нем устанавливается красная свеча, символизирующая божественную энергию Богини и Бога, в виде элемента Огня.
Перед этими камнями кладется еще один - для жертвоприношений: вина, меда, печенья, полудрагоценных камней, цветов и плодов.
Слева от жертвенного камня устанавливается маленький камень с углублением в виде чаши. Наполните его водой, символизирующей стихию Воды.
Любой плоский камень можно положить перед жертвенным, чтобы служил курильницей.
Длинный, тонкий кварцевый кристалл может заменить вам жезл, а заостренный осколок кремня или обсидиана - магическим кинжалом.
Все остальные инструменты просто кладутся на алтарь в необходимом порядке.
Каменный алтарь может быть задействован во всех видах ритуалов.

Камни Богини

В основном, это розовые, зеленые и голубые камни, имеющие связь с Луной и Венерой и управляемые Водой и Землей. Это - перидот, изумруд, розовый турмалин, розовый и голубой кварц, аквамарин, берилл, бирюза.

Камни, связанные с особыми божествами:

АФРОДИТА - соль.
ВЕЛИКАЯ МАТЬ - амбра, коралл, камни с отверстием
ВЕНЕРА - изумруд, ляпис-лазурь, жемчуг.
ДИАНА - аметист, лунный камень, жемчуг.
ИЗИДА - коралл, изумруд, ляпис-лазурь, лунный камень, жемчуг.
КВАН ЙИН - жадеит.
КИБЕЛА - гагат.
КОАТЛИКУ - жадеит.
ЛАКШМИ - жемчуг.
МААТ - жадеит.
МАРА - берилл, аквамарин.
ПЕЛЕ - лава, обсидиан, перидот, оливин, пемза.
СЕЛЕНА - лунный камень, селенит.
ТИАМАТ - берилл.
ФРЕЙЯ - жемчуг.
ХАТОР - бирюза.
ЦЕРЕРА - изумруд.

Камни Бога

В основном, это красные и оранжевые камни, а также те, что связаны с Солнцем и Марсом, управляемые Огнем и Воздухом - кровавик, рубин, гранат, оранжевый кальцит, бриллиант, тигровый глаз, топаз, солнечный камень, красный турмалин.

Камни, связанные с особыми божествами

АПОЛЛОН - сапфир.
БАХУС - аметист.
ДИОНИС - аметист.
КУПИДОН - опал.
МАРС - оникс, сардоникс.
НЕПТУН - берилл.
ОДИН - камни с отверстием.
ПОСЕЙДОН - берилл, жемчуг*, аквамарин.

*Жемчуг и коралл я называю камнями, потому что так их принято называть с древности. Хотя мы прекрасно знаем, что они продукты жизнедеятельности морских организмов, и этический вопрос: использовать ли их в своих ритуалах - встает перед каждым из нас. Хотя я и собирал кораллы, но в колдовстве их не использовал.

РА - тигровый глаз.
ТЕЦКАТЛИПОКА - обсидиан.
ЭСКУЛАП - агат.

Пирамиды

В древние времена, во всем мире, люди из камней возводили курганы и насыпи. Иногда эти сооружения служили для обозначения караванных путей, часто их сооружали в честь каких-то исторических событий, но обычно такие пирамиды имели ритуальное значение.
В магическом смысле, пирамида - это место силы. Она концентрирует энергию камней, из которых сложена. Пирамиды стоят на Земле, но вершины их уходят в небо, представляя символическую взаимосвязь физической и духовной реальности.
Во время ритуалов на улице, маленькую пирамидку (не более, чем из девяти или одиннадцати камней) можно сложить в каждой из главных точек Круга камней. Это делается перед обозначением самого круга.
В следующий раз выберите одинокий дикий уголок с обилием камней. Очистите себе среди них место и сядьте. Представьте свою магическую цель. Пока вы визуализируете, сожмите в руке ближайший камень. Почувствуйте энергию, пульсирующую в нем, энергию Земли, энергию самой природы. Положите камень на чистую землю. Возьмите следующий камень и снова визуализируйте свою цель, а после отложите камень к первому.
Так визуализируя, продолжайте собирать камни,
|выкладывая из них небольшую пирамиду. Складывайте камни до тех пор, пока чувствуете их вибрацию и пульсацию. Последний камень положите на вершину пирамидки с ясным ритуальным намерением - через пирамиду соединить себя с Землей и этим последним магическим действием закрепить свою магическую цель.
Положите обе руки на пирамиду. Отдайте ей свою энергию. Пусть она возрастает внутри пирамиды. Наполняйте ее силой и смотрите, как наполняется силой ваша магическая цель.
Затем оставьте пирамиду доделывать свою работу в одиночестве.

Заклинание при помощи свечей и кристаллов кварца

Возьмите цветную свечу, цветом символизирующую вашу магическую цель. Выберите ее в соответствии с предлагаемым перечнем (или же выберите цвет интуитивно):

БЕЛЫЙ - защита, очищение, спокойствие.
КРАСНЫЙ - защита, сила, здоровье, храбрость, Цетрасть.
СВЕТЛО ГОЛУБОЙ - целительство, терпение, счастье.
ТЕМНОГОЛУБОЙ - превращения, духовность.
ЗЕЛЕНЫЙ - деньги, плодовитость, рост, развитие.
ЖЕЛТЫЙ - интеллект, учение, божественность, привлекательность.
КОРИЧНЕВЫЙ - исцеление животных.
РОЗОВЫЙ - любовь, дружба.
ОРАНЖЕВЫЙ - возбуждение, энергия.
ПУРПУРНЫЙ - сила, исцеление от болезней.

Концом чистого кварцевого кристалла вырежьте на свече необходимый символ. Это может быть сердце - для любовного заклинания, знак доллара - для денежного, кулак - для силового. В другом случае можете воспользоваться соответствующей руной* или просто написать на свече то, что вам необходимо.
Пока вы рисуете или вырезаете, визуализируйте с кристальной ясностью, как могла бы проявиться ваша цель. Вставьте свечу в подсвечник. Положите кристалл рядом с ней и зажгите фитиль.
Когда пламя разгорится, снова четко представьте свои желания. Кристалл, свеча и символ выполнят свою работу.
Символы и знаки
Они используются для быстрого письма в магических работах, Книге духов, вашей книге отражений и так далее.

Чтобы сделать такой алтарь, разыщите на дне сухой речки или на берегу моря несколько гладких плоских камней.

Алтарь делается отдельно из трех больших камней. Два поменьше кладутся в основание, а самый большой и плоский надо положить сверху, он и образует сам алтарь. Левый камень основания представляет Богиню. Это может быть обыкновенный обкатанный рекой голыш, камень с дырой (куриный бог) или кварцевая кристаллическая сфера - в общем любой, связанный с Богиней камень из нижеприведенных.

Правый камень основания представляет Бога. Символизировать его может кварцевый кристалл, обломок вулканической лавы или длинный толстый камень в форме булавы, то есть любой камень, символизирующий Бога из нижеприведенных.

Между этими камнями кладется маленький камень. На нем устанавливается красная свеча, символизирующая божественную энергию Богини и Бога, в виде элемента Огня.

Перед этими камнями кладется еще один - для жертвоприношений: вина, меда, печенья, полудрагоценных камней, цветов и плодов.

Слева от жертвенного камня устанавливается маленький камень с углублением в виде чаши. Наполните его водой, символизирующей стихию Воды.

Любой плоский камень можно положить перед жертвенным, чтобы служил курильницей.

Длинный, тонкий кварцевый кристалл может заменить вам жезл, а заостренный осколок кремня или обсидиана - магическим кинжалом.

Все остальные инструменты просто кладутся на алтарь в необходимом порядке.

Каменный алтарь может быть задействован во всех видах ритуалов.

Алтарь — это главная часть храма, находящаяся на восточной стороне. Слово алтарь происходит от латинскиъ слов alta и ara: возвышенный жертвенник или жертвенник, находящийся на возвышении. Он действительно всегда находился на возвышении, по сравнению с остальной площадью храма. Почему так? Алтарь — это символ Престола Господня.

Он состоит из:

  1. Престола;
  2. Жертвенника;
  3. Ризницы;
  4. Кафедры.

Алтарь в храме сложно не заметить, ведь прообраз Престола должен быть прекрасным. Его всегда стараются украшать и выделять. Во время богослужения священник то выходит из алтаря, то вновь удаляется. Войти в алтарь может далеко не каждый. Именно там свершается подготовка к Таинству Евхаристии. И все же, каждый крещеный мужчина, хоть раз бывал в алтаре даже, если не помнит этого. Подробности о том, что такое алтарь и, какое место он занимает в храме — в нашем материале.

История

Алтари появились еще на заре христианства. В те времена в катакомбных храмах, где христиане иногда вынуждены были скрываться, в восточной части были отгорожены мощи святых мучеников. Мощи хранились в саркофаге — особой каменной гробнице. Именно там совершалось Таинство Евхаристии в воспоминание о Господе нашем Иисусе Христе по Его Завету.

Алтари находились на возвышении по сравнению с остальными зонами храма и символизировали собой Престол Господень. Поэтому Алтарь всегда стараются держать в чистоте, украшать коврами, а входить туда имеет право не каждый. Там, где совершается Таинство Евхаристии символически проходит Тайная Вечеря, когда Христос собирал Своих учеников. Раньше, в Ветхозаветные времена алтарь называли «Святая святых».

Устройство алтаря

Жертвенник

Жертвенник — это стол, который находится в северо-восточной части алтаря, неподалеку от Престола. В соответствующие моменты литургии жертвенник представляет собой пещеру, где родился Христос, Голгофу, где Он был распят, и небесный Престол Славы, куда Он вознесся по Воскресении.

Именно здесь ведутся приготовления к Причастию, а в самом жертвеннике хранятся сосуды для свершения Таинства. Жертвенник обычно красиво украшен.

Престол

Престол — это стол, который находится в центральной части алтаря. Именно здесь свершается Таинство Евхаристии, и прикасаться к этому столу могут только священники. Для мирян это — запрещено. Нижний покров Престола называется катасаркой , верхний – индитией , что в переводе с греческого означает – «одеваю». Покров, которым накрывают престол со всеми находящимися на нем священными предметами по окончании богослужения, называется пеленой .

На престоле обычно хранятся:

  • крест для благословения верующих,
  • Евангелие,
  • антиминс – освещенная ткань с изображением погребения Иисуса Христа.
  • Внутри антиминса находится еще одна ткань, которая называется илитон.
  • Кроме илитона есть и антимисная губка. С ней собираются случайно упавшие частицы причастного хлеба на илитон после приготовления Святых Даров.
  • В илитоне находится частица от мощей святого, святого-мученика.

Ризница

Справа от престола располагается особое место, где в специальные одежды облачаются священнослужители. В ризнице хранятся богослужебные одежды священников, диаконов и иподиаконов. Здесь находятся и богослужебные книги, а также предметы, которые используются во время литургии. В болгарских храмах, особенно в старинных церквях ризницей чаще всего становится самый обычный гардероб или даже простой стол.

Кафедра

Кафедра — это кресло, на котором сидит правящий архиерей, символизируя Христа Вседержителя, а духовенство в свою очередь изображает апостолов или тех старцев-священников, из видения евангелиста Иоанна Богослова во время архиерейских богослужений. В современных храмах чтят древние традиции и в восточной стене алтаря с внешней стороны храма оставляют полукружие – абсиду.

Кто может входить в алтарь

Поскольку женщины не могут быть священниками, в алтарь входить им тоже запрещено, хотя абсолютного запрета все-таки нет. В редких случаях в алтарь могли заходить диаконисы или инокини в женских монастырях.

Не могут заходить в алтарь и миряне-мужчины, не получившие на это специального благословения.

Зато все священнослужители имеют право находится в алтаре:

  • Священники;
  • Иподиаконы;
  • Чтецы.

Один раз в жизни в алтаре побывали все крещеные мужчины. Во время Таинства Крещения священник берет младенца на руки, подносит к Царским вратам и, если речь идет о мальчике, вносит его в алтарь.

К алтарю надо относится с уважением и благоговейным трепетом, без разрешения входить в алтарь просто из любопытства не допускается. Алтарь по причине совершаемого в нем Таинства Евхаристии — священное место. Надеемся, что знания об устройстве православного храма, помогут вам лучше понимать и суть совершаемых в нем Таинств.

Ministerio de Cultura y Deportes Guatemala

Археологи нашли на севере Гватемалы каменный резной алтарь, на котором изображена история одного из неизвестных ранее правителей майя. Как сообщается в пресс-релизе Тулейнского университета Луизианы, Чак Ток Ич"аак был вассалом Канульского царства и при нем началась экспансия, которая позволила династии Кануль установить контроль над бóльшей частью равнинных земель майя.

Канульское царство существовало c I века до нашей эры до X века нашей эры и занимало территории на юге современной Мексики и на севере Гватемалы. Первые достоверные сведения о нем относятся к концу IV–началу V века, когда оно занимало территорию современного мексиканского штата Кинтана-Роо. В 530–540 годах Канульское государство расширилось за счет экспансии на юг и юго-запад. В середине VI века Кануль начал воевать с самым могущественным на тот момент царством Мутуль со столицей в Тикале, которое занимало земли на территории современного департамента Петен на севере Гватемалы. Примерно через 10 лет правители Кануля захватили Мутуль и в течение 200 лет правили почти всеми равнинными территориями майя.

Одним из вассальных и союзных городов-государств Кануля был город Ла Корона, находившийся на севере современной Гватемалы. C 2008 года здесь проводят раскопки американские и гватемальские археологи. В 2017 году в руинах храма экспедиция под руководством Томаса Барриентоса (Tomas Barrientos) нашла резной алтарь. Известняковая плита размером 1,46×1,2 метра весила примерно тонну, в центре алтаря было вырезано изображение правителя Ла Короны по имени Чак Ток Ич"аак, который держит скипетр в виде двуглавого змея, символ его власти. Из каждой головы выходят божества-покровители города. По правому краю алтаря была вырезана надпись с точной датой, 12 мая 544 года. Внизу было изображение сверхъестественного существа, украшенного водными растениями. Другие артефакты, найденные в Ла Короне, позволили установить, что Чак Ток Ич"аак продолжал править как минимум еще 18 лет и был правителем в 562 году.

В 544 году государством Кануль правила могущественная Змеиная династия, которую прозвали так из-за иероглифа, обозначавшего змею и служившего эмблемой династии. Как свидетельствуют надписи на алтаре, Чак Ток Ич"аак женился на одной из принцесс из Змеиной династии. Ла Корона, которая находилась рядом с царством Мутуль, стала одним из опорных пунктов династии Кануль. Правители Кануля создавали «защитный пояс» из вассальных государств, расположенных на границах Мутуля.

«Алтарь показывает нам часть истории Гватемалы, которая произошла около 1500 лет назад. И в данном случае я назвал бы ее исторической майяской версией «Игры престолов», - говорит Томас Барриентос. По словам ученого, алтарь «заполнил пробелы» и позволил «сложить детали головоломки», касающейся политических взаимоотношений в государствах майя. «Это высококлассное произведение искусства показывает нам, что эти правители становились очень могущественными и заключали между собой союзы, чтобы соперничать с другими, в данном случае, с Тикалем».

В начале 2018 года археологи на севере Гватемалы более 60 тысяч построек майя. Это были города с храмами, дворцами и фортификационными сооружениями, соединенными сетью дорог.

Екатерина Русакова

Жертвенники Старых Богов

Как известно, важнейшее место в структуре практически любого традиционного ритуала занимает акт принесения жертвы - не важно, доминирует ли он в ритуале или выполняет внешне второстепенную функцию. Соответственно, большинство традиционных святилищ в качестве одного из своих элементов содержат жертвенник, т. е. некий сакральный объект, на котором и совершается собственно жертвоприношение. И совершенно естественно, что в индоевропейской Традиции, в которой камень имеет такое большое сакральное значение, в качестве жертвенника очень часто выступает именно камень.

Классическим вариантом традиционного каменного жертвенника можно, вероятно, считать камень (необработанный или обтесанный для придания определенной формы) с «чашей»-углублением на верхней поверхности, предназначенным как для собственно жертв и даров, так и, нередко, для сбора дождевой или росной воды. Такого рода жертвенники, представляющие собой каменные кубы или цилиндры с углублением наверху, использовали еще древние этруски; в северных землях камень-жертвенник подвергался значительно меньшей обработке, но углубление-«чаша» сохранялось неизменно.

Можно говорить о том, что по своим функциям эти северные жертвенники приближаются к камням-чашечникам (в углублениях которых нередко оставлялись маленькие жертвы предкам); более того, небольшие лунки на «чашечниках» и «перстовиках» можно рассматривать как миниатюрные «чаши» больших жертвенников (что, собственно, и побудило нас объединить их в одной главе). И тем не менее различие между ними принципиально - прежде всего потому, что для «чашечников» функция жертвенника является в большинстве случаев второстепенной.

Наиболее ярким примером древних европейских камней-жертвенников являются, несомненно, балтские каменные жертвенники, широко распространенные на территории Литвы и Латвии {71} . Всего их известно около трех сотен; большинство из них (так называемые «аукшайтийские жертвенники») представляют собой плоские валуны, на верхней грани которых высверлены и отполированы «чаши» диаметром около 10–20 см и глубиной около 10 см или чуть более того. Значительно меньше (около 40) известно литовских жертвенников с отесанными боковыми и торцевыми (верхней и нижней) поверхностями («жемайтийские жертвенники»). Этот тип древних каменных алтарей распространен в основном в западной части Литвы; они характеризуются большими размерами (высотой около метра) и достаточно широкими жертвенными «чашами» (иногда более 50 см в диаметре), имеющими вертикальные цилиндрические стенки и, нередко, специфический рельеф дна (середина дна бывает приподнята).

3.1. Древни из литовский жертвенный камень бога Рагутиса на одной из нейтральных площадей Вильнюса. В центре верхней поверхности камня видна тесаная жертвенная чаша

Но, разумеется, Прибалтика не является единственным регионом, где можно встретить подобные священные камни с выдолбленными или высверленными в них «чашами» для жертвоприношений. Аналогичные жертвенники известны практически по всей Европе; так, например, похожий на «аукшайтийские жертвенники» камень с высверленной в нем чашей находится в Шотландии, на склоне горы Arthur’s Seat («Сиденье Артура») над Эдинбургом. Вполне допустимо предполагать, что подобные жертвенники являются традиционными для индоевропейцев в целом или, как минимум, для северо-западной их ветви.

Несколько лет назад, в ходе Донской экспедиции 2000 года мне довелось впервые описать аналогичные жертвенники и на территории Русской равнины {72} . Помимо отдельных священных камней, экспедицией 2000 года были изучены и описаны четыре мегалитических культовых комплекса (капища), из которых два были обнаружены впервые (в результате специального опроса местных жителей). Священные камни, образующие сакральные центры двух этих святилищ - Козьинского и Краснохолмского, - принадлежат новому, доселе на территории России неизвестному, типу культовых камней-мегалитов, условно названному нами «камнями с жертвенными чашами».

Первое из названных святилищ расположено близ с. Козье, находящегося на р. Красивая Меча, у дороги на д. Солдатское. Святилище менее чем на 1 км удалено от берега реки и знаменитого Конь-Камня, описанного еще А. Н. Афанасьевым, Н. И. Троицким и другими авторами, что позволяет предполагать существование в прошлом некоторой связи между этими комплексами.

Святилище представляет собой россыпь достаточно больших необработанных камней из местного розовато-серого плотного кварцевого песчаника, находящуюся на заросшей травой незначительной (менее 1 м) возвышенности. Возвышенность имеет естественно-геологическое происхождение и образована, вероятно, коренным выходом того же песчаника.

Два камня, образующие сакральный центр святилища, находятся в восточной части каменной россыпи и окружены прочими камнями с севера, запада и юга. Камни составлены впритык один к другому по линии запад-восток; размеры меньшего, западного, камня составляют 1,1?0,9 м, размеры большего, восточного - 1,60?1,1 м.

Видимая часть западного камня представляет собой плоскую плиту, выступающую над поверхностью земли в среднем на 20 см. В центре плиты находится искусственное округлое чашеобразное углубление размерами 36?46 см. Вероятно, данная каменная плита представляет собой своего рода алтарь или жертвенник, в «чашу» которого возливалась или возлагалась жертва (мед, пиво, кровь; мясо, сельскохозяйственные продукты и т. п.). Возможно, впрочем, что «чаша» использовалась как ритуальный очаг, - обряды, связанные с возжиганием огня на культовых камнях, сохранились в ряде районов Северо-Запада России до наших дней {73} .

Общая схема главных камней святилища у д. Козье. План и вид сбоку

Как уже говорилось, каменные жертвенники такого типа на территории Центральной России описываются впервые. Единственной возможной параллелью может оказаться один из культовых камней упомянутого уже урочища Чертово городище в Калужской области. А. Перепелицын описывает этот камень так: «Находится он в нескольких десятках метров от «чашечного» и интересен вырубленным в нем (явно искусственным) глухим отверстием в форме неправильного пятигранника с ребрами по 15–25 см и глубиной до 40 см» {74} . Однако однозначно утверждать однотипность данного памятника и западной алтарной плиты Козьинского святилища (пока, по крайней мере) невозможно.

3.4. Святилище у д. Козье. Камень-алтарь с жертвенной «чашей» (вид с запада)

Второй, восточный камень, имеет максимальную высоту 70 см. Верхняя его грань имеет весьма значительный наклон к востоку, так что к алтарной плите камень примыкает самой высокой своей частью. На верхней грани камня находятся - одна над другой - две округлые «чаши» диаметром 20–25 см. Из верхней, более четко выработанной и более глубокой «чаши» в нижнюю, почти плоскую, ведет врезанный в камень слив. Похожий же слив ведет из нижней «чаши» к грунту.

Без проведения специального исследования невозможно однозначно утверждать, что система «чаш» и сливов восточного камня святилища рукотворна. Однако и предполагать полностью естественное происхождение этой сложной системы также вряд ли допустимо. Наиболее вероятным представляется «промежуточный» вариант - искусственная доработка естественных выбоин и иных неровностей камня. В конечном итоге, вопрос о рукотворности чаш и сливов не так уж важен, - на примере «чашечников» и «следовиков» нам известно, что в древности в качестве культовых объектов использовались как камни с естественными углублениями, так и камни с углублениями, выбитыми искусственно.

В целом Козьинское святилище производит впечатление тщательно продуманного культового комплекса, в котором нет случайных элементов. Ориентация сдвинутых впритык камней по оси запад-восток наводит на мысль о традиционной фундаментальной диаде Смерть-Жизнь, каждый из компонент которой ассоциируется в сакральной Традиции с определенной стороной света (Смерть - запад, Жизнь - восток). Если это такое сопоставление верно, то на жертвеннике западного камня, за которым в моменты Равноденствий заходило («умирало») солнце, в древности совершались жертвоприношения хтоническим богам, богам Смерти, Иного Мира, магии. Напротив, чаши и сливы восточного камня, за которым солнце восходило («рождалось»), могли служить для сбора дождевой и росной воды. На этнографическом материале всей Европы реконструируется почтительное отношение к воде, скапливающейся в углублениях священных камней, - повсюду такая вода считается целебной, святой и т. д.

В этом отношении очень интересно вспомнить чрезвычайно распространенный в славянском фольклоре и эпосе архетипический мотив Живой и Мертвой воды. Исцеляющая, волшебная вода, скапливающаяся в «чашах» восточного, «рассветного» камня в этой связи может быть ассоциирована с Живой водой, а вода, собирающаяся в жертвеннике алтаря Черных богов, - с водой Мертвой…

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Апокалипсис XX века. От войны до войны автора

ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ «СТАРЫХ КАДРОВ» При реорганизации ВЧК в ОГПУ сразу же сократили уездные чрезвычайки, потом «местные» концлагеря. Комиссия 1923 года выявила 826 «неоправданных» расстрелов, коррупцию, алкоголизм. Весной 1923 года прикатила комиссия на Соловки. С 1924 года

Из книги Гумилёв сын Гумилёва автора Беляков Сергей Станиславович

НОВАЯ КВАРТИРА БЕЗ СТАРЫХ ДРУЗЕЙ После женитьбы жизнь Гумилева медленно, но неуклонно менялась. Веселая жизнь немолодого холостяка с долгими научными спорами и чтением стихов, со старыми друзьями и подругами стала воспоминанием. Хотя отдельную квартиру Гумилев от

Из книги Великие исторические сенсации автора Коровина Елена Анатольевна

Сенсация со страниц старых газет Историю во всем мире ценят и затверживают наизусть. В России обычно переписывают. Или – открывают заново. Потому что забывают прошлое, и даже самые яркие эпизоды теряются во тьме веков. Но иногда историки и архивисты, а то и просто ретивые

Из книги Изгнание царей автора

4.4. Смена старых русских погребальных обычаев и уничтожение старых русских надгробий при первых Романовых В ходе наших исследований мы обнаружили одно очень важное, но совершенно неизвестное в русской истории обстоятельство, о котором мы здесь расскажем. Оказывается,

Из книги Женщина в мире мужчин. Курс выживания автора Картленд Барбара

Глава 8 ПРОБЛЕМА СТАРЫХ ДЕВ Сегодняшняя женщина, несомненно, лучше выглядит, лучше следит за собой, лучше образована, чем любая женщина прошлого. Но то почти совершенство, которого она достигла, досталось ей дорогой ценой.Женщины, как оказалось, несчастливы и

автора Платов Антон Валерьевич

Глава 3 ЧАШИ, ЖЕРТВЕННИКИ И АЛТАРИ Чашки в камне Камни-чашечники, т. е. камни с небольшими (как правило, в несколько сантиметров диаметром) чашеобразными углубления, достаточно хорошо изучены и описаны на территориях Прибалтики, Беларуси, Русского Севера, в ряде

Из книги Мегалиты Русской равнины автора Платов Антон Валерьевич

Каменные жертвенники Каменные жертвенники, широко распространенные в Литве и отчасти в Латвии, использовались для возложения жертв. Надо заметить, что на самом жертвеннике огонь не разводился.Четко определенный регион распространения, типичные формы и технология

автора Шигин Владимир Виленович

ПРИЗРАКИ СТАРЫХ МОРЕХОДОВ На многих флотах мира существуют легенды о том, что погибшие адмиралы возвращаются в виде призраков на свои корабли, чтобы снова вести их в сражения. Любопытная легенда существует в старейшем в мире военно-морском журнале ВМФ России «Морской

Из книги Призрак на палубе автора Шигин Владимир Виленович

ТЕНИ СТАРЫХ АДМИРАЛОВ Как известно, названия кораблей, как и имена людей, никогда не бывают случайными. Как назовёшь корабль, так он и поплывёт, - гласит старинная морская примета. Особая категория кораблей - те, что названы именами людей и в особенности старых

Из книги История тайных обществ, союзов и орденов автора Шустер Георг

ОРДЕН СТАРЫХ ФРАНКМАСОНОВ (Орден старых франкмасонов мемфисского и мизраимского обряда, а также гиотландского, старого и принятого, 33°) Этот энергичный орден, который за последнее время приобретает все большую силу и в Германии, ведет свое франкмасонское происхождение

Из книги Смерть и жизнь больших американских городов автора Джекобс Джейн

10. Необходимость в старых зданиях Условие 3. В районе должны, перемежаясь, идти здания, различающиеся по возрасту и состоянию, включая немалое число старых.Крупные города так остро нуждаются в старых зданиях, что без них, вероятно, невозможно развитие полнокровных улиц и

Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович

10.4. Жертвенники «варваров» Корнелий Тацит сообщает, что германцы были варварами, а потому приносили в жертву богам захваченных в плен римлян. Например: «Были здесь и обломки оружия, и конские кости, и человеческие черепа, пригвожденные к древесным стволам. В ближайших

Из книги Царь славян автора Носовский Глеб Владимирович

6.2. ПРОБЛЕМА РАСШИФРОВКИ СТАРЫХ ИНДИКТОВЫХ ДАТ 6.2.1. СЛУЧАЙНЫЕ И «СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ» ОШИБКИ, ВНОСИВШИЕСЯ ПЕРЕПИСЧИКАМИ В СТАРЫЕ ДАТЫ Описанная выше ситуация с индиктовыми датами, взятыми из старого текста, типична. Во многих случаях при прямом переводе в даты н. э. они дают

Из книги Большая война автора Буровский Андрей Михайлович

Из книги Памятное. Книга 1. Новые горизонты автора Громыко Андрей Андреевич

Слушая старых большевиков На всю жизнь врезались в мою память встречи в Москве с некоторыми выдающимися революционерами во Всесоюзном обществе старых большевиков. Оно было создано еще при жизни В.И. Ленина, а организационно оформилось в начале тридцатых годов.

Из книги Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке автора Джемаль Орхан