Личностные характеристики интернет зависимых подростков. Возрастные особенности интернет-зависимости у подростков. Понятие и критерии Интернет-зависимости

Представлены результаты, полученные в ходе исследования, проведенного в 2010 году в одной из школ ЦАО г. Москвы. Полученные данные, выводы и авторские интерпретации, нашедшие отражения в данной статье, могут служить основой для построения мероприятий по профилактике аддиктивного и делинквентного поведения среди учащихся старших классов общеобразовательных учреждений г. Москвы.

Интернет-зависимое поведение - достаточно новая, но уже крайне популярная тема обсуждения в среде специалистов. Признавая вклад уже существующих исследований в развитие этого направления, мы стремимся изучить и расширить знания в области феноменологии интернет-аддикции. Практический смысл всех исследований заключается в том, что конечной целью должны являться точные и научно обоснованные выводы относительно специфики характера и личности лиц, проявляющих ту или иную форму зависимого поведения, что позволит направить профилактические и коррекционные меры на источники столь проблемного поведения. Обращая свое внимание на данную проблему, мы ставили перед собой задачу выявления наиболее характерных психологических особенностей, уделяя основное внимание личностным чертам подростков склонных к интернет-зависимому поведению (ИЗП).

В проведенном нами исследовании в 2010 году на базе одной из школ ЦАО г. Москвы мы использовали экспериментально-психологический метод исследования, включавший проведение тестовых методик оценки личностных особенностей и наличия/отсутствия интернет-зависимого поведения. В исследовании приняли участие 100 подростков, на момент проведения являющихся учащимися 10-х классов. В ходе исследования нами были разработаны специальные критерии (с использование как субъективных так и объективных параметров) включения подростков в экспериментальную и контрольную группы. Одним из основных недостатков всех ранее проводимых исследований, как показала практика, являлись именно критерии оценки интернет-зависимого поведения. Иными словами, опираясь исключительно на тест К. Янг, невозможно делать вывод о наличии или отсутствии ИЗП, так как в основе теста лежит исключительно количественный принцип анализа.

Первоначально мы обследовали всю группу подростков с помощью специально разработанной анкеты (Анкета участника исследования (форма А) разработана совместно с Смирновой Е.А).; анкета позволяет оценить характер интернет-деятельности, особенности поведения, уровень социального функционирования подростка. Таким образом, нами были выделены две группы подростков.

Экспериментальная группа состояла из 32 человек, критерии включения в группу были следующие:

    Наличие доступа в интернет в течение последнего года, опыт использования интернета более 1 года.

    Наличие минимум двух из нижеследующих показателей: время пребывания в интернете не менее 3 часов в сутки, низкая социальная активность (отсутствие увлечений вне учебной деятельности, недостаток общения с друзьями вне школы) наличие он-лайн игр, азартных он-лайн игр в списке предпочитаемых интернет- ресурсов.

Возрастные границы от 14 до 16 лет, средний возраст составил 15, 593 лет.

Контрольная группа состояла из 32 человек, критерии включения следующие:

    Время, проводимое в Интернете в течение одних суток - менее 3 часов

    Высокая социальная активность (расширенный круг увлечений, удовлетворенность частотой встреч с друзьями)

    Отсутствие в списке предпочитаемых интернет ресурсов он-лайн игр, азартных он-лайн игр.

Возрастные границы от 14 до 16 лет, средний возраст 15, 458 лет

Значимых различий по возрасту при анализе по критерию Манна-Уитни между двумя группами не отмечается.

Данные группы были обследованы следующими методиками :

    Тест на интернет- зависимость Кимберли Янг (адаптация Буровой);

    Факторный личностный опросник Кеттелла (подростковый вариант 14 HSPQ форма А).

Результаты исследования

Результаты по тесту на интернет-зависимость Кимберли Янг (адаптация Буровой)

Исходя из представленных данных, видно, что различия между группами по показателям теста являются убедительно значимыми, также это косвенно подтверждает, что принцип включения в группы помогает выделить наиболее характерную картину ИЗП

Результаты факторного личностного опросника Р. Кеттелла (подростковый вариант 14 HSPQ форма «А»). В таблице ниже представлены средние значения и различия между группами с использованием теста Манна-Уитни.

Полученные данные свидетельствуют о наличии пяти личностных факторов – C, D, H, Q3, Q4, выявленных с помощью опросника Р. Кеттелла HSPQ, по которым обнаруживаются значимые различия между группами подростков с ИЗП и условно здоровыми подростками без предрасположенности к образованию зависимых паттернов поведения.

Фактор C - (mean = 6,938); этот фактор характеризует способность управлять своими эмоциями и настроениями, находить им адекватное объяснение и социально приемлемое выражение. Фактор С измеряет способность адекватно разряжать свои импульсы в конкретный момент (что близко по смыслу показателю «сила Я» в психоанализе), а не способность хорошо планировать свою жизнь. Личность с низкой оценкой по фактору С отмечает, что ей не хватает энергии, она часто чувствует себя беспомощной, усталой, неспособной справиться с жизненными трудностями. Она может иметь беспричинные страхи, беспокойный сон, склонна обижаться на других, порой безосновательно. Внешне этот фактор может проявляться отсутствием ответственности, капризностью, уклонением от реальности. При наличии выраженно низкого фактора С и высокого уровня тревожности возникает необходимость клинического исследования на предмет наличия психических расстройств: неврозов, психопатий. Также согласно современным теоретическим представлениям «Слабость Я» является основным радикалом личности зависимого типа, что подтверждается в исследованиях больных алкоголизмом и наркоманией.

Фактор D - (mean = 4,781); данный фактор относится к группе факторов, идентифицируемых у детей и подростков, но не находящих места в структуре личности у взрослых. Является показателем наличия или отсутствия эмоциональной возбудимости и общей активности. Низкий балл, выявленный нами, свидетельствует об эмоциональной невозмутимости, с вероятной нехваткой инициативы и активности. Данный фактор свидетельствует о наличии малого количества энергии, астеничности, медлительности. Личность с низким показателем по фактору D трудно рассмешить, разгневать, опечалить, эмоциональный фон достаточно стабильный с чертами ригидности, с заниженной реакцией на происходящее вовне.

Фактор H + (mean = 6,938); наиболее тесно связанный с особенностями нервной системы фактор. Для личности с высоким значением характерно преобладание влияния парасимпатической системы в ситуации стресса, с хорошо контролируемой активации симпатической нервной системы. Что касается личностно-характерологических особенностей, - это в первую очередь тяга к поведению связанному с риском и поиском ощущений, с тенденцией быстро забывать о неудачах, делать выводы и сохранять опыт в результате последствий поведения. Отмечается также склонность к быстрому принятию решений но скорее это связано с импульсивностью решений, нежели с быстрой интеллектуальной проработкой и учетом рисков.

Фактор Q 3 - (mean = 5,219); измеряет нечто похожее на самоконтроль поведения и склонность к планомерному, расчетливому подходу в жизни. Подразумевает большую произвольность и осознанность поведения по сравнению с фактором С, однако без учета моральной составляющей измеряемой отдельным фактором. Низкая оценка по данному показателю указывает на слабую волю и плохой самоконтроль (особенно самоконтроль желаний), отмечается трудность в организации времени и выполнения дел, распределение существующей энергии в конструктивной направление. Клиницисты отмечают, что с точки зрения психического здоровья фактор Q3 с низким значением является фактором риска психической дезадаптации.

Фактор Q 4 - (mean =4,625); является наиболее прозрачным с точки зрения понимания смысла вопросов, низкое значение часто наблюдается в случае социально желательных ответов. Личность с низким значением по данному фактору может характеризоваться как расслабленная, без сильных побуждений и желаний, спокойно относящаяся как к удачам так и неудача, удовлетворенная любым положением дел, без стремления к достижениям и переменам.

Также в результате анкетирования нами были получены данные о преобладающих видах интернет деятельности у подростков с ИЗП:

    Системы общения (чаты, skype, icq и аналоги) 30%

    Онлайн игры 9%

    Азартные онлайн игры 4%

    Форумы 14%

    Программирование 4%

Заключение

Исследуя личность подростка, склонного к зависимости от Интернета, мы ставили перед собой задачу выявления наиболее значимых и статистически достоверных результатов, раскрывающих специфику и особенности такой личности.

Исходя из теоретической модели поведенческой зависимости и полученных результатах, можно утверждать: в качестве характерных личностных особенностей подростков, склонных к интернет-зависимому поведению, выделяются следующие свойства: эмоциональная неустойчивость, возбудимость и беспокойство, робость, низкий контроль собственного поведения, фрустрированность (напряженность).

В целом, личность подростка со склонностью к чрезмерному использованию интернета представляется нам следующим образом: такая личность часто ощущает себя беспомощной, усталой и неспособной справиться с жизненными трудностями, у нее выражены отсутствие ответственности, уклонение от требований реальности, налицо тревожные компоненты в структуре личности.

Сочетание данных особенностей хорошо укладывается в представление об использовании интернет-ресурсов как бегства от давления социальной среды в самостоятельно контролируемую и моделируемую интернет-реальность, где можно быть смелым, раскованным, в разных образах.

В свою очередь интернет-деятельность является таким процессом, который можно контролировать буквально своими руками, «кликом мыши», что имеет очень важное значение в качестве механизма компенсации неуверенности, робости, неполноценности. Подросток, сам управляя индивидуальным, скрытым и защищенным интернет- пространством, повышает таким образом самооценку, возвращает чувство уверенности в себе. Необходимо обратить внимание на отсутствие шизоидных черт характера среди интернет-зависимых подростков, что противоречит данным, приводимым М.Шоттон (М.Shotton, 1991).

Вероятно, отнюдь не аутичность и эмоциональная холодность, свойственные шизоидной личности, являются риском формирования интернет-зависимого поведения. Скорее, именно излишняя эмоциональная чувствительность (тревожность, эмоциональная неустойчивость, низкая стрессоустойчивость) наиболее часто приводят к проблемам социальной адаптации и, соответственно, к бегству в виртуальную среду.

Волевая регуляции и самоконтроль ослаблены, трудности с организацией жизненного пространства и собственной деятельности, неспособность распределять энергию и жизненные силы. Ответственность за собственные поступки и желания не присваивается собственной личности. Неспособность адекватно выражать импульсы в поведении, регулировать и выстраивать собственную деятельность находит свое отражение в обращении к Интернету.

Примечание: Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно –исследовательского проекта РГНФ «Психологические и социальные факторы риска формирования и развития патологической зависимости от азартных игр», проект № 08-06-00733-а.

Подростковый возраст – это сложный период социализации, когда идёт активный процесс вхождения во взрослую жизнь, усвоение нравственных норм и ценностей, полезных навыков. Этот возраст в силу возрастных психолого-педагогических особенностей является наиболее подверженным компьютерной зависимости. Основной причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков можно считать недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми

Для подросткового возраста характерна не только эмоциональная полярность. По мнению ряда авторов, центральным психическим процессом переходного возраста является повышенный интерес к собственному «Я» . В конце подросткового возраста появляется много вопросов о себе, новые контексты и углы зрения, под которыми подросток рассматривает свой внутренний мир. Это «Я» еще не определено, размыто, нередко проявляется как беспокойство или ощущение внутренней пустоты. Отсюда выборочная потребность в общении, а нередко – и в уединении. У подростков формируется осознание своей непохожести на других и вместе с тем ориентация на несколько значимых других, что также может приводить к одиночеству и одновременно к страху одиночества. С проблематикой эмансипации и сексуальными желаниями может быть связано чувство неуверенности. В подростковом возрасте нередко появляется переживание отчуждения .

Кроме специфических поведенческих реакций, существуют детские поведенческие реакции в подростковом возрасте. К ним относятся реакции отказа, оппозиции, компенсации, гиперкомпенсации 19, с.174.

В подростковом возрасте чаще встречаются сексуальные кризисы, кризис идентификации (поиск себя и осознание своей общественной роли), кризис авторитета (освобождение от влияния авторитетов и обретение новых связей, которые соответствуют реальности) .

Увеличивается несоответствие между психическим и физиологическим развитием, что ведет к интенсивным спорам с окружением. Изучая психологические особенности компьютерной зависимости подростков, необходимо обратить внимание на их, на первый взгляд, объективную обусловленность, связанную с возрастными изменениями, которые имеют место в данной группе. Согласно Е.Эриксону, основной задачей этого возрастного периода является интеграция Я - образов в единую целостную систему. Чувство личностной идентичности, в отличие от смешивания социальных ролей, представляет собой уверенность в том, что внутренняя тождественность, подготовленная прошлым индивидуума, сочетается с тождественностью воображения о себе в перспективе. Сильные сомнения, которые сопровождали ребенка на ранних этапах развития, могут существенно мешать становлению идентичности подростка и провоцировать аддиктивное поведение. Успешное преодоление кризиса этого периода позволит подростку «уберечь себя от распада» .

Подростковый возраст – самый опасный период в отношении формирования компьютерно-зависимого поведения. По мнению одних авторов, это обусловлено стремлением к познанию всего нового, желание поскорее стать взрослым, способами поведения старших, боязнью отстать от сверстников. Эта неблагоприятная ситуация часто приводит подростка к погружению в мир виртуальных событий .

Другие исследователи (В.М Арестова, Л.М. Бабанин, А.Е. Войскунский), которые сделали в своих научных трудах акцент на мотивации подростков-пользователей компьютерных технологий, исходили из того, что компьютерные сети – новый этап в развитии внешних средств интеллектуальной деятельности, познания окружающего мира и общения .

Под влиянием компьютерных технологий в психике подростка: трансформируется операционное звено деятельности, пространственно-временные характеристики взаимодействия субъект-объект и субъект-информационная система, процессы целеполагания, мотивационная регуляция деятельности, и так далее . Учет этих изменений требует активизации изучения мотивации привязанности девушек и юношей подросткового возраста к взаимодействию с компьютерными технологиями.

В работах И.Г. Белавиной, Т.Ю. Больбот, А.В. Гордеевой, А.Ю.Дроздова и др. были выделены такие внутренние психологические факторы, которые могут привести к погружению подростков в мир виртуальных событий :

    потребность в престиже, в самоуважении, эмоциональная неустойчивость, наличие акцентуаций характера;

    отклонения в психическом развитии;

    низкое самоуважение, склонность к фантазиям, застенчивость, наличие социальной фобии, осознание недостатка социального статуса или внимания к своей персоне.

Личностные предпосылки связанные с индивидуальными особенностями подростка (неумение объективно оценить ситуацию, мало развитое логическое мышление, склонность к амбициям, завышенная самооценка, несдержанность и т.п.) и с индивидуальными особенностями окружающих его взрослых (косность педагогического мышления, авторитарность, неумение налаживать педагогическое общение, низкий культурный уровень, отсутствие педагогического такта и тому подобное).

Ситуативные предпосылки конфликтного поведения связаны с особенностями самой конфликтной ситуации и заключаются в трудностях нравственного выбора, который характеризует борьбу мотивов, которые возникают в процессе и принятии решения. Конфликтное поведение в подростковом возрасте носит остро выраженный эмоциональный характер. Любое противоречие, которое может ограничить права подрастающей личности, сразу вызывает с его стороны реакцию протеста, эмоциональный срыв.

Современная жизнь на процесс становления личности подростка влияет по-разному: с одной стороны, она предоставляет ему все возможности для свободы выбора среды общения, стиля и образа жизни, видов деятельности; с другой же стороны, она предъявляет высокие требования к уровню его самосознания, самоконтроля и саморегуляции. Довольно часто при таких условиях подросток чувствует себя неуверенно. Это обусловливает поиск им определенной поддержки, помощи значимых взрослых. Если такая поддержка есть, то он начинает вести себя более уверенно, что способствует переоценке его действий и поведения и обеспечивает усвоение их общественно определенного образца. Но бывает и так, что подросток не находит той помощи, которая так необходима ему на данном этапе. Тогда дефицит психологической, моральной поддержки взрослых предопределяет обращение подростков к общению в сети Интернет, которое предусматривает возможность освободиться от негативных эмоций путем резких высказываний и получение эмоциональной поддержки.

Третьей детерминантой онлайн-зависимости подростков является социальная дезадаптация, поскольку для подростка центральными, жизненно важными потребностями выступают такие, как потребность в самоутверждении и самоуважении, потребность в положительной оценке взрослых, потребность в общении с ровесниками. В силу определенных обстоятельств эти потребности не могут быть удовлетворены, у подростка возникает чувство дискомфорта, напряженности. Подросток начинает считать свои усилия напрасными, ненужными, поскольку они все равно не приводят к успеху. Психотравмирующая ситуация становится слишком тяжелой для подростка, он не в состоянии ее переживать слишком долго. Возникает желание выйти из этой ситуации, но через отсутствие развитой привычки к преодолению трудностей эта цель вовсе отбрасывается. Теперь его поведение уже начинает направляться на выполнение другой цели - избежать негативных эмоциональных переживаний, вызванных невозможностью удовлетворить базовые потребности, путем «отбрасывания» негативной информации и убегать от проблем.

В дальнейшем стратегия поведения, направленная на «отбрасывание» негативной информации, закрепляется, фиксируется уже как черта личности. Это позволяет сохранить эмоциональное равновесие, бездействие и психологический комфорт в ситуации, требующей от подростка приложить усилия для преодоления трудностей. То есть субъективно подростка (а в дальнейшем и взрослого человека) устраивает такой путь решения проблемы, вызвавшей данную ситуацию. Но объективно проблема остается нерешенной, а для окружающих общение с таким человеком становится все более тяжёлым. Отсюда неизбежная социальная дезадаптация .

Самой актуальной проблемой современности, является поиск возможностей для снижения компьютерной зависимости в подростковом возрасте, а так же повышение эффективности ее профилактики.

По степени ухода от реальности компьютерная зависимость напоминает влечение к наркотикам, азартным играм и алкоголю. Некоторые учёные дают характеристику компьютерной зависимости, как навязчивой потребности в использовании компьютерных технологий, которая сопровождается социальной дезадаптацией и ярко выраженными психологическими симптомами .

С каждым годом, достаточно стремительно возрастает количество подростков, которые становятся компьютерно-зависимыми. В России количество пользователей Интернета ежегодно стремительно возрастает. По исследованиям IronMind Factum Group (по состоянию на 2014 год) мы можем видеть, что 12,8 млн россиян (33%) используют интернет раз в месяц и чаще, 11,7 млн (30%) – один раз в неделю и чаще, 8,6 млн. (22%) ежедневно . Из них 58% – подростки и молодежь в возрасте 15-30 лет. С каждым годом эти цифры увеличиваются. Однако, по состоянию на 2015 год достоверных опросов никто не проводил ни заграницей ни в нашей стране .

В России на сегодня не существует статистических данных по проблеме компьютерной зависимости, поскольку этот вид зависимости не выделен в отдельную нозологическую форму. Однако по многочисленным исследованиям прошлых лет (К. Галкина, А. Лысенко, Н. Иванова, С. Шапкина, А.С. Мудрина, Т. Шишковец и других специалистов), среди российских пользователей Интернета зависимыми считаются от 2% до 6%, абсолютное большинство среди которых – подростки и студенты .

Однако, несмотря на очевидные достижения, проблема профилактики компьютерной зависимости в подростковом возрасте не оснащена достаточными теоретическими и практическими разработками, по использованию педагогического опыта к управлению процессом профилактики, осуществляемым различными органами, применительно к современным реалиям российского общества. Проблема компьютерной зависимости среди подростков лишает наше общество перспектив установления в будущем социального равновесия и благополучия .

Одна из основных ролей в решении этой глобальной проблемы отводится социальной педагогике, хотя, решить ее возможно только комплексно, с привлечением всех сил общества. Также, интеграция усилий общества может осуществляться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными профилактическими мерами и помощь последовательных педагогических воспитательно-предупредительных воздействий, обеспечивающих формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками, которая не будет «жить» в виртуальном мире, а будет достигать своей цели в реальной жизни .

Изучение темы безопасной работы в Интернете предусмотрено действующими программами школьных курсов «Информатика» и «Основы здоровья».

Развертывания работы по профилактике и преодолению компьютерной зависимости требует прежде всего создания соответствующей законодательно-нормативной базы, а именно: соответствующим образом модернизировать имеющееся законодательство, касательное к этой проблеме; дополнить действующее законодательство новыми законодательными актами.

Вместе с тем следует учесть, что проблема компьютерной зависимости не может эффективно решаться изолированно от других проблем формирования и функционирования личности в современном информационном обществе. Это требует организации разветвленной системы медиаобразования населения и прежде всего подростков и молодежи.

В настоящее время осуществляются работы по организации всероссийского эксперимента по внедрению медиа-образования (Е.В. Кучеров) в общеобразовательных учреждениях. В дальнейшем предполагается разработка учебных программ и организация эксперимента по подготовке медиапедагогов и медиапсихологов на базе высших учебных заведений и учреждений системы последипломного педагогического образования .

Несмотря на проводимые научные разработки в сфере анализа ситуации с онлайн-зависимостью в России по сравнению с состояниями зависимости другого происхождения (алкоголизм, наркомания, патологическая склонность к азартным играм), эта проблема исследована очень мало, а закономерности формирования, причины и условия возникновения, диагностические критерии компьютерной зависимости изучены недостаточно .

Остаются малоизученными вопросы методов лечения, средств коррекции и профилактики этого расстройства. Разработаны программы и психокоррекции не отличаются значительной успешностью использования и не оправдывают надежды специалистов и пользователей услуг.

Существующие литературные данные являются разрозненными, а именно отсутствие теоретической научной базы по вопросам данной аддикции закономерно сочетается с несистематичностью, слабой структурой и невысокой эффективностью.

В наше время, социальные педагоги и психологи в общеобразовательных учреждениях или совсем не занимаются профилактикой компьютерной зависимостью, или эта работа сводится предоставлением методических рекомендаций учителям и родителям этих подростков.

Однако, большое число специалистов говорят о том, что компьютерная зависимость приводит к разрушению личности, и особенно данная проблема актуальна в подростковой среде.

Компьютерная зависимость подростков способствует развитию целого ряда психологических проблем: конфликтное поведение, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, хронические депрессии, определённые трудности в адаптации, потеря способности контролировать себя во время пребывания в интернете, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования интернетом .

Во время использования Интернета, подросток вместо стремления «думать» и «учить» предпочитает «искать». Многие подростки признают, что очень часто посещают запрещенные родителями сайты. При этом у них возникает иллюзия безнаказанности. Иллюзия безнаказанности может оказаться ловушкой и иметь серьезные последствия в реальной жизни – происходит деградация морали.

Несмотря на все причины, которые вызывают компьютерную адикцию, в основе их лежит нарушение «равновесия» между подростком и окружающей средой, что создает затруднение связанные с полной невозможностью адаптироваться к требованиям социальной среды .

Поэтому сегодня социальным педагогам, психологам и другим специалистам общеобразовательной среды совместно с родителями, необходимо вовремя разглядеть симптомы которые характерны именно для компьютерно-зависимых подростков и самим делать шаги к преодолению данной зависимости у подрастающего поколения

Компьютерно-зависимого подростка можно достаточно быстро отличить. Он обращен внутрь себя, игнорирует или не замечает внешние события, плохо адаптируется к реальной жизни. Даже красота природы – не воспринимается с восторгом, поскольку возможности компьютерной графики безграничны, и на экране монитора появляются дивные, фантастически прекрасные, но несуществующие в действительности, пейзажи .

При наличии компьютерной зависимости подросток постепенно отдаляется от родственников и друзей, оставляя приоритет за «всемирной паутиной». Как правило, пользователь скрывает от родных, или знакомых, сколько времени он проводит на сайтах. Позже симптомы нарастают как «снежный ком». Если подростка силой отлучить от сети, он будет переживать чувства, похожие на муки наркомана, которому не дали очередную дозу. У пользователя нарушается внимание, снижается работоспособность, появляются различные навязчивые мысли, порой бессонница или даже полный отказа от сна, резко увеличивается тяга к стимуляторам. Поэтому можно считать, что в некоторых случаях наркотическая зависимость является следствием увлечения общением в сети. К психическим расстройствам добавляются головная боль, перепады давления, ломит кости.

Позже становится явной социальная дезадаптация. Пользователь, уже не получая удовольствие от общения через интернет, все-таки постоянно «висит» на сайтах. Состояние депрессии приводит к серьезным конфликтам в школе, со сверстниками и в семье. Сильные, волевые личности еще могут совершить попытку в направлении переключения своего внимания на что-то другое, например, влюбиться, сменить круг друзей. А тем подросткам, которых можно отнести к категории слабых, ничего не остается, кроме как обратиться за помощью к специалистам .

Кстати, в США компьютерная зависимость считается официальным диагнозом, ее лечат психологи и психиатры. Без Интернета у больных начинается ломка .

Наше общество нуждается в комплексной профилактической работе, которая была бы максимально эффективной, профилактические мероприятия данного вида воздействия на подростка должны быть построены очень грамотно, быть деликатными, чтобы не вызвать негативных реакций среди подрастающего поколения, и не вызвать интернет-фобии.

Целью профилактической программы должно быть повышение осознанности в личном взаимодействия с Интернет-средой, снижение (в идеале – полное преодоление) компьютерной зависимости. Понимание ценности интернета, как инструмента, который помогает в учебе и повседневной жизни.

В основе профилактики должно быть положено переключение внимания подростков на многообразие мира вне рамок сети: спорт, здоровый образ жизни, творческие прикладные увлечения и общение с живой природой, богатство полноценного межличностного общения.

Среди актуальных видов профилактической работы является социально-педагогическая и психологическая, поскольку именно они призваны включить подростка в социальную среду, способствовать развитию способности к активному существованию в обществе и позитивному взаимодействию с другими людьми и коллективами .

Сущность социально-педагогической и психологической профилактики компьютерной зависимости среди подростков заключается во введении эффективного социального воспитания, помощи в выборе увлечений, расширении круга ведущей деятельности, создании позитивных отношений с родными и близкими .

Чтобы предупредить компьютерную зависимость, необходимо заблаговременно проводить ее социально-педагогическую и психологическую профилактику, а именно: активно привлекать подрастающее поколение к социально-воспитательной жизнедеятельности учебного заведения, способствовать их социальному развитию; привлекать родителей и близкое окружение к воспитательной деятельности. Очень важно взаимодействие различных учреждений и специалистов, которые бы помогали в преодолении компьютерной зависимости подростков .

Также, в профилактике интернет – зависимости можно выделить такие методы работы :

    информационный – обеспечение информацией по данной проблемам зависимости от компьютера у подростков;

    метод формирования поведенческих навыков – анализ конкретных жизненных ситуаций, которые способствуют расширению знаний, а также их «проигрывание»;

    конструктивно-позитивный метод – проведение тренингов, которые направлены на повышение психологической устойчивости, а также снижение уровня тревожности, повышение уверенности и т.п.

Из анализа современного опыта становится понятно то, что наиболее реальными и результативными являются программы те, которые направлены на ближайшую среду подростков.

Коррекционная работа направленная на преодоление компьютерной зависимости у подростков призывает к длительной работе с личностью. Но необходимо также помнить, что на последних стадиях зависимости с детьми подросткового возраста становится необходимой работа психологов и психотерапевтов. Именно поэтому наше государство и нуждается в квалифицированных кадрах, которые бы занимались решением вопросов представленного направления и данной проблемой, и внедрением результативной профилактической программы по профилактике компьютерной зависимости именно в подростковом возрасте, так как подростки и есть наиболее уязвимыми к этой зависимости.

Итак, можно сделать следующий вывод, что отличительной особенностью игровой компьютерной онлайн-зависимости является «уход» подростка в виртуальную реальность. Последствия такого поведения: нарушение социальных связей личности, проблемы в семье и школе, чрезмерная агрессивность и различные виды асоциального поведения, невозможность самовыражения. Также в процессе изучения психолого-педагогических методов преодоления компьютерной онлайн-зависимостью был найден целый комплекс тренинговых упражнений, как наиболее эффективная форма, реализуемая в подростковой среде и несущая в себе как превентивный характер, так и исцеляющий.

Таким образом, изучив психологические особенности детей подростков с развивающейся компьютерной онлайн-зависимостью и возможности оказания им психолого-педагогической помощи, мы приступаем к проверке гипотезы: психолого-педагогическая помощь подросткам на начальных этапах развития онлайн - зависимости будет эффективна, если в процессе ее реализации осуществляется комплексная программа, направленная на преодоление (коррекции) игровой онлайн-зависимости подростков, формирование конструктивных ресурсов и моделей здорового преодолевающего поведения в стрессогенных ситуациях; формирование самоконтроля за своим поведением в онлайн-играх.

Проведенный анализ феномена компьютерно-зависимого поведения подростков требует более полного раскрытия его содержания на экспериментальном материале, который будет представлен в следующей главе.

Использование интернета, кроме преимуществ, имеет последствия негативного характера. Интернет зависимость у подростков часто искажает реальную действительность, полностью заменяя онлайн просторами.

Стадии развития

Подростковая интернет зависимость имеет ряд первопричин и может выражаться в разнообразных формах. По времени, проведенному за компьютером, различают три стадии развития зависимости. На первом этапе человек изучает возможности интернет сети с дальнейшим подстраиванием виртуальной реальности под себя, восполняя нехватку внимания и информации в реальной жизни. Второй этап захватывает своими возможностями подростка, он начинает больше времени проводить за монитором.

Поиск друзей во всемирной паутине для малообщительного подростка становится единственным источником информации и поддержки связи. Так формируется зависимость от интернета среди подростков, когда человек полностью опровергает реальный мир и реальное общение. Третья фаза зависимости становится видна окружающим людям, когда тинейджер круглосуточно проводит в сети, на любое замечание реагирует агрессивно. Последняя стадия является формирующей, так как переходит в хроническую.

Выключая компьютер от сети, зависимые подростки испытывают раздражение, их не интересуют проблемы окружения. Со временем пребывание за компьютером ослабевает, но человек не испытывает радости в жизни, становится замкнутым и депрессивным. Интерес оживает, когда в сети он находит интересную тему или новых собеседников.

К сведению:

Чрезмерное увлечение интернетом и компьютерными играми постепенно нарушает физическое и интеллектуальное развитие подростка.

Причины интернет зависимости у подростков

Причины часто зависят от психологических особенностей подростка и его склонности к каким-либо действиям. Например, сегодня в сети можно найти большой выбор онлайн игр. К ним можно отнести азартные игры, такие как казино, покер. Дети младшего возраста часто не могут оторваться от игр-стрелялок, различных ферм. Причины интернет зависимости у детей и подростков формируются с высокой скоростью, с учетом возрастного изменения и формирования психики.

Иногда главной причиной является педагогическая запущенность детей, склонность к сетевому общению, обмену картинками, фотографиями, информацией. Данному состоянию подвержены лица, которые чувствуют себя уверенней, не видя собеседника. Еще одна причина – необходимость в информационном поиске. Заключается в постоянном нахождении любой информации, которая вызывает интерес. Часто это приводит к информационному переизбытку.

Признаки интернет зависимости у подростков

Признаки у детей и подростков выражаются в следующем:

Все вышеперечисленные признаки интернет зависимости часто подростки опровергают, реагируя на замечания бурно.

К сведению:

Основной причиной развития зависимости детей от интернета является нехватка родительской опеки, внимания и любви.

Последствия интернет зависимости у подростков

Не каждый человек попадает в зависимость от компьютерных технологий. Следует отметить несколько факторов, провоцирующих компьютерную зависимость, которые аналогичны алкогольной или наркотической зависимости: это семейные проблемы и когда ребенку недостаточно заботы и внимания родителей. Поддержку и отвлеченность от повседневной жизни он ищет в виртуале.

Последствия интернет зависимости у детей и подростков выражаются в таких психологических проявлениях:

  • все свободное от учебы время тинейджер проводит за монитором, отказываясь от живого общения, активного образа жизни;
  • теряется интерес к происходящим вокруг событиям;
  • снижается аппетит;
  • нарушаются фазы сна;
  • возникает эмоциональная нестабильность;
  • появляется раздражительность и гнев при принудительном отключении компьютера.

У подростка быстро возникает зависимое состояние, при котором человека ничего не интересует кроме посещений различного рода сайтов в сети. Часто такому состоянию подвластны лица, склонные с психической неуравновешенности, мнительные и эмоционально слабые личности. Подростки часто пребывают в депрессивном настроении, имеют проблемы с общением и трудности с учебой. Лица, большую часть времени проводившие за компьютером, склонны к ожирению и болезням двигательной системы.

Профилактика интернет зависимости

Имеется ряд правил, которые помогут уберечь ребенка от посиделок у компьютера. Прежде всего, родители должны больше времени проводить с ребенком, интересоваться его увлечениями. Родители, которые занимаются своими собственными делами, сами провоцируют ребенка искать поддержку и общение в сети интернет.

Следует подумать, чем ребенка можно занять кроме учебы. Для этого необходимо провести с ним беседу, в ходе которой поинтересоваться, чем бы он хотел заниматься, и какой род занятий ему больше по душе. Профилактику интернет зависимости у подростков нужно использовать до того, как ребенок заинтересуется компьютерными технологиями с дальнейшим проведением времени за ним.

Лечение интернет зависимости

Снизить тягу к интернету можно при соблюдении таких пунктов:

  1. В свободное время заняться физическими упражнениями: прогулка, бег, тренажеры.
  2. Устраивать себе несколько дней нахождения в оффлайне. Это могут быть недалекие поездки, посещение интересных мест.
  3. Путешествия и знакомство с новыми людьми могут повлиять на пересмотр своей зависимой от всемирной сети жизни.
  4. Нужно больше уделять внимания учебе, книгам. Можно предложить ребенку интересную литературу или книги по его вкусу.

Интернет сегодня — один из главных источников полезной информации. Чтобы подросток полностью не отдался виртуальной реальности, забросив учебу и смысл жизни, родителям придется больше посвящать себя интересам ребенка, чтобы жизнь и досуг стали разносторонними.

Внимание!

Информация в статье, носит исключительно информационный характер и не является инструкцией к применению. Проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом.

Червякова Кристина Сергеевна
Учебное заведение: Омский государственный педагогический университит
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2016-11-08 Психологические особенности подростков с разной степенью интернет-зависимости Червякова Кристина Сергеевна Четкое понимание механизмов формирования и развития виртуальной интернет-зависимости предполагает изучение широкого круга социально-психологических, характерологических и личностных особенностей подростков, которые обнаруживают склонность к этому виду времяпрепровождения. Причины формирования интернет-зависимости зависимости, как показывают исследования, лежат как в психологической, так и в социальной сферах. Психологический блок причин, определяющих увлеченность интернет сайтами и формирование игровой зависимости, связан с характерологическими особенностями.

Просмотреть свитедельство о публикации

Психологические особенности подростков с разной степенью интернет-зависимости

Согласно подходу Э. Эриксона, подростковый возраст соответствует периоду 12-17 лет и характеризуется формированием эгоидентичности . Сходные возрастные границы отмечает и Д.Б. Эльконин, согласно подходу которого этот этап отражает операциональное и личностное развитие, призванное решить две основные проблемы: налаживание межличностного взаимодействия и профессиональный выбор .

Четкое понимание механизмов формирования и развития виртуальной интернет-зависимости предполагает изучение широкого круга социально-психологических, характерологических и личностных особенностей подростков, которые обнаруживают склонность к этому виду времяпрепровождения.

Причины формирования интернет-зависимости зависимости, как показывают исследования, лежат как в психологической, так и в социальной сферах. Психологический блок причин, определяющих увлеченность интернет сайтами и формирование игровой зависимости, связан с характерологическими особенностями.

В свою очередь, блок причин социального характера определяется характером воздействия социальной среды, в том числе, условиями, препятствующими реализации определенных форм поведения. Исследования социально-психологических особенностей показали, что подростки, склонные к интернет-зависимости, относятся к группе риска социальной дезадаптации. С.Н. Ениколопов указывает на то, что у таких подростков значительно снижена учебная мотивация, высокий уровень изоляции от группы . Кроме того, их отличает неадекватная самоидентификация. Также подростки с высоким уровнем зависимости характеризуются низким уровнем развития коммуникативных и организаторских умений . А.Ю. Егоров отмечает такие качества, как робость и замкнутость в общение, преобладание конформного типа взаимодействия с окружающими .

В совокупности личностных особенностей подростков с интернет-зависимостью выделяют, во-первых, специфику системы ценностей которые заложены у подростка. Зависимые подростки отличаются преобладанием шизоидного, истероидного и лабильного типов акцентуаций, причем именно шизоидный и истероидный типы обнаруживают наибольшую склонность к интернет-зависимости .

А.А. Максимов выделяет у подростков с выраженной интернет-зависимостью склонность к депрессивным расстройствам с повышенным риском суицида. Также среди подростков с зависимостью от виртуального мира преобладают интроверты, частым является высокий уровень одиночества, а также скоромность и самолюбие как характерологические особенности . Следует заметить, что совокупность выделенных качеств не сформирована в целостный психологический портрет Интернет-аддикта или подростка, зависимого интернета. Н.В. Чудова, обобщив результаты исследований различных авторов, выделила ряд признаков подростка с интернет-зависимостью:

1. Расхождения образа идеального и физического «Я», трудности в принятии «Я реального», заниженная самооценка.

2. Трудности в межличностном общении, проявляющиеся также в интровертированности, замкнутости, необщительности, недостатке взаимопонимания с окружающими, одиночество.

3. Склонность к интеллектуализации происходящего, как во внешней среде, так и во внутриличностном плане.

4. Эмоциональная напряженность и склонность к негативизму при сравнительно низком уровне агрессии.

5. Наличие одной или нескольких фрустрированных потребностей.

6. Независимость, выступающая как особая жизненная ценность в сочетании со склонностью к избеганию проблем ответственности .

Автор указывает на сочетание завышенных ожиданий по отношению к себе при невыстроенности взаимоотношений с окружающими. Также достаточно часто выделяют акцентуации характера как фактор формирования виртуальной зависимости. Следует заметить, что данные об агрессивности подростков со склонностью к виртуальной зависимости различаются. В частности, Н.В. Чудова указывает на низкий уровень агрессии, а М.В. Бредихина, напротив, отмечает высокие показатели тревожности и мотивационной агрессии у таких подростков . Также таким подросткам характерны ведущие качества личностных особенностей- высокий уровень реактивной и личностной тревожности, на что указывали и другие авторы при анализе интернет-зависимости. Кроме того, согласно результатам анализу психолого-педагогчисекой литературы, такие подростки характеризуются склонностью к резкой смене настроения, совершению немотивированных поступков, непредсказуемостью в поведении. В соответствующих обстоятельствах обладают повышенной психической активностью, оптимизмом, могут быть деятельные, инициативные и предприимчивые, предпочитают быть неформальными лидерами, но не способны доводить начатое дело до конца, быть обязательными и ответственными. Они отличаются прожектерством, легкомыслием, неустойчивостью интересов, неумением соответствовать общепринятым нормам поведения. Часто переоценивают свои возможности, имеют склонность к случайному выбору интересов и склонностей, ориентируясь на внешние атрибуты. При пониженном настроении у них снижается уровень работоспособности, неудачи тяжело переживаются. Любая критика в такой стадии вызывает мысли о собственной неполноценности. Им свойственна повышенная чувствительность и впечатлительность, в ситуации крайне неблагоприятных условий жизни впадают в депрессию.

При увеличении интернет-зависимости у подростков растет уровень личностной и реактивной тревожности, обостряются черты характера по шкалам дистимности, педантичности и тревожности. В меньшей мере проявляются обострение таких черт характера, как возбудимость, эмотивность, циклотимность и экзальтированность. Повышенный уровень акцентуации по шкале эмотивности влечет за собой повышенный уровень по шкале застревания. Черты характера по шкалам гипертимности и демонстративности стираются, исчезают. Другими словами, стремящийся к лидерству, жизнерадостный, деятельный, инициативный и предприимчивый молодой человек, погружаясь в интернет сеть, становится боязливым и тревожным, снижается уровень работоспособности. У него начинаются циклотимические смены настроений, появляется вспыльчивость, возбудимость, раздражительность, боязливость, пассивность, склонность к депрессии .

Таким образом, анализируя психологические особенности подростков, интернет-зависимых и Интернет-пространства, указывают на совокупность негативных характеристик, таких, как выраженные акцентуации характера, тревожность, эмоциональная напряженность, заниженная или нестабильная самооценка и «образ Я», трудности в коммуникативной сфере.

Введение..............................................................................................................3

Глава I. Теоретические основы исследования социально – психологических особенностей Интернет – зависимых подростков

1.1 Интернет – зависимость: понятие, причины и факторы возникновения…………………………………………………………….………4

1.2 Психологические механизмы формирования Интернет – зависимости у

подростков……………………… ……………………………………….…11

Глава II. Исследование социально – психологических особенностей Интернет – зависимых подростков

2. 1 Выявление Интернет – зависимости и уровня зависимости ……………12

2.2 Определение социально – психологических характеристик у подростков и их сравнение у Интернет – зависимых и Интернет – независимых...……….15

Заключение……………………………………………………..………………...18

Литература………………………………………………………………………20

Приложение………………………………………………………………………21

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования: в связи с возрастающей компьютеризацией и «интернетизацией» российского общества стала актуальной проблема патологического использования Интернет. Опросы свидетельствуют, что вопреки вредным последствиям Интернет-зависимости, примерно 54% зависимых не хотят уменьшить время, проводимое в он-лайн. Часть из них считают себя окончательно “подсевшими” на Интернете и неспособными бросить эту привычку, оставшиеся 46% совершили несколько безуспешных попыток избавиться от зависимости. По данным западных источников за 2011 год, в мире 20% пользователей Интернет страдают Интернет - зависимостью. Из них 91% – участники форумов, социальных сетей и чатов. Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько сосредоточены на своей виртуальной жизни, что фактически отказываются от своей реальной. Интернет - зависимость проявляет себя точно также как пристрастие к алкоголю, наркотикам и азартным играм, только на ее приобретение уходит гораздо меньше времени - от полугода до года. Есть мнение, что в скором времени Интернет- зависимость будет признана заболеванием №1. На Западе уже появляются профессиональные клиники, где лечат разнообразные «киберрасстройства». Интернет- зависимость опасна тем, что она со временем имеет свойство перерождаться в другие виды зависимости: патологический игрок, наркомания или алкоголизм. В Финляндии, например, зафиксированы случаи, когда призывники получали отсрочку от несения службы для лечения от Интернет-зависимости.

Основной группой риска для развития этой патологии в России являются подростки в возрасте от 13 до 17 лет. Практически все они проходят стадию естественной увлеченности и, хотя многие из них становятся в дальнейшем обычными пользователями, определенная часть переходит в категорию Интернет-зависимых. Этому способствует ряд факторов - широкое распространение домашних компьютеров, легкость подключения к Интернет-сети, компьютеризация школьных и студенческих программ обучения, большое количество компьютерных клубов и Интернет-салонов.

Исходя из вышесказанного мы определили тему нашего исследования «Социально – психологические особенности Интернет – зависимых подростков».

Цель исследования:

Выявить социально – психологические особенности Интернет – зависимых подростков.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретические работы по проблеме Интернет – зависимости подростков, разработать программу исследования.

2. Выявить Интернет-зависимость у подростков.

3. Определить социально – психологические характеристики у подростков, а именно: тип межличностных отношений, уровень агрессивности и личностные характеристики, важные для взаимоотношений с другими людьми.

4. Сравнить социально – психологические характеристики Интернет – зависимых и Интернет – независимых подростков и определить социально – психологический портрет Интернет – зависимого подростка.

5. Научиться проводить статистические исследования.

Объект исследования:

80 человек, учащиеся МОУ СОШ № 12 в возрасте от 14 до 17 лет, проживающих в Подольске Подольском районе.

Предмет исследования:

Социально – психологические особенности Интернет – зависимых подростков.

Гипотеза:

Существуют значимые различия в социально – психологических характеристиках Интернет – зависимых и Интернет – независимых подростков.

Методы исследования:

1. Метод теоретического анализа научной литературы.

2. Сбор данных (метод опроса) с использованием следующих методик:

Для выявления зависимости от Интернета применяется тест на Интернет-зависимость Кимберли Янг, адаптированный В.А.Буровой;

Для исследования эмпатии был взят опросник на самооценку эмпатических способностей В.В.Бойко;

Для исследования форм агрессии была взята методика диагностики показателей и форм агрессии А. Баса и А. Дарки адаптации А.К. Осницкого.

3. Методы анализа данных (качественно-количественные) с использованием математической статистики (Т– критерий Стьюдента). Методы математико-статистического анализа были выбраны в соответствии с законом нормального распределения данных.

Глава I. Теоретические основы исследования социально – психологических особенностей Интернет – зависимых подростков

1.1 Интернет-зависимость: понятие, причины и факторы возникновения

6. Зависимость от интернета - причина не служить в армии // РИА "Новости", 06.08.2005, ИА "НГТ".

7. Китайцев лечат от Интернета , // 15.08.2005 // 23:37 // MIGnews.com.ua ссылка на британскую газету The Times (перевод - Inopressa.ru .)

8. Коэмец Е. Жертвы компьютерных сетей . Материалы сайта «Психология Интернета».
10. Пережогин Л.О.
Интернет-аддикция в подростковой среде //Отдел детской социальной психиатрии //ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского, Москва.// www.rusmedserv.com/psychsex .

11. Психологический словарь // http://psi.webzone.ru/st/081500.htm .

12. http://saripkro.r2.ru/science/Region_program/osog/osog1.htm .

13. Соковня И. Интернет-зависимость в подростковой среде . http://skola2.narod.ru/parents/agress.html .

14. Сулер Дж. Люди превращаются в электроников. Основные психологические характеристики виртуального пространства http://www.flogiston.ru/projects/translate/electronic.shtml .

15. Янг К.С. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Интернет 2000. № 2. С. 24-29.

25. В. Андреев Конструктивная теория виртуального романа , // Интернет, 1999. № 1.

Приложение 1

Основные понятия, используемые в работе

Интернет – аддикция – от англ. addiction –зависимость, addict – от англ. наркоман. Другое определение Интернет - зависимости - это "навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line.

Синдром карпального канала – онемение и боли в кисти руки.

Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица

Косвенная агрессия – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная

Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (грубость, вспыльчивость)

Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия

Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.