Целью воспитания в настоящее время является. Цель воспитания. Цели и задачи воспитания

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТАИ БИЗНЕСА

Кафедра социальной психологии и педагогики

по психологии и педагогике

тема: Цели воспитания

Нижний Новгород

Введение

1. Цели воспитания

2. Цели воспитания в современной школе

3. Цели воспитания в зарубежной педагогике

Заключение

Список литературы

Введение

воспитание школа дьюи нравственный

Актуальность темы

На сегодняшний день одной из самых актуальных проблем педагогики является проблема постановки цели воспитания. Определение целей воспитания имеет большое теоретическое и практическое значение, так как непосредственным образом влияет на разработку педагогической теории. Проблема решается крайне слабо, плохо, либо вовсе не решается, что приводит к тому, что продуктивность профессиональной деятельности крайне низка.

Значительный вклад в разработку данной проблемы внесли: Дубровина И.В, Овчарова Р.В., Гуткина Н.И, Подласый И.П., Бобанский Ю.К., Кузьмина Н.В, Ильенков Э.В., Караковский В.А., Макаренко А.С., Божович Л.И., Давыдов В.В., Платонов К.К., Фельдштейн Д.И., Фридман А.М., Кулагина И.Ю., Ушинский К.Д, Сухомлинский В.Л., Шаталин В.Ф., Выготский Л.Л., Эльконин Д.Б., Сапогова Е.Е., Мухина В.С.

Причинами столь пристального внимания к названной проблеме является вопрос развития будущего поколения, от которого зависит все дальнейшее развитие общества. В современном мире вся практика предыдущих поколений быстро адаптируется и модернизируется под актуальные нужды человека. Цель воспитания отражает достигнутый уровень развития общества.

Вышеизложенное выражает противоречие между постановкой целей воспитания и недосягаемостью данной цели на практике.

Цель исследования: изучение целей воспитания

Задачи исследования:

1. Изучить цели воспитания.

2. Рассмотреть цели воспитания в современных школах.

3. Проанализировать цели воспитания в зарубежной педагогике.

При решении поставленных задач использовались традиционные для педагогики методы исследования : теоретический анализ международных и отечественных информационно-рекомендательных документов по высшему образованию и анализ научных источников и литературы, обобщение научных знаний.

Основные рабочие понятия исследования:

Воспитание (по И.П.Павлова) - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

Система воспитания (по А.С. Макаренко) -- устойчивый, обладающий свойствами целостности социально-педагогический механизм, с достаточной степенью вероятности реализующий в опыте, в практике заданные цели воспитания.

Цель воспитания (по Ж.Ж. Руссо) - сделать воспитанника человеком, воспитать в нем, прежде всего, такие черты, необходимые любому человеку, независимо от его социального положения и занимаемой должности.

Виды целей (по Н.И. Ильинской) - общие (генеральные), которые соответствуют представлению общества об идеале личности; Педагогические, которые на определенном этапе формируют цели личности; Оперативные, которые ставятся при проведении отдельного урока или отдельного мероприятия.

Структура работы: реферат состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, включающего___7___наименований и приложений.

1. Цели воспитания

Цель воспитания -- это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Любое воспитание -- от мельчайших актов до широкомасштабных государственных программ -- всегда целенаправленно; бесцельного, ни к чему не стремящегося воспитания не бывает. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Поэтому проблема целей воспитания относится к числу наиболее важных в педагогике. Вопросы -- кчему должны стремиться школы и воспитатели в своей практической деятельности, каких результатов добиваться -- можноназвать ключевыми.

Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Цельвоспитания выступает как общая, когда она выражает качества,которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного(отдельного) человека. Прогрессивная педагогика выступает заединство и совмещение общих и индивидуальных целей.

Задач, определяемых целью воспитания, обычно много общих и конкретных. Но цель воспитания в пределах отделывзятой воспитательной системы всегда одна. Не может быть чтобы в одном и том же месте, в одно и то же время воспитание стремилось к различным целям. Цель -- определяющаяхарактеристика воспитательной системы. Именно цели и средства их достижения отличают одни системы от других.

В современном мире существует многообразие целей воспитания и соответствующих им воспитательных систем. Каждая из этих систем характеризуется своей целью, равно как и каждая цель требует для реализации определенных условий исредств. Широк диапазон различий между целями -- от незначительных изменений отдельных качеств человека до кардинальных изменений его личности. Многообразие целей лишний раз подчеркивает огромную сложность воспитания.

Как появляются цели воспитания? В их формировании находят отражение многие объективные причины. Закономерности физиологического созревания организма, психическое развитие людей, достижения философской и педагогической мысли, уровень общественной культуры задают общую направленность целей. Но определяющим фактором всегда является идеология, политика государства. Поэтому цели воспитания всегда имеют ярко выраженную классовую направленность. Нередки случаи, когда цели воспитания маскируются, прикрываются общей туманной фразеологией для того, чтобы скрыть от людей их истинную сущность и направленность. Но не существует ни одного государства, пусть самого демократичного, где цели воспитания в школе не направлялись бы на укрепление сложившихся общественных отношений, были оторваны от политики и идеологии правящего класса.Подласый И.П. Педагогика. Том 1: Теоретическая педагогика. - М. Юрайт. 2013. 350-401 с.

История педагогики -- это длинная цепь зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания, а также осуществляющих их педагогических систем. Из этого следует, что цели воспитания не являются раз и навсегда заданными, не существует и формально-абстрактных целей, одинаково пригодных для всех времен и народов. Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер. О. Ефремов, Педагогика. 1-е издание, 2010 год

Установлено, что определение цели воспитания обусловлено рядом важных причин, комплексный учет которых выводит на формулировку закономерности формирования цели. Какие же факторы определяют ее выбор? Кроме уже известного нам фактора политики, идеологии государства важное значение имеют потребности общества. Цель воспитания выражает исторически назревшую потребность общества в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций. При этом чрезвычайно важно определить, действительно ли потребность назревшая или только предполагаемая, кажущаяся.

Потребности общества определяются способом производства, уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений. Поэтому цель воспитания в конечном итоге всегда отражает достигнутый уровень развития общества, им определяется и изменяется с изменением способа производства. Для подтверждения этой важной связи проанализируем изменение целей воспитания в зависимости от типа общественно-экономических отношений.

История насчитывает пять общественно-экономических формаций, определяемых различными типами производственных отношений между людьми: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, посткапиталистическая.

При первобытно общинном строе классового деления не было. Все дети получали одинаковую трудовую подготовку: их обучали охоте, рыбной ловле, изготовлению одежды. Воспитание было призвано обеспечивать существование людей, его цель -- вооружать человека опытом выживания, т. е. знаниями и умениями, необходимыми в суровой повседневной жизни. Специальных воспитательных учреждений не было, школы лишь зарождались. Как видим, способ производства, и цель воспитания находятся между собой в согласии.

При рабовладельческом строе воспитание стало уже особой функцией государства. Появились специальные учреждения, занимающиеся воспитанием. Наличие двух классов привело к появлению различий в характере цели воспитания. Она становится дуалистической. Целью воспитания детей рабовладельцев была подготовка их к роли господ, наслаждающихся искусствами, приобщающихся к наукам. Они должны были вести захватнические войны с целью порабощения других народов и приобретения богатств, уметь защищать свои государства. Воспитание (если его можно так назвать) детей рабов заключалось в подготовке их к выполнению приказаний господ. Детей приучали к смирению и покорности. И здесь уровень развития производительных сил, характер производственных отношений диктуют именно эти, а не иные цели. Подласый И.П. Педагогика. Том 1: Теоретическая педагогика. - М. Юрайт. 2013. 350-401 с.

На примере античного воспитания видим также, что классовый характер общества породил классовую дифференциацию целей воспитания. В соответствии с различными целями велась подготовка к жизни, дифференцировалось мировоззрение, формировалась психология.

При феодализме основные классы -- феодалы и крепостные крестьяне. Цели воспитания остаются дифференцированными: для детей феодалов -- рыцарское воспитание, а для детей крестьян -- трудовое, в «школе» под открытым небом. Первые наслаждаются искусствами и науками, овладевают «рыцарскими добродетелями», вторые в подавляющем большинстве никаких учебных заведений не посещают. Характер производственных отношений не требует от низших слоев населения ни общей, ни специальной подготовки, поэтому раздвоение целей, которое мы наблюдаем и в этом обществе, выражает не только классовую направленность целей в классовом обществе, но и зависимость их от способа производства. Подласый И.П. Педагогика. Том 1: Теоретическая педагогика. - М. Юрайт. 2013. 350-401 с

Капиталистический строй характеризуется наличием двух основных классов буржуазии и пролетариата. Характер развития производства, для которого требуются уже более образованные работники, вынуждает правящий класс создавать систему учебных заведений, дающих знания рабочим. Одновременно с этим буржуазия дает хорошее воспитание своим детям, чтобы они были в состоянии осуществлять управление государством, направлять развитие экономики, общественных процессов. Создается сеть частных привилегированных учебных заведений. Классовая дифференциация, дуализм целей воспитания сохраняются, как сохраняется и общая зависимость целей от способа производства. Подласый И.П. Педагогика. Том 1: Теоретическая педагогика. - М. Юрайт. 2013. 350-401 с

Цель и характер воспитания соответствуют уровню развития производительных сил и типу производственных отношений, свойственных каждой общественно-экономической формации.

Таким образом, можно сделать вывод: цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников.

2. Цели воспитания в современной школе

Среди непреходящих целей воспитания есть одна, похожаяна мечту, выражающая наивысшее предназначение воспитания, -- обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет,всестороннее и гармоническое развитие. Ее отчетливую формулировку встречаем уже у философов и педагогов-гуманистовэпохи Возрождения, но корнями своими эта цель уходит в античные философские учения. В разное время в понятие всестороннего гармонического развития вкладывается различныйсмысл.

Педагоги-гуманисты эпохи Возрождения Ф. Рабле, М. Монтень в содержание всестороннего развития включали культ телесной красоты, наслаждение искусством, музыкой, литературой. Такое воспитание мыслилось уже не для избранных, а дляболее широкого круга людей. У социалистов-утопистов Т. Мора, Т. Компанеллы, Р. Оуэна, Сен-Симона, Ш. Фурье идея всестороннего гармонического развития приобретает иную направленность. Они выдвинули идеал формирования личности вусловиях освобождения от частной собственности на средствапроизводства, впервые потребовали включения в процесс всестороннего гармонического развития труда, соединения воспитания с трудом. Французские просветители XVIII в. К. Гельвеции, Д. Дидро, развивая эту идею, включили в пониманиевсестороннего развития умственное и нравственное совершенство. Русские революционеры-демократы А.И. Герцен, В.Г. Белинский и Н.Г. Чернышевский считали, что проблема всестороннего воспитания народа может быть полностью решенатолько революцией, после уничтожения экономического и политического гнета.

Более 70 лет наша отечественная школа развивалась подвлиянием идей видных философов-экономистов К. Маркса и Ф. Энгельса; этот период из ее истории вычеркнуть нельзя.Цель воспитания в будущем коммунистическом обществеК. Маркс и Ф. Энгельс выводили из экономических законов итипа общественных отношений. Они считали, что при коммунизме, когда будут уничтожены классовые различия, а во всехобластях техники, общественного производства человечестводостигнет высокого уровня развития, когда не будет существенных различий между умственным и физическим трудом, можноставить цель всестороннего и гармонического развития людей.

К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из предпосылки, что будущее человечества во многом зависит от того, как направленовоспитание подрастающих поколений, ставили перед революционным пролетариатом важнейшую задачу -- бороться за новые требования в области воспитания и образования, за новуюсистему народного образования. «Коммунисты не выдумываютвлияния общества на воспитание; они лишь изменяют характервоспитания, вырывают его из-под влияния господствующегокласса», --писал К.Маркс.

Трудности и ошибки в реализации цели воспитания --формировании всесторонне и гармонически развитой личности -- потребовали частичного сужения цели, пересмотра иконкретизации задач общеобразовательной школы, но отнюдьне привели к отмене самой цели. Разумной альтернативы всестороннему и гармоническому воспитанию нет. Оно по-прежнему остается идеалом, к достижению которого с учетом допущенных ошибок будет стремиться новая отечественная школа.Это не отдаленный идеал, а вполне достижимая при разумнойорганизации и поддержке всего общества цель.

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы -- способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Установка на развитие личности растущего человека придает «человеческое измерение» таким целям школы, как выработка у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности кчеловеческой цивилизации.

Цель воспитания является ключевой категорией педагогики. Педагогическая деятельность всегда целенаправлена, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату.

Цель воспитания выступает как определенная перспектива, идеал личности, определяющий тенденции развития и совершенствования воспитательного процесса. В каждом обществе складываются конкретно - исторический идеал человека. Он определяется как обществом в целом, так и специфической средой, в которой предстоит жить ребенку. Этот идеал отвечает социальным потребностям общества в тех или иных качествах человека, в некоторой степени он одинаков для большинства граждан конкретного периода общественного развития и проявляется в определенном наборе идей, чувств, опыта, взглядов, ценностных ориентиров этноса, которые воспитание призвано привить всем детям без исключения, к какой бы социальной группе они не относились.

Развитие индивида наряду с представителями философской науки свой вклад в теорию формирования образа идеального гражданина и в обоснование методик его обучения и воспитания внесли писатели - утописты Кампанелла, Мор, Локк, Руссо, Оуэн, Дистерверг, Ушинский, Луначарский, Макаренко, Шацкий, Сухомлинский. Веками складывающаяся, постоянно развивающаяся мечта об улучшении физического, морального, интеллектуального, эстетического облика человека в истории земной цивилизации говорит об извечном стремлении человека к совершенству, под которым, как правил, понимают гармоничное развитии личности. Л.И. Новикова, Педагогика воспитания: избранные педагогические труды. - Москва: Пер Сэ, 2010. - 336с.

Ушинский писал, что педагогика «стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда не достижимому: к идеалу современного человека».

В современном обществе пока не сложилось возможностей для того, чтобы каждый без исключения мог овладеть всеми богатствами материальной и духовной культуры (а не просто познакомиться с ними); развить в полной мере свои умственные, художественные способности, технические таланты, трудиться именно в той области приложения своих сил, где он мог бы свободно и с максимальной отдачей проявлять свой творческий потенциал.

Концепция гуманистического воспитания подходит к идее всесторонности и гармоничности конкретно - исторически, учитывая социально - экономические возможности страны, прагматические задачи демократизации общества и школы, и что особенно важно, - по мнению О.С.Газмана,- реализацию прав и свобод личности в образовании. Идея всестороннего развития человека выступает сегодня в качестве перспективы, общечеловеческого идеала воспитания; является ориентиром на возможное развитие личности школьника в направлении самоактуализации, самореализации его творческого личностного потенциала. Но одновременно с идеальной целью необходимо определить и реальные цели и задачи воспитания, так как отсутствие точно поставленных целей задерживает успех школьной работы

Цели воспитания в современной российской школе

1.Воспитание всесторонней и гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство

2.Воспитание автономной личности, способной к позитивному изменению и совершенствованию себя и окружающей действительности

3.Приобщение человека к культуре, развитие у него творческой индивидуальности

4.Формирование отношений личности к миру и с миром, к себе и с самим собой.

5.Воспитание социально компетентной личности

6.Свободное развитие личности

7.Развитие самосознания личности, помощь ей в самоопределении, в социуме, в самореализации и самоутверждении

8.Формирование человека - гражданина, семьянина, родителя, специалиста - профессионала (интеллект, нравственность, созидательность) А. Грецов, Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание. 1-е издание, 2012 год

При разумном подходе должна сохраняться преемственностьцелей. Россия имеет свою, исторически сложившуюся, национальную систему воспитания. Менять ее на какую-то другуюбессмысленно. Сделать правильный вывод можно, только развив систему в соответствии с теми новыми целями и ценностями, которые стоят перед личностью и обществом.

3. Цели воспитания в зарубежной педагогике

В отличие от отечественной педагогики, всегда характеризовавшейся некоторым монизмом и глобализмом целей, западная педагогика придерживается курса умеренности, практичности, достижимости.

Какие же цели выдвигаются в современной педагогике развитых стран? Каждая педагогическая концепция предлагает свое решение этого вопроса.

Прагматическая педагогика отстаивает цели, выведенные изжизни. Американская школа пошла за Д. Дьюи, сумевшим доказать необходимость прагматического воспитания и предложить созвучные прогрессу и интересам широких слоев населения цели воспитания. Их Д. Дьюи не выдумывает, он берет ихготовыми из жизни. Воспитание, по его мнению, не можетбыть средством подготовки человека к жизни, оно -- самажизнь. Околелов О.П., Конструктивная педагогика. М.: Директ-Медиа, 2013.- 98 с.

Система воспитания Дьюи предстает в качестве решающего средства улучшения социальной среды, изменения типа общества без революционных преобразований. «Школа может создать в проекте такой тип общества, который нам хотелось бы осуществить. Влияя на умы в этом направлении, мы постепенно изменили бы характер взрослого общества».

Не противоречат ли эти положения основной методологической установке Дьюи о природной, генетической уникальности личности с ее врожденными способностями, которые могут лишь в большей или меньшей степени проявляться? Нет. Эта установка -- исходная в прагматической педагогике. «Истинное воспитание не есть что-то налагаемое извне, а рост, развитие свойств и способностей, с которыми человек появляется на свет».

Соединив исходные посылки об уникальности человека и главной цели его воспитания -- подготовку к жизни, Дьюи приходит к выводу, что воспитание должно обеспечить рост человека в практической сфере, рост его опыта, развитие практического ума. Суть воспитания он видит в реконструкции опыта, которая определяет направление для дальнейшего развития опыта. «Воспитание -- это рост, -- пишет Д. Дьюи, -- оно не подчинено никакой внешней цели. Оно -- сама цель».

В качестве одной из важнейших Д. Дьюи выдвигает задачу пробуждения и развития внутренней активности человека, направленной на достижение своих жизненных целей. Эта установка соединяется в понимании Дьюи с развитием индивидуальных качеств поведения личности. Хорошая цель -- та, которая исходит от самих воспитуемых, но при этом совпадает с требованиями извне и заключает в себе предпосылки для конструирования тех поведенческих установок, которые соответствуют демократическому обществу.

Методологические установки Дьюи по вопросам целей воспитания разделяют современные американские теоретики А. Маслоу, А. Комбс, Э. Келли, К. Роджерс, Т. Браммельд, С. Хук и другие видные педагоги. Они согласны, что ценность воспитания зависит от того, в какой мере оно способствует росту личности, помогает ей найти ответы на возникающие повседневные проблемы, а главное -- указывает, как лучше приспособиться к данной ситуации, выжить в ней. Представление о том, как формируются цели на современном научном языке, дают выдержки из работ западных специалистов. «Максимальное развитие рациональной автономной личности, понимание ею того, что разумно в определенных условиях, -- вот наша главная задача» (П. Херст). «Фундаментальная цель воспитания состоит в развитии личности с определенной структурой познания и мотивации, т.е. личности, которая способна служить утверждению более справедливого общества» (Л. Кольберг). «Воспитание и образование имеют в виду не только дать знания, но и изменять, регулировать позиции, эмоции, желания, поступки людей... воспитание учит человека, как жить». «Воспитание должно готовить людей к хорошей жизни, в которой они смогут выполнять определенную роль, совершать полезные дела» (М. Уорнок). Околелов О.П., Конструктивная педагогика. М.: Директ-Медиа, 2013.- 98 с.

«Главная цель образования, -- пишет известный американский педагог Р.Финли, -- готовить зрелую, целостную личность». Обобщая эти мысли, приходим к выводу, что генеральную цель воспитания прагматическая педагогика видит в самоутверждении личности. Л. Сурженко, Как вырастить личность. 1-е издание, 2013 год

Новогуманистическая педагогика, развивающаяся на основе неопозитивизма, цель воспитания видит в формировании интеллектуальной личности. Большое влияние на современную трактовку целей оказали работы известного западногерманского педагога и психолога Л. Кольберга, возглавившего направление на развитие познавательно-ценностной ориентации личности. Находясь в значительной мере под влиянием идей Дьюи и Пиаже, Кольберг утверждает, что воспитание должно быть направлено на развитие сознательной организационной структуры личности, позволяющей анализировать, объяснять и принимать решения по важным моральным и социальным проблемам. Тем самым система воспитания направлена против конформизма, ибо ее задача -- развивать у каждого способность к самостоятельным суждениям и решениям.

В перечень задач воспитания, выдвигаемых неогуманистами, не включается трудовая подготовка молодежи. Она мешает развитию интеллекта, отнимая силы и время обучаемых. Не все, однако, согласны с такой постановкой вопроса. Например, американский философ Р. Деннеки считает, что в этом случае образование отрывается от воспитания, подход к образованию приобретает релятивистский характер, т. е. умаляется роль истины, и все образование подчиняется сиюминутным, чисто практическим интересам.

Педагогика экзистенциализма, как уже отмечалось выше, ставит своей целью вооружение человека опытом существования. «Воспитание -- это разнообразные виды становления, формирования, выбора, борьба человека за то, чтобы кем-то стать... Цель всего процесса воспитания состоит в том, чтобы научить человека творить себя как личность». Приоритет в воспитании, по утверждению педагогов-экзистенциалистов, принадлежит самовоспитанию. «Воспитание и образование -- это процесс саморазвития или самовоспитания так же, как процесс получения человеком знаний о мире одновременно есть процесс формирования его самого», -- пишет один из представителей экзистенциалистской концепции воспитания -- К. Коулд.

В 50--60-х годах видное место занимают взгляды немецкого философа и педагога О.Ф. Больнова. Ядром его учения служит концепция нравственного воспитания. Основу для нравственного, подлинно человеческого поведения Больнов усматривает в простых нормах нравственности. Именно возрождение простых норм нравственности должно составлять сегодня главную цель воспитания. «Одна из первых и необходимых задач, которую поставила перед нами современная ситуация, состоит в осознании простых добродетелей, которые во всех этических и политических системах составляют необходимое основание человеческой жизни». Три фундаментальные добродетели -- доверие, надежда, благодарность, --заложенные в природе человека, составляют, по Больнову, ядро той системы добродетелей, которая должна формироваться воспитанием. Л.И. Новикова, Педагогика воспитания: избранные педагогические труды. - Москва: Пер Сэ, 2010. - 336 с.

Главным моральным качеством, формируемым у молодежи, должно быть чувство ответственности как важное условие жизнестойкости социальной системы. Особое значение придается ответственности и дисциплине в процессе труда.

Заключение

Проанализировав все цели воспитания, я пришла к выводу, что:

Цель выражает общую целеустремленность воспитания.При практическом осуществлении она выступает как системаконкретных задач. Цель и задачи соотносятся как целое ичасть, система и ее компоненты. Поэтому справедливо и такоеопределение: цель воспитания -- это система решаемых воспитанием задач.

Целями воспитания в современной школе являются: выработка у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности кжизни, труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны ичеловеческой цивилизации.

Цель воспитания в зарубежной педагогике должна быть направлена на развитие сознательной организационной структуры личности, позволяющей анализировать, объяснять и принимать решения по важным моральным и социальным проблемам. Тем самым система воспитания направлена против конформизма, ибо ее задача -- развивать у каждого способность к самостоятельным суждениям и решениям.

Список литературы

Подласый И.П. Педагогика. Том 1: Теоретическая педагогика. - М. Юрайт. 2013. 350-401 с.

Андреева М., 100 секретов воспитания детей. //«Тригон», 2009 год

Л. Сурженко, Как вырастить личность. 1-е издание, 2013 год

О. Ефремов, Педагогика. 1-е издание, 2010 год

А. Грецов, Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание. 1-е издание, 2012 год

Л.И. Новикова, Педагогика воспитания: избранные педагогические труды. - Москва: Пер Сэ, 2010. - 336 с.

Околелов О.П., Конструктивная педагогика. М.: Директ-Медиа, 2013.- 98 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих методов воспитания. Классификация методов воспитания. Выбор педагогических методов воспитания. Методы организации деятельности. Актуальность воспитания с учетом педагогики и современного общества.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2007

    реферат , добавлен 20.11.2006

    Воспитание как приоритетное направление педагогики высшей школы. Общая характеристика основных целей воспитания студентов. Анализ принципов, детерминирующих содержание воспитания: социально-ценностная направленность, развитие и формирование личности.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2015

    Нетрадиционные формы взаимодействия семьи и школы в аспекте нравственного воспитания. Комплексное исследование уровней нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Методы внедрения программы нравственного воспитания на основе фольклора.

    дипломная работа , добавлен 22.11.2016

    Проблема воспитания нового поколения в современном обществе. Современные концепции воспитания. Я-концепция как основа внутреннего стимулирующего механизма личности в школьные годы. Роль ученического самоуправления в жизни школы, разработка программ.

    реферат , добавлен 27.03.2012

    Мораль как категория нравственного воспитания. Методы, средства и содержание нравственного воспитания школьников, особенности его применения на уроках литературы. Анализ ценностных ориентаций (нравственных категорий) учащихся 6 а класса МОУ СОШ №1 26.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2010

    Современное состояние школьного воспитания. Причины несостоятельности сложившихся воспитательных систем. Целесообразность гуманной системы воспитания как концепции воспитания, которая дает новые и разнообразные подходы к образовательному процессу.

    реферат , добавлен 01.12.2009

    Роль в теории и практике отечественного воспитания православной культурной традиции. Инновационные процессы в области духовно-нравственного воспитания. Сохранение целостности человека - важная задача современного воспитания. Нравственное самоопределение.

    контрольная работа , добавлен 20.03.2016

    Рассмотрение нравственного воспитания младшего школьника как психолого-педагогической проблемы. Определение эффективных условий формирования нравственных качеств детей и проверка их на практике. Разработка рекомендаций по развитию системы воспитания.

    дипломная работа , добавлен 14.05.2015

    Рассмотрение теоретико-методологических основ педагогической концепции джентльменского воспитания на примере Дж. Локка и Ф. Честерфилда. Исследование специфики системы социально-нравственного воспитания через приобщение личности к внешнему опыту.

Как отмечено в первой главе, важной проблемой педагогики является разработка и определение целей воспитания. Цель – это то, к чему стремятся, что надо осуществить. В этом смысле под целью воспитания следует понимать те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы. Крупнейший физиолог и психолог В.М. Бехтерев (1857-1927) писал о том, что решение вопроса о целях воспитания – это непосредственное дело педагогической науки. «Выяснить цель воспитания и доказать способы достижения этой цели, – подчеркивал он, – есть во всяком случае дело науки...»
Определение целей и задач воспитания имеет большое теоретическое и практическое значение. Отметим в этом отношении лишь два важнейших положения.
Обстоятельное знание целей воспитания непосредственно влияет на разработку педагогической теории. Четкое представление о том, какого человека мы хотим сформировать, сказывается на трактовке сущности самого воспитания. Например, с давних времен в педагогике разрабатывались два подхода к осуществлению воспитания. Один из этих подходов преследовал цель сформировать послушную, безропотно подчиняющуюся установленному порядку личность. Воспитание сводилось главным образом к понуждению детей к определенным формам поведения, различным мерам внешнего воздействия, вплоть до физических наказаний. Как будет показано в дальнейшем, многие педагоги пытались оправдывать подобное воспитание теоретически, полагая, что дети от природы якобы обладают необузданностью, которую необходимо подавлять силой авторитета педагога, различными запретами и ограничениями. Поэтому такое воспитание стали называть авторитарным.
Другие же педагоги в противоположность этому считали, что целью воспитания должно быть формирование свободной, духовно развитой и чувствующей свое достоинство личности. Исходя из этого, они разрабатывали гуманистические идеи воспитания, выступали за уважительное отношение к детям, создание новой педагогики, проникнутой верой в интеллектуальное и морально-эстетическое совершенствование личности.
С этой точки зрения должно быть также понятно, что цели, которые ставились и ставятся перед воспитанием, не могут не влиять на разработку теоретических подходов к определению его содержания и методики воспитательного процесса.
Не меньшее значение целевая направленность воспитания имеет для практической работы учителя. Касаясь этого вопроса, К.Д. Ушинский в своем фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания» писал: «Что сказали бы вы об архитекторе, который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить – храм ли, посвященный богу истины, любви и правды, просто ли дом, в котором жилось бы уютно, красивые ли, но бесполезные торжественные ворота, на которые заглядывались бы проезжающие, раззолоченную ли гостиницу для обирания нерасчетли-вых путешественников, кухню ли для переварки съестных припасов, музеум ли для хранения редкостей или, наконец, сарай для складки туда всякого, никому уже в жизни ненужного хлама? То же самое должны вы сказать и о воспитателе, который не сумеет ясно и точно определить вам цели своей воспитательной деятельности» .
Подобную же мысль высказывал А.С. Макаренко. Он подчеркивал, что воспитатель должен уметь проектировать личность воспитанника. Но чтобы проектировать личность, нужно хорошо знать, какой она должна быть и какие качества у нее нужно формировать.
Проблему разработки целей воспитания не обходят вниманием и зарубежные исследователи. Как отмечают английские педагоги А. Келли, П. Херст, Д. Поуп, интерес к ней в английской педагогике укрепился в 70-е гг. Если раньше считалось, что главная роль в развитии учебно-воспитательного процесса принадлежит содержанию образования, то с начала 70-х гг. эта роль все более последовательно отводится цели. Цель теперь рассматривается в качестве отправной точки, определяющей все основные компоненты учебно-воспитательного процесса: содержание, методы, эффективность. А к концу 70-х гг. и английское учительство стало признавать (несмотря на традиционно сложившуюся абсолютизацию содержания образования) необходимость более четко и целенаправленно планировать свою деятельность.

Определить и однозначно очертить цель современного воспитания очень трудно по многим причинам. Даже после 20 лет построения рыночного капитализма в нашей стране нет четких представлений о траектории движения России в современном мире, целях общественного развития, не исследованы и не описаны хотя бы главные параметры развития страны в ближайшие десятилетия. Без этого, согласимся, невозможно проектировать, какие люди понадобятся в Российской Федерации через 10-15 лет, к жизни в каком обществе нужно готовить ребятишек, севших сегодня за школьные парты, как вовремя заметить и скорректировать общую цель их воспитания с тем, чтобы окончившие школу люди органично вписались в будущий мир. В быстро развивающемся мире проектировать цели воспитания становится все труднее.

Пока мы видим лишь пестрый калейдоскоп всевозможных преобразований. Интенсивному изменению подвергается все, что только может быть изменено в целях лучшего приспособления системы к рыночным требованиям. Это означает, что современный выпускник средней общеобразовательной и высшей школы должен быть инициативным, самостоятельным, мобильным, готовым правильно отреагировать на любой вызов жизни. Только не внешняя мобильность и рыночная готовность составляют главную сущность цели воспитания. Эти качества – неизбежная дань требованиям сегодняшнего дня. Если вникнуть глубже, то за мельтешением событий на поверхности мы увидим глубинную неизменность человеческого бытия. Следовательно, в цели воспитания мы обязаны примирить актуальные требования подготовки к современной жизни с неизменными положениями хорошо организованной жизни и общечеловеческими ценностями.

Среди множества возможных формулировок цели воспитания нас по-прежнему подкупает своей емкостью и простотой всестороннее и гармоническое развитие личности. Цель, с которой наше общество и школа сроднились, цель, по воплощению которой в жизнь мы стоим ближе всех в мире.

Совершенный, всесторонне и гармонически развитый человек – наивысшая цель воспитания, сформулированная лучшими умами человечества. Рождена эта цель верой в человека и могущество воспитания. Стоят за ней совершенный человек, совершенное общество, полная достатка, счастливая и длинная жизнь. Не к этому ли мы должны стремиться, невзирая на все трудности и препятствия?

Придется заплатить дань требованиям современной жизни. Трудности и ошибки в реализации цели воспитания – формировании всесторонне и гармонически развитой личности – потребовали частичного сужения цели, пересмотра и конкретизации задач общеобразовательной школы, но отнюдь не привели к отмене самой цели. Разумной альтернативы всестороннему и гармоническому воспитанию нет. Оно по-прежнему остается идеалом, к достижению которого с учетом допущенных ошибок будет стремиться новая отечественная школа. Это не отдаленный идеал, а вполне достижимая при разумной организации и поддержке всего общества цель.

В нашей стране традиционно в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса выдвигалась подготовка высококвалифицированного специалиста, способного с наибольшей эффективностью работать на производстве на благо нашего государства. Гуманистический подход требует, чтобы в качестве цели рассматривалось создание предпосылок для самореализации личности. Для этого должна быть изменена система ценностных ориентаций и акценты смещены на удовлетворение потребностей личности, создание предпосылок для реализации ее потенциала.

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, трудовому и физическому развитию школьника, создавать предпосылки для приобщения к общечеловеческим ценностям, обеспечивать возможности для самореализации, раскрытия потенциальных возможностей, творческих способностей, достижения успеха. Подразумевается, что реализация цели осуществляется с учетом личных и общественных потребностей, в среде гуманистических отношений, на основе закономерностей интеллектуального и духовного формирования человека и с опорой на возрастные возможности. Установка на развитие личности растущего человека придает "человеческое измерение" таким целям школы, как выработка у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности к жизни, труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации.

При разумном подходе должна сохраняться преемственность целей. Россия имеет свою, исторически сложившуюся национальную систему воспитания. Менять ее на какую-то другую бессмысленно. Сделать правильный вывод можно, только развив систему в соответствии с теми новыми целями и ценностями, которые стоят перед личностью и обществом.

В последнее время появились альтернативные формулировки целей воспитания в новой российской школе. Характерной особенностью их является то, что они привязаны не к обществу и школе в целом, а к определенному типу учебных заведений. Школы в России различаются большим разбросом параметров. То, что подходит одним учебным заведениям, может быть лишено смысла в других. Тут помогает конкретизация, но только при правильном соотношении "местных" целей с общей целью национального воспитания.

Свое видение целей предлагает В. Д. Шадриков: целью школы (правда, автор говорит о "лучших школах", не раскрывая, впрочем, этого понятия) "может стать воспитание добродеятелей и добродетелей". Мы уже обсудили употребление понятия "добродетель" в качестве общей цели воспитания и пришли к выводу, что возвращаться к нему не следует. Придется очень долго объяснять его содержание, что неизбежно приведет к утрате главных ориентиров. Философы и педагоги уже поняли, что неопределенность и размытость целей – зло даже большее, чем их недостаточная обоснованность. Вот почему большинство отечественных педагогов поддержало краткое определение цели воспитания, изложенное в "Национальной доктрине образования": в соответствии с гуманистическими идеалами главной целью учебно-воспитательного процесса в школе должно стать создание предпосылок для самореализации личности.

Установлено, что от качества формулировки цели зависит ее понимание и реализация. Если цель задана понятно, непротиворечиво и так, что ее достижение можно проверить, то реализация такой цели существенно облегчается. Хорошо обоснованная цель обычно указывает и на средства, с помощью которых она может быть достигнута.

Прекрасная и величественная цель – формирование всесторонне и гармонически развитой личности, увы, недостижима, уже хотя бы по той причине, что ее выполнение в заданной формулировке невозможно ни проверить, ни оценить. Чтобы цель "работала", она должна быть задана диагностически, т.е. так, чтобы ее компоненты были четко вычленены, ясно описаны, не повторяли друг друга и охватывали всю эту цель. Тогда остается лишь разработать четкие критерии и создать соответствующие технологии.

Размытые, нечеткие, плохо сформулированные, непродуманные цели не позволяют технологично организовать процесс.

Задачи, выделяемые в цели воспитания – интеллектуальное, физическое, трудовое, эмоциональное и моральное воспитание, – также носят общий и абстрактный характер. Опираясь на подобные формулировки, мало чего можно достичь, поэтому и задачи, которые ставятся и разрешаются в практическом процессе, должны быть разложены на простые, конкретные, однозначно сформулированные части (подзадачи).

Конкретизация целей и задач – отнюдь не благо. Выделением узких, строго ограниченных направлений воспитания никогда не удается добиться той широты, которой характеризуется по-настоящему воспитанный человек. Попытка идти этим путем приводит к тому, что количество узких задач чрезмерно возрастает и приобретает ту же нечеткость, что и задачи, сформулированные в обобщенном виде. Отсюда возникает проблема оптимизации постановки (формулировок) целей и задач.

Маятник качнулся в другую сторону

Попытаемся сделать сравнительную оценку состояния воспитанности нашей молодежи 80-х гг. XX в. и начала века нынешнего. Чтобы понять, где мы находимся на шкале возможных состояний воспитанности, сравним главные документы, в которых отражены ценности. В качестве первого документа примем "Моральный кодекс строителя коммунизма" (в СССР). Второй (вымышленный) документ озаглавим "Моральный кодекс строителя капитализма (личного)" и представим его полной противоположностью первого. Всегда и везде нам говорили, что коммунизм – полная противоположность капитализма. Теперь мы взглянули в звериный оскал – так и есть. Вот что получилось (рис. 4).

Поведение людей на каждом шагу, на каждой точке пространства, вся наша современная жизнь, человеческие отношения показывают, что во всем произошли разительные перемены. Попытаемся смоделировать и наглядно определить, в каком месте воспитательного пространства мы находимся. Будем считать, что коммунистические идеалы – одна крайность, а капиталистические – другая. Между ними широкий спектр возможных состояний общества и воспитания. К идеалам коммунизма наше общество пыталось приблизиться, но практически прошло менее половины нужного расстояния. Так же недостижима и другая крайность – полный индивидуализм, доведенные до предела антагонистические отношения. Общество и воспитание вступили на этот путь, пытаются выровнять и закрепить ситуацию в соответствие с рыночными (капиталистическими) требованиями.

Система воспитания как условие развития личности

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.

Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.

И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования.

Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный -путь морально-нравственного и социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие -формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. “Условие эффективности воспитания -самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности”.

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. “Воспитывать -это значит направлять развитие субъективного мира человека”, с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Как указывал Л.С.Выготский, “учитель с научной точки зрения -только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником”.

Такой подход к построению процесса воспитания -как активного целенаправленного формирования личности -согласуется с нашей методологической установкой на оценку роли общества и места генотипа растущего человека в становлении его личности.

Достижения современной науки, в том числе труды отечественных философов и психологов, педагогов и физиологов, юристов и генетиков, свидетельствуют о том, что только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность. Причем социальная обусловленность развития личности носит конкретно-исторический характер.

Но социально-историческое формирование личности не представляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

Показательно, что накопительница психологического опыта-литература устами виднейших своих представителей многократно провозглашала эту истину. Так, Л.Н.Толстой полагал, что признание права “другого” непросто на участие в “борьбе за существование”, а на событие с самим собой и, более того, утверждение собственной жизнью бытия этого “другого” становится осуществлением разумения в межличностных отношениях и в итоге единственным критерием нравственного прогресса. “...Допустив только возможность замены стремления к своему благу стремлением к благу других существ, -писал он в трактате “О жизни”, -человек не может не видеть и того, что это -то самое постепенное, большее и большее отречение его личности и перенесение цели деятельности из себя в другие существа и есть все движение вперед человечества”.

По сути дела, весь пафос этой толстовской мысли сконцентрировался на борьбе писателя с биологизацией жизнедеятельности человека, с попыткой сведения сущностных сторон его бытия, среди которых одна из важнейших -это его нравственно-этическая сфера, исключительно к биологическому существованию. Задолго до появления различных разновидностей фрейдизма и современных социобиологических теорий Л.Н.Толстой с гениальной прозорливостью увидал всю опасность искажения общественной сущности человека.

На рубеже XX столетия великий русский писатель поставил перед всем человечеством чрезвычайно простой и одновременно архисложный вопрос: что же происходит с человеком в современном мире? Почему простые и ясные основы его жизни (труд, забота о ближнем, любовь к природе и бережное к ней отношение, сострадание к человеку и др.) вдруг начинают терять для него весь свой смысл и значение? Что же такое эта самая “цивилизованность” современного человека, если благодаря ей он утрачивает целостность нравственного сознания и начинает стремиться к самым варварским формам саморазрушения, зачастую сам не замечая этого? При этом писатель как предчувствовал, какие чудовищные формы примет в “массовом” сознании обывателя XX столетия эта “эмансипированная” стихия “животности”.

Пытаясь разобраться во всем этом, Л.Н.Толстой вскрыл противоречия нравственного бытия человека современного общества, указав, что главная причина утраты им веры и осмысленности своего существования кроется в слепом эгоизме, извратившем духовноценностную природу познания.
Отвергая представление о существовании человека исключительно как биологического существа, всецело подчиненного диктату инстинктов, писатель полностью не отрицал власть “природы” над человеком, а также не возлагал все надежды по усовершенствованию человеческого бытия на деятельность его разума. Наоборот, писатель подчеркивал неоднократно, что чрезмерная рационализация бытия человека ни в коей мере не приблизит его к постижению смысла жизни. Только способность личности возвышаться над своим естеством и опираясь на него как на необходимое условие существования, утверждать разумные, истинно человеческие основания бытия, по убеждению Л.Н.Толстого, есть единственный критерий осмысленности ее жизни.

Обессмысливание представления о жизни, происходящее в результате полного порабощения человека “плотью”, служит, по Л.Н.Толстому, самым главным препятствием на пути постижения им смысла своей жизни, в то время как освобождение из-под ее власти вновь возвращает его к самому себе как духовному и нравственному, человеческому существу -Homo moralis. Это открытие человека в себе бесконечности своей сущности, которая и становится единственным реальным основанием бесконечности своей существования, и есть, как утверждал писатель, тот высший смысл жизни, который может стать доступен каждому человеку.

Солидаризируясь с великим писателем в понимании целей воспитания, среди которых главной он считал формирование потребности принести благо другому, однако, можно не согласиться с ним в суждении о возможных путях достижения этой цели. Л.Н.Толстой, как известно, отводил основную роль нравственному просвещению, разделяя в этом взгляды просветителей XVIIIв. Данное положение позднее подверглось критическому переосмыслению, когда разрыв между реальным поведением индивида и обнаруживаемым им знанием нравственных норм и императивов действия стал очевидным для философов и педагогов фактом.

Просветительская ориентация в педагогике уступила место более реалистичной, хотя никто не отрицал важность нравственного просвещения и знания как такового в процессе духовного развития личности.

Однако нравственное формирование личности не равно нравственному просвещению. Установлено, что ценностно ориентированная внутренняя позиция ребенка возникает не как итог некоторых “педагогических воздействий” или даже их системы, а в результате организации общественной практики, в которую он включен. Однако организация общественной практики воспитания личности ребенка может быть ориентирована двояко. Один тип направлен на воспроизведение уже сложившегося социального характера. Такому типу организации соответствует приспособление педагогического процесса под уже достигнутый уровень психического развития ребенка. Подобная организация воспитания ни в коей мере не соответствует целям построения гуманного общества, поскольку здесь требуется решение задачи преобразования сознания человека.

В связи с этим, отечественные ученые и педагоги-практики исходят из того, что воспитание (в том числе и обучение) не может плестись “в хвосте детского развития”, ориентируясь на его вчерашний день, а должно соответствовать “завтрашнему дню детского развития”. В этом тезисе четко отражается принцип подхода к психическому развитию личности как к управляемому процессу, который способен создавать новые структуры личностных ценностей растущих людей.

Управление процессом воспитания, осуществляемое как целенаправленное построение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности ребенка, реализуется педагогами, вводящими детей в “зону ближайшего развития”. Это означает, что на определенном этапе развития ребенок может продвигаться дальше не самостоятельно, но под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными “сотоварищами”, а уж затем и вполне самостоятельно.

Целенаправленное формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности. Не может быть колебаний, писал А.С.Макаренко, -стремиться ли к воспитанию смелых, честных, настойчивых или малодушных, трусливых и лживых.

При этом особое значение приобретает учет внутренних побудительных сил, потребностей человека, его сознательных стремлений. Именно на этой базе появляется возможность и правильно оценить личность и построить эффективную систему ее воспитания через специально задаваемую деятельность. Включение ребенка в организованную взрослым деятельность, в процессе которой развертываются многоплановые отношения, закрепляет формы общественного поведения, формирует потребность действовать в соответствии с нравственными образцами, которые выступают в качестве мотивов, побуждающих деятельность и регулирующих взаимоотношения детей.

“Искусство воспитания”, приходит к обоснованному выводу, заключается в использовании такого важнейшего психологического механизма, как создание правильного сочетания “понимаемых мотивов” и мотивов “реально действующих”, а вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход и к более высокому типу реальных мотивов, управляющих жизнью личности. Так, дети подросткового возраста знают о наличии важной и общественно ответственной жизни взрослого члена общества. Но лишь включение в социально признаваемую деятельность превращает эти “понимаемые” мотивы в реально действующие.

Главная цель развития личности -возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны путем противопоставления себя людям, они абсолютно невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом процессе.

Таким образом, основными психологическими качествами, лежащими в основании развитой личности, являются активность, стремление к реализации себя и сознательное принятие идеалов общества, превращение их в глубоко личные для данного человека ценности, убеждения, потребности.

Рост круга потребностей, закон возвышения потребностей, развитие потребностно - мотивационной сферы определяют характер формирования конкретных черт и качеств личности. К таким конкретным чертам личности, которые формируются в процессе воспитания, относятся: ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим; честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность; наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость; инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) понимать других людей и требовательность к себе и другим; способность размышлять, взвешивать и воля; готовность действовать, смелость, готовность идти на определенный риск и осторожность, избегание ненужного риска.

Названный ряд качеств не случайно сгруппирован попарно. Этим подчеркивается, что нет качеств “абсолютных”. Самое лучшее качество должно уравновешивать противоположное. Каждый человек обычно стремится найти социально приемлемую и лично для него оптимальную меру соотношения этих качеств в своей личности. Только при таких условиях, найдя себя, сложившись и сформировавшись как целостностная личность, он способен стать полноценным и полезным членом общества.

Психологические качества взаимосвязаны, интегрированы в единой личности. Ядром личности, детерминирующим все ее частные проявления, служит мотивационно - потребностная сфера, представляющая собой сложную и взаимосвязанную систему стремлений и побуждений человека.

Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит, что в мотивационно - потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке.

Введение 3

1. Воспитание и формирование личности 5

2. Семейное воспитание 7

3. Религиозное воспитание 13

4. Школьное воспитание 15

Заключение 17

Список литературы 19

Введение

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической тео­рии и практики является проблема личности и ее развития в спе­циально организованных условиях. Она имеет различные аспек­ты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной фи­зиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эф­фективные условия для гармоничного развития личности в про­цессе обучения и воспитания.

В педагогике и психологии по проблеме личности и ее разви­тия имели место три основных направления: биологическое, со­циологическое и биосоциальное.

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясня­ют действием присущих ему от рождения потребностей, влече­ний и инстинктов (З.Фрейд и др.). Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процес­се своей жизни он постепенно социализируется благодаря влия­нию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, спо­собности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

Проблема взаимосвязи процессов развития и воспитания личности - одна из важнейших. Наш жизненный опыт уже позволяет увидеть разницу в понимании процессов "развитие" и "воспитание".

Воспитание - сознательная, специально организованная деятельность воспитателя с целью формирования определенных качеств и характеристик развивающейся личности. Задача воспитания - воздействуя на интеллектуальную, эмоционально-чувственную, волевую, поведенческую сферы личности, придать их развитию конкретную направленность.

Действительно, обстоятельное уяснение этого вопроса - дело весьма сложное, ибо чрезвычайно сложным и многогранным является тот процесс, который обозначает это понятие. Каким же образом можно подойти к его осмыслению?

Пытаясь более конкретно представить сущность воспитания, американский педагог и психолог Эдвард Торндайк писал: «Слову воспитание придают различное значение, но всегда оно указывает на изменение... Мы не воспитываем кого-нибудь, если не вызываем в нем изменений». Спрашивается: каким же образом производятся эти изменения в развитии личности? Как отмечается в философии, развитие и формирование человека как общественного существа, как личности происходит путем «присвоения человеческой действительности».

Поскольку указанный опыт порожден трудом и творческими усилиями многих поколений людей, это означает, что в знаниях, практических умениях и навыках, а также в способах научного и художественного творчества, социальных и духовных отношениях «опредмечены» результаты их многообразной трудовой, познавательной, духовной деятельности и совместной жизни. Но человек только через механизмы собственной деятельности, собственных творческих усилий и отношений овладевает общественным опытом и его различными структурными компонентами.

1. Воспитание и формирование личности

Процессы и результаты социализации имеют внутренне про­тиворечивый характер, так как в идеале социализированный че­ловек должен соответствовать социальным требованиям и в то же время противостоять негативным тенденциям в развитии обще­ства, жизненным обстоятельствам, тормозящим развитие его ин­дивидуальности. Так, нередко встречаются люди настолько социа­лизированные, фактически растворенные в социуме, что оказы­ваются не готовыми и не способными к личностному участию в утверждении жизненных принципов. В значительной степени это зависит от типа воспитания.

Воспитание в отличие от социализации, происходящей в ус­ловиях стихийного взаимодействия человека с окружающей сре­дой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознатель­но контролируемой социализации (семейное, религиозное, школь­ное воспитание). И та, и другая социализация имеют ряд разли­чий в разные периоды развития личности. Одно из самых суще­ственных различий, имеющих место во всех периодах возрастного развития личности, - это то, что воспитание выступает своеоб­разным механизмом управления процессами социализации.

В силу этого воспитанию присущи две основные функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для ус­корения процессов социализации с целью развития личности. В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодо­леть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогиче­ской стратегии и тактики.

Типы (модели) воспитания обусловлены уровнем развития обществах социальной стратификацией (соотношением соци­альных групп и слоев) и социально-политическими ориентациями. Поэтому воспитание осуществляется по-разному в тоталитар­ном и демократическом обществах., В каждом из них воспроиз­водится свой тип личности, своя система зависимостей и взаи­модействий, степень свободы и ответственности личности.

Во всех подходах к воспитанию педагог выступает как актив­ное начало наряду с активным ребенком. В связи с этим возни­кает вопрос о тех задачах, которые призвана решать целенаправ­ленная социализация, организатором которой является педагог.

А.В. Мудрик условно выделил три группы задач, решаемых на каждом этапе социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.

Решение названных задач в процессе воспитания вызвано не­обходимостью развития личности. Если какая-либо группа задачили наиболее значимые из нее остаются нерешенными на том или ином этапе социализации, то это либо задерживает развитие личности, либо делает его неполноценным.

2. Семейное воспитание

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Ведь жизнь полна неожиданностей. Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, эмоциональной культуры и физического здоровья детей - все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет главную цель семейного воспитания.

Семейное воспитание - это такой процесс взаимодействий родителей и детей, который непременно должен до­ставлять удовольствие как той, так и другой стороне.

Определенный педагогический опыт есть у каждого т.к. на воспитание собственных детей переносится опыт, усвоенный с детства от своих родителей, от бабушек и дедушек. Все самые важные процессы начального воспита­ния происходят в семье - все начинается с раннего детства

Семейное воспитание начинается прежде всего с любви к ребенку. Педагогически целесообразная родительская лю­бовь - это любовь к ребенку во, имя его будущего, в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств, желания родителей "купить" детскую любовь или расположение задариванием, щедрым субсидиро­ванием "на мороженое", "пепси", "жвачки". Слепая, неразумная родительская любовь смещает в сознании детей си­стему нравственных ценностей, порождает потребительство. У детей формируется пренебрежение к труду, притупляется чувство благодарности и бескорыстной любви к родителям и другим родственникам.

Воспитательный процесс в семье не имеет границ, на­чала или конца. Родители для детей - это жизненный иде­ал, ничем не защищенный от детского пристального глаза. В семье координируются усилия всех участников воспита­тельного процесса: школы, учителей, друзей. Семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается. Встречается немало хороших семей, сознающих эту высо­кую родительскую миссию. Влияние родителей на соб­ственных детей должно обеспечивать их физическое со­вершенство и моральную чистоту. Каждый ребенок не­вольно и неосознанно повторяет своих родителей, подра­жает папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Именно дети несут в себе заряд той социальной среды, в которой живет семья.

В современных условиях, когда идет бурная пере­стройка политического и социально-экономического укла­дов жизни общества и государства, система семейного воспитания претерпевает значительные изменения. Она еще не получила глубокого научного анализа, но на уровне фактов уже приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании продолжает нарастать. И при­чин тут много.

Во-первых, однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях, особенно на протяжении послед­них пятидесяти лет. Это значит, воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами, что было характерно в условиях многодетной семьи. Воспитывая младших сестер и братьев, будущие родители получалипрактические навыки, которые затем можно было использовать с появлением собственных детей.

Во-вторых, у молодой семьи имеются возможности делиться от своих родителей, от старшего поколения, казалось бы, в этом есть определенное благо. Но жизнь порознь со старшим поколением лишает молодые семьи возможности воспользоваться знаниями и мудростью старт в вопросах воспитания детей. Влияние старшего поколения на детей снижается, остается невостребованной их на копленная за долгие годы жизни мудрость и жизненный опыт, богатый наблюдениями. Кроме того, дети лишаются ласки, сказок, внимания бабушек и дедушек. В то же ври мя страдает и старшее поколение без наивной непосредственности внуков, без общения с ними.