Пенсионные реформы в РФ. История вопроса. О пенсионной реформе

План
Введение
1 Два источника пенсии
2 Предпосылки
3 Правовое обеспечение
4 Распределительная система
5 Схема формирования с 2002 по 2010 годы
6 Распоряжение накопительной частью
7 Налоговые льготы
8 Новый этап пенсионной реформы. 2008 год
8.1 Распределение страховых пенсионных платежей

9 Программа государственного софинансирования пенсии

Список литературы

Введение

В данной статье раскрывается хронология пенсионной реформы.

В России новый этап пенсионной реформы начался в 2002 году. Основная цель - достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника дополнительных доходов для инвестиций в социальную систему. Суть пенсионной реформы состоит в постепенном переходе от чисто распределительной системы к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения.

1. Два источника пенсии

Согласно новой пенсионной модели, представленной в Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (статья 5, п.2), пенсия может состоять из двух частей:

· страховая ;

· накопительная .

Накопительная система обеспечения пенсией состоит в том, что у каждого работника есть персонифицированный (личный) счет в Пенсионном фонде РФ, на котором учитывается накопительная часть пенсии. Размер накопительной пенсии зависит от суммы взносов, учтенных на именном счете работника и полученного инвестиционного дохода. Согласно новому закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в страховую часть трудовой пенсии уже включена базовая часть (базовая ставка). Иногда базовая часть неофициально рассматривается как третья часть пенсии. Инвестирование пенсионных накоплений возможно через Управляющие компании, отобранные по конкурсу , и Негосударственные пенсионные фонды, зарегистрированные в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию . Застрахованное лицо имеет возможность раз в год перевести свои накопления в НПФ, УК или вернуться обратно в ПФР

По умолчанию Пенсионный фонд России размещает пенсионные накопления через государственную управляющую компанию - Внешэкономбанк (ГУК ВЭБ). С 2009 года ВЭБ формирует два портфеля: расширенный инвестиционный портфель и инвестиционный портфель государственных ценных бумаг (консервативный)

2. Предпосылки

Необходимость в пенсионной реформе возникла из-за ухудшения демографической ситуации в России. Соотношение количества пенсионеров к количеству работающих с каждым годом увеличивается, число пенсионеров растёт, а количество трудоспособного населения неуклонно снижается.

3. Правовое обеспечение

Пенсионная реформа базируется на действующих с 2002 года федеральных законах «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» .

4. Распределительная система

Распределительная система ( англ. «Pay-As-You-Go» или PAYG - «плати пока идешь») основана на принципе солидарности поколений: выплаты пенсионерам осуществлялись за счет пенсионных отчислений работающей части населения.

Эта система перестает работать в условиях роста демографической нагрузки, когда численность работающих снижается, а численность пенсионеров возрастает, что характерно для всех стран.

5. Схема формирования с 2002 по 2010 годы

С 2002 года государственная трудовая пенсия граждан формируется в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) и состоит из трех частей - Базовой, страховой и накопительной части трудовой пенсии.

Накопительная часть трудовой пенсии формируется у лиц 1967 г.р. и моложе.

Базовая часть устанавливается в твердых размерах. Страховая часть зависит от суммы взносов, учтенных на именном счете, и стажа. Накопительная часть - зависит от суммы учтенных взносов и начисленного инвестиционного дохода. Расчет размера пенсии, осуществляется по формуле, установленной федеральным законом.

С 2010 года Единый Социальный налог отменен и осуществлен возврат к системе страховых взносов. Максимальный размер заработной платы, влияющий на размер пенсии, установлен на уровне 415 тысяч рублей в год.

Работодатель платит = 26 % (единый социальный налог/страховой взнос) от размера заработной платы сотрудника, из них на медицинское и социальное страхование - 6 %, а в пенсионный фонд - 20 %, которые в свою очередь разбиваются на три части: 6 % - базовая, 10 % - страховая и 4 % - накопительная часть. С 2008 года накопительная часть составляет 6 %, а страховая часть - 8 % от заработной платы.

Индивидуальный предприниматель платит фиксированную ставку ежемесячно. Организации, пользующиеся упрощённой системой налогообложения, не платят ЕСН, а платят только 10 % как страховой взнос и 4 % как накопительный.

6. Распоряжение накопительной частью

С 2002 года граждане России получили возможность самостоятельно распоряжаться своими пенсионными накоплениями и влиять на размер будущей пенсии. Это значит, что каждый гражданин имеет право перевести свою накопительную часть в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) либо в частную управляющую компанию (ЧУК).

Сейчас накопительная часть пенсии по умолчанию находится в Пенсионном фонде РФ (ПФР) под управлением Государственной управляющей компании (ГУК, которой является Внешэкономбанк), инвестиционный доход в ГУК, как правило, ниже уровня инфляции. Таким образом, пенсионные накопления постепенно обесцениваются, в связи с тем, что ГУК имеет право инвестировать средства только в государственные облигации, у которых традиционно низкая доходность.

Рост накоплений возможен за счёт перевода накопительной части пенсии в негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию при превышении доходности над инфляцией.

Застрахованное лицо может перевести пенсионные накопления не чаще одного раза в год, до достижения возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин (за 5 лет до достижения пенсионного возраста).

7. Налоговые льготы

Гражданам, участвующим в негосударственных или добровольных пенсионных программах, предоставляются налоговые вычеты по подоходному налогу. Вычет предоставляется на основании заявления налогоплательщика в размере фактических расходов в налоговом периоде с учетом ограничений, установленных п. 2 ст. 219 НК РФ, при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению и (или) добровольному пенсионному страхованию.

C 2010 года в Налоговый кодекс внесены изменения…

8. Новый этап пенсионной реформы. 2008 год

1 октября 2008 года Председателем Правительства России В. В. Путиным был озвучен следующий этап развития пенсионной реформы.

С 2011 года декларируется переход на совершенно новую систему пенсионного обеспечения, предусматривающую замену ЕСН страховыми платежами, которые будут составлять 34 % для зарплаты до 415 000 руб. в год. При превышении этой суммы зарплаты страховые платежи будут равны 0 %.

Из общей суммы страховых платежей 26 % будут напрямую зачисляться в Пенсионный фонд минуя федеральный бюджет, что рассматривается правительством как повышение независимости пенсионной системы.

Новый этап реформы, как считают в правительстве, позволит гражданину накопившему 30 лет нового страхового стажа рассчитывать на коэффициент замещения зарплаты пенсией не менее 40 %, то есть, того уровня, который установлен в рекомендациях МОТ.

Новые страховые взносы, в отличие от старой системы, будут возмездными платежами, которые своими суммами формируют пенсионные права граждан.

В новой системе ликвидируется разделение на базовую и страховую части, пенсия будет состоять только из двух частей - накопительной и страховой.

С 2010 года пенсия для всех категорий граждан должна превышать прожиточный минимум пенсионера, для чего будет утверждён минимальный размер пенсии.

Не позднее 2015-2020 года предполагается довести средний размер трудовой пенсии по старости до так называемого «советского» уровня - в размере не менее 2,5 минимальных пенсий. Экономисты называют этот показатель минимальным воспроизводственным потребительским бюджетом пенсионера.

8.1. Распределение страховых пенсионных платежей

В новом варианте предполагается следующая схема распределения пенсионных платежей:

· 6 % из общей суммы в 26 % пойдут на накопительные персонифицированные лицевые счета

· 20 % - на страховую часть пенсии

· из этих 20 % только 10 % будут учитываться персонифицированно

· оставшиеся 10 % пойдут на так называемый «солидарный компонент финансовой системы пенсионного обеспечения», который, по словам статс-секретаря-замминистра здравоохранения и социального развития РФ Юрия Воронина :

обеспечивает текущую выплату пенсий нынешним пенсионерам, а также другие солидарные расходы, которые находятся вне системы накопления пенсионных прав, например, досрочные пенсии, пенсии по инвалидности. Из солидарного компонента также будут финансироваться расходы на выплату старой базовой части пенсии, которая, как уже отмечалось, станет составным элементом страховой части пенсии, но будет устанавливаться по единым для всех застрахованных нормам, не зависящим от объема индивидуального учитываемых пенсионных прав.

Итого, только 16 % из пенсионного тарифа в 26 % будут задавать объем будущих пенсионных прав.

Данная система, сильно отличается в сторону ущемления пенсионных прав застрахованных лиц по сравнению, например, с пенсионной системой Швеции, где все 18,5 % процентов пенсионных взносов, отчисляемых работающим человеком, формируют объём его пенсионных прав.

9. Программа государственного софинансирования пенсии

С 1 января 2009 года действует новая система добровольных взносов гражданина в накопительную часть собственной пенсии.

Минимальный размер взноса в рамках программы софинансирования должен составить 2 000 рублей в год. Государство удвоит эти деньги, доплатив сумму, равную годовой сумме взноса, но не более 12 000 рублей в год. Для лиц пенсионного возраста государство увеличивает сумму в 4 раза но не более 48 тыс. рублей в год.

Программа рассчитана на 10 лет. Государственная поддержка пенсионных накоплений будет предоставлена гражданам, подавшим заявление до 1 октября 2013 года.

· Пенсионный фонд Российской Федерации - Официальная информация, новости, законодательство.

· Лаборатория пенсионной реформы

· Пенсионная реформа в России

· Аргентинский эксперимент с частными пенсионными фондами закончен

Список литературы:

1. Пенсионный фонд Российской Федерации - Инвестирование средств пенсионных накоплений

2. http://www.fcsm.ru/catalog.asp?ob_no=36686

3. О пенсионной реформе в России

4. Пенсионные взносы

5. http://premier.gov.ru/events/723.html

7. http://www.pfrf.ru/content/view/3867/226/

8. Министерство здравоохранения и социального развития РФ: В автономной пенсионной системе по определению нет дефицита: интервью статс-секретаря-замминистра здравоохранения и соц …

9. О программе государственного софинансирования пенсии на сайте Пенсионного фонда Российской федерации

15 и 17 декабря 2001 года были приняты федеральные законы, направленные на реформирование системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации: "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

С вступлением этих законов в силу с 1 января 2002 года началась пенсионная реформа в России .

Цель пенсионной реформы - дать дополнительный источник для повышения размера пенсии за счет инвестирования части пенсионных отчислений и поставить в зависимость размер пенсии от размера зарплаты.

Таким образом, от распределительного принципа выплаты пенсий Россия перешла к распределительно-накопительному. Это означает, что вместо того, чтобы все отчисления с работающего, входящие в единый социальный налог, шли на выплату пенсий нынешним пенсионерам, некоторая их часть пойдет на личный счет этого конкретного работающего и будет инвестироваться в различные финансовые инструменты, определенные государством.

Сумма на счете конкретного гражданина будет зависеть от его зарплаты, а также от результатов инвестирования. К старости на пенсионном счете у гражданина будет накапливаться определенная сумма. Российская экономика получит инвестиционные ресурсы, а граждане и работодатели будут заинтересованы, чтобы зарплаты выплачивались легально.

Для граждан 1967 года рождения и моложе пенсия теперь состоит из трех частей - базовой, страховой и накопительной.

В новой пенсионной модели была предложена принципиально новая схема индексации пенсий . В основе ее - прогноз темпов инфляции и роста заработной платы на планируемый год. По этим показателям и с учетом прогнозируемых доходов пенсионной системы определяется размер индексации на год, утверждаемый в бюджете ПФР.

Федеральным законом от 24 июля 2002 года "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" были установлены правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, определены особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также установлены основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

30 апреля 2008 года президент РФ подписал Федеральный закон "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

Согласно закону, начиная с 1 октября 2008 года, гражданин лично может подать заявление об уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии по форме "ДСВ-1" работодателю или в Пенсионный фонд России (ПФР).

Государство берет на себя обязательства паритетного софинансирования добровольных отчислений граждан по схеме "один к одному". При этом минимальный взнос от гражданина не должен быть менее двух тысяч рублей в год. Максимальный "соплатеж" государства не превысит 12 тысяч рублей в год. Таким образом, годовая сумма на счету большинства россиян, начавших копить, может составить максимально 24 тысячи рублей в год.

Вступить в добровольную систему можно с 1 октября 2008 года по 1 октября 2013 года . Если граждане подали заявления в этот период, то на протяжении 10 лет государство обеспечивает софинансирование их накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния.

1 октября 2008 года премьер-министр РФ Владимир Путин на заседании правительства объявил, по какому пути в России пойдет пенсионная реформа ‑ единый социальный налог (ЕСН) будет заменен страховыми взносами , взнос на обязательное пенсионное страхование будет взиматься по единой ставке 26% до уровня годовой зарплаты 415 тысяч рублей. Эту сумму планируется индексировать по мере роста средней заработной платы в стране".

30 марта 2009 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации». Согласно Постановлению, Пенсионный фонд, помимо уже установленных инвестиционных инструментов, может использовать банковские депозиты в кредитных организациях для размещения временно свободных пенсионных накоплений. Это позволит повысить эффективность управления этими деньгами.

Базовая часть трудовой пенсии по старости, также как и страховая часть пенсии индексируются ежегодно по Постановлениям Правительства РФ.

В начале пенсионной реформы (на 1 января 2002 года) размер базовой части трудовой пенсии составлял 450 рублей . В результате осуществленной с 1 февраля 2002 года индексации базовой и страховой частей трудовой пенсии, а также пенсий по государственному пенсионному обеспечению на 6,5 %, минимальный размер пенсии составил 700 рублей, средняя пенсия ‑ 1 тысяча 380 рублей.

С 1 марта 2009 года базовая часть трудовой пенсии увеличилась на 8,7%. А с 1 декабря 2009 года произойдет увеличение еще на 31,4%. В результате, средний размер базовой части трудовой пенсии составит 2 562 рубля.

Кроме того, с 1 апреля 2009 года страховая часть трудовой пенсии повышена на 17,5%. А 1 августа 2009 года будет проведена еще одна индексация страховой части трудовой пенсии на 7,5%.

Таким образом, в 2009 году среднегодовой размер трудовой пенсии по старости , а ее получают свыше 30 млн. человек, превысит прожиточный минимум пенсионера в 1,33 раза и будет составлять 5641 рубля. Размер социальной пенсии к концу года достигнет величины прожиточного минимума - это затронет 2,5 миллиона россиян.

14 апреля 2009 года, выступая на экономическом совещании по развитию пенсионной системы Российской Федерации, президент России Дмитрий Медведев заявил, что уже с 1 января 2010 года трудовые пенсии старшему поколению будут повышены с учетом «советского» стажа работы. Денежная оценка пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 года, будет проиндексирована на 10% плюс один процент за каждый год общего трудового стажа до 1 января 1991 года».

В результате средний размер прибавки к пенсии составит для тех, кто старше 70 лет, ‑ 1650-1700 рублей, для тех, кто в возрасте 65-60 лет, ‑ около 1300, для «молодых» пенсионеров - около 950 рублей.

Дмитрий Медведев также поставил задачу создать к 2020 году условия, чтобы россиянин, выйдя на пенсию, получал в качестве пенсии до 40% от своего прежнего заработка.

Говоря о ближайших изменениях в пенсионной системе, президент заявил, что с 1 января 2010 года вместо единого социального налога будут введены страховые взносы и заработает страховая модель пенсионной системы, при этом рост страховых взносов начнется с января 2011 года. Чтобы избежать в условиях кризиса увеличения финансовой нагрузки на бизнес, было принято решение не увеличивать в 2010 году тарифы страховых взносов. Они останутся на уровне действующей в последние годы ставки единого социального налога, которая равна 26 %. Их рост в целях балансировки пенсионной системы начнется с января 2011 года.

630руб.

Описание

В России новый этап пенсионной реформы начался в 2002 году. Основная цель - достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника дополнительных доходов для инвестиций в социальную систему. Суть пенсионной реформы состоит в постепенном переходе от чисто распределительной системы к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения.
Пенсионная реформа 2015 года призвана усовершенствовать механизмы пенсионного обеспечения, заложенные реформой 2002 года. При этом в ходе реализации данной реформы планируется также постепенно увеличивать размеры поступлений в Пенсионный фонд России средств с заработной платы граждан и увеличивать стаж работы, позволяющий получать гражданам пенси...

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА 2002 года 5
1.1.Причины и задачи пенсионной реформы 2002 года 5
1.2. Субъекты пенсионной системы 10
1.3. Перспективы участия населения в накопительной реформе 13
Глава 2. ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА 2015 ГОДА 16
2.1. Предпосылки проведения пенсионной реформы 2015 года 16
2.2. Изменения в пенсионной системе 18
Глава 3.СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПЕНСИОННЫХ РЕФОРМ 2002 И 2015ГГ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ. 26
3.1.Сравнительный анализ пенсионных реформ 2002 года и 2015 года 26
3.2.Проблемы действующих систем государственного пенсионного обеспечения в РФ 29
3.3.Рекомендации по совершенствованию системы государственного пенсионного обеспечения. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

Введение

Нововведения в пенсионной сфере появляются столь же стремительно, как и отменяются. Однако в условиях кризиса будущее пенсионеров выглядит весьма туманно.
Пенсионная реформа в Российской Федерации - это важный момент, который волнует все население. Ведь каждый налогоплательщик перечисляет определенные денежные средства в Пенсионный Фонд России. И в один прекрасный момент у него появляется возможность получить деньги обратно, только в виде пенсии. В России система поддержки граждан, ушедших на заслуженный отдых, постоянно терпит какие-то изменения
Уже не первый год развивается захватывающий сюжет с российской пенсионной системой. Не успели люди привыкнуть к новым порядкам, установленным в результате пенсионной реформы 2002 года, как началась новая реформа 2013-2015 годов. Несмотря на то, чт о с января 2015 года накопительная часть пенсии была сохранена и переведена на добровольную основу, практически тут же в правительстве развязалась дискуссия о возможности её полной ликвидации. Пока что правительство так и не решилось вынести окончательный вердикт. Тем временем пенсионеры ждут результата: ведь от конечного решения властей будет зависеть, насколько просядет их покупательная способность на фоне общего падения уровня жизни в стране.
Между тем, для тех, кто примерно представляет, в каком положении находится российская экономика и какова демографическая ситуация в стране, нет сомнений относительно вероятного будущего пенсионной системы: размер пенсий, видимо, будет сокращаться, а изъятия средств из накопительной пенсионной системы в бюджет, скорее всего, продолжатся, не исключая вероятности её полной ликвидации.
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что на предстоящее десятилетие формирование полноценного института пенсионного страхования, эффективность функционирования которого подтверждается более чем вековым опытом большинства развитых стран мира, является приоритетной политикой Российского государства в социальной сфере.
Современный подход к изучению проблем социально-экономических отношений в общественном секторе экономики, в экономике социальной сферы, в исследовании института пенсионного страхования и страховых услуг реализован в трудах зарубежных авторов - X, Анхайера, Р. Аксельрода, Ф. Бикнелла, Э.Аткинсона, К. Бора, Д. Гэлбрейта, Т. Броупинга, Ж-Д. Лафея, Г. Лукарша, Д. Норта, П. Мэнсона, К. Макдоннела, и т.д., а также российских ученых - А. Бузгалина, А. Абалкина, В. Бутова, Н. Борисова, В. Игнатова, Е. Васильева, Т. Игнатовой, Е..Жильцова, Л. Якобсона, В. Тамбовцева, Н. Нуреева, Г. Рузавина, Б. Рудник, Н. Хананашвили, Т. Юрьевой и т.д.
Цель курсовой работы –провести сравнительный анализ пенсионных реформ 2002 и 2015 гг.
Задачи курсовой работы:
- изучить пенсионную реформу 2002 года,
- рассмотреть пенсионную реформу 2015 года,
- провести сравнительный анализ пенсионных реформ 2002 и 2015гг.,
- определить проблемы и перспективы развития пенсионной системы.
Объекткурсовой работы–пенсионные реформы в РФ в 2002 и 2015гг.
Предметкурсовой работы- теоретические, методологические и практические аспекты сравнительного анализа пенсионных реформ.
Исследование проводилось на основании диалектического метода, также применялись методы структурного, хронологического, сравнительно-статистического, функционального анализа.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Фрагмент работы для ознакомления

Следует указать, что пенсионный бал - это условная единица, представляющая собой вклад гражданина в свою будущую пенсию. До начала реформ, пенсионные права граждан накапливались в денежном выражении, теперь они будут накапливаться в баллах. Граждане получат право на получение пенсии, только набрав не менее тридцати баллов.
Таким образом, пенсионная реформа 2015 года призвана усовершенствовать механизмы пенсионного обеспечения, заложенные реформой 2002 года. При этом в ходе реализации данной реформы планируется также постепенно увеличивать размеры поступлений в Пенсионный фонд России средств с заработной платы граждан и увеличивать стаж работы, позволяющий получать гражданам пенсию.
Автор полагает, что указанные меры призваны снизить нагрузку на федеральный бюджет, однако взамен потребуютот государства принятия мер по улучшению социальной сферы, а также по стабилизации обстановки на рынке труда, увеличению занятости населения и уровня заработных плат.10
2.2. Изменения в пенсионной системе
28 декабря 2013 г. принят закон № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступивший в силу с 1 января 2015 г. Он отменяет действие закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поэтому на смену понятию «трудовая пенсия» пришло понятие «страховая пенсия».
Реформа предусматривает введение новых правил расчета пенсий, касающихся всех граждан нашей страны. Поэтому анализ пенсионной реформы является актуальным.
Изменения в расчете пенсий, согласно Федеральному закону № 400-ФЗ, касаются только тех граждан, которые пока еще не достигли пенсионного возраста. Пенсионеры, которым уже была начислена пенсия до 1 января 2015 г., негативных изменений не почувствуют: если расчетный размер пенсии по новой формуле будет меньше получаемой фактически пенсии, то гражданину будет выплачиваться пенсия в прежнем объеме; если же по новой формуле получается больше, чем получает человек в настоящее время, то ему будут выплачивать увеличенную сумму.
В ходе обсуждения пенсионной реформы предлагалось увеличить возраст выхода на пенсию, что не нашло поддержки у большинства: для женщин право на страховую пенсию возникает по достижении 55 лет, для мужчин - 60 лет. Но в стране с быстро стареющим населением бюджет пенсионного фонда подвержен дестабилизации, и в перспективе власти столкнутся с проблемой либо неисполнения обязательств по выплатам пенсий, либо уменьшения размеров пенсий.
1 января 2015 года в России начинается новый этап очередной, четвертой по счету за последние 25 лет, пенсионной реформы - вводится новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета пенсий в системе обязательного пенсионного страхования.
С 1 января 2015 года вступают в силу основные законы Пенсионной реформы 2015 и, в частности, два базовых федеральных закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».
Изменения пенсионной системы в рамках данного этапа пенсионной реформы коснутся практически всех:
- и тех, кто уже вышел или выходит на пенсию в ближайшие годы, и
- будущих пенсионеров, кто только начинает свой трудовой путь,
- так как с 2015 года размер пенсий будет определяться не в рублях, а в баллах (пенсионных коэффициентах).
Трудовая пенсия по старости с 1 января 2015 года трансформируется в два самостоятельных вида пенсии:
1. страховую пенсию инакопительную пенсию.
Новые правила расчета пенсии с 2015 года будут применяться только к страховой части трудовой пенсии (по старой терминологии).
Страховая пенсия формируется в рамках солидарной системы, т.е. страховые взносы в Пенсионный фонд РФ идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам.
Накопительная пенсия не имеет солидарного характера и на выплаты текущих пенсий пенсионерам не идет.
Страховые взносы, направляемые на формирование накопительной пенсии, можно передать в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и в управляющие компании (частные или государственную), которые будут инвестировать эти средства в разрешенные законодательством инструменты финансового рынка и тем самым увеличивать суммы пенсионных накоплений с течением времени.
2. С 1 января 2015 года в России вводится новый порядок формирования и расчета страховой пенсии.
Страховая пенсия теперь будет рассчитываться не в рублях, как раньше, а в, так называемых, пенсионных коэффициентах или баллах.
На размер страховой пенсии с 2015 года будут влиять:
- заработная плата,
- длительность страхового стажа,
- возраст обращения за страховой пенсией и
- стоимость одного балла, которая ежегодно будет определяться правительством.
В рубли накопленные баллы будут переводиться только при назначении пенсии.
3. Возможность выбора варианта пенсионного обеспечения.
Это означает, что до конца 2015 года, граждане, у которых накопительная часть трудовой пенсии (теперь накопительная пенсия) формировалась не в НПФ или управляющей компании, а в Пенсионном фонде РФ, должны определиться и выбрать вариант своего пенсионного обеспечения:
- сохранить и накопительную пенсию и страховую пенсию или
- полностью перейти только на страховую пенсию, а от накопительной пенсии отказаться.
Чтобы осознанно определиться с вариантом Вашего будущего пенсионного обеспечения, рассмотрим все плюсы и минусы каждого из этих вариантов.
Статистика последних лет показывает, что россияне, возраст которых превышает 65 лет, составляют 13% от общей численности населения. По данным Минтруда, среднегодовая численность получателей трудовых пенсий в 2015 году составит 39 млн человек, в 2016 году – 39,40 млн человек, и в каждый последующий год количество получателей трудовых пенсий будет увеличиваться примерно на 400 тыс. человек.
Эксперты прогнозируют, что к 2035 году число пенсионеров и работающих граждан России сравняется, и такое положение создаст для пенсионной системы страны серьезные трудности.
С уплатой страховых взносов в нашей стране также большие проблемы: по некоторым данным от 40% до 60% российских компаний скрывают часть заработка своих сотрудников от налогов.
Сегодня государственные распределительные пенсионные системы многих стран мира испытывают все более серьезные финансовые трудности, наиболее важной причиной которых является старение населения.
На основе прогнозов ухудшения демографической ситуации в России в 2002 году стартовала пенсионная реформа, суть которой состояла в постепенном переходе от распределительной к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения.
Накопительная пенсионная система создавалась не для замены распределительной, а для того, чтобы быть дополнительной составляющей.
Накопительная пенсия формируется в обязательном порядке у работников 1967 года рождения и моложе. Страховые взносы на накопительную пенсиюпоступают на индивидуальный счет,инвестируются управляющими компаниями или негосударственными пенсионными фондами, ипри выходе на пенсию вся сумма пенсионных накоплений вместе с инвестиционным доходом делится на ожидаемый период выплаты, который на данный момент составляет 19 лет (или 228 месяцев).
В итоге получается размер накопительной пенсии, которую гражданин получает дополнительно к страховой пенсии, назначаемой и выплачиваемой Пенсионным фондом РФ.11
Накопительная пенсия позволяет:
- копить в реальных «живых» деньгах, которые зафиксированы на индивидуальном пенсионном счете застрахованного и на которые ежегодно начисляется инвестиционный доход;
- снизить зависимость размера будущей пенсии от влияния бюджетной ситуации в будущем, в частности, от стоимости баллов;
- оставить пенсионные накопления в полном объеме правопреемникам застрахованного лица в случае его смерти до назначения ему пенсии.
По данным Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), сегодня уже более 29 млн человек выбрали негосударственные пенсионные фонды для инвестирования накопительной части пенсии, а это около 65% всех пенсионных накоплений в России.
С июля 2012 года производятся выплаты накопительной части пенсии застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования гражданам, достигшим пенсионных оснований.
Действующая в России распределительно-накопительная пенсионная система по своему замыслу была признана мировыми экспертами одной из самых надежных и сбалансированных:
- накопительная пенсия снижает риски, связанные со страховой частью пенсии, в условиях нарастающего демографического кризиса,
- в то время как страховая пенсия снижает риски накопительной в негативных условиях финансового рынка.
Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 410-ФЗ все НПФ, осуществляющие деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, должныизменить свою организационно-правовую форму и до 1 января 2016 года преобразоваться из некоммерческих организаций в акционерные общества.
- вступить в систему гарантирования пенсионных накоплений, аналогичную системе страхования банковских вкладов.
Система гарантирования пенсионных накоплений в НПФ должна начать работать уже в 2015 году.
В соответствии с данным законодательством создается двухуровневая система гарантирования прав застрахованных лиц, которая будет включатьрезервы по обязательному пенсионному страхованию, формируемые в каждом НПФ, иобщенациональный гарантийный фонд, который объединит всех участников системы обязательного пенсионного страхования.
Администрированием гарантийного фонда будет заниматься Агентство по страхованию вкладов (АСВ).
Сегодня большинство крупных НПФ акционировались, прошли проверку Банка России и подали ходатайство в Банк России о вступлении в систему гарантирования прав застрахованных лиц.
Внимание. При выборе НПФ для формирования накопительной пенсии обязательно проверьте удовлетворяет ли выбранный вами НПФ указанным выше условиям.
По новой пенсионной формуле пенсия складывается из трех составляющих:
- фиксированной выплаты и двух самостоятельных пенсий
- страховой пенсии,
- накопительной пенсии.
При расчете страховой пенсии права на нее будут учитываться в пенсионных коэффициентах исходя изуровня заработной платы (точнее, уплаченных с нее страховых взносов),стажа ивозраста выхода на пенсию.
Фиксированная выплата – это аналог прежнего фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии, устанавливается государством одновременно с назначением страховой пенсии.
Ее размер на 2015 год составляет 3935 рублей в месяц, но ежегодно он будет увеличиваться в зависимости от уровня инфляции.
Правила для назначения накопительной пенсии в рамках пенсионной реформы 2015 не меняются
При расчете страховой пенсии учитываются пенсионные права и до и после 1 января 2015 года.12
Период до 1 января 2015 года также будет конвертироваться в баллы. Сумма накопленных баллов за оба периода переведется в рубли в соответствии со стоимостью одного балла.
Стоимость балла ежегодно устанавливает Правительство РФ. На начало 2015 года он соответствует 64 рублям 10 копейкам.
К полученной сумме прибавляется фиксированная выплата – это гарантированная сумма, которую государство устанавливает к страховой пенсии в фиксированном размере. Все вместе дает размер будущей страховой пенсии (как показано на рисунке выше).
По новым пенсионным правилам при расчете страховой пенсии суммируются все годовые пенсионные коэффициенты, в том числе особые коэффициенты за страховые нетрудовые периоды:
- за отпуск по уходу за детьми,
- срочную службу в армии,
- более поздний выход на пенсию и т.д.
Основными обязательными условиями для возникновения права на страховую пенсию по старости в соответствии с Пенсионной реформой 2015 являются:
- достижение возраста 60 лет – для мужчин, 55 лет – для женщин;
- наличие необходимого страхового стажа, который в течение 10 лет поэтапно будет увеличиваться – по 1 году в год: с 6 лет в 2015 году до 15 лет в 2024 году;
- наличие минимальной суммы пенсионных коэффициентов.
С 1 января 2015 года минимальный пенсионный коэффициент установлен в размере 6,6 с последующим ежегодным увеличением до достижения 30 в 2025 году.13
Таким образом, пенсионная реформа в 2015 году привела к тому, что теперь пенсия состоит из 2-х частей: страховой (система годовых коэффициентов) и накопительной. К ним добавились фиксированные (обязательные) выплаты. Правительство делает ставку на то, что каждый гражданин непосредственно участвует в формировании своих выплат.
Глава 3.СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПЕНСИОННЫХ РЕФОРМ 2002 И 2015ГГ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ
3.1.Сравнительный анализ пенсионных реформ 2002 года и 2015 года
При раскрытии вопроса сравнительного анализа пенсионных реформ 2002 и 2015 годов следует учитывать, что главные задачи, решаемые проведением в жизнь данных реформ, значительно отличаются.
Реформа 2002 года являлась первым значительным изменением законодательства в сфере социального обеспечения после событий распада СССР. Главной задачей, стоявшей на пути данной реформы, являлось адаптация пенсионной системы России к изменившимся экономическим реалиям устройства России. Экономика России на момент проведения реформы еще не успела сформировать работоспособную бесперебойную систему, позволяющую свободно без особых рисков распоряжаться имеющимися в бюджете и планируемыми к поступлению денежными средствами.
В таких условиях законодатели должны были защитить права граждан, чье благополучие, в основном в силу возраста, зависит от государства, от пенсионных поступлений с его стороны. В этой связи, реформа 2002 года выглядит консервативной, сохраняет большую часть механизмов распределительной системы базового размера пенсии и лишь встает на путь ослабления контроля за выполнениями обязательств государства по пенсионному обеспечению, предоставляя свободу частным структурам, которые начинают самостоятельно накапливать пенсионные сборы, инвестировать данные денежные средства на свои цели, но в дальнейшем отвечают за умножение и обратную отдачу данных денежных средств в пользу пенсионеров, но уже в виде пенсионных выплат.
Однако автор еще раз обращает внимание на то, что данное новшество находилось лишь в начале своего развития, представляя собой дополнительный, но с первого взгляда, рискованный способ увеличить размер пенсии. В этой связи, все же нельзя не согласиться с законодателями, которые все-таки большую часть пенсионных поступлений оставили под своим контролем, гарантировав бесперебойность пенсионных выплат в период становления экономической системы России.
Как видно из анализа настоящей курсовой работы, пенсионная реформа 2015 года представляется уже более смелым шагом в сторону свободы выбора гражданами способа увеличения размера подлежащих получению пенсионных выплат.
Так, гражданам представляются права на формирование не просто дополнительного размера пенсии, но и в выборе, на каких условиях и в каких размерах их пенсия будет увеличена. Будущие пенсионеры могут выбрать способ отчисления денежных средств в период трудоспособности в негосударственную организацию на условиях, согласуемых с каждым гражданином индивидуально. Данными условиями и будет определяться размер дополнительных выплат к основной части пенсии. При этом также остается вариант выбора такого способа увеличения пенсии, как отчисления дополнительного пенсионного взноса в пользу государственного учреждения на установленных для всех граждан общих условиях.
Автор отмечает, что в выборе между негосударственным и государственным учреждением, конечно же, ключевым является вопрос предоставляемых гарантий того, что вложенные денежные средства не пропадут без следа через продолжительный период времени. Однако раскрытие данного вопроса выходит за пределы вопросов, подлежащих рассмотрению в настоящей курсовой работе.
Учитывая изложенные целевые задачи, стоящие перед пенсионными реформами, автор считает необходимым также определить в сравнении пенсионных реформ конкретные изменения, внедренные в результате проведения в жизнь реформы 2015 г.
1. Значительно выросли требования по минимальному стажу для назначения пенсии. До 31 декабря 2014 года достаточно было иметь 5 лет стажа. К 2024 году пройдет постепенное увеличение до 15 лет. Увеличение требований по стажу планируется проводить постепенно. Так, в 2015 году необходим стаж 6 лет, в 2017 году – 7 лет и так далее.
2. Право на пенсионное обеспечение будет давать пенсионный коэффициент, величина которого зависит от стажа, заработной платы и возраста выхода на пенсию. Установлен минимальный порог, обеспечивающий право на трудовую пенсию в размере 30 баллов.
3. Страховая и накопительная – это два вида пенсий согласно новым законам, государство берет на себя ответственность только за страховую часть.
4. При недостатке стажа и пенсионного коэффициента оформить пенсию гражданин сможет, но на 5 лет позже установленного законом срока.
5. С 1998 года законодательно не устанавливались никакие ограничения в получении пенсии для работающих пенсионеров. Теперь Федеральными законами «О накопительной пенсии» и «О страховых пенсиях» некоторые ограничения установлены. В частности, работающим пенсионерам баллы пенсионного коэффициента будут начисляться только в тот период, когда они откажутся от пенсионных выплат, несмотря на обязательную выплату страховых взносов. Начисленные баллы, умноженные на стимулирующий коэффициент (1,4) увеличат размер выплат в дальнейшем. Так государство намерено стимулировать более поздний выход на пенсию.
6. Женщины, пенсионный возраст которых наступит позже 1 января 2015 года, получили льготы. В период ухода за первыми четырьмя детьми им будут начисляться повышенные баллы: за первого ребенка – 1,8, за второго – 3,6, третьего и четвертого – 5,4. При назначении пенсии по старости будут учтены 6 лет. До 2015 года в пенсионный стаж включались только три года.
7. Работникам сельскохозяйственных предприятий со стажем более 30 лет и проживающим в сельской местности уже в 2016 году предусмотрена прибавка к пенсии.
8. Дополнительные баллы получат граждане, отслужившие в армии, в органах внутренних дел, и приравненных к ним.
Таким образом, если сегодня размер выплат примерно одинаков для всех граждан, то в будущем он будет существенно отличаться в зависимости от величины доходов и стажа.
Понятие «трудовая пенсия» уходит в прошлое; теперь правильнее будет говорить «страховая пенсия», которая будет исчисляться не в рублях, а в баллах. Пенсионный балл будет устанавливаться ежегодно и изменяться с учетом инфляции.
Очевидно, что реформа 2015 года является продолжением реформы 2002 года. При этом на лицо более смелые шаги в сторону свободы выбора способа накопления пенсии и увеличения подлежащих выплаты пенсионеров сумм.
Однако стоит отметить, что новая пенсионная реформа 2015 года возлагает также дополнительную нагрузку на граждан, увеличивая стаж работы и вводя бальную систему учета отчислений в Пенсионный фонд России.
3.2.Проблемы действующих систем государственного пенсионного обеспечения в РФ
Пенсионная система - один из самых важных элементов в области социального обеспечения развитых стран, она влияет на изменение и формирование социального статуса граждан, выступает отражением исполнения главных функций государства.
В настоящее время государственное пенсионное обеспечение РФ переживает сложный период и критикуется с разных сторон. Пенсионеры его считают несправедливой из-за низких размеров пенсий, работодатели пенсионное обеспечение считают малоэффективной и дорогостоящей, т.к. вносят в ПФР немалые суммы страховых взносов, которые достойных пенсий работникам не обеспечивают.
Одной из важнейших современных проблем является растущий дефицит бюджета ПФ РФ. Совокупный размер трансфертов на государственное пенсионное обеспечение из федерального бюджета в 2012–2013 гг. составил порядка 45 % в общих доходах бюджета ПФ РФ, что явно свидетельствует о сохранении высокого уровня зависимости бюджета фонда от бюджетных ассигнований из федерального бюджета и о невозможности организации государственного пенсионного обеспечения за счет поступающих взносов и иных источников доходов ПФ РФ. Для сравнения: в 2012 году трансферт из федерального бюджета составил 2 850,2 млрд. рублей, тогда как согласно действующей бюджетной политике объемы межбюджетных трансфертов Фонду в 2014 году составят 7,5 млрд. рублей.

Список литературы

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
[Электронный ресурс] – режим доступа - http://www.constitution.ru/
2. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – режим доступа - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34419/
3.Арчер, Джеффри Ни пенсом больше, ни пенсом меньше / Джеффри Арчер. - М.: Азбука-классика, 2015. - 384 c.
4. Ахметзянова, В. А. Готовимся к пенсии. Осваиваем Интернет / В.А. Ахметзянова. - М.: БХВ-Петербург, 2015. - 208 c.
5.Барщевский М.Ю. Все о пенсиях и льготах, АСТ, 2010
6.Беликова, Т.Н. Все о пенсиях / Т.Н. Беликова, Л.Н. Минаева. - М.: СПб: Питер, 2016. - 224 c.
7. Белянинова, Ю. В. Ваша пенсия. Ответы на все вопросы / Ю.В. Белянинова. - М.: Эксмо, 2016. - 320 c.
8.Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (постатейный) / А.Н. Борисов. - М.: Деловой двор, 2015. - 520 c.
9.Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации (для ссузов). ФГОС, Издательство: Кнорус. Год: 2016.
10.Горшков А.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие, Омега Л, 2015
11.Галаганов В.П. Право социального обеспечения, Академия, 2014
12.Зайнышев И.Г. Технология социальной работы. Издательство: Владос, 2014
13.История социальной работы: учебное пособие для бакалавров, Агапов Е. П., Директ-Медиа, 2015 год, 353 стр.
14.История социальной работы: учебное пособие / М.В. Фирсов. - М. : КНОРУС, 2016. - 400 с.
15.Кузина И.Г. Теория социальной работы. Учебное пособие Издательство: Проспект. Год: 2016
16.Кутепова, К. О. Все о пенсиях. Виды, условия назначения, размер / К.О. Кутепова, А.Г. Степанов. - М.: Омега-Л, 2015. - 144 c.
17.Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Учебник для бакалавров, Юрайт, 2016
18.Никифорова О.Н. Пенсионное обеспечение в системе социальной защиты населения Монография / О.Н. Никифорова. - Научная мысль, Страхование, 2016
19.Право социального обеспечения: учебник / В.П. Галаганов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2016. - 510 c.
20.Право социального обеспечения: учебник / под ред. КН Гусова. –. М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2015. - 328с
21.Право социального обеспечения: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [Р.А. Курбанов и др.]; под ред. Р.А. Курбанова, К.К. Гасано¬ ва, С.И. Озоженко. - М.: Ю НИТИ-ДАНА, 2014. - 439 с
22.Право социального обеспечения: учебник / коллектив авторов; под ред. В.Ш. Шайхатдинова. - М. : ЮСТИЦИЯ, 2016. - 552 с.
23.Право социального обеспечения: учебное пособие / Т.К. Миронова. - М. : КНОРУС, 2016. - 312 с
24.Самыгин С.И, Циткилов П. Я., Тумайкин И.В.. Теория социальной работы для бакалавров. Учебник. ФГОС, Издательство: Феникс. Год: 2016
25.Сидоров В.Е. Право социального обеспечения Российской Федерации. Учебное пособие, РИОР, 2016
26.Снежко О.А. Защита социальных прав граждан: теория и практика, Инфра-М, 2016
27.Соловьев А.К. Пенсионная реформа: иллюзии и реальность. Учебное пособие, Проспект, 2015
28.Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие Издательство: Кнорус. Год: 2016.
29.Тучкова Э. Г., Акатнова М.И, Васильева Ю.В. Право социального обеспечения России. Практикум. Учебное пособие, Издательство: Проспект. Год: 2016.
30. Лаборатория пенсионной реформы [Электронный ресурс] – режим доступа - www.pensionreform.ru/69571.
31. Эксперт: пенсионная реформа повысила интерес к накопительной системе. 2014. [Электронный ресурс] – режим доступа -www.ria.ru/society/20140117/989779463.
32. Звенигородский С. Пенсия по-новому: Можно ли накопить на старость вопреки реформам // РБК. [Электронный ресурс] – режим доступа www.quote.rbc.ru/pda/stock/news/ 2013/11/19/34065128.shtml.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это глобальная тема для нашего рассмотрения, так как она является основополагающей и считается начальной точкой преобразования всей пенсионной системы России, которая ей досталась в наследство от Совестского Союза. До 2002 года в стране действовала система, которая была принята в СССР, не считая небольших изменений, положенных после его распада в начале 90х. Базировалась она на распределительных принципах («Pay-As-You-Go» или PAYG - «плати пока идешь»). Что означает «нынешнее работающее поколение» обеспечивает пенсией «нынешнее поколение пенсионеров» по средствам отчисляемых налогов в пенсионную систему страны.

Многие на момент принятия решения и первоначальных действий по реформирования сложившейся системы уже понимали её глобальную необходимость. Устоявшиеся нормы пенсионного обеспечения уже на тот период не могли обеспечивать достойного уровня пенсионного замещения и с каждым годам ситуация усугублялась.

В первую очередь это связанно с назревшим демографическим кризисом в стране. Чистая распределительная система может функционировать и обеспечивать достойную пенсию только в том случае, если на каждого пенсионера приходится как минимум 4-5 работающих людей. У нас это соотношение приближается к двум на одного. Это катастрофическая цифра, которая была просчитана еще в конце 90х годов. В результате чего было принято решение о необходимости изменений в ПО страны.

Альтернативными вариантами также были увеличение пенсионного возраста или сокращение социальных пособий или увеличению налогов. Эти варианты привели бы к ухудшению уровня жизни и экономическому спаду в стране.

Поэтому было принято решение провести более масштабные преобразования. В результате, в 2002 году в стране начала функционировать новая пенсионная система. Вот ее особенности:

1.Основными изменениями стало то, что система из распределительной перешла в распределительно-накопительную, т.е. в пенсионном обеспечении появился накопительный элемент.

2.В ПФР начали вести персонифицированный учёт поступающих налоговых отчислений на человека, т.е. сумма отчисляемых средств теперь не обезличено поступала в фонд, после чего из общего бюджета происходили выплаты пенсионерам, а начал функционировать строгий учет средств на каждого человека именно из отчислений на данного человека.

Теперь размер пенсии стал максимально привязан к уровню «белого» заработка человека и стажу его работы.

3.Создание программ добровольного пенсионного обеспечения, что является важной частью реформы. Впервые у человека появилась возможность самостоятельно влиять на уровень будущей пенсии. Это важный компонент, особенно для людей, у которых низкий или очень высокий уровень заработка.

У первых понятно, по какой причине — человек мало зарабатывает, от этой суммы происходят отчисления, они соответственно так же невелики. Но при желании и, допустим, дополнительных возможностях он самостоятельно может отчислять определенную сумму по добровольным программам.

У тех, кто много зарабатывает, такие же проблемы, суммы отчислений минимальны. Это происходит по причине регрессивной налоговой системы. Чем больше Вы зарабатываете, тем меньше платите налогов;). Но в таком случае у Вас, несомненно, есть средства, а теперь и возможность самостоятельно влиять на уровень своей будущей пенсии.

Мы рассмотрели основные компоненты пенсионной реформы 2002 года.

Суть её состоит в том, чтобы:

  • увеличить уровень замещения пенсией зарплаты, т е обеспечить человека достойной пенсией и уровнем жизни после прекращения трудовой жизни или потери трудоспособности;
  • снять с государства хоть и небольшую, но всё же часть ответственность за будущее своих граждан и переложить её на самих граждан, предоставив множество инструментов и программ для работы со своими отчислениями;
  • увеличить личную заинтересованность граждан в своей пенсии на самых первых этапах трудовой деятельности и способствовать увеличению финансовой грамотности и активности людей;
  • стимулировать «обеление» заработков населения, теперь граждане, понимая, что их пенсия зависит от уровня их дохода, будут лично заинтересованы в легальном заработке;
  • создание накопительного элемента, который является инвестиционным инструментом пенсионного обеспечения, что способствует его увеличению, по средствам размещения на фондовых рынках и принесения дополнительного дохода человеку. Так же это «длинные деньги», которые необходимы для развития в целом экономики страны;
  • создание УК и НПФ, которые получают на управление большие капиталы и становятся заинтересованными в принесения своим клиентам хороших инвестиционных доходов, для увеличения собственной прибыли;
  • создание благоприятных условий для развития фондового рынка в стране, так как огромные капиталы с длительным потенциалом будут инвестироваться на данных площадках, и стимулировать тем самым их развитие.

Я Вам перечислила все основные элементы проводимой пенсионной реформы 2002 года и ожидаемые от нее социально-экономические эффекты. Как Вы видите, спектр действия данных преобразований очень велик, он захватывает практически все экономические области социальной жизни страны. Поэтому переоценить важность и значимость данных изменений в нормах работы пенсионного обеспечения страны невозможно.

Также немаловажно, что бы Вы, мои читатели, понимали всю эту значимость не только в рамках страны и её жизни, а в первую очередь определили эту значимость для себя и своей будущей жизни. Вы обязаны, как собственники своей накопительной чатами пенсии, четко понимать все сложившуюся систему ПО, её преобразования, знать инструменты, которыми можете пользоваться, для увеличения пенсионных отчислений и не только все это знать, но и применять в практике! Иначе, выйдя на пенсию, Вам больше некого будет винить в её весьма скромных размерах, кроме самого себя и своего бездействия.

Сейчас на короткой дистанции сложно говорить об эффективности применяемых нововведений, так как все предполагаемые участники, находятся в положении стагнации. ПФР не заинтересован в накопительной элементе. Об этом я писала в . НПФ и УК зачастую инвестируют средства с получением минимальной доходности (этому причиной в том числе и нестабильная ситуация в стране и на рынке).

Также выявлены случаи нецелевого использования, но в последнее время проводятся кардинальные изменения, направленные на искоренения таких инцидентов. Сами люди мало что знают о своих накоплениях и не заинтересованы в работе с данным инструментом, все еще полагаясь на выбор государства и того, что кто-то примет за них более правильное решение, нежели они сами.

В долгосрочной перспективе ПО представляется как основополагающая система социальной структуры страны и многих её экономических институтов.

Уверена, лет через 10 многие недоработки в этой области будут исправлены, граждане начнут более серьезно подходить к этому вопросу и уровень пенсионного замещения тем самым сможет обеспечивать достойный уровень жизни при прекращении трудовой деятельности.

Со всеми законами и нормативными актами, принятыми в 2002 году, касаемо изменений в ПС, Вы можете ознакомиться более подробно: 173 ФЗ — о трудовых пенсиях; 166 ФЗ — о государственном пенсионном обеспечении в РФ; 167 ФЗ — об обязательном пенсионном страховании в РФ; 111 ФЗ — об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в РФ.

Ну, вот и все дорогие мои читатели! Уверенна теперь осознавая всю значимость проводимых реформ, Вы не останетесь безучастными и позаботитесь о себе сами.

А пока, до новых встреч! До свидания!

Ваш пенсионный консультант...

В новой пенсионной модели, которая вступила в действие с 1 января этого года, предложена принципиально иная схема индексации пенсии. В основе ее - прогноз темпов инфляции и роста заработной платы на планируемый год. По этим показателям и с учетом прогнозируемых доходов пенсионной системы и будет определяться размер индексации на год, утверждаемый в бюджете.
В составе пенсии нынешних ее получателей будет условно выделяться базовая и страховая части. Это необходимо для того, чтобы проводить индексацию: ведь базовая и страховая части трудовой пенсии должны индексироваться разными темпами.
Повышение базовой пенсии будет связано с темпом инфляции. На 2002 год он прогнозируется в размере 12-14 процентов. Индексация будет производиться раз в полгода - 1 февраля (в размере 7 проц.) и 1 августа (6 проц.), что с учетом сложных процентов даст 13,4 проц., предусмотренные бюджетом ПФР.
А страховая часть пенсии будет индексироваться ежеквартально в темпе роста заработной платы: 1 февраля - на 7 проц. (если старая система не даст более высокий показатель), 1 мая - на 11 проц., 1 августа и 1 ноября - по б процентов. Суммарно, с учетом сложных процентов, - на 33,4 процента за год.
В итоге этих индексаций средняя пенсия должна возрасти за год на 369 руб. и увеличиться с 1140 до 1520 рублей. Это минимальный прогноз повышения пенсий, который, как предполагают в Пенсионном фонде, может быть и превышен.
По подобной же схеме будет осуществляться индексация и во все последующие годы реформы. Использование правовых норм новой пенсионной модели позволит повышать пенсии независимо от колебаний доходов, связанных со шкалой регрессии.
Конвертация пенсионных прав
С началом реформы началась и конвертация пенсионных прав граждан. Она коснется и тех, кто уже на пенсии, и тех, кто, заработав тот или иной объем прав в рамках старой пенсионной модели, будет продолжать работу до достижения пенсионного возраста или после него. Естественно, этим разным категориям населения пенсионные права конвертированы по-разному.
Проще всего пройдет конвертация прав у неработающих пенсионеров: если они не будут иметь прав на повышения, то им выделят в их пенсии базовую (450 руб.) и страховую части (получаемая пенсия минус базовая часть). И в дальнейшем будут индексировать их - одну в темпе роста инфляции, другую в темпе роста заработной платы.
Работающие пенсионеры могут не только пересчитать пенсию по нормам закона №113-Ф3, но и, если это им выгодно, вообще перерасчитать пенсию, предоставив для этого данные о последних 24 месяцах, отработанных ими уже в качестве работающих пенсионеров. В назначенной им пенсии также будут условно выделены базовая и страховая части, по которым будет проводиться последующая индексация.
Более сложна будет схема конвертации прав так называемых транзитных поколений - тех возрастных групп, которые, заработав пенсионные права в старой модели, не достигли еще пенсионного возраста и должны будут дорабатывать до него в рамках новой модели.
Начнем с того, что все они должны были виртуально, условно с 1 января 2001 года уйти на пенсию. Для этого им будет произведен расчет пенсионных прав по нормам закона №113-ФЗ с учетом выработанного по старым нормам стажа и размеров зарплаты за 24 последних месяца или 60 месяцев подряд по выбору. При стаже больше минимального (20 лет для женщин и 25 для мужчин) стажевые коэффициенты будут повышаться, при стаже меньше - понижаться ровно на столько, на сколько фактически выработанный стаж больше или меньше установленного законом минимального.
На этом основании будет производиться назначение так называемой расчетной пенсии - той пенсии, которая может быть рассчитана для представителей транзитных поколений по закону №113-Ф3. В ней также будут выделяться базовая и страховая части. Однако эта первичная страховая часть будет носить название начальной, в дальнейшем ее величина будет индексироваться, но никак не зависеть от результатов последующей работы.
Страховые взносы, которые будут делаться работодателями в пользу застрахованных, составляют основу для исчисления третьей части пенсии представителей транзитных поколений - страховой. Эти взносы будут суммироваться и составят к достижению пенсионного возраста накопленный пенсионный капитал. Он при выходе на пенсию будет разделен на период среднестатистического дожития (на сегодня он составляет 228 месяцев, или 19 лет), и в результате будет определена величина месячной пенсионной выплаты. Она в сумме с базовой и начальной частями (естественно, проиндексированными) и составит общую величину пенсии.
Кроме того у мужчин моложе 50 лет и женщин моложе 45 лет в пенсии будет еще одна часть - накопительная, которая будет играть роль резерва на случай прогнозируемого ухудшения демографической ситуации. Для тех, кто старше 35 лет, на эти цели будет направляться 2 из 14 проц. страховых взносов, делаемых в их пользу. Для тех, кто моложе, процент отчислений будет повышаться с 3 в 2002 году до 6 в 2005 году. Эти средства по выбору граждан будут инвестироваться в те или иные инвестиционные проекты, отобранные государством или (с 2004 года) негосударственными пенсионными фондами, а инвестиционный доход вместе с накопительной частью будет суммироваться к пенсионному капиталу при расчете пенсии.
Но все эти дополнительные части пенсии будут исчислятъся по новой пенсионной модели. Конвертированы же будут только две части - первичная базовая и начальная, которые будут исчислены каждому россиянину, заработавшему права в старой пенсионной системе в 2002 году.
Для тех, кому до пенсии менее 10 лет
Из ныне работающих наиболее сложна пенсионная судьба тех, кому до пенсии остается менее 10 лет, - у женщин старше 45 лет и мужчин старше 50. Основной объем пенсионных прав они заработали при старой пенсионной модели, и времени для того, чтобы заработать солидный пенсионный капитал в новой, у них остается не так уж много. Поэтому эта возрастная группа переходных, транзитных поколений может быть заинтересована в новых нормах пенсионного обеспечения только в том случае, если им будут предложены особые правила исчисления им пенсий, учитывающие всю сложность их положения.
Рассмотрим возможные подходы к группе "10 лет до пенсии" на конкретном примере: Иванов Иван Иванович, 50 лет, стаж на начало реформы - 24 года, зарплата 1600 рублей. Поскольку стаж у него меньше минимального на один год, а зарплата не превышает предельно учитываемую (она составляет сегодня 2005 руб.), формула исчисления его расчетной пенсии выглядит так:
Пенсия = 1600 руб. х 55% х (24:25) = 844, 4 руб., из которых 450 приходится на базовую, а 394,4- на начальную части пенсии.
За 10 лет, оставшихся до пенсии, Иван Иванович заработает еще некий пенсионный капитал. Формула его расчета выглядит так:
Пенсионный капитал = ежемесячный страховой сбор 224 руб. (14 проц. от 1600руб.) х 12 месяцев х 10 лет = 26 880 рублей. Делением этого капитала на установленный законом расчетный период дожития мы получаем третью часть пенсии Ивана Ивановича - страховую. В сумме с базовой и начальной она и составляет размер его ежемесячной пенсионной выплаты.
Поскольку лет для зарабатывания пенсионного капитала у Ивана Ивановича было меньше, чем у представителей более молодых возрастных групп, ему законом будет предложен более короткий расчетный срок дожития. Для всех этот срок будет установлен в размере 19 лет или 228 выплатных месяцев. Для возрастной группы "10 лет до пенсии" по предложению Пенсионного фонда будет установлен расчетный срок дожития в 12 лет или 144 выплатных месяца.
Срок этот имеет чисто техническое значение - он является лишь делителем пенсионного капитала при расчете размера ежемесячной пенсионной выплаты. На реальное время получения гражданином пенсии этот срок не влияет, поскольку, по закону, пенсия выплачивается как пожизненная рента. И те, кто проживает больше 12 или 19 лет, будут получать ее до конца дней своих. Но при неизменной величине пенсионного капитала чем меньше будет расчетный срок дожития, тем большим окажется размер пенсии.
Вот и у Ивана Ивановича при периоде дожития 19 лет страховая часть пенсии будет составлять 117,9 руб., в 12 лет - 186,7 рубля. С учетом установленного законом сокращенного расчетного периода дожития пенсия Ивана Ивановича Иванова будет составлять (без индексаций, которые мы для простоты примера пока не учитываем):
пенсия = 450 (базовая часть) + 394,4 (начальная часть) + 186,7 (страховая часть) = 1031 рубль.
Пенсию эту не назовешь слишком большой. Но ведь и зарплата у Ивана Ивановича невелика. Но чтобы дать ему возможность увеличить объем своих пенсионных прав и размер пенсии, новым пенсионным законодательством предложено еще одно новшество - возможность работать с полным или неполным получением пенсии и после достижения пенсионного возраста.
По достижении 60 лет базовая часть пенсии начинает выплачиваться Ивану Ивановичу автоматически. При этом он может и оставить работу, и продолжать работать, и в том и в другом случае по своему выбору получая или не получая остальные части пенсии. Если он будет работать, не получая страховую (включая сюда и начальную) часть пенсии, то в течение пяти лет ему за каждый отработанный год будет плюсоваться к периоду дожития только по полгода.
В зависимости от выбранного варианта, прирост страховой части пенсии (дополнительно к индексации) составит, по прогнозу, за пять лет 17,6 проц., если Иван Иванович будет работать и получать полную пенсию; 35,7 - если не будет работать и заморозит на этот срок страховую часть пенсии, и 55,6 - если будет работать и откажется от получения страховой части.
В первом случае пенсия Ивана Ивановича составит в возрасте 65 лет при окончательном выходе: 450 руб. базовой пенсии + 394,4 руб. начальной + 17,6 проц. страховой (186,7 руб.) = 1063 рубля. Во втором - 1097,7 рубля. И в третьем - 1134 рубля Правда, при этом в первом случае его месячный доход до окончательного выхода на пенсию составит 1600 +1031 руб. = 2631 руб., во втором - 450 руб., в третьем - 1481 рубль. И выбор пенсионера будет поэтому зависеть и от наличия у него других источников доходов.
В качестве примера мы брали мужчину, но данная схема дополнительного зарабатывания пенсионных прав наиболее привлекательна для женщин. То, что они работают на 5 лет меньше мужчин, может существенно сказаться на размере их пенсий. И чтобы уравнять шансы полов на относительно равную пенсию, женщинам должен быть предоставлен шанс на самостоятельный выбор возраста окончательного выхода на пенсию.
В. Вьюницкий, советник председателя правления Пенсионного фонда России.