Плакаты ко дню семьи в детском саду. Танцевальный батл или флешмоб. «Спасибо», как средство, что укрепляет семьи
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе
Тема: «Число 3».
Цель: повторение цифр 1,2; знакомство с цифрой 3; закрепление у детей знаний о геометрических фигурах.
Задачи:
1. Учить понимать значения итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос "сколько?".
2. Упражнять в умение определять геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник), осязательно-двигательным путем.
3. Закреплять счет в пределах 5, умение сопоставлять цифры 1,2 с количеством предметов.
4. Развивать мышление, внимание, память, речь, формировать навыки самоконтроля, воспитывать умение работать в коллективе.
Материал: Цветик-семицветик, письмо, геометрические фигуры, цифры от 1-3, веревки, счетные палочки, демонстрационный материал, игра «Узнай фигуры», прописи, карандаши, карточки цифр, карточки геометрических фигур.
Ход занятия:
Дети и воспитатель стоят в кругу. В группу влетает воздушный шарик, на котором закреплен Цветик-семицветик.
Ребята, посмотрите, к нам в группу прилетел воздушный шар, а на нем цветок и письмо, значит в нем что-то написано, хотите узнать что? Тогда слушайте: «Здравствуйте, дорогие ребята! К Вам обращается девочка Женя из сказки «Цветик-семицветик», с моим другом случилась беда, его заколдовала злая волшебница, а чтобы ему помочь необходимо выполнить задания, которые написаны на лепестках цветка. Мне сказали, что Вы очень умные, добрые ребята и обязательно мне поможете. После того как Вы выполните все задания, колдовство волшебницы исчезнет».
Ребята как Вы думаете, мы можем помочь Жене и ее другу? Конечно, я была уверенна, что вы согласитесь помочь. Тогда приступим к заданиям. Дети рассаживаются на ковер.
Отрываю первый лепесток, а там задание:
1. Ребята, вам необходимо внимательно посмотреть на картинку и ответить на вопрос (работа на доске):
Сколько тебе нужно лыж, чтобы покататься зимой?
Сколько кукол на картинки?
Сколько шляпок у гриба?
Сколько птичек на карточки?
Сколько крыльев у бабочки?
Сколько пяточков у поросёнка?
Сколько ягод на картинки?
Сколько глаз у совы?
Сколько хвостов у щенка?
Сколько крыльев у птицы?
Назовите, какие цифры у нас стоят под карточками.
Молодцы, а теперь отрываем следующий лепесток. 2. Знакомство с цифрой 3. Мы уже ребята с вами знаем цифры 1 и 2, а сегодня мы с вами познакомимся с цифрой 3. (демонстрационный материал (изображение цифр и количества предметов для каждой цифры) работа на доске).
Физминутка «Мышка»
Мышка в норку пробралась
На замочек заперлась
В дырочку она глядит
На заборе кот сидит.
Поиграли, а теперь следующий лепесток отрывается, а там задание. 3. Игра «Узнай фигуру». На карточке изображен рисунок, состоящий из геометрических фигур. Спросить, что ребята видят, попросить назвать фигуры, из которых состоит изображение.
Молодцы. Вы справились с заданием.
Дети садятся за стол.
Следующий лепесток отрывается, и девочка Женя предлагает нам отдохнуть, а заодно и вспомнить геометрические фигуры. 4. (Моделирование геометрических фигур из веревки и счетных палочек).
Это волшебная веревка и волшебные палочки, вспомните, что из нее можно сделать. Давайте мы с вами построим домик для собачки.
Почему круг сделать легче, чем треугольник
Дети при помощи веревки и счетных палочек строят домик. Из каких геометрических фигур состоит домик. Дети называют.
Умнички.
Следующий лепесток отрывается и предлагается самое трудное задание. 5. Прописи.
1 2 3
Следующий лепесток отрывается.
6. Физминутка «Сороконожки»
Две сороконожки
Бежали по дорожки
Бежали, бежали
Все сапожки истоптали
Эй, сапожник, выходи
Почини-ка сапоги!
Тук, тук, тук, тук
Какой чудесный звук.
И последний лепесток отрывается. 7. Задание такое – Предлагается поиграть в игру «Найди свой домик». Я вам раздам карточки с изображением цифры и такие же цифры разложу на разные столы. Вам нужно будет найти домик своей цифре. Можно повторить игру с геометрическими фигурами.
Вот и все лепестки у нашего цветочка закончились, значит мы справились с заданиями.
Ой, опять письмо пришло. Читаю письмо о том, что колдовство с мальчика Вити исчезло.
Подведение итогов.
Что больше всего вам понравилось? Чем мы сегодня занимались. Вы все сегодня постарались я вами очень довольна.
- Нарисуй столько кружков какая цифра изображена.
1 2 3
- Соедини каждый квадрат с кружками с карточкой, на которой соответствующее количество предметов.
- Закрась вторую фигуру красным цветом, первую – зеленым и третью - синим.
Конспект НОД по математике в средней группе «Число и Цифра 2»
Цель: - закреплять умение устанавливать равенство и неравенство групп по количеству предметов, входящих в эти группы;
Устанавливать соответствие между совокупностью предметов, цифр и чисел;
Сравнивать предметы по количеству, считая и называя числа;
Познакомить с образованием и составом числа 2, цифры 2.
Знакомство с числовым рядом.
Ход занятия:
1. Образование числа 2.
Игра «Динамические картинки».
На доске составлена динамическая картинка из солнышка, белочки, елочки, тучки, грибочков.
Воспитатель: Ребята посмотрите на картинку, которую я вам составила. И послушайте мой рассказ.
Проснулось солнышко на небе, и своей улыбкой осветила все вокруг. Попали лучики солнца на лесную полянку, улыбнулись елочке, грибочкам. Ну, вот налетела тучка, потом еще одна, и пошел дождик. Дождик полил и грибочки, и елочку. А когда дождик закончился, появилось снова солнышко.
Выпрыгнула на полянку белочка и увидела, что под елочкой вырос еще один грибочек. Белочка обрадовалась, взяла лукошко и пошла собирать грибочки.
Затем воспитатель задает вопросы по картинке:
Ребята скажите, каких картинок у нас по одной? (1 елочка, 1 солнышко, 1 белочка)
Каких картинок по две? (2 тучки, 2 грибочка)
Ребята, а как у нас получилось 2 тучки, 2 грибочка (сначала появилась одна тучка, потом еще одна – и получилось две тучки. Был один грибок, вырос еще один грибок – стало 2 грибка).
Как же мы с вам можем получить число 2? (К одному добавим один получится два).
Ребята, а мы с вами сможем сделать так, чтобы у нас появилось две елочки? Как мы с вами это сделаем? (Добавим еще одну елочку).
А можем ли мы сделать так, чтобы на картинке появилось две белочки? Как это сделать? (Добавим еще одну белочку)
А можем ли мы, сделать так чтобы на картинке появилось два солнышка? (нет). Почему? (потому что солнышко бывает только одно).
2. Знакомство с цифрой 2.
Число два обозначается вот такой цифрой. Это цифра 2. На что она похожа? (Ответы детей)
Вот какое стихотворение придумал С.Я. Маршак про цифру 2.
А вот это – цифра два.
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочиться хвост за нею.
Два похожа на гусенка
С длинной шеей,
Клювом тонким.
Физминутка:
Два хлопка над головой.
Два хлопка перед собой.
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
Ребята давайте мы с вами вспомним, какой второй день недели? (вторник)
Ребята давайте я вам загадаю загадки, а вы постараетесь их отгадать.
Один говорит,
Двое глядят,
Два слушают.
(Язык, глаза, уши)
Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут.
Два соседа-непоседы
День на работе,
Ночь на отдыхе.
А теперь посмотрите на себя и найдите чего у вас по одному, а чего у вас по два?
3. Знакомство с числовым рядом.
Ребята, все числа любят порядок. Они всегда строятся в один ряд, как вы на занятиях физкультурой. Вы строитесь по росту?
И числа тоже стоят не просто, как им хочется, а в определенном порядке. Впереди самое маленькое. А за ним число на единицу больше, следующее опять на единицу больше и опять на единицу больше, и так до бесконечности. Вспомните, какие числа мы уже знаем? (Число один и число два.) Какое из них меньше?
Ответы детей.
Правильно, один. Значит, число один и будет стоять первым слева (выставляем на доске цифру 1).
Какое число больше числа 1 на один? (Ответы детей).
Правильно, число 2. Где должна стоять цифра два? (Ответы детей)
Правильно, после единицы.
4. Итог занятия
С каким числом мы сегодня познакомились на занятии. Давайте вспомним стихотворение про цифру 2.
Поднимите две руки, два пальчика.
Молодцы! Вы все знаете число 2! Все старались, хорошо работали. Дома с мамами, папами раскрасим нашу раскраску с цифрой 2.
Одним из ведущих принципов современного дошкольного образования является принцип развивающего обучения. Это относится и к занятиям по математике в средней группе детского сада. Формирование элементарных математических представлений (сокращённо ФЭМП) стимулирует интеллектуальное и личностное развитие малышей, способствует формированию абстрактного мышления и логики, совершенствованию внимания, памяти и речи, что помогает ребёнку активно познавать и осваивать окружающий мир. Занимательное путешествие в страну геометрических фигур и арифметических задач станет прекрасным подспорьем в воспитании таких качеств, как любознательность, целеустремлённость, организованность, познакомит с основными пространственными и временными понятиями. В статье также приведены примеры конспектов.
Цели и задачи формирования элементарных математических представлений (ФЭМП)
Изучение математики - неотъемлемая часть образовательного процесса. Стремительное развитие науки и техники в большом количестве отраслей - от строительства зданий до освоения космоса - требует от современного человека соответствующих знаний. Поэтому первые шаги в этом направлении ребёнок делает ещё в детском саду. Ещё пара аббревиатур, которые стоит запомнить - это НОД, непосредственная образовательная деятельность, и ООД, организованная образовательная деятельность. Формирование математических представлений также соотносится с ними.
Общеобразовательное значение курса математики, как и любого другого предмета, состоит прежде всего в тех общих понятиях, которые он даёт и которые расширяют кругозор и способы подхода человека к явлениям жизни. С этой точки зрения математика важна, во-первых, своей логикой, последовательностью и точностью выводов. Во-вторых, математика полезна тем, что она трудна. Её абстрактные строгие рассуждения требуют больших и длительных умственных усилий, требуют не столько памяти, сколько понимания и соображения.
А. Д. Александров, математик,
академик АН СССР и РАН
Цели формирования элементарных математических представлений (ФЭМП):
- освоение детьми понимания количественных соотношений предметов;
- овладение конкретными приёмами в когнитивной сфере (анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение);
- стимулирование развития самостоятельного и нестандартного мышления, что будет способствовать развитию интеллектуальной культуры в целом.
Задачи развития математических умений и навыков для воспитанников средней группы:
- изучение цифр, обучение порядковому счёту в пределах пяти;
- обучение операциям сравнения с помощью условной мерки, построения упорядоченных рядов по какому-либо признаку;
- знакомство с геометрическими фигурами: прямоугольник и квадрат; цилиндр, шар и куб; конус и цилиндр, овал и круг;
- формирование умения отделять форму от других признаков предмета;
- совершенствование навыков движения и поворота корпуса в указанном направлении, ориентации в двухмерном пространстве (вперёд-назад; вверх-вниз; влево-вправо);
- развитие временных представлений: последовательности годовых сезонов и частей суток;
- освоение специальной терминологии, позволяющей проговаривать свойства предметов.
Малыши в игровой форме обучаются количественному счёту, изучают цифры
Основные приёмы работы с детьми 4–5 лет
Педагог может использовать в методической работе широкий спектр инструментов.
Наглядные приёмы (образец, показ)
Показ педагога сопровождается активными действиями самих малышей, что помогает добиться эффективного усвоения и закрепления нового материала. Дети выполняют простейшие математические операции, проговаривая хором свои действия. К ним относятся:
- определение численности множества предметов;
- определение их длины;
- элементарный счёт.
Освоение новых интеллектуальных навыков (сопоставление предметов по какому-либо признаку, счёт) требует полноценного, обстоятельного, последовательного показа с подробными словесными инструкциями и рассматриванием образца. По мере усвоения детьми новых понятий, выражений и слов показ заменяется устными комментариями к действиям.
Фотогалерея: наглядные пособия по математике для детей 4–5 лет
Пособие учит соотносить количество с цифрой (в пределах пяти) Игра обучает порядковому счёту Ребёнок кладёт «кирпичик» на такую же цифру на доме Игра учит соотносить количество точек на бабочках с цифрой на цветах Учит сравнивать равнозначные множества; понимать выражение «столько, сколько», «поровну» Учит соотносить количество предметов с цифрой Дети ловят цифры удочкой, считают, кто сколько поймал Математическая каруселька помогает закрепить цифры в пределах 5, геометрические фигуры, основные цвета
Видео: развивающие игры своими руками
https://youtube.com/watch?v=EPwOM78WjyM Video can’t be loaded: Развивающие игры своими руками для детей 4 – 5 лет - Мамина школа (https://youtube.com/watch?v=EPwOM78WjyM)
Словесные приёмы
Словесные приёмы, такие как указания, пояснения, вопросы стимулируют активное внимание детей, помогают запомнить новые термины и лексические выражения. Пояснения должны быть чёткими, краткими и понятными для детей . Во время ответов детей педагог проявляет терпение, не перебивает, выслушивает до конца, старается не отвечать за ребёнка, при необходимости задаёт дополнительные вопросы, которые помогают ребёнку справиться с заданием самостоятельно.
Психоинтеллектуальной особенностью детей пятого года жизни является их стремление к сенсорно-двигательному исследованию окружающего мира. Педагог озадачивает малышей проблемами, разрешая которые ребята могут почувствовать себя маленькими учёными и первооткрывателями, например, пытаясь понять, почему у велосипеда колёса круглые, а не квадратные. Воспитатель старается подвести детей к самостоятельному ответу с помощью наводящих вопросов и подсказок: «Обведи рисунок квадрата пальчиком. Что у этой фигуры есть, а у круга нет? Почему квадрат не может катиться?» . Интеллектуальное озарение поможет испытать чувство удовлетворения, принесёт радость от процесса познания мира.
Важно заметить, что воспитанникам средней группы необходимо с первых занятий давать познавательные задания с целью развития природной любознательности и пытливости ума. Знания, приобретённые путём самостоятельного обследования, станут ценным опытом, а новые слова и понятия будут восприниматься более осознанно.
Видео: познавательные задания и подвижные игры на занятии по математике
Игровые приёмы: обучение и развлечение
Воспитатель использует в педагогической практике элементы игр поискового и соревновательного характера с вариативным разнообразием упражнений и заданий по уровню сложности. Поможет и привлечение персонажей, сказочных сюжетов. «Полоть грядки» вместе с кроликом в поисках морковки (и считать оставшееся количество сорняков) для ребёнка гораздо интереснее, чем решать математические примеры вне игрового контекста.
Таблица: картотека дидактических игр на порядковый счёт и простые арифметические вычисления
«Правильный счёт» | Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закрепить навыки прямого и обратного счёта. Материал: мяч. Описание: дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и называют число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счёт, перебрасывая мяч следующему игроку. |
«Кто где» | Цель: научить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху). Материал: игрушки. Описание: расставить игрушки в разных местах комнаты. Спросить ребёнка, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и т. д. Спросить, что находится сверху, что снизу, справа, слева и т. д. |
«Много-мало» | Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну». Описание: попросить ребёнка назвать одиночные предметы или предметы, которых много (мало). Например: стульев много, стол один, книг много, животных мало. Положить перед ребёнком карточки разного цвета. Пусть зелёных карточек будет 7, а красных 5. Спросить, каких карточек больше, каких меньше. Добавить ещё 2 красные карточки. Что теперь можно сказать? |
«Отгадай число» | Цель: способствовать подготовке детей к элементарным математическим действиям сложения и вычитания; помочь закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка. Описание: спросить, например, какое число больше трёх, но меньше пяти; какое число меньше трёх, но больше единицы и т. д. Задумать число в пределах десяти и попросить ребёнка отгадать его. Ребёнок называет разные числа, а воспитатель говорит, больше или меньше задуманного названное число. Затем можно поменяться с ребёнком ролями. |
«Счётная мозаика» | Цель: познакомить с цифрами; научить устанавливать соответствие количества с цифрой. Материал: счётные палочки. Описание: вместе с ребёнком составлять цифры или буквы с помощью счётных палочек. Предложить ребёнку рядом с поставленной цифрой поместить соответствующее ей количество счётных палочек. |
«Точка-путешественница» | Цель: познакомить с основами написания цифр; развить навыки тонкой моторики. Материал: тетрадь в клетку, ручка. Описание: воспитатель садится за стол, кладёт правильно тетрадь, показывает ребёнку, как правильно держать ручку. Предлагает поиграть в точку-путешественницу. Для этого нужно предложить ребёнку поставить точку в правом верхнем углу клетки, затем в четвёртой клетке левого угла внизу тетради т. д. |
«Читаем и считаем» | Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну», «столько», «сколько»; умение сравнивать предметы по величине. Материал: счётные палочки. Описание: читая ребёнку книжку, попросить его отложить столько счётных палочек, сколько, например, было зверей в сказке. После того как сосчитали, сколько в сказке зверей, спросить, кого было больше, кого - меньше, а кого - одинаково. Сравнить игрушки по величине: кто больше - зайка или мишка? Кто меньше? Кто такого же роста? |
«Когда это бывает» | Цель: закрепить знания детей о временах года, их характерных признаках; развить связную речь, внимание и находчивость, выдержку. Материал: картинки по временам года. Описание: Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением разных времён года, для каждого времени года по 2–3 картинки. Воспитатель разъясняет правила игры и раздаёт всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу. Тот, на кого она указала, внимательно рассматривает свою картинку и затем рассказывает о её содержании. Затем опять крутят стрелку и тот, на кого она указала, угадывает время года. Вариантом этой игры может быть чтение воспитателем отрывков из художественных произведений о сезонных природных явлениях и поиск картинок с соответствующим содержанием. |
«Подбери по форме» | Цель: развить у детей навык выделения формы предмета с отвлечением от других его признаков. Материал: по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм, карточки с контурами геометрических фигур по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает с контурным изображением на карточке). Описание: детям раздаются фигуры и карточки. Воспитатель: «Мы сейчас будем играть в игру «Подбери по форме». Для этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура? (далее этот вопрос повторяется с показом других фигур). Вы должны разложить фигуры по форме, не обращая внимания на цвет». Детям, неправильно разложившим фигуры, педагог предлагает обвести пальцем контур фигуры, найти и исправить ошибку. |
«Сбор фруктов» | Цель: развивать глазомер при выборе по образцу предметов определённой величины. Материал: яблоки-образцы (вырезанные из картона) трёх размеров - большие, поменьше, маленькие; три корзины: большая, поменьше, маленькая; дерево с подвешенными картонными яблоками такой же величины, что и образцы (по 8–10 яблок каждой величины). Диаметр каждого яблока меньше предыдущего на 0, 5 см. Описание: воспитатель показывает дерево с яблоками, корзины и говорит, что маленькие яблоки надо собрать в маленькую корзиночку, а большие - в большую. Одновременно вызывает троих детей, каждому даёт по яблоку-образцу и предлагает «сорвать» по одному такому же яблоку с дерева. Если яблоки сорваны правильно, педагог просит положить их в соответствующие корзинки. Затем задание выполняет новая группа детей. Игру можно повторить несколько раз. |
Видео: игровые задания по математике в средней группе
Мотивирующее начало занятия
Чтобы обучение было эффективным, детей необходимо правильно настроить на работу, заинтересовать их процессом. Для этого в дошкольной педагогике есть целый комплекс мер.
Обыгрывание сценарного и тематического характера занятия
Живой интерес к выполнению сложных заданий и упражнений поможет пробудить творческий подход воспитателя. Для активизации внимания своих воспитанников можно использовать в работе популярный и любимый детьми сказочный или литературный сюжет, интересные наглядные пособия, математические стихотворения, загадки, считалки и т. д. Появление сказочного героя создаст ситуацию, которая вовлечёт детей в игру или пригласит в фантастическое путешествие.
- «Сказка в гости нас зовёт» - воспитатель вместе с детьми приглашает русскую народную сказку «Теремок». Волшебный домик откроет дверь только тому, кто разгадает все загадки и решит все задачки.
- «Маша спасает братика» - занятие выстраивается вокруг сюжета популярной народной сказки «Гуси-лебеди». Педагог рассказывает историю о непослушной девочке Маше, которая наперекор родительской воле убежала в лес с подругами, а братика оставила одного дома. Маша так увлеклась сбором ягод и грибов, что потеряла кличи к дому. Воспитатель просит детей помочь подобрать правильный ключ определённой геометрической формы, который откроет дверь. Попав в дом, Маша обнаруживает, что Ванечку унесли злые птицы к Бабе-Яге. Теперь ребятам нужно преодолеть испытания и спасти маленького братика.
Примеры вопросов для вводной беседы (дети рассматривают картинки):
- Вы узнали сказку?
- Сколько деревьев вокруг Теремка?
- Сколько окошек в домике?
- Сколько Маша собрала грибов и ягод?
- Сколько девочек на полянке?
- Сколько осталось девочек, когда Маша убежала домой?
Развивающие фильмы и видеофрагменты
Короткие видеоролики, анимационные фильмы на изучаемую тему бывают также полезны в работе педагога, поскольку это простой способ привлечь внимание ребёнка. Однако злоупотреблять ими не стоит, рекомендуется использовать не более 2–3 видео на занятии.
Видео: развивающий мультик про цифры «Считаем с Полой» (цифра 5)
https://youtube.com/watch?v=VmE6mFtyqOs Video can’t be loaded: Развивающий мультик «Считаем с Полой». Учимся считать. Цифра 5 (https://youtube.com/watch?v=VmE6mFtyqOs)
Методики развития сенсорного восприятия и логического мышления в дошкольном образовании
В последнее время всё более популярными становятся авторские методики раннего развития детей, элементы оригинальных педагогических приёмов с успехом применяются педагогами обычных детских садов. При корректном применении методик ребёнок постепенно осваивает всё более серьёзные логико-математические операции, переходя от простых манипуляций с числами к более сложным вычислительным упражнениям. Специалисты также могут использовать методики для диагностики умственного развития детей на соответствие возрастным нормам, чтобы при необходимости направить ребёнка на индивидуальную консультацию к детскому психологу.
Логические блоки венгерского математика Золтана Дьенеша
Эффективная игровая методика с использованием набора из 48 геометрических плоских фигур и объёмных блоков трёх основных цветов (красный, синий, жёлтый) и четырёх форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Кроме того, объёмные блоки отличаются толщиной (толстый-тонкий) и размером (большой-маленький).
Ведущая цель оригинальной методики - обучение навыкам решения логических упражнений и заданий на основе классификации по признакам.
Игры и упражнения представлены в трёх уровнях сложности:
- Первый - ребёнок учится оперировать одним свойством.
- Второй - развивает навыки сравнения и систематизации предметов по двум признакам одновременно.
- Третий - предлагает задачки, требующие умения оперировать сразу тремя свойствами.
- конструирование из блоков, изучение цвета, формы, размера;
- объединение в группы по качественным признакам (отобрать элементы треугольной формы или все блоки синего цвета и т. д.);
- ритмический рисунок, например, коврик с геометрическим узором или бусы с ритмическим сочетанием деталей;
- логическая цепочка, которая выстраивается по заданному условию чередования формы, цвета, размера.
Видео: логические блоки Дьенеша
Методика Марии Монтессори
Итальянским педагогом и психологом Марией Монтессори был разработан целый комплекс дидактических материалов:
- фигурки-вкладыши,
- шершавые буквы,
- числовые станки,
- рамки с застёжками,
- другие.
Эти методические пособия специально разрабатывались для стимулирования внимания, воли к достижению успеха, наблюдательности, сосредоточенности на задаче, при этом смысл их был ещё и в том, чтобы ребёнок сам нашёл и устранил свою ошибку, без помощи руководителя.
Значение Монтессори-материалов:
- вызывают живой интерес к выполнению задания, дополнительно мотивируют ребёнка;
- дают возможность ребёнку легко исправить ошибку без помощи взрослых;
- максимально активизируют сенсорное восприятие;
- отдают приоритет практической деятельности, а не абстрактным объяснениям, ребёнок много работает руками;
- разбивают процесс обучения на составные части, что позволяет совершенствовать каждый этап отдельно;
- развивают независимость и самостоятельность;
- усиливают концентрацию внимания, поскольку предполагают возможность повтора без ограничения времени на освоение навыка.
В детском саду можно оборудовать уголок с Монтессори-материалами.
Игры по методике Монтессори прекрасно развивают логическое мышление
Зона сенсорного развития
С помощью вспомогательных материалов активизируются чувства, которые малыш использует для познания окружающего мира, улучшается ориентировка ребёнка в реальности. Акцент делается на развитии:
- зрения (таблички разного цвета, розовая башня, геометрические фигурки для понимания различий формы, размера);
- слуха (музыкальные инструменты, колокольчики, шуршащие коробочки);
- обоняния (баночки с запахом);
- осязания (лоскутки тканей, доски).
Математическая область
Математическое развитие ставит перед учениками такие цели:
- знакомство с цифрами;
- представление о числовых разрядах и десятичной системе;
- освоение сопоставления математических символов;
- умение проводить основные математические действия по сложению, вычитанию, делению с четырёхзначными числами;
- знание квадрата числа;
- понимание дробей и действия с ними.
Дидактический материал:
- наборы золотых бусин и коробки с цифровыми карточками для изучения арифметических разрядов и овладением навыками четырёх действий;
- штанги;
- веретена;
- доски Сегена.
Видео: обучение математике в системе Монтессори
Палочки Кюизенера
Методика бельгийского учителя Джорджа Кюизенера предлагает использовать набор разноцветных счётных палочек, отличающихся по размеру и цвету, в качестве многофункционального математического пособия для малышей от года до семи лет. Методика в игровой непринуждённой форме вводит малыша в мир цвета и формы.
Значение методики Кюизенера:
- помогает наглядно продемонстрировать состав числа, сформировать понятие логической последовательности числового ряда;
- совершенствует внимание, мелкую моторику, стимулирует воображение и фантазию;
- способствует развитию пространственного мышления и комбинаторных способностей;
- активизирует творческий потенциал, пробуждает интерес к математическим играм и упражнениям.
«Дары Фрёбеля»
Методика немецкого педагога Фридриха Фрёбеля предполагает использование авторского игрового дидактического материала.
Цель игровой методики Фрёбеля - стимулирование интереса к активной исследовательской деятельности, сенсорное развитие, формирование коммуникативных навыков ребёнка.
Дидактические игры «Дары Фрёбеля» для детей 4–5 лет:
- деревянный куб, включающий в себя ещё восемь одинаковых маленьких кубиков. Пособие способствует знакомству с понятиями целого и части, обучает счёту, развивает конструкторские способности;
- восемь плиточек, развивающих аналитические способности;
- строительные творческие наборы из кубиков, геометрических фигур, брусков и т. д.
Видео: игровой материал по методике Фрёбеля
Методика супругов Никитиных
Игровые пособия представляют собой развивающие головоломки из кубиков и разнообразные конструкторские наборы, основанные на принципе домысливания целостного образа. Задачи могут быть в форме рисунка, модели или чертежа и являются своеобразным тренажёром для ума.
Видео: фрагмент занятия. «Сложи квадрат»
Готовим конспект занятия по математике в средней группе детского сада
Продолжительность занятия составляет 20 минут, по сравнению с младшей группой дети выполняют больший объём заданий, заметно ускоряется общий темп работы. Занятия традиционно проводятся один раз в неделю, но не стоит ограничиваться узкими временными рамками перспективного планирования учебной деятельности. Для закрепления программного материала можно организовывать игровые математические ситуации во время прогулки или свободной игры вне занятий.
- к изучению нового материала воспитатель приступает после повторения ранее изученного материала. Повторение занимает не более пяти минут и проводится в игровой форме, например, «Помогите Буратино посчитать монетки», «Найдите вместе с Малышом ошибку» и т. д., а также с использованием тематических стихотворений, загадок, песенок. Подобные упражнения нацелены прежде всего на то, чтобы стимулировать природную находчивость и детскую смекалку, направить в необходимое творческое русло внимание, создать позитивный эмоциональный климат и радостное настроение, помочь каждому ребёнку раскрыть свои интеллектуальные возможности;
- детям четырёх-пяти лет тяжело справляться с однообразной монотонной работой, поэтому желательно вовремя проводить с маленькими непоседами двигательную, пальчиковую или дыхательную гимнастику, в процессе работы подключать подвижные игры математической направленности.
Формы работы и идивидуальный подход
Оптимальный вариант организации и проведения занятий по математике предполагает разделение детей на пары или небольшие подгруппы с учётом разных интеллектуальных возможностей. Это будет способствовать повышению качественного уровня обучения и создаст необходимые условия для реализации индивидуального подхода и рационального дозирования умственной и психологической нагрузки в зависимости от степени подготовки детей.
Оптимальный вариант организации и проведения занятий по математике предполагает разделение детей на небольшие подгруппы
Индивидуализировать работу с детьми можно в двух направлениях:
- способным детям, которые проявляют увлечённость математикой, можно давать более сложные задания проблемного характера;
- ребятам, испытывающим затруднения во время выполнения программных требований в силу разных причин (у малыша индивидуальные интеллектуальные особенности восприятия или слабая работоспособность), целесообразнее давать простые задания, который им по силам решить. Такой дифференцированный подход поможет сохранить интерес у ребёнка к математике, а одарённые ребята смогут полнее реализовать свои математические способности.
Практические методы и средства работы для воспитателя
В средней группе постепенно увеличивается объём заданий, который включает уже два или три звена, например, дети должны посчитать зайчиков на картинке и столько же квадратиков на карточке.
Трудности в работе с детьми 4–5 лет:
- дети с трудом удерживают внимание во время пояснения задания, поэтому важно приучать выслушивать информацию до конца и не позволять приступать к выполнению задания раньше времени. Желательно, чтобы дети вместе начинали работать, не мешая друг другу, придерживаясь правильного алгоритма действий;
- на вопросы, адресованные конкретному ребёнку, отвечают хором, выкрикивая с места. Задача педагога - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помочь товарищу, но учить отвечать по одному, проговаривая слова громко и чётко.
Методика обучения количеству и порядковому счёту в пределах пяти
Этап первый - количественное сравнивание двух групп предметов, расположенных в два горизонтальных параллельных ряда, которые для большей наглядности располагаются один под другим. Первоначально группы состоят из одного и двух или двух и трёх предметов, позже переходят к более сложным комбинациям четырёх и трёх, четырёх и пяти предметов. Различия (больше, меньше, равно) фиксируются словами, обозначающими числительные, благодаря чему дети воспринимают взаимосвязь между числом и количеством предметов. Педагог считает предметы обеих групп (в одной на один предмет больше), уточняет, каких предметов больше, а каких меньше, переводит в числовое отношение, обращает внимание детей на конечном результате. Воспитатель количественно меняет состав одной из групп, добавляя или убавляя один предмет, что помогает увидеть и понять, каким образом можно получить следующее или предыдущее число. Детей просят показать и назвать количество предметов, сказать, где больше, а где меньше, что помогает закрепить в памяти новые слова-числительные. Итоговый навык: дети должны научиться различать количественный состав группы предметов и отвечать на вопрос «Сколько?»
Второй этап посвящён овладению операциями порядкового счёта и навыку отсчитывания, детей учат показывать предметы женского, мужского и среднего рода (кукла, мяч, яблоко) по порядку и называть соответствующее слово-числительное. Для формирования и закрепления навыков счёта используют разнообразные игровые упражнения, чередуя коллективные и индивидуальные формы работы с наглядными пособиями. В дальнейшем дети тренируются в умении отсчитывать предметы, самостоятельно отбирать их в группы и размещать в указанном месте (полочка, стол, стул). Затем малышам предлагают сформировать количественную группу по названному числу, например, «Собери 2 кубика и 4 мячика». Параллельно проводится работа по формированию навыков пространственного ориентирования: «Положи слева, справа, вверху, внизу. Встань впереди, сзади и т. д.». Кроме того, важно уделять внимание развитию умения определять качественные признаки предметов, такие, как цвет, размер, длина, ширина, форма, и сравнивания по одному из свойств.
Видео: знакомство с числом и цифрой три
Распространённая детская ошибка: ребёнок часто использует слово «раз» вместо числительного «один». Воспитатель показывает игрушку и задаёт вопрос: «Сколько у меня машинок?» - «Одна машинка», - отвечает малыш. Такой диалог поможет запомнить правильный вариант использования слов-числительных.
Сравнение предметов разной величины: планирование обучения
Хороший глазомер - залог безопасности движения детей в пространстве. От того, насколько ребёнок способен оценить расстояние между предметами в окружающем мире и их размеры, зависит очень многое. Этому аспекту в дошкольном образовании уделяется большое внимание. Хронологическое распределение занятий по годовой сетке имеет свои особенности.
- Первые три месяца учебного года посвящены тренировке умения сравнивать два предмета (шнурки, шарфики, игрушки, картонные полоски, детали конструкторов и т. д.) по таким параметрам, как высота, длина, ширина, толщина, объём. Используются приёмы наложения, приложения и сравнения на глаз.
- Зимой малышей обучают проводить сравнительный анализ двух плоских предметов, рассматривая их длину и ширину, при этом подбираются пары предметов, отличающиеся либо длиной, либо шириной. Когда дети уверенно будут справляться с задачей по установлению отношений двух предметов, можно смело расширять количественный диапазон до пяти и приступить к упражнениям, связанным с раскладыванием предметов в ряд по принципу возрастания или убывания по определённому признаку.
- В третьем квартале особо пристальное внимание уделяется развитию детского глазомера. Детей просят на глаз определить больший или меньший предмет, а также учат использовать мерку. Также можно просить детей на глаз оценивать расстояние между предметами мебели: что дальше, что ближе, сколько мячей поместится между двумя стульями и т. д.
Полезный совет: желательно использовать двигательный анализатор (зону мозга, отвечающую за отслеживание мышечной активности и положения тела в пространстве): предложить детям «пробежать пальчиками» по краю предметов, сделать пальчиками движения вдоль, поперёк, снизу вверх, определить, по какому предмету пальчик бегает дольше. Математические навыки важно также тренировать и развивать на занятиях по рисованию, аппликации, музыки.
План занятия
- Организационная вводная часть (3–5 минут) – мотивирующее начало занятия.
- Практическая - воспитатель поясняет суть заданий и упражнений, с которыми должны справиться дети (3–5 минут).
- Основная - самостоятельная работа детей (15 минут).
- Итоговая - анализ и оценка детьми результатов своей работы. Детей учат аргументировано формулировать свою точку зрения и самостоятельно рассказывать о последовательности выполнения задания (3 минуты). Вопросы, которые стоит обсудить:
- насколько удачно было выполнено задание;
- новые приёмы, с которыми познакомились дети;
- причины ошибок и способы их исправления.
Полезно также продумывать недельные планы занятий по ФЭМП на разные темы.
Таблица: фрагмент конспекта занятия по математике в средней группе по ФГОС «Счёт до пяти» воспитателя Т. С. Лёвкиной
Общая информация | Цель: сформировать знания детей о геометрических фигурах, закрепить знания в счёте до 5. Раздаточный материал:
Наглядный материал:
|
Повтор пройденного материала | Воспитатель: Сколько пальцев на руке, И копеек в пятачке, У морской звезды лучей, Клювов у пяти грачей, Лопастей у листьев клёна, И углов у бастиона, Про всё это рассказать Нам поможет цифра… (пять). Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с вами будем закреплять свои знания в счёте до 5. И повторим с вами название геометрических фигур». Воспитатель: Посмотрите все на доску. (Картинки с изображением чисел от 1 до 5) Давайте попробуем с вами посчитать! (Дети считают вслух совместно с воспитателем. Повторяют 3 раза) Воспитатель: а теперь давайте мы с вами научимся считать в обратном порядке. (Дети считают совместно с воспитателем в обратном порядке. Повторяют 3 раза.). Какие вы молодцы! |
Организационная часть | Ой, тише, кажется, к нам кто-то пришёл. (Достаём игрушку: куклу) Воспитатель: У нас в гостях кукла Маша, давайте с ней поздороваемся. Маша мне рассказала, что сегодня, по дороге в школу, она в конверте спутала цифры и теперь не может их поставить по порядку. Давайте ей поможем? (Выбираем желающего ребёнка, который на доске расставляет цифры по порядку) Воспитатель: «Молодец, Даня, помог Маше, но это ещё не все. Сегодня Маша будет присутствовать у нас на занятии и смотреть, кто из ребят самый старательный и умный». (Раздаём геометрические фигуры каждому ребёнку, по 5 штук) |
Физкультминутка | Воспитатель: «Давайте с вами немного отдохнём. Раз, два, три, четыре, пять, Будем вместе повторять, Один да четыре, будет пять, Два да три - тоже пять, Всю пятёрку изучили, А теперь мы отдохнём, И опять считать начнём». |
Практическая часть | Воспитатель: «Немного отдохнули, а теперь возьмите геометрические фигуры и посчитайте, сколько их у вас на столе». (Дети считают фигуры. Ответы детей) Воспитатель: «Правильно, их всего 5. А какие фигуры присутствуют у нас на занятии?» (Ответы детей) Воспитатель: «Теперь, ребята, задача посложнее. Я вам раздам счётные палочки, а вы из них попробуете сделать фигуры, которые раздала вам я. Но Маша даёт вам подсказку, что не все фигуры у вас получится сделать из палочек». |
Самостоятельная работа детей | Дети делают из счётных палочек фигуры, воспитатель исправляет ошибки, помогает каждому ребёнку в выполнении работы). Воспитатель: Какие вы молодцы, но какой-то фигуры не хватает и не получилось её сделать с помощью счётных палочек, как вы думаете, какой? (Ответы детей) Воспитатель: Правильно, не получились у нас две фигуры - это круг и овал. Ведь из счётных палочек эти фигуры построить невозможно. (Показываем картину с изображением 5-ти геометрических фигур). |
Итоговая часть | Воспитатель: ребята, давайте с вами повторим название фигур: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал. (Повторяем вместе с детьми). Воспитатель: Маше очень понравилось, как вы все сегодня отвечали, вы такие умные и талантливые детишки! Она сейчас не уйдёт, а останется с вами в группе и каждый из вас с ней сможет поиграть. Воспитатель: ребята, давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятии? (Ответы детей. Воспитатель подсказывает детям, если они затрудняются ответить) Воспитатель: Вы сегодня были все молодцы, занятие окончено. |
Видео: занятие «Путешествие в страну Математики»
https://youtube.com/watch?v=zj-o8sg5hfg Video can’t be loaded: Математика в средней группе Пташкина Г Н (https://youtube.com/watch?v=zj-o8sg5hfg)
Проектная деятельность по математике в средней группе
Разберём отдельные понятия, относящиеся к образовательной программе дошкольников.
Занятие по математике - узконаправленный способ осуществления образовательной деятельности. А образовательный проект - это комбинированный и расширенный вариант реализации образовательной деятельности, объединяющий несколько разнонаправленных художественно-эстетических и практических занятий (математика, речевое развитие, музыка, рисование, лепка и т. д.), имеющих общую тему .
Проект может быть:
- краткосрочным - от одного занятия до одной недели;
- долгосрочным - от месяца до года.
Структура проекта:
- подготовительная работа;
- основная часть;
- итоговый этап.
Направления и формы реализации:
- Интеллектуально-познавательное развитие:
- просветительские беседы с родителями и воспитанниками;
- викторины и интеллектуальные игры;
- домашние задания;
- демонстрационный материал и дидактические пособия (информационные стенды, папки-передвижки, плакаты, газеты и т. д.);
- праздничные мероприятия;
- экскурсии, посещение музейных экспозиций и театральных постановок.
- Развивающие игры (дидактические, артистические, ролевые).
- Художественная практическая деятельность (рисование, аппликация, музыка, лепка).
- Словесные приёмы, направленные на развитие речи (стихотворения, скороговорки, загадки, литературные произведения, фольклорные материалы, сказки).
- Физическое развитие (подвижные и спортивные игры и соревнования).
Фотогалерея: отчётная презентация краткосрочного проекта по математике
Проект: «Зачем повару математика» Информация об авторе, участниках Формулировка целей и задач Постановка проблемы Исследовательская деятельность Дети определяют цвет и форму овощей Кастрюли расставляются по высоте Измерение крупы условной меркой Распределение вафель поровну (после чего дети могут угостить друг друга) Итоговые выводы
Фотогалерея: отчет по долгосрочному проекту по математике
Проект по математике «Сказочная математика» Оформление математического и театрального уголка Изучение геометрических фигур Знакомство с геометрическими формами и их моделирование Использование дидактических игр на занятиях Изучение порядкового счёта (сказка «Репка») Развитие навыков порядкового счета (сказка «Теремок») Индивидуальная работа с пособием «Математический театр»
Занятие по математике с использованием ИКТ, мультимедиа
Современные информационно-коммуникативные технологические средства значительно расширяют круг творческих возможностей для организации интересных занятий, повышают наглядность в представлении нового материала и качественный уровень его усвоения. Основная форма применения ИКТ - мультимедийная презентация или активная работа с мультимедийной доской.
Видео: закрепление элементарных знаний по математике с помощью мультимедийной доски
https://youtube.com/watch?v=8HOHWFDa9hs Video can’t be loaded: ОД по математике в средней группе (https://youtube.com/watch?v=8HOHWFDa9hs)
Фотогалерея: картинки для презентации: цифры, счёт и фигуры
Цифра 1 Цифра 5 Цифра 3 Цифра 6 Цифра 4 Цифра 2 Вставь пропущенную цифру Выбрать силуэт и сосчитать Задание на тренировку счёта Логическое задание на различение геометрической формы Для развития логики и закрепления знания геометрических фигур
Как организовать математический праздник
Это ещё одна комплексная форма организации занятия: там, где математика - это весело, детям скучать не придётся. В сочетании с дружелюбным общением задания помогают малышам научиться вежливости, развить внимательность и терпение.
Таблица: математические загадки и считалки про медведей, зайчиков и других персонажей
Число | Загадка | Считалочка |
2 | На пасеке три медвежонка Играли в прятки у бочонка. Один в бочонок еле влез, А сколько убежало в лес? |
Шла бабка с заморья, Несла кузовок. В том кузовочке Лежали грибочки, Кому - гриб, кому - два, А тебе, дитятко, весь кузовок. |
3 | В гости к зебре львы пришли И подарки принесли. Первый лев принес кокос, А второй их два принес. Чтоб сложить один плюс два, Третьего позвали льва. |
Мы собрались поиграть, Ну, кому же начинать? Раз, два, три, Начинаешь ты. |
4 | Высоко задравши нос, Заяц шесть морковок нёс. Вдруг споткнулся и упал - Две морковки потерял, Сколько морковок У зайца осталось? |
Вышла мышка как-то раз Посмотреть, который час. Раз, два, три, четыре, Мышка дёрнула за гири. Вдруг раздался сильный звон. Выходи из круга вон. |
Коля пускал бумажные кораблики. В ручейке уже плавало 3 кораблика. Ещё 1 вот-вот коснётся воды. Сколько корабликов отправляется в плавание? |
Раз, два, три, четыре. Сосчитаем дыры в сыре. Если в сыре много дыр, Значит, вкусным будет сыр. Если в нем одна дыра, Значит, вкусным был вчера. |
|
Под кустами у реки Жили майские жуки: Дочка, сын,отец и мать - Кто их сможет сосчитать? |
Раз, два, три, четыре, Кошку грамоте учили: Не читать, не писать, А за мышками скакать. |
|
5 | Два щенка-баловника Бегают, резвятся, К шалунишкам три дружка С громким лаем мчатся - Вместе будет веселей. Сколько же всего друзей? |
Раз, два, три, четыре. Кто живёт у нас в квартире? Папа, мама, брат, сестрёнка, Кошка Мурка, два котёнка, Мой щенок, сверчок и я - Вот и вся моя семья! Раз, два, три, четыре, пять - Всех начну считать опять. |
В снег упал Серёжка, А за ним Алёшка. А за ним Иринка, А за ней Маринка. А потом упал Игнат. Сколько было всех ребят? |
Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Что нам делать? Как нам быть? Нужно заиньку ловить. Снова будем мы считать: Раз, два, три, четыре, пять. |
|
Шесть весёлых медвежат За малиной в лес спешат Но один из них устал, От товарищей отстал, А теперь ответ найди: Сколько мишек впереди? |
Раз, два, три, четыре, пять! Надо ложки сосчитать! Раз, два, три, четыре, пять! Надо вилки сосчитать! Ложки, вилки, ложки, вилки… В голове шуршат опилки! |
|
Шесть весёлых поросят У корытца в ряд стоят. Тут один улёгся спать, Поросят осталось… |
Раз, два, три, четыре, пять. Нам друзей не сосчитать, А без друга в жизни туго, Выходи скорей из круга. |
|
Шесть весёлых медвежат За подснежником спешат, Но один малыш устал, От товарищей отстал, А теперь ответ найди: Сколько мишек впереди? |
Жил в реке один налим, Два ерша дружили с ним, Прилетали к ним три утки По четыре раза в сутки И учили их считать - Раз, два, три, четыре, пять. |
|
6 | Дарит бабушка-лисица Трём внучатам рукавицы: «Это вам на зиму, внуки, рукавичек по две штуки. Берегите, не теряйте, Сколько всех, пересчитайте!» |
Мы делили апельсин, Много нас, а он один. Эта долька - для ежа, Эта долька - для стрижа, Эта долька - для утят, Эта долька - для котят, Эта долька - для бобра, А для волка - кожура. Он сердит на нас. Беда! Разбегайтесь кто куда! |
7 | Шесть щенят Плюс мама-лайка. Сколько будет? Посчитай-ка! |
Начинается считалка: На берёзу села галка, Две вороны, воробей, Три сороки, соловей. |
8 | Раз, два, три, четыре, Пять, шесть, семь, восемь - Ходит бабка С длинным носом, А за нею дед. Сколько деду лет? Говори поскорей, Не задерживай людей! |
Раз, два, три, четыре, Жили мышки на квартире. К ним повадился сам друг Крестовик - большой паук. Пять, шесть, семь, восемь, Паука мы спросим: «Ты, обжора, не ходи!» Ну-ка, Машенька, води! |
9 | Подогрела чайка чайник. Пригласила восемь чаек: «Прилетайте все на чай!» Сколько чаек? Отвечай! |
Цифры все легко и просто Детям выстроить по росту: Раз, два, три, четыре, пять, Шесть, семь, восемь, девять! Вместе учимся считать, Вместе веселее! |
10 | Как под ёлкой встали в круг Зайка, белка и барсук, Встали ёжик и енот, Лось, кабан, лиса и кот. А последним встал медведь! Сколько всех зверей? Ответь! |
Раз, два, три, четыре, пять, Надо солнышку вставать. Шесть, семь, восемь, девять, десять, Солнце спит, на небе месяц. Разбегайся кто куда, Завтра новая игра. |
Игры с математическим содержанием
Приведём подборку из нескольких игр, актуальных для средней группы.
«Электроник»
Закрепляет навыки пространственного ориентирования, учит чётко ставить задачу.
В начале игры ребёнок, исполняющий роль Электроника, покидает игровую комнату, остальные участники прячут в каком-либо месте игрушку, которую должен найти Электроник. Робот начинает движение только по чётко сформулированной команде, которая точно указывает направление движения и количество шагов. Когда главное условие игры выполнено, робот подаёт словесный сигнал: «Команду слышу, понял, выполняю». Если робот не понял задание, то произносит такую фразу: «Задание не понял, повторите ещё раз».
Каждый участник игры формулирует своё задание, например:
- сделай столько шагов вперёд, сколько раз я хлопну;
- сделай четыре шага с закрытыми глазами;
- повернись вправо, сделай два шага и расскажи стихотворение.
Воспитатель вместе с ребятами планирует маршрут Электроника, продумывая направление и количество шагов, которые приведут его к спрятанному сюрпризу.
«Ниточка-волшебница» - игра с элементами ниткописи
Игра знакомит с цифрами, развивает образное мышление, тренирует мелкую моторику рук. Материалы: бархатная цветная бумага, шерстяная нить до тридцати сантиметров.
Воспитатель показывает определённое количество предметов на интерактивной доске или с помощью иллюстраций, игрушек. Цифра может «спрятаться» в загадке или скороговорке. Дети определяют цифру и нитью выкладывают её силуэт на бумаге. Правильный ответ премируется символическим знаком (солнышко, цветочек и т. д.).
Ребёнок «рисует» цифру ниткой
«Маленькие фотографы»
Оборудование: комплект мелких деталей конструктора или набор пуговиц, карты из плотной бумаги или картона.
Воспитатель просит детей «сфотографировать» цифру, выложив её силуэт на карте с помощью мелкого подручного материала.
Дети выкладывают цифры с помощью пуговичек
«Ожившие цифры»
Дети надевают на себя цифровую эмблему, превращаясь в «живую цифру». Используются числа от одного до пяти.
- Дети должны образовать возрастающую или убывающую цепочку из чисел.
- Педагог показывает число, ребёнок узнаёт свою цифру и выходит.
- В аналогичной игровой ситуации выходят дети с соседними цифрами (на единицу больше или меньше).
- Каждому ребёнку предлагается ответить на вопрос: «Если твоя цифра подрастёт на единичку, в какую цифру она превратится?».
«Спрячься от дождика» - подвижная игра
Закрепляет умение различать простейшие геометрические формы круга и квадрата.
На пол воспитатель кладёт два обруча, внутри одного - вырезанный силуэт квадратной формы, внутри другого - круглой. Дети распределяются в две подгруппы, игрокам одной группы раздаются карточки с нарисованным квадратом, детям из другой группы соответственно достаются карточки с изображением круга. Малыши свободно играют и передвигаются по комнате, но когда услышат «гром». (бой барабана), то немедленно бегут в свои домики. Ребята, у которых карточки с квадратиками, находят свой «квадратный домик», а те, у кого карточки с кружочками, прячутся в «круглый домик». При дальнейшем развитии игры воспитатель меняет местами силуэты фигур в обручах.
«Полёт в космос»
Космическая тема - отличное обрамление и для целого игрового дня с детьми, оно может включать в себя как танцевально-двигательную активность, так и различные задания - соединить разрезанные картинки, как рекомендует, например, Светлана Вирясова, или посчитать количество космонавтов. Подобное занятие скорее рассчитано на старшую группу, но и для средней можно кое-что адаптировать.
Воспитатель просит учеников собрать ракету. У задания три уровня сложности.
- Выложить из геометрических фигур ракету по шаблону (5 геометрических фигур).
- Выложить из геометрических фигур ракету (6 геометрических фигур).
- Выложить ракету из геометрических фигур и из счётных палочек.
Это закрепляет знание геометрических фигур, тренирует мелкую моторику, навык порядкового счёта.
«Весёлый поезд»
Помогает закрепить последовательность числового ряда.
Из картона вырезается силуэт поезда с вагонами, на каждом вагоне кармашек для цифры. Некоторые вагоны потеряли свои цифры. Детей просят помочь вагончикам и подобрать нужную цифру.
Игра с поездом подойдёт для изучения и закрепления порядкового счёта
Таблица: фрагмент сценария математического праздника
Автор и название праздника | О. Ю. Сметанина «В гостях у математики» |
Оборудование |
|
Ход праздника | |
Введение | Дети и родители входят в зал под музыку. Ведущий: Сегодня у нас математический праздник. Что вы ждёте от праздника? Конечно, улыбок, шуток, песен, танцев, сюрпризов и подарков. Надеюсь, что надежды оправдаются. Наш праздник - не просто праздник, а праздник-игра. Мы собрались в этом зале, чтобы узнать, как вы умеете считать, отгадывать загадки, какие вы находчивые и ловкие. В нашем соревновании принимают участие команда «Знайки» (дети) и команда «Умники» (родители). (Представляет капитанов). За каждое правильно выполненное задание присуждается флажок. В конце мы их подсчитаем. Победит та команда, которая наберёт больше флажков. |
Разминка | Ведущий: Соревнование начнём с разминки. Надо отгадать загадки о геометрических фигурах. Загадки загадываются по одной для каждой команды.
|
«Кто быстрей найдёт предметы» | Посмотрите, вот стоят корзины с изображением формы круга, квадрата, треугольника и прямоугольника. Все, что найдёте круглое, принесите в корзину с изображением круга. Квадратные предметы в корзину с изображением квадрата, треугольные предметы, вот сюда, и прямоугольные предметы тоже надо убрать в соответствующую корзину (при каждом подходе к столу можно брать, только один предмет). Команда, выполнившая задание раньше, получает флажок. |
«Скажи наоборот» | Ведущий говорит слово (по одному каждой команде), а команда говорит слово-наоборот, антоним.
|
«Логические концовки» | Ведущий начинает предложение, а команды по очереди заканчивают.
|
Физкультминутка |
«Тётя-весельчак» |
Конкурс капитанов | На двух ватманах нарисованы лабиринты. Капитаны выполняют задание: «Пройди быстро лабиринт». |
«Продолжи ряд» | Командам предлагается образец логического ряда из кубиков конструктора Лего и команды по образцу продолжают логический ряд. Выигрывает та команда, которая без ошибок и быстро выполнит задание. |
«Собери картину» | У каждой команды листы белой бумаги и предметы из цветной бумаги. Надо разложить предметы по ориентирам. Ведущий: Солнце поместите в правом верхнем углу. Два облачка - в левом верхнем углу. Посередине - дерево красное. В левом нижнем углу - озеро с четырьмя лилиями, а в правом нижнем - две ёлки зелёные и одно оранжевое дерево. |
Физкультминутка | «Раз, два, три» |
Переход к следующей части | Кто будет самым ловким, Мы хотим узнать. Станем в две шеренги И начнём играть. |
«Постройся по порядку» | Капитаны, отсчитайте по пять человек из своей команды и постройте их. (Дети и родители выполняют). Каждый ребёнок получает карточку с изображённой на ней цифрой (от 1 до 5), но в одной команде карточки жёлтые, а в другой синие. Ведущий: Сейчас под музыку вы будете выполнять разные движения: маршировать, бегать, плясать. А когда музыка закончится, надо быстро построиться по порядку. Та команда, которая построится первой, получает флажок. (Игра повторяется 3 раза.) |
«Построй домик» | У каждой команды по одной схеме домика и крупный конструктор Лего. Выигрывает та команда, которая без ошибок и быстро построит домик. |
Финал | Ведущий: Все загадки отгаданы, игры сыграны. Пока жюри подводит итоги конкурсов, предлагаю вам отдохнуть. Включают песню из м/ф «Фиксики» «Помогатор», дети и родители выполняют движения под музыку. После оглашения итогов всем раздаются сладкие призы. Все участники под марш обходят зал, команда-победительница идёт впереди. |
Видео: математический праздник в детском саду
https://youtube.com/watch?v=H1toa0hPcJQ Video can’t be loaded: Открытый показ непосредственно образовательной деятельности в области «Познание» ФЭМП (https://youtube.com/watch?v=H1toa0hPcJQ)
Темы для воспитателей по самообразованию математической направленности
- Формирование у детей среднего дошкольного возраста первичных представлений о свойствах и отношениях предметов окружающего мира посредством дидактических игр математического содержания. (Это о форме, цвете, размере, количестве, числе и т. д.)
- Развитие математических представлений у детей с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.
- Формирование элементарных математических представлений дошкольников в процессе различных видов деятельности.
- Использование ИКТ на занятиях по математике в средней группе.
Знакомство с важнейшими логическими операциями, формирование элементарного уровня математических представлений, изучение абстрактного понятия о числе, умение определять качественные признаки предметов и систематизировать их по определённым свойствам - значимое условие качественной интеллектуальной подготовки детей к школьной жизни. Развивая и воспитывая своих маленьких подопечных, воспитатели понимают, что от того, насколько удачны и продуктивны будут их педагогические усилия, зависит будущее успешное развитие математических знаний и интеллектуальной культуры ребят в целом.
Поделитесь с друзьями!Конспект занятия по математическому развитию детей средней группы
на тему: «Знакомство с цифрой 2»
Программное содержание
Образовательные задачи:
Познакомить детей с цифрой 2. Ее внешним начертанием и характерными особенностями.
Учить находить ее среди других цифр и соотносить с соответствующим количеством предметов.
Развивающие задачи:
Развивать зрительное и слуховое произвольное внимание.
Развивать зрительно-двигательную координацию движений.
Стимулировать речевую деятельность.
Воспитательные задачи:
Формировать умение внимательно наблюдать за действиями педагога и одновременному слушанию его указаний.
Воспитывать усидчивость.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный : Незнайка, карточки с цифрами 1 и 2, сказка на фланелеграфе солнышко, елочка, грибочек, цветочек. тучки,. 3 капли, птичка, девочка), станции с картинками (2 доски, 2 зайца, 1 морковь),
Раздаточный: Домики с изображением цифр, раскраски цифра 2
Методика проведения
Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришел необычный гостьюВоспитатель: Кто это?
Незнайка: Здравствуйте дорогие ребята!
Прошу вас с разобраться с моей проблемой.
Как-то раз в книге я увидел необычные рисунки и не знаю, что это?
Помогите узнать что это?
Воспитатель : Ну что поможем Незнайке
Дети стоят на ковре.
Воспитатель вносит игрушку «Незнайка».
Дети садятся за столы.
Основная часть
Воспитатель: С какой цифрой мы уже свами знакомы?
Воспитатель: Найдите ее у себя и покажите.
Воспитатель: Какую цифру показываете.
Воспитатель: Сейчас я вам буду показывать сказку. Если вы увидите 1 предмет, то поднимайте цифру 1.
Сказка
Вышло солнышко на небо, всю землю осветило.
Попали его лучи на лесную полянку. Осветили солнечные лучики елочку, грибочки, цветочки.
Но вот набежала тучки, закрыли солнышко, и пошел дождик. Капля раз, капля два, капли медленно сперва. Стали капли поспевать и друг друга догонять: кап, кап, кап, кап…..
Кончился дождик. Снова светит солнышко.
Прилетела птичка и запела песенку: «Чью, чью, чью».
Вышла девочка на полянку: елочкой любуется, солнышку радуется,
птичек слушает, грибы собирает.
Воспитатель: молодцы, все были внимательны, правильно цифру 1 поднимали.
Воспитатель:
А вот это цифра два,
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
Воспитатель: Давайте напишем цифру 2 в воздухе. Соедините пальчики правой руки, как будто держите карандаш. Поднимите руку. ведем руку вверх, слегка закругляя, затем прямо вверху, закругляем вниз, ведем вниз наискосок и небольшую прямую линию внизу.
Воспитатель: А теперь, пододвиньте к себе домик цифр. В этом домике дружно живут разные цифры. Мы со всеми с ними познакомимся позже. А сейчас найдите цифру 2 и обведите ее карандашом, как будто она смотрит в окошечко.
Воспитатель: Цифра 1 показывает на 1 предмет. А как вы думаете, сколько предметов обозначает цифра 2?
Воспитатель: Молодцы, давайте встанем и немного отдохнем
Физминутка
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали, ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись,
А потом выпрямлялись.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкульт-привет!
Воспитатель: Давайте найдем, что у Незнайки по 2. Я вам буду загадывать загадки, а вы говорить отгадки.
Маша смотрит на кота,
На картинки-сказки.
А для этого нужны
Нашей Маше...
(глазки)
Маша весело бежит
К речке по дорожке.
А для этого нужны
Нашей Маше...
(ножки)
Маша ягодки берёт
По две, по три штучки.
А для этого нужны
Нашей Маше...
(ручки)
Маша слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Маше...
(ушки)
\
Воспитатель: Как вы думаете, почему у человека 2 уха?
Воспитатель: Правильно, чтобы лучше все услышать. Давайте проверим.
Я сейчас буду хлопать руками, а если вы услышите 2 хлопка, то поднимите цифру 2.
Игра «Послушай и покажи»
Воспитатель: Зачем человеку 2 глаза?
Воспитатель: Правильно, чтобы лучше видеть. Сейчас мы с вами сядем на поезд и попутешествуем по группе, что найти цифре 2 правильное место.
Воспитатель: Станция «Доска ». Сколько здесь досок?
Воспитатель: Станция « Парная»
Сколько здесь зайцев?
Надо поставить цифру 2? Почему?
Воспитатель: Станция « одиночкино»
Сколько здесь моркови?
Надо поставить цифру 2?
Почему?
На доску выставляются цифры 1 и 2.
На вопрос спрашивает 3-4 ребенка.
Показ сказки на фланелеграфе.
Воспитатель показывает цифру 2.
Все действия комментируются.
Упражнение выполняется 2 раза.
Дети обводят цифру 2 в домике
Воспитатель выставляет на доску 2 лягушки.
Провожу физкультминутку
Загадываю загадки детям
Хлопаю руками за спиной
Воспитатель с детьми змейкой двигаются по группе, делая остановки в разных концах группы. Считают предметы и если их 2, то ставят цифру.
Заключительная часть
Воспитатель: Вот мы с вами и прошли все путешествие
Незнайка: Спасибо, что откликнулись на мою просьбу. Теперь я знаю, что это цифра 2. Когда вы знакомили мен с цифрой, то рисовали ее в воздухе и читали стихотворение. Покажите и расскажите еще раз.
Воспитатель:
А вот это цифра два,
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
Незнайка: Вы сказали, что у меня по 2. А у вас, что по 2? А что у вас только 1?
Незнайка: За то, что вы такие добрые и отзывчивые дети, помогли мне, я вам дарю вот такие карточки. Какая цифра здесь написана? Я предлагаю вам раскрасить ее.
Дети стоят на ковре.
Воспитатель читает четверостишие и одновременно вместе с детьми в воздухе рисует цифру 2.
Воспитатель раздает открытки.
Конспект НОД по ФЭМП в средней группе на тему:"Ежи отправляют посылки"
Этот материал будет интересен и полезен для воспитателей,методистов дошкольных учреждений. Игровое занятие составлено и проведено на КМО по теме:"Внедрение ФГОС в образовательную деятельность дошкольных учреждений.
Образовательные области: познание, социально-коммуникативная.
Цель: Продолжать знакомить с цифрами 1 и 2, сформировать умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством.
Задачи:
1. Закрепить умение считать до двух, соотносить с количеством, понимание необходимости различной записи количества(цифр).
2. Развивать мыслительные операции, речь, фантазию, мелкую моторику.
3. Воспитывать у детей чувство справедливости, желание помочь другим.
Материал:
фигуры ежей для фланелеграфа, листы бумаги, красные круги, предметные картинки, вывеска «Почта»,
кукла-марионетка, большой воздушный шар.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и чтение произведений о почте, просмотр мультфильма «Каникулы в простоквашино.
Ход занятия:
Дети, посмотрите сколько много гостей к нам пришли. Давайте
поздороваемся с ними (здороваются). Скажем кто мы таки?
-Дети какой группы? (Смородинка.)
-Какие мы? (Добрые, милые, хмурые ….)
Обратить внимание детей на окно, в раме которой расположено письмо.
Откуда оно появилось? Может воробей принес, может почтальон? Кто еще
может принести или привезти?
-Так как нам доставили его, то придется прочитать его.
Собираю детей около фланелеграфа, на котором расположены фигурки
двух одинаковых ежиков и предлагаю послушать историю про них.
-Жили-были ежики. Сколько их было?
Дети считают: один, два, всего два ежика
-Ежики были еще маленькими. Как называются ежики - детишки?
-У ежат был дедушка еж, который жил далеко. Захотел он порадовать своих внучат, а как не знает. Помогите, дети, подскажите, как порадовать ежу внучат? (Подвести детей к тому, что можно отправить письмо, посылку).
-Что любят ежата? Что на зиму готовят? (яблоки)
-Давайте поможем деду ежу отправить посылку с яблоками. Сядем за стол
столы и соберем посылку.
Дети садятся за стол, на котором лежат листы бумаги для каждого ребенка. Посередине лежат красные круги по 2 на каждого ребенка. Рассказываю детям,
что листы бумаги - это коробки, в которые нужно положить яблоки, чтобы потом отправить их внучатам-ежатам.
-Как вы думаете, что лежит посередине стола?
-Сколько всего яблок? (Много.)
-Сколько яблок нужно положить в коробку, если каждому ежонку дедушка хочет отправить по одному яблоку?
После ответов дети отсчитывают два круга и кладут их на лист бумаги – в коробку.
-Сколько яблок в вашей коробке? (Дети считают: одно, два яблока - следить за согласованностью числительного и существительного.)
На другом фланелеграфе выставляю другого деда-ежа и ежа- внука.
-Жил-был еще другой дедушка еж. У него был только один большой внук. Сколько положим яблок в этот ящик, если дедушка хочет отправить одно яблоко своему внуку?
-Посылки собрали. Можно их отправлять? (Нет.)
-Почему? (Надо коробки закрыть.)
-Почему коробки надо обязательно закрыть? (Ответы детей.)
Предлагаю закрыть крышки и даю каждому еще один лист бумаги- крышку, которую дети должны положить сверху на первый лист с кругами.
-Теперь можно отправлять? (Нет.) Почему? (Надо приколотить крышку.) Что вам для этого потребуется? (Молоток и гвозди.)
Заколачиваем крышки и отправляем посылки.
-Ребята хотите посмотреть, как будут ежата получать посылки? Я предлагаю отправиться на почту. Почта находится далеко, пешком нам не дойти. На каком транспорте можно добраться до почты? (Дети перечисляют виды транспорта.)
-Я предлагаю полететь на воздушном шаре, так как на улице гололед и не у всех есть машины, самолеты. (Звучит музыка, а дети держатся за ленточки, отходящие от шара и приседают, встают, приседают, встают.)
-Что вы видите? Я вижу почту. Прилетели.
Детей подвожу к столу, где лежат закрытые посылки и стоит фланелеграф, на которых расположены ежи-внуки.
-Сколько яблок должно быть в посылке для двух ежат?
-Сколько яблок для большого внука-ежа
-Как узнать в какой посылке сколько яблок и кому какая посылка предназначена? (Возникает затруднение, так как посылки заколочены.
-Смогут ежи получить посылку? Смогли ли мы помочь дедушкам ежам? Как же нам быть? В конверте цифры лежат. Может они нам помогут? Что нужно сделать?
Цифра 1 указывает на один предмет, а цифру 2 пишут, когда имеется два предмета. Давайте «откроем коробки, посчитаем сколько яблок и положить на коробку нужную цифру.
Вот мы и помогли ежатам получить посылку! Молодцы ребята! Ежата очень рады. Сделали доброе дело пора и в садик возвращаться. Полетим на воздушном шаре.(Полет под музыку.)
Пока мы летали на почту кто-то побывал в группе сделал беспорядок- раскидал все карточки,которые лежали в конверте. Давайте наведем порядок. Нужно карточки с двумя предметами положить рядом с цифрой 2, а карточки с одним предметом положить к цифре 1.
-Какие карточки вы положили к цифре 1, к цифре 2? (Дети называют предметы и соотносят числительное с существительным в роде.)
-Кто это шуршит?
Появляется кукла-марионетка Шуршик. Ему дети рассказывают о том, где были и что делали. (Анализ занятия.)