Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе: планирование. Конструкт нод поисково исследовательская деятельность - экспериментирование "очищение воды" в старшей группе по фгос

  • Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека.
  • Познакомить детей с историей бумаги; с копировальной бумагой.
  • Развивать обследовательские действия, внимание, память, мышление.
  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
  • Словарная работа: папирус, береста, пергамент, копировальная бумага.

    Оборудование.

    Прямоугольные листочки бумаги одинакового размера разных видов.

    Бумага: оберточная (подарочная, конфетный фантик); газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая; санитарная (салфетка, туалетная бумага), альбомная, копировальная. Предметы, изготовленные из бумаги. Карандаши.

    Предварительная работа: рассматривание предметов сделанных из бумаги.

    Литература: Л.Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2003.

    Ход занятия

    Дети выходят в раздевалку. В это время помощник воспитателя и дежурные готовят рабочие места к занятию.

    В. Показывает детям кораблик, сделанный из бумаги, читает отрывок из стихотворения Владимира Юркова “Бумажный кораблик”.

    Кораблик непрочный, кораблик бумажный
    В потоке весеннем несётся отважно
    К неведомым странам, в чужие места.
    Кораблик бумажный с названьем – “Мечта”.

    В. Ребята, предлагаю вам отправиться на этом бумажном кораблике в путешествие в бумажную страну. Вы согласны?

    Тогда смелее в путь.

    Дети заходят в группу, садятся за столы. (На столах у них лежат образцы бумаги разных видов).

    В. В бумажной стране много бумаги. Возьмите бумажные листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте.

    В. Вся бумага одинаковая?

    Дети. Нет.

    В. Чем отличаются листочки? (Ответы детей)

    В. Поиграем в игру “Нади такой же листочек, как я”. Сейчас, тот, кого я порошу, возьмет один из листочков бумаги в руки, назовет его, и мы все найдем такой же и отложим его в сторону. Так мы будем играть пака все листочки бумаги не кончаться.

    (Детям предлагается для игры бумага разных видов. Оберточная, газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая, санитарная, альбомная).

    Ребенок: У меня в руках кусочек газеты. (Все дети находят газетную бумагу). И т.д.

    В. Как вы думаете, люди сначала научились писать или придумали бумагу для письма? (Ответы детей).

    В. Из чего делают бумагу? (Ответы детей).

    В. В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Телефонов тогда тоже еще не было. Но им нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В Греции писали на сырых глиняных плитках, или на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. (Показ иллюстрации).

    В Египте на берегах реки Нил растут тростниковые растения под названием папирус, которые напоминают нашу осоку, только много больших размеров. Листья папируса разрезали на кусочки и склеивали между собой.

    Длина склеенных полосок папируса достигала сто шагов. (Показ иллюстраций). На таких полосках писали долгое время, пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. (Показ картинки). Пергамент изготавливали из кожи целых стад телят и овец. (Показ картинки).

    А на Руси писали на берёзовой коре – бересте. (Показ картинки).

    Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Изобрел ее китаец Цай Лунь. (Показ картинки). Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все. В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках из деревьев. (Показ картинки).

    Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.

    В. Какие предметы, сделанные из бумаги есть в нашей группе или у вас дома?

    Дети перечисляют бумажные предметы.

    В. Может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?

    Дети: Нет, не может.

    В. Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (Различные варианты ответов детей).

    Физкультминутка.

    В. Поиграем в игру: “Бывает, не бывает”.

    Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).

    В. Читает загадку Станислава Костенко и демонстрирует детям предметы, сделанные из бумаги по тексту.

    Она бывает документом,
    Плакатом, фантиком, конвертом,
    Письмом, обоями, листовкой,
    Альбомом, книгой, упаковкой,
    Салфеткой, веером, талоном,
    Неувядаемым пионом.
    Она бывает и деньгами.
    А что? Догадывайтесь сами!

    Дети: Бумага.

    В: Есть такие сорта бумаги, которые прочнее камня, крепче кирпича. Они в огне не горят и в воде не тонут, выпускают нешелестящую, непромокаемую бумагу, есть бумага тоньше человеческого волоса.

    В. Какие свойства бумаги вы знаете?

    Дети. Бумага рвется, режется, мнется, намокает, горит.

    В. Нарежу бумагу тонкими полосками. Возьму одну полоску, прижму ее к ножницам и протяну ножницы по бумаге. Что получилось?

    Дети. Бумага скрутилась.

    В. Бумага может скручиваться. Это тоже ее свойство.

    В: У меня есть интересная бумага. Вот такая. (Показывает копировальную бумагу)

    В. Вы встречался с ней раньше?

    В. Как вы думаете, для чего она нужна?

    В. Бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения – копий.

    В. Обследуем копировальную бумагу.

    В. Какие стороны у бумаги?

    Совместно с детьми делам вывод, что одна сторона у копировальной бумаги “жирная”, с краской, а другая “матовая”.

    В: Я буду рисовать рисунок. Возьму один лист бумаги.

    Чтобы нарисовать два рисунка, сколько нужно взять листов бумаги?

    Дети: Два.

    В. Для того чтобы рисунки получились одинаковые между листами положу копировальную бумагу. Как вы думаете, какой стороной нужно положить копировальную бумагу? (Проверяем две версии и делаем вывод – копировальную бумагу нужно положить на лист жирной стороной, потом положить еще бумагу и тогда можно рисовать).

    Дети складывают бумагу, рисуют рисунок по своему замыслу. Рассматривают работу.

    В. Сколько рисунков у вас получилось?

    В. Как вам удалось это сделать?

    В. Как вы думаете можно ли получить 5 копий сразу?

    Дети отвечают.

    В. Ваши версии мы проверим на следующем занятии.

    В. Нам нужно собираться в обратный путь. Расскажите, что вам больше всего запомнилось в бумажной стране?

    В. Наш кораблик “Мечта” отправляется в обратный путь. (Дети выходят в раздевалку).

    В. Мы с вами снова очутились в детском саду. Поблагодарим друг друга за чудесное путешествие. Спасибо всем.

    Марина Шелковникова
    Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Знакомство с солью»

    Цель исследования : Узнать всё о соли. Уточнить знания детей о свойствах соли. Познакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение) . Развивать навыки экспериментирования. Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.

    Интеграция образовательных областей :Познавательное р . ; Речевое р., Социально-коммуникативное р., физическое р.

    Словарь : каменная, поваренная, морская, кристаллы, кристаллизация, минеральное вещество, соляная шахта, солекомбайн.

    Объект исследования : соль .

    Предмет исследования : особенные свойства соли.

    Предварительная работа : беседа о применении обычной соли в домашних условиях, загадки, пословицы о соли. Дидактические игры «Определи на ощупь» , «Узнай на вкус» , чтение русской народной сказки «Соль » , чешской народной сказки «Соль » .

    Материал : иллюстрации, разные виды соли (каменная, поваренная, морская, крупного и мелкого помола) ; одноразовые ложки и тарелочки (по количеству детей, два стакана, лупа, пипетка, спиртовка.

    Безопасность : нельзя пробовать и осторожно обращается с морской солью .

    Ход исследования:

    Воспитатель : Ребята, сегодня я хочу побеседовать с вами о веществе, с которым вы хорошо знакомы . Чтобы узнать, о чем пойдет речь, предлагаю отгадать загадку : «Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна» (соль ) .

    Ответы детей.

    Воспитатель : Правильно, это соль . Прежде, чем я начну свой рассказ, хотелось бы услышать, что вы знаете о соли.

    Соль , один из важнейших минералов на земле. Минерал – это природное тело, образующееся в недрах (глубоко в земле) или на поверхности Земли. Откуда она берётся? Соль образуется в морях , океанах, соляных озёрах. Фото 1. Соль образуется под землей, образуя соляные горы (рудники) . Фото 2. Для добычи соли используют солекомбайны. Фото.

    В пищу, мы употребляем каменную соль – столовую , также известная, как поваренная соль . Основное отличие каменной соли от поваренной – это размер. Каменная соль имеет форму крупных , массивных кристаллов, в отличие от поваренной соли, кристаллы которой очень маленькие. Тысячи лет люди употребляли соль в пищу . Когда соль еще была редкостью , иногда вспыхивали войны за владение залежами соли. Потому что соль очень важна для человека.

    На первый взгляд может показаться, что это обычная приправа к нашей еде. Но, не так. «Хлеб-соль » - так встречали на Руси гостей. Это пожелание символ дружбы. Беречь хлеб и соль - значит , дружить. Пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу. Человек может прожить без соли не больше 10 дней, т. к. нарушается пищеварение. Соль нужна для усвоения пищи, для дыхания, для движения мышц, для работы мозга. Человеку в сутки всего надо одну чайную ложку. Соль человек использует в быту, медицине, промышленности. Фото

    Воспитатель : Я хочу еще много интересного рассказать вам о соли, но это будет в следующий раз.

    Физминутка : «Солим капусту»

    Мы капусту рубим- рубим,

    (размашистые движения руками, как топором)

    Мы капусту мнём- мнём,

    (мнут капусту)

    Мы капусту солим-солим,

    («берут» щепотку соли и «солят» )

    Мы капусту жмём-жмём,

    (сгибание и разгибание кистей рук)

    Воспитатель : Сейчас я произнесу волшебные слова, и вы превратитесь в маленьких ученых. Раз, два, три - покружись и в учёных превратись.

    Приглашаю пройти в нашу лабораторию.

    Опыты с солью :

    Перед вами стоят тарелочки с солью , именно с ней мы будем проводить с вами опыты

    Опыт №1 : Посмотрим через увеличительное стекло (похожи на зёрнышки, кристаллики) . (на тарелочки три горки соли : мелкого помола, крупного и более крупного размера в виде небольших камешек)

    Вывод : Соль белого цвета , состоит из прозрачных кристалликов, крупная, мелкая, кристаллики среднего размера, похожа на камешки.

    Опыт №2 : Пересыпьте соль ложечкой (соль сыпется )

    Вывод : Соль сыпучая

    Вывод : Соль твердая , хрустящая

    Опыт №3 Пипеткой капнуть немного воды на соль , куда она делась? (она впиталась)

    Вывод : Соль впитывает воду .

    Опыт №4 В стаканчик с водой насыпать соль и перемешать , что теперь? (соль растворилась )

    Вывод : Соль растворяется в воде

    Опыт №5 Воду попробовать на вкус. (Вода стала соленной)

    Вывод : Вода стала соленной

    Воспитатель : Определили, что соль полностью растворилось в воде, цвет и запах не изменились, но изменились вкусовые качества воды – она стала соленой.

    Опыт №7 (показ воспитателя)

    Выпаривание соли из воды.

    Цель : стимулировать умственную активность детей и получить от них разные ответы, а затем подвести к выводу «Воду нужно нагреть» .

    Размешать в стакане воды ложку соли. Показать детям, как соль растворилась в воде : вода прозрачная и солёная.

    Нагреем соленую воду и посмотрим, что будет. В столовую ложку наливаем солёной воды и нагреваем на пламени спиртовки. Через некоторое время вода закипает, появляется пар. В ложке начинает появляться соль .

    Вывод : вода испарилась, соль осталась . Из воды соль получают методом выпаривания.

    Вывод исследований :

    Соль - кристаллический порошок белого цвета, твердая, сыпучая, без запаха, растворяется в воде, вода становится соленая. (по мнемотаблице)

    Итог :

    О каком камне - минерале мы сегодня с вами говорили? (Соль )

    О каких свойствах соли вы узнали в лаборатории? (Соль белого цвета , состоит из кристалликов, твердая, сыпучая и растворимая в воде)

    Какой опыт вы смотрели?

    Публикации по теме:

    «Свойства дерева и металла». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей логопедической группе Тема: Свойства дерева и металла Цель: создание условий для уточнения и обобщения представлений детей о свойствах дерева и металла. Задачи:.

    Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей логопедической группе «Кап-кап-капелька» Конспект НОД познавательно – исследовательской деятельности в старшей логопедической группе «Кап – кап - Капелька». Интеграция областей:.

    Конспект организации познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Фрукты» Тема: «Организация совместной деятельности детей и педагога в первой половине дня» (интеграция содержания образовательной области «Развитие.

    Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода-волшебница» Цель: Развитие познавательной деятельности ребёнка в процессе знакомства со свойствами воды. Задачи: образовательные: уточнить представления.

    Конспект познавательно-исследовательской деятельности с водой в старшей группе «Я - царица водица» Цель: совершенствовать представления детей о свойствах воды. Задачи: продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми.

    Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства песка» Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе" Свойства песка" (вос-ля Авериной И.) Цель: формировать представление.

    Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе

    Сентябрь
    Занятие №1: «Наши помощники»
    Опыт: «Слушай во все уши»
    Цель: Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т. д.). Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков. Закрепить знания о правилах ухода за ушами, составить коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха.
    Материал: Схема человеческого уха, картинки животных (слона, зайца, волка), д/и «Определи по звуку», гитара, бумажные листы на каждого ребенка, баночки с разными предметами (скрепки, деревянные палочки, поролон, песок, аудиозапись со звуками леса, реки, птиц и т. д.
    Литература: Мой организм. Авт.-сост. Козлова С. А. – М., 2000 г., с.58.
    Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.– Воронеж, 2004 г., с.68.
    Опыт: «Как мы чувствуем запахи?»
    Цель: Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа позволяющего определить запахи, сравнить с особенностями восприятия запахов некоторыми животными. Сформировать вместе с детьми рекомендации по охране этого важного органа. Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу экспериментирования.
    Материал: Продукты с явно выраженными характерными запахами (чеснок, лук, перец и т. д.), матерчатые мешочки, туалетное мыло, флакончик из-под духов, картинки животных (утконоса, лисы).
    Литература: Мой организм /Авт.-сост. Козлова С. А. – М., 2000 г., с.71.
    Занятие№2: «Знакомство со свойствами воздуха»
    Цель: Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.
    Материал: Воздушные шары на каждого ребенка, банка с водой, стаканчики и соломинки, свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, духовые инструменты.
    Литература: Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж, 2004 г., с.94.
    Волчкова В. Н. Познавательное развитие. – Воронеж, 2004 г., с.159.
    Опыты: «Где теплее?», «Подводная лодка», «Упрямый воздух», «Что быстрее?»
    Цель: Обнаружить, что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду; выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх; Обнаружить, что воздух сжимается; Обнаружить атмосферное давление.
    Материал: Два термометра, посуда с горячей водой. 2) Изогнутая трубка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой. 3) Пипетки, шприц, подкрашенная вода. 4) Два листа бумаги
    Литература: Дыбина О. В. Неизведанное рядом с. 43

    Занятие №3: «Может ли растение дышать?»
    Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.
    Материал: Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.
    Опыты: Нужен ли корешкам воздух? Есть ли у растений органы дыхания?
    Литература: Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» с.28
    Занятие №4: «Почему листья осенью опадают?»
    Цель: Выявить потребность растения в воде. Установить зависимость роста и развития растений от поступления влаги в корни растений.
    Материал: Губки, деревянные бруски, емкости с водой, опавшие листья.
    Опыт: Вверх к листочкам, Как увидеть движение воды через корешки?
    Литература: Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» с.33-34
    ОКТЯБРЬ

    Занятие№1: «Вода в природе и в быту».
    Цель: Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств текучести. Закрепить знания свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Выработать умение определять температуру воды (холодная, горячая, теплая) на ощупь. Продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность.
    Материал: Стакан с молоком, чайник с холодной водой, чайник с горячей водой, 2 тазика, стаканы, бокалы и ложки по количеству детей, коробочки с солью и сахаром, масло.
    Опыт: «Вода – помощница»
    Литература: Дыбина О. В. Неизведанное рядом. – М, 2005 г., с.41-42.

    Занятие №2 «Вода – источник жизни»
    Цель: Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует. Познакомить с процессом конденсации. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.
    Материал: 3-х литровая банка с водой, 2 стакана с чистой и грязной водой, поваренная морская соль, поднос, лейка, бумажные цветы, стаканчики с водопроводной водой.
    Литература: Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность» стр.43,
    Зенина Т. Н. конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. – М., 2006 г., с.11.

    Занятие №3: «Вода – растворитель»

    Цель: Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека. Закрепить свойства воды – вода растворитель. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке и дать элементарные представления о процессе фильтрации. Развивать навыки лабораторных опытов, по схемам – закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами.
    Материал: Прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (узкие, широкие), сосуды фигурной формы, стеклянные воронки и стеклянные палочки, фильтрованная бумага, лупа, сахар, соль, настойка календулы или ромашки, настой мяты, растительное масло.
    Литература: Тугушешева Г. П. «Экспериментальная деятельность» стр.46,
    Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с.41-42.
    Занятие №4: «Путешествие капельки»
    Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега, расширить представления о значении воды для жизни человека.
    Материал: эл. чайник, холодное стекло, иллюстрации на тему «вода»,схема «Круговорот воды в природе», глобус.
    Опыт: «Откуда берется вода?»
    Литература: Тугушешева Г. П. «Экспериментальная деятельность» стр.70-73
    Ноябрь

    Занятие № 1 «Магнит – фокусник»
    Цель: Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.
    Материал: Магнит, мелкие кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой, емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки,
    Опыты: «Магнитные силы», «Мы – фокусники», «Притягиваются – не притягиваются»
    Литература: Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с.48-49.,
    Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность» №21 стр. 91 (Испытание магнита)

    Занятие №2 «Сила тяготения»
    Цель: дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.
    Материал: глобус, небьющиеся, разные по весу предметы: листы бумаги, шишки, детали от конструктора (пластмассовые, деревянные, металлические), мячи.
    Опыт: «Почему все падает на землю» Дыбина О. В. «Неизведанное рядом»,стр.51
    Литература: Тугушешева Г. П. «Экспериментальная деятельность» стр.47

    Занятие №3 « Хитрости инерции»

    Цель: познакомить детей с физическим явлением – инерцией; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни.
    Материал: игрушечные машины, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки, монеты, стаканы с водой, сырое и вареное яйцо.
    Литература: Тугушешева Г. П. «Экспериментальная деятельность» № 5,8 стр.48,55.
    Занятие №4 «Что мы знаем о времени»
    Цель: Дать понятие «время», объяснить смену дня и ночи, смену времен года; рассказать об измерении времени, разновидности часов (от древности до наших дней). Закрепить понятие «беречь время».
    Материал: глобус, теллурием, свеча, сосуд с водой, макет солнечных часов, разные виды часов, картинки с изображением времен года, схема «Измерение времени делами»(Тугушева, стр.80).
    Литература: электронная презентация «Детям о времени».

    Занятие№1: «Знакомство с камнями. Какими бывают камни?»
    Цель: Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор). Показать изделия из драгоценных камней. Учить классифицировать камни по разным признакам. Поддерживать интерес к опытнической работе. Развитие тактильных ощущений, умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
    Материал: Наборы речных и морских камней. Сосуд с водой, лупа. Салфетки на каждого ребенка, пластилин, керамзит, гранит, лимон, кремень, сахар, соль, «Ящик ощущений» . фото: памятник А. С.Пушкину, Памятник неизвестному солдату и т. д.
    Литература: Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» с. 77, Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой – М., 2003 г., с.23

    Занятие №2: «Живые камни»
    Цель: Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.
    Материал: Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь.
    Литература: Рыжова Н. Песок, камень, глина. //Дошкольное воспитание, 2003 г, № 10.
    Опыт: «Что есть в почве?» Дыбина О. В. Неизведанное рядом с.38

    Занятие№ 3: «Как появляются горы?» «Извержение вулкана».
    Цель: Показать разнообразие объектов неживой природы. Познакомить детей с причиной образования гор: движение земной коры, вулканическим происхождением гор. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов.
    Материал: иллюстрация с изображением вулкана, модель вулкана, сода, уксус, сухая краска, пипетка.
    Литература: Тугушешева Г. П. «Экспериментальная деятельность» стр. 87-91

    Занятие №4 «Твердая вода. Почему айсберги не тонут?»

    Цель: Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, о пустыне. Объяснить зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать.
    Материал: таз с водой, пластмассовая рыбка, куски льда разного размера, разные по форме и размеру емкости, кораблик, иллюстрации с изображение айсбергов.
    Литература: Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность» стр. 78-85;

    Январь
    Занятие №1 «Если зимушка пришла, много снега принесла»
    Цель: Закрепить знания детей о зиме, как времени года. Формировать представление о агрегатных состояниях воды (лед, жидкость, пар). Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия. Дать понятие изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла.
    Материал: емкости со снегом, водой, льдом; пластилин, свеча, баночка для тушения свечи, металлическая тарелочка.
    Опыты: «Какие свойства», «Твердые — жидкие»
    Литература: Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» стр. 42, 54.

    Занятие№2 «Огонь – друг или враг»
    Цель: Расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку. Формировать представление о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения пожара. При горении образовывается пепел, зола, угарный газ. Соблюдение правил безопасности при проведении опытов.
    Материал: Камни, свеча, банка, бутылка с отрезанным дном, спички, зажигалка.
    Опыты: 1. Как первобытные люди добывали огонь?
    2. Человек подчинил себе огонь.
    3. Чем тушить огонь? Свеча в баке.
    Литература: Конспекты занятий в подг. группе (папка). Электронная презентация.
    Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с.145.

    Занятие №3 «Кто как видит »
    Цель: Путем экспериментирования установить, как видят человек и некоторые животные, проследить зависимость особенностей зрения животных от среды их обитания и образа жизни.
    Материал: повязка для глаз, прозрачная банка с водой, в которой находятся мелкие предметы; зеркало, фотографии животных.
    Эксперимент: 1. Одинаково ли видят оба глаза.
    2. Как видят заяц и птица.
    3. Какие глаза видят лучше: большие или маленькие?
    4. Как видит крот?
    Литература: А. И.Иванова «Естественно – научные эксперименты в ДОУ» Занятие №42, стр.169.

    Занятие №1: «Как увидеть и услышать электричество»
    Цель: Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Познакомить с понятием «электрический ток». Объяснить природу молнии. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.
    Материал: Воздушный шарик, ножницы, салфетки, линейка, расчески, пластилин, большая металлическая скрепка, шерстяная ткань, прозрачная пластмассовая салфетка, зеркало, вода, антистатик.
    Опыты: «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка»
    Литература: Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– М., 2005, с.98 — 100.
    Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность» № 28, стр.106.

    Занятие №2: «Почему горит фонарик?»

    Цель: Уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки.
    Материал: картинка с изображением электрического ската, коллаж «Электричество вокруг нас», карманный фонарик, лампочка для фонарика, 6-8 лимонов, медная изолированная проволока, скрепки, иголка.
    Литература: Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность» № 29,стр.110
    Занятие№3: «Электроприборы»

    Цель: Развивать способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.). Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа). Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов (нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками). Развивать любознательность.
    Материал: Дерево, стекло, резина, пластмасса, металлические предметы, вода, электроприборы.
    Литература: Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2004 г., с.167.
    Занятие № 4: «Радуга в небе»
    Цель: Познакомить детей со свойствами света превращаться в радужный спектр. Расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме – алгоритму. Развивать любознательность и внимание.
    Материал: стеклянная призма, картинка «радуга», мыло в куске, жидкое мыло, чайные ложки, пластмассовые стаканы, палочки с кольцом на конце, миски, зеркала.

    Занятие №1: «Первоцветы. Как растут растения?»
    Цель: Обобщить представления о росте и развитии растений, установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды; учить быть внимательным и заботливым по отношению к растениям.
    Опыт: «Что внутри?»; «Вверх к листочкам»
    Цель: установить, почему стебель может проводить воду к листьям.
    Материал: стебель моркови, петрушки, деревянные бруски, лупа, емкость с водой, срезанные ветви деревьев.
    Литература: Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. с.86.
    Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.34.

    Занятие №2: Где растения любят жить?
    Цель: углубить представления о растениях, о существовании их в разных экосистемах – в пустыне, океанах, горах, тундре, способствовать установлению причинно – следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды.
    Материал: горшки с растениями, воронки, стеклянные палочки, прозрачная емкость, вода, вата, лупа.
    Опыт: «Где растения быстрее получат воду», «Хватает ли света?»
    Литература: Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. с.87.
    Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.38.

    Занятие №3: «О чем поют весной птицы?»
    Цель: уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, рассмотреть строение птичьего пера. Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.
    Материал: перья куриные, гусиные, лупа, замок-молния, свеча, волос, пинцет; эл. презентация.
    Опыт: «Как утроены перья у птиц?» , «Как с гуся вода»

    Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.40

    Занятие №4: «Кто как гнездо вьет?»
    Цель: развивать интерес к жизни птиц, расширить представления о месте обитания птиц, расширить знания о видах гнезд и их размещении, определить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Установить зависимость между характером питания и некоторыми особенностями внешнего вида птиц.
    Материал: плотный ком земли или глины, муляжи клювов из разных материалов, емкости с водой, мелкие легкие камешки, кора деревьев, зернышки, крошки.
    Соломинки, веточки, комки глины, сахарный сироп.
    Опыт: «У кого какие клювы», «Без рук, без топора, построена изба»
    Литература: Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. с.104-105.
    Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.32, 40
    Апрель
    Занятие№1: «Солнце, Земля и другие планеты»
    Цель: Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее.
    Материал: Настольная лампа, шары, схема Солнечной системы.
    Литература: Зенина Т. Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с прир. объектами (подг. гр.). – М. , 2006 г. , с.19.
    Гризик Т. И. Познаю мир. – М., 2001 г., с.136.

    Занятие№2: «Этот загадочный космос»
    Цель: Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость.
    Материал: Фотографии космоса, Солнечной системы, Ю. Гагарина, космических кораблей.
    Опыт: «Темный космос», «На орбите»
    Материал: фонарик, стол, линейка; ведерко, шарик, веревка.
    Литература: Гризик Т. И. Познаю мир. – М., 2001 г., с.112.
    Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.55-56

    Занятие №3: «Рукотворный мир»

    Цель: учить детей различать природные объекты и предметы, сделанные руками человека, познакомить со свойствами бумаги, стекла, ткани, пластмассы, металла.
    Материал: предметы из различных материалов, эл. презентация.
    Опыт: «Родственники стекла», «Мир вещей».
    Литература: Гризик Т. И. Познаю мир. – с.
    Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.59.

    Тема: «Свет и цвет»
    Занятие: «Откуда радуга берется?».
    Цель: Развивать аналитические способности детей. Познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления. Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе.
    Материал: Пульверизатор, фонарик, лист белой бумаги, хрустальный стакан, трехгранная призма.
    Литература: Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– М., 2005, с.150.
    Куликовская И. Э., Совгир И. Н. Детское экспериментирование.–М., 2005 г., с.63.
    Опыт: «Как увидеть радугу?», «Мыльные пузыри».
    Литература: Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность» № 31,стр.115.
    Опыт: «Волшебный круг».
    Цель: Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Развивать интерес к неживой природе. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы.
    Материал: Цветовой волчок или юла.
    Литература: Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– М., 2005, с.151.
    Беседа: «Свет вокруг нас».
    Цель: Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение. Опытническим путем определить строение рукотворных источников света. Классификация предметов, дающих свет на рукотворный и природный мир. Закрепить умение работать в группе. Обогащать и активизировать словарь детей.
    Материал: Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа. Игрушечный фонарик и несколько предметов, которые не дают света.
    Литература: Ковалева Т. А. Воспитывая маленького гражданина. – М., 2004 г., с.18.

    Разработка Prototype в разделе Конспекты занятий и опубликована 9th Ноябрь, 2014
    Вы находитесь:

    Цель этого занятия: расширить и закреплить представления детей о свойствах воды. Дети очень любят экспериментировать. При формировании естественн- научных и экологических понятий и проведение опытов повышает интерес детей к изучаемой теме. знание, которые ребенок добывает самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование)

    в старшей группе

    «лаборатория воды»

    Интеграция образовательных областей «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) и «Коммуникация».

    Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.

    Основные задачи :

    1. Образовательные задачи:
    1. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды;
    2. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

    Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – вводить в словарь детей существительные : лаборатория, опыты, оборудование.

    1. помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, впитывается, растворяет;
    2. развитие связанной речи вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;

    2. Развивающие задачи:

    1. Способствовать развитию любознательности;
    2. Развивать внимание детей;
    3. Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.

    3.Воспитательные задачи:

    1. Продолжать воспитывать культуру поведения;
    2. Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;
    3. Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.

    Оборудование и материалы:

    Карточки-капельки с загадками, схемы: «Свойств воды», иллюстрации по теме «Вода» Раздаточный материал на каждого ребёнка: лоток для раздаточного материала, одноразовые, прозрачные стаканчики с водой, салфетки, апельсиновый сок, молоко, соломинки для коктейля, ведерко.

    Место проведения - групповое помещение.

    Предварительная работа: Занятия по блоку «Вода», Беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой. Чтение сказки «О рыбаке и золотой рыбке». Просмотр мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена чистят речку»

    Методические приемы:

    Беседа;

    Вопросы;

    Совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность);

    Загадки;

    Сюрпризный момент,

    Игра.

    Первая часть: (информационно-познавательная)

    Доброе утро! Я вам говорю

    Доброе утро! Я вас всех люблю!

    Желаю Вам хорошо заниматься!

    Слушать внимательно, ума набираться.

    Приветствие гостей.

    Предлагаю собраться на ковре образуя круг, взявшись за руки. В центре круга глобус накрыт большой салфеткой.

    Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей.

    Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей)

    Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.

    Где работают ученые? (в научной лаборатории)

    Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

    (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)

    Но, чтобы попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему наших исследований. И первая подсказка стоит перед вами, отгадайте что это?

    Загадка:

    На ноге стоит одной

    Крутит, вертит головой

    Нам показывает страны,

    Реки, горы, океаны. (глобус)

    А что такое глобус?

    (Глобус – это модель Земли).

    Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

    Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый) .

    А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? (леса, горы, пустыни, моря и реки)

    А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?

    (Значит, что воды больше)

    Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем, воды и мы с вами в этом убедились.

    В каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут нам ответить загадки.

    В: Я читаю загадку, а вы показываете иллюстрацию с отгадкой (картинки – отгадки вывешиваются на мольберт).

    Мочит поле, лес и луг,

    Город, дом и все вокруг!

    Облаков и туч он вождь,

    Ты же знаешь это-… (дождь)

    С неба падают зимою

    И кружатся над землею

    Легкие пушинки,

    Белые… (снежинки)

    Сверху одеяло

    На землю упало,

    Самой лучшей ваты

    Мягче и белей.

    Травкам и козявкам,

    Всем зверушкам малым

    Спать под одеялом

    До весенних дней. (снег)

    У нас под крышей

    Белый гвоздь висит,

    Солнце взойдет-

    Гвоздь упадет. (сосулька)

    Не колючий, светло-синий,

    По кустам развешан… (иней)

    Утром бусы засверкали,

    Всю траву собой заткали.

    А пошел искать их днем

    Ищем, ищем – не найдем. (роса)

    Пушистая вата – плывет куда-то.

    Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака)

    По небесам оравою,

    Бегут мешки дырявые,

    И бывает иногда

    Из мешков течет вода.

    Спрячемся получше,

    От дырявой… (тучи)

    Прозрачен, как стекло

    А не вставишь в окно. (лед)

    Что объединяет все наши отгадки? (Это вода.)

    Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких? (ответы)

    Правильно, она может быть жидкой, твердой и газообразной.

    Сейчас мы продолжим с вами разговор о воде.

    Вода – чудо природы. Благодаря ее волшебным свойствам ни одно существо не обходится без воды.

    Без пищи мы можем прожить 3-4недели.

    Без воды человек может прожить не больше 3-4 суток.

    Физкультминутка

    К речке быстрой мы спустились,

    (шагаем на месте )

    Наклонились и умылись.

    (наклоны вперед, руки на поясе)

    Раз, два, три, четыре,

    (хлопаем в ладоши)

    Вот как славно освежились.

    (встряхиваем руками )

    Делать так руками нужно:

    Вместе – раз, это брасс.

    (круги двумя руками вперед)

    Одной, другой – это кроль.

    (круги руками вперед поочередно)

    Все, как один, плывем как дельфин.

    (прыжки на месте)

    Вышли на берег крутой

    (шагаем на месте )

    И отправились домой.

    II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

    И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять свои рабочие места.

    (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)

    - Приступим к нашему исследованию.

    Опыт №1. «Вода - жидкость».

    Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет, льется и растекается. Почему вода растеклась по нашему блюдечку. (ответы детей).

    Совершенно верно. Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.

    Вывод: вода – жидкость.

    Опыт№ 2. «Вода бесцветная»

    А сейчас возьмите стаканчики с водой с молоком.

    Какого цвета молоко? (белого). А можно ли сказать про воду, что она белого цвета? (ответы детей)

    Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.

    Ребята, поставьте стакан с водой на картинку, видно её? Теперь поставьте стакан с молоком. Что вы обнаружили?

    Вывод: вода – прозрачная жидкость.

    Опыт № 3. «Вода не имеет запаха».

    Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет.

    (У воды нет запаха).

    Понюхайте стакан с соком (апельсиновый).

    Ребята, вода не имеет запаха, если она чистая. А вода из водопроводного крана может иметь запах, т.к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.

    Вывод: вода не имеет запаха.

    Опыт № 4. «Вода не имеет вкуса».

    Ребята, попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус? (Нет).

    А теперь попробуйте сок. Есть ли у него, вкус? (Да).

    Вывод: Вода не имеет вкуса.

    Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

    Физ. минутка. Пластический этюд “Ходят капельки по кругу”

    В: Я буду мама Тучка, а вы мои дети - капельки. Вам пора отправляться в путь.

    (звучит «Солнечная капель» муз. С. Соснина).

    Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.

    Отдохнули, ребята?

    Опыт 5. Способность воды отражать предметы.

    Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)

    Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)

    А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)

    Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)

    Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

    Итог занятия

    В: Что вы узнали о воде? Какими свойствами обладает вода. Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с водой. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на наших следующих занятиях

    Спасибо вам ребята.

    Самоанализ познавательной исследовательской деятельности.

    1.Задачи и цели выполнены.

    2. Чувствовался эмоциональный положительный настрой детей.

    3. Дети с повышенным интересом участвовали в эксперименте с водой.

    4. Активно отвечали на вопросы.

    1.Больше обращать внимание на детей (Ваню С., Дашу, Софию.С), которые менее активны на занятии.


    Для реализации задач по познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников рекомендуется пополнить развивающую предметно-пространственную среду следующими пособиями:
    — макетами и модулями планет солнечной системы,
    — коллекциями минералов, часов, календарей,
    — дорожными, математическими знаками,
    — географической картой мира для детей, картой местности, где живут дети, глобусами,
    — микролабораториями,
    — дидактическим материалом для моделирования по разделам: «Портрет Земли», «Дом», «Мой город», «Солнечная система», «Земной шар».

    Задачи формирования познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы:
    — систематизировать знания и естественно-научные представления об окружающем мире;
    — формировать умение самостоятельно находить причинно-следственные связи в процессе опытнической деятельности;
    — развивать самостоятельное мышление, доказательную речь.

    Примерное тематическое планирование
    познавательно-исследовательской работы
    с детьми старшей группы

    1. Наш участок.
    Задачи и содержание: Закрепить знания детей об особенностях осеннего участка. Провести наблюдение за деревьями и кустарниками, растущими на участке. Рассмотреть листья деревьев: найти самый узорчатый, самый маленький. Выкладывание узоров на песке из осенних листочков.
    2. Сюрпризы нашего участка. Кто спрятался под листочком.
    Задачи и содержание: Рассмотреть дождевого червяка. Понаблюдать за передвижением дождевого червяка. Провести опыт: залить ход червяка в земле водой. Выяснить, почему он вылез из-под земли (нечем дышать).
    3. Чудеса нашего участка. Наши гости — животные.
    Задачи и содержание: Выяснить, есть ли органы обоняния у кошки или собаки. Предложить животным различное угощение. Какую пищу можно кушать, а какую — нет, — животное определит с помощью органов обоняния.
    4. Наш участок. Деревья нашего участка.
    Задачи и содержание: Закрепить название деревьев. Проверить, какие из них имеют плоды.
    Исследование: проверить есть ли плоды у берёзы. Ветку берёзы принести в группу и провести наблюдение — как из почек появится лист.
    5. Ягоды нашего леса.
    Задачи и содержание: Выяснить совместно с детьми — есть ли у ягод цвет, вкус, форма. Закрепить название ягод. Предложить детям рассказать, какие ягоды растут в ближайших лесах. Провести обследование ягод на цвет, форму, вкус.
    6. Гости нашего участка. Птицы.
    Задачи и содержание: Познакомить с воробьем, голубем, вороной. Выяснить характерные особенности каждой птицы.
    7. Воздух.
    Задачи и содержание: Познакомить со свойствами воздуха. Провести беседу о том, что воздух везде вокруг нас, мы его не видим. При помощи воздуха мы дышим. Провести исследовательские действия: есть ли воздух в пластиковой бутылочке (сжать). А в коробочке из-под сока или молока (сжать их). Проверить, есть ли воздух в воздушном шарике (проколоть его). Что можно услышать при прокалывании?
    8. Наша планета – Земля.
    Задачи и содержание: Познакомить с глобусом, рассказать, что Земля вращается. Внести глобус. Провести игру «Путешествие по глобусу»: найти север, юг. Россию, Америку, Китай.
    9. Наша планета – Земля. Горы.
    Задачи и содержание: Продолжить знакомство с глобусом, показать, как на нём отмечены горы. Найти самые высокие горы, они находятся на юге, в далёкой стране Индии. Рассказать о природе страны, людях, животных. Опыт: сделать из песка горку. Обследовать песчинки с помощью лупы.
    10. Лёд. Вода.
    Задачи и содержание: Продолжать знакомить со свойствами льда. Провести опыты: положить лёд в горячую воду, в холодную воду. Что произойдёт, если его посыпать солью? Солёный лёд тает быстро. А если на лёд нажать пальцем? А если нажать ручкой от ложки?
    11. Вода. Снег.
    Задачи и содержание: Продолжать знакомить со свойством снега. Доказать детям, что снег – это вода. Провести беседу о том, как много на Земле воды: морей, рек, озёр, болот. На глобусе они голубого цвета. Без воды нет жизни, она нужна людям, животным, птицам. Опыт: таяние снега от пламени свечи.
    12. Вода. Снег. Значение снежного покрова.
    Задачи и содержание: Продолжить знакомство со свойствами снега: плотный, скрипит, рыхлый, липкий. Рассказать о роли снежного покрова для растений.
    13. Обследование бумаги.
    Задачи и содержание: Познакомить со свойствами бумаги: картон, калька, писчая. Обследование: гладим ладошкой, мнём, сгибаем, дуем на неё. Что произойдёт, если опустить бумагу в воду?
    14. Обследование тканей.
    Задачи и содержание: Познакомить со свойствами ткани: ситца, фланели, шерсти. Внести лупу и рассмотреть строение ткани из нитей. Обследование ткани и сравнение её с ватой: что быстрее впитает воду? Почему?
    15. Обследование металлических и стеклянных предметов. Знакомство с магнитом.
    Задачи и содержание: Познакомить с металлами: алюминием, свинцом, железом. Познакомить со свойствами стекла. Определить с детьми, какая посуда может разбиться? Можно ли её склеить? Внести магнит. Что может сделать магнит? Провести опыт с магнитом и металлическими предметами.
    16. Такие разные камни.
    Задачи и содержание: Познакомить детей с природными богатствами недр Земли. Знакомить со свойствами камня. Внести различные минералы: уголь, нефрит, мрамор, гранит. Рассказать детям, что это всё природные богатства гор. Опыт: Проверить камни на вес, найти самый тяжёлый. А можно ли разрезать камень? Показать шлифовальные камни, камни в ювелирном изделии.
    17. Звёзды в небе.
    Задачи и содержание: Продолжать знакомить детей с Полярной звездой и созвездием Большой и Малой медведиц. Провести наблюдение с детьми за звёздным небом. Найти самые яркие — Полярную звезду, созвездие Большой и Малой медведиц. Побеседовать о космосе, о далёких мирах.
    18. Космос. Луна и Солнце.
    Задачи и содержание: Познакомить с планетами Солнечной системы. Наблюдать за Луной, её видоизменением, сделать зарисовки. Чем отличается Луна от Солнца?
    19. День тепла и света: Мамин день. Готовимся к празднику.
    Задачи и содержание: Провести беседу об изменениях в природе с приходом весны. Отметить значение тепла в жизни людей. Предложить испечь в весенний праздник пирог. Обследование свойств теста: влажное, вязкое, хорошо приобретает нужную форму.
    20. Весна. Ветер. Дождь.
    Задачи и содержание: Рассказать детям о силе ветра. Научить определять его направление с помощью ленточек, флажка или по дереву (оно наклоняется в ту сторону, куда дует ветер). Исследование направления ветра при помощи пальца: намочить палец, поднять его вверх. Пальцу станет холодно с той стороны, откуда дует ветер.
    21. Звук и воздух. Музыкальные бутылочки.
    Задачи и содержание: Научить детей получать звук и слышать его. Подуть над горлышком пустой бутылки. Послушать звук, который получится (свист). Исследование: налить в каждую бутылочку разное количество воды, снова подуть над горлышком бутылки. Звук изменится: чем больше воды, тем выше звук.
    22. Вода. Болото.
    Задачи и содержание: Познакомить с правилами поведения на болоте. Выяснить, чем отличается озеро от лужи? Кто живет на болоте, что растет на нем? Каковы положительные и отрицательные стороны существования болот?
    23. Вода. Воздух. Наш аквариум.
    Задачи и содержание: Обратить внимание детей на пузырьки воздуха на водорослях, камнях, стенках аквариума. Для чего рыбкам нужен воздух? Провести наблюдение, как дышит рыбка. А что ещё дышит в аквариуме? (Водоросли).
    24. Вода. Наш аквариум.
    Задачи и содержание: Провести наблюдение за развитием лягушки. Объяснить детям, что головастик – маленькая лягушка. С помощью лупы рассмотреть внешний вид, отмечать как будет видоизменяться головастик со временем.
    25. Наш огород. Свет и вода.
    Задачи и содержание: Продолжать выяснять значение воды для роста растений. На ветке дерева рассмотреть почки. Поставить ветку в вазу с чистой водой и наблюдать, как распустятся листья. Опыт: Одну из веток поставить в сосуд без воды, в тёмное место. Провести наблюдение, что произойдёт с ней?
    26. Наш огород. Вода. Свет. Проращивание луковиц.
    Задачи и содержание: Продолжать выяснять значение света для жизни растений. Опыт: Поместить луковицы в стеклянный сосуд, налить в него воды. Вторую луковицу оставить в банке без воды и поставить в темноте. Пронаблюдать, когда появятся побеги. Сделать вывод о том, что в темноте побеги жёлтые, бледные. А на свету – ярко-зелёные. Отметить, что в банке с водой быстрее появятся корни, без света – корней нет.
    27. Наш огород. Вода и свет.
    Задачи и содержание: Продолжать выяснять значение света и воды для жизни растений. Опыт: Поместить верхушки свеклы и моркови в тарелку с водой. Свеклу расположить на свету, а морковь – в темное место. Провести наблюдение: побеги листьев у свеклы – большие, яркие. Объяснить, что за счёт света в них образуются питательные вещества, которые необходимы для роста. В темноте они не образуются, поэтому зелень моркови — очень бледная.

    Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в