Конспект занятия пасха второй младшей группе. Конспект занятия "пасха" в младшей группе. Конспект занятия в младшей группе на тему: "Пасха"

Беседы о Пасхе

Журба Анастасия Дмитриевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №99
Калининского района Санкт-Петербурга

Образовательная область: Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора «Традиции русского народа».

Цели: познакомить детей с праздником «Светлое Воскресение»; развивать интерес к культуре предков; рассказывать об обычаях и обрядах, связанных с праздником; обогащать социальный опыт детей.

Задачи:

Формировать представления об общечеловеческих ценностях;

Прививать интерес к старинным семейным традициям, донести до детей красоту, духовность народных традиций;

Активизировать и расширять словарный запас детей.

Беседа №1

Народный календарь

Весна - самый радостный период года. Природа пробуждается от зимнего сна. Все вокруг расцветает, ликует. И не случайно на это время выпадает больше всего ритуалов, обрядов, праздников. У каждого народа существуют свои праздники, но среди них есть праздник праздников, самый главный. Таким событием на Руси на протяжении многих столетий была Святая Пасха.

К Пасхе люди готовились очень долго, и эта подготовка называется Великий Пост (7 недель). В течение всей этой седмицы во всех домах трудились, не покладая рук: женщины и девушки белили печи, мыли и скоблили столы, лавки и полы, вытирали мокрыми тряпками пыльные стены, обметали паутину, перемывали всю домашнюю утварь и вообще вычищали всю грязь, накопившуюся в доме; мужики же заготовляли дрова для пасхального костра, а также хлеб и корм для всей скотины на всю Светлую седмицу, чтобы потом в праздник не приходилось хлопотать, и все было бы под рукой. Разгар всех этих работ приходился обычно на Чистый четверг, в который, по народному выражению, "даже ворона своих воронят в луже моет"; в этот день все обязательно парились в банях для красоты и здоровья, мыли маленьких детей и даже поросят, чтобы "весь год чистыми были".

Но и еще в это время каждый человек должен серьезно задуматься о себе, о своих поступках - хороших и плохих, о своих делах - добрых и не очень, он должен понять, что он сделал плохого, и исправить это. Во время поста на Руси не отмечали веселых, шумных праздников, не играли свадеб.

А за неделю до Пасхи предшествовало Вербное Воскресение. А как вы думаете, почему именно вербу выбрали люди в качестве предвестника праздника?

Поклонение деревьям существовало на Руси испокон веков, и выражалось это в особом почитании определенных деревьев. У наших предков существовали священные деревья, священные рощи, дающие целительные и оберегающие свойства. В мировоззрении предков дерево - символ бессмертия: зимой оно мертво, весной возрождается к жизни, летом цветет и плодоносит, осенью отдает плоды и, сбрасывая листву, замирает, а зимой - опять умирает. Дерево - символ воскресения растительности, символ весны и "обновления" года.

Радостные возгласы: "Христос воскрес!" будут слышаться весь этот светлый день. Царские врата главного алтаря будут открыты в продолжение всей следующей недели, в память того, что когда Господь воскрес - солнце не заходило целую неделю, равно как и небо отворено будет еще семь дней.

Как и всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости. На Пасху повсюду разрешается звонить в колокола, поэтому звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.

После торжественного празднования Пасхи семь недель вплоть до дня Троицы-Пятидесятницы именуются неделями по Пасхе. Пасхальная, Святая неделя, называется также великоденскою, славною, великою и радостною. Первый день Пасхи называется Великий день, утро вторника - купалищем, пятница - прощённый день, суббота - хороводницы. Начинается и в городе и на селе гулянье: Ляльник - праздник Лели (Весны, плодородия) - дочери Лады. Выходя на высокие места приветствуют весну. Поют весенние заклички.

Этот праздник проводится на "Красной горке" - облюбованном холме возле деревни. На скамейку сажали самую красивую девушку, которая исполняла роль Ляли (Лели). По бокам на скамью укладывались приношения - каравай хлеба с одной стороны, а с другой - кувшины с молоком и сметаной, яйцо, сыр и масло. Рядом - венки из цветов. Девушки водят хоровод (корогод) вокруг скамейки и поют обрядовые песни, славя Лелю как кормилицу и подательницу будущего урожая, а девушка, сидящая на скамейке, надевает на своих подруг венки. После - разжигают костер, вокруг которого также водят хороводы (корогоды) с песнями.

Беседа №2

Пасхальные обычаи

«Царь - день», или «Велик - день» - так называли праздник Пасхи в народе. Пасха это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца.

Почему на пасху принято дарить именно яйца?

Яйцо считается главным пасхальным символом Воскресения, так как из него появляется на свет новое существо. Поэтому с давних времен в Православной Церкви хранится благочестивая традиция дарить в светлый праздник Пасхи яйца.

Красный цвет - это цвет радости. И ещё это цвет крови, которой Христос освятил жизнь. Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.

Послушайте, как в старину красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли.

Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток, которые линяли. Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили.

Красили яйца в четверг перед праздником, всей семьёй. Бытовало поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это надёжно защищало домашних животных от сглаза и всяких несчастий.

У каждого цвета было свое значение: красный цвет - знак счастья; желтый - знак солнца; зеленый цвет - знак жизни; голубой цвет - знак неба; синий цвет - цвет ночи и таинства; коричневый цвет - цвет земли.

Орнамент пасхальных яиц был самым разнообразным: геометрическим, растительным, изображающим мир животных и птиц:

Подобные яйца в древности называли - крашенки. А еще существовали и другие яйца, которые служили магическим оберегом в течение всего года. Они расписывались вручную и были непременно сырыми, такие яйца назывались - писанками. На писанках орнамент выполнялся очень четко и точно. Ну а если орнамент был нарушен, то в народе такие яйца назывались - малеванками. Окрашенные яйца клали на пророщенную пшеницу, которую заранее сеяли и украшали пасхальный стол.

You have no rights to post comments

Ход занятия:

Воспитатель: На Руси обрядов много.

А сегодня праздник Бога:

Пасха – Бога воскресенье,

Его второй день рождения.

Повсюду благовест гудит,

Изо всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

(звучит звон колоколов)

Ребята, а кто знает, что это за праздник Пасха?

(воспитатель заслушивает ответы детей, отмечает правильные)

Своими корнями пасха уходит в далекое прошлое.

Пасха – праздник светлого Христова воскресенья, который отмечается с радостью и торжеством. На пасху все ходят друг другу в гости, христосуются, поздравляют с праздником, желают хозяевам счастья и процветания, одаривают друг друга крашеными яйцами и куличами.

В далекие времена люди ходили из дома в дом, останавливаясь перед окнами и распевали песни. В песнях были пасхальные поздравления, заклинания будущего урожая, приплода скота и требования даров: яиц, пирогов и т.п. И хозяева пытались порадовать волочебников, чем могли. Не одарить их боялись, так как в адрес скупого хозяина могли прозвучать страшные слова:

Кто не даст нам яйца – околеет овца,

Не даст нам сала кусок – околеет телок.

В Великий пост всякие игры и увеселения были запрещены, а с Пасхи начинались веселые гуляния с играми и хороводами, хороводными песнями. Гуляния проводились на свежем воздухе. Именно с Пасхи начинали качаться на качелях, каруселях.

Физкультминутка «Карусели»

Еле-еле-еле-еле

Закружились карусели (дети начинают медленно двигаться)

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом (темп речи и движения ускоряется)

Побежали, побежали,

Побежали, побежали,

Тише, тише, не спешите (темп замедляется)

Карусель ос-та-но-ви-те. (все остановились)

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра (все кланяются друг другу).

А что же еще мы делаем к празднику Пасха? Правильно, на светлый праздник Пасха красили яйца.

А знаете ли вы, что яйца, окрашенные в один цвет, назывались «крашенками»; если в общем цвете обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета – это была «крапанка». Еще были «писанки» - яйца, раскрашенные от руки сюжетными картинками или орнаментальными узорами. (демонстрация картинок с расписными яйцами).

Для «писанок» использовались специальные символы: петушиные гребешки защищали от злых сил, солнышко – к хорошему урожаю, звездочки – чистая душа и доброта. А чтобы узор был красивым и ровным надо работать аккуратно.

А сейчас я предлагаю вам пройти к своим столикам, на которых для вас приготовлены изображения яиц. Каждый из вас может украсить свое яйцо так, как ему больше понравилось.

После выполненной работы, «писанки» выставляются на доске. Дети рассматривают работы друг друга, рассказывая, что им больше всего понравилось.

Воспитатель: О каком празднике мы сегодня поговорили? Что нового узнали? Что вам понравилось? Ребята, вы сегодня все очень старались! Вы – молодцы! Давайте по традиции, подарим друг другу свои «крашенки», чтоб следующий год был хорошим и урожайным.

Конспект НОД на тему: «Пасхальное яйцо»

Интеграция образовательных областей : «Познание» (формирование целостной картины мира), «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация», «Художественно-эстетическое творчество» (рисование), «Чтение художественной литературы».

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, продуктивная, чтение.

Цели деятельности педагога : Познакомить детей со светлым праздником Пасха. Воспитывать любовь к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам. Развивать у детей художественно-творческие способности. Словарная работа: Пасха, пасхальное яйцо, золотое, расписное.

Материалы и оборудование : блюдце с крашеными яйцами, картинки с расписными яйцами, пасхальными куличами; тонированный лист бумаги с изображением яйца, краски, кисти, стаканчики с водой, салфетки на каждого ребенка.

  1. Чтение стихотворения.

Пасхальное яйцо

Посмотрите, что за чудо,
Положила мама в блюдо?
Тут яйцо, но не простое:
Золотое расписное,

Словно яркая игрушка!
Здесь полоски, завитушки,
Много маленьких колечек,
Звёзд, кружочков и сердечек.

Для чего все эти краски,
Словно в старой доброй сказке?
Мама всем дала ответы:
- Пасха – праздник самый светлый!

А яйцо, известно мне,
Символ жизни на земле!

Ребята, о каком празднике в этом стихотворении говорится. (Пасха)

Пасха - считается главным христианским праздником. А скажите, что за чудо, положила мама в блюдо? (Яйцо). Какое яйцо? (Золотое, расписное).

Праздник Пасхи празднуется каждый год. Люди начинают готовиться к нему заранее: наводят порядок в своих домах, пекут куличи, сдобу, красят яйца (показ картинок).

Ребята, а почему в Пасху мы красим яйца?

Яйцо – это маленькое чудо, это символ новой жизни. Снесёт курочка яичко, и оно похоже на камушек – словно неживое, а в нём жизнь. Живой цыплёнок, который вылупится из яйца. Раскрашивание яиц - древний славянский обычай. Вот почему на Пасху принято дарить крашеные яйца и произносить слова Христос Воскрес, Воистину Воскрес! Раньше считалось красное яйцо – символ солнца, нового дела, новой жизни. Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос Воскрес! » В ответ следует сказать: «Воистину Воскрес! » - и расцеловаться в знак всепрощения и любви к близким.

Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками. Если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета – эти яйца назывались крапанки. А еще есть яйца – писанки. Они раскрашиваются от руки сюжетными или орнаментными узорами.

В пасхальную неделю люди ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры. А давайте, ребята, мы с вами тоже поиграем!

  1. Подвижные игры.

Игра «Самый ловкий». Дети встают в круг, количество яиц на одно меньше чем детей. Под веселую музыку дети бегают по кругу, когда музыка заканчивается, каждый должен взять яйцо. Тот, кому не досталось, выходит из игры.

Эстафета «Перенеси яйцо в ложке».

  1. Рисование.

А сейчас мы с вами станем настоящими мастерами и сами раскрасим яйца.

Дети садятся за столы и раскрашивают нарисованные яйца на листе бумаги.

  1. Рефлексия.

О каком празднике мы сегодня говорили?

Что принято дарить друг другу на этот праздник?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по художественно-эстетическому развитию "Консервируем фрукты" во второй младшей группе

конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе. "Консервируем фрукты" Повторяем знакомые нам уже фрукты....

Конспект НОД по художественно-эстетическому творчеству (рисование) в первой младшей группе на тему: "Пасхальное яйцо"...

КОНСПЕКТ НОД ПО ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ Нетрадиционное рисование во второй группе раннего возраста «Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем»

Конспект занятия разработан для детей второй группы раннего возраста, согласно темы воспитательно - образовательного плана работы " Осень" и соответствует ФГОС ДО.В ходе НОД была прове...

В занятии дается представление о том, какие продукты полезны и необходимы человеку каждый день для здоровья, объясняется, в чём разница между "вкусными" и полезными продуктами. Дети знакомят...

Занятие «Светлая Пасха» во 2 младшей группе ДОУ

Данное занятие предназначено для ознакомления, применения на практике. На нашем занятии в роли воспитателя выступили родители. Дети познакомились с христианским праздником Светлой Пасхой и его обычаями.

Цель: Познакомить детей с традицией празднования праздника Пасхи.
Задачи:
Воспитательные: приобщение к истокам культурных традиций русского народа.
Образовательные: ознакомить детей с обычаями Православной церкви, народными играми и забавами.
Развивающие: развитие внимания и наблюдательности, концентрации движений.
Оборудование и материалы: окрашенные яйца, яйца-писанки, изображение кулича, пасхального стола, горка для катания яиц. Шаблоны яиц из картона, украшения из бумаги, клей.
Ход занятия:
Вводная беседа. Дети сидят полукругом на ковре на подушечках.
Воспитатель:
Звонко капают капели
Возле нашего окна.
Птицы весело запели,
В гости Пасха к нам пришла
(К. Фофанов)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое пасха?
Дети: Такой хлеб
Воспитатель: Да хлеб, кулич, испеченный по особому рецепту. А когда пекут пасхи, куличи? В какой праздник?
Дети: В Пасху пекут куличи


Воспитатель: А вы хотите узнать, как отмечают этот праздник?
В этот день ходили люди в гости друг к другу и обменивались яйцами и выпечкой. Яйца красят в разные цвета и дарят друг другу.
Воспитатель: «Давайте и мы с вами попробуем подарить пасхальное яйцо».
Воспитатель выбирает двоих желающих, дает одному из них в руки яйцо - писанку и предлагает детям поздороваться по Пасхальному обычаю. (Яйца нужно стукнуть носиком).


Воспитатель показывает детям крашеные яйца: «Чем отличаются эти яйца?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Правильно, ребята. Одно яйцо окрашено одним цветом, а на другом мы видим узор.
Окрашенные краской яйца называют «крашенки», а расписанные тонкими узорами «писанки». Когда художник рисует, то говорят, что он пишет картину или узор.


А теперь узнаем, что такое куличи. Кулич символизирует красное солнышко, и если человек пробует кулич, то он вбирает в себя живительные лучики и становится добрым и сильным.
Пасха всегда приходилась на весну и люди наблюдали за погодой, так складывались народные приметы: Посмотрите на улице, лежит ли еще снег?
Воспитатель: «Народная примета говорит нам: «Если к Пасхе весь снег уже сошел, то год будет урожайным. А если снег еще лежит, то год будет бедным».
Воспитатель: «А теперь посмотрите, идет ли дождик или светит солнышко?»
Воспитатель: «Есть и еще примета: если в Пасхальное воскресение стоит ясная солнечная погода, то лето будет жаркое, но сухое. Если пройдет «грибной дождь», то лето будет теплое, но дождливое. А если облачно, но без дождя, то лето будет холодное, но засушливое.
Воспитатель: «Издавна существовал и обряд «отпущения птиц на волю».
Давайте мы с вами представим, что в руках у нас птички, и мы их выпускаем.
Воспитатель: «Вот и мы с вами отпустили наших птичек на волю, чтобы весна поскорее пришла, чтобы снег растаял, чтобы цветы зацвели.
Пасха во всем мире является одним из самых любимых семейных праздников.
Подготовку к Пасхе начинают с уборки дома, многие собирают вещи для бедных и отдают их тем, кто в этом нуждается. Ведь Пасха – это праздник милосердия и сострадания, и каждый из нас может проявить эти качества помогая своему ближнему. А это, согласитесь, приятно и совсем несложно.
Вы тоже можете на Пасху вместе с родителями складывать вещи, из которых вы выросли и игрушки, в которые не играете, и отдавать их деткам помладше.
В четверг и пятницу хозяйки пекут куличи, а дети украшают их глазурью, посыпают разноцветными сахарными звездочками и горошинками.
Праздник Пасхи всегда сопровождался народными играми и забавами.
Игра «Катание яиц» : воспитатель раскладывает небольшие сувениры и устанавливает небольшую самодельную горку или доску. Ребенок берет в руки яйцо и скатывает его с горки. К какому сувениру прикатится яйцо, тот подарок получает ребенок.
«Игра-несушка»: для этой игры понадобятся 2 яйца и 2 ложки. Дети делятся на две команды, воспитатель устанавливает флажки. По команде дети кладут яйцо в ложку и несут яйцо так, чтобы не уронить с ложки, обходя при этом флажки. Далее яйцо и ложка передаются команде. Выигрывает та команда, которая первая пронесла яйцо вокруг флажков.
Воспитатель: А теперь давайте украсим наши яйца узором из геометрических фигур.
Аппликация «Яички к празднику».



Дети украшают яйца. Показывают друг другу.
Воспитатель: Потрудились малыши, до чего же хороши.

Цель: обогащение знаний детей о празднике Пасха.

Задачи:

1. Расширять знания детей о традиционных русских народных праздниках.

2. Развивать изобразительные навыки, воображение, творческую активность.

3. Воспитывать интерес и уважение к народной культуре, аккуратность, трудолюбие, усидчивость.

Занятие проводится в группе (русской избе).

Хозяюшка приветствует гостей:

Здравствуйте гости дорогие!

Вас сюда в свою светлицу,

Рада пригласить друзья!

Будем мы одна семья-

Пасху светлую встречать.

Только надо вот позвать

Деток, чтоб звучал их смех,

И больших, и малых — всех!

Звучит запись русской народной песни. В избу входят дети.

Х. — Проходите гости дорогие. Красному гостю-красное место. Рассаживайтесь. Вот теперь мы, как

одна большая семья.

Слайд 1 .Скоро придёт к нам прекрасный весенний праздник, который называется Пасхой.

Его отмечают на Руси уже тысячу лет. Пасха — это праздник жизни,

торжество весны, солнца, тепла над зимним холодом. К пасхе люди готовятся очень долго, и эта подготовка называется великий пост. Этот праздник символизирует победу добра над злом.

Это праздник добра.

Слайд 2 . К Пасхе с давних пор готовят особую еду: куличи, творожные пасхи

Слайд 3 . Красивые расписные яйца было принято дарить в этот праздник. Дарение считалось знаком того, что ты прощаешь человеку все обиды, что он тебе приятен, что ты не держишь на него зла.

Х. А сейчас у нас рубрика «Это интересно!». Его ведущий Матвей Петрухнов нам расскажет, какими же волшебными и чудесными свойствами обладают пасхальные яйца.

Слайд 4. (рассказывает ребенок) Пасхальные яйца считались чудесными, волшебными, ведь из яйца получается новая жизнь.

например:

Чтобы новый дом получился красивым, нарядным, крепким, а жизнь в новом доме была счастливой, скорлупу пасхальных яиц крошили и закладывали в фундамент дома.

Слайд 5 .Чтобы собрать осенью хороший урожай, весной скорлупу пасхальных яиц крошили яйца и рассыпали по земле.

Слайд 6. Когда рождался жеребенок, то хозяин проводил пасхальным яйцом по спине жеребенка, чтобы он не болел и вырос крепким конем.

Я вас сегодня приглашаю в мастерскую. Сегодня мы станем мастерами по росписи яиц. А кто такой мастер?

А где же яйца? Они спрятаны в разных местах нашей группы. Каждый из вас получит план, где спрятано яйцо (дети находят яйца, делятся на подгруппы, рассаживаются по местам, за столы).

Х. Посмотрите, я меня есть две корзинки с яйцами. Чем отличаются? (ответы детей). Опыт: как отличить вареное яйцо от сырого?

вареные яйца хорошо вращаются, если их попробовать покрутить;

Сырые яйца, как не пытайся их вращать, не крутятся. Яйцо останавливается, не сделав и одного поворота.

Это обусловлено тем, что вареное яйцо в физическом смысле представляет собой единое твердое тело, и вращая его, мы передаем энергию вращения всему телу, где она равномерно распределяется - яйцо крутится. Сырое же яйцо - твердое только снаружи, а внутри жидкое. Вот и получается, что мы по сути пытаемся вращать скорлупу, а внутренняя жидкая часть при этом «остается на месте» и гасит вращательные движения.

Слайд 7 . Образцы украшения яиц.

Подумайте, как вы будете украшать свое яйцо. Ваше яйцо должно принести радость тому, кому вы его подарите.

Дети украшают яйца Одна подгруппа украшают в технике «Декупаж» (когда выбранный рисунок с салфеток переносится и закрепляется на скорлупе яйца) , другая-расписывает гуашью. (перед этим пальчиковая гимнастика, проводит ребенок.) Звучит спокойная русская народная музыка.

Со дня Святой Пасхи начинались весенние игры, водили хороводы.

Давайте и мы поиграем. Проводится игра «Катание яиц»….. Все по очереди подходят и катают яйца. Та вещица, которой коснулось яичко, и будет выигрышем.

Итог.

Х . — Понравилось ли вам у меня в избе Пасху встречать? Чему вы научились? Что было сложным? Вижу я, что

У меня в корзинке остались сырые яйца. В следующий раз мы с вами научимся отделять желток от белка и готовить пасхальные пряники.

Дети прощаются, благодарят хозяюшку и уходят.