Как подготовить ребенка к дет саду. Как собрать ребенка в детский сад? Подготовка ребенка к детскому саду. Оптимальный возраст для детского сада

Вопросам, которые связаны с подготовкой ребенка к детскому саду, родители обычно уделяют меньше времени, чем перед школой. А зря, ведь детский коллектив в саду – это первый социум, в котором будет находиться ребенок, и к нему тоже нужно адаптироваться.

Чтобы адаптация прошла максимально быстро и успешно, нужно знать, как самостоятельно подготовить ребенка к детскому саду и когда это нужно начинать делать.

Подготовительный этап

После принятия решения об оформлении ребенка в детский сад необходимо заранее начать готовить его к этому – желательно за 2-3 месяца до посещения заведения. Сделать это, к примеру, можно так:

1. Нужно рассказывать малышу о том, что такое детский сад, что его там ждет и какие положительные моменты будут от его посещения:

Веселые утренники и развлечения;

Большая компания детей, с которыми можно играть;

Интересные занятия (рисование, пение, лепка);

Интересный и чуткий воспитатель;

Занятия физкультурой, игры на свежем воздухе и т.д.

2. Если территория детского сада расположена недалеко от дома, можно иногда приводить ребенка туда играть. Так он запомнит его месторасположение и будет воспринимать игровые площадки как знакомое место, где он проводил время с мамой.

3. Сам ребенок тоже должен иметь соответствующий уровень развития: обладать элементарными навыками самообслуживания, уметь общаться с другими детьми, не бояться чужих людей.

4. Выбор конкретного учебного заведения тоже важен – нужно узнать о репутации не только самого детского сада, но и о его педагогах и другом персонале.

Также перед приходом в детский сад необходимо обойти больницу и получить справку с разрешением для малыша посещать детский коллектив. Если у ребенка имеется пищевая аллергия или он плохо переносит определенные продукты, об этом нужно будет обязательно сообщить воспитателю. При необходимости малышу будут давать другие продукты.

Очень важно самостоятельно подготовить малыша к саду – родители должны принимать в воспитании своего ребенка основное участие, не перекладывая эти обязанности полностью на плечи педагогов или нянь.

Сбор информации и выбор детского сада

У каждого детского сада, особенно если он расположен не в очень крупном городе, сложилась своя репутация: в глазах родителей, местных властей и простых жителей. Поэтому первоначальную информацию можно получить именно из таких источников. Для более детального знакомства с детским садом можно:

  • посетить его самостоятельно, без ребенка – оценить игровые площадки, чистоту помещений, группы и мебель в них, а также поведение воспитателей в отношении детей;
  • почерпнуть информацию о детском саде на сайте – при его наличии там часто размещаются фото- и видеоотчеты с развлекательных мероприятий, имеется информация о педагогах и о каждой конкретной группе;
  • определиться в выборе между частным детским садом и государственным – у каждого из них есть как свои преимущества, так и недостатки.

Важный критерий выбора детского сада – его месторасположение. Лучше, чтобы заведение находилось недалеко от дома – ежедневные дальние поездки и необходимость очень рано вставать могут негативно повлиять на желание малыша посещать детский сад.

Оптимальный возраст для детского сада

Лучше всего начинать приучать малыша к детскому саду между двумя и тремя годами. Во-первых, до трех лет дети быстро усваивают любую новую информацию и получают необходимые навыки, поэтому они быстрее приучатся к режиму и дисциплине. Во-вторых – перед выходом из декретного отпуска у мамы должно быть время на то, чтобы приучить ребенка к саду: забирать его пораньше, заниматься развитием навыков общения у малыша и приучать к самостоятельности.

Что должен знать и уметь ребенок перед детским садом?

Чтобы не возникло проблем с посещением детского сада, малыш должен обладать элементарными навыками самообслуживания:

1. Знание горшка и умение им пользоваться – то есть никаких памперсов, от них нужно отучить ребенка еще в раннем возрасте. Горшок лучше всего принести из дома – чтобы малыш уже его видел и знал.

2. Умение держать ложку, а также правильно потреблять еду. Если до этого ребенок кушал пищу, измельченную в блендере, нужно постепенно давать ему целые кусочки – чтобы он учился разжевывать и глотать их.

3. Навыки по одеванию и снятию простой одежды и обуви. Лучше всего, если обувь будет на липучках, а не на шнурках, а одежда – без сложных замков и мелких пуговиц.

Чем быстрее ребенок научится что-то делать сам, тем более самостоятельным он станет в будущем. Не нужно все делать за него – оказывать помощь лучше всего только в том случае, если он сам пока еще не может справиться с каким-то действием.

Лучшее время

Успех адаптации к детскому саду зависит и от поры года. Например, зимой и поздней осенью не рекомендуется приводить малыша в детский сад: в холодное время года, когда в помещениях прохладно и многие дети болеют, возникает повышенная опасность заразиться различными инфекциями. Простудные заболевания – нормальная реакция детского организма на новые условия, но слишком частые болезни ослабевают его и негативно влияют на развитие.

Лучшее время для адаптации к саду – это теплые месяцы года, с мая по июль. В это время в сад ходит меньшее количество детей и ребенку проще привыкнуть к ним. Летом дети много времени проводят на свежем воздухе, играют и закаляются, что постепенно укрепляет их здоровье перед осенними холодами. Еще один плюс – легкая одежда и обувь, научиться справляться с которой легче, чем с теплыми куртками и сапогами.

Готовим ребенка к общению

Развитие коммуникативных навыков – практически самый важный момент в подготовке ребенка к детскому саду. С детьми-экстравертами это будет происходить легче, ведь они от природы более общительные, а вот интроверты все равно не смогут полюбить большие компании, и для них это будет нормально.

Можно выделить несколько приемов, при помощи которых у ребенка развиваются навыки общения:

1. На игровых площадках можно показывать малышу пример, знакомясь и разговаривая с другими людьми. Не имеет значения, взрослые это будут или дети, в скором времени он начнет повторять эти действия и станет проявлять инициативу в общении со сверстниками.

2. Нужно брать ребенка в гости к другим взрослым и даже пробовать оставлять его у них на непродолжительное время. Это важно не только для развития коммуникативных способностей - привыкая оставаться без мамы, малыш быстрее привыкнет и к детскому саду. При этом важно указывать, на какое время он останется один и когда его заберут, и стараться держать слово.

3. Дома, в кругу семьи, стоит приучать малыша к групповым формам активности – например, играть или выполнять какие-то трудовые действия с привлечением нескольких родственников. Это могут быть родители, бабушки и дедушки или друзья семьи.

4. Еще один способ приучения детей к коллективу – посещение различных школ раннего развития. Лучше всего при этом находиться на занятии вместе с ребенком и поощрять его общение с детьми и взрослыми.

Нужно объяснять малышу, как вести себя с другими детьми: не драться, делиться игрушками, вместе играть. Многое зависит и от обстановки в семье: с более общительными родителями и ребенок легче приучается к общению, а при частых ссорах в семье малыш тоже будет конфликтовать с окружающими.

Приучаем ребенка к режиму

Приучение к соблюдению режима – одно из важных требований для быстрого привыкания ребенка к саду. Чтобы это не стало для малыша проблемой, дома стоит заранее выработать несколько правил, которые он должен будет соблюдать:

1. Ранний подъем – обычно детские сады открываются в 7 часов, малышей же приводят к 8. Чтобы успевать и не нарушать режима работы учреждения, нужно приучиться вовремя вставать.

2. После приема детей, в районе 8.30-9.00, все дети завтракают.

3. После завтрака и до обеда проводятся запланированные мероприятия: обучающие занятия, прогулки на улице, развлечения и игры. Конкретный вид деятельности зависит от времени года.

4. В 12 или немного позже дети приходят с прогулки, моют руки и садятся кушать.

5. После обеда и до 15.00 – тихий час. Если ребенок привык спать раньше или позже, нужно постепенно перестроить его на новый режим.

6. После окончания тихого часа следует полдник. Затем дети, до прихода родителей, снова играют в группе или выходят на прогулку на улицу.

Этот режим нужно соблюдать все время, не допуская больших отклонений от него – даже по выходным.

Адаптация ребенка к детскому садику

Конкретная скорость адаптации и легкость этого процесса для ребенка зависят от его индивидуальных особенностей и наличия хорошей подготовки перед детским садом. Исследователи выделяют три фазы адаптации, которые проходит каждый ребенок, начиная посещать детский сад:

1. Острая фаза – характеризуется изменениями в психическом, интеллектуальном и физическом развитии ребенка. У него может снижаться вес, нарушаться сон, участиться количество простудных заболеваний. Продолжительность этой фазы – около одного месяца.

2. Подострая фаза – длится в течение следующих полугода. Все негативные процессы с прошлой фазы выравниваются, могут оставаться лишь некоторые их признаки. Также развитие ребенка продолжает оставаться замедленным – на фоне общепринятых норм.

3. Фаза компенсации – после продолжительной задержки ребенок компенсирует недополученные знания и начинает активно развиваться. К концу учебного года его психическое и умственное состояние выравнивается в соответствии с принятыми возрастными нормами.

В первые дни посещения детского сада ребенка нужно будет составлять на очень непродолжительное время – около 10-15 минут. В зависимости от его реакции и поведения в дальнейшем время можно постепенно увеличивать: оставлять малыша сначала на час, после - на всю прогулку, а потом до обеда и на весь день.

Важно стараться выполнять обещания относительно того, когда ребенка заберут из сада: если он будет знать, что мама держит слово и приходит вовремя, то он проще перенесет временную разлуку с ней.

Частые ошибки: чего не следует делать?

При подготовке к саду и на начальных этапах адаптации к нему родители часто допускают некоторые ошибки:

1. Создание у ребенка негативного образа детского сада. Это относится к ситуациям, когда мама пугает малыша садом и делает его посещение для него чем-то вроде наказания. Естественно, что ребенок боится и не хочет туда ходить.

2. Демонстрация малышу своего волнения и беспокойства, связанного с посещением сада. Ребенок хорошо чувствует эмоции мамы и подхватывает их: если она сильно нервничает и переживает, беспокойство передается и ему.

3. Слишком сильная опека малыша, недопущение проявления им самостоятельности. Такому ребенку будет сложно в детском саду, ведь там вряд ли смогут уделять ему столько времени и внимания, сколько уделяют дома.

При подготовке ребенка к детскому саду нужно учесть множество нюансов: индивидуальные особенности малыша, его самостоятельность, умение общаться и играть с другими детьми. Чем раньше начнется процесс правильного домашнего воспитания, тем легче он привыкнет к детскому коллективу и социуму в целом.

В жизни каждой семьи наступает такой период, как поступление малыша в детский сад. Подготовка к нему - ответственное занятие . Готовить ребенка к детскому саду родители должны начинать заранее, по мере приближения к осени. Итак, с чего начинать?

НАЧИНАЕМ АДАПТАЦИЮ РЕБЕНКА

Начинать подготовку лучше минимум за несколько месяцев до поступления - в мае - июне. Почему именно в мае - июне? Дело в том, что наши детские сады начинают комплектацию ясельных групп осенью, в сентябре. А это период природного похолодания, когда и в помещениях достаточно прохладно.

Естественно, возрастает количество сезонных простудных заболеваний. Ребенок, идущий в сад, конечно же, адаптируется к новым условиям, но это связано с большими психологическими нагрузками, которые снижают защитные силы организма, из-за чего малыши начинают болеть.

Поэтому начинать адаптацию к детскому саду лучше всего в теплое время года: в мае-июле.

Это замечательное время для начала подготовки к детскому саду. На улице тепло, мы легко одеваем детей. Малышам легче одеваться самостоятельно, справляться с пуговичками и застежками, липучками и шнурками. Постепенно, по мере приближения осени, мы будем одевать деток теплее, увеличивать количество предметов одежды, но это постепенная нагрузка.

Очень важно, что в теплое время года дети много времени проводят на улице: играют в подвижные игры, возятся в песочке. Это снижает эмоциональную нагрузку от большого коллектива и раскрепощает ребенка . Намного сложнее адаптироваться сразу в группе, где в силу ограниченности пространства намного острее воспринимается общий шум.

КОГДА ОТДАВАТЬ РЕБЕНКА В ДЕТСКИЙ САД?

Родителей волнует вопрос возраста, в котором лучше отдавать ребенка в детский сад.

Декретный отпуск составляет три года. Многие мамы тянут с садом чуть ли не до последнего дня выхода на работу. Что из этого получается? А ничего хорошего! Мама сама после трех лет замкнутой жизни с трудом привыкает к работе. Причем, полный рабочий день - 8 часов, а домашней работы меньше не стало. Как же все успеть?! А у ребенка свои сложности...

Трехлетний возраст очень неблагоприятен для начала адаптации , потому что накладываются дополнительные факторы всем известного «кризиса трех лет », что делает более проблематичным переход к детсадовской жизни.

С психологической точки зрения, идеальный возраст для адаптации - 1 год 8 месяцев, когда в развитии ребенка отмечается прогресс, и малыш настолько понятлив, что мы приступаем к его планомерному обучению и развитию. Кроме того, маме до выхода на работу еще больше года и у нее достаточно времени для спокойной адаптации ребенка к саду.

Подготовку ребенка надо начинать с психологического настроя родителей!

Мама и папа сами должны быть готовы к тому, что ребенок пойдет в детский сад. Выработайте совместное положительное решение. Ведь если хотя бы один из родителей в душе против детского сада, то подготовку малыша начинать бессмысленно. Он сразу «считает» ваше состояние и переработает его в ежедневную нервотрепку.

ГОТОВИМ РЕБЕНКА К ОБЩЕНИЮ

После того, как вы приняли окончательное решение пойти в сад, сразу же начинайте готовить ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях, на новогодних праздниках, ходите на дни рождения друзей. Все время наблюдайте, как малыш себя ведет: стесняется или конфликтует, уединяется или дерется, или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.

Важно, чтобы начало посещений детского сада не было первым опытом общения со сверстниками и первого самостоятельного пребывания без родителей. Начинайте с посещения бабушек и дедушек, братиков, сестричек, знакомых с детьми. Полезны будут также «детские комнаты», где с малышами занимается педагог: вначале с мамой, а потом постепенно и без нее. Занятия в детских центрах также окажут очень большую помощь для дальнейшей успешной адаптации.

ОТДАЕМ РЕБЕНКА В САДИК: КУДА?

При выборе садика проанализируйте, что для вас важно: близость к дому, престижный район или зеленая зона. Наша рекомендация при выборе садка такова - обращайте внимание на воспитателей и детей. Придите в детский сад и понаблюдайте за детьми: довольны ли они, нравится ли им там. Хороший детский сад - место довольно шумное. Если в течение получаса вы не услышите шума и гама, а также взрывов смеха, поищите другое дошкольное заведение для вашего чада.

Знакомство с детским садом начинайте с администрации. Эта информация также важна для анализа, поскольку настрой, творчество, культуру общения создают именно они и транслируют на весь коллектив.

Навряд ли родителям захочется «задерганного» педагога или постоянно красящего забор и копающего грядки и клумбы. Обратите внимание на мероприятия, которые проводятся в детском саду, на то, как вас встречают. Походите несколько раз в разные дни вокруг детского сада и понаблюдайте. Что вы увидите? Активное проведение игр и конкурсов или разговоры воспитателей в кружочке вокруг песочницы? Где во время прогулки детки, что делают, как с ними общаются педагоги?

Попросите разрешения присутствовать на занятии, посмотреть праздники. Обратите внимание на укомплектованность штата садика воспитателями и помощниками. Талантливые руководители даже в наше непростое время находят возможности для удержания и стимулирования своего персонала.

Продолжение на стр.2

Трудно поверить, что малыш, которого еще вчера возили в колясочке, стал уже совсем большим, и ему пора идти в детский сад. Но все равно нам приходится с этим смириться. В 3 года ребенок обычно становится социально активным и может посещать детский коллектив. Без переживаний здесь, конечно же, не обойтись. Как подготовить ребенка к детскому саду?

Стресс - главный враг малыша

Любой ребенок при поступлении в детский сад непременно переживает стресс, связанный с адаптацией. Способности к адаптации у детей младшего возраста очень и очень невелики, из-за чего резкий переход малыша в абсолютно новую для него социальную среду никогда не проходит безболезненно, даже если внешние признаки этого не так очевидны. Затяжной стресс может нанести вред здоровью ребенка и затормозить его физическое и психоэмоциональное развитие.

Чтобы избежать подобных неприятностей, необходимо знать, как подготовить ребенка к детскому саду грамотно, все продумать и действовать максимально эффективно в интересах крохи.

Что же делать родителям?

Саму идею посещения детского сада взрослому требуется обыграть в зависимости от личности ребенка. Кому-то поможет подчеркивание его нового социального статуса - ты теперь большой и идешь в детский сад, как взрослый. Ребенку, который любит общаться, лучше всего рассказать, что дети в детском саду весело играют.

Перед первым расставанием постарайтесь определить для себя, какое время ребенок может прожить без вас. Можно постепенно оставлять его с отцом, бабушкой, хорошо знакомой соседкой или вашей подругой, которой можно доверять. Ребенок должен привыкнуть к мысли, что мама уходит ненадолго и всегда обязательно возвращается.

Как говорить с малышом?

О поступлении в детский сад нужно разговаривать в позитивных тонах - описать, как там интересно, сколько игрушек, какие бывают праздники и занятия. Ни в коем случае нельзя запугивать наказанием. Ребенок заранее должен доверять воспитателю, воспринимать его как близкого друга и "своего человека". Ни в коем случае нельзя угрожать малышу тем, что воспитательница будет наказывать за непослушание.

В то же время не следует каждый день настойчиво напоминать о том, что скоро ребенок идет в детский сад в обязательном порядке, т. е. не делать из этого слишком большую проблему.

Всегда отвечайте на вопросы малыша и рассказывайте ему как можно подробнее, чем ему там предстоит заниматься, и что в это время будет делать мама на работе. Дома можно поиграть в "воспитание детей в детском саду" - например, оставляйте его одного в детской комнате, потом заходите, показывайте на часы и говорите, что пришло время забирать сыночка или дочку домой.

Подготовку к детском саду следует начинать не позднее чем за два месяца до планируемой даты поступления. Всегда объясняйте ребенку, что вы вернетесь за ним, например, после того как он покушает и поспит. Так малышу будет легче вас дождаться. И никогда не нарушайте своего обещания. Привыкнув к мысли, что вы обязательно возвращаетесь, малыш легче сможет отпустить вас.

Общение - основа успеха

Дети в детском саду должны уметь общаться. Водите ребенка в парк, на детскую площадку, организуйте совместное катание на качелях или возню в песочнице. Если у вас есть родственники или знакомые с детьми, старайтесь посещать эти семьи и приглашать к себе. Если нет - гуляйте там, где собирается много мам с детьми. Общение со сверстниками - один из важнейших социальных навыков.

Отучайте малыша подолгу возиться с едой. На обед в садике отводится около получаса, и всегда оказываться среди отстающих ему будет неприятно.

Поможем воспитателю

Одевание детей на прогулку (особенно младшей группы) - это отдельная проблема. Сначала дети всегда путают шкафчики, по ошибке надевают чужие вещи, теряют и путают свои. Это создает массу хлопот нянечке и воспитателю. Простой способ помочь - подписать вещи своего малыша, особенно в начале года. Запасные вещи нужно убрать в пакет, а на полке шкафчика оставить только одежду для текущих потребностей, иначе возможны недоразумения.

Но главное - приучить ребенка одеваться самостоятельно. Дома предоставьте ребенку возможность освоить процесс с начала до конца, при этом проговаривайте порядок одевания вещей, а также просите ребенка подсказывать вам (якобы вы забыли).

Если ребенок не ест самостоятельно

Прием пищи - особо важный момент. Если вы до сих пор кормите ребенка из ложки, вариантов может быть только два - или приучать его есть самостоятельно, или оставить пока дома. У персонала не будет возможности накормить из ложечки каждого ребенка. Если ребенок не умеет кушать самостоятельно, скорее всего, в садике он наотрез откажется есть вообще.

Физически трехлетний ребенок вполне в состоянии кушать все, что угодно, сам. Кормление из ложечки воспринимается, скорее, как ритуал общения с мамой. При отсутствии мамы пропадает и ритуал - ребенок отказывается есть. Таким образом, начало детсадовский жизни может быть сильно осложнено. Пока ребенок еще дома - пусть ест сам. Наберитесь терпения. Малыш может сидеть за едой очень долго, измазаться по уши, но рано или поздно освоит этот нехитрый процесс, чем значительно облегчит жизнь себе и вам.

Адаптируемся постепенно

Первые дни в детском саду должны быть короткими. Вначале приводите ребенка на час, потом на 2 или 3, затем можно попробовать оставить его до обеда или уложить поспать в тихий час вместе с другими детьми. Таким образом, срок пребывания в группе будет удлиняться постепенно.

Позвольте ему взять с собой самую любимую игрушку. Расспрашивайте вечером не только о том, что делал сам ребенок, но и чем занимался его любимый мишка или зайка. Из ответов ребенка можно многое почерпнуть. Ведь, рассказывая о своем любимце, малыш всегда имеет в виду себя.

Уходя, расставайтесь быстро, уходите с веселым лицом.

Ребенок плачет в детском саду

Приготовьтесь к тому, что при первом расставании ребенок обязательно заплачет. Это нормально. Вам придется проявить твердость и уйти, чтобы не дать жалости захлестнуть себя и малыша.

Если есть возможность, пусть первые дни в садик ребенка водит другой человек: папа, бабушка или няня. Но вечером забирайте его обязательно сами - в первые дни это необходимо.

Если уже прошло две недели, но ребенок все время плачет при расставании, требуется посоветоваться с воспитательницей. Возможно, малыш просто-напросто не готов к тому, чтобы на весь день расстаться с мамой. Тогда вам придется рассмотреть вопрос о переносе начала посещения детского сада на следующий год или позже.

Адаптация для мамы

Бывает так, что сама мать еще не готова отдать ребенка в детский сад. Своим поведением она вольно или невольно демонстрирует тревожность, чем заряжает и ребенка. Разумеется, адаптации это никак не поможет. Самым разумным в такой ситуации будет передача на время полномочий отцу или другим родственникам, которые смогут отводить малыша без излишних эмоций.

С детским садом необходимо поддерживать тесную связь. Разговаривайте с воспитательницей, будьте в курсе всего, что происходит с вашим малышом. Когда он не у вас на глазах, ребенок может вести себя совершенно иначе, чем дома. Разговор с воспитательницей способен на многое открыть вам глаза, а вы, со своей стороны, поможете ей лучше понять вашего ребенка.

Трудности привыкания

Не следует забывать, что в первые дни может все быть благополучно, а трудности появятся через две-три недели или через месяц. Ребенок неожиданно может начать категорически отказываться от утренних сборов в садик, страдать ночными кошмарами или часто болеть. Это связано с тем, что новизна впечатлений и радость общения с новыми друзьями уже исчерпана, накопился стресс, ребенок в полной мере ощутил потерю всех прежних привилегий.

Помните, что полная адаптация возможна не раньше чем через пару-тройку месяцев. Все это время нужно стараться сглаживать большинство различий между прежней и новой жизнью малыша Уделяйте ему как можно больше внимания, старайтесь по выходным и вечерам готовить его любимые блюда, проявляйте интерес к его занятиям в садике и выслушивайте все, что он захочет сообщить. Хвалите и берегите детские рисунки и поделки. Одним словом, проявляйте в этот период максимум терпения, доброжелательности и не бойтесь идти на некоторые уступки ребенку.

Самое главное - быть другом своему ребенку. Доверие и взаимопонимание - основа прочных отношений, при которых малышу легче перенести любой стресс.

Отпуск по уходу за ребенком – счастливое время, когда мама может целиком и полностью посвятить свое время заботам о малыше. Но, к сожалению, это время заканчивается, маме приходится выходить на работу и позаботиться о том, чтобы правильно подготовить ребенка к детскому саду.

1. Плюсы и минусы

Посещение садика в первые несколько недель – это всегда дискомфорт для ребенка. Он привык проводить свое время с мамой и близкими, а там совершенно иная обстановка, незнакомые люди, другие дети. В детском возрасте привыкание к новым условиям пребывания, новым людям, новой атмосфере проходит гораздо сложнее, чем у взрослых людей. Длительный стресс может негативно отразиться на психоэмоциональном состоянии малыша и даже привести к проблемам со здоровьем. Поэтому привыкание к новым условиям должно проходить постепенно. Но в то же время детский сад играет важную роль в социализации ребенка, ведь именно там малыш начинает понимать, что такое коллектив, зачем нужны друзья, учится отвечать за свои поступки.

2. Психологическая подготовка к детскому саду

Чтобы процесс адаптации малыша происходил постепенно и максимально безболезненно, родители должны заблаговременно позаботиться о подготовке своего чада.

3. Подготовка иммунитета и физическая подготовка к детскому саду

Готовить малыша к детскому садику нужно не только морально, но и физически. Приучать его к двигательной активности, например: выполнять зарядку по утрам. Физические упражнения влияют на работу всех органов и систем. Выполнение зарядки улучшают обмен веществ, тренируют сердечно-сосудистую систему, повышает иммунитет, развивает разные группы мышц, силу и выносливость, координацию движений, ловкость, дыхание.

На первых порах зарядку лучше делать с ребенком, разнообразить ее различными веселыми играми, спортивным инвентарем. Главное, чтобы ребенку было интересно, и он старался каждый день заниматься зарядкой. Когда малыш овладеет движениями, то можно предоставить ему возможность выполнять зарядку самостоятельно.

Огромное значение имеет закаливание. Ежедневное проветривание детской, сон с открытой форточной даже в морозную погоду (до -15), обливание прохладной водой после теплой ванны, — всё это поможет укрепить иммунитет малыша и избежать частых простуд, которые так часто сопровождают детей в детском саду.

4. Важные моменты

Важно помнить, что и родителям, и ребенку нужно время, чтобы привыкнуть к пребыванию в детскому саду. Как правило, на это требуется около 2-3 месяцев.

Чтобы снизить стресс при привыкании к детскому саду, время пребывания в нем желательно прибавлять постепенно, начиная с 20-30 минут и увеличивая это время до нескольких часов в день.

Лучший возраст для поступления в детский сад — 2,5-3 года. В этом возрасте малыши уже пытаются разговаривать, а некоторые даже отлично говорят, они более самостоятельны, нежели малыши 1,5-2х лет. К тому же они начинают отличать детей и взрослых, воспринимают авторитет, прислушиваются к старшим. Адаптация в этом возрасте проходит легче и проще.

Абсолютное нормальное поведение в первые несколько дней пребывания в детсаду – слезы на глазах ребенка. Конечно, малышу непривычно, он в новой обстановке, с новыми людьми. Нужно попытаться донести до ребенка, что в группе его ждут новые друзья, разнообразные игрушки и много интересного и познавательного.

Практически все дети рано или поздно взрослеют и начинают посещать детский садик. От родителей зависит, насколько процесс адаптации будет быстрым, легким и безболезненным.

Начинаем готовиться заранее, как и сказала психолог в нашем саду. Взяла я эту инфо с сайта нашего садика, надеюсь, окажется кому-то полезной.

... пришло время отдавать РЕБЕНКА в детский сад. Что ждет вашего кроху за стенами садика, быстро ли он привыкнет, будет ли часто болеть... Вопросы, сомнения, переживания естественны для родителей, ведь на 4-5 лет детский сад станет частью вашей жизни, от него во многом будет зависеть и развитие, и здоровье, и душевное благополучие ребенка. Поэтому очень важно, сможет ли ваш малыш успешно адаптироваться к детскому саду, и помочь ему в этом — задача не только воспитателей. В первую очередь — это забота мамы и папы.

Подготовка к детскому саду

Готовиться к переменам желательно за несколько месяцев до начала посещения садика.

Особенно тяжело вливаются в коллектив детского сада застенчивые, пугливые дети. Если ваш ребенок сторонится незнакомых людей, на детской площадке боится отпустить вас, подойти к другим детям, даже самая хорошая воспитательница не спасет его от дезадаптации, ведь для таких детишек стресс от посещения детского садика будет во много раз усиливаться раз от раза. Постарайтесь расширить круг общения ребенка — чаще ходите с ним в гости, обсуждайте, что делают и как ведут себя дети на детской площадке, поощряйте и поддерживайте его инициативу в общении с окружающими. Учите ребенка общаться! Если вы пришли на детскую площадку, покажите малышу, как можно попросить игрушку, предложить поменяться, пригласить другого ребенка в игру или спросить разрешения поиграть вместе.

Учите ребенка знакомиться — сначала вы будете спрашивать детей, как их зовут, и представлять им своего стеснительного кроху, но рано или поздно он начнет брать с вас пример. Попробуйте на прогулках организовать игры для детишек — пусть это будет даже самая обычная игра в мяч — главное, чтобы малыш увидел, что играть вместе с другими детьми может быть очень весело. Запишитесь, если у вас есть такая возможность, в детский клуб или центр развития. В нашем садике есть группа кратковременного пребывания.В такие группы набирают детей 2-3 лет, и они приходят туда 2-3 раза в неделю на 2-3 часа вместе с мамой. Идеальный вариант — если в такой группе с ребенком будет заниматься воспитатель, который в дальнейшем будет вести ясельную группу.

Познакомитесь с режимом дня детского садика, в который вы планируете ходить, и постепенно начинайте приучать к нему своего малыша. Этот режим примерно одинаков для всех детских садов и может отличаться где-то на полчаса. Обычно в 8.30 в садиках дети завтракают, с 9 до 10 утра с ними проводятся занятия, затем примерно до 11.30 дети гуляют, около 12 часов обед, в 12.30&-13.00 — сон до 15.00-15.30. После пробуждения детей ждет полдник, затем они опять выходят на прогулку (в теплое время года) или играют в группе. Ужин начинается около 5 часов.

Неработающей маме, конечно, дома довольно сложно организовать точно такой же режим, но приученному к нему ребенку будет действительно гораздо легче привыкать к саду. Особенно тяжело приходится крохам во время сна, если дома их днем не укладывали спать. Поэтому очень важно, чтобы с 13 до 15 малыш привыкал находиться в кровати. Если он не может заснуть — приучайте его просто спокойно лежать. Чаще всего в садиках воспитатели не уделяют персональное внимание "неспящим" детям (то есть их все равно заставляют тихо лежать). Если ваш кроха отказывается лежать в кроватке, то время, в течение которого вам придется забирать своего малыша до сна, может сильно затянутся.

Учите малыша играть! К сожалению, современные дети все меньше умеют заниматься этой естественной для них деятельностью. Они не умеют играть самостоятельно, строить игровой сюжет, и вся их игровая деятельность сводится к простым манипуляциям с игрушками (постучать, покидать, поломать). Ребенку, умеющему занять себя игрой проще влиться в коллектив детского сада, найти себе друзей. Вовлекайте ребенка в совместные сюжетно-ролевые игры (куклы, домики, больница и т.д.), они учат ребенка общению, развивают эмоции, знакомят с окружающим миром.

Играйте с ребенком в "детский сад", рассказывайте ему о детском садике. О том, что если мама и папа работают, то они отводят своих деток в детский сад, туда, где много других ребят, где есть интересные игрушки, веселые занятия. Расскажите, что в садике дети едят и спят, там у каждого есть кроватка, шкафчик, полотенце. Пусть ваши игрушки станут "детками", которых привели в садик, а ваш малыш как заботливая воспитательница будет кормить их обедом и укладывать спать. Если вы будете регулярно говорить о садике и играть в него — больше вероятность того, что кроха начнет ходить туда с радостью, и конечно он уже будет знать, что это за место и чем там занимаются.

Читайте и рассказывайте ребенку стихи, сказки и приучайте его внимательно слушать. Пусть даже сначала кроху будет хватать лишь на пару минут. Старайтесь постепенно увеличивать время чтения, развивая у малыша произвольное внимание.

Играйте в игры на подражание — "попрыгаем, как зайчики", "полетаем, как воробушки", "походим, как мишки". Умение повторять действия взрослых пригодятся ребенку и на физкультурных, и на музыкальных занятиях, во время подвижных игр с воспитателем.

Приучайте ребенка к самостоятельности в сфере гигиены и самообслуживания. Если на момент поступления в детский сад ваш малыш будет уметь сам надевать сандалии, садиться на горшок, он будет чувствовать себя в группе более уверенно. Если вы знаете, что в скором времени ребенок начнет посещать детский сад, снимите с него памперс (пусть даже на первых порах вам придется носить с собой запасную одежду и постоянно вытирать лужи). Приучайте малыша к горшку (унитазу) — обычно в ясельках есть и то, и другое. Нужно, чтобы он, по крайней мере, спокойно относился к высаживанию.

Дайте малышу в руки ложку, покажите, как нужно ей правильно пользоваться. Объясните, что нельзя играть за столом, есть во время просмотра телевизора. Что уж греха таить — многим мамам гораздо проще включить ребенку мультики и, пока он, открыв рот, их смотрит, вливать туда суп. Но если ребенок привыкнет так есть, в садике он будет ходить постоянно голодным. Конечно, на первых порах воспитатели будут его докармливать, но детей много, а время завтрака, обеда и ужина ограничено режимом.

Собираясь на прогулку, не торопитесь одеть ребенка — пусть он попробует справиться сам, даже если это займет больше времени. Спокойно помогайте малышу во время одевания, объясняйте, как правильно надеть сандалии, колготки, футболку. Работая в яслях, я часто вижу, как мамы и папы, приводя детей в садик или забирая, переодевают их, хотя их малыши уже давно умеют делать это сами и на прогулку одеваются самостоятельно.

Укрепляйте здоровье ребенка. Многие дети (можно сказать, большинство), которые до начала посещения садика почти не болели, начинают там часто болеть. Причина этого — и новые вирусы, с которыми ребенок сталкивается, приходя в садик. Всего вирусов ОРВИ более 200 разновидностей, и если организм вашего ребенка еще с ними не сталкивался — он, скорее всего, заболеет, но тяжесть болезни будет зависеть от силы его иммунитета — у одних детей все выльется в недельный насморк, а у других — в отит, бронхит, пневмонию. Стресс, который ребенок переживает в новых условиях, сам по себе тоже снижает защитные силы организма.

Самый просто способ укрепить иммунитет — это не снижать его, пытаясь держать ребенка в тепличных условиях. Если вы слишком тепло одеваете ребенка даже дома, даете ему только теплое питье, стараетесь с ним поменьше бывать в общественных местах, чтобы он не болел, то в детском саду вы получите как раз обратный эффект. Одевайте ребенка всегда по погоде (если на улице плюс 18ºС, колготки ему уже не нужны), ходите в гости, не бойтесь давать сок из холодильника. Дома ребенок может ходить босиком и в одних трусиках, если температура в комнате около 20 градусов. Старайтесь как можно больше времени проводить на улице. Если вы готовы уделять систематическое внимание закаливанию ребенка — начинайте постепенно приучать его к обливаниям холодной водой, запишитесь с ним в бассейн.

Здравствуй, детский сад!

Если вы все делали правильно, то к началу посещения садика малыш уже будет знать, что такое детский сад, зачем он будет туда ходить. И хотя воспитатели и говорят, что для садика ребенку уметь ничего не нужно (всему научим), все-таки ребенку будет лучше, если он уже будет уметь самостоятельно пользоваться ложкой и горшком, принимать активное участие в одевании, мытье рук. Будет готов к общению со сверстниками (хотя бы на уровне: поздороваться, попросить игрушку), не будет стесняться обращаться за помощью к воспитателю и будет положительно настроен на посещение детского сада.

На мой взгляд, приводить ребенка в садик лучше летом (конец июля — август или в самом начале учебного года), наихудший — конец осени, зима, начало весны — на этот период приходится наибольшая заболеваемость гриппом и ОРВИ. Муниципальные садики, как и другие образовательные учреждения, занятия проводят с сентября по май, поэтому желательно, чтобы до начала учебного года ребенок уже привык к садику, тогда он сможет принимать активное участие в занятиях вместе с другими детьми.

Итак, ваш ребенок начал ходить в детский сад. Первые дни и даже недели проходят у всех по-разному. Кто-то буквально с первых дней с радостью идет в группу, но все-таки чаще расставание с мамой сопровождается слезами. Правда, в группе одни дети быстро отвлекаются и успокаиваются, другие плачут все время до прихода родителей. Некоторые при этом все время ищут контакта с воспитателем, некоторые, наоборот, замыкаются в себе, отказываясь от общения и с детьми, и со взрослыми. И это нормально — ведь привычная домашняя обстановка меняется на шумную группу, где помимо большого количества детей на ребенка сразу обрушивается много новых правил и ограничений, и малыш не может понять, зачем же мама привела его сюда и ушла. Меняется и поведение детей после садика — часто родители жалуются, что их кроха стал неуправляемым, плохо засыпает, часто плачет, стал агрессивным. Это естественно в период адаптации, ребенок еще не может осознать, что с ним происходит, и таким образом реагирует на переживания и нервное напряжение. Некоторые дети могут даже "регрессировать" — они начинают хуже разговаривать, мочатся в штанишки, требуют, чтобы их снова кормили и одевали, даже если они уже прекрасно умеют делать это самостоятельно.

В это период родителям нужно постараться ограничить нагрузку на нервную систему ребенка — свести к минимуму просмотр телевизора, избегать шумных мероприятий, и, наоборот, как можно больше времени проводить с ним в спокойных играх, за чтением книг. Старайтесь чаще обнимать и целовать кроху — телесный контакт с родителями поможет снять психоэмоциональное напряжение и успокоиться. Ни в коем случае не ругайте его за то, что он снова "впал в детство", стал хуже себя вести — отнеситесь к этому с пониманием.

Как долго может протекать адаптационный период? Это зависит и от характера, и от темперамента, и от состояния здоровья ребенка. Деткам — интровертам привыкать к садику сложнее, чем детям-экстравертам, дети с ослабленным здоровьем (даже если им нравится в садике) часто болеют, что тоже отрицательно сказывается на продолжительности адаптации. Считается, что адаптация к садику в среднем длится 1-2 месяца, но у кого-то этот период может растянуться на полгода и больше.

Что можно сделать, чтобы облегчить этот сложный период?

Самое главное — ваше эмоциональное состояние! Принимаете ли вы для себя то, что ваш ребенок будет посещать детский сад. Если вы негативно относитесь к садику, испытываете чувство вины за то, что приводите туда ребенка, и не ждете от садика ничего хорошего — ваш ребенок обязательно будет чувствовать то же самое. Если для вас садик — это новый этап в жизни вашего ребенка, вы уверены в необходимости его посещения, в том, что ребенку в нем будет хорошо — эти же чувства будут передаваться и ему.

Заранее поговорите с воспитателем о вашем ребенке. Расскажите о его привычках, особенностях поведения, что он любит (не любит), какие предпочитает игры (занятия), о методах воспитания, принятых в вашей семье — обо всем том, что, по вашему мнению, должен знать воспитатель. Эта информация очень поможет в дальнейшей работе с вашим ребенком, поможет найти к нему индивидуальный подход.

Обговорите с воспитателем режим посещения на период адаптации. Обычно он планируется строго индивидуально и зависит от особенностей ребенка. Кто-то уже через неделю остается на сон, кто-то в течение месяца ходит с плачем только до обеда.

В любом случае первые дни ребенка приводят в садик на 1,5-2 часа. Если воспитатель разрешает, можете посидеть с малышом в группе, чтобы резкое расставание с мамой не стало для него сильным стрессом. Как один из вариантов — ребенка приводят на час — полтора на прогулку, затем он начинает оставаться в группе до обеда. Конечно, в идеале привыкание к садику должно быть постепенным, и следовать вы должны желаниям ребенка: сначала вы полгода ходите в кратковременную группу вместе с ним, затем около двух недель приводите на прогулку, затем еще две недели он приходит с утра на два часа. Потом в течение 2-3 недель малыш остается только до обеда, затем еще неделю-две вы забираете его сразу после сна.

Примерно такое же время должно занять привыкание к полднику и ужину. Хорошо, если ребенок сам проявляет инициативу остаться покушать (поспать, поиграть) вместе с ребятами, однако на практике такой режим адаптации очень редко устраивает родителей, и уже через неделю-две они просят оставлять ребенка на полный день. Но для душевного благополучия малыша с этим не стоит торопиться.

Но некоторые режимные моменты затягивать не рекомендуется. Не стоит устраивать долгое прощание перед группой, это может вылиться в настоящую истерику. Твердо и уверено скажите малышу, что сейчас вы оставите его и придете за ним на прогулке (после обеда, сна). И сразу уходите. Можете договориться о "прощальном ритуале", например, что обязательно помашете ему в окошко.

Если расставание с мамой проходит очень тяжело, пусть в садик его попробует отводить кто-то другой (например, папа, бабушка).

Дайте ребенку с собой какую-нибудь вещь, которая будет напоминать о маме (платочек, фотографию). Можно дать ему с собой "ключ от квартиры", без которого вы не попадете домой, пока не заберете его из садика.

Если у ребенка трудности с укладыванием на сон, договоритесь с воспитателем о том, чтобы она разрешила брать с собой любимую игрушку для засыпания.

Придумывайте, как мотивировать ребенка для похода в садик, например, в садике ему нужно будет обязательно поздороваться с черепахой, посмотреть, как кормят рыбок, а может быть, в садике по нему будут очень скучать любимая машинка или кукла?

Дома играйте в "детский сад", пусть игрушки возьмут на себя роли "деток" и "воспитателей", это поможет не только вам узнать, как воспринимает новое место ваш ребенок, но и поможет ему отреагировать неприятные эмоции и напряжение.

Постарайтесь не делать перерывов в посещении садика в период адаптации, исключение — болезнь с температурой. Насморк не является поводом для отказа от похода в садик.

Не обсуждайте при ребенке моменты, которые вас не устраивают в детском саду, не говорите при нем плохо о воспитателях.

Говорите малышу, как вы рады, что он уже такой большой и самостоятельный, что ходит в детский сад. Расскажите об этом вашим родственникам и друзьям, и пусть он слышит, как вы им гордитесь!

Об успешности адаптации будет свидетельствовать нормализация эмоционального состояния крохи, однако это не означает, что он будет радостно бежать в детский сад. Ребенок имеет полное право не любить ходить в детский садик, грустить и плакать при расставании с вами. Однако ребенок, адаптировавшийся к детскому саду, принимает для себя необходимость его посещения.

Нравится