Пока человек чувствует боль он жив автор. Пока человек чувствует боль он жив

Франсуа Гизо

Возможно, существуют в этом мире такие люди, которые никогда в своей жизни не испытывали душевной боли. Однако я не ошибусь, если скажу, что большинство из нас с этой болью знакомы достаточно хорошо, так как в нашей жизни нередко происходят такие события, которые эту боль вызывают. Душевная боль – это такая боль, которую очень сложно описать словами. Можно только более или менее вразумительно описать связанные с ней эмоции и ощущения, да и то, в основном это хорошо получается сделать только тогда, когда боль в душе немного поутихнет. Между тем, как и любая другая боль, душевная боль доставляет нам немалый дискомфорт. Ведь когда такая боль тебя одолевает, то ты просто перестаешь воспринимать мир таким, какой он есть, он для тебя становится мрачным и безжизненным, вся твоя прежняя жизнь рушится, все вокруг теряет всякий смысл, у тебя нет сил ни на что, и ты просто не знаешь куда тебе от этой боли деться, — хоть на стенку лезь, хоть волком вой. Душевная боль, друзья, затрагивает всю нашу жизнь, а не только какую-то отдельную ее часть. И поэтому пока мы не изучим, не поймем и в конечном счете не переживем свою душевную боль – мы не сможем вернуться к нормальной полноценной жизни, которая доставляет удовольствие, а не вынуждает страдать.

В этой статье я хотел бы подойти к теме душевной боли с не совсем привычной для большинства людей стороны. Я не стану слишком много говорить о том, почему она возникает и как с ней бороться, об этом и так много сказано. Вместо этого я хочу рассказать вам о том, какую пользу можно извлечь из душевной боли. Знаете, с годами я стал смотреть на все то, с чем раньше активно боролся с помощью психологических методик, с большим терпением и пониманием. Может быть я стал мудрее, может просто спокойнее и рассудительнее, а может мое понимание тех или иных вещей просто стало более глубоким. Как бы то ни было, но жизнь наша ясно показывает нам, что ничего просто так в ней не происходит, у всего есть не только причина, но и какая-то цель и определенный смысл. Только мы не всегда этот смысл замечаем.

Какой смысл у душевной боли? Ну, во-первых, как и любая другая боль – она призвана обратить на что-то наше внимание. Во-вторых, это призыв к определенным действиям, для совершения которых человеку необходимо как следует переосмыслить всю свою жизнь. Ему, как бы, мозги свои нужно перезагрузить, чтобы избавиться от всех своих старых и подчас абсолютно неэффективных представлений о жизни. И в-третьих, и это самое главное, если вы испытываете душевную боль, то это значит, что у вас есть душа, живая, чуткая душа, которая делает вас человеком. А если вы еще и чужую душевную боль можете увидеть и почувствовать, тогда вы просто святой. Так что ваша душевная боль говорит вам о том, что вы не черствая личность, вы не автомат, который работает по строго заданной программе и у которого нет души – вы живой человек, вы воспринимаете жизнь более полно, вы чувствуете ее не только телом, но и душой. И это хорошо, это очень хорошо, ведь чем полнее мы воспринимаем жизнь, тем больше радости мы можем в ней испытать. Но вместе с тем и больше горя, больше страданий, больше боли, так как одного без другого не бывает.

Так вот, давайте подумаем – на что наша душевная боль хочет обратить наше внимание, когда мы ее испытываем. Ведь если душа болит, значит, что-то в нашей жизни идет не так, а вот что именно – это вопрос. Я считаю, что прежде всего, нам необходимо обратить внимание на самих себя, если мы испытываем душевную боль. Не на других людей, не на тех, кто нас чем-то обидел, не на обстоятельства, которые складываются не самым лучшим для нас образом, а именно на себя. Ведь с нами явно что-то не так, если мы страдаем. Именно с нами, а не с кем-то еще. Вот я много раз замечал, в том числе и за собой, что мы постоянно зависаем на чем-то, на каких-то убеждениях, каких-то стремлениях, нередко бессмысленных, каких-то сомнительных ценностях, которые нас тормозят и сбивают с правильного курса. Мы часто считаем, что жизнь наша должна складываться каким-то определенным образом, и уверенны в том, что тот или иной сценарий нашей жизни является единственно верным для нас. А когда наши ожидания не оправдываются – мы жутко расстраиваемся, начинаем испытывать душевную боль, впадаем в депрессию и сами медленно себя поедаем. Знакомое чувство? Мы любим жить по определенному сценарию, который сами же себе и придумываем, или кто-то придумывает его для нас. И это – проблема для нас. Мы, а не кто-то другой – заставляем свою душу страдать, потому что ждем от жизни определенного соответствия нашим желаниям.

Особенно другие люди нас часто очень сильно расстраивают, не оправдывая наших ожиданий и не соответствуя нашим требованиям. Но ведь душа-то болит именно у нас, именно мы предъявляем к другим людям, к жизни и даже к самим себе, какие-то там требования. Значит, на себя и нужно обращать внимание в первую очередь, когда боль терзает нашу душу. Мы сами виноваты в том, что замыкаемся в каком-то своем, подчас очень ограниченном мирке, который в случае его несоответствия реальности – становится адом для нашей души. И мы просто утопаем в этом аду, потому что осуждаем всех и вся, включая себя самих, вместо того, чтобы просто постараться понять – а должно ли все на самом деле быть таким, каким мы хотим это видеть, или может быть, позволить жизни быть такой, какой она должна быть, а самим оставаться сторонним наблюдателем? Иногда, лучше ничего не хотеть и никуда не лезть, а просто наблюдать за тем, как складывается жизнь и наслаждаться этим.

И только наша зацикленность на определенном сценарии нашей жизни, вынуждает нас испытывать душевную боль, вместо получения удовольствия от всего, что в нашей жизни происходит. Поэтому жизнь нас время от времени отрезвляет, позволяя нам остановиться и подумать, насколько правильным является наше мировоззрение, наш выбор, наши цели, наши желания, наш жизненный путь. Давайте задумаемся над тем, какой должна быть жизнь человека, чтобы соответствовать его желаниям и потребностям? Какой? Да мы этого даже толком и не знаем. Быть может, стоит обратить внимание на то, какие требования к нам предъявляет жизнь, а не мы сами? Ведь часто, не скажу, что всегда, но очень часто – те или иные перемены в нашей жизни и даже трагедии, которые по началу заставляют нас страдать и испытывать душевную боль – впоследствии оказываются не столько концом чего-то старого, то есть, не столько потерей, сколько началом чего-то нового, то есть, приобретением. Проще говоря, разного рода перемены в жизни, оказываются благом для нас. Как говорится, все, что происходит – к лучшему. Возможно, и не все, но точно многое. Поэтому, мое мнение таково, что нам всем нужно прислушиваться и присматриваться к своей природной сущности и к своему внутреннему голосу, чтобы понять, в каком направлении нам следует двигаться. А иногда и вовсе бразды правления жизнью нужно выпустить из своих рук, отдав их самой жизни, смиряясь с тем, как она складывается. Иначе, наше сознание застрянет на перепутье, на котором реальность расходится с нашими фантазиями. Так что не нужно замыкаться на чем-то одном, стараясь видеть свое счастье только в этом и ни в чем другом. Конечно, есть веками выработанные концепции, которые говорят нам, как и для чего нам следует жить, но я считаю, что каждый человек должен научиться слушать прежде всего самого себя, а уже затем и внешний мир. К тому же, к одним и тем же целям ведут разные дороги, и мы все находимся на разных позициях от рождения, поэтому у каждого из нас своя судьба. Следовательно, чем шире вы будете смотреть на жизнь, чем больше разных целей и разных дорог, которые к этим целям ведут, начнете замечать, тем меньше оснований для возникновения душевной боли у вас будет. А иногда нужно просто отдаться в объятия неизвестности и принять жизнь такой, какая она есть, чтобы ни о чем не беспокоиться. Повторю – все берет свое начало внутри нас – и радость, и боль.

Таким образом, если в вашей жизни случилось что-то, что доставило вам сильную душевную боль, а она часто связана с другими людьми, то я советую вам не спешить от нее избавляться, я советую вам прислушаться к ней и понять, что она пытается вам сказать. Не спешите с решением, душевная боль – это не боль от ожога, чтобы принимать рефлексивное решение – подумайте, что в вашей жизни идет не так, в чем вы, возможно, ошиблись, какие ваши решения оказались неверными, какие ваши ожидания не оправдались? Вы стоите на пороге чего-то нового и важного, что-то в вашей жизни должно измениться. Поэтому, подумайте, хорошенько подумайте – на какие перспективы вам указывает ваша боль? А они, поверьте, есть всегда. Нет таких страданий, нет такой боли, которая не открывала бы перед нами новые возможности. Но чтобы ими воспользоваться – нельзя игнорировать боль, ее нужно осмыслять. Душевная боль проходит очень быстро, если не концентрировать на ней свое внимание, а уделять его тому, из чего она состоит. Люди обычно задаются вопросом – как справиться с душевной болью, или как избавиться от душевной боли, но при этом почему-то мало кого интересует вопрос – для чего она возникла? А это, я считаю, гораздо более важный вопрос. Даже причина душевной боли не так важна, как важно ее предназначение. Ведь когда у человека болит зуб – то нет смысла думать о том, почему это произошло, об этом вы подумаете потом, а в настоящий момент следует подумать о том, что нужно делать, чтобы избавиться от этой боли. С нашей душой дела обстоят аналогичным образом, если она болит, то смотреть следует вперед, а не назад, в будущее, а не в прошлое. Да, конечно, с помощью психоанализа можно поковыряться в своем прошлом и найти в нем причину своих страданий, чтобы затем исправить эти причины. Но такой подход к человеку позволит вернуть его в настоящее, к старой жизни, пусть и спокойной, но старой, тогда как душевная боль направлена в большей степени на то, чтобы нашу жизнь изменить, она открывает перед нами дверь в новую жизнь.

Научитесь получать от душевной боли не только пользу, но и удовольствие. Но не поймите меня неправильно, я не говорю о том, что сама боль должна доставлять вам удовольствие, этого быть как раз не должно, мы с вами не духовные мазохисты, боль для нас не самоцель, к ней самой стремиться не нужно, иначе вы сами себя в тупик страданий загоните, из которого потом будет очень сложно выбраться. Удовольствие нужно получать от понимания того, что эта боль – меняет вас и вашу жизнь, что она дает вам почувствовать вкус жизни, она позволяет вам больше о ней узнать. Тяжело вам на душе, сердце ноет – погрузитесь в эти переживания, проживите эти ощущения, прочувствуйте всем своим существом все крупицы своих страданий. Нет ничего страшного в том, чтобы немного пострадать, это придает жизни вкус, пусть горький и соленый, но все же вкус. Чем сильнее будут ваши страдания, тем потом больше радости вы испытаете, когда ваша жизнь изменится. А она обязательно изменится, страдания не вечны, жизнь штука полосатая и за темной полосой всегда следует светлая. Причем, что важно – темная полоса проявляется только на фоне светлой. То есть, без страданий, без боли, без переживаний – вы не сможете и радость большую испытать, вы просто не оцените то удовольствие, которое можно испытать не только от чего-то хорошего, но и от отсутствия в вашей жизни чего-то плохого. Это как знаете, когда обувь жмет и тебе некомфортно, даже больно, но ты знаешь, что сейчас ты придешь домой, снимешь ее, оденешь свои любимые тапочки и тебе станет очень хорошо. И вот это вот предвкушение облегчения, радости, комфорта, блаженства, благодаря которому происходит выброс эндорфина – делает тебя счастливым. Так что вот о каком удовольствии я говорю. Путь к радости и счастью лежит через боль и страдания.

Однако должен сказать, что некоторые люди слишком сильно этим увлекаются – они травят свою душу, утопая в страданиях и боли, не предвкушая ничего хорошего и потому ни к чему хорошему не стремясь. Они начинают жить своей болью, загоняя себя в тупик и как бы останавливают сценарий своей жизни. У них за болью и страданиями нет радости и счастья, у них есть только боль. Вот это уже крайность, или лучше сказать, зависание, подобное тому, которое случается с людьми при психотравме, только оно, это зависание, находится на сознательном, а не на бессознательном уровне. Проще говоря, некоторым людям начинает нравиться страдать. Душевная боль для них – это своего рода зона комфорта, как бы противоречиво это не звучало. Я сейчас не стану говорить о том, почему такое происходит, это тема для другой статьи. Скажу только, что для избавления от зависимости от страданий и боли, необходимо почувствовать вкус радости и счастья, то есть, нужно попробовать заглянуть за черную полосу жизни, чтобы ощутить на себе все достоинства светлой полосы. Никто на самом деле не хочет страдать вечно, просто некоторые люди забывают о том, как жить полной жизнью, в которой есть не только боль и страдания, но и радость, удовольствие, счастье. Такие люди отвыкают от хорошего, поэтому перестают к нему стремиться, а значит и получать от всего хорошего удовольствие. Но стоит их вытащить из того болота, в котором они увязли и их жизнь снова начнет свое движение вперед.

Вообще, всякая боль делает нас мудрее. Мы многое начинаем понимать, когда проживём какую-то боль, хоть душевную, хоть физическую. Мы понимаем те причинно-следственные связи, которые приводят к той или иной боли и начинаем учитывать их при принятии решений и совершении тех или иных поступков. При условии, конечно, что человек извлекает уроки из своего опыта. Особенно полезна душевная боль от любви, которая учит людей любить. Ведь душевная боль после расставания всегда, ну или в большинстве случаев, заставляет нас пересмотреть свое отношение к людям, она учит нас любить тех, кто действительно достоин любви, а не тех, кто просто кажется привлекательным и интересным. Я вам так скажу, дорогие читатели, опираясь на свой опыт работы с людьми – самые лучшие, самые надежные, самые счастливые отношения, создаются в основном теми людьми, которые пережили несчастные, болезненные отношения, которые, что называется, настрадались в своей жизни. И только сильная душевная боль, которую они испытали – заставила их ценить то, что у них есть или тех, кого они раньше не замечали. Так что только человек, оставшийся у разбитого корыта, способен более мудро смотреть на жизнь и на самого себя, поэтому боль, в частности боль душевная – нам нужна, как лекарство от незрелости и неразумности.

Но в конечном счете душевную боль нужно пережить, на ней нельзя долго останавливаться. Вам тяжело, грустно, больно? – Проплачьтесь, пострадайте какое-то время, промучайтесь столько, сколько нужно, чтобы стало легче, а затем утрите слезы, возьмите себя в руки и снова в бой. Чудовищно интересная жизнь ждет вас, друзья. Вам обязательно нужно еще многое испытать, попробовать, почувствовать, пережить, сделать, так что не теряйте времени зря. Лучше подумайте о том, ради чего вы живете, заглянете в будущее как можно дальше и наметьте себе великую цель, тогда на пути к ней вас ничто не остановит. А боль, боль пройдет. Было бы, ради чего ей проходить. Как говорил Фридрих Ницше: “Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как». Ведь что такое душевная боль, по сравнению с тем величием смысла жизни, который пробирает человека до глубины души, если он этот смысл имеет. Не хочу показаться излишне самоуверенным, но иногда я абсолютно убежден в том, что смог бы вылечить любой душевный недуг у любого человека, с помощью одного только смысла жизни, который мне просто нужно было бы помочь ему обрести.

Примите, пожалуйста, к сведению, дорогие читатели, что никакая боль, в том числе и душевная, и особенно душевная – это не трагедия, не конец жизни, это вообще не повод себя мучать – это скорее стимул к тому, чтобы отказаться от чего-то старого и начать что-то новое. Я не знаю, что станет новым именно для вас, в вашей жизни, но я знаю, что боль в душе к этому вас обязательно приведет, если вы используете ее в качестве ориентира на перепутье вашей жизни, а не позволите ей использовать вас. В жизни все нужно испытать – и радость и горе, и любовь, и боль, и счастье, и страдание. Но ни на чем нельзя останавливаться, всегда нужно следовать дальше, чтобы по-настоящему жить. Потому что жизнь многогранна, ее нельзя прочувствовать до конца и нельзя насладиться ей в полной мере, если отвергать что-то из того, что она вам предлагает пережить. Поэтому не забивайте себе голову мыслями о том, как унять душевную боль, просто переживите ее. А чтобы не останавливаться, не зависать на ней – загляните в свое будущее и посмотрите на все то прекрасное и интересное, что вас в нем ждет и к чему вы сможете прийти, когда ваша боль пройдет.

Пока человек чувствует боль – он жив. Пока человек чувствует чужую боль – он Человек. А. П. Чехов.

Все великое в человеке раскрывается благодаря великому,чуткому и вдохновенному служению человеку.

Профессия: Соц. педагог ГБУ СО СРЦ "Возвращение"

Профессиональные интересы: Воспитательная "... деятельность, направленная на становление и удовлетворение потребностей высшего порядка - потребностей духовных." Сухомлинский

Увлечения: Русская религиозная философия

Регион: Саратовская область

Населенный пункт: г.Саратов

Звание, ученая степень: Педагогическое образование. Магистр.

Навигация

" Десятки, сотни нитей, духовно связывающих учителя и ученика, - это те тропинки, которые ведут к человеческому сердцу; они являются важнейшим условием их дружбы и товарищества. Учителя и учеников должна объединять духовная общность, при которой забывается, что педагог - руководитель и наставник". Сухомлинский

О себе

Если представить образно, то у каждого педагога на огромном педагогическом поле, есть свой, вверенный, именно ему, "участок", где он трудиться. Мой "участок" - это социальные сироты - подростки от 10лет до 18лет, в социально-реабилитационном центредля несовершеннолетних "Возвращение". Подростки, по выражению Сухомлинского"...с искалеченным сердцем", нуждающиеся в "...своеобразном защитном воспитании...". " Защитное воспитание - это глубоко индивидуальное творчество педагога. Тут надо уметь так прикоснуться к болезненному, искалеченному сердцу ребенка, чтобы воспитание не обернулось для него страданием. " - вполне согласна с четко поставленной Сухомлинским, задачей педагога. Всегда стремлюсь найти и применить индивидуальный творческий подход в работе с подростками.

Самой лучшей защитой для души подростка, на мой взгляд, является пробуждение в нем педагогом чувства любви и сопереживания к ближнему. Научить подростка самоотдачи, служению ближнему - вот основная направленность моего педагогического кредо. Ведь всем известно, что только тогда, когда человек начинает сам отдавать доброе другому, то он исцеляется внутренне и развивает в себе лучшее.

"Уча -учись" - педагогическая модель Станиславского К.С. близка моему педагогическому духу. С этой целью, мне нравиться проводить с подростками мероприятия, акции, посвященные формированию у них таких духовно-нравственных ценностей, как честность, доброта, благодарность, взаимопомощь, дружба и т.д.. Один, из созданных мною проектов шефской работы старших подростков с младшими "Большое сердце" призван развить в подростках потребность отдавать, а не брать. В рамках проекта подростки самостоятельно проводят занятия нравственной тематики в младших группах центра, а также младших классах общеобразовательной школы, что создает в них уверенность и самомотивацию стремиться к личным изменениям характера. В книге русского философа - педагога И.Ильина «Взгляд вдаль», об этом же сказано одно фразой «нужно воспитывать в ребенке вкус к добру и любви,... т о есть открывать для ребенка радость от выбора добра и совершения поступков по любви а не по приязни.." .

Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно. Идти. Онере де Бальзак. В служении детям, идти, не теряя своей цели мне помогают наши великие русские педагоги и философы, как Сухомлинский В.А., Макаренко А.С., Станиславский К.С., И. Ильин, Флоренский П.А. и др., а также чудесные, посвященные всем своим сердцем детям, окружающие меня друзья и педагоги.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Творчество Ф.М. Достоевского, Л.Н.Толстого, П.А. Флоренского, И Ильна, В.П. Соловьева и др.

Психология Дейл Карнеги, книги о позитивном мышлении и личностном росте.

Добавить грамоту в портфолио

Наверное, не найдется такого человека, который бы в своей жизни не испытывал боль. Она может проявляться по-разному: ноющая, колющая, пульсирующая, сверлящая, давящая, сжимающая, режущая, да и просто, сводящая с ума.

Но при этом без этого симптома нет и жизни. Если вспомнить старый анекдот, когда человек просыпается с утра, и у него ничего не болит, следовательно, он умер.

Боль и человек

Учеными было проанализировано, что в течение дня человек испытывает более ста болевых ощущений, но сознание фиксирует не все из них. В мозгу присутствует «центр боли», который контролирует все болевые импульсы. Этот участок расположен глубоко между полушариями.

В некоторых случаях «центр боли» может давать сбой, и тогда человеческий организм все время испытывает болевые ощущения. Такая проблема называется фибромиалгией, или же ее именуют «летучей болезненностью».

Стоит сказать, что на земном шаре существуют люди, которые никогда не испытывали боль, их примерно 500 человек, но завидовать им не стоит. Отсутствие этого симптома считается редкой болезнью, которая называется сирингомиелией.

Это патологическое состояние может возникать вследствие тяжелой мозговой травмы, или же передается по наследству, когда у человека полностью отсутствует чувствительность к болевому раздражению. Обычно люди, не чувствующие боли редко доживают до сорокалетнего возраста.

Ведь отсутствие этого симптома совсем не означает, что не появятся какие - либо травмы. Представьте себе, сколько повреждений такие люди могут нанести своему организму, совершенно не чувствуя этого. Такая невосприимчивость к болевому раздражению делает человеческое тело менее защищенным.

Головной мозг принимает болевые сигналы от всех частей человеческого тела, но, при этом считается органом, который ее не ощущает, потому что лишен болевых рецепторов.

Одним из симптомов депрессии считается психогенная боль. Например, человеку может казаться, что у него болят многие органы, то сердце, то желудок, но при медицинском обследовании, каких – либо заболеваний у него не находят.

Психогенными болями страдают примерно 68% людей, они начинают испытывать болевые ощущения уже к середине рабочего дня, а в 19% случаев – с раннего утра.

При этом избавиться от нее не помогает прием никаких анальгетиков. А вот употребление пустырника и валидола отлично справляются с этой проблемой.

Надо отметить, что представительницы прекрасного пола обладают более высоким болевым порогом, в отличие от мужчин. Это объясняется тем, что женские половые гормоны - эстрогены, обладают анальгезирующим действием.

У сильной половины человечества за подавление болевого ощущения отвечает адреналин - гормон стресса. Поэтому мужчина, скажем, получая смертельную травму во время драки, при этом может продолжать отважно сражаться.

Стоит отметить тот факт, что человеческий организм обладает, так называемой, «болевой памятью». И об этом могут свидетельствовать фантомные боли.

Например, когда индивидуум лишается верхней или нижней конечности, то мозг, на подсознательном уровне, не воспринимает этого, и ищет утраченную руку или ногу, раздражая ее с помощью несуществующих нервных окончаний.

Что интересно, почувствовать чужую боль вполне реально. Конечно, это не гарантирует, что ее можно облегчить. Например, человек ощущает то же болезненное состояние, которое испытывает его ближний, правда, в зеркальном отражении. Это, так называемый, феномен сопереживания, и его испытывают только люди.

Стоит отметить анальгезирующие свойства жгучего перца. Его употребление поможет, в какой – то степени, избавиться от болевых ощущений. Учеными выявлено в нем такое вещество, которое называется капсиацин, он способен блокировать болевые импульсы.

Капсиацин присутствует не только в жгучем перце, а также он содержится в хрене и в горчице. Врачи настоятельно рекомендуют вводить в рацион питания эти острые продукты тем людям, у которых выявлен хронический болевой синдром.

В последнее время идут активные разработки над созданием средства с обезболивающим действием, в который будет входить молекула капсиацина.

Есть некоторые продукты питания, которые обладают раздражающим действием на нервные окончания. Например, к ним можно отнести , копченое мясо, шоколад, уксус, поэтому стоит ограничивать их прием.

А так же тот провиант, в состав которого входит такое химическое соединение, как глютамат натрия, а именно, растворимые супы, колбасы, всевозможные консервированные продукты, в результате их употребления могут возникнуть приступы головной боли.

Интересен тот факт, что от хронической боли помогают избавиться некоторые виды драгоценных камней. Существует даже такая методика, которая носит название литотерапия. Конечно, в ее основе ведущую роль играет психотерапия, и ее применение подойдет более внушаемым людям.

Тем не менее, например, топаз и малахит довольно эффективно помогают избавиться от болевых ощущений в области почек и при поражении суставов.

А вот сапфир и янтарь можно использовать при головной боли, изумруд – при ишемической болезни сердца, а вот украшения с аметистом значительно облегчают похмельный синдром.

Заключение

Конечно, когда человек испытывает боль, первым делом следует посетить доктора, а не надевать на себя драгоценности, в надежде улучшить настроение и так выздороветь. Естественно, хорошее настроение – это тоже важно, но скорая помощь на то и скорая, что она во многих случаях неотложна.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Цель урока:

  • выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.
  • усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.

Задачи:

  • образовательные: знакомство с художественным миром писателя; разобраться в многозначных образах, раскрыть аллегории, разгадать символы; расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
  • развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
  • воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как милосердие, отзывчивость, человечность, способности понимать и любить людей; заострить внимание на гуманистических уроках писателя, проблемах, созвучных сегодняшнему дню;

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.

Средства обучения: компьютер, презентация, памятки.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства - Microsoft Word, Microsoft Power Point и другие для подготовки материала к уроку и самостоятельной работы учащихся. Компьютерная презентация к уроку.

Оформление доски: высказывания философов, писателей.


  • Л.Н. Толстой
  • Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.
    Платон

  • Д.Дидро

Словарь

  • портрет писателей сочувствие, сострадание
  • альтруизм, милосердие

Музыкальное оформление: «Адажио»

1. Вступительное слово учителя

Сочувствие, сострадание – это те качества, которыми обладает далеко не каждый человек, но так или иначе они возникают у любого человека на протяжении всей жизни. Вызываются ситуацией, которая кажется нам жалостливой, грустной и возникает желание помочь человеку. Если у человека возникает чувство сострадания, значит он хочет и готов помочь. С древних времен пришло понятие: «Сочувствие - это разделить чувства другого человека, а сострадание - значит взять на себя часть страданий, облегчить горе».

Люди не всегда понимают, как можно проявить сострадание и милосердие в наше сытое и мирное время, и путают его с жалостью. Мы не рождаемся с чувствами сострадания и милосердия, но мы можем таковыми стать! Вот здесь приходит на помощь литература. Сегодня мы остановимся на произведениях Андрея Платоновича Платонова, они являются источником, питающим чистую душу, помогает еще не очерствевшему сердцу. Писатель позволяет ощутить жизнь «обнаженным сердцем», верить в победу разума и добра, помогает дать определение любого морально-нравственного понятия: человечность, добро, сострадание, взаимовыручка, дружба, родительская любовь и т.д. Как мудрый старец, он ненавязчиво дает совет, как жить «по-человечески», «с детства полным человеком».

И слабый, больной Юшка, страдающий от людской жестокости, но убежденный в необходимости жить, и неизвестный цветок из одноименной сказки-были, как-то по человечески упорно борющийся за свое существование, и взрослый не по годам Вася Рубцов из произведения «Корова» - все они несут в себе великую силу любви к жизни. Эти герои по-настоящему человечны, они «одно дыхание, единое, теплое живое существо» (Платонов). Они сильны в своем стремлении просто жить, и достойны самого глубокого уважения и искренней любви.

2. Биография Платонова

Прежде я предлагаю вам вспомнить биографию писателя

Родился 20 августа (1 сентября н.с.) в Воронеже в семье слесаря железнодорожных мастерских Климентова. (В 1920-х сменил фамилию Климентов на фамилию Платонов). Учился в церковноприходской школе, затем в городском училище. Как старший сын уже в 15 лет начал работать, чтобы поддержать семью.

Работал "во многих местах, у многих хозяев", затем на паровозоремонтном заводе. Учился в железнодорожном политехникуме.В 1923 - 1926 Платонов работает губернским мелиоратором и заведует работами по электрификации сельского хозяйства.

В 1927 переезжает в Москву, в том же году появляется его книга "Епифанские шлюзы" (сборник рассказов), которая делает его известным. Успех вдохновил писателя, и уже в 1928 он издает два сборника "Луговые мастера" и "Сокровенный человек".

В 1929 публикует повесть "Происхождение мастера" (первые главы романа о революции "Чевенгур"). Повесть вызывает шквал резкой критики и нападок, и следующая книга писателя появится только через восемь лет.

С 1928 сотрудничает в журналах "Красная новь", "Новый мир", "Октябрь" и др. Продолжает работать над новыми прозаическими произведениями "Котлован", "Ювенальное море". Пробует себя в драматургии ("Высокое напряжение", "Пушкин в лицее").

В 1942 уходит на фронт в качестве специального корреспондента газеты "Красная звезда".

В 1946 демобилизуется и полностью отдается литературному труду. Выходят три прозаических сборника "Рассказы о Родине", "Броня", "В сторону заката солнца". В этом же году пишет один из известнейших своих рассказов "Возвращение". Однако появление в "Новом мире" "Семьи Иванова" было встречено крайне враждебно, рассказ был объявлен "клеветническим". Платонова перестали печатать.

В конце 1940-х, лишенный возможности зарабатывать себе на жизнь литературным трудом, писатель обратился к пересказам русских и башкирских сказок, которые у него принимали некоторые детские журналы. Несмотря на вопиющую бедность, писатель продолжал творчество.

После его смерти осталось большое рукописное наследие, среди которого потрясшие всех романы "Котлован" и "Чевенгур".

3. Обсуждение произведений А.Платонова

Знакомство с Платоновым начинается с пятого класса, особую роль писатель отводит литературной сказке. Сказка говорит с нами, тогда еще детьми на доступном эмоциональном уровне, поэтому персонажи могут служить для него примером. Сказки Андрея Платоновича, не только занимательны, они еще и воспитывают, лечат, как например сказка «Неизвестный цветок».

Анализ произведения

1)История жизни цветка до знакомства с Дашей.

2)Разговор с девочкой.

3)Новая жизнь.

Учитель: Чем необычен цветок?

Он живой: был наделен чувствами, волей, как человек; умел говорить, у него вырос сын, а еще он зовет безмолвным голосом, голосом благоухания. Цветок, как настоящий герой борется за жизнь, для этого ему необходимы дождевая влага, теплые лучи солнца и человеческое участие.

Учитель: Какую роль игрют дети в жизни цветка? (Ответы учащихся)

Дети помогают цветку выжить – «удобряют мертвую глину». И цветок помогает человеку справиться с грустью. Как называются эти чувства?
СОЧУВСТВИЕ – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других. СОСТРАДАНИЕ – сочувствие, вызываемое чьим-то несчастьем, горем.

Приставка СО - имеет значение соединения.

Учитель: С кем соединиться? (Ответы учащихся)

С тем, кто страдает, кто в этом нуждается. Сочувствие, сострадание, сопереживание – это важные свойства человеческой души, но проявлять эти качества можно по-разному. Девочка Даша совершила открытие маленькой незнакомой жизни, сделала шаг навстречу одинокой душе, сумела увидеть то, что никто не замечал, стала ему близким, любящим человеком, настоящим другом.

Человечность может проявляться форме сострадания.

В рассказе «Корова» человек раскрывается со стороны своих лучших душевных качеств, сочувствуя чужому горю. В образе школьника Васи Рубцова прослеживается формиро­вание нравственного начала в человеке.

Учитель: «Он с детства полный человек», так говорит о своем герое Платонов. О чем говорит писатель? (Ответы учащихся)

Учитель: Как проявляет сочувствие и сострадание Вася? (Ответы учащихся)

В трагедию животного автор вкладывает особый смысл – потеря сына, есть потеря всего, что связано с жизнью коровы. Нестерпимую боль страдающего животного Вася берет на себя. Корова гибнет не в силах вынести разлуку с сыном-теленком. «Корова отдала нам все (Господь дал нам все ), то есть молоко, сына, мясо, кожу, внутренности и кости, она была доброй. Я помню нашу корову и не забуду» - так заканчивает свое сочинение Вася.

В седьмом классе продолжили разговор об актуальных для нынешнего времени и одновременно вечных проблемах духовности и нравственности: о любви к ближнему, об умении сострадать обиженному судьбой, об ответственности за свои поступки.
И войти в художественный мир А.Платонова помогает его произведение «Юшка», герой, как неизвестный цветок, благоухает добротой, отдает любовь другим.

Учитель: Назовите основные качества героя. (Ответы учащихся)

Юшка в гармонии с природой, у нее он черпает силы, чтобы дарить любовь людям, девочке, которую обогрел своим горячим сердцем.

Учитель: Любят его так же, как он любит людей? (Ответы учащихся)

Когда герой отстаивает свое право быть любимым, его лишают жизни. Закончилась жизнь Юшки тогда, когда он осерчал первый раз в жизни, именно осерчал, а не разгневался, потому что разгневаться Юшка не мог в силу своего характера. Он очень добрый человек. А осерчать надо было – нельзя все время терпеть.

Учитель: Скажите, пожалуйста, живет ли добро после гибели Юшки? (Ответы учащихся)
Семя добра обязательно взойдет – девушка, с большим открытым сердцем, лечит людей, которые когда-то обижали Юшку.

В Библии сказано: «Господи! Открой глаза людям, чтобы они видели» . И открыл Господь глаза их. Это произошло, но, к сожалению, после смерти Юшки. Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот, кто не может совершить зла». Жить для других способен только человек с добрым сердцем или как сказал русский писатель-гуманист Лев Николаевич Толстой с «сердцем, милым к другим»

4. Заключение первой части (выводы)

Учитель: А.П. Платонов знакомит с бездонностью человеческого сердца, учит пониманию любви и милосердии, о котором забыли люди. Бич ХХ века – огромные скорости, бешеные темпы. В этой спешке не замечен человек. Мы живем в XXI веке, что изменилось? Какими стали люди сегодня? Обесцвечивается человеческая личность. Катастрофически убивается милосердие. Благосостояние населения растет, но мало желающих приютить обездоленного, подать милостыню просящему. Можно ли научить добру, сочувствию? Развить способность к состраданию, милосердию? Можно. Неустанной душевной работой. Ведь человеческие идеалы – это труд души.

Рождаемся мы добрыми, и чтобы оставаться такими должны укреплять это качество.

  • Любите людей.
  • Относитесь к окружающим так, как хотелось бы, чтобы относились к вам.
  • Умейте в каждом видеть достоинства.
  • Выражайте свое доброе отношение к ним.

5. Подготовка к сочинению.

Задание 15.3

Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: "Что такое сострадание", взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Учитель: Продолжим разговор о таком понятии, как сострадание, и соберем материал к сочинению.

Как вы понимаете значение этого слова? Давайте подберем синонимы и антонимы к нему и составим кластер (на доске и в тетрадях).

Синонимы: сочувствие, отзывчивость, гуманность, самоотверженность, доброта, долг, альтруизм, забота, внимание, ласка, человеколюбие, жалость, любовь.

Антонимы: равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.
На самом деле, со-страдание, со-чувствие, со-переживание – слова одного порядка. Со – значит вместе, заодно, сообща преодолевать жизненные невзгоды с теми, кто в этом остро нуждается. Ты сильнее и можешь подставить свое плечо более слабому - разве не в этом смысл человеческого со-существования? Иначе жизнь превратится в существование (ты просто ешь, спишь, все остальное тебя не касается).

Учитель: Прочитайте высказывания писателей-гуманистов, философов, дайте объяснения.

Крылатые выражения

  • Пока человек чувствует боль – он жив. Пока человек чувствует чужую боль – он Человек.
    Л.Н. Толстой
  • Стараясь о счастье других мы находим свое собственное.
    Платон
  • Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.
    Д. Дидро

Учитель: Что значит – жить для других? Возможно ли это? Есть ли сейчас альтруисты? Что нужно сделать, по мнению автора, чтобы быть счастливым человеком?

В каких из прочитанных вами произведений рассматривается понятие «сострадание»

Приведите примеры из личного опыта. (Ответы)

Учитель: Итак, мы продолжаем работать над алгоритмом написания сочинения-рассуждения.

Какова схема построения сочинения-рассуждения?

6. Памятка № 1.

1. Вступление. Определение предложенного в задании слова.

2. Комментарий определения.

3. Первый пример – аргумент из текста + комментарий.

4. Второй пример - аргумент из вашего жизненного опыта (из читательского) + комментарий.
Второй аргумент может быть от противного: о том, что люди бывают агрессивными, жестокими, равнодушными, чёрствыми, эгоистичными, забывают о человечности. Такого быть не должно!

5. Вывод.

7. Чтение текста.

Готовясь к сочинению-рассуждению, мы будем говорить сегодня о сострадании в разных проявлениях.

Валек! - тихо обрадовалась Маруся, увидев брата. Когда же она заметила меня, в ее глазах блеснула живая искорка.Я отдал ей яблоки, а Валек, разломив булку, часть подал ей, а другую снес «профессору». Несчастный ученый равнодушно взял это приношение и начал жевать, не отрываясь от своего занятия. Я переминался и ежился, чувствуя себя как будто связанным под гнетущими взглядами серого камня.- Уйдем... уйдем отсюда, - дернул я Валека. - Уведи ее...- Пойдем, Маруся, наверх, - позвал Валек сестру.И мы втроем поднялись из подземелья, но и здесь, наверху, меня не оставляло ощущение какой-то напряженной неловкости. Валек был грустнее и молчаливее обыкновенного.- Ты в городе остался затем, чтобы купить булок? - спросил я у него.- Купить? - усмехнулся Валек. - Откуда же у меня деньги?- Так как же? Ты выпросил?- Да, выпросишь!.. Кто же мне даст?.. Нет, брат, я стянул их с лотка еврейки Суры на базаре! Она не заметила.Он сказал это обыкновенным тоном, лежа врастяжку с заложенными под голову руками. Я приподнялся на локте и посмотрел на него.- Ты, значит, украл?..- Ну да!Я опять откинулся на траву, и с минуту мы пролежали молча.- Воровать нехорошо, - проговорил я затем в грустном раздумьи.- Наши все ушли... Маруся плакала, потому что она была голодна.- Да, голодна! - с жалобным простодушием повторила девочка.Я не знал еще, что такое голод, но при последних словах девочки у меня что-то повернулось в груди, и я посмотрел на своих друзей, точно увидал их впервые. Валек попрежнему лежал на траве и задумчиво следил за парившим в небе ястребом. Теперь он не казался уже мне таким авторитетным, а при взгляде на Марусю, державшую обеими руками кусок булки, у меня заныло сердце.- Почему же, - спросил я с усилием, - почему ты не сказал об этом мне?- Я и хотел сказать, а потом раздумал; ведь у тебя своих денег нет.- Ну так что же? Я взял бы булок из дому.- Как, потихоньку?..- Д-да.- Значит, и ты бы тоже украл.- Я... у своего отца.- Это еще хуже! - с уверенностью сказал Валек. - Я никогда не ворую у своего отца.- Ну, так я попросил бы... Мне бы дали.- Ну, может быть, и дали бы один раз, - где же запастись на всех нищих?- А вы разве... нищие? - спросил я упавшим голосом.- Нищие! - угрюмо отрезал Валек.Я замолчал и через несколько минут стал прощаться.- Ты уж уходишь? - спросил Валек.- Да, ухожу.Я уходил потому, что не мог уже в этот день играть с моими друзьями попрежнему, безмятежно. Чистая детская привязанность моя как-то замутилась... Хотя любовь моя к Валеку и Марусе не стала слабее, но к ней примешалась острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли. Дома я рано лег в постель, потому что не знал, куда уложить новое болезненное чувство, переполнявшее душу. Уткнувшись в подушку, я горько плакал, пока крепкий сон не прогнал своим веянием моего глубокого горя.

8. Анализ текста

Вопросы классу:

Какова тема этого текста? Какова основная мысль текста ? Запишем.

Позиция автора предельно ясна: сострадание должно быть ощутимым, сочувствие- действенным. Нужно приходить на помощь тем, кто в ней нуждается, не ожидая зова. По мнению автора, сострадание должно выражаться реально.

9. Способы толкования определения

1. Понятийный

Дружба – это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах.

2. Синонимический

Человечность – это гуманность, человеколюбие.

3. Описательный

Добро – всё положительное, хорошее, полезное.

4. Комбинированный

Сострадание – это сочувствие, вызываемое несчастьем или бедой другого человека или животного.

10. Работа над аргументами

1-й аргумент – выбрать из прочитанного текста (цитата или № предложения). Прокомментировать.

2-й аргумент – вспомнить и записать пример из Вашего жизненного опыта (из художественной литературы). Оформить аргумент с использованием выразительных средств речи: эпитетов, метафор, фразеологизмов и т.д.

Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу со вступлением.

11. Памятка № 2

Клише для сочинения 15.3. ОГЭ по русскому языку

Часть (абзац)

Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)

1. Тезис

На мой взгляд,сострадание - это...(или)
По моему мнению, сострадание - это... (или)
Мне кажется, что сострадание - это... (или)
Я думаю, что сострадание- это... (или)
Что такое сострадание? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что...

2. Аргумент 1

Обратимся к тексту Владимира Галактионовича Короленко, в котором говорится о... (или)
В тексте В.Г. Короленко поднимает проблему...
В предложении № ... автор говорит о том, что... (или)

3. Аргумент 2

Свое мнение я могу подтвердить примером из произведения А.П. Платонова (название произведения) …
Однажды я был свидетелем события, которое... Как-то раз...

Проявления сострадания мы встречаем и в повседневной жизни. Например,…

4. Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что...
Таким образом, можно заключить, что...
В заключение я хочу сказать, что...

12. Подведение итогов урока

Слово учителя : Подводя итог нашему разговору о сострадании, хочу прочитать вам стихотворение нашей современницы Л. Симоновой.

Что с нами содеялось ныне? Куда же мы?
Мы словно в безвыходном сне...
Мы так озабочены куплей-продажей,
Базарные темы удавки тесней.
Придет ли Бетховен к нам «Лунной сонатою»?
Коснется ли сердца таинственный Григ?
Ведь мы опечалены только зарплатою.
И рвется из сердца отчаянный крик
Прозрей же скорее, родное Отечество!
Яви наконец-то свой истинный лик!

Учитель: Сострадание, сочувствие-это те качества, которыми обладает далеко не каждый человек, но так или иначе они возникают у любого человека на протяжении всей жизни. Вызываются они ситуацией, которая кажется нам печальной, и возникает желание помочь человеку. Ситуации эти различны, они могут касаться любой сферы, любого периода жизни и по значимости могут быть либо мелкими, либо достаточно серьезными. В любом случае, если у человека возникает чувство сострадания, значит, он хочет и готов помочь...

Много ли в нашей жизни таких людей? (Ответы учащихся)

По своему опыту знаю, что сейчас большинству присущи эгоизм, душевная черствость, равнодушие. Именно оно отражает жизненную позицию современной молодежи, не лучшей ее части. Кто научит нас состраданию, сочувствию, милосердию? И кого можно считать Человеком? (Ответы учащихся)

12. Задание на дом: Напишите сочинение – рассуждение на тему: «Что такое сострадание?»