Коррекционные занятия для детей с нарушением зрения. Система упражнений для детей с нарушением зрения

Форма проведения: индивидуальная (возраст детей 5 лет; зрительная патология-гиперметропия и амблиопия средней степени, сходящиеся косоглазие);

Развитие зрительного восприятия. Формирование представлений и системе эталонов цвета. Развитие сенсорных операций. Использование ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка №1375

Дошкольное отделение. Структурное подразделение 5.

Конспект индивидуального занятия по развитию зрительного восприятия у детей с ОВЗ

(нарушение зрения)

Тема: "На прогулке по аллее сада ".

Тема: "На прогулке в аллее сада"

Форма проведения: индивидуальная (возраст детей 5 лет; зрительная патология-гиперметропия и амблиопия средней степени, сходящиеся косоглазие); Закрепление пройденного материала.

Предварительная работа: индивидуальная работа с ребенком по освоению программного материала по развитию сенсорных представлений (величина).

Цели: Развитие зрительного восприятия. Формирование представлений и системе эталонов цвета. Развитие сенсорных операций.

Задачи:

Коррекционные:

Закрепить представление о цвете предметов.

Учить находить предмет нужного цвета, согласно стихотворному тексту. - Закрепить представление о длине предметов, учить отражать в речи сравнение предметов по длине.

Развитие глазомерных и глазодвигательных возможностей глаза, прослеживающей функции глаза, формирование навыков зрительного анализа.

Развитие умения зрительно анализировать изображение, выделяя его части, развитие целостного зрительного восприятия.

Развитие мелкой моторики рук, абстрактного и пространственного мышления, зрительно - моторной координации.

Предаппаратная подготовка к лечению на аппаратах ортопто-диплоптического периода лечебно-восстановительного периода.

Общеобразовательные:

Развивать связную речь

Расширять представления об окружающем мире.

Воспитательные:

Учить уважительно относиться к своим товарищам;

Учить слушать высказывание другого ребенка.

Воспитывать любовь к труду и творчеству.

Средства коррекции: Очки, окклюзии, зрительные упражнения и гимнастики, профилактика зрительного утомления, соответствующий подбор методик и нагрузок.

Оборудование: тетрадь для индивидуальной работы, ТСО - компьютер, смарт ноутбук технология, лазерная указка, аудиозапись на тему зимней природы.

Словарная работа: круглая форма, длина, длиннее, самый длинный и т.д.

Руководство учебно-познавательной деятельностью:

Формирование сенсорного опыта: Задается игровая ситуация для пополнения сенсорного опыта и мотивации действий при зрительном сравнении предметов и локализации цвета.

Формирование приемов и способов умственной деятельности:

Формирование навыков зрительного сравнения предметов по сенсорным признакам.

Коррекционная направленность методов обучения и воспитания: поэтапное изложение материала, постоянное проговаривание, сочетание зрительного и тактильно – двигательного восприятия.

Ожидаемый эффект компенсации дефекта:

Совершенствование навыков локализации цвета; зрительного выделение величин и форм. Развитие необходимых умений для лечения на аппаратах ортопто-диплоптического периода.

Ход занятия.

  1. Зрительная гимнастика:

Сегодня мы с тобой отправляемся на прогулку в парк. Но на улице холодно, чтобы нам не замерзнуть мы отправимся в путь вместе со снежинкой, которая часто прилетает в нашу группу. Подними голову вверх, следи внимательно за лучиком-снежинкой глазами.

Вот полетела снежинка по кругу, остановилась, спряталась и вновь полетела, но уже в другую сторону.

А теперь закрой глаза, открой их, поморгай, вновь закрой и постой несколько минут с закрытыми глазками.

Вот мы на улице.

2. Задание « Расставь скамейки».

Тифлопедагог читает стихотворение, ребенок выставляет скамейки того цвета, о котором говорится в произведении.

"Скамейки".

В нашем парке на аллейке

Разноцветные скамейки:

На коричневой скамейке (выставить скамейку коричневого цвета)

Две шумливые семейки.

На другой скамейке, белой, (Выставить белую скамейку)

Только девочка сидела.

А в близи скамейки красной (Выставить красную скамейку)

Лег бульдог большой, опасный.

Бабушка сидит на синей, (Выставить синюю скамейку)

На коленях кот в корзине.

Два рабочих взяли рейку -

Чинят желтую скамейку. (Выставить желтую скамейку)

Мы усядемся с тобой

На скамейке голубой. (Выставить скамейку голубого цвета)

А на самой отдаленной,

На скамеечке зеленой - (Выставить скамейку зеленого цвета)

Вырезные листья клена.

Всем хватило по скамейке

В нашем парке на аллейке.

Леонид Яхнин.

Посмотри внимательно, чтобы слева скамейки стояли ровно.

Скамейка, какого цвета, самая длинная?

Скамейка, какого цвета, самая короткая?

(работа занимает 2 мин)

3. Упражнение на снятие зрительного и физического утомления.

Садись удобней, закрой глаза, слушай стихотворение и музыку, она поможет нам вернуться в детский сад.

Педагог под музыку читает стихотворение:

Есть песня у метели, и есть у ручейка,

Есть песенка у ели и у березняка,

У вербы на опушке,

У жабы, у лягушки,

Лисенка и зайчишки,

И у малышки-мышки.

И надо слушать песни,

Молчать и не дышать,

Потом все песни вместе

Слегка перемешать.

2. Задание "Волшебная книжка" Тифлопедагог: Посмотри, волшебница-снежинка приготовила тебе еще одно задание. В парке лежит чудесная книжка. Странички у этой книжки не простые. Что нарисовано на этой страничке? (Яблочко, подсолнух, колобок, божья коровка).

Но не все разукрасил художник в книжке. Ты тоже можешь стать художником, но мы будем не раскрашивать, а накладывать картинки. Какой формы все предметы, которые ты будешь накладывать? (Круглой).

Ребенок, под руководством педагога находит нужные предметы и накладывает силуэтное/рисованное изображение на соответствующий контур предметы (добиваясь полного совмещения, 2 мин).

4. Зрительная гимнастика на релаксацию. Закрой глазки и досчитай до пяти.

5.Задание.Собери из частей целую божью коровку. Посмотри, здесь снежинка оставила для тебя подарок, собери из частей божью коровку.

Снова закроем глазки, теперь я досчитаю до 10 и мы вернемся обратно (в это время распечатывается лист).

6. Итог занятия.

Тифлопедагог: открой глаза, вспомни, где мы сегодня были, что тебе понравилось больше всего.

7.Задания педагогам группы : при необходимости продолжить работу по совмещению и наложению предметов различных модальностей.


Название: Конспект занятия с детьми с нарушением зрения «Настроение»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, занятия дефектолога

Должность: учитель-дефектолог высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад №36
Месторасположение: г. Каменск-Шахтинский, Ростовская область

Занятие с воспитанниками старшей группы с нарушениями зрения «Гномики» в области «Социально — коммуникативное развитие» по теме «Влияет без сомнения на всех нас настроение»

Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие».

Форма проведение: подгрупповое занятие с использованием ИКТ.

Тип занятия: обобщение, систематизация знаний.

Вид занятия: познавательно – практическое.

Технология: личностно – ориентированная.

Цель : Создать эмоционально положительный фон, способствовать снятию психоэмоционального напряжения, совершенствовать коммуникативные навыки детей с нарушением зрения.

Коррекционно-развивающие задачи: продолжать развивать сенсорное восприятие, стимулировать зрительную поисковую деятельность, развивать зрительные функции глаза, внимание, память, речь детей.

Коррекционно-образовательные задачи: обучать осознанию своего эмоционального состояния и умение выразить его словами, умение чувствовать настроение окружающих; обучение восприятию эмоциональных состояний по их внешним неречевым проявлениям, воспроизведению мимики, выразительных поз, жестов присущих человеку при выполнении различных видов деятельности.

Воспитательные задачи: воспитывать чувство доброты, желание дарить радость и хорошее настроение друг другу и окружающим.

Предварительная работа: просмотр видеоролика «Большая Радость»; рисование пиктограмм; чтение стихов о дружбе.

Материал к занятию: проектор, мультимидийная доска, магнитная доска, презентации: «Настроение», «Что такое радость?», картина «Дети отдыхают на реке» ,игры: «Найди домик», «Пройди по дорожке»,карандаши, маркеры, ватман, шары, цветы, копилка- добрых дел «Радостное настроение», видеоклипы песен: «Радость», «Детство».

Ход занятия.

Организационный момент.

Просмотр презентации « Настроение».

Какие чувства испытывают дети, люди, животные, птицы? (Радость, грусть, страх, испуг…)

Какое у них настроение? (Радостное, весёлое, грустное…)

Бывают чувства у людей, у рыбок, птичек и зверей

Влияет без сомненья, на всех нас настроение.

Кто веселится? Кто грустит? Кто испугался? Кто сердит?

Расскажет без сомненья, азбука настроения!

Педагог: — Так что же такое настроение? От чего оно зависит? (От чувств, которые мы испытываем)

— Какое чувство будет у девочки, если они с мамой идут в цирк? (чувство радости)

Мальчик разбил вазу? (чувство вины)

Дети увидели злую собаку? (чувство страха)и.т.д.

Настроение зависит от чувств, которые мы испытываем разных ситуациях.

А можно узнать настроение по выражению лица? Как назвать выражение лица одним словом? (мимика)

Показ пиктограмм. Дети называют настроение. Педагог предлагает изобразить мимикой разное настроение.

А ещё настроение передают жесты (движения рук, головы, ног, туловища), поза. Многими жестами мы пользуемся во время общения. Давайте поиграем в игру! Покажите:

Как живёшь?

Как плывёшь?

Как бежишь?

Вдаль глядишь?

Машешь в след?

Ждешь обед?

Утром спишь?

А шалишь?

Педагог загадывает загадку:

Она у каждого бывает, кто про невзгоды забывает,

ты хочешь петь и веселиться,

Она любимая, как сладость.

Она отрада наша….(Радость)

— Если я загадала загадку про радость, какое я хочу чтобы у вас было настроение? (Радостное)

— Какие ситуации, действия, вещи, явления, могут создать радостное настроение? (добрые слова, хорошие поступки, приход гостей, подарки, сюрпризы, чтение книг….)

А с помощью кого или чего можно узнать, как создать радостное настроение?

Дети перечисляют (с помощью взрослых, посмотреть в интернете и.т.д.) Педагог записывает ответы детей на большом листе ватмана.

Теперь мы знаем, где можно найти информацию. И сегодня я буду вам помогать создавать радостное настроение. Мы все любим, когда нам говорят добрые слова или комплименты.

  1. Дети с педагогом становятся в круг и говорят друг другу добрые слова и комплименты.
  2. Педагог: — Сегодня я принесла в группу букет цветов.

–Для чего? (чтобы поднять настроение и.т.д.)

–Цветы это символ…(красоты, любви, радости,благодарности…)

Кому дарят цветы? (мамам, воспитателям…)

— С каким чувством дарят цветы?(нежностью, любовью, уважением…)

– Когда дарят цветы? (день рождения, праздник…)

– Какое будет настроение у того кому подарили цветы?

3.Интересная история тоже поднимает настроение,слушайте внимательно и добавляйте нужные слова.

В одном городе жили два человека и были они совсем не похожи друг на друга. Один был высокого роста, а другой наоборот__________________

Одного звали Хороший, а другого наоборот__________________

Хороший был добрый, а Плохой наоборот__________________

Хороший был умный, а Плохой наоборот__________________

Хороший был трудолюбивый, а Плохой наоборот__________________

И настроение у Хорошего было всегда радостное, а у Плохого__________________

Однажды они встретились и подружились. И Плохому захотелось стать _________________

И он решил измениться.

ОН был трусливым, а стал________________

Он был злой, а стал_____________________

Он был глупый, а стал__________________________

И настроение у него раньше было грустное, а стало_______

Раньше с ним никто не хотел дружить, а теперь у него появилось много друзей.

С кем нам хочеться дружить? (кто добрый, не жадный и.т.д.)

Зрительная гимнастика.

  1. Педагог: Чувства и настроение бывают не только у людей, но и у животных. Наши животные загрустили и стали чёрного цвета, давайте их расселим по цветным домикам.

Игра: «Найди домик»

А теперь поможем ёжику найти угощение. Игра: «Пройди по дорожке»

-Ёжик так обрадовался, что хочет с вами поиграть.

Пальчиковая гимнастика (Су-джок)

Ёжик колет нам ладошки, поиграем с ним немножко.

Если будем с ним играть, руки будем разминать.

Станут ловкими пальчики, умными девочки, мальчики.

Ёжик нам ладошки колет, руки нам готовит к школе.

5.Педагог: А ещё нам доставляет радость,когда дарят подарки. Но подарки приятно не только получать, но и дарить. У меня есть «солнышко»,но оно пока без настроения. Давайте нарисуем ему улыбку и подарим нашим гостям. Дети дорисовывают солнышко и с пожеланием хорошего настроения дарят гостям.

А теперь мы будем дарить подарки друг другу.

На воздушных шарах дети рисуют своё настроение и обмениваются шариками с пожеланием радостного настроения.

Педагог: — Так что же такое Радость? Показ презентации «Радость»

Итог занятия. Педагог: — Дети а мы можем и дальше продолжать создавать радостное настроение нашим близким и всем кто нас окружает? (да) –Тогда разработаем список добрых дел. Дети называют то, что они будут делать дома на улице в детском саду. Педагог записывает на большом ватмане.

Педагог:- Я хочу подарить вам ещё один подарок — это копилка добрых дел, сюда вы будете складывать записочки, которые вам помогут написать взрослые. Сегодня у нас уже есть то,что можно сюда положить.

Под коррекционно-педагогической работой понима­ется система мероприятий, средств, форм и методов обучения и воспитания, направленных на развитие процессов компенсации, преодоление, устранение не­достатков познавательной деятельности, черт личнос­ти, физического развития и двигательных способнос­тей детей с нарушениями зрения.

Исходные теоретические положения по вопросам компенсации и коррекции нарушенных функций, изу­чения ведущей роли обучения и воспитания в разви­тии аномального ребенка были разработаны Л.С. Вы­готским, Т.А. Власовой и др.

При обследовании детей, поступающих в специа­лизированные группы, а также в ходе наблюдений и бесед с медицинским персоналом выясняется, что у большинства детей имеются нарушения осанки, у всех детей ослаблены познавательные процессы (восприя­тие, воображение, наглядно-образное мышление), огра­ничено овладение социальным опытом. Исходя из это­го, занятия строятся дифференцировано, соответствен­но возрасту детей, составу нарушенных функций, осо­бенностям восприятия учебного материала. И наряду с общими задачами ставятся специальные (коррекци-онные).

В младшей группе - накопление знаний и форми­рование приемов четких представлений об эталонах (цвете, форме, величине, пространственном расположе­нии); обогащение словаря и развитие образной речи на основе предметной соотнесенности слова.

В средней группе - формирование приемов целена­правленного восприятия (алгоритмизации по плану-сим­волу); обучение детей на полисенсорной основе с ис­пользованием сохранных анализаторов узнавать и вы­делять предметы среди других, определять их свойства и назначение:

■ по существенным признакам;

■ на основе овладения приемом сравнения;
обучение приемам группировки на подражание; обуче­
ние переносу знаний, понятий на уровень внешней речи,
в самостоятельную практическую деятельность.

Коррекционные задачи в старших группах: « формирование приемов целенаправленного воспри­ятия по плану (в старшей группе), владение планом (в подготовительной группе);

■ формирование навыка узнавания и выделения пред­
метов среди других с использованием сохранных ана­
лизаторов, определения их свойств и назначения на
основе овладения приемом сравнения;

■ овладение приемами группировки (в старшей груп­
пе), классификации (в подготовительной группе);

■ обучение обобщению знаний о предметах и явлениях
окружающего мира с целью формирования понятий.
Обязательным содержанием специальных занятий

является не механическая тренировка зрительных фун­кций глаза, а связанная с общеобразовательной про­граммой работа по развитию всех видов познаватель­ной деятельности ребенка. Например, плетение коври­ков обыгрывается в творческих играх «Магазин» или «Гости», в которых обсуждается с детьми удачное со­четание цветов, размеров, стимулируется самостоятель­ность, творчество.

Сенсорное и физическое воспитание - основа кор­рекционной работы, поэтому дидактические и подвиж-


ные игры с определением коррекционных задач пла­нируются гораздо чаще, чем в обычных группах. Эф­фективным средством коррекционной работы является прогулка, где должны проводиться дидактические и подвижные игры на развитие глазомера, точности дви­жений, на ориентировку. Для этого подбираются яр­кие, красочные материалы, способствующие развитию зрительного внимания, восприятия.

Коррекционную направленность занятий определяет и выбор методов и приемов с учетом не только возраст­ных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительной функции, уровня развития зрительного вос­приятия. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности на занятиях, введения физкультминутки как обязательной части любого занятия. Суженный сен­сорный опыт обязывает обращать внимание на правиль­ный способ деятельности, а не только на ее результат. Например, очень важно, чтобы ребенок при составле­нии узора не хаотично выполнял действия, а мысленно и последовательно заполнял лист, начиная с центра, затем используя углы, правую, левую стороны, верх, низ, между и т. д., правильно воспроизводил направле­ние, пространственное расположение фигур. Важно ис­пользовать формообразующие движения руки при об­следовании и воспроизведении объекта, так как они спо­собствуют развитию глазодвигательных функций.

Коррекционную направленность занятий определя­ет использование индивидуального и дифференцирован­ного подхода.

При индивидуальной работе нужно учитывать воз­можности ребенка в зависимости от остроты зрения, его вхождение в контакт в процессе обучения, устой­чивость внимания. Дифференцированный подход к учеб­но-воспитательной работе требует выделения подгрупп

детей, в состав которых могут входить дети с низкой остротой зрения, с нарушением зрения в сочетании со сниженным интеллектом, с низкой остротой зрения в сочетании с задержкой психического развития. Чис­ленность таких подгрупп, как правило, 1-2 ребенка. При работе с подгруппой нужно говорить медленней, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Если ребе­нок не может ответить, необходимо дать дополнитель­ное разъяснение. Можно разрешать не вставать при от­вете, подходить к объекту в процессе занятия, исполь­зовать на занятиях по развитию речи дополнительный материал: контур, силуэт, рисунок, мелкие картинки, игрушки. Следует больше внимания обращать на руки педагога при обследовании предмета, обводке и т. д., руки должны двигаться медленно, каждое движение сопровождаться словом, показом. Обязательна индиви­дуальная оценка ребенка после каждого выполненного задания, подчеркивание положительных сторон его де­ятельности, самостоятельности.

На физкультурных занятиях важно использовать при­ближение горизонтальной, вертикальной цели, большой ее размер, дополнительную страховку в лазании, спры-гивании; ограничение отдельных видов движений по со­гласованию с врачом-офтальмологом, замедленный показ движений, чтобы дети успели его увидеть. Следует умень­шить дозировку упражнений с наклонами вниз, прыж­ками, переворотами со спины на живот, упражнений на животе. При некоторых видах упражнений (лазанье, рав­новесие) окклюзия снимается, чтобы ребенок ощутил движение своего тела без боязни упасть, получить ушиб, так как заклейка ограничивает свободу движений.

В изодеятельности образцы для показа должны быть в 2-2,5 раза больше детских работ, мелкие детали по-


казываются дополнительно в крупном размере. Для слабовидящих детей листы для рисования используют в 2 раза меньшего, чем для остальных, размера. Для рисования можно применять как общую, так и инди­видуальную натуру, а также дополнительную для 3-4 наиболее плохо видящих детей. На музыкальных за­нятиях, праздниках, чтобы у ребенка появилось ощу­щение свободы движений в пространстве, его красоты, иногда можно снимать окклюзию. На физкультурных и музыкальных занятиях дети с низкой остротой зре­ния ставятся за детьми с более высокой остротой зре­ния, равными им по темпу движения, чтобы был ори­ентир для передвижения в пространстве.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зри­тельная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня по 3-5 мин. Показываем предмет для зри­тельной гимнастики в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил движение предмета. Предмет пока­зывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих де­тей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педаго­га и окружающей обстановкой. При выполнении зри­тельной гимнастики дети с низкой остротой зрения сто­ят перед педагогом, остальные располагаются дальше. Для гимнастики необходимо использовать мелкие пред­меты. Гимнастика проводится по словесным указани­ям, с использованием стихов, потешек. Необходимо от­мечать старание, желание и результаты работы детей.

Коррекционную направленность имеет и организа­ция рабочего места ребенка с нарушением зрения на занятиях. Так как коррекция зрения ребенка на пер­вом этапе его лечения заключается в стимуляции хуже видящего глаза путем окклюзии лучше видящего гла­за, то ребенок с амблиопией и косоглазием попадает

в разряд слабовидящего. Поэтому рассаживают детей относительно педагога следующим образом: впереди - дети с низкой остротой зрения (0,4), далее с остротой зрения 0,4-0,6 и за третьим столом - дети с остротой зрения 0,6-1,0. Если у ребенка окклюзия левого глаза, то его надо посадить справа от преподавателя, если ок­клюзия правого глаза, то слева, детей с расходящимся косоглазием - по центру. При работе за столом свет должен падать слева и сверху.

Детям с низкой остротой зрения демонстрационный материал предъявляется не далее 1 м от глаз. Также необходим дополнительный индивидуальный показ пред­мета. Наиболее благоприятен показ предмета на черно-белом фоне, либо на зеленом (успокаивающем), корич­невом (спокойном, контрастном) или оранжевом (сти­мулирующем). Предметы берутся крупные, яркие по цвету, точные по форме и деталям. Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.

На занятиях по математике размер предметов - до 15 см, размер используемой натуры- 20-25 см, раз­даточный материал - 2-5 см.

Весь демонстрационный материал должен соответ­ствовать естественным размерам, т. е. машина должна быть меньше дома, помидор меньше капусты и т. д.

Условиями для полного и точного восприятия де­монстрируемого объекта являются:

■ выбор адекватного фона;

■ выбор адекватного цвета, так как цвет в сочетании
и на расстоянии может меняться (например, крас­
ный рядом с желтым часто видится оранжевым, си­
ний - фиолетовым, фиолетовый с коричневым -
черным, красный - бордовым);

■ постоянное использование указки для показа;


■ нахождение ребенка при показе объекта у доски со
стороны открытого глаза (закрыт правый глаз - сле­
ва, закрыт левый глаз - справа);

■ нахождение педагога у доски справа, обязательно ли­
цом к детям;

« подача некоторых объектов на рассматриваемой кар­тине с четким контуром (обводятся черным цветом по контуру).

Коррекционная направленность воспитательно-обра­зовательных мероприятий в сочетании с лечебными создает благоприятные условия для развития неполно­ценного зрения, коррекции вторичных нарушений, для общего развития ребенка.


Похожая информация.


Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия по развитию зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения (6-7 лет)

Составила Будаева А.

Тема: «Поможем спасти Новый Год»

Цель: Развитие компенсаторных навыков у детей с нарушениями зрения

Задачи:

Коррекционно - образовательн ые : развивать зрительно-моторную координацию;

развивать зрительное восприятие.

Коррекционно-р азвивающие: развивать зрительное восприятие, внимание, мышление; развитие глазо-двигательных функций зрительного аппарата.

Коррекционно-воспитательные : формировать познавательную мотивацию у детей на занятии; в оспитывать желание выполнять упражнения самостоятельно.

Создание специальных условий:

Проведение зрительных гимнастик, пальминг;

Динамическая пауза.

Оборудование: компьютер, интер-доска, проектор, презентация «Зрительная гимнастика», видео «Физминутка», раздаточный материал: лабиринты, диктанты, карандаши, наклейки.

Ход занятия

1. Орг. Момент

Беседа

Здравствуйте ребята! Я очень рада вас всех видеть.

На улице такая снежная погода сегодня видимо ночью через окно залетела снежинка и на ней что-то написано:

Ребята, помогите пожалуйста спасти Новый Год. Мне и Деду Морозу нужна ваша помощь! Новогодние игрушки и подарки куда-то пропали. Помогите нам найти их.

Здравствуйте.

Улыбаются друг другу.

2. Основная часть

1. Зрительная гимнастика «Снежинки»

2. Дид. упр. «Соедини по точкам»

3. Дид. упр. «Найди игрушку».

4. Динам. пауза

5. Зрительная гимнастика. Пальминг

6. Дид. упр. «Найти коробку для игрушки».

А путешествовать и помогать снеговичку мы будем с вами по карте выполняя задания. Их будет 3. Мы должны пройти:

1) Ледяную пещеру

2) Снежную бурю

3) Ледяное озеро

И прежде чем отправиться в путешествие, мы с вами подготовим наши глаза, ведь они будут помогать нам при выполнении заданий.

(Включаю слайды)

Ребята, зафиксировали голову, следим глазками за фигурами. Начали!

Давайте вспомним что нам нужно пройти сначала?

А чтобы ее пройти нам нужно выполнить задание. Перед вами лежат карточки, нужно соединить точки и узнать, что спрятано в пещере.

Молодцы, вот мы и проходим дальше по карте и мы попадаем?

Здесь нас также ждет задание. Нужно найти игрушки, которые засыпала метель. На вашем столе также лежат карточки с заданием. Вам необходимо посчитать сколько игрушек спрятано и игрушку, которая вам понравилась разукрасить.

Молодцы, теперь мы с вами отдохнем, выходите на ковер сделаем зарядку, а точнее будем повторять движения за мишкой и пингвинами

(Включаю видео)

Садитесь на места.

Теперь, нам нужно, чтобы наши глаза отдохнули. Снимаем очки, разогреваем руки и закрываем ими глаза и под музыку отдыхаем.

Выполняем Пальминг

Скажите, а какой скоро праздник? На новый год, что мы находим под елкой в новогоднюю ночь?

У нас остался последний пункт назначения и последнее задание. Кто напомнит, что осталось нам пройти?

Ребята, нужно нам провести каждую игрушку в свою подарочную коробку. Будьте внимательны!

Выполняют упражнения.

Ледяную пещеру.

Выполняют упражнение.

Дети называют слово: елка

В снежную бурю

Выполняют упражнение.

Выполняют упражнение.

Новый Год

Подарки

Ледяное озеро

3. Заключительная часть

Итог занятия.

Рефлексия

Ребята, где мы сегодня с вами побывали? Давайте вспомним места, где мы проходили задания?

Вы сегодня молодцы, справились со всеми заданиями, мне понравилось с вами работать, до встречи!

Ответы детей.

Самоанализ: Занятие соответствовало программе обучения и возрастной категории детей. Поставленные цели были мною реализованы. Я использовала различные методы и приемы. Зрительная гимнастика соответствовала требованиям и была проведена вовремя. В силу поведенческих особенностей детей, данной группы, мне с трудом удалось удерживать внимание и интерес детей на протяжении всего занятия, но учебная мотивация присутствовала. Весь стимульный и раздаточный материал соответствовал требованиям. Занятие было выдержано во времени. Динамическая пауза была проведена вовремя. Я получила большое удовольствие от работы с детьми на занятии. Занятие прошло успешно.

Мне, как будущему специалисту необходимо: совершенствовать свою культуру речи, обогащать ее; уметь выходить из трудных ситуаций и концентрировать внимание детей на занятии; изготавливать задания с учетом темпа работоспособности и возможностями детей.

Конспект коррекционного занятия для детей с нарушением зрения старшей группы

Тема : «Домашние помощники»

Цель: закрепление представлений о назначении бытовых приборов

Проводит : тифлопедагог Архипова Олеся Владимировна (подпись)

Задачи

  1. Коррекционно – образовательные
  1. Закрепить представление детей о назначении бытовых приборов (пылесос, стиральная машина, утюг, электрический чайник);
  2. Формировать представления о назначении старинной домашней утвари (веник, стиральная доска, утюг чугунный, самовар) в сопоставлении с современными бытовыми приборами;
  1. Коррекционно – развивающие
  1. Развивать способность различать признаки предметов и обобщать их;
  2. Развивать умение устанавливать элементарные связи; развивать логическое мышление;
  3. Обогащать словарь детей: пылесос, чайник, стиральная машина, утюг, веник, самовар, стиральная доска, пылесосит, стирает, гладит, кипятит; шланг, вилка, провод, корпус.
  4. Развивать образные движения посредством игры (внимания, воображения, коммуникативных навыков, умения ориентироваться в пространстве);
  5. Формировать умение длительного дыхания;
  6. развивать зрительно – моторную координацию.
  1. Воспитательные
  1. Приобщать к способам безопасного поведения при использовании бытовых приборов;
  2. Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность
  3. Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими;
  4. Поощрять желание участвовать в труде взрослых;
  5. Осваивать элементарные навыки речевого этикета;

Технология: игровая, здоровьесберегающая, ИКТ.

Используемый материал : презентация «бытовые приборы» (пылесос, стиральная машина, утюг, электрический чайник; веник, самовар, стиральная доска, платочки, картинки). Игрушечные стиральные доски, перфокарты (современные бытовые приборы и старинная утварь), разрезные картинки (бытовые приборы), пылесос.

Предварительная работа: беседа о бытовых приборах, правилах пользования, проигрывание элементов сюжетно – ролевых игр «В парикмахерской», «Семья», рассматривание изображений бытовых приборов.

Ход мероприятия.

  1. Вводная часть
  1. Ребята, если вы угадаете загадки, вы узнаете о чем сегодня будем говорить.

Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит как лайнер: «Ту».
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает. (Пылесос)

Посмотрите на экран – вы угадали. Какие слова вам помогли узнать, что это пылесос?

  1. Послушайте загадку:

Что за чудо, что за ящик?

Сам - певец и сам – рассказчик,

И к тому же заодно

Демонстрирует кино. (Телевизор)

Посмотрите на экран – вы угадали. Как вы догадались, что это телевизор?

Какие передачи вы любите смотреть?

Как долго детям можно смотреть телевизор? (не больше 1 мультфильма, а потом обязательно надо сделать перерыв).

  1. Послушайте загадку:

В кругленьком окошке

Мокрые одежки

Крутятся, стираются

Чистые получаются (стиральная машина)

  1. Основная часть
  1. Беседа о правилах использования бытовыми приборами.

На экране - изображения телевизора,стиральной машины, пылесоса.

Как называют эти приборы? Для чего нужен пылесос? Какие бытовые приборы вы еще знаете? (ответы детей)

Какие правила нужно соблюдать при пользовании бытовыми приборами? (пользоваться только со взрослыми, самому не включать, не дергать за провода, не трогать горящую лампу)

  1. Рассматривание пылесоса.

Рассмотрите пылесос, назовите части из которых он состоит (ответы детей).

Игра «Скажи какой?» Шланг какой? (длинный, изогнутый), корпус какой (металлический, зеленый) и т. д.

Пылесос – это современный прибор, а раньше пользовались веником. Сейчас есть стиральные машинки, а раньше как стирали? (ответы детей)

  1. Физкультминутка «Помощники мамы»

Дружно маме помогаем (имитация движений)

Платья и штаны стираем

Воды много мы налили ш-ш-ш,

Порошка насыпали с-с-с,

Покрутили, покрутили (движения руками),

Все отжали(движения), посушили.

На доске расправили (движения),

Утюгом погладили пш-пш-пш.

  1. Рассматривание стиральной доски (слайд)

Я вам принесла игрушечные стиральные доски. Потрогайте их, погладьте. Какие они - гладкие или ребристые? Попробуйте постирать на них (показ, дети берут небольшие платочки).

Рассматривание утюгов современных и старинных (слайд). Раньше пользовались утюгом с угольками или чугунными – очень тяжелыми, а теперь электрическим утюгом: легким и удобным.

  1. Зрительная минутка.

Представьте, что вы гладите утюгом. Медленно ведем рукой вправо, следим глазами. Теперь – влево, вверх, вниз (повторяем еще раз).

  1. «Сложи картинку»

Соберите картинку и назовите, что получилось (дети складывают, педагог по мере необходимости помогает). Называют, что получилось. Как используют этот бытовой прибор.

  1. Упражнение «Соедини линией»

Рассматривание перфокарт (вверху изображения современных бытовых приборов, снизу старинные предметы). Задание соединить прямой линией современный прибор и предмет, которым пользовались раньше.

  1. Заключение

Что нового вы сегодня узнали? Что понравилось делать?