Отличие принимающей семьи от студенческой резиденции. За и против. Социальные проблемы студенческой семьи

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. СПЕЦИФИКА СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ.. 4

1.1. Понятие и общая характеристика студенческих семей. 4

1.2. Типы семей. 6

2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ.. 15

2.1. Учеба и семья. 15

2.2. Проблемы студенческой семьи и их решение. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24

Актуальность данной темы обусловлена следующим.

Учитывая курс, который государства на решение демографических проблем, повышение рождаемости, здоровья населения, исследование студенческой семьи представляет интерес. Кроме того, очевидно, что к студенчеству относится очень большая группа населения в свете чего, исследование ее проблем также представляет интерес, поскольку в их решении заинтересованы очень многие. Ну и само то, что автор работы относится к студенчеству определяет его личный интерес к исследуемой теме.

Студенческая семья - достаточно слож­ный и еще малоизученный объект исследований. Соответственно литературы по данной теме не много, исследования как правило относятся к концу 80-х, началу 90-х годов прошлого века.

В нашем исследовании под сту­денческой семьей понимается такая, в ко­торой оба супруга - студенты дневного отделения высшего учебного заведения, т. е. гомогенная (однородная) по соци­альному положению мужа и жены. Это молодая семья, в которой супругам не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет. Дети в студенчес­ких семьях, как правило, дошкольного возраста.

Студенческая семья в силу близости идей­но-нравственных характеристик супругов обладает потенциальной способностью к успешному функционированию. Однако существует ряд преходящих социально-экономических, педагогических и админис­тративно-правовых факторов, затрудняю­щих реализацию положительных устано­вок на успешное функционирование се­мьи в студенческие годы. Целью иссле­дования являлось определение специфи­ки студенческой семьи и изучение фак­торов, влияющих на успешность студен­ческого брака.

Цель данной работы - изучить студенческую семью, определить ее проблемы.


Студенчество многочисленный отряд молодежи. В 896 вузах страны обуча­ются более 5 млн. студентов, в том чи­сле на дневных отделениях свыше 2 млн. 600 тыс. 55 % студентов вузов составляютженщины. Результаты ряда исследований, проведенных в вузах Российской Федерации, свидетельствуют о том, что в последнее время до­ля семенных студентов возрастает.

Этот процесс соответствует общей тенденции омоло­жения брака, кинетика свидетельствует, что к воз­расту 25 лет в Ирак вступают более 80 % женщин и около 70 % мужчин (сравните: 20 лет назад соответст­венно 70 % и 60 %). Студенты не являются исключением. Кроме того, среди студентов больше половины женщин, и понятно стремление последних создать семью в на­иболее благоприятные для этого годы. Сказывается и тот фактор, что среди студентов растет число тех, кто пришел в вуз из Российской Армии, с предприятий, подготовительных отделений.

Важным аспектом рассматриваемой проблемы явля­ется изменение отношения к студенческим семьям со стороны родителей, общественных организаций и адми­нистраций вузов. Оно становится более терпимым. Во многих вузах семьям оказывается помощь и поддержка: вы­деляются места в общежитии, выдаются денежные по­собия, создаются по возможности условия для совме­щения учебы и воспитания детей. Все это в опреде­ленной мере облегчает жизнь студенческих семей. Из­меняется отношение к браку и семейной жизни и у самих студентов.

Проводившееся в 1988 г. исследование проблем сту­денческой молодежи республики (опрошено 3186 чел.) сотрудниками ПНИЛСИ БГУ им. В. И. Ленина пока­зало, что целесообразным создавать семью в студен­ческие годы считают 35,9 % студентов. Считают, что не­целесообразно - 26,6 %. Состояли в браке 15,2 % опро­шенных. Ответы эти говорят о том, что треть студен­тов положительно смотрят на создание семьи во время учебы в вузе, причем половина из них не только на словах положительно относятся к браку в эти годы, но и сами создают семьи.

Специфика студенческого брака заключается и в осо­бенностях деятельности супругов - учебе, временности их социального положения. Окончание учебы, распре­деление на работу, в перспективе любимая работа - это составляющие духовности студенческого брака.

Социолог Д. М. Чечет справедливо считает, что перспектива радостных событий семейной жизни, создание «светлых пятен» наряду с другими сос­тавляющими способствуют поддержанию высокого эмо­ционального, культурного и интеллектуального тонуса жизни в браке.

В гомогенном студенческом браке ожи­дание радостной долгожданной перспективы окончания вуза имеет двойной эффект, так как изменение социаль­ного статуса произойдет у обоих супругов. Таким об­разом, схожесть перспективных целей обусловливает главный момент специфики студенческого брака.

По своему составу студенческие семьи делятся на две большие группы: имеющие (60,4 %) и не имеющие (39,6 %) детей. Причины, по которым значительная часть семейных студентов воздерживается от расширения сос­тава своей семьи, в основном объективные. Главными из них студенты называют учебу, стесненные жилищ­ные условия, материальные трудности, а также трудности связанные с присмотром за ребенком. Социальное происхождение замужних студенток и же­натых студентов разнообразно. Более трети выход­цы из семей специалистов со средним и высшим об­разованием, чуть меньше - из семей рабочих. Около пятой части семейных студентов имеют родителей-кол­хозников. В ходе исследования была выявлена схожесть социального происхождения у 57,2 % супругов. Видимо, однородность социальной среды воспитания юношей и де­вушек, обеспечивающая сходство интересов, привычек, социальных установок, способствует их эмоциональному сближению и созданию семьи.

Вместё с тем следует заметить, что социальное про­исхождение все в меньшей степени играет роль при вы­боре брачного партнера. Распространение социально не­однородных семей (в нашем исследовании 42,8 % имеют разное социальное происхождение) свидетельствует о про­цессе сближения социальных групп в нашем обществе, о стирании различий между ними. Институт брака и семьи все больше утрачивает свой сословный, классо­вый характер. Вместе с тем встречается определенная«плановость», стремление (прежде всего родителей де­вушки, юноши) найти жениха или невесту в своем кру­гу. Эта тенденция наблюдается чаще всего у работ­ников науки, культуры. Сохраняется она и в студен­ческой среде. В частности, исследование 1988 г. пока­зало, что лишь 51,5% опрошенных не считают различ­ный уровень образования юноши и девушки препятст­вием для заключения брака.

Студенческая среда отличается пестрым этническим составом: большинство студентов - белорусы (72,9 % мужчин и 65,4 % женщин), значительная часть - рус­ские (14,1 и 20 %), есть украинцы (5,9 и 5,4 %), поля­ки (3,6 и 5,4 %), а также другие национальности (2,6; и 1,3 %). Согласно нашим данным, национально смешан­ные браки составляют 52 %. Это в основном пары, сос­тоящие из белорусов и русских, белорусов и украинцев, белорусов и поляков, т. е. представителей близких куль­тур. Основную массу однонациональных пар представ­ляют белорусы, что является отражением сложившегося в республике соотношения студенчества по националь­ному признаку. Наше студенчество характеризуется от­сутствием национальных предрассудков при заключении брака. Только 12,7 % опрошенных студентов; дали ут­вердительный ответ на вопрос «Может ли другая национальность любимого Вами человека послужить препятствием для вступления с ним в брак?». Студенты заключают браки чаще всего на старших курсах, когда близится окончание вуза и распределение на работу (хотя бы для одного из супругов). Возраст вступления в брак у мужчин 22-24 года, у женщин 20-22. Наиболее многочисленную группу составляют семейные пары со стажем от года до двух лет; (39,8 %). Чуть меньшую, со стажем до одного года (37,7 %). Остальные (22,5 . %) имеют стаж семейной жизни более двух лет.

Нередко студенты полагают, что во время обучения в вузе гораздо легче создать семью, особенно женщинам, так как впоследствии их шансы заметно уменьшаются (с увеличением возраста, с изменением места жительства, где контингент мужчин или женщин недостаточно подходящий и т. д. Одна из бывших студенток написала в редакцию молодежной газеты такое; письмо: «На втором курсе института я объявила ро­дителям, что выхожу замуж. Родители тут же схватили меня за руку, потащили в институт и вместе с рек­тором принялись убеждать, что в первую очередь нужно окончить институт, а потом выходить замуж. Мы вполне могли расписаться и без согласия родителей, но я боялась это сделать и решила, что они желают мне только добра, а потом придет время, и все у меня еще будет: семья, муж, дети. И мы расстались. Сейчас мне 28 лет. У меня есть квартира, я неплохо за­рабатываю, но у меня нет семьи, детей, и я уже не надеюсь, что это будет».

Сейчас, однако, все реже возникает вопрос - соз­давать семью в студенческие годы или нет. Опрос эк­спертов во всех вузах республики (представителей профкомов, парткомов, ректоратов, комитетов комсомола) дал возможность установить, что большинство из них одобряют студенческие браки. Многие из опрошенных обза­велись семьей в студенческие годы и считают, что брак в этот период благотворно влияет на становление лич­ности: заставляет почувствовать ответственность перед семьей, вузом, обществом. У семейных студентов отме­чается более серьезное отношение к учебе и избранной; профессии, они особенно ценят самостоятельность в ра­боте, больше ориентированы на достижение успехов в профессиональном труде. Семейное положение благотворно влияет и на ценностные ориентации студента, спо­собствует развитию интеллектуальных и социальных пот­ребностей.

Однако эти аргументы, которые могут быть выдвинуты и в качестве исследовательских гипотез, нуж­даются в дополнительных подтверждениях, и в любом конкретном случае вопрос, заключать брак в годы учебы или не заключать, оказывается далеко не праздным.

Студенческая семья - это семья, в которой оба супруга - студенты очной формы обучения. В образовательном пространстве страны студенческая семья 10-15 лет назад считалась обычным явлением и это было обусловлено целым рядом причин: социальной защитой детей, самих молодых родителей, льготным предоставлением жилья, бесплатным образованием, повышенной стипендией. Более 40% 36 семей привлекались к участию в конкурсах: «семейный туризм», «спортивная семья», «папа, мама, я - спортивная семья», что стимулировало создание студенческих семей.

На современном этапе кардинально изменилось представление студенчества о браке. Девушки не стремятся выйти замуж за студентов, они стараются выбирать себе в спутники жизни людей, имеющих хорошую работу и способных обеспечить семью. Среди мужской половины студенчества такие встречаются преимущественно на 4-х и 5-х курсах, в возрасте от 22 до 35 лет, с жизненным опытом, которые уже нашли свое место в жизни: устроились на хорошую работу, имеют неплохие доходы, а учебу продолжают исключительно для получения диплома. Таких студентов в вузах не так уж много.

Эмпирические материалы и наблюдения показали, что одной из отличительных черт студенческой семьи является ее гомогенный, социально однородный характер. Одинаковое социальное положение супругов-студентов обусловливает общность их интересов, привычек и жизненных позиций.

Вместе с тем было бы неверно отрицать влияние социального происхождения супругов на поведение в быту, на характер семейных отношений. Представители разных социальных групп отличаются своими жизненными ориентирами. В зависимости от места проживания родителей, их социального статуса планы молодых супругов корректируются. Различна и материальная помощь со стороны родителей, проживающих в селе или в городе.

Выходцы из сельской местности, иногородние студенты чаще сталкиваются с трудностями в решении проблем жилья по сравнению с уроженцами города, в котором расположен вуз. Поэтому острота жилищной проблемы у семейных студентов различных вузов зависит не только от наличия или отсутствия специальных общежитий, но и от численности иногородних студентов в институте. Многие вузы стремятся решить эту проблему, выделяют студенческим семьям комнаты в общежитиях, но их недостаточно по сравнению с числом семей. Молодым супругам приходится снимать квартиры или комнаты, что ухудшает и без того сложное материальное положение семьи.

Как уже отмечалось, в социальном отношении студенческая семья является типично гомогенной, а в национальном - весьма разнородной (гетерогенной) семьей. Этническая принадлежность супругов самая разнообразная. Совместное обучение в вузах, отличающихся пестрым этническим составом и отсутствием национальных предрассудков у студенческой молодежи, все это способствует образованию межнациональных браков. Эти браки способствуют распространению прогрессивных традиций, взаимообогащению национальных культур, языка, обычаев и традиций.

На студенческих свадьбах наиболее типичной является ситуация, когда невесте 19-20 лет, а жениху 21-23 года. У большинства пар разница в возрасте муже и жены составляет 2-2.5 года, студенческая семья отличается от других тем, что среди них довольно много семей, где муж и жена одного возраста.

Немаловажным является вопрос распределения бюджета студенческой семьи, который складывается из трех источников: стипендии, материальной помощи родителей, приработка мужа и жены. Стипендии получают почти все семейные пары. Проблема с трудоустройством стоит очень остро, студенты могут рассчитывать только на небольшие и непостоянные заработки. Помощь родителей тоже может быть разной, одни присылают ежемесячное пособие, другие - покупают вещи, одежду, продукты. Денежные ресурсы студенческая семья чаще всего расходует стихийно, бюджет семьи супруги ведут совместно.

В студенческих семьях часто один из супругов жертвует своими интересами во имя интересов другого, особенно когда это касается перспектив семьи. Важной психологической основой брака является духовная, психологическая совместимость у супругов, студенческая семья отличается высоким уровнем адаптивности. Взаимопонимание и взаимопомощь, духовная близость супругов в студенческих семьях высока. Она основана на общих принципах миропонимания и воспитания. Поэтому не случайно студенческие семьи отличаются высоким уровнем демократизма. Это проявляется в различных сферах жизни, в том числе и в распределении обязанностей по дому, студенты привыкли делать все вместе, но существуют зоны в домашнем хозяйстве, где правит один из супругов.

Сравнительный анализ семейно-брачных отношений в семьях различного типа показал, что в студенческой семье уровень удовлетворенности браком и супружеством выше по сравнению с другими типами семей. Также жизненные планы, ценностные ориентации супругов-студентов в большей мере связаны с семьей, ее укреплением, нежели с материальными благами.

Студенты связывают свою жизненную стратегию с семейным образом жизни. Они рассматривают семью как надежную защиту, жизненную опору. Главной семейной ценностью студенты называют возможность иметь и растить детей. Молодые люди считают, что семья должна обеспечить возможность развития человеческой личности. В 2004 году было проведено исследование зависимости времени добрачного знакомства и длительности сохранности семейных отношений. Если длительность знакомства до брака меньше месяца, показатель устойчивости брачных отношений впоследствии составляет 4%, от 1 до 6 месяцев - 14%, до года - 22%, от 1 года до 3 лет - 42%, а уже свыше 3 лет - 18% 37 . Получается, что как слишком короткий, так и слишком длительный период развития добрачных отношений является фактором риска для устойчивости брачных отношений впоследствии. Короткий период недостаточно информативен и не способствует хорошему узнаванию своего партнера. Длительный период ведет к снижению интереса и привлекательности.

Проблемы студенческой семьи

В современной России студенческие семьи переживают кризис, это связано с изменением духовно-нравственных ориентиров молодежи и со сложившейся политической и социально-экономической ситуацией в стране. В связи с этим студенческой семье предстоит столкнуться с рядом проблем социально-экономического характера.

Одной из актуальных проблем является материально-бытовая. Во-первых, это финансовые проблемы, по статистике, большинство студенческих семей находятся в очень тяжелых материальных условиях, несмотря на то, что бюджет семьи складывается из стипендий (если они имеются), пособий на ребенка, вторичных и непостоянных заработков и помощи родителей. Во-вторых, это жилищная проблема. Редкая студенческая семья имеет собственную квартиру. Самым предпочтительным вариантом является проживание с родителями. К сожалению, в современном обществе сформировалась установка, согласно которой раздельное проживание с родителями является, чуть ли не гарантией благополучного брака. В некоторых случаях совместное проживание с родительской семьей в первые годы жизни для молодых супругов просто необходимо. Проживание с родителями дает молодым супругам не только завершить образование и более рационально и интересно проводить свое время, но и своевременно иметь ребенка, что хорошо для здоровья женщины и морального климата студенческой семьи.


Введение…………………………………………………………………………...2

Глава1. Проблемы студенческой семьи…………………………………………4

§1. Понятие и общая характеристика студенческих семей …………………..4

§2. Материально-экономические проблемы…………………………………….7

§3. Социально-психологические проблемы…………………………………….9

Глава 2 Возможные решения проблем студенческих семей…………………12

§1. Помощь государства………………………………………………………...12

§2. Родительская помощь…………………………………………………….…15

Глава 3 Положительные стороны создания студенческой семьи……………18

§1. Эмоциональный климат………………………………………………….....18

§2. Молодость – лучшее время для заключения брака…………………….…19

Заключение…………………………………………………………………….…22

Список литературы………………………………………………………………23

Введение

Одной из важнейших задач работы с молодежью в современном обществе является создание условий для благоприятного существования молодой семьи, в нашем случае - студенческой. Молодая семья, в большей степени, чем зрелые семьи, нуждается в помощи общества и государства, в создании условий для реализации важнейших функций: обеспечивать воспроизводство физически здорового и психически полноценного потомства; быть эмоционально и психологически устойчивой; решать все семейные конфликты своими силами, не прибегая к помощи социальных служб; способствовать материальному и моральному благополучию и удовлетворению личных интересов каждого члена семьи; создавать условия для укрепления здоровья и полноценного отдыха всех членов семьи.

Создавая семью, молодые люди сталкиваются с множеством разнообразных проблем, таких как: совместимость характеров, преодоление различных кризисов, планирование рождения ребенка и его воспитание, экономика, профессиональный рост членов семьи.

Из вышесказанного следует, что актуальность темы: «Социально-экономические и психологические проблемы студенческой семьи» актуальны на данный момент, так как к студенчеству относится большая группа населения, а так же государственная политика, направленная на демографический рост, увеличение рождаемости и здоровье население, заинтересована проблемами семей, в том числе и студенческой. Ну и само то, что автор реферативной работы является студенткой и проявляет личный интерес к данной теме.

Студенческая семья - достаточно сложный и еще малоизученный объект исследований. Соответственно литературы по данной теме не много, исследования, как правило, относятся к концу 80-х, началу 90-х годов прошлого века.

Целью данной реферативной работы является раскрытие социально-экономических и психологических проблем возникающих в студенческих семьях.

    Показать возможные проблемы студенческой семьи.

    Привести возможные пути решения выявленных проблем.

    Показать положительные стороны в создании студенческой семьи.

Глава1. Проблемы студенческой семьи

§1. Понятие и общая характеристика студенческих семей

Студенческая пора - это не только пять лет, когда «от сессии до сессии живут студенты весело». Это, безусловно, ещё и пора любви. Случается, что пылкие чувства приводят к своему логическому завершению - вступлению в брак .

Под студенческой семьей понимается такая семья, в которой оба супруга – студенты дневного отделения высшего учебного заведения, т.е. гомогенная (однородная) по социальному положению мужа и жены.
Это молодая семья, в которой супругам не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет.

В последние десятилетия четко просматриваются негативные тенденции в брачно-семейных отношениях среди молодежи. Ухудшение морального, социального, экономического состояния молодежи в целом, особенно семейной молодежи, связано с резко изменившимся политическим и экономическим укладом в стране. Хотелось бы особенно отметить, что за последние десятилетия среди студентов отмечается растущее положительное отношение к добрачным связям. В литературе этот факт расценивается как "свидетельство изменения социальных функций семьи и брака, их роли в жизни личности, как неотъемлемая черта процесса модернизации демографического поведения в целом." 1

Идеальный вариант мы имеем в студенческой среде. Молодые люди, поступив в институт, объединены общностью взглядов, интересов, общей целью. Они практически постоянно находятся вместе: на занятиях, в общежитии, совместно проводят досуг и т.д. Поэтому понятна и причина их выбора себе в мужья или жены именно однокурсника (однокурсницу).

Можно с уверенностью утверждать, что прочность семьи базируется на взаимной любви, общности интересов, способности к сопереживанию, заботливом и уважительном отношении друг к другу.

В наше время нет и не может быть национального или какого-либо другого, например, социального барьера для заключения брака. Поэтому, выбирая себе спутника жизни, юноша или девушка стремится найти в нем черты характера, импонирующие ему или ей.

При серьезных отношениях между молодыми и мыслях о женитьбе сразу же возникает целый ряд вопросов: "Где жить студенческой семье?
На что ей жить? Что делать, когда родится ребенок?
" и т.д.

Для большей наглядности представим художественные образы четырех студенческих семей.

Наташа и Сергей познакомились во время учебы, встречались больше года. Общались в институте, вместе проводили свободное время. Поняли, что вдвоем им будет хорошо. Решили создать семью. Институт предоставил общежитие. Правда, не сразу, а когда Наташа ожидала ребенка. Сынишка родился уже в своей комнате студенческого общежития. Частенько присматривать за внуком приезжает бабушка, Наташина мама, благо, живет недалеко от города. Бюджет семьи - небольшой, на питание хватает только-только, стипендия обоих плюс Сергей иногда подрабатывает. И все же без помощи родителей им не прожить. Родители покупают кое-что из одежды, иногда «подкинут» немного денег, а то вот телевизор подарили. Материально, конечно, трудно, экономить приходится на всем, но Наташа с Сергеем считают, что трудности у них временные. И в учебе друг другу они помогают, лекции по очереди конспектируют, к экзаменам готовятся вместе. Через год заканчивают институт и начнут зарабатывать.

Андрей и Лена. В молодой семье Андрей сразу почувствовал себя главой, ему нравилось быть хозяином. Лена не очень сопротивлялась, хотя, конечно, идеальной она считала семью, где все решается и делается совместно. Но, любя Андрея, веря в него, она считает - все, что он делает, - правильно, ее роль в семье - вторична. Андрей мечтал о сыне, поэтому, когда Лена почувствовала, что в ней зародилась новая жизнь, и сказала об этом Андрею, он обрадовался и сказал, что они немедленно распишутся. Сразу после свадьбы, он снял комнату в коммунальной квартире, так как к «женатикам» в их вузе относились весьма прохладно. По хозяйству и с малышом больше крутится Лена. Андрей подолгу пропадает в институте - все-таки пятый курс, научная работа, работа в студенческом профкоме. Оба Андрей и Лена - мечтают еще об одном ребенке, чтобы семья жила в достатке. Лена хочет быть хорошей женой, верным другом Андрею, быстрее получить отдельную квартиру.

Юля и Володя познакомились они в общежитии, где жили. Через несколько месяцев после знакомства Юля сообщила, что ждет ребенка. Для Володи эта новость была неприятной. Поэтому можно сказать, что брак их был вынужденным. Они собирались вступить в брак, так как считали, что любят друг друга, но не так быстро. После заключения брака начались ссоры. Володя считал, что настоящий мужчина может позволить себе легкие отношения с теми, кто ему нравится, супружескую верность считал предрассудком. Семейные неурядицы отнимали у Юли много сил и времени, и она после замужества стала хуже учиться. Домашним хозяйством Юля с Володей почти не занимались. Супруги питались в столовой, стирали каждый сам себе. Оба считали свой брак неудачным.

Николай и Ирина познакомились во время вступительных экзаменов в институт, вместе учились. Коля приехал в город из далекой деревушки, Ирина до института жила в областном центре с матерью и сестрой. Ирина привлекла Николая своей нежностью, своими, как он говорил, «городскими повадками». Заводить детей они не торопились, отдавали много сил учебе, общественной работе. С первых дней совместной жизни у Ирины и Николая появились разногласия по поводу распределения семейных обязанностей: кто должен; покупать продукты, убирать комнату и т. д. Ссоры возникали из-за оценок просмотренных фильмов, из-за отношений с родственниками. Николай часто упрекал Ирину в неумении тратить деньги, а их было только-только, чтобы сводить концы с концами. Ирине хотелось иметь модную одежду, сходить на какой-нибудь концерт, а это требовало немалых затрат, он не соглашался, говоря, что это лишнее. В общем, конфликты возникали в семье довольно часто, но разрешались безболезненно. Брак свой они не считали неудачным. Мечтали скорее закончить вуз, получить жилье, иметь приличную зарплату 8 .

Очевидно, каждая семья имеет свои особенности, но студенческие семьи выявляют ряд проблем, присущих только им, на которые обратим внимание в данной работе.

§2. Материально-экономические проблемы

Студенческая семья по определению состоит из молодых людей, которые не заняли ещё своё место в мире и, соответственно, ещё недостаточно утвердили свой социальный и материальный статус. Крайне низкий уровень стипендии, возможность только неполной занятости на работе составляют серьёзное препятствие для начала стабильной семейной жизни. Среднедушевые доходы молодых семей в 1,5 раза ниже, чем в среднем по стране, а 60% студенческих семей живут за чертой бедности, среди которых 34% с трудом сводят концы с концами, что делает невозможной выполнение ими в полной мере репродуктивной и других социальных функций 2 .

Объективно повышенные финансовые потребности молодой семьи обусловлены необходимостью осуществления процесса семейной жизни: приобретение жилья, организация быта, забота о детях, дополнительные досуговые затраты.

Одним из главных вопросов, с которыми сталкиваются вступающие в брак студенты, является жилищный вопрос. Вариантами решения этой проблемы может быть проживание:

    в отдельной собственной квартире

    совместно с родителями

    на частной съемной квартире

    в комнате коммунальной квартиры

    в общежитии

Почти все студенческие семьи испытывают трудности с приобретением собственного жилья и, соответственно, с конструированием себя как отдельной семьи. Стандартное городское жилище обеспечивает минимальные удобства лишь одной семье. Поэтому совместное проживание молодой семьи с родителями в малогабаритной квартире или в комнате коммунальной квартиры приводит к ухудшению бытовых условий, скученности, росту конфликтности, что не способствует прочности семейных отношений. Проживание в съемной квартире обеспечивает ситуацию самостоятельности, но создает студенческой семье дополнительную, непосильную порой, финансовую нагрузку. Жилищную проблему семейных студентов в определенной мере позволяют решать студенческие общежития, которые, пожалуй, являются самым выгодным, с финансовой точки зрения, условием проживания. Но предоставление комнаты в общежитии молодой семье напрямую зависит от материального обеспечения и внутренней политики того или иного высшего учебного заведения, и зачастую не оставляет семейным студентов такой возможности.

В числе ближайших жизненных планов у студенческих семей важное место занимает рождение ребенка. С появлением ребенка семья вступает в новый, более ответственный этап развития. Но, различные исследования показывают, что определенная часть молодоженов, иногда вопреки интересам своей семьи, откладывают рождение первенца из-за материальных затруднений (далеко не все из них получают материальную помощь от родителей, многим семейным студентам приходится подрабатывать в “свободное время”, другим - переходить на заочное отделение, или вообще на какое-то время (а иногда насовсем) откладывают учебу). Примерно в половине случаев откладывание рождения ребенка мотивируется трудностями в решении жилищного вопроса.

У семейных студентов, которые уже имеют детей, одним из главных вопросов является “Где и с кем оставить ребенка во время занятий?”.

Большинство вузов не имеют своих садов и яслей. У менее половины студенческих семей дети посещают дошкольные учреждения, у 30% - мать находится в отпуске по уходу за ребенком.

Другой, основной проблемой является нехватка свободного времени.

Отмечается, что с появлением ребенка супруги меньше времени уделяют друг другу, у большинства семей нет времени для частых встреч и общения с друзьями.

Студенческие годы - это не только период получения высшего образования, но и благоприятное время для создания семьи по многим причинам: широкие возможности выбора брачного партнера, общность многих жизненных целей, схожесть ценностных ориентации, оптимальный возраст супругов для рождения ребенка-все эти факторы способствуют образованию потенциально устойчивых семей. Однако их бытовая неустроенность, материальная несостоятельность при отсутствии должного внимания со стороны государственых и общественных институтов могут стать серьезным препяствием на пути становления молодой семьи.

Студенческая семья-достаточно сложный объект для исследования. Это семья, в которой оба супруга-студенты высшего учебного заведения, то есть гомогенная (однородная) по социальному положению мужа и жены.

«Праздник, который всегда со мной»-так, видимо, многие назовут время, следующее сразу после свадьбы: радость постоянного общения, возможность не таясь проявлять чувства, сдерживаемые и с трудом скрываемые еще совсем недавно.

Молодые живут, сохраняя привычки той поры, когда»еще были женихом и невестой: им не сидится дома, они тянутся к друзьям, проводят время на танцах, в кино... Проходят дни, месяцы, и постепенно снижается острота ощущений от радо-сти близости. Реже бурные всплески чувств, чаще появля­ется потребность побыть одному, что-то обдумать, отдох­нуть - верный признак того, что праздники любви конча­ются, начинаются ее будни. Самое тяжкое испытание, что ждет юных супругов, - будни с их жизненной неустроен­ностью, неумением вести хозяйство при недостатке мате­риальных средств. Начинается спуск с поэтических вершин в долины прозы. «Живя тесно вместе, люди слишком близ­ко подходят друг к другу, видят друг друга слишком под­робно, слишком нараспашку и незаметно срывают по лепе­стку все цветы венка, окружающего поэзией и грацией личность»,-говорил А.И. Герцен.

«Обесцвечивание» себя и другого - второй труднейший экзамен, который нередко не выдерживают молодожены. Проходят его непременно все, но реагируют по-разному.

Третий экзамен: распределение ролей, обязанностей в ма­леньком государстве, именуемом семьей. Как мир отлича­ется от войны, так и семейная любовь от внебрачной или добрачной. Война, как известно, требует подвигов, крови, жертв, мир - трудолюбия, выдержки, сочувствия и терпи­мости. Но каждодневное служение одной цели, одному че­ловеку нередко оказывается куда более сложным испыта­нием для характера, чем кратковременный взрыв чувств и желаний .

Каждая студенческая семья так или иначе проходит та­кие стадии и испытания. Но у нее есть особенности по срав­нению с вновь создаваемыми и функционирующими семья­ми рабочих и служащих. Наиболее характерные из них - источник семейного бюджета, зависимость от родителей, отсутствие собственного жилья, высокий уровень нравствен­но-психологического единения, эмоциональных контактов, ориентация на духовные потребности.

Многоплановость самой студенческой жизни (учеба, тру­довые семестры, спорт, досуг и т.д.) создает широкие возмож­ности для того, чтобы увидеть своего избранника, будущего бранного партнера, с разных сторон и принять мотивирован­ное решение о создании семьи.

Как правило, партнера выбирают на 1-2-м курсе, а ре­гистрируют брак- на 4-5-м. Длительное пребывание в «женихах» или «невестах» нежелательно: во-первых, это способствует возникновению добрачных половых связей, а во-вторых, отодвигается время рождения первого ребен­ка, что отрицательно сказывается на становлении молодой семьи.

При изучении особенностей формирования и функционирования студенческой семьи были проанализированы мотивы к вступлению в брак. Студентам было предложено вы­брать один из трех возможных ответов: любовь - основа брака; брак может быть и без любви; роль любви в браке преувеличена. Анализ их ответов показал, что большинство студентов предпочли первый вариант .

В работе приводится ряд личностных установок на семейную жизнь у молодежи 18-20 лет:

1) неопределенная (нет четкого представления о будущей семейной жизни);

2)реальная (ответственное отношение к созданию семьи, она должна основываться на взаимной любви и совместном преодолении трудностей);

3) осторожная (озабоченность увеличением числа разводов и сложностями семейной жизни; решение не спешить обзаводиться семьей);

4) идеализированная (в будущей семье все должно быть прекрасно).

В ходе опроса студентов выясняются различия в отношении к семейной жизни по их половым и возрастным признакам. Если многие первокурсники считают, что женитьба - это потеря личной свободы, то уже на 3-м курсе такое мнение разделяют меньшее число студентов. Девушкам свойственны большие ожидания, связанные с семейной жизнью. К 3-му курсу возрастает количество тех, кто уверен, что именно семья приносит человеку наибольшее удовлетворение в жизни. Абсолютное большинство молодых людей считают взаимную психологическую поддержку, взаимопонимание безусловными компонентами семейной жизни.

В студенческой среде материальные мотивы к вступлению в брак практически отсутствуют, для нее характерно преобладание прогрессирующей мотивации: любовь, духовн­ое влечение, взаимопонимание, психологическое единение. Учитывая раннее физиологическое созревание молодых людей (акселерацию) и реальный уровень благосостояния на­селения, можно полагать, что к моменту вступления в брак большая часть молодежи еще не будет иметь возможности самостоятельно содержать семью и воспитывать детей.

Вопрос о роли старшего поколения в молодой семье весь­ма противоречив, здесь есть позитивные и негативные мо­менты. Старшее поколение стремится передать наследникам свой жизненный опыт, осуществить свою роль воспитателя, вырастить достойных продолжателей своей фамилии. Од­нако излишняя опека обусловливает некоторую инфантиль­ность, несамостоятельность взрослых детей. Материальная помощь, постоянная забота, внимание, которое получают молодые, оборачиваются отрицательной стороной-подта­чивается неокрепшая семья. Согласно результатам иссле­дований, доля браков, расторгнутых из-за вмешательства родителей, составляет до 25% от общего числа разводов. Напряженные отношения между молодыми парами и их родителями наблюдаются столь же часто, немало и тех, кто считает, что все осложнения в семье происходят из-за вме­шательства родителей.

Показательно, что взаимоотношения родителей не явля­ются образцом для подражания."На вопрос «Хотели бы вы повторить и перенять стиль и характер семейных отноше­ний своих родителей?» почти 90 % опрошенных молодых людей ответили «нет». Это вовсе не означает, что все или по крайней мере большинство из них - выходцы из неблаго­получных семей, а свидетельствует о высоких идеалах и стремлении молодежи к совершенствованию и облагоражи­ванию отношений между мужчиной и женщиной, пересмот­ру прежних установок на институт семьи.

В студенческой среде повышенные требования к брачно­му партнеру особенно характерны для девушек. Современ­ную студентку «лишь бы какой» муж не устраивает. Как показывают результаты опроса, в ее представлении муж в идеале должен быть прежде всего интересным человеком, "немного романтичным, обладать чувством юмора и соб­ственного достоинства, быть честным, умным, обаятель­ным, понимать жену, помогать ей во всем и т.п.

Студенты-мужчины видят свою избранницу обладающей следующими качествами: она должна быть чуткой, жизнерадостной, доброй, понимающей мужа, любящей, эрудированной, спортивной.

Психологами не подтверждается предположение, что се­мейнная жизнь отрицательно сказывается на успеваемости студентов. Это в равной степени относится как к женам, так и к мужьям. Была зафиксирована и такая особенность: семейная жизнь, несмотря на сложности быта и материальныезатруднения, для значительной части студентов (40 % мужчин и 35 % женщин) стала фактором, стимулирующим учебу: «неудобно перед мужем (женой) не сдать сессию и ю получать стипендию». При общений студенты-супруги, как правило, часто обсуждают ход своей учебы, оказывают друг другу помощь при подготовке к занятиям, во время сессий.

Семейная жизнь нередко способствует упорядочению бъгга, выработке более регламентированного поведения. Однако семейные заботы, связанные с уходом за ребенком, требуют многих сил и времени. Среди студентов, имеющих детей, более высок процент неуспевающих и среди женщин, и среди мужчин. Как правило, отчисляются из-за неуспеваемости чаще всего как раз те, которые имеют детей и у которых плохо налажен быт.

Совмещение учебы и семейных обязанностей возможно лишь при правильной организации совместной жизни, что, в свою очередь, связано со степенью подготовленности к браку.

Идейное единение супругов особенно характерно для выходцев из одной социальной среды. В студенческой семье общность деятельности изначально диктует и справедливое распределение домашних обязанностей между супругами. С хозяйственно-бытовой сферой связано обеспечение равенства в семье. Для семейной студентки особенно важна забота супруга, поскольку она не хочет замыкаться в себе. Большая загруженность домашними делами не позволяет женщине реализовать себя в других сферах деятельности.

Конфликты в студенческой семье

Сама по себе тема «природа конфликтов в молодой семье» не получила должной разработки как в отечественной педа­гогике и психологии, так и в зарубежной. Молодым людям необходимо знать различия между влюбленностью, любо­вью и страстью, разбираться в своих чувствах, учитывать особенности психологии мужчины и женщины, чтобы не ошибиться или по крайней мере меньше ошибаться и стра­дать, чтобы уметь извлекать полезное из допущенных оши­бок, исправлять их.

Конфликтные ситуации так или иначе возникают в лю­бой семье. Основные причины супружеских конфликтов - несходство взглядов и различие интересов; разногласия по финансовым вопросам; споры по вопросам воспитания де­тей; ревность одного из партнеров.

Тот факт, что несходство взглядов и различие интересов представляют собой наиболее частую причину возникнове­ния супружеских конфликтов, согласуется с данными судеб­ной статистики по разводам .

Разногласия по тем или иным вопросам возникают чаще там, где партнерам свойственны излишняя вспыльчивость, непоследовательность, эгоизм.

Психологи рассматривают низкую частоту конфликтов как один из критериев сплоченности семьи. Другим показа­телем ее сплоченности является характер конфликтов. Сча­стливые семьи отличаются не отсутствием конфликтов, а их малой глубиной и сравнительной безболезненностью, отсутствием серьезных последствий. Определение характе­ра конфликта зависит от того, способствует он или нет со­хранению и развитию супружеских отношений.

Конфликты бывают конструктивными (они желательны и даже необходимы для развития отношений в семье) и деструктивными (препятствующими адаптационным про­цессам). Следствием деструктивного конфликта является сохранение на длительное время напряженности между суп­ругами после ссоры. Оба партнера в семьях с преобладани­ем деструктивных конфликтов считают реальной угрозу развода. Конструктивный конфликт предполагает снятие наряженности в отношениях партнеров. Хотя после ссоры и остается тяжелый осадок, но супруги начинают бережнее относиться друг к другу, стремятся лучше понимать друг друга. Впоследствии такая ссора воспринимается как случайность, недоразумение .

В большинстве студенческих семей конфликты бывают нечасто и имеют конструктивный характер. Обычно оба супруга обеспокоены их появлением. Характерная черта студенческого брака - разнообразие конфликтов, связанных с жизнедеятельностью семьи и с широким спектром проблем, решаемых супругами в период адаптации. Согласно исследованиям, проведенным кафедрой «Социальная работа» филиала Московского государственного социального университета (МГСУ) в Минске в 2005 году, браков, свободных от всякого рода конфликтов, в действительности не существует. Без тех или иных противоречий чувство любви перестает освежаться, развиваться и совершенствоваться. Но бесконечные конфликты разрушают те притягательные стороны в межличностных отношениях, которые и привели к созданию семьи. Студенческие семьи в этом отношении не являются исключением. Более того, они относятся к группе риска». Это связано с адаптацией молодых супругов к новым социальным ролям, с материальными проблемами, проблемами жилья и т.д.

Семейный конфликт рассматривается как способ выражения и разрешения противоречий, лежащих в основе развития сложнейшей системы, каковой и является семья. Противоречия заложены в самом механизме функционирования семьи как малой социальной группы, а конфликт, будучи формой проявления и разрешения этих противоречий, проявляется во взаимоотношениях и взаимодействии членов семьи.

Наличие конфликта – это всегда конфликтное поведение, то есть действия, направленные на достжение своих целей. Такое поведение может проявляться в скрытой и открытой форме. Скрытая форма характеризуется демонстративным молчанием, резкими жестами или взглядами, холодностью в отношениях. Открытому конфликту характерны взаимные словесные оскорбления действующих лиц, их демонстративные действия. Конфликты в семье создают напряженную остановку для всех ее членов. Психотравмы, негативные преживания всегда сильно воздействуют на личность.

Брак заключается для взаимного удовлетворения самых разнообразных потребностей. Частичное и полное неудовлетворение тех или иных потребностей одного или обоих супругов ведет к ссорам, а затем и к хроническим конфликтам, арзрушая устойчивасть брака.

Ниже описаны причины и характеристики конфликтов согласно работе .

Причина Характеристика

Неудовлетворенность одного из супругов Унижение достоинства партнера,

значимостью своего «Я» неуважение к нему

Неудовлетворенность сексуальными Рзамолвки, психическое напряжение,

отношениями одного или обоих супругов агрессия

Неудовлетворение потребности одного или Отсутствие ласки, заботы, внимания и т.п.

обоих супругов в положительных эмоциях

Гипертрофированные потребности одного Пристрастие к спиртным напиткам, азарт-

из супругов ным играм и т.п., приводящее к бесполез-

ным тратам средств семьи

Финансовые разногласия Преувеличение роли одного из супругов

в распределении семейного бюджета

Бытовые проблемы Неудовлетворение потребностей в

питании, одежде, устройстве домашнего

очага и т.д.

Неправильное распределение обязанностей Отсутствие взаимопомщи, взаимопод-

в семье держки по вопросам ведения домашнего

хозяйства, ухода за детьми

Различие интересов супругов Несовпадение способов проведения

отдыха и досуга, хобби супругов

личие конфликта- это всегда конфликтное поведе-е, то есть действия, направленные на достижение своих тей. Такое поведение может проявляться в скрытой и от-атой форме. Скрытая форма характеризуется демонстра-зным молчанием, резкими жестами или взглядами, холод-лъю в отношениях. Открытому конфликту характерны 1имные словесные оскорбления действующих лиц, их де-

По утверждению автора работы , в быту распространены «три невежества»: психологическая неграмотность супругов; половое невежество; педагогическая малограмотность. В период, когда юноша и девушка встречаются, знакомятся друг с другом, чувство влюбленности, романтизм мешает им взглянуть на партнера с житейских позиций. Каждый из них, вступая в брак и создавая семью, имеет свои взгляды, привычки, которые отличаются от взглядов и привычек партнера.

Студенчество является основным источником воспроизводства интеллектуального потенциала страны? В скором времени ему предстоит взять на свои плечи дело развития науки и техники, культуры и искусства, нести ответственность за судьбу Родины. От качества приобретенных знаний, социальной позиции, морального облика современного студента в большой степени зависит прогресс общества. (Социальную зрелость студенчества характеризует его отношение к учебе - главному труду студентов). Приметой времени и своеобразной характеристикой студенческой среды в то же время можно считать тенденцию роста студенческих браков. Оправдано ли это совмещение и личном и социальном плане? Ведь официальное одобрение и неофициальная точка зрения не всегда совпадают. Противники студенческого брака в качестве решающих аргументов указывают на социальную незрелость молодежи, отсутствие материальной базы и собственного жилья, несовместимость учебы в вузе и выполнения семейных функций. Так ли это в действительности?

Государство, как известно, предпринимает реальные шаги по улучшению условий учебы и быта студенчества (повышается стипендия, строятся общежития, улучшается студенческий быт и т. п.).

Существенную "материальную помощь оказывают и родители студентов. Однако материальным положением неудовлетворенны 80 % опрошенных семейных студентов. По­требность в пополнении бюджета семьи и связанные с этим работы значительно отвлекают семейных студен­тов от основного вида их деятельности учебы. Таким образом, материальные трудности, которые испыты­вает значительное число семейных студентов, отнюдь не способствуют успешному овладению знаниями. Однако мы хорошо знаем, что почти любая молодая семья сегодня нуждается в материальной помощи, и студенческая семья не является исключением.

Сторонники студенческого брака приводят свои аргу­менты. Сегодня в обществе идут серьезные экономичес­кие преобразования, нарастают темпы социальной, эмоциональной и нравственной раскрепощенности молодежи, сексуальная зрелость ее становится более ранней. Все это порождает ряд проблем нравственно-психологичес­кого и медико-биологического порядка. В связи с этим семья представляет для студентов уникальную микросреду в том смысле, что позволяет им постоян­но удовлетворять (снимать) целый ряд жизненно важ­ных возрастных потребностей: в любви, отдыхе, интел­лектуальном Общении с избранником, психологическом комфорте и др. В силу этого семейные студенты в мень­шей степени испытывают половозрастной дискомфорт и это позволяет им, в свою очередь, более рационально распределять свое суточное время, отдавая учебе его значительную часть.

В ходе исследования сделан вывод, что семья не является главным препятствием для успешной уче­бы и участия в общественной работе. Есть другие фак­торы, которые затрудняют учебу в вузе. Основные из них мы проанализируем. Для студенчества учеба - пер­вична. Но умение и стремление учиться, а главное - желание овладеть конкретной профессией, как правило, не возникают сами по себе (спонтанно) по факту за­числения абитуриентов в высшее учебное заведение. Толь­ко благое желание овладеть профессией не является надежной гарантией формирования склонности и про­фессиональных качеств. Редкий абитуриент полностью представляет себе, что составляет сущность его буду­щей профессии, каких знаний, умений, навыков и спо­собностей она требует, какая система подготовки приведет к овладению специальностью и формированию нуж­ных черт личности. И поэтому школьники, поступающие в вуз по формальным мотивам, обрекают себя в известной мере на ошибку выбора, что впоследствии сказывается на их учебе и профессиональной подготовке. Из 3186 обследованных нами студентов осознанно поступили в вуз лишь 35,8 % (готовились в кружках и студиях, учи­лись в заочных школах при вузе, регулярно участво­вали в олимпиадах, окончили спецшколу по будущей специальности). Большинство же (64,2 %) поступили в вуз без учета личных возможностей и специфики бу­дущей профессии, лишь из желания получить высшее образование, или престижности вуза и специальности, или невысокого конкурса, или за компанию с друзьями.

Понятно, что для становления студента как специалис­та нужны соответствующие предпосылки, основными инди­каторами которых могут быть профессиональная нап­равленность и соответствующая довузовская подготов­ка молодежи. Обычно под профессиональной направ­ленностью подразумевают положительное отношение, ин­терес к профессии, склонность заниматься ею. В поня­тие направленности также включают потребности, эмо­ции, установки, интересы и склонности, идеалы и убеж­дения. Если довузовская подготовка отвечает требова­ниям системы высшего образования, то учеба в вузе для студента создает непосредственную возможность реа­лизации потребности в высшем образовании. Если нет, то возникает необходимость в дополнительных усилиях студента по развитию и совершенствованию знаний, спо­собностей, навыков, отвечающих требованиям избран­ной профессии. Успех освоения профессии будет зави­сеть от того, насколько у студента разовьется потреб­ность в освоении профессии. И в этом смысле не все студенты, попавшие в вуз случайно, безнадежно утра­чены для общества как квалифицированные специалис­ты. В процессе учебы под влиянием различных фак­торов у них может проявиться интерес к получаемой профессии. Для такой категории студентов особое зна­чение имеет психолого-педагогическая атмосфера учеб­ного заведения, качество преподавания, материально-тех­ническая база, техника и методика учебного процесса и практических занятий.

Однако приходится констатировать, что сегодня со­держанием обучения удовлетворены лишь 29 % студентов из всех опрошенных в ходе исследования

Серьезные претензии студенты предъявляют и к пре­подавателям учебных заведений. Многие из опрошен­ных отмечали некомпетентность, неграмотность некото­рых преподавателем, их профессиональное несоответст­вие. Эти обстоятельства снижают интерес к учебе, пре­вращают учение в формальный процесс и тем самым в определенной степени дискредитируют вузовское об­разование. Студентами отмечается неадекватная оценка их знаний, грубость, бесцеремон­ность и некорректность некоторых преподавателей по отношению к студентам, покровительственное отноше­ние к тем, кто имеет влиятельных родственников. В та­ких условиях очень сложно хорошо учиться и достичь необходимого качества профессиональной подготовки. Студенты, в том числе и семейные, полагают, что по­высить качество успеваемости и изменить отношение студентов к учебе как объективной необходимости, ра­зумеется, можно. Для этого следует повысить качество преподавания, создать социальные гарантии при рас­пределении на работу в зависимости от качества по­лученных знаний, нравственных и физических затрат. Необходимо обеспечить учебный процесс современной тех­никой, хорошими учебниками и научной литературой.

Примечательно, что все студенты (как семейные, так и несемейные) учебу в вузе связывают с будущими бла­гами. В этом есть резон. Хорошо подготовленный спе­циалист вправе рассчитывать на соответствующее воз­награждение со стороны общества.

У семейных студентов мы предполагали выявить ти­пичный для этой категории студенчества набор жизнен­ных ценностей и характеристик успеваемости, имеющих, как нам казалось, некоторые отличия от тех же пока­зателей у несемейных студентов. При этом мы исходи­ли из того, что семейное положение побуждает их бо­лее ответственно относиться к учебе, к овладению про­фессией, к более конкретным и реальным жизненным ориентациям. Это нашло подтверждение в ответах сту­дентов о жизненных целях. Получить хорошую зарплату сразу после окончания вуза хотели бы 90,4 % семей­ных и лишь 22 % несемейных студентов, комфортабельную квартиру 82,8 % и 3,8 % студентов соответственно. Пред­положение, что семейная жизнь отрицательно сказыва­ется на успеваемости, не подтвердилось. Существенных расхождений в уровнях успеваемости семейных и несе­мейных студентов обнаружить не удалось. Было полу­чено следующее распределение ответов на вопросы об успеваемости у семейных студентов (в % к числу оп­рошенных):

В целом семейные студенты учатся неплохо. Это в равной степени относится как к женам, так и к мужьям. /Была зафиксирована и такая особенность: семейная жизнь, несмотря на сложности быта и материальные затруднения, для значительной части студентов (41,1 % мужчин и 34,6 % женщин) явилась фактором, стимули­рующим учебу. Они стали учиться лучше уже после того, как вступили в брак. Семья и учеба оказались для них приемлемыми и совместимыми. При общении студенты-супруги, как правило, часто обсуждают свою учебу, оказывают друг другу посильную помощь при подготовке к занятиям, во время сессий. Однако суще­ствует некоторая зависимость между результативностью учебы и семейными факторами. Один из них - нали­чие детей. Так, 18,5 % женатых студентов и 31,2 % за­мужних студенток отмечают, что семейные дела, слож­ности, связанные с уходом за ребенком (если им за­ниматься добросовестно), отнимают много сил, време­ни и мешают хорошо учиться. У студентов, имеющих детей, более высокий процент неуспевающих как сре­ди женщин, так и среди мужчин. Как правило, в от­сев по неуспеваемости попадают чаще всего те студент­ки, которые имеют детей и плохо налаженный быт.

Совмещение учебной и семейной деятельности зависит в значительной мере и от типа организации семейной жизни, что, в свою очередь, свя­зано с уровнем подготовленности к браку.

Интересны данные о совмещении супругами учебной и семейной деятельности в различных типах семей. Од­нако последняя заметно мешает учебе женщин из се­мей анархического типа, где есть ребенок. Как прави­ло, эти женщины оказываются в неблагоприятных ус­ловиях. Брак для них создает ситуацию, в которой «се­мейная жизнь мешает учебе, а учеба - семье». Более половины из них учатся на «удовлетворительно». Сре­ди мужчин «страдающими» от семьи чаще всего так­же являются «анархисты». Неорганизованность семей­ной жизни, разобщенность супругов сказываются и на результатах учебы. В условиях психологического дис­комфорта очень сложно достичь необходимого качест­ва профессиональной подготовки. Самые благоприятные результаты от совмещения учебной и семейной деятель­ности наблюдаются в семьях демократического типа (на­помним, что их 81,5 %): почти половина мужей и жен стали «учиться лучше после того, как вступили в брак, учеба тоже не мешает семье». 65,8 % мужчин и 63,5 % женщин из этих семей учатся без «троек».

На качество учебы существенное влияние оказывает участие студентов в научно-исследовательской работе. В условиях научно-технического прогресса и социаль­ных преобразовании становление специалиста прочно свя­зывается с формированием у студента качеств иссле­дователя, творчески мыслящего работника, способного самостоятельно ориентироваться в огромном потоке на­учной и социальной информации, оперативно осваивать новые перспективные направления и сферы деятельнос­ти. Для развития этих качеств в вузах республики соз­дана и функционирует система НИР. Все студенты (осо­бенно дневного отделения) имеют реальную возможность участвовать в научно-исследовательской работе кафедр, лабораторий, научных кружков. НИР - своеобразный инструмент, повышающий авторитет и престиж студен­та, а для семейного студента она может стать и оп­ределенным материальным подспорьем (в случае, если вуз ведет хоздоговорные научные работы и работа сту­дентов оплачивается). Более того, материальная заинте­ресованность может стать решающим фактором в вов­лечении более широкого круга студентов в научно-ис­следовательскую работу. У большинства тех, кто зани­мается НИР, зафиксированы высокие показатели в уче­бе (78,8 % учатся на «отлично» и «хорошо»), многие пользуются заслуженным уважением и авторитетом сре­ди своих товарищей (46,4 %).

Конечно, хорошо учиться и заниматься научно-иссле­довательской работой, иметь семью под силу далеко не каждому студенту. Очевидно, поэтому научно-исследо­вательской работой занимаются сегодня лишь немно­гие семейные студенты (11,8 % женщин и 24,1 % муж­чин). Наряду с объективными существуют и субъек­тивные причины неучастия в НИР (лень, нежелание и неумение серьезно учиться, отсутствие интереса к нау­ке вообще), в силу которых большинство студентов, независимо от их семейного положения, остаются вне сферы научно-исследовательской работы вуза.

В жизни студенчества традиционной является обще­ственная работа. Студенту она позволяет развить ор­ганизаторские способности, дает навыки межличностно­го общения и поведения в условиях коллектива. В ра­боте общественных организаций (комитетов комсомола, студенческих профкомов) идет процесс переоценки цен­ностей, намечается отход от традиционных форм работы. Республиканские исследования проблем студенческой мо­лодежи показали, что 53,7 % предпочитают работать в стройотрядах, 30,3 % участвовать в тематических культ­походах и экскурсиях, 28,9 % - в дискуссионных полити­ческих клубах и клубах по интересам. Наблюдается не­который рост активности и заинтересованности студен­тов в решении студенческих проблем. Они принимают в их решении деятельное участие: выступают на ком­сомольских и групповых собраниях по проблемам уче­бно-воспитательной работы (20,6 %), принимают участие в организации свободного времени студентов, их тру­да и быта в общежитиях, наведении порядка в жилых и учебных помещениях, в работе студенческих столо­вых и буфетов (28,3 %), участвуют в выборах руково­дителей факультета и преподавателей (11,9.%.)....

Занятость студенчества общественной работой значи­тельна. У семейных студентов она даже несколько вы­ше, чем у несемейных (60% и 55,3% соответственно). Мотивы участия в общественной работе у семейных сту­дентов различны. Чувствуют в ней потребность лишь 15 % семейных, остальные же участвуют по необходи­мости, в силу своего социального положения или вы­нужденно, в связи с давлением общественных органи­заций и администрации. Студенты отмечают, что семейные заботы и малень­кий ребенок являются причиной неучастия в обществен­ной работе в два-три раза реже, чем отсутствие жела­ния и интересных дел. Конечно, для замужних студен­ток семья и ребенок становятся основными причинами временного отхода от общественной работы. Но на от­сутствие интересных дел как на причину неучастия в общественной жизни указывают и студентки, не имею­щие детей. Таким образом, не семья является глав­ной виновницей общественной пассивности студентов, а закостенелость старых форм, невостребованность обще­ством сил и энергии молодого поколения.

Новые формы в той или иной сфере деятельности должны строиться на основе равноправных отношений между ее участниками, интереса общества к запросам молодежи, естественной инициативы и коллективной за­интересованности студенчества в преобразовании наше­го общества.

Воспроизвести социально активного и творчески мыс­лящего специалиста за пять лет в вузе очень трудно. Было бы легкомысленно неудачи подготовки специалистов в вузе ставить в вину студенческой семье как не­коему искусственному препятствию. Семья и учеба, как и семья и работа, не исключающие сферы чело­веческой жизни. Правомочность их сосуществования не­оспорима. Они имеют нравственную и правовую осно­ву в личностном и социальном плане. Подтверждением этому служат многочисленные позитивные примеры се­мейных студенческих пар. Успешность сочетания семей­ных и учебных обязанностей в определенной мере за­висит от организации учебного процесса, от степени вни­мания к студентам со стороны профкомов, ректоратов, деканатов. Сегодня же почти треть состоящих в бра­ке студентов отметили неудовлетворенность отношением к своей семье со стороны общественных организаций и администрации вузов. На вопрос, поставленный в на­чале раздела, совместимы ли учеба и семья, можно от­ветить следующим образом: успешное совмещение учеб­ной и семейной деятельности вполне возможно для тех, кто достаточно ответственно подходит к тому и дру­гому, кто организован и целеустремлен, кто имеет дос­таточный уровень образовательной подготовки для по­лучения профессии, положительные установки и необ­ходимые умения для семейной жизни.