Как сохранить лактацию после введения прикорма. Правила введения прикорма. Раздельное пребывание матери и ребенка

Приходит время вводить прикорм. Что же такое прикорм и зачем он нужен?

Что такое прикорм?

Прикормом называются все продукты, кроме женского молока и детских молочных смесей, дополняющие рацион ребенка 1года жизни пищевыми веществами, необходимыми для обеспечения его дальнейшего роста и развития. Период прикорма является переходным этапом на пути малыша от чисто молочного питания к «взрослой» пище с общего стола. С его помощью грудничок постепенно приучается есть домашнюю пищу, пока она полностью не заменит грудное молоко или адаптированную смесь. Сначала дети получают пищу переходного периода – это продукты для прикорма, специально предназначенные для удовлетворения специфических потребностей грудного ребенка, а затем настает время пищи с семейного стола.

Для чего нужен прикорм?

Безусловно, самой идеальной пищей для ребенка до 1 года является грудное молоко. Оно полностью отвечает потребностям детского организма и содержит все ингредиенты для полноценного развития малыша. Помимо прекрасно сбалансированного состава основных питательных веществ (углеводов, белков, жиров, витаминов и минеральных веществ), материнское молоко содержит ферменты, помогающие ребенку усваивать инородную пищу, средства иммунной защиты, а также гормоны, факторы роста тканей, биологически активные вещества и много других веществ, которых нет ни в искусственных смесях, ни в детском питании, ни в пище взрослых.

Современные адаптированные смеси хотя и не имеют столь уникального состава, но тоже содержат весь необходимый ребенку набор питательных веществ, витаминов и микроэлементов. Если учесть эти факты, у мамы может возникнуть закономерный вопрос – зачем же тогда вводить прикорм до года, не проще ли кормить малыша грудью или смесью, а после 1 года, когда кроха подрастет, начать кормить его «взрослой» пищей. Особенно актуальным такой вопрос становится при возникновении различных трудностей с введением прикорма, когда, несмотря на все мамины старания, малыш упорно не хочет пробовать новую пищу, морщится и выплевывает овощное пюре или очередной раз отталкивает ложечку с кашей.

Тем не менее необходимость введения прикорма на 1году жизни ребенка основана именно на потребностях самого малыша. Первый год является периодом наиболее интенсивного роста, физиологического созревания и развития ребенка. Примерно к концу первого полугодия жизни малыш удваивает собственный вес при рождении, а к 1 году утраивает его. По мере роста и развития ребенка возрастает функциональная активность его пищеварительной, мочевыделительной, нервной, иммунной и других систем.

Ближе к 6 месяцам у малыша начинают прорезываться зубки, кроха начинает активно двигаться. Постепенно ему требуется все большее количество энергии и пищевых веществ. Возрастает также потребность малыша в витаминах и минеральных веществах, таких как железо, цинк, медь, кальций, фосфор, магний. Их количества, поступающего с грудным молоком, становится недостаточно, а эндогенные запасы этих веществ (внутренние запасы организма) у маленького ребенка ограничены, поэтому у таких малышей довольно легко могут возникать дефицитные состояния, особенно дефицит железа. Кроме того, маленький исследователь начинает проявлять все больший интерес к содержимому маминой тарелки, ему становится любопытно и хочется попробовать «на зубок» то, что едят взрослые в его присутствии. Таким образом, примерно к полугоду чисто молочное питание уже не может обеспечить всех потребностей ребенка, возникает необходимость в дополнительных продуктах питания, помимо молока, с высокой энергетической плотностью и пищевой ценностью в небольшом по объему количестве пищи. Несмотря на возросшие потребности, организм грудничка к этому времени еще не настолько физиологически дозрел, чтобы сразу перейти от исключительно грудного вскармливания (или кормления смесью) прямо к обычной пище с семейного стола. Поэтому в рацион малыша вводится пища переходного периода (прикорм), которая компенсирует разницу между возрастающими потребностями ребенка и тем количеством пищевых ингредиентов, которые получает ребенок из молока.

Введение прикорма – достаточно ответственный период в жизни ребенка. Плохое питание, неправильные принципы и методы кормления в этот критический период могут увеличить риск нарушений со стороны здоровья и развития ребенка. Чтобы правильно организовать прикорм своему малышу, маме необходимо понимать цели, с которыми ребенку во втором полугодии вводится дополнительное питание.

Основные цели, с которыми вводится прикорм:

  • обогащение рациона малыша полезными веществами, отличными от тех, что присутствуют в грудном молоке, такими как растительные белки и жиры, различные группы углеводов, минералы, микроэлементы, витамины, пищевые волокна, балластные вещества и др.;
  • обеспечение тренировки и дальнейшего развития пищеварительной системы ребенка, его зубочелюстного и жевательного аппарата, моторной функции кишечника;
  • освоение навыка потребления густой, а затем плотной и твердой пищи. В этот период у малыша формируются очень важные навыки кусания и жевания, а в дальнейшем – навык самостоятельной еды;
  • формирование у ребенка правильного пищевого поведения (поддержание аппетита и интереса к еде, формирование правильного к ней отношения);
  • формирование у малыша вкусовых ощущений и привычек, а также навыков здорового питания за счет использования разнообразных и полезных видов продуктов с новыми вкусами и ароматами;
  • введение прикорма обеспечивает постепенный переход ребенка на семейное питание, что в дальнейшем способствует его социализации.

Концепции введения прикорма

В настоящее время в литературе для родителей и в Интернете довольно часто можно встретить информацию о двух принципиально различающихся концепциях введения прикорма – так называемом педиатрическом (традиционном, классическом) и педагогическом прикорме. В противопоставление традиционному педиатрическому прикорму с точными дозами вводимых продуктов и специально приготовленными для ребенка блюдами прикорма, по схеме педагогического прикорма малыша предлагается прикармливать с маминой тарелки, маленькими кусочками (начиная с микродоз), без попытки дать ребенку какую?то определенную норму продукта, чтобы познакомить его со всем спектром продуктов и блюд, которые употребляются в семье, и обучить при этом поведению за столом.

Но с точки зрения физиологии ребенка следующие позиции педагогического прикорма совершенно не оправданны:
Слишком раннее введение в рацион крохи «взрослых» продуктов, даже при условии, что родители питаются здоровой пищей (хотя представление о правильном и здоровом питании может быть ошибочным), может «сорвать» ферментную систему ребенка, нарушить баланс микрофлоры кишечника и вызвать сбой процесса пищеварения в целом.

В результате у малыша могут возникнуть расстройства стула (разжижение и учащение или, наоборот, запоры), колики, метеоризм и другие нежелательные реакции. Если изначально процесс пищеварения будет запущен неправильно, это может спровоцировать различные заболевания желудочно-кишечного тракта, повлиять на функцию других органов и систем и неблагоприятно сказаться на дальнейшем росте и развитии детского организма.

При введении микродоз пищи не достигается одна из главных целей прикорма – обогащение рациона ребенка полезными веществами, потребность в которых у растущего организма уже полностью не удовлетворяется грудным молоком, при этом у малыша может возникнуть дефицит некоторых микроэлементов. Нередко дети, прикармливаемые таким способом, плохо набирают в весе.

Из-за того, что малыш получает несколько разных продуктов в одно кормление, в случае возникновения нежелательных реакций становится невозможным проследить, на какой из этих продуктов у ребенка возникла аллергическая реакция или расстройство стула.

Формирование у ребенка навыков кусания и жевания происходит постепенно, по мере созревания нервной системы и развития жевательного аппарата. Раннее введение твердой пищи, пусть даже маленькими кусочками, приводит к тому, что малыш начинает давиться непривычной пищей, при этом значительно увеличивается риск ее аспирации (попадания в дыхательные пути). К тому же недостаточно измельченная и плохо пережеванная пища хуже переваривается и усваивается, значительно увеличивая нагрузку на незрелую пищеварительную систему малыша. Плохо переваренная пища, попадая в кишечник, может спровоцировать процессы брожения и гниения.

Из тарелки мамы малыш может съесть продукт с солью, сахаром и другими нежелательными добавками, которые не рекомендуется давать ребенку до 1 года. Кроме того, следует отметить, что, выбирая метод прикармливания «с маминой тарелки», родители не всегда пересматривают свой рацион питания и часто продолжают питаться привычной пищей, которая совсем не подходит для детского питания.

Отсутствие организованного приема пищи не способствует выработке определенного режима питания, что также может неблагоприятно отразиться на функции пищеварительной системы ребенка.

Таким образом, гораздо физиологичнее вводить прикорм в соответствии с современными рекомендациями педиатров, начиная с адаптированной пюреобразной пищи, которая соответствует возрасту ребенка и его возможностям проглотить, переварить и усвоить новое питание. Использование в начале прикорма однокомпонентных пюре, т.е. состоящих лишь из одного продукта без примесей, позволит отследить реакцию ребенка на данный продукт и в случае развития аллергической реакции своевременно исключить его из рациона крохи. Постепенное введение все более разнообразных по консистенции вкусу, аромату и внешнему виду продуктов питания позволит сделать переход малыша к «взрослой» пище плавным и естественным.

Прикорм и грудное вскармливание – можно ли совместить?

Одним из распространенных заблуждений, которым многие мамы и бабушки обычно объясняют причину введения прикорма, является утверждение, что со временем качество молока ухудшается и после полугода кормления «в нем не остается ничего полезного». Это утверждение является одним из многочисленных мифов, связанных с кормлением грудью. В действительности высокая биологическая ценность грудного молока сохраняется на протяжении всего периода грудного вскармливания. И после полугода, и на 2 году кормления грудью мамино молоко продолжает оставаться для ребенка источником многих необходимых веществ в оптимальных для усвоения формах, а кроме того, оно способствует нормальному формированию иммунной системы малыша, созреванию ферментной и микробной систем кишечника, структурному развитию нервной системы и особенно головного мозга крохи. Состав молока меняется со временем, подстраиваясь под потребности растущего ребенка. Именно поэтому очень важно, несмотря на введение другой пищи, сохранять грудное вскармливание, по крайней мере до конца 1 года жизни ребенка.

Очень часто из-за несвоевременного или нерационального введения прикорма у кормящей мамы может значительно снижаться количество молока, нередко уже в первые месяцы после введения прикорма грудное вскармливание прекращается досрочно. В большинстве случаев это происходит из-за непонимания сути прикорма, стремления как можно быстрее довести объемы вводимых блюд прикорма до «рекомендуемой нормы», замещая при этом кормление грудью. Кормящей маме важно понимать, что прикорм хотя и значимо дополняет грудное молоко во втором полугодии жизни, но не является основой рациона ребенка. Основные питательные вещества для своего роста и развития ребенок по-прежнему продолжает получать с маминым молоком. Главная задача мамы в этот период – постепенно, по мере развития пищевого интереса у малыша познакомить его с новыми продуктами, не настаивая и не преследуя цели обязательно накормить ребенка досыта определенным количеством детского питания. Такой подход позволит, с одной стороны, поддержать аппетит и активный интерес к еде у малыша, а с другой стороны, даст возможность как можно дольше сохранить грудное вскармливание, не вытесняя его большими объемами детского питания. Таким образом, два процесса – грудное вскармливание и постепенный переход на пищу с общего стола – будут происходить параллельно, не мешая и не вытесняя друг друга.

Первый год жизни ребенка является, пожалуй, самым важным и насыщенным. За это время малыш не только вырастает (в среднем, вес ребенка к году утраивается, а длина тела увеличивается в полтора раза), он осваивает основные умения, необходимые для дальнейшей жизни: учится двигаться (сидеть, ползать, ходить), общаться (улыбаться, смеяться, гулить, говорить), играть, становится более независимым и самостоятельным. Правильное сбалансированное питание ребенка до года имеет такое же исключительное значение, как и родительская любовь и забота.

При этом чаще всего возникают вопросы, связанные с соблюдением режима питания ребенка до года, ведь в этом возрасте он значительно меняется несколько раз! Рассмотрим основные варианты режима питания детей до года, позволяющие избежать возможных проблем и максимально сохранить грудное вскармливание.

Питание ребенка до года: от рождения до 4 месяцев

Это время, когда ребенок получает все необходимые питательные вещества, витамины и микроэлементы из грудного молока или адаптированной молочной смеси. Преимущества исключительно грудного вскармливания в этот период очевидны и доказаны множеством научных исследований. Но, если по каким-то причинам полноценное кормление маминым молоком невозможно, использование современных адаптированных молочных смесей также позволит ребенку правильно развиваться и расти.

Идеальный режим питания ребенка первого месяца жизни при грудном вскармливании – это кормление по требованию, то есть по потребностям ребенка, не менее 8 раз в сутки без ночного перерыва (максимально до 12–16 раз). Показателями достаточного количества молока является наличие у малыша не менее 6–7 мочеиспусканий за сутки, регулярный стул, прибавка в весе. При искусственном или смешанном кормлении важно соблюдать трехчасовой перерыв между кормлениями, чтобы избежать перекармливания.

Со второго по четвертый месяц жизни дети, находящиеся исключительно на грудном вскармливании, постепенно сами устанавливают режим питания ребенка с перерывами между кормлениями 3–3,5 часа. Рефлекс на кормление у детей этого возраста только начинает формироваться, поэтому кормление грудью строго по часам нецелесообразно. Если малыш спит, когда по маминым подсчетам уже подошло время следующего кормления, будить его не стоит (за исключением редких случаев значительного недобора веса при недостаточном количестве молока у мамы). И, наоборот, при преждевременном беспокойстве малыша можно предположить, что он не съел необходимое количество молока в предыдущий раз и плачем выражает именно чувство голода. Значит, нужно приложить ребенка к груди, не дожидаясь условного времени. Вполне допустимы колебания между временем приема пищи на свободном вскармливании в пределах 1–1,5 часов.

Ночной перерыв в кормлении крайне нежелателен до 6 месяцев ребенка, так как именно в ночное время вырабатывается больше всего пролактина (гормона, отвечающего за выработку молока), и, соответственно, создаются идеальные условия для успешного и длительного грудного вскармливания. Если все же ребенок сам «просыпает» ночное кормление, этот перерыв не должен превышать 5–6 часов.

При искусственном вскармливании, из-за большей белковой нагрузки на организм ребенка, необходимо соблюдать интервалы в кормлении 3,5–4 часа, с ночным перерывом 6 часов.

У ребенка 4–5 месяцев обычно устанавливается режим кормления грудью через 4 часа, иногда возможен ночной перерыв до 5–6 часов. На искусственном вскармливании малыш кормится 5 раз в сутки через 4 часа с ночным перерывом 6–7 часов.

Питание ребенка до года: с 4 месяцев до года

С 4-го месяца жизни некоторым детям врачи рекомендуют вводить первый прикорм. Однако, согласно рекомендациям ВОЗ и Минздрава РФ, оптимальный срок введения новых продуктов для малышей на грудном вскармливании – 6 месяцев. В это время угасает рефлекс выталкивания твердой пищи языком, активизируются пищеварительные ферменты, местные факторы иммунной защиты кишечника. Мы не рекомендуем введение прикорма раньше 5–6 месяцев, так как это может привести к аллергизации организма малыша, срыву работы его желудочно-кишечного тракта, появлению и закреплению негативной реакции на кормление.

Общие правила таковы: каждый новый продукт дается постепенно, начиная с 1–2 чайных ложек один раз в день. Целесообразно знакомить ребенка с новым видом прикорма утром. В этом случае у мамы есть возможность понаблюдать за реакцией ребенка на него в течение дня. Особенно это актуально для детей, предрасположенных к аллергии. После привыкания к новому продукту его можно давать либо в одно из дневных кормлений, когда малыш активен, либо вечером, когда естественным образом уменьшается количество вырабатываемого мамой молока.

Важно помнить, что прикорм – это всего лишь дополнительное питание ребенка до года, он не должен замещать и вытеснять собой грудное молоко! Прикорм предназначен для восполнения возрастающих потребностей малыша в энергии, витаминах и микроэлементах, а не для уменьшения количества прикладываний к груди, как ошибочно до сих пор считают некоторые педиатры.

Примерный режим питания ребенка 6 месяцев:

  • 14:00 – Овощное пюре 100–150 г, грудное молоко (смесь) 50–100 мл.
  • 18:00 – Грудное молоко или смесь 180–200 мл.

При кормлении грудью ночной перерыв устанавливается в зависимости от потребностей ребенка и по-прежнему не очень полезен для лактации.

Начиная с 7-го месяца жизни ребенка, в его рацион можно добавлять мясо. Мясной прикорм вводится в дневное кормление вместе с овощами, постепенно, до 50 г в сутки. После мяса в меню малыша вводится творог. Рекомендуется постепенное увеличение объема творога до 50 г в сутки в течение недели, в вечернее кормление.

Примерный режим питания ребенка 7 месяцев:

  • 6:00 – Грудное молоко или смесь 180–200 мл.
  • 10:00 – Каша на грудном молоке или смеси 150–180 мл.
  • 18:00 – Творог 50 г + грудное молоко или смесь 150 мл.
  • 22:00 – Грудное молоко или смесь 180–200 мл.

Грудное молоко для ребенка 7 месяцев по-прежнему должно составлять большую часть рациона. Прикладыванием к груди должно завершаться любое кормление твердой пищей. Если же малыш в течение дня не так охотно берет грудь, можно попробовать давать ему прикорм только после кормления грудью или чаще кормить ночью.

Объем двигательной и умственной активности ребенка 8 месяцев уже довольно велик, и ему необходимы все новые компоненты питания для полноценного развития. В это время вводится желток куриного или перепелиного яйца, его добавляют в кашу 3 раза в неделю. Происходит знакомство с кисломолочными продуктами (кефир, йогурт). Дети, которых по-прежнему кормят грудью по требованию, часто отказываются от дополнительного питья. Это не страшно, мама просто должна предоставить ребенку возможность выбора.

Примерный режим питания ребенка 8 месяцев:

  • 6:00 – Грудное молоко или смесь 180–200 мл.
  • 10:00 – Каша на грудном молоке или смеси 150–180 мл, 1/2 желтка.
  • 14:00 – Овощное пюре 150 г + мясное пюре 50 г.
  • 18:00 – Кефир 150 мл + творог 50 г.
  • 22:00 – Грудное молоко или смесь 180–200 мл.

После 9-го месяца жизни малыша введение новых продуктов происходит более быстрыми темпами. Ребенок уже может пережевывать небольшие кусочки пищи, активно учится кушать самостоятельно. Его меню становится все более разнообразным. Кормить кроху рекомендуется 5 раз в сутки через 4–4,5 часа. Важно, чтобы в этот период основной жидкостью, которую получает ребенок, оставалось грудное молоко. Для сохранения грудного вскармливания необходимо учитывать пожелания ребенка и продолжать прикладывать его к груди в течение дня и по требованию – ночью.

Таким образом, при соблюдении родителями этих рекомендаций, к году ребенок привыкает к определенному режиму кормлений, что благотворно сказывается на состоянии и работе его желудочно-кишечного тракта, состоянии иммунной защиты, здоровья в целом. Малыш искренне считает кормление интересным и полезным занятием, проявляя первые признаки самостоятельности и самоорганизации. При этом он получает практически все виды продуктов, необходимые для полноценного роста и развития, значительно расширяет круг своих вкусовых ощущений.

В настоящее время большинством специалистов рекомендуется продолжать кормления малыша грудью минимум до полутора лет, что является хорошей профилактикой инфекционных и аллергических заболеваний, создает у ребенка чувство защищенности и тесного контакта с мамой, повышает стрессоустойчивость.

Что вначале?

Традиционно рекомендуется вначале дать малышу прикорм, а затем докормить его грудью или дать смесь. Однако при недостаточной выработке молока у мамы и для стимуляции дальнейшей активной лактации лучше начинать с основного питания (грудью или смесью) и лишь в конце его предложить ребенку прикорм.

В этом случае дополнительным плюсом является то, что пищеварительные ферменты малыша уже достаточно активированы и процесс переваривания более полноценный, что также уменьшает вероятность возникновения аллергической реакции.

Как и грудное вскармливание, тема введения прикорма – предмет многих дискуссий и множества противоречивых рекомендаций. Сроки варьируются от трех недель (хотя сегодня, к счастью, такие советы слышатся редко) до «как можно позже», продукты предлагаются от совершенно диетических до перевода полугодовалого малыша на родительское меню. Попробуем сориентироваться во всей этой многоголосице.
Для начала отметим, что говорить мы будем именно о ребенке, находящемся на грудном вскармливании. Поскольку диета малышей, получающих искусственные смеси, находится под пристальным вниманием врача и должна определятся его рекомендациями. А мамам грудничков сложнее – ведь нередко участковые педиатры, привыкшие к преобладанию среди пациентов «искусственников», дают всем одинаковые рекомендации. А это не совсем верно.

Итак, каковы принципы введения прикорма детям на грудном вскармливании:

  • Прикорм детям, находящимся на полноценном грудном вскармливании, вводится не ранее, чем им исполнится 6 месяцев. В этом возрасте дети обычно начинают сидеть, управлять своими руками и класть пищу себе в рот. Их пищеварительная и иммунная системы также становятся более зрелыми. Совокупность этих признаков может свидетельствовать об их готовности есть мягкие и полутвердые пищевые продукты. В отдельных случаях по строгим медицинским показаниям (например, гипотрофия, отсутствие прибавок в весе) прикорм может быть введен с 4 месяцев.
  • Дети, которые сосут грудь, не бывают голодными. Дети, которых кормят по требованию, регулируют собственное потребление молока; когда они голодны, они делают поисковые движения, плачут или сами прикладываются к груди. Когда неограниченное кормление грудью продолжается вместе с вводом других пищевых продуктов, младенцы все еще контролируют, сколько они едят. Если они не любят некоторые продукты, или предлагаемой пищи недостаточно, они могут получать большее количество грудного молока.
  • В грудном молоке есть защитные факторы. Противоинфекционные факторы в грудном молоке обеспечивают защиту против болезней и уменьшают серьезность тех, которые происходят. Эта защита продолжает быть полезной и после 6 месяцев, потому что ввод других пищевых продуктов и напитков может привести к большему количеству инфекций и болезнетворных микроорганизмов, в то время, когда собственная иммунная система ребенка все еще не созрела. Поэтому не стоит пренебрежительно относится к грудному молоку после того, как ребенку исполнилось 6 месяцев или даже год – оно все так же ценно.
  • Прикорм не замещает кормления грудью, а дополняет их. Частое кормление грудью по требованию обеспечивает все потребности в энергии младенцев 6-8 месяцев, так что, если они не проявляют интерес к еде, но часто сосут грудь, нет никакой причины чрезмерно беспокоиться по этому поводу. Кормление грудью должно продолжаться с такой же частотой, как и в период исключительного грудного вскармливания. Кормление грудью продолжает быть важным для детского питания, развития и заботы и после 6 месяцев жизни. В среднем, груднички 6-8 месяцев получают около 70 % энергии из грудного молока, 55 % в 9-11 месяцев, и 40 % в 12-23 месяца. Грудное молоко - также главный поставщик белка, витаминов, минералов, эссенциальных жирных кислот и защитных факторов. Оно содержит большее количество калорий и питательных веществ в мл, чем большинство других пищевых продуктов, и гораздо больше, чем в кашах или овощных пюре, которые являются типичными первыми продуктами прикорма для грудничков после 6 месяцев. Если желудок у ребенка заполнен пищевыми продуктами с бедным составом, он будет получать меньшее количество грудного молока, и его питание и общее здоровье будут хуже. Поэтому наша задача – понять, как кормить другими продуктами так, чтобы они дополняли грудное молока, а не заменяли его.

Кормление грудью, если оно происходит по требованию, связано, как правило, со сном. А прикорм вводится в те часы, когда обычно принимают пищу: завтрак, обед, полдник, ужин. Грудью можно кормить и перед, и после предложенного прикорма, если ребенок хочет «запить» незнакомую еду.

  • Очень важно сохранять у ребенка заинтересованность в кормлении, следовать за его интересом, а не пытаться накормить во что бы то ни стало. Заинтересованность сохраняется, если малыш участвует в совместной трапезе, видит, как с удовольствием едят все вокруг, проявляет инициативу, а не пассивно «употребляет» приготовленную пищу. Тем более речь не может идти о насилии.

Что давать в качестве прикорма? Сразу же оговоримся – сок и кефир в настоящее время прикормом не считается. Согласно последним рекомендациям диетологов, сок вообще не стоит вводить в рацион малыша, пока он не начал питаться «взрослой» пищей в больших объемах. Так же не нужны в качестве дополнения к грудному молоку смеси и коровье молоко – это гораздо менее ценные продукты.

В целом все разнообразие схем введения прикорма можно разделить на две части: «лучшие кусочки с семейного стола» (как максимально радикальный вариант – педприкорм) и традиционная схема – специальное детское питание, купленное или приготовленное самостоятельно. Выбор, разумеется, за мамой, поэтому рассмотрим вкратце оба варианта.

Принципам прикорма с семейного стола была посвящена прошлогодняя Всемирная Неделя Грудного Вскармливания. Тема «Кормление грудью и пища с семейного стола» была выбрана потому, что в большинстве домашних хозяйств во всем мире, груднички 6-12 месяцев и маленькие дети питаются теми же самыми пищевыми продуктами, которые едят остальные члены семьи. Это не подразумевает, что в 6 месяцев детей можно перевести сразу с исключительного кормления грудью на еду с взрослого стола. Грудничкам старше 6 месяцев и маленьким детям надо давать наиболее питательные «лучшие кусочки» семейной пищи, соответственно подготовленные (пюреобразные, порезанные, размягченные и т.д), подходящие к пищевым способностям ребенка.
Начало потребления других пищевых продуктов отмечает новую стадию в социальном, эмоциональном и поведенческом развитии грудничков старше 6 мес., поскольку ребенка может кормить теперь не только мать. Дополняющее питание также дает возможности развития общения, координации и моторных навыков, и может заложить основу правильного выбора продуктов питания во всей жизни.

Основные принципы этого способа: знакомить ребенка с пищей, которой питается его семья, позволяя встроиться постепенно во взрослый рацион, но выбирать при этом наиболее ценные для него «кусочки», а именно:

  • Продукты животного происхождения (мясо, домашняя птица, рыба или яйца). Если не ежедневно, то так часто, как возможно, даже если количество маленькое – в добавление к основному элементу.
  • Бобовые (бобы, горох, чечевица, горошек, тофу). Особенно они важны для вегетарианцев, или когда невозможно дать животные пищевые продукты.
  • Молочные продукты (йогурт, сыр)
  • Овощи с основной пищей. Яркие овощи содержат большее количество питательных веществ, чем бледные.
  • Фрукты как закуска и в добавление к основной пище. Яркие плоды содержат большее количество питательных веществ, чем бледные.
  • "Основной элемент" в питании семьи - рис, кукуруза, картофель, пшеница, с некоторыми из пищевых продуктов выше.

Младенцы поначалу просто знакомятся с новой пищей, ее консистенцией, вкусом. Постепенно, по мере возрастания интереса, количество прикорма возрастает.

Если мама предпочитает прикармливать ребенка специально приготовленной пищей, то обычно начинают с монокомпонентных пюре (из одного овоща) или с каши, если ребенок плохо прибавляет в весе.
При таком способе прикорма трудно удержаться от соблазна скормить ребенку больше, чем он хочет съесть – ведь жалко выкидывать с любовью приготовленное пюре или почти полную баночку недешевого питания… Постарайтесь не поддаваться этому соблазну – есть риск нарушить аппетит ребенку, и после года мучаться от того, что ребенок совсем ничего не ест. Можно замораживать питание маленькими порциями сразу после приготовления или вскрытия баночки – например, в емкостях для льда. И размораживать крохотными порциями. Тогда выбрасывать придется совсем немного.
Сейчас не советуют начинать прикорм с фруктов. Они сами по себе имеют сладковатый привкус и уже формируют у ребенка пристрастия к сладенькому. Кроме того, гораздо чаще раздражают слизистую кишечника, вызывая расстройства и аллергию. Овощи намного больше подходят для введения нового продукта. Первые овощи в нашем рационе - кабачок, цветная капуста, морковь. Позже вводится картошка. Первоначально нужно лишь малое количество пищи (одна или две чайных ложки), которые дают на кончике чайной ложки или с пальца. Не нужно непременно доводить объем до определенного количества. Это ошибка многих мам, которая ведет к перекорму ребенка и последующему отказу от еды. Как только ребенок отвернулся от ложки - убирайте еду и предложите грудь.
Вначале в рационе малыша будут монокомпонентные пюре. 1 раз в неделю Вы можете добавлять в пюре новый продукт. Если малыш отреагировал высыпанием, жидким стулом или запором - исключите продукт из рациона как минимум на месяц. Но помните, что стул может измениться, чаще всего появляются маленькие кусочки съеденной пищи, это нормально.
Лучше всего для приготовления овощей использовать пароварку. Овощи готовятся быстро и витамины сохраняются в большем количестве. Разминать удобнее всего блендером. Ближе к году (10-11 месяцев) начинайте разминать пюре вилкой, чтобы ребенок учился самостоятельно жевать.
Через месяц после введения овощей Вы можете порадовать малыша кашкой. Лучше всего для первого блюда подходит рисовая, кукурузная или гречневая каша. Для ребенка на грудном вскармливании больше подходит безмолочная каша. Если Вы покупаете каши, не требующие варки - убедитесь, что они не содержат глютен. Глютеносодержащие каши (пшеница, овсянка, многозерновые) не вводите в рацион малыша ранее 8-9 месяцев. Принцип введения каши такой же - начинать с 1 чайной ложки, постепенно увеличивая объем. Каши можно также готовить самостоятельно. Для этого крупа моется, высушивается и перемалывается на кофемолке. Заваривается кипятком.
После каши Вы можете начинать вводить фрукты (в начале не яркоокрашенные), печенье (детское не сдобное), мясо (лучше начинать с индейки, затем вводить телятину, курицу, говядину, от свинины лучше воздержаться) рыбу (морскую) и т.д.

Прикорм желательно сдобрить маслом (не с первых дней введения прикорма!) - предпочтительно сливочным (кашу) и оливковым (овощи). Оливковое масло лучше всего подходит для первого прикорма. Начинайте вводить его с 2 капель. Если у малыша запоры - можно добавлять оливковое масло и в овощи, и в кашу (соблюдая объем, чтобы не добиться обратного эффекта). В среднем, в блюдо добавляется 1 чайная ложка оливкового масла.

Часто мамы задают вопрос - а нужно ли давать пить ребенку с началом введения прикорма? На сегодняшний день нет таких рекомендаций, которые обязывают давать грудничку определенный объем жидкости. Чаще всего дети на грудном вскармливании до года не интересуются никакой другой жидкостью, кроме молока матери. И это нормально. Вы можете предлагать малышу чаек, компот, если он этого хочет. Если же отказывается - не настаивайте.
В каком же объеме кушает прикорм грудничок?
Не огорчайтесь, если малыш съел всего 50-80 грамм прикорма, при положенных 150-180 (указанных на упаковке). Эти цифры – ориентир для искусственного вскармливания, когда порция смеси заменяется прикормом – а грудничок продолжает получать большую часть питательных веществ из маминого молока. Детки на грудном вскармливании предпочитают кушать маленькими порциями, но чаще. К тому же очевиден большой плюс - ребенок учится контролировать чувство насыщения и не переедает.

Кормление грудью при смешанном вскармливании важно не только сохранить, но и увеличить. Ведь если расслабиться и не стараться повышать объем выработки своего молока, его будет становиться все меньше. Многие мамочки в итоге через несколько дней или недель полностью переходят на искусственное вскармливание. Чтобы смешанное вскармливание новорожденных в один прекрасный день не превратилось в исключительно искусственное, старайтесь соблюдать следующие правила.

1. Всегда давать ребенку сначала грудь и только потом докармливать смесью. Если у мамочки возникла проблема с естественным вскармливанием, молока в груди недостаточно, добыть смесь из бутылочки ребенку, конечно же, легче, чем сосать, ждать пока у мамы не случится прилив молока. Если мама сначала будет давать ребенку бутылочку, то он наестся из нее, а грудь сосать не захочет.

2. Не переходите на кормление грудным молоком из бутылочки! Это одно из главных правил - как сохранить лактацию на смешанном вскармливании. Многим мамочкам кажется удобным кормить ребенка полностью из бутылочки - и смесью, и своим молоком. Но в этом случае гарантировано еще большее снижение выработки молока. Никакое сцеживание не стимулирует так приливы молока, как сосание ребенка. Да и сцеживаться часто вряд ли кто захочет. Уж куда проще чаще предлагать грудь, чем ежедневно сцеживаться.
Другая проблема, параллельно возникающая с этой, полный отказ от сосания груди в пользу бутылочки.

3. Кормите ребенка ночью грудью. Ночью хорошо сосут даже детки, вовсе отказавшиеся от груди. А еще, именно ночью вырабатывается запас гормона пролактин. Особенно ближе к утру. Если ребенок хорошо и неоднократно кушает грудь ночью, днем у мамочки молока будет больше.
Но если ребенок хорошо спит и не просыпается, будить его специально на кормления вряд ли нужно.

4. Не спешить вводить прикорм. ВОЗ рекомендует прикармливать детей с шестимесячного возраста. Эта рекомендация обусловлена как совершенствованием ферментов в кишечнике к этому возрасту, то есть улучшением способности переваривать твердую пищу, так и сохранением исключительно грудного вскармливания на протяжении 6 месяцев. Ведь абсолютно точно известно, что лактация при введении прикорма страдает. Ребенок высасывает молока у мамы ровно на столько меньше, на сколько больше кушает взрослой пищи. А если малыш кушает еще и смесь, то лактация может и вовсе сойти на нет. Если мама ввела прикорм стало меньше молока - это обычная история, к сожалению. И с каждым месяцем увеличивается количество прикорма и уменьшается количество молока у матери.

5. Не давать пустышку. При смешанном вскармливании это только спровоцирует еще большее уменьшение лактации . Конечно, проще дать пустышку, чем держать ребенка у груди. Но только таким образом, без пустышки, получится нормализовать грудное вскармливание. Сосательный рефлекс у малышей очень силен и нужно это использовать.

При соблюдении этих правил, кормление грудью и смешанное вскармливание становятся реальными и очень удобными. Мамочка успокаивается, нервы приходят в порядок. А психологический комфорт - это прямая дорога к полной отмене смеси.

Повысить лактацию можно следующим образом.

1. Часто предлагая грудь. Это когда вскармливание искусственное нужно строго соблюдать промежутки между кормлениями. А вот грудь предлагать при недостатке молока можно и нужно часто.

2. Постепенно уменьшая количество смеси, при контроле за количеством мочеиспусканий и весом ребенка. Например, после кормления грудью ребенок выпивает по 50 граммов смеси. Постепенно уменьшайте количество до 40 граммов, потом до 30 граммов. И в один прекрасный день вы поймете, что в смеси больше нужды нет.

3. Хорошим настроением и полноценным питанием. Здоровая, сытая и не уставшая мама имеет большие шансы долго прокормить ребенка грудью. Если есть возможность, воспользоваться помощью по дому своих близких - сделайте это. И постарайтесь максимально оптимизировать свое время. Например, зимой нет никакой нужды часами гулять с коляской на улице. Малыша можно положить спать в коляске на открытом балконе или на застекленном с открытыми окнами.

Какие-то биологически активные добавки для лактации принимать совсем необязательно. Тем более, что ни одна из них не имеет научно доказанной эффективности. Оказывают только плацебо эффект.