Закон о пенсионной реформе с года. Программа государственного софинансирования пенсии. Программа государственного софинансирования пенсий

С января 2015 года в российское законодательство было внесено много изменений. Инновационный подход, которым ознаменовался новый закон о пенсии, изменил привычный для граждан принцип расчета. Основанный на баллах и коэффициентах порядок, введенный в 2015 году, непривычен, и до сих пор нуждается в разъяснениях. Чтобы разобраться в новой системе образования пенсионных начислений, следует понять, какие изменения претерпело пенсионное законодательство РФ с 2015 года, из чего теперь состоит пенсия, и следует ли ожидать новых реформ.

Законы пенсионной реформы

За четверть века было предпринято три попытки полностью изменить советский подход к формированию пенсий граждан. За этот период было выработано четыре основных законодательных акта:

Скачать для просмотра и печати:

Каждый из документов в процессе использования подвергался доработкам, и наконец, в 2015 году процесс реформирования принял окончательное направление.

Два базовых закона, внесшие основные изменения в пенсионное законодательство российской федерации тесно связаны с законами об обязательном страховании (федеральный закон № 167 от 15.12.01 и федеральный закон № 360 от 30.11.11), в системе которого также произошли изменения.

Чтобы понять, как изменилась система пенсионных начислений, следует обратиться к тем правилам, которые существовали до начала реализации последней реформы.

Законодательство до реформирования пенсионной системы


Основной пенсией в России до изменения законодательства 2015 года оставалась трудовая.

Она назначалась:

  • по старости, в зависимости от отработанного стажа;
  • по инвалидности, когда человек утрачивал способность полноценно трудиться;
  • по потери кормильца, если гражданин до момента смерти был у умершего на иждивении.

Выплаты осуществлялись ежемесячно, а в основе процедуры расчета и получения лежал 173 федеральный закон о пенсиях (17.12.01).

Критериями для начала выплат по возрасту было:

  • достижение для мужчин 60 лет;
  • достижение для женщин - 55 лет;
  • стаж более 5 лет.

Размер выплат зависел:

Кроме вышеперечисленных видов пенсионных назначений, выйти на пенсию можно было по «выслуге лет», то есть до достижения пенсионного возраста. Допустимый срок выхода на пенсию в этом случае зависел от сферы деятельности гражданина.

Формулы расчета основывались на таких показателях, как:

  1. установленный минимальный размер;
  2. общая сумма накоплений;
  3. предположительный период осуществления выплат;
  4. дополнительный коэффициент.

В отношении гособеспечения по старости, пенсионное законодательство допускало разделение пенсии на страховую и накопительную части. Выплата обеих частей происходила единовременно.

Новая пенсионная реформа 2015 года в России

Основным отличием новой системы явилось упразднение старого формата расчета пенсионного обеспечения.

Важно! Трудовая пенсия, как и трудовой стаж, были исключены из формулы и заменены новыми показателями.

С 2015 года накопительная и страховая часть стали отдельными величинами. Кроме того, в расчет был введен индивидуальный коэффициент - балл. Балльная система стала основой страховой пенсии.

Она позволяет:

  • более полно учитывать периоды трудовой занятости граждан;
  • дает независимость от вынужденных перерывов в работе;
  • учитывает различные виды деятельности, причисляя их к трудовой занятости.

Общим принципом формирования страховой пенсии, из размера которой определяется обязательное государственное обеспечение, является оплата гражданином (или уполномоченными лицами) страховых взносов в ПФР до достижения установленного пенсионного возраста. Накопительная пенсия, введенная как отдельная величина, была создана с целью формирования дополнительных средств, которую гражданин мог бы регулировать самостоятельно.

Изначально реформа:

  • давала возможность вносить в накопительную часть личные сбережения;
  • позволяла управлять этим видом капитала, доверяя использовать его в инвестиционных целях сторонним аккредитованным организациям;
  • обеспечивала государственные компенсационные надбавки (софинансирование).

Именно на этой части реформы больше всего отразились кризисные годы. Они также спровоцировали изменения в продолжение ежегодной индексации страховой части пенсионных накоплений и повлияли на мнение законодателей о пенсионном возрасте.

Изменения в пенсионном законодательстве

Как поменялся подход к расчету пенсионных выплат, становится понятно при анализе последних законов.

О страховой пенсии (Федеральный закон № 400)

С 2015 года страховая часть пенсии состоит из фиксированной суммы, рассчитанной:

Чтобы получить пенсию по старости Закон о страховых пенсиях № 400 обязывает гражданина:

  • достичь установленного возраста;
  • иметь страховой стаж более 15 лет;
  • иметь пенсионный индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК/балл) не ниже 30.
Важно! Периоды, которые зачисляются в страховой стаж, определяются временем трудовой занятости и иной деятельности, в результате которых за гражданина производились страховые отчисления.

Федеральный закон о страховых пенсиях относит к ним:

  • официальную работу на территории РФ (и за её пределами, если это определено законодательством РФ);
  • годы службы в вооруженных силах, МЧС и органах внутренних дел РФ;
  • время, потраченное на уход за детьми до 1,5 лет (в расчет берется период, если в общей сложности он не превысил 6 лет);
  • периоды временной нетрудоспособности, по здоровью или по обстоятельствам (если в указанное время гражданин получал пособие или компенсацию по болезни, безработице, при переселении и т.д.);
  • периоды необоснованного содержания в местах лишения свободы;
  • время, потраченное на уход за инвалидом любого возраста и пенсионером старше 80 лет;
  • время, проведенное супругами военных, если на территории службы супруга нет возможности трудоустроиться (учитывается период общей длительностью до 5 лет);
  • время работы граждан и проживания их супругов за границей, связанное с несением международной государственной службы (учитывается период общей длительностью до 5 лет).
Внимание! В зависимости от условий работы, граждане имеют право на дополнительный расчетный коэффициент.

Например, такой устанавливается для лиц, работавших на Крайнем Севере или длительное время (более 30 лет) отдавших сельскому хозяйству. Перечень профессий и условий утверждается Правительством отдельными положениями. Кроме того, право на дополнительный коэффициент, в два раза увеличивающий размер страховой части, имеют граждане, достигшие 80 лет.

Все эти нюансы призвана учитывать балльная система. При этом для подсчета индивидуальных пенсионных коэффициентов/баллов учитывается длительность работы после достижения пенсионного возраста.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

О накопительной пенсии (Федеральный закон № 424)


Накопительная часть пенсии теперь регулируется отдельным документом. При этом он тесно переплетается с ФЗ о страховых пенсиях:

  • средства сохраняются и накапливаются на лицевом счете застрахованного лица;
  • основания для назначения пенсии такие же, какие предусматривает закон о страховых пенсиях (включая досрочное назначение);
  • право на ежемесячную выплату из накопительной части имеют только те граждане, сумма средств, на накопительном лицевом счете застрахованного лица которых равна или превышает 5% от суммы, находящейся на страховом счете;
  • если накопительный счет содержит сумму меньше 5% от страховой пенсии, гражданин имеет права получить её на руки единовременно.
Важно! Важным изменением стала возможность граждан прямо влиять на размер накопительной части.

Увеличить размер выплат можно с помощью:

  • дополнительных взносов, направляемых работодателем по просьбе гражданина (возможность существовала до 2016 года);
  • пополнения счета личными сбережениями;
  • увеличения суммы за счет материнского капитала или его части;
  • участия в программах софинансирования;
  • передачи управления средствами опытным фондам для последующего инвестирования.

Несмотря на то, что копит гражданин этот вид пенсии сам, распоряжаться ею до официального выхода на пенсию он может весьма условно :

  • более консервативным гражданам предложено оставить средства под управлением государства, где накопленная сумма будет более защищена, но и высоких доходов от инвестирования ожидать не стоит;
  • рискованнее, отдать средства под управление негосударственным пенсионным фондам, где можно рассчитывать на более высокую доходность от инвестиционных сделок, при этом существует вероятность потери всей суммы дохода (средства, поступившие на счет, сохраняются в любом случае, риску подвержен только доход, полученный на них).

Кроме того, этот вид пенсионного обеспечения, в отличие от страхового, допущен к наследованию.

О повышении пенсионного возраста (Федеральный закон № 143)


Изменения в пенсионном законодательстве не обошли и тему возраста пенсионеров. С 2017 года согласно документу, изменены сроки выхода на пенсию для тех категорий граждан, которые являются служащими в государственных и муниципальных ведомствах. Документ относится только к тем работникам, которые ещё только собираются уйти на заслуженный отдых.

  • возраст выхода на пенсию с 2017 года составит от 60 до 65 лет, и увеличение будет поэтапным;
  • для отдельных должностей возраст сразу увеличен до 65 лет;
  • руководителям установлен возможный срок ухода на пенсию в возрасте 70 лет (с поэтапным продлением);
  • изменился срок пенсии по выслуге лет (для получения пенсии по данному основанию необходимо будет отработать не 15, а 20 лет).
Внимание! Остро негативное отношение к инициативе увеличения пенсионного возраста и большой общественный резонанс пока не позволили распространить закон на всех граждан.

Прогноз дальнейшего существования действующей пенсионной системы


Уже 2016 год заставил правительство внести незапланированные изменения в пенсионную программу. В средствах на формирование пенсионного фонда возник дефицит.
Главным фактором внесения изменений стали необходимость экономии и новых вариантов пополнения бюджета.

Это выразилось:

  • в отмене ежегодного индексирования пенсий и замены их компенсационной выплатой (некоторым категориям граждан индексирование не отменили, но серьезно урезали);
  • если до 2016 года можно было направить часть страховых отчислений в размере 6% на накопительную пенсию, то теперь взносы на неё добровольные (работодатели перечисляют все средства за граждан только в фонды формирования страховой пенсии по 2020 год включительно);
  • теперь работники вредных производств не смогут выходить на пенсию досрочно, как это было раньше.

До сих пор неясно, заставил ли на такие шаги пойти кризис или расчет работы программы изначально был неверен. То новое в пенсионном законодательстве, что наблюдается последние два года, не дает возможности сделать в отношении пенсионной реформы, положительных прогнозов.

Из плюсов, оставшихся от изначальной пенсионной реформы 2015 года можно перечислить то, что:

  • средства, сформировавшиеся на накопительных счетах пенсионеров до 2016 года, сохранены и по-прежнему инвестируются;
  • можно отдать накопления под управление по своему усмотрению;
  • осталась ежегодная корректировка, которая зависит от сокращения ожидаемого периода выплат;
  • продолжение работы после наступления пенсионного возраста позволяет увеличить сумму выплат за счет увеличения ИПК.

Задумав реформу, соответствующую духу времени, законодатели тормозят её развитие, а каждый последующий закон о пенсии нивелирует достижения 2015 года, когда реформа брала активный старт. В настоящее время в российском правительстве обсуждается вопрос о возможности дальнейшего реформирования пенсионной системы.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

28 мая 2017, 12:19 Мар 3, 2019 13:48

До 2015 года пенсионная формула выглядела относительно просто: пенсионные взносы, которые делал работодатель за всю трудовую жизнь сотрудника, суммировали, индексировали с учётом инфляции и делили на 228 – ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (19 лет).

ПОСЛЕ

Новая пенсионная формула не касается нынешних пенсионеров и тех, кто вышел на пенсию до 2015 года. С 1 января трудовая пенсия трансформировалась в две самостоятельные части – страховую и накопительную. Страховая пенсия теперь будет высчитываться с помощью баллов или индивидуальных пенсионных коэффициентов, которые впоследствии будут переведены в рубли.

За каждый год трудовой деятельности человек будет получать индивидуальные пенсионные коэффициенты (баллы), с учётом того, сколько страховых взносов работодатель перечислит в пенсионный фонд. Количество баллов напрямую зависит от зарплаты: чем она выше, тем больше коэффициент. Но за год нельзя набрать больше 10 баллов — это максимум.

Стоимость одного балла будет устанавливаться ежегодно и меняться в зависимости от индекса роста потребительских цен. По состоянию на 1 января 2015 года стоимость одного балла равна 64 рублям 10 копейкам.

Предположим, некий Иван Петрович зарабатывает 35 тысяч рублей ежемесячно, и весь его пенсионный капитал идёт на страховую пенсию, то есть он не перечисляет 6 % в счёт накопительной пенсии. Получается, его годовая зарплата равна 420 000 рублей (35 000 рублей * 12 месяцев). Работодатель 22% от этой суммы (92 400 рублей) перечисляет в пенсионный фонд.

Для того чтобы перевести этот результат в баллы, нужно разделить его на сумму страховых взносов, уплаченных работодателем с зарплаты в текущем году по тарифу 16% с максимальной взносооблагаемой по закону заработной платы (в 2015 году – 733 0000 рублей) в страховую часть пенсии. Полученный результат умножаем на 10.

Получаем: 67 200 рублей/117 280 = 0,57. Теперь результат нужно умножить на 10, получается 5,7 баллов за год.

К дате выхода на страховую пенсию все баллы за каждый год трудовой деятельности суммируются.

А (количество баллов) * В (стоимость балла, установленная правительством на дату выхода на пенсию) + С (фиксированная выплата).

То есть Иван Петрович, имея 30 лет трудового стажа, будет получать страховую пенсию в размере 14 896 рублей 10 копеек (5,7 баллов * 30 лет * стоимость балла 64 рубля 10 копеек + фиксированная выплата 3935 рублей).

Александр Ершов,

«На сайте Пенсионного фонда России есть пенсионный калькулятор. С его помощью вы можете рассчитать свою будущую пенсию: вы определяете для себя, сколько ещё времени вы будете работать, какая приблизительно будет зарплата. Конечно, всё это условно, но, заполнив определенные параметры, вы увидите, сколько у вас баллов, и сколько это будет в рублях». Надо учитывать, что это расчет по состоянию на 1 января 2015 году, где стоимость одного пенсионного коэффициента равна 64 рубля 10 копеек».

Минимальный стаж

ДО

Для начисления трудовой пенсии необходимо было иметь минимум 5 лет стажа. Если же он отсутствовал или был меньше с наступлением 60 лет у женщин и 65 лет у мужчин, им начислялась социальная пенсия – примерно 6 000 рублей.

ПОСЛЕ

Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составит 6 лет. Далее ежегодно требуемый страховой стаж будет увеличиваться на один год.

К 2024 году, чтобы получить право на страховую пенсию, необходимо будет отработать 15 лет и иметь 30 баллов.

По новым правилам расчёта пенсии, предусмотрены пенсионные коэффициенты за «нестраховые периоды». За год военной службы, ухода за инвалидом 1 группы или отпуска по уходу за первым ребёнком – 1,8 балла. Один год отпуска по уходу за вторым ребёнком – 3,6 балла, за третьим или четвертым – 5,4 балла

Наталья Роменская, заместитель начальника отдела назначения пенсий ПФР по городу Кемерово и Кемеровскому району

«К 2024 году страховой стаж увеличится до 15 лет. Кроме того, за это время нужно будет заработать 30 баллов. Максимальное количество баллов, которые можно заработать за год — не более 10 (в 2015 году – 7,39)».

Накопительная часть

ДО

Накопительная часть формировалась у людей 1967 года рождения и моложе. Стандартно 22% от суммы зарплаты сотрудника, которые выделял работодатель, 16% шли на формирование страховой части пенсии, остальные 6% перечислялись в счёт накопительной части.

Страховая часть увеличивается государством за счет ежегодной индексации по уровню инфляции и с учетом индекса роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера. Средства накопительной части пенсии инвестирует на финансовом рынке выбранный гражданином НПФ или УК. Доходность пенсионных накоплений зависит от результатов их инвестирования.

ПОСЛЕ

Теперь люди 1967 года рождения и моложе могут сами выбрать тариф страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии: либо оставить 6%, как сегодня, либо отказаться от дальнейшего формирования накопительной части пенсии, направив все страховые взносы, которые за них уплачивают работодатели, на формирование страховой части.

Александр Ершов,
начальник отдела персонифицированного учёта ПФР по городу Кемерово и Кемеровскому району

«В СМИ много говорили о том, что накопительная часть пенсии сгорела. На самом деле в 2014-2015 году средства на накопительную часть не поступают, в связи с объявленным лицензированием НПФ. Вся сумма страховых взносов (22%), уплаченных работодателем в отношении застрахованного лица, направляется на финансирования страховой части. Пенсионные накопления, сформированные до 1.01.2014 г. сохранены. Средства находятся на индивидуальных лицевых счётах в тех организациях, которые граждане сами выбрали, а если не выбрали, то автоматически во Внешэкономбанке».

Если те, кто никогда не подавал заявление о выборе управляющей компании (включая «Внешэкономбанк»), или негосударственного пенсионного фонда, так называемые «молчуны», хотят, чтобы страховые взносы (6% тарифа) по-прежнему направлялись на формирование накопительной части трудовой пенсии — им следует подать заявление о выборе УК либо НПФ.

Тем, кто в предыдущие годы уже подавал заявление о выборе УК и оно было одобрено, на накопительную часть пенсии по-прежнему будет перечисляться 6% тарифа. При этом дополнительное заявление подавать не нужно. В то же время эти люди могут отказаться от дальнейшего формирования накопительной части пенсии и подать соответствующее заявление.

У тех, кто не подаст заявление о выборе УК или НПФ до 31 декабря 2015 года, все страховые взносы будут направляться на формирование страховой части пенсии.

Из-за частых жалоб граждан на неправомерный перевод их пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды, с 2014 года изменился порядок выбора УК или НПФ. Сейчас подать заявление о выборе можно только в Пенсионный фонд. При этом, как и раньше, необходимо заключить с выбранным НПФ договор об обязательном пенсионном страховании.

Свои накопления после выхода на пенсию человек может забрать единовременно (если сумма пенсионных накоплений не превышает 100 тысяч рублей) или получать выплаты ежемесячно, если размер накопительной пенсии более 5% по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты.

Например, если Олег Константинович накопил 240 тысяч рублей, то размер накопительной пенсии составит 1052 рубля (228 месяцев).

Работающие пенсионеры

Ежегодно 1 августа работающим пенсионерам по их заявлению пересчитывали пенсии. Прибавка зависела от заработной платы и возраста человека.

В 2014 году в результате корректировки пенсия работающих пенсионеров в среднем увеличилась на 172 рубля. В регионах средний размер прибавки составил от 122 до 263 рублей, в зависимости от сумм страховых взносов, уплаченных за пенсионеров.

ПОСЛЕ

В прессе много говорили о повышении пенсионного возраста, в 2015 году этого не случилось. Женщины выходят на пенсию в 55 лет, мужчины – в 60 лет. Однако новая пенсионная реформа стимулирует граждан становиться пенсионерами позднее и продолжать дольше работать.

Например, Светлана Тимофеевна обратилась за назначением пенсии по старости через два года после достижения пенсионного возраста. За это она получит премиальные коэффициенты, фиксированная выплата – 3 935 рублей будет увеличена на 12%, а сумма баллов – на 15%. То есть, если при назначении страховой пенсии по старости женщине в 55 лет полагалась страховая пенсия – 12 345 рублей, то из-за того, что она позднее вышла на пенсию (в 57 лет), размер страховой пенсии составит 14 079 рублей. Если выйти на пенсию ещё позднее – премиальные баллы будут ещё выше.

Узнать, как формируются ваши пенсионные накопления, можно, получив извещение от ПФР, обратившись в клиентскую службу или через личный кабинет на сайте ПФР.

Текст: Анжела Сейтаниди.
Фото: Сибдепо/Максим Киселёв.

Графика: Сибдепо.

Для того чтобы дать гражданам правильный совет: отказаться от накопительной части пенсии полностью, чтобы все 6% шли в страховую часть, либо все-таки оставить и инвестировать соответствующие средства через негосударственные пенсионные фонды, – необходимо оценить (причем оценить на протяжении продолжительного периода времени) большое количество переменных факторов, касающихся функционирования финансового рынка (опыт НПФ и управляющей компании, структуру активов, конъюнктуру доходности, инфляцию и т. д.). Напомню, таким правом выбора до 31 декабря 2015 года наших граждан наделила новая пенсионная реформа . Изначально, этот выбор нужно было сделать на год раньше, но в ноябре 2012 года президент РФ Владимир Путин отложил нововведения по причине их дальнейшей проработки. Какой выбор сделать, каждый решает сам, потому что однозначного ответа на этот вопрос, в принципе, нет.

Кроме того, в нашей стране пока еще не принято (либо у людей нет соответствующих материальных возможностей) иметь собственного финансового консультанта. А в данной ситуации это было бы очень полезно.

Как юрист могут высказать только самые общие рекомендации. Если у вас относительно небольшая зарплата, то существенных накоплений вы не сможете сформировать , как не старайтесь, поэтому предпочтительно, чтобы уплачиваемые за вас страховые взносы направлялись на страховую пенсию, финансируемую по солидарному принципу. Это будет осуществляться автоматически, если вы специальным образом не выберите НПФ или УК. Солидарный принцип, кстати, позволяет определенным образом выравнивать размеры пенсий высоко- и низкооплачиваемых работников.

Если же вы молоды, не нуждаетесь в проявлении по отношению к вам механизмов социальной солидарности, готовы рисковать своими доходами на финансовом рынке, имеете высокий и стабильный во времени заработок, то тогда можно и принять решение о формировании пенсионных накоплений.

Много нареканий пенсионной реформы вызывает новый – «балльный» – порядок учета пенсионных прав. Но главная проблема заключается не в применяемых единицах их измерения – в баллах или в рублях. Какая разница, в чем измерять удава – в мартышках, в слонах или в попугаях? Его рост в зависимости от этого не изменится, хоть ему самому и будет казаться, что в попугаях он гораздо длиннее. Принципиально важно, какая закладывается в пенсионную формулу система сохранения пенсионных прав граждан во времени .

В новой формуле, которая начнет применяться с 1 января 2015 года, прямую индексацию пенсионных прав изменили на опосредованную – они будут измеряться не в рублях, а в баллах. Для этого индивидуальные взносы в каждом календарном году соотносят с максимально возможными к уплате в этом же году взносами. В момент назначения пенсии накопленные баллы в целях индексации умножат на их стоимость. Для того чтобы производимые отчисления от зарплаты (страховые взносы) стали полноценными пенсионными правами их надо индексировать на реальный рост заработной платы, который был в течение всего периода формирования пенсионных прав. В действующей формуле так и есть.

А в новой? По логике любой балльной формулы (хоть немецкой, хоть французской), накопленные баллы надо умножать на современное (актуальное) значение того показателя, с которым сопоставлялись индивидуальные взносы. Следовательно, в новой формуле сумму баллов было бы логичным умножать на размер максимально возможных к уплате взносов в году, в котором назначается пенсия. Однако принято иное решение. Стоимость баллов будет рассчитываться «обратным ходом», то есть не от современной зарплаты или суммы предельных взносов, а от поступления денег в Пенсионный фонд России, деленных на общую сумму баллов, заработанных всеми застрахованными лицами. Поэтому среди специалистов новая пенсионная формула получила наименование «трансфертной», учитывая, что решающее значение для стоимости баллов будет иметь объем трансферта, выделенного из федерального бюджета ПФР. Мне не известны аналоги подобного решения в мировой практике, оно подвержено многим рискам, что, безусловно, не может не смущать меня, как специалиста в области пенсионного обеспечения.

Многие очень скептически смотрят на постепенное повышение планки минимального трудового стажа: с пяти нынешних лет – до 15 в будущем. Для объективной профессиональной оценки подобного решения необходимо иметь в виду, что этот вопрос напрямую зависит от применяемой пенсионной формулы (порядка исчисления размера пенсии). В мировой практике используются пенсионные формулы двух типов: «с установленными выплатами» и «с установленными взносами».

В России до 1 января 2002 года применялась формула «с установленными выплатами», в которой учет пенсионных прав застрахованных лиц осуществлялся через фиксацию продолжительности трудового (страхового) стажа и величины заработка, подлежавшего взносообложению. Начиная с 1 января 2002 года и по настоящее время, в России действует пенсионная формула «с установленными взносами». Согласно ей учет пенсионных прав застрахованных лиц осуществляется через фиксацию на индивидуальных лицевых счетах суммы начисленных за работника страховых взносов за весь период его работы. Именно поэтому в странах, применяющих пенсионную формулу «с установленными взносами», к числу которых в настоящее время относится и Россия, пенсионное законодательство либо вообще не содержит специальных требований о минимальном страховом стаже (например, в Швеции), либо предусматривает в таковом качестве самый минимальный норматив, позволяющий провести «водораздел» между правом на трудовую и социальную пенсию (пять лет, как установлено сейчас в России).

Новая пенсионная формула, которая начнет применяться с 1 января 2015 года, также является разновидностью этого типа пенсионных формул, поскольку основана на учете страховых взносов. В связи с этим увеличивать с пяти до 15 лет требования по минимальному страховому стажу, на мой взгляд, не представляется обоснованным .

Более того, следует принять во внимание, что в новой пенсионной формуле установлен иной минимальный ограничитель, который более органично соответствует ее характеру – требование по минимальному числу индивидуальных пенсионных коэффициентов. Поэтому установление еще одного минимального требования в виде увеличенной продолжительности страхового стажа не вызывается какой-либо объективной необходимостью и чрезмерным образом ограничивает права застрахованных лиц.

В условиях продолжения действия пенсионной формулы «с установленными взносами» введение требования минимального стажа 15 лет будет фактически означать изъятие существенного объема пенсионных прав у работающих граждан . Связано это с тем, что за период до достижения 15 лет застрахованные лица, особенно имеющие высокие заработки, вполне способны «накопить» значительный объем индивидуальных пенсионных прав, воспользоваться которым из-за действия нового стажевого «ценза» они не смогут. Таким лицам будет отказано в назначении страховой пенсии, даже несмотря на то, что перечисленная за них сумма страховых взносов в ПФР позволила бы профинансировать выплату им пенсии в размере, не ниже прожиточного минимума пенсионера, в течение всего пенсионного периода.

В качестве минимального «пропуска» в пенсионную систему более логичным представляется установление минимальной суммы страховых взносов, которая должна быть перечислена в ПФР за конкретного работника. Эта сумма должна обеспечить выплату ему пенсии в размере, не ниже прожиточного минимума пенсионера.

В целом же, и действующая, и новая пенсионная формула, как я уже отмечал, – это формулы одного и того же типа – «с установленными взносами». Различаются они только единицами измерения пенсионных прав, о чем мы также уже подробно говорили. Решайте сами, что вам понятнее и что вызывает у вас большее доверие, когда ваши пенсионные права фиксируют в конкретных рублях или в абстрактных баллах. Для меня лично предпочтительнее первый вариант. Я вовсе не идеализирую действующую пенсионную формулу – она имеет существенные недостатки, но переход на новую формулу с 1 января 2015 года, к сожалению, ситуацию не изменит. Именно поэтому я и являюсь последовательным сторонником стажево-заработковой пенсионной формулы (формулы «с установленными выплатами»), которая открыла бы дорогу для принятия принципиально иных решений по обустройству нашей пенсионной системы. Однако это тема для совсем другого разговора.

С 2015 года в РФ создается 2-уровневая система пенсии. Пенсионная реформа рф 2015 включает в себя резерв обязательного пенсионного обеспечения и общенациональный гарантийный фонд.

Что это значит? Пенсионный фонд будет формироваться из нескольких источников: взносов Пенсионного фонда РФ и негосударственных пенсионных фондов. Контролировать все взносы будет Агентство по страхованию вкладов, на которое также возложены вопросы выплаты гарантийного возмещения.

В соответствии реформой пенсионной системы рф 2015 пенсии российским гражданам начнут подсчитываться по новой формуле, принятой во многих странах мира системе.

Пенсию сначала будут определят в баллах, а уже потом - в деньгах. Цену «пенсионного» балла определяет правительство. Пенсионный бал - это индивидуальные коэффициенты, которые отражают величину взносов, перечисленных работодателем, и длительность стажа.

Реформа пенсионной системы 2015 года предполагает введение в действие законов № 400 ФЗ «О страховых пенсиях» и №424 ФЗ «О накопительных пенсиях» от 28.12.13.

Суть реформы ПФР заключается в обеспечении более справедливого денежного обеспечения пенсионеров. До введения пенсионной реформы размер пенсий был примерно одинаков для всех граждан, а в соответствии с реформой пенсий, размер будет значительно отличаться - в зависимости от величины доходов и продолжительности работы.

А проще - чем позже вы выходите на пенсию, тем лучше (пенсия потом будет выше). Ведь за каждый год работы после наступления пенсионного возраста будут начисляться дополнительные баллы.

Кроме того, пенсионная реформа рф 2015 предполагает поэтапное увеличение минимального стажа для трудовой пенсии, в 2015 году он составит 6 лет. В дальнейшем он будет возрастать на 12 мес. каждый год. В 2024 году это будет уже 15 лет.

Обязательным условием для получения этого вида пенсии станет наличие определенного количества «пенсионных» баллов. В 2015 году их минимальное количество будет составлять 6,6; в 2025 году оно возрастет до 30.

Трудовые пенсии по потере кормильца и инвалидности, можно будет получить при наличии любого рабочего стажа, и они также будут начисляться по новой пенсионной формуле. Северные пенсии будут начисляться с надбавками к фиксированной части, при расчете будут использоваться региональные коэффициенты.

Правила предоставления досрочных льготных пенсий для медработников, учителей, сотрудников МВД и других граждан, имеющих право на их получение, в 2015 году не изменятся. Пенсионная реформа рф 2015 будет применяться к тем, кто выходит на пенсию с 2015 года. Величина официальной зарплаты также будет влиять на будущую пенсию.

Кроме этого, большое значение приобретает величина официальной зарплаты. Чем больше взносов перечислит работодатель за сотрудника, тем выше будет его пенсия. То же самое качается и индивидуальных предпринимателей, помимо «фиксированных» взносов они могут вносить дополнительные (на накопительную часть), тем самым увеличив свою будущую пенсию

ФЗ 173 «О трудовых пенсиях» содержит перечень категорий трудящихся, для которых возрастной порог устанавливается в отдельном порядке. Закон о трудовых пенсиях определяет данный вид выплат как компенсацию заработной платы и прочих доходов, возможность получения которых была утрачена наряду с трудоспособностью в таких случаях как старение или инвалидность. В последнем случае выполняется досрочное назначение трудовых пенсий.

В России пенсия гражданина складывается, в соответствии с современными положениями, из двух различных по происхождению частей. Это накопительная часть пенсионного капитала и его страховая часть. Накопительная часть трудовой пенсии представляет собой средства, накопленные пенсионером на специальном счету. При этом страховая составляющая - это сумма гарантированных базовых выплат, а также сбережений, собранных на индивидуальном страховом счету. Базовая часть выплат при этом гарантируется законодательно. При расчёте размера выплат производится исчисление трудового стажа для пенсии.