Угасание интеллекта в старческом возрасте. Общая характеристика интеллектуальной деятельности в пожилом возрасте

2.2.4. интеллект в пожилом возрасте

А. Шварц, цитируя Боринга (Boring), приводит следующее определение интеллекта: «Интеллект - это то, что измеряют тесты интеллекта». Что есть интеллект и какие виды тестов более подходят для измерения интеллекта? Остается ли интеллект стабильным на протяжении жизни или изменяется с возрастом? Какие методики, техники и исследовательские методы удовлетворяют требованиям развития в поздней жизни? Несогласованность ответов многих авторов на эти вопросы сопровождает изучение интеллектуального функционирования в старости.

Актуальность исследований интеллекта в пожилом возрасте обусловлена, в первую очередь, тем обстоятельством, что именно интеллектуальная активность выступает в качестве одного из условий, тормозящих темп нарастания возрастных изменений психики на поздних этапах онтогенеза. Хотя до недавнего времени считалось, что интеллектуальные возможности достигают пика своего развития в конце второго - начале третьего десятилетия жизни, некоторое время держатся на этом уровне, а затем начинают снижаться в среднем возрасте, и еще быстрее - в пожилом.

Этому мнению способствовала сама история становления экспериментальной психологии, изучавшей интеллект. Первым значительным вкладом в изучение проблем психологического старения явилась работа сэра Фрэнсиса Галтона (1822-1911), троюродного брата Чарльза Дарвина. Галтона интересовали вопросы интеллектуальной деятельности человека и ее трансформация в пожилом возрасте. Его исследования показали, что интеллект ухудшается с возрастом. На основании этого (в совокупности с теорией Дарвина) появилась мысль о том, что в самой старости нет смысла, старый человек - «отброс естественного отбора».

Другой причиной явилось исследование психологов, которое имело большую социальную значимость. Во время Второй мировой войны в США с помощью тестов интеллекта (IQ) была протестирована большая группа молодых призывников, которых направляли на фронт. При этом применялась та же методика, которая использовалась при тестировании подобных групп солдат во времена Первой мировой войны. Результаты исследований зафиксировали значительный рост интеллектуальных способностей американских военнослужащих. Был сделан вывод о том, что эти изменения вызваны трансформациями в области просвещения, образования и социального благосостояния.

Доказательства, на основе которых было сделано это заключение, базировались на исследованиях, использовавших метод срезов. Делать однозначные выводы из подобных исследований не представляется возможным, так как сравниваемые возрастные группы являются представителями различных слоев населения, имеющих различный жизненный опыт (эффект когорты). Как уже отмечалось выше, если не знать, на что были способны, скажем, 60-летние, когда они были в возрасте 40 или 20 лет, то невозможно сделать однозначного вывода о том, снижается или нет с возрастом их интеллект.

Лонгитюдные исследования дали результаты, опровергающие данные, полученные методом срезов. Они показали, что многие люди сохраняют высокий интеллект и в среднем, и в пожилом возрасте. Тем не менее следует признать, что имеются некоторые изменения в отдельных составляющих интеллектуальной деятельности.

Другой причиной распространенного среди психологов мнения о том, что интеллект с возрастом ухудшается, явилась недооценка зависимости психологических характеристик людей от социальных факторов, не были исследованы в полной мере психологические различия, связанные с возрастными особенностями взрослых людей, особенно пожилых. Таким образом, снижение некоторых психологических функций у пожилых объяснялось в основном процессами биологической деградации. Это постепенно привело к тому, что в психологии стало формироваться представление о психологическом старении как о процессе психологической деградации.

Подходы к анализу особенностей познавательной сферы людей позднего периода жизни различны, т. е. существуют разные точки зрения на устойчивость и изменчивость интеллекта в процессе жизни. Одни психологи доказывают, что нет возрастных различий в интеллектуальной компетентности, лишь пониженная мотивация препятствует нормальному проявлению интеллекта у старых людей. Другие, ссылаясь на данные проведения интеллектуальных тестов, доказывают, что в постпенсионном возрасте интеллект снижается. Обычно считается, что у многих людей в поздней старости возникают существенные дефекты в интеллектуальной сфере, особенно в области памяти. Но активно преобразующее отношение к себе индивида помогает ему частично компенсировать снижающиеся интеллектуальные возможности.

Как правило, при исследовании интеллекта используются тестовые психодиагностические методики; среди них наиболее известной и широко применяемой является шкала Векслера для измерения интеллекта (WAIS), которая в нашей стране была адаптирована в психоневрологическом интституте им. В. М. Бехтерева (Санкт-Петербург). Методика Векслера, созданная на основе требований традиционного психометрического подхода, связана с понятием интеллекта как некоторого достигнутого уровня психического развития субъекта, проявляющегося в степени усвоенности определенных функций (оперативной памяти, способности к категориальному обобщению, пространственным преобразованиям и т.д.). В конечном счете данная методика оказывается ориентированной на выявление уровневых характеристик интеллекта за счет фиксации показателей успешности (результативности) выполнения конкретных тестовых заданий.

Исследование Л. Н. Борисовой , которое было направлено на изучение влияния образования на динамику и внутренние механизмы интеллектуального развития взрослых при использовании методики Векслера, показали, что в умственной деятельности взрослых людей в возрасте 18-50 лет не наблюдается стабилизации в развитии вербального и невербального интеллекта, а происходят непрерывные изменения. На всем протяжении рассматриваемого периода выделяется четкая периодизация, характеризующая циклы нарастания интеллекта, моменты спада и нового подъема. Кроме того, анализ экспериментальных данных свидетельствует о неоднородности развития вербального и невербального интеллекта. Уровень развития вербального интеллекта для каждого года жизни выше, чем невербального, т. е. развитие интеллекта взрослого человека происходит за счет преимущественного развития вербально-логических структур, с помощью языка и символов.

Диагностическая ценность итоговых уровневых оценок индивидуального интеллекта и анализ лишь уровневых характеристик интеллектуальной деятельности, на что изначально направлены психометрические тесты интеллекта, в частности тест Векслера, явно недостаточны для диагностики своеобразия интеллектуальной активности человека [Манъковский, Холодная, 1990]. Например, недостаточно корректным является разделение набора тестовых заданий на «вербальные» и «невербальные» по таким формальным критериям, как характер стимульного материала (вербально-знаковый либо предметно-практический) и тип ответов (в виде словесного отчета или практических манипулятивных действий). Соответственно, термины «вербальный» и «невербальный» интеллект оказываются весьма условными в силу психологической неоднородности презентирующих их познавательных функций.

Это привело исследователей к необходимости поиска новых методических процедур, позволяющих более глубоко и полно описать специфику интеллектуальной деятельности. Особый интерес в этом плане представляют исследования когнитивных стилей - индивидуальных различий в познавательных процессах, характеризующих типичные для конкретной личности способы переработки информации в условиях построения образа действительности. Изучение когнитивных стилей в пожилом возрасте, по мнению ряда авторов, позволит получить существенные дополнительные сведения о динамике интеллектуального развития на последних этапах онтогенеза.

Полученные данные подтвердили факт гетерохронности интеллектуального развития в онтогенезе. С одной стороны, существует органическое единство инволюционных (регрессивных) и эволюционных (прогрессивных) изменений в характере интеллектуальной активности в процессе старения, с другой стороны, формируются мощные компенсаторные механизмы, обеспечивающие такую перестройку интеллекта, которая в состоянии обеспечивать необходимые приспособительные эффекты. Например, интеллектуальная сохранность на поздних этапах онтогенеза обеспечивается главным образом за счет работы механизмов понятийного мышления, которые компенсируют снижение эффективности работы механизмов, обеспечивающих пространственные преобразования и оперативные формы переработки информации.

Кроме того, своеобразие интеллектуальной деятельности в пожилом возрасте обусловлено не только изменением качественного состава интеллекта (избирательным снижением или повышением определенных проявлений интеллектуальной активности), но и изменением особенностей его структурной организации (нарастанием дезинтегрированности отдельных познавательных функций).

На поздних этапах онтогенеза остаются без каких-либо существенных изменений те вербальные познавательные функции, которые связаны с запасом знаний, способностью к категориальному обобщению и пониманию значений слов. Более того, старшие возрастные группы значимо превосходят, например, группу студентов по субтесту теста Векслера «Понятливость», что, по-видимому, обусловлено влиянием накопленного социального опыта (сформированность оценок происходящего, реалистичность суждений и т.п.). В другом исследовании возрастных изменений интеллекта были продемонстрированы преимущества пожилых людей в области опыта и словарного запаса, однако им требовалось больше времени при тестировании.

Уровень вербальных познавательных функций, требующих в качестве своего когнитивного обеспечения развитую оперативную память и способность к концентрации внимания, с возрастом явно снижается. Успешность выполнения невербальных заданий также обнаруживает отчетливое постепенное снижение по мере приближения к пожилому возрасту, а по фактору «вербальное понимание» различия между возрастными группами практически отсутствуют, что подтверждают данные рассмотренного выше исследования Л.Н.Борисовой.

Итак, можно говорить о неоднородности изменений познавательной психической деятельности в различных возрастных группах, что, по-видимому, является результатом сложной перестройки мозговой организации, характеризующейся, в первую очередь, сдвигами во всех звеньях саморегуляции. При этом возрастные изменения предполагают формирование приспособительных механизмов, обеспечивающих возможность функционирования познавательного отражения на новых уровнях его организации. Важно «разглядеть» разницу между возрастными изменениями и возрастными различиями в старости.

Является ли интеллект стабильным на протяжении жизни или изменяется с возрастом? Этот вопрос также рассматривается в рамках когнитивной психологии старения. Он тесно связан с другим:

какие методики отбора субъектов исследований и какие исследовательские методы лучше подходят для изучения развития в позднем возрасте?

Таким образом, с развитием когнитивной психологии стали развиваться исследования умственных функций пожилых людей, что упрочило связь теоретической и практической психологии.

Интеллект в пожилом возрасте

Интеллект на житейском уровне - это запас слов, эрудиция, умение понимать сказанное и прочитанное, способность решать проблемы, умение добиваться поставленных целей. Причинами индивидуальных различий в интеллекте могут быть культура, образование или способности, определяемые наследственностью.

Является ли интеллект стабильным на протяжении жизни человека или с возрастом изменяется? Актуальность этого вопроса обусловлена сложностями в приеме на работу лиц пожилого возраста и успешностью их профессиональной деятельности. Иногда в объявлениях о приеме на работу можно прочитать о возрастных ограничениях. Но не зависимо от возраста важными критериями отбора сотрудников являются гибкость мышления; обучаемость; успешность решения задач на сообразительность, умение использовать предмет неожиданным образом, оперативная и долговременная память, объем и распределение внимания, осведомленность в определенной сфере, управление своим психическим состоянием. Практичность, разумность, гибкость в применении знаний, ясность и беглость речи, способность видеть различия и согласовывать разные точки зрения, знание о мире, умение пользоваться личным опытом, сообразительность не зависят от возраста. Они- прямое следствие уровня образования и житейского опыта. И если образование человек получает в юности и зрелости, то житейская мудрость приходит с годами и именно к людям с высоким уровнем интеллекта. Образование противостоит старению, затормаживает его процессы. Но создается противоречие: высокая продуктивность в работе и затруднения в овладении новыми видами деятельности. Поэтому подготовка, переподготовка и постоянное повышение квалификации кадров являются важными условиями профессионального и интеллектуального развития человека.

При анализе познавательных способностей пожилых людей следует учитывать и способы, с помощью которых люди разных возрастов реагируют на различные ситуации. Например, обнаружено, что чем больше стареющий человек способен к перестройкам, тем в большей степени ощущает осмысленность своей жизни, большую удовлетворенность ею, чувствует себя в большей степени ответственным за свои поступки и решения, имеет цели в настоящем и будущем. В пожилом возрасте остаются без каких-либо существенных изменений познавательные функции, которые связаны с запасом знаний, способностью к обобщению и пониманию значений слов. Более того, старшие возрастные группы значимо превосходят группу студентов по тесту «Понятливость», что обусловлено влиянием накопленного социального опыта. В другом исследовании возрастных изменений интеллекта были продемонстрированы преимущества пожилых людей в области опыта и словарного запаса. Однако им требовалось больше времени при тестировании.

Уровень функционального интеллекта (способность решать задачи) взрослого человека в различном возрасте остается достаточно высоким. С возрастом снижается эффективность восприятия и памяти. Отражением «нормального старения» являются: ухудшение памяти, замедление процессов восприятия и затруднение «полета мысли» (абстрактно-логического мышления). К 50-60-летнему возрасту у людей ухудшается способность к обучению, падает скорость переработки новой информации, уменьшается объем кратковременной памяти и т. д. Между тем интеллектуальные профессиональные умения сохраняются до глубокой старости.

Лариса Данцова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психолого-педагогическое сопровождение детей в образовательном процессе с нарушениями интеллекта в условиях школы-интерната IV вида г. Владимира для слабовидящих детей"

Положение о проведении второй летней спартакиады среди людей пожилого возраста Красноуфимс

В статье составлена программа проведения спортивного мероприятия с пенсионерами без больших физических нагрузок и учётом возрастных особенностей участников. Задания состоят из теоритических и пр...

Агрессивность в подростковом возрасте. Переходный возраст психологи считают с 12-16 лет, но у каждого он индивидуально начинается и разумеется, заканчивается в своё время.

Что подразумевает под собой понятие - «переходный возраст», это психологически сложный для подростков переход из детства во взрослую жиз...

До недавнего времени считалось, что интеллектуальные возможности достигают пика своего развития в конце второго – начале третьего десятилетия жизни, некоторое время держатся на этом уровне, а затем начинают снижаться в среднем возрасте, и еще быстрее – в пожилом.

Первым значительным вкладом в изучение проблем психологического старения явилась работа сэра Фрэнсиса Галтона (1822-1911) (Sir Francis Galton), троюродного брата Чарльза Дарвина. Галтона интересовали вопросы интеллектуальной деятельности человека и ее трансформация в пожилом возрасте. Его исследования показали, что интеллект ухудшается с возрастом. На основании этого (в совокупности с теорией Дарвина) появилась мысль о том, что в самой старости нет смысла, пожилой человек – «отброс естественного отбора».

Многие эмпирические исследования показали, например, что способность учить новое, учиться новым умениям и навыкам у пожилых людей занимает больше времени; память менее эффективна; познавательное функционирование в общем ухудшается в пожилом возрасте. Например, до недавнего времени считалось, что интеллектуальные возможности достигают своего пика развития в конце второго – начале третьего десятилетия жизни, некоторое время держатся на этом уровне, а затем начинают снижаться в среднем возрасте, и еще быстрее – в пожилом, поэтому пожилым людям приписывают дефицит обучаемости , под которым обычно подразумевается относительная трудность в обучении или усвоении пожилыми и старыми людьми новой информации по сравнению с другими возрастными группами. На основании исследований Ф. Галтона, а также других ученых был сделан вывод о том, что в самой старости нет смысла, т. к. интеллект ухудшается с возрастом.

Доказательства, на которых было сделано это заключение, базировались на исследованиях, использовавших метод поперечных срезов . При этом сравниваемые возрастные группы являются представителями различных слоев населения, имеющих различный жизненный опыт (эффект когорт).

Последующие работы давали результаты, противоречащие полученным ранее. Например, эксперименты по приобретению новых умений показали, что в то время как пожилым людям требуется больше времени на выполнение заданий, и они менее уверены, чем молодые, в научении новым техникам, они превосходят их в точности, надежности и результатах.

Другой причиной явилось исследование психологов, которое имело большую социальную значимость. Во время Второй мировой войны в США с помощью тестов интеллекта (IQ) была протестирована большая группа молодых призывников, которых направляли на фронт. При этом применялась та же методика, которая использовалась при тестировании подобных групп солдат во времена Первой мировой войны. Результаты исследований зафиксировали значительный рост интеллектуальных способностей американских военнослужащих. Был сделан вывод о том, что эти изменения были вызваны трансформациями в области просвещения, образования и социального благосостояния.

Однако сравниваемые возрастные группы являлись представителями различных групп населения, имеющих различный жизненный опыт. Если не знать, на что были способны, скажем, 60-ти летние, когда они были в возрасте 40 или 20 лет, то невозможно сделать однозначного вывода о том, снижается или нет с возрастом их интеллект.

Более недавние результаты современных лонгитюдных исследований показали, что многие люди сохраняют высокий интеллект и в среднем, и в пожилом возрасте. Хотя имеются некоторые изменения в отдельных составляющих интеллектуальной деятельности.

Другой причиной распространенного мнения о том, что интеллект с возрастом ухудшается, явилась недооценка зависимости психологических характеристик людей от социальных факторов и переоценка процесса биологической деградации.

Существуют разные точки зрения на устойчивость и изменчивость интеллекта в процессе жизни. Одни психологи доказывают, что нет возрастных различий в интеллекте, другие, ссылаясь на данные проведения интеллектуальных тестов, доказывают, что в пожилом возрасте интеллект снижается. Обычно считается, что у многих людей в позднем периоде жизни возникают существенные дефекты в интеллектуальной сфере, особенно в области памяти. Но активно-преобразующее отношение к себе индивида помогает ему частично компенсировать снижающиеся интеллектуальные возможности.

Полученные данные многих исследований подтвердили факт гетерохронности интеллектуального развития в онтогенезе. Одни представители позднего возраста сохраняют способность к освоению новой информации, тогда как другие успешно используют компенсаторные средства.

И социологов было доказано, что у психически пожилых людей до 80 лет практически не наблюдается значительного снижения интеллекта , и их интеллектуальные способности остаются такими же, как и в более молодом возрасте.

Психическое состояние и в старости зависят главным образом от двух факторов: образования и уровня профессиональной квалификации. Чем выше уровень образования, полученного человеком в молодости, тем лучше сохраняется интеллект в старости. Люди с более высоким уровнем профессиональной подготовки, приобретенной в молодые годы, постоянно пополняют свои знания и в зрелом возрасте, т. е. в течение всей жизни занимаются интеллектуальной тренировкой. Следовательно, и в старости они сохраняют интеллектуальные способности и высокий жизненный тонус.

В ходе исследований обнаружен интересный факт: подвижность психики в старости обусловлена «средой обитания» пожилого человека. Такой вывод был сделан на основании сравнительного анализа результатов двух обследованных групп. Одна группа состояла из здоровых пожилых людей, живущих в благоприятной среде, которая способствовала повышению их жизненного тонуса. В другой группе были люди такого же возраста, но живущие в «тепличных условиях», которые вынуждали их к пассивности.

Очевидно, окружающая среда, требующая от пожилых людей самостоятельности и независимости, позволяет им сохранить высокий уровень развития интеллекта в старости. Кроме того, чтение специальной и художественной литературы, изучение иностранных языков, различные увлечения - все это требует постоянной работы ума.

Авторы этих наблюдений делают вывод, что в нормальных условиях умственные способности человека к старости не уменьшаются. Естественно, что между отдельными индивидуумами различия могут быть весьма существенными, но это зависит в основном от условий существования человека.

Существует еще одно наблюдение, касающееся интеллекта пожилых людей. Из-за возрастного снижения слуха человек иногда странно реагирует на вопросы или замечания окружающих. А окружающие приписывают ответы невпопад или неверные замечания снижению его умственных способностей.

У некоторых групп пожилых людей с высоким уровнем образования интеллект в старости не только не уменьшается, но даже в некотором смысле возрастает. Так, например, способности к абстрактным и философским рассуждениям лучше всего проявляются в пожилом возрасте, особенно между 50-80 годами. Если в зрелости у кого-то творческая деятельность была нормой жизни, то этот человек продолжает заниматься ею до глубокой старости. В качестве примера можно привести плодотворную работу до самой смерти таких выдающихся старцев, как Лев Толстой , Жорж Сименон , Иоганн Гете и многих других.

Лучшее лекарство против старения тренировка интеллекта и психики .

Из этого следует, что если человек занимается интеллектуальным трудом, учится в течение всей жизни, стремится к самосовершенствованию, то позже, в период старения и старости, мозг у него работает гораздо лучше. Существует, конечно, и обратная зависимость. Как недостаточное использование физических функций ведет к снижению физических способностей, так и недостаточная эксплуатация мозга, недозагрузка мозговых клеток может привести к ухудшению памяти. Результаты исследований показывают, что к старости лучше сохраняется не память механическая, а память систематическая. В случае необходимости решить задачу, требующую усилий памяти, определенных навыков и опыта, пожилой человек может даже превзойти молодого, которому часто мешают излишние эмоции и недостаток опыта.

Умственная работа требует больших энергозатрат. Немногие осознают, что, испытывая психическое напряжение, они быстрее, чем прежде, утомляются и после такого рода активности нуждаются в более частом отдыхе. Поэтому пожилому человеку необходимо несколько раз в течение трудового дня делать кратковременные паузы для отдыха. Минутная релаксация, небольшая прогулка на свежем воздухе - и снова заряжена «психическая батарейка». Мозг будет лучше снабжаться кровью и не произойдет перенапряжения. Чтобы сохранить психическую активность и здоровье, следует поддерживать динамическое равновесие между работой и отдыхом.


Найти ещё что-нибудь интересное:

Интеллект в пожилом возрасте

Ин теллект на житейском уровне - это запас слов, эрудиция, умение понимать сказанное и прочитанное, способность решать проблемы, умение добиваться поставленных целей . Причинами индивидуальных различий в интеллекте могут быть культура, образование или способности, определяемые наследственностью.

Является ли интеллект стабильным на протяжении жизни человека или с возрастом изменяется? Актуальность этого вопроса обусловлена сложностями в приеме на работу лиц пожилого возраста и успешностью их профессиональной деятельности. Иногда в объявлениях о приеме на работу можно прочитать о возрастных ограничениях. Но не зависимо от возраста важными критериями отбора сотрудников являются гибкость мышления; обучаемость; успешность ре­ шения задач на сообразительность, умение и спользовать предмет неожиданным образом, оперативная и долговременная память, объем и распределение внимания, осведомленность в определенной сфере, управление своим психическим состоянием. Практичность, разумность, гибкость в применении знаний, ясность и беглость речи, способность видеть различия и согласовы­вать разные точки зрения, знание о мире, умение пользоваться личным опытом, сообразительность не зависят от возраста. Они- прямое следствие уровня образования и житейского опыта. И если образование человек получает в юности и зрелости, то житейская мудрость приходит с годами и именно к людям с высоким уровнем интеллекта. Образование противостоит старению, затормаживает его процессы. Но создается противоречие: высокая продуктивность в работе и затруднения в овладении новыми видами деятельности. Поэтому подготовка, переподготовка и постоянное повышение квалификации кадров являются важными условиями профессионального и интеллектуального развития человека.

При анализе познавательных способностей пожилых людей следует учитывать и с пособы, с помощью которых люди разных возрастов реагируют на различные ситуации. Например, обнаружено, что чем больше стареющий человек способен к перестройкам, тем в большей степени ощущает осмысленность своей жизни, большую удовлетворенность ею, чувствует себя в большей степени ответ­ственным за свои поступки и решения, имеет цели в настоящем и будущем. В по­жилом возрасте остаются без каких-либо суще­ственных изменений познавательные функции, ко­торые связаны с запасом знаний, способностью к обобщению и пониманию значений слов. Более того, старшие воз­растные группы значимо превосходят группу студентов по тесту «Понятливость», что обус­ ловлено влиянием накопленного социального опыта. В другом исследовании возрастных изменений интеллекта были продемонстрированы преимущества пожилых людей в области опы­ та и словарного запаса. Однако им требовалось больше времени при тестировании.

Уровень функционального интеллекта (способность решать задачи) взрослого человека в различном возрасте остается достаточно высоким. С возрастом сни­жается эффективность воспри­ ятия и памяти. Отражением «нормального старе­ния» являются: ухудшение памяти, замедление процессов воспри­ятия и затруднение «полета мысли» (абстрактно-логического мыш­ления). К 50-60-летнему возрасту у людей ухудшается способность к обучению, падает скорость переработки новой информации, уменьшается объем кратковременной памяти и т. д. Между тем интеллектуальные профессиональ­ ные умения сохраняются до глубокой старости.

Лариса Данцова