Мальчик 3 месяца развитие. Третий месяц жизни ребенка. Трехмесячный ребенок к концу этого месяца развития умеет

Вопросом о том, как развить ребенка в 3 месяца, задаются многие родители. Повышенный интерес к этой теме в это время особенно актуален, ведь малыш наконец-то начинает проявлять эмоции и осознает свою физическую силу. В этом возрасте происходит резкий скачок во всем, чему научился кроха. Этап этот настолько важный, что стоит подробно рассмотреть все изменения, происходящие с малышом в этом возрасте.

Особенности периода

Этот возраст некоторые педиатры считают погранично-переходным, и некоторые утверждают даже, что срок беременности у женщин должен быть 12 месяцев, а не 9. Объясняют они свою теорию тем, что только через 3 месяца после рождения малыш становится способным к жизни вне материнской утробы и обретает социальные качества.

Ребенок в 3 месяца действительно кардинально меняется: он меньше плачет и больше общается, у него проходят младенческие колики, он начинает проявлять интерес к окружающему миру, физически становится более крепким и координированным, совершенствуются его слух и зрение.

Слух и зрение

Первое, на что обращают внимание мамы 3-месячного крохи, — это то, что он начинает прислушиваться к незнакомым звукам. Мало того, он даже поворачивается на

Существенно увеличивается расстояние, с которого малыш способен различать звуки: сейчас он слышит все звуки, раздающиеся в радиусе трех метров от него. При рождении это расстояние было в 2 раза меньше.

Особенно трогательным открытием для родителей становится то, что развитие трехмесячного ребенка достигло того уровня, когда он узнает близких ему людей. Увидев знакомое лицо, малыш начинает улыбаться и гримасничать. Маленький способен также голосом обозначить свое открытие и эмоцию.

Ребенок в 3 месяца подолгу рассматривает свои ручки: шевелит пальчиками, складывает их в кулачки. Также объектом внимания становятся мамино лицо и грудь, вращающиеся игрушки над кроваткой.

Крупная моторика

Значительно улучшается крупная моторика ребенка. Теперь его уже не так просто застать в одном положении — он настойчиво пытается поднять голову и корпус тела, шевелит ручками, поднимая и опуская их.

Лежа на животе, малыш старается подняться на ручках, поднимая при этом голову под углом в 90 градусов. В таком положении он способен удержаться в течение 30-50 секунд. Из положения полулежа ребенок также все время стремится сесть, а из положения лежа на животе или спине умудряется переворачиваться на бочок.

Когда родители несут крошку на руках, он удерживает головку прямо, поэтому ее уже не нужно поддерживать всякий раз, поднимая свое чадо.

Мелкая моторика

Умилительным в это возрасте становится интерес ребенка к игрушкам и стремление взять их в ручку. Кто-то в этом возрасте умудряется держать погремушку в руках и даже отправляет ее в рот, а кто-то пока только пытается произвести захват. В обоих случаях координация движений младенца стремительно улучшается.

Привлекательными объектами для облизывания становятся в этом возрасте не только игрушки. В рот тянется все, до чего удается дотянуться: пеленки, игрушки, мамины пальчики, собственная одежда.

Проявляются и исследовательские таланты: ребенку нравится трогать разные предметы, лица и волосы. Осязая, он ощущает предмет.

Социальное развитие

В этом возрасте малыш резко социализируется и из отрешенного человечка превращается в человека с осознанными желаниями, капризами и интересом к своему небольшому окружающему миру.

В 3-хмесячном возрасте маленький ребенок начинает интересоваться всем, что происходит вокруг него: его привлекают незнакомые звуки, он начинает следить за передвижением родителей. Крохе нравится, когда мама или папа носят его по дому и рассказывают об окружающих вещах.

Формируется внутренний мир крохи: он уже не просто узнает маму и папу, а старается привлечь их внимание, суча ножками, корча рожицы или агукая. В этом возрасте многие дети впервые начинают умилительно смеяться в голос.

Развитие собственной речи

Развитие трехмесячного ребенка и его напрямую зависит от слуха. Способность слышать появляется с первых дней жизни и к трем месяцам достигает того уровня, который обеспечивает стремительный прогресс в речи и в целом оказывает положительное влияние на развитие ребенка. В 3 месяца жизни малыш впервые начинает смеяться в голос, что также отражает развитие слухового и речевого аппаратов.

Именно поэтому к трем месяцам малыш начинает активно гулить, успокаивая себя и разговаривая с собой. С ребенком даже можно говорить, он отвечает простыми звуками — «ааа», «ууу», «ыыы». Речевые навыки ребенка в 3 месяца таковы, что он может даже комбинировать звуки или заменять другими гласными.

Каждый из них теперь имеет свою интонационную наполненность. С помощью эмоциональной окраски произносимых гласных ребенок выражает свое состояние: когда голоден, когда что-то беспокоит и когда Каждое из этих состояний имеет теперь свою интонационную характеристику, что также отражает характерные умения ребенка в 3 месяца.


Навыки самообслуживания

Ребенок в 3 месяца, безусловно, до сих пор беспомощен, а слово «самообслуживание» здесь имеет несколько обобщенное значение. Однако оно способно отразить суть процесса, который заключается в умении ребенка помочь себе в чем-либо.

Так, к трем месяцам малыш способен взять нужный ему предмет и поднести его к глазам, чтобы лучше рассмотреть, или ко рту, чтобы облизать. Однако, взяв ту же соску, он не с первого раза сможет поместить ее в рот нужным образом, а если у него получится, то, скорее всего, случайно.

Помимо этого, кроха способен сам поддерживать бутылочку с водой, а также мамину грудь во время кормления. Также ребенок открывает ротик, когда понимает, что его пытается напоить водичкой с ложки.

Режим дня

К трехмесячному возрасту кардинально меняется у малыша. Во-первых, он реже прикладывается к груди — вместо 12-ти кормлений в сутки после рождения ему хватает 8-ми. Второе качественное изменение касается продолжительности ночного сна: малышу теперь хватает 10-11 часов отдыха с двумя ночными кормлениями. Третий важный момент относится к продолжительности дневного сна. После трех месяцев ребенок спит трижды в день продолжительностью по 1,5-2 часа.

Кроме того, сон у крохи становится более крепким, теперь он не просыпается при попытке переложить его в его кроватку. Это объясняется тем, что теперь сон у детей начинается с глубокой фазы, а не быстрой, как было в первые три месяца.


Массаж

После трех месяцев у малыша обычно исчезает повышенный тонус рук и ног, благодаря чему он начинает лучше координировать свои движения. Однако получается это не всегда и не у всех. Как развить ребенка в 3 месяца с помощью массажа? Чтобы помочь ему научиться владеть мышцами, неонатологи рекомендуют регулярно делать специальный массаж, улучшающий кровообращение и тактильную чувствительность малыша. Благодаря этой процедуре также развивается мышечная сила.

Технология массажа очень простая: он выполняется в виде поглаживаний, легких растираний, круговых движений. Все манипуляции должны проводиться очень бережно, с легким нажимом. Каждая процедура повторяется 2-3 раза.

Последовательность и характер действий при массаже малыша:

  • Начинаем с ручек и ножек. Массаж осуществляется путем поглаживаний и круговых движений.
  • По завершении можно выполнить ряд пассивных упражнений для развития мускульной силы. Для этого рекомендуется разводить и скрещивать ручки на груди ребенка. Для развития мышц на ножках выполнять скользящие движения ступни по поверхности стола — вперед и назад.
  • Быстрее овладеть собственным телом поможет процедура «переворот». Для этого нужно бережно переворачивать малыша с живота на спинку и наоборот, поддерживая при этом за таз.
  • Не следует забывать про животик и спинку. Массировать животик круговыми движениями пальцами и кулаком очень бережно. А спинку следует гладить круговыми и зигзагообразными движениями подушечками пальцев.
  • Не забываем про пресс. Удерживая за ручки, приподнимать голову и туловище ребенка до полусидячего положения.
  • Также неонатологи рекомендуют массировать ступни малыша, «боксировать» кулачками ребенка и покачивать детей на массажном мяче.


Как заниматься с ребенком

Условием гармоничного развития ребенка являются занятия с ним его родителей. К трем месяцам малыш реагирует на ласку, голос и нуждается в общении. Как развить ребенка в 3 месяца, как заинтересовать его и научить новым умениям?

  • Проявляйте любовь: обнимайте ребеночка, целуйте его пальчики и животик, дуйте на ступни. Это необходимое условие для того, чтобы он чувствовал себя нужным и защищенным.
  • Слушайте музыку вместе с ним. Выбирайте классические мелодии и негромкий звук. Хлопайте в ладошки в такт музыке.
  • Маленькие детки очень любят, когда мама поет им песенки. Ничто не заменит нежную колыбельную в мамином исполнении.
  • Издавайте разные звуки и стройте гримасы — это сподвигнет малыша повторять звуки за вами и развивать свой речевой аппарат.
  • Научите ребенка находить источник звука.
  • Развивайте его обонятельные способности: давайте нюхать банан, хлеб, цветок.
  • Также работайте с осязанием: предлагайте малышу поочередно твердые и мягкие предметы, легкие и тяжелые, колючие и нежные.
  • Покажите крохе, что в разговоре есть ритм: общаясь с ним, останавливайтесь, словно ждете ответа. В скором времени малыш начнет ворковать с вами.

Прошел еще один месяц и ваш ребенок изменился до неузнаваемости. Теперь он уже не является таким беспомощным существом, каким он был при рождении. Его лицо смогло приобрести другое, более осмысленное выражение. Тело окрепло, а реакции становятся более взрослыми. Стремительное развитие будет продолжаться на протяжении всего первого года, поэтому разница между поведением малыша, к примеру, в 2 или 3 месяца просто колоссальная.

Рост и вес

В 3 месяца своей жизни малыш должен набрать вес, при этом для мальчиков оптимальная масса тела должна составлять от 4.9 до 7 кг, а для девочек от 4.8 до 6.3 кг. Также вы сможете заметить, как в сравнении с прошлым месяцем ваш малыш значительно подрос, теперь его рост может колебаться от 56.5 до 62 см для мальчиков и от 56.2 до 61.8 для девочек.

Прививки

В трехмесячном возрасте ребенка вакцинируют против множества серьезных инфекционных болезней. Комбинированную вакцину, способную защитить малыша от таких опасных инфекций, как столбняк, дифтерия и коклюш, здоровому ребенку делают три раза и интервалом в 1.5 месяца. При этом нельзя нарушать сроки вакцинации, так как это плохо может сказаться на выработке у детей иммунитета к этим заболеваниям.

Что умеет ребенок в 3 месяца?

Ребенок в 3 месяца должен уметь держать голову лежа на животе, опираясь на предплечья, поворачиваться на бок, смеяться в голос, находить одной рукой другую, рассматривать свои руки. Некоторые детки в 3 месяца уже могут хватать и удерживать в руке игрушку, переворачиваться со спины на живот и с живота на спину.

Режим дня ребенка в 3 месяца

Меню и питание ребенка

Если ребенок находится на грудном вскармливании, то в течение дня должно быть около 10-12 кормлений, и 2-4 кормления ночью. В три месяца частота непродолжительных кормлений у ребенка становится гораздо меньше. Во время кормления малыш зачастую отказывается от груди, ночные перерывы в кормлении в среднем составляют 3.5 часа. В это же время в его рацион можно вводить прикорм, который может заменять одно полноценное питание в день.

Сколько спит

Ночной сон малыша в 3 месяца должен составлять примерно 10 часов, между 4 и 8 часом сна присутствует 2-4 кормления. Днем в таком возрасте у ребенка присутствует 2 длинных сна - продолжительностью 1-2 часа и 2 коротких - по 30-40 минут. Ребенок все еще подолгу засыпает (20-30 минут), все еще посасывая грудь. Начиная с 3 месяцев, ребенок начинает реагировать на полнолуние, новолуние и перемену погоды - может капризничать без причины и беспокойно спать.

Нормы стула

Кал ребенка на грудном вскармливании становится более однородным и регулярным, по своему виду напоминает сметанообразную массу. При этом периодичность стула может быть самой разной: до 5 раз в день; ежедневно в одно и то же время; и даже раз в 2-5 дней, при этом он может иметь кислый запах. Для детей в 3 месяца такое явление нормально. Если же в этом возрасте ребенку вводится прикорм, то кал может быть твердым, возможны запоры.

Уход за ребенком в 3 месяца

Купание

В этом возрасте ребенку будет интересно купаться вместе со своими любимыми игрушками. Также можно использовать специальный круг для плавания для новорожденных. В воду можно добавлять детскую пену, делая процесс принятия водных процедур еще более приятным и увлекательным.

Развлечения

В этом возрасте пришла пора познакомить ребенка с ритмичной музыкой. Дайте ему послушать мелодию с четким ритмом. Попробуйте в такт музыки хлопать в ладоши, либо делайте это с использованием бубна, деревянных ложек или двух прищепок для белья. Слушайте с ним тихую и громкую, медленную и быструю музыку - это непременно ему понравится.

Чтобы научить ребенка быстрей «гулить» и разговаривать, спойте вместе с ним простую песенку. Напевая песню, обязательно смотрите ему в глаза:

Ты сначала мне скажи,

Как жу-жу пчела жужжит.

Потом я тебе скажу

Про пчелиное жу-жу.

Пусть ребенок попытается произнести звук "ж".

Проблемы

В 3 месяца у ребенка может быть такая проблема: он начинает сосать грудь, и вдруг резко бросает ее и начинает плакать. Вполне возможно, что у него отит. Чтобы это проверить нажмите крохе на козелки ушных раковин. Если малыш останется спокойным, то отита нет, а если начнет кричать, то проблема на лицо.

У малыша в 3 месяца могут быть красные пятна на щеках - диатез. Спустя некоторое время такие пятна покрываются корочкой. Она беспокоит кроху, под ней может ощущаться зуд и боль. Экссудативный диатез имеет аллергическую природу, поэтому внимательно следите за рационом кормящей мамы.

Екатерина Ракитина

Время на чтение: 4 минуты

А А

Позади три месяца жизни вашего любимого крохи, казалось бы, совсем небольшой срок, но, сколько интересного успело с ним произойти. Ведь развитие малыша в первые месяцы его жизни, шагает семимильными шагами. Его поведение, мимика и физические способности меняются прямо на глазах, еще вчера он не мог сфокусировать на вас осмысленный взгляд, а сегодня он уже дарит вам свою долгожданную улыбку и смех. А пройдет еще немного времени и он порадует вас первыми шажками и лепетом.

Возраст три месяца, считается переломным этапом в жизни ребенка. Работа его желудочно-кишечного тракта налаживается, мучившие до сих пор колики, постепенно исчезают, а боль уходит вместе с капризами. Это время смело можно назвать – золотым периодом, он активен, весел и готов к новым открытиям и свершениям.

Многие безусловные рефлексы, которыми природа щедро наделила новорожденного и еще очень развитые в месячном возрасте, как правило, исчезают. А на смену им приходят приобретенные навыки и умения, число которых увеличивается с каждым месяцем.

Эмоциональная и психическая сфера

После того как прошла адаптация новорожденного к новому, неизведанному для него окружающему миру, он начинает активно знакомиться с ним, тем более, что времени для этого у него становится больше, так как увеличились промежутки между сном. Любимой игрушкой ребенка в этом возрасте является он сам, малыш обнаруживает свои руки и ноги, начинает с любопытством рассматривать их, пробовать на вкус, ощупывает свое лицо, изучает носик, рот, глаза, и делает это с превеликим удовольствием.

Огромной радостью для него становится обнаружение в поле зрения, лиц своих родителей, которые он уже начал узнавать. На улыбку и знакомый, родной голос мамы или папы, ваш ребенок отвечает «комплексом оживления» и радостным гулением.

Зрение и слух

По достижению трехмесячного возраста, выходят на новый этап развития, слух и зрение малыша. Ребенок в состоянии следить глазами за движущейся игрушкой, с интересом рассматривать и оценивать расстояние до нее. Может подолгу заострять взгляд на предмете, разглядывая люстру под потолком или рисунок на обоях. Внимательно следит за лицами родных, реагирует на изменение выражения лица и улыбку, и даже пробует повторять мимику.

Развитие слуховых центров ребенка, тоже продолжает совершенствоваться, он пытается поворачивать голову в сторону источника звука, а заслышав мамин голос, реагирует на него, расплываясь в улыбке, и отвечает, лепеча что-то на своем языке.

Несколько простых игр – упражнений, для тренировки навыков зрения и слуха:

  1. Держа игрушку на расстоянии 25-30 см от глаз ребенка, дайте ему сфокусировать на ней взгляд, перемещайте ее в разные стороны, добиваясь, чтобы он следил глазами за предметом. Упражнение развивает глазные мышцы и фокусировку взгляда.
  2. Погремушками, или шуршащими и звенящими игрушками, издавайте звуки с разных сторон от малыша, спрашивая при этом у него «Где звенит?». Ребенок учится улавливать источник звука, поворачивая голову в его направлении.
  3. Включайте малышу музыку на несколько минут и уже вскоре, вы удивитесь, как отличается его реакция на различные произведения.

Речь

На четвертом месяце жизни, у многих малышей начинает или активно продолжает развиваться навык гуления, в виде протяжных звуков «гааа», «бууу», «гууу», это один из этапов формирования его речи. С каждым прожитым днем, слоги, которые произносит кроха, становятся все отчетливее и разнообразнее, появляются новые звуки и интонации. Ваша задача поддержать диалог, отвечайте малышу на его «слова» его же языком, улыбайтесь и вы увидите неподдельную радость на ваше внимание, в его глазах.

Старайтесь постоянно разговаривать с малышом, комментируя все, что вы делаете. Читайте тематические стишки и потешки, например, когда умываете или одеваете его, и эта простая привычка поможет быстрому и активному развитию дальнейших речевых навыков вашего малыша.

Привлечение внимания

Еще один новый этап в развитии малыша, это протест на одиночество. Если мама надолго пропадает из вида, кроха громкими криками и плачем, покажет вам свое возмущение, требуя ее обратить на него внимание и взять на ручки.


Улыбка и смех

На данном этапе развития, на личике малыша все чаще появляется сознательная, искренняя улыбка, предвестница будущего смеха. А спустя всего пару недель, счастливых родителей ждет настоящее чудо – заливистый и счастливый хохот, вашего любимого чада.

В первые пол года жизни, смех у ребенка вызывают в основном тактильные ощущения: щекотка, игра в «ладушки» или «козу», покусывание пальчиков на маленьких ножках. Родители сами должны определить, что больше всего развлекает вашего малыша и всячески стимулировать его веселье, ведь всем прекрасно известно, какую пользу это приносит.

Отсутствие смеха, в возрасте трех месяцев, ни в коем случае не является отклонением, просто ваш ребенок, чуть более сдержан, и родителям надо немного запастись терпением, за которое вы, непременно, получите долгожданную награду.

Физическое развитие

От рождения и до трех месяцев вес ребенка увеличивается в среднем на полтора килограмма, а рост на 4 — 8 см. Его личико округляется, тело становится крепче и пухлее, появляются складочки на ножках и ручках. По сравнению с месячным ребенком, он уже научился делать немало сложных вещей, для своего нежного возраста.

Трехмесячный малыш прекрасно лежит на животе, довольно уверенно умеет поднимать голову и старается удерживать ее в таком состоянии, опираясь на предплечья. Такая поза позволяет малышу лучше рассмотреть окружающий мир.

Чтобы помочь ему развивать это умение, необходимо несколько раз в день выкладывать малыша на живот для укрепления мышц спины и рук, хорошим стимулом к удерживанию малыша в таком положении, станет цветной развивающий коврик с подвешенными игрушками.

Многие малыши в возрасте три месяца, уже начинают осваивать первый самостоятельный навык движения — переворачивание. Свои первые перевороты кроха делает со спины на бочок, а затем на животик, если с вашим ребенком еще этого не произошло, не переживайте, он обязательно освоит это умение в течение четвертого месяца развития.

Подтолкнуть к этому малыша можно с помощью простых игр и упражнений:

  1. Выложив малыша на свободную твердую поверхность, подкладывайте рядом с ним яркую игрушку, попеременно с каждого бока, его интерес к ней, подтолкнет к попытке перевернуться, чтобы завладеть предметом. Если у него не получается, можно немного помочь ему, поддерживая его под спинку.
  2. Из положения — лежа на спине, заведите ногу ребенка в противоположную сторону и уприте коленом в поверхность, на которой он лежит. Эта поза будет очень неудобной для него, и он попытается исправить это, поскорее перевернувшись на живот.

Массаж и гимнастика, также станет хорошим подспорьем в освоении навыков переворота. Укрепляйте мышцы спины, рук, шеи и живота, делайте с малышом несложные упражнения и уже очень скоро вы увидите положительную динамику.

Массаж лучше доверить профессионалу, но если вы чувствуете в себе потенциал выполнить его самостоятельно, в интернете можно найти большое количество видео по этой теме.

Как только малыш освоит навык переворотов, его уже невозможно будет остановить, он будет стремиться перевернуться везде, куда бы вы его не положили. Поэтому, в целях безопасности, никогда не оставляйте ребенка, в таких местах откуда он может упасть, например, на пеленальном столике или кровати.

Хватательные движения

Гипертонус ручек и ножек, есть практически у всех новорожденных, но к трем месяцам он постепенно проходит, малыши раскрывают кулачки, и учатся координировать движения своих маленьких пальчиков.

Большинство детишек этого возраста, с большим интересом стараются захватить подвешенные над кроваткой и коляской погремушки или мобиль. Самые талантливые из них, способны непродолжительное время удерживать игрушку, вложенную ему в руку, предлагайте ее малышу, стимулируя его на совершение хватательных движений. Для таких забав, выбирайте легкие погремушки с крупными узорами, без острых углов, на длинной, удобной ручке.

Навыки сидения и стояния

На четвертом месяце развития ребенка, его ножки тоже становятся сильнее. Если поддерживая малыша под мышки, дать упереться ногами в твердую поверхность, он выпрямит их и сможет «простоять» так около минуты, но особенно увлекаться такими упражнениями не стоит, из-за нагрузки на неокрепший опорно-двигательный аппарат.

Потянув, лежащего на спине малыша, за ручки, вы обнаружите, что он охотно поднимается за ними, пытаясь сесть, это и есть начало развития такого навыка, как сидение. Однако, это ни в коем случае не означает, что трехмесячного малыша уже можно присаживать, помните, что его позвоночник и мышцы спины еще абсолютно не готовы к этому.

Подготавливайте малыша физически, делайте ему массаж и гимнастику для укрепления спины и ножек, видео по этой теме можно найти в интернете, и уже через три месяца ваш ребенок порадует вас, встав в своей кроватке, самостоятельно.

Каждый родитель сам решает, когда и чем ему заниматься со своим чадом и какие навыки необходимо развивать в первую очередь. Важно, всегда поддерживать в малыше стремление к новым достижениям, хвалить и поощрять его, и положительные результаты не заставят себя долго ждать.

И не забывайте, что все детки разные, и каждый карапуз развивается по-своему, исходя из своих физических данных, темперамента и условий жизни. Главное, что вы рядом с ним, и мягко и ненавязчиво, в игровой форме, помогаете ему в этом, а он чувствует ваше тепло, любовь и заботу.

В горизонтальном положении он держит голову прямо, однако ее все же нужно поддерживать: спина у младенца еще слабая. Конечности, напротив, обретают все больший тонус. Движения малыша делаются более многообразными, более активными. Он может переворачиваться со спины на бок. Развивается координация движений. Ребенок может сознательно удерживать предметы, которые учится узнавать на ощупь, однако основной способ познания мира на этом этапе развития - рот. Младенец начинает брать в рот все, что оказывается у него под рукой.

Ритм ребенка

Сон

На смену почти постоянной дремоте первых недель приходят достаточно длинные и регулярные периоды настоящего сна. Многие младенцы спят не менее чем по шесть часов за ночь, а также подолгу бодрствуют, особенно в конце дня. Малыш начинает различать события, задающие ритм дня: сон, кормления.

Питание

Если вы все еще кормите ребенка грудью, он просит грудь пять-шесть раз в день и при этом, возможно, делает перерыв на ночной сон. Если малыш на искусственном вскармливании, он выпивает в день порядка пяти бутылочек искусственной смеси по 150 мл.

Органы чувств ребенка

Слух

Младенец уже хорошо слышит. Он поворачивает голову в сторону источника шума, прекрасно узнает и локализует звуки. Ему нравится музыка, но более всего ему приятны голоса родителей и родственников.

Зрение

Периоды, когда младенец наблюдает за окружающим миром, значительно удлиняются. Он открывает для себя свои руки и поворачивает голову, следя за движущимися предметами. Ему очень нравится наблюдать за движением и смотреть на яркие цвета. Теперь он видит все очень четко и понимает, что предметы различаются по размеру и расстоянию до них. Это особенно заметно, когда он пытается взять их в руки.

Когда малыш бодрствует

Малыш начинает много общаться, прежде всего за счет движений тела. Так, он съеживается, отказываясь ложиться спать, тянется по направлению к желанному предмету. В это время также возникают самые первые зачатки речи - гуление, которое становится все более многообразным и радует всех окружающих, в том числе и самого ребенка: ему так нравится себя слушать! Кроме того, в три месяца ребенок впервые смеется. Младенца крайне интересует все, что его окружает; он может подолгу изучать свои ноги и руки. Он познает мир взглядом, ему очень нравится находиться в компании. Для него очень важны каждодневные ритуалы: они ему нравятся, он их ждет.

Этот разнообразный мир

Малыш с увлечением рассматривает собственные ручки и в какой-то момент совершает первое управляемое действие - хватает одной рукой другую. Возьмите большую цветную резинку для волос и надевайте ее крохе то на одно, то на другое запястье. Яркий предмет еще больше привлечет внимание, и малыш будет с увлечением тренировать хватательные движения.

Разглядывать ножки - занятие не менее интересное, особенно если вы наденете на них цветные носочки. Еще лучше, если носочки будут разных цветов, чтобы развивалось не только восприятие цвета, но и ощущение контраста.

К третьему месяцу малыш уже не просто разглядывает предметы, но и начинает ими манипулировать. Поэтому надо позаботиться о том, чтобы в его арсенале были игрушки с самыми разнообразными свойствами.

Игрушка-пищалка учит анализировать причинно-следственные связи: «Если я нажимаю, она пищит. Если не нажимаю - не пищит». Для ребенка это не просто игра, это огромный шаг вперед в умении координировать и осознавать свои движения, ведь до сих пор они носили хаотичный характер.

Для познавательного развития очень важно, чтобы игрушки отличались друг от друга на ощупь. Это могут быть разные колечки: гладкие, шершавые, ребристые, пластмассовые, матерчатые... Попеременно вкладывайте их то в правую, то в левую руку ребенка (нужно развивать обе руки).

Совет : Отличные развивающие игрушки для этого возраста можно сделать своими руками. Возьмите маленькие пластиковые баночки из-под питьевого йогурта с завинчивающейся крышкой. Они как раз подходящего размера, чтобы ребенок легко захватывал их ладошкой. Наполните бутылочки горохом, гречкой, пшеном, манкой, фасолью. Получатся погремушки, причем все разные - разного веса, с разным звуком. Времени на изготовление таких игрушек уйдет совсем немного, а для ребенка это станет увлекательной игрой, знакомящей его с новыми ощущениями. Если крышка плотно закручивается, можно налить в бутылочку воду.

Сенсорный коврик . Ребенок уже достаточно много времени проводит на животе, так что пора выкладывать его на коврик. Сенсорный коврик должен быть составлен из элементов, отличающихся по фактуре, чтобы и ручки, и ножки ребенка знакомились с разными ощущениями.

Совет : Соберите кусочки ткани - мешковину, шелк, бархат, ситец. Сшейте несколькими стежками и дайте ребенку. Для него это будет очень интересная игрушка, ведь каждый лоскуток ощущается по-своему. Так происходит сенсорное развитие.

Пора осваивать понятия «вверх» и «вниз». Играем в «самолетик»: «Полетели-полетели, - поднимаем ребенка на руках. - Вверх! Вниз! Вверх! Вниз!»

Психологи и логопеды говорят, что в три месяца появляются первые предпосылки к речи . Если раньше звуки, которые издавал малыш, были никак не связаны с ситуацией, то теперь вы можете заметить, что в одних случаях, например, при удивлении, он говорит «кхе», при появлении мамы «кху» и т. д. Это первая попытка что-то сказать без крика и плача.

Ребенок активно познает и усваивает эмоции, наблюдает за выражением лица взрослого. Раньше я советовала повесить над кроваткой фотографии улыбающихся мамы и папы. Пришла пора вносить разнообразие и в мир чувств. Купите или сделайте сами двустороннюю рожицу , с одной стороны веселую, а с другой - грустную. Подвесьте ее над кроваткой так, чтобы она крутилась, и малыш видел то одну, то другую сторону. Чтобы игрушки, подвешенные над кроваткой, не приедались, можно их чередовать: один день карусель, один день рожица, один день сенсорное панно - его можно прикрепить на стенку кроватки.

Эмоции должны появляться и в песенках-потешках. Если раньше они были очень короткими, мелодичными и убаюкивающими, то теперь пора включать в них и отрицательные эмоции. Например, грозным голосом: «Идет коза рогатая за малыми ребятами». Тот же «волчок», который «укусит за бочок», уже может звучать не так безобидно. Так мы учим ребенка понимать, осознавать и выражать свои чувства. Конечно, мы только в самом начале пути. Все, что он сейчас поймет, - это «грустный», «веселый», «испуганный». Но важно этот путь начать. Проблема в том, что часто сами взрослые оказываются недостаточно эмоциональными. А бывает, что мама или папа стесняются проигрывать перед ребенком разные чувства, боясь показаться смешными. Особенно это относится к папам. «Я что, ненормальный, чтобы кривляться?» - возмущаются они на предложение изобразить печаль или испуг. Постарайтесь объяснить вашему мужу, что это совсем не кривляние, а серьезное, важное дело, которое очень нужно сейчас вашему ребенку.

В играх с малышом можно использовать матерчатую куклу, надетую на руку. Младенец воспринимает куклу как отдельное существо, постороннее и непонятное. И очень важно, чтобы этот посторонний был ласковым и дружелюбным - пусть он погладит, обнимет малыша. Материал, из которого сделана кукла, должен быть мягким и приятным на ощупь. Эта игрушка учит тому, что не только мама может быть ласковой и нежной. Мы можем получать тепло и ласку от совершенно незнакомых, посторонних для нас существ. Да, пока это только кукла. Но так мы начинаем готовить ребенка к появлению незнакомых людей в его жизни, учим его воспринимать их без страха - позитивно и спокойно.

Пустышка

Давая младенцу пустышку, мы, разумеется, преследуем самые благие цели. Но с самого начала надо понимать, что рано или поздно от пустышки придется отказаться. Это может стать проблемой, и я считаю, что пустышку лучше вообще не давать. Если уж совсем невозможно обойтись без дополнительного сосания, пусть это лучше будет бутылочка с водой. Психологи говорят, что для очень небольшой категории детей, особенно возбудимых и тревожных, лишенных непосредственного контакта с мамой, пустышка нужна. Но мы сейчас говорим не о сверхтревожном, а о хорошо и правильно развивающемся ребенке, за которым ухаживает мама. На мой взгляд, ему пустышка не нужна. Подумайте о будущем. Малыш, приученный успокаиваться через сосание, скорее всего, сохранит эту привычку и во взрослом возрасте. Это значит, что впоследствии он будет «заедать» напряжение, грызть ногти и курить, потому что других механизмов преодоления стресса у него не выработается.

Но что делать, если вы уже приучили ребенка к пустышке? Помните, что отучить в три месяца гораздо проще, чем в полгода или в год. Но отучить - не значит просто отнять. Необходимо предложить что-то другое взамен. Взрослые, чтобы бросить курить, часто начинают грызть сухарики, семечки. А с маленьким ребенком можно начать играть. Вот он заплакал - дали бутылочку с водичкой. Выплюнул бутылочку - взяли на руки, начинаем гулять по комнате. Поддерживайте активное состояние малыша, обращайте его внимание на игрушки, разговаривайте. Так вы даете ему возможность успокоиться какими-то другими способами. Конечно, некоторое время он будет плакать. Но чем дальше, тем труднее вам будет избавиться от пустышки. Бывает, что дети ходят с ней и в три года, что с психологической точки зрения абсолютно бессмысленно. В этом возрасте дети успокаиваются другими способами, а пустышка - это уже просто привычка, от которой трудно избавиться и которая к тому же портит прикус.

Режим дня

Одних родителей раздражает то, что режим никак не складывается, другие не понимают, зачем он вообще нужен. Образ жизни по принципу «как сложилось, так и хорошо» обычно ведут те мамы, которые кормят по требованию и все время носят ребенка с собой. Если и маме, и ребенку это удобно, то можно жить и без режима.

Но мне намного чаще приходится сталкиваться с противоположной проблемой: «Ни до чего руки не доходят. Хочу уже, наконец, точно знать, когда он ест, когда спит, чтобы жизнь вошла в свой ритм, и можно было как-то планировать день». Лично мне такая позиция ближе. Мир устроен таким образом, что человеку приходится подчинять свою жизнь каким-то условиям. Мы выходим на работу в одно и то же время, мы возвращаемся с работы в одно и то же время. Хорошо, если мы получаем пищу в одно и то же время - для здоровья это полезнее. Иногда мы сами себе придумываем какие-то ограничения, которые дают нам возможность чувствовать себя спокойнее. Например, в одно и то же время ложимся спать. Или смотрим по вечерам одну и ту же передачу. И ребенку наличие режима также дает уверенность в каждом следующем дне. Пусть в три месяца это еще не важно, но пройдет совсем немного времени, и вы заметите: он соглашается есть только из одной бутылочки - и никак иначе. Потом он в сотый раз захочет послушать одну и ту же сказку. «Якоря» стабильности нужны всем - и детям, и взрослым.

Одним из таких «якорей» у малыша может стать ритуал укладывания. Казалось бы, какие ритуалы могут быть на третьем месяце? Это с детьми постарше можно пойти помыть ручки, уложить кукол. На самом деле с маленьким ребенком ритуализировать жизнь еще проще. Если мы будем совершать одни и те же действия, допустим, задергивать шторы, включать одну и ту же музыку, менять освещение, ребенок постепенно привыкнет к тому, что в это время пора засыпать.

Для чего это нужно? Дело в том, что рано или поздно возникнет необходимость выйти из дома, оставить малыша на другого человека. И ритуал вам поможет: исчезновение одного источника стабильности (мамы) будет компенсировано присутствием всех остальных. Если вы таким образом тщательно выстроите весь режим дня, то ваш выход на работу пройдет безболезненно, - разумеется, при условии, что малыш будет доверять тому человеку, который с ним останется.

Мама: «Я не железная!»

На третьем месяце женщина может почувствовать, что в ней копится раздражение. Оно приходит из-за усталости, из-за неопытности, из-за отсутствия помощи и ощущения потери того мира, в котором она жила раньше. Третий-четвертый месяц - это период, когда молодые мамы достаточно часто обращаются за помощью к психологу, чтобы понять, что с ними происходит.

Раздражительность иногда приводит к тому, что мы кричим на собственных детей, даже на грудничков. За криком следует чувство вины, которое потом может преследовать долгие годы. Некоторые мамы на консультации признавались мне, что и через десяток лет продолжают корить себя за то, что когда-то в раннем детстве накричали на свою кроху. Надо сказать, что такое непроходящее чувство вины крайне непродуктивно. Ребенку наше самоедство ровным счетом ничего не дает, более того, оно может сильно исказить детско-родительские отношения. Родитель, чувствующий себя виноватым, задабривает ребенка, а это уже совсем никуда не годится.

Так что же делать с раздражительностью? Как с ней справляться?

Прежде всего, помните: если вы злитесь на своего ребенка, это не значит, что вы его не любите. Раздражение - совершенно нормальная эмоция, возникающая на фоне недосыпа, хронической усталости, больших нагрузок, отсутствия помощи и прочее. Есть у него и физиологическое объяснение. Счастливы те, кто по-прежнему не испытывает проблем с кормлением грудью, но статистика показывает, что именно на третьем-четвертом месяце количество молока часто начинает сокращаться, а вместе с ним - и количество серотонина и эндорфинов, которые выделяются организмом женщины. В результате мама начинает острее переживать свои неудачи, больше тревожиться за ребенка. Могут даже случаться приступы беспричинной грусти, когда женщина просто сидит и плачет, непонятно почему.

Если раздражение подавлять, копить и не признаваться себе в нем, то рано или поздно оно прорвется наружу в виде крика на ребенка, крика на мужа. Поэтому очень важно не обманывать себя, не отворачиваться от неприглядной реальности, а осознать свои чувства и честно сказать себе: «Я раздражена». Ничего постыдного в этом нет.

Просите о помощи.

Случай из практики: «Я совсем из сил выбилась. Он иногда кричит по несколько часов. Этот крик разрезает мне мозг, душу разрывает, я не знаю, куда деться. Хожу с ним по комнате - не успокаивается. Пою - не успокаивается. И чем больше он кричит, тем больше я раздражаюсь. А чем я больше злюсь, тем сильнее он кричит».

Да, это действительно замкнутый круг. У раздраженной, уставшей мамы и младенец будет уставшим и раздраженным. В этот момент вы не в состоянии его успокоить, вам самой нужна помощь. Срочно отдавайте ребенка на руки мужу, бабушке. Может помочь любой человек, к которому ребенок уже привык, - ваша сестра, тетя, дядя. Отдали - сами ушли в ванную, отдышались, успокоились. Одна моя знакомая называла это так: «Пойду делать для ребенка маму!» Вам действительно нужно немного передохнуть и прийти в себя. Проще всего включить кран с водой. Вода очень хорошо снимает напряжение. Умойте лицо, помойте руки, выпейте стакан воды, посмотрите на себя в зеркало (это помогает вернуться к себе из хаоса бурных эмоций). А дальше - возвращайтесь в комнату, выключайте свет, ложитесь на кровать вместе с малышом. Никаких активных действий! Дышите медленно и размеренно, пусть он почувствует спокойный ритм вашего дыхания. Иногда это срабатывает.

Главная причина вашего напряжения - не сам по себе крик ребенка, а беспокойство за него и чувство своего бессилия. Найдите какие-нибудь слова или действия, которые бы вас успокаивали в ситуации, когда вы ничего не можете сделать. Мне, например, помогала фраза: «Все пройдет. И это тоже». Кто-то начинает про себя напевать определенную мелодию. Это называется «концентрация на простых действиях». Повторение этих действий помогает нам сосредоточиться на них, обрести опору и успокоиться.

Одна из причин раздражительности - повышенная тревожность.

Случай из практики: «Я все время боюсь, что у моего ребенка заболят уши. Как только он начинает кричать, первым делом кидаюсь на них нажимать, как меня учили подруги. Я нажимаю - он кричит еще больше. И мне кажется, что это точно отит. Бегу звонить врачу. Мой страх еще ни разу не подтвердился, но я все равно боюсь. Врач говорит, что я слишком впечатлительная. Да я и сама понимаю, что уже замучила его своими ложными тревогами».

Тревога свойственна любой матери. Иногда она принимает гипертрофированные формы, и мамы начинают придумывать различные ужасы. Тем не менее материнская тревога - это совершенно нормальное чувство.

Но как сделать так, чтобы тревога не «зашкаливала»? Прежде всего, больше спать, больше гулять и осваивать больше навыков. Если вы чего-то боитесь, нельзя бездействовать. Не позволяйте страху завладеть вами и не становитесь его пассивной жертвой. Осознайте свой страх и начинайте работать. Боитесь, что младенец простудится, - займитесь закаливанием. Боитесь отитов - прочитайте как можно больше об их профилактике. Боитесь, что в подростковом возрасте ребенок попадет в дурную компанию, - читайте литературу о том, как помочь ребенку найти друзей. Чем больше мы знаем, тем меньше боимся.

Телесный контакт с папой

О контакте «кожа к коже» обычно говорят в связи с мамой. Но такой контакт необходим и с отцом. И к третьему месяцу его вполне уже можно осуществить. Начинайте устраивать малышу воздушные ванны: попросите мужа раздеться по пояс, взять на руки голенького ребенка и походить с ним по квартире. Пусть вместе закаляются. Если в более раннем возрасте многие мужчины не решаются брать младенца на руки, то ближе к трем месяцам страх отступает: малыш уже не выглядит таким хрупким и беспомощным, держит головку и, самое главное, позитивно реагирует на происходящее, выдавая комплекс оживления.

Введите такой ритуал закаливания в свой распорядок дня. Скажем, каждый день 5 минут перед кушанием гуляем по квартире у папы на руках. Если ребенок находится на искусственном вскармливании, то папа может и покормить из бутылочки. И это кормление тоже надо использовать для контакта «кожа к коже». Это сближает папу и малыша. В папе пробуждаются отцовские чувства, а малыш проникается к нему доверием, сильнее привязывается и начинает более ярко на него реагировать. А мы уже знаем, что мужчине пока следует доверять только те процедуры, которые вызывают положительные эмоции и укрепляют в нем ощущение своей значимости и своей состоятельности.

Здоровье ребенка

Третий месяц: посещение участкового педиатра

Как в первый и во второй месяцы, врач проверяет физиологическое состояние ребенка, его общее психическое и физическое состояние, состояние его иммунной системы, а также измеряет его.

  • Мальчики - рост порядка 60см и вес 5,8 кг, окружность черепа порядка 41,5 см.
  • Девочки - рост порядка 59 см и вес 5,5 кг, окружность черепа порядка 41см.

Архаические рефлексы почти полностью исчезли. Врач снова оценивает функционирование всех основных органов и систем - проводит обследование сердечной, дыхательной, сосудистой системы. Характеристики нормального функционирования этих систем почти аналогичны тем, которые мы приводили в связи с первым и вторым посещением врача.

Прививки

Если вы начали прививать младенца еще в роддоме, вам будет предложено провести второй этап вакцинации, в частности ввести вакцины от дифтерии, столбняка, полиомиелита, коклюша.

Для каждой проблемы со здоровьем найдется решение.

Насморк

Это первичное воспаление всей ухо-горло-носовой области, вызванное распространяющимися в зимний период вирусами; ему может сопутствовать жар. Воспаление приводит к появлению насморка-или заложенности носа, болезненному раздражению всех слизистых, может давать и другие проявления.

Врач-аллопат предложит вам болеутоляющие и жаропонижающие средства, такие как сироп, и посоветует промывание носа. Если есть риск вторичного заражения, он выпишет антибиотики.

Некоторые виды естественной терапии

Гомеопатия

  • При появлении первых симптомов используйте комбинированный, несложный, но весьма эффективный метод лечения: комплексный препарат «Аллиум цепа».
  • Ночью нос заложен, утром малыш чихает, в течение дня у него скорее светлые выделения из носа: «Рвотный орех 9 СН».
  • Постоянные водянистые выделения из носа и чихание залпами вне зависимости от времени дня; помимо этих симптомов, еще и жар: «Аллиум цепа 9 СН».
  • Приступы сухого кашля без отделения мокроты, ухудшение состояния ночью или при приступах, которые могут перейти в рвоту: «Дрозера 9 СН».
  • Сухой кашель, ощущение жжения и «щекотки» в горле, хриплый голос, обветренные губы: «Арум трифиллюм 9 СН».

Дозировка: по 2 гранулы выбранного препарата (не более 3 препаратов одновременно) на прием; принимать в зависимости от частоты проявления симптомов. Удлиняйте перерывы между приемами или прекращайте прием по мере развития болезни.

Фитотерапия и ароматерапия

Хорошо увлажняйте воздух в комнате ребенка, добавляя в воду не более 5 капель одного или нескольких эфирных масел, обладающих противовоспалительным и антивирусным действием: лаванда лекарственная, коричник камфорный, чайное дерево, пальмароза. Помимо этого, давайте настои из растений, обладающих противовоспалительным и успокаивающим действием.

Бронхиолит

Это респираторная инфекция, которую вызывают сезонные вирусы, получающие распространение в зимнее время. Обычно заболевание не опасно, однако порой оно дает серьезные осложнения, в особенности в случае с грудными детьми до одного года. Это заболевание - одна из основных причин госпитализации детей такого возраста.

Бронхиолиту часто предшествует обычный ринофарингит, сопровождающийся сухим кашлем. О бронхиолите свидетельствует появляющееся через один-два дня затрудненное дыхание. Дыхание учащается, выдохи становятся шумными, свистящими и трудными. Причина этого - скопление в бронхиолах малыша слизи, которая не может выделиться (из-за того, что гладкие мышцы стенок бронховтеряют тонус), а также собственно бронхиальный спазм. Вторичная бактериальная инфекция может спровоцировать осложнения.

В зависимости от состояния ребенка врач пропишет вам сеансы дыхательной кинезитерапии (этот вид терапии обычно пугает родителей, однако он хорошо способствует отделению мокроты); спрей «Вентолин», который применяют при помощи детского ингалятора (бэбихалера) для того, чтобы «открыть» бронхи и впустить в них воздух; кортикоиды (противовоспалительные средства), вводимые обычным способом и/или с помощью ингалятора, а также, возможно, антибиотики - если есть подозрение на вторичную инфекцию.

Природные препараты часто позволяют обойтись без обращения к перечисленным аллопатическим методам.

Гомеопатия

При непроходяшем кашле с приступами удушья систематически применяется препарат «Пертуссинум 15 СН», по 1 дозе в неделю; препарат следует давать ребенку в течение месяца после полного выздоровления.

В зависимости от типа кашля применяются также:

  • при влажном кашле, выделении вязкой, густой и желтоватой мокроты (усиление симптомов после пробуждения и ночью): «Калиум бихромикум 9 СН»;
  • при попеременно влажном и сухом кашле, незначительных выделениях мокроты, хрипах в бронхах и затрудненном дыхании (усиление симптомов ночью): «Калиум карбоникум 9 СН»;
  • при непрекращающемся кашле, доходящем до рвоты, обильном отделении мокроты, приступах сухого кашля (усиление симптомов ночью): «Кошениль 9 СН».

Дозировка: по 2 гранулы выбранного препарата (не более 3 препаратов одновременно) на прием; принимать в зависимости от частоты проявления симптомов. Удлиняйте перерывы между приемами или прекращайте прием по мере угасания болезни.

Фитотерапия и ароматерапия

  • Сироп из растений, способствующих разжижению мокроты: цветки и листья алтеи, мальвы, мака или медвежьего ушка; либо из растений, обладающих противокашлевым и отхаркивающим действием: надземные части будры плющевидной или плюща обыкновенного. Дозировка: 1 соответствующая возрасту доза 3 раза в день в течение 6-8 дней.
  • Массаж грудной клетки и верхней части спины: эфирное масло эвкалипта лучистого, оказывающего противоинфекционное действие на легкие. Растворите 2 капли масла в небольшом количестве мази, делайте массаж утром и вечером.

Какой термометр выбрать для ребенка?

Вашему ребенку хорошо подойдет классический (ректальный) термометр. Однако его использование требует частого раздевания, которое не нравится малышу и может его рассердить. Ушные термометры гораздо дороже, однако благодаря сменным наконечникам их может использовать вся семья. Лобные термометры весьма надежны и просты в использовании, однако дороги.

В 3 месяца малыш активно растет и развивается, овладевает новыми навыками и умениями, знакомится с окружающим миром. Ребенок уже узнает маму, папу и других близких людей, пытается приподняться на ручках, когда лежит на животе, радуется, заливаясь смехом, выражает недовольство громким плачем и капризами.

У 3 месячного малыша вырабатывается собственный распорядок дня и режим питания, он все меньше спит и больше бодрствует, теперь ему интересно не просто лежать, а трогать игрушки, общаться с мамой и разглядывать окружающую обстановку.

Развитие 3 месячного ребенка

За эти 4 недели ребенок достигает максимальной прибавки в весе и росте – примерно 900 г и 2-2,5 см. Практически каждый день малыш учится чему-то новому, и список его достижений растет постоянно.

Наиболее характерным для третьего месяца жизни ребенка является "комплекс оживления", когда он радуется, активно двигает руками и ногами при приближении к кроватке мамы. Этот комплекс свидетельствует о нормальном психофизическом развитии 3 месячного ребенка.

Когда малыш находится в вертикальном положении на руках у родителей, он уже вполне уверенно удерживает голову, а лежа на животе, старается немного приподнять плечи. Если поставить малыша на твердую поверхность, он хорошо упирается стопами.

Ребенку в 3 месяца уже недостаточно просто разглядывать игрушку, теперь он стремится с ней поиграть. У малыша просыпается познавательный интерес, он тренирует тактильные ощущения, укрепляет мелкие мышцы пальцев.

Режим 3 месячного ребенка меняется, он меньше спит и больше бодрствует, с ним уже можно побеседовать, так как он все сильнее интересуется звуками вокруг. Если малыш слышит звон колокольчика или телефонный звонок, он не просто ищет глазами источник звука, но и старается повернуть голову, чтобы понять, что это и откуда.

В конце 3 месяца жизни младенец должен уметь:

  • Поднимать голову на 45° лежа на животе;
  • Следить глазами за предметом, перемещаемым перед ним по дуге на расстоянии 15 см от лица.

Режим дня 3 месячного ребенка

Режим сна и бодрствования в этом возрасте, как правило, уже сформирован. Ночью малыш спит на протяжении 8-10 часов, изредка просыпаясь поразмяться. Не стоит вставать к ребенку при малейшем шорохе, тогда со временем он перестанет пробуждаться. Несмотря на то, что ночной сон достаточно длителен, кроха спит и днем. Всего в режиме 3 месячного ребенка 3-4 дневных сна по 1,5-2 часа.

Как правило, лучше всего младенец засыпает и спит на свежем воздухе. Гулять с малышом рекомендуется до трех раз в день, а общая продолжительность прогулки должна составлять примерно 6 часов. Рекомендуется гулять в любую погоду, за исключением дней, когда идет сильный дождь или на улице мороз ниже 10°С.

День малыша должен обязательно начинаться с утренних гигиенических процедур: мама умывает лицо и глазки, протирая их ватным диском, смоченным в чистой воде, по мере необходимости прочищает носик и ушки. В течение дня нужно подмывать младенца каждый раз, когда он сходит в туалет, используя воду с мылом, если он покакал.

В режиме дня 3 месячного ребенка особого внимания заслуживает сеанс вечернего купания перед отходом ко сну. Если малыш чрезмерно возбудим и долго не может успокоиться после ванны, его можно искупать в обед. Комфортная температура воды для младенца – 37-38°С, хорошо добавлять отвары трав, например, ромашки или череды.

Питание 3 месячного ребенка

Режим кормления трехмесячного малыша зависит от способа вскармливания. Детки на грудном вскармливании, как правило, кушают по требованию, то есть без каких-либо временных ограничений. По-другому обстоят дела с малышами-искусственниками. Их рекомендуется кормить 6 раз в сутки каждые 3,5 часа, делая перерыв в шесть часов ночью. Недоношенные и ослабленные дети требуют более частых кормлений – 7 раз каждые три часа.

Другие особенности питания 3 месячного ребенка строго индивидуальны. Например, для детей с плохим аппетитом или недостаточной прибавкой в весе устанавливается свой режим кормлений. Как только введен прикорм, они переводятся на питание каждые 4 часа пять раз в день, ночной перерыв составляет 8 часов.

Количество жидкости, необходимой малышу, определяется состоянием здоровья, характером вскармливания и климатическими условиями проживания. На 1 кг массы тела, как правило, требуется 100-120 мл жидкости. Если младенец испытывает чувство жажды, то дополнительно назначается от 50 до 200 мл в сутки. Воду малышу дают между кормлениями или во время ночных пробуждений по 1-2 чайной ложки.

Рациональное питание 3 месячного ребенка – это, прежде всего, материнское молоко. Последние исследования показали, что в первые 3-4 месяца малыша следует кормить исключительно грудным молоком. Ранний прикорм в виде соков и пюре может привести к аллергическим реакциям или нарушениям пищеварения.

Введение прикорма с 3,5 месяцев оправдано лишь в случае недостаточного прироста массы тела, при признаках рахита или анемии, а также тогда, когда малыш находится на искусственном или смешанном вскармливании.

Прикорм вводится осторожно, начиная с нескольких капель сока, разведенного в кипяченой воде или с чайной ложки фруктового пюре без сахара. В случае отсутствия аллергических и других реакций через 3-5 дней можно увеличить предлагаемый объем прикорма.

Начинать лучше с яблочного, а затем постепенно познакомить малыша с другими фруктовыми и овощными соками. Перед введением любого прикорма следует проконсультироваться с педиатром.

Развивающие занятия и игры для ребенка 3 месяцев

Игры и развивающие занятия просто необходимы малышу трех месяцев, ведь его навыки совершенствуются с каждым днем, формируются новые условные рефлексы, развиваются личностные особенности.

В развитии 3 месячного ребенка большую роль по-прежнему играют занятия на фокусировку взгляда. Необходимо стимулировать младенца фиксировать взгляд на разных предметах – неподвижных и движущихся. Например, можно предложить малышу понаблюдать за яркой игрушкой, перемещая ее в разные стороны.

Музыкальные игрушки, издающие различные звуки, также интересны крохе, ведь они развивают не только внимание и зрение ребенка, но и слух. Различные погремушки и колокольчики можно повесить на кроватку. Тогда малыш будет слышать их при движении, а со временем попытается схватить, что является хорошей профилактикой гипертонуса.

Тактильные ощущения для детей 3 месяцев также очень важны. Младенца можно познакомить с разными материалами и предметами, предложив ему различные по фактуре, форме и величине игрушки.

Любое желание младенца двигаться следует поощрять, ведь благодаря этому он со временем научится переворачиваться, ползать и сидеть. Малыша нужно мотивировать, привлекать его внимание, например, положив рядом яркую игрушку, которую он захочет рассмотреть и потянется поближе к ней.

В режиме 3 месячного ребенка должны быть не только сон и кормления, но и игры, и общение с мамой, ведь только таким образом младенец будет правильно и полноценно развиваться и быстрее освоит соответствующие возрасту навыки.