Толерантное воспитание в детском саду. Формирование толерантности в процессе межэтнического взаимодействия в рамках доу. Название проведённых мероприятий

Воспитание толерантности у дошкольников

Актуальность формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в дошкольном учреждении.

Своё отношение к иному человеку начинает формироваться у ребёнка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубеждённых знаниях. Проявления отношений осмеяние, передразнивание, опасения и т. д., в основе которых лежат следующие факторы:

1. детская непосредственность;

2. ограниченный жизненный опыт;

3. детская бестактность и т. д.

Таким образом, проблему толерантности, можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.

Цели и задачи проекта

Цель:

Формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных национальностей, культур, вероисповеданий. Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя.

Задачи:

1. Создание условий в ДОУ для формирования толерантности детей, педагогов, родителей.

2. Организовать систему работы ДОУ по формированию позитивного отношения к окружающему миру и культуре своего народа, народов других стран.

3.Содействоватьформированию толерантного поведения дошкольника, формированию активной позиции родителей и сотрудников по воспитанию и обучению детей.

4. Организовать систему взаимодействия детского сада и семьи по формированию толерантной культуры.

5. Формирование представлений ребенка о себе, как уникальной самоценной, неповторимой личности и воспитание активной жизненной позиции на основе:

Осознания ребенком своих потребностей (физических, духовных), выработки умения удовлетворять их не в ущерб другим;

Осознания своих возможностей; формирования умения поступать в соответствии с ними, стремления к их развитию;

Осознания своих достоинств и недостатков; проявления критичности;

Осознания своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми;

Развития умения давать оценку своим поступкам и поступкам других; умения делать свой выбор и принимать решение; прислушиваться к мнению других; мирно, без конфликтов решать возникающие проблемы;

Углубления понимания значимости и ценности жизни каждого человека;

Формирования умения отстаивать свои права и считаться с правами других, проявлять терпимость, уважение традиций и культуры других;

Определения вместе с детьми правил и норм человеческого общежития, (знакомство с понятиями «правила», «закон», «норма», «требования», «традиции», «уважение»).

5. Формировать мотивационную, теоретическую готовность родителей, воспитателей и всех заинтересованных субъектов образовательного процесса к реализации системы формирования у детей седьмого года жизни основ толерантности.

6. Развивать систему продуктивного взаимодействия между участ­никами образовательного процесса и социальными партнерами.

Проект базируется на общепедагогических и частных принципах воспитания толерантности:

Целенаправленности;

Индивидуальных и возрастных особенностей

Культуросообразности;

Единства социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта;

Уважительного отношения к личности;

Положительных черт ребенка;

Социальной обусловленности процесса воспитания толерантности;

Единства знания и поведения;

Диалогичности и сотрудничества;

Рефлексии.

Также, работа по проекту предполагает преемственность работы со школой по повышению качества работы по толерантному воспитанию и образованию детей.

Участники : педагоги и специалисты детского сада, родители, дети.

Ожидаемые результаты:

После реализации данного проекта в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:

1. У детей дошкольного возраста постепенно сформируются такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность. Волевые качества – умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.

2. Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений своих детей, и что важнее всего, притворят их в жизнь.

3. В методическом кабинете будет создан раздел библиотеки «Ребенок в многонациональном мегаполисе», который будет пополнен современной методической литературой, демонстрационным материалом, наглядно-дидактическими пособиями.

Основные принципы:

1. Принцип субъективности. Требует опоры на самостоятельную активность ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения в отношениях с другими людьми.

2. Принцип адекватности. Требует соответствия содержания и средств воспитания, ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между детьми, родителями, педагогами.

3. Принцип рефлексивной позиции. Предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.

4. Принцип индивидуализации. Предполагает определение индивидуального подхода при воспитании сознания и поведения.

5. Принцип создания толерантной среды. Требует формирования в детском саду гуманистических отношений, основывающихся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных формах.

Принципы содержания работы:

    —Комплексно- тематический подход к планированию.

    —Личностно- ориентированное взаимодействие участников образовательно- воспитательного процесса.

    —Интеграция образовательных областей.

    —Использование форм работы с детьми, соответствующих возрастной группе.

    —Обеспечение эмоционального и практического компонентов этнотолерантности.

    —Построение предметно - развивающей среды с учетом современных требований.

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников

Формы воспитания толерантности:

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.

Спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;

2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

3) русские народные подвижные игры;

4) проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;

5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран; 6) знакомство детей с традициями народов разных стран;

8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

9) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

Конечно, формирование толерантности происходило постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.

На занятиях использовали разнообразные методические приёмы:

1. Игры и игровые упражнения , направленные на:

Развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;

Развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;

Развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:

Гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;

Развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;

Развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;

Регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;

Проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,

2. Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций), направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

3. Этюды и упражнения направленные на:

На воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;

Воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

4. Использование художественного слова : стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

5. Использование наглядных пособий : сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.

6. Продуктивный вид деятельности – рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля»,

7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

Работа с детьми:

  • —Проекты

    —Конструирование

    —Видеопросмотры

    —Экскурсии

    —Целевые прогулки

    —Фольклорные и тематические праздники

    —Театрализованные представления

Работа с родителями.

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого использовали разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

    Анкетирование

    —Совместные праздники

    —Круглые столы

    —Конкурс «Моя родословная»

    —Конкурсы совместных рисунков

    —Выставки

— Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума.

— Мероприятия с родителями:

— - круглый стол;

— - тренинги, семейные игротеки;

— - тематические дни в ДОУ;

— - консультативный пункт;

— - «Школа для родителей»;

— - клуб «Надежда» совместно с центром социальной защиты населения «Данко».

— - целевые экскурсии совместно с детьми по городу.

Разработан проект по формированию толерантности детей старшего дошкольного возраста «Толерантность – дорога к миру!».

В рамках решения задач поликультурного воспитания было предусмотрено взаимодействие с социальными институтами:

– социальным центром «Данко»;

Клубом пожилых людей «У самовара»;

Казачьим обществом «Станица Покачевская»;

Движением «Эхо поколений»;

Краеведческим музеем;

Выставочным залом.

Цикл проводимых мероприятий позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а так же приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).

Этапы работы над проектом:

1. Организационный:

    Провести анализ проблемы, поставить цель и определить задачи проекта.

    Выявить национальный состав семей воспитанников детского сада.

    Установить партнёрские взаимоотношения педагогов с родителями:

– беседы и просмотры домашних праздников (фотоматериалы);

– анкетирование родителей (выявить особенности отношения родителей к проявлению этнотолерантных установок и выявление знаний родителей о необходимости, задачах, средствах и методах воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста).

    Изучить особенности проявления толерантности у детей 5–7 лет:

– определить уровень знаний детей о расовых, национальных и культурных особенностях людей;

– определить уровень развития эмоционального компонента толерантности у старших дошкольников;

– выявить уровень сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста об уважительном, доброжелательном отношении к детям другой национальности и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними.

2. Формирующий:

    Воспитание любви и уважения к своей Родине, нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, родителям.

– цикл тематических занятий по группам: «История моей семьи», «Моя страна и её соседи», «Генеалогическое древо семьи», «Мои друзья»;

– защита детских проектов «Древо моей семьи»;

– развлечения с детьми: «Русские народные игры», «Игры разных народов»;

– игровой тренинг «Пойми меня»;

– консультации для родителей: «Диалог с ребёнком» (деловая игра), «Воспитание толерантности – основа современного культурного общества»;

– семинар-практикум для педагогов «Не оценивать, а ценить» с элементами тренинга эффективного взаимодействия;

– конкурс народных игр (педагоги – дети – родители).

3. Обобщающий:

    Становление ценностного отношения, интереса к культуре родной страны, своего этноса и других народов и национальностей.

– развлечение «Сказки разных народов»;

– презентация детско-родительских проектов «Народный костюм»;

– «Праздник народной игры»;

– презентация проекта в рамках педагогического совета, родительского собрания;

    Оформление в виде буклета-публикации для родителей.

    Обновление картотеки народных игр

Конспект комплексного занятия.

Тема: “Мы – жители планеты Земля”

Программное содержание: воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности; формировать представление о планете Земля и жизни людей на планете; учить находить отличительные особенности людей, живущих в разных странах и частях света; закрепить умение ориентироваться на карте и глобусе.

Словарная работа: национальность, глобус, традиция, ручник, столица, экватор.

Предварительная работа: индивидуальная работа с детьми: Разучивание стихотворения, белорусской народной песни ”Косил Ясь конюшину”, работа с детьми по карте, с глобусом; рассматривание картин, иллюстраций, просмотр фильмов о жизни людей на нашей планете, посещение местного музея экологии и краеведения, организация выставки белорусских и русских умельцев.

Материал и оборудование: политическая карта мира, глобус, атрибуты для инсценировки белорусской песни, экспонаты выставки, трафареты из бумаги (ручники), геометрические фигуры из цветной бумаги.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Занятие начинается с чтения стихотворения Я. Акима

Есть одна планета – сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных. Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо. Береги свою планету – Ведь другой похожей нету!

Воспитатель : А что это за планета, о которой говорится в стихотворении?

Дети : В стихотворении говорится о нашей планете Земля.

Воспитатель : А можем ли мы с вами увидеть планету Земля? (звучат ответы детей)

Воспитатель : У кого есть возможность увидеть нашу планету во всём её величии?

Дети : Космонавты.

Воспитатель : А мы можем посмотреть на модель Земли, которая называется “глобус”. Мы с вами его уже рассматривали. Ребята, расскажите, глядя на глобус, о нашей планете. Что обозначает на глобусе синий цвет (вода). Это моря и океаны. Кто желает показать на глобусе океаны и моря? (показ детьми). А каким цветом обозначена суша? (зелёная и коричневая). Зеленым цветом обозначена растительность на нашей планете, а коричневым – горы и равнины. А где ещё можно увидеть изображение нашей планеты?

Дети : На карте.

Воспитатель : Посмотрите на эту карту (политическая). Как вы думаете, почему она раскрашена разными цветами? (благодаря разным цветам, которые присутствуют на карте, мы можем отметить огромное количество стран на нашей планете). Давайте поиграем: вы называйте цвет, а я вам скажу, какая страна там расположена. У каждой страны есть свой главный город. А как называется главный город страны?

Дети : столица.

Воспитатель : В нашей стране тоже есть главный город. Как он называется?

Дети : Москва.

Воспитатель : Сможете ли вы, ребята, показать нашу страну на карте? Как она называется?

Дети : Россия.

Воспитатель : Все ли люди, живущие на нашей планете одинаковы и похожи? Чем они отличаются?

Дети : Цветом кожи, говорят на разных языках, у них разные обычаи и традиции.

Воспитатель : А что такое “традиции”? Это разные умения и знания, которые передаются от одного поколения к другому. Например, ваши бабушки умеют печь блины – этому научат ваших мам, а ваши мамы научат вас. Есть у нас и традиционные праздники. Какие вы знаете традиционные праздники?

Дети : “Масленица”, “Рождество”, “Новый год”, “день города”, “Петровки”.

Воспитатель : “День города” и “Петровки” – это традиции нашего города. А как традиционно отмечают праздники русские люди?

Дети : Веселятся, поют песни, танцуют, играют, проводят разные конкурсы, прыгают через костёр и т. д.

Воспитатель : Давайте и мы с вами вспомним одну из многих традиций русского народа: водить хоровод.

Дети вместе с воспитателем водят хоровод “Во поле берёза стояла” (при этом слова песни сопровождают показом).

Воспитатель : В России живут не только русские. Наша страна многонациональна: здесь живут и русские, и украинцы, и белорусы, и узбеки и много других народов. Я родилась и выросла в Белоруссии, а живу в России. Русские и белорусы очень похожи. Они весёлые, трудолюбивые, гостеприимные. Говорят они на разных языках, но языки эти очень похожи. Вспомните белорусскую народную песню, которую мы с вами учили. Трудно было её учить? (нет) А почему? Как вы думаете?

Дети : В песне встречается много слов похожих с русскими словами.

Дети исполняют инсценировку белорусской народной песни.

Воспитатель : Русский и белорусский народ очень славятся своим гостеприимством. У этих народов есть одинаковая традиция – встречать гостей хлебом и солью. И выносили хлеб-соль гостям на красивом, расшитом ручнике. Ручник – это полотенце (показ детям). И сегодня я предлагаю вам придумать свой узор для ручника.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает элементы белорусского узора. (конспект занятия с ds50.ru) Дети выполняют аппликацию самостоятельно, по замыслу. Звучит музыка (белорусские народные мотивы).

Воспитатель : Вот и закончилось наше занятие. Мы с вами путешествовали по нашей планете, совершали экскурсии в некоторые страны. В какие?

Дети : В Россию и в Белоруссию.

Воспитатель : Какие традиции этих народов вы запомнили? (дети перечисляют). Вы были очень внимательны. Занятие окончено, давайте с вами сделаем выставку наших замечательных ручников.


Цель: Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника. Задачи: 1. Создать условия в ДОУ для формирования толерантности детей, педагогов, родителей. 2. Организовать системную работу в ДОУ по формированию позитивного отношения к окружающему миру и культуре своего народа, народов других стран. 3. Содействовать формированию толерантного поведения дошкольника, формированию активной позиции родителей и сотрудников по воспитанию и обучению детей. 4. Организовать систему взаимодействия детского сада и семьи по формированию толерантной культуры.


Иллюстрации, картины, демонстрационный материал знакомящий с народами, населяющими нашу планету; куклы в национальных костюмах; костюмы (элементы) разных этнических групп Росси и народов мира; народная игра, народная игрушка и национальная кукла; произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, предметы быта относящиеся к разным культурам; семейные фотоальбомы; мини-макеты; дидактические игры; картотеки пословиц о дружбе и семье, считалок, закличек… детская художественная литература.





« ЧТО ТЫ ЗНАЕШЬ ОБО МНЕ? » (для старшего дошкольного возраста) Цель: Знакомить детей с культурой и традициями народов мира. Дать детям представление о многообразии народов, населяющих нашу планету. Воспитывать уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира. Вызвать интерес и желание узнавать что-то новое о населении нашей планеты. Формирование обобщающих понятий: народ, жилище, средства передвижения, национальный костюм и т.д.


«НАЙДИ ПАРУ» (для старшего дошкольного и младшего школьного возраста) Цель: Закрепить представление детей о многообразии народов, населяющих нашу планету. Воспитывать уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира. Формировать представление - Все мы разные – разный цвет кожи, разрез глаз, одежда, но мы живем рядом друг с другом на одной планете - Земля наш общий дом. Развитие памяти, внимания, мышления, речи. Расширение и активизация словаря, формирование связной грамматически правильной речи.


« Кто построил этот дом? (для старшего дошкольного возраста) Цель: Закрепить представление детей о многообразии народов, населяющих нашу планету. Формировать обобщающие понятия: народ, жилище, национальный костюм и т.д. Учить устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, объяснять и доказывать свое решение.


« ЦВЕТНЫЕ ШНУРОЧКИ» (для старшего дошкольного возраста) Цель: Закрепить представление детей о многообразии народов, населяющих нашу планету. Воспитывать уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира. Формировать представление- Все мы разные, арабы, японцы, африканцы и у всех нас есть чему поучиться. Развитие памяти, внимания, мышления, речи. Расширение и активизация словаря, формирование связной грамматически правильной речи. Формирование обобщающих понятий: народ, жилище, средства передвижения, национальный костюм и т.д.







Толерантная личность: - терпимый и терпеливый; - считающийся с чужими мнениями и интересами; - умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания; - приветливый и заботливый, вежливый и деликатный; - уважающий окружающих и уважаемый ими; - уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать; - заботливый, сострадающий, поддерживающий; - патриот своей Родины, заботящийся о ее процветании; - человек, берегущий природу и культуру; - трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый. «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут»

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД по воспитанию толерантности для детей старшего дошкольного возраста «Жители планеты Земля».

Цель: Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника.

Задачи:

обучающие:

Формировать у детей познавательный интерес к истории других народов мира, рас, их жилища, их культуры;

Познакомить с понятием «толерантность»;

воспитательные:

Воспитывать толерантность и уважение по отношению к представителям других национальностей, расы вне зависимости от социального происхождения;

Доброжелательное отношение к традициям обычаям людей другой национальности;

Положительные эмоции в процессе ознакомления детей с культурой народов мира;

Эмоциональный интерес к слушанию стихов, выражать свои эмоции.

развивающие:

Развивать представление о планете Земля и жизни людей на планете, умение находить отличительные особенности людей, живущих в разных странах и частях света;

Развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием.

Предварительная работа: индивидуальная работа с детьми: разучивание стихотворений; работа с детьми по карте, с глобусом; рассматривание картин, иллюстраций, просмотр фильмов о жизни людей на нашей планете, разучивание народных подвижных игр.

Материал и оборудование:

Мультимедийный проектор;

Презентации: «Китай», «Африка», «Россия»;

Глобус;

Карта;

Аудиозапись песни «Дружба»;

Мультфильмы:«Катерок», «Народы России», «Мы живём в России. Татары».

Образовательные области:

«Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественная литература», «Музыка».

ХОД НОД: Воспитатель проводит детей в центр зала, образуя круг.

«Солнечный круг».

Давайте посмотрим на гостей, и улыбнемся им своей самой доброй улыбкой.

Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами.

Есть одна планета – сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных. Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо. Береги свою планету – Ведь другой похожей нету!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о какой планете так красиво написал поэт Яков Аким?

Дети: В стихотворении говорится о нашей планете Земля.

Воспитатель: Давайте рассмотрим модель Земли, как она называется?

Дети: Глобус.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, расскажите, глядя на глобус, о нашей планете. Что обозначает на глобусе синий цвет (вода). Это моря и океаны. Кто желает показать на глобусе океаны и моря? (показ детьми). А каким цветом обозначена суша? (зелёная и коричневая). Зеленым цветом обозначена растительность на нашей планете, а коричневым – горы и равнины.

Воспитатель: Какой же вывод можно сделать.

Дети: Земли пригодной для жизни на планете очень мало. Надо беречь природу, жить в мире.

Воспитатель: А где ещё можно увидеть изображение нашей планеты?

Дети: На карте.

Воспитатель: Давайте посмотрим на политическую карту. Карта раскрашена разными цветами, так на ней обозначены страны. Как вы думаете, сколько стран на земном шаре? Предположения детей

Воспитатель: На нашей планете 258 стран. У каждой страны есть свой главный город, флаг, гимн, обычаи, свой национальный язык. А как называется главный город страны?

Дети: Столица.

Воспитатель: Назовите столицу нашей Родины.

Дети: Москва.

Воспитатель: Кто сможет показать нашу страну на карте? Как она называется?

Дети: Россия

Воспитатель: Подумайте и скажите, что отличает всех людей, живущих на нашей планете?

Дети: Цвет кожи, говорят на разных языках, у них разные обычаи и традиции…

Воспитатель: Все люди разные, а что же нас объединяет, что у нас есть общего?

Дети: Есть руки, ноги, живем на одной планете, в городах, странах, ходим в детский сад, занимаемся одинаковыми делами.

Воспитатель: А, что ещё нас объединяет, мы узнаем с помощью простой игры «Аплодисменты». Я буду называть определенное качество. Те, кто им обладает, встает со своего места, а все остальные им аплодируют. Если встанут все, то аплодировать будем все.

Встаньте все те, кто умеет читать, - любит кататься на каруселях, - любит смотреть мультфильмы, - любит мороженное, - любит играть, - мечтает полететь в космос, - любит животных, - встаньте те, кто любит танцевать, - встаньте все те, кто умеет дружить.

Воспитатель:

Ребята, скажите, какая страна на всей земле самая лучшая? (ответы детей) Почему вы так думаете? (ответы детей)

Как вы думаете, какая страна лучшая для детей и взрослых, которые живут в Италии, Белоруссии т. д.?

Почему вы так думаете? (ответы детей)

Правильно все люди любят и гордятся своей родиной, своими обычаями, традициями и достижениями.

Воспитатель:

А кто из вас слышал слово «толерантность»?

А что оно означает, знаете? (выслушать мнение)

В переводе с французского оно означает отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

В английском – готовность быть терпимым, снисходительность.

А в русском языке – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Воспитатель: А сейчас мы послушаем, как вы понимаете это новое слово:

Ребёнок 1.

Толерантность – значит это, Если дружно все живут. И теплом сердец согреты, Садик, быт наш и уют.

Ребёнок 2.

Признание, равенство и уважение, Взаимодействие, дружба, галантность. Вера любая без принуждения, Это и многое есть толерантность.

Ребёнок 4.

Чувствовать, думать, любить, как другие, Сердцем умея понять солидарность, Напрочь отбросить – "Они не такие", Этому учит нас толерантность.

Воспитатель: То есть, быть толерантным – означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает, уважать других, невзирая на различия.

Воспитатель: А стать толерантными нам помогут такие качества: Взаимопонимание, Взаимоуважение, Ответственность, Доброжелательность, Сдержанность, Уступчивость, Терпимость, Доброта.

Воспитатель: Ребята, вспомним сказку «Цветик-семицветик» В.П. Катаева.

Как звали девочку?

Кого Женя встретила?

Какого цвета был последний лепесток и желание? (Голубой, чтобы Витя был здоров)

Чем закончилась сказка?

Делать добрые дела всегда приятно. Когда вы делаете добрые поступки, помните, что добро вернется к вам! Окажись у Вас в руках такой цветик-семицветик, какое желание Вы бы загадали? Одно, самое-самое заветное.

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Ребята, скажите, кого вы видите на слайде? (Фею цветов)

Как вы думаете, больше всего на свете она любит, что? (цветы)

Правильно цветы. Их у неё очень много разных, красивых, но есть среди них и волшебный. Это цветик –четырёхцветик. С его помощью, можно очутиться в любом уголке Земли. Нужно только оторвать лепесток и произнести волшебные слова:

«В цветнике цветут цветы, поиграем с ними мы»

(дети проговаривают волшебные слова, воспитатель отрывает лепесток от волшебного цветка, дети закрывают глаза и кружатся).

Слайд№1 с изображением Китая. - Как вы думаете, в какой стране мы очутились? (Китай) Как вы догадались? (по разрезу глаз, национальной прическе и одежде)

Слайд№2. - Правильно. Софья расскажет нам об этой стране.

Слайд№3. «Нихао!» - так звучит приветствие на китайском языке. Жители Китая – китайцы в знак приветствия кланяются с вытянутыми вдоль тела руками.

Попробуйте поздороваться и вы.

Ю переводиться – как «друг», ю- вы мои друзья.

Слайд№4. В Китае есть свой гимн, флаг и герб.

Слайд№5,6,7. Там высокие красивые горы, необычные многоярусные храмы и дома.

Слайд№8. В Китае большое внимание уделяется национальному костюму.

Слайд№9. Платья шьют из шёлковой ткани, шёлк изобрели в Китае.

Слайд№10. Иероглифы – специальные красивые и сложные знаки, которые используют вместо привычных для нас слов. Каждый иероглиф имеет своё значение. Например: одна горизонтальная линия – человек, а если нарисовать две горизонтальные линии, получиться слово – небо.

Слайд№11. Китайцы очень много времени уделяют своему здоровью и следят за своим телом. Когда они устают на производстве, то делают специальную гимнастику «Ушу».

Я приглашаю всех на китайскую гимнастику.

(звучит китайская музыка для медитации)

  1. Сначала мы поприветствуем солнце. Ручки поднимаем вверх, опускаем и ещё раз повторяем.
  2. Соединяем ладошки над головой, поднимаем ногу, держим равновесие.
  3. В Китае очень любят чай, превращаемся в чайнички. Наливаем чай в чашечки, еще наливаем, А теперь в другую чашечку и ещё раз.
  4. Чай горячий подуем.
  5. Медленно поднимаем руки вверх, резко наклоняемся, говорим «ха»,

Давайте скажем до свидания на китайском языке. «Цзай-цзянь!» - так китайцы прощаются друг с другом (дети повторяют.)

Воспитатель: А теперь скажем Софье по-китайски: се-се (спасибо).

Слайд №1 с изображением Африки.

Кто из вас знает, где живут дети с темным цветом кожи? (в Африке)

Слайд №2. Ребята, Африка- это континент. Карта раскрашена разными цветами, значит в Африке много стран.

Эльвира познакомит нас с жителями Африки.

Слайд №3. -Мы не знаем языка народов Африки, поэтому поздороваемся без слов. Некоторые племена здороваются носами. Вот так.

Теперь мы с вами поздоровались по –африкански.

Слайд №4. - Почему у людей Африки такая темная кожа? (жарко)

Слайды №5,6. -Действительно в Африке очень жарко, и одежда у людей, поэтому легкая. Свои наряды жители Африки дополняют украшениями из костей, бус, раковин или перьев .

Слайды №7,8,9. А вот так выглядит жилище коренных жителей Африки.

Слайд №10,11. Африканские дети, как и все дети планеты Земля, любят играть.

Слайд №12. Как и мы любят животных, природу.

Слайд № 13. Ходят учиться в школу.

Слайд № 14. Но больше всего африканские дети любят танцевать.

Давайте посмотрим, как это получается у героев одного мультфильма и потанцуем вместе с ними.

(показ отрывка из мультфильма «Катерок», танец «Чунга- чанга»)

Ну что ж ребята, мы познакомились и с жителями жарких стран. Народы африканских стран живут не так богато как мы, но всё равно они любят и гордятся своими странами, обычаями, традициями.

Сколько у нас осталось лепестков, вспоминаем волшебные слова и снова отрываем лепесток…

Слайд №1- Как вы думаете, в какой стране мы очутились? (Россия) Как вы догадались?

Попросим Илюзю рассказать о нашей стране.

Наша Родина очень большая, красивая и богатая. Россия – огромная страна.

Слайд №3. В России много национальностей, но все они – один народ. В России много веков назад сложилась традиция дружбы и тёплого отношения к культуре и традициям соседних народов.

А главное – что одной из важных традиций народов России является многовековая ДРУЖБА. Предлагаю вам посмотреть мультфильм «Народы России».

Слайд №4.Татары, то есть мы – очень древний народ, имеющий свою историю. Самым главным для татар являлось уважение к природе, так как они занимались земледелием.

Просмотр видео « Мы живём в России».

Слайд №5. Береза - символ России. Как она хороша в разные времена года! Прямая, стройная, белоствольная. Заведем хоровод «Береза». Я приглашаю всех. Дети заводят хоровод «Во поле березка стояла»

У нас последний лепесток, а нам ведь нужно вернуться домой.

Давайте скажем волшебные слова… .

(воспитатель отрывает лепесток, дети кружатся и возвращаются в свой детский сад)

А это дети нашего детского сада. Они очень дружные и любят играть, танцевать, умеют считать и читать. Они очень дружные. Вы дружные? Чтобы доказать какие вы дружные, давайте выполним задание. В этом конверте лежат карточки с цифрами от 1 до 13. Их нужно разложить в правильной последовательности от 1 до 13. И тогда мы сможем прочитать что-то очень важное.

Дети выполняют задание под музыку. Перевернув цифры получилось ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

А в этом конверте лежат карточки с цифрами от 1 до 10. Их тоже нужно разложить в правильной последовательности от 1 до 10. И тогда мы сможем прочитать что-то ещё важное.

Дети выполняют задание под музыку. Перевернув цифры получилось МИР И ДРУЖБА – почему это важные слова?

А вы по–настоящему дружные ребята?

Для вас будет важно, какого цвета кожа или какой разрез глаз у того, кто захочет с вами играть?

А что важно для дружбы? (доброта, отзывчивость, внимание к другому).

Действительно, мы такие разные – взрослые и дети Земли: мы разговариваем на разных языках, живем в разных домах, по–разному одеваемся. Вы пока дети, но станете взрослыми. И от вас будет зависеть мир и счастье на нашей планете, от того, научились ли вы дружить с детства.

Воспитатель: Мы с вами сегодня замечательно провели время. Что больше всего понравилось вам сегодня?

(познакомились с новым словом и понятием – толерантность, познакомились с некоторыми странами и их народами, танцевали).

Г лавное чудо света - это человек. Хотите к нему прикоснуться? Тогда встанем в круг, будем смотреть друг другу в глаза и произносить прекрасные слова: «Здравствуй, человек»!

А какой это человек выбирайте сами: добрый, умный, смелый, красивый, хороший, весёлый, великодушный, интересный, великолепный, трудолюбивый, жизнерадостный, забавный, изобретательный, классный, любимый, воспитанный, любознательный, любопытный, милый, модный, наблюдательный, мудрый, обаятельный.

Дети уходят под песню «На большой планете».


Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику.
Роберт Эмерсон

Быть толерантным – означает «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других. В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей. Слово «толерантность» употребляется для обозначения адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с другими, не нарушая внутреннего равновесия.

Толерантность является фактором социализации личности. Вместе с тем в современной жизни понимание толерантности разными народами оказывается различным, что обусловлено их историческим опытом. В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего как уважение других людей, признание их равенства, отказ от доминирования и насилия как признание многомерности (многообразия) человеческой культуры, норм поведения и отказ от сведения этого многообразия к преобладанию какой-либо одной точки зрения. Дошкольное детство - это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

В решении задач формирования толерантности особую роль я отвожу дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.

В младшем дошкольном возрасте формирую у детей элементарные представления о добре, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к взрослым и сверстникам, поэтому задача развития и воспитания детей данного возраста – воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.

В формировании толерантности у дошкольников опираюсь на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Для того, чтобы вся работа в детском саду по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, задействую большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

  1. проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
  2. сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
  3. русские народные и татарские подвижные игры.
  4. проведение татарских, русских народных праздников, в соответствии с народным календарем;
  5. изучение народных праздников ближайших республик -соседей;
  6. знакомство детей с традициями народов разных республик и стран;
  7. знакомство детей с традициями празднования Нового Года, 1 апреля в разных странах;
  8. игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях; 9)сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

В результате, выпускники знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции) ; им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять симпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 19 «Терем-теремок» общеразвивающего вида»

Ямало-Ненецкий автономный округ

г. Салехард, ул. Чкалова, 22, т.4-31-24

«Воспитание толерантности в детском саду»

г. Салехард - 2015 год

Краткая аннотация проекта

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия.

Объективным выражением именно такового подхода к воспитанию у детей толерантности в современном обществе стали следующие стратегические документы:

  • Декларация прав ребенка (1959).
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развитии детей (1990).
  • Семейный кодекс РФ (1995).
  • Федеральный закон “ Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” (1995).
  • Закон “ Об образовании”.
  • Конституция Российской Федерации.
  • Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции вне зависимости от психифизических особенностей, т.е. защита права каждого ребенка на любом этапе его развития и формирования у него основы уважительного отношения к правам окружающих, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

В современном мире вопрос толерантного сознания приобрел документальную основу, разработанную на уровне международных деклараций и конвенций. В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 году, определенно:

Толерантность – означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности”. В документах конференций ЮНЕСКО 1997 года толерантность трактуется уже как терпимость к чужим мнениям, верованиям, расовым различиям, поведению, образу жизни и национальности.

В условиях гуманизации и демократизации на сегодня на первый план выдвигаются принципы и ценности, необходимые для общего выживания и развития:

– этика и стратегия ненасилия,

– идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям,

– необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.

Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с багажом знаний, умений, навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

За последние несколько лет в дошкольном образовании основной акцент все больше делается на когнитивное (познавательное) развитие, но данная позиция ведет в ущерб социально-личностному развитию дошкольника, препятствует формированию навыков межличностного общении, становлению образа «Я» и самооценки.

Салехард – многонациональный город, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур.

Свое отношение к человеку иной национальности начинается формироваться у ребенка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубежденных знаниях. Дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей, но в тоже время имеется проявления детской агрессии по отношению друг к другу, к объектам природы, и т.д. Замечены проявления: осмеяния, передразнивание, не желание общаться с человеком, проявление детской бестактности, не умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Главной целью данного проекта является формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных культур, национальностей, вероисповеданий, социального статуса.

Участниками образовательного процесса являются дети, педагоги родители (законные представители).

Основными направлениями проекта являются:

  1. Формирование у детей навыков толерантного отношения к окружающему миру;
  2. Формирование компетенций у педагогов и родителей в области интеркультурного воспитания.

Проект позволит организовать практическую работу по толерантному воспитанию детей дошкольного возраста и разработать систему мероприятий с родителями и педагогами ДОУ в данном направлении.

В результате реализации данного проекта в учреждении будет создана среда способствующая освоению навыков толерантного отношения к окружающей действительности, представителям разных культур, национальностей, социального статуса и т.д.

Руководитель данного проекта заведующий: Идрисова И.Р.

Творческая рабочая группа: методист Павлова С.Д., воспитатели: Манева Т.В., Усманова Р.Ф., Прокопьева Н.В., Гимазитдинова Ю.В., Ямру В.С., музыкальный руководитель Зердеева Е.Ю., педагог-психолог Вакеева Я.Г.

Проект будет осуществляться в течение 2-х лет.

Описание учреждения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19 «Терем-теремок» основано в 1982 году. До 1990 года детский сад был подведомственен тресту «Ямалгражданстрой» г. Лабытнанги, а в 1990 году передан в управление образования г Салехарда и с 1 ноября 1999 года является муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным театрально – познавательным направлением развития воспитанников».

В детском саду 28 сотрудника, из них 9 педагогов на три разновозрастные группы:

  • разновозрастная 1 младшая и 2 младшая – с 2 до 4 лет
  • разновозрастная 2 младшая и средняя – с 3 до 5 лет
  • разновозрастная старшая и подготовительная – с 5 до 7 лет

ДОУ №19 посещают дети разных национальностей (азербайджанцы, дагестанцы, ханты, ненцы, коми, татары, армяне, таджики, киргизы, украинцы, молдаване, казахи), из семей с разным достатком, есть дети с особыми образовательными потребностями.

Детский сад расположен в отдаленном районе города под названием Гидропорт, с одной стороны - частный сектор, бараки, с другой – городские организации и учреждения. На данной территории недостаточно очагов культуры и это сказывается на социуме микроучастка района.

Постановка проблемы

Город Салехард – один из многонациональных городов Ямало-Ненецкого автономного округа, в котором проживают люди разных национальностей. Согласно прогнозам социологов многонациональный состав населения будет и в дальнейшем увеличиваться. Наш детский сад посещают 76 воспитанников, из них 58% детей являются представителями разных национальностей. Социальный статус семьи воспитанников ДОУ делится на высокий, средний и низкий уровень, из них:

Высокий-25%.

Средний-50%.

Низкий-25%, сюда же входят и асоциальные семьи.

При обсуждении с коллегами на педагогических советах были выявлены трудности в общении детей, мы столкнулись со случаями возникновения между детьми непонимания друг друга в связи с разными ценностями, культурой, языком. В результате этого возникают проблемы в общении и агрессивности по отношению друг к другу. Поэтому считаем, что воспитание толерантности, взаимное приобщение детей к культурным ценностям и традициям людей разных национальностей, обучение детей относится друг к другу с уважением независимо от их национальности и возможностей является крайне важным в дошкольном возрасте.

Ребенок находится в детском саду весь день, и необходимо, чтобы второй дом для него был добрым, теплым, светлым независимо от того, русский он или оказался жителем нашего города по каким-либо причинам.

Чтобы воспитать толерантность у других, надо самому быть примером толерантности. А проблема культуры общения – одна из самых острых. Прекрасно понимая, что мы все разные, а также осознавая необходимость воспринимать человека таким, какой он есть, наше поведение не всегда является корректным и адекватным. Важно быть терпеливым по отношению к людям, что очень не просто. Толерантность – это понятие, без которого невозможны какие-либо преобразования в современной педагогике.

Толерантность – это новая основа общения педагога и воспитанника. И принципы обучения создают оптимальные условия для формирования культуры достоинства, самовыражения личности и исключают фактор неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней общения и обучения.

В ходе анализа деятельности педагогического коллектива ДОУ, были выявлены проблемы:

  1. Недостаточная компетентность педагогического коллектива по данной проблеме, слабое владение современными технологиями и программами по социально – нравственному воспитанию детей, отсюда нет качественной системы в воспитательном– образовательном процессе ДОУ.
  2. Слабая методическая база ДОУ.
  3. Недостаточная развивающая и обучающая среда в группах по данной проблеме.
  4. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная картина межличностных отношений между детьми. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения взрослых.
  5. Остро обозначается сегодня проблема толерантности в семье. Наблюдается низкий уровень этнического самосознания современных родителей. Социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям – формированию их мировоззрения, воспитанию нравственности, толерантной культуры поведения.

Цели и задачи проекта

Формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных национальностей, культур, вероисповеданий.

1.Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса.

2.Пополнение материальной базы ДОУ.

3.Создание условий для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста.

4.Разработка плана мероприятий, направленных на ознакомление с культурным пространством города.

5.Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.

  1. Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ.

6.Анализ результативности работы по навыкам толерантного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Ожидаемые результаты

После реализации данного проекта в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:

  1. У детей дошкольного возраста постепенно сформируются такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность. Волевые качества – умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.
  2. Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений своих детей, и что важнее всего, притворят их в жизнь.
  3. В методическом кабинете будет создан раздел библиотеки «Ребенок в многонациональном мегаполисе», который будет пополнен современной методической литературой, демонстрационным материалом, наглядно-дидактическими пособиями.

Стратегия достижения поставленной цели и задач

Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста, будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную деятельность, через организацию экскурсий, семейных праздников.

Оказание профессиональной помощи воспитателям, консультативной и практической помощи родителям будет обеспечиваться организацией мероприятий, на которые будут приглашаться различные специалисты.

Проект будет проходить в три этапа.

Подготовительный этап

Мероприятия

Ответственные

Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса.

1. Диагностика по выявлению причин агрессивных отношений друг к другу у детей дошкольного возраста. Анкетирование родителей и педагогов ДОУ по выявлению возникающих трудностей в воспитании толерантного отношения.

2. Анализ по результатам диагностики детей, анализ анкетирования родителей и сотрудников ДОУ по следующим параметрам.

Сотрудники:

Умение осуществлять активное взаимодействие с детьми и их родителями по вопросу толерантного отношения;

Наличие толерантных отношений у сотрудников;

Умение создавать жизнерадостную обстановку вокруг детей.

Имеют представление «что такое хорошо и что такое плохо»;

Имеют представление о том, как поступать в конкретном случае;

Имеют представления о многонациональном составе нашей Родины и мировом сообществе.

Родители:

Умение выражать одобрение по поводу характеристики поведения своего ребенка;

Умение безконфликтного общения.

1 этап – апрель- октябрь 2015 года

2 этап – сентябрь –октябрь 2015 года

Педагог-психолог, воспитатели

Педагог-психолог, воспитатели

Мероприятия

Ответственные

1. Пополнение материальной базы ДОУ

Привлечение дополнительных ресурсов

Приобретение методической литературы, дидактических пособий.

Привлечение дополнительных ресурсов финансирования (спонсоры, гранты и т.д.)

С марта 2015 года.

В течение года.

Зам. зав. по ВМР

Заведующая, зам. зав. по ВМР

2. Создание условий

для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста

1. Знакомство с национальными праздниками;

2. Знакомство с народными играми, фольклором, традициями;

3.Пополнение театральной зоны костюмами, театрами, куклами;

4. Мобильные выставки творчества различных народов;

5. Организация концертов с национальными костюмами;

7. Театральные постановки;

8. Сюжетно-ролевые игры;

9. Дни национальной культуры.

Воспитатели

3. Разработка плана мероприятий, направленных на ознакомление с культурным пространством города.

1. Посещение различных музеев и мини-музеев;

2. Различные экскурсии для ознакомления с достопримечательностями нашего города.

3. Посещение выставок в городе и организация выставок в детском саду:

Выставка костюмов и игрушек русского народного творчества;

Национальная кукла;

4. Посещение картинных галерей;

5. Фотовыставки с видами города;

6. Тематические занятия «Городовичок в гостях у детей»;

7. Экскурсия к реке Обь;

8. Знакомство с известными людьми нашего города.

Методист,

воспитатели.

4. Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста

5. Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ

1. Консультирование семей по проблеме формирования толерантности;

2. Привлечение родителей к организации праздников на темы: «День доброты», «Воспитание дружелюбных отношений»;

3. Создание и выставки семейных альбомов;

4. Организация конкурса «Сделаем своими руками»;

5. Просмотр видеофильмов о семейных праздниках;

6.Оформление информационных стендов для родителей.

1. Проведение методических мероприятий по данной проблеме;

2. Участив в семинарах, конференциях;

3. Создание фонда видео- аудиоматериалов;

4. Создание картотек:

Игры народов мира

Сказки народов мира

Национальные традиции;

5. Публикация наработок в СМИ;

6. Создание методического пособия.

В течение года.

Январь-апрель 2017

Зам.зав.по ВМР, воспитатели.

Заключительный этап

Мероприятия

Ответственные

Анализ результативности работы по вопросу толерантного воспитания у родителей, педагогов и детей дошкольного возраста.

1. Анкетирование педагогов и родителей по выявлению уровня сформированности толерантного отношения в учреждении и дома;

2. Анализ по итогам анкетирования сформированности толерантного отношения у детей, родителей и педагогов ДОУ.

6. Проведение КВН с целью выявления уровня профессионального мастерства и реализации полученных знаний на практике;

7. Отчет педагогов ДОУ о проделанной работе.

Педагог-психолог, методист, воспитатели.

Ожидаемые результаты

В результате реализации проекта будет:

1.Пополнен методический кабинет современной методической литературой по воспитанию толерантных отношений у детей дошкольного возраста.

2.В ДОУ будут созданы условия для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста.

3.Будет разработан план мероприятий для детей, посвящённый ознакомлению с культурным пространством города.

4.Будут разработаны специальные мероприятия по оказанию профессиональной помощи воспитателям, консультативной и практической помощи родителям по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.

  1. У детей будут развиты такие качества личности как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение друг к другу независимо от национальности, культуры и вероисповедания, социального статуса.

Оценка результатов

Оценка эффективности данного проекта будет проводиться ежегодно на итоговых педагогических советах. Уровень сформированности навыков толерантного поведения у детей будет отслеживаться путем наблюдений в свободной деятельности, в сюжетно-ролевых играх, беседах. Уровень сформированности знаний о воспитании толерантных отношений у взрослых будет отслеживаться через анкетирование, определяться степенью заинтересованности. В завершении проекта будет составлена сводная диаграмма профессионального уровня воспитания по развитию толерантных отношений у детей дошкольного возраста.

Индикаторами оценки эффективности проекта будут служить следующие показатели:

Положительное отношение к реализации данного проекта – 100%;

Участие родителей в проводимых мероприятиях -80%;

Успешное усвоение детьми навыков толерантного отношения друг к другу -100%;

Положительный психологический климат в группе – 100%;

Участие и помощь педагогов ДОУ в различных мероприятиях по толерантному воспитанию -80%.

Практическая значимость

Считаем, что реализация данного проекта не только повысит профессиональную компетенцию воспитателей, но и повысит знания у родителей по толерантному воспитанию своих детей. А дети в свою очередь, научатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости. Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат ДОУ и повлиять на повышение качества образовательного процесса.

График проектных мероприятий с педагогами:

Ответственный

Педагогический час. Ознакомление с проектом.
Мониторинг по выявлению уровня сформированности толерантного поведения.

Методист

Семинар: «Разрешение конфликтных ситуаций с детьми и родителями в учебной и воспитательной работе»

ноябрь 2015 г.

Методист

Консультация для всех категорий педагогических работников: «Воспитание основ толерантности – залог успешной социализации дошкольников»

сентябрь 2015 г.

Педагог-психолог, зам. зав. по ВМР

Консультация для всех категорий педагогических работников: «Использование ИКТ при организации работы по ознакомлению дошкольников с национальной культурой разных стран»

октябрь 2015 г.

Педагог-психолог, зам. зав. по ВМР

Фото – отчёт о ходе реализации проектных мероприятий. Анализ промежуточной диагностики.

Педагог-психолог, зам. зав. по ВМР, воспитатели

Консультация для всех категорий педагогических работников: «Ознакомление с историей родного края»

Сентябрь 2016 г.

Педагог-психолог, зам. зав. по ВМР

Круглый стол на тему: «Толерантность и разрешение конфликтов»

Октябрь 2016 г.

Ноябрь 2016 г.

Педагог-психолог, зам. зав. по ВМР.

Консультация для всех категорий педагогических работников: «Толерантность и правовая культура дошкольника»

Январь 2017 г.

Педагог-психолог, зам. зав. по ВМР

Консультация для всех категорий педагогических работников: «Дошкольнику – об истории и культуре России»

Март 2017 г.

Педагог-психолог, зам. зав. по ВМР

Творческий отчёт о результатах реализации проекта

март-апрель 2017 г.

Педагог-психолог, зам. зав. по ВМР, методист.

График проектных мероприятий с детьми:

Ответственный

Первичная диагностика по выявлению уровня сформированности основ толерантного отношения к окружающему

сентябрь 2015 г.

Педагог-психолог

Цикл НОД «Мой Салехард» (ко «Дню города»)

сентябрь 2015 г. (по плану групп)

Воспитатели

Цикл НОД «Люби своё, уважай чужое» (ко «Дню народного единства», знакомство с культурными традициями разных народов)

октябрь 2015 г. (по плану групп)

Воспитатели

Концерт, посвященный «Международному дню толерантности»: «Мы разные, но мы вместе»

ноябрь 2015 г.

Воспитатели, музыкальный руководитель

Цикл НОД « Генеалогическое древо моей семьи»

декабрь 2015 г. (по плану групп)

Воспитатели

Цикл НОД, досуг «Пришло Рождество – начинай торжество»

январь 2016 г. (по плану групп)

Воспитатели, музыкальный руководитель

Цикл НОД, досуг «День Защитника Отечества»

февраль 2016 г. (по плану групп)

Цикл НОД «Москва – столица России»

март 2016 г. (по плану групп)

Воспитатели

Цикл НОД «Моя семья» (к «Международному Дню семьи»)

апрель 2016 г. (по плану групп)

Воспитатели

Цикл НОД «Россия – многонациональная страна»
Досуг «Парад Победы»

май 2016 г. (по плану групп)

Воспитатели

Промежуточный мониторинг, анализ результатов

май-июнь 2016 г.

Педагог-психолог

Цикл НОД «Моё любимое место в городе Салехард»

сентябрь 2016 г. (по плану групп)

Воспитатели

Цикл НОД «Дружат дети всей Земли» (ознакомление с играми разных народов)

октябрь 2016 г. (по плану групп)

Воспитатели

Фестиваль национальных культур, посвященный «Международному Дню толерантности»

ноябрь 2016 г.

Воспитатели, музыкальный руководитель, педагог-психолог

Цикл НОД «Родной мой край - Ямал»

декабрь 2016 г. (по плану групп)

Воспитатели

Видео-путешествие «Достопримечательности города Салехард»

январь 2017 г.

Воспитатели

Цикл НОД, досуг «Праздник спорта и мира»

февраль 2017 г. (по плану групп)

Воспитатели, инструктор по физической культуре

Цикл НОД «Сказки братских народов» (знакомство с культурными традициями разных народов России)

март 2017 г. (по плану групп)

Воспитатели

Цикл НОД «Народы мира» (знакомство с культурными традициями разных народов мира)

апрель 2017 г. (по плану групп)

Воспитатели

Праздничный концерт «Памяти павших будем достойны» для ветеранов и тружеников тыла

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Итоговый мониторинг, анализ результатов

апрель 2017 г

Зам.зав. по ВМР, методист, педагог-психолог, воспитатели.

График проектных мероприятий с родителями (законными представителями):

Ответственный

Мониторинг по выявлению уровня сформированности толерантного отношения к окружающим

октябрь 2015 г.

Педагог-психолог

Педагогическое просвещение родителей через оформление наглядной агитации: «Детский сад для всех и каждого»

ноябрь 2015 г.

Педагог-психолог, зам. зав. по ВМР

Консультация: «Ребёнок в многонациональном мегаполисе»

декабрь 2015 г.

Педагог-сихолог, зам. зав. по ВМР

Педагогическое просвещение родителей через оформление наглядной агитации: «Права ребёнка»

февраль 2016г.

Педагог-психолог, зам. зав. по ВМР

Педагогическое просвещение родителей через оформление наглядной агитации «В гармонии с ребенком»

март 2016 г.

Педагог-психолог

Выставка детско-родительского творчества «Пасхальный сувенир»

апрель 2016 г.

Воспитатели

Конкурс стенгазет, посвященный «Международному Дню семьи»

Воспитатели

Участие в организации выставки предметов народных промыслов России и этнической культуры народов мира: «Где я отдыхал!»

октябрь 2016 г.

воспитатели

декабрь 2016 г.

Педагог-психолог, зам.зав. по ВМР

Совместное детско-родительское творчество, конкурс плакатов: «Уроки семьи и семейных ценностей»

февраль 2017 г.

Воспитатель, педагог-психолог

Педагогическое просвещение родителей через родительское собрание на тему: «Как воспитать толерантного человека?»

март 2017 г.

Педагог-психолог, зам.зав. по ВМР

Индивидуальные консультации для родителей по вопросам организации помощи их детям

в течение всего проекта

Педагог-психолог, воспитатели.

Выводы: в результате реализации проектных мероприятий повысится уровень профессиональной компетентности воспитателей в работе по разделам «Социально – нравственное и патриотическое воспитание дошкольников»; родители получат знания основ толерантного воспитания; а дети – расширят и углубят знания о Родине и окружающих их людях, получат дополнительные знания о культурных традициях разных народов.