Отношение современной молодежи к семье. Проблемы современной молодежи. Проблемы нравственного воспитания молодежи

Аннотация

Отношение современной молодежи к религии рассматривается как уровень знания содержания религии и степень ее личностного принятия. Описаны результаты эмпирического исследования, позволившие установить, что, несмотря на рост религиозности у молодых людей наблюдается стихийный характер приобщения к ее обрядам, а также несформированность представлений о религиозной вере.

Ключевые слова: современная молодежь, отношение к религии, Бог, религиозные обряды, нравственный идеал.

В наши дни, когда социальная действительность, характеризуется ошеломляющей утратой чувства реальности, умения ориентироваться в жизни - утратой, вызванной потерей веры в справедливость, добро, милосердие в людей и себя, в «нормальные человеческие отношения», роль и значение религии в жизни современного общества существенно возрастает. Обосновывая реальность и ценность религиозной жизни для человека, многие отечественные и зарубежные психологи сходятся во мнении о том, что религиозная вера, есть психологический феномен, присущий человеку от рождения и указывающий путь к нравственному и духовному самосовершенствованию. В свою очередь Н. Г. Дебольский убежден, что существование Бога и Его образа в человеке свидетельствует о его нравственности .

Интересным и перспективным, на наш взгляд, является исследование отношения к религии современной молодежи как социально-демографической группы общества, выделяемой на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, политического развития, особенностями социализации и т. д..

Целью статьи является исследование отношения к религии современной молодежи, уровень знания содержания религии и степень ее личностного принятия.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что, несмотря на возрастающую потребность в религии и росте религиозности у молодых людей, наблюдается низкий уровень знания содержания религии, стихийный характер приобщения к ее традициям и неспособность осознания психологического потенциала религии в нравственном самосовершенствовании.

МЕТОДИКА И ЕЕ ОПИСАНИЕ

Приблизиться к глубинам «религиозного опыта и видения» характеризующим степень религиозности сложно и религиозность как переживание, чувство уходящее корнями «в глубину бессознательного» недоступно «объективным» методам исследования. Но можно и нужно исследовать особенности проявления субъективного отношения к религии, используя такие методы как наблюдение, опрос, анкетирование.

Для исследования отношения современной молодежи к религии нами была разработана специальная анкета, включающая следующие вопросы:

1. Что такое религия? 2. Почему в мире существуют разные религии? 3. Кто есть (такой) Бог? 4. Верите ли Вы в Бога? 5. Посещаете ли Вы религиозный храм (церковь, синагогу, мечеть)? Если посещаете, то, как часто (сколько раз в год, в месяц)? . 6. Почему вы ходите в церковь? 7. Что дает Вам вера в Бога?

При обработке полученных данных определялись основные компоненты, раскрывающие отношение к религии: а) когнитивный компонент, связанный со знанием основных понятий характеризующих религию их разграничением, пониманием; б) мотивационно-оценочный компонент, отражающие личностно значимые мотивы отношения к Богу и различным религиям и; в) поведенческий компонент - степень участия в религиозных обрядах. Использовался метод контент-анализа.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В исследовании приняли участие 732 человека - представителей православной христианской религии.

Прежде всего, нам необходимо было выяснить, как молодые люди понимают само понятие «религия». В ответе на вопрос Что такое религия?

Результаты ответа на вопрос Что такое религия? Показали, что большинство молодых людей исследуемой выборки 72,4% религию связывают с верой в Бога и существование божественных сил, другими словами признают факт существования Бога. Не смогли ответить на данный вопрос 12,43% респондентов исследуемой выборки, что свидетельствует о низком уровне знания, а точнее отсутствии представления о содержании религии у данной выборки испытуемых. в свою очередь 11,08% выборки характеризуют религию как «исторически возникшую часть культуры, общества, форму общественного сознания, мировоззренческую позицию, степень связи с разумной энергией (Бог не упоминается)» и для 4,09% выборки религия выступает как «средство манипуляции».

Грановская Р.М. в своей книге «Психология веры» показывает, что каждая из Мировых религий сохраняя свой особый характер, внесла в человеческую культуру нечто неповторимое, обогатившее все человечество. В этой связи для нас представляет интерес, как молодые люди обосновывают существование различных религий, а также как они относятся к другим религиям.

В результате анализа данных на вопрос: Почему в мире существуют разные религии? были выделены три категории:

Категория «А» - чаще всего апелляция идет к существованию разных народов и национальностей, а так же с культурно - историческими и социально психологическими особенностями формирования разных народов и национальностей разных традиций и представлений о Боге, это 78,46% исследуемой выборки.

Во всех религиях Бог выступает как высшая ценность, как самое желанное благо. Следующий вопрос позволил выяснить представление молодых людей о Боге, понимание его сущности и назначения, а также осознание психологического потенциала религии в нравственном самосовершенствовании.

Данные ответов на вопрос: Кто есть (такой) Бог? свидетельствуют о том, что значительная часть молодых людей, 67,93% исследуемой выборки, в Боге видят основного творца, разумного хозяина, хранителя, покровителя, помощника, спасителя души. Другими словами способны признать факт зависимости человека от Бога. Лишь небольшая часть респондентов 2,04% отрицают существование Бога. Не знают, затруднились ответить на данный вопрос 30,03% испытуемых. В свою очередь ни один из респондентов исследуемой выборки не указал на Бога как на нравственный идеал, служащий образцом нравственного совершенства. Следовательно, не видят психологического потенциала религии в нравственном самосовершенствовании.

Поскольку отношение к религии связанно с верой в Бога, (предполагающей признание существования реального Бога, как источника религиозной веры), испытуемым предлагалось ответить на вопрос: Верите ли Вы в Бога? Ответы респондентов распределились следующим образом: 14,73% испытуемых считают, что не верят в Бога. Достаточно высока доля молодых людей 72,72% исследуемой выборки, которых можно назвать верующими, поскольку верят в Бога. В свою очередь доля сомневающихся в своей религиозной вере составляет 6% выборки. Не смогли ответить на данный вопрос 6,55% испытуемых исследуемой выборки.

Как известно, вера в Бога предусматривает соблюдение религиозных обрядов и праздников, посещение религиозного храма, и т.д. ... Исследованию выполнения так называемых внешних действий характеризующих отношение к религии молодых людей были направлены следующие вопросы: Соблюдаете ли Вы религиозные праздники и обряды? Посещаете ли Вы религиозный храм (церковь, синагогу, мечеть)? Если посещаете, то, как часто (сколько раз в год, в месяц)?

Результаты ответа на вопрос: Соблюдаете ли Вы религиозные праздники и обряды? свидетельствуют о том, что 48,85% исследуемой выборки, считают, что соблюдают религиозные праздники и обряды, стараются соблюдать религиозные праздники и обряды 23,86% респондентов, редко, иногда соблюдают религиозные праздники и обряды, 27,28% респондентов.

Ответы на вопрос: Посещаете ли Вы религиозный храм (церковь, синагогу, мечеть)? Если посещаете, то, как часто (сколько раз в год, в месяц)? свидетельствуют о том, что 23,07% всей выборки испытуемых не посещают религиозный храм. Без ответа вопрос о посещении религиозного храма оставили 4,2%. Положительно ответили на поставленный вопрос 72,73% респондентов. Делают это на главные церковные праздники 9,07% испытуемых. Считают, что редко посещают религиозный храм 79,25% респондентов. Не смогли определиться с частотой посещения религиозного храма 7,14% всей выборки.

Анализ данных свидетельствует о том, что молодые люди в основном стремятся соблюдать религиозные обряды и стараются принимать участие в религиозных праздниках, однако редко посещают религиозный храм. Это на наш взгляд связано с возрождением роли религии в современной России и как следствие возрастающий интересе молодых людей к религиозным традициям и обрядам с одной стороны и стихийным приобщении современной молодежи к религии ее традициям и обрядам с другой.

Стимуляцией, побуждением к деятельности выступают мотивы и мотивация. В этой связи особый интерес представляют основные мотивы, побуждающие молодых людей посещать религиозный храм?

В ответе на вопрос: Почему вы ходите в церковь? были выделены следующие категории:

Категория «А», это такие варианты ответов как «чтобы почувствовать очищение, спокойствие, поддержку и т.д.». Основной мотив условно назовем «психотерапевтическим». На данный мотив указали 49,12% исследуемой выборки.

Категория «Б», это такие варианты ответов как «чтобы поставить свечку и помолиться за себя и близких» доминирует мотив заботы о себе и ближнем, условно назовем «нравственно-психологическим». Данный мотив выделили 24,46% респондентов.

Анализ полученных данных по мотивационным целям, позволил так же определить степень выраженности, степень личностного принятия религиозной веры молодыми людьми и выявить следующие типы религиозности. К типу внешней религиозности мы отнесли тех испытуемых, для которых религия лишь способ достижения личностных целей, это (49,12%) выборки категории «А», так же 9,76% выборки категории «Д», ориентированных на общепринятый образ жизни. К типу молодых людей с внутренней религиозной ориентацией мы отнесли (7,84%) выборки, категории «Г», которые стремятся стать ближе к Богу познать Его умом и сердцем. И к так называемой личной, (объединяющей два выше названных) типа религиозности, мы отнесли 33,01% выборки категории «Б» для которых религия выступает и как средство - забота о ближнем и категории «В» считающих себя религиозными людьми.

Вера не возможна без оценки предмета веры. У каждого человека свое мнение о Боге и свой взгляд на роль, и значение религии в их жизни. В этой связи испытуемым предлагалось ответить на вопрос: Что дает Вам вера в Бога? В ответе на данный вопрос были выделены следующие категории, характеризующие различные аспекты значения религии в жизни молодых людей:

Категория «А» - это такие варианты ответов как «вера в Бога дает мне надежду, силу, моральную и духовную поддержку, помощь, внутреннее спокойствие, любовь, душевное благополучие и т.д.». Основной акцент делается на нравственно-психологическом аспекте религии. Это 61% исследуемой выборки.

Категория «Б» это такие варианты ответов как «уверенность в не случайность происходящего в мире, объяснение явлений, не подлежащих научному мировоззрению, истинность» - 6% респондентов. Акцент сделан на когнитивном аспекте религии.

Следовательно, несмотря на бессознательное, инстинктивное стремлении к Богу и религиозной вере, недостаточный уровень знания содержания религии привели к неспособности осознания роли религии в жизни данной выборки испытуемых. Выделяя нравственно-психологический и психотерапевтический аспекты религии, большинство молодых людей, в виду несформированности представлений о религии не способны объяснить значимость религии в их собственной жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В наши дни роль и значение религии в жизни современного общества существенно возрастает. Все большее внимание уделяется религиозному мировоззрению личности и ее влиянию на улучшение общественной, индивидуальной жизни и психического здоровья человека. Признавая религиозную веру психологическим феноменом, присущим человеку от рождения многие отечественные и зарубежные ученые указывая на реальность и ценность религиозной жизни для человека, видят в ней системообразующий ориентир в организации и упорядочении психики человека в нравственном становлении личности и совершенствовании общества.

Эмпирическое исследование показало, что религия, как продукт естественных желаний и воображения, как проявление субъективного переживания играет значительную роль в жизни современной молодежи. Однако, несмотря на возрастающую потребность в религии и росте религиозности у молодых людей, наблюдается низкий уровень знания содержания религии, стихийный характер приобщения к ее традициям и обрядам, неспособность осознания психологического потенциала религии в нравственном самосовершенствовании. Мы отдаем себе отчет в том, что исследования в других регионах, возможно, дадут другие результаты, однако, было бы абсолютно неверным отрицать, что, возрастающая потребность в религии и росте религиозности в современном обществе, сказывается на отношении молодых людей к религии.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Братусь, Б. С. Русская, советская, российская психология: конспективное рассмотрение / Б.С. Братусь. - М. : Флинта, 2000. - 85 с.
  2. Бражникова, А.Н. Психология нравственности профессионала: учебное пособие / А.Н. Бражникова - М. : Изд-во «Университетская книга», 2009. - 432 с.
  3. Грановская, Р. М. Психология веры / Р.М. Грановская. - СПб. : Речь, 2004. - 373 с.
  4. Дебольский, Н.Г. Философские основы нравственности / Н.Г. Дебольский. -СПб. : Типогр. Импер. акад. наук, 1880. - 115 с.
  5. Зенько, ЮМ. Психология религии / Ю. М. Зенько. - 2-е изд., испр. и доп. -СПб. : Речь, 2009. - 552 с.
  6. Фаворов, Н. Что такое христианская нравственность / Н. Фаворов. - М. : Изд-во св. Игнатия Ставропольского, Храм Сошествия Святого Духа, 2003. - 221 с.
  7. Фрейд, З. Будущее одной иллюзии // Психоанализ. Религия. Культура. - М. : Ренессанс, 1991. - С. 17-65.
  8. Фромм, Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов / Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж. П. Сартр; пер. с англ. А. А. Яковлева. М. : Политиздат, 1990 [Электронный ресурс ] // http://www.textfighter.org/raznoe/Psihol/Fromm_PsRel/biblioteka_ fromm_e_psihoanaliz_i_religiya.php. - Дата обращения 27.09.2011.
  9. Шлейермахер, Ф. Речи о религии к образованным людям и ее презирающим / Ф. Шлейермахер. - М. : Алетейя, 1994. - 432 с.
  10. Юнг, К. Г. Психология и религия. Архетип и символ / К. Г. Юнг. - М. : RENAISSANCE, 1991. - 304 с.

Табейкина Елена Константиновна – кандидат исторических наук, доцент Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: В статье говорится о необходимости подготовки современной молодежи к семейной жизни, что требует выработку и проявление определенных качеств.

Ключевые слова: Семья, молодежь, брак, судьба, ответственность, самооценка.

Необходимость решения проблемы подготовки молодежи к брачно-семейным отношениям обусловлена самой исторической ситуацией, сложившейся к началу третьего тысячелетия и характеризующейся осознанием новой системы ценностей, новой стратегией и тактикой поведения человека, а, следовательно, и новыми подходами к его образованию. Наиболее важными нам представляются следующие тенденции развития общества.

Во-первых, современный этап общественной жизни сопровождается повышением требований социальной среды к гибкости человеческого мышления и поведения, к самостоятельности и ответственности за свою судьбу и судьбы других людей, к осмысленности прохождения жизненного пути, пониманию и разрешению противоречий современного человеческого бытия в его различных сферах, включая брачно-семейную.

Во-вторых, в нынешних условиях семья, переживающая материальные и духовно-психологические трудности, не всегда может гарантировать полноценное выполнение своих функций, которое является необходимым условием для сохранения преемственности поколений, развития личности и общества в целом, общественной стабильности и прогресса, и поэтому именно образование должно поддержать личность в период сознательного и ответственного поиска жизненных идеалов. Необходимо рассматривать современный образовательный процесс в вузе как взаимодействие студента и педагога, направленное на достижение определенной цели и приводящее к намеченному педагогом и принятому студентом позитивному преобразованию свойств и качеств обучающегося.

В-третьих, существует вопрос об изменении отношения к семье, а именно - о необходимости рассматривать семью как самоценность. При этом на первый план выдвигаются морально-этические качества партнеров, проблема удовлетворенности браком, требования супругов друг к другу. Успешность брака и стабильность семьи в первую очередь зависят от личностной готовности вступающих в брак индивидов, их способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Совместимость молодых людей, вступающих в брак, является важным условием для создания стабильной и благополучной семьи.

Рассматривая готовность молодежи к семейной жизни как цель воспитания и одну из целей образования, целесообразно выделить из многообразных функций семьянина те, которые носят наиболее общий характер, присущий каждой семье, определяют стабильность и успешность семьи. Выстраивая модель готовности молодежи к семейной жизни, нужно исходить из того, что эта готовность – не набор психических функций, а целостная система свойств личности. Учебно-воспитательный процесс призван формировать целостную личность, а готовность к семейной жизни - результат действия разносторонних факторов ее развития. Сама же роль семьянина или семейная деятельность выступает как функция целостной личности, успешность осуществления которой зависит от готовности к выполнению и других функций: трудовых, нравственных, коллективистских, интеллектуальных, познавательных и пр. Многосторонность обязанностей семьянина обусловливает включение в состав готовности разноуровневых характеристик личности: от элементарных практико-прикладных знаний и умений до стержневых качеств личности, таких, как ее отношение к семье как социально-личностной ценности, ценностные ориентации, регулирующие выполнение роли семьянина, семейно-брачные потребности, мотивы семейного поведения и т. д.

Многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов говорят о том, что стабильная семья может быть создана при определенной готовности молодых людей к семейной жизни. Понятие «готовность к семейной жизни» включает в себя социально-нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность. Стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни. Молодые браки характеризуются первоначальным вхождением в мир друг друга, распределением труда и обязанностей в семье, решение жилищных, финансовых и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, вхождением в роли мужа и жены, доформированием личности, процессом приобретения жизненного опыта, взросления и возмужания. Этот период брачной жизни является самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи.

Семейная жизнь требует от человека сформированных волевых качеств: умение управлять собой, целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка и самообладание, самодисциплина. Развитые волевые качества – это результат самовоспитания личности. Они проявляются в жизненной стойкости, выносливости, а при необходимости – в мужестве Без сомнения, значение брака изменилось, а вместе с ним изменился и институт семьи, но правомерно предположить, что семья будет продолжать адаптироваться к существующим условиям.

Список литературы

  1. Неудачина И.Г. Современная российская семья: гендерный анализ Екатеринбург, 2003.
  2. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества.\\ Cоциологические исследования, 2004, №7
  3. Васильчук Ю.А. Социальное развитие человека. Фактор семьи. // Общественные науки и современность, 2008, № 3.

Русяева А. А., Вербицкий А. С., Шмырина Л. Л.

Пермский государственный национально-исследовательский университет,

Пермь, Россия

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр утверждал: «Девять десятых нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительные никакие внешние блага не могут доставить удовольствия даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что люди, прежде всего, спрашивают друг друга о здоровье и желают его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья».

Образ жизни – понятие, характеризующее особенности повседневной жизни людей, охватывающее труд, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, умения и навыки в области укрепления собственного здоровья.

Здоровый образ жизни, по мнению ведущих медицинских специалистов в сфере физической культуре, - это реализация комплекса единой научно-обоснованной медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в которой особое значение имеет правильное физическое воспитание, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, связанных со сложными экологическими условиями обитания. Здоровый образ жизни выражает и определенную ориентированность деятельности личности в направлении укрепления и развития личностного и общественного здоровья. Тем самым здоровый образ жизни связан с личностно-мотивационным воплощением индивидами своих социальных, психологических, физических возможностей и способностей. Отсюда понятно огромное значение формирование здорового образа жизни в создании оптимальных условий функционирования индивида и общества.

Среди студентов механико-математического факультета Пермского государственного национально-исследовательского университета было проведено анкетирование на тему «Здоровый образ жизни студента и его отношение к своему образу жизни». В анкетировании приняло участие 256 человек, из них 166 юношей и 90 девушек. Это студенты 1-3 курсов, в возрасте от 17 до 23 лет, которые должны посещать обязательные занятия по физической культуре. Анкетирование было анонимным для получения более достоверной информации. Вопросы были разнообразными, но все, так или иначе, касались здорового образа жизни. Из предлагаемых составляющих здорового образа жизни наибольшее количество юношей, а именно 40 % выбрали за основу занятия физической культурой и спортом. Чуть менее, а именно 37 % считают, что необходимо не курить и не употреблять спиртные напитки, чтобы вести здоровый образ жизни. 18 % юношей считают наиболее важными составляющими активный образ жизни и соблюдение режима дня. И всего 5 % юношей указали закаливание и правильное питание как главные аспекты здорового образа жизни. У девушек немного иная картина ответов: 48% девушек считают, что не курить и не употреблять спиртные напитки – это главные составляющие здорового образа жизни, 26 % выделяют такой аспект как активный образ жизни. Чуть меньше, а именно, 24 % опрошенных предполагают, что достаточно соблюдать режим дня и заниматься физической культурой и спортом. И всего 2 % девушек, считают, что нужно всего лишь пребывать в прекрасном настроении и никогда не унывать.


Правильный режим дня – это целесообразное распределение времени на сон, рациональное питание, режим труда и отдыха и др. Большинство опрашиваемых юношей, а именно 70 % спят в среднем около 8 часов в сутки, 26 % спят менее 8 часов и 4 % спят более 8 часов в сутки. Но при этом во время сессии 93 % юношей спят менее 8 часов и только 7 % спят как обычно. Девушки же в свою очередь больше времени тратят на сон: 85 % спят около 8 часов в сутки, 9 % спят более 8 часов и только 6 % тратят на сон менее 8 часов. Что касается сна во время сессии, то также увеличивается процент недосыпающих, а именно 75 % спят менее 8 часов, остальные 25 % стараются спать не менее 8 часов.

Многие исследования показывают, что здоровое питание благоприятно сказывается на самочувствии и внешнем виде человека. Наши студенты к питанию относятся несколько пренебрежительно. Самой популярной едой на завтрак у юношей являются горячие напитки (чай, кофе) и бутерброд, таких оказалось 58 %. Только 32 % предпочитают на завтрак горячее (каша, яичница, омлет). 18 % не завтракают совсем и только 3 % едят на завтрак суп и второе. У девушек 44 % едят на завтрак горячую пищу (кашу, омлет, яичницу), 28 % ограничиваются напитками и бутербродом, 15 % не завтракают совсем, 13 % предпочитают на завтрак фрукт или стакан сока. Как известно, студенты проводят в стенах университета большую часть дня, и соответственно, во время учебы необходимо чем-то питаться. Большая часть юношей и девушек, а именно 45 % и 55 % соответственно приобретают кондитерские изделия, выпечку, чай, сок и минеральную воду, всего 35 % юношей и 30 % девушек питаются в буфетах и столовых салатами и горячими блюдами. 20 % юношей и 15 % девушек не питаются совсем, либо ограничиваются фруктами.

Сниженная физическая активность является фактором риска развития многих заболеваний. Известно, что регулярные физические упражнения умеренной интенсивности дают силу и энергию, помогают справиться со стрессом, нормализуют сон и т.д. Среди опрошенных студентов 65% юношей и 60 % девушек регулярно посещают занятия по физической культуре в университете, 23 % юношей и 32 % девушек посещают занятия время от времени, 12 % юношей и 7 % девушек являются злостными прогульщиками. Немного огорчили ответы про то, для чего студенты посещают занятия по физической культуре. Так 70 % юношей и 75 % девушек посещают занятия ради получения зачета. Такие причины как «нравится» и «желание поддержать себя в форме выбрали» 30 % юношей и 20 % девушек, а вот то, что это «полезно посещать занятия» выбрали всего 5 % девушек. Также 55 % юношей и 40 % девушек будут заниматься физической культурой и спортом самостоятельно после окончания университета.

Ни для кого не секрет, что активный образ жизни необходим для поддержания жизненного тонуса организма. Так 27 % юношей и 34 % девушек стараются совершать ежедневные пешие прогулки и проводить активно выходные дни, 46 % юношей и 58 % девушек совершают прогулки время от времени и выходные проводят по настроению, и 27 % юношей и 8 % девушек не гуляют совсем и выходные предпочитают проводить за книгой, компьютером или телевизором.

Что касается вредных привычек, то среди юношей 29 % курят ежедневно, 15 % пару раз в неделю, 12 % иногда балуются и 54 % не курят совсем. Среди девушек 16 % курят постоянно, 38 % иногда балуются, а 46 % не курят совсем. Из спиртных напитков самым популярным у юношей является пиво – 65 %, 22 % предпочитают более крепкие напитки (водка, коньяк, виски), 10 % употребляют вино, шампанское и 3 % никогда не употребляли спиртных напитков. У девушек 73 % предпочитают вино и шампанское, 20 % употребляют пиво, 6 % предпочитают более крепкие напитки (водка, коньяк, виски) и только 1 % никогда не употреблял спиртных напитков. Практически все студенты не злоупотребляют спиртными напитками и стараются употреблять их только по праздникам.

Таким образом, почти все студенты четко представляют себе, что такое здоровый образ жизни, для чего он необходим, но при этом мало кто его полностью соблюдает. Причины не соблюдения самые разнообразные: нехватка времени, средств, лень, наличие вредных привычек. Но практически все, так или иначе, имеют отношение к физической культуре и спорту.

Основными аспектами здорового образа жизни являются пропорциональное соотношение между физической и умственной нагрузкой, физическая культура и занятия спортом, рациональное питание, гармонические взаимоотношения между людьми, негативное отношение к вредным привычкам.

В. Е. Бобровская, Н. С. Верина

Россия, Ульяновск

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безводна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» . Именно этими знаменитыми строками начинается священное писание христиан – Библия. Всем известно, что православие оказало большое влияние на становление культуры и формирование истории нашего государства. В нашей статье мы попробуем выяснить, как современная молодежь относится к религии.

Итак, почему мы решили в своей статье рассматривать именно молодёжь?

Существует всем нам известное понятие «Молодежи принадлежит будущее». Смысл этой фразы не будет потерян, если современная молодежь будет в состоянии обеспечить будущее не только нашей страны, но и церкви. Мы считаем, что современная молодёжь утратила духовные ценности, утратила значение религии, что вызвало потерю веры в любовь друг к другу, добро, справедливость и милосердие. Суть нашей работы заключается в проверке религиозности людей, а также в исследовании уровня знаний содержания религии.

По данным Европейского социального исследования, российское общество делится примерно на две почти равные части: 49% россиян относят себя к последователям религии, 48% нет .

Чтобы выявить, насколько молодые люди приближены к церкви, мы воспользовались методом опроса. Для этого мы составили анкету, которая содержала вопросы:

Общее число участников составило 120 человек, которые являются студентами. Студенчество, это тот период, когда человек задумывается над вечными вопросами: «В чем смысл моего бытия?», «Как мир сделать лучше?». Поиск ответов на эти вопросы, дает стимул к построению жизни. Тяга к получению истины заставляет обращаться туда, где ощущают присутствие правды. Именно поэтому, им необходима поддержка с помощью, которой они смогут улучшить знания в окружающей их реальности. Таким атрибутом на протяжении многих столетий являлись Божии заповеди.

Анализируя проведенную работу, можно сказать о том, что 89% отметили то, что Бог существует, а религия – это мировоззрение и вера в Бога. Также они пояснили, что именно вера в Бога дает внутреннее душевное успокоение, моральную поддержку, надежду и уверенность в себе. Бог же для них это, прежде всего создатель мира и света на земле, Всеведающий и Всемогущий. Но есть и другие мнения: 9% опрошенных считают себя верующими, хотя представления о религии у них не имеет ясного содержания, 3% вообще отрицают существование Бога.

91% опрошенных нами студентов стараются принять участие в церковных праздниках, хотя церковь посещают очень редко.45% молодых людей ходят в храмыи церкви от одного до нескольких раз в год, 15% вообще не посещают, 2% ходят каждую неделю, а 38% ссылаются на недостаток времени для

посещения церкви. Дело в том, для того, чтобы исповедовать веру, необходимо постоянно производить над собой усилия, ведь у религии есть определенные ограничения и нормы поведения. Люди перестали относиться к религии, как к высшему, спасительному, высокодуховному. Молодёжь вспоминает о Боге и церкви только тогда, когда наступает период отчаяния и беспомощности. Но после отступления невзгод, о Боге снова забывают. 1% респондентов глубоко верующие, следуют всем религиозным обрядам, соблюдают традиции и каноны церкви.

У молодёжи, стремящейся к религиозному росту, наблюдается низкий уровень знаний, отсутствует стремление к духовному совершенствованию. Во-первых, издавна в становлении личности самую важную роль выполняет

семья. Именно в ней закладываются основы воспитания, соответственно и отношение к религии. В современном мире родители не считают церковь одной из составляющих в формировании нравственности ребенка, они не посещают храм Божий, соответственно нет примера для подражания. Все мы знаем о введении нового праздника-Дня любви, семьи и верности. Этот праздник проходит в день памяти «Петра и Февронии», он помогает нам понять, что такое брак и семейные ценности, на примере жития князя и его супруги. А как сказал Святейший Патриарх Кирилл – «Без возрождения семейных ценностей невозможно возрождение России». Как нам кажется, этот праздник ориентирует сознание молодёжи на одну из главных ценностей. Во-вторых огромное влияние оказывают детские сады и школы, учителя и преподаватели.

Многие века религиозное учение было главной педагогической системой.

Целью, которой является: организация жизни и деятельности человека, воспитание в нем, с раннего детства, норм общественного поведения и культуры, формирование системы ценностей. Религия способствует социализациииндивида. Она дает успокоение душевных сил, приведение в порядок чувств и мыслей человека. Дарует верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных ситуаций, которые кажутся безвыходными. Таким образом, религия является одной из сфер жизни общества, это необходимый аспект жизнедеятельности в становлении человека и общества. В современной традиционной школе не преподают Закон Божий, не пропагандируют религию, одним словом не уделяют ни капельки внимания религии, одному из главных аспектов формирования нравственности человека. И к великому сожалению, в наше время к нынешним педагогам многие стали относится без чувства глубокого уважения и почтения, как к своему наставнику. Когда в те времена педагогу преклонялись и неукоснительно следовали его слову.

Важно отметить, что помимо семьи, школы на формирование нравственности молодёжи, в современном мире нано технологий огромную роль играют средства массовой информации и интернет ресурсы. Мы с сожалением должны признавать, что интернет-ресурсы и средства массовой информации предоставляют нам очень ограниченные возможности для нравственного просвещения и духовного роста молодёжи. Последствием предоставления информационных услуг Интернет-ресурсами и СМИ является влияние на психику и разум молодых людей. Мы хотим призвать журналистов, руководителей, редакторов, всех кто связан со средствами массовой информации — давайте не будем допускать распространения среди молодёжи безнравственного поведения, вражды и ненависти по отношению друг к другу. Давайте будем двигаться в сторону добра и духовного совершенствования.

Нынешнее молодое поколение – первое поколение молодых людей, родившихся или выросших после распада СССР, в первые годы становления новой российской государственности. Через 10-15 лет именно от него будет зависеть, какая судьба ждет в ХХI в. Россию с ее многонациональным обществом и исторически сложившимся ядром – русским народом. Чтобы занять достойное место в мире, наша страна нуждается как в инновационном развитии, так и в нравственном обновлении. Нынешнему молодому поколению предстоит решать эти задачи одновременно. Именно поэтому ему равно необходимы как материальная, так и духовная поддержка. Лишь достигнув гармонии между общенациональными идеалами, личными и семейными интересами, оно сможет войти в историю как новое поколение победителей, с которого станут брать пример, и на которое будут равняться потомки.

(Материал взят из книги История науки и техники глазами молодых исследователей — А. Можайского)

Современный мир чрезвычайно активно и стремительно меняется. Перемены происходят и в людях, в первую очередь молодых людях. Актуальные проблемы молодежи отражают несовершенства и пороки всего общества. Поэтому решение этих трудностей окажет влияние на благосостояние всего социума.

Безработица молодежи как социальная проблема

Проблемы такого характера происходят из экономической нестабильности государства, не способного предоставить необходимое количество рабочих мест, нежелания работодателей принимать низкоквалифицированных и неопытных сотрудников. Проблема трудоустройства молодежи так же состоит в финансовых притязаниях молодых специалистов, которые не разделяются работодателями. Таким образом, молодые люди ищут работу, но не могут устроиться, из-за чего не имеют средств к существованию. Это толкает на поиск нелегальных заработков, что нередко толкает к преступности, наркотической зависимости, приводит к бедности, способствует развитию жилищных проблем молодежи. Государственные программы по обеспечению молодых семей собственным домом практически не осуществляются. А ипотека становится неподъемным ярмом.

Проблемы нравственного воспитания молодежи

Не имея жизненных перспектив, вынужденные вести борьбу за выживание, многие молодые парни и девушки становятся частью криминального мира. Социальная необеспеченность семей, необходимость поисков заработка сказываются на культуре и образовании молодежи: они отдаляются от учебы, духовных идеалов

Низкие жизненные условия, неблагополучность, отсутствие возможности реализации толкает молодых людей к опробованию спиртного и наркотиков. Проблема алкоголизма среди молодежи обладает чудовищными масштабами. Что и говорить: уже каждый второй старшеклассник употребляет спиртные напитки дважды в неделю. Проблема наркомании среди молодежи также является актуальной. Кстати, такая зависимость возникает не только у ребят из малообеспеченных семей: многие наркоманы – дети состоятельных родителей.

Немалы размеры проблемы курения среди молодежи. Каждый третий старшеклассник курит постоянно. Ведь среди молодых людей существует ошибочный престиж курения, которое, по их мнению, выглядит «модным» и раскрепощает.

Проблемы культуры современной молодежи

Снижение уровня жизни молодых людей отразилось и на их культурной жизни. Популярны западные идеи потребительского отношения к жизни, что нашло свое отражение в культе денег и моды, стремлению к материальному благополучию, получению удовольствий.

Кроме того, существуют проблемы досуга молодежи. Во многих городах и селах не создано условий для культурного проведения свободного времени: нет бесплатных бассейнов, спортивных секций или кружков по интересам. Вот и юношам и девушкам сидеть перед телевизором или компьютером, в компании сверстников с сигаретой и бутылкой в руках.

Духовное обнищание нашло свое отражение и в проблеме речевой культуры современной молодежи. Низкий уровень образования, общение в интернете, создание молодежных субкультур способствовали развитию сленга, далекого от правил литературного русского языка. Следуя моде, молодое поколение использует в речи бранные слова, сленговые выражения, нарушает языковые нормы.

Психологические проблемы молодежи

Психологические проблемы юношества связаны, главным образом, с отсутствием четкого жизненного ориентира. С законами жизни парней и девушек знакомят не только родители, школа и книги, но и улица, продукты массовой культуры, СМИ, собственный опыт. Безучастность власти и бесправие, юношеский максимализм провоцирует в молодежи развитие равнодушия или агрессии, толкает к вступлению в молодежные неформальные группировки. Кроме того, юношество – это пора, когда человеку приходится решать множество важных задач: выбор профессии, второй половины, друзей, определение жизненного пути, формирование собственного мировоззрения.

Пути решения проблем молодежи состоят в целенаправленной систематической политике государства, не только на бумагах и речах. Власти должны по-настоящему осознать, что молодые юноши и девушки – это и есть будущее страны.