Как развить уверенность в ребенке 6 лет. Как воспитать в ребенке уверенность в себе. Залог будущего успеха

Многих родителей очень часто волнует вопрос о том, как развить в ребенке уверенность, как помочь ему не бояться иметь собственное мнение и уметь высказывать его, как научить ребенка достойно защищать себя, уметь преодолевать препятствия и не прятаться за спину родителей тогда, когда можно решить проблему самому. Советы дает НН-Мама.ру ...

Самое главное, с чего хотелось бы начать – это убедить родителей, что все это зависит от них, от подхода к ребенку, от стиля воспитания в семье и от личности самого родителя. Есть еще одно важное условие – это быть самому уверенным в себе человеком, ведь дети чаще всего ориентируются на своего любимого родителя, копируют его поведение, стиль общения с другими людьми, ведь родитель для ребенка – авторитет, а значит все, что он делает – правильно.

Если у вас есть какие-то собственные нерешенные личностные проблемы, особенно если они связаны с вашей уверенностью, вам необходимо поработать над этим, скорее всего, с помощью психолога.

Есть и еще правила общения с собственным ребенком, выполняя и соблюдая которые, у ребенка есть шанс стать личностью и иметь чувство собственного достоинства.

Правило первое. Ребенок должен быть уверен в вашей безусловной любви. Это не должна быть любовь удушающая, любовь-одолжение или та любовь, за которую ребенку придется расплачиваться хорошей учебой, помощью по дому. Любите ребенка таким, какой он есть, за то, что он есть. Он должен знать, что он рожден не для того, чтобы выполнить со временем ваши ожидания от него, а для того, чтобы стать человеком с чувством собственного достоинства.

Правило второе. Ребенок должен быть уверен, что он находится под защитой, но не под колпаком. Он должен знать, что вы рядом, а не составляете с ним единое целое. Будьте всегда открытыми и доступными для ребенка. Он должен знать, что всегда сможет обратиться к вам за помощью, что вы ему не откажете, не отвернетесь и не заставите решать самому трудные для него задачи.

Правило третье. Ребенок должен иметь право на ошибку, и возможность ее исправить, не получив за это оскорбления, незаслуженное наказания. Помогите ему осознать ошибку и исправить ее. Пусть ребенок не боится ошибаться, ведь это процесс познания, а ошибку можно и исправить и предупредить.

Правило четвертое. Вам нужно выработать в общении с ребенком позицию общения на равных, а не с высоты своего возраста, и не заискивая, возвышая свое чадо и делая из него кумира семьи.

Правило пятое. Позволяйте ребенку решать свои проблемы самостоятельно, не бросайтесь встрять в детские разборки из-за игрушек, не спешите переводить его в другую школу, если не складываются отношения со сверстниками или с учителями. Иначе ребенок не только не научится видеть ситуацию и искать пути выхода, но и не будет добиваться достижения успеха, и тогда главным мотивом станет мотив избегания неудач, уход от проблем, а не их решение.

Правило шестое. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, старайтесь делать акцент на личных качествах ребенка, учите ребенка оценивать себя и свои поступки, пусть он чаще смотрит на себя со стороны, учится видеть и чувствовать эмоции других людей и адекватно оценивать ситуации. Потому что если ребенок будет себя постоянно с кем-то сравнивать, он попадет в зависимость от оценки окружающих, а она, как правило, очень субъективна.

Правило седьмое. Когда ребенок маленький, избегайте в оценке ребенка слова «плохой». Он не плохой, он просто оступился и сделал неправильно. Старайтесь объяснять, что есть неправильные поступки, которые причиняют боль или неприятности, от которых он может пострадать.

Правило восьмое. Учите своего ребенка доводить начатое до конца, но если ребенку какая-то деятельность не по душе, не давите на него, что все это нужно непременно доделать и идти именно по этому пути. Особенно это важно в подростковом возрасте, когда идет становление интересов и выбор профессии, поэтому, чем ребенок больше попробует себя в разных видах деятельности, тем больше шансов, что в дальнейшем он сделает правильный выбор.

Правило девятое. Помогите ребенку адаптироваться в группе детей. Ведь вся жизнь ребенка с момента, как он пойдет в детский сад, будет так или иначе связана с общением и работой в группе. Это и школа, и студии, спортшколы, университет, лагерь. В группах детей всегда существует конкуренция. Особенно среди детей дошкольного возраста. Дети постарше считают себя взрослыми, опыт общения у них больше и они запросто могут «заткнуть за пояс» тех, кто помладше. А тем, кто младше, ничего не остается, как подчиниться и «набираться опыта». Если у вашего ребенка нет проблем общения с младшими детьми и со своими ровесниками, он со временем найдет общий язык и с детьми постарше.

Поддерживайте его, придавайте ему уверенность, в детском саду попросите воспитателя, чтобы он помог подобрать игры для сплочения детей в группе. Обычно это такие игры, где даже самый маленький и робкий может быть, например, ведущим в игре. В результате у ребенка повышается самооценка, уверенность в себе, он может проявить и показать себя.

Еще один способ повысить популярность в группе – это придумать новую игру (помочь могут родители), принести в сад игрушку и пригласить в свою игру детей постарше. Совместные игры сплачивают детей, у них появляется больше тем для контактов.

Правило десятое. Уважайте своего ребенка и то, что он делает, о чем мечтает, к чему стремится. Не смейтесь и не требуйте от него изменить решение. Если уж выбор ребенка вам не по душе, найдите слова, которые докажут вашему ребенку, что это не совсем то или не совсем правильно. Не только вы учите ребенка, но и он вас пусть чему-то научит (какой-то игре, спортивному приему, необычно бросать мяч или сплести фенечку).

Правило одиннадцатое. Сосредоточьте свое внимание на том, что у ребенка получается хорошо, хвалите его. Оценка должна быть адекватной, похвала вовремя и по делу.

Воспитать в ребенке уверенность – дело непростое, и все эти правила – это не только правила для развития чувства собственного достоинства. Они затрагивают все сферы общения и взаимодействия с ребенком, и в первую очередь с вами, родителями. Уверенность в том, что тебя любят, понимают и принимают таким, какой ты есть – вот залог уверенности в себе и в своей будущей жизни.


Воспитание - непростое занятие. От того, что родители вкладывают в чадо в детстве, зависит, каким будет будущее малыша. Уверенные в себе люди достигают больших успехов в жизни, чем неуверенные, стеснительные. Задача родителей - вырастить решительного человека с развитой силой воли. Успех любит именно таких. Эта задача закладывается с детского возраста. Что родители вложат в ребенка, то и будет в дальнейшей его жизни.

Ответственность, решительность, смелость - главные спутники уверенности. Люди, которые в себе неуверенны, боятся трудностей, не умеют брать на себя ответственность, предпочитают легкие пути, избегают развития. Во взрослом возрасте с этими проблемами можно справиться благодаря тренингам, психологическим встречам. Этот путь очень трудный, не каждый может (и хочет) идти им. Чтобы обеспечить малышу легкость во взрослой жизни, помогите ему обрести веру в раннем возрасте.

Уверенность необходимо прививать ребенку с самого детства, чтобы малыш стал в будущем успешным человеком

Правила общения с детьми

Не нужно хвалить ребенка, будто он - король, бог и небожитель. Это развивает самовлюбленность, наглость. Родители думают, что их чадо лучше всех. В жизни подобная философия только мешает, портит отношения со сверстниками. Следите за тем, когда вы хвалите ребенка и за какое действие (уборку комнаты, завязывание шнурков) или за достижения (получил медаль на олимпиаде, построил скворечник для зимовки птиц, организовал друзей для выступления на соревнованиях, др.).

Хвалите только за то, что не является обязанностью ребенка или нормальным поведением. Не празднуйте тот факт, что малыш сам умылся. Это нормально. Детей важно этому научить. Чрезмерная похвала отбивает желание развиваться. Для чего? Меня все равно любят и хвалят. Значит, я хорош только потому, что я есть. Зачем надо расти дальше? Безмерная родительская похвала мешает развитию ребенка. Прежде, чем сказать, насколько восхитительный у вас ребенок, подумайте: а так ли это? Уверенность отличается от самоуверенности, высокомерия. Важно развить в детках их сильные стороны, помогать им в трудных и тяжелых ситуациях, вдохновлять советом или напутствующим словом.

Важно научить решать многие вопросы самостоятельно. Так малыши учатся чувству ответственности. Доверяйте чаду. Да, поначалу он может ошибаться, делать неправильные вещи, но только так можно научиться самостоятельности.


Хвалить надо только за личные заслуги ребенка. А вот поддержка должна быть всегда, ребенку необходимо чувствовать родительское понимание и поддержку

О чем важно помнить родителям?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Ребенку крайне важно ощутить, что он может что-то делать сам без вашего участия. Маме и папе важно привить в малыше навык пользования своими ресурсами, а не делать это вместо него. Позвольте ему развить ответственность за себя. Пусть он с детства узнает, что поступки приводят к последствиям. Когда что-то не выходит, можете ободрить ребенка. Важнее опыт и практика. Ошибки нужны, чтобы сделать правильные выводы и найти лучшие варианты для выполнения каких-то действий.

Детки следят за тем, как поступают их родители. Если папы и мамы неуверенны в себе, как малыш может узнать о том, что такое уверенность? Родители должны стать примером! Следите за собой. Родительские проблемы отражаются на детях. Нельзя выбрасывать свою жизнь в далекий ящик. Надо заниматься собой, совершенствоваться, идти вперед. Главный пример ребенка - его родители. Нужно быть таким человеком, которым малыш сможет гордиться и захочет стать похожим на него.

Дома малыши должны чувствовать себя в безопасности. Важно наладить доверительные отношения с ребенком. Общайтесь, доверяйте, слушайте. Станьте другом, но будьте родителем. Если у малыша есть трудности, ему нужна ваша поддержка, а не критика. Тогда вы сможете воспитать чадо уверенным. Важно с ранних лет научиться верить в себя и знать свою силу.


Если ребенок проявляет инициативу и делает что-то самостоятельно - радуйтесь, у вас растет уверенный ребенок. Ну а если не получилось у малыша выполнить задуманное, помогите советом, как сделать в следующий раз лучше

На это влияют многие факторы, в том числе:

  • отношения с родителями, педагогами, сверстниками;
  • удачи и поражения, отношение к ним;
  • проверка «прочности» качеств и способностей.

Психическое развитие детей: возрастные особенности

В возрасте 1-3 лет малыши уже должны получить часть самостоятельности, взаимодействуя с людьми и предметами, у них активно развивается речь. С 3-х до 7-ми лет ребенок различает свои состояния и эмоциональные переживания, возникает наглядно-действенное мышление, закладываются основы нравственного развития, дети активно играют, моделируя мир взрослых.

До 5 лет психика очень гибкая, память хорошая, поэтому крайне важно помочь ребенку раскрыть его способности и потенциал. С 7 лет развиваются волевые процессы, память, ребенок оценивает себя, планирует действия. С 3 до 7 лет важно проводить с чадом различные упражнения. Так вырастет человек, знающий себя, умеющий действовать, добиваться успеха во всех сферах жизни.

Развитие навыков коммуникации

Уверенность формируется при взаимодействии с окружающими людьми. Родителям необходимо научить ребенка выражать свои чувства и желания. Застенчивость способствует тому, что детки следуют за чужим мнением потому, что не умеют озвучивать свои потребности. Обучайте навыкам общения. Для этого подойдут сюжетно-ролевые игры, где каждый может играть главную роль.

Нельзя сравнивать людей, тем более не в пользу вашего чада. Так можно привить малышу комплекс неполноценности. Нужно поддерживать. Малыш должен знать: родитель придет на помощь в сложной ситуации, если это понадобится.


Часто родители пытаются воплотить свои нереализованные мечты через ребенка, пытаясь навязать ему свое мнение и должное поведение. Но ваше чадо - это же самостоятельная личность, и он имеет право быть тем, кем захочет. Поддерживайте выбор ребенка

Право быть собой. Некоторые взрослые хотят, чтобы их малыши были какими-то. Смелыми, лидерами, харизматами и др. Попытки воспитать деток такими, как мечтают родители, чреваты негативными последствиями. Важно ценить в отпрысках их природные задатки, иначе это подорвет их уверенность в себе. Понимайте потребности малыша и его личность.

Необходимо развивать те задатки, которые есть у малыша. Занятия не должны проходить в принудительной форме, иначе это не принесет удовольствия и пользы. Нужно проявлять любовь: говорить, показывать действиями, тогда малыш сможет любить себя, ощутит безопасность.

Терпение, поддержка. Если у чада не сразу правильно все получается, ни в коем случае не критикуйте. Поддержите его, проявите терпение. Обучайте новым навыкам в игре. Ребенку важно чувствовать, что родители его поддерживают, тогда ему будет легче выполнять задачи, решать проблемы. Обнимайте чадо, говорите теплые слова.

Конечно, сломанные вещи - это неприятно. Перед тем, как ругать, поинтересуйтесь у ребенка, чего он хотел добиться своими действиями. Если в словах будет логика, а не вранье, помогите ребенку получить желаемый для него опыт. Объясните почему вы расстроены: «эта вещь важна в хозяйстве и теперь придется покупать новую, тратить время на поход в магазин» и др.


Находите время для общения с ребенком, отвечайте на вопросы. Игнорирование малыша может вызвать в нем чувство собственной ненужности и неуверенность в себе

Слушайте внимательно, объясняйте. Поддерживайте стремление ребенка экспериментировать. Если он ломает или разбирает свои игрушки, то за это нельзя критиковать. Это его вещи, и он вправе делать с ними все, что захочет.

Ребенок что-то хочет рассказать? Найдите для этого время, ответьте на его вопросы. Деткам важно чувствовать, что в любой момент они могут прийти к вам и пообщаться. Мир вокруг кажется сложным. Объясняйте его устройство простым языком, уточняйте, понятны ли деткам ваши пояснения. После первой победы или закрепления нового навыка, важно хвалить и поощрять. Теплыми словами, вниманием, интересным совместным досугом.

Личные границы

С каждым годом дети получают все больше самостоятельности. Это нельзя запрещать. Конечно, должны быть правила: всегда одевать шапку, когда холодно или брать с собой зонтик, если намечается дождь. А выбор одежды, например, ребенок делает самостоятельно. Должна быть система с четкими правилами: что ребенок может делать, а что ему пока запрещено. Например, гулять вечером разрешается только с родителями, а вот днем, возле дома, можно играть с друзьями, но не бегать к дороге.

Наличие четких правил поможет стать уверенным в своих силах, будет способствовать полноценному, всестороннему развитию психики.

Неуверенность - главная причина многих проблем. Можно научиться обратному, тогда человек сможет отстаивать свою точку зрения, поверит в свои способности и силу, не будет волноваться о мнении окружающих.


Выполняйте с ребенком упражнения для развития уверенности

Упражнения для развития уверенности в себе помогут укрепить волю, избавят от слабостей. Можно избавиться от страхов, получить хорошее настроение и стать уверенным в собственных силах. Выполняйте упражнения для развития в себе веры:

  • запишите положительные качества, достижения;
  • подумайте, чего бы хотелось добиться, что сделать;
  • выполняйте действия по движению к цели каждый день.

Рисунок себя

Данное упражнение поможет увидеть себя со стороны. Родители и дети рисуют себя так, чтобы никто не знал, где чей рисунок. Затем их творения перемешиваются и каждый получает изображение. Участники рассказывают, чего не хватает на том или ином рисунке. Детали рассказа позволят сделать правильный вывод о текущем эмоциональном состоянии малыша.

Описание изображения получится негативным или то, что нарисовало чадо, будет выглядеть уныло? Необходимо обращаться к психологу за детальным изучением психологических особенностей личности малыша, для проведения диагностики, коррекционных игр.

Воля

Упражнение развивает силу воли, веру. Чадо найдет внутреннюю свободу. Напишите на листочке все, что вы сегодня сделали. Пишите все, что пришло в голову. Теперь подумайте о том, сколько вы всего умеете. Можете научиться чему-то еще, при вашем на то желании.

Уверенность появляется благодаря знанию себя и своих возможностей. Исследуя себя, познавая свои способности, повышается уровень личностного роста. Иногда детки стесняются рассказывать о секретах, мечтах. Помогите им в этом, способствуйте раскрытию души малыша. Так можно помочь чаду открыться новым свершениям.


Хорошо, когда оба родителя занимаются с детьми. Пример близких позволит малышу понять, что он тоже может стать как мама или папа

Я в будущем

Упражнение укрепляет веру в свои силы. Тренинг важен для любого возраста. Предложите ребенку нарисовать себя в будущем. Каким он хочет стать? Изображение должно быть вдохновляющим, ярким. Нарисуйте не только себя, но также свои увлечения, хобби. Когда рисование будет завершено, можно рассказать о том, каким вы видите себя в будущем.

Подобная методика быстро раскрывает истинные душевные стремления чада. Когда малыш уже может четко представить себя в будущем, видит его позитивным, такой результат должен радовать. Если чадо показывает негативные стороны, а мысли наполнены пессимизмом, важно обратиться к психологу за коррекцией.

Быстрое решение конфликта

Упражнение поможет выработать быстроту реакции. Навык полезен в конфликтных ситуациях. Занимайтесь всей семьей. Один придумал конфликт, второй сказал, как он на него реагирует. Все происходит быстро. Предложите стороннему наблюдателю (или используйте диктофон) записать мысли участников. Спустя время проанализируйте с супругом результаты.

Негативное отношение к жизни, агрессивность, злоба - одни из основных причин, по которым человек не может полноценно реализовать себя в социуме. Помочь малышу можно, если вовремя обнаружить проблему. Такие игры-тренинги должны стать регулярными для всей семьи.

Круг комплиментов

Упражнения способствуют укреплению веры в себя. Можно научиться ценить свои положительные стороны и достоинства других людей. Участвуют родители и дети. Встаньте в круг. Скажите три комплимента другому человеку. Так по кругу. Вспоминайте, что вам друг в друге нравится: во внешности, поведении, характере.

Почти пять столетий назад, 8 декабря 1542 года, на свет появилась Мария Стюарт, королева двух государств - Франции и Шотландии. Её удивительная жизнь, напоминающая скорее авантюрный роман, была наполнена любовными приключениями, дворцовыми интригами, предательствами и страстями…..

Мария Стюарт. Флёрова Елена Николаевна

662

Илга

Больше года назад у мужа умерла мама. Остались отчим (по документам муж не усыновлен) и брат по матери. Родители его копили на коттедж, но так и не успели его приобрести, все имущество перешло сначало к отцу, который попросил написать отказ от наследства, чтоб оформить на себя авто и прочее. Сын младший живёт у отца с девушкой, не знаю писал ли он отказ от наследства. Суть такая, что деньги накопленные на коттедж (не маленькая сумма) отец и младший поделили по своим счетам, а нам не сообщили ничего, узнали случайно от брата (прогоаорился, что они копят деньги дальше для себя), получается муж от матери ничего не получает в наследство вообще. Все будет перписано на брата. Муж утверждает, что сам на все заработает (это нереально). Отец ему соврал, что все деньги "сгорели". Вообще всегда было так, что отец за все года ни разу сам не позвонил, ни разу не спросил как у него дела и тд. Брат тоже такой. Зато муж стабильно им звонит сам, переживает за здоровье их и тд. Говорю мужу - интересно, если бы ты им сам не звонил, они бы вспомнили про тебя, позвонили? Говорит - отец точно нет, он так воспитан(или не воспитан скорее)! Мне жалко мужа, что он ими брошен и не поимает этого, что отец не честно поступает, и от матери никакого наследства не получил вообще, ничего.

450

Алена Викторовна

Всем привет. Поругалась с матерью удалось сделать это - навесить на меня глыбу вины. Живет она на даче, у нее штук 30 кошек и несколько собак. Любимый песик овчарка) агрессивен, что я даже во двор этой дачи не захожу,привязать не может- ого не любит. Кошки стерилизованные, но меньше их не становится: постоянно кого-то подкидывают добрые людитили она подбирает... содержать этот зоопарк очень дорого. мать на пенсии (она и не работала никогда практически), отец работает и пенсию получает, но они еле-еле сводят концы с концами. и вот ей кто-то посоветовал зайти в интернет. Это ж так просто - создаешь страницу и всё, тебе начали деньги присылать! она в этом ничего не понимает, компьютера нет, телефон кнопочный. может открыть гугл и сделать запрос. всё. что такое социальные сети представляет смутно. Приехала сегодня ко мне. Сделай, говорит, страницу и веди ее. Я - в городе, у меня - двое детей, две работы, младшая только в сад пошла, болеет постоянно. С детьми она не сидит -не хочет, ей некогда. Что такое создать страницу/канал и раскрутить ее, сколько это времени занимает -она не имеет никакого понятия. а я терпеть не могу социальные сети! группы эти... меня и в инстаграмме нет. В общем,я распсиховалась, мать зарыдала, что никто ей помочь не желает, она ж о такой малости просит! пытаюсь ей объяснить- нужны фото, видео, рассказы о животных... а я туда даже зайти не могу. Типа это не проблема - отец фотографирует, я пишу.
теперь я сижу, придавленная чувством собственного ничтожества(((купить ей хороший телефон? планшет? разберется она, как свой блог или страницу сделать и развивать? сама я точно этим заниматься не хочу. Это посягательство на последний кусочек моего личного времени(((у меня его итак нет... дети, работа, дом, а еще -я преподаю в вузе, я должна писать научные статьи (вот сейчас на мне пособие "висит", скоро сдавать, а я две недели с ребенком маюсь младшим -она гриппует(((никто никогда не сказал мне: " Алена, давай мы с девочками посидим, а ты в баню сходишь!". Нет. Отец еще видит с моими детьми, если мне на работу надо срочно, мать - никогда. А вот навесить на меня еще обязанностей -это да((((в общем, сижу, чувствую себя куском... органического происхождения((((

302

Белка

Вообще мужчины жалеют женщин? Почему у них в сознании, что женщина-это лошадь, должна и на работе пахать, и дома. И при этом не ныть и не жаловаться. Короче, пахать и смеяться при этом от счастья.
Я не знаю, как другие. Но по себе скажу, тяжело и полный день работать, и выходные на отдых не похожи. Как у Вас?

199

Ольга Веселова

У меня есть подруга. Несколько лет она занимается благотворительностью. Возможностей финансово участвовать у нее нет. Но у нее есть талант людей объединить, вдохновить, заразить идеей. Они занимаются и помощью семьям в трудной ситуации, и приютам, но основная деятельность это проведение сборов на лечение.За годы было много историй. И с детьми, и беременной женщиной и даже для мужчины попавшего в аварию. Она редко рассказывает подробности. Но тут я сама решила пораспрашивать. Как потом общение складываются с людьми, которым она помогает. Ведь что бы история выстрелила нужно ею заболеть. Они печатают листовки, клеют их по городу, поднимают все сми, проводят благотворительные ярмарки и концерты. Оказалось после окончания сбора люди больше никогда не идут на контакт. Не принимают участие в сборах (помочь с расклейкой листовок например), не поздравляют с д.р. Некоторые встретив в городе отворачиваются и делают вид, что не знакомы. Сразу скажу у нее по этому поводу нет терзаний. Она давно прошла этап, когда очаровывалась людьми. Старается не сближаться. Помог и к стороне. Обычно новички, которые попадают в команду. на первых парах разочаровываются. Так все таки нужно помнить добро? Не нести груз и долг на плечах, не подходить на полусогнутых к тому, кто когда то помог,. А например не забыть поздравить в соцсетях, или поддержать его, когда он окажется в трудной ситуации. Чаще всего, когда к подруге обращаются с просьбой о помощи, первые слова - нам больше не к кому обратиться

176

А повод личный, например, мой тридцати с хвостом племянничек. Такой кузнечик, скочет-стрекочет себе. Нет, не бездельник. И работа неплохая, непыльная, и карьера мал-помалу проглядывается, не так чтобы "ах!", но есть куда. И вот предложили ему место - супер, зарплата не сравнить с нынешней, а дальше - расти-старайся. Нет, говорит, не хочу. Молодой ещё - ищу своё и не пожил ещё вволю. Молчу, но правым его не считаю. Или прав?

158

Уважаемые читатели моего блога, здравствуйте! Сегодня я затрону в своей статье актуальную проблемукак воспитать уверенного в себе ребенка, привить ему чувство собственного достоинства?

В современном мире как никогда надо уметь преодолевать трудности. Такова наша действительность: начиная с первых сознательных лет жизни ребенок должен уметь постоять за себя в разных ситуациях. Для этого надо быть уверенным в своих силах. А всегда ли родители стремятся воспитывать в своих детях уверенность в себе. Не надо путать это качество с другим – самоуверенностью, граничащей с наглостью. Какие качества отличают уверенного в себе ребенка? Как развить у ребенка уверенность в себе, преодолевая различные трудности и фобии? Об этом пойдет речь в предлагаемом материале.

Уверенный ребенок – какой он?

Основы поведения, заложенные в детстве, переходят во взрослую жизнь. Неуверенный в своих возможностях ребенок, постоянно испытывающий страх сделать что-то не так, формируется как неполноценная личность, для которой постоянно требуется руководство извне. Как утверждают психологи, в ребенке 7 лет можно уже определить черты успешного и уверенного в себе человека, или того, кто будет идти по жизни в тени других. Можно ли исправить наметившиеся в поведении дошкольника неуверенность и страхи? Да, можно и нужно. Но при этом, родителям надо быть немного психологами-аналитиками. Чтобы увидеть свое дитя со стороны надо проанализировать его поведение. Уверенные в себе дети проявляют себя следующим образом:

  • Радуются новым знакомствам, коммуникабельны, имеют много друзей;
  • Не выказывают волнения, когда им дают оценку другие, хотя эта оценка имеет для них значение;
  • Осознают свои права, стремятся их отстаивать не только перед своими сверстниками, но и перед взрослыми;
  • Настойчивы в достижении своих целей;
  • Умеют сказать «нет», если предложение идет вразрез с их убеждениями и представлении о чем либо;
  • Умеют проигрывать, не видят в поражении непоправимой трагедии.

Неуверенные в себе дети – это диагноз?

А как проявляют себя неуверенные в себе дети? Основные черты характера – малая общительность, безынициативность. Им очень трудно устанавливать контакты с незнакомыми людьми. Часто от них можно услышать «У меня не никогда это не получится», « Я не смогу», « Я не знаю». У них всегда есть оправдание невыполненной работе: нехватка времени, неумение, непонимание чего-то.

Внешне неуверенный ребенок выглядит замкнутым, малообщительным, стеснительным. В то же время такие дети проявляют неоправданное упрямство. Как правило, в основе такого поведения лежат отрицательные эмоциональные переживания по поводу своей неполноценности в глазах окружающих.

Формированию неуверенности в своих силах способствует многократный отрицательный опыт в каком-либо виде деятельности, конфликты с родителями или сверстниками, постоянный строгий контроль со стороны родителей, или их чрезмерная опека, не допускающая никакой самостоятельности.

Неправильное воспитание может проявляться в постоянном сравнении ребенка с другими. При этом подчеркиваются ошибки, и принижается его личность. Растущий в постоянной критике и упреках до 8 лет он успевает сформировать в себе комплекс неполноценности. В дальнейшем он перестает выражать свое собственное мнение, а становится моральным « флюгером» — куда подуло, туда он и поворачивается. Такая тенденция в поведении очень опасна, так как может привести человека в более взрослом возрасте в плохие компании и на « скользкую дорожку».

Актуальность развития уверенности в ребенке


Как видим, проблема формирование в ребенке уверенности в себе актуальна, и должна побудить родителей заняться ею, если к этому есть основания. Как помочь ребенку обрести чувство решительности и смелости, научить его самостоятельности? Для дошколят психологи предлагают добавить уверенности через игру, где они могут раскрыться с лучшей стороны и увидеть лучшие стороны других. Например, такая игра как « За что меня любит мама, или папа, бабушка или дедушка». Дети, если они в группе, могут по-очереди рассказать за что их любят родители. Они могут с помощью игры повысить самооценку в своих собственных глазах и в глазах других детей и взрослых. А такая игра как « Комплименты» дает увидеть малышам свои положительные стороны как бы со стороны. Дети говорят, что им нравится друг в друге. После игры, можно обсудить, что каждый из них узнал о себе нового.

Еще не поздно

Для развития уверенности, ребенку следует побороть страх. Детские фобии взрослым порой кажутся нелепыми. Особенно впечатлительные малыши могут нафантазировать себе страхи и сами в них поверить. Вернуть уверенность в себе детям должны родители. Это особенно важно сделать перед школой, когда детский мир, где было все знакомо, стремительно расширяется, и в нем присутствуют не только дети, но и много взрослых, много условностей и правил.

Но и с детьми постарше так же можно решить эту проблему. Для детей старше 13 лет могут подойти тренинги, как и для взрослых, конечно, если они сами в этом заинтересованы.

Для детей 7-13 лет можно просто потихоньку менять тактику воспитания, снижать количество наказаний и критики к ребенку, хвалить, прислушиваться к их мнению. Как именно это делать читайте дальше. Конечно резко перестроится не получится ни у вас, ни у ребенка, но важны даже малейшие шаги к росту самоуважения вашего ребенка.

Итак, вам стоит определится: кого вы хотите видеть — лидера, уверенного в себе или ребенка, который выполняет все безоговорочно. К сожалению, так не бывает, что до 17 лет человек полностью подчиняется, а в 17 лет становится лидером и уверенной в себе личностью. Скорее всего, он будет искать руководителя во взрослой жизни и ему трудно будет ставить самому себе цели и достигать их. Психологические исследования подтверждают, что послушный ребенок вырастает послушным работником, но не директором, владельцем компании.

Что делать родителям

Как воспитать ребенка уверенной в себе личностью? В этом важном процессе главное место отводится отношениям в семье. Если дети в семье не признаются равноправными ее членами, если к их мнению не прислушиваются, то это в первую очередь отражается на их самооценке. Еще более усугубляется положение, если их ошибки обсуждаются при всех и в категорическом тоне. Чтобы выработать у дошкольника чувство уверенности в своих силах, поднять его самооценку, его следует не ругать, а хвалить. Это не значит, что проступки не надо замечать. Но, для того, чтобы похвалить его, найдется гораздо больше поводов, чем сделать ему замечание.

Первое главное правило — давать право выбора и считаться с ним


Давайте чаще ребенку право выбора в том, что не критично для его здоровья, чтобы он учился принимать решение и чувствовал, что с его мнением считаются в семье. Если вы хотите все равно сделать по своему, то лучше не спрашивать, а поставить перед фактом. Например, если вам нужно отвезти на день ребенка к бабушке и его мнение не повлияет на исход, то лучше спросите, что он оденет к бабушке, а не:

— Хочешь к бабушке?

— Нет, не хочу, мне там не скучно

— Ничего, найдешь себе занятие.

Это выглядит даже как насмешка или пренебрежение, согласитесь?

Если все же нужно запретить какое-то действие, угрожающее здоровью, не вписывающееся в рамки культуры и т.п., то аргументируйте его и расскажите в чем выгода для ребенка в отказе от действия. Вывод: относитесь как ко взрослому человеку, как хотели бы, чтобы относились к вам самим.

Второе главное правило — шанс исправиться

Нужно ли наказывать будущего лидера? Конечно, наказание должно присутствовать. Но человек должен четко понимать за что его наказывают. И человеку нужно давать шанс. Что я имею в виду. Сначала оговорите правила, которых нужно придерживаться в вашей семье во благо каждого члена семьи и наказание в случае не выполнения. То есть ребенок должен понимать, почему то или иное действие не нужно и делать и в чем выгода для него — об этом я говорила выше. После первого и второго промаха давайте предупреждение, на 3 раз следует ранее оговоренное наказание. Справедливо? Я думаю да.

Но, по сути, до наказания дело доходить не должно. Если эти правила установлены для всех членов семьи (например, не сидеть ночью за компьютером или не кушать перед телевизором) и если это правило нельзя нарушать даже «один разок, ну чуть-чуть еще», то вряд ли ребенок будет это делать и будет оспаривать свое право на такое поведение с мыслью «вдруг прокатит». У мамы много дел и она не заметит или сделает вид, что не заметила.

Внимание. Под наказанием я не имею в виду физические наказания. Они работают, но временно и не эффективно. Как только палка будет далеко, то можно делать все? Малыш вырастет и ваш силовой и финансовый авторитет пропадет.

Третье главное правило — критика и приказы

Что будет, если постоянно и беспрекословно по всяким мелочам подчинятся чьей то воле? Вырастет отличный солдат.


Не запрещайте все подряд, все, что вам мешает или не нравиться. Если постоянно пилить - убери игрушки, сделай то, сделай это, не бери, не ломай, не трогай, то можно создать такую напряженную атмосферу, что ребенку захочется из нее сбежать.

Отведите ребенку свое личное пространство, свой угол или комнату, где он может трогать и разбрасывать все, что угодно. И не вмешивайтесь в управление этой территорией творческого беспорядка.

Во-первых, ребенок должен сам понять зачем нужен порядок, как он влияет на человека.

Во-вторых, вы не будете вызывать ассоциаций: «Мама пришла((((сейчас опять заставит убирать»

Прошу заметить, что не только у детей проблема с порядком, большая часть человечества мучается над вопросом как навести порядок в жизни, на рабочем столе, в голове. Придумывают целые системы мотивации, таймменеджмента, системы организации порядка. И это не потому, что их мама не заставляла складывать игрушки. А может даже наоборот, потому что они наводили порядок, только если их кто-то заставлял?

Мы иногда даже не замечаем, как общаемся с ребенком. Часто это не диалог, а набор команд, которые ребенок должен беспрекословно выполнить. Даже просьбу убрать со стола посуду в раковину можно выразить так, что она не оставит выбора. А если вы не оставите выбора, то откуда возьмется самостоятельность? Разговаривая так, вы даете понять детям, что для вас они значат меньше, чем другие люди.

Разбитая чашка, пятно на кофте, царапина на руке, книга упала в лужу — это не повод для скандала и укор в сторону ребенка, не нужно на него накладывать штампы: руки-крюки, дырявая голова и другое. Вы только представьте, если внушить человеку такое мнение о себе, кем он будет в жизни. А если по каждой мелочи говорить такие фразы, это не что иное, как закрепление за ребенком образа неудачника.

Многие родители ведут себя так, будто им разбили не посуду, а сердце. Вместо того чтобы успокоить ребенка, не могут удержаться от язвительных эпитетов.

  • Нельзя выражать недовольство по поводу ошибок ребенка, переходя на его личность. Важно при « разборе полетов» это подчеркивать, что отрицательное отношение выражается к проступку, а не к совершившему его;
  • Собственные фобии ни в коем случае нельзя навязывать детям. Мало того надо анализировать вместе с ними их страхи и помогать избавляться от них.

Научившись преодолевать первые трудности самостоятельно, ребенок будет переносить свой опыт на другие ситуации. Это научит его справляться с трудностями в школе, в общении со сверстниками и с взрослыми. Задача родителей – внушить, что у него все получится, и что у него всегда будет надежная поддержка.

Находить необходимую информацию. В таком случае будет знать, что ошибиться – не страшно. Главное – поставить цель и добиваться ее реализации. Ребенку нужно объяснить, что на пути к цели может встретиться множество трудностей. Научите его не бояться этого. В преодолении трудностей опыт и целеустремленность, закаляется .

Помимо этого, важен собственный родителей. Если они неуверенны в себе, показывают сомнения по поводу решения той или иной проблемы, то им будет воспитать в своем ребенке уверенность. Постоянные сомнения в своей правоте делают ребенка неуверенным. И наоборот, видя смелых, уверенных в себе родителей, ребенок будет стремиться быть похожими на них. Со временем он также научится быть ответственным за свои поступки.

На формирование уверенности в себе оказывает влияние коллектив. Если ребенок принят в группе, его мнение принимают остальные, к нему прислушиваются, то со временем он становится уверенным в своих силах. На это также влияет участие ребенка в различных мероприятиях. Подготовка номера, выступление перед публикой дает важный опыт. Он не будет бояться негативной оценки результатов своей деятельности окружающими и научится воспринимать конструктивную критику.

От педагога также во многом зависит, насколько ребенок уверен в . Его задача – создать условия для формирования уверенности каждого ребенка . Нельзя допускать, чтобы в группе были отверженные дети. Каждый ребенок индивидуален. Учет его индивидуальных способностей дает платформу для развития уверенности.

Видео по теме

Большинство родителей очень любит своих детей. Они хотят, чтобы их дети нормально развивались, прилежно учились, посещали различные спортивные секции, меньше болели, были успешными в жизни. Поэтому мамы и папы удивляются, когда он приносит домой плохие оценки, стоит на переменах в стороне от своих сверстников, у него проблемы с общением. Учителя в школе о нём ничего хорошего и плохого не говорят, так середнячок, хорошо, что не хулиганит, да и ладно. Он начинает чувствовать себя ненужным, бестолковым. Как же помочь ребенку стать уверенным в себе?

Инструкция

Дети прежде всего должны быть уверены, что они любимы, их ценят. Например, близкие знают, что сын или дочка всегда способны помочь старушке перейти улицу.

Все говорят, что ребёнка надо почаще хвалить. Похвала - это мощный стимул воспитания ребятишек и создания у них чувства уверенности в себе.

Одни папы и мамы хвалят за талант и достигнутый результат, другие за старание, третьи за настойчивость и затраченные усилия.

Отмечено, очень боится совершить ошибку, ребёнок, которого хвалят за талант. А если его хвалят за настойчивость и приложенные усилия, он более уверен в себе. У малыша, которого хвалят за старание и настойчивость, чаще получает хороший результат, когда надо выполнить трудное задание.

Но это всего лишь один из всех методов воспитания. Любви, участия и заботы близких похвала не заменит. Только родители могут развить качества и умения своего малыша, которые позволят ему стать уверенным человеком.

Важно показать своему ребёнку, что идеальных людей не существует на свете. Малыш должен знать, что каждый имеет право на ошибку. Это родители могут показать даже на собственных примерах. В нашей жизни редко совершают ошибки только те люди, которые ничего не делают.

Научите своего ребёнка стойко переносить жизненные неудачи. Просто заставьте поверить его в свои возможности. Дайте ему понять, что вы всегда будете опорой ему, и он в любое время сможет попросить вас о помощи. При этом важно, чтобы малыш научился также принимать родительскую поддержку.

Покажите, как можно ставить и реализовывать перед собой реально выполнимые цели. Развивайте у него умение держать себя в руках.

Расскажите на примерах, как можно показывать настойчивость в достижении цели. Всё это позволить вашим детям быть уверенными в себе и успешно продвигаться в жизни.

Безусловная любовь и полное принятие ребенка являются залогом его будущей уверенности в себе. Еще важно передавать малышу адекватную самооценку своим примером и соблюдать простые рекомендации.