Педагогический прикорм при грудном вскармливании. Основные принципы естественного прикорма. Минусы педприкорма таковы

  1. Он является наиболее физиологичным для организма ребенка. Во время беременности малыш получал через пуповину непрерывное питание. Конечно, ему не попадало все напрямую с тарелки мамы, но с мельчайшими нюансами вкусов еды, что кушала мама, он знакомится еще в утробе. И далее через грудное молоко малыш продолжает знакомиться со вкусовыми оттенками пищи. Вот поэтому, когда младенец получает еду с общего стола- она ему уже знакома.
  2. Минимален риск аллергических реакций на прикорм у ребенка. Пища вводится в микродозах, не вызывающих пищеварительных расстройств. Кроме того все запивается грудным молоком. Прикорм не заменяет грудное вскармливание. Это два разных процесса.
  3. Формирует навыки жевания и глотания за счет того, что малыш получает не пюреобразную пищу, а микродозу твердого продукта. Он учится ее пережевывать, передвигать мышцами рта и глотать.
  4. Учит ребенка правильному поведению за столом при принятии пищи.
  5. Для семьи это огромный плюс в поддержании здорового питания, ведь ребенка с общего стола нужно кормить только полезной пищей. А значит и все члены семьи перейдут на правильный, разнообразный и сбалансированный рацион.

Правила введения педагогического прикорма

  • Кушайте все вместе за столом. Не кормите ребенка отдельно от всех членов семьи. Дети учатся подражая старшим.
  • Не готовьте отдельно для ребенка. Он не станет это кушать, если в вашей тарелке будет что-то другое.
  • Сами не кушайте, по крайней мере на глазах у малыша, того, что ему давать не стоит (копчености, жареное, вяленое, соленое и пр.).
  • Не заставляйте кроху есть! Если он что-то не хочет кушать - не настаивайте. Голодным он не останется. Ведь с грудным молоком он все еще получает и энергию и питательные вещества. Доля грудного молока на этапе от введения прикорма до 1 года составляет 75-80 %.
  • За столом только едим. Никаких телевизоров, мультиков, телефонов, игрушек, книжек и прочего. Никто ребенка не забавляет за столом. Все кушают!
  • Не позволяйте малышу играть с едой, тем более кидать ее. Объясняйте из раза в раз, что так поступать нельзя и высаживайте из-за стола. Допустимо вновь вернуть просящегося за стол ребенка в этот прием пищи, но не более 2-х раз. После третьего раза непослушания за стол крошку не берите.
  • На глазах ребенка и сами обращайтесь с едой бережно и аккуратно. Не выбрасывайте при нем в мусорное ведро остатки пищи. У маленького человечка должно сформироваться осознание ценности еды.
  • Договоритесь со всеми домочадцами: на кухне главная мама! Она хранительница пищи, она готовит, она решает что семья будет кушать, она устанавливает правила прием пищи и поведения за столом. Так, например, если мама высаживает малыша из-за стола, то бабушке не стоит бежать за ним с тарелкой и просить скушать ложечку за дедушку.

В конце статьи мы подготовили доп.материал. Посмотрите видео специалиста по ГВ и прикорму о том, чем кормить ребенка при педагогическом прикорме!

Этапы педагогического прикорма

Первый этап начинается с появления у младенчика пищевого интереса и длится 6-8 недель. Начинайте брать ребенка с собой за стол 2-3 раза в день. Садитесь к столу немного боком и сажайте дитё на свое дальнее колено (если вы правша- то на левое колено, если левша- то на правое).Придвигайтесь ближе к столу, так чтобы между столом и малышом практически не было свободного пространства. Все тарелки и столовые приборы на столе отодвиньте подальше от зоны доступа маленьких ручек. Приступайте к трапезе. И ребенку дайте из своей тарелки 2-3 микродозы продукта.

Что такое микродоза? Если это пюреобразный продукт - это на кончике ложечки, если это твердый продукт - кусочек размером с рисинку, если жидкий - одна чайная ложка.

Итак, можно обмакнуть 1-2 раза ложечку в супе, или пюре, или каше и дать ее малышу со словами: « На, это тебе!». Кроха станет ее облизывать. Потом отщипнуть от картошки, или другого овоща, или от мяса, кусочек размером с рисинку, положить пред маленьким гурманом и предложить ему взять самому пальчиками. Напоследок дать малышу запить, предварительно налив в пиалообразную чашку водичку в объеме не более 1-2 чайных ложек.

Все это время не забывайте кормить и себя! Если малыш отвлекается, устал, не дает возможности вам докушать свою порцию - отсаживайте его на пол, на заранее приготовленный коврик, или пеленку с игрушками. Здесь можно выдать ему большие куски твердых продуктов - сушку, морковку, яблоко, сухарик. Пока он будет их мусолить, вы сможете доесть свою порцию. Когда перейдете к следующему блюду - снова возьмите ребенка к себе на колени и предложите ему микрокусочек из вашей тарелки.

Сразу после окончания принятия пищи предложите ребенку запить ее грудным молочком. Ферменты вашего молока наилучшим образом помогут желудочно - кишечному тракту ребенка переварить новый продукт. Каждый день предлагайте в 2-3 микродозах пробовать новый продукт из вашего рациона.

Через 6-8 недель от начала прикорма можно познакомить малыша со всеми основными вкусами вашего обычного меню.

Далее следует второй этап . Начинайте немного увеличивать по размеру дозы продуктов, с которыми ребенок уже знаком. Например, на один прием ему можно дать 2-3 кусочка картошки, или овоща, размером 1 *1 см., или 1-2 чайных ложек супа, пюре. Но новые продукты вводите с микродоз.

Кроху пока еще можно продолжать сажать к себе на колени. А можно и в детский стульчик, но придвинув его столешницей вплотную к общему столу. У маленького человека должно быть ощущение и принятия себя как сидящего за общим столом. Давайте ребенку собственную тарелку и ложку. Предлагайте воспользоваться салфетками.

На третьем этапе , к первому году малыша, разовая порция одного продукта на один прием увеличивается до двух столовых ложек. Если просит еще - предлагайте другой продукт в том же объеме. На этом этапе еда для ребенка уже рассматривается как средство утоления голода и источник энергии.

На последнем, четвертом этапе ребенок полностью переходит на общий стол. Это происходит приблизительно через год после введения прикорма, т.е. начиная с 1,5 лет. Кроха сидит самостоятельно на стуле за столом, аккуратно кушает с помощью ложки и вилки, пользуется салфеткой, благодарит маму за еду. Грудное вскармливание на этом этапе может продолжаться согласно особенностям кормления грудью после 1/2/3 лет.

Конечно, на начальном этапе, несмотря но , вы столкнетесь с одной сложностью. Ребенок, его одежда, стол, пол, и даже вы сами будете неизбежно, но в разной степени, испачканы в еде. Подойдите к этому философски: малыш учится! И вы ему помогаете! Очень скоро вы будете умиляться над его способностями кушать самостоятельно и аккуратно!

Посмотрите видео специалиста о том, чем кормить ребенка при педагогическом прикорме!

​Смотрите видео сертифицированного специалиста по ГВ и прикорму​​, о том как правильно ввести прикорм малышу и что включать в его рацион. Получайте больше полезных материалов по развитию и воспитанию детей на свой email​

Здравствуйте, уважаемые читатели! Меня часто спрашивают о том, как вводить прикорм. Когда я сообщаю, что предпочитаю педагогический, встречаю полное непонимание.

Далеко не все мамы знают, что такое педагогический прикорм при грудном вскармливании. В этой статье я постараюсь объяснить, в чем особенность такого питания, почему я предпочитаю именно его, и как это проходит лично у нас.

Виды прикорма

Итак, специалисты выделяют два принципиально разных способа перехода на твердую пищу: педагогический прикорм и педиатрический.

О педиатрическом вы уже все знаете. С 6 месяцев малышу начинают давать определенное пюре. Сначала — чайную ложку. Через неделю — две чайной ложки. Потом — четыре. Затем вводят новый продукт — тоже с чайной ложки. И так далее.

Схемы такого питания могут немного отличаться. Кто-то рекомендует начинать с яблочного пюре, кто-то — с кабачка, кто-то с каш, а кто-то — с кефира. Именно об этом спорят мамы грудничков. Но суть остается одна и та же: постепенно увеличивается порция какого-то одного продукта.

Альтернативный вариант прикорма — педагогический. Здесь малышу ничего специального не дают. И вообще не делают пюре. Дают лишь попробовать одну крошку еды из своей тарелки. И то, только если карапуз этого настойчиво требует.

Принципы педагогического прикорма

На чем основан этот метод знакомства грудничка с едой?

  1. Специалисты, изучающие грудное вскармливание, считают, что грудное молоко обеспечивает ребенка всеми необходимыми веществами примерно до 9-12 месяцев (в некоторых исследованиях я встречала цифру — до 1,5 лет). То есть, мы не должны пытаться накормить малыша, должны лишь начать его знакомить с едой.
  2. Нельзя заставлять малыша есть ни при каких условиях. Прикорм дают лишь при наличии ярковыраженного пищевого интереса.
  3. Не надо делать пюре. Кроха прекрасно может жевать беззубыми деснами. Разумеется, речь идет о мягких кусочках пищи.
  4. Если давать малышу кушать совсем чуть-чуть, это не вызовет никаких негативных реакций в организме. Поэтому не надо вводить один продукт неделями. Но надо заботиться, чтоб на вашей тарелке было здоровое питание — ничего жареного и никаких сомнительных соусов.

Доводы противников

Если вы расскажете об этом методе бабушкам (или другим мамам на детской площадке) — они придут в ужас. Когда моя старшая дочь была маленькой, я слышала примерно следующее:

  • если после полугода не впихивать в ребенка еду, будет нехватка железа, и разовьется анемия!
  • если не приучишь малыша нормально есть в 6-7 месяцев, потом вообще не получится! Привыкнет к груди и будет сосать грудь до пенсии!
  • ребенок похудеет;
  • даже если твоя еда не жареная, она соленая, и вообще не подходящая грудничку!
  • без зубов невозможно жевать! Это издевательство! Малыш подавится!
  • пищевой интерес сам никогда не проявится! Малышу надо узнать, что такое еда!

Сейчас мне смешно это слышать, но тогда я всерьез беспокоилась: а вдруг я никогда не смогу приучить дочку к твердой пище? Но в свои 6, 7, 8, 9 и 10 месяцев ребенок явно не хотел есть кабачковое пюре (как и другие виды пищи). А включать ради еды мультики или использовать другие ухищрения — это дикость.

Главное в педагогическом прикорме — доверие к организму ребенка. Если у вас этого нет — лучше и не пытаться. Важно ориентироваться именно на желание малыша кушать. Если такое желание появилось в полгода — прекрасно! Значит, карапуз и правда в этом нуждается! А если кроха равнодушен к овощам — ничего страшного. Значит, ему хватает грудного молока.

Поймите, в этом возрасте уровень гемоглобина мало связан с питанием. Если организм ребенка не готов — железо все равно не будет усваиваться из «взрослых» продуктов. Уж сколько раз я слышала про анемию у малышей, кушающих прикорм по расписанию!

Лучше заботьтесь о своем питании. Это не гарантирует высокий гемоглобин у ребенка, но его вам ничего не будет гарантировать! К слову, у моих детей никаких проблем со здоровьем не было.

Пищевой интерес обязательно появится. В свое время. А попытки насильно накормить малыша приводят к прямо противоположному — отвращению карапуза к твердой пище. И потом в 2-3 года родители удивляются: почему каждый обед и ужин требует столько нервов и сопровождается сплошными капризами?

Наш опыт

Как это выглядит на практике?

Моя дочка хорошо приняла прикорм в 6 месяцев. Примерно неделю она послушно ела кабачковое пюре. Но затем вдруг стала зажимать рот. Подробнее об этом можете прочитать в статье « ». С 9-10 месяцев я смирилась с данной ситуацией, стала давать ей просто играть с кусочками вареных овощей. И к году дочка резко начала кушать. Все и в больших количествах.

У сына все проходило более плавно. Я изначально не пихала ему в рот еду. С 6-7 месяцев давала иногда маленький кусочек какого-то овоща или фрукта. Если видела, что он пришел в восторг — давала еще. Но восторг начал появляться лишь месяцев в 9.

С этого времени карапуз стал стабильно съедать около 6-10 маленьких кусочков груши на завтрак. И столько же овощей на обед и ужин. По объему это вышло бы в 1-2 чайных ложки пюре в каждый прием пищи. Каши также давала по чуть-чуть.

В 11 месяцев порция значительно увеличилась. И здесь я сделала небольшое отступление от классической схемы педагогического прикорма. Стала отдельно варить малышу каши. Просто заметила по ребенку, что каши он ест с самым большим аппетитом, и они лучше всего усваиваются.

На завтрак у нас также остаются фрукты. А на обед и ужин — немного еды из моей тарелки плюс каша. Гречневая, пшенная или овсяная. Варить их не сложно. Я без труда варю раз в 1-2 дня какую-то кашу на воде, и карапуз активно ее ест, однообразие его еще не смущает. Старшая дочка часто тоже начинает налегать на кашу, вдохновляясь примером брата.

Но по-прежнему я ориентируюсь исключительно на аппетит ребенка. Съел две ложки каши — хорошо. Съел восемь — тоже хорошо. Как только малыш перестает набрасываться на еду — прекращаем кормежку. А кашу не выбрасываю: он доест ее через 3-4 часа.

Мое главное правило: перестаем кормить не тогда, когда ребенок категорично закрывает рот и отворачивается. А тогда, когда рот открывается, но уже без большой охоты. И завершение обеда не вызывает никаких отрицательных эмоций.

К слову, оба моих малыша в год весили 10кг. Нормой считается вес от 8,5 до 12кг.

Почему не пюре?

На самом деле, не так важно, кормить грудничка пюре или мягкими кусочками. Главное — не кормить без аппетита. Остальное — мелочи.

Но кусочки имеют несколько преимуществ:

  • они проще выводятся из организма. А большая часть прикорма у малышей именно выводится;
  • они сразу учат ребенка жевать. Поверьте, в год ваш ребенок, неприученный к кусочкам, будет также давиться. Так почему бы не учить жевать с полугода? Это совершенно реально;
  • не нужно лишний раз доставать блендер.

Я знаю, о чем говорю, потому что старшей дочери до года давала пюре и специальные «детские» каши. Сын никогда не пробовал ничего подобного.

Более того, теперь я уверена, что «детские» каши — это просто бизнес. Пользы в них явно меньше, их натуральность вызывает у меня сомнения. И в «12 добавленных витаминах» я не вижу ничего хорошего: это свидетельствует лишь о лишней «химии» в каше.

При этом уже в 7-8 месяцев мой сын прекрасно ел обычную гречку, овсянку, пшенку... Если переживаете — можно сварить каши более жидкими. Но зачем покупать перемолотые крупы? Малыш может очень быстро научиться жевать каши, это ведь не сухари и не орехи...

Кому подходит педагогический прикорм?

Конечно, такой метод знакомства с пищей подходит не всем. Для этого нужно:

  1. Чтоб ребенок находился на грудном вскармливании.
  2. Чтоб вы питались здоровой пищей, а не котлетами с жареной картошкой в кетчупе. Соль не так уж опасна, а вот острого лучше избегать.
  3. Чтоб вы спокойно относились к тому, что карапуз может вообще ничего не есть до года.
  4. Чтоб вы брали на себя решение о том, как и чем кормить ребенка. Не боясь бабушек, педиатров старой закалки и подруг. Сами изучайте информацию и принимайте решение.

Кроме того, на мой взгляд, этот метод идеален для детей, которые долго не желают есть ничего, кроме грудного молока. Если бы мои дети в 5-6 месяцев набрасывались на еду и кушали ее тоннами, возможно, я бы предпочла общепринятый подход к прикорму.

Надеюсь, мне удалось подробно рассказать о педагогическом прикорме. Остались вопросы? Задавайте! И поделитесь этой статьей в социальных сетях. До встречи!

По мере роста и развития ребенка на грудном вскармливании наступает тот период, когда рекомендуется вводить прикорм. Как правило, его начинают после 6 месяцев, сохраняя при этом . Вот тут-то и встает вопрос о том, какой метод использовать для введения прикорма.

Существует 2 таких метода – педиатрический (то есть тот, который обычно рекомендуют педиатры) и так называемый педагогический прикорм, получивший распространение в последние годы. О плюсах и минусах каждого из них и способах их введения и пойдет речь в этой статье.

Прикорм, рекомендуемый педиатрами, предусматривает постепенное введение нового продукта в рацион ребенка начиная с небольшой дозы (половинки чайной ложечки), в виде и . Доза продукта постепенно увеличивается в течение 2 недель, после этого вводится следующее новое питание.

При этом четко расписаны сроки введения продуктов: с какого возраста вводится овощное пюре, с какого – . Все новые блюда готовятся ребенку отдельно, перед употреблением протираются. Можно употреблять и готовое детское питание в виде консервов, купленных в магазине.

Что такое педагогический прикорм

Педагогический прикорм предусматривает употребление ребенком «взрослой» пищи в небольших количествах. Ребенок при этом сидит за общим столом.

Научного обоснования этот метод не имеет. Это скорее дань историческим традициям, когда в многодетном семействе детей с раннего детства приучали употреблять пищу с общего семейного стола. Клинических наблюдений, подтверждающих преимущества такого метода введения прикорма, тоже нет.

  1. Физической готовности:
  • грудничок умеет держать ложку в руке и способен подносить ее ко рту;
  • ребенок может совершать жевательные движения челюстями;
  • дитя не выталкивает языком попавшую в рот пищу.
  1. Пищевого интереса: малыш интересуется едой членов семьи и столовыми приборами.
  2. Физиологической готовности пищеварительного тракта: после пробы продукта не возникает ни рвота, ни жидкий стул.

Педприкорм предполагает своей целью познакомить малыша с новыми вкусовыми ощущениями путем апробирования пищи, употребляемой родителями. Для этого малыша, достигшего 6-месячного возраста и умеющего сидеть, мама усаживает к себе на колени во время семейной трапезы, и члены семьи показывают ребенку, чем и как питаются они сами.

Это должно вызвать интерес у ребенка к таким продуктам и желание попробовать их, так как должен сработать рефлекс подражания. Если малыш заинтересовался взрослой пищей, то попробует ее из маминой тарелки. Разумеется, у матери не должно быть кариозных зубов в полости рта, признаков простудных заболеваний.

Все члены семьи при таком подходе к введению прикорма должны перейти на здоровое питание: отдавать предпочтение потреблению круп, овощей и фруктов, молочных продуктов, рыбы и мяса, исключить или свести к минимуму употребление сосисок и колбас, газированных напитков, пирожных и конфет. На столе не должно быть острых, жирных, жареных блюд, копчений.

При проявлении интереса к питанию взрослых мама осторожно вкладывает в ротик малыша мизерный кусочек твердой пищи размером со спичечную головку. Ребенок может ее подавить деснами (как бы пожевать) и проглотить, а может и выплюнуть. Педприкорм не преследует цель накормить малыша, а просто дать ему ощутить вкус другой пищи, понять, что еда бывает не только жидкой, как мамино молоко.

Если малыш не проявляет интереса к продуктам взрослых, значит, он еще не созрел для введения прикорма, с ним нужно повременить. Насильно заставлять пробовать новые продукты нельзя. Если ребенок потянется к новой пище раньше 6 месяцев, то тоже нужно подождать, чтобы избежать нарушения пищеварения.

Переваривать новую пищу помогут ферменты из маминого молока, поэтому если ребенок получает искусственное вскармливание, педприкорм вводить не стоит – это приведет к расстройству пищеварения.

Мнения специалистов по поводу пищи в маминой тарелке расходятся: одни утверждают, что ее нужно все-таки измельчать, другие же считают, что в этом нет нужды, просто отщипывать микродозу. Одни рекомендуют сразу же приучать дитя пользоваться чайной ложкой, а другие говорят, что ребенок может брать руками пищу из маминой тарелки.

Первыми продуктами, которые будет пробовать малыш, могут быть каша, творог, йогурт, овощи или фрукты. Главное, следует соблюдать микродозы. На протяжении месяца ребенок может попробовать несколько видов продуктов. Понравившуюся еду не стоит давать чаще 3 раз в неделю, чтобы грудничок не потерял интерес к другой пище.

В течение недели дать попробовать малышу можно не более 3 новых продуктов. Педприкорм не только не отменяет грудное вскармливание, а даже направлен на его сохранение в качестве основного источника питания до года. Давать пробовать пищу взрослых можно и до, и во время, и после грудного кормления. Нельзя только насильно заставлять дитя кушать.

Если ребенку еда понравилась, то на первый раз можно дать еще 2 раза такую же порцию продукта, а в последующие дни дозу постепенно увеличивать. К 8-9 месяцам доза уже составляет 50 г, пищу ребенок ест уже со своей тарелки, а не с маминой. И усаживают малыша уже не на колени к матери, а на отдельный стульчик.

Если ребенок интересовался пищей взрослых и с удовольствием пробовал ее, а потом вдруг стал отказываться от этой еды, то рекомендуется сделать перерыв и несколько дней не брать кроху за общий стол. Возобновить совместные трапезы можно только при проявлении интереса у малыша к пище. Другие члены семьи должны показывать, что им очень нравится еда, кушать ее с аппетитом.

Прикорм для детей-аллергиков

При проявлении у деток вводить педприкорм нужно очень осторожно. Мать сама должна строго соблюдать г . Знакомить дитя с новой пищей следует тоже начинать с продуктов, не вызывающих аллергии: овощи и фрукты с яркой окраской, молочные продукты не давать.

В один день можно давать пробовать малышу только один продукт, а потом в течение 3 дней отслеживать реакцию на него. Другую пищу можно пробовать крохе только спустя 3-4 дня. Для таких деток не следует спешить с прикормом.

При проявлении аллергии в виде покраснения щечек можно после консультации с педиатром продолжать давать этот продукт в микродозе, как бы приучать организм к нему. Постепенно таким путем можно избавиться от проявления аллергии на этот продукт.

Но такую тактику можно применить только после согласования с педиатром, с учетом выраженности аллергической реакции. Если же аллергия резко проявляется, нужно прекратить давать эту еду и избегать проб других аллергенных продуктов.

Преимущества и недостатки обеих методик

Каждая из методик введения прикорма имеет свои преимущества и недостатки. Цель у педиатрического и педагогического прикорма одна – замена грудного молока в рационе ребенка пищевыми продуктами, привычными для питания взрослых. Пути достижения этой цели разные. Родителям придется решать, какой прикорм лучше подходит для малыша.

Педагогический прикорм: плюсы и минусы


Несмотря на модные веяния, педиатры в своем большинстве отрицают целесообразность и пользу педагогического прикорма, предпочитая ему прикорм классический.

Сторонники такой методики введения прикорма указывают на ее естественность и такие преимущества:

  • ребенок получает те продукты, которые он хочет, и когда появляется интерес к пище;
  • малыш учится откусывать, жевать и глотать плотную пищу, следуя действиям взрослых;
  • привыкание пищеварительного тракта к новым продуктам происходит быстрее;
  • ребенок с раннего возраста приобщается к пищевому рациону, принятому в семье;
  • дитя учится обращаться со столовыми приборами;
  • малыш приобретает навыки поведения за столом;
  • педприкорм способствует выработке хорошего аппетита у крохи, отпадает необходимость прибегать ко всевозможным уловкам, чтобы накормить дитя;
  • необходимость готовить еду для ребенка отдельно у матери отпадает, что высвободит ее время;
  • педприкорм не вредит грудному вскармливанию;
  • методика экономит семейный бюджет, так как не нужно покупать дорогостоящее детское питание для прикорма;
  • после 9-месячного возраста и достижения расширенного рациона малыша можно оставлять на попечительство взрослых членов семьи без грудного молока на продолжительное время;
  • ребенку легче будет адаптироваться к разнообразному питанию в детском саду.

Оппоненты методики педприкорма указывают на отрицательные стороны ее:

  1. При пробах продуктов трудно отследить, какой из них вызвал отрицательную реакцию (аллергию или нарушение пищеварения – понос). Маме следует вести подробный дневник с указанием апробированных ребенком продуктов и их примерного количества.
  2. На начальном этапе существует риск, что дитя может поперхнуться кусочком плотной пищи.
  3. Вся семья должна перейти на изменившийся рацион, отказаться от острой пищи, солений и копчений, жареных блюд. Обмануть малыша не удастся: он будет видеть, что другие употребляют иные продукты, капризничать.
  4. Не всем родителям нравится разрешение по методике педприкорма брать пищу руками, выплевывать ее.

Известный педиатр Е. Комаровский полезной для ребенка методикой педприкорм не считает. Педиатрический прикорм он считает более безопасным для грудничка и удобным для родителей. Педприкорм Комаровский называет развлечением для родителей, не имеющим научного обоснования его пользы. Возвращение к методам 200-летней давности, вынужденно принятым в многодетных семьях, лишено логики.

Плюсы и минусы педиатрического прикорма

  • маме удобно пользоваться специальными таблицами, в которых указан конкретный продукт и его количество в соответствии с возрастом малыша;
  • мама спокойна, так как ребенок получает необходимые ему продукты;
  • маме легче отследить реакцию детского организма на введенный продукт;
  • возможность изменять пищевое поведение ребенка при дисфункции ЖКТ: например, при ввести большее количество овощей.

Минусы педиатрического прикорма:

  • необходимость готовить пищу малышу отдельно, что требует времени;
  • протертая пища не учит кроху жевать;
  • постоянное «заталкивание» необходимого количества еды приводит нередко к потере аппетита у грудничка;
  • использование консервированного детского питания;
  • протертая пища может приводить к нарушению функции пищеварительного тракта;
  • малыш не приобретает навыков поведения за столом и умения пользоваться столовыми приборами.

Выбор за родителями


Выбирая для своего ребенка педагогический прикорм, родители должны тщательно пересмотреть свой рацион питания. Ведь то, что едят они, будет есть и малыш, а продукты, потенциально вредные для взрослого, втройне опасны для детского организма.

Какую методику введения прикорма выбрать – решать родителям. Выбирая, следует делать акцент на том, что лучше для ребенка. При решении применить педприкорм следует придерживаться основных его правил.

Они просты:

  • вводить педприкорм можно не ранее 6 месяцев, начало прикорма для каждого ребенка индивидуально;
  • взрослую пищу ребенок должен употреблять обязательно в присутствии мамы (или другого взрослого члена семьи);
  • нельзя навязывать малышу новую пищу при отсутствии интереса с его стороны;
  • не следует запрещать трогать пищу руками, нужно только ограничивать пробную дозу;
  • можно давать в руку и разрешать погрызть малышу яблоко, бублик, морковку;
  • не рекомендуется заставлять стол множеством разных продуктов;
  • плотную или твердую пищу ребенку давать в микроскопических дозах;
  • если ребенок давится такими дозами, то с прикормом лучше повременить;
  • при введении педагогического прикорма грудное кормление продолжается;
  • вначале сажать ребенка за общий стол только 1 раз в день, а потом постепенно приучать вместе кушать 2-3-4 раза;
  • не следует давать пробовать малышу больше 1 продукта, после чего нужно наблюдать за реакцией организма; другой продукт пробовать можно только через 3-4 дня.

Резюме для родителей

Решение о методике введения педприкорма для малыша должно быть общесемейным: все члены семьи должны соблюдать принципы правильного питания. Четкого календаря для педагогического прикорма нет, как нет и научного обоснования пользы такого метода для малыша. Только мать может решить, что лучше для ее ребенка. При затруднениях с решением можно прислушаться к мнению педиатра. Главное, чтобы выбор педприкорма не был просто данью моде.

Врач-педиатр Е. О. Комаровский и перинатальный психолог Ксения Соловей говорят о педагогическом прикорме, его плюсах и минусах:

Мнение Е. О. Комаровского о педагогическом прикорме:


Олежке уже 6 месяцев и все, кто окружает его маму Свету, беспокоятся, что она до сих пор кормит его исключительно грудным молоком. Педиатр уже 2 месяца говорит о том, что пора давать крохе яблочный сок, желточек, да и овощные пюрешки с кашками как раз по возрасту. Конечно же, свекровь с мамой тоже не отстают — вторят доктору. Света пока удерживает осаду, она где-то читала о том, что вводить прикорм надо как раз после 6 месяцев. Единственное что ее волнует — это то, как его вводить. Рекомендации педиатра и бабушек Олеженьки не вселяют в нее уверенность, есть в них что-то противоестественное. Все время возникает мысль — как же с этими проблемами справлялись женщины лет 100-200 назад? Неужели они давали малышу сок яблока по капельке и кашку из бутылочки со специальным наконечником в виде ложечки? Вряд ли…

В этот момент мы и познакомились со Светой. Она мне рассказала о том, почему ее смущает, традиционная система введения прикорма — ее сестра таким образом вводила прикорм своему сыну. И в памяти Светы остались яркие образы: сестра сидит перед малышом: то ложечкой постучит, то прокукарекает, то газетку в руки крохе подсунет — лишь бы он увлеченный этим рот открывал для очередной ложки. Внимание племянника чуть ослабеет — он перестает открывать ротик, даже отворачивается, так она что-то новое придумывать начинает. Правильно ли это?

Современное введение прикорма

Нынешняя система введения прикорма, увы, многие факторы не учитывает — возрастной период, когда вводится прикорм, возрастные особенности психики малыша, небольшой аппетит малышей, интерес к разнообразной пище. Ребенку вводят определенные продукты в положенный возрастной период в строго определенных количествах. Существует целая , когда, что и сколько должен съедать кроха. Если малыш тянется к пище, которая ему еще не по возрасту, например, мама кушает котлету, а 7-ми месячный малыш, глядя на нее, тоже хочет попробовать новое блюдо, то ему ее не дают. Ребенку дают пищу перетертую и не один раз — чтобы ему легче было глотать. Для малышей придумана и специальная еда — овощи в баночках, мясо в баночках, рыба в баночках и прочее. «Лакомства» в них без определенного цвета, запаха и вкуса.
Данная система — продукт нашего времени, изобретенная в лабораториях не одним ученым-медиком, попытка улучшить природу и необходимость для детей-искусственников.

Вернемся к истокам…

К сожалению, наши мамы перестали доверять своему инстинкту, они больше верят авторитету медиков, которые, по их мнению, лучше осведомлены о том, что нужно и полезно для нового члена семьи. Мамы забыли традиции наших бабушек и прабабушек, а ведь те знали, как знакомить малыша с новой для него пищей.

Если представить себе семью лет 200 назад, в которой было человек 10-12, и мать у печи, которая, даже если и захочет, не сможет приготовить что-то отдельное для своего подросшего грудничка. Вот так и приучали детей к новой пище: захотел кроха хлебушка — на, попробуй крошку, схватил из маминой тарелки кусочек капусточки — на здоровье!

Мы пытаемся возродить прежний «дедовский» способ введения прикорма, который был сформирован не за один век, основанный на наблюдении за малышами, многими поколениями матерей. Ныне его называют естественным прикормом и такую тактику знакомства малыша с новой пищей начинают использовать все больше молодых мам.

Отличие ее от традиционной «баночной» состоит в том, что у ребенка поддерживается интерес к еде за общим столом. А это позволит в будущем, после того как крохе исполнится год и больше, родителям быть спокойными за то, что их кроха будет с удовольствием участвовать в семейных трапезах. Ведь он будет уже самостоятельно управляться с ложкой и чашкой, не надо будет волноваться, что ребенок не поел, не придется за ним бегать с уговорами, да разными ухищрениями вталкивать в карапуза какую-то еду.

Естественный прикорм

Данная система учитывает, что ребенок до года не насыщается новыми продуктами — он их просто пробует, как бы создает для себя банк новых вкусов тех продуктов, которые принято кушать в его семье, а основной его пищей продолжает оставаться грудное молоко. Эта система основана на природном интересе ребенка к новой пище, на подражании малыша взрослым — он стремится брать ручкой ту же еду и так же отправлять ее в ротик как мама или папа, на постепенной адаптации организма крохи к новой пище.

Если малышу уже исполнилось 6 месяцев и он активно интересуется содержимым маминой тарелки, значит, пришло время знакомить его с семейным меню, правда, только в том случае, если это здоровое питание. То есть в семье кушают много овощей, фруктов, злаков и круп, а также молочные продукты, умеренно мясо (не обязательно каждый день), рыбу. Как можно меньше жирного, жареного, совсем нет или минимум всяких сосисок, колбас, пирожных, конфет, газировок...

В случае, если малыш проявляет интерес к пище мамы раньше полу года — не стоит торопиться. Лучше начать прикармливать детку позже на пару недель, чем раньше 6-ти месяцев. Пищеварительная система может быть еще не готова к приему новой пищи и, начав ранний прикорм, вы можете нарушить естественное ее созревание.

Описываемый способ введения прикорма может быть использован только в том случае, если ребенок находится на естественным образом организованном грудном вскармливании: прикладывается по требованию, не допаивается чем-либо, не сосет пустышку. В случае неправильно организованного грудного вскармливания, например, кормление по режиму через определенные промежутки времени, прежде чем вводить прикорм, необходимо изменить способ вскармливания ребенка на естественный.

Применяем на практике

Данный способ введения прикорма достаточно прост и его может использовать любая мама, однако, перед тем, как начинать его вводить желательно проконсультироваться со специалистом, владеющим этим методом введения прикорма для уточнения деталей.

Как вы понимаете, такое прикармливание не требует особых ухищрений. Главное — это чувствовать ребенка, не настаивать на своем, а прислушиваться к его потребностям, интересам, желаниям. Не забывайте, что введение естественного или педагогического прикорма идет на фоне грудного вскармливания. Малыш продолжает получать грудь так же, как и раньше, т.е. по требованию. Кроха в возрасте 6-8 месяцев пока не нуждается в основательных прикормах, заменяющих ему какое-то из кормлений грудью — ему вполне хватает материнского молока, ведь там есть все необходимые витамины, микроэлементы, антитела и многое другое. Энергетически значимым прикорм может становиться примерно в 9-10 месяцев, а иногда и позже. До этого главная пища ребенка — мамино молоко.

Маме не следует волноваться и принимать активный интерес ребенка к новой пище за нехватку молока: даже при наличии такого интереса любовь к грудному молоку и прикладываниям к груди не исчезает.

Как же происходит знакомство с новой пищей? Например, если мама собирается позавтракать, она берет за стол с собой своего подросшего малыша. Перед мамой тарелка с едой, например, блинчики с творогом, яблоки, чай и печенье. Малыша лучше усадить маме на колени и положить перед ним на стол чайную ложку (имейте в запасе по больше ложек, на случай, если кроха будет их ронять). Итак, кроха занимается чайной ложкой — берет ее, перекладывает из ручки в ручку, стучит, затаскивает ее в рот — изучает, одним словом. В этот момент мама приступает к еде — берет блинчик и начинает его с аппетитом есть. Малыш, если у него появится интерес к тому, что делает мама, начнет тянуться к ее еде, пытаясь буквально вытащить ее из маминой тарелки. Чтобы малыш не безобразничал в маминой тарелке, его действия надо ограничивать. Малыш должен сидеть на левой маминой коленке, если мама правша, и ест правой рукой и мамина тарелка должна быть отодвинута так, что бы малыш не мог достать оттуда еду. Если малыш активно старается достать себе еду, такое его поведение называется пищевым интересом. Как реагировать? Дайте малышу попробовать то, что вы кушаете — отщипните от блинчика очень маленький кусочек и положите крохе в ротик. Маленький кусочек малыш может немножко пожевать, и проглотить, а может и выплюнуть изо рта, это нормальная реакция первое время.

  • Когда малыш не реагирует на то, что мама что-то кушает, а занимается исключительно ложкой — это означает, что интереса у него к пище взрослых пока нет и вводить прикорм ему еще рано. Не торопитесь, просто старайтесь почаще кушать с аппетитом у него на глазах.
  • Что делать, если малыш, попробовав один кусочек, не потянулся за следующим? Надо давать крохе этот продукт еще раз, чтобы он распробовал? Нет, настаивать мама ни в коем случае не должна. Ведь ваша задача поддержать интерес крохи к новой пище, а не накормить его блинчиком.

И вот мама кушает дальше. Теперь она взяла сочное яблоко и откусила его, а малыша привлек аппетитный хруст и яркий цвет фрукта — он тянется к нему. Предложите ему микродозу для пробы, если ему понравилось и он тянется еще — хорошо, дайте еще пару раз, а потом уберите яблоко, чтобы малыш не переел. Крохе надо совсем немного для первого раза. Малыш только знакомится с новой пищей, адаптируется к ней, он не стремится наедаться даже самым вкусным по его мнению продуктом.

Важно, чтобы кроха пробовал те же блюда, что ест мама. Поскольку в этот возрастной период изменяются свойства материнского молока: теперь оно помогает малышу усваивать новую пищу, поставляя необходимые для этого ферменты. Таким образом, прикладывание к груди облегчает малышу переход на новый вид питания.

А наша мама, тем временем, взялась пить чай с печеньем. И малыш тоже хочет! Налейте ему один глоточек для пробы. Чашку лучше завести отдельную — из небьющегося материала, чтобы вы без опасения могли давать крохе ее в руки. Пока малыш только учится пить из чашки, придерживайте ее за донышко и регулируйте поступление жидкости в ротик малыша. Кстати, скорее всего, малыш сам не захочет попробовать все за один раз, а ограничится одним из понравившихся ему продуктов. После того, как малыш напробуется, или мама посчитает нужным закончить его пробы, малыш спускается на пол, а мама продолжает спокойно есть.

Самостоятельный стол крохи

Кроме совместных с мамой обедов или завтраков с ужинами за общим столом, пора приучать детку к самостоятельному питанию. К этому возрасту, малыш уже способен удерживать в ручках небольшие предметы, поэтому вы можете предложить ему для пробы кусочки твердых овощей и фруктов, таких, от которых малыш не может сам много откусить, например, морковка, кабачок, яблока, или баранка, сушка, сухарик. Особенной любовью у деток пользуется куриная косточка, с которой мама предварительно снимает все мясо и хрящи. О нее, и десенки поческть можно, и вкусная она очень!

Конечно, во время самостоятельной еды мама должна быть рядом с малышом и следить за процессом. В случае, если малыш откусил большой кусок, нужно указательным пальцем достать его из ротика.

Дети-аллергики

Введение прикорма для деток, страдающих пищевой аллергией — вопрос очень тонкий. Действовать надо осторожно, внимательно отслеживая процесс, по принципу «тише едешь, дальше будешь».

Поскольку сама мама должна придерживаться гипоаллергенной диеты, то и кроха начинает знакомиться с пищей, не вызывающей аллергии. Например, фрукты и овощи — не оранжевые и не красные, ему пока не надо пробовать коровьего молока, а знакомство с мясом начинайте с индейки, потом можно пробовать телятину и так далее. В один день дайте ребенку один продукт, следующие 2-3 дня наблюдайте: аллергическая реакция может проявиться не от первой, а от 2-3 пробы. Получается, что следующий новый продукт мама сможет дать крохе только через 3-4 дня.

Не забудьте, что у такого малыша проба новых продуктов должна заканчиваться прикладыванием к груди.

Ребенку-аллергику нужна особенно мягкая и постепенная адаптация к пище взрослых, так как его желудочно-кишечный тракт и ферментативная система особенно чувствительны. Надо также иметь в виду, что витамины и прочие полезные вещества ребенок начинает полноценно усваивать из другой пищи только после года, а до этого все это поставляет крохе мамино молоко, поэтому можно не спешить с прикормом.

Продолжаем пробовать еду взрослых

Если проба новых продуктов шла успешно и ребенок был активен в этом процессе, то примерно в 8-10 месяцев у малыша уже может сформироваться один или два основных прикорма. Например, завтрак или обед. Правда, они все равно могут начинаться и заканчиваться прикладыванием к груди, потому что малыш запивает взрослую пищу маминым молочком как водой или соком. Не следует ребенка от этого отучать. Потребность напиться чего-то еще кроме маминого молока возникает только после года с небольшим, именно тогда от крохи можно услышать что-то похожее на: «Дай водички!».

После 9-11 месяцев кроху уже можно сажать на отдельный стул и предлагать ему отдельную тарелку (до этого он ел из маминой). Мама помогает карапузу управляться с ложкой — помогает набирать в нее еду, а кроха сам пытается ее донести до рта. Запаситесь терпением — процесс этот не из легких как для малыша, так и для вас — разлитый суп, упавшая картошка… Но процесс этот нужный, ведь и вы не сразу научились кушать аккуратно. Если малыш что-то разлил, тут же постарайтесь вытереть: пусть привыкает кушать в чистоте.

Как кушаем после года

После года ребятенок проявляет большой интерес к пище взрослых, он также как они садится за стол 3-4 раза, причем кушает ту же самую еду, ничем не отличающуюся от всех остальных. Может кушать и первое, и второе блюдо, если захочет.

Если карапузу очень нравится то, что ему положили в тарелку, но он уже подустал есть самостоятельно, то он не отказывается, если мама поможет ему доесть оставшееся. В других же ситуациях, детки не любят, когда их кормят, они стремятся все есть самостоятельно: рукой положить кусочек в ложку, а уж потом направить ее в ротик.

В перерывах между едой, малышок может полакомиться чем-то еще - скушать морковку, сухарик или яблочко.

Кормления грудью также остаются: длительные - когда малыш укладывается спать или пробуждается ото сна, кратковременные (эти прикладывания для контакта с мамой - на 1-2 минуты) - в зависимости от состояния малыша. В какой-то день их может быть мало, а в какой-то больше.

  • Малыш получает микродозу заинтересовавшего его продукта. Микродоза — минимальное количество еды, которая помещается у мамы между подушечками указательного и большого пальцев (размером со спичечную головку).
  • За завтрак кроха может получить три микродозы каждого понравившегося ему продукта, на этом знакомство с данным продуктом заканчивается, продолжить можно будет в обед или ужин.
  • Если у крохи проявляется устойчивый интерес к определенному продукту в течение 3-5 дней, то микродозу увеличивают до одной чайной ложки.
  • Не перекармливайте малыша одним полюбившимся ему продуктом, чтобы он не утратил к нему интерес. Если малыш настойчиво хочет пробовать что-то определенное, предложите ему что-нибудь другое.

Что представляет собой педагогический прикорм? С чего начать введение продуктов? Какие сроки рекомендуют педиатры? Есть ли особенности педагогического прикорма для малышей на грудном вскармливании и детей-искусственников? Особенности техники кормления новой пищей ребенка первого года жизни.

Термин «педагогический прикорм» возник несколько лет назад. Его противопоставили прикорму педиатрическому, который создавался на мощной научной базе в течение всего двадцатого века. По этой причине данный вид введения новых продуктов в рацион малыша считают необоснованным. Действительно, научного подкрепления у него нет. Но консультанты по грудному вскармливанию советуют присмотреться повнимательней к его особенностям.

Принципы педагогического прикорма

Современная система прикорма, - рассказывает консультант по естественному вскармливанию Ксения Соловей, - не учитывает множество факторов. Еда вводится не в ответ на потребности ребенка, готовность его организма к усвоению новой для него пищи, а потому что так надо. Разработаны десятки рекомендаций, когда и какие продукты нужно использовать, созданы таблицы объемов и норм. Педагогический прикорм этим нормам не подчиняется. Он позволяет маме и ребенку организовать знакомство с новой пищей в более комфортном режиме.

Педагогический прикорм не преследует целью введение каких-либо продуктов. Ребенка не стремятся накормить. Данная техника обеспечивает формирование интереса малыша к пище, становление навыков культуры еды и поведения за столом. Она стремится исключить опасное последствие «насильственного кормления» - отказ ребенка от еды.

Основные правила педагогического прикорма.

  • Не по календарю. Главным аспектом начала прикорма становится не возраст ребенка, а его готовность к получению незнакомой пищи. Учитываются факторы физиологического и психологического развития. При этом раньше шести месяцев знакомство со «взрослыми» продуктами не начинают. До этого периода, согласно рекомендациям ВОЗ, кормление ребенка осуществляется исключительно грудным молоком или адаптированной молочной смесью.
  • Без изменения консистенции. Ребенок знакомиться с продуктами в том виде, в каком они находятся в тарелке у родителей. Пища не пюрируется. Главное требование - соблюдение членами семьи здорового рациона, в который входят мясные продукты и рыба, злаки, молочные и кисломолочные продукты. На столе не должны присутствовать колбасы, сладости, ограничено количество жареной пищи.
  • Одинаковая еда для всех. Для малыша не готовят пищу отдельно. Он ест те же продукты, что и другие члены семьи.
  • Из маминой тарелки. До тех пор, пока кроха не умеет держать ложку, он пробует новую пищу из тарелок родителей. В возрасте девяти месяцев можно предложить ему собственную тарелку и посадить на личный стульчик.
  • Только грудное вскармливание. Педагогический прикорм при искусственном вскармливании не применяется. В его основе - поддержание полноценного грудного вскармливания до достижения ребенком года и старше. В этом случае малыш получает из маминого молока не только основные питательные вещества, витамины, микроэлементы, но и ферменты, необходимые для усвоения новой пищи. Искусственные смеси таких компонентов не содержат. Поэтому для малышей-искусственников прикорм должен осуществляться по педагогической схеме.

Система педагогического прикорма как раз и была разработана для малышей на искусственном питании, - уточняет консультант по лактации Лилия Казакова. - Перетертая, пюрированная еда, продукты в баночках придуманы американскими педиатрами для того, чтобы максимально мягко перевести незрелую пищеварительную систему искусственника на более грубую пищу. Детям на грудном вскармливании это не нужно. Они сразу могут получать качественные и свежие продукты в их естественном виде.

Главное преимущество такого подхода заключается в том, что малыш знакомится не с едой как таковой, а с традициями своей семьи по принятию пищи. Отсутствует необходимость приготовления для него индивидуальных блюд. А грудное вскармливание, как основной источник всех ценных веществ для организма крохи, сохраняется в течение всего первого года его жизни и в дальнейшем.

Техника

Концепция педагогического прикорма не требует насыщения новыми продуктами. Согласно ей ни одно полноценное кормление грудью не должно вытесняться иным рационом, так как никакой продукт не сопоставим по качеству и ценности для детского организма с маминым молоком.

Педагогический прикорм при грудном вскармливании следует начинать лишь тогда, когда ребенок готов к нему. Об этом свидетельствуют следующие признаки.

  • Физические. Ребенок уже научился удерживать в ручках предметы, умеет подносить ладошку с ее содержимым ко рту. Может показать, что конкретная пища ему интересна, демонстрирует желание находиться за столом с другими членами семьи. Для жевания он использует десны, а при попадании на язык пищи у него не возникает выталкивающее движение.
  • Пищевой интерес. Ребенок должен проявлять внимание именно к тому, что находится в тарелках старших членов семьи, а не только к столовым приборам и другим предметам на столе. Кроха требует новую пищу и не соглашается покидать стол, пока не получит желаемое. Пищевой интерес проявляется регулярно.
  • Физиологические. Эта группа признаков основана на дозревании желудочно-кишечного тракта ребенка до того уровня, чтобы потреблять какую-либо другую пищу, кроме грудного молока. До взрослого уровня еще, безусловно, далеко. Но уже сейчас у малыша не возникают аллергические реакции, если он попробовал что-то новое. Не происходит рвота на «взрослый» продукт или нарушение работы кишечника.

Введение прикорма до момента развития всех указанных признаков опасно для малыша. Поэтому не спешите предлагать ему что-то незнакомое ровно в шесть месяцев. Подождите недельку, другую, понаблюдайте за ребенком. Одни детки полностью готовы к прикорму в этом возрасте, другие приходят к этому значительно позже, в семь и даже в восемь месяцев. Поэтому вопрос, когда начинать педагогический прикорм, по отзывам консультантов по грудному вскармливанию, следует решать индивидуально.

Ребенку в возрасте до восьми месяцев основательный прикорм не нужен, - уточняет консультант по лактации Ксения Соловей. - Малыш должен получать грудь по требованию, как раньше. Заменять даже одно кормление грудью не нужно, так как именно в мамином молоке содержатся все необходимые вещества для крохи. Энергетическая значимость прикорма начинает проявляться ближе к девяти, десяти месяцам.

Подготовка

Непосредственному получению новой пищи должна предшествовать «подготовительная работа». Мама и другие члены семьи знакомят ребенка правилам поведения на кухне, за столом. Для этого его берут с собой на семейные ужины и завтраки, мама позволяет находиться рядом, когда готовит пищу.

В возрасте с четырех месяцев ребенок активно интересуется столовыми приборами и другими предметами на кухне. Но этот интерес - вовсе не пищевой. Не отказывайте малышу в удовольствии играть с безопасными столовыми аксессуарами. Но контролируйте его поведение, когда он находится у вас на руках. Ваша задача - заинтересовать его процессом потребления пищи, а не теми предметами, которые этот процесс сопровождают.

Первое знакомство

Техника первого знакомства с новой пищей выглядит следующим образом.

  • Мама собирается завтракать. В ее тарелке находятся вкусные, свежие и безопасные продукты, например, творог, хлеб, сыр, печенье.
  • Кроха сидит на руках со своей ложечкой. Сначала малыш играет с ложкой, но когда мама приступит к еде, неизменно заинтересуется содержимым ее тарелки.
  • Кроха тянется за едой. Мама предлагает ему микродозу одного продукта. Под термином «микродоза» консультанты по грудному вскармливанию понимают маленький кусочек, буквально со спичечную головку.
  • Кроха кушает новый продукт. Или выплевывает его. В каждом случае первое знакомство состоялось.
  • Ребенок просит еще. Если новая пища понравилась, можно дать микродозу этого продукта три раза в течение одного приема пищи.

Особенно понравившиеся продукты малыши начинают просить ежедневно. Не торопитесь увеличивать их объем в рационе. В течение трех-пяти дней продолжайте давать их в указанной «микродозе». И только если не отметили негативных реакций, через пять дней можно довести их количество до чайной ложки.

Правила поведения за столом

Поощрение интереса ребенка к еде на вашем столе не означает возможность его полной свободы действий. Ведь педагогический прием призван научить его вести себя за столом, кушать в коллективе, получать удовольствие от пищи.

  • Не позволяйте малышу безобразничать в тарелке. Расположите его на руках так, чтобы иметь возможность отодвинуть тарелку в сторону или прикрыть ее рукой.
  • Предлагайте ту еду, к которой ребенок проявил интерес, то есть потянулся за ней руками. Не настаивайте на том, чтобы он попробовал не привлекающую его пищу.
  • Позвольте ребенку попробовать каждый понравившийся ему продукт в микродозе. За один прием пищи количество микродоз не должно превышать трех.
  • Откажитесь от кормления лишь одним продуктом. Достаточно быстро малыш потеряет к нему интерес.
  • Показывайте, какое удовольствие вы получаете от потребления конкретного продукта. Например, с наслаждением съешьте хрустящее яблоко. Это обязательно заинтересует кроху, и он потребует попробовать новый продукт.

Крайне важно, чтобы рацион малыша составляли именно те продукты, которые ест мама. Это позволит ему получить с грудным молоком необходимые ферменты для переваривания пищи.

Едим сами

Собственный стульчик за общим столом позволит ребенку почувствовать себя полноценным членом семьи. Во время обеда или ужина можно предложить крохе овощи или фрукты на пробу. Это могут быть лишь жесткие продукты, от которых сложно откусить большой кусок, например, яблоко, морковь, тыква. Можно попробовать и сушку, сухарик.

  • Следите за тем, как малыш ест. Не позволяйте откусывать крупные куски.
  • Предлагайте кушать из своей тарелки. Сделать это можно будет ближе к девяти месяцам, когда у ребенка сформируются один-два прикорма.
  • Следите за чистотой. Первые попытки покушать самостоятельно всегда приводят к размазыванию еды по столу. Убирайте все разлитое и рассыпанное, так как малыш должен привыкать кушать в чистоте.

Грудное молоко остается главным пищевым продуктом в рационе ребенка. При введении педагогического прикорма оно сопровождает окончание каждой трапезы. Малыши любят запивать новые продукты маминым молоком. В этом есть преимущество! Содержащее пищеварительные ферменты, оно поможет организму усвоить полученную пищу.

В возрасте после года рацион малышей существенно расширяется. Вернее, их стол практически ничем не отличается от стола других членов семьи. Они кушают первые и вторые блюда, редко прикладываясь к груди после обеда или ужина. При этом кормления перед сном и в течение дня сохраняются. Малыш продолжает активно сосать грудь в подутренние часы.

Педагогический прикорм - не просто модное направление или способ облегчить жизнь маме. Это идеальная возможность знакомить ребенка именно с той едой, которую принято есть в вашей семье. Он формирует правильные пищевые привычки и пристрастия, поэтому перед родителями не возникает проблема накормить малыша. Благодаря тому, что его сопровождает грудное вскармливание, ребенок получает все необходимые вещества для физического и социального развития.

Распечатать