Искусственное и смешанное вскармливание. Основания для ввода смеси. Правила смешанного и искусствен­ного вскармливания

Методические указания для самостоятельной работы студентов

4 курса лечебного факультета

Составители:

д.м.н., профессор А.Ф. Виноградов

к.м.н., доцент А.В. Копцева

г. Тверь, 2012 г.


2. Название учебной темы: Вскармливание смешанное и искусственное. Питательные смеси, используемые для смешанного и искусственного вскармливания. Консервированные, адаптированные продукты. Особенности вскармливания недоношенных детей. Принципы питания детей старше года. Роль участкового педиатра в организации рационального питания детей.

Осмотр детей, находящихся на различных видах вскармливания. Отработка методики обследования. Составление рациона питания и меню-раскладки детям первого года жизни на смешанном и искусственном вскармливании по заданию преподавателя.

3. Цель изучения учебной темы: Изучить современные аспекты смешанного и искусственного вскармливания детей первого года жизни на уровне знаний и умений составлять карту питания детям первого года жизни, находящихся на смешанном и искусственном вскармливании, а также решать ситуационные задачи по данной теме. Освоить понятия докорм, консервированные и адаптированные продукты. Ознакомить студентов с основными принципами вскармливания недоношенных детей и детей старше года. Определить роль участкового педиатра в организации рационального питания детей.

4. Основные термины:

1) Смешанное вскармливание

2) Понятие «докорм»

3) Искусственное вскармливание

4) Адаптированная молочная смесь

5. План изучения темы:

1) Определение и принципы смешанного вскармливания

2) Определение и принципы искусственного вскармливания

3) Классификация адаптированных молочных смесей

4) Критерии выбора АМС

5) Кисло-молочные смеси

6) Последствия искусственного вскармливания

7) Особенности питания недоношенных детей

8) Принципы питания детей старше года

6. Изложение учебного материала:

Под смешанным вскармливанием понимают вскармливание грудным молоком с вынужденным (нефизиологическим) введением докорма в виде коровьего молока (молока животных и растений) или его разведений (смесей) в объеме от 1/5 до 4/5 суточной потребностей.

Смешанное вскармливание – это такой вид вскармливания, когда наряду с женским молоком детям дают молочные смеси, так как из-за возраста ребенка ему еще нельзя давать прикорм. Дополнительное питание искусственными молочными смесями называется докормом.

Показаниями к смешанному вскармливанию является недостаток молока у матери (гипогалактия)· или некоторые заболевания матери. Клиническими симптомами голодания ребенка являются уплощение или падение весовой кривой, беспокойство, редкие мочеиспускания и изменения со стороны стула. Стул обычно вначале урежен или, наоборот, учащен.



Для того чтобы узнать, имеется ли достаточное количество молока у матери, необходимо в ранние часы взвесить ребенка до и после кормления, Т.е. провести контрольное взвешивание ребёнка. По разнице веса можно судить о том, сколько ребенок высосал молока. Произведя подсчет необходимого количества молока по формулам, и зная количество молока, получаемого ребенком от матери, можно рассчитать необходимое количество докорма.

При смешанном. вскармливании до корм назначают в зависимости от количества молока у матери, то есть после каждого кормления, или некоторых из них, или путем чередования полных кормлений грудным молоком и молочной смесью. В качестве докорма в современной диететике применяются адаптированные молочные смеси, используемые при искусственном вскармливании, и описаны в соответствующем разделе.

Принципы смешанного вскармливания:

1. Введение докорма не ранее 4- 7 дня борьбы с гипогалактией.

2. Выбор докорма с учетом возраста, аппетита.

3. Докорм назначается после кормления грудью.

4. Число кормлений сохраняется тоже, что и при естественном вскармливании, но если дефицит молока составляет более 50%, то число кормлений урежают на 1.

5. Докорм можно вводить не во все кормления, если дефицит молока составляет 50% и менее.

6. Докорм не менять.

7. Проводить еженедельные контрольные кормления (2-3 раза в сутки 2-3 дня в неделю в разные часы суток).

8. Изменение потребности в пищевых ингредиентах при использовании неадаптированных смесей до 3,5-4,0 г/кг в сутки белка.

9. Докорм вводится в ложечке или через маленькую дырочку в соске.

10.С учётом современных взглядов (Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни, 2010) сроки введения прикорма при смешанном и искусственном вскармливании не изменяются.

Искусственное вскармливание – это вскармливание ребёнка первых месяцев жизни молоком животных или растений (соевое, миндальное) при дефиците грудного молока, составляющем 4/5 и более от суточного рациона.

Принципы искусственного вскармливания:

1. Частота кормлений при назначении адаптированных смесей может быть такая же, как.при.естественном вскармливании, при назначении неадаптированных – количество кормлений уменьшается на 1 и можно с 3-4-х месяцев перейти на 5-ти разовое кормление.

2. Объемы питания при искусственном вскармливании рассчитываются также, как при естественном (объемы зависят не от вида вскармливания, а от возможностей желудочно-кишечного тракта).

3. Прикорм вводится в те же сроки, что и при естественном вскармливании.

4. Повышается потребность в белке при питании неадаптированными смесями до 4-4,5 г/кг, при получении адаптированных смесей количество белка – как при естественном.

5. Калораж повышается на 10% при использовании неадаптированных смесей.

6. Поощряется любая попытка перехода к смешанному и естественному вскармливанию.

Перевод ребенка на искусственное вскармливание является «метаболическим стрессом» и в связи с этим большое внимание врачей должно уделяться правильному выбору «заменителей» женского молока с учетом индивидуальных особенностей здоровья, физического развития и даже аппетита.

Основу большинства «заменителе» или смесей составляет коровье молоко, которое значительно отличается от женского молока по своему составу и свойствам. В коровьем молоке существенно выше, чем в женском, содержание белка, кальция, калия, натрия и других минеральных солей. В то же время уровень углеводов, ряда жирных кислот и витаминов, напротив, ниже, чем в женском молоке. Чтобы приблизить состав коровьего молока к составу женского (или иначе «адаптировать» его состав к особенностям незрелого организма ребенка, отсюда и название «адаптированные молочные смеси»), необходимо снизить в коровьем молоке содержание. белка и солей, но повысить уровень углеводов (лактозы), некоторых витаминов и жирных кислот в настоящее время на российском рынке широко представлены разные заменители женского молока, как отечественные, так и импортные. «Заменители» женского молока могут быть сухими или жидкими (готовыми к употреблению), пресными или кислыми.

Молочные смеси делятся на 2 большие группы – адаптированные и неадаптированные, в свою очередь смеси в каждой из этих групп – на сладкие и кисломолочные.

Адаптированная молочная смесь (АМС) – пищевой продукт в жидкой или порошкообразной форме, изготовленный на основе коровьего молока, молока других сельскохозяйственных животных, предназначенный для использования качестве заменителя женского молока и максимально приближенный к нему по химическому составу с целью удовлетворения физиологических потребностей детей первого года жизни в пищевых веществах и энергии. Содержание белка, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов в смесях должно соответствовать отечественным и международным стандартам для адаптированных молочных смесей. Существует современная классификация детских адаптированных молочных смесей (рис. 1). В основном это касается деления смесей в зависимости от возраста детей на «начальные» (от 0 до 6 мес.), «последующие» (от 6 до 12 месяцев) и для детей от 0 до 12 месяцев.


Особое внимание уделяется «начальным» смесям, состав которых максимально адаптирован к физиологическим потребностям и особенностям обмена веществ детей первого полугодия жизни. В последнее время наблюдается тенденция к снижению уровня белка в современных молочных продуктах с целью его количественного приближения к женскому молоку. Так, в большинстве «начальных» смесей количество белка составляет 1,4-1,6 г/100 мл, а минимальный уровень 1,2 г/100 мл соотношение сывороточных белков и казеина составляет 60:40, 50:50, в отдельных смесях 70:30. почти все современные смеси содержат таурин, α-лактальбумин, а некоторые – нуклеотиды.

Для адаптации жирового компонента «начальных» смесей в их состав вводят растительные масла (подсолнечного, кукурузного, соевого, рапсового, кокосового, пальмового), богатые полиненасыщенными жирными кислотами (ПНЖК). Для улучшения эмульгации жиров в состав смесей вводят небольшое количество природных эмульгаторов лецитин, моно- и диглицериды. Почти все смеси содержат L-карнитин, который способствует ассимиляции жирных кислот на клеточном уровне. Современной тенденцией является обогащение смесей ДШIЖК (арахидоновой и докозагексаеновой), которые являются предшественниками простагландинов, тромбоксанов и лейкотриенов,

В качестве углеводного компонента используется, в основном, лактоза и мальтодекстрин. Ряд смесей содержит галакто- и фруктоолигосахариды, обладающие пребиотическим действием и способствующие избирательному росту бифидобактерий. Некоторые смеси содержат лактулозу, которая также является пребиотиком.

Во все смеси включен необходимый набор витаминов и минеральных веществ в соответствии с физиологическими потребностями детей первых месяцев жизни. Это в первую очередь железо, медь, цинк, йод. в ряд смесей введен селен, обладающий антиоксидантными свойствами. Соотношение кальция и фосфора находится в диапазоне 1,5:1 - 2,0:1.

Уровень витаминов в АМС превышает таковой в женском молоке в средней на 15-20%, т.к. их усвояемость более низкая, чем из женского молока. При этом большое внимание уделяется витамину Д. Его содержание в 100 мл готовой смеси должно составлять по нормативам 40-50 МБ. Во все смеси добавлены витамины группы В, витамин А, β-каротин.

«Последующие» смеси, в отличие от начальный, содержат более высокое количество белка (до 2,1 г/100 мл). Преобладание сывороточных белков над казеином уже не является обязательным. Продукты для детей этой возрастной группы отличаются более высоким содержанием железа, кальция, цинка.

Смеси «от 0 до 12 месяцев» могут использоваться в питании детей на протяжении всего первого года жизни. Однако эта группа продуктов немногочисленна и в современных условиях применяется ограниченно, в связи с широким ассортиментом начальных и последующих формул.

В ряде сухих пресный смесей введены пробиотики: бифидо- и лактобактерии. Современные технологии позволяют обеспечить сохранность микроорганизмов в продукте на протяжении всего срока годности.

Критерии выбора адаптированных молочных смесей (АМС):

1.возраст ребенка;

2.социально-экономические условия семьи;

3.аллергологический анамнез;

4.индивидуальная непереносимость продукта.

Критерием правильного выбора смеси является хорошая толерантность ребенка к данному продукту.

В результате всех перечисленных изменений получается достаточно хороший заменитель грудного молока, но необходимо стремиться максимально снизить риск сенсибилизации к чужеродному белку путем использования белковых гидролизатов и обеспечения ребенка неспецифической защитой от кишечных инфекций путем добавления таких веществ, как лактоферрин, лактопероксидаза, лизоцим и т.д.

К числу адаптированных заменителей женского молока относятся отечественные жидкие - «Агу-1» (Лианозовский завод детского питания, Россия), «Бэби Милк» (Лианозовский молочный комбинат, Россия) и сухие смеси – «Микамилк» (Кофранлейт/Росдетспецпродукт, Франция/Россия), а также импортные - «Нан» (Нестле, Швейцария), Нутрилон (Нутриция, Голландия), «Эфамил-Г» (Отделение Мид Джонсон фирмы Бристоль Майер Сквибб), «Пре- ХиПП» и «ХиПП» (ХиПП, Австрия), Хумана-1 – тауринсодержащая смесь для детей с первых дней жизни до 3-6 месяцев, соотношение сывороточный белок/казеин 60:40, не содержит глюкозы, сахарозы и глютена, Хумана-2 – с 3-4 месяцев до 1 года, Хумана-Беби-фит – с 6 до 12 месяцев, без глютена, обогащенная железом, белковый компонент 80:20, хорошее содержание растительных масел, пектины бананов в сочетании с крахмалом повышают вязкость смеси и обладают антидиспепсическим действием, Фрисолак – с 0 до 12 месяцев, имеет хорошее соотношение линолевой и линоленовой кислот, белковый компонент 60:40, кисломолочные смеси – «Галлия» и «Лактофидус» (Данон, Франция).

Несколько менее адаптированными смесями являются так называемые «казеиновые формулы». Их название обусловлено тем, что они изготовляются на основе сухого коровьего молока, основным белком в котором является казеин, без добавления деминерализованной молочной сыворотки. Вследствие этого такие смеси менее близки к белковому составу женского молока. В то же время по всем остальным компонентам (углеводному, жировому, витаминному, минеральному и др.) эти смеси, так же как и адаптированные, описанные выше, максимально приближены к составу женского молока. К числу «казеиновых» формул относятся такие хорошо известные смеси, как «Симилак» (Аббот Лабораториз, США), «Нестожен» (Нестле, Швейцария) и др.

Наконец, частично адаптированные смеси. Их состав лишь частично приближен к составу женского молока - в них отсутствует деминерализованная молочная сыворотка, не полностью сбалансирован жирно-кислотный состав, в качестве углеводного компонента используется не только лактоза, но и сахароза и крахмал. К числу таких смесей относятся «Аптамил», «Милумил» (Милупа, Германия). Эти заменители могут использоваться в питании детей первого года жизни, начиная с 2-3 месяцев.

Все современные заменители женского молока и «последующие» смеси относятся к числу инстантных (быстрорастворимых) продуктов. Для их использования в питании детей необходимо только смешать строго определенное количество сухого порошка с предварительно вскипяченной теплой (50-60°С) водой и тщательно перемешать, не допуская наличия комков.

Преимущества кисломолочных смесей:

ü улучшают процессы пищеварения;

ü имеют частично расщеплённый белок, теряющий свои аллергические
свойства;

ü продуцируемые бактериями витамины;

ü в них частично уничтожается лактоза, которую плохо переносят некоторые дети;

ü вытесняют патогенную флору;

ü этилового спирта в них не больше, чем в хлебе, соке, грудном молоке; он необходим для процессов обмена, про ходящих в организме.

Недостатки кисломолочных смесей:

ü имеют высокое содержание кальция;

ü соотношение сывороточного белка к казеину 20:80;

ü при их применении происходит сдвиг КЩС в кислую сторону.

Таким образом, молочные смеси считаются хорошими, если:

ü Белок 1,2 - 1,5 г/дл;

ü Соотношение сывороточного белка к казеину 60:40;

ü В составе есть таурин;

ü Жир растительный - 1 %;

ü Углеводы – декстринмальтоза;

ü Витамины А, Д, Е;

ü Осмолярность = 280 мОсм/л.

В настоящее время в диете больных с пищевой аллергией находят широкое применение безмолочные смеси, приготовленные на основе изолятов соевого белка, зарубежного производства: Хумана SL (Германия), Нутрисоя и Фрисосоя (Голландия), Прособи (США), Алсоя (Швеция), а также отечественный продукт – Нутрилак-соя. Белковый компонент указанных продуктов представлен изолятом соевого белка; жировой – сформирован за счет растительных масел; углеводный – представлен декстринмальтозой, оказывающей положительное влияние на микробиоценоз кишечника. Продукты обогащены комплексом витаминов и минеральных веществ в соответствии с нормами потребности детей раннего возраста. Смеси не содержат молочного белка, лактозы и глютена.

Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, также как и их сверстники, нуждаются во введении прикорма. Учитывая, что современные адаптированные молочные смеси содержат в своём составе необходимый набор витаминов и минеральных веществ, нет необходимости про водить коррекцию по этим веществам продуктами прикорма в более ранние сроки, чем при вскармливании грудным молоком.

Последствия искусственного вскармливания

1.Укорочение средней продолжительности жизни на 10 лет (min);

2.Сенсибилизация 75% детей;

3.Дисбактериоз 100% детей;

4.Хронические заболевания желудочно-кишечного тракта – 45-55%;

5. Развитие раннего склероза (нет активатора ферментов утилизации холестерина);

6. Ранняя гипертоническая болезнь;

7. Ранняя ИБС, инсульты и т.д.;

8. Дети входят в группу риска по онкологии и гемонкологии (лейкоз);

9. Соотношение заболеваний детей на естественном: смешанном: искусственном вскармливании как 1:3:6. В 2-3 раза больше группа ЧБД;

10.Дети «искусственники» склонны к механическому, нетворческому труду, нигилизму и агрессии.

Особенности питания недоношенных детей

На педиатрический участок недоношенный ребенок должен поступать со стойко сформированным рефлексом сосания и режимом питания. Обычно это 7 кормлений с 6 часовым ночным перерывом. На 6 разовое кормление переводится по достижению массы тела 3 000 гр.

Самым оптимальным видом вскармливания недоношенного ребенка является грудное. Следует строго следить за количеством всасываемого ребенком молока. Поэтому недоношенный ребенок должен быть обеспечен весами, которые ему должна предоставить поликлиника. В случаях недостаточного всасывания грудного молока требуется докармливание с помощью ложечки. Об этом следует сказать матери и научить ее этому. При этом используется специальные сухие адаптированные смеси для недоношенных. Особенностью этих смесей является более высокое, по сравнению с обычными адаптированными смесями, содержание белка и углеводов, а соответственно и калорийности. Специальные адаптированные смеси для недоношенных следует применять до достижения ими веса 4 кг, а затем переходить на обычные адаптированные смеси.

10. Вскармливание детей первого года жизни. Естественное, искусственное и смешанное вскармливание. Режимы и правила.

Правильное вскармливание детей раннего возраста – это не только гармоничное развитие и рост малыша, но и закладка фундамента его здоровья и устойчивости к инфекционным заболеваниям и неблагоприятным факторам окружающей среды.Самое большое внимание родители должны уделять вопросам питания детей первого года жизни. Это связано главным образом с особенностями их организма (отсутствие запаса питательных веществ, несформированные обменные процессы и неразвитый механизм защиты), что затрудняет процесс усвоения полезных веществ, поступающих с пищей.Разговор о питании детей первого года жизни необходимо начать с рассмотрения 3 основных видов вскармливания: естественного, искусственного и смешанного.

2.Естественное вскармливание

Естественное(грудное) вскармливание- форма питания новорождённого ребенка, является единственным физиологически адекватным питанием новорождённого и грудного ребёнка.

Естественным называется вскармливание ребенка грудным молоком. Женское молоко является уникальным и наиболее сбалансированным продуктом питания для ребенка первого года жизни; Состав грудного молока каждой матери точно соответствует потребности именно ее малыша в различных веществах: белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах; Материнское молоко содержит особые вещества – ферменты, способствующие перевариванию и усвоению белков, жиров и углеводов; В молоке матери присутствуют иммуноглобулины и иммунные клетки, защищающие ребенка от большинства инфекционных заболеваний: кишечных инфекций, инфекционного гепатита, дифтерии, столбняка и других;

2.1. Преимущества женского молока:

1. Женское молоко полностью лишено антигенных свойств, в то время как белки коровьего молока обладают резко выраженной антигенной активностью, что способствует появлению и усилению аллергических реакций у грудных детей.

2. Общее количество белка в грудном молоке значительно меньше, чем в коровьем, по структуре он близок белкам клеток ребенка. В нем преобладают мелкодисперсные фракции, частицы грубодисперсного белка казеина в несколько раз мельче, чем в коровьем молоке, что обеспечивает створаживание грудного молока в желудке более нежными хлопьями и тем самым более полное его переваривание.

3.Женское молоко содержит такое уникальное вещество как таурин – серосодержащую аминокислоту, обладающую нейро-активными свойствами. При искусственном же вскармливании неизбежно возникают белковые перегрузки, так как в коровьем молоке содержится в три раза больше аминокислот. Эти перегрузки сопровождаются интоксикацией, поражением почек из-за нарушения обменных процессов.

4. Женское молоко, особенно молозиво, выделяющееся в первые 3-4 дня, очень богато иммуноглобулинами, особенно класса А, причем 90% приходится на секреторный IgA, который играет фундаментальную роль в местном иммунитете желудочно-кишечного тракта новорожденных. Лейкоциты грудного молока синтезируют интерферон: в нем содержится большое количество макрофагов, лимфоцитов. Уровень лизоцима в 300 раз выше, чем в коровьем молоке. В нем содержится антибиотик лактофелицин. Благодаря этому естественное вскармливание обеспечивает становление иммуно-биологической защиты грудного ребенка, в связи с чем заболеваемость и смертность детей, находящихся на грудном вскармливании, значительно ниже, чем при искусственном.

5. Количество жира в женском и коровьем молоке практически одно и то же, но имеется значительная разница в его составе: в грудном молоке содержится в несколько раз больше ненасыщенных жирных кислот. Расщепление жира у грудных детей начинается в желудке под влиянием липазы грудного молока; оно стимулирует появление активной кислотности в желудке, способствует регуляции эвакуаторной функции желудка и более раннему выделению панкреатического сока. Все это облегчает переваривание и усвоение жира, отдельные компоненты которого входят в состав клеток всех тканей и биологически активных веществ, расходуются на миелинизацию нервных волокон, обеспечивая повышенную потребность в жирах ребенка 1-го года жизни.

6. Углеводы в грудном молоке содержатся в относительно большом количестве. Они в значительной степени определяют микробную флору кишечника. В их состав входит В-лактоза (до 90%), которая вместе с олигоаминосахаридами стимулирует рост нормальной флоры с преобладанием бифидобактерий, подавляя тем самым пролиферацию патогенных микроорганизмов и кишечной палочки. Кроме того, В-лактоза участвует в синтезе витаминов группы В.

7. Исключительно богато женское молоко различными ферментами: амилазой, трипсином, липазой (липазы в грудном молоке больше, чем в коровьем почти в 15 раз, амилазы – в 100 раз). Это компенсирует временную низкую ферментатив-ную активность ребенка и обеспечивает усвоение довольно большого объема пищи.

8. Важное значение для растущего организма имеет минеральный состав пищи, содержание в ней биоэлементов. Концентрация кальция и фосфора в грудном молоке ниже, но усвоение их в два раза лучше, чем из коровьего. Поэтому при естественном вскармливании дети гораздо легче и реже болеют рахитом. Содержание биоэлементов (натрий, магний, хлор, железо, медь, цинк, кобальт, сера и др.) в грудном молоке оптимально и соответствует потребностям ребенка. В грудном молоке содержится в четыре раза меньше натрия, чем в коровьем. Избыточные нагрузки натрием могут быть причиной вегетососудистой дистонии с колебаниями артериального давления в период полового созревания, а также более тяжелых и более частых кризов при гипертонической болезни взрослого.

9. Грудное молоко отличается от коровьего более высоким содержанием и более высокой активностью витаминов, в частности витамина Д, что также способствует профилактике рахита.

10. Показано, что при естественном вскармливании в дальнейшем лучше половая потенция, выше фертильность.

11. При естественном вскармливании закладываются пожизненно закрепленные отношения к матери, ее последующее влияние на поведение ребенка, а также формируется будущее родительское поведение.

2.2.Режим и техника естественного вскармливания.

Важную роль в становлении лактации у родившей женщины играет время первого прикладывания ребенка к груди, которое в настоящее время рекомендуется осуществлять сразу же после рождения, непосредственно в родильном зале в первые 30-60 минут после родов с учетом состояния новорожденного и роженицы. Раннее прикладывание к груди положительно сказывается на состоянии и матери и ребенка, ускоряет начало выработки молока, увеличивает его продукцию. Важно подчеркнуть, что первые порции материнского молока (молозиво) содержат значительные количества иммуноглобулинов и других защитных факторов, в связи с чем их поступление в организм ребенка обеспечивает повышение устойчивости младенца к инфекциям и другим неблагоприятным внешним факторам, с которыми он сталкивается сразу же после рождения.

Другим ключевым фактором обеспечения полноценной лактации является режим свободного вскармливания новорожденного, при котором дети сами устанавливают интервалы между кормлениями, что может быть достигнуто при совместном пребывании матери и ребенка в одной палате.

В настоящее время следует признать существенно большую эффективность "свободного" вскармливания или, иначе, вскармливания по "требованию ребенка", под которым понимают прикладывание ребенка к груди столько раз и в такое время, в какое требует ребенок, включая ночные часы. Частота кормления зависит от активности рефлекса новорожденного и массы тела при рождении. Новорожденный ребенок может "требовать" от 8-10 до 12 и более прикладываний к груди за сутки. Длительность кормления может составлять 20 минут и более. К концу первого месяца жизни частота кормлений обычно снижается (до 7-8 раз), а длительность кормления уменьшается. Ночные кормления при свободном вскармливании новорожденных детей не исключаются: от ночных кормлений ребенок должен отказаться сам. Свободное грудное вскармливание способствует становлению оптимальной лактации и установлению тесного психоэмоционального контакта между матерью и ребенком, что очень важно для правильного эмоционального и нервно-психического развития младенца.

Важное значение имеет правильная техника кормления грудью. В первые дни после рождения можно кормить детей в одно кормление одной грудью. После "прихода" молока можно кормить ребенка каждое кормление из обеих грудей, так чтобы кормление заканчивалось из той груди, с которой начиналось кормление.

Кормить следует в удобной для матери позе, в спокойной обстановке. Наиболее удобное положение сидя так, чтобы ребенок находился в вертикальном положении (профилактика попадания воздуха в желудок малыша). В ночное время и при невозможности кормить малыша сидя, можно кормить лежа на боку. Желательно, чтобы при кормлении ребенок имел возможность максимально тесно контактировать с матерью (контакт "кожа к коже", "глаза в глаза"). При таком тесном контакте происходит не только формирование привязанности ребенка к матери, но и дополнительная гормональная стимуляция лактации, что особенно важно как при ее становлении в первые дни и недели после родов, так и при временном уменьшении лактации в связи с так называемыми лактационными кризами.

3.Смешанное вскармливание

Смешанное вскармливание – это система кормления ребенка, в которой докорм смесью производится наравне с питанием грудью без четкого режима (по требованию), при этом объем смеси занимает не более половины всего объема питания.

·недостаточный набор веса

·недоношенность;

·болезнь мамы, прием ею медикаментов, несовместимых с грудным вскармливанием;

·жизненная ситуация: маме необходимо работать или учиться.

Режим питания при смешанном вскармливании индивидуален и в большей степени зависит от того, какую часть питания малыш получает с грудным молоком, а какую – со смесью.

Главное правило смешанного вскармливания – это предлагать малышу смесь только после кормления грудью. При этом докорм не является отдельным кормлением. В этом случае предполагается, что у мамы молока достаточно и докорм вводится лишь в небольших количествах. Каждое кормление малыша тогда начинается с прикладывания к груди, что стимулирует усиление лактации. Если же сначала давать малышу смесь, то он вполне может отказаться брать грудь по причине сытости или потому, что это значительно сложнее, чем пить из бутылочки. Режим питания соответствует режиму при грудном вскармливании, то есть грудь малышу дается по требованию. Если же после прикладывания к груди мама видит, что малыш не наелся, то докармливает его смесью.

Вариант обязательного прикладывания к груди, а затем при необходимости докармливание смесью – наиболее приближенный к грудному вскармливанию вариант смешанного вскармливания. Но, к сожалению, не всегда и он бывает возможен.

Если грудного молока не хватает на весь день, приходится чередовать кормление грудью и кормление из бутылочки. Наибольший прилив молока у мамы бывает утром, а к вечеру при сильном снижении лактации его практически не остается. В этом случае одно кормление полностью или два-три кормления частично заменяются смесью. Режим питания должен быть относительно фиксированным: смесь не рекомендуют давать малышу чаще, чем через 2 часа после предыдущего кормления. Чаще всего заменяют смесью кормление перед ночным сном, тогда ребенок наедается и крепко, спокойно спит.

Если мама вынуждена работать или учиться, то во время ее отсутствия малыша кормят смесью, а в остальные кормления он получает грудное молоко.

3.1.Правила смешанного вскармливания

1.Докорм(искусственную смесь) следует давать только после прикладывания ребенка к обеми грудным железам и после полного их опорожнения, даже при минимальном количестве молока. Это делается из-за того, что в начале кормления у ребенка наиболее выражен аппетит и он активно состет грудь. Если же вначале дать искусственную смесь, то во-первых Вы не знаете в каком колечестве ее дать, а во-вторых, после удовлетворения аппетита ребенок не захочет сосать грудь, так как это гораздо сложнее чем есть из бутылочки.

В случае социально-бытовых условий, когда мама вынуждена отсутствовать в течении определенного количества времени или при лечении некоторых заболеваний матери можно прибегнуть к следущему способу кормления. Ребенок в течении дня 2-3 раза получает искусственную смесь, а остальные кормления грудное молоко;

2.Докорм лучше давать из ложечки (есили его объем не очень большой), так как более легкое поступление смеси из бутылочки может способствовать тому, что ребенок откажется от гуди. При большом объеме докорма как привило используют бутылочку. Бутылочка должна быть с достаточно упругой соской с мелкими отверстиями (чтобы ребенок прилагал усилия во время сосания);

3.Режим питания. Наиболее оптимальным является свободный режим вскармливания. Но можно кормить ребенка и по графику, в этом случае частота кормления может быть уменьшена на одно кормление по сравнению с естественным вскармливанием;

4.Смесь, бутылочки, соски должны быть стерильными. Температура готовой смеси - 37-38 грудусов;

5.Прикорм при смешанном вскармливании вводиться на 2-3 недели раньше, чем при естественном вскармливании.

Для расчета потребностей ребенка в пищевых ингредиетнах учитывают возраст ребенка, к какому виду вскармливания приближено питание (искусственному или естественному), вид применяемой смеси (адаптированная, неадаптированная).

3.2.Существуют 2 метода введения докорма:

1. Классический метод - ребенок в каждом кормлении прикладывается к груди, а затем докармливается смесью до необходимого объема.

2. Метод чередования - ребенок прикладывается к груди через кормление и полностью покрывает необходимое количество пищи женским молоком; и через кормление необходимое количество молока покрывается искусственной смесью.

4.Искусственное вскармливание

Искусственное вскармливание - это вид кормления, при котором малыш на первом году своей жизни не получает маминого молока и питается только искусственными смесями.

Искусственное вскармливание может применяться, если у матери совсем нет молока или ребенок по каким-то причинам не может или не хочет пить материнское молоко.

4.1.Правила искусственного вскармливания

1.Искусственное вскармливание предусматривает систематический расчет энергетической ценности пищи, содержания белков, жиров и углеводов при каждом его изменении в связи с тем, что на искусственном вскармливании возможно как недокармливание ребенка, так и его перекорм. Показателем пригодности смеси являются данные нормального развития ребенка.

2.Объем пищи в сутки при искусственном вскармливании должен соответствовать объему естественного вскармливания.

3.Проводить искусственное вскармливание рекомендуется адаптированными молочными смесями «Малютка». «Малыш», «NAN» и др., которые по своему составу максимально приближены к женскому молоку. Неадаптированные молочные смеси в настоящее время в питании детей практически не используются.

4.Смеси дают всегда только свежеприготовленными и подогретыми до температуры 35-40°С. Отверстие соски должно быть не слишком большим, молоко должно вытекать через него из опрокинутой бутылочки каплями. Категорически запрещается готовить смеси на длительные промежутки времени.

5.Бутылочку при кормлении держат под таким углом, чтобы горлышко ее было все время заполнено смесью во избежание заглатывания ребенком воздуха.

4.2.Режим

первая неделя жизни – 7-10;

1 неделя – 2 месяца – 7-8;

2-4 месяца – 6-7;

4-9 месяцев – 5-6;

9-12 месяцев- 5.

4.3.Наиболее распространенными ошибками при искусственном вскармливании являются:

Слишком частые изменения в пище. Замена одной смеси другой должна производиться при аллергических реакциях, длительном прекращении увеличения массы тела, отказе ребенка от этой смеси. Даже грудной малыш имеет право иметь свои вкусы и не всегда согласен с тем, что ему предлагают;

Ограничение диеты и перевод ребенка на новую смесь при малейшем ухудшении стула;

Назначение кисломолочных смесей в больших количествах, особенно в первые 7 дней жизни, хотя они легче переносятся малышами со скрытой лактазной недостаточностью и обладают антибиотической активностью. Однако при вскармливании только кисломолочными смесями отмечается нарушение обмена веществ.

4.4.При кормлении ребенка молочной смесью рекомендуется соблюдать следующие правила:

1. Готовьте ее непосредственно перед кормлением в предварительно простерилизованной посуде.

2. В процессе разведения смеси руководствуйтесь прилагаемой к упаковке или напечатанной прямо на ней инструкцией.

3. Разводите ее водой, предназначенной специально для детского питания: она не содержит никаких вредных веществ.

4. Перед тем как дать смесь малышу, обязательно проверьте ее температуру: она должна соответствовать температуре тела.

Смешанное и искусственное вскармливание не стоит путать с прикормом. В первом случае ребенок получает изрядную долю грудного молока, а его недостаток восполняется смесями. В случае искусственного вскармливания (в отличие от смешанного) грудное молоко по объективным причинам исключено из рациона малыша вовсе. Прикорм же – это введение дополнительных продуктов при полноценном вскармливании материнским молоком.

Правила смешанного вскармливания новорожденного ребенка

Смешанное вскармливание назначается ребенку в связи с недостатком грудного молока у матери.

При смешанном вскармливании ребенок в первой половине года наряду с грудным молоком получает докорм в виде молочных смесей, которые составляют 1/5 суточного объема его рациона.

Показаниями к смешанному вскармливанию со стороны матери являются первичная или вторичная гипогалактия, заболевания (порок сердца с недостаточностью кровообращения, эндокринная патология и пр.). Среди социально-бытовых условий, приводящих к переходу на смешанное вскармливание, чаще встречаются пребывание младенцев в домах ребенка, нежелание матери кормить грудью, невозможность кормить ребенка из-за удаленности места работы и другие факторы.

Правила смешанного вскармливания новорожденного следующие:

  • суточный объем пищи не должен превышать 1000 г;
  • грудное вскармливание сохраняется даже при минимальном количестве молока у матери;
  • введение прикорма и корректирующих добавок проводится раньше, чем при естественном вскармливании;
  • требуется строго соблюдать требования приготовления докорма и прикорма;
  • должен быть обеспечен строгий контроль качества и количества пищи для ребенка.

Если грудное молоко составляет 2/3 или 3/4 общего объема, то эффективность смешанного вскармливания приближается к естественному. При уменьшении доли грудного молока менее половины суточного объема пищи вскармливание приближается к искусственному.

Согласно правилам смешанного вскармливания новорожденного, для сохранения молока у матери необходимо докармливать ребенка после полного опорожнения молочной железы. При увеличении суточного объема докорма до половины общего объема пищи ребенка необходимо прикладывать к груди не менее 4 раз в сутки, докармливание ребенка необходимо проводить с ложечки или из твердой соски с маленьким отверстием.

Расчет количества пищи можно проводить различными способами, самый простой из которых - объемный метод: от 2 недель до 2 месяцев ребенок должен получать объем пищи, равный 1/5 долженствующей массы тела, от 2 до 4 месяцев - 1/6, от 4 до 6 месяцев - 1/7. После 6 месяцев суточный объем должен составлять не более 1 л, разовый объем - 200 мл.

Долженствующую массу тела можно определить по формуле: вес ребенка равен массе при рождении + месячная прибавка. В первые месяцы жизни месячные прибавки массы тела составляют: на 1-м месяце жизни - 600 г, на 2-м - 800 г, на 3-м - 800 г, каждый последующий месяц прибавка на 50 г меньше предыдущего.

Путем контрольных взвешиваний до и после кормления в течение суток устанавливается общий объем полученного ребенком грудного молока и, исходя из этого, вычисляется количество необходимого докорма молочными смесями.

Классификация смесей для правильного искусственного вскармливания

Искусственное вскармливание в отличие от смешанного естественного – это вид вскармливания, при котором ребенок получает только молочные смеси и не получает грудного молока. Показаниями к искусственному вскармливанию являются отсутствие молока у матери или ее тяжелые инфекционные и неинфекционные заболевания. В случае перевода ребенка на искусственное вскармливание он должен быть обеспечен адекватным искусственным питанием.

Существует следующая классификация смесей для искусственного вскармливания:

  • базовые для вскармливания здоровых детей;
  • специальные лечебные для детей с особыми диетическими свойствами;
  • лечебно-профилактические искусственные.

Для правильного искусственного вскармливания здоровых детей применяются адаптированные молочные смеси - заменители женского молока. Они готовятся на основе коровьего молока, но выпускаются продукты, приготовленные козьем или молоке других животных.

Адаптированные виды смесей для искусственного вскармливания подразделяются на базовые начальные, предназначенные для вскармливания детей с первых дней жизни (первая формула). Детям старше с 4-6-месячного возраста рекомендуются последующие смеси, которые могут быть пресными и кисломолочными, сухими или жидкими, готовыми к употреблению. Для активизации микрофлоры и предупреждения дисбактериоза в заменители женского молока включаются пробиотики и другие компоненты, которые присутствуют в материнском молоке, но отсутствуют в коровьем.

В адаптированные смеси для искусственного вскармливания новорожденных входят минеральные добавки (кальций, фосфор, калий, натрий, хлор, железо, цинк, медь, марганец, йод, селен и др.) в наиболее оптимальных соотношениях. Они содержат широкий спектр витаминов: А, С, D, Е, К, В1, В2, В6, В12, фолиевую кислоту, пантотеновую кислоту, биотин, холин. Их количество в смесях приближено к их уровню в грудном молоке.

Последующие смеси для искусственного вскармливания, применение которых рекомендовано с 6 до 12 месяцев, обозначаются цифрой 2. Это указывает на возраст, с которого их можно применять. Они отличаются от грудного молока по более высокому уровню белка, минеральных веществ, витаминов. В них могут отсутствовать компоненты, присутствующие в начальных молочных смесях.

Все сведения о составе продукта указываются на этикетке смеси. Приобретают смеси в специализированных магазинах и отделах детского питания и готовят по прилагаемым инструкциям.

Для докорма и вскармливания детей чаще применяются адаптированные смеси, на упаковках которых написано, в каком возрасте они применяются.

Применяемые смеси в зависимости от возраста должны иметь сходные условия производства. Заменять смеси необходимо, когда появляются симптомы потери в весе, беспокойство ребенка, расстройства стула.

При проведении частичного грудного и искусственного вскармливания могут отмечаться некоторые ошибки. К ним относятся:

  • необоснованная замена молочных смесей;
  • назначение кисломолочных смесей в первые месяцы жизни без особой на то надобности;
  • термическая обработка, не соответствующая инструкции, при которой утрачиваются биологические свойства смесей;
  • завышение или занижение объема смеси при кормлении.

Статья прочитана 873 раз(a).

Смешанным называется вскармливание ребёнка грудным молоком и искусственными молочными смесями.

Искусственное вскармливание – это вскармливание только молочными смесями.

Показанием к переводу ребёнка на смешанное вскармливание является наличие клинических признаков недокорма (беспокойство ребёнка между кормлениями, уплощение весовой кривой, более густой стул, редкое мочеиспускание) и результаты контрольного кормления.

Показаниями для перевода на искусственное вскармливание являются состояние здоровья матери или отсутствие у неё молока.

Докормом называется дополнительное питание молочными смесями.

Правила введения докорма:

1. Докорм даётся после кормления грудью;

2. В зависимости от количества грудного молока докорм назначают после каждого кормления, после 2-х – 3-х кормлений, в виде самостоятельного кормления.

3. Прикладывать ребёнка к груди следует не менее 3-4 раз в сутки (иначе снижается лактация).

4. В сутки в качестве докорма ребёнок должен получать не более 2-х разных смесей.

5. Если объём докорма невелик (30-50 мл), его нужно давать с ложечки, если объём больше 50 мл – из бутылочки с соской.

6. Докорм даётся после кормления сразу (если ребёнок не съел, не следует давать докорм повторно через некоторое время).

8. При нарушении процессов пищеварения предпочтение отдается кисломолочным смесям. Их количество не должно превышать ½ суточного объёма питания.

9. Смесь готовится непосредственно перед употреблением.

Правила смешанного и искусственного вскармливания:

1. Контроль за количеством и качеством пищи должен быть более строгим, чем при грудном вскармливании.

3. Сроки введения коррегирующих добавок и прикорма те же при применении адаптированных смесей, что и при кормлении грудью и назначаются в той же последовательности. При вскармливании ребёнка неадаптированными смесями прикорм вводят на 1 месяц раньше.

4. Необходимо строго соблюдать санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи.

5. Грудное молоко следует как можно дольше сохранять даже в небольшом количестве.

Итак, при смешанном и искусственном вскармливании следует использовать молочные смеси.

Виды молочных смесей:

Адаптированные смеси – это смеси, по составу приближенные к женскому молоку. К ним относятся:

Сладкие – («Нутрилон», «Витолакт», «Симилак», «Бона», «Тутелли», «Пилти»

Кисломолочные («Витолакт кисломолочный», «Биолакт адаптированный»,


«Бифилакт», «Лактолин» и др.)

К неадаптированным смесям относятся также сладкие (цельное молоко, «Крепыш», «Здоровье» и др.) и кисломолочные (ацидофильное молоко, кефир детский, «Биолакт –1,2» и др.). Удовлетворительное развитие детей может быть достигнуто только при использовании адаптированных смесей. Кисломолочные смеси рекомендуются детям с неустойчивым стулом.

Простые неадаптированные молочные смеси из-за неполноценного состава неудовлетворяющего возрастным потребностям детей не могут быть рекомендованы к длительному применению в качестве основного источника питания. Их можно использовать в исключительных случаях при условии обязательной коррекции рациона недостающими пищевыми ингредиентами.

Существуют также диетические молочные продукты лечебного питания, также применяемые у грудных детей при различных патологических состояниях и заболеваниях.

Для недоношенных детей – «Детолакт –ММ», «Хумана – О», «Новолакт-ММ».

Для детей, страдающих аллергией к коровьему молоку – «Нутри-Соя», «Симилак - изомил», «Беллакт – Соя» и др.

Для детей с анемией – «Нан –Нан», «Детолакт», «Симилак» и др.

Для детей с генетическими нарушениями – низкобезлактозные смеси.

Для энтерального питания - энпиты, инпитан.

Биологически активные добавки :

БАД – 1б (с бифидумбактериями)

БАД – ИГ (со специфическим противостафилококковым иммуноглобулином)

БАД – 1л (с лизоцимом) и другие.

Лекция Тема: «Период грудного возраста» (физическое и нервно-психическое развитие)

Грудной возраст продолжается с 29 дня жизни до 1 года. Само название подчеркивает, что в этот период жизни наиболее тесен контакт матери и ребёнка, мать кормит грудью своего ребёнка. Основные процессы адаптации к внеутробной жизни уже завершены, механизм грудного вскармливания достаточно сформирован и происходит очень интенсивное физическое и нервно-психическое развитие, устанавливается моторика, начинает формироваться интеллект.

Особенностями периода грудного возраста можно считать :

1. Выраженная анаболическая направленность обмена веществ, так как идёт очень интенсивный рост – длина тела увеличивается на 50% (с 50-52 см до 75-77 см), масса тела утраивается (с 3-3,5 кг до 10-10,5 кг). Энергетическая потребность ребёнка превышает потребность взрослого в 3 раза (в расчёте на 1 кг веса). Если бы у взрослого сохранялась энергетическая потребность как у ребёнка, то взрослому человеку необходимо было бы получить 10-12 литров пищи в сутки. Высокая интенсивность обмена объясняет нередкие его нарушения в грудном возрасте:

Диатезы (экссудативно-катаральные, лимфатико-гипопластические);

Гиповитаминозы;

Гипотрофии и паратрофии

2. Относительно большой объём пищи (в расчёте на кг массы тела), получаемый ребёнком, предъявляет повышенное требование к работе желудочно-кишечного тракта ребёнка. Вместе с тем в этом возрасте нервная регуляция и ферментная система желудочно-кишечного тракта ещё недостаточно зрелы. Сочетание этих факторов довольно часто приводит к желудочно-кишечным расстройствам.

3. Кишечник ребёнка обильно кровоснабжается, слизистая его обладает повышенной проницательностью, поэтому в организме могут быть легче попадать вредные агенты и вызывать общую реакцию организма (бактерии-возбудители заболеваний, токсины, аллергены и т.п.).

4. Неустойчивый иммунный статус. Новорождённый обладает пассивным иммунитетом (получил антитела от матери внутриутробно). В 4-6 месяцев снижается пассивный иммунитет, активных ещё нет, поэтому в грудном возрасте дети склонны к инфекционным заболеваниям (ОРВИ, стрептодермии и др.)

5. В грудном возрасте ребёнок много лежит, поэтому плохо вентилируются отделы лёгких. Дыхательные пути ребёнка узкие, защитные свойства слизистой снижены. Эти факторы объясняют частую патологию органов дыхания у грудных детей.

6. Кожа и слизистые грудного ребёнка богаты кровеносными и лимфатическими сосудами, легко ранимы, обладают повышенной проницательностью для вредных агентов (вирусы, микробы, токсины, аллергены).

7. В грудном возрасте активно проводится профилактическая вакцинация.

Знание особенностей грудного периода позволит среднему медицинскому работнику грамотно организовать уход за ребёнком этого возраста и защитить его от возможных осложнений, связанных с этими особенностями.

Основные направления ухода – это :

Контроль за физическим и нервно-психическим развитием;

Рациональное вскармливание;

Гигиенический уход;

Физическое воспитание и закаливание;

Эстетическое воспитание.

Под физическим развитием понимается совокупность морфологических и функциональных признаков организма, обусловленных наследственными факторами и конкретными условиями внешней среды.

Физическое развитие – комплекс генетически детерминированных признаков, реализация которых зависит от условий внешней среды.

Например: если родители ребёнка высокого роста, то генотип ребёнка предполагает его высокий рост, но если ребёнок часто болеет, плохо питается, живёт в плохих условиях, то он будет иметь гораздо более низкий рост, чем определено генотипом.

Роль наследственных факторов и условий внешней среды в физическом развитии наглядно прослеживается в явлении, которое называется акселерацией (более ранее половое созревание, физическое и психическое развитие).

Акселерация обусловлена изменением генотипа следствие большой миграции населения. Средний рост детей в городах всероссийских строек выше, чем в городах со стабильным населением. Нельзя исключить и роль социальных условий – темпы акселерации в развитых странах выше, чем в слаборазвитых. Термин «Физическое развитие» в клинической педиатрии понимают, как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела) и биологическое созревание.

Наиболее наглядно и просто оценивать физическое развитие ребёнка по его антропометрическим показателям.

Антропометрические измерения были введены в медицинскую практику в 30-х годах XIX столетия. Основными антропометрическими показателями являются:

Масса тела;

Длина тела;

Окружность головы;

Окружность грудной клетки.

Для оценки физического развития необходимо :

1. Определить возраст

2. Провести антропометрию

3. Определить соматотип (гипосомия-низкий рост, нормосомия-нормальный рост, гиперсомия-высокий рост) по таблицам рядов роста в различном возрасте

4. Определить гармоничность развития (соответствие массы и роста) по таблицам величины массы при различной длине

5. Определить вариант физического развития по таблицам вариантов

6. Сделать итоговую запись антропометрического исследования.

Н.Е. Санникова, О.В. Стенникова, Т.В. Бородулина, ГОУ ВПО УГМА Росздрава, Екатеринбург

Питание является одним из важнейших факторов, имеющих решающее значение для правильного развития ребенка. Поступление питательных веществ в недостаточном или избыточном количестве, а также их неправильное соотношение может привести к нарушению физического и психического развития, патологическому изменению обмена веществ, изменению структуры и функций органов и систем. Поэтому основой здорового питания детей первого года жизни является материнское молоко. Однако в силу ряда причин социального, экономического и медицинского характера процент женщин, кормящих младенцев грудью, в России относительно низкий. С учетом этого в нашей стране использование искусственного питания для младенцев по-прежнему остается актуальным .

Что такое искусственное вскармливание?

Согласно «Национальной программе оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации» (2010), под смешанным вскармливанием понимают кормление ребенка первого года жизни грудным молоком в количестве не менее 1/5 суточного объема в сочетании с детскими молочными смесями (докорм). При искусственном вскармливании грудное молоко либо полностью отсутствует, либо его доля составляет менее 1/5 суточного рациона ребенка, а вместо грудного молока используются детские молочные смеси.

На каком основании производится перевод на искусственное вскармливание?

Врач-педиатр должен быть информирован о современных требованиях к назначению искусственного вскармливания: знать противопоказания для проведения естественного вскармливания, ориентироваться в классификации молочных смесей, уметь подобрать адаптированную молочную смесь для детей, не получающих грудного молока.

Перевод ребенка на смешанное или искусственное вскармливание должен быть строго обоснован и осуществляться врачом-педиатром. Основанием для введения в рацион младенца детских молочных смесей могут быть абсолютные или относительные противопоказания для проведения грудного вскармливания (ВИЧ-инфекция, состояние декомпенсации при хронических заболеваниях внутренних органов у матери и т.д., наследственные энзимопатии, врожденные пороки развития у ребенка, глубокая недоношенность и др.); гипогалактия (снижение секреторной функции молочных желез в лактационном периоде, хотя в чистом виде эта проблема встречается очень редко, в основном имеет место незнание основ грудного вскармливания); необходимость приема матерью лекарственных препаратов, проникающих в грудное молоко.

Ранний перевод ребенка на смешанное и искусственное вскармливание является стрессом для незрелого пищеварительного тракта младенца и может привести к появлению диспепсических расстройств (срыгивания, рвота, жидкий, непереваренный стул или запоры). Ни одна современная смесь не может полноценно заменить материнское молоко. К выбору смеси педиатр должен подойти как к выбору лекарства – строго индивидуально и при наличии строгих показаний к переводу на искусственное (или смешанное) вскармливание.

По каким признакам классифицируются детские смеси для искусственного вскармливания?

Детские молочные смеси подразделяются в соответствии со следующими критериями:

  1. По степени адаптации :
    1. адаптированные;
    2. частично адаптированные;
    3. неадаптированные.

    Адаптированные молочные смеси изготавливаются на основе коровьего, козьего или соевого молока. В современные адаптированные смеси вводятся компоненты, аналогичные компонентам грудного молока, такие, как сывороточные белки, растительные жиры, углеводы в виде лактозы и декстрин-мальтозы, минеральные вещества, витамины в адекватных и сбалансированных количествах.
    Примерами неадаптированных продуктов являются цельное коровье и козье молоко, неадаптированных кисломолочных – кефир.

  2. По срокам введения :
    1. «начальные» – максимально адаптированные к физиологическим потребностям и особенностям обмена веществ и пищеварения детей первого полугодия жизни (0–6 месяцев);
    2. «последующие» – для детей второго полугодия жизни (6–12 месяцев).
  3. По консистенции :
    1. сухие;
    2. жидкие.
  4. По уровню pH :
    1. пресные;
    2. кисломолочные.
  5. По показаниям к назначению :
    1. базовые для здоровых детей;
    2. лечебно-профилактические для здоровых детей;
    3. лечебные для детей с особенными диетическими потребностями;

Последнее десятилетие характеризуется значительным расширением ассортимента как отечественных, так и импортных молочных смесей, представленных на нашем рынке. С одной стороны, появилась возможность выбора, а с другой стороны, врач-педиатр должен хорошо ориентироваться в ассортименте, знать состав смесей и рекомендовать конкретный продукт с учетом индивидуальных особенностей здоровья ребенка.

Можно ли использовать для вскармливания детей кисломолочные продукты?

Кисломолочные продукты традиционно широко используются в детском питании, поскольку оказывают положительное влияние на микробиоценоз кишечника, на секреторную функцию пищеварительных желез и перистальтику кишечника а также оказывают иммуномодулирующий эффект. Они подавляют рост патогенной, гнилостной и газообразующей микрофлоры, стимулируют рост нормальной флоры, а также улучшают всасывание кальция, фосфора, магния и железа.

Однако пищеварительная система детей первых месяцев жизни, как уже отмечалось, отличается незрелостью, причем не только анатомической но и функциональной. Поэтому традиционные кисломолочный продукты, являющиеся неадаптированными, ни в коем случае нельзя использовать как минимум до 8 месячного возраста. Высокое содержание белков, минеральных солей, жирных кислот цельного молока крайне неблагоприятно сказывается на пищеварении ребенка (увеличивает время нахождения пищи в желудке ребенка, оказывает раздражающее действие).

Кроме того, ферментные системы и пищеварительный тракт ребенка первого года и особенно первых месяцев жизни настроены на переваривание нейтральной пищи, а в процессе производства кисломолочных смесей за счет выделения большого количества молочной кислоты рН смеси значительно снижается. Назначение смеси с низкими значениями рН в объеме 100% рациона на первом году жизни может привести к чрезмерному усилению моторики и срыгиваниям, гиперактивации незрелых ферментных систем ребенка, а также отказу от смеси из-за кислого вкуса, а в некоторых случаях – к развитию метаболического ацидоза. В Национальной Программе по вскармливанию детей первого года жизни рекомендуется использование адаптированных кисломолочных смесей в соотношении 2:1 или 1:1 с пресными. А неадаптированных кисломолочных продуктов – только с 8 месяцев до 200 мл в день.

Какие кисломолочные продукты можно предложить детям первых месяцев жизни?

Риск появления нежелательных реакций значительно возрастает у детей первых месяцев жизни. Но необходимо отметить, что на сегодняшний день существуют кисломолочные смеси, имеющие оптимальный уровень кислотности при сохранении позитивных свойств кисломолочных продуктов. Примером такой смеси является Нутрилон ® Кисломолочный.

Особенностью продукта является нейтральный уровень рН (6,2), близкий к показателям грудного молока. Это достигается благодаря использованию для сквашивания зарегистрированного штамма Streptococcus thermophilus 065, который обладает низкой кислотопродуцирующей способностью и максимальной способностью к продукции бета-галактозидазы (лактазы). В результате получаемый продукт имеет высокую лактазную активность, что в сочетании со сниженным содержанием лактозы (менее 50%) обеспечивает поддержку ферментных систем и хорошую переносимость. Нутрилон Кисломолочный может назначаться детям с легкой степенью лактазной недостаточности, а также у здоровых детей с чувствительной пищеварительной системой. Кроме того, Нутрилон Кисломолочный производится с использованием бифидобактерий и, несмотря на невысокий титр живых микроорганизмов в готовом продукте, оказывает позитивное влияние на состав микрофлоры кишечника. Важно: Нутрилон Кисломолочный может быть использован в 100% рациона, так как умеренный уровень рН исключает раздражающее действие на пищеварительную систему.

На чем должен основываться алгоритм выбора смеси для искусственного вскармливания?

  1. Возраст : смеси максимально приближенные по составу и свойствам к грудному молоку для первых недель/месяцев жизни. «Последующие» смеси во втором полугодии – содержащие более высокое количество белка, весь набор витаминов и минеральных веществ в соответствии с рекомендуемыми нормами потребления.
  2. Состояние здоровья ребенка :
    • Уровень риска по развитию аллергии (аллергологического анамнеза).
    • Состояние пищеварительной системы (наличие функциональных или органических нарушений).
    • Гипотрофия, паратрофия и др.
  3. Индивидуальная переносимость .
  4. Социально-экономические условия семьи .

Критерием правильного подбора смеси является: отсутствие аллергических реакций, нарушений пищеварения, дефицитных состояний на фоне приема продукта, хороший аппетит и адекватная возрасту прибавка массы тела.

Еще раз хочется отметить, что решение о переводе на смешанное или искусственное вскармливание принимает педиатр, руководствуясь создавшейся ситуацией. От выбора смеси во многом зависит здоровье ребенка в будущем, это в первую очередь должны понимать и родители детей, поэтому когда есть возможность сохранить грудное вскармливание, ее нужно использовать.

Тем не менее даже при отсутствии грудного молока у матери правильно подобранная современная адаптированная молочная смесь позволит ребенку вырасти здоровым и обеспечит его гармоничное развитие.

Сведения об авторах
Наталья Евгеньевна Санникова , д-р мед. наук, заведующая кафедрой пропедевтики детских болезней, ГОУ ВПО УГМА Росздрава, г. Екатеринбург.
Ольга Викторовна Стенникова , канд. мед. наук, ассистент кафедры пропедевтики детских болезней, ГОУ ВПО УГМА Росздрава, г. Екатеринбург.
Татьяна Викторовна Бородулина , канд. мед. наук, декан педиатрического факультета ГОУ ВПО УГМА Росздрава, г. Екатеринбург.

Список литературы находится в редакции.