Бездетная семья особенности. Что такое бездетная семья? Изменение ценностей в обществе

Людям надо стараться быть честными в отношении самих себя. Если супружеская пара не чувствует готовности воспитывать детей, то супруги должны сами решить, какой вариант семьи их устраивает. При этом не надо прислушиваться к мнению родственников, друзей, соседей и авторитетов в различных областях жизни, даже самых признанных и уважаемых.

Мы живем в такое время, когда люди осознают преимущества бездетных браков. В чем они заключаются?

Считается, что дети укрепляют отношения мужа и жены. Это бывает не всегда, а иногда с рождением ребенка отношения просто ухудшаются. В семье из двух человек настоящие чувства привязанности и любви не нуждаются в дополнительных «подпорках». В такой семье отвечают только за себя и за любимого человека. К нему и отношение, как к любимому ребенку. И что в этом худого? Живя друг для друга, люди наслаждаются жизнью.

Это эгоизм? Конечно, эгоизм. А кто не эгоист? Как часто дети бывают случайными, а то и просто нежеланными. Неожиданная беременность нарушает все планы, что многих не радует. Воспитывая детей, женщины (которые в основном этим занимаются) устают, не досыпают, раздражаются. Это отражается на детях. На улице можно часто встретить женщину, которая кричит на орущего ребенка, а то и шлепает его, чтобы он, наконец, «заткнулся». Многие матери считают, что они так много «вложили» сил, нервов и средств в рождение и воспитание ребенка, что он «должен» им по гроб жизни. Ведь не редкость, когда матери рассуждают примерно так, что она вырастила ребенка, а, повзрослев, теперь он обязан заботиться о ней.

Конечно, хорошие дети никогда не бросают своих родителей. Но такие рассуждения тоже смахивают на эгоизм, а то и расчет. К сожалению, даже материнская любовь в бескорыстном варианте встречается довольно редко (как и любая другая бескорыстная любовь).

В связи с этим важен еще один аспект отношений между супругами. Не всякий мужчина радуется появлению ребенка, потому что жена, естественно, переключает на него всё свое внимание. Это задевает мужа, к тому же он часто наблюдает изменения в плохую сторону и внешности, и характера жены, что также не прибавляет к ней любви. Правда, надо признать, что такая ситуация всё же возникает в семьях, которые не были по-настоящему готовы к рождению новой жизни. Тут встает вопрос о родительской ответственности. Но это уже другая тема.

С этой точки зрения можно с уважением относиться к смелости пары, которая честно отказалась от детей, показывая этим, что не количество детей важно (сколько их, брошенных или несчастных при живых родителях?), а ответственность родителей за детей. В конце концов, воспитание детей неизбежно требует жертв. А если нет склонности к жертвенности, то лучше отказаться от размножения. Человек – не животное, он вполне может и эти вопросы решать с позиции разума и морали.

Конечно, те люди, которые не мыслят своей семьи без детей, заслуживают уважения и поощрения.

Но и те, кто думает по-другому, не должны подвергаться осуждению. Бывает, что бездетный брак является результатом болезни кого-то из супругов. Тогда, вместо страданий от этого, супруги выбирают спокойную жизнь без детей. Многие из них не решаются даже на усыновление, что также является огромной ответственностью.

Часто психологической проблемой является сознательное желание иметь детей, чтобы не отставать от других, и нежелание на бессознательном уровне. Если такой человек заведет детей, то это будут несчастные дети, потому что они нежеланны.

Таким образом, мы дожили до цивилизованного времени, когда можно, без оглядки на других, выбирать свой стиль семейной жизни. Бездетный брак или брак с детьми имеют и достоинства, и недостатки. Просто надо честно понять, а что нужно тебе самому и следовать своей природе.

В нашей стране ежедневно людей умирает больше, чем рождается. Если эта тенденция сохранится, можно прогнозировать исчезновение нации. Государство ищет пути повышения рождаемости. В ход идет пропаганда многодетности, обещание больших денежных выплат за рождение второго ребенка… Одни предлагают ввести налог на бездетность, другие — отменить пенсии.

А что думают об этом сами жители России? Некоторые считают, что количество детей в семье стоит ограничивать, другие вообще не хотят «обзаводиться потомством», называя себя «childfree», третьи рожают столько детей, сколько Бог дает. Но есть люди, которые хотят детей, но по каким-либо причинам не могут их иметь.

По определению Всемирной Организации Здравоохранения, «…бесплодным считается брак, в котором по тем или иным причинам, происходящим в организме женщины или мужчины, либо обоих партнеров, беременность не наступает при регулярной половой жизни без применения каких-либо противозачаточных средств в течение 12 месяцев при условии детородного возраста супругов».

Если верить статистике, невозможность зачатия ребенка волнует на сегодняшний день каждую шестую пару. Из 37,5 млн женщин, проживающих в РФ, в возрасте от 20 до 45 лет 5-6 млн не могут иметь детей. В последние годы диагноз «бесплодие» ставится врачами все чаще и чаще. Бытует мнение, что зарождение жизни в основном зависит от здоровья будущей матери. На самом деле это не так. Доказано: из 100 бездетных пар около 40% не имеют детей по причине мужского бесплодия. Причин для этого много: инфекционные заболевания, неблагоприятная экологическая обстановка, бесконтрольное применение лекарственных средств, психологические проблемы. Сухая статистика, за которой — человеческие судьбы.

Почему женщина не может зачать или выносить ребенка? Бесплодие — трагедия и наказание или нужно благодарить за нее Бога? Можно ли усыновлять детей? На вопросы сайта Милосердие.ru отвечает священник Андрей Лоргус, декан факультета психологии Российского Православного Университета св. Иоанна Богослова.

— Бездетность — это испытание, наказание, крест? Если в семье нет детей, как супругам относиться к этому?

— К этому всегда нужно относиться с благодарностью, как к воле Божией. Но при этом надо иметь в виду, что очень часто причины бездетности при видимом желании иметь детей могут крыться в самой личности. И вот об этом нужно говорить, потому что это поправимые вещи. Вот один из случаев, который мне известен как пастырю. В хорошей семье, где супруги очень любят друг друга, все беременности заканчивалась выкидышами. Причем у семья очень благополучна, с хорошим достатком. Швейцарские клиники, лучшие врачи, психологи — и все бесполезно. Причина была не медицинская, а духовная и психологическая.

Дело было в том, что, как известно, духовные и психологические состояния отражаются в телесных, соматических проявлениях. Если человек нервничает, у него сердце болит или поднимается давление. И здесь точно так же. Если женщина не любит мужа, скрывая это даже от себя, не хочет детей, бессознательно боится детей, или вообще испытывает какой-либо страх, все ее женское естество сжимается так же, как сжимаются сосуды при нервных нагрузках. И если с медицинской точки зрения все нормально, а она может не зачать. Организм может «слушается» ее подсознательной команды.

В случае, о котором я рассказываю, был страх оказаться несостоятельной перед мужем. Она боялась, что не выносит, неправильно воспитает, допустит какую-то оплошность. Этот страх вызывал серьезные физиологические нарушения в ее организме, и беременность все время срывалась. Но в других случаях могут быть и другие причины.

Супружеская пара не хотела признавать, что у них есть такие проблемы. Это часто бывает. Супруги играют роль приличной, благочестивой семьи, не желая признавать, что у них серьезные личностные и духовные проблемы. Могут быть и другие причины: заболевания, наследственность, психологическая травма, тяжелый труд, экология. Причин множество. В основе всех — человеческий грех, но далеко не всегда личный или грех семьи, часто — это грех всех нас, всего человечества.

— Как Вы относитесь к современным медицинским технологиям, помогающим бездетным парам обрести детей?

— Лечиться или не лечиться — это вопрос не духовный. Если есть болезнь, надо лечиться. Нельзя презирать врачей и медицину как таковую. Другое дело, как и зачем использовать современные технологии. Не значит ли это реализовать свою страсть к детям, желание «заполучить» детей любой ценой. Мне известен случай, когда молодая женщина, прожив три года в браке, пришла на искусственное оплодотворение. Как врач ее ни убеждала подождать, ведь три года — это так мало, она все равно прошла эту процедуру трижды. Ничего не получилось, а на пятом году супружества она зачала естественным путем и благополучно родила.

Думаю, проблема в «голове», а не в теле. У меня как у антрополога и психолога есть серьезные основания полагать, что искусственное осеменение, и вообще любое искусственное вмешательство в зачатие неизбежно отразится на детях и на супругах.

Во-первых, сама процедура ЭКО нарушает интимное пространство супругов.

Во-вторых, нельзя забывать о том, что современные методики не могут исключить множественное оплодотворение. Врачи потом производят редукцию, то есть уничтожают «лишних» детей. Это ужасная процедура. Недавно один доктор, проводящий ЭКО, сказала священнику в свое оправдание: «Я редукцией не занимаюсь! Я для этого другого доктора приглашаю». Ведь она понимает, что это зло, что это убийство и как церковь к этому относится, поэтому делает это чужими руками!

А каков процесс рождения и выхаживания детей у этих пар? Я присутствовал в отделении, где выхаживают недоношенных детей. Я крестил там четырех младенцев у супружеских пар, прошедших через ЭКО. Дети весом в четыреста граммов! А те, кто весит 800 г, считаются большими. Родителей рядом нет. Они, конечно, могут приходить, но сидеть там бесполезно. Это заводской цех. Трубки, провода, гудит что-то, дети в прозрачных кюветах накрыты пеленками, лежат там, как в норках, подключенные к приборам. Вот мое эмоциональное впечатление — это ад. Это «детский ад». Это мы его создали. Но люди, врачи и медсестры, работающие там — настоящие подвижники.

Современные исследования пренатальной психологии показывают, что дети запоминают все, даже в этом возрасте, хотя и на бессознательном уровне, в телесно-физиологической памяти. И этот период жизни не проходит бесследно: он проявляется впоследствии, иногда тяжелыми соматическими и психическими заболеваниями. Супружеские пары, которые устраивают такое своим детям, берут на себя ответственность за их души. Я не могу, как пастырь и психолог, им запретить это делать, но и советовать не стану.

— Может быть, люди просто хотят испробовать все возможности?

Нельзя хотеть детей любой ценой. Если супруги во что бы то ни стало хотят детей — это уже патология с точки зрения психолога. Это отклонение личности, это уже и грех, и страсть. Именно потому, что дети не являются смыслом брака и смыслом жизни человека. Смыслом жизни человека является он сам, его бессмертная душа. К сожалению, очень часто супруги хотят «детьми» закрыть брешь в своем супружеском существовании. Они хотят за счет рождения детей решить какую-то свою супружескую проблему. А этого никогда нельзя делать. Если супруги не любят друг друга, у них нет мира, они не могут дружить, они не умеют наладить отношения, то рождение детей ничего им не добавит, наоборот может усложнить, отдалить их друг от друга. Когда рождается ребенок, жена полностью переключается на ребенка. Муж начинает ревновать. Возникает причина для еще одного конфликта.

Вообще дети — это не способ решения семейных проблем. Очень часто женщины идут на рождение детей вне супружества вплоть до искусственного оплодотворения, потому что они хотят состояться как матери. Это ложь и обман, потому что они пытаются рождением ребенка разрешить свою внутреннюю пустоту и несостоятельность. Женщина реализуется как личность не как мать, а как жена. И только как жена может реализоваться как мать. Стать матерью, не став женой — ошибка. Этого нельзя делать. И вообще ребенок не игрушка, он рождается не для нас.

Дети — не вещь, которую «заводят», приобретают, как машину, как коттедж. Детей нельзя заводить, их можно только встретить. Рождение своего ребенка — это встреча с новой личностью, а не воспроизведение себе подобного. Когда я вижу свою новорожденную дочь или сына, я встречаюсь с новым человеком. Он похож на меня, он впоследствии говорит как я, он делает те же самые глупости и грехи. Но он другой.

Когда дети вырастают и уходят, супруги нередко впервые за 20-30 лет встречаются лицом к лицу. И тут начинается новый конфликт. Оказывается, что они потеряли любовь друг к другу, переругались, нажили себе массу всяких обид и проблем друг с другом. А ведь это — самое замечательное время супружества. Зрелое супружество должно включать в себя и нежность, и заботу, и дружбу, и аскезу, и духовную близость. Это золотая пора для супругов. Тем более что могут уже и внуки появиться. А внуки — это совсем иное. Внуки — это радость без ответственности и без страха.

— После многих попыток самостоятельно родить детей, многие супруги решаются на усыновление, возможен ли такой выход из сложившейся ситуации?

Вопрос усыновления не решает главную проблему. Если супруги хотят усыновить ребенка просто для того, чтобы у них были дети во что бы то ни стало , — это страсть. Наша пастырская задача заключается в том, чтобы остановить таких супругов, сказать — что есть только одна причина, чтобы усыновить детей — избыток любви. Духовная, пастырская задача состоит в том, чтобы выяснить, зачем супруги берут детей. Часто говорят — вот дети в детдомах страдают, надо помочь. Всякий раз, когда говорят, что хотят спасти из детского дома детей безродных и голодающих, меня как психолога и пастыря это настораживает, потому что за этими красивыми словами чаще всего стоят человеческие страсти, среди которых главная — неудовлетворенность своей личной жизнью. Детям помогать надо, но только не так. Потому что усыновление — это вещь спорная. У каждого человека есть биологические родители. Они являются и онтологическими родителями. Их бытие основано на том, что у них есть мать и отец. И каждому человеку эти мать и отец необходимы так же, как вера в Бога, небо над головой, жизненное пространство.

Я служу в интернате, где очень много так называемых отказных детей. Я свидетельствую всем своим многолетним опытом, что все мало-мальски осознающие себя дети ищут своих настоящих родителей. Я раньше думал: зачем это нужно? Им не надо встречаться со своими родными родителями, они их не простят, будут их обвинять и прочее. Но нет. Они им нужны. Каждому человеку нужно знать, что у него есть мать и отец. Может быть, просто переписываться с ними, просто знать, как их зовут.

Одна девочка долго искала свою мать и говорила — я никогда ее не прощу за то, что она меня бросила. Сколько она проявила упорства, воли! Нашла, встретилась с ней и вернулась обратно в интернат. Теперь она спокойна. Она не хочет с ней жить, но она увидела ее и простила, она знает, что у нее есть мать, что она такой же человек, как и все.

Когда супруги усыновляют чужих детей, то они очень часто хотят заменить им природных родителей. А этого делать нельзя. Когда дети вырастают, принимая своих приемных родителей за родных, у них оказываются некие тайные личностные проблемы. Они не знают и не могут знать истоки этих проблем, которые могут определять всю их дальнейшую жизнь.

Вот когда люди берут на усыновление детей, желая только предоставить им возможности лучшие, чем в детском доме или интернате, а не заменить им родных родителей, это — здоровая ситуация. Я думаю, дело идет к тому, что государство и общество налаживает серьезное отношение к усыновлению в виде специализированных школ. Но школа должна не только учить пеленать, она должна быть психологической школой. Прежде всего, надо выяснить духовные основания — зачем люди это делают, что это за люди, понимают ли они, что такое семья, супружество, детско-родительские отношения. Надо останавливать людей, хотящих усыновить детей, чтобы у них «были дети». Но есть другие ситуации, когда усыновление оказалось делом случая. Умерли родственники, кто-то подбросил им детей — тогда, конечно, надо брать. Но это уже совсем другое, это — Божий промысел.

— Как можно помочь бездетным супругам с духовной точки зрения?

Для этого нужно только одно — чтобы пастыри и богословы перестали повторять традиционную, но сомнительную фразу о том, что целью семьи являются дети. Это ложная установка, взятая еще из древнего, эллинистического, дохристианского мира. К сожалению, из Евангелия наше современное осмысление супружества взяло только одну фразу о том, что «жена чадородием да спасется». Но есть много других примеров. Множество библейских пар были бездетными или долгое время не имели детей. И не Господь их осуждал, а общество, народная молва. Вот если мы, как представители русского православия, откажемся от этой идеи, то, по крайней мере, люди верующие не будут так страдать от своей бездетности. Кстати, покровители супружества в русском православии — святые Петр и Феврония — бездетная пара. И это никого не смущает. Наоборот, они пример и образ именно супружеской, хотя и бесплодной (в смысле детей) любви.

Но тогда возникает сущностный вопрос — а в чем смысл семьи? Среди многих православных людей существует мнение, что смысл семьи — в рождении детей. И допустимость, как они говорят, сексуальных отношений основана только на зачатии. С их точки зрения, бездетные пары, вообще живут в блуде, потому что они детей не рожают, а сексуальную жизнь ведут. Едва ли это христианская позиция. Такой подход может завести многие пары в тупик, к духовным страданиям. Потому что супруги, чувствующие, что их супружество неполноценно — страдают. Нужно говорить, что дети являются следствием супружеских отношений, но не смыслом. Дети не только не единственный смысл семьи — это не смысл семьи вообще. Не смысл, а плод, плод любви.

С моей точки зрения, смысл семьи — это создание малой церкви, чтобы «двое стали как одна плоть». Вот это создание вышеличного союза и есть главный смысл супружества. «Нехорошо быть человеку одному» — эти библейские слова указывают путь каждому человеку.

Но и здесь мы должны оговориться. Множество современных молодых людей не вступают в брак не потому, что они не хотят, а потому, что не могут. Этих молодых людей нельзя осуждать как нарушающих заповеди, современное падшее человечество таково, что не только детей родить не может, а и брак создать не может по многим причинам — духовным, психологическим, семейным. Часто люди просто бывают так воспитаны в своих семьях, что они просто не могут вступить в брак. Поэтому мы не можем никого осуждать и критиковать.

Мы можем сказать: «брак — это благодатный дар, Богом данный вышеличный союз, малая церковь, это творчество двух личностей». Однако не всем это дано. Да, разумеется, в браке раскрытие личности, ее реализация совершается в большей полноте. Возможен и монашеский, и безбрачный, и многодетный, и бездетный путь человека. Но брачный для всех предпочтительней, кроме тех избранных, что призваны к монашеству Христа ради.

Путь женской личности так же многообразен, как и всякий другой. Женщина — не домохозяйка, не фабрика по производству детей, это — личность у которой есть своя замечательная и таинственная жизнь. Главное для всякого человека — это он сам, это спасение его бессмертной и бесценной души. Это — союз души с Богом, богоподобие.

— Многие умом это понимают, но все равно страдают.

Да, женщины страдают очень тяжело, и часто это у них проявляется на соматическом уровне в виде сердечно-сосудистых и гинекологических заболеваний. Конечно, женщина, не имеющая в браке детей, будет страдать. Ей можно помочь, если она согласится признать, что смысл супружества не дети, а ее муж. И что главное — это любовь, а не зачатие.

И второе — мы должны проповедовать ипостасность нашего человеческого бытия. То есть личность человека превыше природы. Кстати этот же мотив, о личностности бытия, о значении собственной личности женщины, возникает совершенно в другой проблеме — это страдания женщины-матери, когда дети вырастают и уходят. И она оказывается покинутой, как иногда кажется матерям: «Я вас растила, а вы теперь забыли про мать?»

Надо помнить, что смысл жизни женщины не в детях. Двадцать лет, пока дети растут, так быстро проходят, и в пятьдесят лет женщина думает — а что я теперь? Профессии нет, в семье пусто, дом никому не нужен, я готовлю борщ, а его никто не ест, я стираю, а никто не замечает, никто не скажет спасибо и прочее. И вот такой женщине надо напомнить, что смысл ее бытия не в детях, а в ней самой, как в личности. Это важно говорить и женщине, у которой дети выросли и ушли, или погибли. Сколько сейчас погибает детей! А что сказать в утешение матерям, чьи дети погибают в армии в мирное время?

Мужчины в меньшей степени страдают от бездетности, потому что принято считать, что это не их задача. А на самом деле совсем наоборот. Бесплодие очень часто бывает мужское, а не женское. И причины могут быть и психологические, и физиологические, и духовные. Мужчины страдают. Но, к сожалению, мужчины реже себе в этом признаются, не обращаются ни к священнику, ни к психологу. Чаще они идут просто к врачу. У мужчин есть миф, что они могут забыться в работе. Когда мужчина в 40-50 лет достигает успеха в своем деле, он оказывается, как и женщина, у разбитого корыта, потому что его все это не удовлетворяет. И он говорит себе — а кому я передам все это? Наследника нет. Отцовство для мужчины — такая же важная вещь, как и материнство для женщины, потому что рождение ребенка — это шанс встречи с самим собой в новых условиях.

Я убежден, рождение моих детей позволило мне себя узнать с другой стороны. У бездетных нет этой возможности. Далеко не все в нашей жизни получается так, как мы хотим. Бывает так, что Господь посылает детей, когда родители их уже не ждут. Это означает, что люди ничего не хотели приобрести. Если они этого пугаются и отказываются — это страшно. А когда они этому радуются и принимают, как дар Божий — это замечательно. Они будут награждены.

Я бы сказал — хотеть детей не надо. Нельзя от детей отказываться, это грех. Надо просто их ждать. Ждать, как ждут встречи с любимым человеком. Конечно, хочется, чтобы были дети. Но хотеть надо в смысле ждать, а не в смысле добиваться.

Демографические проблемы в нашей стране — лишь следствие затяжной болезни нашего общества. Болезнь эта — распад семьи и брака. Симптомы ее — утрата способности любить, привычка жить «в свое удовольствие», «брать от жизни все». Ее истоки — потеря смысла жизни, как личной, так и родовой, семейной. Пока не устраним причину этой болезни, все экономические и административные меры будут малоэффективны.

Беседовала Анна Иванова


Без детей (Анастасия Коскелло )
Почему Бог не дает детей? (Наталия Сухинина, священник Максим Брусов )

В настоящее время около 15-20% семей в России остаются бездетными. Что позволяет говорить о существовании демографической и медико-социальной проблемы государственного масштаба.

В отечественной социологии существует два подхода к определению современного состояния семьи: кризисная и трансформационная концепции. Различия между ними определяются взглядом на те изменения, которые претерпевает семья. Одни говорят о ее полной дисфункциональности и несостоятельности; другие придерживаются мнения, что в современной семье происходит лишь смещение функциональных аспектов.

Современная демографическая ситуация во многом следствие тех проблем, носителем которых является семья. Современная семья не справляется с задачей воспроизводства населения, она все больше склоняется к малодетности. Причины этого связаны, по мнению большинства исследователей, с переходом к индустриальной цивилизации, так как ни характер труда, ни вознаграждение за труд теперь не зависят от наличия детей. Скорее наоборот: малодетные семьи выигрывают во всем перед многодетными. В связи с этим сегодня остро встает вопрос о ценности детей в семье. Эту проблему освещали в своих работах такие исследователи, как Т.А.Гурко, А.И.Антонов, В.А.Борисов, С.Н.Варламова, А.В.Носкова, Н.Н.Седова и др.

Большое значение имеют репродуктивные установки, такие как желаемое и ожидаемое количество детей. Согласно всероссийскому исследованию («Семья. Демография. Социальное здоровье населения», январь 2006г.), эталоном является двухдетная семья. Данный тип семьи предпочитает более половины всех опрошенных (54%), однако, ожидаемое число детей в среднем по выборке составило 1,8 ребенка.

Семья и дети возглавляют иерархию ценностей у 94-97% опрошенных. С утверждением что «каждая женщина должна стать матерью», соглашается 79-84% опрошенных. Необходимо отметить, что ценность «дети» для самых молодых респондентов оказалась менее значима, чем для людей среднего и пожилого возраста (64% среди 18-24-летних по сравнению с 76-78% в других возрастных группах). Бездетную семью в качестве желаемой модели выбрали 2% опрошенных, а планируют бездетный образ жизни 3%. Высокий процент бездетных семей в обществе ведет к снижению рождаемости, влияя тем самым на демографические показатели.

Бездетный брак - это брак, в котором нет детей. Причинами могут служить: нежелание супругов иметь детей, в связи, с чем они применяют различные методы предохранения от беременности (контрацепция); невозможность иметь детей по каким-то установленным или неустановленным причинам.

Добровольная бездетность - принципиальное нежелание иметь детей, несмотря на наличие такой возможности. Используется также заимствованный из английского языка термин чайлдфри (англ. child free - свободные от детей). Почему здоровые, зачастую успешные люди сознательно отказываются от родительства - это вопрос, на который нужно найти ответ. Необходимо выявить и осмыслить причины добровольной бездетности.

Нежелание иметь детей может носить временный характер и определяться такими факторами, как стремление сначала сделать успешную карьеру, психологическая неготовность, финансовые проблемы и т.д.

Отсутствие детей в семье может быть вызвано также нежеланием одного из супругов завести ребенка. Подобные ситуации нередко возникают при повторных браках, когда от предыдущего брака у одного из супругов уже есть дети.

При желании иметь детей их отсутствие может быть обусловлено бесплодием в браке или невынашиванием беременности у жены. Бесплодие - серьезная проблема репродуктологии, при которой имеется сочетание социального, психического неблагополучия и практически всегда физического нездоровья в семье (ВОЗ). По определению ВОЗ бесплодным считается брак, в котором, несмотря на регулярную половую жизнь без применения противозачаточных средств, у жены не возникает беременности в течение одного года при условии, что супруги находятся в детородном возрасте.

Наибольшее число бесплодных женщин в возрастной группе 20-29 лет - самый благоприятный для воспроизведения возраст. Это не может не вызывать тревоги. Основные причины бесплодия - это воспалительные заболевания; эндокринная патология у женщин; искусственное прерывание беременности; наследственность; интоксикация химическими веществами у мужчин; иммунологическая несовместимость супругов.

Бесплодие в браке может быть первичным, если беременности в этом браке никогда не было, и вторичным, если беременности были. Основной причиной вторичного бесплодия являются послеабортные осложнения. Особенно тяжелы последствия первого аборта (при первой беременности). К сожалению, в России аборт продолжает оставаться едва ли не самым популярным средством планирования семьи, что говорит о медицинской и сексуальной неграмотности населения. За счет ликвидации вторичного послеабортного бесплодия рождаемость может увеличиться на 30-35%.В связи с этим необходимо говорить об осознанном родительстве. Каждый ребенок должен быть желанным.


Другие материалы:

Работа зарубежного социального педагога с родителями, инвалидами разного возраста
Работа социального педагога с родителями В США в период 40-70-х гг. подготовка к семейной жизни включала три различных типа программ: разовые лекции перед большими группами слушателей с последующими ответами на вопросы; семинары по воп­р...

Отраслевые учреждения социально-культурного профиля
Структурно в сеть традиционных и нетрадиционных учреждений социально-культурного профиля входят: 1) ведущие учреждения и организации отрасли; 2) вспомогательные учреждения и организации отрасли; 3) учреждения-субъекты массового культурно- ...

Контент - анализ
Стремление преодолеть субъективность традиционного анализа породило разработку принципиально иного, формализованного (количественного) метода анализа документов, или контент-анализа, как иногда называют этот метод. Контент-анализ, или на...

Бездетный брак

В статье "Бездетный брак" рассматриваются психологические и физиологические проблемы бесплодия с точки зрения российских и зарубежных авторов. Частые причины, из-за которых бездетные супруги не могут иметь детей. Эта статья будет интересна прежде всего бездетным парам и психологам.

Самые некорректные вопросы семейной паре: "А когда у вас будет ребенок? А почему у вас до сих пор нет детей? А кто из вас не может иметь детей?" Эти и другие аналогичные вопросы со стороны друзей и родственников, как нож по сердцу ранит бездетную семью. В любом случае бездетная семья надеется родить своего ребенка и рано или поздно эта мечта сбывается, иногда даже через 10 лет. И если этому все же не суждено сбыться всегда можно взять из детского дома себе малыша, которого можно воспитать и любить как своего.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из серьезных проблем у супружеской пары является невозможность иметь детей.

Отсутствие детей в браке вызвано разными причинами. В одних случаях семья сознательно не хочет иметь детей. В других семья хочет иметь детей, но не может.

Причины могут быть разные: как социального характера, например, отсутствие своей жилплощади, финансовые трудности, карьерный рост, учеба в институте, так и психологического характера. К ним можно отнести неготовность супругов стать родителями и нести ответственность за новую жизнь, страх женщины перед беременностью.

В других случаях супруги хотят иметь детей, но из-за болезни одного из партнеров или сексуальных дисфункций, семья не способна иметь детей.

Достаточно часто при невозможности иметь ребенка отношения между супругами постепенно начинают ухудшаться, что нередко приводит к распаду семьи.

При этом нередко у одного из супругов, у которого выявлено бесплодие, возникает чувство вины и снижение собственной самооценки. У другого супруга может возникнуть чувство гнева. Супруги могут испытывать разочарование, безнадежность, тревогу, дистресс. Начинаются взаимные обвинения, возникают психосексуальные расстройства, учащаются семейные конфликты. Особенно это остро проявляется, если один из супругов вступил в брак с определенной целью - иметь ребенка или с помощью ребенка укрепить семью.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗДЕТНЫХ ПАР

1.1. Психологические причины бесплодия

Бесплодие – это неспособность иметь потомство .

Диагноз «бесплодие», по определению Грубяковой Ю.В. , ставится врачом в том случае, если усилия забеременеть в течение 2 лет постоянной половой жизни остаются безуспешными. Если многократные попытки у женщины заканчиваются выкидышами, это также принято считать симптомом бесплодия.

Бесплодными могут быть как женщины, так и мужчины.

Бесплодие , по последним данным, встречается у 8 % пар, оно серьезно влияет на мужчину и женщину, вызывает депрессию, тревогу, снижает самооценку, повышает вину и стыд (больше проявляется у женщин), негативно влияет на супружеские отношения, в особенности на сексуальные. Бесплодие приводит к переосмыслению жизненных планов и социальных ролей.

С другой стороны, пишет К. Хорни , мы наблюдаем тенденцию приписывать психогенным факторам слишком большое значение. Сторонники этой точки зрения склонны видеть в них основной источник не только более или менее очевидных функциональных расстройств, таких как мнимая беременность, вагинизм, фригидность, менструальные расстройства; помимо этого они заявляют, что есть основания признать психологическое влияние источником таких болезней и нарушений, как преждевременные или запоздалые роды, бесплодие и т.д.

Увеличивается число поздних браков и, соответственно, поздних, чреватых последствиями для жизни детей, рождений (после 35-летнего возраста хотя бы одного из супругов, вероятность отклонений ребенка резко возрастает).

По данным ВОЗ причиной бесплодного брака в 40-50% случаев является патология репродуктивной системы в равной степени, как мужчины, так и женщины, а в 5-10% - патология выявляется у обоих супругов.


Бюллетень Всемирной организации здравоохранения

Weiyuan Cui пишет в статье , что многие бесплодные женщины из развивающихся стран считают, что без детей их жизнь будет безнадежной .

Женщины в Уганде не принимаются обществом, если у них нет детей.

Д-р Sheryl Vanderpoel, Департамент по репродуктивному здоровью и научным исследованиям, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), обращает внимание на то, что "Внематочная беременность может приводить к бесплодию, но наиболее распространенные причины включают непроходимость маточных труб в результате инфекций репродуктивных органов, которые часто передаются половым путем, послеродовые осложнения или небезопасный аборт".

От бесплодия страдает целых 15% всех пар репродуктивного возраста в мире. Демографические исследования ВОЗ, проведенные в 2004 году, показали, что в Африке к югу от Сахары более 30% женщин в возрасте 25-49 лет страдают от вторичного бесплодия – неспособности забеременеть после первой беременности.

¨Примерно в 50% случаев причиной неспособности пары к репродукции является мужское бесплодие, социальное бремя "непропорционально ложится на женщин", – считает д-р Mahmoud Fathalla, бывший директор Специальной программы по научным исследованиям, развитию и подготовке специалистов в области исследований репродукции человека, базирующейся в ВОЗ. "Когда пара не способна к репродукции, мужчина может развестись со своей женой или привести другую жену, если их культура позволяет полигамию", – говорит он.

Vanderpoel считает, что "в некоторых странах стигматизация может достигать крайней степени, когда бесплодные люди рассматриваются как бремя для социально-экономического благополучия сообщества. Стигматизация распространяется на других членов семьи, включая братьев и сестер, родителей мужа и жены, которые глубоко опечалены тем, что их семья не будет иметь продолжения и не внесет свой вклад в их сообщество. Это усугубляет вину и позор, которые испытывает бесплодный человек", – говорит она.


Социальная стигматиза́ция
(от греч.
στíγμα
- «ярлык, клеймо») - клеймение, нанесение стигмы. В отличие от слова клеймение, слово стигматизация может обозначать навешивание социальных ярлыков. В этом смысле стигматизация - ассоциация какого-либо качества (как правило, отрицательного) с конкретным человеком или группой людей, хотя эта связь отсутствует или не доказана. Стигматизация является составной частью многих стереотипов.

Согласно Э. Гоффману, стигматизация в социальном смысле означает тип отношений между постыдным социальным качеством и стереотипом - ожидаемым отношением к нему, задающий неспособность к полноценной социальной жизни из-за лишения права на общественное признание.

Rita Sembuya, основатель Центра Джойс по лечению бесплодия в Уганде, говорит, что чувство безысходности и мучительную боль испытывают все женщины, которые приходят в ее центр. "По требованиям нашей культуры, для того чтобы быть принятой обществом, женщина должна иметь, по меньшей мере, одного биологического ребенка, – говорит Sembuya. – Почти все африканские культуры придают особое значение женщинам, рожающим детей, … брак без детей рассматривается как несостоятельность двух людей".

Уганда является одной из стран "африканского пояса бесплодия". В этом регионе наблюдается феномен "бесплодия среди множества", означающий, что бесплодие зачастую наиболее распространено там, где показатели рождаемости также высоки.

Полностью со статьей «Стать матерью во что бы то ни стало: муки бесплодия» вы можете ознакомиться на портале Всемирной Организации Здравоохранения.

Сознательно бездетный брак и вынужденный бездетный брак

Бездетной считается семья , когда супруги на протяжении 8-10 лет не имеют детей.

Л. Б. Шнейдер разделяет бездетный брак на два типа:

1. Сознательно бездетный брак;

2. Вынужденный бездетный брак.

Сознательно бездетный брак

Сознательно бездетный брак , по определению Л. Б. Шнейдер - это, когда здоровые молодые люди могут , но не хотят иметь детей.

Современный брак все больше ориентируется на удовлетворение потребностей в интимном и неформальном общении.

С точки зрения Л. Б. Шнейдер , следует отличать потребность самого индивида в детях, и внутрисемейную (совместную – мужа и жены) потребность в детях.

Исследователями негативной мотивации (ориентированной против детей) было выявлено, что среди причин, мешающих рождению первенца актуальными являются только четыре: у женщин – желание пожить «для себя» и несложившиеся отношения с мужем. Мужчины же говорят, что «не успели», или объясняют отсутствие детей материальными затруднениями. Вдобавок к перечисленному могут присовокупляться физиологические причины (не наступает беременность, плохое состояние здоровья). Еще один, одинаково употребляемый мужчинами и женщинами мотив, - неудовлетворительные жилищные условия – причина, которая, оказалась сопряженной с общей неудовлетворенностью браком.

Р. Ричардсон утверждает (цит. по ): «Когда единственные дети образуют супружескую пару, они нередко решают не иметь детей.

Авторы по семейной психологии: Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. считают , что существует несколько мотивов, которыми руководствуются мужчины и женщина, сознательно принимая решение зачать ребенка, но лишь один из них является основным. Причем мотивы женщины и мужчины могут быть разными. Существуют конструктивные мотивы, способствующие укреплению семьи, личностному росту супругов, благополучному рождению и развитию ребенка, и деструктивные, приводящие к обратным результатам.

В случае отказа от детей, пишет Шнейдер Л.Б. , семейная пара демонстрирует не свою ограниченную потребность в детях, а свое стремление удовлетворить какие-то иные социально-психологические потребности.

Кроме того, рождение ребенка – это акт принятия родителями (отцом и матерью совместно) всей ответственности за его судьбу. Не всякая современная супружеская пара берет на себя эту ответственность. Не всякая супружеская пара (муж и жена) психологически готова к рождению и воспитанию детей.

Идеология бездетных семей, по мнению Л.Б. Шнейдер , базируется на такой аргументации:

- дети мешают супружеским отношениям;

- дети мешают социальной активности.

В тоже время такие бездетные семьи, особенно женщины, испытывают осуждение со стороны окружающих, когда им говорят, что без детей нельзя.

Вынужденный бездетный брак

Вынужденный бездетный брак , с точки зрения Шнейдер Л.Б. , связан с плохим здоровьем одного из супругов, бесплодием, невынашиванием, травмами и т.п.

Одной из причин женского и мужского бесплодия, является стресс.

О. Линева и В. Павлов , ссылаясь на определение ВОЗ, пишут, «бесплодным считается брак, в котором, несмотря на регулярную половую жизнь без применения противозачаточных средств, у жены не возникает беременность в течение года при условии, что супруги находятся в детородном возрасте».

Грубякова Ю.В. утверждает , что специалисты могут диагностировать 23 причины бесплодия у женщин и более 15 – у мужчин. По ее мнению практически у каждой 2-й супружеской пары причин, препятствующих зачатию, несколько. Одной из причин бесплодия является психологический фактор.

Т. Поздеева считает, что психологическое бесплодие – это своего рода защита на какой-либо негативный фактор. В этом плане выделяют три группы бесплодных женщин.

В первой – психологическое бесплодие может пройти при обследовании, когда женщина убеждается, что она здорова и способна иметь детей.

У второй группы бесплодие вызвано какими-то социальными факторами. Например, у пары нет своего жилья. Или один из супругов увлечен карьерой. Эта мотивация перебивает стремление к зачатию.

Третья группа – к бездетности приводят глубокие психологические травмы детства. Сюда можно отнести и изнасилование, и то, что женщина появилась в результате нежелательной беременности.

Автор прослеживает связь между нежелательной беременностью матери с психологическим бесплодием ее дочери в детородный период. У нежеланного ребенка, по ее мнению, идет скрытая или явная агрессия по отношению к своей матери. Такой малыш рождается с чувством ненужности и вины. Еще внутриутробно он чувствовал, что его не хотят и не любят.

Пережитые негативные эмоции девочка впоследствии переносит на себя, боится рожать, потому что может также ненавидеть своих детей.

Грейс Крайг и Дон Бокум пишут, что в США около 50% беременностей являются незапланированными. Весть о беременности часто воспринимается не с радостью, а с ужасом, так как она происходит в неудобное время. Это связано с прерыванием работы, карьеры, учебы, приятного времяпрепровождения и вызывает стесненность в материальных средствах. Иногда будущая мать представляет своего ребенка физически ненормальным, ослабленным или ужасного, или такого, который однажды принесет сильнейшие огорчения и вред всей семье. Так же иногда думают будущие отцы.

Грубякова Ю.В. считает, что для выяснения причин бесплодия имеют важное значение сведения о характере половой функции (наличие либидо, оргазма и т.д.). В настоящее время нет единого мнения о роли сексуальной жизни в возникновении женского бесплодия. Известно, что беременность может наступать и у фригидных женщин. Однако если рассматривать либидо и особенно оргазм как пусковой механизм для активации системы репродукции, то можно предположить, что их изменение может быть причиной бесплодия.

Франц Александер утверждал , что фригидность в отличии от импотенции не является препятствием к репродуктивной функции. У женщины может быть любая форма и степень фригидности и в то же время многие женщины имеют детей и становятся хорошими матерями, ни разу не испытав оргазма. Однако фригидность и импотенция, если это обусловлено эмоциональными факторами, может корректироваться с помощью гипнотерапии . При этом используется гипноанализ.

По исследованиям, проводимыми Карен Хорни , некоторые женщины страдают фригидностью, корни которой тянутся в детство и связаны с взаимоотношениями с матерью. В каждом случае фригидности к ней примешивались другие психические факторы, которые могут влиять на функциональные расстройства.

Прежде всего речь идет о страхах по поводу мастурбации, способных повлиять как на психические установки, так и на телесные процессы. Особая форма, которые они часто принимают у женщин, - это страх, что их половые органы физически повреждены мастурбацией.

Далее Хорни сообщает нам о том, что «страхи могут принимать и такую форму: повредив себя, я никогда не смогу иметь ребенка». Пациентки, которые лечились у Хорни, часто говорили, что иметь детей представляется им делом, вызывающих отвращение, и они никогда не собираются их иметь.

Для других женщин беременность представляет собой особую форму удовлетворения. Для них важно не столько идея иметь ребенка, нянчить и ласкать его, сколько идея беременности самой по себе, идея вынашивания ребенка в своем теле.

У ряда женщин существует страх умереть при родах.

Психоаналитические исследования расстройств при беременности показывают, что страх беременности или враждебные импульсы к ребенку могут действовать через подавление гормональных процессов, обеспечивающих беременность, провоцирую неосознанно аборт, в других случаях развивается рвота или нервная анорексия. Как пишет Александер Ф. даже когда беременность развивается нормально, у женщины может возникнуть паника, которая рацианализируется идеями вреда, причиняемого растущим плодом внутри тела, или страхом смерти при родах; паника может усиливаться суицидальными или агрессивными импульсами по отношению к ребенку. У женщины может развиваться фобические реакции или депрессия , или она может регрессировать к тяжелому шизофреническому психозу ("послеродовой психоз"). В некоторых случаях, как указывает Александер прерывание беременности или роды могут вести к симптоматическому выздоровлению .

Майерс Д. пишет , что в 60-х годах прошлого столетия в лабораторных условиях учеными были проведены исследования и засняты на пленку более 10000 половых «циклов» добровольцев, согласившихся участвовать в исследованиях. Вильям Мастерс и Вирджиния Джонсон в научных целях наблюдали за сокращением мышц по всему телу во время оргазма у испытуемых пар. После длительных исследований, они пришли к выводу, что возбуждение и оргазм у женщины способствует оплодотворению, помогая продвигать мужское семя в матку для получения спермы. Оргазм у женщины, следовательно, не только усиливает половой контакт, что существенно для естественного воспроизводства, но также увеличивает продвижение выделенной спермы.

Врачам давно известен тот факт, что сильные переживания способны расстраивать работу репродуктивной системы вплоть до полной ее остановки .

Существует такое понятие как стрессовая дисфункция яичников, психогенное бесплодие. Когда женщина, находящая в постоянном напряжении не может зачать ребенка. И не важно, с чем такое напряжение связано. Это может быть загруженность на работе и дома, переживание за близких людей. И даже огромное желание иметь ребенка, тоже может стать причиной напряжения. Осознание собственной бездетности и неполноценности само по себе является мощным стрессом для женщины. Под влиянием сильного стресса снижается подвижность маточных труб, происходят изменения в яичниках и шейке матки. Затрагиваются и высшие центры мозга, что провоцирует гормональные сдвиги, резко снижающие вероятность зачатия .

Психотерапевт В. Синельников выдвигает свою гипотезу бесплодия. Он считает, «что если у женщины бесплодие, значит, у нее в подсознании есть такое поведение, которое уничтожает душу будущего ребенка. В подсознании у бесплодной женщины действует программа уничтожения детей».

Другой причиной бесплодия, по мнению автора, может быть сильная подсознательная агрессия, направленная против мужчин. Это может сильная обида, ревность, ненависть, презрение. Страх и сопротивление жизненному процессу, неуверенность в будущем также могут быть причиной бесплодия. Пока в подсознании отсутствует готовность к появлению ребенка, будут проблемы с оплодотворением. А иногда одной из причин является страх стать некрасивой, непривлекательной, испортить фигуру и форму груди.

Причинами бесплодия является ряд факторов :

1. незрелые, чувствительные, разборчивые женщины, по-детски капризные;

2. агрессивно-доминантные женщины, не соглашающие признавать свою женственность;

3. матереподобные – т.е., которые чувствуют что они не способны скопировать своего мужа в детях и поэтому переносят свой материнский инстинкт на уход за ним;

4. женщины, посвятившие свою жизнь идейным или другим эмоциональным интересам.

Е.С. Форд (цит. по ) после психоаналитических бесед с группой женщин, страдающих бесплодием, пришел к заключению, что ни одна из женщин, страдающая бесплодием, в действительности не хочет иметь детей. По его мнению, у всех осознанное желание забеременеть обусловлено невротическими мотивами. Кроме того, большинство из них отличается враждебным отношением к собственной матери, или же агрессивно имитирует роль мужчины.

Еще до зачатия, только при планировании деторождения семья часто нуждается в консультации психолога .

Желание иметь ребенка может возникать в связи с различными мотивами. Они могут быть конструктивными и деструктивными. Деструктивные мотивы могут препятствовать вынашиванию ребенка.

Как пишет Посысоев Н.Н. , только у 6% беременных ученые выявили зрелую мотивацию рождения ребенка. Такого рода мотивация характеризуется тем, что ребенок представляет для матери самостоятельную ценность. В остальных случаях беременность определялась другими мотивами.

Среди них можно выделить следующие мотивы:

Беременность от любимого человека, т.е. любовь к ребенку рассматривается как продолжение любви к его отцу.

Беременность ради соответствия социальным ожиданиям.

Беременность ради сохранения отношений.

Беременность как протест, например назло родителям, мужчине.

Беременность как отказ от прошлого.

Беременность как уход от настоящего – побег от нарастающего психического напряжения, связанного с невыносимой действительностью.

Беременность ради собственного здоровья, чтобы не причинить вреда себе абортом.

Самоутверждение через беременность.

По мнению Берна (цит. по ), «ситуация зачатия человека может сильно влиять на его судьбу». Непосредственно ситуацию зачатия он предлагал называть «зачаточной установкой». Отношение к интимной жизни мужчины и женщины отражается на их отношению к ребенку.

Проведя исследование научной литературы в области бездетного брака, можно сделать следующие выводы:

- Бездетный брак может быть вынужденным и сознательным.

- Сознательно бездетный брак как правило связан с социальными причинами или, когда супруги хотят пожить для себя.

- Вынужденный бездетный брак, является следствием ряда психологических причин или слабой мотивацией иметь детей. Чаще всего психологические причины бесплодия супругами не осознаются.

1.2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕСПЛОДИЯ

С точки зрения, психотерапевта Центра планирования семьи и репродукции Татьяны Поздеевой , проблемы бесплодия могут быть не только психологического, но и физиологического характера.

В браке мужчины оказываются неспособны производить потомство в 40% случаях. При мужском бесплодии ситуация в семье может быть более напряженной, т.к. оно лечится значительно трудней.

С точки зрения Грубяковой Ю.В. , причиной мужского бесплодия бывают врожденные или приобретенные эндокринные нарушения, инфекционные заболевания, перенесенные в детстве, венерические заболевания, передающие половым путем.

Основными причинами женского бесплодия также являются самые разные нарушения в организме. Причиной первичного бесплодия чаще всего являются органические изменения половых органов, эндокринные нарушения, последствия аборта, венерические заболевания.

Вынужденный бездетный брак является сильным испытанием для обоих супругов. Многие ученые отводят стрессу как причине бесплодия 5% .

Семейная пара, узнав о невозможности иметь детей по медицинским показаниям, испытывает сильный шок.

Как отмечает, Эйдемиллер Э.Г. , бездетность для женщины, которая вышла замуж только ради того, чтобы в браке родить ребенка, а потом обнаружила, что ее супруг не может иметь детей, приведет к более катастрофическим результатам, чем для женщины, которая вышла замуж по любви.

Ученые, исследуя психологические факторы бесплодия, обратили внимание на определенный цикл переживаний.

Так, Свяцкевич И.Ю. , в своей диссертации пишет: «эмоциональное состояние супругов, состоящих в бесплодном браке, меняется с течением времени и проходит ряд стадий:

- удивление /шок

- отрицание

- гнев

- изоляция

- вина

- горе /депрессия

- принятие /адаптация.

Такое же эмоциональное состояние характерно при смерти близкого человека или переживание утраты при разводе.

Р. Кочюнас , дает такую же схему эмоциональных переживаний при описании процесса скорби, используя модель K ублера Росса. Она предполагает чередования стадий:

- отрицание;

- озлобленность;

- компромисс;

- депрессия;

- адаптация.

В некоторых случаях у оставшихся в живых, присутствует чувство вины перед погибшем или умершим человеком. Такие же чувства может испытывать женщина, сделавшая аборт или потеряв ребенка при беременности.

При разводе супруги проходят те же стадии: отрицания, озлобленности, стадии переговоров, стадии адаптации.

Свяцкевич И.Ю. , в научной работе «Социально-психологические аспекты самовосприятия и самооценки женщин в бесплодном браке», опираясь на исследования российских и зарубежных авторов, описывает психологические последствия бесплодия.

К ним можно отнести:

- снижение самооценки, самоуважения личности;

- изменения в супружеских отношениях и удовлетворенности браком;

- изменения в сексуальной сфере;

- синдром ожидания беременности.

Бездетная пара испытывает сильные эмоциональные реакции:

- горе /депрессия;

- фрустрация;

- стыд, смущение;

- чувство вины;

- печаль;

- тревога.

У женщин возможны психологические расстройства:

- фобии ;

- навязчивые мысли;

- истерическая симптоматика;

В редких случаях – шизоидная симптоматика.

Бездетная пара после неоднократных попыток зачать ребенка, столкнувшись с рядом проблем, приходит на консультацию к психологу.

Психолог выясняет проблемы семейной пары, а затем в соответствии с предъявленной проблемой, выстраивает процесс консультирования, вырабатывая вместе с семьей дальнейшие шаги для решения проблемы.

Если бесплодие было связано с психологическими факторами, что привело к семейно-сексуальной дисгармонии, то следует подумать о восстановлении сексуальной гармонии и предпринять соответствующие шаги.

Снятие напряжения с помощью техник релаксаций во время сексуальных контактов, позволит супругам расслабиться и в дальнейшем появляется шанс зачать ребенка.

Если зачать ребенка невозможно по медицинским показаниям, то вместе с семейной парой следует рассмотреть несколько вариантов:

1. Корректировка жизненных целей;

2. Усыновление ребенка.

Таким образом, опираясь на исследования проводимые отечественными и зарубежными учеными, можно сделать ряд выводов:

- Одна из причин бесплодия связана с психологическими факторами, при отсутствии каких-либо физиологических заболеваниях;

- Связь бесплодия с психологическими факторами в ряде случаев супруги не видят;

- Осознание этой взаимосвязи возможно лишь при консультировании с опытным психологом-консультантом;

- Невозможность иметь детей влияет на взаимоотношения между супругами, приводящие в ряде случаях к сексуальной дисфункции, что в комплексе нередко приводит к разводу.

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

При консультировании супружеской пары необходимо решить три основные задачи :

1. определить в чем состоит проблема;

2. выявить состояние, которого хочет достигнуть муж и жена, и выбрать направление изменений (что делать? В каком направлении двигаться?);

3. помочь супругам туда перебраться (как это сделать?).

4. Выяснить истинное желание женщины . Для чего она хочет родить ребенка. Хочет ли она действительно родить ребенка или ей это нужно для того, чтобы:

Удержать мужа или любимого человека в гражданском браке;

Быть такой же женщиной как и другие, которые имеют детей, потому что так принято;

Быть кому-то нужной, заботиться о ком-то;

Родить ребенка и уйти от одиночества и др.

Психологическая проблема , по мнению Т. В. Румянцевой , - это проявление субъективной реальности человека, отражение особенностей его внутренней картины мира, то, что вызывает беспокойство, психологический дискомфорт или страдание.

«Проблема , с точки зрения Петрушина С.В. (цит. по ), – это не то, что происходит с человеком, а то, как он к этому относится . Психологическая проблема заключается не в ситуации, а в способе ее восприятия человеком».

Как правило, психологическая проблема полностью не осознается клиентом и связана с каким-то неудовлетворенным (чаще запретным) желанием или с трудностями в нахождении наиболее приемлемых способов его удовлетворения.

По мнению Г.С. Абрамовой (цит. по ), разнообразное содержание проблемы клиент выражает таким образом:

- «Я хочу, но не могу» ,

- «Я не как все»,

- «Я чувствую, но не знаю» и т.п.

Согласно образному представлению С.В. Петрушина (цит. по ), можно говорить о «двухслойности проблемы. Под слоями психологической проблемы подразумеваются желания, поэтому в каждой проблеме можно выделить как минимум два желания. Первое желание – «Хочу » осознается человеком, но так как человек не может его осуществить, значит можно предположить существование другого неосознаваемого желания – «Чтобы ничего не менялось ». Поэтому, работая над проблемой клиента, консультант обнаруживает столкновение нескольких его желаний: «конструктивного» и отражает стремление к переменам, и «деструктивного», того, что отражает страх перед изменениями и сохраняет существующее положение вещей.

С точки зрения Е. В. Емельяновой , принять решение – это значит сделать выбор из нескольких возможностей. Причем выбор есть всегда. Как минимум у человека есть два варианта в каждой из трех возможностей:

1. оставить все как есть, или что-то изменить;

2. изменить свое поведение, привычки, взгляды, установки или изменить обстоятельства, в которых возникла проблема;

3. если нельзя изменить обстоятельства, то можно изменить отношение к обстоятельствам, то есть принять их:

- как необходимую данность,

- как урок, который необходимо пройти,

- как катализатор внутриличностных ресурсов и возможностей,

- как нечто позитивное, которое содержится в том, что пока воспринимается как негатив.

Проблемы, которые достаточно часто возникают у бездетной пары:

- сильная мотивация иметь детей;

- сексуальные проблемы, недовольство одного из супруга другим в этой сфере и их взаимное неумение наладить нормальные сексуальные отношения ;

- отсутствие тепла в отношениях супругов, дефицит близости и доверительности, проблемы общения ;

- принятие факта, о невозможности иметь детей по медицинским показаниям и как следствие изменение жизненных целей;

- шаги, предпринимаемые по усыновлению ребенка.

Сильное желание иметь детей может влиять на расстройство сексуальной сферы. Секс из удовольствия превращается в работу, т.к. пара старается заниматься половым контактом только тогда, когда это требуется для зачатия ребенка, при этом не испытывая эмоциональных всплесков.

Невротическое желание иметь детей у одного или обоих брачных партнеров может стать причиной стерильности и в результате взаимодействия между супругами в конечном итоге подавить способность к воспроизведению потомства .

Постоянные анализы и другие медицинские мероприятия снижают половое влечение и усиливают телесное напряжение. Этот цикл повторяется из месяца в месяц. Вера - надежда - ожидание - разочарование. Этот цикл можно назвать незавершенным гештальтом.

С точки зрения Ф. Перлза , наиболее интересным и важным свойством гештальта является его динамика – потребность сильного гештальта к завершению. Лучшим названием незавершенного гештальта является неоконченная ситуация. Одним из простейших примеров незаконченной ситуации является болезнь. Болезнь может завершиться выздоровлением, смертью или перестройкой организма.

Если человек почти ослеп, пишет автор, он приложит огромные усилия для поддержания или улучшения того, что осталось от его зрения. Ситуация постоянно остается незаконченной. Он все более и более поглощается ею.

Однажды он полностью ослепнет, ситуация обычно изменяется драматическим образом. Он свыкается с мыслью о тщетности и надежды.

В глазах близких он выглядит калекой, но он сам становится иным. Он теперь организм без глаз. Изменения соответствующего содержания, как считает Перлз, происходят к лучшему.

Тоже самое можно сказать и о бездетных парах. Женщина постоянно хочет забеременеть. Прилагает огромные усилия на психологическом уровне. Надеется и ждет. Для нее это тоже является незавершенной ситуацией. Но когда она точно понимает, что ей не дано родить ребенка, то ситуация завершается.

О незавершенном гештальте и обиде упоминает Малкина-Пых [ 35] . Так в одном из исследований, проводимых с помощью генограммы (Рудина, 2003) были выявлены определенные паттерны поведения у женщин, которые не могут выносить ребенка.

Во-первых, это так называемый паттерн "незавершаемого действия (прерывания)". Как показали исследования, такой паттерн повторяется в истории одной семьи при невозможности вынашивания. Это модель "прерывания", когда человек начинает любое дело и не доводит его до конца, что может просматриваться при исследовании генограммы для нескольких поколений семьи. Дело начинают и не завершают, аналогично происходит и с беременностью. Это незавершенный "гештальт", т.е. неоконченный цикл действий, который приводит к возникновению тревоги и неудовлетворенности.

Во-вторых, прослеживается еще один паттерн "непрощенной несправедливости", который встречается у в истории женщины с осложненной беременностью. Наличие обиды может приводить к соматическим последствиям.


Выявить истинные желания и причины психологического бесплодия позволяют методы НЛП и гипноанализа . Кроме того в работе можно использовать метафорические фотокарты в семейном консультировании (автор Логинова О.И.) .

ЕСЛИ СУПРУГИ РЕШИЛИ УСЫНОВИТЬ РЕБЕНКА

Один из важных шагов при консультировании по вопросу усыновления – это предоставление информации супругам . Консультант высказывает свое мнение, отвечает на вопросы бездетной пары и информирует их о разных аспектах обсуждаемой проблемы. Предоставление информации в консультировании иногда бывает очень важным, поскольку клиенты нередко задают вопросы, за которыми кроется тревога клиентов о своем будущем.

С. А. Векилова пишет , отношения усыновления психологически сложны. Усыновителями становятся супруги, не способные иметь детей, по причине бесплодия. Родительская мотивация такой пары должна быть очень сильной. Но несмотря на сильную мотивацию, некоторые приемные родители сталкиваясь с теми или иными трудностями при общении с усыновленными детьми, отказываются от этих детей, что приводит к большой психологической травме как усыновленных детей, так и усыновителей.

При беседе с бездетной парой прежде всего надо выяснить силу мотивацию для усыновления.

Провести беседу с супругами и рассказать, с какими трудностями можно столкнуться при воспитании приемного ребенка.

Обсудить в каком случае говорить или не говорить ребенку о его усыновлении. Если говорить, то в каком возрасте это целесообразно сделать. Как это преподнести ребенку, чтобы не нанести душевную травму.

Д. Винникотт считает, что приемному ребенку родители должны как можно раньше сказать правду об усыновлении. Главная причина заключается в том, что рано или поздно дети узнают правду сами. Для приемного ребенка самое плохое – это неожиданная новость, услышанная от чужих людей.

С точки зрения Д. Винникотта, каждая семья должна сама выбрать свой способ как сообщить эту новость. Это может быть подготовка ребенка через сказку, или историю, которая похожа на историю ребенка. Либо обращать внимание ребенка на то, что в других семьях тоже есть приемные дети.

Одно из основных правил: сообщение должно быть постепенным.

Как пишет ученый, часто родители испытывают разочарование только потому, что их с самого начала не предупредили о возможных трудностях при воспитании приемного ребенка.

Но что самое удивительное, известны случаи, когда женщина становится способной к деторождению после усыновления ребенка. Как пишет Александер по всей видимости, после того как женщина смогла усыновить ребенка и "попрактиковаться" в своем материнстве, ее тревога ослабевает, что позволяет зачать ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив научную литературу отечественных и зарубежных авторов по вопросу: «Психологические проблемы бездетных пар и физиологические проблемы бесплодия», можно сделать выводы:

1. Обзор литературы показал, что на уровне сознания бездетные супруги хотят иметь детей, но на бессознательном уровне они этого не хотят по тем или причинам.

2. Причины, лежащие в бессознательном, должны быть проработаны супругами вместе с психологом-консультантом.

3. При синдроме «ожидания беременности» возникает психологическое и физическое напряжение, что снижает вероятность зачатия ребенка.

4. Каждый человек обладает внутренними ресурсами, которые могут быть выявлены с помощью психолога-консультанта и использованы для решения проблемы.

Таким образом, задачи психолога-консультанта заключается в следующем:

1. Выявление истинной проблемы клиента и помощь в ее осознании;

2. Помощь супругам в корректировке целей;

3. Прописывание шагов по реализации поставленной цели;

4. При невозможности зачатия ребенка по медицинским показаниям и при решении супругов усыновить ребенка наилучшим образом информировать их о всех сложностях, связанных с этим вопросом;

5. При психологических и физиологических напряжениях супружеской пары, научить техникам релаксации.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Андреева Т.В. Семейная психология: учебное пособие. СПб.: Речь, 2005. – с. 244

2. Грубякова Ю.В. Популярная гинекология: особенности современных заболеваний. – Ростов н /Д: Феникс, 2007. – с. 256

3. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2007. - с. 352

4. Емельянова Е.В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования. СПб.: Речь, 2004. – с. 368

5. Кочунас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005. - с. 464

6. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – с. 992

7. Немов Р.С. Психологическое консультирование: учеб. для студ. вузов – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. - с. 527

8. Психология семейных отношений: конспект лекций / сост. С.А. Векилова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. – с. 127

9. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПБ.: Питер, 2006. – с. 944

10. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2006. – с. 176

11. Синельников В.В. Возлюби болезнь свою. М. ЗАО Центрполиграф, 2005. - с. 395

12. Свяцкевич И.Ю. Социально-психологические аспекты самовосприятия и самооценки женщин в бесплодном браке. Дис…канд. псих. наук.

13. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. – Мн.: Харвест, 2005. – с. 976

14. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007. – с. 736

15. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2007. - с. 352

16. Винникотт Д. Семья и развитие личности. Мать и дитя. – Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2004. – с.400

17. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – с. 940

18. Кэмерон-Бэндлер Л. Лучшие техники в семейной терапии. С тех пор они жили счастливо. – Спбю: прайм - ЕВРОЗНАК, 2007. – с. 287

19. Майерс Д. Психология / Д. Майерс; пер. с англ. И.А. Карпиков, В.А. Старовойтова. – 2-е изд. – Мн.: «Попурри», 2006. – с. 848

20. Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра: Радость. Печаль. Хаос. Мудрость. – М.: Психотерапия, 2007. – с. 224

21. Хорни К. Психология женщины. – М.: Академический Проспект, 2007. – с. 240

22. Олиферович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. – СПб.: Речь, 2007. – с. 360

23. Сильва Х., Гольдман Б. Управление интеллектом по методу Сильва. – Мн.: ООО «Попурри», 2003. – с. 256

24. URL: http://www.amursamovar.ru/articles/2007/09/05/575/print

25. URL: http://www.lor.inventech.ru/gyn/gyn-0129.shtml

26. URL: htpp://veslo.org

27. URL: http://www.hochushki.sitecity.ru

28. Перлз Ф. Практика гештальттерапии. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2005 с. 480

29. Люшер М. Цветовой тест Люшера. – М.: АСТ; СПб, 2005. – с.190

30. Булюбаш И.Д. Руководство по гештальт-терапии. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. – с. 768

31. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и применение - М. Институт Общегосударственных Исследований, 2011 - 320 с.

3 2. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие для студентов. Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 328 с. М.: 2015. - с.40 и 120 карт

© ЛОГИНОВА О.И. "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ", 2005-2018.
® Все права защищены. Частичное воспроизведение материалов сайта
допускается только при указании имени и фамилии автора статьи.
Гиперссылка на сайт
обязательна.

Раньше в народе говорили – пуст тот дом, в котором нет детского смеха. Сегодня ситуация кардинально изменилась. Статистика бездетных семей показывает, что из-за ухудшения экономической ситуации в отдельных странах существенно снизился процент детей. Если в прошлом на семью приходилось 5–10 детей, то по нынешним стандартам, трое малышей – уже много.

Почему женщины не рожают

Какая статистика бездетных семей в России? Около 20% населения страны не имеют . Одна из основных причин их отсутствия – аборты. Дополнительные факторы, из-за которых многие семейные пары остаются бездетными:

  • наличие проблем со здоровьем;
  • финансовая несостоятельность;
  • отсутствие времени на воспитание в связи с карьерным ростом;
  • психологические проблемы;
  • поддержание идеи чайлд-фри, что выражается в полном отсутствии материнского инстинкта.

РФ входит в тройку лидеров по – 87 случаев на 10 000 человек. С такими показателями процент бездетных семей в России будет расти. Гинекологи по всему миру бьют тревогу из-за увеличения количества случаев искусственного прерывания .


В процентном отношении только 5% женщин действительно бесплодны. Тут сказывается генетическая предрасположенность, заболевания эндокринной системы и проблемы с репродуктивной функцией организма женщины.

Из общего количества бесплодных женщин (2017 год):

  • 36% – имеют проблемы с овуляцией;
  • 34% – страдают непроходимостью маточных труб;
  • 18% – имеют аномалии в размерах, форме или структуре матки. Подобная проблема возникает в результате неправильного внутриутробного развития;
  • 12% – стали бесплодными в результате неправильно проведенного аборта.

Изменение ценностей в обществе


Идеология чайлдфри возникла на Западе и очень быстро распространилась по всему миру. Россия не стала исключением. Статистика бездетных семей показывает, что каждая пятая жительница Москвы отказывается заводить ребенка. Если говорить о масштабах страны, то каждая 15 россиянка заявляет о своей неготовности к воспроизведению потомства.

По всему миру регулярно проводятся соцопросы. В Северной Америке 78% опрошенных людей считают, что создание семьи является естественным развитием отношений между мужчиной и женщиной. В Европе такого мнения придерживается 61% граждан. В России брачный союз поддерживают лишь 58% участников.

Как видно все больше людей отказывается от создания полноценной семьи. Уже ходят слухи о том, что правительство планирует ввести налог для бездетных семей. Однако чиновники отрицают подобные заявления. Ссылаясь на то, что государство увеличивает размеры пособий за рождение ребенка и снижает налоги для .

Сколько в России бездетных семей? До 2011 года в стране не проводился демографический учет бездетных пар, регистрировалась только рождаемость детей. По последним подсчетам количество бездетных семей составляет около 1,75% от общей численности страны. То есть более 2,5 млн. пар страдают бесплодием.

Невозможность забеременеть

Рождение ребенка уже давно перестало быть основным предназначением слабого пола. Многие женщины детородного возраста отдают предпочтение карьере. Статистика бездетных семей показывает смещение прежних стандартов. Например, в 2002 году средний возраст женщины при рождении первого ребенка составлял 24 года. В 2010 году показатель сместился до 25 лет, а крупных городах России до 27.

Однако не все супружеские пары отказываются заводить ребенка. Довольно часто женщины просто не могут забеременеть из-за первичного или вторичного бесплодия. Все они желают иметь детей. Распространение заболевания обоих видов у женщин от 20 до 44 лет:

Ниже на изображении видно процентное соотношение женщин, которые имеют постоянного партнера на протяжении 5 лет, но остаются первично бесплодными даже без использования средств контрацепции:

Помимо первичного бесплодия, часто возникает проблема со второй беременностью. Например, когда при наличии постоянного партнера и, не используя средства контрацепции на протяжении пяти лет, женщина по-прежнему не может забеременеть.

Статистика бездетных семей показывает, что в мире первичному бесплодию подвержено 2% женщин в возрасте от 20 до 44 лет. Тогда как вторичному – 10,5% всех женщин этого возраста. Показатели из табл.2 также зависят от уровня рождаемости. Чем она ниже, тем меньше процент бездетных семей.

Существующие проблемы

Проблемы бездетных семей обычно заключаются в невозможности или нежелании одного из супругов заводить ребенка. Современные семьи отдают предпочтение малодетности. Такая тенденция наблюдается и среди знаменитостей – постоянные гастроли и публичная жизнь, не оставляют времени и сил на воспитание потомства.

Больше половины бездетных семей в России усыновляют ребенка, если один из супругов оказывается бесплодным. Многие бездетные семьи имеют проблемы психологического характера. Им сложно принять к себе чужого ребенка. Тогда как другие полагают, что лучше пожить для себя.

Многие женщины, страдающие бесплодием из-за совершенного в молодости аборта, морально истощены и не знают, как жить дальше.

Ситуация в Беларуси и Украине

В Беларуси не так давно проводилась широкомасштабная программа по увеличению естественно прироста населения (2011–2015 год). С января по сентябрь 2016 года население страны выросло на 518 человек. Однако естественная убыль составила 1762 человека. Проблема связана с тем, что смертность превышает показатели рождаемости. Перепись населения в 2009 году показала, что для населения страны характерна малодетность. Почти 66% семей имеют всего 1 ребенка.

Здесь также наблюдается тенденция перенесения рождаемости ребенка на более поздний срок. Использование контрацептивов позволяет успешно реализовывать сексуальную функцию без зачатия детей. Что касается бездетности, то здесь около 16% супружеских пар, которые страдают бесплодием.

В Украине количество бездетных семей стремительно увеличивается. В 2008 году было зарегистрировано 62,2% бездетных семей. Многие украинцы просто не решаются заводить ребенка из-за нестабильной экономической ситуации в стране.

Заключение

Невозможность забеременеть или осознанный отказ от рождения детей (чайлдфри) приводит к уменьшению численности населения в отдельных странах. Количество бездетных семей также увеличивается из-за экономической ситуации, когда семья не в состоянии содержать более 1 ребенка. Государству необходимо стимулировать граждан путем создания соответствующих условий для рождения и воспитания детей.