Факты о женщинах в советском союзе. Советские девушки — правда жизни. Высшая точка Союза

Вся правда о советских женщинах

Мы хотим рассказать вам о жизни женщин, которые проживали в СССР. Обратную сторону образа спортсменок и комсомолок и все тяготы жизни женщин тех лет.

Нынешние 20-30-ти летние не догадываются, что большинство женщин "за 30" в Советском Союзе были неухоженными, ужасно одетыми, нездорово толстыми и с плохими зубами.


Неверующим достаточно посмотреть пристрастно "Служебный роман". Ну и сколько лет Мымре?

Вины их в этом не было. Ну, ни капельки. Их вынудили жить по тем правилам, по которым жили их бабушки и мамы.


Плюс к тому, как в 30-х посадили женщину на трактор, так и забыли ее оттуда снять.


Впрочем, именно ей советской женщине - Блондинке на тракторе - мы во многом обязаны победой в отечественной войне. Вы тут-же скажете, а как-же товарищ Сталин и товарищ Жюкофф?

А так, только Благодаря нашим женщинам мы смогли призвать гораздо больше солдат, чем могла себе позволить Германия. Да и любая другая страна, за исключением пожалуй Китая...


Немцы, к примеру, до 1944-го не призывали специалистов. Почти треть годного к призыву контингента оставалась в тылу! Не могла, да и не хотела, немецкая фрау заменить мужа у станка! Три небезъизвестных "К", а наши смогли. Впрочем, не совсем добровольно, но смогли.

За это пришлось заплатить высокую цену - нынешние проблемы с демографией именно оттуда, из тех времен. Ибо как только вы вытаскиваете женщину из "трех К" - получаете одного ребенка в семье. И никак иначе... Подвели нас русские бабы...


Но давайте вернемся к экстерьеру советской женщины и подумаем, откуда им что было взять? . В стране победившего социализма практически для всех гигиенических целей использовалась только вата, к олимпиаде появились прокладки типа "мочалка" и изделие №2 "проверено электроникой"...


А из косметики советской женщине была доступна пудра, скорее напоминавшая дуст да тени, похожие на гуталин. Еще был популярен химический карандаш - вполне обычный, а не косметический и лак для паркета в комплекте с ацетоном. И это заметим в жирные 70-е...


Опять -же к началу 80-х произошли некоторые подвижки. Иногда в Ванде "выбрасывали" польскую косметику, которая, как потом оказалось использовалась самими поляками для оформления покойников, ибо они могли достать французскую. Позже появились и французские бренды, правда чаще всего они производились в Сирии или Египте по лицензиям.


Духи "Любимый букет императрицы" - они-же "Красная Москва" вплоть до тех-же 80-х, оставались единственным приличным запахом выпускавшимся могучей парфюмерной промышленностью.

Никакой линии бикини, да и вообще советская женщина считалась "шикарной" - если позволяла себе целые колготки под брюки... А если она позволяла себе их не стирать...Но такой роскоши вплоть до середины 90-х мне видать не приходилось. Даже в ванной у замминистра РСФСР сушились, правда целые, колготки..

На голове советские женщины, как правило, носили химию. Это такое извращение типа перманент. Волосы от этого у них были похожи на проволоку и к старости некоторые становились лысыми. Из красок для волос была доступна Хна, перикись водорода и басма. Ближе к Олимпиаде появились еще какие-то, но мне кажется ненадолго.


Многие носили прическу, в нее обычно подкладывали рваные чулки или клубочки шерсти, а дамы носившие прическу типа Матвиенки - каждый вечер накручивали волосы на железные бигуди. Кстати интересно, тетя Валя в бигудях спит или это парик...


Представляете чувства мужа, когда он приходил с работы и видел на кухне жирное чудовище с полным ртом стальных/золотых зубов, огурцами на щеках (для ухода за кожей), волосатыми ножищами и в голове у чудовища стройными рядами лежали пластиковые ряды модных тогда термобигудей. Не представляете - и не надо. Но главное у соседа была точно такая-же... Так что социальная справедливость была налицо...

Кстати о зубах. Если сейчас " голды" во рту - признак явной провинциальности - в то время это был признак достатка. А первая пневматическая бормашина в Москве появилась только в 1975 году... А что такое амальгама - вам лучше не знать.

Нижнее белье советской женщины в 90 процентах случаев - было выпущено в Советском Союзе. Чаще всего это были бесформенные трусы и такой же бюстгальтер, напоминавший скорее портативный парашют.

Окрашенные в светлые тона Они содержали до 146% искусственных тканей. За что надо сказать отдельное спасибо нашему могучему ВПК и ссоре с китайцами... Капрон в 70 появился благодаря необходимости изолировать провода ПТР.


Верхняя одежда была чуть получше, но тоже не особо. Некоторые шили себе сами, но достать нормальный материал тоже было проблемой. Каракулевые и нутриевые шубы пошитые в многочисленных ателье напоминали тяжелый бронежилет, как по покрою так и по весу. А шапки, ах эти шапки из хвоста сибирской лисички... А Драповые пальто , Дизайн которых был утвержден кажется еще Луначарским...


Обувь требует отдельного спича, в столице в 70-х была популярна Чешская обувь с бывших Батевских заводов в Брно. Очень ноская, удобная, но не эстетичная. А югославские сапоги, стоили ровно зарплату инженера. Месячную.

Впрочем если всю эту штукатурку и дерюгу с советской женщины снять - она там была симпатичная, но страна северная, плюс квартирный вопрос... Да и комсомол с профком бдили...


Это не значит, что я пытаюсь доказать правоту той фригидной кретинки, что вякнула во время телемоста мол "в СССР секса нет". Нет, просто красивой советская женщина была очень недолго. К 30-ти годам большинство выглядело на современные 40.Ну а в 40 на 50 с гаком. Это и сейчас бывает, а тогда вырваться из этого замкнутого круга могли только знаменитости, да и то не все.


Свою роль играло также массовое применение женского труда на тяжелых и малооплачиваемых работах. Это сейчас костыли в шпалы в основном таджики бьют. Они-же и дворниками служат. А в СССР это были Женские работы....Как кстати и асфальтоукладка... Крановщиц было много...


Трудно было советской женщине оставаться женщиной, но природа брала своё, иначе я этого не написал - бы, а вы не прочитали...

Да что там говорить, при том, что среднеевропейский возраст климакса последние 40 лет составляет 52 года, в СССР он находился практически на нижней медицинской границе - в районе 43-44 лет.

МЕТКИ: из инета

http ://klikabol .mirtesen .ru /blog /43367091256/Vsya -pravda -o -sovetskih -zhenschinah /?pad =1

Безусловно, отличается от современного. Но и воспитание молодежи в СССР имело свои оттенки, которые отложились на задворках памяти нынешних бабушек и мам. Психолог и публицист Людмила Петрановская во время лекции «На стыке тучных и тощих лет: семьи и люди» рассказала, как жилось женщинам в Советском Союзе.

Так, до 1960-х годов с двух месяцев женщины должны были обязательно выходить на работу. Соответственно, мамам нужно было и отдать туда совсем крошечного ребенка. По словам Людмилы Петрановской, именно . Ведь дети, росшие практически без родителей, во взрослой жизни не хотели такого же участия своим детям.

Жизнь женщины в Советском Союзе тоже имела свои последствия. В рамках лекции Людмила Петрановская рассказала, как жилось мамам в СССР и какие это имело последствия.

Примерно до середины 1960-х годов была жесткая установка на отдирание детей от родителей, на обращение с родителями как с нанятым персоналом для выращивания детей.

Отдельно — отношение к матери как, во-первых, к инкубатору, во-вторых, еще вечно виноватому инкубатору. Немало написано про практику советских роддомов, когда совершенно непонятно зачем, для чего, с какой целью, без всякой рациональной, разумной, логической причины женщина проходила через издевательства, сопоставимые с помещением в концлагерь или тюрьму.

Ее раздевали догола — неизвестно зачем, отбирали все личные вещи — неизвестно зачем, запрещали одеваться — неизвестно зачем, полностью отсекали от семьи — невозможно было никак ни видеться, ни обратиться. И при этом обычно звучал такой текст: «Как давать, так знала, а как рожать, не знаешь». То есть практика рождения ребенка подавалась как наказание за то, что ты, сволочь такая, еще и сексом занималась, вот теперь ужо-то узнаешь.

Это было почти нормальным — запугивание молодой матери тем, что она «угробит ребенка» от малейшего неправильного движения: «Что ты делаешь, ты угробишь ребенка».

Рассказывание всяких историй, как кто-то угробил ребенка, — то есть, загоняние в вину, в состояние неуверенности в себе, неполноценности, виноватости, проклятости по всем параметрам. Это носило характер почти магического обряда, чем-то похожего на мрачную инициацию с непонятной целью.

При этом постоянная тема — что твой ребенок тебе не принадлежит, что ты его рожаешь для государства, что, когда надо будет, он должен будет пойти и умереть ради государства. Эта повсеместно распространенная тема очень сильно влияла на чувства родителей, на их способность защищать своих детей, на их способность вообще как-то отвечать за ситуацию с ребенком, с семьей.

Это то, что мы получили в наследство к концу советского периода, то, что сейчас проявляется в работе с психологами взрослых людей, когда они все это вспоминают. По их рассказам достаточно легко восстановить состояние их родителей — людей, которые постоянно пребывают в абсолютно беспросветном катастрофическом стрессе, которые перед всеми виноваты, которые не знают, как строить свою жизнь, которые сами — когда начинаешь спрашивать про детство, их родителей, то есть, бабушек-дедушек — имели часто очень тяжелое детство.

Вот один очень яркий пример с моей последней группы для мам, которые хотят разобраться с какими-то своими проблемами.

Молодая мама рассказывает, что ее мама постоянно запрещает ребенку кричать. Кричать не в смысле сердиться, а просто громко кричать. Детям свойственно вопить, орать. Как только ребенок начинает быть слишком громким, бабушка очень нервничает и требует, чтобы он это перестала. И в какой-то момент, дочь спросила: «Мама, почему нельзя ребенку кричать?». И бабушка как-то зависла. Говорит: «Нечего кричать. Не надо».

На следующий день приходит бабушка и говорит: «Ты представляешь, какой мне сон сегодня приснился странный: идет война, и мы с тобой сидим в кустах, прячемся от врагов. Вокруг стреляют, вокруг враги. Вдруг я вижу внучку, она идет по дорожке и громко кричит. И я в ужасе во сне понимаю, что ее сейчас убьют, потому что нельзя так делать — вокруг стреляют. Надо сидеть в кустах и молчать».

И действительно, эта бабушка 1939 года рождения, и одно из ранних, первых воспоминаний, — это когда они сидят в кустах, и родители ей говорят «молчи», потому что они прячутся.

То есть тяжелый детский опыт приводит к тому, что происходит запечатывание травматического опыта, который не осознается. Ведь наши старшие поколения не получали никакой помощи в том, чтобы осознать этот опыт, прожить его, хоть как-то это пережить и упаковать внутри себя.

Что в этой ситуации происходит? В этой ситуации в психике просто капсулируется травматичный опыт, который там так и лежит. И он влияет на ситуации, которые психика воспринимает как тригерные, то есть чем-то похожие на исходную травматичную. И дальше, не понимая, не осознавая, человек просто реагирует на аналогичные ситуации.

В этом случае это просто очень ярко, потому что очень похоже. И был достаточно высокий уровень осознания, потому что, как минимум, на уровне сна, на подсознательном уровне, психика человека знала, что происходит.

Бывает гораздо более забетонированный случай, когда и во сне, и в иносказательном смысле не очень просто туда добраться. Я знаю десятки историй, когда тяжелый детский опыт бабушки влиял на то, как она воспитывала маму. То, что сейчас маме кажется неоправданной жестокостью, холодностью, черствостью, на самом деле напрямую вытекает из этих диссоциированных травм бабушки.

И сейчас у мамы, которая была уже в более благополучном состоянии, хватает рефлексии, самоконтроля, чтобы следить: то, как она реагирует на ребенка, ведет себя с ним, — это неправильно, неадекватно, она так не хочет. Другой вопрос, что она не может с этим справиться.

Если честно, нельзя так говорить, но судя по фотографиям тех лет, советские женщины были серыми, неухоженными и забитыми. Полные, похожие на теток уже в 30 лет, женщины-товарищи, рабочие лошадки: химзавивка, брови-ниточки и самый страшный эро-кошмар сегодняшнего мужика – повышенная лохматость.

С оветские фильмы и фотографии наших бабушек тому свидетели: советская женщина была серой и помятой. Раннее ожирение и старость уже к тридцати, жалкие потуги на элегантность при общей неухоженности. Кошмарная химзавивка, брови ниточками или брови Брежнева. Просто эротический кошмар! © - такой комментарий я поймала к одному из своих постов.

Конечно, судить женщину СССР по сегодняшним стандартам - все равно, что осуждать статую Венеры Милосской за заплывшие бедра, животик и вообще не фитоняшную фигуру. У нас - маникюры, педикюры, массажи от целлюлита и магазины на каждом шагу. Мы можем найти и купить все, что взбредет в голову. Мы можем даже заказать это из США! Советская женщина, наверное, от такой возможности в осадок бы выпала. Тем не менее, доля правды в словах автора - есть.

Идеология того времени предписывала однозначное отношение к половому вопросу: советская женщина - это, прежде всего товарищ в строительстве социализма. А товарищ на стройке - это такой мужик, который поможет тебе кирпичи таскать. Так что официальный идеал красоты в советском обществе был примерно вот такой:


Был, правда, и «бытовой» идеал - накрашенная модница с ухоженными руками - но его клеймили и осуждали всячески, достаточно посмотреть на судьбу Анфисы в «Девчатах» или, помните, ту самую «не виноватая я» в Брильянтовой руке? Этот шизофренический разрыв между официальным и социальным идеалами красоты, наверное, женщин с ума сводил. Но что все-таки так уродовало советскую женщину?


Работа. Тяжелая работа, много. Правда, феминизм в стране победившего феминизма... не победил - по дому вкалывала тоже женщина. Очаровательная повесть «Неделя как неделя» рассказывает, как главная героиня мечется между работой в НИИ, своими двумя детьми, домом, магазинами с дефицитом и мужем. Муж этот описан как положительный персонаж, но, если приглядеться, не слишком помогает жене. Беготня в стиле электронной игры «Ну, погоди!» старила женщину с бешеной скоростью. О правильном питании, SPA, восьмичасовом сне и отсутствии стрессов речи даже не шло.


У советской женщины, как правило, были дети. Это считалось само собой разумеющимся. То есть сначала она переживала роды, которые тогда были на порядок тяжелее и опаснее - сейчас медицина вроде пытается повернуться человеческим лицом и даже развиваться. Затем она фигачила по дому и одновременно заботилась о детях, обзаведясь свежими растяжками и обвисшей грудью. А далее - пошла, мать, на работу! Советская родина нуждается в тебе!


Взамен женщине советская Родина не предлагала ровным счетом ничего. Все приходилось добывать через знакомых или ждать, когда в магазин «выбросят», и брать с боем: одежду, обувь, белье. Запросто приобрести можно было только полный отстой. Те, кто соглашался на отстой, тоже находились, но выглядели совершенно одинаково.

Советская промышленность предпочитала заниматься войной, а не любовью: в основном производилось оружие, а бытовые товары - как получится. Так что замазать восторги жизни в СССР женщине было особо нечем. Не забудьте, мы говорим о женщине среднестатистической, без блата, которой негде было «достать» и некогда было «урвать». А значит, у нее была тушь «Ленинградская», в которую перед использованием надо было поплевать, крем «Балет», косметический вазелин, помада со странной сладковатой отдушкой, пара разновидностей духов и пинцет для бровей. Ну, и огурцы для масок. Никакой сахарной эпиляции, без спа и салонов. Хорошо развиты были только парикмахерские, где в основном женщинам делали это (кстати, не обольщайтесь, на фото - модели, а не просто женщины):


Да, кстати. Советская женщина пыталась как-то следовать моде. Но силы были очень ограничены: даже модные женщины получались совершенно одинаковыми: если в моде «бабетта» - на улицу выходят миллионы «бабетт», в моде пиджаки «с подплечиками» - женщины изобретают эти «подплечики» из подручных средств. Словом, быть красивой советской женщине помогал разве что строго рекомендованный всем советский оптимизм.


Несмотря на все это - советские женщины были красивыми. Очень разные, и очень натуральные. Да, они не соответствуют «золотому стандарту» нашего времени - чтобы до шестидесяти лет было гладко, упруго и без морщин, чтоб молодой любовник «на пенсии» как у Мадонны.

Но зато у них было что-то другое. Что-то нами потерянное, нежное, важное.
Настоящее.

Жизнь в СССР отличалась от современной, а некоторые детали уже мало кто помнит.
Предлагаю вашему вниманию некоторые интересные факты о Советском Союзе и его жителях.

Граница Советского Союза была также самой длинной в мире, свыше 60 000 км, а граничил он с 14 государствами. А вот протяжённость границы современной России почти такая же — около 60 900 км

С 1941 года граждане СССР, у которых не было детей, должны были платить налог на бездетность. 6% от зарплаты приходилось отдавать бездетным мужчинам в возрасте 20-50 лет и бездетным женщинам в возрасте 20-45 лет

За все годы существования лотереи "Спортлото" все шесть из 45 чисел были отгаданы всего три раза.

В настоящем советском паспорте на развороте довольно быстро появлялись отпечатки ржавчины от скрепки из обычной стали. Именно на этом попадались иностранные агенты, поскольку иностранные подделки паспортов скреплялись изделием из нержавейки, которые следов не оставляли.

В СССР потеря партбилета была гораздо страшным происшествием, чем потеря паспорта. О таком герое, потерявшем самый важный документ даже сняли фильм "Партийный билет", который позже даже прозвали фильмом ужасов.

Любопытно, но в Великой Отечественной на стороне СССР также воевал Гитлер. Красноармеец-пулеметчик Семен Константинович Гитлер, еврей по национальности, при обороне высоты боец пулеметным огнем уничтожил более сотни солдат Вермахта.

Формально главой СССР дольше всех был Михаил Калинин, который 16 лет занимал пост Председателя Президиума ЦИК СССР, а затем еще восемь лет являлся Председателем Президиума Верховного Совета СССР.

В 1945 году СССР преподнес американскому послу деревянное панно из ценных пород дерева с изображением герба США, сделанное школьниками. В панно был вмонтирован жучок, разработанный Львом Терменом. Американцы не находили подслушивающее устройство целых восемь лет.

В фильме "Терминатор-2" герой Шварценеггера говорит байкеру: "Мне нужны твоя одежда, ботинки и мотоцикл", однако за 11 лет до этого подобное присутствовало в советском фильме "Приключения Электроника": Электроник при подмене Сыроежкина обращается к нему с фразой: "Мне нужна твоя форма.

В московском метро по направлению к центру города станции объявляются мужским голосом, а при движении от центра - женским, а на кольцевой линии мужской голос можно услышать при движении по часовой стрелке, а женский - против часовой. В СССР подобное разделение было сделано для удобства ориентирования слепых пассажиров.

В 20-х годах советским женщинам не возбранялось делать аборты,которые и считались "пережитком прошлого". В 1936 году аборты были запрещены вплоть до времен Хрущева, при котором в 1964 году количество абортов достигло пика за всю советскую историю.

С автором дизайна советских купюр, художником Иваном Дубасовым произошел такой случай: на пятирублевку ему порекомендовали изобразить молодую женщину, однако эскиз с молодой матерью с двумя детьми забраковали, заявив, что на рисунке мать-одиночка, которая идет требовать алименты. В окончательном варианте банкноту украсил бравый парашютист

Пожалуй, зеленка - самое известное лекарство в жизни каждого человека, рождённого в СССР. Но нигде в мире ее больше не применяют. В западных странах запрещено применять лекарства, молекулярный механизм действия которых неизвестен, а “бриллиантовый зеленый” в этой сфере загадка до сих пор, также не известны и его канцерогенные свойства, и эстетическая сторона тоже сыграла свою роль.

Советские болельщики кричат: "Шай-бу! Шай-бу!" как на хоккейных, так и на футбольных матчах. А началось это из-за того, что хоккеист Борис Майоров так хорошо играл и в футбол, что даже выходил на поле в матчах высшей лиги СССР за "Спартак". Когда на футбольном поле мяч попадал к хоккеисту, болельщики начинали его подбадривать хоккейной кричалкой.

Прославленный Лев Яшин был не только футбольным вратарём, но и хоккейным. Его даже хотели позвать в хоккейную сборную на чемпионат мира, но он решил сконцентрироваться на футболе

Олимпиада-80 стала культовым событием для жителей СССР, а одним из самых эффектных элементов стало выложенное цветными щитами изображение олимпийского мишки, у которого скатывалась слеза. Первоначально подобного в сценарии не было, а когда руководитель сказал поменять сторону ошибившемуся статисту, приказ стали выполнять все статисты ряда. Так впервые и получилась волна-слезинка.

В Советском Союзе резиновые шлепанцы производились в основном заводом «Полимер» в городе Сланцы Ленинградской области. Именно выдавленное на подошвах этой обуви слово "Сланцы" превратилось в синоним слова "шлёпанцы.

В СССР впервые и единственный раз была выдана премия за изобретение машины времени. Ее получил скульптор по дереву Вячеслав Почечуев, который делал машину времени для фильма "Иван Васильевич меняет профессию". В справке от "Мосфильма" так и говорилось: "Деньги выданы за изобретение машины времени.

Веревочная сумка-авоська стала одним из символов целой эпохи, хоть и была изобретена в Чехии в конце XIX века. Название «авоська» пошло от слова "авось" и впервые было использовано в 1935 году сатириком Аркадием Райкиным. Показывая ее со сцены зрителям, он объяснял: "А это авоська. Авось-ка я что-нибудь в ней принесу…".

История знаменитой Докторской колбасы началась в 1935 году, когда партия дала указание ВНИИ Мясной Промышленности разработать рецептуру колбасы для больных, перенесших голодание. Сначала существовал вариант названия Сталинская, но в итоге решили назвать колбасу по назначению.

Мода в Советском Союзе – тема, занимающая многих исследователей и историков костюма, и не меньший интерес вызывающая у обычных женщин, хранящих вырезки и выкройки из советских модных журналов. В послереволюционные 1910-е-1920-е годы люди в основном носили ту одежду, которую могли себе позволить. Однако, как это часто бывало, даже в тяжелые годы разрухи и безработицы женщины старались хорошо выглядеть, пуская в ход разные ухищрения…

Символы времени и курс на Запад

Октябрьская социалистическая революция, ставшая переломным моментом в истории страны, не могла не отразиться и на моде, которая после 1917 года изменилась кардинально.

В советском государстве не было места роскошным нарядам, которые шили для себя представители дворянского класса и буржуазии царской России. В Стране Советов каждый гражданин был строителем нового общества, и думать о моде ему не пристало: главной задачей промышленной отрасли было объявлено создание удобного костюма для работников, желательно, подходящего и женщинам, и мужчинам.

После революции, Первой мировой и гражданской войн мужское население в стране сократилось, а женщины были вынуждены освоить традиционно мужские профессии – теперь они шли на флот, в милицию, в армию, а также занимались тяжелым физическим трудом. Все это повлияло и на фасоны одежды – девушки носили модели «унисекс» и заимствовали из мужского гардероба обувь, головные уборы, рубашки и брюки.

В моду вошли сшитые во время Первой мировой войны для авиационных батальонов кожаные куртки, которые и мужчины, и женщины носили с кожаными фуражками; не менее популярными стали подпоясанные ремнем гимнастерки. Мужчины надевали их с брюками, женщины - с прямыми юбками из сукна.

Модными были платья из холста, блузки из ситца и матерчатые куртки. С любой одеждой девушки повязывали красную косынку – еще один символ времени, - которая теперь завязывалась не под подбородком, а на затылке. Послереволюционная мода подчеркивала равноправие мужчин и женщин, в равной степени участвовавших в построении нового мира.

Фрагменты картин Георгия Ряжского «Делегатка» (1927) и Кузьмы Петрова-Водкина «Девушка в красном платке» (1925)

Советская мода 1920-х годов формировалась в условиях жесткой нехватки ткани, поэтому одной из главных задач швейной промышленности стало создание единой для всех моды.

«Взамен всех видов платья устанавливалась единообразная форма верхней русской рубашки и для мужчин и для женщин. С такой же точностью был установлен фасон женской юбки. Какие-либо отделки, складки, строчки и манжеты категорически воспрещались », - писал заведующий производственным отделом Москвошвея.

Власти послереволюционной России твердо решили избавиться от всякого наследия прошлого и от элементов России царской, в том числе всего, что касалось стиля одежды. Несмотря на это, над универсальным костюмом для советского гражданина работники швейных фабрик трудились не один год. Производителям одежды была поставлена задача: создать костюмы для пролетариата, которые должны быть не слишком узкими и приспособленными для работы.

Александр Дейнека «Текстильщицы». 1927 год

Так как других ограничений у художников не было, при работе над новой прозодеждой они пустили в ход фантазию и ушли в конструктивизм. Новые модели отличал геометричный крой и такие же рисунки на ткани. Сшитая в мастерских одежда была чем-то принципиально новым, однако привлекла внимание простых граждан, а не обеспеченных дам, по-прежнему предпочитавших одеваться согласно дореволюционной моде.

Отсюда и главный парадокс моды тех лет: работая над одеждой для рабочих, художники экспериментировали и пробовали новые ткани и рисунки, а обшивая партийную элиту, шили по старинке, исключая всякие нововведения.

В начале 1920-х годов отчетливо чувствовалось влияние западных фасонов на советскую моду. В частности, это было связано с повсеместной отменой корсета и нововведениями парижского кутюрье Поля Пуаре. Особенно прижилось в Советском Союзе платье-рубашка с низкой талией, не подчеркивающее фигуру, а, напротив, скрывающее линию талии, бедер и груди. Такой фасон был популярен все десятилетие, со временем менялась лишь длина юбки, постепенно поднимавшаяся выше колена.

В 1921 году, когда при НЭПе стал возможен частный бизнес, в страну попали не только заграничные журналы, но и привезенная с запада одежда. Столичные модницы сразу взяли на вооружение веяния мировой моды. В буржуазной среде женщины снова стали носить муфты, меховые воротники и шляпы-котелки.

Мужчины тоже следовали моде – популярными были фетровые шляпы и боты, костюмы из коверкота и фраки. Однако все это относилось лишь к узкому кругу обеспеченных людей, в то время как большинство граждан одевалось по-другому: прямые длинные юбки и туфли на ремешке для девушек, косоворотки, брезентовые штаны и парусиновые туфли для мужчин.

Поэт Владимир Маяковский и Лиля Брик на отдыхе в Ялте

В период НЭПа особенно сильно чувствовалось желание людей веселиться и «прожигать» жизнь – женщины пристально следили за всеми новинками и особенно за парижскими вечерними нарядами.

Популярный за границей образ женщины-вамп, укутанной мехами и украшенной бриллиантами, в Советском Союзе адаптировали актрисы, блиставшие с экранов ослепительными туалетами и драгоценностями, недоступными пролетариату.

Советские мастерицы пытались копировать одежду, привезенную из других стран, однако индивидуальные модели и одежда на заказ также была доступна очень ограниченной части населения.

Конструктивизм и парижские фасоны ушли в прошлое в конце 1920-х, а точнее, в 1928 году, когда политика НЭПа была свернута. Власти больше не намерены были терпеть проникновение западных мод на улицы советских городов, и сделали все возможное, чтобы граждане выглядели одинаково.

Фабрики отшивали грубые пальто и платья простого кроя, а последних художников-приверженцев конструктивизма подвергали жесткой критике. Александр Перелицын и Вера Муницына, возглавлявшие художественный совет организации «Союзхлопкосбыт», были одними из последних модельеров, пытавшихся в 1920-е годы привнести в фасоны и крой одежды что-то новое.

«Это очень «левые» ребята. Всякий рисунок - художественный, но простой, без выкрутас, они называют контрреволюционным… И все, что носим с вами… - все это сплошная контрреволюция. Кучка халтурщиков и пошляков, прикрываясь псевдореволюционной фразой, пачкала материю… Здесь была устроена своеобразная ситцевая трибуна, где получили возможность выступать чуждые нам люди, профанируя, вульгаризируя наше социалистическое строительство », - говорилось в одном из фельетонов в газете «Правда», окончательно определившем судьбу советского конструктивизма в моде.

Согласно сохранившимся справочникам, в 1923 году в столице работало 204 мастерские, специализировавшиеся на мужской одежде и только 32 женских ателье. Почти все известные мастерские в то время находились в центре: в Столешниковом переулке, на Петровке, Покровке, Тверской и Малой Бронной.

Родители летчика-космонавта СССР Владимира Михайловича Комарова - Ксения Игнатьевна и Михаил Яковлевич. Москва. 1925 год.

В это же время появились первые советские журналы мод. Издание «Ателье», созданное при первом советском «Ателье мод», согласно редакционному письму, ставило своей целью «деятельное и неутомимое стремление к выявлению всего, что творчески прекрасно, что заслуживает наибольшего внимания в области материальной культуры».

Материалы для журнала готовили самые известные художники и авторы того времени, а на страницах «Ателье», помимо эскизов и статей, можно было увидеть фотографии знаменитых актрис в дорогих нарядах, выполненных, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, из качественных тканей.

В журнале был напечатан эскиз популярного платья-бутона скульптора, художницы и модельера Веры Мухиной. Свое название наряд получил из-за драпированной юбки из белой ткани, напоминавшей лепестки цветка. Образ дополняла широкополая красная шляпа и трость.

Издание имело большой успех у читателей, а тираж его составил две тысячи экземпляров. Однако второй номер журнала уже не вышел. Содержание «Ателье» было раскритиковано журналистами другого издания - «Швейник», а в 1925 году большие изменения произошли и в самом «Ателье мод», работники которого после назначения нового руководства стали шить наряды для знаменитостей и жен чиновников.

Еще один журнал, издававшийся в 1920-х, - «Искусство одеваться», первый номер которого вышел в 1928 году и начинался со статьи Анатолия Луначарского «Своевременно ли подумать рабочему об искусстве одеваться?». Среди рубрик журнала - «Полезные советы», «Прошлое костюма», «Курьезы мод». Читателей призывали участвовать в дискуссиях о костюме для советского рабочего, в которых подчеркивалась необходимость создавать свои, а не парижские моды.

В журнале «Домашняя портниха», также вышедшем в 1928 году, печатались выкройки и модели одежды с пояснениями. В это десятилетие появилось еще несколько изданий, среди которых «Швейная промышленность», «Модный журнал», «Четыре сезона», «Вестник моды», «Модели сезона», «Женский журнал». Большинство изданий просуществовало недолго, однако некоторые выпускались несколько лет, пользуясь неизменным успехом у читателей.

Модные девушки 20-ых

Одним из самых популярных художников по костюму, чьи эскизы публиковались в журналах, в первые годы советской власти была Надежда Ламанова, получившая признание еще в царской России.

Создававшая до революции наряды для царской семьи и бомонда и даже получившая звание «Поставщик Двора Ея Императорского Величества», после 1917 года Ламанова вынуждена была приспособиться к новым условиям – не только сменившемуся курсу в одежде, но и недостатку тканей.

Тяжелые обстоятельства модельер смогла обратить в свою пользу: именно с ее легкой руки творческая интеллигенция стала интересоваться кустарными тканями (в начале 1920-х Ламанова экспериментировала с холщовой тканью, полотенцами изо льна, одеялами, шторами).

Так, при новой власти, продолжая работать с женами чиновников, она занялась и массовым производством одежды. В условиях послевоенной разрухи шить костюмы приходилось из грубых и дешевых материалов, что требовало от модельеров огромного терпения и изобретательности. По просьбе Ламановой тогдашний министр культуры Александр Луначарский дал добро на создание «Мастерской современного костюма».

Также она руководила творческим процессом в первом советском «Ателье мод», где работала бок о бок с другими знаменитыми художницами, и участвовала в подготовке журнала «Ателье». Наряды от Ламановой часто демонстрировала муза Владимира Маяковского и известная модница того времени Лиля Брик.

С «Ателье» сотрудничала и дизайнер Александра Экстер. Ее работы выделялись среди остальных и были легко узнаваемы – Экстер создавала костюмы, руководствуясь принципами кубизма. Одна из самых популярных ее работ – сложный костюм, сконструированный из нескольких материалов и напоминающий кимоно. Эскизы Экстер были напечатаны на обложке «Ателье», а внутри журнала можно было найти ее статью «О конструктивной одежде».

«При выборе формы одежды следует считаться с естественными пропорциями фигуры; с помощью правильного конструирования одежды можно добиться ее соответствия формам и размерам тела. Рабочая одежда должна обеспечить свободу движений, поэтому она не может быть зауженной. Одно из главных требований к такому костюму – удобство в работе », - писала дизайнер. Для «Ателье» Экстер разработала варианты прозодежды и модные костюмы с вариациями на историческую тему. Александра Экстер в 1920-х эмигрировала во Францию.

Лиля Брик и Луэлла Краснощекова 1924

Известная художница Варвара Каринская руководила школой художественной вышивки ARS. Как и Ламановой, ателье ей помог открыть нарком просвещения Луначарский. Позже она организовала салон для столичной элиты Haute Couture, клиентами которого стали представители обеспеченной верхушки и жены нэпманов. Также в этой среде был популярен антикварный салон Каринской – там богатые дамы покупали украшения.

Варвара Каринская создала новую технологию вышивки по ткани и аппликации, благодаря которым материал напоминал живописное полотно. В 1928 году художница эмигрировала из Советского Союза, остановившись сначала в Германии, а позже перебравшись в Нью-Йорк, где стала хозяйкой самого популярного ателье. Еще одно признание таланта Каринской – премия «Оскар» за лучшие костюмы к фильму «Жанна д’Арк» 1948 года с Ингрид Бергман в главной роли.

Вестник моды (1926)