Почему органы опеки зачастую забирают детей из благополучных, но небогатых семей. Почему органы опеки зачастую забирают детей из благополучных, но небогатых семей Куда отправляют детей не спрашивая их мнения

Коттедж в центре Кормы - это так называемый дом семейного типа, социальное жилье, построенное для замещающей семьи. Дети здесь живут родные и приемные, с пеленок до 18 лет. В прихожей мы насчитали восемь девочек и мальчиков, но и это еще не все. Несколько приемных ребят получают среднее специальное образование и приезжают на выходные и каникулы. А еще есть пятеро своих взрослых детей. С матерью осталась только младшая дочь, остальные живут со своими семьями отдельно. Кто-то в Корме, кто-то в большом городе, а кто-то за границей.

Любовь Степанцова - мать-героиня. С 50 лет она как многодетная мать на пенсии, но работает - теперь родителем-воспитателем. При этом выглядит ухоженной, стройной и ходит на шпильках.

У матери большого семейства день начинается с пяти утра. Кто рано встает, тот успевает и прическу уложить, и зарядкой заняться. Как только хозяйка экспресс-методом привела себя в порядок, она начинает готовить завтрак и заодно что-то на обед.

Затем старшие отправляются в школу, малыши - в детсад. А потом уборка. Раз в неделю генеральная, в этом маме вся детвора помогает.

Мама Люба условиями довольна. После четырехкомнатной квартиры здесь почти дворец - 250 квадратных метров жилплощади. Проводит экскурсию: просторные кухня и холл, четыре детские комнаты, родительская, пять санузлов. Жилье рассчитано на 5-10 детей и родителей. Обустройство дома - за счет государства. Когда что-то нужно для быта, помогают приобрести.

- Пособий не хватает. Например, моей Даше надо на сезон четыре пары сапог. Рвутся, потому что каждую лужу меряет. К тому же нужно, чтобы у детей было разнообразие в еде. И хотя у меня и муж на пенсии работает, и я, но сэкономить, купить и отложить доллары не получается.

Продукты чаще покупают на месте, иногда выезжают в Гомель. Два раза в месяц закупаются крупными партиями. Сад и огород тоже помогают. В прошлом году было много яблок, запаслись соком. Трехлитровая банка опустошается за раз.

В огороде мама Люба проводит бо́льшую часть лета и отпуск. У замещающих родителей он длится 56 дней. В это время дети обычно разъезжаются в санатории или за границу. Остальных родители могут отдать в приют или в приемные семьи. Но на деле этого не происходит:

- Для детей это стресс. Отдать ребенка, а потом по-новому все начинать - воспитание и питание по-другому… А они каждый со своими привычками: то не ем, это не ем. Вот у меня мальчик взрослый, он мясо не ест. Поэтому ему отдельно другое что-то готовлю.

Мать-воспитательница встречает гостей выпечкой, фирменным луковым пирогом. Дети тоже любят поучаствовать в приготовлении кулинарных вкусностей. Старшие и в быту помогают, и за малышами присматривают.

- Я как-то прибегаю домой с работы, посуда не помыта, а дети сидят под телевизором. Я говорю старшей дочери: «Соня, что это такое?!» А она мне: «Мам, ну ты подумай: если посуда в раковине, значит, мы сыты. Это мы помоем. Если мы смотрим телевизор, значит, уроки у нас сделаны». Ну и где ты тут будешь ругаться?

В дом семейного типа вместе с супругами Степанцовыми переехали семь ребят. Позже приемная семья стала еще больше. В основном сюда попадают дети от пяти лет до совершеннолетия, но иногда отдают и совсем маленьких, по два года. А маленького Стасика и вовсе взяли в двухмесячном возрасте. Любовь Владимировна вспоминает о нем с трепетом и грустью:

- У него зубки начали лезть и сопельки текли… И вот он начинает меня целовать. Дети спрашивают: «Мам, тебе это не противно?» Я говорю: «Да вы что, он же маленький, это ж ангел».

Малыш привязался к новой маме и семье, но затем его пришлось отдать биологическим родителям. Вообще, Степанцовы семерых детей возвратили в родные семьи. Вскоре появлялись другие воспитанники.

Несмотря на то, что родители отобранных детей - люди обычно несознательные, отдавать воспитанников в родную семью обязательно, если мама исправляется. Мало того, Любовь Владимировна как замещающая мать должна поддерживать связь с биологическими родителями, давать им возможность общаться с детьми. Если родная мать неизвестно где, нужно пытаться отыскать ее. Иногда это делают сами дети. Мама Люба рассказывает:

- Один наш мальчик стал искать маму тайком. Нашел, ничего мне не сказал. И на его день рождения бабушка этого мальчика принесла от мамы подарок. Так он его взял, пошел в свою комнату и растоптал.

Некоторые биологические родители исправляются, говорит Любовь Степанцова. Надолго ли - другой вопрос. Ребенок в зависимости от обстановки может жить то с родной матерью, то опять в приемную семью возвращается.

- Это единицы восстанавливаются и забирают своих детей. Вот у меня маленький ребенок был. Его матери 24 года, она, наверное, уже раз 15 кодировалась. Ей он не надо. С ними разговаривают, упрашивают. Да их работать надо заставлять! Чтобы они от безделья детей не мучили. Ко мне попала девочка из детдома. Вот я купила халву, поставила на стол - ешьте. Она взяла и спрятала ее под подушку. Я увидела, спрашиваю: «Зачем ты это сделала?» Она сама не знает, не может объяснить. И первое время я находила даже хлеб под подушкой. Некоторые попавшие к нам дети тоже раньше недоедали, но ничего такого не делали. Дело в том, что они в семье жили. А в детских домах, если ребенок побыл там год-два-три, сложно потом его переучивать. Она с рождения там росла.

Взрослая дочь Светлана подхватывает разговор:

- Я тоже взяла из детского дома мальчика. Его маме было 23, она стояла на учете в наркодиспансере с третьей степенью зависимости. Мальчик вежливый, по дороге со всеми здоровается, посуду всегда за собой уберет. Но тоже есть нюансы.

Светлана первой подала пример, взяв на воспитание чужого ребенка. Родители поддержали доброе дело, да и коллеги из районного отдела образования просили маму Любу решиться на такой шаг. Вот и шагнула, тем более что и сама, и супруг выросли в больших семьях по 5-7 детей. Да и на своих пятерых успели натренироваться.

Параллельно сестра Любови Степанцовой Валентина загорелась и тоже приютила нескольких детей. Такой большой компанией и собираются вместе на дни рождения: со всеми родными и приемными детьми и внуками.

- С детьми, которые возвратились в биологические семьи, больше не видитесь?

- Почему же, я крестила некоторых из них. Ездим к ним, обычно на праздники с подарками: на День матери, на Новый год, в другие дни. Некоторые сами приезжают как в родную семью.

В общем, мама Люба довольна тем, как дети учатся и ведут себя. Один умный, но ленится, другая хорошие оценки приносит, но задирается с мальчишками. Очень способной оказалась старшая девочка Вика: помогает матери проверять уроки у младших. Вика собралась стать юристом, но по обычаю приемные дети уже после 9 классов идут получать специальность в ПТУ. Пришлось уговаривать курирующую службу оставить ее в 11-м классе, чтобы могла поступить в вуз. Творческие способности у детей Степанцовы тоже замечают. Один ребенок любит и умеет петь, другой не расстается с красками.

Как делают сирот

Если вы сегодня не успели сварить суп для своих детей, или не заправили кровать утром, опаздывая на работу, или же у вас корзина полна грязного белья, то не стоит думать, что это ваше личное дело. Все это может быть поводом для сотрудников органов опеки «взять вас под контроль», более того, изъять ваших детей из семьи.

И пусть вас не удивляет, что при этом жизнью соседа-алкоголика, который бьет своих детей и гоняет в магазин за водкой, органы, защищающие интересы малолетних, нисколько не интересуются.

Такова нынешняя реальность.

Почему детей могут забрать из вполне нормальных семей, но оставить в тех, где они подвергаются опасности, выясняла корреспондент «МК».

Кому какое дело, сколько бананов у вас в холодильнике? Так наверняка думали родители трехмесячного Родиона Тонких из Краснодарского края, когда открывали двери своей квартиры социальным работникам. Ну потерял отец работу, ну не забита кухня едой до отказа — тяжелые времена у каждой семьи бывают.

Однако мальчика и его трехлетнюю сестру у мамы с папой забрали. А вскоре грудничок Родион погиб в больнице, куда его поместили...


Семья Виктории и Максима Тонких живет в небольшом поселке Верхний Боканский. Максим сам бывший детдомовец, Вике повезло больше — хотя тоже сирота, родители умерли, когда девочке было 13 лет, но воспитывал ее дед. Они женаты 5 лет, воспитывают двоих детей. Точнее, воспитывали...

Когда глава семьи потерял работу, то Тонких взяли «под контроль» местные социальные службы. В квартиру стали регулярно приходить сотрудники. Проверяли, как живут, спрашивали, не устроился ли Максим на работу.

— 6 августа к ним пришли с очередной проверкой, — рассказала «МК» старшая сестра Виктории Юлия Стефанец. — Вика в тот момент ушла за старшей дочкой Илоной в садик. За Родионом приглядывала ее подруга — крестная мальчика.

Малыша забрали тут же, не дождавшись возвращения матери, мотив — ребенок находится без присмотра (наличие взрослой крестной не в счет). Вечером пришли и за Илоной.

— Моей сестре объяснили, что детей забирают, потому что в холодильнике недостаточно еды, а в квартире не убрано. Илоночка рыдала, когда ее вырывали из рук матери. Ой, что там было — просто трагедия...

Обоих малышей поместили в детскую городскую больницу села Мысхако г. Новороссийска. Мать к детям не пускали.

— Вика все время приходила, просила хотя бы покормить Родиона, он же грудной. Но ее вообще не допускали внутрь. Все требовали справку от отца, что он устроился на работу. А еще справку, что Вика не беременна (у нее после родов животик остался), мол, куда вам в эту бедноту еще и третьего. А дома мы вместе все вымыли, холодильник наполнили. Не понимаю, почему к моей сестре придирались? Да, живут они небогато, но все необходимое есть. Мы им помогаем, как можем. Они не пьют, дети у них — такие бутузы, ухоженные, красивые. Ну а долг за квартиру... при чем тут дети?


Родион Тонких прожил всего три месяца.

Что именно произошло с Родионом — они не знают. Но только 12 августа утром в квартире Тонких раздался телефонный звонок: следователь сообщил, что мальчик ночью умер.

— Я с сестрой ездила в полицию за справкой о смерти. В ней написано «закрытая черепно-мозговая травма, отек мозга от прикосновения с тупым предметом с неопределенным намерением». Из показаний свидетелей мы узнали, что еще накануне в час ночи с мальчиком все было в порядке. Его покормили, а в три часа ночи, при следующем кормлении, Родиона нашли уже мертвым. Я попросила показать мне последние фото Родиона, Вика не могла на них смотреть. На фото было видно, что у него на щечке огромный синяк. Мы подали заявление в прокуратуру.

14 августа семья (Виктория и Максим, Юля с мужем, двоюродная сестра и около 10 соседей) похоронили младенца. Сотрудников органов опеки на захоронении не было. После похорон и скандала на всю трехлетнюю Илоночку родителям вернули.

Увы, случай с Родионом Тонких не единственный, от всех прочих его отличает лишь трагический финал. Родительская общественность бьет тревогу: нелепых и неправомерных отобраний детей в этом году просто вал. Развязал руки соцработникам вступивший в силу закон «Об основах социального обслуживания граждан».

Ольга Леткова — руководитель Ассоциации родительских комитетов и сообществ, директор общественного центра правовых экспертиз и законопроектов — показывает мне документы 5-летней давности. Тогда в Госдуме лежал закон «О социальном патронате».

— Тогда, пять лет назад, проанализировав преступный законопроект, мы нашли в нем огромное количество противоречащих как Конституции, так и здравому смыслу пунктов, — вздыхает Ольга. — Вот наша выдержка из тогдашнего письма президенту Медведеву: «Принуждение врачей и педагогов доносить на родителей, неконституционный сбор конфиденциальной информации о жизни семьи, вторжение чиновников в дела семьи и процесс воспитания... Все это может повлечь массовое изъятие детей из семей по бедности и по другим неоправданным основаниям». В 2010 году в результате возмущения родительской общественности ювеналка не прошла. Однако рано мы расслабились. Все эти страшные ювенальные нормы никуда не делись. Они вошли в текст федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан».


Виктория Тонких с дочкой Илоной.

— Что же написано в этом законе такого, что чиновники имеют право врываться в дома? — спрашиваю Ольгу.

— Тут все очень хитро завуалировано. В самом законе нет даже таких слов — изъятие детей, не прописаны полномочия социальных служб. Все это спрятано в так называемых «регламентах межведомственного взаимодействия», составление и утверждение которых полностью отдано на откуп региональным чиновникам социальной сферы.

Вот, например, Калининградская область, «Основные критерии при определении семей, находящихся в трудной жизненной ситуации»:

— отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие у родителей работы, места проживания, неудовлетворительные жилищные условия и т.д.);

— смерть одного из родителей;

— уход отца/матери из семьи, развод родителей;

— постоянные конфликтные ситуации между родственниками, между детьми и родителями, иными законными представителями;

— возвращение родителя (-ей) из мест лишения свободы;

— совершение детьми преступления или административного правонарушения.

Регламент также относит к детям в трудной жизненной ситуации детей, проживающих в малоимущих семьях, детей с отклонениями в поведении, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей — жертв насилия и многих других.

— Из таких семей ребенок может быть изъят по заключению комиссии по делам несовершеннолетних, — объясняет Леткова. — Помещать детей в приют позволяет Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Вот вам, пожалуйста, ювенальные нормы, никуда они не делись. В каждом регионе свои регламенты, но все они примерно похожи. В итоге сотрудники социальных служб без суда и следствия изымают детей за бедность, за антисанитарию, за редкое посещение врача, отсутствие ремонта в квартире и так далее. То есть они получили неограниченные полномочия для вмешательства в жизнь любой семьи.

В августе в московском районе Южное Чертаново из семьи изъяли двух мальчиков. В документах органов опеки причинами значатся грязь и антисанитария в квартире, долг за услуги ЖКХ, а также наличие 20 кошек. Мама мальчиков, Елена Коробова, рассказала, что до сих пор никогда не сталкивалась с претензиями органов опеки. Но в один прекрасный день к ним в квартиру явились 14 человек и увезли сыновей в больницу. А потом передали их в детский дом. В считаные дни с помощью волонтеров мама сделала ремонт, навела порядок. Но детей все равно до сих пор не вернули. Видятся они только под присмотром сотрудников детского дома в выделенные часы.


По этому поводу уполномоченный по правам детей Павел Астахов написал в своем Твиттере: «Навести порядок в квартире, вынести весь мусор и рухлядь, вычистить грязь и кошачьи экскрименты (в квартире более 20 кошек), вывести тараканов, клопов, пауков, отмыть пол, стены, окна от слоя грязи — это все ЭЛЕМЕНТАРНО и не требует денег. Это не от БЕДНОСТИ, а от ЛЕНИ и РАСПУЩЕННОСТИ. Бороться за детей НЕОБХОДИМО, но начинать борьбу надо С СЕБЯ» (орфография и пунктуация автора сохранены. — «МК»).

Спору нет, грязь, тараканы и кошки в таком количестве — это, безусловно, плохо. И скорее всего да, свидетельствует о лени родителей. Но жизнь такова, что все родители не могут быть идеальными. Детей рожают и ленивые, и глупые, и безалаберные. Получается, у всех надо отбирать детей? Но ведь семья, пусть и далекая от совершенства, всегда лучше казенных стен — если, конечно, дети не подвергаются в ней опасности. Неужели нельзя найти другие способы работы с такими «неидеальными» родителями?

А уж претензия, касающаяся долгов по ЖКХ, вообще повергает в глубокое изумление. Детей, получается, отобрали как имущество, за долги? «Наведите порядок, оплатите все счета — тогда и вернем».

На сегодняшний день стандартные претензии к родителям, за которыми следует отобрание детей, таковы: отсутствие работы (и это при кризисной экономической ситуации!), недостаток продуктов в холодильнике, отсутствие ремонта в доме, отсутствие канализации и печное отопление, находятся без присмотра родителей (хотя на момент проверки они могли быть со старшими братьями и сестрами, со знакомыми или даже родной бабушкой) и т.д. По доносу «доброжелателей» — это называется анонимное обращение — органы опеки тоже любят работать. Поругались с соседями, не ладятся отношения с воспитателем в саду или учителем? Остерегайтесь!

Доходит до абсурда. В поселке Мелентьевский Коношского района Архангельской области сироте, выпускнице Няндомского интерната Надежде Кузнецовой дали квартиру, которая оказалась в аварийном состоянии (за сироту же некому постоять), а когда у той через некоторое время родился ребенок, отобрали его по причине... ненадлежащих жилищных условий.

Другой случай в той же Архангельской области закончился трагедией. Органы опеки забрали троих детей у разведенной матери, повара воинской части космодрома Плесецк Елены Сергановой, обосновав это в том числе претензиями к пьющему отцу, который с ними давно не живет. Трое детей, Кристина, Карина и Каролина, были доставлены в детский дом города Североонежск. Через некоторое время мать узнала, что ее старшая дочь, 15-летняя Кристина, повесилась. Девочка неоднократно убегала из детдома, но всякий раз ее возвращали обратно...

А в Ростовской области многодетная мать покончила с собой после того, как органы опеки отобрали у нее троих детей. У Виктории была вполне благополучная семья, но после того как ее муж умер, а следом сгорел дом, она с тремя маленькими детьми и матерью оказалась в съемной квартире.

Маленькому ребенку было всего четыре месяца, среднему — 3 годика. Как могла, Виктории помогала мать-пенсионерка, которая подрабатывала в доме инвалидов.

Старший сын — 10-летний Максим — рос непослушным мальчиком и несколько раз убегал из дома. После этого семейство и попало под пристальное внимание органов опеки. Они постоянно упрекали вдову, что она живет на съемной квартире и в нищете.

Регулярные разговоры с женщиной, по словам чиновников, не приносили никакого результата — плачевная ситуация с жильем и деньгами так и не решалась.

После очередного побега Максима мать вызвала полицейских и сама пошла искать сына. Сразу после полиции приехали представители опеки.

— Они сказали, что лишают Вику материнских прав, и забрали детей, — рассказывает мать-пенсионерка. — Я была дома, тут Максим вернулся. Сереженька спал, его забрали сонного. Весь дом перерыли, искали документы детей.

Вика вернулась домой, но детей уже не было, у женщины случилась истерика, когда она узнала об этом.

Решив, что больше не увидит детей, она повесилась на дереве...

— Историй, подобных этим, у нашей родительской организации огромное количество, — вздыхает Леткова. — Не успеваем справляться. Не всегда удается найти деньги, чтобы помочь с этими ремонтами, чтобы нанять юриста (из Москвы в дальние регионы не налетаешься). Кроме того, родители отправили письмо президенту. Подписей под ним собрали больше 100 тысяч. Но жалобы на новый закон в администрации не поняли: «Ваше мнение о том, что ФЗ позволяет произвольно осуществлять отобрание детей у родителей, нельзя признать обоснованным», — написано в ответе.

Кстати, насилие в отношении детей, с которым обязаны бороться социальные службы, — это совсем не то, что нормальные люди привыкли под этим понимать. По этому проводу уже подготовлен новый законопроект «О предупреждении и профилактике семейно-бытового насилия», согласно которому меры к родителям-насильникам будут применяться за очень многое: если не пустил ребенка в плохую компанию, запретил смотреть телевизор, играть на компьютере, не дал денег на карманные расходы и пр. Все это признается насилием — экономическим, физическим, моральным. Что будет, когда его примут, сложно даже представить.

На фоне всех этих историй особенно дико выглядят случаи, подобные тому, что произошел в Нижнем Новгороде, где психически больной отец убил своих шестерых детей и беременную жену. Почему там, в семье шизофреника, который регулярно измывался над членами своей семьи, не работал и жил на пособия, детей не забрали? Внятного ответа органы опеки не дали, ссылаясь лишь на то, что психическое заболевание родителя не является поводом для отобрания детей. Такое свойство характера, как лень, — повод, а тяжелая душевная болезнь — нет...

Еще один случай тоже никак не вяжется с повышенной заботой о детях. «МК» год назад писал о том, как мать-наркоманка Юлия Бертова отправляла свою 4-летнюю дочку просить милостыню у метро. О том, как истощенную 4-летнюю девочку с черными синяками под глазами держала за руку алкоголичка. Малышка еле говорила: «Ням-ням. Пожалуйста, ням-ням». О том, что мама малышки пьет практически со школьной скамьи, а в квартире, что на улице Белозерская, — настоящий притон окрестных наркоманов и алкоголиков...

Несмотря на все это, ребенка из семьи не изымали. «Сейчас установка работать с семьей, а не отправлять детей в детский дом, — объяснили «МК» социальные работники. — Мы в курсе ситуации, мама исправляется и как может заботится о девочке. Мы за ней следим».

А через полгода, в мае 2015-го, «МК» выяснил, что «в приюте умер двухмесячный сын Юлии Бертовой. С критически маленьким весом и диагнозом СПИД ребенок был отобран у мамы-наркоманки. Еще один ребенок (та самая девочка) также помещен в приют».

Что произошло, нам рассказали соседи:

— Юлия снова забеременела, но пьянки и гулянки продолжились с новой силой. Милиция на наши сигналы не реагировала, опека (куда мы тоже неоднократно жаловались) вообще устранилась. Так что печальный финал, увы, закономерен...

Мы попытались найти объяснение всем этим странностям у уполномоченного по правам детей Павла Астахова. Увы — омбудсмен так и не смог прояснить ситуацию.

— Какие все-таки основания являются законными для отобрания несовершеннолетнего у родителей? Что значит — «в квартире не убрано, в холодильнике нет еды?» Как эти понятия регламентируются законом?

— Единственное основание для экстренного изъятия ребенка из семьи — угроза его жизни и здоровью. Плохой ремонт, недостаток еды, отсутствие уборки как таковые не могут служить поводом для отобрания детей. Сигналы, как правило, поступают от соседей. Часто о неблагополучии информируют врачи, которые видят побои у ребенка на теле, а также сотрудники образовательных организаций. Правонарушения родителей, их асоциальное поведение привлекает внимание соответствующих служб, и их ставят на учет как неблагополучных.

— Так на основании чего органы опеки принимают решение об отобрании детей? Или это делается «на глазок»?

— Конечно, в работе органов опеки и попечительства очень большую роль играет человеческий фактор. Их работа похожа на работу хирургов — от их решений зависит жизнь семьи. Мы всегда выступаем против введения тотального контроля государства над семьями с несовершеннолетними детьми под предлогом существования значительного числа нерадивых родителей и неблагополучных семей. Семье в кризисной ситуации необходимо вовремя оказать помощь, привлечь врачей, психологов. Вместе с тем несвоевременное реагирование органов системы профилактики способно привести к трагедии, как в Нижнем Новгороде, где отец зарезал 6 детей.

Из слов Астахова следует, что подавляющее число случаев отобрания детей — незаконны. Почему же тогда никто не несет ответственности за нарушение закона?

Самое удивительное, что официальная установка властей — бороться с социальным сиротством всеми силами. Уже с 1 сентября 2015 года все детские дома и приюты будут работать по новой схеме. А именно, в течение ограниченного промежутка времени они обязаны будут подыскивать для вновь поступивших сирот приемную семью. Получается такой детский трафик из одного дома в другой?

Говорят, что «в споре рождается истина». Речь пойдёт о споре. Истина может родиться только там, где все участники спора умеют отстаивать свое мнение.

Маленький ребенок беспрекословно верит всему сказанному взрослыми, и в умении спорить нет необходимости. Но с возрастом все чаще возникают ситуации, когда мнение ребёнка не учитывается или просто игнорируется, потому что он не умеет отстаивать собственное мнение. Эта сложная наука постигается в детстве.

Почему важно уметь спорить

Спор – это словесное состязание, противовес мнений, благодаря аргументированному обсуждению которых выясняется суть.

Есть люди, и их немало, которые не любят спорить и готовы принять чужую позицию. Однако уметь отстаивать свою точку зрения чрезвычайно важно. Если человек не имеет своего мнения, то перестаёт быть личностью. Кроме того, окружающие люди могут заблуждаться, независимо от своего статуса, что может привести к неверным решениям. Чужое мнение нужно уметь воспринимать только как мнение, уважая его, но, не подчиняясь ему. Людям свойственно ошибаться.

Люди с собственным мнением меньше поддаются чужому влиянию, а значит, в меньшей степени склонны попадать в зависимости: психоактивную, религиозную, идеологическую.

Спорщики, как правило, уверены в себе, имеют широкий кругозор, открыты и решительны. Положительных аргументов в пользу умения спорить вполне достаточно, чтобы начать учить ребенка этому непростому искусству. Работа состоит из двух больших этапов:

    учить иметь свое мнение;

    учить его отстаивать.

Как научить ребенка иметь свое мнение

Чтобы мнение формировалось, маленького человека нужно учить думать. Прежде всего, не делайте выводов за ребенка, а направляйте его в нужное русло. Если он задает вам вопрос, то не спешите с ответом, а дайте подсказку. Вот классические повседневные упражнения, заставляющее ребенка думать:

1. «Вопросом на вопрос». В принципе, во взрослой жизни такое поведение является дурным тоном, но в воспитательных целях – это очень действенный метод. Представьте типичную ситуацию:

Мам, где мой портфель?
- А где ты его оставил?

И вот у ребенка восстанавливается цепочка событий: пришел из школы, поставил у входа или занес в свою комнату, а может, оставил портфель у папы на работе, а он обещал привезти его вечером на машине. Таким же образом можно искать любимые игрушки и вещи. Главное, самостоятельность и маленькая победа – нашел.

2. «День желаний». Современная жизнь не позволяет ежедневно учитывать мнение ребенка по поводу бытовых ситуаций. Выбор между кашей и бутербродом на завтрак зависит от организации утра и отношения к питанию, но есть выходной день, который можно традиционно назвать Днем желаний. Важно обсудить, что желает ребенок на завтрак, куда бы он хотел пойти в выходной, с какой целью. Мнение должно обсуждаться и приниматься, пусть даже с определенной корректировкой.

3. Задавайте вопросы. Важно, чтобы вопросы «почему» и «зачем» звучали не только в негативном контексте (почему ты испачкал одежду), а в позитивном: почему ты хочешь на каток, почему ты выбрал эти кроссовки и т.д. Похвалите за любые попытки аргументировать решения.

4. Спрашивайте мнение по мелочам. В течение дня есть масса возможностей для этого: в транспорте, по дороге в детский сад, в магазине, поликлинике, на детской площадке. Учите ребенка иметь свое мнение по отношению ко всему:

Смотри, покрасили лавочку в парке. Тебе нравится цвет?
- Да.
- А мне нет, кажется, что очень темный, или ты так не думаешь?

Или еще ситуация:

Смотри, какая девочка, что ты о ней думаешь?
- ?
- Совсем ничего? А мне кажется, что она очень красивая. Ты так не считаешь?
- Нет.
- А какие девочки нравятся тебе?

Очевидно, что подобные диалоги могут быть по поводу любых предметов.

Итак, у ребенка есть свое мнение. Он может высказать свои пожелания или отношение к чему-либо, аргументируя их. Значит, настало самое время учить ребенка отстаивать собственные позиции.

Учим детей спорить

Для умения спорить нужно учиться противостоять. Для этого полезны игры.

1. «Зеркало». Правила просты: повторять действия в зеркальном отражении. Нужно контролировать и другого человека, и себя самого.

2. «Да» и «нет» не говорите». Заранее обговорите, какие слова нельзя говорить и начинайте диалог. Ребенок должен учиться контролировать себя и свою речь.

3. «Упрямый ослик». Покладистым детям полезно быть упрямыми, хотя бы в игре. Суть игры в том, что ребенок (ослик) должен сделать все наоборот. Нужно идти – он стоит, нужно молчать – он кричит, нужно обойти кочку (лавочку), он… правильно, залезет на нее. Но решение ребенок должен принять сам.

4. «У кого больше доказательств». Давай будем доказывать, выигрывает тот, у кого больше будет доводов. Если ребенок затрудняется, задавайте наводящие вопросы. Вот примеры: читать полезно, потому что; ссориться плохо; хорошо иметь собаку; здорово уметь кататься на велосипеде.

5. «Согласен – не согласен». Игра сложна тем, что ребенок должен высказать свое мнение и аргументировать его:

Болеть плохо…
- Согласен, потому что…

Взрослые всегда правы
- Не согласен…

Если ребенок при этом не может объяснить, а предлагает примеры из жизни, примите их как верный шаг к успеху. В дальнейшем поменяйте условия игры: пусть ребенок высказывает своё мнение, а ваша задача будет аргументировать.

Полезно использовать эти приёмы в повседневной жизни.

    Выслушивайте внимательно и до конца. Показывайте ребёнку, что понимаете его, простыми выражениями: «да», «а что потом», «что он ответил» и т.д. Выражайте свою поддержку любыми способами: кивок, похлопывание, улыбка. Одобряйте аргументы ребенка. Уверенность в том, что его понимают и уважают, поможет точно и вежливо отстоять своё мнение в споре со сверстниками.

    Учите ребенка делать выводы. Важно после его рассказов подводить итог, например, «здорово, когда человек пересиливает себя и справляется со страхом» или «хорошо, что ты умеешь сочувствовать».

    Следите за мимикой и жестами ребенка. Иногда ребенку кажется, что он успешно скрывает свои эмоции, но глаза и руки говорят об обратном. Сообщайте ему об этом.

    Учите ребенка признавать мнение других. Принимайте мнение ребенка с подчеркиванием убеждения: «ты меня убедил, я соглашусь с твоим мнением и…».

Совсем скоро ребенок обретет уверенность в себе и освоит навыки отстаивания своего мнения. Только не переусердствуйте. Все-таки в споре важна истина, а не упрямство.

Садова Светлана

К сожалению в современном мире родительский пример всё чаще имеет пагубное влияние на личность ребенка.
Пишет автор: Я детский психолог, и я временами жутко задалбываюсь. Моя главная проблема - родители моих маленьких клиентов, которые сами их уродуют. Вот не знаю - это лично мне так «везёт» или и в самом деле чуть ли не у половины детей, которых к психологу направляют врачи или педагоги с подозрением на разные расстройства (именно так ко мне приходит большинство клиентов), диагноз один: окружающие взрослые - идиоты.

Случай № 1

4-летний мальчик ведет себя агрессивно, кидается на других детей на площадке и обижает младшую сестренку. Уже через 10 минут общения с его мамой и отчимом всё становится очевидно. В семье даже взрослые не знают слов «извините», «пожалуйста» и «спасибо». У них принято общаться с помощью ора друг на друга и угроз «щас как врежу». Самое ласковое, что при мне сказали ребенку: «Заткнись, гаденыш!». И вообще, отчиму ребенка (стареющему гопнику, которому по паспорту за 40, а по уму - лет 13–14) кажется, что научить малыша на любые слова бабушки отвечать: «Заткнись, сука старая!» - отличная остроумная шутка. В общем, нет у мальчика никаких расстройств, просто на родителей похож.

Случай № 2

6-летняя девочка Саша говорит о себе в мужском роде и пытается всех убедить, что она мальчик Саня. Расстройство гендерной идентификации? Да ни фига. Просто папа с мамой хотели второго сына и с младенчества твердят дочери, как жаль, что она не родилась мальчиком. На любое проявление слабости говорят: «Что ты как девчонка?!» (алё, гараж, ваш ребенок вообще-то и есть девчонка!), а просьбу купить красивые туфельки воспринимают как признак, что дочь вырастет проституткой - это слово она уже отлично знает. Со старшим братом девочки при этом носятся как с писаной торбой: он же мальчик. У Саши, естественно, два выхода: либо навеки признать себя человеком второго сорта, либо пытаться хоть как-то стать человеком первого сорта. Она выбрала последний вариант. И это совершенно нормально для человека со здоровой психикой. Ненормально - так загадить умненькой и не по годам развитой девочке голову еще до школы!

Случай № 3

Первоклассник постоянно пытается лезть к другим детям в трусы, пристраивается сзади, имитируя половой акт, и уговаривает девочек станцевать стриптиз. Тревогу забили родители девочки, которой он предложил за шоколадку, цитирую, «пососать ему писю». Повышенный интерес к этой теме в таком раннем возрасте может быть симптомом нескольких больших проблем. Либо ребенка развращали, либо у него серьезный гормональный сбой (взрослый гормональный набор в теле ребенка), либо некоторые проблемы с корой головного мозга. Однако выясняется, что просто папа ребенка считает совершенно нормальным в присутствии сына смотреть на компе порнушку: «А чё такого? Он же маленький, не понимает ничего. А если и понимает - пусть мужиком растет, гы-гы-гы».

Случай № 4

10-летняя девочка буквально ненавидит всех мальчиков и любые намеки на межполовые отношения. На соседа по парте, который сказал, что она красивая, налетела фурией и разбила ему нос. Выясняем, что вся ситуация возникла из-за мамы девочки. Это мать-одиночка. Женщина с бурной, но не очень счастливой личной жизнью. Череда «новых пап», некоторые из которых не продержались и трех месяцев (а один из них девочку еще и бил), и «мы с ней как подружки, я ей всё-всё рассказываю». То есть мама сделала дочь конфиденткой. Ребенок с раннего детства в курсе, у кого из маминых дядь проблемы с потенцией, у кого - ревнивая жена, подкарауливающая маму на работе у проходной, кто «жмот, даже колечко не купил», от кого она сделала три аборта и так далее. Мама искренне считает, что готовит девочку к взрослой жизни. Девочка считает, что взрослая жизнь - это только бесконечные разборки с чьими-то женами, аборты и нестоящие члены, и в гробу всё это видела (и ее в данном случае сложно не понять).

Случай № 5

10-летний мальчик. Редкий случай. Ребенка привела мама с запросом: «Сделайте что-нибудь! Он раздражает отца». Вообще, поиск « волшебной кнопки», на которую можно нажать, чтоб ребенок стал удобным - любимая тема родителей, которые приводят детей сами. В общем, ситуация почти классическая: папа время от времени находит новую любовь и уходит к ней, потом мама отвоевывает его обратно борщами и шелковыми халатиками. Некоторое время в семье идиллия, а затем всё повторяется. Промежутки становятся всё короче, а ребенок вообще «всё портит» - относится к папе как к папе, а не как к восточному падишаху. Недавно - подумать только! - попросил страдающего от похмелья родителя помочь ему решить задачу. Мальчишка был обматерен и получил такой подзатыльник, что улетел к стене. Ответ: «Лучше, блин, папе выпишите целебных пенделей!» Понятное дело, это не вписывается в рамки профессиональной этики, но это едва ли не главное, что в данном случае приходит в голову.

Например, у супругов часто спрашивают о том, когда они планируют завести детей или у людей, которые испытывают сложности в зачатии. Если эта тема вам неприятна и вы не хотите говорить об этом, то лучше дать «правильны» ответ, чтобы и собеседника не обидеть и самому остаться при своем, «не раскрывая душу» так сказать, да и нервы не портить.

Бестактные вопросы и их особенности

Вопросы о детях задаются в разных ситуациях и разными людьми. Например, близкие родственники могут интересоваться потомством из лучших побуждений и с заботой о вас, искренне считая, что они должны быть в курсе семейных дел. То же самое касается и хороших друзей, которые тесно с вами общаются и знают вашу ситуацию.

Совсем другое дело, если о рождении детей спрашивают малознакомые люди, с которыми вы общаетесь не тесно, редко и косвенно. Они могут интересоваться семейной жизнью из любопытства или просто для поддержания разговора. В таком случае воспринимать вопросы как попытки задеть за живое или вмешаться в личную жизнь не стоит, ведь спрашивающий наверняка не имеет таких намерений.

Но есть и ещё одна ситуация – вопросы со стороны недоброжелателей, врагов или завистников. Недоброжелатель или недруг будет всячески пытаться задеть ваши чувства, найти слабые места и воздействовать на них. И если у вас нет детей, особенно в течение длительного времени после вступления в законный брак, то именно вопросы о детях могут использоваться как способ причинить вам боль.

Завистники же будут искать у вас недостатки, чтобы за счёт них выделиться на вашем фоне и доказать, что вы ничем не лучше их и других людей. Поэтому отсутствие у вас детей будет расцениваться как слабая сторона и постоянно высмеиваться или выделяться, особенно если у самого завистника ребёнок есть.

Реакция на вопрос

Если у вас спрашивают, когда появятся дети, реакция на такой вопрос может быть разной, и она зависит от вашего собеседника и его намерений. Например, родственникам и близким людям, которым вы полностью доверяете, можно рассказать правду. Поделитесь с ним своими мыслями и переживаниями, чтобы получить поддержку или дельный совет.

Если вопрос задаёт знакомый человек, но не близкий, то можно пойти несколькими путями. Первый – дать уклончивый ответ или уместно сказать мудрую фразу. Тогда собеседник наверняка поймёт, что вопрос был неудобным, и больше не вернётся к этой теме.

Второй вариант – отшутиться. Этот способ позволит уйти от разговора и разрядить обстановку, избежать неловкости с обеих сторон. Третий путь – просто проигнорировать вопрос или перевести тему. Если человек вежлив и тактичен, то он всё поймёт и не станет повторять попытки выяснить то, что хотел.

И, наконец, можно правдиво сообщить, что у вас нет желания отвечать на подобные вопросы, или вы не считаете нужным распространяться о своей семейной жизни и планах.


Теперь самая непростая и неприятная ситуация, в которой о вашем будущем потомстве интересуются неприятели. В таком случае вопрос может вызвать бурю негативных эмоций, но демонстрировать их не стоит, ведь это станет лишним поводом для насмешек и издёвок, а также подтвердит, что ваша слабая сторона найдена.

Так что старайтесь сохранить спокойствие и показать, что собеседнику не удалось вас задеть или обидеть. А чтобы он понял, что не смог добиться цели, улыбнитесь и сделайте вид, что вы находитесь в прекрасном настроении, испортить которое не сможет никто и ничто.

Варианты ответов

Как отвечать на неудобные вопросы о детях? Если вам часто их задают, то вы можете выбрать конкретный универсальный и постоянный ответ или же рассмотреть несколько вариантов.

Итак, варианты ответов на вопросы о детях:

♦ Скажите, что вы пока не готовы к появлению ребёнка и считаете, что ещё не созданы все условия для его полноценного содержания и воспитания.

♦ Можно вдаться в подробности и рассказать, что вы планируете сначала обзавестись личным жильём или расширить его, приобрести автомобиль, получить высокооплачиваемую должность и так далее.
♦ Задайте встречный вопрос и спросите, с какой целью собеседник поднял такую тему. Он наверняка смутится и поймёт, что был не прав и нетактичен.

♦ Друзьям можно ответить, что вы ещё сами являетесь ребёнком и играете в игрушки. Такой ответ наверняка рассмешит всех.

♦ Сообщите, что вы планируете продолжить род и активно над этим работаете.

♦ Можно сказать, что вы хотите насладиться свободной жизнью и романтикой в отношениях или, например, попутешествовать или освоить что-то новое и интересное.

♦ Если вы хотите пресечь дальнейшие вопросы, то говорите всем, что, вообще, не собираетесь заводить детей. На упрёки и удивлённые возгласы отвечайте, что это ваше мнение и ваша жизнь.

♦ Можно ответить уклончиво и риторически, привлекая тему высших сил или Бога. Ответы могут быть такими: «Как Бог даст», «Когда Вселенная решит», «Как звёзды лягут», «Пока не судьба» и в таком ключе.

♦ Сделайте упор на то, что вмешиваться в чужую жизнь, по крайней мере, не тактично.

♦ Сделайте ошеломлённый вид и удивлённо спросите что-то наподобие «А что, уже пора???».

♦ Можно пошутить и сказать, что вам нравится процесс, поэтому вы с супругом решили продлить его и не торопиться.

♦ Скажите, что пока рождение детей не входит в ваши планы.

Совет: отвечая малознакомому человеку, не вдавайтесь в подробности, чтобы не стать объектом сплетен.
Теперь вопросы о детях не будут для вас неудобными и болезненными, ведь вы знаете, что на них отвечать.