Рисование фигуры человека по представлению с применением пропорциональных схем. Чертеж человека. Антропометрические данные фигуры людей

В Android есть 3 действенных способа для переноса приложений на карту памяти.

Системные методы – в Android имеется встроенная функция для переноса любого приложения на карту памяти (если это, конечно же, поддерживает само приложение). Чтобы проверить, можно ли перенести приложение, откройте Настройки – Приложения , а затем из списка приложений выберите нужное вам.

После этого, обратите внимание на кнопку с названием «Переместить на карту-SD» . Если она активна, то можете смело нажат нее, затем чуточку подождать, пока система перенесет приложение и вуаля, приложение уже находится на внешней карте памяти.

При помощи приложения AppMgr (он App2SD) – достаточно популярное приложение среди Android-пользователей , которое позволит переносить на карту памяти приложения в разы удобнее, чем системными методами. После запуска приложения, обратите внимание, что доступно 3 вкладки: Перемещаемые (приложения, которые находятся в памяти устройства и поддерживают перемещение на карту памяти), На карте SD (приложения, который находятся в данный момент на карте SD и можно переместить обратно в память устройства) и В телефоне (приложения, которые нельзя переместить и могут работать только в памяти устройства).

Главное преимущество приложения – это массовое выделение, что позволит вам за один раз перенести на внешнюю карту памяти все приложения. Для этого открываете меню, а затем выбираете пункт «Переместить все» . В появившемся окне отмечаете приложения, которые хотите переместить и нажимаете « ОК » . После этого, вам нужно будет только нажимать на кнопку «Переместить на карту SD» и все.

Этот метод применим не столько к приложению, сколько к его кэшу, который как раз и занимает большую часть памяти, а с его переносом поможет приложение FolderMount, который требует наличие ROOT-прав на вашем смартфоне/планшете. Если вы не знаете, что такое ROOT , то читаем и внимательно вникаем на различных форумах, которые вы найдете в Google . После установки приложения, нажмите на плюсик в правом верхнем углу. В поле «Имя» вводите произвольное имя, например, gta , fightback и любое другое. В поле «Источник» находите папку с кэшем игры, которая обычно находится здесь: SDCard/Android/obb/ваша папка с названием приложения . После того, как нашли папку, нажимаете на галочку в правом верхнем углу. Сразу после этого появится окно с предложением автоматически создать конечную папку, с чем Вы однозначно соглашаетесь. После этого, ставите галочку возле пункта «Отменить сканирование» и нажимаете на галочку в правом верхнем углу и подтверждаете все ваши действия. Затем ждете, пока в панели уведомлений появится сообщение об успешном перемещении кэша.

Практически все телефоны и планшеты, выпускаемые в 2018 году, имеют большой объем встроенной памяти, который расширяется при помощи карты microSD на 32 ГБ и более (в моделях среднего класса и флагманах). Но среди владельцев старых и недорогих устройств, с внутренним хранилищем на 4 ГБ и меньше, вопрос нехватки свободного места на смартфоне стоит особенно остро. В данной статье мы подробно разберем все способы как перенести приложения на карту памяти SD в Android.

Инструкция предназначена как для новичков, так и для опытных пользователей, поэтому в ней рассказано о переносе приложений не только штатными средствами, но и при помощи специальных программ, требующих root-прав.

Также освободить место во внутренней памяти можно удалив системные приложения.

Как перенести приложения на карту памяти доступными средствами

Начиная с самых ранних версий Android, в системе была функция переноса на SD карту большинства установленных приложений. Вместо нее в Android 6.0 Marshmallow появилась возможность использовать карту памяти в качестве внутреннего накопителя (этот способ также описан в статье).

Рассмотрим функцию на примере телефона Samsung под управлением Android 5.0:

Перейдите в «Настройки» и выберите «Приложения». В зависимости от производителя и прошивки пункт может называться «Диспетчер приложений», «Все приложения».

Выберите скачанную игру или программу. Если приложение можно перенести, кнопка «Переместить на SD карту» будет активной. Щелкните на нее.

Если кнопка не работает, разработчик запретил установку приложения на карту памяти и переместить его штатными средствами не получится.

AppMgr III (App 2 SD) для переноса приложений

Чтобы не открывать настройки каждой игры либо программы и не смотреть можно их перенести или нет, воспользуйтесь утилитой AppMgr III (App 2 SD) – в ней перемещаемые приложения собраны в отдельной вкладке.

Удерживайте палец на карточках приложений, чтобы их отметить. Выберите нужные и щелкните на иконку папки вверху. В новом окне нажмите на красную стрелочку, после чего попадете на страницу сведений о приложении. Чтобы перейти к настройкам следующей выбранной программы или игры, нажмите кнопку «Назад».

Также AppMgr III сообщит, какие приложения лучше не устанавливать во внешнюю память, чтобы все их функции работали корректно.

Используем SD карту как внутреннюю память

Эта функция появилась в Android 6.0 и работает в Android 7 Nougat, Android 8 Oreo и Android 9 Pie. Она позволяет использовать карту памяти в качестве встроенного накопителя. Поскольку SD заменяет внутреннее хранилище, имеет смысл, чтобы объем флэш-карты был больше объема встроенной памяти. А чтобы приложения работали быстро, SD карта должна иметь высокую скорость записи.

Данные с отформатированной, как внутренний накопитель, карты памяти не будут прочитаны, если установить SD в другой смартфон или планшет. Чтобы использовать карту в новом устройстве, придется отформатировать ее как портативный носитель.

После подключения в шторке уведомлений появится сообщение, что обнаружена новая карта памяти. Достаточно нажать «Настроить», в открывшемся окне выбрать пункт «Внутренняя память» и следовать дальнейшим указаниям. Не забудьте перенести файлы с SD карты на другой носитель, так как они удалятся в процессе форматирования.

Подробная инструкция по настройке карты:

1. Зайдите в «Настройки» → «Хранилище» (может называться «Хранилище и USB-накопители» либо «Память»).

2. Нажмите на «SD-карта».

3. В правом верхнем углу откройте меню, выберите пункт «Настройки» (в некоторых прошивках «Память»).

4. Щелкните «Внутренняя память».

5. На экране появится предупреждение, что все данные, сохраненные на SD карте, в процессе форматирования будут удалены. Поэтому сначала скопируйте их, а потом нажимайте «Очистить и отформатировать».

6. Если в смартфоне используется SD низкого класса (к примеру, microSD Class 6), на экране высветится сообщение, что карта памяти работает медленно.

7. Перед завершением процесса форматирования, будет предложено осуществить перенос некоторых файлов и приложений на SD карту. Выберите нужный вариант, нажмите «Далее» и затем «Перенести».

8. В конце щелкните «Готово» и вручную перезагрузите телефон.

Теперь откройте «Настройки» → «Приложения» → «Сведения о приложениях» (если данного пункта нет, переходите к следующему действию) и выберите установленную программу или игру.

Нажмите «Хранилище» (может называться «Память»), потом щелкните по кнопке «Изменить» и выберите SD карту.

В появившемся окне нажмите «Переместить» и дождитесь завершения переноса.

Форматируем карту памяти как внутренний накопитель, используя ADB

Если на смартфоне установлен Android 6, 7, 8 или 9, а в меню настроек нет функции форматирования SD карты как внутреннего хранилища, производитель не добавил такую опцию в прошивку. Но пользователи могут самостоятельно форматировать карту памяти при помощи утилиты .

Для этого активируйте на Android , подключите мобильное устройство к ПК и запустите ADB из командной строки либо из Windows PowerShell, если на компьютере установлена одна из последних сборок Windows 10. Введите следующую команду и нажмите Enter (в Windows PowerShell добавьте./ перед командой).

Запустится консоль и в ней появится знак «$». Введите команду и щелкните Enter:

В строке ниже отобразится идентификатор SD карты вида disk:NNN,NN . Замените NNN,NN на значение полученного идентификатора и выполните команду:

Подождите пока команда выполнится. Затем перейдите в «Настройки» → «Хранилище» и выберите SD карту. Раскройте список опций, щелкнув на три точки вверху и нажмите «Перенести данные».

Выберите «Перенести» и дождитесь завершения процесса. В конце щелкните «Готово».

Как переместить несколько приложений на SD карту в Android 8 Oreo и 9 Pie

Чтобы не выполнять однотипные действия для переноса приложений по отдельности, воспользуйтесь программой AppMgr III (App 2 SD), о которой рассказывалось в начале статьи. Только на Android 8 Oreo и Android 9 Pie придется предоставить AppMgr III пару разрешений.

Запустите приложение. Появится уведомление, что программе нужен доступ к истории использования. Щелкните «Разрешить», выберите в списке приложений «AppMgr III», активируйте переключатель и вернитесь к программе. Также настроить доступ к истории использования можно перейдя в «Настройки» → «Приложения и уведомления» → «Расширенные настройки» → «Специальный доступ» → «Доступ к истории использования».

Выделите игры и программы, которые хотите переместить на флэш-карту и нажмите на изображение папки со стрелочкой внутри. В окне «Переместить на карту» щелкните на красную кнопку внизу.

Всплывет сообщение, что AppMgr III нужно разрешение изменять системные настройки. Нажмите на переключатель, после чего попадете в настройки. Активируйте тумблер и вернитесь в приложение. Опции этого разрешения находятся по пути «Настройки» → «Приложения и уведомления» → «Расширенные настройки» → «Специальный доступ» → «Изменение системных настроек».

Следом появится запрос на разрешение AppMgr III автоматически выполнять действия без ручного подтверждения для каждого приложения. Нажмите «ДА», перейдите в раздел «Специальные возможности», выберите «AppMgr III», переключите тумблер в положение «ON» и подтвердите, щелкнув «ОК». Затем вернитесь в программу.

Сразу же начнется перенос приложений. Просто дождитесь его завершения.

В конце будет показано, что приложения перемещены на карту памяти.

Переносим игры на SD карту в Android

Большую часть пользовательской памяти занимает кэш установленных игр. Чтобы его переместить, воспользуемся программой FolderMount , которая умеет монтировать директории с внутренней памяти на внешнюю. Для ее работы требуются .

Загрузите FolderMount с Google Play, запустите и предоставьте права Суперпользователя.

Во вкладке «Список пар» вверху нажмите на «+».

Придумайте и введите название папки-пары в первой строке.

Щелкните по второй, после чего откроется встроенный файловый менеджер. Кэш игр находится в каталоге «Android/obb», а приложений в «Android/data». Перейдите в папку, которую хотите смонтировать и нажмите на галочку.

На экране появится запрос не хотите ли вы создать конечную папку автоматически. Нажмите «ДА», если согласны. В таком случае FolderMount скопирует путь с внутреннего хранилища и создаст такой же на внешнем накопителе. Щелкните «НЕТ», если хотите вручную задать конечную точку монтирования и выберите папку куда переместить файлы.

Чтобы запустить копирование, нажмите на галочку и подтвердите перенос, выбрав «ДА» в следующем окне.

Процесс будет отображаться в панели уведомлений.

По завершению копирования, переключите тумблер во вкладке «Список пар», чтобы произвести монтирование.

Внизу есть кнопка с изображением булавки, щелкнув на которую, смонтируются сразу все директории.

Чтобы переместить файлы обратно из папки назначения в папку источник, сначала размонтируйте пары: для этого выключите тумблер или нажмите на перечеркнутую булавку, затем удерживайте палец на паре и щелкните на значок корзины.

Как переместить приложения при помощи Link2SD

Link2SD – программа умеющая монтировать данные приложений на карту памяти. Для того, чтобы она работала, на мобильном устройстве необходимо и создать на SD дополнительный раздел в файловой системе ext3/ext4. Разбивка карты памяти на разделы делается одним из следующих способов.

(!) Прежде чем создать новый раздел, скопируйте все файлы, находящиеся на SD, так как они удалятся после разделения карты памяти.

Разбивка карты памяти на Android через TWRP

Если на смартфоне установлен , разметьте SD карту через него. Для этого и нажмите «Advanced» («Дополнительно»).

Выберите «Partition SD card» («Разметка SD-карты»).

Отметьте «Micro SD card» и щелкните «ОК».

Выберите файловую систему создаваемого ext-раздела и укажите его размер. К примеру, 2048 МБ – эта память станет доступной для переноса приложений и на столько уменьшится объем SD карты. Размер раздела Swap (файла подкачки) оставьте равным 0.

Потяните ползунок, чтобы начать разметку SD.

В конце нажмите «Reboot System» и «Do Not Install», если не хотите загружать официальное приложение TWRP.

Устройство перезагрузится. Если перейти в «Настройки» → «Память» (либо «Хранилище» в последних версиях Android), увидите, что размер SD уменьшился. Второй раздел «видит» только Link2SD, App 2 SD и подобные приложения.

Создаем скрытый раздел на SD при помощи AParted

Второй способ разбить карту памяти на 2 раздела, если есть права Суперпользователя, но нет TWRP:

Зайдите в «Настройки» → «Память», нажмите «Отключить карту памяти» и подтвердите действие.

Запустите AParted и предоставьте root доступ.

Во вкладке Create есть 2 полосы: в верхней будет отображаться новый раздел, а нижняя показывает текущий размер SD и ее файловую систему.

Нажмите «ADD», чтобы создать первый раздел. Это будет новый размер карты памяти, куда можно сохранять фотографии, музыку, видео и другие файлы. Оставьте галочку напротив «Format», файловую систему fat32 и ползунком выберите размер. Чтобы задать его более точно, щелкните на число рядом с MB, введите нужное значение и нажмите «ОК».

Еще раз нажмите «ADD» и создайте второй скрытый раздел на который будут переноситься игры и приложения. Потяните ползунок до конца, оставьте отмеченным «Format» и выберите файловую систему ext.

Щелкните «APPLY» и в окне с появившимся предупреждением выберите «ОК».

Запустится процесс разделения SD.

По завершении во второй строке отобразятся 2 раздела.

Теперь подключите карту памяти через «Настройки», если этого не произошло автоматически. Там должен отображаться новый размер SD.

Работа с Link2SD

Откройте Link2SD и предоставьте программе права Суперпользователя.

Сразу появится окно с выбором файловой системы скрытого раздела SD карты. Отметьте подходящую версию ext и нажмите «ОК». Если окно не появилось, раскройте меню слева и щелкните «Пересоздать скрипт монтирования».

Затем нажмите «Перезагрузить устройство», чтобы смонтировать второй раздел карты памяти. Девайс перезагрузится.

После запуска Android зайдите в Link2SD, щелкните на 3 точки в правом верхнем углу и выберите «Несколько».

Отметьте нужные приложения и повторно раскройте меню. Нажмите «Сослать».

Также существует функция «Перенести на SD карту», которая перемещает приложения стандартным методом Android, недоступным пользователям без Link2SD.

Если нужно переместить одну игру либо программу, найдите ее в списке, щелкните по ней и выберите «Сослать» или «Перенести на SD карту».


Многим пользователям Android знакома проблема нехватки внутренней памяти в телефоне или планшете. Одним из основных способов её освободить является перенос игр и приложений на карту памяти, конечно если таковая имеется.

Однако, решив перенести игру на SD карту, многие сталкиваются с различными сложностями. В этой статье попробуем разобраться что к чему и посмотрим на пару полезных приложений для переноса данных в Android.
Для начала стоит отметить, что перенос приложений на карту памяти можно сделать без сторонних приложений, встроенными средствами. Но сама возможность переноса зависит от каждого конкретного приложения. Некоторые разработчики блокируют такую возможность, видимо по той причине, что внутренняя память обеспечивает лучшее быстродействие чем SD карта.
Для того что-бы проверить,можно ли перенести приложение на карту памяти, в настройках системы откройте пункт "Приложения" и посмотрите, активна ли кнопка "Переместить на SD-карту". Если кнопка активна, то приложение поддерживает перенос, если нет, или кнопка вообще отсутствует, то перенос не поддерживается.


Более удобным способом переноса приложений является специальное приложение (Бывшее App 2 SD), которое помимо переноса приложений, имеет ещё несколько полезных функций:

  • Скрытие приложения в меню приложений
  • Уведомление о завершении установки приложения
  • Очистка кэша одним тапом

Основное преимущество AppMgr Pro III заключается в автоматической сортировке приложений в зависимости от расположения. Такая сортировка сделана в виде вкладок:

  • On phone - приложения в находящиеся в памяти телефона, и поддерживающие перенос на карту памяти
  • On SD card - приложения, уже перемещённые на SD карту
  • Phone only - приложения, не поддерживающие перенос


Вышеописанные способы хороши, но, как уже говорилось, не всегда работают, и кроме того, они оставляют во внутренней памяти кэш, который, зачастую, занимает гораздо больше чем само приложение. Приложение , в отличии от AppMgr Pro III, позволяет перемещать на карту памяти не само приложение, а его кэш. Для функционирования этой программы вам понадобятся права root, если не знаете что это - , а как их получить .
Перенос кэша делается несколькими простыми шагами:

  1. Запустите приложение и нажмите на значок "+" в правом верхнем углу
  2. В открывшемся меню в графе "Имя" укажите название приложения, кэш которого хотите перенести
  3. В графе "Источник" укажите папку с кэшем игры, который расположен в Android/obb/ваша папка с названием приложения
  4. В графе "Назначение" выберите папку на внешней SD карте, куда хотите перенести кэш
  5. После того как всё заполнено, нажмите на галочку вверху справа и затем на "булавку" напротив названия, которое вы давали в первом пункте.

Для выполнения эскизов моделей одежды очень важно приобрести навыки прорисовки модели на фигуре человека. В этом случае необходимо руководствоваться данными о пропорциях фигуры и уметь передавать пластику человеческого тела и пластику его движений. Костюм органически связан с фигурой человека и художник, изображая фигуру в одежде в различных позах, использует целый арсенал тех или иных графических приемов и техник художественной выразительности.

Рисунки моделей одежды, как правило, отличаются некоторой условностью и обобщенностью. В них нет детальной проработки фигуры человека. Для выполнения этих рисунков можно использовать схемы, в основе которых лежат данные о пластической анатомии и пропорциях фигуры человека. Конечно же, все пропорциональные схемы условны, однако их применение позволяет достаточно выразительно передавать различные позы стоящего человека.

При рисовании моделей одежды на фигуре человека удобно использовать 8-модульную схему. Рассмотрим этапы рисования женской фигуры с использованием этой схемы. За единицу измерения, модуль (М), принимается голова (рис. 4.40, а). Проводим вертикальную линию и откладываем на ней восемь одинаковых отрезков и через полученные точки проводим горизонтальные линии: подбородка, плеч, груди, талии, таза, середины бедер, коленного сустава, середины икр, стопы.

Линия плеч проводится через верхнюю треть расстояния от подбородка до груди, а линия лодыжек - через нижнюю треть расстояния от середины икр до стопы.

На горизонтальных линиях откладываем величины ширины фигуры: длина плеча - 3/4 М; ширина талии - М; ширина таза - 1,5 М; ширина шеи - 1/2 длины плеча; ширина сдвинутых колен равна длине плеча;

ширина сдвинутых лодыжек равна ширине шеи;

ширина стопы равна ширине колена.

При построении пропорций руки следует учесть, что локоть расположен на уровне линии талии, кисть руки доходит до середины бедра, а длина кисти руки равна 3/4 М. Перпендикуляры, опущенные из середины каждой плечевой линии на линию груди, определяют положение сосков грудных желез. Линию наклона плеча получаем, соединив среднюю точку высоты шеи с крайней точкой плеча (рис. 4.40, б).

При определении ширины руки необходимо помнить, что она не должна превышать ширину шеи. Далее плавными линиями очерчиваем фигуру. При обведении внутренней поверхности ног следует учесть наличие просветов между бедрами, коленями и лодыжками (рис. 4.40, в).

Схема мужской фигуры строится аналогично, только длина плеча соответствует модулю М, а ширина таза определяется построением (рис. 4.41).

Рис. 4.40. Построение пропорциональной схемы женской фигуры

Рис. 4.41. Построение пропорциональной схемы мужской фигуры

Мы рассмотрели рисование женской и мужской фигуры по схеме в положении фас с опорой на обе ноги. Теперь рассмотрим этапы рисования фигуры человека, опирающегося на одну ногу (рис. 4.42).

Проводим вертикальную линию, откладываем на ней отрезок, равный высоте фигуры, и делим его на восемь частей. Строим основные конструктивные линии фигуры с учетом изменения их направления при данном положении фигуры. Линии плеч и груди будут направлены вниз к опорной ноге, а линии талии, бедер и колен - вверх, в сторону опорной ноги.

От линии плеч до линии бедер проводим новую серединную линию. Изменим наклон головы и шеи также в сторону опорной ноги. Все размеры ширины фигуры намечаем относительно новой серединной линии по линиям груди, талии и бедер.

Рис. 4.42. Этапы рисования фигуры человека, опирающегося на одну ногу, с применением пропорциональных схем

Далее схематично прорисовываем голову, торс, намечаем направление движения конечностей. Для передачи в рисунке устойчивого положения фигуры линия движения опорной ноги должна быть направлена от бедра к концу вертикального отрезка, который проходит через центр тяжести. Затем, начиная с внешнего контура, прорисовываем очертания фигуры.

Свои особенности имеет рисование схемы фигуры человека в повороте (рис. 4.43). Следует отметить, что предлагаемые построения очень условны, однако они помогут избежать ошибок при рисовании и получить более грамотное изображение.

При небольшом повороте средняя линия изогнута в области груди у женщин больше, чем у мужчин. Основные конструктивные линии направлены в глубину с учетом законов перспективы. Фигура будет иметь более естественный вид, если линия горизонта совпадет с линией груди. Таким образом, проведя через вертикальную осевую линию основные конструктивные горизонтальные линии, прорисуем среднюю линию.

От точки пересечения линии плеч с осевой до линии груди она пройдет под небольшим наклоном к осевой. Далее до линии бедер она будет параллельна вертикальной осевой линии.

Отрезки величин ширины фигуры откладываем от вертикальной осевой линии в ближнюю к нам сторону, а величины ширины плеч - в обе стороны, причем ширина дальнего плеча будет немного меньше. Такое построение позволит наиболее верно определить соотношение передней и боковой частей торса.

Из середин каждого из двух плечевых отрезков проводим линии, параллельные серединной линии, определяя таким образом на рисунке переднюю поверхность туловища. Затем намечаем боковую часть туловища, а также движение конечностей, наклон головы и шеи.

На заключительном этапе обрисовываем фигуру, корректируя ее форму.

При рисовании фигуры человека по представлению необходимо правильно определить центр тяжести, расположение относительно него и относительно друг друга частей фигуры, чтобы наиболее точно передать характер движения человека (рис. 4.44). Важным моментом является правильное изображение головы и шеи и их положения относительно плечевого пояса. Человек может держать голову прямо, наклонить ее набок или вперед, закинуть назад, повернуть влево или вправо. Соответственно положению головы и нужно строить ее общую форму. Намеченная серединная линия поможет правильно определить поворот головы и разметить части лица (рис. 4.45).

Рис. 4.43. Этапы рисования схемы фигуры человека в повороте

Рис. 4.44. Схемы различных движений и поворотов фигуры человека

Рис. 4.45. Схемы различных поворотов головы с плечевым поясом

Варианты схематичного изображения человека в различных движениях представлены в приложении 2.

Ещё древние художники, рисуя тело человека, установили ос­новные правила соотношения между отдельными частями тела и всей фигурой в целом. Знание этих правил очень облегчает рисова­ние человека, но при этом важно помнить, что каждый человек всё-таки имеет свои особенности.

При рисовании человека за единицу измерения принимается размер головы.

У взрослого человека размер головы укладывается в высоте фигуры 8 раз. У подростка - 7 раз. У младенца размер головы ук­ладывается в высоте фигуры 4 раза, у школьника - 5 раз.

Руки доходят до середины бедра, локти находятся на уровне талии, колени - посередине ноги.

У взрослого человека в длине руки голова укладывается 3 раза, а в плечах - 2 раза. Ширина таза мужчины - полторы головы, а женщины - около 1,25. Длина ног - четыре высоты головы. Туловище с головой равняется половине высоты фигуры.

Высота головы равняется длине кисти с запястьем. Пальцы опу­щенной вниз руки находятся на уровне середины бедра. Высота сто­пы равна высоте носа, а длина стопы - длине предплечья. Высота тела равна длине распростёртых в стороны рук. Высота головы у муж­чин равна половине ширины плеч, а у женщин - расстоянию между выпуклыми точками груди. Ширина кисти руки примерно равна дли­не среднего пальца. Обхват талии равен двум обхватам шеи.

Рисуя женскую и мужскую фигуры, обрати внимание на раз­личие пропорций в их изображении.

Пропорции женской фигуры

Пропорции мужской фигуры

Первое деление - вся голова, второе - середина груди, тре­тье - талия, четвёртое - верхняя часть бедра, пятое - середина бедра, шестое - голень, седьмое - на уровне щиколотки.

Пропорции фигуры подростка

Первое деление - вся голова, второе - середина груди, тре­тье - талия, четвёртое - бедро, пятое - верхняя часть колена, шестое - середина голени.

Начинать рисунок нужно с определения пропорций. Для этого нужно отметить высоту и ширину изображения и чётко им следо­вать. Без этого предварительного замера фигура в процессе рисо­вания может не уместиться на листе.

Как сделать человечка

Для того чтобы правильно изображать человека в движении, нужно сделать подвижную модель его фигуры из плотной бумаги.

Вырежь фрагменты туловища человечка из цветного картона.

Там, где нарисованы кружочки, фигуры соединяются кнопкой, гайкой и болтиком или ниткой так, чтобы части оставались под­вижными.

Передвигая у человечка руки и ноги, сгибая их, можно легко составить изображение фигуры в разных положениях.

А можно это же сделать при помощи полосочек бумаги. Нужно разделить квадратный листок бумаги по вертикали на три части и потом ещё, как показано на рисунке.

Можно также из разделённых таким же способом цветных ку­сочков составить аппликацию.

Обрати внимание на последовательность изображения девочки с флагом,

марширующего солдата,

бегущего лыжника.

Рисуем руки человека. Длина распрямлённой ладони чуть мень­ше ширины лба.

Рисуем ноги человека. Длина ступней ног равна длине головы.